Репарация после второй мировой войны. Германские репарации по первой и второй мировым войнам

"26187"

Суммарный ущерб СССР от Второй мировой войны был равен примерно половине всех потерь стран-союзниц (Советский Союз, США, Великобритания, Франция).

Сталин на Ялтинской конференции в феврале 1945 года предложил установить общую сумму репараций для Германии в размере 20 млрд. долл ., предусмотрев, что половина этой суммы (10 млрд. долл .) будет выплачиваться Советскому Союзу как стране, внесшей наибольший вклад в победу и пострадавшей больше всех в антигитлеровской коалиции. С некоторыми оговорками Рузвельт и Черчилль приняли предложение Сталина. 10 млрд. долл. при тогдашнем золотом содержании валюты США (1 долл. = 1/35 тройской унции) были эквиваленты 10 тысячам тонн золота , а все репарации - 20 тысячам тонн золота . Получалось, что СССР соглашался на покрытие немецкими репарациями неполных 8% своих прямых ущербов и лишь 2,8% по всем ущербам . Со стороны Сталина это выглядело щедрым жестом.

Данные цифры резко контрастируют с теми гигантскими суммами репараций, которые страны Антанты (без России) возложили на Германию на Парижской конференции в 1919 году. Версальский мирный договор определил сумму репараций в 269 миллиардов золотых марок - эквивалент примерно 100.000 (!) тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия в 1921 году сократила сумму до 132 млрд. долл., т.е. примерно в два раза, но и это было эквивалентно 50 тысячам тонн золота . Гитлер, придя к власти, в 1933 году полностью прекратил выплаты репараций. Уже после Второй мировой и образования в 1949 году Федеративной Республики Германии главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. Согласно Лондонскому договору 1953 года, потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения. Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло восстановление её репарационных обязательств по Версальскому договору. На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. Германия завершила выплату этих репараций своим ближайшим союзникам лишь в конце 2010 года. Как это разительно отличается от политики СССР, отказавшегося уже через несколько лет после окончания Второй мировой войны от репараций со стороны Румынии, Болгарии и Венгрии, которые вошли в состав социалистического содружества! Даже ГДР вскоре после своего образования полностью прекратила репарационные перечисления Советскому Союзу.

Сталин не хотел повторения того, что произошло в Германии и Европе после подписания Версальского мирного договора. Фактически этот договор загонял Германию в угол и предопределял движение Европы ко Второй мировой войне. Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, тогдашний заместитель министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинский разъяснял суть советской репарационной политики: «Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы».

Щадящий подход Советский Союз применял и в отношении других стран, воевавших на стороне Германии. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу репарации на сумму 100 млн. долл., что составляло не больше 4-5% прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу.

Принцип щадящего подхода к определению объема репараций дополнялся еще одним важным принципом советской политики - преимущественным погашением репарационных обязательств продукцией текущего производства . Этот принцип формулировался с учетом уроков Первой мировой войны. Напомним, что репарационные обязательства, возложенные на Германию после Первой мировой войны, были исключительно денежными, причем в иностранной валюте. В результате Германии приходилось развивать те производства, которые были ориентированы не на насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами, а на экспорт, дававший необходимую валюту. Кроме того, Германия вынуждена была обращаться за кредитами для выплаты очередных траншей репараций, что загоняло ее в долговую кабалу. Повторения этого Советский Союз не хотел. В. М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12 декабря 1947 года разъяснял советскую позицию: «Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, - хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, - в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны».

На Ялтинской конференции принцип немонетарного характера репараций был согласован руководителями СССР, США, Великобритании. На Потсдамской конференции англо-американские союзники еще раз его подтвердили. А начиная с 1946 года они начали его активно торпедировать. Впрочем, они торпедировали и другие договоренности, относящиеся к репарациям. Так, еще на Потсдамской конференции союзники СССР согласились, что покрытие репарационных обязательств Германии будет частично осуществляться за счет поставок продукции и демонтажа оборудования в западных оккупационных зонах. Однако союзники чинили советской стороне препятствия в получении товаров и оборудования из западных оккупационных зон (было получено всего несколько процентов от запланированного объема).

Начало Западом в 1946 году холодной войны против СССР привело к тому, что единого союзнического механизма взимания репараций и их учета создано не было. А с созданием в 1949 году в западных оккупационных зонах Федеративной Республики Германии возможность получения Советским Союзом репарационных возмещений из западной части Германии окончательно исчезла.

Конкретная цифра репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, после Ялтинской конференции больше нигде не фигурировала. Этот вопрос до сих остается достаточно затемнённым. Общие репарационные обязательства Германии документально зафиксированы не были. Не удалось создать эффективного централизованного механизма взимания репараций и учета выполнения репарационных обязательств Германией. Страны-победительницы удовлетворяли свои репарационные претензии за счет Германии в одностороннем порядке.

Сама Германия, если судить по заявлениям ее официальных лиц, не знает точно, сколько она выплатила репараций. Советский Союз предпочитал получать репарации не в денежной, а натуральной форме. По данным российского историка Михаила Семиряги , с марта 1945-го в течение одного года высшие органы власти СССР приняли почти тысячу решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Плюс еще примерно тысяча заводов была перевезена в Союз из Маньчжурии и даже Кореи. Цифры внушительные. Однако всё оценивается в сравнении. Немецко-фашистские захватчики подвергли разрушению в СССР 32 тысячи промышленных предприятий. То есть количество демонтированных Советским Союзом предприятий в Германии, Австрии и Венгрии не превышало 14% от того, что было в СССР разрушено. По данным тогдашнего председателя Госплана СССР Николая Вознесенского , за счет поставок трофейного оборудования из Германии было покрыто лишь 0,6% прямого ущерба Советскому Союзу.

Кое-какие данные содержатся в немецких документах. Так, по сведениям Министерства финансов ФРГ и Федерального министерства внутригерманских отношений, изъятия из советской оккупационной зоны и ГДР до 1953 года составили 66,4 млрд. марок , или 15,8 млрд. долл . По оценкам немецких специалистов, это эквивалентно 400 млрд. современных долларов. Изъятия совершались как в натуральной форме, так и в денежной. Основными позициями репарационных перемещений из Германии в СССР были следующие (млрд. марок): поставки продукции текущего производства германских предприятий - 34,70; денежные выплаты в различных валютах (включая оккупационные марки) - 15,0.

В 1945-1946 гг. достаточно широко использовалась такая форма репараций, как демонтаж оборудования германских предприятий и его отправка в СССР. В марте 1945 г. в Москве создали Особый комитет (ОК) Государственного комитета обороны СССР, который координировал всю деятельность по демонтажу военно-промышленных предприятий в советской зоне оккупации Германии. С марта 1945 по март 1946 г. были приняты решения о демонтаже более 4000 промышленных предприятий: 2885 из Германии, 1137 — немецких предприятий Польши, 206 — Австрии, 11 — Венгрии, 54 - Чехословакии. Демонтаж основного оборудования был осуществлён на 3474 объектах, было изъято 1 118 000 единиц оборудования: металлорежущих станков 339 000 штук, прессов и молотов 44 000 штук и электромоторов 202 000 штук. Из чисто военных заводов в советской зоне демонтировали 67, уничтожили 170, переоборудовали для выпуска мирной продукции 8 .

Однако демонтаж оборудования вел к прекращению производств в восточной части Германии и росту безработицы, поэтому уже к началу 1947 года эта форма репараций была свернута. Вместо этого на базе 119 крупных предприятий восточного сектора оккупации было создано 31 акционерное общество с советским участием. В 1950 г. на них приходилось 22% промышленного производства ГДР. В 1954 году все акционерные общества с советским участием были безвозмездно переданы Германской Демократической Республике. На этом под историей репараций Второй мировой войны была подведена черта.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

В финансовом мире изредка случаются эдакие всплытия лох-несских чудовищ, о которых все забыли десятки лет назад. К примеру, в это воскресенье объединенная Германия завершила выплату репараций (точнее долгов по обслуживанию репараций) по итогам Первой мировой войны. Со времени начала войны прошло 96 лет, со времени подписания Версальского мира - 91 год.

Вопрос этот будоражил умы сотен политиков и миллионов избирателей Европы и Северной Америки практически весь межвоенный период. Идеологами репараций (и лозунга «Немцы заплатят за все») были титаны послевоенной политики Клемансо и Ллойд-Джордж. Из-за несогласия с непомерными репарациями, наложенными на Германию, подал в отставку из британского Минфина Джон Мейнард Кейнс . Написанная им блистательная брошюра о финансовой катастрофе, ожидающей побежденных, и убытках от неизбежного дефолта, ожидающих победителей, стала бестселлером и сделала его известным и авторитетным за пределами академических кругов задолго до публикации его «Общей теории занятости процента и денег». Гитлер и нацистская партия прошли в рейхстаг на волне протеста против невыносимого долгового бремени, наложенного на страну. Американский банкир Дауэс, в 1923-1924 году разруливавший вопрос репараций, стал вице-президентом США. Строго говоря, сами версальские репарации были глобальным финансовым экспериментом, затянувшимся на девять десятков лет.

Репара́ции в 1919 году были финансовой инновацией - введенной в международное право материальной компенсации государства за ущерб от развязанной им агрессивной войны. Концепция репараций была побочным продуктом заявленных еще в 1916 году американскими посредниками условий будущего мира «без аннексий (передачи территорий победителям) и контрибуций (штрафов, налагавшихся на побежденных независимо от того, по чьей инициативе началась война)». Так как договор диктовали победители, а побежденные были полностью деморализованы, то на Германию были наложены репарации в размере 269 млрд золотых марок - эквивалент примерно 100 000 т золота (по нынешней цене - около $4 трлн, или примерно треть госдолга значительно больших по всем параметрам современных США). Сумма долга вдвое превышала ВВП Германии, а ежегодные выплаты превышали профицит ее торгового баланса. Германия предлагала выплату 50 млрд марок золотом и товарами - в основном за счет передачи германских активов странам-победителям и постепенных выплат за 15 лет. По мнению Кейнса (подтвержденному последующими событиями), требования к Германии превышали ее возможности по выплатам примерно в 4 раза.

Обязанность платить репарации возлагалась на новое германское правительство, которое делало это без энтузиазма, отлынивая любыми способами. Экономический кризис дал для этого достаточные основания. Германия оказалась неспособна обслуживать свой долг, в основном переданный в форме государственных облигаций нового правительства страны, уже к 1922 году. Внутренний долг был обесценен гиперинфляцией («Черный обелиск » Ремарка - замечательное описание ситуации изнутри, репортажи Хемингуэя - как она виделась извне), а проблемы внешнего долга страны, т. е. репараций, стали международными.

Уже в ноябре Международная комиссия по репарациям приняла решение о создании международного комитета экспертов под председательством американского магната Чарльза Дауэса. Планом Дауэса устанавливалось, что в 1924 году Германия выплачивает репарации на сумму 1 млрд новых «золотых марок». Важной составляющей «плана Дауэса» был начальный заём в размере 800 млн золотых марок. До 1929 года преимущественно из США в Германию поступило частных и суверенных кредитов на сумму 21 млрд марок. По факту за первый год реализации «плана Дауэса» Германии пришлось самостоятельно выплатить лишь 200 млн золотых марок. Репарации выплачивались из непосредственно перечисляемых таможенных и налоговых поступлений, а также за счёт процентов по госкредитам для немецких компаний. Для обеспечения выплат Рейхсбанк и Имперские железные дороги были поставлены под международный контроль. По факту международный контроль был номинальным, а вот стабилизационные кредиты - вполне реальными.

Финансовый кризис 1929-1930 годов привел Германию к 40%-ной безработице, полноценному банковскому кризису и очередному дефолту по репарационным платежам. И у американских банкиров оказался новый план - план Юнга. Он предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд марок), растягивание их до 1989 года, превращение двух третей ежегодных выплат в условные и отлагаемые обязательства, отмену репарационного налога на промышленность и сокращение обложения транспорта, а также ликвидацию иностранных контрольных органов. Но для немецких националистов, в том числе маргинального Адольфа Гитлера, это было все равно слишком много. Националисты добились проведения референдума для проведения Закона Свободы, запрещающего немецким официальным лицам платить по долгам. Референдум провалился, но Гитлер стал знаменит и на ближайших выборах был избран в рейхстаг. Став канцлером в 1932 году, он отказался от выплат репараций и сопряженных с ними долгов в одностороннем порядке. Кстати, суммарный объем выплат к этому времени составил около 51 млрд марок, то есть выплаченная сумма примерно равнялась германскому предложению по выплатам 1918 года.

Победители после Второй мировой войны были значительно умнее, да и оккупация Германии была полной. Все возмещения брались по возможности натурой - промышленным оборудованием, промтоварами, вагонами, произведениями искусства. Было очевидно, что растянутые на десятилетия долги никогда не будут выплачены. Но остались просроченные выплаты по обязательствам 1919 года. Они были возобновлены по Лондонскому договору 1953 года. При этом часть суммы была отложена до крайне маловероятного тогда события: выплаты должны были возобновиться, только когда - и если - Германия будет объединена. В 1990 году эта часть обязательств и стала подлежать выплате в двадцатилетний срок, закончившийся в минувшее воскресенье. Кстати, по Версальскому договору в числе получателей репараций была и Россия, однако в 1922 году Советская Россия отказалась от них в обмен на признание правомерности национализации немецкой собственности в 1914 году царским правительством и более поздних конфискаций уже при советской власти.

Печальная финансовая история, начавшаяся выстрелами в Сараево в июне 1914 года и закончившаяся на прошлой неделе, приводит к нескольким выводам. Во-первых , справедливость в межгосударственных расчетах - вещь весьма условная и сильно зависящая от текущей политики. Во-вторых , жадность и желание разорить побежденного только теснее связывает его судьбу с победителями, и в итоге платят именно они. В-третьих , политикам стоит слушать своих экспертов - хотя и не каждый из них Кейнс; способность страны оплачивать долг должна быть значимее желания накручивать нули на мифических будущих поступлениях от выплат. В-четвертых , как говорил киношный папаша Мюллер, «Верить нельзя никому» - расплата по золотым облигациям 1924 года произошла через 86 лет и электронными евро. Долгосрочные обязательства - штука крайне ненадежная: мудрый Бисмарк, назначивший в 1871 году побежденной Франции контрибуцию примерно в 13% ВВП, подлежащую уплате за три года, хорошо понимал, что скорость выплат значительно важнее суммы.

в международном праве вид материальной международно-правовой ответственности. Состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата Р. обычно предусматривается в мирном договоре. См. также Контрибуция.

Отличное определение

Неполное определение

РЕПАРАЦИИ

от лат. reparatio - восстановление) - вид материальной ответственности гос-ва, начавшего агрессивную войну, состоящий в возмещении этим гос-вом в силу мирного договора или иных меж-дунар. актов ущерба, причиненного гос-вам, подвергшимся нападению. От Р. следует отличать контрибуции, представляющие собой платежи, возлагаемые победителем на побежденного по условиям мирного договора, и денежные сборы, взимаемые во время войны неприятельскими войсками с населения оккупированной территории и носящие, по существу, грабительский характер. Р. впервые были зафиксированы в мирных договорах версальской системы (см. Версальский мирный договор 1919, Сен-Жерменский мирный договор 1919, Нейиский мирный договор 1919, Трианонский мирный договор 1920, Севрский мирный договор 1920). Право на получение Р. обосновывалось в Версальском договоре ответственностью Германии и ее союзников за все потери и все убытки, понесенные союзными и объединившимися странами и их гражданами вследствие войны. Фактически, однако, эти Р. не отличались от контрибуции. В дальнейшем на практике репарац. политика США, Великобритании и Франции в отношении Германии была использована ими, в сочетании с общим внешнеполитич. курсом этих стран, для возрождения герм. империализма (герм. монополиям были предоставлены громадные амер., англ. и франц. займы; см. Дауэса план, Юнга план) и направления агрессивных устремлений Германии на Восток, против СССР. В Парижских мирных договорах 1947, заключенных после 2-й мировой войны с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией, Болгарией, зафиксированы по инициативе СССР след. осн. принципы Р.: 1. Возмещение ущерба не в полном объеме, а лишь частично, с тем чтобы Р. были посильными для побежденных стран; в частности мирный договор с Италией возложил на Италию обязательство выплатить Сов. Союзу Р. на сумму 100 млн. долл., что составляет ок. 1/20 части прямого ущерба, причиненного на сов. терр. войсками фаш. Италии. 2. Уплата Р. натурой, а не деньгами, в частности за счет демонтажа оборудования воен. пром-сти, заграничных активов и текущей пром. продукции. Уплата Р. из текущей продукции даст возможность странам выполнить свои репарац. обязательства путем самостоят. развития своей экономики, не прибегая к кабальным займам и к сбыту своей продукции за границу по низким ценам для получения иностр. валюты. Что касается Р. с Германии, то их формы были определены еще на Крымской конференции 1945, а именно: единоврем. изъятия из нац. богатства Германии, находящегося как на терр. самой Германии, так и вне ее; ежегодные товарные поставки из текущей продукции, использование герм. труда. На той же конференции было принято предложение Сов. пр-ва о том, что общая сумма Р., подлежащая взысканию с Германии, должна составить 20 млрд. долл., причем 50% этой суммы должны пойти Сов. Союзу. Положения, содержащиеся в решениях Крымской конференции о Р. с Германии, получили развитие и уточнение в решениях Потсдамской конференции 1945. На Потсдамской конференции было достигнуто след. соглашение о Р. с Германии: 1) репарац. претензии СССР будут удовлетворены путем изъятий из зоны Германии, оккупированной СССР, и за счет герм. активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Вост. Австрии; 2) СССР удовлетворит репарац. претензии Польши к Германии из своей доли Р.; 3) репарац. претензии США, Великобритании и др. стран, имеющих право на Р., будут удовлетворены из зап. зон Германии и соответствующих герм. вложений за границей; 4) в дополнение к Р., получаемым Сов. Союзом из своей зоны оккупации, СССР должен получить из зап. зон Германии, во-первых, 15% пригодного к использованию и комплектного пром. капитального оборудования, в первую очередь металлургич., химич. и машиностроит. отраслей пром-сти, к-рое не является необходимым для герм. мирного х-ва и должно быть изъято из зап. зон Германии в обмен на эквивалентную стоимость в изделиях, продуктах и др. видах материалов, о к-рых будет достигнута договоренность; во-вторых, 10% пром. капитального оборудования, к-рое не является необходимым для герм. мирной экономики и должно быть изъято из зап. зон для передачи Сов. Союзу в счет Р. без оплаты или к.-л. возмещения. ГДР добросовестно выполняла обязательства по выплате своей доли Р. В авг. 1953 Сов. пр-во по согласованию с пр-вом ПНР приняло решение прекратить с 1 янв. 1954 взимание Р. с ГДР. Однако решения Крымской и Потсдамской конференций о репарац. поставках Сов. Союзу из зап. зон Германии не были выполнены зап. державами, к-рые стали на путь отказа от провозглашенных в ходе войны принципов возмещения ущерба. В 1947 пр-ва США, Великобритании и Франции заявили о прекращении репарац. поставок Сов. Союзу из зап. зон Германии. Сорвав выполнение подписанных решений о Р. Сов. Союзу из зап. зон Германии, США, Великобритания и Франция изъяли в свою пользу огромное количество герм. патентов, оборудования, сырья, золота, а также практиковали в течение ряда лет вывоз из Зап. Германии по бросовым ценам леса, кам. угля и др. товаров. В документе, подписанном США, Великобританией, Францией и ФРГ (входит в Парижские соглашения 1954), указывается, что вопрос о Р. будет урегулирован мирным договором между Германией и ее б. противниками или же ранее на основе соглашений, касающихся этих вопросов. Три державы обязались не заявлять требований на Р. из текущего производства ФРГ. Т. о., репарац. поставки Сов. Союзу из Зап. Германии были сорваны пр-вами зап. держав, и вопрос этот остается открытым. Публикации названных в статье договоров см. при статьях, на к-рые выше даны ссылки. Г. Е. Вилков. Москва.

В силу мирного договора или иных международных актов, ущерба, причинённого им государствам, подвергшимся нападению. Объём и характер репараций должны определяться в соответствии с нанесённым материальным ущербом.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Поддержание и копирование генома. Мутации и репарация ДНК

    ✪ Россия в мире репараций (Познавательное ТВ, Валентин Катасонов)

    ✪ Нарушения процессов репарации ДНК как универсальный механизм онкогенеза

    Субтитры

Репарации с Германии и её союзников после Первой мировой войны

Впервые право на получение репараций обосновано в Версальском мирном договоре 1919 г. и др. договорах Версальской системы, где зафиксирована ответственность Германии и её союзников за убытки, понесённые гражданским населением стран Антанты вследствие войны. В действительности репарации в указанных договорах носили форму замаскированной контрибуции .

По итогам Первой мировой был заключен Версальский мирный договор , по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок - эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия сократила сумму до 132 млрд. (тогда это соответствовало 22 млрд фунтов стерлингов).

Статьёй 116 Версальского договора оговаривалось право России на предъявление Германии реституционных и репарационных требований.

В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии. Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г., ею был принят так называемый План Дауэса.

Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов для выплаты репараций Франции.

В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на которых было решено предоставить Германии льготы и был принят новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга, по имени американского банкира, председателя комитета экспертов. План Юнга предусматривал сокращение общей суммы репараций со 132 до 113, 9 млрд марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. В 1931-1934 гг. сумма выплат должна была увеличиваться, начиная с 1 млрд. 650 млн марок. В последующие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд марок. В остальные 22 года объём ежегодных взносов уменьшался.

Однако, разразившаяся вскоре Великая депрессия привела к срыву этого плана. С начала 30-х гг. ХХ века сменявшие друг друга германские правительства всё настойчивее требовали полной отмены репарационных платежей, мотивируя это возможным крахом германской экономики, а также коммунистической революцией в Германии, которую этот крах неминуемо повлечёт. Эти требования нашли понимание у правительств великих держав. В 1931 году президент США Герберт Гувер объявил мораторий на германские репарации.

Для окончательного решения вопроса с репарациями была созвана международная конференция в Лозанне, которая закончилась подписанием 9 июля 1932 г. соглашения о выкупе Германией за три миллиарда золо­тых марок своих репарационных обязательств с погашением выкупных облигаций в течение 15 лет. Лозаннский договор, или, как его называли, «Заключительный пакт», был подписан Гер­манией, Францией, Англией, Бельгией, Италией, Японией, Польшей и британскими доминионами. Он заменил собой все предыдущие обязательства по плану Юнга.

Однако, и эти соглашения не были проведены в жизнь, так как после прихода к власти в Германии в 1933 году Гитлера его правительством уплата каких-либо репарационных платежей была прекращена.

Репарации с Германии после Второй мировой войны

Формы репараций с нацистской Германии и её союзников в возмещение ущерба, нанесённого ими в ходе Второй мировой войны 1939-1945 , были определены на Ялтинской конференции 1945 года . На Потсдамской конференции 1945 было достигнуто следующее соглашение: репарационные претензии СССР будут удовлетворены путём изъятия из восточной зоны Германии и за счёт германских активов, находящихся в Болгарии , Финляндии , Венгрии , Румынии и Восточной Австрии ; репарационные претензии Польши СССР удовлетворит из своей доли; претензии США , Великобритании и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из западных зон; некоторую долю репарационных платежей СССР дополнительно должен был получить из западных зон Германии. Решения Ялтинской и Потсдамской конференций о репарациях СССР из западных зон Германии западными державами не были выполнены полностью.

Согласно опубликованным в 1990-е годы российскими исследователями Михаилом Семирягой и Борисом Кнышевским данным Главного трофейного управления, в СССР из Германии было вывезено около 400 тыс. железнодорожных вагонов, в том числе 72 тыс. вагонов строительных материалов, 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна, миллион тонн картофеля и овощей, по полмиллиона тонн жиров и сахара, 20 млн литров спирта, 16 тонн табака. В СССР вывезли телескопы из астрономической обсерватории университета Гумбольдта, вагоны берлинской подземки и круизные лайнеры. В частности, в 1950 году конфискованным технологическим, энергетическим и грузоподъёмным оборудованием из Германии был оснащён строившийся в Краснодаре Компрессорный завод . В г. Кемерово на предприятии КОАО «Азот» до сего дня используются трофейные компрессоры 1947 г. выпуска фирмы «Шварцкопф».

На Центральной телефонной станции Москвы, номера которой начинались на «222» и которая обслуживала, в том числе, ЦК КПСС , до 1980-х годов использовалось оборудование телефонного узла рейхсканцелярии. По данным историка и экономиста Гавриила Попова , даже техника для подслушивания, применявшаяся после войны советской госбезопасностью, была германского происхождения.

По утверждению немецкой стороны, в России и странах СНГ в настоящее время находятся около 200 тысяч вывезенных после войны музейных экспонатов, два миллиона книг. .

Изъятое промышленное оборудование, прочее оборудование и торговые суда по Парижскому соглашению от 14 января 1946 г. из западной зоны Германии в пользу США, Великобритании и других государств оценивается в общей сложности в 4,782 млрд. рейхсмарок (по курсу 1938 г. 2.5 РМ за доллар)(правда это лишь часть репараций).

Стоимость изъятий из Советской оккупационной зоны и ГДР составила по оценкам Федерального министерства внутринемецких отношений в общей сложности 15,8 млрд. долларов , что эквивалентно приблизительно 14 041 тонне золота. Для сравнения, крупнейший золотой резерв в настоящее время принадлежит США и составляет 8133,5 тонн.

Репарации с союзников Германии после Второй мировой войны

Репарации с государств, воевавших на стороне Германии в Европе , были предусмотрены в мирных договорах на следующих принципах: ответственность за агрессивную войну (с учётом, однако, того, что эти страны вышли из войны, порвали с Германией, а некоторые из них объявили ей войну), частичное возмещение ущерба, причинённого войной, с тем, чтобы выплата репараций не подрывала экономику страны, выплата репараций натурой, в частности за счёт демонтажа оборудования военной промышленности, а также текущей промышленной продукции.

Финляндия была единственной страной, полностью выплатившей военные репарации в сумме 226,5 млн долларов.

Другие репарации

  • 20.01.1958 Между Японией и Индонезией подписаны Мирный договор и репарационное соглашение, по которому Индонезия в течение 12 лет должна была получить от Японии 223 миллиона долларов.

ТАСС-ДОСЬЕ /Ирина Красненкова/. Репарация (от лат. reparatio - восстановление) - возмещение за причиненные войной убытки, которое государство-агрессор выплачивает в пользу страны-победителя.

Переговоры о выплате репараций

Вопрос о репарациях Германии за ущерб, причиненный в ходе Второй мировой войны, решался в 1945 году на Ялтинской и Потсдамской конференциях. В них принимали участие руководители государств-победителей - СССР, Великобритании и США - Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт (в Ялте) и Гарри Трумэн (в Потсдаме).

На ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 года) Советский Союз выступил с предложением определить общую сумму репараций в 20 млрд долларов, из которых 50% должны были быть выплачены в пользу СССР, однако оно не было поддержано. Было решено создать специальную союзническую комиссию для разработки плана взыскания репараций.

Согласно документам конференции в Потсдаме (Германия; 17 июля-2 августа 1945 года), репарации должны были быть выражены в материальной форме (заводы, машины, оборудование, товарные запасы, а также германские вложения за рубежом) в отличие от репараций после Первой мировой войны, которые были определены и взимались только в денежной форме. Общая сумма германского имущества, которое страны-победительницы могли вывезти из своих зон оккупации, не была оговорена. Указывалось, что СССР дополнительно получит из зон, оккупированных США, Великобританией и Францией, примерно 25% демонтированного оборудования. Репарационные претензии Польши должен был удовлетворить СССР из своей доли (планировалось, что Польше отойдет 15%). Остальные члены антигитлеровской коалиции должны были получить репарации из западных оккупационных зон.

Договоренности о режиме поставок в счет репараций из зон, оккупированных США, Великобританией и Францией, были достигнуты на конференции в Париже в ноябре-декабре 1945 года и закреплены в договоре от 14 января 1946 года. Его участниками стали 19 стран, включая Великобританию, США, Францию, а также Албанию, Грецию, Чехословакию и Югославию. Парижский договор устанавливал процентную долю от репараций для отдельных государств и предусматривал создание Межсоюзнического репарационного агентства (ИАРА; Inter-Allied Reparations Agency; штаб-квартира в Брюсселе), которое занималось учетом и распределением репараций.

Конкретная общая сумма репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, на международном уровне закреплена не была. В 2000 году министерство финансов ФРГ подготовило отчет, в котором подчеркивалось, что "страны-победители брали репарационные выплаты в одностороннем порядке, и нормативных записей об этом не существует".

Как происходила выплата репараций СССР

Согласно отчету, СССР изъял из своей оккупационной зоны и впоследствии из ГДР имущества на сумму, превышающую 66 млрд марок ГДР (15,8 млрд долларов). По данным Главного трофейного управления, опубликованным в 1990-х годах российскими исследователями, в СССР, в частности, было вывезено 72 тыс. вагонов строительных материалов, около 3 тыс. заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна. Поставки из западных оккупационных зон в счет репараций для СССР прекратились в 1949 году после создания ФРГ.

По данным Польского института международных отношений (2005), СССР получил репараций на общую сумму в 3,081 млрд долларов (по курсу 1938 года), из которых на долю Польши пришлось 228 млн (порядка 7,5%).

В 1953 году между СССР и ГДР было подписано соглашение, согласованное с руководством Польши, в соответствии с которым с 1 января 1954 года из ГДР прекращались все поступления в качестве репараций.

Репарации другим странам

Поставки из западных секторов оккупированной Германии фактически закончились в 1950 году. ИАРА прекратила деятельность в 1959 году, определив стоимость вывезенного имущества в 530 млн долларов (по курсу 1938 года). По оценкам советской печати, США, Великобритания и Франция из своих зон оккупации демонтировали и вывезли оборудования на сумму около 1,2 млрд долларов, золота - 277 тонн (эквивалентно почти 300 млн долларов), морских и речных судов - на 200 млн долларов. Под контроль этих стран перешли зарубежные авуары Германии на сумму порядка 4 млрд долларов. Изъятые США и Великобританией германские патенты и техническая документация оценивается примерно в 5 млрд долл.

В сентябре 1952 года между ФРГ и Израилем было подписано так называемое Люксембургское соглашение (вступило в силу в марте 1953 года). В соответствии с этим документом в течение 14 лет правительство ФРГ выплатило израильскому правительству репарации в размере 3 млрд марок (по сегодняшнему курсу, примерно 7 млрд евро) в качестве компенсаций евреям, пострадавшим в годы Холокоста (1933-1945). Многие историки отмечают, что это единственный случай, когда репарации получило государство, не существовавшее во время войны, по итогам которой они выплачивались.

В 1960 году ФРГ и Греция подписали договор, согласно которому Греция получила 115 млн марок (59 млн евро) в качестве компенсации за ущерб, нанесенный в годы нацистской оккупации. В последние годы Греция неоднократно поднимала вопрос о новых репарациях от Германии за преступления в годы Второй мировой войны. По мнению греческой стороны, Германия должна также компенсировать вынужденный оккупационный заем, выданный Грецией в 1938 году в размере 3,5 млрд долларов (по текущему курсу около 54 млрд евро). Официальная позиция ФРГ по этой проблеме в последний раз была озвучена канцлером Ангелой Меркель в марте 2015 года: "Вопрос репараций с точки зрения права закрыт".

В 1961 году было заключено германо-итальянское соглашение о компенсациях итальянским жертвам нацизма, по которому правительству Италии было выплачено 40 млн марок (примерно 20 млн евро). В 2008 году Кассационный суд Италии постановил, что жертвы нацистских преступлений могут подавать иски против Германии в итальянские суды. В ответ Германия обратилась в Международный суд ООН, обвинив итальянские судебные власти в том, что они "игнорируют юрисдикционный иммунитет Германии как суверенного государства". В феврале 2012 года суд объявил, что Германия обладает юридической неприкосновенностью от преследований в национальных судах за нацистские злодеяния. Вердикт является окончательным и не подлежит обжалованию ни в какой другой инстанции.

Компенсации жертвам нацизма

Помимо репараций, Германия также выплачивает компенсации различным категориям жертв нацизма.

В 2000-2007 годах в ФРГ действовал Фонд "Память, ответственность и будущее", из которого предоставлялись компенсации бывшим подневольным рабочим, угнанным в Германию в ходе Второй мировой войны. В общей сложности фонд располагал 5,2 млрд евро (средства перечислили правительство ФРГ и германские предприятия). Всего компенсации на сумму 4,4 млрд евро получили 1,66 млн человек, проживающих в России, Польше, Чехии и других странах. Самым крупным получателем стала еврейская организация Конференция по еврейским материальным претензиям к Германии, которая получила 1,149 млрд евро. России Фонд выделил 427 млн евро.

Германия неоднократно принимала решения о единовременных выплатах различным категориям пострадавших во время Холокоста (помимо выплат по Люксембургскому соглашению). В декабре 2011 года ФРГ согласилась выплачивать дополнительные пенсии 16 тыс. жертв Холокоста. Общая сумма в ближайшие 10 лет составит 650 млн евро. В ноябре 2012 года началась программа по выплате компенсаций 80 тыс. человек, проживающим в странах бывшего СССР и пережившим Холокост. Общий объем выплат - порядка 245 млн евро. В мае 2013 года на конференции по удовлетворению материальных претензий евреев к Германии, которая состоялось в Иерусалиме, ФРГ обязалась в 2014-2017 годах перечислить 772 млн евро различным учреждениям, оказывающими поддержку жертвам Холокоста. Деньги будут потрачены на социальное обслуживание 56 тыс. человек, треть из которых проживает в Израиле.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!