Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи

Каждая мама желает видеть своего ребенка здоровым, активным, интеллектуально развитым. А с каким нетерпением ожидаем от своего чада первых слов! Увы, но не всегда желания родителей сбываются. И всему есть причины. Давайте разберёмся в них по подробнее.


Причины нарушений речи

Медицинские

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.



Социальные

  • Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
  • Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
  • Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).


Хочется отметить, что неправильное произношение не передается по наследству. Могут наследоваться некоторые анатомические особенности, например, строение зубов, инертность нервной системы. Но эти нарушения могут быть исправлены врачами – специалистами.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.


Словарный запас ребенка в возрасте 3 лет увеличивается в разы, но т.к. речь еще на сформирована, могут возникнуть проблемы в произношении слов

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.


Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.


Общее развитие и окружение ребенка напрямую влияет на речь и звукопроизношение

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.


Обратиться нужно к таким специалистам как невролог, психолог, логопед. Они проведут необходимое обследование и, в случае необходимости, назначат лечение. Помните, чем раньше малышу будет оказана квалифицированная помощь, тем эффективнее она будет. Тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома?

Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.

Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:

  1. Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
  2. Артикуляционная гимнастика. Куда без нее? Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
  3. Игры на развитие слуха.
  4. Заучивание стихов, чтение, рассказывание.


Остановимся на этом подробнее.

Пальчиковые игры

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй - для дошкольного возраста. Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж, пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.


Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика?

  1. Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
  2. Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
  3. Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
  4. Развитие чувства ритма и развитие памяти. Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.

Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.


Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

Замок

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).

Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).

Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).

И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).


Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.

Жук

Я веселый Майский жук.

Сады вокруг,

Над лужайками

А зовут меня

Жу-жу... (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

Еще несколько упражнений по пальчиковой гимнастике смотрите в нижеследующем видео.

Артикуляционная гимнастика

Выполнение артикуляционных упражнений является неотъемлемой частью работы по формированию правильного звукопроизношения. Их польза очевидна, они укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, делают их более подвижными, способствуют увеличению объема и силы движения.

С их помощью ребенок вырабатывает навыки использования точных позиций органов артикуляции для правильного произнесения звука. Эти упражнения несложные и вполне могут использоваться родителями дома.

Важно, чтобы при проведении артикуляционной гимнастики соблюдались определенные условия:

  • упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своего языка в полости рта. Нужно задавать уточняющие вопросы «Где находится язычок?», «Что у тебя делают губы?».
  • не стоит выполнять упражнения слишком долго, ребенок может утомится и потерять интерес к занятию. Оптимальным будет считаться 5-10 минут.
  • темп упражнений должен быть ровным, затем постепенно ускоряться. Необходимо наблюдать, чтобы движения при этом были точными, в противном случае упражнения не будут приносить пользу.


Дома лучше всего при проведении игр на развитие артикуляции использовать стихи и картинки. Это сделает занятие более ярким, интересным. Приводим пример упражнений на развитие артикуляции.

«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться.

«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться.


В следующем видео предлагается несколько артикуляционных упражнений, которые также поспособствуют быстро и правильно научиться произносить звуки.

Игры на развитие слуха

Формирование звукопроизношения напрямую зависит от того как хорошо ребенок различает звуки речи на слух. По-другому это свойство называют фонематический слух. Для того, чтобы ребенок чисто говорил, ему необходимо уметь различать звуки речи. Он должен уметь сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение.

К 3-4 годам ребенок уже умеет различать в речи окружающих гласные звуки, затем согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие. Чтобы развитие слуха происходило в соответствии с нормой, нужно с малышом выполнять упражнения на развитие этой способности. Они включают в себя задания на различение громкости звука, источника звука, узнавание предмета, который издает звук - такие игры предлагаются детям младшего возраста.

Ребята, которым исполнилось 3 года, чаще предлагают задания на нахождение и различение звуков в словах. Это могут быть следующие игры: «Где звук?» - необходимо определить местонахождение звука в слове (в начале, в конце, посередине); «Кто больше придумает слов со звуком...» - игра на придумывание слов с заданным звуком; «Топни, если услышишь звук...» - развивать умение услышать заданный звук в слове и др.


Заучивание стихов, чтение, рассказывание

Многие родители знают, что заучивание стихов детьми полезно. Давайте разберемся, чем?

  • Расширяется кругозор, увеличивается активный словарь ребенка. Ребенок начинает использовать в речи не просто заученные слова, он использует уже знакомые ему грамматические конструкции. Таким образом его речь становится более правильной и богатой.
  • Развивается память. Доказано, что ребенок лучше запоминает рифмующиеся конструкции. Чем больше малыш запоминает небольших четверостиший, тем легче ему будет заучивать более сложные произведения в старшем возрасте.
  • Повышается общий уровень культуры человека. Ведь в стихах писатели отражают нормы поведения, которые запоминаются малышом вместе с рифмованными строчками.


О пользе чтения можно говорить бесконечно. Давайте сформулируем основные плюсы этого увлекательного занятия: художественные произведения учат добру, объясняют, чем оно лучше зла, знакомят с окружающим миром, расширяют словарный запас, учат преодолевать трудности, развивают фантазию, воображение. Кроме указанной пользы, семейное чтение сближает маму и малыша, дает положительный эмоциональный настрой. Малыши с удовольствием слушают взрослого, и еще интересней им становится, когда прочитанное подкрепляется яркими и четкими иллюстрациями.


Для того чтобы это увлекательное занятие пошло на пользу малышу, давайте вспомним несколько правил, которые должны соблюдать родители.

  • Выбор книги зависит от времени суток, настроения малыша и его самочувствия.
  • Не читать на ночь страшные сказки.
  • Прежде чем начать читать ребенку, познакомьтесь с произведением. Оцените, понравится ли оно малышу, и каков конец истории.
  • Читайте выразительно, а не механически. Вникайте в каждое слово.
  • Читайте регулярно, а не от раза к разу.

Следуя этим простым правилам, вы превратите общее с ребенком времяпрепровождение в настоящее удовольствие для вас обоих.

Помните, занятия, которые вы решитесь проводить с ребенком, вовсе не должны выглядеть как занятия. Все должно проводиться в игровой форме, в те моменты, когда ребенок хорошо себя чувствует и находится в приподнятом настроении. Иначе это может иметь противоположный эффект, ребенок замкнется или станет агрессивным.

3 года

  • Логопедические занятия
  • Не говорит
  • С первых дней жизни у ребенка формируется развитие речи. Все, что он видит вокруг себя, кто с ним общается, на каком языке говорят – все это формирует речь ребенка. Подражая нам, он учится говорить. Поэтому очень важно следить за произношением, четко и ясно выговаривать слова при ребенке. Порой умиляясь, взрослые начинают «коверкать» свою речь. Родители думают, что говорят на «детском языке», что так ребенок «лучше» будет воспринимать информацию. Этого допускать нельзя.

    Независимо от возраста ребенка, наша речь по отношению к нему должна быть грамотной и хорошо сформулированной. Общаясь с ребенком, старайтесь не употреблять слов в уменьшительно-ласкательном наклонении. Восприятие малышом внешнего мира идет от его родных и близких. Ребенок – это наше отражение. Речевое развитие ребенка необходимо формировать, не полагаясь на заложенные в нем данные. Для этого следует проводить специальные упражнения. Эти упражнения связаны с развитием мелкой моторики, правильного дыхания, правильной постановки языка. Упражнения с малышом нужно проводить регулярно, ненавязчиво, в игровой форме.

    Упражнения для развития речи ребенка до года

    Еще до рождения в утробе матери ребенок слышит все внешние звуки и четко реагирует, особенно на голос матери. Поэтому будущим мамам настоятельно рекомендуется чаще разговаривать с малышом еще до его появления.

    Мир развивающих игр для детей велик и разнообразен, но нельзя полагаться исключительно на игрушки. Конечно, такие игрушки, как ходунки с мигающими и поющими предметами облегчают жизнь мам, но злоупотреблять ими не стоит. Подобные игры не рассчитаны на самообразование. Для правильного и своевременного формирования речи необходим близкий контакт матери и ребенка. Во время кормления, пеленания, купания, массажа ребенок всегда должен слышать ласковый и заботливый голос мамы. Помимо общения, необходимо проводить специальные упражнения для развития речи:

    • Самое главное в формировании речи, как уже было сказано, это общение матери с ребенком. Но речь мамы должна быть ясной, с четко произносимыми звуками и словами. Искажение слов и их произношение в уменьшительно-ласкательном варианте нежелательно. Воспринимая четкие звуки, вскоре малыш научится воспроизводить их.
    • С самых первых дней жизни малыша необходимо делать массаж тела, лица, стоп и ладоней. Логопеды неспроста говорят, что язык находится на кончиках пальцев. Действительно, на кончиках пальцев проходят нервные окончания, которые формируют мелкую моторику, а ее развитие способствует формированию мышления у ребенка. Поэтому во время массажа особое внимание необходимо уделять ладошкам и пальчикам малыша. Нужно хорошенько массировать каждый пальчик, при этом улыбаться и разговаривать с ребенком. Делать это нужно несколько раз в день при пеленании или смене подгузника.
    • Для лучшего развития мелкой моторики и изучения малышом предметов в игре необходимо использовать вещи различной фактуры и формы. Существуют специальные игровые коврики с подвешенными на них предметами различной формы. В положении лежа малыш свободно дотягивается до них и с интересом рассматривает.
    • Ближе к году с малышом можно начинать проводить артикуляционную гимнастику: растягивание губ в улыбку, сжимание губ в трубочку, открывание и закрывание рта. Такие упражнения для развития речи ребенка в 1 год и 2 года тоже будут весьма полезны.

    Упражнения для ребенка в 1 год и 2 года

    В год ребенок делает первые шаги, говорит первые слова, пусть простые и не всегда понятные, но осмысленные. Для многих родителей дети в раннем возрасте кажутся несмышлеными и ничего не понимающими – это большое заблуждение. Наши дети гораздо больше понимают и запоминают какие-либо события. У ребенка формируется речевое и интеллектуальное развитие. Если к году ребенок знает примерно около 10 слов, то к двум годам у него в запасе около 200–300 слов.

    К трем годам ребенок может четко выстраивать слова в предложения и уместно ими пользоваться. Ребенок к трем годам понимает сюжет сказки, рассказа и может задавать дополнительные вопросы. В 1 год и в 2 года упражнения для развития речи заключаются в массаже, артикуляционной гимнастике и развитии мелкой моторики ребенка.

    Наряду с изучением предметов разной фактуры в 2 года можно проводить с ребенком занятия по лепке из пластилина или глины. Можно показывать кукольные (пальчиковые) спектакли и привлекать к участию ребенка. Также рекомендуется проводить разнообразные игровые занятия, такие как рисование пальчиковыми красками. Эти занятия очень хорошо сказываются на восприятии окружающего мира ребенка и развивают в нем навыки рисования. Начинать их можно с простых отпечатков рук. Следующим этапом рисования будет карандаш или фломастер. Позже родители могут научить ребенка рисовать красками и кистью.

    Необходимо помнить: насколько бы далеко не ушел век компьютерных технологий, как бы вам не облегчали жизнь видеокурсы по развитию детей, прямой контакт с родителями не заменит даже самой передовой технологии. Для развития речи в 2 года упражнение «пирамидка» может быть гораздо эффективнее, чем компьютерная игра. При построении пирамиды ребенок узнает, что значит «дай», «маленькое колечко и большое», и сам участвует в этом. Не ленитесь, почаще участвуйте в играх с детьми и результат не заставит долго себя ждать.

    4.70 из 5 (5 Голосов)

    Сейчас многие мамы занимаются со своими малышами развитием моторики, памяти, внимания, восприятия. А вот про речь многие забывают. Предлагаемый комплекс универсален: детям, у которых нет проблем с речью, он поможет развивать красивую четкую речь. А тем, у кого есть нарушения звукопроизношения, упражнения помогут быстрее заговорить правильно. Упражнения совсем несложные, вам лишь нужно заранее с ними ознакомиться и придумать, как мотивировать малыша. Возможно, это будут соответствующие картинки или сочиненная на ходу сказка.

    Первые пять упражнений составляют комплекс артикуляционной гимнастики, их лучше выполнять последовательно друг за другом, по 3-5 раз каждое. Первое время желательно делать это перед зеркалом, чтобы малыш мог сам себя контролировать и оценивать.

    1. Упражнение «Окошко»

    Широко открыть рот и удерживать его в таком положении до счета 5. Закрыть рот.

    2. Упражнение «Заборчик»

    Раздвинуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5.

    3. Упражнение «Часики»

    Улыбнуться, открыть рот, перемещать язык то к левому, то к правому уголку рта.

    4. Упражнение «Месим тесто»

    Улыбнуться, открыть рот, пошлепать по языку губами, произнося: «пя-пя-пя». Затем покусать язык зубами, произнося: «та-та-та».

    5. Упражнение «Лошадка»

    Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать языком, как бы имитируя цокание копыт лошадки.

    Следующие пять упражнений помогают развить силу голоса, речевое дыхание и фонематический слух (он необходим для различения звуков и правильного восприятия речи других людей на слух). После проведения артикуляционной гимнастики можно выбрать одно из этих упражнений, или несколько, и поиграть.

    6. Игра «Эхо»

    Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте ему мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например: «ау», «уа», «ио» и т.д. Задача ребенка – поймать мяч и повторить то же сочетание, только тихо. Затем нужно поменяться с малышом. Он произносит слоги громко, а вы – тихо.

    7. Игра «Пароход»

    Предложите ребенку погудеть как большой пароход, потом как маленький пароходик. Как пароход, который плывет вдалеке и близко. При этом произносите «ду-ду» с разной степенью громкости и силы голоса.

    8. Игра «Хлопни, когда услышишь»

    Цель: развитие фонематического слуха, умения четко воспринимать услышанное и дифференцировать близкие по звучанию звуки.

    Объясняем ребенку, что он должен будет хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-либо определенный звук. Например: звук «м». Дальше взрослый произносит ряд звуков, где «м» чередуется с другими. Например: «м», «в», «н», «л» и т.д. И следит за правильностью выполнения задания ребенком. В дальнейшем это упражнение можно усложнить и учиться выделять нужный звук сначала в слогах, а затем в словах.

    9. Игра «Футбол»

    Цель: развитие речевого дыхания.

    На столе сооружаем из подручных средств (спичечные коробки, детские кубики) подобие футбольных ворот. Скатываем из ваты несколько небольших шариков – это будут мячи. Предлагаем малышу дуть на мяч и забивать голы в ворота. При этом следим, чтобы при выдохе он не раздувал щеки.

    10. Пословицы, чистоговорки, скороговорки

    Просто подберите те, которые нравятся вам, разучите с ребенком и периодически повторяйте. Их роль в развитии речи очень велика. Недаром актеры, дикторы, телеведущие постоянно практикуются в мастерстве проговаривания скороговорок.

    Чтобы разнообразить речевые игры, сделать их более насыщенными и интересными, рекомендую приобрести специальные пособия. В последнее время они выпускаются в большом количестве и можно подобрать то, которое понравится и подойдет именно вам.
    Например:
    – «Уроки логопеда» Косинова Е.М.;
    – «Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильно» Новиковская О.А.;
    – «Альбом по развитию речи для самых маленьких» Батяева С.В.;
    – «Альбом по развитию речи» Володина В.С.;
    – «Логопедические игры для детей» Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю.

    Екатерина Петунина

    Из этой статьи вы узнаете:

    • Что такое техника развития речи
    • Как дыхание улучшает технику развития речи
    • Как техника развития речи улучшает дикцию
    • Какие плюсы она несет для менеджера

    Трудно не согласиться с высказыванием известного американского политика XIX века: «Никакая другая способность человека не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить». Ведь эти слова остаются актуальными и на сегодняшний день. Развитая грамотная речь всегда считалась искусством, которое облегчает общение между людьми и помогает в развитии карьеры, особенно если рабочая деятельность напрямую связана с частыми переговорами. Если у вас имеются проблемы в данной сфере, справиться с ними поможет правильная техника развития речи, о которой мы и расскажем в нашей статье.

    Составляющие развитой техники речи

    Технику речи можно назвать наукой, которая состоит из множества взаимосвязанных элементов: постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и т. д. Некоторым людям приходится совершенствовать технику речи на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Цель использования различных техник развития речи вполне очевидна – все они предназначены для того, чтобы научиться говорить правильно, внятно, красиво.

    • Дикция.

    Одним из важных показателей развитой техники речи является развитая дикция (то, как чисто человек произносит звуки). Данную составляющую речевой техники можно сравнить с почерком. Письмо, написанное неразборчивым почерком навряд ли заинтересует адресата, так же как и скомканное, невнятное выступление, скорее всего, не найдет отклика у публики либо вызовет массу встречных вопросов. В нашей статье мы поговорим о технике развития речи и о том, как при помощи систематических тренировок поставить голос и улучшить произношение.

    Наверняка все помнят сцену из фильма «Карнавал», где главная героиня повторяла скороговорки про кукушонка с грецкими орехами во рту с целью развития техники речи. Помимо данного метода существует множество дыхательных упражнений, технику выполнения которых мы рассмотрим немного позже.

    • Голос.

    Голос также играет не последнюю роль в речи каждого человека. Приятный голос моментально привлекает внимание слушателей. Его также можно натренировать при помощи специальной техники, направленной на развитие речи.

    • Тембр.

    Постарайтесь не переусердствовать с данным показателем, поскольку слишком низкий или высокий голос звучит фальшиво. Тембр напрямую зависит от правильного дыхания, поэтому для его постановки необходимо работать с техникой по развитию диафрагмы.

    • Интонация.

    Выполняя различные техники для развития речи, не забывайте об интонации и произношении, ведь очень важно правильно расставлять ударения и выдерживать паузы между словами. Именно при помощи интонации рассказчик может заинтересовать слушателей, а паузы позволяют перевести дыхание во время повествования.

    С чего начинать развитие техники речи

    Фонационным называется дыхание во время речи. Во время вдоха активно работает мышца, разделяющая грудную полость с брюшной, а также группы мышц, которые управляют ребрами грудной клетки. Человеку легче всего дышать в положении лежа на спине при расслаблении мышц.

    Попробуйте разместиться предложенным способом и положить одну руку на живот, а другую на грудь. Сделайте вдох, но при этом следите за тем, чтобы рука на груди была неподвижной, а рука на животе, поднялась. Теперь выдох. Следите за техникой выполнения, ваша цель – довести движения брюшной полости во время дыхания до автоматизма. Далее следует попробовать выполнить упражнение в положении стоя. Чтобы нижнее дыхание вошло в привычку, требуются регулярные тренировки.

    Делать упражнения на развитие речи лучше в утренние часы.

    • Положение тела.

    Для начала нужно почувствовать работу дыхательных мышц. Займите нужное положение. Встаньте, немного ссутультесь, постарайтесь расслабиться. После этого приподнимите грудь, плечи и откиньте их назад, как бы надевая на позвоночник. Держите спину, немного расслабьте шею, руки и плечи. Станиславский называл такое положение «тело на колок». Вы должны привыкнуть к нему не только в периоды выполнения упражнений для развития техники речи, но и вообще в жизни.

    • Упражнение «свеча».

    Для выполнения упражнения на развитие речи потребуется небольшой отрезок бумаги с размерами 15х4 см. Поднесите полоску ко рту на расстояние примерно 5–7 см. Вытяните губы трубочкой (как перед свистом) и начинайте дуть на полоску бумаги.

    Следите за техникой – угол наклона полоски должен быть неизменным на протяжении всего выдоха. Данное упражнение на развитие речи позволяет контролировать поток выдыхаемого воздуха. Ваша задача – сделать так, чтобы выдох был ровным. Полоска бумаги не должна подниматься, опускаться, дрожать.

    Нужно, чтобы она отклонилась и оставалась в таком положении как можно дольше. Обратите внимание на небольшое напряжение в области межреберных мышц и диафрагмы при выполнении упражнения на развитие речи.

    • Упражнение «проколотый мяч».

    Попробуйте издать звук, похожий на свист проколотого мяча: сссссссс… При этом ладонями обхватите грудную клетку с боков, как можно выше. Постепенно, без особых усилий нажимайте ладонями на «мяч», чтобы воздух выходил из легких как можно дольше. При выполнении данной техники по развитию речи старайтесь не напрягаться.

    Вы должны ощущать небольшое сопротивление «мяча» и медленно выпускать набранный воздух на звуке «с». Чем меньше воздуха остается в «мяче», тем ближе сходятся руки. По окончании выполнения упражнения ладони должны оказаться рядом друг с другом. При соприкосновении рук резко выпускайте оставшийся воздух. Данное занятие на развитие речи необходимо повторять несколько раз.

    • Упражнение «звукоподражание».

    Теперь постарайтесь воспроизвести характерные звуки природы и различных предметов:

    • Свист ветра: ССССССС…
    • Шум леса: ШШШШШШШ…
    • Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…
    • Жужжание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…
    • Крик и карканье вороны: КРР! КРР! КРР!… КАРР! КАРР! КАРР!…
    • Рокот мотора: РРРРРРРРРРРР…
    • Звук электрического звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

    Обратите внимание на технику, особенно на работу диафрагмы. Она не должна сильно напрягаться во время выполнения упражнений. При воспроизведении звуков природы воздух должен выходить максимально естественно. Имитируя рокот мотора или звук электрического звонка, напряжение, наоборот, должно усилиться. В этом случае воздух как бы выталкивается изнутри. При карканье вороны, трескотне сороки диафрагма двигается резко и энергично, выгоняя воздух рывками.

    Развитие техники речи: дикция и речевой аппарат

    Перед началом занятий по технике развития речи необходимо создать рабочую обстановку. Займите удобное место перед зеркалом в комнате с небольшим количеством предметов (чтобы создать необходимую акустику). Уделяйте примерно 5–10 минут на выполнение каждого упражнения. Если есть возможность, снимайте свои занятия на видео – так вам будет легче обнаружить ошибки.

    • Подготовка мышц неба.

    Трижды повторите согласные «к», «Г» без остановки. Затем на зевке три раза произнесите гласные «А», «О», «Э».

    Откройте рот, вдохните им воздух и произнесите: «АММММ…АММММ». Во время выполнения данного подготовительного упражнения на развитие техники речи «А» должно быть тихим, «М» – звучным. Повторите упражнение трижды.

    • Упражнение для губ и языка.

    Для разогрева верхней губы произнесите сочетания согласных: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».

    Затем расслабьте язык, придайте ему форму лопаты и, уложив его на нижнюю губу, пять раз повторите: «И», «Э».

    Приподнимите подводную часть языка и проведите по небу его кончиком, проговаривая гласные «О», «У».

    Затем прикройте рот и произнесите букву «М», перемещая язык к губам, щекам и небу.

    • Упражнения на раскрытие и укрепление голоса.

    Попробуйте еще одну технику развития речи – проговорите случайную скороговорку, используя только согласные буквы, при этом гласные должны быть глухими и продолжительными.

    Затем повторите скороговорку, но уже совершенным голосом. Внимательно слушайте себя, постарайтесь определить, в каком состоянии артикуляционного аппарата ваш голос звучит свободно и естественно. Повторите данное упражнение на развитие техники речи, поочередно наклоняя голову назад-вперед, вправо-влево.

    Теперь произнесите скороговорку, выставляя язык на губы, опуская тем самым проговаривание гласных.

    Развитию техники речи может помочь еще одно несложное упражнение: нужно как следует вдохнуть воздух и, замедлив дыхание, прочитать вслух небольшой отрывок текста. Старайтесь набирать воздух в местах смысловых пауз.

    • Упражнения для дикции.

    Произнесите слова «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ», крепко удерживая подбородок ладонью, чтобы голова во время открытия рта отклонялась назад. На звуке «Й» голова должна вернуться в исходное положение. Теперь повторите упражнение на развитие речи, не ограничивая движение подбородка. Следите за тем, чтобы мышцы работали так же, как и в первом случае.

    Еще один вариант данного упражнения на развитие речи – отклонение головы в стороны во время открытия рта. При этом подбородок должен стремиться к плечам. Не забывайте о технике – принимайте исходное положение на звуке «Й».

    Отклоните назад голову и, ополаскивая гортань воздухом, протяжно произнесите звук «М». Обратите внимание, что нижнюю челюсть при этом не нужно выставлять вперед. Попробуйте зевнуть с закрытым ртом.

    Сделайте вдох носом, втяните щеки, сожмите губы и на выдохе постарайтесь протянуть букву «М».

    Займите удобное положение, положите одну ладонь на грудь, чтобы чувствовать пульсацию, а другой прикройте рот для контроля дыхания. Поочередно произносите различные гласные: плавный выдох – звук «УУУУУУ» – плавный вдох. При правильной технике выполнения упражнения на развитие речи у вас появится желание зевнуть и легкость в зоне глотки.

    Теперь проделайте все то же самое, только попытайтесь растянуть момент стона и обозначить ударение легким ударом диафрагмы вглубь.

    Выберете небольшой поэтический отрывок какого-либо текста (достаточно 8–10 строк). Постарайтесь проговорить его таким образом, чтобы диапазон вашего голоса постепенно развивался с минимального уровня до максимального (от начала к завершению чтения отрывка).

    Теперь повторите данное упражнение на развитие речи с точностью до наоборот – начинайте с предельного и заканчивайте самым низким диапазоном собственного голоса.

    После того как освоите технику данного упражнения для развития речи, повышайте количество строк поэтического отрывка.

    Еще одной эффективной техникой для развития дикции считается «голосовое распевание». Попробуйте прочитать свое любимое стихотворение, используя сначала только гласные буквы, а затем только согласные.

    Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

    Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

    Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

    Итак, игры и упражнения для развития речи:

    1. Пальчиковые и жестовые игры

    Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

    Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

    • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
    • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
    • Показываем «да», «нет» движением головы;
    • Показываем «спасибо» кивком головы;
    • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

    • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
    • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
    • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
    • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
    • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
    • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
    • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
    • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

    2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

    Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

    3. Артикуляционные упражнения

    Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

      Задувать свечку;

      Дуть в дудочку;

      Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

      Надувать мыльные пузыри;

      Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

      Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

    Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

    • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
    • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
    • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
    • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
    • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
    • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
    • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
    • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
    • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

    4. Игра «Кто в домике живет»

    На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

    5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

    Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

    Как пойдем гулять? Топ-топ!
    Как мы дверь закроем? Хлоп!
    Кошка к нам с крылечка: Прыг!
    Воробьишки: Чик-чирик!
    Кошка рада птичкам: Мурр!
    Воробьи взлетели: Фурр!
    Дальше ножками: Топ-топ!
    И теперь калиткой: Хлоп!
    Как трава шумит? Ш-ш-ш!
    Кто в траве шныряет? Мышь!
    На цветке пчела: Жу-жу!
    Ветер листьями: Шу-шу!
    Речка струйками: Трень-брень!
    Здравствуй, яркий летний день!
    На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
    Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
    Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
    Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
    Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
    Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
    Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
    И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

    В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

    6. Дыхательная гимнастика

    (примерно с 1,5 лет)

      Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

    • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
    • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
    • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
    • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

    7. Чтение книг

    Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

    8. Сюжетно-ролевые игры

    Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

    Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

    9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

    На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

    На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!