Римские колоны. Знаменитые рельефы колонны траяна

August 29th, 2016

Колонна Траяна - один из главных монументов, переживших падение Рима. И она по сей день остается предметом научных споров.

Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных действий в 155 сценах повествует о победе императора над коварным, но доблестным врагом.

Вот что гласит официальная версия. В период с 101-го по 106 год император Траян руководил действиями десятков тысяч римских воинов, пересек Дунай по самым длинным мостам, которые в те времена мог построить человек, одержал две победы над могущественной империей варваров на их гористой земле, а затем безжалостно стер эту империю с карты Европы.

Поход Траяна на Дакию, расположенную на территории современной Румынии, был главным событием 19-летнего правления императора. Летописец похвалялся завидными трофеями: 165 тысяч килограммов золота и 331 тысяча килограммов серебра, не считая присоединения к Римской империи новой плодородной провинции.

Фото 2.

Пополнение казны отразилось на облике Рима. В честь победы император велел выстроить форум: просторная площадь, окруженная колоннадами, две библиотеки и большое гражданское строение, известное как базилика Ульпия. Согласно восторженному описанию римского историка, форум Траяна был творением, «подобного которому смертные никогда более не создадут».

В небо над форумом вознеслась 38-метровая каменная колонна, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Снизу доверху ее оплела рельефная хроника дакских походов на манер современного комикса: в 155 сценах тысячи искусно высеченных римлян и даков маршируют, строят укрепления, плывут на кораблях, подкрадываются к врагу, сражаются, ведут переговоры, молят о пощаде и встречают смерть.

Фото 3.

Воздвигнутая в 113 году фантастическая колонна высится над городом почти два тысячелетия. Рельефы сильно пострадали от времени, и, кроме нескольких нижних витков спирали, мало что можно разглядеть. Вокруг руины - пустые пьедесталы, расколотые плиты, обезглавленные колонны и разбитые скульптуры напоминают о былом великолепии форума.

Колонна Траяна - один из главных монументов, переживших падение Рима. Из века в век историки изучали рельефы как наглядное пособие по истории войн, где Траян представлен героем, а правитель даков Децебал - его достойным противником. Археологи разглядывали мельчайшие детали сцен, чтобы почерпнуть сведения о вооружении, обмундировании и военных тактиках римской армии.

Фото 4.

Чтут памятник и современные румыны: Траян разрушил Дакию дотла, и потому колонна, наряду с уцелевшими статуями поверженных воинов, - драгоценное свидетельство того, как могли выглядеть и одеваться их дакские предки.

Шло время, великие памятники прошлого превращались в груды обломков, а колонна по-прежнему поражала воображение. Художники Ренессанса в корзинах, обвязанных веревками, свешивались с вершины колонны, дабы рассмотреть ее во всех деталях. В 1588 году папа Сикст V велел увенчать монумент статуей святого Петра. Тогда же, в XVI веке были сделаны первые гипсовые слепки колонны. Они запечатлели многие детали, ныне утраченные, - загрязнение атмосферы и кислотные дожди сделали свое дело.

Колонна по сей день остается предметом научных споров. Порой кажется, что гипотез не меньше, чем фигур на рельефах, - а их ни много ни мало 2662.

Фото 5.

С книжной полки в гостиной своей римской квартиры археолог и искусствовед Филиппо Коарелли достает свой труд - иллюстрированную историю колонны. «Это удивительное сооружение, - говорит он, перелистывая страницы с черно-белыми снимками рельефов. - Что здесь происходит? Дакские женщины истязают римских солдат? Рыдающие даки принимают яд, чтобы не попасться в плен? Похоже на телесериал».

Или на мемуары Траяна, добавляет Коарелли. Колонна была возведена между двумя библиотеками, где могла храниться хроника боевых действий в изложении самого императора-воина. По мнению Коарелли, рельефный фриз напоминает свиток - не исключено, что военный дневник Траяна был именно свитком. «Должно быть, художник исполнял волю императора», - подытоживает ученый.

Фото 6.

Так или иначе, перед командой скульпторов стояла задача высечь иллюстрированную версию «свитка Траяна» на 17 блоках отборного каррарского мрамора. Император - главный герой истории. Он появляется в 58 сценах - дальновидный полководец, опытный политик и благочестивый властелин: вот он произносит речь, поднимая боевой дух солдат, вот задумчиво внимает советникам, а вот приносит жертвы богам. «Траян хочет предстать не только воином, - объясняет Коарелли, - но и просвещенным человеком».

Конечно, это лишь гипотеза. В какой бы форме ни записал Траян свои воспоминания, они давно канули в Лету. Сопоставляя рельефы колонны с археологическими находками из дакской столицы Сармизегетузы, ученые склоняются к мысли, что изображения свидетельствуют скорее об умонастроениях римлян, чем о реальных событиях.

Фото 7.

У Джона Коулстона, специалиста по римской иконографии, оружию и снаряжению из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, - особое мнение. Несколько месяцев подряд он изучал рельефы с близкого расстояния, примостившись на реставраторских лесах. Собранного материала хватило на диссертацию. «Велик соблазн представить изображения с колонны в виде этакой новостной ленты или кинофильма тех времен, - говорит Коулстон. - Но все эти интерпретации - типичные натяжки, за которыми нет ни слова правды».

Фото 8.

Ученый утверждает, что ансамбль рельефов не был подчинен общему замыслу одного мастера. Небольшие стилевые различия и явные оплошности - к примеру, меняющаяся высота фриза или окна, разрывающие сцены, - убедили шотландского ученого в том, что скульпторы высекали рельефы, что называется, на ходу, основываясь на весьма поверхностных представлениях о войне. «Хотя историкам искусства сложно отказаться от заманчивого образа талантливой творческой личности, - говорит Коулстон, - на примере колонны Траяна мы видим, что композиция рождается спонтанно, сразу на кусках мрамора под руками простых каменотесов, а отнюдь не на чертежной доске в мастерской».

Фото 9.

По его мнению, создатели фриза скорее вдохновлялись военными событиями, чем основывались на них. Взять хотя бы главные мотивы рельефов. В изображении двух войн на удивление мало боевых действий: сцены осад и битв занимают меньше четверти фриза, при этом сам Траян ни разу не появляется на поле боя.

Легионеры - основа военной машины Рима - преимущественно занимаются строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже сбором урожая. Ко всему прочему, можно подумать, что они еще и неуязвимы - на всей колонне не отыскать ни одного павшего римского воина!

Фото 10.

Некоторые сцены остаются неразгаданными. Зачем осажденные даки тянутся к чаше? Чтобы принять яд и тем самым избежать унижений побежденных? Или они просто хотят утолить жажду? Как объяснить шокирующее изображение женщин, истязающих факелами полураздетых связанных пленников? В интерпретации итальянцев, это жены варваров подвергают мучениям плененных римлян. Но у Эрнеста Оберландер-Тарновяну, директора Национального исторического музея Румынии, другое мнение: «Перед нами однозначно пленные даки, которых мучают разгневанные вдовы убитых римских солдат». Судя по всему, то, что мы видим, разглядывая колонну, зависит от наших симпатий - к римлянам или к дакам.

У римских политиков слово «дак» было синонимом лицемера. Именно о даках историк Тацит писал: «Они никогда не были по-настоящему верны Риму». Заключив в 89 году договор о дружбе с императором Домицианом, царь Дакии Децебал, хотя и получал от римлян деньги на защиту границ империи от набегов, сам посылал воинов грабить пограничные города союзников. В 101 году Траян выступил в поход против ненадежных даков. После почти двухлетней войны было заключено перемирие, но вскоре Децебал его нарушил.

Фото 11.

Терпение римлян иссякло. Во время второго вторжения, в 105 году, Траян не церемонился - достаточно взглянуть на сцены, живописующие разграбление Сармизегетузы. «Походы были жестоки и разрушительны, - рассказывает Роберто Менегини, итальянский археолог, руководитель раскопок на форуме Траяна. - Посмотрите, как сражаются римляне, держа зубами за волосы отрубленные головы. Война есть война. У римских легионеров была репутация свирепых и безжалостных воинов».

Но как только даки были повержены, за них взялись римские скульпторы. Форум Траяна украшали десятки статуй статных, бородатых дакских воинов - гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Конечно, скульпторы были далеки от того, чтобы подсластить горечь поражения побежденным, большинство которых были проданы в рабство. «Ни один дак не смог бы прийти посмотреть на колонну, - говорит Менегини. - Монумент был предназначен для римских граждан и воплощал мощь имперской машины, способной покорить столь доблестный и воинственный народ».

Фото 12.

Колонну Траяна можно считать образцом пропаганды - но, как утверждают археологи, в ее каменной летописи есть доля правды. Новейшие раскопки на территории древней Дакии, в том числе и на развалинах Сармизегетузы, приносят все больше открытий. Все детальнее прорисовывается портрет цивилизации, перешагнувшей «варварскую» ступень развития, вопреки презрительным эпитетам римлян.

У даков не было письменности, и все наши знания об их культуре прошли через фильтр римских источников. Многочисленные находки свидетельствуют о том, что Дакия царила над окрестными землями не одну сотню лет, собирая дань с соседей. Зная толк в кузнечном деле, дакские старатели добывали руду и выплавляли железо, а золотоискатели намывали золото. Венцом творения искусных мастеров были тонко отделанные украшения и оружие.

Фото 13.

Сармизегетуза была политической и духовной столицей Дакии. Ее руины покоятся высоко в горах в самом сердце Румынии. От Рима город отделяли 1600 километров - армия Траяна шла сюда больше месяца. Сегодняшним посетителям приходится пробираться по изрытой колдобинами грунтовой дороге через ту самую неприступную долину, которая преграждала путь Траяну.

Развалины Сармизегетузы потонули в зарослях высоких буков. Даже в жаркий день по земле ползут прохладные тени. Широкая мощеная дорога ведет от толстых, наполовину вросших в землю крепостных стен к просторной поляне.

Фото 14.

Этот зеленый оазис - терраса, высеченная в скале, - был религиозным центром Дакии. До наших дней дошли остатки зданий - смесь из древних камней и бетонных реконструкций, напоминающих о неосуществленной попытке воссоздать древний комплекс. Тройное кольцо каменных колонн очерчивает контуры некогда величественного храма, отдаленно напоминающего круглые дакские строения на рельефах колонны Траяна. Рядом низкий алтарь - каменный круг с высеченным орнаментом в виде солнечных дисков - святая святых дакской вселенной.

Фото 15.

Последние шесть лет румынский археолог Гелу Флореа из Клужского университета имени Бабеша-Больяй проводит летние месяцы на раскопках в Сармизегетузе. Расчищенные руины, а также предметы, конфискованные у кладоискателей, свидетельствуют, что сюда проникали военные технологии из Рима, чувствуется и влияние Греции - архитектурное и художественное. «Поразительно, какими они были космополитами так высоко в горах, - говорит Флореа. - Это самое крупное поселение во всей Дакии, с удивительно сложной организацией». С помощью аэрофотосъемки археологи выявили более 260 искусственных террас, растянувшихся почти на пять километров вдоль долины. Общая площадь поселения превышала 280 гектаров.

Ученые не обнаружили следов возделанных полей - зато раскопали остатки ремесленных мастерских и домов, а также плавильные печи, тонны железных заготовок и десятки наковален. По-видимому, город был центром производства металла, снабжавшим другие дакские поселения вооружением и инструментами в обмен на золото и зерно.

Фото 16.

Сегодня все здесь объято зеленью - и тишиной. Неподалеку от бывшего алтаря бьет маленький источник, где можно было брать воду для религиозных ритуалов. Земля под ногами, приправленная крупинками слюды, искрится в солнечных лучах. Вполголоса переговариваются немногочисленные туристы.

Трудно представить себе, что за церемонии проходили в этом городе - и что за страшная участь постигла его обитателей. В воображении всплывают клубы дыма и пронзительные крики, грабежи и резня, самоубийства и паника, изображенные на рельефах колонны Траяна.

Фото 17.

«Римляне смели все на своем пути, - рассказывает Флореа. - От крепости камня на камне не осталось. Они хотели продемонстрировать свою мощь: смотрите, у нас есть силы, средства, мы здесь хозяева».

За падением Сармизегетузы последовало разрушение главных храмов и святилищ Дакии. Затем римляне принялись за другие города Дакийского царства. Один из рельефов у самой вершины колонны представляет кровавую развязку - деревня предана огню, жители обращаются в бегство, по опустошенной провинции бродят лишь козы да коровы.

Две войны унесли, как считают ученые, десятки тысяч жизней. По свидетельству современника, Траян взял 500 тысяч пленных, угнав из них около 10 тысяч в Рим для участия в гладиаторских сражениях, которые устраивались в честь победы 123 дня подряд.

Фото 18.

Гордый правитель даков избавил себя от позорной участи пленника. Конец Децебала увековечен на колонне его заклятого врага: опустившись на колени под сенью дуба, дак подносит длинный изогнутый меч к собственному горлу.

«Его голова была доставлена в Рим, - писал римский историк Кассий Дион столетие спустя. - Так Дакия стала подвластной римлянам».

Фото 19.

А теперь неофициальная версия: Троянская колонна как выяснилось, была возведена не раньше, а даже позже второй половины 13 века. Фигуры людей, изображенные на ней – это повествование об известной всем Троянской войне, которая произошла в 13 веке, т.е. знаменитые Крестовые походы – вот что в действительности изображено мастерами сооружения. Это не просто очередные догадки, есть несколько весомых аргументов, которые никак не могут опровергнуть данное предположение.

Фото 20.

Неопровержимые факты возникновения троянской колонны:

Вот результат анализа профессиональных фотографий изображений на колонне Траяна, сделанных в XIX и XX веках. Обнаружились интересные факты. Вот некоторые из них.

1) Странно, что на самой колонне НЕТ НИ ОДНОЙ НАДПИСИ, не упомянуто ни одного имени, ни одного названия. Единственная надпись есть лишь на цоколе, рис.8.15, рис.8.16. Кстати, любопытно сравнить состояние цоколя в XIX веке с его видом в XX веке, рис.8.17. Видно, что в XX веке цоколь заметно отреставрировали. То обстоятельство, что на самой колонне никаких надписей нет, превращает ленту изображений, винтообразно обвивающую колонну снизу доверху, рис.8.18, в длинный ряд "военных картинок". Сражения, перемирия, религиозные ритуалы, пожары, взятия городов, вереницы пленных и т.п. В частности, заявление историков, будто некоторые фигуры изображают самого императора Траяна, является лишь гипотезой, не подкрепленной никакими конкретными аргументами. Повторим, что надписей нет.

2) Скорее всего, колонна и некоторые барельефы на ней отлиты из бетона "под мрамор", рис.8.19. Видны участки, где "облезает кожа", то есть отваливается верхний тонкий слой более дорогого бетонного покрытия, наложенного на грубую бетонную основу, рис.8.20, рис.8.21. Не исключено, что некоторые изображения были изготовлены на еще не совсем застывшей поверхности колонны (или панелей). Возможно, техника была смешанной: отливки из бетона переплетались с фрагментами натурального мрамора с резьбой. Колонну Траяна могли сделать в эпоху Реформации, но при этом, вероятно, опирались на какие-то старые изображения.

Фото 21.

3) По-видимому, барельефы колонны Траяна действительно следовали какой-то старой традиции. На это указывает следующий яркий факт: на многих щитах "античных" римских воинов видны османские=атаманские полумесяцы, звезды и христианские кресты. В скалигеровской версии появление такой символики на "античном, языческом" вооружении солдат категорически невозможно. Зато в нашей реконструкции именно так и должно быть. Приведем лишь несколько из многочисленных примеров: на рис.8.22 полумесяц виден наверху щита. На рис.8.23 по два полумесяца изображено на щите в центре и щите справа. Кроме того, еще на одном правом щите изображены звезды. В центре рис.8.24 мы видим сразу четыре щита, на которых изображены полумесяцы со звездами. На щите справа - христианские кресты. На рис.8.25 полумесяц виден на щите в центре и щите справа внизу. См. также рис.8.26, рис.8.27, рис.8.28, рис.8.29, рис.8.30, рис.8.31, рис.8.32.

По-видимому, полумесяцы со звездами и христианские кресты на колонне Траяна обратили на себя внимание современных историков. И сильно "напрягли их", поскольку указывали на противоречия внутри скалигеровской версии. Выход нашли такой: упорно (очень упорно) молчать об этом факте. Во всяком случае, в известной нам литературе о колонне Траяна на данную тему хранится полное молчание.

4) Любопытно также, что за последние сто лет колонна Траяна сильно повредилась. Сравнение фотографий XIX века с фотографиями XX века ясно показывает, что изображения заметно разрушились. Появилось много выщербин, каверн, рис.8.33, рис.8.34, а также трещин, которых нет на старых фотографиях, приведенных в . Это замечание согласуется с нашим утверждением, что колонна Траяна отнюдь не такая древняя, как нас пытаются сегодня уверить. Ей, вероятно, вовсе не около 1800 лет, а не более пятисот лет. Скорость разрушения, по-видимому, более или менее постоянна. За последние сто лет рельефы заметно поветшали.

ВЫВОД. Известная колонна Траяна изготовлена в эпоху XVI-XVII веков по мотивам каких-то старых, не дошедших до нас, изображений. Посвящена, скорее всего, знаменитой Троянской войне XIII века, то есть Крестовым Походам на Царь-Град и победе Руси-Орды с союзниками.

Фото 22.

источники

Рим – столица современной Италии и могущественной древней империи. Многовековая история оставила на этих землях множество памятников, которые привлекают сюда миллионы туристов. Одной из красивейших и величественных достопримечательностей является Колонна Траяна в Риме, расположенная на одноименной площади. Она служила не только украшением, но и летописью важнейших военных событий Римской Империи.

История строительства

Колонну Траяна построили в честь римского императора. Траян сделал головокружительную карьеру от простого легионера до правителя могущественного государства. Благодаря талантливому полководцу и реформатору территория Римской Империи существенно увеличилась, а государство значительно укрепило свое влияние.

Кроме активной внешней политики и строительства крепостей, император возводил акведуки, мосты и другие гражданские сооружения. В честь мудрого правителя в Риме построили последний императорский форум. В отличие от предыдущих, он представлял собой экспозицию оружия и побед Траяна. Попасть на площадь можно было через Триумфальную арку, а в самом центре находилась огромная колонна имени великого императора. Проект форума и колонны создан архитектором Аполлодором Дамасским. Закончили возводить монумент к 113 году нашей эры.















Спустя несколько лет, в 117 г., Траян скончался. Урну с его пеплом установили в прямоугольном основании памятника, превратив её в усыпальницу.

Архитектурные особенности

Общая высота Колонны Траяна составляет 38 м, а диаметр достигает 4 м. Предполагаемая масса обелиска равна 40 т. Всю колонну можно разделить на три составных компонента:

  • пьедестал;
  • колонну;
  • капитель.

Внутри прямоугольного основания обелиска вырублен небольшой зал. В нем, кроме останков самого Траяна, хранился прах его верной спутницы (Помпеи Плотины). Надписи на стенках пьедестала сохранились с древних времен и привлекают историков стилем письма. Попасть в зал и к винтовой лестнице можно через бронзовую дверь, которая занимает одну из четырех стен пьедестала.

Основным строительным материалом является каррарский мрамор – весьма ценная и редкая порода. Колонна не является монолитным сооружением. Она состоит из 20 строительных блоков, внутри которых имеется пустота. Внутренняя часть представляет собой винтовую лестницу со 185 ступенями. По этой лестнице можно подняться на смотровую площадку капители. Одновременно наверху может находиться до 15 посетителей. По всей высоте сооружения прорублены миниатюрные окошки, похожие на бойницы. Их насчитывается около 40 штук.

В качестве декора основная часть колонны покрыта лепниной, которая напоминает ленту. Длина этой импровизированной ленты составляет 190 м. На каждом из 23 витков изображены батальные сцены из сражений, которыми руководил Траян.

Колонна расположена в небольшом дворике форума и находится по соседству с латинской и греческой библиотеками, а также древней базиликой. Создается впечатление, что строили её для созерцания вблизи, так как с соседних улиц видна только верхушка монумента.

Барельефы Колонны Траяна

Основным украшением колонны являются искусные рельефы. В них до мельчайших подробностей проработана каждая деталь. Кроме художественной ценности они представляют интерес для историков, потому что живо иллюстрируют бои римских солдат с даками, малоизученным народом.

Вся лента разделена на две части, между которыми расположено изображение Ники (богини победы). Каждая из частей посвящена отдельному военному походу императора (101-102 гг. и 105-106 гг.). Вокруг щита с именем победителя расположены трофеи, которые он получил. Уникальность этого сооружения заключается в том, что оно, подобно летописи, подробно описывает важные события в истории Римской Империи. Почти полное отсутствие текста только упрощает восприятие информации для тех, кому неизвестен язык или непонятны древние буквы.

По всем поверхностям нанесены контуры более 2 500 человек. Персонажи не только воюют, но и сооружают переправы, заботятся о раненых, переносят вещи. Каждый человек изображен очень реалистично. Можно разобрать мимику и детали обмундирования. Ленту можно использовать в качестве достоверного источника информации об оружии и средствах передвижения римлян.

Силуэт императора встречает 59 раз. Чтобы выделить его из общей массы, фигура правителя расположена выше остальных. Кроме реалистичных солдат, использованы аллегорические образы. Так, ночь изображена в виде девушки с вуалью, а Дунай представлен немощным стариком.

Хронологически действия развиваются по ленте снизу-вверх. Некоторые картины не следует воспринимать дословно. Одно дерево может означать целую рощу, а один солдат – большую армию.

Пробы с поверхности памятника показали, что несколько веков назад все рельефы были расписаны яркими красками. Некоторые утверждают, что миниатюрное оружие солдат имело бронзовое покрытие. Увы, но солнце и время не пощадили красочные барельефы и сегодня перед взорами туристов предстает однотонная скульптура с ажурной лепниной.

Статую на вершине Колонны Траяна несколько раз заменяли. Еще при жизни императора на ней восседал орел, который символизировал непобедимость. После смерти правителя на вершину колонны поместили его скульптуру. С конца XVI века с высоты птичьего полета на форум смотрел уже Апостол Петр. Других модификаций во внешнем облике монумента не произошло.

Пока Траян правил Римом, в границах города не был похоронен ни один человек, независимо от его состояния и титула. Останки самого императора поместили в основании обелиска, превратив его в надгробный памятник. Это захоронение стало первым в пределах древнего города.

Внимательно изучить все рисунки и полюбоваться красотой барельефов с земли довольно трудно. Чтобы туристы могли по достоинству оценить красоту колонны, на крышах библиотек оборудовали смотровые площадки.

Колонна императора Траяна предстает нашим взорам почти в неизменном виде, чем могут похвастаться лишь немногие достопримечательности.

Колонна Траяна сегодня

Построенная в эпоху наибольшего расцвета Римской Империи, колонна Траяна безболезненно перенесла многочисленные упадки и войны. А вот последнее столетие оказалось довольно тяжелым для неё. Постоянное воздействие выхлопных газов отрицательно влияет на покрытие, а недавно ученые заметили небольшое отклонение от вертикальной оси.

Если сравнить фотографии и рисунки колонны, которые сделаны за последние 50-100 лет, можно увидеть, как появляются новые трещины и выбоины на её поверхности.

Посетить форум Траяна и полюбоваться на прекрасную колонну можно в любое удобное время. Плата за вход на площадь не взимается. К сожалению, доступ внутрь колонны (на винтовую лестницу и смотровую площадку) для туристов закрыт.

Как добраться

Колонна расположена в центре форума Траяна, недалеко от площади Венеции. Чтобы добраться на автомобиле или такси, следует прибыть по адресу Via dei Fori Imperiali. Можно доехать на метро до станции Колизей и прогуляться к монументу. Медленная пешая прогулка от остановки до достопримечательности займет менее получаса.

Одним из наиболее известных исторических памятников Рима, дошедших от эпохи античности до сегодняшнего дня, является Колонна Траяна. Покрывающий ствол Колонны 190-метровый рельефный фриз воспроизводит по крайней мере полторы сотни эпизодов Дакийских войн императора Траяна . Здесь изображены более двух с половиной тысяч фигур римских и дакийских воинов, их оружие, доспехи и снаряжение. Колонна является важнейшим источником информации о состоянии военного дела в Римской империи в высшей точке её подъёма, но в наши дни понемногу разрушается.

Колонна Траяна

Сегодня Колонна возвышается над улицей Императорских форумов, на месте, где в прошлом находился Форум Траяна. Как сама Колонна, так и окружавший её монументальный архитектурный ансамбль были воздвигнуты в ознаменование побед, одержанных Траяном над даками в 101–102 и 105–106 годах. Строительство Форума было начато почти сразу по окончании войны и финансировалось из огромной захваченной у даков военной добычи. Большинство работ завершили в пятилетний срок. К их окончанию в 112 году был приурочен выпуск специальной монеты с изображением Колонны.

Форум Траяна, частью архитектурного ансамбля которого была Колонна. Её высота позволяла монументу оставаться высотной доминантой Форума и просматриваться из-за заслонявшей её массивной базилики Ульпия. Позади Колонны - храм Траяна

Архитектурный проект Форума и практическое осуществление работ поручили архитектору Аполлодору из Дамаска, одному из немногих античных зодчих, которого мы знаем по имени. Прежде Аполлодор зарекомендовал себя в качестве блестящего военного инженера. Именно он навёл для войск Траяна гигантский, больше километра в длину, мост, по которому легионы пересекли Дунай и вторглись в Дакию. Кроме того, он был автором сочинений по механике и полиоркетике (искусству осады). Траян высоко ценил Аполлодора, однако в правление Адриана (117–138), завидовавшего его дарованиям, тот был сперва сослан, а затем казнён по ложному обвинению.

Аполлодор задумал Колонну как трофей, памятник победам, одержанным Траяном. Её строительство знаменовало приношение Юпитеру Феретрию «тучных доспехов» (spolia opimia ) царя даков. Полная высота сооружения изначально, скорее всего, равнялась 38 м (100 римских футов), что в немалой степени определялось громадными размерами стоявших вокруг зданий Форума Траяна, которые не должны были заслонять Колонну. На её вершине на каменном постаменте была воздвигнута 3-метровая статуя императора. Ярко блистая позолотой на солнце, она была доминантой всего архитектурного ансамбля Форума.

Из общей высоты Колонны в 38 м на её ствол приходится 29,78 м, а его диаметр достигает 3,695 м. Ствол установили на массивном 5,29-метровом пьедестале, украшенном рельефами и снабжённом посвятительной надписью. По углам пьедестала изначально установили статуи четырёх орлов, держащих в когтях ветви лавра. Внутри постамента у входа находился вестибюль, а от него лестница вела вниз, к небольшой часовне. Здесь после смерти Траяна в 117 году поместили золотую урну с его прахом, а позже и урну с прахом его супруги Помпеи Плотины. Другая лестница, вырезанная внутри пустотелого столба Колонны, вела от входа на самый наверх. Она состояла из 152 ступеней и совершала одиннадцать оборотов против часовой стрелки, по 14 ступеней в каждом. Освещение при подъёме обеспечивали 43 узкие световые щели. Лестница выводила на огороженную поручнями площадку 4,34×4,34 м у высокого постамента статуи Траяна, откуда открывался великолепный вид на Форум.


Внутреннюю часть постамента Колонны превратили в часовню, где установили золотые урны с прахом самого Траяна и его жены. Ступени справа от входа ведут к винтовой лестнице в толще Колонны

Рельефный фриз

Украшением монумента являются рельефы. Три из четырёх поверхностей пьедестала покрыты мраморными панелями с изображением оружия, доспехов и других трофеев, взятых у варваров. Всего на рельефе изображено 542 предмета, это один из самых богатых образчиков художественного жанра. Покрывающий ствол Колонны рельефный фриз для своего времени был революционным изобретением. Впоследствии ту же идею воплотили в сооружениях императоров Антонина Пия (138–161) и Марка Аврелия (161–180). Из более современных памятников можно назвать Вандомскую колонну Наполеона, воздвигнутую в честь победы при Аустерлице.

Рельефный фриз наподобие папирусного свитка 23 раза спиралью огибает ствол Колонны Траяна, а его длина составляет 190 м. Рельефная лента увеличивается от 1 м в ширину у основания колонны до 1,2 м в верхней части. Общая площадь рельефа 284 м². Изображения перетекают одно в другое, создавая непрерывное повествование. При публикации рельефов ленту разбили на 155 отдельных эпизодов. Некоторые эпизоды оказываются изображены несколько раз, как бы с разных углов зрения. Всего на рельефе присутствуют 2 662 человеческие фигуры, каждая размером от 60 до 75 см, то есть менее чем в половину реального роста, а также лошади, вьючные животные, повозки, корабли, технические и фортификационные сооружения и т.д. Первоначально рельеф был раскрашен, но до нашего времени следы красок не сохранились. Время от времени предпринимаются попытки их реконструкции, но, как правило, они оказываются весьма спорными.


Одна из недавних попыток «раскрасить» рельефы Колонны Траяна

Рельефы Колонны воспроизводят события двух победоносных военных кампаний Траяна против даков. Нижняя половина иллюстрирует первую (101–102), а верхняя половина - вторую (105–106). Сюжеты обеих кампаний разделены фигурой крылатой Победы, пишущей на щите имя победителя. Ключевое событие - пересечение Дуная римской армией, причём божество реки аллегорически изображено в виде бородатого старца, с изумлением взирающего на сооружённый поперёк реки наплавной мост, по которому маршируют солдаты в полном военном снаряжении. Показано торжественное отбытие Траяна из Рима на фронт к действующей армии, плавание по Адриатическому морю и обращение к солдатам с приветственной речью. Римская армия вторгается во вражескую страну, солдаты рубят деревья, прокладывают пути, строят укрепления. Немалую часть общей поверхности рельефа составляют батальные сцены, в которых римские войска сражаются с даками и их союзниками. В эпизодах второй кампании представлено жертвоприношение, которое Траян совершает перед каменным мостом через Дунай. Показан сам мост - архитектурное чудо, созданное гением Аполлодора. Римские солдаты жгут и разоряют страну даков, собирают хлеб на полях, угоняют их скот и захватывают пленных. Царь даков Децебал с отчаянием взирает на гибель объятой пламенем столицы Сармицегетузы. Затем мы видим сцену гибели Децебала. Его голову и правую руку доставляют Траяну. Страна полностью захвачена, уцелевшие даки спасаются бегством.


Праздничное открытие монумента. Как видно на реконструкции, Колонна стояла на заднем дворе базилики Ульпия, между двух корпусов библиотек. Это было не самое выгодное место экспозиции, однако с высоких галерей расположенных рядом строений публика могла легче различать рельефы верхней части Колонны, которые сегодня практически недоступны для невооружённых глаз

Реальность и художественный вымысел

По меткому определению Моммзена, рельефы Колонны Траяна - это «высеченная в камне книжка с картинками о Дакийской войне» . Изучению и интерпретации изображений посвящено немало научных трудов. Учёные высказывали разные суждения относительно достоверности лиц и событий, изображённых на рельефе, о их последовательности и хронологии, путях следования римских армий, об идентификации противников римлян. Единство толкования так и не было достигнуто.

Исследователи подчёркивают, что Колонна прежде всего является памятником искусства. Создававшие её художники не посещали театр военных действий, не видели ни дакийских крепостей, ни жилищ, ни оружия даков - они опирались, главным образом, на устные сообщения очевидцев. Содержание и соотношение различных сцен отражает заложенную в монумент идеологическую функцию. Замечено, что собственно батальные сюжеты составляют лишь 21% изображённых сцен. Гораздо больше внимания художник уделил переходам армии (29%), строительным работам (12%), переговорам (9%), жертвоприношениям (7%) и другим относительно мирным сценам. Основной акцент в произведении, таким образом, сделан не на завоевание, а на умиротворение и цивилизацию Дакии.


Диаграмма даёт хорошее представление о соотношении основных жанровых сцен рельефа Колонны

Одна из наиболее часто изображаемых фигур - император Траян. Это неудивительно, учитывая, что Колонну воздвигли ещё при жизни императора, и, как это следует из надписи, она была персональным подарком Траяну, преподнесённым от имени сената и римского народа. В общей сложности Траян появляется в различных частях рельефа 58 раз. Фигура императора изображена с несомненным портретным сходством. Он показан отважно пересекающим море, обращающимся к воинам с речью, принимающим посольства, приносящим жертвы и, конечно же, наблюдающим за ходом военных действий. Показанные на рельефах события связаны с присутствием в них Траяна, даже если речь идёт лишь о церемониях. Те события, которые происходили в его отсутствие, остались за границами повествования.

Помимо самого Траяна на рельефах Колонны запечатлены его приближённые и военачальники: Лаберий Максим, Лициний Сура, Клавдий Ливиан, будущий император Адриан - всего 106 человек. Из числа врагов римлян обращает на себя внимание драматическая фигура дакийского царя Децебала.


Траян в окружении своих офицеров

Изображения как исторический источник

Изображения на рельефах выполнены с замечательным реализмом. Среди них мы видим римских легионеров (622 фигуры) и солдат вспомогательных когорт (461 фигура), не только пехотинцев, но и всадников (82 фигуры). Кроме римлян представлены их союзники, включая легковооружённых конных мавров (12), обнажённых по пояс германцев (25), сирийских лучников (17) и балеарских пращников (10). Кроме вооружённых воинов скульптор изобразил солдат в повседневной одежде, рабочих, моряков, обозных слуг (229 фигур). На другой стороне Колонны представлены вооружённые косами даки (660), их германские союзники (54), сарматские катафрактарии (9), а также невоенное население, в основном беженцы. Чаще всего изображаются римские знаменосцы (129) и музыканты (25).

Путём сопоставления с литературными, эпиграфическими и другими источниками могут быть идентифицированы пять разновидностей римских штандартов: преторианский значок (60), орёл легиона (15+2), значок центурии (32), значок с изображением императора (1) и кавалерийский вексиллум (16). Среди даков легко идентифицируются драконосцы (21) и носители вексиллумов (10). Скульптор со знанием дела изобразил детали военного снаряжения солдат, палатки и лагерные укрепления, повозки, корабли и даже метательные машины, используемые обеими сторонами. Для многих поколений историков рельефы Колонны Траяна служили и продолжают служить ценным источником информации для изучения военного снаряжения эпохи.

Верхняя часть Колонны со смотровой площадкой у подножия статуи Траяна

Вместе с тем в работах современных исследователей подчёркивается, что здесь мы имеем дело с художественным произведением, в котором сами изображения, а также их детали зачастую определяются сложившимися канонами жанра. Это, в частности, касается единообразного военного снаряжения римских легионеров, всех как один облачённых в пластинчатый панцирь (lorica segmentata ) и снабжённых щитами прямоугольной формы (scutum ) . Хотя, как пишет Вегеций, отдельные римские легионы различались изображениями на щитах, создававшие рельефы Колонны художники изобразили на всех прямоугольных щитах лишь два варианта орнамента: или лавровый венок, или пучок молний с орлиными крыльями. Ни по форме щитов, ни по виду военного снаряжения невозможно проследить различие между солдатами преторианской гвардии и легионерами.

По контрасту с «римлянами» солдаты вспомогательных когорт все одеты в кольчуги и носят продолговатые щиты овальной формы. Гербовые изображения на щитах хотя и более разнообразны в сравнении со щитами легионов, но также весьма стереотипны и лишь варьируются внутри небольшого количества общих форм. В действительности снаряжение солдат отличалось гораздо бо́льшим разнообразием даже в пределах одних и тех же отрядов. Легионеры, изображённые на современном Колонне Трофее из Адамклисси, в большинстве своём носят кольчугу. Остатки пластин панциря обнаружены при раскопках в местах дислокации вспомогательных частей. Не представлены на рельефах Колонны и некоторые предметы снаряжения, которые, как нам известно, римляне носили в это время: наручи и поножи.


Римская армия на рельефах Колонны Траяна

Та же художественная интерпретация характерна для изображений фигур противников римлян. Подавляющее большинство даков показаны сражающимися без доспехов и с непокрытыми головами. Для защиты они используют продолговатые овальные щиты, изображения на которых идентичны орнаменту римских щитов. Основным оружием даков служит «коса» (falx ) - изогнутый клинок на длинной рукояти, за которую брались двумя руками. В этом виде дакийские «косы» вполне достоверно изображены на рельефах постамента Колонны. Однако на рельефах фриза даки вооружены неким комбинированным оружием с длинным изогнутым клинком, которое они держат одной рукой. По-видимому, этот образ был сознательно выбран художником, чтобы избежать показа большого числа воинов, сражающихся в нехарактерной для изобразительного канона манере. На рельефах упомянутого выше Трофея из Адамклисси, автор которого гораздо менее был скован условностями, даки держат «косу» двумя руками и сражаются без щита.

Наиболее известным примером условности изображений на рельефах Колонны являются девять верховых фигур, у которых как сами всадники, так и их лошади с ног до головы покрыты чешуёй. По-видимому, эти всадники изображают сарматских союзников Децебала. Сарматские катафрактарии носили полный чешуйчатый доспех и защищали чешуйчатой бронёй своих лошадей. Зная об этом из литературных источников или со слов консультантов, но не имея представления о покрое доспехов, художник изобразил их так, как подсказывала ему фантазия.


Тацит писал, что сарматы не только сами с головы до ног покрыты чешуйчатым доспехом, но также защищают им своих коней. Кажется, художник понял его слова слишком буквально

Современное экспонирование

Хотя Колонна считается одним из наиболее сохранившихся древних памятников, за девятнадцать столетий, прошедших с момента её постройки, ветер и непогода нанесли рельефам большие повреждения. Этот процесс значительно усилился в ХХ веке, когда к неблагоприятным факторам добавилась сложная экологическая ситуация современного мегаполиса. Ещё в 1861 году по приказу Наполеона III были сделаны 125 гипсовых отливок рельефного фриза Колонны, которые ныне находятся в Музее римской цивилизации в Риме. Правда, в настоящий момент музей закрыт на ремонт, и увидеть их там весьма проблематично.

Другая полная копия рельефов, сделанная в 1874 году, находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Третья копия экспонируется в Национальном музее румынской истории в Бухаресте (1943 год). Рельефный фриз, который древние римляне рассматривали снизу вверх, в современной музейной экспозиции расположен по горизонтали в отдельных сегментах. Копии отдельных частей фриза, изготовленных в разное время и для разных заказчиков, сегодня демонстрируются в различных музеях мира, в том числе Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Нужно ли говорить, что к настоящему времени эти копии выглядят заметно лучше постепенно разрушающегося оригинала.


Рельефный фриз Колонны Траяна в Музее римской цивилизации

Ещё с конца XV века многочисленные художники зарисовывали отдельные сцены рельефного фриза и тем самым распространяли изображения, имевшие огромное влияние на искусство. Первую каталогизацию в 1576 году осуществил Франческо Вильямена, опубликовавший набор из 130 гравюр с комментариями Альфонсо Чакона. В 1672 году Пьетро Санти Бартоли выпустил свой набор гравюр с комментарием Джованни Пьетро Беллори, остававшийся наиболее авторитетным изданием вплоть до конца XIX века. Между 1896 и 1900 годами Конрад Цихориус создал наиболее полное издание каталога фотографий рельефа, которое всё ещё сохраняет своё значение в современной науке, в том числе благодаря википедии. Другими подобными публикациями были каталоги фотографий Карла Леманна-Хартлбена 1926 года, а также Франка Леппера и Шепарда Фрера 1988 года. С появлением и распространением интернета роль важнейшего источника доступных изображений выполняет сайт проекта McMaster Trajan Project , который использует фотографии, взятые из каталога Цихориуса и архива материалов Германского археологического института в Риме.

Литература :

  1. Coulston, J.C. All the Emperor"s Men: Roman Soldiers and Barbarians on Trajan"s Column / J.C. Coulston. - Oxford, 2007.
  2. Lepper, F. Trajan"s Column. A New Edition of the Cichorius Plates. Introduction, Commentary and Notes / F. Lepper, Sh. Frere. - Gloucester: Alan Sutton Publishing, 1988.
  3. Cichorius, С. Die Reliefs der Traianssäule. Erster Tafelband: «Die Reliefs des Ersten Dakischen Krieges». Tafeln 1–57 / С. Cichorius. - Berlin: Verlag von Georg Reimer, 1896.
  4. Cichorius, С. Die Reliefs der Traianssäule. Zweiter Tafelband: «Die Reliefs des Zweiten Dakischen Krieges». Tafeln 58–113 / С. Cichorius. - Berlin: Verlag von Georg Reimer, 1900.
  5. Pogorzelski, R. Die Traianssäule in Rom. Dokumentation eines Krieges in Farbe / R. Pogorzelski. - Mainz, 2012.
  6. Coarelli, F. The Column of Trajan / F. Coarelli. - Roma, 2000.
  7. Рубцов, С.М. Легионы Рима на Нижнем Дунае: военная история римско-дакийских войн (конец I - начало II века нашей эры) / С.М. Рубцов. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2003.

- (Trajan s Column) Мраморная колонна, стоящая на форуме Траяна в Риме. Сооружена ок. 114 г. в честь победы императора Траяна над даками. Покрыта по спирали рельефами, изображающими эпизоды войны. Сохранившаяся до наших дней надпись на ее… … Шрифтовая терминология

КОЛОННА ТРАЯНА, мраморная колонна в Риме, высота ок. 38 м, воздвигнута императором Траяном ок. 114 в честь победы над даками (см. ДАКИ); ствол Траяна колонны покрыт рельефами со сценами из войн с даками … Энциклопедический словарь

Воздвигнута императором Траяном в Риме в 111 114. Архитектор грек Аполлодор из Дамаска. Мраморное сооружение высотой 38 м состоит из кубического цоколя, базы колонны и её ствола с капителью римско дорического ордера. Вначале колонна Траяна была… … Строительный словарь

Колонна Траяна - воздвигнута императором Траяном в Риме в 111 114. Архитектор грек Аполлодор из Дамаска. Мраморное сооружение высотой 38 м состоит из кубического цоколя, базы колонны и её ствола с капителью римско дорического ордера. Вначале колонна Траяна… … Архитектурный словарь

Колонна Траяна - Мраморная колонна в Риме, воздвигнута императором Траяном ок. 114 года в честь победы над даками. Являет собой классический образец римского капитального письма … Краткий толковый словарь по полиграфии

Колонна Марка Аврелия (лат. Columna Centenaria Divorum Marci et Faustinae, итал. … Википедия

Колонна Колонна Фоки Colonna di Foca … Википедия

Достопримечательность Колонна Антонина Пия … Википедия

Александровская колонна, Санкт Петербург Колонна Победы монумент в форме колонны, сооружённый, в честь триумфа войск того или иного государства. Как правило на её вершине возвышается статуя богини победы Виктории. В Германии статуя… … Википедия

В архитектуре, вертикальная опора, которая имеет вид цилиндрического или многогранного столба и состоит из базы, ствола и капители, а также всякая подобная колонне опора из любого материала. Наряду с обычным применением в качестве опор колонны… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Рим. Путеводитель , Ольга Чумичева. Перед вами экспресс-гид по Риму, содержащий более 20 аудиоэкскурсий по городу. Экскурсовод расскажет Вам о самых интересных местах каждого района столицы. Практичный, полезный аудиогид…

В период с 101-го по 106 год император Траян руководил действиями десятков тысяч римских воинов, пересек Дунай по самым длинным мостам, которые в те времена мог построить человек, одержал две победы над могущественной империей варваров на их гористой земле, а затем безжалостно стер эту империю с карты Европы. Поход Траяна на Дакию, расположенную на территории современной Румынии, был главным событием 19-летнего правления императора. Летописец похвалялся завидными трофеями: 165 тысяч килограммов золота и 331 тысяча килограммов серебра, не считая присоединения к Римской империи новой плодородной провинции.

Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. И она по сей день остается предметом научных споров.
Пополнение казны отразилось на облике Рима. В честь победы император велел выстроить форум: просторная площадь, окруженная колоннадами, две библиотеки и большое гражданское строение, известное как базилика Ульпия. Согласно восторженному описанию римского историка, форум Траяна был творением, «подобного которому смертные никогда более не создадут». В небо над форумом вознеслась 38-метровая каменная колонна, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Снизу доверху ее оплела рельефная хроника дакских походов на манер современного комикса: в 155 сценах тысячи искусно высеченных римлян и даков маршируют, строят укрепления, плывут на кораблях, подкрадываются к врагу, сражаются, ведут переговоры, молят о пощаде и встречают смерть. Воздвигнутая в 113 году фантастическая колонна высится над городом почти два тысячелетия. Рельефы сильно пострадали от времени, и, кроме нескольких нижних витков спирали, мало что можно разглядеть. Вокруг руины – пустые пьедесталы, расколотые плиты, обезглавленные колонны и разбитые скульптуры напоминают о былом великолепии форума. Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. Из века в век историки изучали рельефы как наглядное пособие по истории войн, где Траян представлен героем, а правитель даков Децебал – его достойным противником. Археологи разглядывали мельчайшие детали сцен, чтобы почерпнуть сведения о вооружении, обмундировании и военных тактиках римской армии. Чтут памятник и современные румыны: Траян разрушил Дакию дотла, и потому колонна, наряду с уцелевшими статуями поверженных воинов, – драгоценное свидетельство того, как могли выглядеть и одеваться их дакские предки. Шло время, великие памятники прошлого превращались в груды обломков, а колонна по-прежнему поражала воображение. Художники Ренессанса в корзинах, обвязанных веревками, свешивались с вершины колонны, дабы рассмотреть ее во всех деталях. В 1588 году папа Сикст V велел увенчать монумент статуей святого Петра. Тогда же, в XVI веке были сделаны первые гипсовые слепки колонны. Они запечатлели многие детали, ныне утраченные, – загрязнение атмосферы и кислотные дожди сделали свое дело. Колонна по сей день остается предметом научных споров. Порой кажется, что гипотез не меньше, чем фигур на рельефах, – а их ни много ни мало 2662. С книжной полки в гостиной своей римской квартиры археолог и искусствовед Филиппо Коарелли достает свой труд – иллюстрированную историю колонны. «Это удивительное сооружение, – говорит он, перелистывая страницы с черно-белыми снимками рельефов. – Что здесь происходит? Дакские женщины истязают римских солдат? Рыдающие даки принимают яд, чтобы не попасться в плен? Похоже на телесериал». Или на мемуары Траяна, добавляет Коарелли. Колонна была возведена между двумя библиотеками, где могла храниться хроника боевых действий в изложении самого императора-воина. По мнению Коарелли, рельефный фриз напоминает свиток – не исключено, что военный дневник Траяна был именно свитком. «Должно быть, художник исполнял волю императора», – подытоживает ученый. Так или иначе, перед командой скульпторов стояла задача высечь иллюстрированную версию «свитка Траяна» на 17 блоках отборного каррарского мрамора. Император – главный герой истории. Он появляется в 58 сценах – дальновидный полководец, опытный политик и благочестивый властелин: вот он произносит речь, поднимая боевой дух солдат, вот задумчиво внимает советникам, а вот приносит жертвы богам. «Траян хочет предстать не только воином, – объясняет Коарелли, – но и просвещенным человеком». Конечно, это лишь гипотеза. В какой бы форме ни записал Траян свои воспоминания, они давно канули в Лету. Сопоставляя рельефы колонны с археологическими находками из дакской столицы Сармизегетузы, ученые склоняются к мысли, что изображения свидетельствуют скорее об умонастроениях римлян, чем о реальных событиях. У Джона Коулстона, специалиста по римской иконографии, оружию и снаряжению из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, – особое мнение. Несколько месяцев подряд он изучал рельефы с близкого расстояния, примостившись на реставраторских лесах. Собранного материала хватило на диссертацию. «Велик соблазн представить изображения с колонны в виде этакой новостной ленты или кинофильма тех времен, – говорит Коулстон. – Но все эти интерпретации – типичные натяжки, за которыми нет ни слова правды». Ученый утверждает, что ансамбль рельефов не был подчинен общему замыслу одного мастера. Небольшие стилевые различия и явные оплошности – к примеру, меняющаяся высота фриза или окна, разрывающие сцены, – убедили шотландского ученого в том, что скульпторы высекали рельефы, что называется, на ходу, основываясь на весьма поверхностных представлениях о войне. «Хотя историкам искусства сложно отказаться от заманчивого образа талантливой творческой личности, – говорит Коулстон, – на примере колонны Траяна мы видим, что композиция рождается спонтанно, сразу на кусках мрамора под руками простых каменотесов, а отнюдь не на чертежной доске в мастерской». По его мнению, создатели фриза скорее вдохновлялись военными событиями, чем основывались на них. Взять хотя бы главные мотивы рельефов. В изображении двух войн на удивление мало боевых действий: сцены осад и битв занимают меньше четверти фриза, при этом сам Траян ни разу не появляется на поле боя. Легионеры – основа военной машины Рима – преимущественно занимаются строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже сбором урожая. Ко всему прочему, можно подумать, что они еще и неуязвимы – на всей колонне не отыскать ни одного павшего римского воина! Некоторые сцены остаются неразгаданными. Зачем осажденные даки тянутся к чаше? Чтобы принять яд и тем самым избежать унижений побежденных? Или они просто хотят утолить жажду? Как объяснить шокирующее изображение женщин, истязающих факелами полураздетых связанных пленников? В интерпретации итальянцев, это жены варваров подвергают мучениям плененных римлян. Но у Эрнеста Оберландер-Тарновяну, директора Национального исторического музея Румынии, другое мнение: «Перед нами однозначно пленные даки, которых мучают разгневанные вдовы убитых римских солдат». Судя по всему, то, что мы видим, разглядывая колонну, зависит от наших симпатий – к римлянам или к дакам. У римских политиков слово «дак» было синонимом лицемера. Именно о даках историк Тацит писал: «Они никогда не были по-настоящему верны Риму». Заключив в 89 году договор о дружбе с императором Домицианом, царь Дакии Децебал, хотя и получал от римлян деньги на защиту границ империи от набегов, сам посылал воинов грабить пограничные города союзников. В 101 году Траян выступил в поход против ненадежных даков. После почти двухлетней войны было заключено перемирие, но вскоре Децебал его нарушил. Терпение римлян иссякло. Во время второго вторжения, в 105 году, Траян не церемонился – достаточно взглянуть на сцены, живописующие разграбление Сармизегетузы. «Походы были жестоки и разрушительны, – рассказывает Роберто Менегини, итальянский археолог, руководитель раскопок на форуме Траяна. – Посмотрите, как сражаются римляне, держа зубами за волосы отрубленные головы. Война есть война. У римских легионеров была репутация свирепых и безжалостных воинов». Но как только даки были повержены, за них взялись римские скульпторы. Форум Траяна украшали десятки статуй статных, бородатых дакских воинов – гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Конечно, скульпторы были далеки от того, чтобы подсластить горечь поражения побежденным, большинство которых были проданы в рабство. «Ни один дак не смог бы прийти посмотреть на колонну, – говорит Менегини. – Монумент был предназначен для римских граждан и воплощал мощь имперской машины, способной покорить столь доблестный и воинственный народ». Колонну Траяна можно считать образцом пропаганды – но, как утверждают археологи, в ее каменной летописи есть доля правды. Новейшие раскопки на территории древней Дакии, в том числе и на развалинах Сармизегетузы, приносят все больше открытий. Все детальнее прорисовывается портрет цивилизации, перешагнувшей «варварскую» ступень развития, вопреки презрительным эпитетам римлян. У даков не было письменности, и все наши знания об их культуре прошли через фильтр римских источников. Многочисленные находки свидетельствуют о том, что Дакия царила над окрестными землями не одну сотню лет, собирая дань с соседей. Зная толк в кузнечном деле, дакские старатели добывали руду и выплавляли железо, а золотоискатели намывали золото. Венцом творения искусных мастеров были тонко отделанные украшения и оружие. Сармизегетуза была политической и духовной столицей Дакии. Ее руины покоятся высоко в горах в самом сердце Румынии. От Рима город отделяли 1600 километров – армия Траяна шла сюда больше месяца. Сегодняшним посетителям приходится пробираться по изрытой колдобинами грунтовой дороге через ту самую неприступную долину, которая преграждала путь Траяну. Развалины Сармизегетузы потонули в зарослях высоких буков. Даже в жаркий день по земле ползут прохладные тени. Широкая мощеная дорога ведет от толстых, наполовину вросших в землю крепостных стен к просторной поляне. Этот зеленый оазис – терраса, высеченная в скале, – был религиозным центром Дакии. До наших дней дошли остатки зданий – смесь из древних камней и бетонных реконструкций, напоминающих о неосуществленной попытке воссоздать древний комплекс. Тройное кольцо каменных колонн очерчивает контуры некогда величественного храма, отдаленно напоминающего круглые дакские строения на рельефах колонны Траяна. Рядом низкий алтарь – каменный круг с высеченным орнаментом в виде солнечных дисков – святая святых дакской вселенной. Последние шесть лет румынский археолог Гелу Флореа из Клужского университета имени Бабеша-Больяй проводит летние месяцы на раскопках в Сармизегетузе. Расчищенные руины, а также предметы, конфискованные у кладоискателей, свидетельствуют, что сюда проникали военные технологии из Рима, чувствуется и влияние Греции – архитектурное и художественное. «Поразительно, какими они были космополитами так высоко в горах, – говорит Флореа. – Это самое крупное поселение во всей Дакии, с удивительно сложной организацией». С помощью аэрофотосъемки археологи выявили более 260 искусственных террас, растянувшихся почти на пять километров вдоль долины. Общая площадь поселения превышала 280 гектаров. Ученые не обнаружили следов возделанных полей – зато раскопали остатки ремесленных мастерских и домов, а также плавильные печи, тонны железных заготовок и десятки наковален. По-видимому, город был центром производства металла, снабжавшим другие дакские поселения вооружением и инструментами в обмен на золото и зерно. Сегодня все здесь объято зеленью – и тишиной. Неподалеку от бывшего алтаря бьет маленький источник, где можно было брать воду для религиозных ритуалов. Земля под ногами, приправленная крупинками слюды, искрится в солнечных лучах. Вполголоса переговариваются немногочисленные туристы. Трудно представить себе, что за церемонии проходили в этом городе – и что за страшная участь постигла его обитателей. В воображении всплывают клубы дыма и пронзительные крики, грабежи и резня, самоубийства и паника, изображенные на рельефах колонны Траяна. «Римляне смели все на своем пути, – рассказывает Флореа. – От крепости камня на камне не осталось. Они хотели продемонстрировать свою мощь: смотрите, у нас есть силы, средства, мы здесь хозяева». За падением Сармизегетузы последовало разрушение главных храмов и святилищ Дакии. Затем римляне принялись за другие города Дакийского царства. Один из рельефов у самой вершины колонны представляет кровавую развязку – деревня предана огню, жители обращаются в бегство, по опустошенной провинции бродят лишь козы да коровы. Две войны унесли, как считают ученые, десятки тысяч жизней. По свидетельству современника, Траян взял 500 тысяч пленных, угнав из них около 10 тысяч в Рим для участия в гладиаторских сражениях, которые устраивались в честь победы 123 дня подряд. Гордый правитель даков избавил себя от позорной участи пленника. Конец Децебала увековечен на колонне его заклятого врага: опустившись на колени под сенью дуба, дак подносит длинный изогнутый меч к собственному горлу. «Его голова была доставлена в Рим, – писал римский историк Кассий Дион столетие спустя. – Так Дакия стала подвластной римлянам».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!