Развенчание наполеона. Мысль о развенчании наполеона

Мифические шедевры - Шахматы Наполеона

Наполеон относится к войне как к чему-то естественному в человеческой истории: “Война- игра, люди- пешки, которые следует правильно расставить и двигать”, “Шахматы расставлены; игра начнется завтра”.

В Музее шахмат России можно увидеть бюст Наполеона с необычной надписью: «Шахматист XVIII-XIXв.» И это чистая правда: часы досуга великий корсиканец нередко проводил за шахматами. Наполеон играл в них всю жизнь: в молодости - в военной школе и в кафе «Режанс», в зрелые годы - в светских салонах, на корабле во время плавания, даже в перерывах между сражениями. Куда бы ни заносила его судьба, с ним всегда были шах-маты: в Египте, России, Польше, на острове Эльба и, наконец, там, где он умер и где впоследствии более двадцати лет покоился его прах, - на острове Святой Елены у берегов Африки.

Находясь на вершине власти, Наполеон не играл в шахматы: они отнимали много времени. В это время он предпочитал шашки, черпая в этой игре пример для тактики на поле боя. На острове Св. Елены Наполеон вернулся к шахматам, но он не подозревал о секрете, который таили в себе его шахматные фигуры. У него были шахматы из слоновой кости и перламутра, их сделали друзья Наполеона, и внутри нескольких из этих фигур были спрятаны планы побега с острова. Эти шахматы в качестве подарка должен был вручить Наполеону один из доверенных офицеров, который умер во время путешествия на корабле, и подарок вручил кто-то другой, не знавший тайны. Шахматы находились с Наполеоном до конца дней и были завещаны сыну.

Из многочисленных мемуаров можно узнать, что его постоянными партнерами были маршалы Мюрат и Бер-тье, герцог Бассано и генерал Бертран. Наполеон играл бы-стро, не особо напрягаясь, давая полную свободу полету мысли. Когда соперник надолго задумывался, он раздра-жался, проявлял нетерпение. Проигрывая, злился и не скры-вал своего неудовольствия. Его окружение знало об этой слабости и старалось не слишком часто огорчать импера-тора. Однако он слишком хорошо разбирался в людях, чтобы этого не понимать...

«Я отдал за них всего тридцать наполеондоров», - сказал он. Бонапарт не без любопытства осмотрел фигуры и заметил, что они, по его мнению, чрезмерно массивны. «Нужна подъемная машина, чтобы их двигать», - добавил он, взвешивая на ладони ферзя. После обеда Наполеон вернулся к шахматам. Постоял над ними в своей характерной позе, держа левую руку за спиной и о чем-то сосредоточенно размышляя. Достал дорогую табакерку, привычным движением открыл ее и отправил в нос небольшую щепоть табаку. Затем расставил фигуры и предложил врачу сыграть партию. Одержав скорую победу, удовлетворенный, удалился к себе в спальню. И в последующие дни Наполеон играл в шахматы довольно часто, особенно в непогоду. При отсутствии партнеров разыгрывал партии сам с собой. Он предпочитал шахматы даже бильярду. Дневниковые записи, сделанные людьми из окружения Наполеона (Лас-Касас, Монтолон, Бертран, Гурго и Маршан) позволяют с документальной точностью проследить ряд событий, происшедших после появления нефритовых шахмат в гостиной Лонгвуда.

К сожалению, среди его приближенных не нашлось челове-ка, владевшего шахматной нотацией, кто бы записал и оста-вил потомкам партии Наполеона. Скорее всего, ни он сам, ни его сподвижники не придавали игре серьезного значения. Тем не менее со страниц книг и жур-налов не сходят три партии, будто бы иг-ранные Наполеоном. Одна - в 1804 году в Париже, когда он еще был первым консулом. Вторая - в 1809-м в Вене, пос-ле разгрома Австрии. И третья - в 1820-м, на Святой Елене, за год до смерти.

Почти четверть века спустя после смерти Наполеона во французском жур-нале «Паламед» появился сенсационный материал: «Партия в шахматы, игранная Наполеоном». Он сыграл ее в загород-ном замке Мальмезон с одной из знат-ных дам своего двора.

Наполеон - мадам Ремюза (1804) : 1...d6 2.Kf3 е5 3 Kс3 f5 4.е4 fe5. Kе4 Kс6 6.Kfg5 d5 7.Фh5 g6 8. Фf3 Кh6 7. (8...Фе7!-+) 9. Kf6 Кре7 10.Kd5 Kрd6 11.Ke4! Kрd5 12. Cс4! Kрс4 13.ФbЗ Крd4 14. Фd3 х.

Партия вызвала всеобщий восторг. Еще бы! Великий пол-ководец победил при помощи изящной комбинации с жер-твой двух фигур. Все были заворожены именем Наполео-на, и никто не усомнился в подлинности партии. А пово-дов для сомнений хватало.

Начать с того, что не был указан автор публикации. В то время «Паламед» редактировал знаменитый Сент-Аман. И если материал о Наполеоне написан им, почему он откры-то не сказал об этом, почему не объяснил, откуда взял текст партии? Может, ее приводит мадам Ремюза в своих мему-арах?

Подозрительно и то, что партия полностью отвечает от-зыву герцога Бассано об игре Наполеона: «Император не-удачно начинал партию. Уже в дебюте он часто терял фигуры и пешки. Правда, не всегда его противники решались этим воспользоваться. Он вдохновлялся только в середине игры. Схватка фигур возбуждала его ум. Он предвидел на три-четыре хода вперед и осуществлял мудрые и красивые комбинации».

Наконец, видимо тоже для большей убедительности, игру начинали черные. Тогда и впрямь право выступки нередко определялось жребием, а про Наполеона известно, что он всегда галантно предоставлял дамам право первого хода... Позднее, явно по недоразумению, в печати появилась пар-тия-дубликат, где игру начинал Наполеон: 1. Кс3 е5 2. Кf3 d6 З. е4 f5 4. h3fe5. Kе4 Kc6 6.Kfg5 d5 7.Фh5 g6 8. Фf3 Кh6 9. Kf6 и т.д. Не исключено, что кто-то увидел партию в «Паламеде», а затем восстановил ее по памяти.Он хорошо помнил финальную комбинацию и цвет фигур Напо-леона. Чтобы свести концы с концами, ему пришлось «передернуть» и добавить бе-лым бессмысленный ход 4.h3.

Дурные примеры заразительны. В 1862 году в Англии вышли мемуары капита-на Кеннеди, участника первого между-народного турнира в Лондоне. В них при-водилась партия, будто бы игранная На-полеоном на Святой Елене.

Наполеон - Бертран (1820): 1 .е4 е5 2. Kf3 Kc6 3.d4 Kd4 4. Kd4 ed 5. Cc4 Cc5 6. c3 Фe77. 0-0 Фe58. f4! (ход мастера) 8...dc9. Крh1 cb10. Сf7 Крd8 11. febaФ 12. Сg8 Сe7 13. Фb3 a5 14. Лf8 Сf815. Сg5 Сe7 16. Фf7 Крe7 17. Фf7 Крd8 18. Ф8 Х. Подтвердить достоверность поединка генерал Бертран уже не мог: он умер в 1824 году. В его «Воспоминаниях о Святой Елене» никаких шахматных партий не было.

Если согласиться с тем, что партию действительно иг-рал Наполеон, то придется признать, что в ссылке он здо-рово усилился, а это расходится с отзывами свидетелей. Вдобавок он опередил развитие теории, и шотландскую партию следовало бы переименовать в дебют Наполеона: ведь партия по переписке Эдинбург - Лондон, давшая на-звание новому дебюту, была сыграна в 1824 году, уже после смерти Наполеона!

Итак, эти две партии - очевидные фальшивки. Однако есть и третья, игранная в венском дворце Шенбрунн про-тив знаменитого «Турка» - шахматного автомата Кемпелена. Наполеон - «Турок» (1809): 1.е4 е5 2.Фf3?! Kс6 3.Cc4 f6 4.Kе2 Cс5 5.а3 d66.0-0 Cg4 7.Фd3 Кh5 8.h3 Ce29.Фe2 Kf4 10.ФelKd4 (еще проще Ю...Фg5!) 11.Cb3 Kh312.Крh2 Фh4 13.g3 Kf3 14. Крg2 Kel (остальное уже интереса не представляет) 15.Лe1 Фg4 16.d3 Cf2 17.Лh1 Фg318.Крf1 Cd4 19.Крe2. И черные объявили мат в6 ходов19... Фg2 20. Крd1 Фh1 21. Крd2 Фg2 22.Кре1 Кg1 23.KсЗ CсЗ 24.bcФе2х. Жуткий разгром, что и неудивительно: в «автомате» прятался один из лучших венских мастеров Йоганн Альгайер!

Во́льфганг фон Ке́мпелен - австрийский (по происхождению словак) изобретатель автоматических машин, написавший «Mechanismus der menschlichen Sprache» («Механизм человеческой речи», В., 1791; с 27 гравюрами). Изучал философию и право в Братиславе, Дьёре, Вене и Риме, знал семь языков. Перевёл свод законов Марии Терезии с латинского на немецкий язык, чем привлёк внимание двора и стал дворным советником. В возрасте 25 лет Мария Терезия назначила его управляющим соляными шахтами во всей венгерской части империи и Кемпелен значительно модернизировал соляной промысл в империи. В 1770 году стал рыцарем, в 1775 — наследственным бароном де Пазманд. В 1786 году стал председателем Венгерско-Трансильванской придворной канцелярии.

Кемпелену поручали многие технические задания. Он первым начал выращивать лён в Банате, построил там суконную фабрику. Руководил реконструкцией будапештских укреплений. В 1777 году руководил переносом университета из Трнавы в Будапешт. Позднее Кемпелен сконструировал и построил водопровод для Братиславского Града, построил в Братиславе понтонный мост, а на Житном острове ирригацию.


В 1788 Кемпелен приготовил говорящую машину, которая состояла из четырёхугольного деревянного ящика, длиной около 1 м и шириной в 0,5 м, снабженного мехами и сложной системой клапанов, штифтиков и т. п.; машина эта воспроизводила голос ребенка 3-4 лет. Около 1828 эту машину усовершенствовал механик Пош в Берлине. Ещё больше внимания привлекла к себе так называемая шахматная машина Кемпелена, которая, как впоследствии обнаружилось, была основана на обмане. Она имела вид комода, на котором разложена была шахматная доска и у которого автомат, одетый турком, искусно играл в шахматы. В конце XVIII и в первых двух десятилетиях XIX века машина эта служила поводом к спорам многих учёных, пытавшихся объяснить это чудо механики. Теперь достоверно известно, что в ящике его, под шахматной доской, постоянно скрывался хороший шахматный игрок. Автомат сгорел 5 июля 1854 в Филадельфии. Известно, что «автомат» поразил в шахматы Наполеона. Партию Наполеон проиграл, единственным утешением было то, что автоматону проигрывали и другие цари - Фридрих II и Екатерина Великая.

Удивительно! - сокрушался легендарный халиф аль-Ма-мун. - Я правлю миром от Инда на Востоке до Андалузии на Западе и не могу совладать с тридцатью двумя шах-матными фигурками на пространстве два локтя на два.

Через тысячу лет подобные слова мог бы с полным правом произнести и Наполеон. Увы, блестящий ум, поражавший в битвах своими оригинальными решениями, терял остро-ту, тускнел, когда дело касалось шахмат.

Известно, что Наполеон своих солдат не щадил: в его войнах погибло больше французов, чем в пер-вой и второй мировых войнах вместе взятых! В шахматах же количество сил ограниченно, снятые с доски фигуры заменить нельзя. А успех сражения нередко определяет наличие резерва. Кто, как не Наполеон, придерживал все-гда старую гвардию и только в самые критические моменты бросал ее в бой!

Наполеона сковывали жесткие правила шах-мат, ему было тесно на 64 клетках. Его полководческий гений нуждался в несравненно больших просторах. Широ-кие равнины Маренго, необозримые поля Аустерлица - там он мог полностью развернуться, там он чувствовал себя властелином мира!

Наполеон любил шахматы, но смотрел на них свысока, как на забаву, развлечение. А шахматы этого не прощают. И они не доверили ему своих сокровенных тайн...

А во время игры, при неудачном ходе мог даже сбросить фигуры, перевернуть доску. Он и не подозревал, какую глубокую обиду наносит шахматам. Ведь Наполеон Бонапарт нарушал их законы:
- об уважении к сопернику;
- об умении вначале думать, а потом ходить;
- о необходимости “держать себя в руках”.

Но тот кто кровь свою
Не в силах охладить,
Не сможет справиться
С простейшею задачей.

Наполеон пожелал сыграть партию с роботом-шахматистом, - которого сделал австрийский изобретатель Вольфганг Кемпелен.
Наполеон, окружённый великосветским обществом, решил повеселиться, испытать автомат. Он трижды специально ходил неправильно. Первые два раза “турок” спокойно, с лёгким поклоном исправляет ошибку его величества. Но в третий раз - робот смахивает все фигуры с доски и сверкающими глазищами глядит на императора. Дамы ахнули, вельможи переглянулись. Бонапарт же остался собой очень доволен. Ещё бы: ему удалось вывести автомат из равновесия!

Интересно, а какими фигурами играл Наполеон? В моло-дости, когда он посещал кафе «Режанс», это были, поня-тно, деревянные фигуры «Режанс», самые ходовые тогда во Франции. Став императором, он, вероятно, играл уже фигурами из слоновой кости. Какими, абстрактными или изобразительными, сказать трудно: в качестве подарков ему преподносили самые разные шахматы, а во Франции тогда имелись три прекрасные школы резчиков - в Париже, Лио-не и Дьеппе. В походы Наполеон брал с собой скорее все-го деревянный «Режанс», как наиболее удобный в дороге.

С «Турком» он, наверное, играл производимыми тогда в Австрии абстрактными деревянными фигурами, только кони в тех комплектах имели по две головы.

Наконец, о шахматах на Святой Елене. Наполеон провел на острове долгих шесть лет и, по словам герцога Басса-но, «играл ежедневно». А капитан Кеннеди приводит в своих мемуарах слова другого капитана, Норриса, также посе-щавшего Наполеона: «Вы обратили внимание на фигуры, ко-торыми он играл? Изящные китайские шахматы из слоновой кости, помеченные орлами и инициалом N, увенчанным ко-роной. Они были посланы Наполеону достопочтенным Джо-ном Эльфинстоуном в знак благодарности за спасение жизни его брата, капитана Эльфинстоуна, из полка легких драгун, который был тяжело ранен за день до битвы под Ватерлоо».

Звучит убедительно, не правда ли? Такие шахматы дей-ствительно были посланы Наполеону из Кантона. Однако к нему они не попали: губернатор острова не разрешил пе-редать их Наполеону. И причиной тому были как раз ко-роны с инициалом N!

В 1926 году в Лондоне были выставлены индокитайские шахматы, которыми якобы играл в изгнании Наполеон. Они интересны тем, что король и ферзь белых там европейс-кого типа, а все другие фигуры - восточного. В том же году на выставке наполеоновских реликвий в Аустерлице демонстрировались шахматы, в одной из фигур которых был спрятан план побега Наполеона с острова. Однако он так и не узнал об этом: дело в том, что офицер, сопро-вождавший шахматы, умер во время плавания...

В частных коллекциях США насчитывается по меньшей мере пять комплектов шахмат, связанных с нашим геро-ем. Наиболее интересны из них два: «Наполеон против турок» и «Наполеон против Фридриха Великого». Первый, из де-рева, посвящен египетскому походу; считается, что он был сделан по личному указанию Наполеона и затем подарен Мюрату. Второй комплект еще уникальнее: он якобы был отлит для Наполеона из трофейной английской пушки!

Будучи в 1953 году в Париже, я видел в кафе «Режанс» столик с табличкой, удостоверяющей, что на нем в 1798 году играл Наполеон. Вот что писал об этой реликвии журна-лист прошлого века: «Всякий может заметить в кафе мале-нький столик из серого мрамора, за которым молодой кор-сиканец проиграл не одну партию своему другу капитану Бертрану. Столик украшен потертой серебряной дощеч-кою, на которой вырезано его имя». В США известны еще два «наполеоновских» стола. Один из них был специально сделан для узника Святой Елены...

Наполеон вошел в историю как великий полководец, дав-ший больше сражений, чем Александр Македонский и Юлий Цезарь «на двоих». Неудивительно, что уже при жизни его стали изображать в качестве шахматного короля, благо зна-менитая треуголка оказалась очень узнаваемой. Едва ли не каждый его поход, начиная с египетского и кончая битвой при Ватерлоо, запечатлен в шахматах: Наполеон против испанского короля Фердинанда VIII, Наполеон против ав-стрийского императора Франца I, Наполеон против русского императора Александра I, Наполеон против английского короля Георга III, Наполеон против герцога Веллингтона...

Очень интересны два комплекта из Южного Тироля, сла-вящегося искусными резчиками по дереву. Один посвящен крестьянскому восстанию в Тироле (1797): горцам-парти-занам противостоят французы во главе с карикатурным На-полеоном. Другой изображает русских казаков и фран-цузов. Братья Вихманы, авторы известной книги о шахмат-ных фигурах, считали, что этот комплект отражает поход Наполеона в Россию. Однако на самом деле он - память об итальянском походе Суворова (1799), когда русским войскам пришлось совершить переход через Альпы, и они оказались в Тироле.

Художникам уже тесно в реальной биографии Наполеона и в поисках новых сюжетов они проводят его буквально «через века и страны». Я уже упоминал о шахматах «Напо-леон против Фридриха Великого», хотя они никак не мог-ли встретиться на поле брани: когда Фридрих умер, На-полеону было всего 17 лет. Но есть и еще более антиис-торические комплекты. Например, Наполеон против испан-ского короля Филиппа II (1527-1598), Наполеон против фран-цузского короля Генриха IV (1553-1610) и, наконец, Напо-леон против... китайского императора! Кто следующий?

Отправленный умирать на остров Святой Елены Наполеон сам выбрал место для своей будущей могилы около небольшого родника, в тени трёх могучих сосен. Сегодня на могиле захоронения умершего императора стоит чистая мраморная плита. Но почему на ней нет надписи: кто здесь захоронен? Официальное объяснение отсутствия надписи следующее. Французы, последовавшие за своим императором в изгнание, предлагали высечь на плите только одно слово: «НАПОЛЕОН». Английский губернатор Гудсон Лоу считал уместным высечь имя и фамилию, похороненного на острове императора. Французы и англичане не смогли договориться, и плита осталась белой. Но есть более правдоподобное объяснение, нежели «склока» из-за имени усопшего на могильной плите. Французы знали, что под плитой захоронен вовсе не император, и такая надпись была для них кощунственной.

После поражения при Ватерлоо 18 июня 1815 года Наполеон был сослан на остров Святой Елены, а Франсуа Робо вернулся в свой крестьянский дом в деревне Балейкур. В 1818 году к дому Робо подъехала роскошная карета, простоявшая там не меньше двух часов. Хозяин дома объяснил соседям, что приезжавший к нему человек хотел купить у него зайцев. Через несколько дней после посещения этого любителя зайчатины Франсуа Робо и его сестра исчезли из деревни. Прошло время и власти забеспокоились бесследным исчезновением бывшего двойника императора. Его искали по всей Франции, но обнаружить они смогли только его сестру. Она проживала в городе Туре и буквально купалась в роскоши. На вопрос, откуда у неё столько денег, девушка ответила: «Деньги дал брат, который отправился в далёкую поездку. Куда именно, не знаю».

Больше Франсуа Робо никто не видел. Он бесследно исчез. Но много лет спустя в архиве Балейкура была обнаружена странная запись: «Франсуа Робо родился в этой деревне, умер на острове Святой Елены». Дата смерти зачёркнута, её невозможно прочесть. Но некоторые приверженцы гипотезы подмены Наполеона на двойника, утверждают, что речь идёт о 5 мая 1821 года. Примерно в то же время, в 1818 году, пленник на острове Святой Елены стал вести себя странно. Он вдруг стал очень забывчив, потерял память, путал очевидные факты своей жизни. Почерк у «императора» тоже изменился. И вот ещё один факт, подтверждающий бегство Наполеона. В1818 году жена коменданта острова, генерала Бертрана, писала подруге: «Победа! Наполеон покинул остров!» А ведь официально, 5 мая 1821 года царственный пленник умер и был захоронен в могиле под безымянным камнем.

А что произошло с Наполеоном после бегства с острова Святой Елены? В 1818 году в Италии в городе Вероне поселился человек Ревар, приобретший магазин оптики и ювелирных изделий. Ревар обладал значительными средствами, отличался великосветскими манерами и был очень похож на Наполеона. Жители Вероны прозвали его «Императором».

23 августа 1823 года перед магазином Рева-ра остановилась роскошная карета. Кучер передал хозяину пакет. Познакомившись с его содержимым, Ревар взволнованно сказал управляющему магазина Петруччи: «Я должен срочно выехать по личному делу». Затем он подал ему письмо и попросил передать его лично королю, если он не вернётся через три месяца. Только перед смертью Петруччи рассказал сыновьям о том, что хозяином магазина был сам Наполеон Бонапарт.

Через две недели после исчезновения из Вероны Ревар появился в пригороде Вены А 4 сентября 1823 года в парке Шенбрунско-го дворца, близ Вены, где австрийцы держали Орлатко - сына Наполеона, случилась трагедия. В 11 часов вечера стражник увидел тень человека, соскакивающего со стены. Солдат крикнул: «Стой!» А когда тот не повиновался, выстрелил. Нарушитель упал и через несколько минут скончался. Перед смертью он успел сказать, что торопился в замок, где умирал от скарлатины сын Наполеона. Когда представители властей осмотрели труп убитого, полиция немедленно оцепила замок.

Утром в замке появились дипломаты французского посольства, настаивая на том, чтобы им передали труп. Хозяйка замка Мария-Луиза, австрийская эрцгерцогиня и французская императрица, которая после высылки Наполеона Бонапарта на остров Святой Елены возвратилась в родную Австрию, категорически отказалась выполнить это требование.

Убитого «незнакомца» похоронили в парке в скромном гробу, рядом с усыпальницей, приготовленной для Марии-Луизы и Орлатко. Спустя месяц 12-летний Франсуа Карл Жозеф Бонапарт скончался от скарлатины. Случившееся в парке Шенбрунского дворца было подробно отражено в записях, сделанных 5 сентября 1823 года прокурором Карлом Фридрихом Арнштейном. В них есть и слова, сказанные неизвестным умирающим: «Орлатко..., сын.., сын..., мой сын...»

В последние годы все больше историков склоняется к версии, что Наполеона отравили. Оснований для этого более чем достаточно. Но кто его отравил, чем было мотивировано убийство? В год смерти императора к этому вопросу отнеслись очень формально. По официальному заключению, Наполеон, как и его отец, умер от рака желудка. Тогда диагноз о наследственной болезни устраивал всех. Главное, что Европа наконец избавилась от тирана. О другой возможной причине смерти никто особо не задумывался. Так было до тех пор, пока за дело не взялись два известных автора - канадец Бен Вейдер и француз Рене Мори.


Гробница Наполеона Бонапарта

Они подошли к поиску ответа о причине смерти Наполеона с разных позиций, однако сошлись единодушно в одном: император Франции был отравлен мышьяком французским генералом Шарлем Монтолоном, который отправился с ним в ссылку на остров Святой Елены. Откровением для историков стало утверждение потомка отравителя - Франсуа де Канде-Монтолона, который признал виновным в смерти Наполеона своего предка. В доказательство он представил 273 документа, найденных на чердаке дома, где жила семья Монтолонов. Эти документы были опубликованы в книге, написанной Франсуа де Канде-Монтолоном совместно с Рене Мори, которая называется «Загадка Наполеона разгадана». Рене Мори и Бен Вейдер утверждают, что Наполеон был отравлен. Историки расходятся лишь в определении истинных причин убийства. По мнению Рене Мори, «это обыкновенная любовная история с плохим концом…».

Невероятно, однако в Париже нет ни единой улицы, ни даже самой маленькой площади, названной в честь Наполеона. Только один переулок, расположенный в шестом округе, сохранил память об императоре. Это место называется улицей Бонапарт. Двести других носят названия знаменитых сражений, имена маршалов, генералов, министров и солдат Первой империи. Даже Юлий Цезарь - римский, а не французский император, имеет в Париже «свою» улицу!

Мало кто знает, но именно Наполеону мы обязаны табличкам на наших домах с нумерацией четной и нечетной стороны. Эта система была скопирована с французской и теперь существует во всей Европе, и не только в ней. Именно Наполеон предложил придать полотну дорог несколько бочкообразную форму, с тем чтобы вода стекала к тротуарам и через решетки уходила в ливневую канализацию.

Наполеон построил сотни фонтанов, из них многочисленными струйками текла питьевая вода, а в центре возвышались элегантные памятники. Наполеону мы обязаны украшением Люксембургского дворца и сада, расширением Лувра, перестройкой ратуши, декором Дома инвалидов, строительством залов, крытых рынков и скотобоен, положивших конец практике убийства животных прямо у мясных лавок, на улице; десятью километрами канализационных стоков и шестью километрами одетых в гранит набережных Сены; обустройством больших кладбищ, таких как Пер-Лашез, Монмартр и Монпарнас; строительством мостов Искусств, Сите, Аустерлица и Йены. И, наконец, он систематизировал освещение в столице, и в 1814 г. Париж стал самым освещенным городом мира, получив титул «город света».

Всю жизнь Наполеон посвятил выполнению своей цели - завоеванию Европы. Но в 1812 г. под Бородино, он потерпел сокрушительное поражение. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» писал, что перед Бородинским сражением Наполеон произнес: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра». Эту партию великий полководец проиграл.

М.Болотовский: - «Тот, кто переносит логику игры на повседневность, кто мерит жизнь игрой, ее искусственными, каверзными законами, кто жаждет победы во что бы то ни стало, кто путает деревянные фигурки с живыми людьми, - в конце концов терпит сокрушительное поражение».

Лев Николаевич Толстой закончил в 1867 году работу над своим романом "Война и мир". События 1805 и 1812 годов, а также военные деятели, принявшие участие в противостоянии Франции и России, являются основной темой произведения.

Как и всякий миролюбивый человек, Лев Николаевич осуждал вооруженные конфликты. Он спорил с теми, кто находил в военных действиях "красоту ужаса". Автор выступает при описании событий 1805 года как писатель-пацифист. Однако, рассказывая о войне 1812 года, Лев Николаевич переходит уже на позиции патриотизма.

Изображение Наполеона и Кутузова

Созданные в романе образы Наполеона и Кутузова - яркое воплощение принципов, используемых Толстым в изображении деятелей истории. Далеко не во всем герои совпадают с реальными прототипами. Лев Николаевич не стремился к тому, чтобы нарисовать достоверные документально портреты этих деятелей, создавая роман "Война и мир". Наполеон, Кутузов и другие герои выступают прежде всего как носители идей. Опущены в произведении многие известные факты. Преувеличены некоторые качества того и другого полководца (например, пассивность и дряхлость Кутузова, позерство и самовлюбленность Наполеона). Оценивая французского и русского главнокомандующего, как и остальных исторических лиц, Лев Николаевич применяет к ним жесткие нравственные критерии. Образ Наполеона в романе "Война и мир" - тема данной статьи.

Французский император является антитезой Кутузову. Если Михаила Илларионовича можно считать положительным героем того времени, то в изображении Толстого Наполеон является главным антигероем в произведении "Война и мир".

Портрет Наполеона

Лев Николаевич подчеркивает ограниченность и самоуверенность этого полководца, которая проявляется во всех его словах, жестах и поступках. Портрет Наполеона иронический. У него "короткая", "потолстевшая" фигура, "жирные ляжки", суетливая, стремительная походка, "белая пухлая шея", "круглый живот", "толстые плечи". Таков образ Наполеона в романе "Война и мир". Описывая утренний туалет французского императора перед Бородинским сражением, Лев Николаевич разоблачительный характер портретной характеристики, данной первоначально в произведении, усиливает. У императора "выхоленное тело", "обросшая жирная грудь", "желтое" и Эти детали показывают, что Наполеон Бонапарт ("Война и мир") был человеком, далеким от трудовой жизни и чуждым народным корням. Предводитель французов показан самовлюбленным эгоистом, который думает, что его воле повинуется вся Вселенная. Для него люди никакого интереса не представляют.

Поведение Наполеона, его манера говорить

Образ Наполеона в романе "Война и мир" раскрывается не только через описание его внешности. В его манере говорить и поведении также сквозят самовлюбленность и ограниченность. Он убежден в собственной гениальности и величии. Хорошо - то, что пришло ему в голову, а не то, что на самом деле хорошо, как отмечает Толстой. В романе каждое появление этого персонажа сопровождается авторским беспощадным комментарием. Так, например, в третьем томе (первая часть, шестая глава) Лев Николаевич пишет о том, что по этому человеку видно было, что для него имело интерес лишь происходившее в его душе.

В произведении "Война и мир" характеристика Наполеона отмечена также следующими деталями. С тонкой иронией, которая иногда переходит в сарказм, писатель разоблачает претензии на мировое господство Бонапарта, а также его актерство, непрестанное позирование для истории. Все время французский император играл, в его словах и поведении не было ничего естественного и простого. Это показано очень выразительно Львом Николаевичем в сцене, когда тот любовался на портретом сына. В ней образ Наполеона в романе "Война и мир" приобретает некоторые весьма важные детали. Опишем эту сцену вкратце.

Эпизод с портретом сына Наполеона

Наполеон подошел к картине, ощущая, что то, что он сделает и произнесет теперь, "есть история". Портрет изображал сына императора, который играл земным шаром в бильбоке. В этом выражалось величие предводителя французов, однако Наполеон хотел показать "отеческую нежность". Конечно, это было чистой воды актерство. Не выражал здесь Наполеон никаких искренних чувств, он лишь лицедействовал, позировал для истории. Данная сцена показывает человека, который считал, что вся Россия будет покорена с завоеванием Москвы и осуществятся таким образом его планы господства над всем миром.

Наполеон - актер и игрок

И в ряде дальнейших эпизодов описание Наполеона ("Война и мир") указывает на то, что это актер и игрок. Он произносит накануне Бородинской битвы, что шахматы уже поставлены, завтра начнется игра. В день сражения Лев Николаевич замечает после пушечных выстрелов: "Игра началась". Далее писатель показывает, что она десяткам тысяч людей стоила жизни. Князь Андрей думает, что война - это не игра, а лишь жестокая необходимость. Принципиально другой подход к ней заключался в этой мысли одного из главных героев произведения "Война и мир". Образ Наполеона оттеняется благодаря этому замечанию. Князь Андрей выразил мнение мирного народа, который был вынужден при исключительных обстоятельствах взяться за оружие, поскольку угроза порабощения нависла над родиной.

Комический эффект, производимый французским императором

Не имело значения для Наполеона то, что было вне его самого, так как ему казалось, что все в мире зависело лишь от его воли. Такое замечание Толстой дает в эпизоде встречи его с Балашевым ("Война и мир"). Образ Наполеона в нем дополняется новыми деталями. Лев Николаевич подчеркивает контраст между ничтожеством императора и его Комический конфликт, возникающий при этом, - лучшее доказательство пустоты и бессилия этого который притворяется величественным и сильным.

Духовный мир Наполеона

В понимании Толстого духовный мир предводителя французов - это "искусственный мир", населенный "призраками какого-то величия" (том третий, часть вторая, глава 38). На самом же деле Наполеон представляет собой живое доказательство одной старой истины о том, что "царь есть раб истории" (том третий, часть первая, глава 1). Считая, что он исполняет собственную волю, этот исторический деятель всего лишь играл "тяжелую", "печальную" и "жестокую" "нечеловеческую роль", которая ему предназначалась. Едва ли он смог бы вынести ее, если бы у этого человека не были помрачены совесть и ум (том третий, часть вторая, глава 38). Писатель видит помрачение ума этого главнокомандующего в том, что он сознательно в себе воспитывал душевную черствость, которую принимал за истинное величие и мужество.

Так, например, в третьем томе (часть вторая, глава 38) говорится, что он любил рассматривать раненых и убитых, испытывая тем самым свою душевную силу (как считал сам Наполеон). В эпизоде, когда переплывал эскадрон польских улан и адъютант на его глазах позволил себе обратить на преданность поляков внимание императора, Наполеон подозвал Бертье к себе и начал ходить с ним по берегу, отдавая тому приказания и недовольно изредка посматривая на утонувших улан, которые развлекали его внимание. Для него смерть - надоевшее и привычное зрелище. Наполеон воспринимает как должное беззаветную преданность собственных солдат.

Наполеон - глубоко несчастный человек

Толстой подчеркивает, что этот человек был глубоко несчастен, но не замечал этого лишь благодаря отсутствию хоть какого-то нравственного чувства. "Великий" Наполеон, "европейский герой" нравственно слеп. Он не может понять ни красоты, ни добра, ни истины, ни значения собственных поступков, которые, как замечает Лев Толстой, были "противоположны добру и правде", "далеки от всего человеческого". Наполеон просто не мог понять значение своих деяний (том третий, часть вторая, глава 38). Прийти к правде и добру, по мнению писателя, можно, лишь отказавшись от мнимого величия своей личности. Однако к такому "героическому" поступку совсем не способен Наполеон.

Ответственность Наполеона за содеянное им

Несмотря на то, что он обречен играть в истории отрицательную роль, Толстой отнюдь не умаляет нравственной ответственности этого человека за все, содеянное им. Он пишет о том, что Наполеон, предназначенный на "несвободную", "печальную" роль палача множества народов, тем не менее уверял себя в том, что их благо было целью его поступков и что он мог распоряжаться и руководить судьбами множества людей, делать путем своей власти благодеяния. Наполеон воображал, что война с Россией произошла по его воле, его душу не поражал ужас совершившегося (том третий, часть вторая, глава 38).

Наполеоновские качества героев произведения

В других героях произведения наполеоновские качества Лев Николаевич связывает с отсутствием у персонажей нравственного чувства (например, Элен) или же с их трагическими заблуждениями. Так, в молодости увлекавшийся идеями французского императора Пьер Безухов остался в Москве для того, чтобы убить его и стать тем самым "избавителем человечества". На ранних этапах духовной жизни Андрей Болконский мечтал о том, чтобы возвыситься над другими людьми, даже если требуется для этого пожертвовать близкими и семьей. В изображении Льва Николаевича наполеонизм - опасная болезнь, которая разъединяет людей. Она заставляет их блуждать слепо по духовному "бездорожью".

Изображение Наполеона и Кутузова у историков

Толстой отмечает, что историки превозносят Наполеона, думая, что он был великим полководцем, а Кутузова обвиняют в чрезмерной пассивности и военных неудачах. На самом деле французский император развил в 1812 году бурную деятельность. Он суетился, отдавал приказы, которые ему и окружающим казались гениальными. Одним словом, этот человек вел себя так, как и следует "великому полководцу". Изображение же Кутузова у Льва Николаевича не соответствует представлениям о гении, принятым в то время. Сознательно писатель преувеличивает его дряхлость. Так, Кутузов во время военного совета засыпает не для того, чтобы показать "презрение к диспозиции", а просто потому, что хотел спать (том первый, часть третья, 12 глава). Этот главнокомандующий приказов не отдает. Он только одобряет то, что считает разумным, а все неразумное отвергает. Михаил Илларионович не ищет сражений, не предпринимает ничего. Именно Кутузов на сохраняя внешнее спокойствие, принимает решение оставить Москву, которое стоило ему больших душевных мук.

Чем определяется подлинный масштаб личности, по мнению Толстого?

Почти во всех сражениях победил Наполеон, Кутузов же проиграл практически все. Неудачи потерпела русская армия под Березиной и Красным. Однако именно она в конце концов победила в войне армию под командованием "гениального полководца". Толстой подчеркивает, что историки, преданные Наполеону, считают, что это был именно великий человек, герой. По их мнению, для личности такого масштаба не может быть дурного и хорошего. Образ Наполеона в литературе часто представлен под этим углом. Вне нравственных критериев, считают различные авторы, оказываются поступки великого человека. Этими историками и литераторами даже позорное бегство французского императора от армии оценивается как поступок величественный. По мнению Льва Николаевича, настоящий масштаб личности не измеряется "лживыми формулами" различных историков. Великой исторической ложью оказывается величие такого человека, как Наполеон ("Война и мир"). Цитаты из произведения, приведенные нами, это доказывают. Толстой нашел истинное величие в Кутузове Михаиле Илларионовиче, скромном труженике истории.

Наполеон в романе - антипод Кутузова. Писатель, выступая против культа императора Франции, видит в нем агрессора, вероломно напавшего на Россию, честолюбца, для которого «все, что было вне его, не имело никакого значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли» . Не случайно любимое слово персонажа - «я». Вся деятельность Наполеона - это попытка заставить народы жить по его собственному произволу, направлять историю по собственному желанию. Писатель иронизирует: «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит» . Толстой подчеркивает его самовлюбленность, индивидуализм. Достаточно вспомнить переправу полка уланов через Вилию, когда Наполеон равнодушно смотрит на бессмысленно гибнущих людей. В сценах приема Балашова и Боссе писатель показывает самомнение, позерство персонажа, отсутствие в нем той простоты и естественности, которые отличали Кутузова. Характерен эпизод, когда, стоя на Поклонной горе и любуясь видом поверженной Москвы, Наполеон мысленно репетирует речь для жителей. Толстой принижает Наполеона, подчеркивая его физические недостатки: круглый живот, короткие ноги, толстые плечи, дрожание левой ноги - и показывая, что перед нами обычный заурядный человек, а не полубог. А разве можно забыть бегство французов из России, когда Наполеон бежит впереди своей армии, не думая о ее судьбе, то есть совершает поступок, которого «стыдится каждый ребенок».

ПОРТРЕТ:

«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах».

«на лице Наполеона была неприятно-притворная улыбка», «человек в сером сюртуке, очень желавший, чтоб ему говорили «ваше величество», «- Дрожание моей левой икры есть великий признак, - говорил Наполеон впоследствии» Особенно резко обозначена такая его черта как позерство. Наполеон ведет себя как актер на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», и это происходит чуть ли не на глазах всей армии. Он ведет себя как человек, понимающий, что все его слова, жесты - это история. С его лица не сходит «выражение милостивого и величественного императорского приветствия».

ОТНОШЕНИЕ К ВОЙНЕ:

Для него война - путь возвышения его самого, его солдат, его страны: «любовь и привычка французского императора к войне». В продолжение всей Аустерлицкой кампании Наполеон показан в своих воинских успехах полководцем, прекрасно разбирающимся в боевой обстановке. Он быстро понял хитрость Кутузова, предложившего перемирие под Шенграбеном, и досадную ошибку Мюрата, согласившегося начать переговоры о мире. Перед Аустерлицем Наполеон тонко перехитрил русского парламентера, внушив ему ложную мысль о своей боязни генерального сражения, что потом обеспечило ему выигрыш сражения. При описании переправы французов через Неман Толстой считает нужным упомянуть, что овации надоедали Наполеону, когда он предавался военным заботам. Наполеон во всех своих действиях руководствуется стремлением к личной славе и безграничной власти.



ОТНОШЕНИЕ К СОЛДАТАМ:

Солдаты для Наполеона – пешки в большой шахматной игре. “Крики и огни в неприятельской армии происходили от того, что в то время, как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки. Солдаты, увидав императора, зажигали пуки соломы и с криками “vive l"Empereur” бежали за ним”Он всюду хочет видеть знаки почитания его особы, подчиняя этому весь порядок своей повседневной жизни. Он равнодушен к потерям в своей армии, поэтому стратегию и тактику сражений подчиняет победе. С чувством удовлетворения объезжает он поле битвы (Аустерлицкое сражение) , самодовольно оглядывая тела убитых и раненых. Честолюбие делает его жестоким и бесчувственным к страданиям людей

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ:

«не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого».Для Наполеона человеческая жизнь не представляет никакой ценности (эпизод переправы наполеоновской армии через Неман, когда, спеша выполнить приказ императора – найти брод, многие из польских улан стали тонуть. Видя бессмысленную гибель своих людей, Наполеон не предпринимает никакой попытки остановить это безумие. Он спокойно прохаживается по берегу, изредка взглядывая на улан, развлекавших его внимание. Необыкновенным цинизмом веет от его высказывания накануне Бородинского сражения, которое должно было стоить жизни сотни тысяч людей: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра».

ВЫВОД:

1. Развенчивая Наполеона, Толстой обличает и наполеоновское начало в людях.

2. Кутузов и Наполеон - два полюса романа: Кутузов воплощает народную мудрость и представляет коллективное начало, волю народа, Наполеон - выразитель самовлюбленности и индивидуализма.

3. Величие Кутузова-полководца Толстой, прежде всего, видит в единстве его духа с духом народа и армии, и в том, что герой воплощает в себе черты русского национального характера. В создании образа старого фельдмаршала Толстой, несомненно, принял во внимание пушкинскую характеристику: “Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую он так чудно оправдал!”

4. Кутузов и Наполеон показаны с бытовыми чертами как люди, но вместе с тем иначе, чем все остальные герои романа. Они что-то большее, чем просто «персонажи», фигуры более обобщенные, олицетворяющие те мировые силы, о конфликте которых рассказано в «Войне и мире». Эта антитеза помогает раскрыть «мысль народную» как основную идею романа-эпопеи «Война и мир».

5. «Источник... необычайной силы прозрения в смысле совершающихся событий лежал в том народном чувстве, которое он (Кутузов) носил в себе во всей чистоте и силе его.

6. Все, что было вне его (Наполеона), не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли» (Л. Н. Толстой)

1.Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее… » Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Великий гуманист Л. Н. Толстой правдиво, документально точно отразил события 26 августа 1812 года, дав свою трактовку важнейшему историческому событию. Автор отрицает решающую роль личности в истории. Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного «маленького человечка». Говоря об этом, Толстой «предостерегает» человечество от войн, от бессмысленной вражды и от кровопролитий.

2.Пьер осознал, насколько решительно настроен весь русский народ, понял его готовность постоять до конца за родину, единство, ведь "впереди Москва".

3.Толстой в романе изображает Наполеона и Кутузова (исторические лица) диаметрально противоположными. Поведение Кутузова порой озадачивает читателей. Толстой показывает главнокомандующего дремлющим, бездействующим. Но в этом видна особая мудрость этого старого человека. Для Кутузова и всех русских людей на Бородинском поле решалась судьба: быть или не быть стране.

Русские люди на Бородинском поле показывали чудеса стойкости и героизма. Они понимали, что от каждого зависит исход сражения. Их не надо было опекать и подталкивать вперед. Это была их земля, которую надо было спасти и отстоять. Кутузов верит в солдат и офицеров русской армии. Он плоть от плоти их, так же мыслит и чувствует, как они, поэтому он знает, что французы будут у него “лошадиное мясо есть! ”. После встречи с Кутузовым умный и проницательный князь Андрей понял, что главнокомандующий знает, что есть что-то сильнее его воли - это ход событий, он умеет его видеть и “понять значение”. Кутузов берет на себя великую ответственность, принимая решение о сдаче Москвы. Он хочет сохранить армию, спасти Россию. Для Наполеона же - это очередная победа, которая сделает его владыкой полу мира. Наполеон полон тщеславия, он, не задумываясь о последствиях, занимает Москву. Потом бежит из России, бросив свою армию. Толстой показывает его авантюристом, который ради личной славы вверг тысячи людей в смертельную опасность.

4.Приходит к выводу, что жить нужно для добра. Сознает, что был неоправданно жесток с Лизой и с Наташей, так как руководствовался своими принципами, поисками смысла жизни. Впервые он думает не о себе, а об окружающих его людях. Он становится мягче, добрее, мудрее. Быть добрым вообще, понимать и любить людей - это правильно, нужно активно выражать эту любовь. Пьер говорил в эпилоге, что если бы князь Андрей остался жив, то он бы примкнул к декабристам.

5.То, что когда начинали Россией "чужаки" управлять, они ее только грабили, например, во время Смуты (очень похоже, разница лишь в том, что династия прервалась). Россия тогда в полный упадок пришла! Это же он говорит перед Бородинским сражением Пьеру, приехавшему, чтобы видеть сражение. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек», - объясняет Болконский назначение Кутузова главнокомандующим вместо Барклая.

6. Я понимаю мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма следующим образом: Пьер хорошо чувствует мысль народную, способность народа защитить страну, горячее желание патриотизма... Именно теплота чувствуется Пьером, когда он находится в массе народа, среди пленных - он чувствует их настроение, чувствует, что попал в семью, чувствует то, что их объединяет. Эти мысли Пьера рождаются именно после его пленения.

7.Ключевой момент в этой сцене - самолюбование Наполеона, он хочет навсегда оставить след в истории и постоянно думает, как выгоднее запечатлеть себя в ней. Он тщательно подобрал эту фразу, чтобы историки отразили ее в своих записях. В этот момент он думает не о сыне, а о том, какую ему принять позу, какую сказать фразу, чтобы выглядеть как можно более величественно. Эта фраза о шахматах подчеркивает, что для Наполеона война - игра, где выигрыш - его слава.

Пьянея славой неизменной,
Ты шёл сквозь мир, круша, дробя...
И стало, наконец, вселенной
Невмоготу носить тебя.
В.Я.Брюсов

В романе «Война и мир» Толстой ставит философский вопрос: что такое великий человек? — и формулирует свой ответ так: нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Образы Наполеона и Кутузова наиболее ярко иллюстрируют авторское понимание великого человека.

В Наполеоне писатель постоянно подчёркивает выдающиеся актёрские способности, то есть отсутствие простоты. Очень показательна в этом смысле сцена, когда император накануне Бородинского сражения рассматривает портрет сына (3, 2, XXVI). Толстой показывает, что Наполеон озабочен тем, как он будет выглядеть в глазах окружающих, и решает про себя, какое выражение должно придать собственному лицу. После некоторого колебания Наполеон выбирает, как самое подходящее, выражение умиления и с этим выражением на лице входит в то отделение палатки, где курьер императрицы Боссе устанавливает портрет. В этот момент происходит непредвиденный сбой в трогательной сцене встречи любящего родителя с портретом сына: портрет не успели установить. Тогда Наполеон отворачивается к какому-то придворному и заводит с ним разговор, чтобы дать время для приготовления портрета. А когда курьер театральным жестом срывает с картины покрывало, лицо Наполеона снова получает нужное выражение, и все окружающие запоминают умиление, с которым великий человек смотрит на портрет своего маленького сына, играющего земным шаром, как шариком для бильбоке. Прекрасное актёрское чутьё спасает Наполеона во многих ситуациях, когда, по его же собственным словам, от великого до смешного только один шаг. С этим наполеоновским афоризмом согласен и Толстой, рисующий сцену, как император стоит на Поклонной горе и ждёт бояр с ключами от Москвы (3, 3, XIX). Ожидание явно затянулось, а свита за спиной императора уже шепчет, что бояр в Москве не могут найти. Сказать об этом Наполеону никто не решается, да он и сам чувствует, что торжественная сцена, которую он хотел разыграть здесь, превращается в комедию. Он садится в карету и незаметно въезжает в Москву.

В образе Кутузова Толстой, наоборот, подчёркивает естественность, простоту. В разгар Аустерлицкого сражения Кутузов плачет, наблюдая, как русские солдаты толпами бегут с поля боя (1,3, XVI). В этот критический момент его видит князь Андрей, но Кутузов не боится показаться слабым. В сцене молебна накануне Бородинского сражения (3,2, XXI) фельдмаршал ведёт себя очень естественно: он с трудом становится на колени перед святыней, крестится, а потом, кряхтя и тяжело дыша, несколько минут не может встать, потому что старый и толстый. Но ему и в голову не приходит стесняться своей старческой немощи. Чопорный немецкий офицер, стоящий тут же (для поддержания боевого духа русских!), только подчёркивает простоту поведения Кутузова.

Толстой не видит в поведении Наполеона доброты. Например, император гордится теми своими привычками, которым противится природа нормального человека. Здесь имеется в виду интерес Наполеона к рассматриванию убитых на поле боя после очередной победы французской армии. Этот интерес к трупам, по мнению автора, неестествен, но Наполеон в своём нездоровом любопытстве видит величие собственного духа. Умирающий князь Андрей, наблюдая императора как раз во время такого осмотра поля боя, увидел перед собой не великого человека, а мелкого самодовольного эгоиста, играющего роль великого человека. Теперь Наполеон теряет для князя Андрея ореол героя и становится ничтожным по сравнению с небом Аустерлица, с правдой жизни, которая открылась Болконскому на грани жизни и смерти: «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с этим высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял...»(1,3, XIX).

Кутузов изображается Толстым как мудрый и поэтому добрый (но не добренький) человек. Совет в Филях генерал Бенигсен, ганноверец на русской службе, открыл вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать её?» (3,3, IV). Вопрос поставлен так, что, скорее всего, последует ответ, которого и добивался граф Бенигсен от молодых русских генералов: умрём, но не сдадим неприятелю Москвы. Однако патриотизм Бенигсена объясняется интригой, которую он затеял против Кутузова: если защита Москвы пройдёт удачно, приписать успех себе; если неудачно, свалить вину на Кутузова; если его, Бенигсена, предложение не будет принято, снять с себя ответственность за оставление Москвы (3, 3, III). Все генералы на совете горячатся, внося свои предложения по спасению Москвы, и только Кутузов невозмутимо (даже сонно) наблюдает эту перепалку и не поддаётся на провокацию Бенигсена, прикрытую патриотической фразой. Наконец, не вступая в бесплодные споры, он произносит: «...властью, вручённой мне моим государем и отечеством, я — приказываю отступление» (3,3, IV). Кутузову, а не Бенигсену сочувствует крестьянская девочка Малаша, которая наблюдает военный совет, спрятавшись на печке. Она не понимает смысла происходящего, но чувствует, что «дедушка» Кутузов прав в споре с «длиннополым» Бенигсеном.

Князь Андрей уважает Кутузова за отзывчивость и справедливость. Эти качества фельдмаршала проявились во время их последней встречи летом 1812года. Кутузов нашёл простые слова сочувствия, когда заговорил о недавней смерти старого князя Болконского и о своём уважении к сыну. Князь Андрей отказался перейти служить из полка в штаб, и Кутузов согласился с этим решением: «"Жалею, ты бы мне нужен был; но ты прав, ты прав. Нам не сюда люди нужны. Советчиков всегда много, а людей нет. (...) Я тебя с Аустерлица помню... Помню, помню, с знаменем помню", — сказал Кутузов, и радостная краска бросилась в лицо князя Андрея при этом воспоминании» (3, 2, XVI).

Яркой сценой для характеристики Кутузова является его приезд в полк в конце романа. Солдаты демонстрируют ему трофейные французские знамёна и пленных — жалких и обмороженных. Фельдмаршал произносит свои знаменитые слова, обращённые к русским солдатам: «Вам трудно, да всё же вы дома; а они до чего дошли. Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди» (4, 4, VI). После этой короткой речи все русские заулыбались, потому что Кутузов высказал чувства, которые они носили в душе, но не умели так просто и верно сформулировать. А Наполеон на Аустерлицком поле считает трупы французских и вражеских солдат и радуется, что на одного убитого француза приходится несколько чужих мертвецов. Сражение он сравнивает с шахматной игрой (3, 2, XXIX), люди для него — шахматные фигуры, которые полководец переставляет по своему желанию и замыслу. Князь Андрей и автор оспаривают такой взгляд на войну (3, 2, XXV).

Наполеон, по мнению Толстого, никогда не понимал правды. Эта мысль выражена в описании французского императора во время Бородинского боя. Наполеон демонстрирует бурную деятельность и самоуверенно думает, что он управляет людьми и событиями, то есть творит историю. В этом заблуждении он похож на ребёнка, который уверен, что управляет каретой при помощи тесёмочек, пришитых к передней стенке кареты (4, 1, XI). На самом деле, по Толстому, Наполеон только орудие истории. Эта истина один раз открылась ему, когда он, усталый и испуганный, проехал по краю Бородинского поля, возвращаясь в ставку. Он, видавший виды полководец, ужаснулся количеству трупов на небольшом пространстве. И вдруг в его голову, как пишет Толстой, закралась мысль об ошибочности всей его жизни, связанной с непрерывными войнами. Он ужаснулся, ибо ему открылась правда. Но эта страшная для Наполеона мысль быстро исчезла, и он опять поверил в свою непогрешимость, в своё величие. Так «никогда, до конца жизни своей, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого для того, чтобы он мог понимать их значение» (3, 2, XXXVIII).

Кутузов в романе Толстого, в отличие от Наполеона, очень хорошо понимает, с одной стороны, что ни один человек не может изменить историю. Мудрый исторический деятель, Кутузов не вмешивается в ход истории, но всё ставит на своё место, ничему полезному не мешает и ничего вредного не допускает (3, 2, XVI). С другой стороны, генерал Кутузов понимает, что война — это трагическое событие в жизни народа. Поэтому перед Аустерлицем он одёргивает императора Александра, напоминая ему, что война — это не парад на Царицыном Лугу. А когда зимой 1813 года русские войска выходят к польской границе, он пишет императору донесение, что Отечественная война кончилась, а следовательно, воевать дальше нет достаточных оснований.

Кутузов показан в Наполеоновских войнах 1805-1807 годов, упоминается его участие в русско-турецкой войне (1806-1812), но безусловно великим историческим деятелем он становится именно в войне 1812 года, когда понял идею Отечественной войны (освободить русскую землю от вражеского нашествия) и получил доверие от народа и армии. Кутузов — человек, который, согласно философским взглядам Толстого, как никто другой, смог «угадать так верно значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему... Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его» (4, 4, V). В романе Кутузов отказывается от личной славы, которая всегда руководит действиями императора Наполеона и «наполеончиков» (штабных офицеров русской армии), и всю свою деятельность посвящает главной цели — изгнанию французов из России.

Итак, образы Наполеона и Кутузова позволяют автору выразить собственный взгляд на историю и великого исторического деятеля.

Наполеон, по мнению писателя, наглый, жестокий завоеватель, деятельность которого не может быть оправдана ни целями истории, ни интересами Франции. Все его поступки противоречат нравственному идеалу человечества — добру, простоте, правде. Если Кутузов воплощает в романе народную мудрость, то Наполеон — крайний индивидуализм. Если Кутузов правильно понимает законы истории и подчиняется им, то Наполеон хочет управлять событиями по своей воле и тем самым обрекает себя и свой народ на неминуемое поражение. Таким образом, Толстой отказывает Наполеону в величии, ибо великим его объявили французы (из патриотических соображений) и немцы (для оправдания своих военных поражений: ведь проиграть войну гению не обидно). Русские кровью и многочисленными жертвами заплатили за право не считать Наполеона великим (4, 1, VIII).

Кутузов, по убеждению Толстого, великий человек: его слава неразрывна с победоносной славой России. При этом, развенчивая Наполеона как полководца, писатель волей-неволей умаляет историческое значение деятельности Кутузова и русской армии в разгроме наполеоновской Франции. Рассуждения писателя, конечно, заслуживают серьёзного внимания и уважения, однако многие историки не согласятся с ними. Толстой, например, пишет, что Кутузов не хотел войны за границей (4, 4, V), но исторические документы свидетельствуют о другом. Находясь в начале 1813 года в Польше, Кутузов уже обдумывал заграничный поход русской армии, так как понимал, что только после взятия Парижа можно добиться прочного мира в Европе.

Французы считают своего императора великим человеком даже не за его военные победы (хотя за них тоже), но за его гражданские реформы. Эти государственные реформы были настолько удачны, что судебная, административная, образовательная системы, созданные ещё в эпоху Наполеона и при его личном участии, функционируют во Франции до сих пор. Толстой не обсуждает в романе этой стороны деятельности Наполеона потому, вероятно, что гражданские законы Франции не имеют серьёзного значения для России, зато русских непосредственным образом затронула военная деятельность Наполеона: в Россию Наполеон пришёл с пятисоттысячной армией как агрессор. В романе автор показывает, что самодовольный и высокомерный император превращается в трусливого беглеца, растерявшего всё своё величие, когда сталкивается с народом, поднявшимся на защиту своей независимости.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!