Развитие. Этапы использования научного метода

Развитие организации - ее необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов организации. Успехи науки в изучении закономерностей функционирования организации позволили не только с большей определенностью прогнозировать возникновение периодов спада и подъема, но и подойти к решению проблемы ее направленного развития. Это особенно актуально сегодня, когда любая организация функционирует в динамичном, неопределенном окружении.

Если в начале XX века Г. Форд с фантастическим успехом мог целых девятнадцать лет (!) выпускать один и тот же «Форд-Т», «любого цвета при условии, если этот цвет черный», то сегодня для успеха автопроизводителям необходимо менять каждые несколько лет не только цвет, но и полностью модель автомобиля, значительно модифицируя все его технические характеристики. Непрерывное развитие организации все больше становится необходимым условием не только ее эффективной деятельности, но и выживания в изменяющемся мире.

Усилия менеджмента по развитию организации обычно связаны с целым набором целей и технологий. Эти цели могут открыто объявляться руководством или имплицитно присутствовать в его действиях. Среди наиболее важных целей развития можно выделить рост производительности, повышение качества продукции, расширение ассортимента, сокращение производственных затрат, повышение мотивации и слаженности действий работников, устранение конфликтов, снижение текучести кадров и т. д.

Некоторые исследователи и менеджеры рассматривают развитие как процесс управляемого изменения организации. По их мнению, организационное развитие - новая научная дисциплина, призванная использовать поведенческие науки для адаптации организаций к постоянным изменениям. Другие специалисты стараются акцентировать гуманистический аспект проблемы: «Организация развивается и становится болеее эффективной, используя знания и технологии поведенческих наук, направленные на интеграцию индивидуальных стремлений к личностному росту и развитию. ...Это процесс плановых изменений, непосредственно связанных с миссией организации и включающих в некоторый период времени всю организационную систему в целом» 2 .

В любом случае организационное развитие - это планируемое, управляемое изменение организации, чаще всего продиктованное определенными обстоятельствами или причинами. Среди таких причин можно отметить следующие:

1) неудовлетворительное функционирование;

2) изменения среды деятельности;

3) изменения масштаба и форм деятельности; 4)слияние или дробление;

5) изменения технологии производственных процессов;


6) смена руководства или разногласия по важным организационным вопросам;

7) отсутствие благоприятных перспектив.

Большинство серьезных проблем в крупных организациях имеют скорее стратегический, чем организационный характер.

В интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся внешние условия, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг организации должны целенаправленно проводить изменения. В зависимости от конкретных обстоятельств эти изменения могут быть частичными, касающимися отдельных подразделений и видов деятельности, или глобальными, затрагивающими всю организацию в целом.

Одни подходы к организационному развитию подчеркивают что должно быть изменено в организации, другие - акцентируют как должно пройти изменение, его процесс.

Что изменять? Общее содержание усилий по развитию организации проанализировано X. Левиттом, который выделил четыре организационные подсистемы, выступающие объектами планируемых изменений:

а) организационная структура;

б) технология;

в) рабочие задания (трудовой процесс);

г) персонал.

Взаимосвязи между указанными организационными системами - объектами организационного развития представлены на рис. 8.3.

Рис.8.3. Взаимосвязи между объектами организационного развития.

(Источник: Levitt H. Applied Organizational Changes in Industry: Structural,

Technological, and Humanistic Approaches //Handbook of Organizations /Ed. by J. G. March. Chicago-Rand McNally, 1965, P. 1145.)

При структурном подходе изменения осуществляются посредством новых формальных рамок организационного поведения: структур, процедур и правил. Технологический подход ориентирован на реорганизацию производственного процесса, новую организацию рабочих мест, изменение методов и стандартов труда.

Реорганизация трудового процесса направлена на изменения в выполнении индивидуальных рабочих заданий. При этом основное внимание уделяется мотивационным аспектам труда и перепроектированию рабочих заданий.

Изменения в работе с персоналом, прежде всего, касаются разработки новых программ профессионального обучения и отбора, а также совершенствования методов оценки деятельности.

Общее развитие организации означает анализ и развитие всех четырех подсистем. Менеджмент, разумеется, может принять решение о развитии лишь одной из них, являющейся самым слабым звеном. Левитт особо подчеркивал то, что изменения в одной из подсистем организационного развития неизбежно требуют изменений в других. Так, структурная реорганизация неизбежно затрагивает технологические процессы, что в свою очередь требует определенной работы с персоналом и реорганизации рабочих заданий.

Как изменять? По степени участия рядовых работников исследователями выделяют три типа возможных организационных изменений.

К первому типу относятся односторонние решения руководства об организационном развитии, в котором рядовые работники не принимают какого-либо значительного участия. Опираясь исключительно на свою власть в организации, руководство может проводить такую реорганизацию тремя путями:

1. Изданием декрета, т. е. объявлением работникам о совершаемых изменениях и новых требованиях, вытекающих из реорганизации. При этом используется исключительно нисходящая односторонняя коммуникация.

2. Кадровыми перестановками, когда одни индивиды в иерархии заменяются другими, при этом высшее руководство надеется, что это приведет к росту эффективности. Какие-либо консультации с низовыми менеджерами и рядовыми исполнителями по этому поводу считаются излишними.

3. Изменениями организационной структуры, т. е. изменяются функции и размеры структурных подразделений, создаются новые структуры или упраздняются старые, увеличивается или сокращается количество уровней управления, охват контролем и т. д. Предполагается, что это позитивно скажется на деятельности организации в целом.

Ко второму типу возможных организационных изменений относятся совместные усилия высшего руководства и всех работников, направленные на развитие организации. Организационная власть должна использоваться эффективно, и, если имеются способные менеджеры и работники, высшее руководство может разделить с ними часть своей власти в принятии решений. Такой подход реализуется двумя следующими способами:

1. Групповое принятие решений, при котором члены группы выбирают одно из предложенных руководством решений. Подобный способ направлен не на идентификацию проблем и поиск решения, а скорее на получение организационной (групповой) поддержки. Такое принятие решений обеспечивает большее понимание и поддержку программы развития, облегчая ее реализацию.

2. Групповое решение проблем. Группа в процессе дискуссии ищет оптимальные решения, т. е. работниками организации осуществляется не только принятие одного из альтернативных решений, но и проводится обсуждение, выбор и диагностика реальных организационных проблем.

Третий тип реорганизационных усилий обеспечивается делегированием власти конкретным подразделениям и рабочим группам, которым на соответствующем уровне поручается разработка и осуществление программ развития от начала до конца. Здесь можно выделить две формы:

1. Дискуссионные группы, в которых менеджеры и работники подразделений диагностируют, анализируют и решают конкретные проблемы.

2. Группы развития сензитивности, в которых работники обучаются большей чувствительности к процессам, лежащим в основе индивидуального и группового поведения.

Исследования показывают, что в реализации программ организационного развития наиболее эффективными являются совместные усилия руководства и работников.

«Психология развития »

1. Предметом психологии развития являются:

- Закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущее за собой.

2. Закономерности и изменения психических процессов и качеств личности по мере возрастного развития и усвоения социального опыта изучает психология:

- Психология развития.

3. Некоторые задачи психологии развития:

- Определение факторов психологии развития, раскрытие их конкретного содержания;

- Выявление закономерностей и механизмов развития;

- Разработка норм психологии развития на основных этапах онтогенетического развития;

- Связь психологии развития с другими науками.

4. Выделяют следующие нормы развития:

- Среднестатистические;

- Социокультурные;

- Индивидуально-личностные;

- Комбинированные.

5. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях называется:

- Развитие психики.

6. Психология развития - это наука:

- Об изменениях психических. процессов и качеств личности по мере возрастного развития и усвоения социального опыта.

7. Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определение ограничения:

- Созревание.

8. Онтогенез психики - это:

- Непрерывное развитие от рождения до конца жизни.

9. Детство - это явление:

- Период, продолжающий от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости;

- Период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

10. Детство появилось, когда:

- У некоторых животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения (Эльконин).

11. Ведущий исследователь этнографии детства:

- Д.И. Фельдштейн.

12. Развитие человека происходит в областях:

- Физической;

- Когнитивной;

- Психосоциальной.

13. Психология развития изучает:

- Возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психических качеств личности, качественно изменяющегося во времени человека.

14. Связь психологии развития с другими науками:

- Медициной, философией, этнографией, искусствоведением, социологией, социальной психологией, общей психологией, диференциальной психологией, патопсихологией, педагогической психологией.

15. Выделяют следующие типы возраста:

- Абсолютный возраст (календарный или хронологический);

- Условный возраст (возраст развития, психологический возраст);

- Хронологический возраст;

- Биологический;

- Психологический;

- Социальный.

16. Биологические процессы развития включают:

- Созревание;

- Рост;

- Старение.

17. Основатель детской психологии:

- Вильгельм Тьерри Прейер.

18. Основатель тестологического и нормативного направления в детской психологии:

- Альфред Бине.

19. Некоторые проблемы психологии развития:

- Проблемы объекта и предмета возрастной психологии;

- Проблема выбора оснований для построения возрастной периодизации развития;

- Проблема интерпретации эмпирических фактов развития;

- Проблема соотношения обучения и развития ребенка.

20. Закономерности психического развития:

- Неравномерность и гетерохронность;

- Неустойчивость развития;

- Сензитивность развития;

- Кумулитивность психического развития;

- Дивергентность-конвергентность хода развития.

21. Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей называется:

22. Факторы психического развития:

- Биологический;

- Среда;

- Активность.

23. Выделяют следующие группы методов научного исследования:

- 1 методы организации исследования;

- 2 эмпирические методы сбора научных данных;

- 3 способы обработки данных;

- 4 методы интерпритации.

24. Эмпирические методы сбора научных данных включают:

- Наблюдение и самонаблюдение;

- Эксперимент;

- Психодиагностические методы;

- Анализ процесса и продуктов деятельности;

- Биографические методы.

25. Методы исследования в психологии развития:

- Метод наблюдения;

- Эксперимент;

- Вспомогательные методы исследования;

- Сравнительные методы исследования;

- Социометрические методы исследования.

26. Методы организации исследования(3):

- Сравнительный;

- Лонгитюдный;

- Комплексный.

27. Принцип объективности исследования проявляется в:

Выводы получены в исследовании:

- Не зависят от личных особенностей исследования;

- Объективно значимы для психики развития индивида;

- Получены в результате применения научного метода исследования;

- Основаны на использовании методик адекватных предмету исследования;

- Являются результатом интерпритации эмпирических фактов;

- Направлены на решение конкретных задач.

28. Этапы использования научного метода:

- 1этап - постановка проблемы исследования;

- 2 этап - формулировка гипотез относительно изучаемого явления;

- 3 этап - проверка гипотезы, включающая в себя: сбор данных, статистическую обработку данных, содержательную интерпритацию данных;

- 4 этап - формулировка выводов.

29. Этика научного исследования:

- Исследование не должно причинить вред психическому и физическому здоровью;

- Принцип добровольного согласия;

- Принцип конфиденциальности;

- Возможность испытуемого быть осведомленным о результатах исследования;

- Участники исследования обладают привилегиями, о которых они должны быть проинформированы заранее.

30. Положение о том, что исследование не должно причинить вред психическому или физическому здоровью испытуемого, отражает принцип:

- «Не навреди».

31. Положение о том, что психолог не имеет права разглашать результаты исследования психического развития испытуемого без его на то согласие, отражает принцип:

- Конфиденциальности деятельности психолога.

32. Особенности проведения исследования с детьми:

33. Некоторые особенности проективных методов исследования:

- Возраст от 2 до бесконечности;

- Неограниченные варианты ответов.

34. Недостатки проективных (рисуночных) методик:

- Тяжелая обработка;

- Субъективизм;

- Характерен качественный, а не количественный подход;

- Шаблоны.

35. Формирующий эксперимент в психологии развития включает в себя:

- Динамику развития определений психической функции, а также уровень потенциального развития ребенка.

36. Некоторые особенности личности детей "индиго":

37. Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного временного периода - это метод:

- Лонгитюдный метод наблюдения.

38. Метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп - это метод:

- Поперечные срезы.

39. Основные положения теории научения:

- Научение происходит посредством классического и оперантного обусловлевания.

40. Основные положения когнитивной теории Ж. Пиаже

- Ребенок является «активным ученым», который взаимодействует с внешней средой и развивает все более сложные стратегии мышления.

41. Какой стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже соответствует положение - "Дети формируют понятия, пользуются символами (язык), мышление конкретно, эгоцентрично":

- Дооперационная стадия (2-7 лет).

42. Концепция социального научения выдвинута:

- Альберт Бандура.

43. Теория интеллектуального развития по Ж.Пиаже отражает подход к развитию человека:

- Процесс развития интеллекта представляет собой смену периодов, в течении которых происходит становление основных интеллектуальных структур.

44. Основные положения психоаналитической теории З. Фрейда:

- На период от рождения до 5-летнего возраста приходится основной этап развития личности.

45. Основные положения теории неофрейдистов (Э. Эриксон):

46. На какой стадии развития личности (по Э. Эриксону) формируются такие полярные качества как "компетентность - неполноценность":

- Школьный возраст (латентная стадия) 6-11 лет.

47. В каком возрасте, по мнению З. Фрейда, дети испытывают сексуальную привязанность ко взрослым:

- 3-5 лет.

48. Основные положения гуманистической психологии:

- Стремление человека найти смысл своего существования и жить ответственно и свободно в соответствии с этическими принципами.

49. Основные положения этологической теории:

- Сходство между ранним формированием привязанности у животных и формированием эмоциональной привязанности у младенцев;

- Синтез этологических и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии.

- Джон Локк.

52. Согласно теории Э.Эриксона человек в своём развитии проходит несколько стадий:

- Орально-сенсорная;

- Мышечно-анальная;

- Локомоторно-генитальная;

- Латентная;

- Подростковый возраст или юность;

- Молодость или ранняя зрелость;

- Зрелость или средний возраст;

- Старость или поздняя зрелость.

- Маргарет Мид.

54. В своей теории психосексуального развития З.Фрейд выделил несколько стадий:

- Оральная;

- Анальная;

- Фаллическая;

- Латентная;

- Генитальная.

55. Формирование Я (эго) по З.Фрейду происходит:

- В 12-36 месяцев и руководствуется принципом реальности.

56. Формирование Сверх-Я (Супер-эго) по З.Фрейду происходит:

- Между 3-6 годами жизни и представляет собой совесть, которая строго регулирует соблюдение норм.

- Эриксон.

59. Положение о роли моральных суждений и этических представлений детей разного возраста легли в основу теории:

- Колберг.

60. Ж.Пиаже выделил особенности детского мышления:

- Эгоцентризм;

- Реализм;

- Анимизм;

- Зигмунд Фрейд.

63. Вклад в детский психоанализ внесли:

- А.Фрейд;

- Бандура.

65. В детском возрасте, по З.Фрейду, формируются такие защитные механизмы психики:

- Вытеснение;

- Регрессия;

- Рационализация;

- Проекция;

- Л.С. Выготский.

70. Положение о том, что теплое позитивное отношение к человеку способствует его личностному росту, принадлежит:

- Карл Роджерс.

71. Жизненная среда по У.Бронфенбреннеру включает:

- Микросистема;

- Мезоуровень;

- Экзоуровень;

- Макросистема.

72. Положение о девиантности как следствие потери ребенком смысла и самореализации в сложившихся условиях воспитания выдвинули представители:

- Гуманистического подхода.

73. Стадии развития личности по З.Фрейду:

- Младенчество;

- Раннее детство;

- Детство;

- Школьный возраст;

- Отрочество и юность;

- Ранняя зрелость;

- Средний возраст;

- Эриксон.

75. Комплекс Эдипа и Электры появляется на стадии:

- Фаллическая стадия.

76. Стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже:

- Сенсомоторная стадия (0-1.5 лет);

- Дооперациональная стадия (2-7 лет);

- Стадия конкретных операций (7-11/12 лет);

- Стадия формальных операций (11/12- 14/15 лет).

77. "Феномен Ж.Пиаже" характерен для возраста:

- 12-15 лет.

78. Стадия интеллектуального развития, по Ж.Пиаже, на которой дети способны оперировать абстрактными понятиями:

- Стадия формальных отношений.

79. Стадия интеллектуального развития ребёнка, по Ж.Пиаже, на которой достигается понимание "сохранения" вещества:

- Стадия конкретных операций.

- Выготский.

81. Оральная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:

- 0-1 года.

82. Анальная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:

- 1-3 лет.

83. Фаллическая стадия, по З.Фрейду, формируется в период:

- 3-5 лет.

84. Генитальная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:

- 12-18 лет.

85. В развитии ребёнка М.Монтессори была выдвинута идея о периодах чувствительности к:

- Порядку;

- Владению руками;

- К ходьбе;

- К языкам.

86. Восприимчивость к языкам по М.Монтессори сохраняется в течение первых:

- До 2,5- 3 лет.

87. Ребёнок способен овладеть письмом раньше, чем чтением по теории:

- Интеллектуального развития М Монтессори.?

88. Генетически запрограммированные отрезки времени, когда ребёнок хочет и способен овладеть определёнными навыками, названы М.Монтессори периодом:

- Чувственности и критичности периодов в интеллектуальном развитии.?

89. Взрослый следует за ребёнком и немного направляет его (автор):

- М. Монтессори.

90. Некоторые положения концепции развития ребёнка по М.Монтессори:

- Развитие ребенка должно проходить в тесном контакте с природой.

91. Положения теории Дж.Боулби:

- Теория привязанности основана на синтезе современных биологических (этологических) и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии.

92. Фазы привязанности по Дж.Боулби:

- Начальная стадия (8-12 недель);

- Фаза становления (первое полугодие);

- Фаза сформированной привязанности(После 6 мес.);

- Стадия целевого партнерства(на 3 года).

93. М.Д.Эйнсуорт наблюдала три паттерна привязанности у младенцев:

- Надежно привязанные младенцы;

- Неуверенные избегающие младенцы;

- Неуверенные, амбивалентные младенцы.

94. "Надежная привязанность у младенцев" способствует формированию таких качеств, как:

95. Матери "надёжно привязанных младенцев"отличаются:

96. По Дж. Брунеру интелект ребёнка формируется двумя путями, на основе развития:

- На основе развития абстрактного мышления;

- На основе совершенствования сенсорных систем, умение чувствовать природу.

97. Некоторые положения когнитивной теории Дж.Брунера:

- Для познания мира существует 2 способа: чувственный и двигательный;

- Развитие мышления связанно с развитием речи;

- Сенсорное отображение является ведущим на первых годах жизни.

98. Закономерности детского развития по Л.С. Выготскому:

- Цикличность;

- Неравномерность развития;

- «Метаморфозы» в детском развитии;

- Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.

99. Характеристика ведущего вида деятельности:

- Отражает ведущее отношение ребенка к действительности, а его смена служит критерием перехода от одной стадии психического развития к другой.

100. Ключевые понятия теории Л.С. Выготского:

- Зона ближайшего развития;

- Зона актуального развития;

- Социальная ситуация развития.

101. Л.С. Выготский о проблеме обучения и развития:

- Сила научных понятий, которыми ребенок овладевает благодаря обучению - в их осознанности и произвольности.

102. Психологический возраст характеризуется:

- Показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования).

103. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого (по Л.С. Выготскому) называется:

- Зона ближайшего развития.

104. Характеристика возрастных Психологических новообразований:

- Новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка.

105. Период наибольшей чувствительности к определённого рода воздействиям называется:

- Сензитивный период.

106. Вклад Л.С. Выготского в теорию развития:

- Основы культурно-исторической теории развития психики.

107. Л.С. Выготский сформулировал ряд законов развития:

- Закон формирования высших психических функций;

- Закон неравномерности детского развития.

108. Л.С. Выготский определил три группы периодизаций:

- Построение периодизации на основе внешнего критерия;

- Используется внутренний критерий;

- Периоды развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей.

109. Возрастная периодизация отдельно взятого человека зависит от:

- Л. С Выготский.

111. В психологии развития выделяются следующие ведущие виды деятельности:

- Общение;

- Игра;

- Учение;

- Труд.

112. Для какого возрастного периода характерна такая деятельность как предметно-манипулятивная деятельность:

- Ранее детство (1-3 года).

113. Базовой потребностью, обеспечивающей развитие является потребность в новизне (автор):

- Маслоу.

114. Для какого возрастного периода характерна такая ведущая деятельность как интимно-личностное общение:

- Подростковый возраст (11-15).

115. К какому периоду психического развития по периодизации Д.Б. Эльконина относится ролевая игра:

- Дошкольный возраст (3-7).

116. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину:

- Кризис новорожденного;

- Младенчество(2 мес. - 1 год);

- Кризис 1 года;

- Ранний возраст(1-3 года);

- Кризис 3 лет;

- Дошкольный возраст(3-7 лет);

- Кризис 7 лет;

- Младший школьный возраст(8-12);

- Кризис 11-15 лет;

- Подростковый возраст(11-15);

- Д.Б.Эльконин.

118. Понятие "зона ближайшего развития" ввёл:

- Д.Б. Эльконин.

121. Деятельность, в которой формируются основные психические новообразования, возникают новые виды деятельности, происходит перестройка психических процессов, называется:

- Ведущая.

122. Противоречие между новыми потребностями ребёнка и сложившимися отношениями со взрослыми называется:

- Кризис.

123. Факторы, влияющие на пренатальное развитие:

- Питание;

- Стресс;

- Возраст матери.

124. Ведущее влияние на возникновение транссексуализма имеет:

- Пренотальный стресс матери.

125. Влияние терратогена зависит от взаимосвязи нескольких факторов:

- Воздействие тератогена зависит от генотипа организма;

- Воздействие тератогена изменяется на разных этапах внутриутробного развития;

- Каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития;

- Повреждение тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут появится в дальнейшем.

126. Ведущим видом деятельности в период новорожденности является:

- Интимно-эмоциональное общение.

127. Слух у ребёнка появляется:

- На 2-3 недели.

128. Новорожденный ребёнок способен:

- Слышать;

- Видеть;

- Различать вкус и запах;

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры.

Развитие – всеобщий принцип объяснения природы, общества и познания, как исторически протекающих событий.

Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (эволюция), и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (революция). Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития (прогресс) и регрессивную, нисходящую линию (регресс). Прогресс – направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Развитие, как бы повторяет уже пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой базе, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное превращение количества в качество; внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, сталкиванием различных сил и тенденций, действуют на данное тело или в пределах данного явления; непрерывная связь всех сторон каждого явления, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, – таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного учения о развитии (А.К.Айламазян, Е.В.Стась).

Основной особенностью, отличающей развитие от других динамических процессов, например, от процесса роста, является качественное изменение во времени переменных, характеризующих состояние развивающейся системы (для процесса роста обычно говорят лишь о количественном изменении этих переменных). Причем качественное изменение носит скачкообразный характер. Постепенное монотонное изменение некоторого параметра в течение заметного времени сопровождается соответствующим постепенным изменением состояния системы, но в определенный момент происходит разрыв постепенности: состояние системы меняется скачком, система переходит на новый качественный уровень, количество переходит в качество. Затем повторяется все заново, но уже на новом качественном уровне (А.И.Яблонский).

В изучении развития материи современной наукой сделаны такие серьезные шаги, что сейчас можно с полным правом говорить о превращении идеи развития, эволюции в норму научного мышления для целого ряда областей знания.

Термин «эволюция» имеет несколько значений, однако чаще всего он используется как синоним развития. Так, И.И.Шмальгаузен определяет эволюцию как закономерный процесс исторического развития организма. Иногда термин «эволюция» используют в более узком смысле, понимая ее как одну из форм развития, которая противопоставляется революции.

Эволюция и революция рассматриваются как взаимообусловленные стороны развития, выступая против абсолютизации какой‑либо из них. В любых процессах развития естественно наличие чередующихся участков: эволюционных и революционных.

Эволюция в широком смысле – представление об изменениях в природе и в обществе, их направленности, порядке, закономерностях; определенное состояние какой‑либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле – представление о медленном постепенном количественном изменении.

Эволюция в биологии – это необратимое историческое развитие живой природы. Определяется изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов. Сопровождается приспособлением их к условиям существования, образованием видов, преобразованием биогеоценозов и биосферы в целом.

Эволюционная идея зародилась и развилась в XIX в. в качестве оппозиции представлению о неизменности мира, но своего апогея она достигла в нашем столетии, и ее принятие можно считать достижением XX в.

В прошлом веке идея неизменчивости органического мира нашла свое яркое выражение в лице Ж.Кювье. Кювье исходил из своей теории постоянства и неизменности видов и ее двух основных принципов – принципа корреляций и принципа условий существования. Неизменность вида входила, согласно Кювье, в организованность, упорядоченность природы. Его теорию катастроф, или смену фаун и флор, в данной органической области можно назвать теорией эволюции при неизменности видов, теорией нарушения гармонии природы только в результате катастрофических событий общеземного масштаба.

Теория типов, теория гармонии природы и теория неизменности видов прекрасно согласовались друг с другом и составляли фундамент естествознания первой половины XIX в.

Познавательная ценность этих представлений об устойчивости органического мира была огромна. Представления о неизменности видов легли в основу их классификации. Теория типов позволяла делать прогнозы. Гениальная эволюционная идея Ламарка, на полстолетия опередившего свое время, не нашла отклика отчасти потому, что, ополчившись на постоянство вида, он направил свою полемику и против его реальности.

Ч.Дарвин впервые обосновал эволюцию и убедил своих современников именно потому, что он сочетал признание реальности вида с научной теорией его изменяемости.

В XX в. идею гармонии природы сменила идея эволюции. Принцип гармонии природы, теория типов и представление об устойчивости вида отодвинулись в сознании людей на задний план, а многим казались опровергнутыми. С течением времени, однако, полное обоснование эволюционной идеи породило свою противоположность. В науке XX в. вновь возродилась идея устойчивости. И с тем же благородным рвением, с каким человеческая мысль разрушала теорию типов и теорию неизменности видов, она устремилась на поиски механизмов поддержания устойчивости.

В.И.Вернадский сумел раскрыть на уровне биосферы в целом взаимодействие эволюционного процесса и идеи устойчивости живой природы. В 1928 г. В.И.Вернадский писал: «В геохимическом аспекте, входя как часть в мало изменяющуюся, колеблющуюся около неизменного среднего состояния биосферу, жизнь, взятая как целое, представляется устойчивой и неизменной в геологическом времени. В сложной организованности биосферы происходили в пределах живого вещества только перегруппировки химических элементов, а не коренные изменения их состава и количества – перегруппировки, не отражавшиеся на постоянстве и неизменности геологических – в данном случае геохимических процессов, в которых эти живые вещества принимали участие.

Устойчивость видовых форм в течение миллионов лет, миллионов поколений, может, даже составляет самую характерную черту живых форм».

По сложившемуся общему мнению, вершиной творчества Вернадского является учение о биосфере и об эволюционном переходе ее под влиянием человеческого разума в новое состояние – ноосферу: «Масса живого вещества, его энергия и степень организованности в геологической истории Земли непрерывно эволюционировали, никогда не возвращаясь в прежнее состояние. Преобразования в поверхностной оболочке планеты под влиянием деятельности человека стали естественным этапом этой эволюции. Вся биосфера, изменившись коренным образом, должна перейти в новое качественное состояние, сферу действия человеческого разума».

Переводя теорию Дарвина на язык кибернетики, И.И.Шмальгаузен показал, что само преобразование органических форм закономерно осуществляется в рамках относительно стабильного механизма, лежащего на биогеоценотическом уровне организации жизни и действующего по статистическому принципу. Это и есть высший синтез идеи эволюции органических форм с идеей устойчивости и идеей постоянства геохимической функции жизни в биосфере. Так воедино оказались слитыми и вместе с тем поднятыми на новый современный уровень концепции Кювье, Дарвина, Вернадского.

Основные направления поиска в эволюционной теории – это разработка целостных концепций, более адекватно отражающих системный характер изучаемых явлений.

Общепризнанным является тезис о движении как атрибуте материи, и встает вопрос, можно ли считать атрибутом материи развитие. Эти проблемы оживленно дискутируются, и на сегодня общепризнанной точки зрения нет.

Существует точка зрения, что движение – более общий момент, а развитие – частный случай движения, т. е. развитие не является атрибутом материи. Другая точка зрения настаивает на атрибутивном характере развития. Решение вопроса об атрибутивном характере развития связано с тем содержанием, которое вкладывается в понятие «развитие». Обычно выделяют три подхода:

– развитие как круговорот;

– развитие как необратимое качественное изменение;

– развитие как бесконечное движение от низшего к высшему.

Эти подходы справедливы, когда речь идет не о материи вообще, а о каком‑либо материальном образовании.

К материи в целом, материи как таковой понятие развития приложимо, но не в том смысле, в каком мы говорим о развитии отдельных предметных областей. Материя как объективная реальность – это именно вся совокупность вещей и явлений окружающего нас мира. Она непрерывно развивается, и это развитие не означает ничего иного, кроме непрерывного развития всех ее конкретных проявлений. Материя есть предельно общая философская категория, а естествознание всегда имело и будет иметь дело с «материей на данном уровне проникновения в нее». Единственно известной нам материи мы сегодня можем приписывать развитие не только на основании общефилософских соображений, а и на основе достаточно апробированных естественнонаучных теорий.

Тезис о развитии как атрибуте материи до недавнего времени трудно было согласовать с данными естествознания, где единственный закон, включающий направленность происходящих изменений, – это второе начало термодинамики, говорящее скорее о тенденции к деградации. Второе начало является одним из естественнонаучных выражений принципа развития, определяющим эволюцию материи. Поскольку принцип увеличения энтропии отражает необратимость всех реальных процессов и тем самым означает необратимое изменение всех известных форм материи, т. е. их переход в какие‑то иные формы, для которых уже будут недействительны существующие законы, то его можно считать естественнонаучным выражением философского принципа развития.

Второе начало имеет тот же статус, что и первое начало (закон сохранения энергии), и его действие не противоречит развитию Вселенной. Напротив, сам принцип развития находит свое естественнонаучное обоснование во втором начале термодинамики. Принцип возрастания энтропии рассматривается как одна из естественнонаучных конкретизаций принципа развития, отражающая образование новых материальных форм и структурных уровней в неорганической природе.

Одной из фундаментальных черт современного естествознания и вместе с тем направлений его диалектизации является все более глубокое и органичное проникновение в систему наук о природе эволюционных идей, которые неразрывно связаны с концепцией иерархии качественно своеобразных структурных уровней материальной организации, выступающих как ступени, этапы эволюции природных объектов. Если всего лишь несколько десятилетий назад исследования эволюционных процессов в различных областях естествознания были довольно слабо связаны между собой, то сейчас положение изменилось радикальным образом: выявляются контуры единого (в многообразии своих конкретных проявлений) процесса эволюции охваченных исследованиями областей природы.

Практика современной научно‑исследовательской деятельности выдвигает новые задачи в понимании эволюционных процессов, поэтому формируется некий слой знаний, не имеющий статуса отдельной науки, но составляющий важный компонент культуры мышления современного ученого. Этот слой знания является как бы промежуточным между философией, диалектикой как общей теорией развития и конкретно‑научными эволюционными концепциями, отражающими специфические закономерности эволюции живых организмов, химических систем, земной коры, планет и звезд.

Можно, видимо, говорить о нескольких взаимосвязанных и соподчиненных понятиях эволюции в рамках естественнонаучной картины мира. Наиболее общим из них и применимым практически в пределах всей доступной исследованию области природы, неживой и живой, следует считать понятие эволюции как необратимого изменения структуры природных объектов.

В классическом естествознании, и, прежде всего в естествознании прошлого века, учение о принципах структурной организации материи было представлено классическим атомизмом. Именно на атомизме замыкались теоретические обобщения, берущие начало в каждой из наук. Идеи атомизма служили основой для синтеза знаний и его своеобразной точкой опоры. В наши дни под воздействием бурного развития всех областей естествознания классический атомизм подвергается интенсивным преобразованиям. Наиболее существенными и широко значимыми изменениями в наших представлениях о принципах структурной организации материи являются те изменения, которые выражаются в нынешнем развитии системных представлений.

Общая схема иерархического ступенчатого строения материи, связанная с признанием существования относительно самостоятельных и устойчивых уровней, узловых точек в ряду делений материи, сохраняет свою силу и эвристические значения. Согласно этой схеме дискретные объекты определенного уровня материи, вступая в специфические взаимодействия, служат исходными при образовании и развитии принципиально новых типов объектов с иными свойствами и формами взаимодействия. При этом большая устойчивость и самостоятельность исходных, относительно элементарных объектов обусловливает повторяющиеся и сохраняющиеся свойства, отношения и закономерности объектов более высокого уровня.

Это положение едино для систем различной природы.

Любая сложная система, возникшая в процессе эволюции по методу проб и ошибок, должна иметь иерархическую организацию. Действительно, не имея возможности перебрать все мыслимые соединения из нескольких элементов, а найдя научную комбинацию, размножает ее и использует – как целое – в качестве элемента, который можно полностью связать с небольшим числом других таких же элементов. Так возникает иерархия. Это понятие играет огромную роль. Фактически всякая сложная система, как возникшая естественно, так и созданная человеком, может считаться организованной, только если она основана на некоей иерархии или переплетении нескольких иерархий. Мы не знаем организованных систем, устроенных иначе.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Единство материи и дв " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">жения.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Материя (от лат. material - «вещество») - фил " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">софская категория для обозначения некой пр " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ст-ранственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В обла " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ти мировоззрения она оформилась как матери " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">лизм, а в сфере науки - как естесствозн " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ние ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Материя - это объективная реальность, к-рая многообразна в качественном отношении. Важнейшим атриб " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">у ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">том материи является движение. Существ " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">вание любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его эл " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ментов. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кроме внутреннего взаимодействия м " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">жду элементами и частями происходит и взаим " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">действие объектов с внешним окружен " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ем. Они могут включаться в более сложные системы, ста-новиться их элементами. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Таким образом, стру " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">к ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">турность материи, существование в ней опред " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ленного типа материальных систем пре " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">д ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">полагает взаимодействие как вну " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">реннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его сво-йств, отношений, состояний. Все эти измен " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ния, рассмотренные в самом общем плане, предста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ляют собой неотъемлемую характеристику б " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ы ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тия материального мира. Изменение в филос " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">фии обозначается понятием движения. Под дв " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">жением материи нужно понимать не только м " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ханическое перемещение тел в пр " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">странстве, но и любые взаимодействия, а также изменения с " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">стояний объектов, которые выз " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ы ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ваются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и расшир " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ние Метагалакт " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ки, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между люд " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ь ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ми в процессе их с " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">циальной жизни. Движение многообразно. В разные периоды философы ра " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">з ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">рабатывали учение о движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного («в одну и ту же реку не-льзя войти дважды»). Философы 17-18 вв. единственной формой движения счит " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ли мех " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ническое движение, т.е. в философии и в ест " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ствозна-нии господствовал метафизический взгляд на движение. Суть его заключается в том, что материя понимается как механическая инертная ма " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">са, а движение - это активная сила, приходящая извне.Диалектический взгляд свид " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тельствует об обратном: движение есть сп " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">соб существования материи. Это подтверждает ест " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ствознание. Современная физика раскрывает н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">разрывность материи и движения в строгой к " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">личественной форме. Одним из следствий спец " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">альной теории относительности являе " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ся закон

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">рые, признавая объективность П, приписывали чисто субъективный статус категории В, и н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">оборот. Но П и В являются столь же объекти " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ными характеристиками бытия, как его матер " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">альность и движение. В истории философии с " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">у ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ществовали две точки зрения об отношении П и В к материи. Первую из них можно условно н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">звать субста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">циальной концепцией. В ней П и В трактовали как самостоятельные сущности, с " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">у ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ществующие наряду с материей и независимо от нее. Соотве " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ственно отношение между П, В и материей предста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">лялось как отношение между двумя видами самостоятельных субста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ций. Это вело к выводу о независимости свойств П и В от хар-ра протекающих в них материальных пр " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">цессов. Вторую концепцию можно именовать реляционной (relatio - отношение). Ее сторонн " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ки понимали П и В не как самостоятельные су " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">щ ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ности, а как си " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">темы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объект " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ми. Вне этой системы взаимодействий П и В считались несуществу " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ю ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">щими. В этой концепции П и В выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соо " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ветственно допу " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">калась и зависимость свойств П и В от хар-ра взаимодействия материальных си " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тем. Субста " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">циональная концепция ведет начало от Демокр " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">та, наиболее яркое воплощение она нашла в кла-ссической физике Ньютона. Идея абсолютного Пи В Ньютона соответствовала о " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">п ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ределенной физич " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ской картине мира, а именно его взглядам на материю как на совоку " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">п ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ность отграниченных друг от друга атомов, облада " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ю ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">щих неизменным объемом, инертностью (ма " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">сой) и действующих друг на дра мгнове " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">но, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. П, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойс " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ва не зависят ни от чего, в том числе и от В, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движ " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ния. Можно убрать из П все тела, но П останется и свойства сохранятся. Получается, что П – это как бы гра " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">диозное вместилище, напоминающее переверн " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">у ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тый вверх дном огромный ящик, в к-рый помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на В. Он считал, что В течет одинак " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">во во Вселе " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ной и это течение не зависит ни от чего, - а поэтому В абсолютно, ибо оно опред " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ляет порядок следования и длительность сущес " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">вования мат " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">риальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в н " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">е ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">эвклидовой ге " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">метрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Име " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">но их теоретические положения исключ " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ли из науки понятия абсолютного П и абсолютного В, обнаружив тем самым несостоятельность су " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">станциональной трактовки П и В, как самосто " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">я ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тельных, незав " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">симых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специал " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ь ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ная теория относительности обосновали завис " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">мость П и В, их свойство от хар-ра движения м " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">териальных си " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тем.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

  • А) упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого
  • Автоматизация учета основных средств и нематериальных активов
  • Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
  • Проблема развития в философии и теоретические подходы к ее осмыслению.

    Философские дискуссии по проблеме развития разворачивались вокруг следующих основных вопросов: 1) каковы причины, источник развития? 2) как оно происходит, каков его внутренний механизм? 3) существует ли тенденция, направленность в развитии? В ходе этих дискуссий сформировались две основные концепции развития - метафизическая и диалектическая, подходившие к осмыслению указанных вопросов с противоположных позиций.

    Метафизическая концепция причину развития видит во внешнем противоречии объекта (божественный первотолчок, внешнее механическое воздействие); рассматривает развитие только как уменьшение или увеличение, сводя качественное к количественному; связывает тенденцию развития либо с движением по прямой, восходящей линии, либо с движением по замкнутому кругу. Диалектическая концепция причину развития видит в разрешении внутреннего противоречия объекта; способ осуществления (механизм) развития представляет, как переход количественных изменений в качественные, а направленность этого процесса отождествляет с образом разворачивающейся спирали.

    Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

    РАЗВИТИЕ - это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

    В отличие от категории “движение”, включающей в себя любые изменения, категория “развитие” охватывает только те изменения, которые соответствуют одновременно всем трем указанным свойствам. Отсутствие любого из них в процессе движения не позволяет относить его к развитию, т.к. обратимость изменений порождает не развитие, а функционирование объектов (т.е. циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; отсутствие направленности не позволяет накапливаться изменениям, необходимым для единства и внутренней взаимосвязи процесса развития.

    Развитие может быть экстенсивным , т.е. расширением и увеличением уже имеющегося, или интенсивным , т.е. возникновением качественно новых форм; экзогенным , т.е. определяемым внешними факторами, и эндогенным , определяемым внутренними факторами самого объекта. Различают также развитие индивидуальное , связанное с отдельным объектом (например, человеком), и всеобщее развитие, характерное для сложнейших системных объектов (народа, человечества, природы, Земли, Вселенной).



    Наиболее полной и разработанной концепцией развития выступает диалектика . В истории философии диалектика определялась как: (1) искусство ведения спора (Сократ); (2) искусство деления предметов по родам и видам (Платон); (3) метод получения вероятностного знания (Аристотель); (4) умение отыскивать противоречия в самой действительности (Гегель); (5) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания (марксизм).

    Выделяют три основные исторические формы диалектики: (1) античная диалектика (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель); (2) диалектика немецкой классической философии (Кант, Гегель); (3) материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс).

    Виды диалектики: 1) объективная диалектика - это процесс развития материального мира (вне зависимости от познающего субъекта и его существования); 2) субъективная диалектика - это процесс развития человеческого мышления (она вторична по отношению к объективной диалектике и является её отражением в мыслящем мозгу); 3) сознательная диалектика - это наука, изучающая законы и принципы объективной и субъективной диалектики (этот вид диалектики субъективен только по своей форме, как система разрабатываемых людьми взаимосвязанных категорий, но по содержанию, которое он черпает из материального мира, он тождествен объективной диалектике).



    Сознательную (научную) диалектику, как способ мышления, следует отличать от ее альтернатив, к которым относятся:

    1. Метафизический способ мышления , с характерной для него односторонностью, абстрактностью, абсолютизацией одного из моментов в составе целого, рассмотрением объекта в качестве неизменного. Особую разновидность этого способа мышления представляет догматизм , отрицающий сам принцип развития. Главным признаком догматизма служит непонимание конкретности истины, положения, являющиеся истинными в одних условиях, догматик превращает в неизменные догмы, верные для любых условий.

    2. Релятивистский способ мышления . Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. В такой интерпретации явление превращается в сплошной поток изменений и практически исчезает.

    3. Софистика - это способ достижения желаемого мыслительного результата путём заведомо некорректного применения логических и семантических операций. Примером этого может служить очень известный софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь”. Этот софизм основан на неправильном логическом дедуктивном умозаключении, т.к. данный частный случай не охватывается рассматриваемым общим.

    4. Эклектика - это соединение разнородных идей, принципов, теорий, базирующееся на подмене одних логических оснований другими. Примером этому может служить высказывание типа: “Шел дождь и два студента, один в галошах, другой в университет”.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!