«Размышления над поэзией А. Радищева

Сочинение

О дар небес благословенный, Источник всех великих дел, О вольность, вольность, дар бесценный! Позволь, чтоб раб тебя воспел. А. Радищев Ни один автор XVIII века не был так проникнут идеей отрицания, как Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Он стремился критически осмыслить все без исключения сферы общественной жизни. Устранение частных недостатков его не удовлетворило бы: он хотел изменить мир в целом. Последовательно обличая неприемлемую для него действительность, Радищев одновременно выдвигал свою положительную программу, наиболее полно отразившуюся в «Путешествии из Петербурга в Москву», сочетающем качества литературного произведения и публицистического трактата. В деятельности писателя-революционера поэтическое творчество занимало скромное место. Поэзия была для него одним из способов пропаганды гражданственных идей. При этом Радищев понимал и ценил специфику поэзии как искусства, способного эмоционально воздействовать на читателей. Смелый экспериментатор, Александр Николаевич стремился по-новому использовать распространенные поэтические жанры. Он пытался обогатить русскую поэзию новыми размерами, на практике и в теории разрабатывая свои идеи. Почти все стихотворения автора были опубликованы посмертно в Собрании сочинений 1807-1811 годов. Создавались же стихи в 1780-1800-е годы. В то время образцом был Ломоносов. Знаменитое «Слово о Ломоносове», завершающее «Путешествие»,- довольно ярко свидетельствовало об уважении и восхищении Александра Николаевича перед «великим мужем». Радищев видел в Ломоносове не придворного песнопевца, а гениального поэта, преобразователя языка. Таким образом, в отличие от поэтов-сентименталистов, у Александра Николаевича не было дринципиальных возражений против «парящего» Ломоносова. «Вольность», написанная в 80-х годах,- это ода не только по названию, но и по всем жанровым признакам: высокий стиль, строфическое деление по десять строк, самое замечательное же в ней то, что ода воспевает не царя, не героя, а «вольность» и «свободу»- Значение оды велико и потому, что она включена в «Путешествие». В стихах повествовательный элемент отходит на второй план, главным выступает ораторский пафос, с которым автор говорит о волнующих его идеях: О дар небес благословенный, Источник всех великих дел, О вольность, вольность, дар бесценный! Позволь, чтоб раб тебя воспел. Произведение Радищева близко по стилю и словесным совпадениям «Оде на рабство» Капниста и «Властителям и судиям» Державина, так как «Вольность» во многом принадлежит традициям XVIII века, но это и новаторское произведение по своему гражданскому звучанию. Пушкин отмечал, что в оде Радищева «много сильных стихов». Злодей, злодеев всех лютейший! Превзыде зло твою главу. Преступник, изо всех первейший! Предстань, на суд тебя зову! Эти строки найдут отклик в поэзии декабристов. Сам же Радищев чувствовал известную скованность оды и пытался расширить границы жанра. В одну из редакций «Путешествия» включено «песнословие» «Творение мира», которое, по словам автора, должно служить «примером, как можно писать не только одними ямбами». Начнем творить,- что медлю я? Иль воля вечного бессильна? Иль мысль его не изобильна? Иль зрит препону власть моя? «Творение мира» - оригинальное произведение Александра Николаевича, но написано под влиянием Мильтона (английского поэта, чтимого автором). Радищев выступал как реформатор в области поэтических форм, считая, что новые идеи должны высказываться по-новому. В 90-е годы он написал поэму «Бова», состоящую из 11 песен, tправда, сохранилась только первая. Внешне это сказочно-богатырская поэма, во многом близкая «Орлеанской девственнице» Вольтера, однако внутреннее содержание произведения намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Поэма Радищева развивается в двух планах, и уже в этом ее принципиальное отличие от сказочных поэм предшественников - Богдановича, Карамзина Дмитриева. В «Бове» Александр Николаевич намеренно рядом с просторечными выражениями употребляет лексику высокого стиля, что создает дополнительный комический эффект: Еще в Зничеву коляску Перстоалая Зимцерла Коней светлых не впрягала, И клячонки огнебурны На конюшне Аполлона Овес кушали эфирной. Пушкин оценил поэму, признав, что «характер Бовы обрисован оригинально» и «разговор его с Каргою забавен». Второй план поэмы - философский, долго остававшийся незамеченным критикой,- тесно переплетается с первым. Их объединяет общий сатирический тон, но оттенки его меняются. При описании приключений Бовы - он грубовато-веселый, в высказываниях самого автора звучит саркастически. А когда б властитель мира Я Тиверий был иль Клавдий, Тогда б всякий дерзновенной, Кто подумать смел, что дважды Два четыре, иль пять пальцев Ему в кажду дал Бог руку, Тот бы пал под гневом нашим. Политическая смелость подобных отрывков напоминает мотивы «Вольности». Занимался Радищев и переводами, но усиливал их собственными идеями и гражданственным звучанием. В радищевской лирике четко вырисовывается образ автора - человека твердой воли, отважного борца. Характерны знаменитые строки из «Ответа» писателя, увозимого в ссылку: Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? - Я тот же, что и был и буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек! В духе своего времени Александр Николаевич пишет элегическую «Эпитафию» на смерть жены, переводит «Идиллию» Гесснера, сочиняет любовные песни, но философская углубленность отличает все созданное автором. Стихотворение «Семнадцатое столетие», считающееся лучшим произведением Радищева, обобщает глубокие раздумья автора, подводит итог исканиям нескольких поколений. Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро. Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех. Крови - в твоей колыбели, припевание - громы сраженъев; Ах, омоченно в крови, ты ниспадаешь во гроб... Поэт сурово судит свой век, поднимаясь над частностями, над личными страстями. От Радищева прямые пути ведут не только к поэзии декабристов, но и к творчеству А. С. Пушкина. Имя поэта-революционера стало символом «вольности», и Пушкин с гордостью сказал: Вослед Радищеву восславил я свободу...

О, сколь блаженны те державы,
Где, к подданным храня любовь,
Монархи в том лишь ищут славы,
Чтоб, как свою, щадить их кровь!
Народ в царе отца там видит,
Где царь раздоры ненавидит;
Законы дав, хранит их сам.
Там златом ябеда не блещет,
Там слабый сильных не трепещет,
Там трон подобен небесам.

То ли Екатерине не понравилось поучение неведомого ей пиита, то ли слишком уж дерзкой казалась "Почта духов", но, вопреки надеждам Крылова, никакого положительного результата его ода не дала. Журнал был прикрыт, его редактор оказался вынужден оставить на время занятия литературой.

"Типография И. Крылова с товарищи"

1790 год выдался особенно тревожным. Несмотря на полицейские и цензурные рогатки, вести из Франции продолжали проникать в Россию. В газетах печатались отчеты о выступлениях депутатов в Национальном собрании, о волнениях "черни", требовавшей уничтожения монархии.

В мае вышла книга Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", без обозначения его авторства. Всего успело разойтись немногим более полусотни экземпляров, но раздавшийся со страниц книги революционный призыв, смелая, беспощадная картина губительности власти самодержавия и помещиков-крепостников вызвали широкий отклик.

Могучим набатом свободы прозвучала ода "Вольность", включенная писателем в книгу:

О, дар небес благословенный,
Источник всех великих дел.
О, вольность, вольность, дар бесценный!
Позволь, чтоб раб тебя воспел.
Исполни сердце твоим жаром,
В нем сильных мышц твоих ударом
Во свет тьму рабства претвори,
Да Брут и Телль еще проснутся,
Седяй во власти, да смятутся
От гласа твоего цари.

Вести о появлении мятежной книги очень скоро дошли до императрицы. Автор был обнаружен и арестован. Напуганная Екатерина заявила своему секретарю Храповицкому, что Радищев - "бунтовщик хуже Пугачева". Императрица испещрила страницы "Путешествия" гневными замечаниями, найдя, что "все сие… клонится к возмущению крестьян противу помещиков, войск противу начальства".

"Исследование" о сочинителе поручено было кнутобойце Шешковскому, и Радищева приговорили к смертной казни, которую императрица "милостиво" заменила ссылкой в далекий сибирский острог.

Дело Радищева всколыхнуло всю передовую Россию. Крылов был потрясен случившимся. Судьба Радищева служила для него предостережением. Выступать прямо с критикой существующего режима стало не только опасно, но просто невозможно. Все правительственные, полицейские, цензурные органы только и следили за тем, чтобы в печати или даже в частных разговорах не проявились крамольные мысли или дерзкие выражения. Даже жалоба на плохие дороги стала рассматриваться как государственное преступление. Атмосфера полицейской слежки, террора, подозрительности, страха давила свинцовой тяжестью.

Рахманинов ходил хмурый и молчаливый. И раньше скупой на слова, он теперь целыми днями молчал и незаметно устраивал свои дела, подготовляясь к отъезду из столицы. Он решил перебраться в тамбовское имение Казинку и там, вдали от глаз правительственных соглядатаев, организовать домашнюю типографию для издания сочинений Вольтера. Свою петербургскую типографию, в которой раньше печаталась "Почта духов", Рахманинов оставлял Крылову.

Теперь в типографии печатались театральные афиши и билеты, официальные извещения, развлекательные, безобидные книжки. Крылов томился без настоящего дела. Именно тогда, когда всюду происходили события первостепенной важности, он должен оставаться в стороне, пережидать, не высовывать носа!

Единственным утешением были встречи и беседы с друзьями. Старик Дмитревский, громогласный великан Плавильщиков его не забывали. К их компании присоединился еще один начинающий автор - Клушин.

Сын бедняка чиновника, служившего подканцеляристом в городе Ливны, Клушин получил образование в Ливенском уездном училище, а затем определился в Смоленский пехотный полк. В 1790 году он вышел в отставку в чине подпоручика и появился в Петербурге. Человек острого ума, начитанный во французской просветительской литературе, Александр Иванович Клушин слыл ярым безбожником и опасным вольнодумцем. Он был на шесть лет старше Крылова и многое повидал в жизни. Они встречались у Дмитревского, у Сандуновых, в типографии. Крылову нравился задорный и злой на язык приятель. С отъездом Рахманинова их отношения стали еще более тесными. Типография помещалась в доме Бецкого около Летнего сада, в том самом доме, в котором Крылов когда-то посетил престарелого вельможу. Там в маленькой комнатке сходились друзья и часами спорили и болтали. Заходил сюда и Дмитревский. Иван Афанасьевич сильно постарел, но по-прежнему был подчеркнуто вежлив и безукоризненно одет. Он руководил теперь подготовкой молодых актеров и редко сам выступал на театре. С ним вместе появлялся Плавильщиков, заполняя маленькую комнатку своей громоздкой фигурой и могучим голосом.

После долгих бесед друзья решили создать типографическую компанию на паях для печатания книг и открыть собственную книжную лавку. Для одного Крылова, не имевшего никаких средств, это предприятие было непосильным. Их начинание вдохновлялось замечательным примером Новикова, который в 1784 году организовал в Москве знаменитую "Типографическую компанию", ставшую крупнейшим книгоиздательским и книготорговым предприятием.

8 декабря 1791 года Крылов, Дмитревский, Клушин и Плавильщиков заключили товарищеский договор:

"ЗАКОНЫ, НА КОТОРЫХ ОСНОВАНО ЗАВЕДЕНИЕ ТИПОГРАФИИ И КНИЖНОЙ ЛАВКИ

1. Для заведения типографии положить по равной части тысячу рублей.

2. Два года в типографии членам не делать никакого раздела, а каждый должен стараться, по возможности, исполнять все то, что может относиться к должности фактора, корректора и тому подобных, и все таковые труды разделить между собою, и если бы случилось кому что-то сделать и за другого, в том никакого расчета не делать, ибо сие общество основывается на законах истинного дружества.

3. При сей типографии иметь лавку, на основании городского права".

Далее следовали пункты о материальных нуждах и расходах типографии и лавки, о найме для этого особого помещения, о том, что в случае желания кого-либо из членов уйти из общества, тот должен уведомить своих сотоварищей об этом за год, о работе товарищества в случае отъезда какого-либо его члена.

Итак, типографское товарищество было основано. На книгах, печатавшихся в типографии, указывалось: "Типография И. Крылова с товарищи". Это было справедливо, ибо другие "товарищи" лишь время от времени заходили в типографию поболтать, а Крылов вел все предприятие, принимал заказы, приобретал бумагу, имел дело с рабочими.

Сумму пая в типографию Крылов и Клушин не смогли сразу выплатить полностью. В заведенной пайщиками "Книге приходной на 1792 год" значится: "В декабре, под числом 15-м, Иван Дмитревский положил 250 рублей; под числом 20-м, Петр Плавильщиков положил 250 рублей; Иван Крылов положил 50 рублей; 1792 года, генварь, число 1-е, Александр Клушин положил двадцать пять рублей; число 27, Иван Крылов, положил двести рублей; февраля 15-го, Клушин положил сорок рублей". Та же книга свидетельствует и о весьма скромных доходах типографии, приходившихся в основном за печатание театральных афиш и билетов.

С 1792 года в типографии начал печататься новый журнал "Зритель" и ряд книг. По большей части это были пьесы или занимательные сочинения, такие, как "Приключения Фобласа". Хотя дела по типографии велись самим Крыловым, о чем свидетельствуют записи в "Приходной книге", сделанные его рукой, все-таки книгоиздательские труды не занимали у него всего времени. Нередко друзья собирались в типографии и беззаботно играли в шашки, до которых Иван Андреевич был большой охотник. Крылов жил между Невой и Летним садом в доме де Рибаса, около Зимней канавки, в нижнем этаже. Окна выходили в сад. По вечерам он играл на скрипке так, что слышно было гуляющим, и около его окон останавливались любители музыки. Неподалеку от дома находился канал, омывавший Летний сад. Иван Андреевич по утрам купался в канале вплоть до зимы. В ноябре, когда вода уже покрывалась льдом, он скачком проламывал лед и продолжал купанье до сильных морозов.

В отличие от "Почты духов" в "Зрителе" сатира занимала меньше места. Это не был уже журнал одного автора. Наряду с издателями журнала - Крыловым, Плавильщиковым и Клушиным - в нем участвовали и другие авторы, выступавшие со стихами, статьями, заметками. Сотрудников "Зрителя" объединяло прежде всего чувство патриотизма, борьба за самостоятельность русской культуры.

Эту позицию с особенной полнотой развивала статья Плавильщикова "Нечто о врожденном свойстве душ российских". Автор резко возражал против обвинений русских в подражании иноземцам: "Если бы российский народ отличался от всех племен земнородных единым только подражанием и никакой другой способности не имел, то чем бы он мог удивить вселенную, которая смотрит на него завистливыми глазами?"

Несмотря на неблагоприятные условия для сатиры и отход журнала от сатирических жанров, Крылов снова дерзнул выступить как сатирик. В "Зрителе" он напечатал свои лучшие сатирические произведения: "Похвальную речь в память моему дедушке" и "Каиб".

Сочинение

Ни один автор XVIII века не был так проникнут идеей отрицания, как Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Он стремился критически осмыслить все без исключения сферы общественной жизни. Устранение частных недостатков его не удовлетворило бы: он хотел изменить мир в целом. Последовательно обличая неприемлемую для него действительность, Радищев одновременно выдвигал свою положительную программу, наиболее полно отразившуюся в «Путешествии из Петербурга в Москву», сочетающем качества литературного произведения и публицистического трактата. В деятельности писателя-революционера поэтическое творчество занимало скромное место. Поэзия была для него одним из способов пропаганды гражданственных идей. При этом Радищев понимал и ценил специфику поэзии как искусства, способного эмоционально воздействовать на читателей.

* О дар небес благословенный,
* Источник всех великих дел,
* О вольность, вольность,
* дар бесценный!
* Позволь, чтоб раб тебя воспел.
* А. Радищев

Смелый экспериментатор, Александр Николаевич стремился по-новому использовать распространенные поэтические жанры. Он пытался обогатить русскую поэзию новыми размерами, на практике и в теории разрабатывая свои идеи. Почти все стихотворения автора были опубликованы посмертно в Собрании сочинений 1807-1811 годов. Создавались же стихи в 1780-1800-е годы. В то время образцом был Ломоносов. Знаменитое «Слово о Ломоносове», завершающее «Путешествие»,- довольно ярко свидетельствовало об уважении и восхищении Александра Николаевича перед «великим мужем». Радищев видел в Ломоносове не придворного песнопевца, а гениального поэта, преобразователя языка. Таким образом, в отличие от поэтов-сентименталистов, у Александра Николаевича не было дринципиальных возражений против «парящего» Ломоносова. «Вольность», написанная в 80-х годах. Это ода не только по названию, но и по всем жанровым признакам: высокий стиль, строфическое деление по десять строк, самое замечательное же в ней то, что ода воспевает не царя, не героя, а «вольность» и «свободу»- Значение оды велико и потому, что она включена в «Путешествие».

В стихах повествовательный элемент отходит на второй план, главным выступает ораторский пафос, с которым автор говорит о волнующих его идеях: О дар небес благословенный, Источник всех великих дел, О вольность, вольность, дар бесценный! Позволь, чтоб раб тебя воспел. Произведение Радищева близко по стилю и словесным совпадениям «Оде на рабство» Капниста и «Властителям и судиям» Державина, так как «Вольность» во многом принадлежит традициям XVIII века, но это и новаторское произведение по своему гражданскому звучанию. Пушкин отмечал, что в оде Радищева «много сильных стихов».

* Злодей, злодеев всех лютейший!
* Превзыде зло твою главу.
* Преступник, изо всех первейший!
* Предстань, на суд тебя зову!

Эти строки найдут отклик в поэзии декабристов. Сам же Радищев чувствовал известную скованность оды и пытался расширить границы жанра. В одну из редакций «Путешествия» включено «песнословие» «Творение мира», которое, по словам автора, должно служить «примером, как можно писать не только одними ямбами». Начнем творить,- что медлю я? Иль воля вечного бессильна? Иль мысль его не изобильна? Иль зрит препону власть моя? «Творение мира» - оригинальное произведение Александра Николаевича, но написано под влиянием Мильтона (английского поэта, чтимого автором). Радищев выступал как реформатор в области поэтических форм, считая, что новые идеи должны высказываться по-новому. В 90-е годы он написал поэму «Бова», состоящую из 11 песен, правда, сохранилась только первая. Внешне это сказочно-богатырская поэма, во многом близкая «Орлеанской девственнице» Вольтера, однако внутреннее содержание произведения намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Поэма Радищева развивается в двух планах, и уже в этом ее принципиальное отличие от сказочных поэм предшественников - Богдановича, Карамзина Дмитриева. В «Бове» Александр Николаевич намеренно рядом с просторечными выражениями употребляет лексику высокого стиля, что создает дополнительный комический эффект: Еще в Зничеву коляску Перстоалая Зимцерла Коней светлых не впрягала, И клячонки огнебурны На конюшне Аполлона Овес кушали эфирной. Пушкин оценил поэму, признав, что «характер Бовы обрисован оригинально» и «разговор его с Каргою забавен». Второй план поэмы - философский, долго остававшийся незамеченным критикой,- тесно переплетается с первым. Их объединяет общий сатирический тон, но оттенки его меняются. При описании приключений Бовы - он грубовато-веселый, в высказываниях самого автора звучит саркастически.

* А когда б властитель мира

* Я Тиверий был иль Клавдий,
* Тогда б всякий дерзновенной,
* Кто подумать смел, что дважды
* Два четыре, иль пять пальцев
* Ему в кажду дал Бог руку,
* Тот бы пал под гневом нашим.

Политическая смелость подобных отрывков напоминает мотивы «Вольности». Занимался Радищев и переводами, но усиливал их собственными идеями и гражданственным звучанием. В радищевской лирике четко вырисовывается образ автора - человека твердой воли, отважного борца. Характерны знаменитые строки из «Ответа» писателя, увозимого в ссылку:

* Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?
* Я тот же, что и был и буду весь мой век:
* Не скот, не дерево, не раб, но человек!

В духе своего времени Александр Николаевич пишет элегическую «Эпитафию» на смерть жены, переводит «Идиллию» Гесснера, сочиняет любовные песни, но философская углубленность отличает все созданное автором. Стихотворение «Семнадцатое столетие», считающееся лучшим произведением Радищева, обобщает глубокие раздумья автора, подводит итог исканиям нескольких поколений.

* Нет, ты не будешь забвенно,
* столетье безумно и мудро.
* Будешь проклято вовек,
* ввек удивлением всех.
* Крови - в твоей колыбели,
* припевание - громы сраженъев;
* Ах, омоченно в крови,
* ты ниспадаешь во гроб…

Поэт сурово судит свой век, поднимаясь над частностями, над личными страстями. От Радищева прямые пути ведут не только к поэзии декабристов, но и к творчеству А. С. Пушкина. Имя поэта-революционера стало символом «вольности», и Пушкин с гордостью сказал: Вослед Радищеву восславил я свободу…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!