Ритм - теория музыки. Такт в музыке

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания

Двигатель Внутреннего Сгорания.

Дви́гатель вну́треннего сгора́ния - двигатель, в котором топливо сгорает непосредственно в рабочей камере (внутри ) двигателя. ДВС преобразует тепловую энергию от сгорания топлива в механическую работу.

По сравнению с двигателями внешнего сгорания:

· не имеет дополнительных элементов теплопередачи - топливо, сгорая, само образует рабочее тело;

· компактнее, так как не имеет целого ряда дополнительных агрегатов;

· экономичнее;

· потребляет газообразное или жидкое топливо, обладающее весьма жёстко заданными параметрами (испаряемостью, температурой вспышки паров, плотностью, теплотой сгорания, октановым или цетановым числом), так как от этих свойств зависит сама работоспособность ДВС.

Современный автомобиль, чаще всего, приводится в движение двигателем внутреннего сгорания. Таких двигателей существует огромное множество. Различаются они объемом, количеством цилиндров, мощностью, скоростью вращения, используемым топливом (дизельные, бензиновые и газовые ДВС). Но, принципиально, устройство двигателя внутреннего сгорания, похоже.

Как работает двигатель и почему называется четырехтактным двигателем внутреннего сгорания? Про внутреннее сгорание понятно. Внутри двигателя сгорает топливо. А почему 4 такта двигателя, что это такое? Действительно, бывают и двухтактные двигатели. Но на автомобилях они используются крайне редко. Четырехтактным двигатель называется из-за того, что его работу можно разделить на четыре, равные по времени, части. Поршень четыре раза пройдет по цилиндру – два раза вверх и два раза вниз. Такт начинается при нахождении поршня в крайней нижней или верхней точке. У автомобилистов-механиков это называется верхняя мертвая точка (ВМТ) и нижняя мертвая точка (НМТ).

Четыре такта двигателя.

Первый такт - такт впуска

Первый такт, он же впускной, начинается с ВМТ (верхней мертвой точки). Двигаясь вниз, поршень всасывает в цилиндр топливовоздушную смесь. Работа этого такта происходит при открытом клапане впуска. Кстати, существует много двигателей с несколькими впускными клапанами. Их количество, размер, время нахождения в открытом состоянии может существенно повлиять на мощность двигателя. Есть двигатели, в которых, в зависимости от нажатия на педаль газа, происходит принудительное увеличение времени нахождения впускных клапанов в открытом состоянии. Это сделано для увеличения количества всасываемого топлива, которое, после возгорания, увеличивает мощность двигателя. Автомобиль, в этом случае, может гораздо быстрее ускориться.

Нотный стан

Ноты размещаются на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом . Линейки нотоносца считаются всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка - первая, следующая за ней - вторая и т.д.

Ноты на нотном стане располагаются на линиях или между ними. Нижняя линия нотного стана – Ми.
Любая нота, располагающаяся на этой линии играется как Ми, пока нет понижающих или повышающих знаков.
Следующая нота (между линейками) это нота Фа и т.д.

Ноты могут также распространятся за пределами нотного стана и записываются на добавочных линейках. Добавочные линейки над нотоносцем называются верхними добавочными линейками и считаются снизу вверх от нотоносца.
На этих добавочных линейках записываются высокие звуки. Низкие звуки записываются под нотоносцем и называются нижними добавочными линейками, а считаются сверху вниз от нотного стана.

Ключи

В начале нотоносца всегда выставляется ключ, определяющий в звукоряде высоту одного из звуков, от которого ведется отсчет высоты остальных звуков.

Скрипичный ключ (или ключ соль) определяет на нотоносце положение звука соль первой октавы, который пишется на второй линейке.

Басовый ключ (или ключ фа) определяет положение на нотоносце звука фа малой октавы, который записывается на четвертой линейке.

Такт и размер такта. Слильные и слабые доли.

Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты .
Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.

Первая нота каждого такта имеет ударение - акцент.

Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте.

Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.

После ключа выставляется размер такта.

Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д.
Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета – четверть, половинная, и т.д.).

(Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности.)

Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются.
При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых.

В двухдольном такте (2/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая.
В трехдольном такте (3/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая, третья ("три") – слабая.

Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) - сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент - на наиболее сильной доле такта, а второй - на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.

Знаки альтерации

Для того, чтобы указать на тональность ноты, перед нотой могут ставиться знаки бемоля , диеза , дубль-бемоля , дубль-диеза и бекара .

Такие знаки называются знаками альтерации.

Если перед нотой стоит диез, то нота поднимается на половину тона, дубль-диез – на тон. Если бемоль, то нота понижается на полтона и если дубль-диез – на тон. Понижающие и повышающие знаки появившись один раз применяются ко всей партитуре, пока не отменятся другим знаком.

Существует специальный знак, отменяющий понижение или повышение ноты и возвращающий ей натуральную высоту – это бекар. Дубль-бемоль и дубль-диез используются редко.

Знаки альтерации применяются, в основном, в двух случаях: как ключевые и как случайные.

Ключевые знаки располагаются справа от ключа в определенном порядке: фа – до – соль – ре – ля – ми - си для диезов , для бемолей – си – ми – ля – ре – соль – до - фа .

Если в каком-либо такте насколько раз встречается одна и та же нота с диезом или бемолем, то бемоль или диез ставится только один раз и сохраняет свое действие на протяжении всего такта. Такие диезы и бемоли называются случайными.

Длительность нот и пауз

Заштрихована нота или нет, а также палочки, приставленные к ним, т.е. штили, указывают на длительность ноты. Основными длительностями нот являются целая (1) и обозначается незаштрихованной головкой без штиля, а также ее половинные деления: половина (2), четверть (3), восьмая (4), шестнадцатая (5) и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная: она зависит от текущего темпа произведения.

Еще к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незаштрихованным прямоугольником со штрихами возле углов.

Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертой и ни одна из них (кроме, может быть, первой) не приходится на сильную долю, то они записываются под общим ребром или вязкой - палочкой, соединяющей концы штилей.

При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые - двойное и т. д. В наше время встречается объединение нот из разных тактов, а также нот, идущих не подряд.

Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: если на время звучания ноты приходится сильная доля, то берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига - дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот.

Если же сильная доля осталась в стороне, то для продления ноты на половину ее звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых - это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.

Наконец, бывает необходимым поделить какую-либо длительность не на две половины, а на три, пять или другое количество равных частей, не кратное двум. В этом случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи

.

Перерыв в звучании называется паузой . Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот). Целая пауза (8) равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца. Половинная пауза (9) равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца. Четверная пауза (10) равна по длительности четвертой ноте и обозначается ломанной линией по центру. Восьмая (11), шестнадцатая (12) и тридцать вторая (13) паузы равны по длительности восьмой, шестнадцатой и тридцать второй ноте соответственно и обозначаются косой чертой с одним, двумя или тремя маленькими флажками.

Точка справа у ноты или паузы увеличивает ее длительность на половину. Две точки у ноты или у паузы увеличивают длительность наполовину и еще на четверть.

Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше.

Лига (дуга, выгнутая вверх или вниз) связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность. Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато.

Фермата - знак, указывающий исполнителю, на то, что он должен увеличить длительность ноты или паузы на свое усмотрение.

Знаки повторений

При исполнении пьесы часто приходится повторять ее фрагмент или всю пьесу целиком. Для этого в нотной записи применяются знаки повторения – репризы. Музыка, изложенная между этими знаками, должна повторяться. Иногда при повторении бывают разные окончания. В этом случае в конце повторения применяются скобки – вольты. Это значит, что в первый раз играются такты окончания, заключенные в первую вольту, а при повторении – такты первой вольты пропускаются и вместо них играются такты второй вольты.

(Реприза)

Темп

В нотной записи также указывается темп композиции. Темп - это та или иная скорость исполнения музыкального произведения.

Различаются три основных скорости исполнения: медленная, умеренная и быстрая.

Основной темп указывается обычно в самом начале произведения. Существует пять основных обозначений этих темпов:

Медленно – адажио (Adagio),
Не спеша, спокойно – анданте (Andante),
Умеренно – модерато (Moderato),
Скоро – аллегро (Allegro),
Быстро – престо (Presto).
Средний из названных темпов – модерато – соответствует скорости спокойного шага.

Нередко при исполнении музыкального произведения приходится ускорять или замедлять его основной темп.
Эти изменения темпа чаще всего обозначаются словами:
Accelerando, сокращенно accel. (аччелерандо) – ускоряя,
Ritenuto, (ритэнуто) сокращенно rit. – замедляя,
а tempo (а темпо) – в прежнем темпе (восстановить прежний темп после предшествовавшего ускорения или замедления).

Громкость

При исполнении музыкального произведения следует помимо темпа учитывать и необходимую громкость (силу) звучания. Все, что связано с громкостью звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки выставляются в нотах обычно между нотоносцами.
Наиболее употребительными обозначениями силы звука являются следующие:
pp (пианиссимо) - очень тихо,
p(пиано) – тихо,
mf (меццо-фортэ) - со средней силой,
f(форте) – громко,
ff (фортиссимо) - очень громко.
А также знаки:
< (крещендо) - постепенно усиливая звук
> (диминуэндо) - постепенно ослабляя звук.

Наряду с приведенными выше обозначениями темпов, в нотах часто встречаются слова, указывающие на характер исполнения музыки произведения, например: певуче, нежно, подвижно, шутливо, с блеском, решительно и т.д.

Знаки мелизмов

Знаки мелизмов не меняют темп или ритмический рисунок мелодии, а лишь украшают ее. Существуют следующие виды мелизмов:

Звукоряд и октава

Музыкальные звуки образуют музыкальный звуковой ряд, который начинается от самых низких звуков до самых высоких. Всего основных звуков звукоряда семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.



Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя

Работа двигателя внутреннего сгорания может быть представлена в виде систематически повторяющихся процессов, которые принято называть рабочими циклами. Рабочим циклом двигателя называется ряд последовательных, периодических повторяющихся процессов в цилиндрах, в результате которых тепловая энергия топлива преобразуется в механическую работу. При этом каждый полный рабочий цикл может быть разделен на одинаковые (повторяющиеся) части – такты.

Часть рабочего цикла, совершаемого за время движения поршня от одной мертвой точки до другой, т. е. за один ход поршня, называется тактом . Двигатели, рабочий цикл которых совершается за четыре хода поршня (два оборота коленчатого вала), называются четырехтактными.
В головке блока цилиндров, над камерой сгорания (рис. 1) карбюраторного двигателя устанавливаются впускной 4 и выпускной 6 клапаны, управляемые газораспределительным механизмом, а также свеча зажигания 5 .

Рабочий цикл карбюраторного четырехтактного двигателя состоит из последовательных тактов впуска, сжатия, расширения и выпуска.

Такт впуска

В результате вращения коленчатого вала при пуске двигателя (вручную или с помощью специального устройства - например, заводной рукоятки или электродвигателя - стартера) поршень совершает движение от верхней мертвой точки (ВМТ) к нижней мертвой точке (НМТ). При этом впускной клапан 4 открыт, а выпускной клапан 6 закрыт.
Так как объем цилиндра при движении поршня вниз (к НМТ) быстро увеличивается, давление над поршнем уменьшается до 0,07...0,09 МПа , т. е. внутри цилиндра создается вакуум – избыточное разрежение.
Впускной клапан 3 сообщается со специальным устройством – карбюратором, который приготавливает горючую смесь из топлива и воздуха. Вследствие разности давлений в карбюраторе и цилиндре горючая смесь всасывается через открытый впускной клапан в цилиндр двигателя.

Если двигатель уже работает, то горючая смесь, попадая в цилиндр из карбюратора, смешивается с остаточными продуктами сгорания от предыдущего цикла, и образует рабочую смесь. Смешиваясь с остаточными продуктами сгорания и соприкасаясь с нагретыми деталями цилиндра, рабочая смесь нагревается до температуры 75...125 ˚С .

Такт сжатия

При подходе поршня к НМТ впускной клапан закрывается. Далее поршень начинает перемещаться вверх (к ВМТ), сжимая смесь воздуха, топлива и остаточных продуктов сгорания, которые не были удалены из цилиндра при выпуске. При движении поршня от НМТ к ВМТ вследствие сокращения объема цилиндра при закрытых клапанах повышаются давление, при этом возрастает температура рабочей смеси (в соответствии с законом Гей-Люссака).
В конце такта сжатия давление внутри цилиндра повышается до 0,9…1,5 МПа , а температура смеси достигает 270-480 ˚С .
В этот момент к электродам свечи зажигания 5 подводится высокое напряжение, которые вызывает между ними искровой разряд, результате чего рабочая смесь воспламеняется и сгорает.
В процессе сгорания топлива выделяется большое количество теплоты, из-за чего температура газов (продуктов сгорания) повышается до 2200-2500 ˚С , и давление внутри цилиндра достигает 3,0…4,5 МПа . Газы начинают расширяться, перемещая поршень вниз, к НМТ.

Такт расширения (рабочий ход)

Под давлением расширяющихся газов поршень движется от ВМТ к НМТ (при этом оба клапана закрыты). В этот промежуток времени (такт) происходит преобразование тепловой энергии в полезную работу, поэтому ход поршня в такте расширения называют рабочим ходом.
При движении поршня к НМТ объем цилиндра увеличивается, вследствие чего давление уменьшается до 0,3…0,4 МПа , а температура газов снижается до 900…1200 ˚С .

Такт выпуска

При подходе поршня к НМТ открывается выпускной клапан 6 , в результате чего продукты сгорания рабочей смеси вырываются наружу из цилиндра.
При дальнейшем вращении коленчатого вала поршень начинает перемещаться от НМТ к ВМТ. Выталкивая отработавшие газы через открытый выпускной клапан, выпускной канал 7 и выпускную трубу в окружающую среду. К концу такта выпуска давление в цилиндре составляет 0,11…0,12 МПа , а температура – 600…900 ˚С .

При подходе поршня к ВМТ выпускной клапан закрывается, впускной открывается и начинается такт впуска, дающий начало новому рабочему циклу.



Рабочий цикл четырехтактного дизеля

Рабочий цикл дизельного двигателя принципиально отличается от цикла карбюраторного двигателя тем, что рабочая смесь (смесь топлива, воздуха и остаточных продуктов сгорания) приготовляется внутри цилиндра, поскольку воздух подается в цилиндр отдельно, а топливо отдельно – через форсунку. В дизельном двигателе нет специального устройства для поджигания рабочей смеси – она самовозгорается в результате высокой степени сжатия.
Т. е. в дизеле, в отличие от карбюраторного двигателя, через впускной клапан подается не горючая смесь, а атмосферный воздух, а топливо впрыскивается через форсунку в конце такта сжатия. В цилиндре, как и в случае с карбюраторным двигателем, остаются продукты сгорания рабочей смеси, которые не удалось удалить продувкой.
Смесеобразование (перемешивание воздуха, топлива и остаточных продуктов сгорания) в дизеле протекает внутри цилиндра, что и обуславливает основные отличия череды тактов, составляющих рабочий цикл.


Высокая степень сжатия приводит к тому, что поступивший в цилиндр через впускной клапан воздух, смешивается с остаточными газами и раскаляется (в буквальном смысле этого слова) до высоких температур. И в это время в цилиндр впрыскивается топливо, которое вспыхивает и начинает гореть.

Рабочие процессы в дизельном двигателе протекают в следующей последовательности (рис. 2) :

Такт впуска

В период такта впуска поршень 2 движется от НМТ к ВМТ. При этом впускной клапан 5 открыт, выпускной клапан 6 закрыт. В цилиндре 7 из-за разности давлений в окружающей среде и в цилиндре в конце такта впуска возникает разрежение 0,08...0,09 МПа , при этом температура внутри цилиндра не превышает 40…70 ˚С .

Такт сжатия

В процессе такта сжатия оба клапана закрыты. Поршень 2 движется от НМТ к ВМТ, сжимая смесь воздуха и отработавших газов. Давление в конце такта сжатия достигает 3…6 МПа , а температура – 450…650 ˚С (превышает температуру самовоспламенения топлива).

При подходе поршня к ВМТ, в цилиндр через форсунку 3 впрыскивается распыленное жидкое топливо. Топливо подается к форсунке (через трубку высокого давления) топливным насосом 1 высокого давления (ТНВД). Форсунка обеспечивает тонкое распыление топлива в сжатом воздухе. Распыленное топливо самовоспламеняется и сгорает. В результате сгорания температура в цилиндре достигает 1600…1900 ˚С , давление – 6…9 МПа .

Такт расширения (рабочий ход)

В конце такта сжатия, при подходе к ВМТ, оба клапана закрыты. После впрыска топлива происходит самовоспламенение рабочей смеси и ее сгорание, при этом поршень 2 под давлением расширяющихся газов стремительно движется от ВМТ к НМТ и через шатун воздействует на коленчатый вал, совершая полезную работу.
Топливо, не успевшее сгореть в конце такта сжатия, догорает в начале такта расширения. К концу рабочего хода давление газов уменьшается до 0,2…0,4 МПа , а температура снижается до 700…900 ˚С .

Такт выпуска

При подходе к нижней мертвой точке (НМТ) выпускной клапан 6 открывается и большая часть отработавших газов под воздействием высокого давления вырывается из цилиндра в атмосферу. Поршень начинает перемещение от НМТ к ВМТ и через открытый выпускной клапан выталкивает оставшиеся в цилиндре отработавшие газы в окружающую среду. К концу такта давление газов в цилиндре составляет 0,11…0,12 МПа , а температура – 600...700 ˚С .
Далее рабочий цикл повторяется.

Таким образом, в четырехтактном двигателе только один такт – рабочий ход является полезным с точки зрения совершения полезной работы, остальные три вспомогательные, они осуществляются за счет кинетической энергии маховика, закрепленного на конце коленчатого вала.

Рабочий цикл двухтактного двигателя

В двухтактных ДВС рабочий цикл осуществляется за один оборот коленчатого вала.
Схема двухтактного дизеля представлена на рис. 3 .
Воздух насосом 3 нагнетается через впускное (продувочное) окно 4 в цилиндр. В нижней части цилиндра напротив впускного окна имеется выпускное окно 7 . В головке 5 блока цилиндра установлены форсунки 6 .


Первый такт (рис. 3, а) совершается при движении поршня от НМТ к ВМТ за счет кинетической энергии маховика двигателя. Оба окна открыты. Нагнетаемый через впускное окно 4 воздух вытесняет из цилиндра оставшиеся в нем отработавшие газы, которые выходят через выпускное окно 7 . Таким образом происходит очистка цилиндра от отработавших газов (продувка) и заполнение его свежим зарядом.

Движущийся вверх поршень 8 сначала закрывает впускное окно, а затем выпускное окно. С этого момента начинается процесс сжатия, в конце которого через форсунку 6 впрыскивается топливо.
Таким образом, за первую половину оборота коленчатого вала совершаются процессы наполнения и сжатия, и начинается сгорание топлива.

Второй такт (рис. 3. б) происходит при движении поршня ВМТ к НМТ. В результате выделения теплоты при сгорании топлива повышается температура и давление внутри цилиндра. Поршень перемещается вниз, совершая полезную работу.
Как только поршень открывает выпускное окно, отработавшие газы под давлением начинают выходить в окружающую среду. К моменту открытия впускного окна давление внутри цилиндра снижается на столько, что возможна очистка цилиндра путем вытеснения отработавших газов свежим зарядом воздуха, подаваемым в цилиндр насосом 3 .
Этот процесс называется продувкой цилиндра . При этом одновременно с вытеснением отработавших газов происходит наполнение цилиндра свежим зарядом. Далее все процессы повторяются в той же последовательности.

Рабочий цикл двухтактного карбюраторного двигателя аналогичен рабочему циклу двухтактного дизеля. Отличие состоит в том, что в цилиндр поступает не чистый воздух, а горючая смесь, и в конце процесса сжатия в цилиндре посредством свечи зажигания подается искра, в результате чего происходит воспламенение горючей смеси.

Существенными недостатками двухтактных двигателей является их низкая топливная экономичность и меньший срок службы по сравнению с четырёхтактными двигателями. Объясняется этот недостаток тем, что при продувке цилиндра (или цилиндров) свежая горючая смесь частично удаляется вместе с отработавшими газами, поскольку, в отличие от четырехтактного двигателя, выпуск и впуск газов протекает одновременно.
Этими недостатками, а также большей токсичностью отработавших газов объясняется ограниченное применение двухтактных двигателей на автомобилях.



Размер в «3/4»

Такт определяется количеством и типом его метрических единиц - долей - обозначаемые размером . В нотной записи размер указывается после ключа в начале музыкального произведения (или такта, начиная с которого он изменился), условно, в виде обыкновенной дроби (например, «3/2», «2/4», «6/8», «4/4» и т. п.) или её условного обозначения ( C эквивалентен 4/4, эквивалентен 2/2). В числителе указывается количество долей, а в знаменателе - их относительная длительность.

Тактовая черта

В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперёк нотного стана , которая называется тактовой чертой . Тактовая черта ставится перед сильной долей .

Если произведение начинается со слабой доли, то в начале образуется неполный такт , который называется затактом . В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед его любой частью. По традиции, произведения, начинающиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом , дополняющим затакт. Даже когда для завершения не остается нотного материала, затакт часто дописывается паузами .

Заключительная тактовая черта

В конце, а иногда и по окончании части произведения, ставится двойная тактовая черта . Двойная тактовая черта с жирной чертой (заключительная тактовая черта ) обозначает конец произведения.

Ритм, метр и темп

В музыке звуки организованы во времени, эта организация определяется двумя понятиями: ритм и метр . Многие путают понятия «ритм» и «метр».


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Такт (музыка)" в других словарях:

    - [в музыке] сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? такта, чему? такту, (вижу) что? такт, чем? тактом, о чём? о такте; мн. что? такты; (нет) чего? тактов, чему? тактам, (вижу) что? такты, чем? тактами, о чём? о тактах музыка 1. В… … Толковый словарь Дмитриева

    такт - а, м. tact m. , нем. Takt <лат. tactus прикосновение, ощущение. Чувство меры, подсказывающее верный подход к кому, чему л, правильное понимание чего л. БАС 1. С каким тактом, или говоря по русски, сметливостью, обходится она с каждым из своих … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Musĭca (ars), μουσική (τέχνη), иногда также musica, orum; τὰ μουσικά, как искусство муз вообще, охватывает гораздо большую сферу, чем то, что ныне называется М. К ней относится всякая духовная деятельность как научная, так и… … Реальный словарь классических древностей

Здравствуйте уважаемые читатели блога . Сегодня мы начинаем второй этап подготовки к игре на . Сейчас я хочу рассказать вам о такте и его размере.

Что такое такт, размер такта и длительности нот?

Такт — это такая единице в музыке, которая начинается с сильной доли, (то есть удар ногой, кивок головой), далее идёт слабая доля. Так происходит чередование. Следующий такт опять же начинается с сильной доли. В нотной граммоте такт — это совокупность написания нот и пауз.

Каждый такт отделяется тактовыми вертикальными чертами.

Длительности нот

Размер такта — это отношение долей в такте к, непосредственно, длительностям этих долей.

Вообще сам по себе размер такта- это абстрактная величина, которую нужно почувствовать. Ошибочно, когда размер такта называют ритмом. Когда вы слышите музыку, вы непроизвольно начинаете кивать головой, притопывать ногой, хлопать в ладоши. Всё это выделение сильных долей, то есть размер такта.

Вот к примеру самые распространённые тактовые размеры:

Рассмотрим первый случай: 4/4. Произносится это как четыре четверти. Значит в такте четыре доли, длительностью четверти. Считать при игре лучше как

1-и-2-и-3-и-4-и

То есть там, где произносятся цифры — сильные доли.

Со временем сложилось, что к каждому размеру такта можно сразу подобрать музыку. Например к размеру три четверти (3\4), мы сразу же вспоинаем вальс. При игре будет следующий счёт:

Раз два три

Первая доля сильная, вторая и третья слабые.

******Задание*******

Определить размеры тактов:

Темп

Кроме самих нот и ритма, существует множество других нюансов, о которых композитор стремится сообщить исполнителю, чтобы тот максимально точно воплотил в музыке и донес до слушателей его замыслы.

Примерами таких «подсказок» композиторов могут служить обозначения динамики и использование терминов «rit» и «rall». Общая же скорость, с которой должно исполняться музыкальное произведение (его темп), и описание его характера в целом обычно указываются на партитуре с помощью определенных итальянских терминов.

Вот наиболее часто встречаемые из них:

Presto (Престо) - быстро
Allegro (Аллегро) - бодро, или весело
Vivace (Виваче) -живо, оживленно
Andante (Анданте) - свободно, легко, плавно
Moderato (Модерато) -умеренно, подобно анданте
Lagro (Ларго) - медленно, широко, величаво
Adagio(Адажио) -тихо, медленно (быстрее, чем ларго)
Lento (Ленто) - медленно
Grave (Граве) - медленно и торжественно

Существуют и некоторые вариации этих терминов, усиливающие или ослабляющие их значения:

Adagissimo (Адажиссимо) - чрезвычайно медленно
Prestissimo (Престиссимо) - очень быстро
Allegretto (Аллегретто) - довольно бодро, но в меньшей степени, чем аллегро
Larghetto (Ларгетто) - медленно, но не настолько, как ларго.

С изобретением метронома (Мельцелем, современником Бетховена) темп стал часто обозначаться конкретным числом, соответствующим количеству счетов в минуту.
Например, 60 (60 четвертных нот в минуту) соответствует темпу с одним счетом в секунду: Этот вид указания темпа называется метрономным значком и иногда записывается так: ММ = 60. ММ - это сокращение от «Метроном Мельцеля».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!