Разница между дамбой и плотиной.

Дамба

да мба , дамбы, жен. (нем. Damm) (спец. ). Насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище.

Архитектурный словарь

Дамба

(земляной мост)

Земляная насыпь с дорогой поверху, защищающая местность от разлива воды либо разделяющая водоемы.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Словарь терминов МЧС

Дамба

1) гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от наводнений, для ограждения искусственных водоемов и водотоков, для направленного отклонения потока воды;

2) гидротехническое сооружение из намывного грунта (речного аллювия), земли, камня, бетона, предназначенное для защиты территории, инженерного объекта от затопления, разрушения водным потоком, занесения наносами (защитная Д.), для изменения направления течения воды в реке или стеснения потока при выправительных и регуляционных работах (струенаправляющая Д.), а также для образования подпора на водохранилищах. Д. могут перегораживать все русло и пойму (плотины водохранилищ), пойму (подходы к мостовым переходам), рукава реки, часть русла (полузапруды), быть вытянутыми вдоль русла (продольные Д.), представлять собой искусственные валы, возвышающиеся над максимальным уровнем половодья (Д. обвалования, возведенные для противопаводковой защиты). Высота струенаправляющих Д. (полузапруд, продольных Д.) зависит от регулирования русла в межень или половодье (Д, меженного или весеннего регулирования).

Геоморфологический словарь-справочник

Дамба

(от голл. dam), в геоморфологии - высокий естественный прирусловой вал. Высота над поймой до 6-8 м. Д. образуются обычно в долинах больших рек, текущих по аллювиальным равнинам и несущих много взвешенных наносов. Сооружаются и искусственные Д. - гидротехнические сооружения из земли, камня и бетона, предохраняющие берега рек от размыва и затопления или способствующие образованию подпора на водохранилищах.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Дамба

Ы, ж.

Насыпь, вал для предохранения местности от затопления, для ограждения водохранилищ и т.п.

* Бетонная дамба. *

Тезаурус русской деловой лексики

Дамба

‘сооружение’

Syn: плотина, запруда, перемычка, мол

Энциклопедический словарь

Дамба

(от голл. dam), гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные оградительные (ограждающие валы или защитные дамбы), предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления, и сопрягающие - для соединения сооружений гидроузла с берегами; безнапорные - для регулирования русел рек.

Словарь Ожегова

ДА МБА, ы, ж. Гидротехническое сооружение вал для предохранения от затопления водой низких мест, для ограждения водохранилища. Оградительная д.

| прил. дамбовый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Дамба

ж.
Гидротехническое сооружение, вал для предохранения низких мест от затопления,
для ограждения водохранилища, регулирования речного русла и т.п.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Дамба

Искусственное возвышение в виде вала, большею частью из земли, иногда же из фашин, камня или соединения этих материалов. Д. строятся в низких местах долин, в болотах и руслах рек, а также вдоль морских берегов, для проведения полотна дорог над водою или же для целей гидротехнических (см. Внешние портовые сооружения, Плотины). Высота Д., назначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокою водою (см. Горизонт воды в реках), причем полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м (для русских железных дорог установлено 0,6 саж.). Ширина Д. поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских Д. - условием устойчивости. Ширина основания Д. зависит от ширины ее гребня, высоты Д. и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных Д. предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна. Откосам земляных Д. придают уклон одиночный или полуторный, т. е. ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких Д. устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так наз. бермы, шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость Д. и затрудняют размыв откоса водою. Д. насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причем каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку Д., неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же Д. часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы Д., подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы Д. к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов Д. употребляются также фашины, колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если Д. строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием Д. и способствовать ее разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести Д. При постройке наших железных дорог в Полесье, искусственные основания для Д. в болотах устраивались из деревянных ростверков. При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение Д. значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками (см.). В недавнее время для увеличения устойчивости речных Д. стали делать ядро насыпи из камня или бетона (Д. нового Кротонского водопровода близ Нью-Йорка).

Человечество научилось строить дамбы довольно давно. К примеру, около турецкой деревни Аладжахойук уже около ста лет ведутся раскопки. Ученые ищут столицу королевства хеттов. Но только там была обнаружена дамба, которая была построена еще 3250 лет назад. Она была занесена слоями грязи и ила. Ее оказалось возможным восстановить, в результате сегодня дамба снова служит, помогая орошать местным фермерам их земли.

Это место стало пользоваться интересом туристов. Всех их манит одно из самых старых гидротехнических сооружений на Земле. Но это дамба не единственная, которая вызывает интерес у людей. Ведь такие объекты часто не только помогают вырабатывать электроэнергию или орошать окрестные земли, но они еще выступают в качестве полноценного туристического комплекса.

Неудивительно, что в мире существует более десятка грандиозных дамб, куда допускаются приезжие с обзорными экскурсиями. Самым ярким примером является дамба Гувера, одна из самых больших в мире. Оказывается, ее содержание и обслуживание неплохо окупается за счет средств любопытных туристов. Расскажем ниже о самых интересных дамбах на нашей планете.

Дамба Гувера. Это сооружение находится в 48 километрах от Лас-Вегаса, в США. Сюда свободно пускают туристов, надо лишь приобрести билет стоимостью от 9 до 11 долларов. Ежегодна дамба принимает по меньшей мере 9 миллионов гостей. Это сооружение в штате Невада вообще является одной из главных достопримечательностей Америки. Строительство объекта началось в 1931 года, когда страна переживала Великую депрессию. Тогда существовала традиция присваивать крупнейшим плотинам имена Президентов. Так и эта дамба была названа в честь управляющего страной Герберта Гувера. Некоторые работы при возведении дамбы происходили в туннелях. Там несколько рабочих даже пострадало от угарного газа. Но это не останавливало многочисленных желающих принять участие в грандиозной стройке. Ведь в то время кризиса было не так много возможностей заработка. Дамба была торжественно открыта в 1935 году, на целых два года обогнав плановые сроки. Интересно, что ее в том же году посетили наши писатели Ильф и Петров, описав грандиозное сооружение в своей книге «Одноэтажная Америка». Дамба Гувера была спроектирована лос-анджелесским архитектором Гордоном Кауфманом. При этом его творение было выдержано в стиле ар-деко. В самой верхней части плотины были сооружены башни, там же оказались и две пары часов. Они о сих пор работают, показывая время в разных часовых поясах штатов Невада и Колорадо. Дамба Гувера настолько знаменита, что часто оказывалась вовлеченной в киносъемки. Так, ее можно видеть в «Трансформерах» и в «Универсальном солдате». Не обошли внимание это сооружение и создатели компьютерных игр.

Дамба Ататюрка. В турецкой Урфе можно посетить это сооружение всего за 4 лиры. Когда летишь на самолете над территорией этой страны, то в иллюминаторе можно увидеть большое соленое озеро, у которого довольно сильно изрезана береговая линия. Если же приглядеться к нему внимательно, то в южной его части можно обнаружить большую дамбу. Именно она и получило имя Ататюрка, первого Президента Турции. В его честь в стране вообще названо много чего. Строительство грандиозного сооружения началось в 1983 году, оно велось целых 7 лет. Возведение дамбы стало одной из частей масштабного проекта «Юго-Восточная Анталия». Согласно нему на реках Тигр и Евфрат должно было быть воздвигнуто целых 22 плотины. Самой крупной из них и стала дамба Ататюрка. Строительство ее оказалось для страны настолько важным, что правительство решилось переселить жителей десятков деревень, которые оказались в зоне будущего искусственного озера. Оно как раз и стало результатом возведения плотины. Озеро в итоге поглотило еще и руины старого города Самосаты, родины греческого поэта Лукиана. Сегодня дамба Ататюрка успешно выполняет свои функции – генерирует электричество, орошает земли и привлекает к себе многочисленных туристов. Важность объекта для Турции столь велика, что именно дамба Гувера изображена на национальной банкноте в 1 лиру.

Дамба Вайонт. За 5 евро любой турист может посетить этот объект, расположенный в итальянской Логнароне. Долина реки Пьяве, что неподалеку от тирольских Альп, на слуху людей еще с 30-х годов XX века. Ведь именно тогда свет увидела книга Эрнеста Хемингуэя «Прощай оружие!». В ходе сражений Первой мировой войны тут располагалась одна из итальянских армий, действовавшая против австрийцев. В 1961 году на реке Пьяве была построена дамба Вайонт. Подъезжая к ней можно полюбоваться отличным видом плотины, словно зажатой соседними с ней горами. Дамба получила «дурную» славу, когда в 1963 году здесь состоялась одна из самых крупных аварий в истории гидротехнических объектов. Тогда погибло более 3 тысяч человек. Причиной несчастья стал обломок скалы с горы Монте-Тоц. Он упал прямо в водохранилище. Его чаша оказалась переполненной из-за кусков горной породы. Вода перелилась через верхушку дамбы, и стремительный поток в считанные минуты смыл ближайшие деревни. Очевидцев, кто бы видел катастрофу своими глазами, не осталось вовсе. С тех пор водохранилище за дамбой так и осталось не восстановленным. В 2001 году о той катастрофе был даже снят художественный фильм «Вайонт – безумие людей». Спустя год дамба открылась для посещения туристов.

Дамба Итайпу. На границе Парагвая и Бразилии, в Фос-ду-Игуасу находится этот объект. Посетить его можно, заплатив от 20 до 50 долларов. В 80-х годах прошлого века в Бразилии остро встал вопрос нехватки энергоресурсов. Правительство приняло концепцию развития, согласно которой важным источников энергии становились водные потоки. Многие давно говорили о необходимости возвести на реке Парана мощную плотину. Непонятно было только где именно ее строить. В результате было выбрано удачное место – там, где Парана уходила под землю. Порода здесь могла выдержать громадный вес будущих бетонных конструкций. Хотя в этом месте и проходила граница Бразилии и Парагвая, многочисленные переговоры завершились договором о совместном строительстве дамбы. Как впоследствии оказалось, оба государства только выиграли от такого сотрудничества. В итоге дамба Итайпу сегодня дает электричество для крупнейших городов Бразилии – Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Здесь производится 93% от всех потребностей в энергии Парагвая. Мощности Итайпу хватит для того, чтобы одновременно зажечь 120 миллионов лампочек. Но и эта дамба не убереглась от аварии. В 2009 году при грозе были сильно повреждены линии электропередач. В результате без света остался практически весь Парагвай и 50 миллионов жителей соседней Бразилии. Туристы попадают сюда с любой стороны границы. Маршрут специального автобуса здесь длится полтора часа. За это время туристы в нем смогут увидеть огромный водосброс, посетить смотровую площадку около турбин и подъехать к бетонной стене плотины, высотой с восьмиэтажку.

Дамба «Три ущелья». Если Вы поедете в китайский Сандоупин, обязательно посетите эту дамбу. Цена входного билета туда 57-105 юаней. О том, что на реке Янцзы надо возвести дамбу, говорили, начиная с 1919 года. Но тогда масштабы стройки отпугнули авторов проекта. В 1956 году в своей поэме «Плавание» великий Мао Цзэдун рассказал о проекте плотине на великой реке Янцзы. Но только в 1992 году Китай приступил к возведению на ней плотины и одноименной гидроэлектростанции. Стройка продлилась долгих 19 лет, а воздвигнутая ГЭС стала самой мощной в мире. Все время, пока строилась дамба, вокруг нее велись бесконечные споры противников и сторонников этого объекта. Плюсом его возведения является огромное количество вырабатываемой для страны энергии. А ведь Китай с его миллиардным населением крайне в ней нуждается. К тому же дамба заметно снизила угрозы наводнений. Только в прошлом веке стремительные разливы Янцзы стали причиной гибели полумиллиона человек. Сторонники утверждают, что на дамбе будет происходить еще и очистка воды. Хотя плюсы возведения объекта и очевидны, но они слабо утешат тех 1,3 миллиона китайцев, которым пришлось переселиться в другие места проживания.

Асуанская плотина. Чтобы посетить эту знаменитую египетскую дамбу придется заплатить 5 фунтов в национальной валюте. Первую небольшую плотину на этом месте построили еще в далеком 1902 году англичане. В 1912 и 1933 годах сооружение достраивалось. Однако оно все равно было не в состоянии в полной мере удерживать воды могучего Нила. В 1952 году было решено возвести новую плотину – Асуанскую. Но этот громкий проект президента страны Гамаля Насера не понравился США. В итоге Всемирный банк отказал египтянам в финансировании. Спасло ситуацию правительство СССР. Проект Асуанской плотины был разработан в 1958 году в институте «Гидропроект», а через пару лет началась и стройка. Ее частично спонсировал Советский Союз. О славном сотрудничестве двух стран сегодня напоминает башня-мемориал, в виде цветка лотоса. Дамба возводилась 11 лет, за это время проводились еще и работы по спасению памятников старины, оказавшихся в зоне будущего затопления. Только храмы Абу-Симбела разбирали и переносили в новое, безопасное место, на протяжении четырех лет. Сегодня Асуанская дамба по-прежнему функционирует, она снабжает энергией большую часть страны. Образовавшееся водохранилище используется для орошения, а плотина еще выступает и в качестве туристического объекта. По ней можно не только пройтись с экскурсией, но и даже проехаться на машине. По самому гребню дамбы пролегает дорога в четыре полосы.

Дамба Нагарджуна Сагар. Ехать сюда надо от наиболее близкого индийского города Налгонда. Посещение обойдется туристу в 350-450 рупий. В 40-х годах прошлого века Индию захлестнула «Зеленая революция». Ее целью было улучшению сельского хозяйства в стране. Самым крупным, к тому же еще и первым объектом инфраструктурных изменений выступило строительство дамбы Нагарджуна Сагар на полноводной реке Кришна. Строительство началось в 1955 году, его лично одобрил находившийся тогда у власти премьер-министр Индии Джавахарлал Неру. А вот открывала плотину через 14 лет уже его дочь Индира. С той поры дамба каждый день дает жизненную воду для орошения нескольких крупных регионов страны. Созданная тут электростанция еще и является важным членом национальной энергосети. Тем туристам, которые захотят посетить штат Андхра-Прадеш, интерес представит не только плотина Нагарджуна Сагар, но и искусственное озеро с таким же названием. В самом его центре располагается остров Нагарджуконда, куда прибывают с паломничеством буддисты. Причина такого внимания верующих заключается в том, что именно тут 2200 лет назад основатель махаяна-буддизма Ачарья Нагарджуна создал религиозную школу. Сюда стремились попасть многие монахи из Китая, Цейлона и Бенгалии. Здесь, на острове, находится уникальный музей. Среди прочих экспонатов выделяются религиозные реликвии – серьга самого Будды и его зуб.

Дамба Ингури. Эта плотина находится в Грузии, в Джвари. Попасть на смотровую площадку тут можно бесплатно, а вот для прохода на саму дамбу потребуется специальное разрешение. Решение о строительстве здесь дамбы принимал лично генсек СССР Никита Хрущев. Первоначально лидер предложил возвести дамбу на реке Бзыбь. Но оказалось, что это может повлечь за собой эрозию почв на пляже в Пицунде – любимом месте отдыха вождя. Тот не стал жертвовать знаменитой здравницей, а строительство дамбы было решено начать в красивом ущелье реки Ингури. Проект начал осуществляться в 1961 году. Развал СССР привел к скандалу вокруг этого объекта. Грузино-абхазский конфликт и урегулирование границы привело к тому, что линия между странами прошла прямо рядом дамбой. Сама она оказалась на стороне Грузии, а вот Абхазии достались электрогенераторы и прочее оборудование. В 1992 году страны все же сумели договориться о том, как делить вырабатываемое электричество. 60% его достается Грузии, а остальное идет в Абхазию. Ингурская ГЭС все еще остается режимным объектом, куда попасть довольно сложно.

Дамба Робера Бурасса. Это канадскую дамбу можно посетить абсолютно бесплатно. Имя объекту дал новый премьер Канады Робер Бурасса. Через год после своего прихода на пост в 1970 он начал строительство сразу трех гидроэлектростанций на реке Ла-Гранд. Это решение было не только шагом к обеспечению страны дешевым электричеством, политик еще и выполнял свое обещание создать сто тысяч новых рабочих мест. Такая масштабная стройка, в ходе которой появился целый каскад из нескольких дамб, привлекла сюда множество различных специалистов. Чуть ли не главная трудность при строительстве – удаленность объекта от обустроенных мест и слабая транспортная обеспеченность в этих местах. Но и это померкло по сравнению с тем, какое сопротивление оказали индейские племена, испокон веков проживавшие на этих землях. В ноябре 1973 года представители племени кри даже смогли добиться остановки строительства плотины. Только через два года работы были продолжены. Еще через 4 года была запущено ГЭС Ла-Град-2. Она протянулась на 140 километров под землей, став самой большой подземной станцией. А имя Робера Бурасса водохранилище и дамба получили в 1996 году. Благодаря ему планы стали реальностью. Сегодня любые туристы, приезжающие сюда, могут увидеть весь масштаб дамбы. Высота плотины такая же, как у небоскреба с 53 этажами. Вода стекает в хранилище по десяти огромным ступеням. Каждая из них по площади вдвое превышает размеры футбольного поля.

Дамба Акосомбо. Первой страной в колониальной Африке, получившей независимость, стала в 1957 году Гана. Тогда вся ее промышленность ориентировалась на выращивание и продажу бобов какао. Но производство надо было развивать, чтобы дать толчок экономике. Некоторые перспективы сулила добыча бокситов, которые могли в перспективе дать алюминий. Чтобы обеспечить электричеством будущие металлургические заводы страны, и было решено построить дамбу Акосомбо. При ее возведении не обошлось без инвестиций Англии и США. Само правительство страны попросту не имело необходимых средств для запуска такого дорого проекта. Согласно условиям договора с партнерами, сама Гана могла использовать не более 20% получаемой электроэнергии. В 1965 году дамба была запущена, а большая часть электричества вырабатывалось для американской алюминиевой компании Volta. Но Гана со временем пересмотрела эти грабительские условия договора. Теперь получаемого электричества хватает и для соседей страны – Того и Бенина. Дамба образовала искусственное озеро Вольта. Теперь эти места очень популярны у туристов. Посещение самой плотины стоит всего около доллара, а вот отель «Вольта», из окон которого можно понаблюдать за дамбой, довольно дорогой. Ночь в этой гостинице стоит не менее 150 долларов.

Дамба Верзаска. В одном из последних фильмов Бондианы есть сцена, в которой суперагент Джеймс Бонд прыгает с дамбы высотой в 200 метров. Эти кадры были сняты в Швейцарии в местности Тичино. Именно там располагается дамба Верзаска, которая стараниями сценаристом стала советской плотиной неподалеку от Архангельска. Эти кадры стали легендарными и положили начало любопытной традиции. Каждый год апреля по октябрь на дамбу приезжают джамперы со всего мира. Все они движимы единой целью – повторить тот самый прыжок Джеймса Бонда. Не останавливает их и тот факт, что прыжок с 220 метровой высоты с привязанной к ногам тарзанкой тут платный. За удовольствие придется заплатить 255 швейцарских франков. Записаться же на совершение опасного прыжка надо за несколько недель. Свободное падение с плотины длится 6 секунд, после чего тело джампера с помощью жгута выстреливается обратно вверх. Если туристы не настолько любят экстремальные развлечения, то они могут осмотреть дамбу со смотровой площадки. Там отлично видны бетонный массив плотины и долина с тем же названием. Если же пройти по самой дамбе 380 метров, то можно попасть на другую сторону ущелья. Это удовольствие ничего не стоит.

Природная дамба, построенная бобрами. Располагается этот объект в национальном парке «Вуд Баффало». Природная дамба, построенная бобрами, была открыта несколько лет назад экологом Жаном Тье. Смог сделать он это с помощью программы Google Earth и тех технологий, которые разработала NASA. Оказалось, что животные смогли построить дамбу длиной в 850 метров, расположенную в провинции Альберта, что в Канаде. Эколог пришел к выводу, что бобры начали трудиться над своей дамбой еще в 70-х годах, строительство при этом не прекращается. Чтобы построить свою плотину трудолюбивые животные повалили тысячи деревьев и натаскали сюда несколько тонн веток и глины. Надо отметить, что место для создания дамбы было выбрано бобрами очень удачное. Объект находится в самом заброшенном уголке этого парка. Так животные оградили себя от постоянных и назойливых гостей, которые мечтают осмотреть и сфотографировать плотину. В итоге сегодня дамбу можно увидеть только в виде снимков на сайте Google Planet Earth или же с воздуха. Осмотр парка и плотины на вертолете или самолете обойдется туристу минимум в 79 долларов, а заказать поездку надо заранее на сайте транспортной компании.

Краткие сведения

Высота дамбы, предназначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокой водой, причём полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м. Ширина дамбы поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских дамб - условием устойчивости. Ширина основания дамбы зависит от ширины её гребня, высоты дамбы и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных дамб предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна.

Откосам земляных дамб придают уклон одиночный или полуторный, то есть ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких дамб устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так называемые бермы , шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость дамб и затрудняют размыв откоса водою. Дамбы насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причём каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку дамбы, неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же дамбы часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы дамбы, подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы дамбы к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов дамб употребляются также фашины , колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если дамба строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием дамбы и способствовать её разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести сооружение. При постройке железных дорог в Полесье искусственные основания для дамбы в болотах устраивались из деревянных ростверков . При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение дамбы значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками . В недавнее время для увеличения устойчивости речных дамб стали делать ядро насыпи из камня или бетона.

Виды дамб

Различают дамбы:

  • напорные оградительные (ограждающие или защитные дамбы, предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления);
  • безнапорные (для регулирования русел рек).

По способу построения:

  • естественные (поток воды может наносить бревна или льдины и устраивать затор; бобры сооружают дамбы для создания заводей, в которых обитают);
  • рукотворные (созданные людьми).

По материалу дамбы:

  • грунтовые (по методу возведения подразделяются на намывные , насыпные и созданные с помощью направленного взрыва );
  • каменные ;
  • из каменной кладки ;
  • каменно-земляные ;
  • бетонные ;

По срокам, на которые возводятся:

  • постоянные ;
  • временные (например, дамбы из мешков с песком на время наводнений, для отведения водного потока на время проведения строительных работ в русле реки).

Примечания

См. также

- (от голл. dam) гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине (См. Земляная плотина). Различают Д. напорные и безнапорные. Напорные... Большая советская энциклопедия

  • дамба - Это название насыпи на берегу заимствовано из голландского или немецкого в эпоху петровских преобразований. Голландское dam (немецкое Damm) впоследствии было переоформлено под влиянием слов шпарумба, пломба. Этимологический словарь Крылова
  • дамба - ДАМБА, ы, ж. Гидротехническое сооружение вал для предохранения от затопления водой низких мест, для ограждения водохранилища. Оградительная д. | прил. дамбовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • Дамба - (земляной мост) Земляная насыпь с дорогой поверху, защищающая местность от разлива воды либо разделяющая водоемы. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) * * * см. Гать. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) Архитектурный словарь
  • дамба - Д’АМБА, дамбы, ·жен. (·нем. Damm) (спец.). Насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище. Толковый словарь Ушакова
  • дамба - дамба ж. Гидротехническое сооружение, вал для предохранения низких мест от затопления, для ограждения водохранилища, регулирования речного русла и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  • дамба - ДАМБА ж. немецк. насыпь валом, от воды или для запруды; гать, гребля, запруда, оплот, плотина. Дамбовый, плотинный. Толковый словарь Даля
  • дамба - орф. дамба, -ы Орфографический словарь Лопатина
  • дамба - да́мба стар. дам, у Петра I; см. Смирнов 99. Из голл. dam или нж.-нем. damm. Относительно б ср. Лаш, Mnd. Gr. 145 и сл. и лтш. dam̃bis – то же; см. М. – Э. 1, 436. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • дамба - ДАМБА -ы; ж. [от голл. dam] Гидротехническое сооружение, искусственная насыпь для предохранения местности от затопления, для ограждения водохранилищ и т.п. Земляная д. Строить дамбу в Невской губе. Толковый словарь Кузнецова
  • дамба - сущ., кол-во синонимов: 10 банкет 11 бун 2 буна 2 гать 10 гребля 11 забойка 6 запруда 15 плотина 16 полузапруда 4 траверс 5 Словарь синонимов русского языка
  • Дамба - Искусственное возвышение в виде вала, большею частью из земли, иногда же из фашин, камня или соединения этих материалов. Д. строятся в низких местах долин, в болотах и руслах рек, а также вдоль морских берегов... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • дамба - -ы, ж. Гидротехническое сооружение, искусственная насыпь для предохранения местности от затопления, для ограждения водохранилищ и т. п. [От голл. dam] Малый академический словарь
  • дамба - Гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные оградительные (ограждающие валы или защитные дамбы), предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления... Техника. Современная энциклопедия
  • ДАМБА - ДАМБА (от голл. dam) - гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы... Большой энциклопедический словарь
  • ДАМБА - ДАМБА, барьер или прибрежная насыпь, которые служат для сдерживания или регулирования течения воды. Дамбы служат для осушения земель на побережье (как издавна делается в Нидерландах), а также для предотвращения наводнений. Научно-технический словарь
  • дамба - Дамбы, ж. [нем. Damm] (спец.). Гидротехническое сооружение в виде вала (из земли, камня и бетона); предохраняет берег от затопления или размывания, служит для удержания воды в водохранилище, для прокладки пути над водой и т.п. Большой словарь иностранных слов
  • дамба - Дамба, дамбы, дамбы, дамб, дамбе, дамбам, дамбу, дамбы, дамбой, дамбою, дамбами, дамбе, дамбах Грамматический словарь Зализняка


  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!