Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Русская культура XV–XVII вв

  • Вопрос 6. Формирование новых политических центров в период феодальной раздробленности (XII – XIII века).
  • Вопрос 7. Борьба Северо-Западной Руси с иноземной агрессией в первой половине XIII века.
  • Вопрос 8. Монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь и его последствия.
  • Вопрос 9. От феодальной раздробленности к централизованному Российскому государству (XIV – первая половина XVI века).
  • Вопрос 10. Реформы Ивана Грозного.
  • 11. Внешняя политика в 16 в. Ливонская война
  • 13. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
  • 12. «Смутное время»: причины, этапы, итоги.
  • 14. Соц-эконом. Развитие России в XVII в. Крестьянская война.
  • 15. Воссоединение Украины с Россией.
  • 16. Развитие православной церкви в конце XVI-XVII.
  • 17. Русская культура 15-17в.
  • 18. Преобразования Петра I и их значение.
  • 19. Эпоха дворцовых переворотов.
  • 20. Внешняя политика России первой половины xviiIв
  • 21. Политика «просвещенного абсолютизма»: идеи, содержание и итоги. Крестьянская война под предводительством Пугачева.
  • 22. Внешняя политика России второй половины XVIII века.
  • 23. Российская наука и культура в XVIII века.
  • Вопрос 24. Внешняя политика России первой четверти XIX века.
  • 32. Внешняя политика россии в период правления александра II. Второй половины 19 века.
  • 25. Государственная деятельность м. М. Сперанского
  • 31. Реформа 60-70гг 19 века и их значение для развития россии.
  • 26. Движение декабристов.
  • 27. Внутренняя и внешняя политика России при Николае I.
  • 28. Общественные движения 30-50-х гг. XIX века.
  • Вопрос 29. Российская наука и культура в первой половине XIX века.
  • 35. Культура второй половины 19в.
  • 30. Отмена крепостного права на руси.
  • 33.Социально-экономическое развитие россии в конце 19-начале 20 в. Контрреформы.
  • 34. Народническое движение.
  • Вопрос 36. Политические партии и общественные движения (конец XIX – начало XX века).
  • 37. Революция 1905-1907 гг.
  • 38. Создание российского парламента: деятельность I-IV гос дум
  • 39. Аграрная реформа Столыпина.
  • 40. Первая мировая война: военные действия на Восточном фронте и положение в тылу.
  • 47. Образование ссср
  • 41. Февральская революция 1917 г.
  • Вопрос 48. Внешняя политика ссср в 20-е – начале 30-х годов: прорыв международной изоляции.
  • 42. Углубление общенационального кризиса. Октябрьская революция.
  • 43. II всероссийский съезд советов.
  • Вопрос 56. Взаимоотношения православной церкви и Советского государства.
  • 44. Социально-экономическое развитие России в конце xiXв.
  • Вопрос 52. Достижения советской науки и культуры в 20 – 30-е годы.
  • 45. Гражданская война и интервенция.
  • 46. Социально-экономический кризис России начала 20-х годов.
  • 49. Индустриальное развитие ссср в 20-30-е годы.
  • Вопрос 50. Преобразование аграрного сектора экономики ссср в 20 –30-е годы.
  • Вопрос 53. Ссср накануне Великой Отечественной войны: внутренне развитие и внешняя политика.
  • Вопрос 54. Великая Отечественная война: крупнейшие военные сражения.
  • Вопрос 59. Ссср в середине 50-х – первой половине 60-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.
  • Вопрос 55. Ссср в годы Великой Отечественной войны: государственное управление и экономическое развитие.
  • Вопрос 58. Внешняя политика в конце 40-х – первой половине 60-х годов.
  • Вопрос 57. Ссср в конце 40-х – начале 50-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.
  • Вопрос 61. Ссср во второй половине 60-х – 80-х гг.: социальные и экономические успехи и неудачи.
  • Вопрос 60. Внешняя политика ссср во второй половине 60-х – начале 80-х годов.
  • Вопрос 62. Перестройка ссср: от попыток модернизации системы к смене модели развития.
  • Вопрос 63. Внешняя политика ссср во второй половине 80-х – начале 90-х годов: окончание «холодной войны» и строительство новых международных отношений.
  • Вопрос 65. Радикальные социально-экономические реформы в Российской Федерации (1992 г. – настоящее время).
  • Вопрос 64. Межнациональные конфликты в ссср конца 80-х – начала 90-х годов. Возникновение снг.
  • Вопрос 66. Внешняя политика Российской Федерации (1992 г. – по настоящее время).
  • 17. Русская культура 15-17в.

    В первой половине 15. центральной темой становится борьба русского народа за свержение монголо-татарского ига. Победе Донского над Мамаем было посвещено реальное произведение: «Задонщина», этой же теме посвящается произведение «Сказание о Мамаевом побоище». Во 2-й половине 15в. в русской литературе продолжается развитие жанра «хождений» - описания путешествий, напр. «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Во второй половине 16в. в Москве открывается первый печатный двор, в котором издается православная литература . Большой литературный и исторический интерес представляют послания полит противников – И. Грозного и А. Курбского, в которых царь дает обоснование самодержавию, а Курбский в «История о великом князе Московском» обвиняет царя в тирании и жестокости. В 60е годы 16в. продолжает развиваться зарожденный на Руси в 11в. жанр летописаний. Значительным явлением стал «Домострой» - обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа . Этот период ознаменовался работами Ф. Грека и А. Рублева. Иван III начинает интенсивное строительство в Москве: начинается перестройка Кремля, вокруг него возводятся кирпичные стены, строятся Благовещенский и Архангельские соборы, заканчивается строительство храма Василия Блаженного. В 1553г. начинается русское книгопечатание. В 1634г. издан первый печатный русский букварь. В 1687г. создается Славянско-греко-латинское училище. В 17в. появляются новые литературные жанры: сатирические бытовые повести. Во второй половине 17в. зарождается светская портретная живопись . Русские умельцы осваивают науку и технику, для них характерны обширные теоретические познания. Активно развивалась географическая наука .

    18. Преобразования Петра I и их значение.

    В исторической науке сущ различные мнения в оценке его деятельности.

    Хоз Реформа….Развитие Эк при П1 происходит по теории МЕРКНТИЛИЗМА (1 народ чтоб не обеднеть должен производить все по возможности сам.; 2 гос-во должно вывозить тов больше чем ввозить) С этой целью на Урале были построены заводы (Тульский Оружейный, Сестренский). Хоз политика осуществлялась в рамках ПРОТЕКЦИАНИЗМА (1 все мануфактуры строились за счет гос.=>отсутствие конкуренции => медленное развитие мануфактур; 2 помощь предприятиям за счет новой таможенной политики (1724) высокая пошлина на загр тов.; 3. Труд на мануфакт был крепостным; 4 мануфакт строились близ источников сырья) все это привело к, контрол произв и сбыт. К сер XVII в насчитывалось ок 100 мануфактур . Гос управления….В 1721 Петр провозгласил себя императором. В 1711 вместо Боярской Думы был учрежден Сенат в него вошли 9 ближайших П1 сановников (учитывали только деловые качества). И было создано 11 коллегий(И ностр Воен Адмиралт и др). Император – сенат- коллегии- губернии- провинции-уезды. Местного управления….Страна была разделена на 8 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы. Для страны сложилась единая централизованная администр-бюрократическая сист управления. Выросло число чиновников. Военная…Во времена Петра Русская Армия и Флот были самыми сильными в Европе. С 1705 введена рекрутская повинность: была создана регулярная армия с единым принципом комплектования; новый военный устав 1716, организованы военные училища; в 1699 были расформированы стрелецкие полки. Церковная….Была упразднена должность патриарха и установлена Обер-прокур. Шло подчинение церкви гос-ву. в 1721 была учреждена Духовная коллегия или Синод контролировал. Были учреждены штаты церковнослужителей, все же остальные облагались подушной податью (старообрядцы вдвойне.)Финансовая. ..Цель – наполнить казну для проведения дальнейших реформ. .Шла перестройка денежной системы, кот основывалась на серебр рубл. Мелкие монеты выпускались из меди. В ходе чеканки монет кол-во сер и меди в монетах менялось. Итог реф стало создание полноценной монетной системы основанной на десятичном принципе и полностью удовлетвор потребности эк. Так же шло увеличение числа косвен. налогов . Большой доход приносила гос монополия на внешн торг. Социальная… В 1714 был издан указ о единонаследии , т.е поместье приравнивалось к вотчине, возможность передавать поместье одному из сыновей остальная дворня должна была нести службу. В 1722 был издан «Табель о рангах» разделивший военную, гражд и придворную службу. Все население искл дворянство и духовенство платило налоги, Вольные и гулящие люди платили налог наравне с крепостными. Посадское насел обязано было записываться в цеха. В 1724 г издан указ запрещающий крестьянам уходить от помещика на заработки без и письменного разрешения положено начало паспортной системы. В 1722 г был издан указ о престолонаследии.

     Монгольское нашествие нанесло серьёзный удар по культуре русских княжеств. Русские земли были разорены, многие мастера или погибли, или были уведены в Орду. Первое после Батыева нашествия строительство каменной церкви отмечено в летописях только в 90-х гг. XIII в. в Новгороде. Во второй половине XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение.
     Особенностью развития культуры XIV–XV вв. стало постепенное преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры. По мере политического и экономического усиления Москвы она становится одним из главных культурных центров русских земель. Создание централизованного государства дало мощный толчок развитию культуры. Расширяются культурные контакты России с другими странами, особенно с Италией, откуда в Москву приезжают выдающиеся архитекторы и другие мастера.
    В устном народном творчестве продолжается развитие героического былинного эпоса. В этот период появляется новый жанр – исторические песни. В песне об Авдотье-Рязаночке рассказывается о простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. События тверского восстания 1327 г. получили отклик в народной песне о Щелкане Дудентьевиче.
     Центральной темой в литературе XIV–XV вв. была борьба за освобождение русских земель. События Куликовской битвы нашли от- ражение в двух памятниках литературы. «Задонщина» создана сразу после битвы. Автором «Задонщины» считается Сафоний Рязанский. Через сто лет после битвы, в XV в., неизвестным автором было создано «Сказание о Мамаевом побоище».
     В XV в. появляется новый литературный жанр – хождения, т.е. описания путешествий. Наибольшую известность получило «Хождение за три моря» – путевые записки тверского купца Афанасия Никитина, отправившегося в 1466 г. с торговым караваном на Северный Кавказ и побывавшего в Иране и Индии.
     В XV в. возрождается общерусское летописание. Первой общерусской стала Троицкая летопись, составленная в начале XV в. в Москве.
     В начале XVI в. создаётся «Сказание о князьях Владимирских», в котором утверждается легенда о происхождении великих князей от брата римского императора Константина по имени Прус, который был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии (в том числе шапку Мономаха) от византийского императора Константина Мономаха.  

    Культура при Иване IV Грозном

    Литература. В годы правления Ивана Грозного появляется новый литературный жанр – публицистика. Выдающимся публицистом XVI в. был Иван Семёнович Пересветов, который в своих челобитных Ивану Грозному предложил проект реформ, направленных на укрепление самодержавной власти царя при опоре на дворянство.
     Публицистический характер имели сочинения князя Андрея Курбского «История о великом князе московском» и его переписка с Иваном Грозным, в которых Курбский выступает против самовластия царя.
     Выдающимся памятником литературы середины XVI в. является «Домострой» протопопа Сильвестра. «Домострой» представля- ет собой свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в.
     В 1563 г. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в Москве организована типография, в которой в 1564 г. была издана первая датированная русская печатная книга «Апостол». В 1574 г. – первый «Букварь».

    Культура. В русской культуре XVII в. начинается процесс «обмирщения», то есть освобождения от церковно-религиозной регламентации.
     Происходит усиление личностного начала и светских элементов в культуре. Яркий автобиографический характер носит «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Наиболее значимые произведения публицистики XVII в. - «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» Авраамия Палицына, «Жезл правления» Симеона Полоцкого, «Политика» Юрия Крижанича и др.
     Распространяются научные знания. Создаются исторические сочинения: «Скифская история» Андрея Лызлова, «Повесть об осадном Азовском сидении» Фёдора Порошина, первое учебно-историческое сочинение «Синопсис» Иннокентия Гизеля.
     Расширяются связи с другими культурами, в том числе продолжается практика перевода иностранной литературы на русский язык. В XVII в. были переведены «Римские деяния», «Великое зерцало», «Повесть об Оттоне, цесаре Римском» и др. В XVII в. извест- но 153 переводных сочинения, из которых три четверти - светского содержания.
     Усиливается социальная значимость произведений литературы и искусства. Появляется большое количество сатирических произведений - «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисе».
     В XVII в. создаются последние русские летописи - в 1630 г. «Новый летописец», к которому в последующие годы писались продолжения; в 1652 г. свод патриарха Никона и др.
     Новые веяния в архитектуре проявились уже в построенном в 1630-е гг. Теремном дворце Московского кремля. Стремление к нарядности в архитектуре нашло выражение в появлении в конце XVII в. нового стиля - нарышкинское (московское) барокко.
     В живописи наибольшую известность получили Строгановская школа иконописи (Прокопий Чирин, братья Савины, Степан Арефьев, Емельян Москвитин) и школа Симона Ушакова (Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов и др.).
     В XVII в. появляется портретная живопись. Портреты в то время называли парсунами.

    Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры,

    приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глубине, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. Появляется неудержимое стремление к описательности, декоративности.

    Художественное творчество из священного занятия превращается в ремесло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами

    культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.

    Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха

    Никона и возникновение старообрядчества. Церковная реформа явилась

    отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной,

    традиционной: от самобытного типа культуры страна не отказывалась,

    но внимательнее учитывала западные тенденции.

    Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй

    еще более укрепился в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обращения были

    условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затронули

    прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных

    по тому времени городах, развитие торговли общение с другими страна-

    ми подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

    Активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы

    в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских

    людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся

    заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в

    прикладное искусство.

    События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на

    положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства

    оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были

    прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

    В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском

    хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь,

    одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового

    превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в

    XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.

    Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве,

    Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки

    железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли,

    подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного.

    Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан,

    его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. сделали

    башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие

    механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.

    Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные

    вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое.

    Важное значение имела чеканка монет.

    В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного года был

    отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты

    в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем и Филипом Андреевым с

    сыном для митрополитного двора в Ростове.

    Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых

    лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские

    плотники умели строить прочные и удобные суда - не только речные, но

    и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной промысел, а

    также производство поташа. Возникли центры массового производства

    изделий из льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде,

    Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах работали скорняки, изготовляя разные меховые вещи. Развивалось также

    производство по переработке шерсти, например изготовление вяленой

    обуви, крупным центром которого стал Углич.

    Значительно большее по сравнению с предшествующими временами развитие получило каменное строительство. В XVII в. в России изготовлялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую

    прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений

    достигла высокого уровня.

    В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России.

    Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее

    творцами и создателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа.

    В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных

    мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и

    выполняли сложные технические работы с большим искусством.

    Кратко по теме

    Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

    В 1533 г. начинается русское книгопечатание. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол» с выходными данными.

    В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

    В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

    В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

    В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

    Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

    Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

    Во 2-й половине 17 в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

    Родоначальник портретной живописи в России С.Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

    Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.

    В зодчестве 17 в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко - московское или нарышкинское барокко.

    Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярусность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

    В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

    Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

    Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

    Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий

    Русская культура XVI столетия в основном развивалась на отечественных традициях предшествующего периода. Русская средневековая культура имела ряд особенностей своего формирования, она не являлась лишь региональным вариантом европейской культуры. Корни специфики русской культуры XVI в. в том, что она основывалась на православии.

    Русская литература XVI в. Литература получила свое развитие главным образом в рамках традиционных для России жанров.

    Летописный жанр

    В первой половине XVI в. было создано несколько известных летописных сводов, которые повествовали о русской истории с древнейших времен. В частности, Никоновская и Воскресенская летописи, Степенная книга, Лицевой свод.

    Публицистика

    XVI в. – время зарождения российской публицистики. Считают, что в произведениях Федора Карпова, Ивана Пересветова уже заметны первые, хотя и робкие признаки рационализма, но уже освободившиеся от строгих канонов религиозного мировоззрения. К числу публицистов XVI столетия относят также Максима Грека, Ермолая Ераз-ма, князя Андрея Курбского.

    Его считают одним из самых своеобразных, бесспорно, одаренных писателей своей эпохи. В письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный доказывал необходимость для России деспотической монархии – такого порядка, когда все без исключения государственные подданные являются фактически холопами государя. Курбский же защищал идею централизации государства в духе решений Избранной рады и считал, что царь обязан считаться с правами своих подданных. В середине XVI в. под руководством митрополита Макария были создано собрание разных по жанру книг, которые были предназначены для чтения (не богослужения) в назначенные месяцы и дни почитания святых. В то же время при участии Сильвестра создан Книгопечатание

    В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Первая русская книга, «Апостол», была напечатана в 1517 г. в Праге Франциском Скориной. В России начало книгопечатания относят к середине XVI в. В 1564 г. дьяк Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем издает первую печатную книгу. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь. В то же время вплоть до XVIII в. в России доминировали рукописные книги.

    Архитектура

    В архитектуре XVI в. очень заметными стали национальные мотивы. Это было связано с распространением в XVI столетии шатрового стиля, который пришел в каменное строительство из деревянной архитектуры. Самыми знаменитыми произведениями зодчества того времени стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), а также собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).


    В XVI в. интенсивно возводятся военные укрепления. К Московскому кремлю были пристроены стены Китай-города. Строятся кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах. Автором мощного кремля в Смоленске был выдающийся зодчий Федор Конь. Он же являлся архитектором каменных укреплений Белого города в Москве (вдоль нынешнего Бульварного кольца). Для защиты южных рубежей от крымских набегов в середине XVI в. построили Засечную линию, которая проходила через Тулу и Рязань. В XVII в. в русской культуре широкое распространение получают не только религиозные, но и светские элементы (обмирщение культуры). Церковь, видевшая в этом процессе западное влияние, активно сопротивлялась ему при поддержке царского правительства, но новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

    Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Благодаря изобретению печатного станка появилась возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике, среди которых была первая «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

    В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение -

    В развитие географических знаний большой вклад внесли русские землепроходцы, например, Семен Дежнев, вышедший к проливу между Азией и Северной Америкой, или Ерофей Хабаров, составивший карту приамурских земель. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер, такие как «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание». Появляется жанр сатирической повести, мемуаров («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (книги Симеона Полоцкого).

    В 1672 г. в Москве был создан придворный театр, в котором играли немецкие актеры. «Обмирщение» искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его иконе «Спас Нерукотворный» уже заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Распространяется портретная живопись - «парсуны», на которых изображались реальные персонажи, хотя и в технике, аналогичной иконописи.

    Культура Русских земель в XV в. В это столетие Москва становится центром общерусской национальной культуры. В данный период усиливается роль русского языка, создаются произведения, посвященные теме государственного строительства, растет интерес к истории Отечества. В современной литературе русскую культуру этого времени оценивают как ʼʼРусское Возрождениеʼʼ. Во всœех крупных городах северовосточной Руси восстанавливаются и расширяются монастырские школы и училища, переписываются старые и создаются новые рукописные книги. Развивается грамотность

    различных слоев населœения, особенно городского. В области литературы особое место занимает московское летописание.

    В 1408 ᴦ. при дворе митрополита складывается традиция составления общерусских летописных сводов, первым из которых является Троицкая летопись. К 1480 ᴦ. относится создание Московского летописного свода, ставшего идеологическим обоснованием объединœения земель вокруг Москвы.

    Победа на Куликовом поле дала мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей и побудила к созданию цикла литературных произведений, среди которых наиболее глубоким и значительным является ʼʼЗадонщинаʼʼ - поэма, написанная Софонием Рязанцем вскоре после битвы. Ее характерная особенность - это связь со ʼʼСловом о полку Игоревеʼʼ. Создавая свое произведение, Софоний заимствовал у автора ʼʼСловаʼʼ литературные образы, стилистические обороты и выражения, художественные приемы и даже отдельные отрывки. Но это не подражание, а сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет выразить главную мысль автора - залог победы в единстве и согласованности действий русских князей.

    Подъему русской культуры и искусства способствовало восстановление и расширение культурных связей со странами Европы и Востока. Особое значение имело содружество Москвы с братскими народами Болгарии и Сербии. Так, южнеславянским влиянием проникнута житийная литература.

    В эпоху Ивана III огромное значение придается развитию московской архитектуры, что было связано с укреплением великокняжеского могущества. В данный период была развернуга перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществленная русскими мастерами совместно с приглашенными итальянскими зодчими. В 1479 ᴦ. итальянец

    Аристотель Фиораванти завершил возведение главного храма Русского государства - Успенского собора Кремля, затем были построены Грановитая палата͵ храм Ивана Лествичника, дворец великого князя, Архангельский собор, а также кремлевские стены и башни. Наряду с Фиораванти в их создании принимали участие итальянские архитекторы Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин и Алевиз Новый В целом итальянские мастеровые, ремесленники, художники оказали в это время значительное влияние на формирование русской культуры. Но не меньшиммастерством отличались и отечественные творения. К примеру, псковскими зодчими была построена в 1489 ᴦ. в Кремле домовая великокняжеская церковь Благовещения.

    В данный период на высшую ступень развития поднялась церковная живопись. В конце XIV - начале XV в. в Великом Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Им была создана роспись храма Спаса на Ильинœе улице в Новгороде, вместе с Симеоном Черным - росписи московской церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора. Великим русским художником этой эпохи был Андрей Рублев. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря. Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи икона ʼʼТроицаʼʼ.

    В конце XV в. огромный вклад в развитие живописи внес иконописец Дионисий. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром, а также другими учениками он создал фрески Успенского собора Кремля, росписи храмов Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского и Ферапонтова монастырей. Его кисти принадлежит знаменитая икона ʼʼСпас в силахʼʼ.

    На рубеже XV-XVI вв. значительную роль в развитии культуры оказали образование единого Российского государства и завершение формирования русской (великорусской) народности и единого русского языка, ведущее место в котором заняли московский говор и владимиро -суздальский диалект, став основой разговорного и делового языка.

    Культура Московского государства в XVI-XVII вв. В конце XV - начале XVI в. особую роль в развитии русской культуры стали играть взаимоотношения церкви и государства. Именно их характер определял такой важнейший фактор в истории русского Средневековья, как влияние церкви на духовную жизнь. Теократические устремления иерархов Русской православной церкви в конце XV в. вошли Ав противоречие с великокняжеской политикой, в т.ч. из-за секуляризации церковных владений. Позиции церкви ослабляла и внутренняя борьба между существовавшими в ней группировками, а также рост еретических движений. С начала XVI в. постепенно складывается союз государства и ʼʼиосиф-лянскойʼʼ церкви, которая выдвинула теорию божественного происхождения великокняжеской власти, обеспечив себе поддержку государя. Последний, отказавшись от планов секуляризации, получил идеологическую поддержку церкви. Дальнейший процесс укрепления самодержавной власти сопровождался усилением церковно-религиозного влияния на духовную жизнь. Церковь стремилась не допускать проникновения западного католицизма и распространения светских знаний, она установила жесткие каноны для зодчества,живописи, литературы. Потрясения опричнины и трагические события Смуты заметно затормозили формирование общерусского культурного пространства. Наступивший XVII в. стал переломным в русской истории не только в политическом, но и в культурном отношении. Начавшая складываться в XVI в. тенденция к обмирщению культуры, постепенное разрушение средневековой религиозной замкнутости и апелляция к разуму в XVII в. стали главным содержанием культурно-исторического процесса.

    Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества постепенно становится историческая песня.

    Значительно возросла потребность и государства, и церкви в грамотных людях. На Стоглавом соборе 1551 ᴦ. было принято решение о создании в городах "книжных училищ". Помимо духовных лиц учителями выступали и светские ʼʼмастера грамотыʼʼ, открывавшие частные двухгодичные школы. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты и открывало возможности дальнейшего самообразования. В XVI в. высокообразованные русские люди были уже не только в духовной, но и в светской среде. Более широкое распространение получила рукописная книга. В связи с возросшей потребностью в ней упростился процесс письма: скоропись утвердилась не только в деловой переписке, но и в книгописании. Основными центрами изготовления и хранения книг оставались монастыри. Значительными книжными собраниями обладали и светские вельможи. Но владельцами книг часто становились посадские люди и даже крестьянеʼʼ которые покупали книги на рынке.

    Крупным событием в культурной жизни страны стало начало книгопечатания. В 1553-1555 гᴦ. в Москве неизвестными мастерами было осуществлено издание ʼʼЕвангелияʼʼ и ʼʼТриоди постнойʼʼ. Но организация книгопечатного дела в России связана с именем Ивана Федорова. В 1564 ᴦ. в созданной на средства казны Московской типографии он выпустил первую русскую печатную датированную книгу ʼʼАпостолʼʼ. Иван Федоров был не только издателœем, но и редактором книᴦ. При не совсœем ясных обстоятельствах он вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вскоре уехал во Львов. При этом печатание книг в Москве не прекратилось, его продолжили ученики Федорова.

    В XVII в. просвещение охватывает всœе более широкие слои населœения. Значительно возросла грамотность среди дворян и посадских жителœей. Появляются и получают широкое распространение первые единообразные учебники.

    В конце XVII в. читать и писать умел фактически каждый третий-четвертый горожанин. Неграмотными оставались основная масса крепостного крестьянства и женская часть населœения страны. В 1665 ᴦ. при Заиконоспасском монастыре открывается школа грамматического учения под руководством просветителя Симеона Полоцкого, готовившая подьячих для приказов. А в 1687 ᴦ. по инициативе Сильвестра Медведева начинает работать первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (с 1701 ᴦ. - академия), в программу которого были включены как светские, так и духовные науки.

    Рост образованности населœения обусловил повышение спроса на книги. В течение XVII в. Московская типография (Печатный двор) издала около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимала литература светского содержания. В 1660-х гᴦ. в Москве открывается первая книжная лавка. Растут собрания частных библиотек. В XVII в. при аптекарском приказе начинает работать первая в России научная библиотека. С 1621 ᴦ. при царском дворе появляется рукописная газета ʼʼКурантыʼʼ, содержащая переводы иностранных известий.

    В XVI-XVII вв. идет активный процесс накопления научных знаний. Новым в XVII в. становится появление письменных руководств, содержащих сведения по практическому применению геометрии, математики, физики, химии. Так, потребность в описании земель и их измерении вызвала крайне важно сть создания руководства по исчислению площадей, определœению качества земельных участков. В артиллерии и пушкарском делœе помимо математических расчетов требовалось знание ряда физических явлений и химических свойств веществ. В 1621 ᴦ. Οʜᴎсим Михайлов (Родышевский) на базе зарубежного и отечественного опыта составил ʼʼУстав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской наукиʼʼ, содержащий практические сведения в этой области. Прикладной характер имели и медицинские знания, в базе которых лежал многовековой опыт народной медицины. В 1543 ᴦ. появился перевод своеобразного немецкого медицинского справочника ʼʼВертоградʼʼ. А в 1581 ᴦ. в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью. Потребности широких слоев населœения в сведениях из области медицины удовлетворяли различные ʼʼТравникиʼʼ и ʼʼЛечебникиʼʼ. оригинальные и переводные.

    Благодаря русским мореплавателям и путешественникам расширяются географические знания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель. В XVII в. были сделаны великие русские географические открытия, внесшие большой вклад в мировую науку. Русские первопроходцы и мореплаватели опередили западных географов в делœе изучения Азии. Οʜᴎ составили карты и описания территорий Сибири и Дальнего Востока. В 1633-1638 гᴦ. казаки Илья Перфильев и Иван Ребров открыли реки Яну и Индигирку. Вслед за этим Михаил Стадухин достиг Колымы, а Курбат Иванов вышел к Байкалу. Землепроходцы Семен Дежнев и Федор Алексеев в 1648 ᴦ. открыли пролив между Азией и Америкой. Экспедиции В. Д. Пояркова (1643-1646) и Е. П. Хабарова открыли путь по Амуру к Охотскому морю и Тихому океану, а казачий пятидесятник В. В. Атласов в 1697-1699 гᴦ. обследовал Камчатку. Большой вклад в изучение географии азиатских стран внесли статейные списки (отчеты) русских посольств. Богатые сведения о Китае были собраны во время посольств Ивана Петлина (1618-1619) и Федора Байкова (1654). Составленные русскими дипломатами подробные описания этой страны получили известность не только в России, но и в Западной Европе. Особенно интересна была поездка в Пекин русского посольства во главе с Николаем (Милеску) Спафарием (1675-1678), обогатившая мировую науку ценнейшими сведениями о землях Сибири и Китая. На рубеже XVI-XVII вв. была составлена сводная карта Русского государства (ʼʼБольшой чертежʼʼ), которая не сохранилась. В 1627 ᴦ. в Разрядном приказе была создана ʼʼКнига к Большому чертежуʼʼ - указатель и комментарий к сводной карте. Во второй половинœе столетия ведется составление чертежей и описаний Сибири. К 1701 ᴦ. Семен Ремезов завершил работу над ʼʼЧертежной книгой Сибириʼʼ, ставшей важным событием в географии и этнографии.

    Развитию общественно-политической мысли способствовала обстановка острой идейной борьбы, в которой происходило образование Российского государства. В центре внимания были коренные вопросы жизни страны.

    Большое распространение приобретают идеи расширения культурных связей с Западной Европой. Эти взгляды нашли отражение в сочинœениях И. А. Хворостинина и подъячего посольского приказа Григория Котошихина, который в 1664 ᴦ. бежал в Швецию и составил там свое описание Московского государства.

    Развитие литературы в ХVI-XVII вв. отразило процессы, происходившие в общественно-политической жизни страны. Официальный характер в XVI в. приобретает летописание.

    Архитектура России в первой половинœе XVI в. отличается интенсивным строительством каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь - и городская, и сельская -остается деревянной. Внесенные итальянскими зодчими ренессансные черты почти не имели продолжения в русской архитектуре. Наоборот, наблюдается возвращение к национальным истокам, что проявилось в возрождении традиционного для древнерусского деревянного зодчества шатрового стиля. Шедеврами шатровой архитектуры являются церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор (храм Василия Блаженного), возведенный в Москве русскими мастерами Постником Яковлевым и Бармой в честь взятия Казани. Много церквей и храмов сооружается на средства богатого купечества. Активно идет строительство военно-инженерных сооружений. В 1500-1508 гᴦ. Петр Фрязин возводит каменный Нижегородский кремль, строительство крепостей ведется в начале века в Пскове и Туле. Около 1516 ᴦ. завершается строительство кирпичного Московского Кремля, сменившего белокаменный кремль эпохи Дмитрия Донского. В 1535-1538 гᴦ. в Москве была возведена вторая линия укреплений - Китайгород, а к концу века - третья линия - Белый город. Мощными крепостями стали многие монастыри. Итогом развития этого направления зодчества в XVI в. стал грандиозный Смоленский Кремль (1595-1602, архитектор Федор Конь).

    В XVII в. в русской архитектуре усиливается декоративность. Несмотря на сопротивление церкви, в культовое строительство проникает светское начало. Яркими примерами шатрового стиля являются московские церкви Рождества Богородицы в Пугинках (1649-1652) и Троицы в Никитниках (1635-1653). Зодчими всœе шире используется кирпич, но основным строительным материалом по-прежнему остается дерево. Вершиной деревянной архитектуры стал царский дворец в Коломенском (1667-1668), украшенный резьбой и многоцветной росписью. Из кирпича строились в основном здания правительственных учреждений, торговых и промышленных предприятий. Началось использование полихромных изразцов фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид.

    В последней четверти XVII в. возникает новый архитектурный стиль - московское (ʼʼнарышкинскоеʼʼ) барокко, характерный для небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Его особенностями являлись светский нарядный облик храмов, элегантность декора и строгая симметричность. В этом стиле на рубеже XVIII в. были возведены церкви Покрова в Филях, Троицы в Троицком-Лыкове и Спаса Нерукотворного в Уборах. Примером гражданского сооружения, построенного в данном же стиле, являлась знаменитая Сухарева башня в Москве (1692-1701) архитектора М. И. Чоглокова.

    Русская живопись XVI-XVII вв. характеризуется значительным расширением тематики. Так, в росписи Золотой палаты Кремля (1547-1552) наряду с церковными сюжетами отражены события русской истории. На первый план житийных икон выступают жанровые сцены. В серединœе столетия была создана посвященная взятию Казани икона ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ, на которой изображены Иван Грозный, Александр Невский, Дмитрий Донской. В XVII в. основным художественным центром, где складывались новые реалистические тенденции, стала Оружейная палата Кремля. В ее мастерских выполнялись работы для царского двора. Во главе художественной школы стоял мастер Оружейной палаты Симон Ушаков, на протяжении 30 лет фактически руководивший иконописцами всœей страны. Для работ этого художника характерен отход от канонических образов, интерес к изображению человеческого лица (иконы ʼʼВеликий архиерейʼʼ и ʼʼСпас Нерукотворныйʼʼ, живописный портрет московских правителœей от Ивана Калиты до царя Алексея Михайловича и двух царевичей ʼʼНасаждение древа государства Российскогоʼʼ). Портретная живопись стала первым светским жанром изобразительного искусства. В первой половинœе XVII в. портреты (ʼʼпарсуныʼʼ) писались в иконописной манере, а масляной краской по холсту они стали писаться позднее. К последним относятся портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова и других государственных деятелœей.

    В XVII в. отчетливая тенденция к обмирщению русской культуры проявилась в распространении в придворной среде светских музыкально-театральных постановок. Так, в 1672 ᴦ. при московском дворе была учреждена актерская труппа под руководством выписанного из Европы И. Г. Грегори, ставились пьесы на античные темы, к примеру ʼʼТемир-Аксакова действоʼʼ и ʼʼАртаксерксово действоʼʼ, а в доме князя В. В. Голицына играли комедии Мольера.

    Сложнейшие процессы, протекавшие в культуре Московского государства в XVII в., свидетельствовали о расширении творческого диапазона российской культуры и кризисе церковного мировоззрения, преодолении национальной замкнутости, внесении в духовную жизнь общества личностного начала, которого ранее не знала средневековая культура.

    Билет № 15.Русская культура XV-XVII вв. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Билет № 15.Русская культура XV-XVII вв." 2017, 2018.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!