Речевой материал для дифференциации звуков речи с-з-ц методическая разработка на тему. Занятие по логопедии: «Различай звуки З-С Своими большими глазами сверкает

Конспект занятия в КПП по теме :

Дифференциация звуков З-С.

Задачи урока :

закреплять навыки правильного звукопроизношения;

уточнить артикуляцию звуков [с] – [з];

учить давать сравнительную характеристику звуков [с] – [з];

учить дифференцировать буквы С-З;

развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

развивать фонематическое восприятие;

развивать зрительное и слуховое внимание;

развивать логическое мышление и память;

развивать общую моторику;

воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здоровьеразвивающий компонент:

создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра “Наоборот”).

II. Подведение к теме занятия.

Послушайте загадки и отгадайте их.

    Сидит под крылечком

Хвост колечком . (Собака) (Слайд 1.1)

    В гору бегом

С горы кувырком. (Заяц) (Слайд 1.2)

Назовите первый звук в слове собака. (Звук [с])

Назовите первый звук в слове заяц. (Звук [з])

Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [с] – [з])

Тема нашего занятия: “ Различение звуков [с] – [з]” (Слайд 1.3)

III. Основная часть.

    - Самомассаж:

«Водичка, водичка

умой моё личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки розовели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок,

А теперь мы в лес пошли и на нас налетели комары (з-з-з-з звенят комарики).

- Артикуляционная гимнастика ( работа с зеркалами).

Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику: (иллюстрации упражнений)

Улыбка” – «хоботок»

“Заборчик”

«Месим тесто»

«Блинчики»

“Горочка”

“Часики”

Вкусное варенье”

Почистим нижние зубки”

ИУАЭ ______

ИУАЭ_____________

ИУАЭ_____________________

2. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [с].

Давайте дадим характеристику звуку [с].

(Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.)

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [з].

В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

Давайте дадим характеристику звуку [з].

(Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.)

3 . Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

Что общего у звуков [с] – [з]? (Они согласные и твёрдые.)

В чём разница? (Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий.)

4. Работа по развитию фонематического восприятия.

Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите глухой звук [с] покажите свои ладошки, а если услышите звонкий звук [з] – хлопните в ладоши.

Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т,з,щ, с, п, з.

Слоги: Са, жа, за, па, са, ща, за, та,

Заучивание скороговорки «Повтори – не ошибись!»:

Са-за-са – по лесу идет ЛИСА

За-са-за – хитрые глаза.

5.Развитие слухового внимания.

Послушайте стихотворения и скажите, о каких буквах идёт речь.

1. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. (О букве З.)

Поднимите карточку с буквой З.

2. Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Поднимите карточку с буквой С.

6.Физкультминутка.

("прямолинейное" движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила! З-з-з-з

Зима холодная пришла. Бр-р-р

Напили нам дров скорее, з-з-з-з

Печь истопим, всех согреем! С-с-с-с

7. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания.

Различение звуков [с] – [з] в словах.

Я вам буду называть различные слова.

Когда вы услышите слово со звуком [c], хлопните 2 раза в ладошки,

Когда услышите слово со звуком [з], хлопните 1 раз в ладошки.

Посчитайте, сколько я назову слов со звуком [с], и сколько со звуком [з].

Слова: зубы, коза, гвозди, заяц, нос, сумка, сова, носки, лиса

Какие слова вы запомнили?

8. Звуковой анализ слов КОЗА, ЛИСА

Строим поезд. Делаем схемы слов. (Вагончики – это слоги, колеса – звуки)

9. Закрепление.

Работа по индивидуальным карточкам.

10. Итог занятия.

Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

(Звуки [ с ] – [ з ], буквы С – З.)

Что у них общего? Чем они отличаются?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Все были молодцы.

Приложение.

Иллюстративный материал к занятию.

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы М.В.Утишева, 2013г.)

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарск...

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы Н.В.Ехлакова, 2013г.)

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодар...

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учителя слуховой работы М.В.Утишева и Н.В.Ехлакова)

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. (г.Тихорецк, Краснодар...

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ Л-Р

Материал предназначен для детей, имеющих дефекты произношения. Проговаривание и чтение данного материала способствует быстрой дифференциации звуков речи....

Дифференциация звуков [с], [з] .

Цель: - Упражнять в сравнении, различении, правильном произношении звуков [с], [з] и написании в слогах, словах, фразе.
Задачи:  - Сравнивать характеристики этих звуков.
-Развивать фонематический
слух.
-Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в
словах.
-Закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за,
из-под).
- Закреплять навыка письма.
- Развивать внимание и логическое мышления.

Воспитывать усидчивость, самоанализ.


Оборудование: предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки (лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог, суслик); игрушки: собака и заяц; письмо от зайчат; кроссворд; нарисованные домики со звуками [с], [з]; символы предлогов.
1)Организационный момент
Логопед. Сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с тобой в зоопарк. Догадайся, кто нас туда пригласил (загадывает загадки).
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка.)
* * *
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая … (собака).

2) Сообщение темы через загадки
Ребенок отгадывает загадки. Логопед помещает перед ребенком игрушечных зайца и собаку и сообщает тему занятия.
3)Анализ и сравнение характеристик звуков
Логопед. Какие звуки ты услышал в названиях наших гостей?
Дети. Звуки [с] и [з].
Логопед. Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети. Звук [с] - согласный, твердый, глухой. Звук [з] - согласный, твердый, звонкий.
Логопед. Чем похожи эти звуки?
Дети. Они оба согласные, твердые.
Логопед. Чем эти звуки отличаются друг от друга?
Дети. Звук [с] - глухой, звук [з] - звонкий.
4)Развитие фонематического слуха
По дороге в зоопарк собачка предлагает провести речевую разминку.
Игра «Запомни - повтори»
Ребенок по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и собачка помогают исправлять ошибки детей).

са-за-са, со-зо-со, ус-уз-уз, озо-осо-осо.

За-са-за - вот идет коза.
Са-за-са - вот летит оса.
Зу-зу-су - мы видели лису.
Су-су-зу - отвязали мы козу.
Игра «Наоборот», с мячом
Логопед произносит слог (слово) со звуком [с], ребенок отвечает ему слогом (словом) со звуком [з].

Соя - Зоя
Суп - зуб
Лиса - Лиза
Коса - коза
Сайка – зайка

5) Пальчиковая гимнастика.

Молоточком я стучу

Дом построить я хочу

Строю я высокий дом

Буду жить я в доме том.(Постукивая кулачками друг о друга, соединять кончики пальцев обеих рук, поднять выпрямленные ладони вверх, похлопать ладонями).


6)Работа с картинками
Логопед обращает внимание ребенка на картинки, расположенные на наборном полотне (лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог,).
Логопед. Посмотри, кто встречает нас в зоопарке?
Дети. Животные.
Логопед. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке?
Дети. Дикие и домашние.
Ребенок называет животных.
Игра «Посели животных в дом»
На магнитной доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован символ звука [с]- буква с, на другом символ звука [з]- буква з.
Логопед
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят.
Но не знают - как?
куда?
Помогите, детвора!
Ребенок берет картинки с изображением животных с наборного полотна и распределяет их по домикам со звуками на два столбика с помощью магнитов, объясняя свой выбор.

7)Работа в тетради: записываем слова в 2 столбика, С-З.

8)Физкультминутка.

Под веселые напевы, повернемся вправо-влево

Руки вверх, руки вниз, вверх и снова вниз

Вправо шаг на месте стой, топни правою ногой

Влево шаг на месте стой, топни левою ногой

Повернемся мы друг к другу

Правую дам руку другу.

9)Упражнение в подборе предлогов в предложениях.
Логопед. Посмотри, у зайки в руках конверт. Это зайчата передали тебе письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давай поможем им!
На доске выставляются символы предлогов (с, за, из, из-за, из-под). Предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог.
С/СО, ИЗ,
ЗА, ИЗ-ЗА,
ИЗ-ПОД
Зайка спрятался … куст. 
Лиса выскочила … норы.

Рысь спустилась … дерева.

Ослик  выглядывает … столба.
… будки выглядывает собака.

10)Разгадывание кроссворда
Логопед. Давай посмотрим, что еще осталось в конверте. Это кроссворд. Если мы разгадаем его, то узнаем, какой сюрприз нас ждет в конце занятия. Я буду загадывать загадки, а слова-отгадки будешь записывать в клетки кроссворда. У нас должно получиться ключевое слово.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее - … (лиса).
Эта милая лошадка,
Будто школьная тетрадка -
Разрисована в полоску.
В черно-белую полоску. (Зебра.)
Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посередине - спинка,
А на ней щетинка.
(Свинья.)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.
(Коза.)
Он как маленькая лошадь,
Он упрямый, но хороший. (Ослик.)
Звуковой анализ
Логопед. Теперь прочитаем ключевое слово «ириски» и проанализируем его

Выберем понравившееся слово составим с ним предложение из 4 слов и запишем его.

11)Итог занятия
Логопед. Молодец,ты хорошо сегодня работал!Скажи какие звуки мы сегодня сравнивали, чем они похожи и чем отличатся? Что тебе на занятии понравилось? Зайке и слонику тоже очень понравилось как ты занимался и они тебе принесли приз.

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия.

Тема: «ВЕСНА».

Цель: обогащение словаря по теме «Весна».

Задачи:

Коррекционно – образовательные – обогатить словарь детей, закрепить знание детей о признаках весны, о перелетных птицах, о первых весенних цветах.

Коррекционно – развивающие – развивать умение слышать учителя, формировать умение согласовывать прилагательные в роде, числе и падеже, развивать речевой слух, формировать целостное впечатление об изображении на картине, развивать диалогическую речь.

Коррекционно – воспитывающие – работать над усидчивостью, вниманием, памятью, умением работать самостоятельно.

Оборудование: демонстрационный материал – картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»,опорные картинки о весне.

Ход занятия:

Организационный момент: Здравствуйте, дети! К нашему занятию я выучила очень интересное стихотворение. Сейчас я его расскажу, а вы послушайте внимательно и подумайте – о чем оно?

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру.

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла.

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

А ну вставай, медведь!-

На веточку дохнула –

Пора зазеленеть!

Теперь весна – красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов!

Вам понравилось стихотворение? О чем оно? Теперь я его прочитаю еще раз, а вы постарайтесь запомнить признаки весны.

Теперь сядет тот ребенок, который назовет мне один признак весны.

1. А вы помните как было в стихотворении:

Теперь весна – красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Ребята, а кто это такие – гуси, стрижи, аисты, кукушки, скворцы? (птицы)

А как мы называем таких птиц? (перелетные)

Что вы знаете о них? (улетают в теплые края осенью, а возвращаются весной, начинают строить гнезда, выводить птенцов)

Верно. А каких перелетных птиц вы видите на картине русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова? (грачи)

Что они делают? (строят гнезда, собираются выводить птенцов, летают, кричат, носят в клювах веточки и травинки)

  1. Какие приметы весны вы видите на картинке? (небо серое, покрыто облаками, но среди облаков видны голубые просветы, через них пробиваются солнечные лучи, снег тает, он стал рыхлым, мокрым, грязным, побежали ручьи, среди деревьев стоит вода, это ранняя весна).
  2. а давайте проверим – знаете ли вы еще какие – нибудь признаки весны – я буду называть предложение, а вы его продолжать, заканчивать. Тот, кто доскажет предложение, должен встать.

Сосульки под солнцем (тают)

Сугробы от солнечного тепла (оседают)

На деревьях почки (набухают, лопаются)

Весной птицы гнезда (строят, вьют)

Медведь от спячки (просыпается, пробуждается)

Птицы птенцов (выводят, выкармливают)

Лед на реке (тает, трещит, лопается)

Весной деревья в садах (цветут)

На проталинах первые цветы (расцветают)

Насекомые после зимы (оживают)

На полях люди рожь (сеют)

Из – под земли первая травка (пробивается)

Молодцы, ребята! Устали немного? Давайте разомнемся! Повторяйте за мной!

За окном сосулька тает (4 прыжка на носочках, руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки (руки вверх, наклоны влево, вправо)

Разжимает, разжимает (руки впереди, перед грудью)

Клен тугие кулачки (локти вниз, сжимать, разжимать кулаки)

Прислонился он к окошку (4 прыжка)

И едва растаял снег (наклоны влево - вправо)

Мне зеленую ладошку (поворачиваются друг к другу)

Клен протянет раньше всех! (пожимают друг другу руки)

  1. Садитесь. Расскажите – а какие три весенних месяца вы знаете? Сейчас мы узнаем что – то новое о них! Послушайте стихотворение внимательно и подумайте – о чем оно:

Март – начало весны,

Пробужденье природы,

Звон капели

И таянье белых снегов.

Женский праздник прекрасный,

Запах желтой мимозы,

Гомон птиц на деревьях

И ручьев первый зов!

О чем это стихотворение? Я сейчас его прочту еще раз, а вы его послушаете, и назовете приметы марта.

Лед вскрывает апрель,

Ледоходом грохочет,

Половодьем накроет

Заливные луга.

Первоцветами нежными

Землю украсит,

Унесет за собой

Холод, лед и снега!

О чем это стихотворение? Я сейчас его прочту еще раз, а вы его послушаете, и назовете приметы апреля.

Май – с цветеньем садов,

Одуванчиков желтых,

С молодою травою,

Первой майской грозой,

С Днем Победы народным,

Первомайским салютом,

С посевною на пашнях

И нежной листвой.

О чем это стихотворение? Я сейчас его прочту еще раз, а вы его послушаете, и назовете приметы мая.

5. Давайте отгадаем загадки!

Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек пошуршал

И развеял этот шар. (одуванчик)

Под сугробом он растет,

Снеговую воду пьет. (подснежник)

Он и мачеха и мать,

Как цветочек этот звать? (мать – и - мачеха)

Каким одним словом мы можем назвать отгадки? (цветы)

Какие это цветы, если они появляются весной? (весенние, первые)

Какого цвета стебли и листья у всех этих цветов? (зеленые)

Какого цвета цветок ландыша? (белый)

Какого цвета цветки мать – и - мачехи и одуванчика? (желтые)

  1. Какие вы молодцы! А теперь надо немного отдохнуть – встанем из – за столов, отойдем на ковер и встанем в круг.

1, 2, 3, 4 (4 шага назад)

Раздвигайте круг пошире (расширить круг)

А теперь мы ручейки (бег по кругу)

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим, станет озеро большим (раздвинуть круг)

Становитесь в круг опять (сузить круг)

Будем в солнышко играть (бег по кругу)

Мы веселые лучи (тянуться на носочках, руки вверх)

Мы резвы и горячи (прыгать на носочках, руки на поясе)

  1. Отдохнули? Теперь садитесь за парты.

О чем мы сегодня говорили? (о весне)

А что бывает весной?

Солнце ярко светит

Снег тает

Бегут ручьи

Расцветают первые цветы

Есть три весенних месяца

8. Видите, сколько нового и интересного мы узнали! Как вы думаете – ваши родители знают то, что теперь знаете вы? Давайте проверим! Расскажите дома родителям все – все, что вы знаете о весне!

9. Домашнее задание в тетради – выучить стихотворение, заштриховать весенние цветы, назвать 5 признаков весны.


Конспект группового логопедического занятия.

Тема занятия:Дифференциация звуков [С] - [З] в слогах, словах и предложениях.

Цель занятия :Закрепление навыков четкого произношения и умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах,словах, предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

Уточнять артикуляцию звуков «С» и «З»;

Закреплять правильное произношение этих звуков в слогах, словах и в предложениях;

Развивать органы дыхания и речевого аппарата;

Развивать фонематический слух;

Обогащать словарный запас;

Следить за правильностью грамматического строя речи;

Работать над развитием фразовой речи.

Активизировать и расширять словарь по теме "Новый год", составление творческого рассказа «Новый Год» по сюжетным картинкам с помощью опорных слов с продолжением сюжета.

2. Коррекционны ецели:

Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, логическое мышление, творческое воображение;

Развивать и совершенствовать артикуляционную и пальчиковую(мелкую) моторику;

Развивать звуковой и слоговой анализ и синтез;

Совершенствовать фонематическое восприятие и слух;

Закреплять знания об особенностях праздника.

3. Воспитательные:

Воспитывать организованное поведение во время занятия;

Воспитывать интерес к играм со звуками и словами;

Воспитывать усидчивость на занятиях;

Прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности,самоконтроля.

Развивать умения работать в коллективе и индивидуально, воспитыватьуважительноеотношениедруг к другу.

Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Оборудование: индивидуальные зеркала,сказочные персонажи, в именах которых есть звуки «С» и «З»,карточки с буквами С, З,предметные картинки сизображением Снеговика,Деда Мороза, Снегурочки,сюжетные картинки по теме «Новый Год»,

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия.

3.Упражнение на развитие воздушной струи.

4. Артикуляционная гимнастика.

5.Знакомство со звуками С и З.

6.Развитие фонематического восприятия.

7.Дифференциация в слогах.

8.Дифференциация в словах.

9.Пальчиковая гимнастика.

10. Дифференциация в предложениях.

11. Психоречевая гимнастика.

12. Оценка деятельности детей.

13. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

П. Вводная беседа:

Ребята, скажите какое сейчас время года? (Зима)

Какой сейчас месяц? (Декабрь)

Какое сегодня число?

Скажите, какой праздник приближается? (Новый год)

Как вы думаете,без чего не может быть Новогоднего праздника? (Новогоднего праздника не может быть без елки, Деда Мороза, подарковипр.)

ДедМорозприготовилдлявасновогодние задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите1 ёлочную игрушку, которой и сможете украсить ёлку.

Первое задание. Ребус с ответом"снежинка".

Ш. Упражнение на развитие воздушной струи. "Сдуй снежинку".

Второе задание: "Найди логическую пару"

Получают новогоднюю игрушку"снежинка"

1У. Артикуляционная разминка.

Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

Вот третье задание . Нам нужно размять язычок, чтобы он всё красиво смог отвечать.

Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).

Новогодняя игрушка"звездочка"

У.Знакомство со звуками «С-З».

Послушайте загадки, угадайте, что это?

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

Как называется пора,

Когда из снега лепят бабу,

Медведь сосёт в берлоге лапу,

В снежки играет детвора?

(Зима)

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я...

(Зима)

Скажите, какой звук слышится в начале слова снег? (Звук «С».)

А какой звук слышится в начале слова зима? (Звук «З».)

Сегодня мы будем учиться различать звуки «С-З» в слогах, словах и предложениях.

Скажите, что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим).

А теперь давайте дадим характеристику звуку «С».

Звук «С» похож на то, как работает насос: «С-С-С».

Приготовили зеркала, давайте рассмотрим правильную артикуляцию звука «С».

При звуке «С» губы слегка растянуты в улыбке, зубы сближены, язык кончиком упирается в нижние резцы, боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки: разомкнуты, выдох несколько усилен. Звук мы слышим и произносим.

-А теперь характеристика звука «З».

Звук «З» похож на то, как поет свою песенку комарик «З-З-З».

При звуке «З» артикуляция та же, что и при звуке «С», только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Звук «З» - согласный, парный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. Над звуком «З» мы повесим колокольчик, потому что он звонкий.

Скажите, что общего у звуков «С-З»?

Правильно, они похожи по артикуляции.

Чем они отличаются?

–Итак, мы подошли к теме нашего занятия- сегодня мы продолжим знакомство со звуками [C] и [З], научимся различать (дифференцировать) их вслогах, словах, предложениях.

Звукобуквенный анализ слов"зима","снег".

У1. Развитие фонематического восприятия.

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

Задание4. Карточки - "Допиши букву" - выдели буквы Зи С

Получают новогоднюю игрушку.

Игра «Подвижные ладоши».

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то открываете ладошки.

УП. Дифференциация в слогах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами,

Задание 5.

1) первая наша игра называется «Скажи наоборот» (со снежком).

За - са, сы - зы, со - зо, ус - уз, зы - сы, су - зу

2) Игра «Назови лишний слог».

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са - са - са - са - за

Со - со - со - со - зо

Су - су - су - су - зу

Зы - зы - зы - зы - сы

Зи - зи - зи - зи - си

Зу - зу - зу - зу - су

Даюёлочную игрушку.

УШ. Дифференциация в словах.

Задание 6. Картинка - Деду Морозу пора отрпавляться на праздник. Помоги ему найти все предметы, которые он должен взять с собой(дети обводят фдомастерами предметы)

Даю ёлочную игрушку.

Задание7. Игра"Четвёртый лишний"

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

санки,забор,сова,сок;

– роза,коза,ваза,нос;

– самолет,сумка,стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?В слове"стрекоза"

Даю ёлочную игрушку"стрекоза"

Задание 8. Письмо от Деда Мороза-"Чего не хватает в пустой клеточке?"

Получают новогоднюю игрушку.

Задание 9."Назови погоду".

Какая погода бывает зимой если:

Идет снег(снежная)

На улице холодно (холодная)

Мороз(морозная)

Светит солнце (солнечная)

Дует ветер(ветряная)

Молодцы, вот и ещё одна ёлочная игрушка.

1Х.Разминкадляпальчиков.Разминкасмячиком"Су-джок".

Цель этапа: Развивать мелкую моторику.

Задание 10. Письмо от Деда Мороза -"Выложи снежинку из счетных палочек".

Получают новогоднюю игрушку"снежинка"

Отгадайзагадку:

Оназимойнарядится

Вгирляндыишары,

Припряталаподарки

Онадлядетворы.(Ёлка)

Задание11.ПисьмоотДедаМороза- Ребятавдетскомсадупопросилипринестиимёлку.Помогиеёнайти.

Даюёлочнуюигрушку"ёлочка"

Задание12.ПисьмоотДедаМороза .Задание -ведилинию поцифрам итыузнаешь,чтонесётнасебеДедМороз.

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и в миг

Получился …(Снеговик)

Словарная работа:

Обратите внимание, на доске написаны трудные слова. читаем слова:Снегурочка, Снеговик,снег,снежинка.

Скажите,от какогослова произошлиэтислова?

Задание 13.Игра «Какой? Какая? Какие?»

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Снеговик (какой) – большой, белый, круглый, веселый…

Игрушка (какая) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…

Дед Мороз (какой) – сказочный, огромный, добрый, веселый…

Снегурочка (какая) – красивая– , добрая, веселая…

Молодцы, ещёоднаёлочнаяигрушка.

Задание14.Упражнение «Какое слово короче?»

– Ребята, вы помните, что слова бывают длинные и короткие. Я сейчас буду называть слова, а вы скажете какое слово короче.

Снег - снежок;снежок - снежинка;маска - маскарад;Снегурочка - снег;хоровод - волшебство.

Молодцы, ещёоднаёлочнаяигрушка.

Х.Дифференциациявпредложениях.

Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

Работа с предложением.

Послушайте, что я вам сейчас прочитаю:

К намприходитНовыйгод.

Что это? (Предложение.)

Скажите, есть ли в этом предложении изучаемые звуки? (Да.)

Сколько слов в этом предложении? (Пятьслов).

Задание15.Упражнение «Исправь ошибку» Работа с деформированными предложениями.

Ребята, мне из зимнего леса пришло письмо. Только оно зашифровано, поможете мне его расшифровать? Я буду читать предложения, а вы послушайте, найдите в них ошибки и назовите предложение верно.

Маска любит надевать Машу.

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Елка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принес мешок в подарках.

Молодцы, ещёоднаёлочнаяигрушка.

Х1.Психоречевая гимнастика

Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог):

К нам на елку, ой-ё-ёй,

Дед Мороз пришел большой,

Дед Мороз. Дед Мороз,

Он подарки нам принес.

Задание16.Рассказы детей по опорным картинкам.

"Новыйгод" и "Зима"

Задание17.ДедМорозприготовилвамподарки, но их нужнонайти. Апомогут намзагадки.

Загадкаосове:

Весь день она спит, ну а ночью летает.

Своими большими глазами сверкает.

Ее острый слух и внимательный взгляд

Разыщут в траве лягушат и мышат.

Вращается кругом её голова

И скажет: "Угу" нам лесная …

(Сова)

Вставь в замочек, поверни.

Дверь любую отопри

Ростом мал, но так могуч.

Называется он…

(Ключ)

Стоит на полу ларец большой.

Обит железом, на нем замок навесной.

(сундук)

Детиотгадывают загадкиивсундучкенаходятподаркиотДедаМороза(свинья,поросёнок,поросята,свинки и т.д.)

Задание17.. Творческаяработа.УкрасьрукавицыдляДедаМороза.

МыдолжныотблагодаритьДедаМороза.СделайтеподарокДедуМорозу. Украсьте егорукавицы.

ХП.Оценка деятельности детей. Подсчётигрушек.

ХШ.Итог занятия.

Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.

– Ребята, вам понравилось занятие?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что было самым трудным?

О каком празднике мы сегодня говорили на занятии?

В какое время года мы его отмечаем?

На этом наше занятие окончено!

Х1У.Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З](прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

Стуквдвери.Почтальонпринёсписьмадлядетейот ДедаМороза.

Список используемой литературы:

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З"], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

Говорим и пишем правильно.

Нарушениями в

условиях дошкольного логопункта.
«Звуки С – З. Свистелочки и Звенелочки».

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Лабинск 2012

Цель занятия:

Автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях,

чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

- Образовательная .

Закрепить знание о механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях. Упражнять в употреблении слов со звуком в свободной речи. Продолжать учить, составлять предложения по опорным словам.

- Развивающая .

Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие фонема тического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

- Коррекционная .

    Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха); Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове). Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам. Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа . Совершенствование связной речи детей, умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Ознакомление детей со зрительным образом букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии. Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Уточнение словаря по теме «Осень». Повторение темы « Сказки». Работа над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.

-Воспитательная .

· Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание , самостоятельности, инициативности, ответственности

· Воспитание интереса к играм со звуками и словами.

· Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:

Ростовая кукла «Солнышко», зеркала, звуковые символы - звукоподражания, фольга, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, мяч, светофорчики с символами С и З, карточки с артикуляционными упражнениями, медальоны с символами «свисток» и «звоночек», буклет для пальчиковой гимнастики «Осень», картинки для физ. минутки, буклет - массаж лица «Солнышко», картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки со скороговорками, картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы С и З, шоколадные медальки(призы).

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Появляется ростовая кукла «Солнышко»)

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Нас позвало солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со звуками подружимся!

Позвало нас оолнышко в кружок – поздоровайся, дружок!

(Дети встают в круг и называют свои имена)

Логопед: -Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)

А на какой планете мы живём? (Земля)

А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог? (Звёзды)

С какого звука начинаются эти слова? – (З)

2. Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня познакомимся и подружимся со звуками, которые вы выделили из слов – звуки С, 3.

Солнышко приглашает нас в сказочную страну, где дети могут превратиться в свистелочек и

звенелочек!

Раз, два, три – дети стали звуками, смотри!

Предлагаю вам разбиться на 2 команды:

слева – команда «свистелочки» - у них символ – «свисток»,

справа – «звенелочки» - у них символ «звоночек».

3. П сихогимнастика и массаж лица:
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, наступила настоящая осень. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте покажем, как летят листики с деревьев, кружатся и падают на землю /имитация движений/. Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились».

А вот и солнышко выглянуло из-за тучки. Солнышко, мы так тебе рады!

Солнышко предлагает поиграть - сделать массаж лица и разогреть мышцы:

«Солнышко »

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик

(движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи

(плавные зигзагообразные движения по лбу)

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки

(потирают щёчки)

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки

(постукивают пальцем по носу и щёчкам)

Очень нравится им это.


(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

Логопед: Ребята, солнышко предлагает вспомнить сказки и сказочных героев, в названиях которых встречаются звуки С и З.

Видеописьмо из страны сказок «Сказки гуляют по свету».

Команда «свистелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук С.

Команда «звенелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук З.

4. А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем

гимнастику для губ и язычка, сопровождая показом движений кистей рук:

Улыбка, заборчик,

Хоботок, - бублик

Чередование улыбка – бублик;

Лопатка;

Горочка,

Язык-силач (поднимаем руки (штангу)– вдох, опускаем – выдох;

Лодочка

5. Упражнение для тренировки сильного выдоха и развитие мелкой моторики:

Логопед: Подул сильный ветер, закружились листья. У нас на столах лежит фольга – мы сделаем из неё волшебные листики, положим на ладошку и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.

Ой, как сильно вы дули, появился ветерок, и пальчики замёрзли, чтобы отогреть пальчики, сделаем

ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ:

Ветер по лесу летал (взмахи руками)

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый, (загибают по очереди пальчики)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку….

6. Характеристика и артикуляция звуков С-З.

Логопед: Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т. е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ. Звуки С и З являются парными. а почему, вы сейчас узнаете.

Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?

(использую картинки – звуковые символы)

С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит;

С-С-С – свистит за окошком ветер;

СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;

З-З-З – пилит пила;

З-З-З – работает станок, точащий детали;

З-З-З – звенит звонок;

З-З-З – звенит большой комар;

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;

Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?

Звук С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,

(У насоса длинный нос, он свистит, как пылесос.)

А звук З – с песенкой КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).

(картинки НАСОС – КОМАР)

Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки,

когда мы произносим звуки С, З?

С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.

А З? - тоже улыбаются и зубы заборчиком.

2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))

С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З – тоже самое.

3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)

С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.

4. (картинка: холодный ветер, под З – такая же картинка)

Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)

ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

Давайте дадим характеристики нашим звукам.

С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

З - согласный (преграда во рту), звонкий, твёрдый (есть мягкий брат).

А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?

Только повторим правило:

Если сомневаешься, какой звук – не спеши,

Руку ты на горлышко положи!

Логопед чётко и громко произносит слова, начинающиеся на звуки С, З - сок, зуб, заяц,

собака, сумка, зонт и др…

7. Игра «Эхо» (слоговой анализ и синтез)
Логопед: «Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» /используется мяч/.
«с», «а» - «са»;
«с», «и» - «си»;
«с», «у» - «су»;
«с», «о» - «со».

Аналогично произносятся слоги со звуком «З»

8.Игра «Подскажи словечко».

Логопед: Закончите двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:

Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).

Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).

На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).

Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).

Как услышите слово со звуком С – встаньте команда свистелочки, а если слово

прозвучит со звуком З – встаньте команда звенелочки.

Вкусный суп.

Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.

Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.

Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.

На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!

10 . Логопед: Прошу вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова со звуками нашего занятия.

(Узнай картинку по части контура (недорисованные картинки), теневые изображения, наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха)

Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом - Комарик.

11. Игра «В слове слог договори, будь внимательным, смотри!» (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.

БУ… , ВЕ… , ВО… , ТА… , ЧА… , ПЛАК… , РЕЛЬ… , ГРО… , ЗАНО… , БЕРЁ… , ПОЛО… , КОЛБА…, ТЕРРА… , МОРО… , АРБУ… , АЛМА…, АНАНА… , СЕРВИ… , КЛА… , МИМО… .

Динамическая пауза.

Давайте хлопнем столько раз, сколько яблочек у нас.

Теперь присядем столько раз, сколько кабачков у нас

Сколько видишь ты листочков -

Столько сделаем прыжочков .

https://pandia.ru/text/78/043/images/image009_75.jpg" width="90" height="59">

12. Игра «Незнайкины предложения».

Логопед: Ребята! Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).

Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стены поставили к стулу. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.

Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол.

Логопед: Вот и научились слышать звуки С, З в словах, предложениях, чистоговорках.

А вот вам ещё задания.

Для команды «свистелочки» надо определить, где в словах

находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в корзинку с данным

обозначением места звука в слове. (Карточки)

А для команды «звенелочки» слова со звуком З. Надо определить, сколько в слове

частей - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.

Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать или прошагать)

З – зуб, коза, забор, кузнечик…..

13.Знакомство со зрительным образом букв З и С)

Логопед: Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение – буква. Предлагаю запомнить

образ буквы З и проговорить стихотворения:

З – завиток на завиток,

З – закрывается замок,

З – в зарослях змея ползёт,

З – заинька морковь грызёт.

(Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? – влево)

https://pandia.ru/text/78/043/images/image017_65.gif" alt="МЫШКА" align="left" width="71" height="61">Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

(С какой стороны откусан бублик? (справа)

14.Логопед: Я предлагаю вам эти буквы вылепить из пластилина.

Итог занятия:

На нашем логопедическом занятии команды «свистелочки» и

«звенелочки» работали отлично, и победила смекалка и дружба!

Чем мы занимались на занятии?

(Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).

Что вам понравилось на занятии?

Предлагаю вам эти буквы дома нарисовать на листе бумаги и раскрасить.

А так же повторить стихи и чистоговорки, которые мы произносили на занятии.

В качестве приза - шоколадные медальки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!