Развитие мышления. Примеры упражнений на развитие мышления

Познавательные процессы в младшем школьном возрасте

4. Развитие мышления

  • Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их участию на каждом этапе мыслительного акта. Да и сами познавательные процессы в необходимых случаях приобретают структуру, похожую на интеллектуальный акт. Задачи на внимание, запоминание, воспроизведение -- это по существу преобразованные интеллектуальные задачи, решаемые средствами мышления.
  • Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это сообщает мыслительной деятельности двоякий характер: конкретное мышление, которое связанно с реальностью и непосредственным наблюдением, начинает подчиняться логическим принципам, но в тоже время абстрактные, формально-логические умозаключения ребенку этого возраста еще не доступны. Поэтому у ребенка этого возраста формируются разнообразные типы мышления, которые способствуют успешности в овладении учебного материала.

    Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах. Вначале дети склонны делать обобщения по внешним, как правило, несущественным признакам. Но в процессе обучения учитель фиксирует их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно не воспринимается, поэтому учащиеся переходят на более высокий уровень обобщений, оказываются способными усваивать научные понятия, не опираясь на наглядный материал.

    В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но Д.Б. Эльконин, как и Л.С. Выготский, считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. Именно мышление становится в центр развития в этот период. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. «Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляют основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте».

    Необходимо отметить при этом, что, согласно современным психологическим данным, умственное развитие младших школьников имеет большие резервы. В массовой школе эти резервы фактически не используются. Многолетние исследования, проведенные под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно сформировать более широкие и более богатые умственные способности, чем это делалось до сих пор.

    В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий. Выделяют предметные понятия (знания общих и существенных признаков и свойств предметов -- птицы, животные, фрукты, мебель и т.п.) и понятия отношений (знания, отражающие связи и отношения объективных вещей и явлений -- величина, эволюция и т.п.).

    Для первых выделяют несколько стадий усвоения:

    1) выделение функциональных признаков предметов, т.е. связанных с их назначением (корова -- молоко);

    2) перечисление известных свойств без выделения существенных и несущественных (огурец -- плод, растет в огороде, зеленый, вкусный, с семечками и т.д.);

    3) выделение общих, существенных признаков у класса единичных предметов (фрукты, деревья, животные).

    Для вторых тоже выделено несколько стадий освоения:

    1) рассмотрение конкретных отдельных случаев выражения этих понятий (одно больше другого);

    2) обобщение, относящееся к известным, встречавшимся случаям и не распространяемое на новые случаи;

    3) широкое обобщение, применяемое к любым случаям.

    Анализ психологической готовности к школе детей 6- и 7-летнего возраста

    Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п...

    Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом...

    Возрастные особенности психики старого человека

    Современные зарубежные исследователи достаточно много внимания уделяют изучению особенностей мышления пожилых людей. Сегодня у большинства исследователей не вызывает сомнения тот факт, что, несмотря на превосходство памяти...

    Младший школьный возраст

    Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует...

    Мышление старших дошкольников

    Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления...

    Новообразования дошкольного возраста

    Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист...

    Основные и индивидуальные особенности школьников

    Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулиру-ют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы...

    Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи

    Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни, формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам ...

    Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников

    Развитие мышления начинается в младенческом возрасте в течение первого года жизни (Л.С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам...

    Подростки и компьютерные сети

    Развитие теоретического абстрактного мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщения, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными факторами, - таковы особенности познавательной сферы подростков...

    Познавательные процессы в младшем школьном возрасте

    Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их участию на каждом этапе мыслительного акта. Да и сами познавательные процессы в необходимых случаях приобретают структуру...

    Понятие креативности

    Прежние способы ведения бизнеса постоянно устаревают, поэтому менеджмент должен искать выход не в переборе известных решений, а в постоянном поиске новых основ успеха...

    Психологические особенности младших школьников

    В исследованиях Жана Пиаже и созданной им женевской психологической школы показано качественное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено...

    Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

    Мышление - Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. - 3-е изд., М.: Русский язык т. 2.1987.С...

    Теория мышления

    Способность мышления, как отражения существующих между вещами связей и отношений, проявляется у человека в зачаточной форме уже в первые месяцы жизни...

    Можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

    Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
    , и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

    Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

    • Наглядно-образное мышление;
    • Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
    • Наглядно-действенное мышление;

    Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

    Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

    При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

    Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

    • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
    • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
    • Проведите : представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
    • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
    • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

    Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

    Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот .

    Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

    Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

    • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
    • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
    • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

    Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

    • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
    • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
    • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
    • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
    • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

    Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

    Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

    Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.

    Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

    • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
    • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
    • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
    • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

    В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .

    Логическое мышление и упражнения на его развитие

    Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

    Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.

    Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

    • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
    • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, . Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
    • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

    Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

    Творческое мышление и упражнения на его развитие

    Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

    Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

    • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
    • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
    • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
    • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
    • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
    • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

    Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).

    А теперь давайте поговорим об упражнениях:

    • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
    • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
    • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
    • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
    • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
    • Вспомните какую-нибудь поговорку или , и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
    • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
    • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
    • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
    • Составьте список 100 своих жизненных целей.
    • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

    Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

    В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .

    В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

    Доброго времени суток, дорогие друзья! А вы помните, на какие оценки вы в школе учились? Я помню. У меня в аттестате нет троек. Но в течении любого года обучения были тройки, двойки и даже колы иногда случались. Вот я думаю, в кого это Александра, моя дочь, такая? Отличница, на доске почета висит! Видимо те дополнительные упражнения, которые мы с ней делаем, приносят свои плоды.

    План урока:

    Упражнение 1. Соединяем несоединимое

    Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

    Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.

    Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

    Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

    1. Курица ходит вокруг столба.
    2. Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
    3. Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
    4. Столб упал прямо на курицу.

    Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:

    • ромашку с молоком;
    • наушники с медузой;
    • сапоги с луной.

    Упражнение 2. Словоразбиватели

    Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.

    Например, слово «выключатель» разбивается на:

    • тюль;
    • ключ;
    • клюв.

    Я больше не вижу вариантов, а вы?

    Можно разбивать любые длинные слова, например, «праздник», «картина», «полотенце», «полярник».

    Упражнение 3. Ребусы

    Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.

    В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.

    1. На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
    2. На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
    3. Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
    4. Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
    5. Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
    6. Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.

    Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.

    Своими вариантами ответов можно делиться в комментариях. Много всяких ребусов найдете в детских журналах и .

    Упражнение 4. Анаграммы

    Можно ли апельсин превратить в спаниеля и наоборот? «Легко!» — ответят любители анаграмм. Даже волшебная палочка не понадобится.

    Анаграмма- литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

    Так же легко сон превращается в нос, кот в ток, а липа в пилу.

    Ну что, попробуем? Давайте сделаем так, чтобы:

    • «карета» улетела к звездам;
    • «слово» выросло на голове;
    • «шнурок» научился летать;
    • «атлас» стал съедобным;
    • «насос» поселился в лесу;
    • «соринка» стала прозрачной;
    • «валик» положили на стол перед обедом;
    • «плюшка» научилась плавать;
    • «ромашка» крутилась у фонаря летними вечерами;
    • «парк» не мог прожить без воды.

    Упражнение 5. Логические задачи

    Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.

    Начнем с тех, что попроще:

    1. Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
    2. Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
    3. Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.

    А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.

    «Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»

    «Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»

    А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить. Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.

    «Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».

    Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)

    Упражнение 6. Спичечные головоломки

    Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.

    Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

    Для начала разомнемся:

    • сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
    • из семи палочек два одинаковых квадрата;
    • уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).

    Теперь посложнее:

    Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.

    Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.

    Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.

    Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.

    Ответы можно подглядеть в конце статьи.

    Упражнение 7. Правда и ложь

    А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.

    Покажите ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.

    И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:

    • некоторые фигуры на карточке треугольники;
    • на карточке нет треугольников;
    • на карточке есть круги;
    • некоторые фигуры на карточке квадраты;
    • все фигуры на карточке треугольники;
    • на карточке нет многоугольников;
    • на карточке нет ни одного прямоугольника.

    Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

    Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.

    Высказывания могут быть следующими:

    • все эти животные хищники;
    • на картинке присутствуют домашние животные;
    • все животные на картинке могут лазать по деревьям;
    • у всех животных есть мех.

    Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.

    Упражнение 8. Инструкция

    Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.

    Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.

    Итак, инструкция по использованию расчески.

    1. Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
    2. Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
    3. Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
    4. Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
    5. Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
    6. Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
    7. Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
    8. Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
    9. После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
    10. Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
    11. Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.

    Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!

    Упражнение 9. Составляем рассказ

    Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет . А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.

    Как всегда пример.

    Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.

    Вот что получилось у Саши.

    Ольга Николаевна шла по улице. На поводке она вела своего пуделя Артемона, пудель был весь блестящий. Вчера он сломал замок на шкафчике, добрался до коробочки с блестками и высыпал их на себя. А еще Артемон перегрыз трубу в ванной и устроил настоящее наводнение. Когда Ольга Николаевна пришла домой с работы и увидела все это, в ее волосах появилась седина. А сейчас они шли за репой, так как репа успокаивает нервы. А репа была дорогая, стоила пол-зарплаты. Перед тем как войти в магазин Ольга Николаевна привязала пуделя к клену и, напевая песню, зашла внутрь.

    А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:

    1. Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.
    2. Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.
    3. Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.

    Упражнение 10. Наведем порядок

    Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.

    1. Еды, приходит, время, во, аппетит.
    2. Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
    3. Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
    4. И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.
    5. Ждут, не, семеро, одного.
    6. Слово, кошке, и, приятно, доброе.
    7. Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
    8. Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.
    9. Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
    10. Осени, считают, по, цыплят.

    Хочу уточнить. Мы не занимаемся этим специально. То есть не бывает такого, чтобы я сказала: «Давай, Александра, садись-ка за стол, будем мышление развивать!» Нет. Все это между делом, если идем куда-нибудь, едем, перед сном вместо книжек. Заниматься очень интересно, так что заставлять никого не приходится.

    Ну а теперь обещанные ответы на спичечные головоломки!

    Ответы на головоломки

    Про два треугольника из пяти спичек.

    Про два квадратика из семи.

    Получаем три квадрата.

    Разворачиваем стрелу (следите за цветом палочек).

    Поворачиваем рыбку.

    И про два равносторонних треугольника.

    А еще недавно обнаружила в интернете это видео. На нем совсем другие упражнения. Мы попробовали, пока получается с трудом. Что ж, будем тренироваться. Посмотрите, может и вам пригодится?

    Дерзайте! Занимайтесь! Развивайтесь вместе со своими детьми. Попробуйте эти «золотые» упражнения. Результатами похвастайтесь в комментариях!

    Благодарю вас за внимание!

    И жду в гости снова! Здесь вам всегда рады!

    Основа успешного обучения – развитое мышление, и с этим никто не поспорит. Прежде чем учить малыша делать умозаключения, научите его анализировать, то есть выделять часть из общего. Для умения анализировать подойдут следующие упражнения:

    «Из чего состоит»
    Попросите ребёнка подумать и назвать части разных предметов. Например: из чего состоит дерево – ствол, ветки, листья, корни, кора, плоды и т.д. Такие упражнения даются сложно, если ребёнок ещё не умеет правильно рассматривать предметы (рассматривая картинки или предметы обращайте внимание на мелкие детали, называйте как можно больше частей, сравнивайте их формы и т.д.) Для игры можно использовать любые слова и предметы, такие как дом, барабан, цветок, машина, самолет, кресло, стул, арбуз, яблоко и вообще всё, что в голову придёт. В течение года научите ребёнка играть в такую игру опираясь на представления о предмете, по памяти.

    «Где это можно увидеть?»
    Когда ребёнок легко справляется с предыдущей игрой, спросите его, где можно увидеть, например, окно, кран, ножницы, ручку, стол, слона, колесо и т.д. Отличное упражнение будет полезно и взрослым, играйте всей семьёй.

    «Что хорошо, что плохо»
    Игра состоит в том, чтобы рассматривая предмет выяснить, что в нём хорошего, а что плохого. Например: карандаш. Хорошо, что карандаш длинный, плохо, что хрупкий. В дальнейшем можно анализировать отдельные качества предмета: длинный карандаш. Хорошо – может служить указкой, плохо – не помещается в коробку с карандашами. Можно рассматривать поступки и действия взрослых, героев сказок. К концу дошкольного детства ребёнок на основе такой игры сможет делать умозаключения типа: Конфеты вкусные, но от них портятся зубы.

    «Гости»
    В эту игру интересно играть всей семьёй. Используйте развивающие карточки или подберите свои картинки. У каждого игрока одна или несколько карточек. У ведущего – одна. Взрослый приглашает к себе гостей. Но в дом может зайти лишь тот, у кого изображение на карточке имеет общий признак с карточкой ведущего: у ведущего ЕЛЬ, у гостя ЁЖИК. Он может пройти, так как и у ёлки, и у ёжика есть иголки.
    Аналитическое мышление развивается и в играх типа «Продолжи закономерность» и «Логические таблицы».
    Синтез, процесс обратный анализу развивается в ходе игр, типа «Разрезные картинки», «Путиницы», «Небылицы».
    В возрасте 4-5 лет достаточное внимание надо уделять развитию умений обобщать и классифицировать предметы – объединять в группы с опорой на какой-либо признак. Для этого подойдут игры:

    «Что кому»
    Спросите ребёнка, что нужно повару - колпак, половник, нож, овощи и т.д. Старайтесь назвать как можно больше предметов, которые понадобятся повару. Ребёнку необходимо будет в уме представлять соответствующие картинки (но если вы никогда не рассматривали картинки. не беседовали. не наблюдали за поваром, то с таким упражнением будет сложно справиться). Говорите о том, что нужно врачу, пчеле, художнику, маленькому ребёнку. папе, бабушке и т.д.

    «Разложи на группы»
    Перед ребёнком разложите разные картинки и предложите разделить на группы. например. в одну группу попадут овощи, в другую животные, или в группе соберутся все красные, или все круглые предметы. Старайтесь создавать группы по разным, второстепенным признакам.

    «Четвёртый лишний»
    Давно знакомая игра вам и вашему ребёнку. Подберите картинки или группы слов, где 3 предмета объединены общим признаком, а четвёртый не подходит к этой группе. Ребёнок 4-5 лет на ура справится, если предметы будут из групп овощи, транспорт, посуда и т.д., объединены по цвету или форме. Усложните задачу. Предметы могут быть похожи тем, что в их названиях по 2 слога, или начинаются они на определённый звук, нужны человеку определённой профессии, это могут быть животные севера, морские или речные рыбы и т.д. Всё зависит от знаний ребёнка об окружающем мире. Подбор слов - увлекательное развивающее занятие для взрослых. Пробуйте. Примеры слов:
    Кровать, стол, комод, ложка.
    Вилка, ложка, кресло, нож.
    Юбка, шапка, платье, тапочки.
    Яблоко, свекла, груша, виноград.
    Дуб, ромашка, роза, тюльпан.
    Береза, сосна, липа, яблоня.
    Конфета, суп, халва, варенье.
    Мяч, кукла, машинка, шапка.
    Рука, нос, туфли, живот.
    Весна, осень, радуга, лето.
    Ручка, карандаш, бумага, фломастер.
    Не довольствуйтесь односложным ответом, пусть ребёнок порассуждает, сделает выводы и докажет вам свою правоту.
    Играйте онлайн «Четвертый лишний»

    «Скажи наоборот»
    Так же должна быть вам известна. Подбирайте пары слов с противоположными значениями и проводите весело время всей семьёй.
    Важно начать учить ребёнка 4-5 лет рассуждать и мыслить логически. Здесь пригодятся следующие игры:

    «Так бывает или нет»
    Перебрасывая мячик придумывайте разные ситуации, которые могут быть или не могут, например: «Рыба по небу плывёт»,» Надел очки от дождя», «Ночью светит солнце» и т.д.

    «Как узнать»
    Спросите ребёнка, как узнать:
    … идет ли на улице дождь? (посмотреть в окно)
    … холодно ли на улице? (посмотреть на градусник за окном)
    … пришла ли осень? (обнаружить желтые листья)
    … закипел ли чайник? (свистит, из него идет пар)
    … сладкая ли каша? (попробовать ее на вкус)
    … сварилась ли картошка? (проткнуть вилкой или попробовать)
    … высохла ли рубашка? (потрогать)
    … сладкий ли чай? (попробовать)
    … холодная ли вода? (потрогать)
    … пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
    … крепко ли завязана веревка? (потянуть)
    … есть ли молоко в пакете? (поболтать)
    … жмут ли ботинки? (померить)
    … сколько осталось дней до Нового года? (посмотреть на календарь)
    … есть ли какой-то предмет в закрытой коробке? (потрясти коробку)
    … работает ли пылесос? (включить)
    … интересная ли книжка? (прочитать)
    … мягкий ли хлеб? (пощупать)
    … любит ли кошка ананас? (дать попробовать съесть)
    … что приготовила мама на обед? (спросить)
    … спелый ли арбуз? (разрезать и посмотреть)

    Ассоциации - наиболее сложный для дошкольника мыслительный процесс, но и его тренировку можно начинать уже сейчас. Используйте такие упражнения, как:

    «Словесные ассоциации»
    Не простая, но интересная игра, в которой необходимо подобрать ассоциации к словам. Чтобы ребёнок понял правильно, можно сказать так: «Закрой глаза. Стол (слово для ассоциаций).Открой глаза». Объясните ребёнку, что то, что он представил при слове СТОЛ и есть ассоциации: посуда, комната, стул, скатерть, книга, краски, ваза, цветы и т.д.Как только ваш сын или дочь поймут, как правильно «добывать ассоциации», это станет вашей любимой совместной игрой.

    «Доскажи словечко»
    Предложите ребёнку пару слов. Например: собака - будка. Ребёнок должен подумать, чем связаны эти два слова (где живёт собака). теперь по аналогии ребёнок должен добавить слово к слову БЕЛКА. Это слово - дупло (белка живёт в дупле). На начальном этапе вам с ребёнком придётся разбираться, анализировать и искать связи между словами. В дальнейшем ваш сын или дочь смогут исполнять роль ведущего.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!