Результаты конкурса белка в беларуси. Сказочная химия

Игра-конкурс "Белка" проводится с целью развития и поддержки интереса школьников к изучению химии.

Конкурс родился в Беларуси в 1998 году. Проводится он по правилам популярного у школьников международного математического конкурса "Кенгуру" .

В отличие от олимпиад участниками конкурса "Белка" могут быть все желающие учащиеся 7-11 классов. Конкурс не предполагает предварительного отбора и последующего отсева участников.

Конкурс проводится в школах, лицеях, гимназиях, где обучаются участники, в один и тот же день, в одно и то же время. Работа непосредственно над заданием продолжается ровно 1 час 15 минут. Во время выполнения задания участникам запрещается пользоваться компьютерами, учебниками, конспектами, справочной литературой, электронными средствами связи, разрешается использовать калькалятор (не мобильного телефона) и прилагаемые к заданиям таблицы. Каждый участник выполняет задание самостоятельно.

Участникам конкурса предлагается задание из 30 вопросов. Каждый вопрос содержит 5 вариантов ответа, среди которых только один правильный.

На старте каждый участник получает 30 баллов.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности вопроса участнику начисляются 3, 4 или 5 баллов. Неправильный ответ оценивается четвертью баллов, предусмотренных за данный вопрос, и засчитывается со знаком "минус", в то время как, не дав ответа, участник сохраняет уже набранные баллы. Сложность вопросов определяется по числу участников, ответивших на них правильно. 10 наиболее лёгких вопросов оцениваются по 3 балла, 10 наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные 10 вопросов оцениваются по 4 балла. Победители конкурса определяются по наибольшему числу набранных баллов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать участник - 150.

Самостоятельная и честная работа над заданием - главное требование к организаторам и участникам конкурса. Предусмотрена дисквалификация участников и учреждений образования, нарушивших данное требование.

В конкурсе нет проигравших. Независимо от результата каждый участник получает приз "для всех". Предусматривается дополнительное поощрение 20% участников, показавших лучшие результаты в своих школах, районах (городах), областях и стране.

Подведение итогов и публикация результатов осуществляется через 1 - 2 месяца после даты проведения конкурса.

Итоговые протоколы и призы доставляются в районные (городские) оргкомитеты через 2 - 3 месяца после даты проведения конкурса. Вручение свидетельств и призов участникам осуществляется в учреждениях образования, где они обучаются.

Итоги командных выступлений между классами, школами, районами, областями не подводятся.

Конкурс платный. Участники конкурса вносят организационный взнос, который расходуется на проведение конкурса и поощрение участников и организаторов.

Конкурс проводится по правилам популярной у школьников международной математической игры-конкурса «Кенгуру» .

В отличие от олимпиад участниками конкурса могут быть все желающие учащиеся 7-11 классов. Конкурс не предполагает предварительного отбора и последующего отсева участников.

Конкурс проводится в школах, лицеях, гимназиях, где обучаются участники, в один и тот же день. Работа непосредственно над заданием продолжается ровно 1 час 15 минут. Каждый участник выполняет задание самостоятельно. Ручка, черновик, калькулятор (не смартфон), карточка участника, задание и таблица к заданию – это всё, что нужно для работы участнику. Во время выполнения задания участникам запрещается пользоваться какими-либо источниками информации и средствами связи, общаться с другими участниками и задавать вопросы. После окончания игры-конкурса листок с заданием и черновик участник забирает с собой и хранит у себя до подведения окончательных итогов.

Участникам конкурса предлагается задание из 30 вопросов. Каждый вопрос содержит 5 вариантов ответа, среди которых только один правильный. Объём и содержание задания не предполагают его полного выполнения. В задании допускаются вопросы, не входящие в программу обучения.

На старте каждый участник получает 30 баллов.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности вопроса участнику начисляются 3, 4 или 5 баллов. За неправильный ответ у участника вычитается четверть баллов, предусмотренных за данный вопрос, в то время, как не дав ответа, участник сохраняет уже набранные баллы. Сложность вопросов определяется по числу участников, ответивших на них правильно. 10 наиболее лёгких вопросов оцениваются по 3 балла, 10 наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные 10 вопросов оцениваются по 4 балла. Победители конкурса определяются по наибольшему числу набранных баллов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать участник – 150.

В конкурсе нет проигравших. Независимо от результата каждый участник получает приз «для всех». Предусматривается дополнительное поощрение 20% участников, показавших лучшие результаты в своих учреждениях образования.

Самостоятельная и честная работа над заданием – главное требование к организаторам и участникам конкурса. Предусматривается дисквалификация участников и учреждений образования, нарушивших данное требование.

Результаты всех участников размещаются в открытом доступе на сайте: предварительные – через 1,5–2 месяца после проведения конкурса, окончательные – через 1 месяц после размещения предварительных. Свидетельства участников и призы вручаются участникам конкурса в учреждениях образования через 3-4 месяца после проведения конкурса.

Итоги командных выступлений между классами, школами, районами и областями не подводятся.

Участники конкурса вносят организационный взнос, который расходуется на проведение конкурса и поощрение участников и организаторов.

Игра-конкурс "Белка-2016" проводилась 25 ноября 2016 года. Всего в соревновании приняло участие 36 707 учащихся из 2 214 учреждений образования Республики Беларусь.

Химия прочно вошла во все сферы нашей жизни. Это наука, которая кормит, поит, одевает, обувает, лечит, строит, облегчает труд человека, экономит его время, помогает добывать полезные ископаемые, позволяет создавать материалы, которых нет в природе. Химия предоставляет огромные возможности, но при этом требует грамотного и ответственного их применения. Знания этого школьного предмета будут полезны каждому, независимо от избранной в будущем профессии.

В этом году в игре-конкурсе по химии приняли участие 36 707 учащихся, что на 4 918 больше количества участников прошлогоднего конкурса. Увеличение количества участников произошло во всех регионах. Наибольшим количеством ребят, которые решили проверить свои знания, участвуя в игре-конкурсе «Белка», представлен г. Минск. Распределение участников по регионам отражено на диаграмме:

Как и в прошлом году, в «Белке» приняли участие ребята из-за рубежа: учащиеся девяти учреждений образования из восьми регионов Российской Федерации и, впервые, – школьники из Узбекистана.

Конкурсные задания были подготовлены для трёх возрастных групп: для учащихся 7, 8-9 и 10-11 классов. В конкурсе принял участие и один пятиклассник. Количественный состав участников по возрастному принципу представлен на диаграмме:

Ниже на диаграммах приведены данные в процентах о количестве участников, правильно ответивших на каждый из вопросов задания. Уровни сложности вопросов (3 балла, 4 балла и 5 баллов) для наглядности выделены различными цветами. Напомним, что сложность вопросов определяется после проверки всех работ по числу участников, ответивших на них правильно. 10 наиболее лёгких вопросов, на которые правильно ответило наибольшее количество участников, оцениваются по 3 балла, 10 наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные 10 вопросов оцениваются по 4 балла.

Успешность выполнения задания для 7-го класса, над которым трудился и пятиклассник, пожелавший проверить свои знания, отражена на следующей диаграмме:

Лучше всего юные химики справились с ответом на вопрос №7 о посуде из химической лаборатории, правильный ответ на него дали 86% ребят. Самым сложным оказался вопрос №27, на который правильно ответить смогли только 10% участников.

Успешность выполнения задания для 8-9-х классов учащимися 8-х классов отражена на диаграмме ниже:

Успешность выполнения этого же задания учащимися 9-х классов:

Как видно из диаграмм, вопросы задания №19, 20, 24, 25, 26 и 28 оценены для 8-х и 9-х классов в разное количество баллов. Интересно отметить, что на вопросы №2, 5, 6, 8, 16 и 21 учащиеся 8 класса отвечали также успешно как и девятиклассники, а на вопросы №1, 7, 11, 19, 20, 23, 26, 29 и 30 даже лучше более старших товарищей. Наибольшее количество правильных ответов восьмиклассники дали, отвечая на вопрос задания №8 о монете, которая притягивается магнитом (64%), а у девятиклассников самым лёгким стал вопрос №9 о веществе, которым по версии Конан Дойля была намазана собака Баскервиллей (67% правильных ответов). Самым сложным вопросом для обеих возрастных групп стал вопрос задания №4 об образовании пены при засыпании концентрированной серной кислоты смесью соды и мыла (7% и 9% правильных ответов соответственно).

Успешность выполнения задания для 10-11-х классов учащимися 10-х классов:

Успешность выполнения этого же задания учащимися 11-х классов:

В этом задании также есть вопросы, которые оценены в разное количество баллов для участников из разных параллелей. Это вопросы №1, 3, 13, 16, 23 и 29. Примечательно, что десятиклассники в процентном отношении на многие вопросы дали правильных ответов больше в сравнении с выпускниками. Так, более успешно учащиеся 10 класса справились с ответами на вопросы №6, 7, 8, 9, 11, 14, 16, 18, 19, 20, 22, 26 и 29, а на вопросы №2, 4 и 13 отвечали одинаково успешно с одиннадцатиклассниками. Самым простым для этих возрастных категорий участников оказался вопрос №6 о химических свойствах вещества. На него правильно ответили 76% десятиклассников и 73% одиннадцатиклассников. Меньше всего правильных ответов учащиеся 10 класса дали на вопрос №28 о кристаллической решётке оксида (10%), а учащиеся 11 класса – на вопрос №7 о гетерогенных смесях (11%).

То, что десятиклассники на большинство вопросов задания отвечают лучше одиннадцатиклассников, вызывает некоторое удивление. Ведь те из выпускников, кто готовится сдавать ЦТ, участвуя в наших конкурсах, получают дополнительную возможность подготовиться к его выполнению. Мы будем признательны учителям химии и организаторам «Белки», которые выскажут нам по этому поводу свои соображения.

Уровень сложности заданий в целом характеризует средний балл по стране. На следующей диаграмме указан средний балл для каждой параллели:

Средний балл и анализ предварительных результатов конкурса говорят о том, что задания были непростыми для участников. Это подтверждает и тот факт, что никто из участников не смог набрать 150 максимальных баллов, что, в общем, и предполагают авторы заданий и оргкомитет конкурса. Вопросы возникают по другому поводу. Имена лучших учащихся по их успехам в учебе и выступлениям на олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях известны не только в учреждениях и отделах образования, но, возможно, даже и в республике. Когда организаторы конкурсов, где есть такие ребята, не выполняют требований памяток и инструкций, когда имеют место нарушения правил игры самими участниками, иногда массово, дисквалификационная комиссия и оргкомитет имеют право не засчитывать результаты, и в этой ситуации иногда наказываются и страдают лучшие из участников. В подтверждение сказанного приведем следующие цифры. Из 54 участников «Белки» (всего 36707), которые сделали в задании по 1-3 ошибки, результаты 25 из них не подтверждены подписями наблюдателей из других учреждений района. Это дает право оргкомитету не засчитать практически половину высоких результатов участников. Таким образом получается, что лучшие учащиеся в стране могут оказаться лишенными заслуженных мест и призов. А происходит подобное по причине нарушений правил игры, как участниками, так и организаторами.

С сожалением отмечаем, что и на этот раз не обошлось без нарушений. Из-за случаев нарушения правил дисквалификационная комиссия приняла решение не засчитать результаты некоторых участников и нескольких учреждений образования.

Напоминаем участникам, их родителям и организаторам конкурса, что в течение месяца результаты являются предварительными . Через месяц после размещения на сайте предварительные результаты конкурса объявляются окончательными и никаким изменениям не подлежат .

Благодарим всех координаторов, организаторов и их помощников, которые добросовестно, с соблюдением требований и правил игры, организовали и провели конкурс. Благодарим также родителей, которые добровольно оказывают помощь учителям их детей.

Поздравляем всех ребят, принявших участие в игре-конкурсе "Белка-2016". Каждый участник получит приз «для всех», а каждый пятый, то есть 20% учащихся, показавших лучшие результаты в своем районе и учреждении образования, будут поощрены дополнительными призами.

Всем участникам конкурса желаем успехов в учебе, в изучении химии, реализации их планов.

Игра-конкурс "Белка-2017" проводилась 30 ноября 2017 года. Всего в соревновании приняло участие 32 255 учащихся из 2 095 учреждений образования Республики Беларусь.

О том, что химия очень важна и применяется людьми в различных сферах, говорил великий ученый М.В. Ломоносов еще в XVIII веке. Сегодня же, когда технологии совершили огромный прорыв, невозможно представить жизнь человечества без этой сложной и многогранной науки.

В этом году в игре-конкурсе по химии приняли участие 32 255 учащихся нашей страны. Это на 4 452 участника меньше по сравнению с прошлым годом. Уменьшение количества участников произошло во всех регионах страны. Наибольшим количеством ребят, которые решили проверить свои знания, участвуя в игре-конкурсе «Белка», представлены г. Брест и Брестская область. Распределение участников по регионам отражено на диаграмме:

В конкурсе приняли участие и ученики нескольких школ Российской Федерации, а также школы при Посольстве России в Дании.

Конкурсные задания были подготовлены для трёх возрастных групп: для учащихся 7, 8-9 и 10-11 классов. Количественный состав участников по параллелям представлен на диаграмме:

Ниже на диаграммах приведены данные о проценте участников, правильно ответивших на каждый из вопросов задания. Уровни сложности в 3, 4 и 5 баллов всех тридцати вопросов задания для наглядности выделены различными цветами. Напомним, что сложность вопросов определяется после проверки всех работ по числу участников, ответивших на них правильно. 10 наиболее лёгких вопросов, на которые правильно ответило наибольшее количество участников, оцениваются по 3 балла, 10 наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные 10 вопросов оцениваются по 4 балла.

Успешность выполнения задания для 7 класса отражена на следующей диаграмме:

Лучше всего самые юные химики справились с ответом на вопрос №8. 78% ребят правильно указали, для какой из частей установки, представленной на рисунке, основным материалом является металл. Самым сложным оказался вопрос №3 о названии элемента с порядковым номером 118, на который правильно ответить смогли лишь 14% участников, то есть один из семи.

Успешность выполнения задания для 8-9 классов учащимися 8 класса отражена на диаграмме ниже:

Успешность выполнения этого же задания учащимися 9 класса:

Два вопроса задания, №10 и №16, оценены для участников из 8 и 9 классов в разное количество баллов. В целом с заданием восьмиклассники справились не хуже ребят из девятой параллели. На вопросы №№8, 12, 16, 22, 29 и 30 в процентном отношении они отвечали одинаково успешно со старшими ребятами, а на вопросы №№2, 3, 4, 9, 13, 14, 15, и 21 даже более успешно. Наибольшее количество правильных ответов участники из обеих параллелей дали на вопрос задания №4. 65% восьмиклассников и 62% девятиклассников правильно указали, что из перечисленных металлов серебристо-белым является алюминий. Самым сложным для восьмиклассников стал вопрос №18 о получении железного купороса (10% правильных ответов). Для учащихся 9 класса наиболее сложным оказался вопрос №25 о горении каменного угля (12% правильных ответов).

Успешность выполнения задания для 10-11 классов учащимися 10 класса:

Успешность выполнения этого же задания учащимися 11 класса:

Как видно из диаграмм, не все вопросы задания оказались одинаково сложными для участников из разных параллелей. Так, вопросы №№5, 8, 13 и 14 оценены для десятиклассников и одиннадцатиклассников в разное количество баллов. Примечательно, что десятиклассники в процентном отношении на многие вопросы дали правильных ответов больше в сравнении с выпускниками. Так, более успешно учащиеся 10 класса справились с ответами на вопросы №№1, 3, 10, 13, 18, 21, 22, 27, 28 и 30, а на вопросы №№ 8, 11 и 23 отвечали так же успешно, как и одиннадцатиклассники. Самым простым для этих возрастных категорий участников оказался вопрос №1. На него правильно ответили 82% десятиклассников и 80% одиннадцатиклассников. Меньше всего правильных ответов учащиеся 10 класса дали на вопрос №9 о массовой доле растворенного вещества в растворе медного купороса (13%), а учащиеся 11 класса – на вопрос №21 об эффективном способе защиты железа от коррозии (13%).

Уровень сложности заданий в целом характеризует средний балл по стране. На следующей диаграмме указан средний балл для каждой параллели:

Средний балл и анализ предварительных результатов конкурса говорят о том, что задания были непростыми для участников. Это подтверждает и тот факт, что никто из участников не смог набрать 150 максимальных баллов. Организаторы и авторы заданий надеются, что оригинальные и нестандартные задачи понравились участникам конкурса, что после работы над ошибками будут найдены ответы к нерешенным задачам, и ребята с ещё большим интересом и успехом будут изучать химию.

С сожалением отмечаем, что были выявлены случаи нарушения правил игры некоторыми участниками и организаторами конкурса. Дисквалификационной комиссией принято решение не засчитывать результаты некоторых участников и отдельных учреждений образования для поощрения их дополнительными призами.

Напоминаем участникам и организаторам конкурса, что в течение месяца результаты являются предварительными . В течение этого периода мы принимаем и рассматриваем ваши обращения и замечания. Через 1 месяц после размещения на сайте предварительные результаты конкурса объявляются окончательными и никаким изменениям не подлежат .

Каждый участник может посмотреть выполненное задание, проанализировать его, провести работу над ошибками. Для зарегистрированных участников появилась возможность собрать в личном кабинете результаты их участия в играх-конкурсах. После того, как результаты конкурса станут окончательными, на странице выполненного участником задания будет размещена кнопка Добавить в личный кабинет . В разделе Участие в играх-конкурсах личного кабинета вы сможете не только создать список конкурсов, в которых принимали участие, с быстрым доступом к просмотру выполненного задания, но и получить электронные варианты свидетельств участника.

Благодарим учителей, организаторов в учреждениях, отделах и управлениях образования, которые добросовестно организовали и провели игру-конкурс.

Поздравляем всех ребят, принявших участие в игре-конкурсе "Белка-2017". Каждый участник получит приз «для всех». Учащиеся, показавшие лучшие результаты в своем районе и в учреждении образования, будут поощрены дополнительными призами.

В настоящее время химическая наука развивается очень бурно, поэтому стоит ответственно отнестись к ее изучению. Всем участникам конкурса желаем успехов в учебе, в изучении химии, упорства в достижении поставленных целей.


В прошлом году Маша участвовала в школьной олимпиаде по химии. Олимпиада носила подозрительное название "БЕЛКА". Острый интерес к столь странному и, на мой взгляд, совсем не химическому названию побудил меня взять в руки листок с заданиями. Шедевр сохранила для потомков, а сейчас делюсь им здесь.
Варианты ответов опущены, стиль сохранен.

Игра-конкурс по химии "БЕЛКА"
Задания для учащихся 7-9 (!!!) классов


1. Для полоскания горла при простуде доктор Айболит рекомендовал страусятам использовать водный раствор, приготовленный из поваренной соли и питьевой соды. В состав раствора входят атомы следующих химических элементов: ...
Почему здесь не упомянута несчастная акула, страдающая зубной болью? Для нее в таблице Менделеева есть отборнейший мышьяк!

2. Злобный Карабас Барабас решил сжечь попавшиеся ему под руку в химической лаборатории вещества: графит, метан, аммиак, наночастицы кремния. (Хочу вживую увидеть наночастицу кремния! Показавший награждается шоколадкой! Предполагаю, что это будет уставший от жизни сторож химической лаборатории, за парочку фокусов пропускающий туда во время своего дежурства Карабаса Барабаса со всем его кукольным театром.) При сжигании каких образцов не выделялась вода?..

3. В тридевятом царстве решили наладить химическое производство (истерика нарастает ). Какой продукт надо выбрать для получения, чтобы его состав оказался абсолютно таким же, как и во всех соседних царствах-государствах? Наверное, в тривосьмом и тридесятом...
Здесь я привожу и варианты ответов:

А) Бензин.
Б) Глицерин.
В) Полиэтилен.
Г) Водка.
Д) Чугун.

Полагаю, по тонкому психологическому расчету составителей, участники должны были в этом месте вспомнить о своем возрасте и со вздохом сожаления отказаться от предложенных ранее страусят.


4. Пришел старик к берегу моря, позвал золотую рыбку и молвил: "Совсем замучила меня старуха. Узнай, говорит, какое примерно число молекул воды на Земле, если ее запасы составляют 1,4 миллиарда кубических метров".

Что ответила ему золотая рыбка?

Лично я даже боюсь предположить, что она ему ответила...)))

5. Винни Пух любит добавлять 8 чайных ложек сахара на стакан чая. Какое химическое количество сахара потребляет Винни Пух ежедневно, если за день он выпивает 5 стаканов чая, а чайная ложка вмещает 5,0 г сахара?

Остановим тенденцию к развитию сахарного диабета у медведей!

6. Незнайка налил концентрированные водные растворы пяти кислот в стеклянные сосуды. Зайдя через несколько дней в лабораторию (видимо, во время дежурства все того же блатного сторожа) , он обнаружил четыре сосуда без изменений, а еще один - с дыркой в стекле, через которую вытекло содержимое. С какой из кислот приключился казус?
С кислотой профессора Кукоцкого - с какой же еще?..)))

7. При одном из видов брожения молекула глюкозы в теле Кощея Бессмертного (истерика входит в решающую стадию) расщепляется ферментами, образуя две одинаковые молекулы продукта. Продуктом такого брожения будет: ...



9. Катится Колобок (смелое и, я бы даже сказала, опрометчивое заявление после упоминания о водке и чугуне!) по третьему периоду периодической системы химических элементов от натрия к аргону и думает, как бы это найти атом с наибольшим числом неспаренных электронов на внешнем энергетическом слое (все бумажные носовые платки уже в слезах). Помогите Колобку распознать такой атом.

А действительно, общественность, давайте поможем! Не каждый день у нас тут люди катаются от натрия к аргону, да еще с такой благородной целью!

10. (Мое любимое)

Юный металлист Вася (видимо, подразумевается, что все сказочные существа уже погибли при налаживании различных химических производств) надел на пальцы разные кольца: на указательный - медное, на средний - железное, на безымянный - алюминиевое и на мизинец - серебряное. Между какими пальцами возникнет максимальная разность потенциалов при погружении руки в столовый уксус?

Какое, однако, счастье, что я не ношу ни медных, ни железных, ни алюминиевых колец, иначе пришлось бы в спешном порядке сливать в унитаз все запасы уксуса, имеющиеся в хозяйстве. Юные химики, они того - любопытные...)))




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!