Ревизор 3 действие краткое содержание по явлениям. Н.В

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Пьеса «Ревизор» начинается с того, что перед собравшимися чиновниками предстаёт Городничий и сообщает «пренеприятнейшее известие: К нам едет Ревизор». Возникает переполох. Все встревожены и теряются в догадках, не подослан ли Ревизор узнать – нет ли измены в городе накануне войны. Городничий даёт распоряжение создать видимость порядка в городе. Устраивает разнос чиновникам.

В городе царит беспредел. В больнице люди мрут как мухи, судья берёт взятки борзыми щенками, в школах преподаватели корчат рожи ученикам. Опасаясь доноса, Городничий просит почтмейстера вскрывать все письма и прочитывать. Для почтмейстера это не в первой. Он постоянно это делает, так как очень любопытен. Тут вбегают Бобчинский и Добчинский. Они объявляют, что Ревизор это Иван Александрович Хлестаков, который вот уж две недели живёт в гостинице при трактире.

Городничий всё больше обеспокоит, так как понимает, что Ревизор мог стать свидетелем бесчинств, творящихся в городе, и что чиновники не успели подготовиться к его приезду, наведя хотя бы внешний порядок. Городничий спешит наведаться в трактир, чтобы подробнее узнать о Хлестакове. Перед этим он даёт указание вымести улицу до трактира, приказывает сломать старый забор у сапожника и поставить вешку, вроде как идет планировка… Вспоминает о полуголых солдатах - приказывает не выпускать их на улицу. В общем Городничий пытается впопыхах как-то закамуфлировать всё то безобразие и произвол, который происходит в уездном городе.

В это время слухи о приезде Ревизора разносятся по всему городу. Жена и дочь Городничего уже сгорают от любопытства. Их весьма заинтересовал новый приезжий. Полковник ли он, да черные ли у него глаза… Посылают служанку все разузнать.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

В гостинице при трактире Осип, слуга Хлестакова, лёжа на постели барина, жалуется на то, что барина спустил все деньги и им приходится есть в долг. Приходит Хлестаков, просит Осипа сходить в буфет и заказать обед. Но обед больше в долг не дают, пока не заплатят за прежнее. Хлестаков голоден, корит себя за то, что проиграл все деньги, хочет вернуться в Петербург. Заходит трактирный слуга и приносит поесть: хозяин даёт в последний раз. Хлестаков съедает. В этот момент Осип объявляет. Что к Хлестакову пришёл Городничий и хочет его видеть. Хлестаков бледнеет, он испуган, думает, что сейчас придётся отвечать за свои проделки.

Входит Городничий. Хлестаков пытается оправдаться, обещает заплатить, в страхе угрожает обратиться прямо к министру. Городничий в своё время так испуган. Предлагает Хлестакову переехать на лучшую квартиру, суёт деньги. Хлестаков берёт деньги. Далее они беседуют, в ходе беседы За словами Хлестакова Городничий постоянно слышит намёк на безобразия, творящиеся в городе. Городничий приглашает ревизора к себе в дом, через Добчинского передаёт записку жене, чтобы та распорядилась подготовить комнату для гостя и ужин.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Жена и дочь Городничего с нетерпением ждут вестей об инкогнито из Петербурга, а в это время Городничий и Хлестаков идут осматривать учреждения города. Наконец-то Добчинский доставляет записку. В доме Городничего начинают готовиться к приезду гостя. Мать и дочь спорят, кому какие платья надеть, они взволнованы, с нетерпением хотят увидеть, какой он этот ревизор, чувствуется, что между ними возникает соперничество за внимание гостя. После посещения богоугодных заведений, Городничий вместе с Хлестаковым приезжают домой. Происходит знакомство ревизора с женой и детьми. Хлестаков уже давно понял, что его приняли не за того. В разговоре с супругой Городничего разговаривает свысока, набивает себе цену, бахвалиться, что он первый человек в Петербурге, рассказывает, какие он закатывает балы да приёмы. Под конец вечера он напивается и его укладывают спать.

Чиновники обсуждают гостя. Они понимают, что даже если половина того, что было сказано Хлестаковым правда, то их положение очень серьезное. Городничий обеспокоен, жена и дочь обсуждают, каков Хлестаков, каждая из них уверена, что он обращал внимание именно на неё. Выходит Осип. Все кидаются к нему с вопросами. Осип тоже уже зазнался: подтверждает высокий статус своего хозяина. Городничий приставляет к двери комнаты, где отдыхает Хлестаков Свистунова и Держиморду, чтобы никто не беспокоил гостя.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

При полном параде, на цыпочках, входят: Ляпкин-Тяпкин, Земляника, почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский. Ляпкин-Тяпкин строит всех в строй. Они решают, что каждый должен представиться перед Хлестаковым и лично дать взятку. Спорят, кому идти первым. Так по очереди они дают деньги Хлестакову, боясь и в то же время понимая, что давать надо. Хлестаков в начале берёт взятки робко, но потом всё с большей уверенностью – он понимает, что его приняли за высокопоставленный чин и надо пользоваться предоставленной возможностью. Со смехом он описывает это забавное стечение обстоятельств в письме своему другу Тряпичкину. Осип уговаривает Хлестакова уехать из города, пока ложь не раскрылась. Купцы жалуются на Городничего, что тот постоянно требует взятки, жалуется унтер офицерская вдова – Хлестаков обещает разобраться. Марья Антоновна, супруга Городничего обеспокоена тем, что гость наверно смеётся над их провинциальностью. Но Хлестаков разуверяет её, признаётся в любви, но так как она замужем, он мог бы сделать предложение её дочери. Городничий благославлает дочь, даёт ещё денег Хлестакову. Тот обещает обсудить свадьбу с отцом и вернуться завтра-послезавтра. Уезжает из города.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Городничий с женой мечтают о грядущей свадьбе дочери, строят планы, как Городничий будет продвигаться по служебной лестнице, используя связи своего зятя в Петербурге. Городничий объявляет купцам о помолвке дочери с Хлестаковым и угрожает расправой за то, что те нажаловались на него. В доме городничего собираются гости, чтобы поздравить его. Городничий и его жена ведут себя высокомерно, вместе с гостями обсуждают переезд в Петербург, возможное назначение Городничего генералом. Чиновники просят оказывать им покровительство, когда Городничий станет «важной птицей». Тот милостливо соглашается.

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Народная пословивица

Краткое содержание

Основные действующие лица:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.

Анна Андреевна, жена его.

Марья Антоновна, дочь его.

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.

Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.

Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Доб- чинский, городские помещики.

Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.

Осип, слуга его.

Степан Ильич Уховертов, частный пристав.

Свистунов, Пуговицын, Держиморда, полицейские.

Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

ДЕЙСТВИЕ 1

Комната в доме городничего

Явление 1

Чиновники узнают от городничего «пренеприятное известие»: в город приезжает ревизор, инкогнито, с «секретным предписаньем». Городничий зачитывает письмо, которое он получил от Андрея Ивановича Чмыхова, в котором тот уведомляет его о появлении чиновника с предписанием осмотреть всю губернию и особенно их уезд: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки…» (остановясь), ну, здесь свои… «то советую тебе взять предосторожность…» По предположениям судьи, ревизор специально подослан, чтобы выяснить, нет ли в городе измены перед войной.

Городничий недоумевает: «В уездном городе измена!» Он настоятельно советует чиновникам создать видимость порядка в заведениях, находящихся у них в ведомстве, «чтобы все было прилично». Так, в больнице следует надеть на больных чистые колпаки, а названия болезней написать над каждой кроватью по-латы- ни, из приемной суда убрать «домашних гусей с маленькими гусенками», которых завели сторожа. Что касается рабочего места судьи, то дурно, что у него «высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник». От заседателя «такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода».

Городничий упрекает чиновников во взяточничестве: судья Ляпкин-Тяпкин берет борзыми щенками. Тот говорит, что это вовсе не взятки, а вот «если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…». Городничий обращается к Луке Лукичу и советует ему обратить внимание на учителей. В гимназии поведение учителей более чем недостойное, так как они позволяют себе строить рожи своим ученикам. «…Если он (учитель)ученику сделает такую рожу, то оно ещё ничего… но посудите сами, если он сделает это посетителю, — это может быть очень худо». Учитель истории «объясняет с таким жаром, что не помнит себя».

Явление 2

По мнению почтмейстера, визит ревизора в их город может быть нанесен вследствие скорой войны с турками. Городничий к нему обращается с просьбой: «…нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки». Иван Кузьмич Шпекин признается, что его не нужно этому учить: «…смерть люблю узнать, что есть нового на свете». Одно письмо поручика он даже оставил у себя. Судья говорит: «Достанется вам когда-нибудь за это». Для городничего «это дело семейное».

Явление 3

Бобчинский и Добчинский наперебой рассказывают о «чрезвычайном происшествии». Бобчинский говорит о молодом человеке, которого они встретили в трактире, «недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего». Им стало известно, что это Иван Александрович Хлестаков, проживающий вот уже неделю в гостинице, не платя при этом денег хозяину. Бобчинский замечает, что «чиновник-та, о котором изволили получить нотицию, — ревизор». Городничий в панике, так как «в эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!» Он намерен посетить проезжающего и рад тому, что он молод, так как «молодого скорее пронюхаешь». Чиновники в спешке отправляются по своим ведомствам. Судья уверен, что к нему ни в одну бумагу никто заглядывать не будет, потому что «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда».

Явление 4

Квартальный получает от городничего распоряжение вымести улицы дочиста. Городничий интересуется у него, где Прохоров, и узнает, что тот пьян. Бобчинский намерен следовать за городничим на встречу с ревизором. На замечание городничего, что они вдвоем не поместятся на дрожках, тот говорит: «Петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку то, в дверь этак посмотреть…»

Явление 5

Городничий в разговоре с частным приставом продолжает отдавать распоряжения: «разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя», на вопросы ревизора следует давать ответы, что «всем довольны», что церковь «начала строиться, но сгорела», «не выпускать солдат на улицу безо всякого».

Явление 6

Появляются жена и дочь городничего, которые жаждут разузнать все о ревизоре. С этой целью Анна Андреевна отправляет служанку Авдотью вслед за дрожками городничего.

ДЕЙСТВИЕ 2

Комната в гостинице

Явление 1

На барской кровати лежит Осип, слуга Хлестакова, и вслух рассуждает о том, что из Петербурга они уехали с барином два месяца тому назад, барин растратил все деньги в дороге, так как жил на широкую ногу и проигрывался в карты, а «теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится». Осипу по душе жизнь в Питере, «жизнь тонкая и политичная», где «галантерейное обхождение», «всякий тебе говорит «вы»». Что же касается его барина, то, как только он получил деньги от отца, так и «пошел кутить», живет бестолково, «делом не занимается».

Явление 2

Приходит Хлестаков и посылает Осипа к хозяину За обедом. Тот напоминает, что они уже три недели живут без платы и хозяин грозился на них пожаловаться.

Явление 3

Голодный Хлестаков один. Он сетует на то, что зря так сильно покутил в Пензе. «Какой скверный городишко!»

Явление 4

Трактирному слуге Хлестаков наказывает, чтобы тот потребовал у хозяина обед в кредит, так как он не может быть голодным.

Явление 5

Хлестаков прикидывает, не продать ли что-либо из одежды, но решает, что «лучше приехать домой в петербургском костюме» и неплохо было бы приехать в карете, «подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу- помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею». Ощущение голода не дает покоя.

Явление 6

Наконец появляется трактирный слуга с обедом, в который входят суп и жаркое. Хлестаков высказывает свое недовольство, но все съедает.

Явление 7

Слуга Хлестакова сообщает ему, что его хочет видеть городничий, который специально с этой целью приехал в гостиницу. Хлестаков испуган, так как думает, что трактирщик пожаловался на него.

Явление 8

Входят городничий и Добчинский. Городничий говорит, что в его обязанности входит забота о проезжающих. Хлестаков оправдывается: «Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни». На протяжении всего явления Бобчинский подслушивает их беседу, время от времени выглядывая из-за двери. Городничий предлагает Хлестакову переехать на другую квартиру. Тот думает, что его намерены посадить в тюрьму. Городничий просит его: «Помилуйте, не погубите!» Хлестаков не понимает того, о чем ему говорит собеседник. Услышав, что тот предлагает дать взаймы денег, Хлестаков тут же соглашается: «Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше», а городничий незаметно вместо двухсот рублей «ввернул» ему четыреста. По словам городничего, проведывать проезжающих для него — обычное дело. Городничий рассуждает: «Он хочет, чтобы считали его инкогнитом. Хорошо, подпустим и мы турусы: прикинемся, как будто совсем и не знаем, что он за человек». Хлестаков сообщает городничему и Добчинско- му, что едет «в Саратовскую губернию, в собственную деревню», так как отец его требует. Но те ему не верят. Хлестаков говорит, что не может жить без Петербурга, его душа «жаждет просвещения». Городничий под предлогом, что комната в трактире не годится для такого «просвещенного гостя», приглашает Хлестакова пожить у него в доме.

Явление 9

Хлестаков просит у трактирного слуги счет, но городничий бросает тому: «Пошел вон, тебе пришлют».

Явление 10

Городничий предлагает Хлестакову посетить городские заведения, дабы тот убедился, что они находятся в порядке. Городничий дает Добчинскому две записки: одну для своей жены, а другую для Земляники.

ДЕЙСТВИЕ 3

Комната в доме городничего

Явление 1

Жена и дочь городничего в ожидании новостей. Глядя в окно, замечают Добчинского.

Явление 2

Добчинский передает Анне Андреевне записку от мужа и пересказывает дамам все, что случилось в трактире, характеризуя внешность молодого гостя, который не брюнет, не блондин, а «больше шантрет, и глаза такие быстрые, как зверьки, так в смущенье даже приводят». Жена городничего отдает необходимые распоряжения по дому, отправляет кучера Сидора к купцу Абдулину за вином.

Явление 3

Жена и дочь городничего решают, в каких туалетах им встретить гостя.

Явление 4

Осип приносит чемодан хозяина. Слуга городничего интересуется у него: «…скоро будет генерал?» В ответ на это тот говорит, что Хлестаков — «генерал, да только с другой стороны». Голодный Осип просит Мишку, чтобы ему принесли поесть, и не отказывается от «простова блюда» — щей, каши и пирогов.

Явление 5

В окружении чиновников появляются Хлестаков и городничий. Хлестакову нравится, что в этом городе «показывают проезжающим все в городе». Он остался очень доволен завтраком, который ему был предложен в больнице, так как «на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Больные «все как мухи выздоравливают.

Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком». Городничий уверяет, что печется о порядке. Услышав это, Земляника тихо называет его бездельником. На вопрос Хлестакова, имеются ли в городе карточные заведения, городничий отвечает отрицательно, божится, что никогда не играл. Смотритель училищ тихо замечает: «Подлец, выпонтировал вчера сто рублей». По мнению Хлестакова, «иногда очень заманчиво поиграть».

Явление 6

Хлестаков знакомится с женой и дочерью городничего, расхваливает жизнь в Петербурге, где начальник отделения с ним «на дружеской ноге», где его хотели «коллежским асессором сделать». Чиновники стоят в присутствии Хлестакова. Тот просит их садиться, так как не любит «церемонии». Далее Хлестаков продолжает врать, и кажется, что этому нет предела. По его словам, однажды его «приняли даже за главнокомандующего». Среда актеров и писателей ему хорошо знакома, он «с Пушкиным на дружеской ноге», называет его «большим оригиналом». Хлестаков хвастается, что написал «Женитьбу Фигаро», «Роберта- Дьявола», «Норму», а также «Юрия Милославского». Когда дочь городничего замечает, что последнее произведение принадлежит Загоскину, Хлестаков соглашается, добавляя при этом: «…а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой». Он признается, что «литературой существует», что его «дом первый в Петербурге», а на балы к нему доставляют «в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа», что в передней у него «графы и князья толкутся и жужжат», к нему приходит сам министр и однажды он управлял департаментом. Городничий предлагает Хлестакову отдохнуть.

Явление 7

Мнения о Хлестакове у чиновников самые разные. Бобчинский говорит, что «в жисть не был в присутствии такой важной персоны», «чуть не умер со страху». Добминский думает, что Хлестаков — «чуть не генерал». Попечителю богоугодных заведений «страшно просто».

Явление 8

Жена и дочь городничего называют Хлестакова «приятным» и «милашкой», «столичной штучкой», подчеркивают его «тонкое обращение». Каждой хочется быть замеченной Хлестаковым.

Явление 9

Городничий перепуган, хоть он и понимает, что Хлестаков «прилгнул немного». Анна Андреевна видит в госте «образованного, светского, высшего тона человека». Городничий пеняет жене на то, что она обращалась с Хлестаковым «так свободно, как будто с каким-нибудь Добчинским».

Явление 10

Анна Андреевна подзывает Осипа, чтобы расспросить у него о Хлестакове. Слуга говорит, что у его барина «чин обыкновенно какой», что он «порядок любит», «чтоб все было в исправности», что «любит, чтобы его приняли хорошо, угощение чтоб было хорошее». За откровения Осип получает от городничего «пару целковиков на чай», а потом и еще — «на баранки».

Явление 11

Перед городничим появляются два квартальных, Свистунов и Держиморда, которые по распоряжению городничего становятся на крыльце и следят, чтобы к Хлестакову никто не прошел.

ДЕЙСТВИЕ 4

Комната в доме городничего

Явление 1

В полном параде и мундирах входят осторожно, почти на цыпочках, судья, попечитель богоугодных заведений, почтмейстер, смотритель училищ, Добчинский и Бобчинский. По мнению попечителя богоугодных заведений, «представиться нужно поодиночке, да между четырех глаз и того… как там следует — чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается!» Каждому чиновнику хочется дать Хлестакову взятку. Решают, кто пойдет первым. Когда предложили смотрителю училищ, он возразил: «Не могу, не могу, господа. Я… так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул». Все пристают к судье.

Явление 2

Хлестаков признается себе, что ему «больше нравится, если угождают от; чистого сердца, а не то чтобы из интереса». Ему «нравится такая жизнь».

Явление 3

Перед Хлестаковым появляется судья. Хлестаков интересуется, давно ли он на этой должности и выгодно ли быть судьею. «А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне». Когда Ляпкин-Тяпкин роняет ассигнации на пол, он весь дрожит, так как уверен, что за этим последует наказание, но Хлестаков предлагает судье дать их «взаймы». Аммос Федорович делает это «с большим удовольствием», считая, что «это такая честь». Хлестаков замечает, что «судья — хороший человек».

Явление 4

Почтмейстер Иван Кузьмич, который следующим пришел представиться, лишь поддакивает Хлестакову, рассуждающему о весьма приятном городе и о том, что «в маленьком городке можно прожить счастливо». Хлестаков просит «триста рублей взаймы». Почтмейстер уверен, что по части почтового дела замечаний нет. Хлестаков замечает, что почтмейстер «услужлив».

Явление 5

Смотрителю училищ, Луке Лукичу, который весь дрожал от страха, Хлестаков предлагает сигару, а потом интересуется, какие женщины ему больше нравятся — брюнетки или блондинки. Лука Лукич «оробел». Хлестаков говорит, «что в его глазах точно есть что-то такое, что внушает робость», а потом просит «триста рублей взаймы». Смотритель училищ всучивает деньги Хлестакову и поспешно покидает комнату.

Явление 6

Попечителя богоугодных заведений, Артемия Филипповича Землянику, Хлестаков запомнил, так как там его «очень хорошо угостили завтраком», которым он остался доволен. Хлестаков спрашивает у него: «…как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом?..» Земляника отвечает, что «очень может быть», а после этого начинает доносить на чиновников города: «здешний почтмейстер совершенно ничего не делает», судья «поведения самого предосудительного», а «смотритель здешнего училища… хуже, чем якобинец». Хлестаков просит у него «рублей четыреста».

Явление 7

Входят Бобчинский и Добчинский, и Хлестаков сходу просит у них «взаймы рублей тысячу». Услышав о такой сумме, оба растерялись. Для столь знатного гостя у них нашлось шестьдесят пять рублей. Добчинский просит, чтобы его сына признали законным, а Бобчинский желает, чтобы Хлестаков при удобном случае поведал «вельможам разным: сенаторам и адмиралам», а также «если этак и государю придется», что «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Явление 8

Хлестакову становится очевидно, что в городе его приняли за важного государственного чиновника. Это, на его взгляд, забавное происшествие он решает описать в письме своему другу Тряпичкину, который пописывает статейки, — «пусть-ка он их общелкает хорошенько». А затем пересчитывает деньги.

Явление 9

Слуга Хлестакова, заподозрив неладное, советует ему поскорее убираться из города. Хлестаков соглашается, пишет письмо Тряпичкину, а потом отдает Осипу. Слышны голоса купцов и голос Держиморды. Хлестаков интересуется, что происходит, и передает Осипу, чтобы к нему пропустили посетителей.

Явление 10

К Хлестакову пришли купцы с кузовом вина и сахарными головами, чтобы поведать ему о городничем, который «обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Не по поступкам поступает». Купцы вынуждены терпеть его выходки: из лавки он несет все, что ему нравится, ждет от них подарков на именины дважды в год, «а попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой». Хлестаков говорит, что взяток не берет, но просит взаймы денег. Те дают ему пятьсот рублей. Купцы уходят, слышен голос женщины.

Явление 11

Слесарша появляется с претензией, что ее мужа забрали в солдаты не по очереди, так как те, кто должны были идти вместо него, сделали подношение, а кроме того, «по закону нельзя: он женатый». Унтер-офицерская жена требует справедливости и материального возмещения, так как ее высекли ни за что: «Бабы-то наши задрались на рынке, а полиция не подоспела, да и схвати меня». Хлестаков обещает свою помощь. Подойдя к окну и увидев «руки с просьбами», он говорит, что больше не намерен никого выслушивать.

Явление 12

Хлестаков выясняет отношения с дочерью городничего, которая опасается, что тот посмеется над ее провинциальностью. В ответ на это она слышит клятвы и уверения в любви. Хлестаков целует ее в плечо, становится на колени и просит прощения за свой поступок.

Явление 13

Вошедшая жена городничего прогоняет дочь. Оказавшись в такой ситуации, Хлестаков встает на колени перед ней и снова клянется в любви уже ей: «Жизнь моя на волоске. Если вы не увенчаете постоянную любовь мою, то я недостоин земного существования. С пламенем в груди прошу руки вашей». Анна Андреевна замечает, что замужем, на что Хлестаков ей возражает, что «для любви нет различия».

Явление 14

Вбегает дочь городничего со слезами на глазах и видит Хлестакова у ног матери. Та делает ей замечание, так как появление ее не ко времени. Хлестаков хватает за руку дочь городничего и просит у матери благословения. По мнению Анны Андреевны, та «недостойна такого счастия».

Явление 15

Приходит городничий, который умоляет Хлестакова не принимать во внимание все, что о нем наговорили купцы и горожане. Анна Андреевна останавливает его, говоря, что Хлестаков намерен просить руки их дочери. Городничий и его жена зовут дочь, которую тут же благословляют.

Явление 16

Хлестаков собирается в дорогу. Городничий интересуется у него, на какой день назначена свадьба. Тот говорит, что ему нужно отлучиться «на один день к дяде — богатый старик; а завтра же и назад». Взяв еще денег у городничего, Хлестаков покидает город.

ДЕЙСТВИЕ 5

Комната в доме городничего

Явление 1

Городничий и его жена предаются мечтаниям о будущем их дочери и о своем переезде в Петербург, где «можно большой чин зашибить». Городничий намерен «влезть в генералы», а Анна Андреевна опасается за мужа: «…ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь».

Явление 2

Купцы узнают о помолвке дочери городничего с Хлестаковым. Боясь расправы, купцы вынуждены повиниться.

Явление 3—6

Чиновники поздравляют городничего, который возомнил себя важной особой.

Явление 7

Судья интересуется, «каким образом все это началось, постепенный ход всего, то есть дела». Жена городничего отвечает, что Хлестаков сделал предложение из уважения к ее «редким качествам». Дочь вмешивается в разговор: «Ах, маменька! ведь это он мне говорил». Городничий сообщает, что Хлестаков уехал всего на один день. Антон Антонович и Анна Андреевна с высокомерием сообщают о их дальнейших планах, о переезде в Петербург и получении городничим генеральского чина. Городничий обещает помогать чиновникам по мере надобности, хотя жена его полагает, что «не всякой же мелюзге оказывать покровительство».

Явление 8

Входит почтмейстер с письмом Хлестакова, которое он намеревался отправить Тряпичкину, но «неестественная сила побудила» вскрыть его. Почтмейстер читает его вслух. Выясняется правда о Хлестакове, вернуть которого не представляется возможным, так как по распоряжению городничего ему отдали лучших лошадей. Хлестаков характеризует чиновников города так: «городничий — глуп, как сивый мерин», «почтмейстер… подлец, пьет горькую», «надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке», «смотритель училищ протухнул насквозь луком», «судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон». Услышав, как отзывается Хлестаков о каждом из чиновников, гости смеются, на что городничий замечает: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..» Все решают, что в происшедшем виноваты Бобчинский и Добчинский, «сплетники городские, лгуны проклятые», «сороки короткохвостые», «пачкуны проклятые», «колпаки», «сморчки короткобрюхие», которые пустили слух, что Хлестаков является ревизором.

Явление последнее

Появившийся жандарм сообщает, что приехал настоящий ревизор.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Комната в доме городничего
ЯВЛЕНИЕ I
Жена и дочь городничего ждут у окна новостей. Наконец в конце улицы показывается Добчинский.
ЯВЛЕНИЕ II
Добчинский отдает записку, оправдывается за медлительность. А что ревизор настоящий, то “я это первый открыл вместе с Петром Ивановичем”. Сбивчиво рассказывает о событиях. Анна Андреевна делает хозяйственные распоряжения, велит приготовить комнату для гостя.
ЯВЛЕНИЕ III
Дочь и мать обсуждают, какие туалеты надеть к приезду гостя. Явно просматривается соперничество между ними.
ЯВЛЕНИЕ IV
Осип вместе со слугой городничего Мишкой тащит вещи Хлестакова и узнает от него, что барин-то его - генерал. Просит чего-нибудь поесть.
ЯВЛЕНИЕ V
После обильного завтрака из больницы выходят Хлестаков и городничий в окружении чиновников. Хлестаков очень доволен всем. Вроде там было мало больных... Выздоровели, что ли, все? На что ему отвечают, что осталось человек десять, не больше. “Все как мухи выздоравливают”, - хвастается Земляника. Хлестаков интересуется, нет ли в городе каких развлечений, где можно было бы, например, поиграть в карты? Городничий всячески отнекивается, но по жестам его подчиненных ясно, что в карты он играет.
ЯВЛЕНИЕ VI
Городничий представляет Хлестакову жену и дочь. Тот, любезничая с Анной Андреевной, старается повысить себе цену: “Вы, может, думаете, что я только переписываю; нет начальник отделения со мной на дружеской ноге”. Его хотели коллежским асессором сделать, да, думает он, зачем? Приглашает всех садиться. “Я не люблю церемонии”. Он сам даже старается всегда проскользнуть незаметно, да не получается. Его один раз за главнокомандующего приняли. С Пушкиным на дружеской ноге. Да и сам сочиняет и в журналы помещает. У него много сочинений: “Женитьба Фигаро”, “Норма”... “Юрий Милославский”, например, его сочинение, робкое возражение Марьи Антоновны, что автор - Загоскин, пресекается маменькой. У Хлестакова первый дом в Петербурге. Он дает балы и приемы, так на стол подают, к примеру, арбуз в семьсот рублей. А в вист с ним играют министр иностранных дел, французский посланник, английский и немецкий посланники. Ему даже на пакетах пишут “Ваше превосходительство”. Раз даже управлял департаментом. И тридцать пять тысяч курьеров с просьбами! “Меня завтра же произведут сейчас в фельд-марш...” - Это были последние слова, вышедшие из уст Хлестакова, перед тем как его с почтением укладывают спать.
ЯВЛЕНИЕ VII
Оставшиеся чиновники в восхищении. Бобчннский предполагает, уж не генерал ли гость, а по мнению Добчинского, он, может быть, генералиссимус. Оба они уходят, а оставшийся Земляника говорит Луке Лукичу, что ему что-то страшно, отчего - сам не знает.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Мать и дочь обсуждают, каков, на их взгляд, мужчина Хлестаков. Соперничество. Каждая уверена, что именно на нее он смотрел по-особенному.
ЯВЛЕНИЕ IX
Городничий в страхе и переживаниях. Жена же, напротив, уверена в силе своего женского обаяния.
ЯВЛЕНИЕ X
Городничий, жена и дочь кидаются к вышедшему из комнаты Осипу с расспросами о барине - городничий о своем, женщины - о своем. Городничий щедро одаряет Осипа, Анна Андреевна обещает тоже, коли зайдет. По словам Осипа, “у барина бывают и графы... чин обыкновенно какой... порядок любит... больше всего любит, чтобы его приняли хорошо”.
ЯВЛЕНИЕ XI
Городничий выставляет на крыльце квартальных - Держиморду и Сви-стунова, чтобы не пропускали к ревизору просителей.

"Ревизор": краткое содержание по действиям

Данная комедия Гоголя является одной из жемчужин русской литературы и не случайно входит в список изучаемых в школе произведений. Для удобства учащихся мы размещаем статью "Ревизор": краткое содержание по действиям", но очень советуем прочесть комедию целиком.

Действие 1


Главные чиновники собрались дома у городничего. Он сообщает " К нам едет ревизор ". Целью приезда является осмотр уезда. Поэтому все чиновники должны выполнять свои обязанности как положено, а не как было принято. Они оправдываются. Судья признает, что берет взятки, но исключительно " борзыми щенками ". В работе иных учреждений также имеются недостатки.

Городничий намекает почтмейстеру, чтобы тот вскрывал письма, дабы быть в курсе дел. Тот отвечает, что он и так это делает.

Забегают Бобчинский и Добчинский. Они увидели незнакомого человека, который может быть ревизором.

Городничий с ними соглашается и собирается навестить "ревизора".

Его жена и дочь также полны любопытства и хотят увидеть столичного гостя.

Действие 2


Гостиница. Остап, слуга "ревизора" вслух размышляет. Из его слов становится понятно, что Хлестаков (так зовут молодого человека за которого приняли ревизора) чиновник низшего ранга. Задержались в городе они потому, что тот проиграл все деньги. Хлестаков привык вкусно есть и хорошо жить, хотя средств у него нет. Поэтому им приходится убегать, когда приходит пора оплаты.

В комнату заходит Хлестаков и просит Осипа принести еды. Слуга отправляется в трактир.

Хлестаков остается один. Он вспоминает, как проиграл все деньги в Пензе и жалеет, что не смог отыграться.

Приносят обед. Осип сообщает, что в гостиницу прибыл городничий. Хлестаков пугается, потому что боится попасть в тюрьму. Начинает оправдываться. Тот понимает его слова как недовольство имеющимися условиями и предлагает деньги, которые Хлестаков берет. Городничий предлагает ему поселиться у себя дома, а пока осмотреть разные заведения. Мнимый ревизор согласился.

Действие 3


Узнав от Добчинского о произошедших событиях дамы готовятся к встрече гостя. Хлестаков беседует с городничим и чиновниками. Затем происходит знакомство с дамами. Хлестаков хвастается, в результате сильно завирается. Его слова все принимают за чистую монету. Городничий вызывает полицейских, велит им охранять дом и не пускать жалобщиков.

Действие 4


Собрались чиновники, решают задобрить ревизора. Хлестаков у всех просит денег "в долг". Он их получает. Тут он понимает, что его приняли за кого-то другого. Об этом он пишет своему приятелю журналисту. Приходят жалобщики. У купцов он взял деньги и пообещал помочь, с остальными разговаривать отказывается. Хлестаков делает предложение дочке городничего, а потом и его жене. Вбегает городничий, просит не обращать внимания на жалобы. Узнав о предложении, соглашается отдать за мошенника свою дочь.

Действие 5


Городничий и его жена предвкушают как войдут в высшее общество.

О предстоящей свадьбе городничий сообщает купцам и чиновникам. Радужные планы портит почтмейстер. Он принес письмо Хлестакова к журналисту, в котором тот описывает произошедшие события. Чиновники в бешенстве, что их обвели вокруг пальца. Приходит жандарм и сообщает, что приехал ревизор и требует всех к себе. Все остолбенели.

Надеемся, что при изучении "Ревизора" краткое содержание по действиям поможет Вам и что Вам захочется прочесть всю комедию.

«Ревизор» – бессмертная комедия Николая Васильевича Гоголя. С момента написания ее не прекращали читать и ставить на сцене, потому что те проблемы, которые автор раскрыл в произведении, никогда не потеряют своей актуальности и найдут отклик в сердцах зрителей и читателей во все времена.

Работа над произведением началась в 1835 году. По легенде, желая написать комедию, но не находя достойную этого жанра историю, Гоголь обратился за помощью к Александру Сергеевичу Пушкину в надежде, что он подскажет подходящий сюжет. Так и случилось, Пушкин поделился «анекдотом», который произошел то ли с ним самим, то ли со знакомым чиновником: человека, приехавшего в некий город по своим делам, местные власти приняли за ревизора, прибывшего с тайным поручением проследить, выведать, доложить. Восхищавшийся талантом писателя Пушкин был уверен, что Гоголь справится с поставленной задачей даже лучше него, очень ждал выхода комедии и всячески поддерживал Николая Васильевича, особенно когда тот подумывал бросить начатое произведение.

Впервые комедия была прочитана самим автором на вечере у Василия Андреевича Жуковского в присутствии нескольких знакомых и друзей (в том числе и Пушкина). В том же году «Ревизора» поставили на сцене Александринского театра. Пьеса возмутила и насторожила своей «неблагонадежностью», ее могли запретить. Лишь благодаря ходатайству и протекции Жуковского было решено оставить произведение в покое.

В то же время первой постановкой оказался недоволен и сам Гоголь. Он решил, что ни актеры, ни публика не восприняли «Ревизора» верно. За этим последовало несколько разъяснительных статей писателя, дающих важные указания тем, кто действительно хочет вникнуть в суть комедии, правильно понять персонажей, сыграть их на сцене.

Работа над «Ревизором» продолжалась вплоть до 1842 года: после внесения многочисленных правок, он приобрел тот вид, в котором дошел до нас.

Жанр и направление

«Ревизор» – это комедия, где предметом повествования является жизнь русского чиновничества. Это сатира на нравы и порядки, заведенные среди людей, относящихся к этому кругу. Автор мастерски использует элементы комического в своем произведении, снабжая ими как сюжетные перипетии, так и систему персонажей. Он жестоко высмеивает современное состояние общества, то открыто иронизируя по поводу событий, иллюстрирующих действительность, то завуалированно подсмеиваясь над ними.

Гоголь работал в направлении реализма, главным принципом которого было показать «типичного героя в типичных обстоятельствах». Это, с одной стороны, облегчало писателю выбор темы произведения: достаточно было задуматься над тем, какие вопросы являются животрепещущими для общества в данный момент. С другой стороны, это ставило перед ним непростую задачу так описать реальность, чтобы читатель узнал ее и себя в ней, поверил слову автора и сам, погрузившись в атмосферу дисгармонии действительности, осознал необходимость перемен.

О чем?

Действие разворачивается в уездном городе, который естественно не имеет названия, тем самым символизируя любой город, а значит, и Россию в целом. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий – получает письмо, в котором говорится о ревизоре, который в любую минуту может приехать в город инкогнито с проверкой. Новость буквально ставит на уши всех жителей, имеющих какое-либо отношение к чиновничьей службе. Недолго думая перепуганные горожане сами находят претендента на роль важного чиновника из Петербурга и всячески пытаются подольститься к нему, ублажить высокопоставленное лицо, дабы оно снисходительно отнеслось к их грешкам. Комичность ситуации добавляет то, что Иван Александрович Хлестаков, произведший такое впечатление на окружающих, до последней минуты не догадывается, почему все ведут себя с ним так обходительно, и лишь в самом конце начинает подозревать, что его приняли за какого-то другого, по всей видимости, важного человека.

В канву общего повествования вплетен и любовный конфликт, также обыгранный в фарсовой манере и построенный на том, что участвующие в нем барышни, преследуя каждая свою выгоду, стараются помешать друг другу достичь ее, а зачинщик в это же время не может выбрать себе одну из двух дам.

Главные герои и их характеристики

Иван Александрович Хлестаков

Это мелкий чиновник из Петербурга, возвращающийся домой к родителям и погрязший в долгах. «Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора» – так пишет Гоголь о Хлестакове в одной из статей в приложении к пьесе. Пустой и ничтожный человек по своей натуре, Хлестаков обводит вокруг пальца целый город плутов и мошенников. Главным помощником ему в этом становится всеобщий страх, охвативший погрязших в служебных «грешках» чиновников. Они сами создают невероятный образ всемогущего ревизора из Петербурга – грозного человека, вершащего чужие судьбы, первого из первых во всей стране, а также столичной штучки, звезды любого круга. Но такую легенду надо уметь поддержать. Хлестаков блестяще справляется с этой задачей, разворачивая каждый брошенный в его сторону пассаж до захватывающей истории, столь нахально нелепой, что трудно поверить в то, что хитрецы города N не смогли раскусить его обман. Секрет «ревизора» в том, что ложь его чиста и наивна до крайности. Герой невероятно искренен в своем вранье, он практически сам верит в то, что рассказывает. Вероятно, это первый раз, когда на него обратили такое всепоглощающее внимание. Его действительно слушают, внимают каждому его слову, что приводит Ивана в полный восторг. Он чувствует, что это момент его триумфа: что бы он сейчас не сказал, все будет воспринято с восхищением. Его фантазия пускается в полет. Он не осознает, что здесь происходит на самом деле. Глупость и бахвальство не дают ему объективно оценить реальное положение дел и осознать, что долго эти взаимные восторги продолжаться не могут. Он готов задержаться в городе, пользуясь мнимыми доброжелательностью и щедростью горожан, не понимая, что обман скоро раскроется, и тогда ярости обведенных вокруг пальца чиновников не будет предела.

Будучи любвеобильным молодым человеком, Хлестаков волочится сразу за двумя привлекательными барышнями, не зная, кого же выбрать, дочь ли городничего или его жену, и бросается то перед одной, то перед другой на колени, чем покоряет сердца обеих.

Под конец, постепенно начиная догадываться, что все собравшиеся принимают его за кого-то другого, Хлестаков, удивляясь такому случаю, но, не теряя бодрости духа, пишет своему другу литератору Тряпичкину о том, что с ним произошло, и предлагает высмеять своих новых знакомцев в подходящей статье. Он радостно расписывает пороки тех, кто благодушно его принял, тех, кого он успел порядочно обобрать (принимая исключительно взаймы), тех, кому славно вскружил голову своими историями.

Хлестаков – это «лживый, олицетворенный обман» и в то же время этот пустой, ничтожный характер «заключает в себе собрание многих тех качеств, которые водятся и не за ничтожными людьми», именно поэтому эта роль всех труднее. Другое описание характера и образа Хлестакова в формате сочинения вы можете найти .

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий

«Плут первого разряда» (Белинский)

Антон Антонович – человек неглупый и умеющий управлять делами. Он мог бы быть хорошим городничим, если бы не заботился прежде всего о своем кармане. Ловко устроившись на своем месте, он внимательно приглядывается ко всякой возможности где-нибудь что-нибудь ухватить и никогда не упускает своего шанса. В городе его считают мошенником и плохим управляющим, но читателю становится ясно, что заработал он такую славу не потому, что зол или безжалостен по натуре (он совсем не такой), а потому, что поставил свои интересы гораздо выше чужих. При этом если найти верный подход к нему, то можно заручиться его поддержкой.

Городничий не заблуждается на счет себя и не скрывает в приватном разговоре, что сам все знает о своих грехах. Он считает себя человеком набожным, ибо ходит каждое воскресенье в церковь. Можно предположить, что ему не чуждо некоторое раскаяние, но слабости свои он все равно ставит превыше него. При этом он трепетно относится к жене и дочери, его нельзя попрекнуть равнодушием.

В прибытии ревизора городничего скорее пугает неожиданность, нежели сама проверка. Он подозревает, что если правильно подготовить город и нужных людей к встрече важного гостя, а также взять в оборот самого чиновника из Петербурга, то можно удачно обставить дельце и даже что-нибудь для себя здесь выиграть. Чувствуя, что Хлестаков поддается влиянию и приходит в благостное расположение духа, Антон Антонович успокаивается, и, конечно, нет предела его радости, гордости и полету его фантазии, когда появляется возможность породниться с таким человеком. Городничий грезит о видном положении в Петербурге, об удачной партии для своей дочери, ситуация находится у него под контролем и оборачивается как нельзя лучше, как вдруг выясняется, что Хлестаков — всего лишь пустышка, а на порог уже заявился настоящий ревизор. Именно для него этот удар становится самым тяжелым: он и теряет больше других, и достанется ему не в пример строже. Сочинение, где описан характер и образ городничего в «Ревизоре», вы можете найти .

Анна Андреевна и Мария Антоновна

Основные женские персонажи комедии. Эти дамы – жена и дочь городничего. Они крайне любопытны, как все скучающие барышни, охотницы до всех городских сплетен, а также большие кокетки, любят, когда ими увлечены окружающие.

Появившийся столь неожиданно Хлестаков становится для них замечательным развлечением. Он привозит новости из высшего света столицы, рассказывает множество удивительных и занятных историй, а главное проявляет интерес к каждой из них. Мать и дочь всячески пытаются добиться расположения восхитительного франта из Петербурга, и, в конце концов, он сватается к Марии Антоновне, чему очень рады ее родители. Все начинают строить радужные планы на будущее. Женщины не догадываются, что свадьба никак не входит в его планы, и в итоге обе, как, впрочем, и все жители города, оказываются у разбитого корыта.

Осип

Слуга Хлестакова не глуп и хитер. Он гораздо быстрее своего хозяина разбирается в ситуации и, понимая, что дело идет не к добру, советует хозяину как можно скорее покинуть город.

Осип хорошо понимает, что нужно его хозяину, всегда заботиться о его благополучии. Сам Хлестаков явно не умеет это делать, а значит, без своего слуги он пропадет. Это Осип тоже понимает, поэтому порой позволяет себе вести себя с хозяином фамильярно, грубит ему, держит себя независимо.

Бобчинский и Добчинский

Они городские помещики. Оба низенькие, кругленькие, «чрезвычайно похожи друг на друга». Эти два друга — болтуны и вруны, два главных городских сплетника. Именно они принимают Хлестакова за ревизора, чем вводят в заблуждение всех остальных чиновников.

Бобчинский и Добчинский производят впечатление забавных и добродушных господ, но на самом деле они глуповаты и, в сущности, просто пустозвоны.

Прочие чиновники

Каждый чиновник города N чем-то по-своему примечателен, но все же они в первую очередь составляют общую картину бюрократического мира и представляют интерес в совокупности. Они, как мы увидим далее, обладают всеми пороками людей, занимающих важные должности. Более того, они не скрывают это, а порой даже гордятся своими поступками. Имея в лице городничего союзника, судья, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ и другие свободно творят любой произвол, который приходит им на ум, не боясь расправы.

Сообщение о приезде ревизора приводит всех в ужас, но такие «акулы» чиновничьего мира быстро оправляются от первого потрясения и легко приходят к самому простому решению их проблемы – подкупу страшного, но, вероятно, такого же как они бесчестного ревизора. Обрадованные удачей своего замысла, чиновники теряют бдительность и собранность и оказываются на голову разбиты в тот момент, когда выясняется, что обласканный ими Хлестаков – никто, а настоящее высокопоставленное лицо из Петербурга уже в городе. Образ города N описывается .

Темы

  1. Политическая тематика: самоуправство, кумовство и казнокрадство во властных структурах . В поле зрения автора попадает провинциальный город N. Отсутствие названия и каких-либо территориальных указаний сразу наводит на мысль, что это собирательный образ. Читатель сразу знакомится с рядом проживающих там чиновников, так как именно они составляют интерес в данном произведении. Это все люди, сплошь злоупотребляющие властью и пользующиеся служебными обязанностями лишь в собственных интересах. Быт чиновников города N сложился уже давно, все идет своим чередом, ничто не нарушает ими созданный порядок, основу которому заложил сам городничий, до тех пор, пока не появляется реальная угроза суда и расправы за их самоуправство, которая должна вот-вот обрушиться на них в лице ревизора. мы рассказали об этой теме более подробно.
  2. Социальная тематика . Попутно в комедии затронута тема общечеловеческой глупости , по-разному проявляющей себя в разных представителях рода людского. Так, читатель видит, как данный порок заводит некоторых героев пьесы в разные курьезные ситуации: Хлестаков, окрыленный возможностью раз в жизни стать тем, кем он хотел бы быть, не замечает, что его легенда вилами на воде писана и он вот-вот будет разоблачен; городничий, сперва напуганный до глубины души, а затем поставленный перед соблазном выйти в люди в самом Петербурге, теряется в мире фантазий о новой жизни и оказывается неготовым к развязке этой необыкновенной истории.

Проблемы

Комедия направлена на высмеивание конкретных пороков людей, имеющих высокое положение на службе. Жители города не гнушаются ни взяточничеством, ни казнокрадством, они обманывают простых обывателей, обирают их. Корыстолюбие и самоуправство – извечные проблемы чиновников, поэтому «Ревизор» во все времена остается актуальной и злободневной пьесой.

Гоголь затрагивает не только проблемы отдельного сословия. Он находит пороки в каждом жителе города. Например, в знатных женщинах мы явственно видим алчность, лицемерие, лживость, пошлость и склонность к предательству. В простых горожанах автор находит рабскую зависимость от господ, плебейскую ограниченность, готовность пресмыкаться и лебезить ради сиюминутной выгоды. Читатель может разглядеть все стороны медали: там, где царит тирания, есть и не менее стыдное рабство. Люди смиряются с таким отношением к себе, их устраивает такая жизнь. В этом несправедливая власть черпает силу.

Смысл

Смысл комедии заложен Гоголем в выбранной им в качестве эпиграфа народной пословице: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». В своем произведении писатель говорит о насущных проблемах своей страны современного ему периода, хотя все новые и новые читатели (каждый в свою эпоху) находят их злободневными и актуальными. Не все встречают комедию с пониманием, не каждый готов признать существование проблемы, но склонен обвинять в неидеальности мира окружающих людей, обстоятельства, жизнь как таковую – только не себя. Автор видит эту закономерность в своих соотечественниках и, желая бороться с ней доступными ему методами, пишет «Ревизора» в надежде, что прочитавшие его попытаются что-то изменить в себе (и, может быть, в окружающем мире), чтобы не пускать беды и бесчинства на самотек, но всеми возможными средствами остановить торжествующий путь бесчестья в профессиональной среде.

В пьесе нет положительных героев, что можно истолковать, как буквальное выражение главной авторской мысли: все за всех виноваты. Нет людей, которые бы не приняли унизительного участия в бесчинствах и беспорядках. Все вносят свою лепту в несправедливость. Виноваты не только чиновники, но и купцы, дающие взятки и обирающие народ, и простые люди, вечно пьянствующие и живущие в скотских условиях по своей же инициативе. Порочны не только алчные, невежественные и лицемерные мужчины, но лживые, вульгарные и глупые дамы. Прежде чем критиковать кого-то, нужно начать с себя, сократив порочный круг хотя бы на одно звено. В этом и заключается основная идея «Ревизора».

Критика

Написание «Ревизора» повлекло за собой широкий общественный резонанс. Публика восприняла комедию неоднозначно: отзывы последовали как восторженные, так и возмущенные. Критика заняла противоположные позиции в оценке произведения.

Многие современники Гоголя стремились проанализировать комедию и сделать какой-либо вывод относительно ее ценности для русской и мировой литературы. Некоторые сочли ее грубой и вредной для чтения. Так, Ф.В. Булгарин, представитель официозной прессы и личный враг Пушкина, писал, что «Ревизор» – это поклеп на российскую действительность, что если и существуют подобные нравы, то не в нашей стране, что Гоголь изобразил малороссийский или белорусский город да такой гадкий, что не ясно, как он может держаться на земном шаре.

О.И. Сенковский отметил талант писателя, считал, что Гоголь наконец-то нашел свой жанр и должен совершенствоваться именно в нем, но сама комедия была встречена критиком не так благодушно. Сенковский считал ошибкой автора смешать в своем произведении нечто хорошее, приятное с тем количеством грязи и низости, с которым читатель в итоге сталкивается. Также критик отметил, что завязка, на которой держится весь конфликт, неубедительна: не могли такие матерые прохвосты, как чиновники города N, быть столь легковерными и дать ввести себя в это судьбоносное заблуждение.

Существовало иное мнение относительно комедии Гоголя. К.С. Аксаков заявлял, что те, кто ругает «Ревизора», не поняли его поэтику и должны внимательнее вчитаться в текст. Как истинный художник, Гоголь скрыл свои настоящие чувства за насмешкой и сатирой, в действительности же его душа болела за Россию, в который на самом деле есть место всем персонажам комедии.

Интересно то, что в своей статье «Ревизор» комедия, соч. Н. Гоголя» П.А. Вяземский в свою очередь отмечал полный успех сценической постановки. Вспоминая обвинения в неправдоподобности в адрес комедии, он писал о психологических причинах явлений, описанных автором, как о более существенных, но также был готов признать произошедшее возможным и со всех остальных точек зрения. Важным замечанием в статье является эпизод о нападках в сторону персонажей: «Говорят, что в комедии Гоголя не видно ни одного умного человека; неправда: умен автор».

Сам В.Г. Белинский высоко оценил «Ревизора». Как ни странно, он много писал о комедии Гоголя в статье «Горе от ума». Критик внимательно рассмотрел как сюжет и некоторых персонажей комедии, так и ее суть. Говоря о гениальности автора и расхваливая его произведение, он признавал, что все в «Ревизоре» превосходно.

Нельзя не упомянуть критические статьи по поводу комедии самого автора. Гоголь написал пять пояснительных статей к своему произведению, так как счел, что оно было неверно понято актерами, зрителями, читателями. Он очень хотел, чтобы публика увидела в «Ревизоре» именно то, что он показал, чтобы восприняла его в определенном ключе. В своих статьях писатель давал наставления актерам о том, как нужно исполнять роли, раскрывал суть некоторых эпизодов и сцен, а также общую – всего произведения. Особое внимание он уделил немой сцене, ибо считал ее неимоверно важной, самой главной. Отдельно хочется упомянуть «Театральный разъезд после представления новой комедии». Эта статья необычна своей формой: она написана в виде пьесы. Между собой беседуют зрители, только что посмотревшие представление, а также автор комедии. Здесь содержатся некоторые уточнения относительно смысла произведения, но главное – ответы Гоголя на критику в адрес его произведения.

В конечном итоге пьеса стала важной и неотъемлемой составляющей русской литературы и культуры.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!