Различия в любовной лирике тютчева и фета. Лирика Тютчева и Фета (Сравнительный анализ)

Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к ней, и отдельными штрихами изображения.

До 50-х гг. в творчестве Тютчева женские образы появлялись довольно редко, зачастую на втором плане, и роль женщины и ее любви была не столь важна для автора. С появлением же в жизни поэта Е.А. Денисьевой в поэзии Тютчева, можно сказать, тема любви была раскрыта полностью, он ввел в нее разносторонний женский образ, и, очевидно, одним из первых сумел встать на место женщины, с ее точки зрения посмотрев на мир. Можно говорить о традиции Некрасова в тютчевской лирике – поэт создал ряд стихотворений с одной героиней, чей образ оказывается даже более значимым, чем образ героя.

Биография Тютчева сложилась трагически, свет осуждал его за то, что он, будучи женатым, не скрывал своей любви к Денисьевой. Это не могло не отразиться в его стихотворениях:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

…………………………….

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Нередко сравнение любви со стихией, сопоставление их разрушающей силы, любовь – это борьба. И, прежде всего, она приносит беду и страдания для героини.

Я стражду, не живу…им, им одним живу я.

Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Так называемый Денисьевский цикл – это своего рода дневник поэта, концентрация его личных переживаний. Буря страстей, бушующих в душе, сочится из каждой строчки:

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Поэт не раз подчеркивал превосходство своей героини над лирическим героем, женщина стала в поэзии Тютчева символом чистоты и света. Вероятно, это связано с той трагедией, которую пережил поэт – смерть возлюбленной. Но и после этого он продолжает любить ее, моля бога навсегда сохранить память о ней:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь о ней.

А.А. Фет также пережил трагедию, его возлюбленная Мария Лазич погибла, и его мировоззрение после ее смерти тоже меняется, но иначе, нежели у Тютчева. Он четко разделяет жизнь на реальную и идеальную, оставляя место в своей поэзии лишь идеальной. В поэте борются два человека – жестокий помещик и лиричный певец красоты. Природа, любовь и музыка – вот идеалы его поэзии, и только они заслуживают быть воспетыми в поэзии.

Любовь у Фета – это отдельные моменты, проявления чувств, что тонко изображено в стихотворении "Шепот. Робкое дыханье…". Здесь нет движения, только образы и звуки, что придает особенную музыкальность стихотворению, не раз отмеченную критиками и в других произведениях поэта. Недаром на стихи Фета создано множество романсов, таких как "На заре ты ее не буди…".

Несмотря на идеализацию любви в своей поэзии, на четкую установку воспевания идеала, Фет не мог забыть о своей возлюбленной, и тема их отношений прослеживается в стихотворениях, сочетаясь с темой памяти.

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд углей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, –

Когда ты здесь, передо мной.

Для Фета любовь – необходимая часть жизни человека, без нее жизнь неполноценна. Он старается "увидеть", "узнать" образ любимой в других женщинах.

Таким образом, мы понимаем, что тема любви в творчестве Фета и Тютчева раскрывается и показывается различно, у Тютчева она весьма реальна и трагична, Фет же отказался от этого, посвятив себя служению "чистому искусству". Однако, сходство этих двух поэтов очевидно: их переживания, выраженные по-разному, относятся к одной любимой женщине и не меняются со временем. Любовная лирика и Фета, и Тютчева насыщена всей разнообразной гаммой чувств, от полного восторга до тяжелейшей боли, и остается неизменной близкой и понятной даже современному читателю.


Сравнительная характеристика темы любви в лирике Тютчева и Фета. Первый пункт плана - это сравнение по критериям художественный образ, созданный автором. Стихотворение Тютчева "Я встретил вас и всё былое" прекрасный пример стихотворения о чистой любви, автор рассматривает тему чувств. Так, например, данное стихотворение описывает чувства, вновь испытываемые счастливым лирическим героем. Тютчев открывает для нас светлое чувство любви с привычного ракурса для всех. Так любовь предстаёт в его стихотворение как что-то искреннее, светлое и нежное. Лирического героя любовь наполняет смыслом жизни, он счастлив. Стихотворение погружает читателя в мир теплоты и гармонии.

В стихотворении Фета "Ты отстрадала, я еще страдаю" поэт создал образ лирического героя, через который передает свою ситуацию.

Это стихотворение посвящено одно из возлюбленных поэта - М. Лазич, оно о любви. Ему не хватило мужества, чтобы остаться с Лазич и он пренебрег не только своими чувствами, но и чувствами Марии и вскоре сбежал, после этого до конца своих дней он говорил: "сожалею о своем поступке". Через сколько дней после того, как он ушел от Марии, он узнает, что Женщина погибла, одной из версии гибели стало то, что Мария покончила жизнь самоубийством, тоже самое пытался сделать Фет по предположению некоторых исследователей. Несмотря на несколько десятков лет, которые прошли после смерти Марии Фет так и до конца жизни не смог перебороть чувство вины, оно его коробили, что он мог повлиять на решение Марии. В стихотворении отражены данные терзания поэта. Лирический герой показывает как его душа дышит сомнением, его жизнь пропитана этим чувством.

Стихотворение пропитано чувствам в любви, чувством памяти к возлюбленной, он сомневается в правильности своего поступка. Лирический герой понимает, что всё лучшие моменты его жизни были с ней, в прошлом, всё о чём он мечтает - это попасть к ней "скорей скорей в твое небытие". Это ещё раз может подтверждать Мысль о том, что Фет мог пытаться покончить с собой самоубийством.

Вторым критерием в сравнении является выразительные средства которые используют поэты в своих стихотворениях. Тютчев использует различные средства выразительные такие как метафора, эпитет, олицетворение; преобладает нежная, эмоциональная лексика, которая показывает молодость и чувственность лирического героя.

В произведение Фета преобладают эпитеты, которые показывают состояние лирического героя, поэт использует метафоры для того, чтобы показать терзания в глубине души персонажа, так, например, "сомнением дышит грудь" "сердцем избегаю"

Третьим критерием в сравнении является авторский замысел, для чего создали эти произведения авторы. Тютчев хотел изобразить счастливую и светлую жизнь, которая возможна, если ты любишь. Автор передает силу любви, верность в любви герои автор хвалит его чудесные проявления своих чувств. Воспоминания дарят личности вдохновение и надежду, любовь возражает минувшие воспоминания, любовь - это то что наполняет нас жизнью.

Стихотворение посвященное потерянной любви, трагическому исходу и одиночеству. Одиночество человека, который мог бы всё изменить, но не сделал этого.

Обновлено: 2017-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. вспоминается природа Фета, которая тоже любит, любит не просто вместе с человеком, а любит вместо человека, как это происходит в стихотворении "В дымке-невидимке". Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. Прожив долгую жизнь он сохраняет юношеский пыль в своих произведениях.Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как "Нет, я не изменил", "Люби меня! Как только твой покорный" или же "Еще люблю, еще томлюсь".

Самым значительным в лирике Ф был цикл стих-й, посвящ-х Марии Лазич. Чувства их были взаимны, но брак невозможен, т.к. Фет женился по расчёту. Этот цикл посвящён уже умершей возлюбленной. Из этих стих-й мы видим, что Ф интересует не индивид характ-ка, не психологич портрет героини, его интересует сам процесс чувствования. Чувство передаётся не в целостности, а в деталях, тонч-х оттенках. Ф передаёт тончайшие иррационал-е переживания человека. Ф очень дорожит мигом. Мир, природа живёт интимной жизнью. Любовь как преодолённое страдание. Концепция любви у Ф сводится к формулам: красота, счастье, страдание =>одновременно. Поэтому часто встреч-ся сочетания слов: мука-блаженство; страдание-блаж-во. Позднее эту концепцию подхватит Блок.

Любовь у Тютчева: Любовь его лирического героя – всегда нравственное переживание, порочные страсти осуждены им и не являются предметом поэтического внимания. В тютчевской поэзии первой половины 30х гг. идеализируется любовная страсть как переживание, дающее человеку счастье («Сей день, я помню для меня…», «К.Н.»). стихотворение «Я помню время золотое…» - воспоминание о юношеской влюбленности. «Младая фея» касается «младенческой ногой» старинного камня, на «плечи юные» падает «цвет яблонь», ветер «играет» рядом с ней, она «беззаботно смотрит вдаль». Идея нравственного служения раз принятому идеалу проходит через творчество поэта и более чем через 3 десятилетия, в 1870г 67-летний поэт под влиянием встречи с «младой феей» юных дней создает стихотворение о любви и верности «Я встретил вас – и все былое». Во второй половине 30 гг. в его поэзии любовь – это гроза, способная не только сделать человека счастливым, но и погубить его. В создаваемом в 50-60гг «денисьевском цикле», посвященном Е.А.Денисьевой. Тютчев представил это чувство как поединок роковой. Образ «огня» любви оказался доминантным. Женщина изображена несущей крест страданий во имя любви, подобной горению на костре, расставшись навсегда, поэт тоскует о ней, «так пламенно, так горячо любившей». Страсть рисуется на фоне пожара, между ними тайное родство. В стихотворении «последняя любовь» серия метафор (тепло-свет-любовь-жизнь) выстраивается логическая цепь, выявляющая этику Тютчева. Смысл жизни в любви, любовь – горение, оно рождает мучения, но только так можно достигнуть счастья. На костре жизни, костре любви, человек сгорает, но приобретает блаженство, плата за него – смерть. Идея жизни-горения, а не тления выходит и за пределы любовной лирики Тютчева, превращаясь в его этический принцип. В «денисьевском» цикле намечается отход поэта от романтических теорий любви. Элементы типизации, объективного психологического анализа были связаны в поэзии Тютчева с образами любящих. Он представил любовь не как стихию, неподвластную людям, а как чувство, оказывающееся в зависимости от воздействия общества, «толпы», «суда людского». В «денисьевском цикле» впервые появился объективные образ – другой личности, не сливающейся с его лирическим я. Это была женщина. На смену идеальной «младой фее» его поэзии 30х пришла реальная женщина. Поэт раскрыл сложный, противоречивый мир её чувств, в стихах прозвучал её голос, предстала трагическая судьба (о как убийственно мы любим \ как в буйной слепоте страстей \ мы то всего вернее губим \ что сердцу нашему милей!»). проблема жизненных путей человека получила у Т-ва конкретное и философское раскрытие.


Любовь у Некрасова: Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”.

Основное внимание естественно уделить “панаевскому циклу”. Авдотья Алексеевна Панаева - главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических. Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Но в центре “панаевского цикла” - она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать” (Скатов). мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно - отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год - сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с “денисьевским циклом” Тютчева. Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, “незаконности” любви, “мятежности” пронизывают оба цикла и тем самым объединяют - в интимной лирике - двух столь разных поэтов.

В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.

Федор Тютчев был старше Афанасия Фета на семнадцать лет. Разница в возрасте, местах, которые они посещали и в которых жили, наложили отпечаток на произведения великих русский лириков, сумевших как никто выразить в поэтической форме свои мысли и переживания. Массовые читатели-современники достаточно холодно относились к их поэзии, и только время расставило все на свои места. Эти два гения близки трепетным отношением к и любви. Давайте проведем сравнение Тютчева и Фета.

Уникальность поэзии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович написал за свою жизнь немногим более четырехсот стихотворений. делит их на три периода. Мы ограничимся анализом произведений, где отражена жизнь природы с ее глубоким философским подтекстом, и любовной лирикой. Сравнение Тютчева и Фета в этих областях поэзии показывает разность пленительной грации «чистого искусства» А. Фета и наполненность мыслями и неподдельными, хотя скупыми, выражениями чувств у Ф. Тютчева.

Живя в Ницце после смерти Е. Денисьевой, которую он тяжело переживал, поэт пишет горчайшее стихотворение, в котором сравнивает свою жизнь с птицей, у которой обломаны крылья. Она, видя яркий блеск юга, его безмятежную жизнь, хочет и не может подняться. И вся она «дрожит от боли и бессилья». В восьми строках мы видим все: яркую природу Италии, блеск которой не радует, а тревожит, несчастную птицу, которой больше не суждено летать, и Человека, который переживает ее боль, как свою личную. Сравнение Тютчева и Фета, также пережившего личную драму, здесь просто невозможно. Они говорят по-русски, но на разных языках.

Стихотворение «Русской женщине», которое состоит из двух строф, актуально и сегодня.

Кратко обрисовано ее бесцветное и никому не нужное существование на бескрайних, безлюдных, безымянных просторах. Лирический герой сравнивает ее жизнь с облачком дыма, которое постепенно исчезает на тусклом туманном осеннем небе.

А что же любовь? Она только анализируется. Стихотворение «Лето 1854» в начале пронизано восторгом, колдовством любви, которая далась двоим «ни с того и ни с сего». Но на смотрит «тревожными глазами». За что и откуда такая радость? Не умеет рациональный ум просто ее принять. Надо добраться до истины. По мнению лирического героя это лишь бесовское прельщение...

Ф. Тютчев - тонкий психолог, и за какую бы тему он ни взялся, то обязательно предстанет перед нами во всем величии гения.

Музыкальный дар А. Фета

Сравнение Тютчева и Фета показывает, что за какую бы картину оба поэта ни брались, то в ней обязательно отразится лик природы или любви, зачастую переплетенные вместе. Только у А. Фета больше трепета жизни, переходов состояний. Поэт открывает перед нами мир и его красоту, очень точно их воспроизводя и совершенствуя натуру человека. «Майская ночь» - стихотворение, которое Л. Толстой сразу выучил наизусть.

Тут и картина ночного неба с тающими облаками, и обещание любви и счастья на земле, которое оказывается достижимо только в небесах. В целом при всей неоспоримой музыкальности Фет пришел к радостному, почти языческому восприятию бытия.

Взаимоотношения человека и природы у двух поэтов

При сравнении лирики Тютчева и Фета выясняется, что для Тютчева не существует гармонии между человеком и природой. Он упорно старается разгадать ее вечную загадку, которой у этого сфинкса, может быть, и нет. Фет же восхищается ее красотой помимо своей воли, она вливается в него и выплескивается в виде восторженных произведений на листы бумаги.

Что значит любовь для каждого из них

Тютчев считает, что любовь губит человека. Она лишена гармонии. Эта стихия, которая внезапно приходит и разрушает налаженную жизнь. Она приносит только страдания. Сравнение поэзии Тютчева и Фета показывает, что у последнего и в зрелом возрасте находятся яркие и восторженные краски для описания вспыхнувшего чувства: «Счастию сердце легко предается».

Он помнит и ни на минуту не забывает свою юношескую любовь, но не отворачивается от ее трагизма в Alter ego и считает, что для истинной любви есть особенный суд - его с любимой нельзя разлучить.

Мир - это создание Творца. Оба поэта пытаются познать Создателя через природу. Но если Ф. Тютчев смотрит на мир трагическим и философским взглядом, то А. Фет, как соловей, поет песнь его непреходящей красоте.

Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных поэтов эта тема звучит всегда по-разному. Любовная лирика занимает большое место в поэзии и Тютчева, и Фета, при этом существенно отличаясь как раскрытием темы любви в целом, так и отдельными акцентами, настроениями, нюансами.

У Тютчева тема любви полностью раскрывается в лирическом цикле, посвященном Е. А. Денисьевой. В поэзии Тютчева до 50-х годов прошлого века образы женщин появлялись редко и на втором плане. Женская тема в этих стихах была побочной и второстепенной. Теперь же в лирику Тютчева входит женский образ, многосторонний, сложный женский характер. Тютчев одним из первых поэтов попытался в своих стихах встать на позицию женщины, попытался изобразить ее внутренний мир. Пушкин и Лермонтов в любовной лирике описывали только свои переживания и чувства, не уделяя особого внимания тому, что происходило в душе женщины. Тютчев продолжает традицию Некрасова и создает цикл стихотворений с одной героиней, чей образ имеет даже большее значение, чем образ самого героя. Для понимания стихотворений этого цикла важно знать реальную историю любви Тютчева и Денисьевой.

Будучи женатым, в 1849 году Тютчев познакомился с Денисьевой и влюбился в нее. Тютчев не делал тайны из своего увлечения, не скрывал его от петербургского света. И поэтому жизнь его возлюбленной, оказавшейся в таком сложном положении, превратилась в настоящий ад. Перед Денисьевой закрылись двери многих петербургских салонов и домов, ее перестали принимать, игнорировали ее существование. Однако Тютчев не считался с мнением света и продолжал жить в двух семьях (от Тютчева у Денисьевой рождались дети, которых поэт потом усыновлял). Тютчев вытерпел немало косых взглядов и не мог чувствовать себя совершенно свободным в столичном обществе. Еще тяжелее были его переживания за свою возлюбленную, положение которой было невыносимым (Тютчев это сознавал). Отсюда в любовной лирике Тютчева основной является тема вины лирического героя за страдания, принесенные своей возлюбленной. Эта тема звучит почти в каждом любовном стихотворении Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным укором

На жизнь ее она легла!

Образ толпы - частый спутник любовных стихотворений Тютчева. Толпа, свет попрали самые заветные, ценные чувства женщины:

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело…

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала…

Любовь для Тютчева - это роковой поединок, всепоглощающая роковая страсть, слепая, разрушительная стихия. Во многих стихотворениях любовь - это не радость и счастье, а муки, горести, страдания, прежде всего, для героини.

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть вижу, нож в руке его дрожит…

Я стражду, не живу… им, им одним живу я.

Но эта жизнь!.. О, как горька она! -

Пишет Тютчев от лица своей героини. В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи…» Тютчев описывает последствия той роковой страсти, показывает, как опустошает и убивает любовь душу женщины:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Денисьевский цикл - это художественный дневник. От стихотворения к стихотворению нам раскрывается история любви Тютчева и Денисьевой. Однако цикл лишен сюжетности. В стихах описываются лишь некоторые, самые важные моменты отношений двух влюбленных. В цикле мало сведений и о динамике любви, о ее возникновении, развитии. Поэтика денисьевского цикла отличается от поэтики других произведений Тютчева. В любовных стихотворениях возникают психологизм и детализация чувств, ранее не характерные для поэзии Тютчева.

Читая стихи денисьевского цикла, читатель представляет образ его героини. Тютчев всегда подчеркивает, что его героиня выше, чище, чем герой, она нравственно превосходит героя, так как страдает больше, чем он. Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в этом цикле. Большой трагедией для Тютчева стала смерть Денисьевой.

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет и не может…

Нет ни полета, ни размаху -

Висят поломанные крылья.

И вся она, прижавшись к праху,

Дрожит от боли и бессилья…

Жизнь в такой тяжелой обстановке, постоянные переживания подорвали ее здоровье, она умерла. После ее смерти Тютчев не перестает писать стихи, посвященные ей. Однако Тютчеву невыносимее всего, страшнее всего было ощущать, как в его душе умирают все лучшие воспоминания, связанные с его возлюбленной:

Минувшее не веет легкой тенью,

А под землей, как труп, лежит оно.

Тютчев просит Бога не дать забыть ему о своей любимой, просит, чтобы память о ней навсегда осталась с ним:

О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь о ней.

В жизни Фета тоже была огромная потеря. Трагически погибла его возлюбленная Мария Лазич. После ее смерти Фет очень меняется, меняются его взгляды на жизнь и на искусство. Фет разделяет свою жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Теперь в Фете стали жить как будто бы два человека: один - жестокий, прагматичный помещик, другой - мелодичный поэт, певец любви и природы. Фет стал поэтом и идеологом «чистого» искусства. Он был твердо уверен, что действительность и поэзия - диаметрально противоположные, несовместимые вещи и что никакие отголоски реальной жизни не должны проникать в поэзию. Выше всего Фет ценил красоту, преклонялся перед ней. Красотой для него является природа, любовь и музыка. Все стихотворения Фета в основном посвящены этим трем идеалам, среди которых любовь занимает главное место.

Любовь, по Фету, - это сладостные моменты сближения и соединения душ. Фет не описывает целиком любовное чувство, как Тютчев, любовь у Фета распадается на отдельные впечатления, переживания, поэт передает момент чувства, мимолетное движение человеческой души. Показательно в этом отношении стихотворение «Шепот. Робкое дыханье…». Мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными в этом стихотворении. В этих «мирах» поэт выделяет еле заметные переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах. Однако у читателя они складываются в единый образ свидания, создают единое впечатление. Стихотворение лишено глаголов, оно состоит из одних имен (прилагательных и существительных). Это придает ему особую мелодичность, напевность. Вообще музыкальность - это неотъемлемое качество всех любовных стихов Фета и поэзии Фета в целом. Музыка, любовь и природа слиты в поэтическом мире Фета, они неотделимы друг от друга.

«На заре ты ее не буди…» - один из ярких примеров музыкальности лирики Фета. Жанр этого стихотворения можно определить как романс. Стихотворение лишено сюжета, читатель ничего не знает о его героине, потому что Фет не рассказывает о ней и о ее внутреннем мире, а как бы рисует картину. Но это картина не статичная, она не лишена движения. Фет описывает едва уловимые оттенки душевных переживаний героини. Именно эти штрихи и составляют, по Фету, существо человека.

В стихотворении «Сияла ночь…» героиня именно через музыку, пение выражает все свои чувства, любовь:

Ты пела до зари, от слез изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

У Фета нет конкретного цикла «любовных стихотворений, посвященных Марии Лазич. Однако Фет не мог забыть свою первую, самую большую любовь. Образ Марии Лазич, память об их отношениях не переставали возникать в поэзии Фета на протяжении всей его жизни, причем более всего и проникновеннее всего Фет писал о своей первой любви в стихотворениях, вошедших в цикл «Вечерние огни», в период, наиболее удаленный от драматического романа с М. Лазич:

Та трава, что вдали на могиле твоей,

Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,

И я знаю, взглянувши на звезды порой,

Что взирали на них мы, как боги, с тобой.

Как-то Фета спросили, как может он в его годы так по-юношески писать о любви; он ответил: по памяти. Действительно, память имела большое значение в жизни Фета. В отличие от Тютчева, постепенно забывающего образ своей возлюбленной, Фет ничего не забыл из своих отношений с М. Лазич:

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд углей, отрадный и жестокий,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, -

Когда ты здесь, передо мной.

Фет, в отличие от Тютчева, не только способен хранить воспоминания о давно умершей любимой женщине, он ощущает себя и любимую навсегда нераздельно слитыми в одном мире - мире поэзии:

И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю,

И нежности былой я слышу дуновенье,

И, содрогаясь, я пою.

Именно такое узнавание в новом женском образе все того же, на всю жизнь вошедшего в его поэтическое сознание дорогого и прекрасного образа и составляет основу его любовных песен в цикле «Вечерние огни». Истинным предметом фетовских песен любви являются не столько те, кто в данную минуту снова затронул его сердце, сколько сами чувства восторга, счастья, умиления, влюбленности в красоту, которые они вызывают в поэте. Любовь для Фета - это не роковой поединок, это всегда радость, счастье. Без любви, как и без природы и искусства, невозможно жить полноценной жизнью. В своих «песнях любви» поэт так полно отдается любовному чувству, упоению красотой любимой женщины, что это уже само по себе приносит ему ни с чем не сравнимое счастье.

Таким образом, в раскрытии темы любви в творчестве Тютчева и Фета больше различий, но есть и сходство. Любовные стихотворения у того и другого поэта посвящены переживаниям, связанным в основном с одной любимой женщиной, причем эти переживания постоянны для каждого поэта, они не меняются со временем. Для этих двух поэтов чувства и настроения любовной лирики различны, можно сказать, противоположны. У Тютчева любовь - это роковая страсть, губящая героиню, приносящая страдания, боль, чувство вины герою. За мгновения счастья возлюбленные расплачиваются всю жизнь и даже самой жизнью.

У Фета любовная лирика хотя и отражает личную трагедию, которую также пережил поэт, в целом окрашена в светлые, радостные тона, связанные с воспоминаниями поэта об упоительных мгновениях первой любви.

Любовная лирика Тютчева и Фета передает всю гамму чувств, связанных с любовными переживаниями: от упоения, восторга до боли и страдания. Поэтому современный читатель, не обязательно знающий личные любовные истории поэтов, тем не менее хорошо понимает их стихотворения, находит в них выражение настроений, созвучных его личным переживаниям.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!