Род:Павловы.

Павловы - роды трудовых и боевых казаков-христиан из разных стран Европы и Скифии-Тартарии-России, в т.ч. подданые Великого Княжества Московского, царства Русского, крестьянского, казачьего и дворянского сословий Российской империи, граждане Российской и Украинской Республик, в т.ч. в составе Советского Союза.

Павловы - дворянские роды. Один из них, по сказаниям старинных родословцев, происходит от выехавшего из Литвы к великому князю Василию Дмитриевичу, Прокофия Андреевича Федорова. Его потомки до конца XVI века, от имени правнука его Андрея Павловича, писались Андреевыми, а с этого времени приняли фамилию П. Из них Петр Федорович Андреев был полковым воеводой в Чернигове в 1596 году. Его сын Родион Петрович Федоров-П. был воеводой в Пронске и Ряжске (1611 - 1612). Его внук Родион Михайлович был воеводой в Верхотурье и Мангазее, потом в Нежине, затем думным дворянином и наместником болховским и, наконец, окольничьим (умер в 1695 г.); Карп Федорович был в конце XVII века воеводой на Таре, а Иван Семенович - в Нарымском и Кецском острогах. Этот род П. внесен в VI часть родословной книги Калужской губернии (Гербовник, III, 26). Есть еще 8 родов П., восходящих к XVII веку, внесенных в VI и II части родословных книг Московской, Тверской, Тульской, Смоленской, Рязанской и Харьковской губерний и 82 рода этого имени, позднейшего происхождения. В. Р.

Питомцы Воронежской духовной семинарии, вышедшие из духовного звания содержит данные о происхождении и краткие биографические заметки о каждом из списка Источник - «Воронежская старина», выпуски 9 и 12 http://el.vrnlib.ru/category/dokumenty/istoriya/page/4/

Павлов Алексей Иванович Павлов Дмитрий Михайлович Павлов Михаил Михайлович Павлов Михаил Григорьевич Павлов Николай Павлович Павлов Сергей Иванович

ИЗ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЛ. В 1737 году в Москве произошла необыкновенно драматичная история с двумя братьями-старообрядцами Иваном и Кондратием Павловыми. Хозяин квартиры Ивана Павлова, Синельников, показал на допросе, что когда он зашел к своему жильцу, тот сказал ему о своем намерении идти в Тайную канцелярию. Синельников спросил: «Для чего он идет?» И Павлов сказал, «что-де идет за старую веру пострадать… Он же Синельников на помянутые Павлова слова говорил: "Коли у тебя охота припала, это-де не худо – пострадать за Бога"». Отправившегося в крестный путь Ивана провожали его жена Ульяна и брат Василий. Кондратий Павлов в это время уже был в сыске. Своей подруге Ульяна сказала, что братья «пошли-де на труд в старом кресте», при этом обе женщины плакали. Братья Павловы погибли в застенке.

  • http://www.e-reading.me/chapter.php/2580/9/Anisimov_-_Russkaya_pytka._Politicheskiii_sysk_v_Rossii_XVIII_veka.html

Особенно большой остроты и размаха к началу второго периода восстания достигла классовая борьба на Нижней Волге. Там успешно действовал посланный Булавиным еще в мае двухтысячный отряд конницы во главе с рядовым казаком Голубинской станицы Игнатом Некрасовым и составленный преимущественно из «гулящих людей» отряд в 1,5 тыс. человек во главе с Иваном Павловым. Еще до появления на Волге этих отрядов казаки Сиротинской и других станиц совместно с беглыми стрельцами и солдатами захватили город Дмитриевский (Камышин). Пришедшие на Волгу отряды Некрасова и Павлова взяли с боем город Царицын.

От Павла - сына Ослана (Арслана), мурзы из Золотой Орды, вышедшего на службу к Дмитрию Донскому (ОГДР, V, с.28; БК, II, с. 101). В родстве с Арсеньевыми, Ждановыми, Ртищевыми, Сомовыми (см.). В XVI веке из среды Павловых казаки Федка и Трухан (ПСРЛ, 29, с. 230 - 250), в 1646 году в Казани отмечен Кузьма Павлов, татарских дел подьячий (ПКК, с. 116). Всё это свидетельства сохранения каких-то связей с тюркским миром.

В 30-х годах XVIII столетия началось интенсивное заселение земель Придонцовья. Это было в значительной мере обусловлено уменьшением набегов на эти земли со стороны Крымского ханства. После подавления булавинского восстания огромная территория с запада - от левого берега Айдара и более 40 верст на восток от Деркула, от верховьев речки Богучар на севере и до Северского Донца па юге - была Петром I отторгнута от автономии Войска Донского и присоединена к владениям России.

В 1717 году Петр I издал указ о заселении земель по Айдару и Деркулу казаками Острогожского полка. Но заселение этих земель проходило крайне медленно.

А в 1732 году императрица Анна подарила часть этих, еще не заселенных казаками земель братьям Павловым: лейб-гвардии Измайловского полка капитану Ивану Павлову, подпоручику от морского флота Кондратию Павлову да лейб-гвардии Измайловского полка капралу Александру Павлову за безупречную воинскую службу.

Капитан Павлов и его братья направили в близлежащие поселения посыльных, которые звали хлеборобов переселяться на деркульские и евсугские ковыльные степи. Приток крестьян в междуречье Айдар-Деркул усилился, и эти земли были вскоре заселены в основном выходцами Белгородской, Черниговской, Киевской и Воронежской губерний. Но атаман Войска Донского Ефремов начал тяжбу с помещиками Павловыми за занятые ими земли, которая затянулась на пять лет. В конце концов Правительственный сенат грамотой от 12 июля 1737 года лишил помещиков Павловых права на прилегающие к Деркулю, Битку и Евсугу земли, а поселийшиеся там украинцы были приписаны к Валуйскому уезду Белгородской губернии на правах государственных крестьян. Правительственный сенат этим актом подтвердил отторжение Петром I земель, ранее принадлежавших Войску Донскому, дав понять казацкой старшине силу и власть российского государства над казаками.

В 30-х годах антиправительственные кружки были обнаружены и в других городах России, в том числе и в Курске. Здесь родственники декабриста В.Ф. Раевского решили возобновить тайное общество декабристов. Они разрабатывали план цареубийства, хотели связаться с находящимися в ссылке В.Ф. Раевским. Как установило следствие, в 1830-1831 гг. с Василием, Петром и Григорием Раевскими были связаны ротмистр Юрьев, капитан Ушаков, поручик Колычев, лекарь Адам, подпоручик Коробков, поручик Языков, офицеры братья Павловы. План убийства царя собирался осуществить помещик Боев."

А на том, правом берегу реки, вот где-то в том месте, в 18 веке, уже после татарских набегов, находилась водяная мельница. Владельцем ее был острогожский казак Павлов, который там дальше, недалеко от сюда основал хутор Павловский. Позже на этом хуторе было немецкое поселение, немцы пришли суда из Рыбного, но это уже другая история.

  • http://www.ostrogozhsk.ru/forum/view topic.php?t=5233&sid=d812e80da9bd23c9b7d1217cc26d661f

Заселение этой территории шло медленными темпами, и заступившая на престол новая императрица Анна Иоановна в 1732 году подарила эти земли офицерам Павловым, принимавшим участие в возведении ее на престол: лейб-гвардии Измайловского полка капитану Ивану Павлову, подпоручику от морского флота Кондратию Павлову, лейб-гвардии Измайловского полка капралу Александру Павлову. Но уже в 1734 году Правительственный Сенат лишил офицеров Павловых этих земель, а крестьяне были приписаны к Валуйскому уезду Белгородской губернии.

  • http://ostrogvrn.ru/modules/phpBB2/view topic.php?t=543

Список с писцовой и межевой книги поместных и вотчинных земель в уезде письма и межеванья писцов – князя Якова Осиповича Щетинина и подьячего Тимофея Друковцева 1685 года.

“Лета 7193 апреля в 3 день по указу Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малые и Белые России Самодержцев и по наказу из поместнаго приказу за приписью дьяка Анисима Нетужина, писцы князь Яков Петрович Щетинин да подьячий Тимофей Друковцев, приехав в Курский уезд, в станех и волостях монастырские и церковные земли, за стряпчими и за дворяны московскими и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за вдовами и за девками и за недорослями, и всяких чинов за помещики и за вотчинники поместные и вотчинные земли, села и деревни и починки и пустоши и селища и займища, в них крестьянские и бобыльские дворы и в дворех людей по имяном, и места дворовые и оброчные и бортные и порозжия земли, и дикия поля и всякия угодьи межеванные и немежеванные и посадских людей земли, писали и мерили и межевали по наказу и по крепостям, а за кем имяны поместья и вотчины и всякая земли писаны и по каким крепостям, писано в сих книгах подлинно”.

Черниговец Олексей Истомин сын Павлов.

Тимофей Родионов сын Павлов.

Сергей Еремеев сын Павлов.

Сергей Елисеев сын Павлов.

Яков Елисеев сын Павлов.

Калина Матвеев сын Павлов.

Потап Огафонов сын Павлов.

Безчастной Меньшого сын Павлов.

Сергей Ефимов сын Павлов.

  • http://kladoiskatel.5bb.ru/view topic.php?id=220&p=2

Павлов Георгий Фёдорович, * 12.11.1905, сын учителя козловского Пушкинского 4-х классного училища Фёдора Дмитриевича Павлова и его законной жены Александры Георгиевны. Восприемники: надворный советник Кирилл Алексеевич Литвиненко и жена учителя приходского училища Надежда Николаевна Ефимова (справка о рождении и крещении выдана 10.9.1927; Д. 6555. – Л. 36 об.–37. М. кн. Архангельской церкви).

Павлов Ефим Владимирович, 1891г. р. Место рождения: с.Танцирей Песковского р-на Воронежской обл.. колхозник. Арестован 06.09.42. Осужден 10.10.42 . Приговор: 8 лет лишения свободы.

Павлов Сергей Дмитриевич, 1907г. р. Место рождения: г.Воронеж. экономист горпромторга. Арестован 22.01.41. Осужден 20.05.41 . Приговор: 6 лет лишения свободы.

Павлов Тихон Алексеевич, 1891г. р. Место рождения: с.Тонцырей Новохоперского р-на Воронежской обл.. крестьянин. Арестован 10.07.20. Осужден 09.12.20 . Приговор: 1 ИТЛ.

Павлов Яков Матвеевич, 1882г. р. Место рождения: с.Никитское Алешковского р-на Воронежской обл.. Арестован 05.04.21. Осужден 18.06.21 . Расстрелян.

Павлов Николай Евдокимович, 1918г. р. Место рождения: с.Курино Хлевенского р-на Воронежской обл.. плотник. Арестован 16.01.38. Осужден 28.01.38 . Приговор: 10 ИТЛ.

ПАВЛОВ, Александр Андреевич - стр. 253 ПАВЛОВ, Анатолий Сергеевич - стр. 298 ПАВЛОВ, Андр. Тихонович - стр. 255 ПАВЛОВ, Василий Алекс. - стр. 99 ПАВЛОВ, Василий Александрович - стр. 142 ПАВЛОВ, Василий Васильевич - стр. 213 ПАВЛОВ, Василий Димитриевич - стр. 267 ПАВЛОВ, Василий Степанович - стр. 213 ПАВЛОВ, Василий - стр. 127 ПАВЛОВ, Василий - стр. 438 ПАВЛОВ, Г.А. - стр. 190 ПАВЛОВ, Гавриил Андреевич - стр. 277 ПАВЛОВ, Григорий Николаевич - стр. 37 ПАВЛОВ, Ефим Матвеев. - стр. 207, 260 ПАВЛОВ, Иван - стр. 204 ПАВЛОВ, Клементий - стр. 127 ПАВЛОВ, Моисей Иванов. - стр. 40 ПАВЛОВ, Николай Иванов. - стр. 297, 299 ПАВЛОВ, Николай Николаевич - стр. 22 ПАВЛОВ, Павел Григорьевич - стр. 116, 117 ПАВЛОВ, Сергей Иванович - стр. 91 ПАВЛОВ, Сергей Макарович - стр. 224 ПАВЛОВ, Федор Федорович - стр. 125

Всего записей в роду «Павловы»: 923

Ниже показаны 50 результатов, начиная с № 1 .
Просмотреть (предыдущие 50) (следующие 50) ( | | | | ).

  1. * Павлов р. до 1800
  2. Павлов р. до 1867
  3. * Павлов ум. до 1884
  4. Запись:315614 (Павлови , р. 20 декабрь 1980) р. 20 декабрь 1980
  5. Иван Петрович Павлов р. 18 декабрь 1830 ум. 24 сентябрь 1909
  6. * Maria Pavlova (Мария Павлова) р. 28 январь 2016
  7. * Наталья Ивановна Павлова (Римская-Корсакова) р. 19 январь 1947
  8. Olesya Pavlova р. 24 ноябрь 1984
  9. * Pavlova Pavlov (Miranda) р. ок. ?
  10. Евгения Ивановна Павлова р. 6 декабрь 1858
Представители фамилии Павлов внесены в Родословные книги Дворянского Депутатского собрания:
  • Астраханской губернии: в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена").
  • Владимирской губернии: в 1821, 1852 годах во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы") и в 1882 году в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена".
  • Воронежской губернии.
  • Екатеринославской губернии: в 1-ю часть ("Дворянство пожалованное и дворянство до ста лет").
  • Казанской губернии: во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы").
  • Калужской губернии: в 1844 году во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы") и в 1868 году в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена".
  • Киевской губернии: в 1851, 1879 годах во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы") и в 1845 году в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена".
  • Костромской губернии: в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена").
  • Курской губернии: во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы").
  • Минской губернии: в 1877 году в 6-ю часть ("Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I").
  • Московской губернии: во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы"), в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена") и в 6-ю часть ("Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I").
  • Нижегородской губернии: в 1859 году во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы").
  • Новгородской губернии: в 1852, 1860 годах во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы") и в 1832, 1836 годах в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена").
  • Области Войска Донского (Донской области).
  • Оренбургской губернии.
  • Орловской губернии: во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы") и в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена").
  • Пензенской губернии: в 1857 году в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена").
  • Полтавской губернии: во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы") и в 6-ю часть ("Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I").
  • Псковской губернии.
  • Рязанской губернии: в 1850, 1854 годах во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы"), в 1852, 1897 годах в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена") и в 1800, 1815, 1817, 1828, 1829 годах в 6-ю часть ("Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I").
  • Самарской губернии.
  • Санкт-Петербургской губернии.
  • Саратовской губернии.
  • Симбирской губернии: в 1843 году в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена").
  • Смоленской губернии: во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы") и в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена").
  • Тамбовской губернии.
  • Тверской губернии: в 1865 году в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена") и в 1822 году в 6-ю часть ("Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I").
  • Тульской губернии: в 1819, 1893 годах во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы"), в 1855 году в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена"), в 1808 году в 4-ю часть ("Иностранные дворянские роды") и 6.в 1796, 1808, 1819, 1858 годах в 6-ю часть ("Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I").
  • Херсонской губернии: во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы") и в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена").
  • Черниговской губернии: во 2-ю часть ("Военное дворянство, приобретенное чином военной службы").
  • Ярославской губернии: в 3-ю часть ("Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена").

В издательстве «Никея» вышла новая книга «12 семейных историй. Счастье быть вместе». Истории писали журналисты разных изданий, в том числе журнала «Русский репортер». Книга проиллюстрирована замечательными фотографиями Анны Гальпериной. В этой книге-альбоме читатель найдет рассказы об обычных, мало кому известных семьях. Это могут быть наши соседи по лестничной клетке или случайные попутчики в поезде. Истории эти могут напомнить, как здорово радоваться простым вещам. И что общее хобби - это не просто часть жизни, а повод показать свою любовь друг к другу. Они снимают фильмы, строят роботов, путешествуют, но главное - они это делают вместе, всей семьей!

Семья Павловых: Олег и Елена, дети Ольга, Вероника, Тимофей, Леша

Летчик лежит на песке. То ли спит, то ли без сознания. Рядом – самолет. Размером с модель, которую делали когда-то пионеры в авиакружках. Потому что это самолет из детства. Маленький принц – в белых одеждах и с шарфиком – подходит к летчику. Как его разбудить? Принц берет песок и сыплет летчику на руку… Летчик просыпается.

Олег Павлов и его дети сняли «Маленького принца». Снимали рядом с домом, в песках заброшенного Батуринского карьера – это километров пятьдесят от Челябинска. Полезные ископаемые тут уже давно не добывают, а поселок, где живут Павловы, остался. Хоть какая-то польза от «марсианских» карьеров – можно снимать пустыню.

Фильм полнометражный. Идет два часа. И все два часа невозможно оторваться от экрана.

Карлсон, Винни-Пух и Маленький принц

Премьера «Маленького принца» прошла в Челябинском киноклубе. Зрителей было немного… Возможно, фильм увидят еще тысячи людей. Возможно, всего несколько десятков человек. Это для режиссера и актеров сейчас не так важно. Главное – они сделали это кино.

Режиссер, он же Летчик, он же автор сценария и монтажер, он же Король, Честолюбец, Географ, Пьяница – Олег Павлов. Он же – папа четверых детей. Леша, младший сын, – Маленький принц. Сейчас ему одиннадцать. Старший, четырнадцатилетний Тимофей, – оператор, а также Лис и Летчик в детстве. Дочь Вероника – Роза. Вот и вся съемочная группа. Ну еще, конечно, мама, которая незаметно обеспечивала «тылы»: например, стирала белые одежды Маленького принца, который регулярно ползал в них по песку заброшенного карьера… А живут Павловы, между прочим, в доме, где нет водопровода.

На премьере был только Маленький принц Леша. От Челябинска до Батуринского разреза, где живет семья Павловых, ехать два часа на двух автобусах, которые к тому же редко ходят. А машины у Павловых нет.

– С чего решили вдруг «Маленького принца» снять?

– Да это моя давняя мечта была, с детства, – говорит Олег. – Есть три персонажа, которые мне запали в душу и живут там: Карлсон, Винни-Пух и Маленький принц. Я всю жизнь старался с этими персонажами что-то сделать – ставил спектакли, музыкальные композиции… В общем, надо было как-то их реализовать… Потом у нас появилась видеокамера, самая простая, а я вдруг увидел, что Лешка очень похож на Маленького принца! И я подумал, что будет преступлением не снять фильм, тем более что тянуть долго нельзя – скоро он вырастет… Ну вот и сняли. На роль Летчика я хотел пригласить своего друга, но дети наотрез отказались сниматься с другим человеком, пришлось мне играть самому. Зато получилось полностью «семейное кино».

Съемки начались летом 2012 года, осенью, зимой и весной монтировали и озвучивали, летом 2013-го доснимали.

– Пришли в карьер последние кусочки снимать, а там неожиданно сторожа какого-то поставили, который стал нас выгонять. Мы говорим: пожалуйста, мы тут кино снимаем… Он говорит: кино? Хорошо, даю вам пять минут…

А завершили съемки, оказывается, в день рождения Экзюпери – Олег узнал про это уже задним числом.

– Вообще у меня было несколько ощущений от Маленького принца на протяжении жизни. Вначале, в юности, я ассоциировал его с самим собой. Мне так жалко его было… А потом, когда я стал старше, мне пришла мысль, что Маленький принц – это Христос. Ну, пусть не Христос, пусть ангел. Ангел спасения, который был послан Летчику. Ведь пустыня – это не настоящая пустыня, это когда у тебя внутри пусто… Экзюпери, кстати, еще году в сороковом начал рисовать мальчика, летящего на облаке, мальчика с крыльями, потом крылья заменил шарфик… Принц старается вернуть Летчика к источникам, к настоящему. Он показывает Летчику, что очень важно думать о неизвестном тебе барашке и незнакомой тебе Розе, которые почему-то воюют друг с другом и не могут помириться. И если будешь об этом думать, станешь настоящим человеком. Маленький принц верен своей Розе и возвращается к ней. Он жертвует собой. И душа у Летчика оживает. Ну вот, этот замысел я попытался принести в фильм. Не знаю, насколько у меня получилось.

– А если у вас была бы студия, деньги – вы бы что-то другое сделали?

– Наверное, то же самое, только с большим размахом – поехал бы в настоящую пустыню. Потому что панораму в нашем карьере не очень-то сделаешь. Или сад роз мы снимали у нашей соседки, учительницы. У нее приличный розарий, конечно, но миллиона роз нет… Пришлось помучиться с монтажом.

– А дети как восприняли вашу эту идею – снимать кино?

– Мы когда начали снимать, мне было неинтересно… А потом я как-то привык, и мне стало нравиться, – говорит Маленький принц Леша.

– Они, когда получаться что-то начало, вдохновились. А к концу первого лета запал кончился. Я чувствую – мы еще не все успели снять, а они начали увиливать…

– И как же вы, режиссер, пережили это?

– Я иногда, честно говоря, очень расстраивался… Но не стал давить… Думаю, на следующее лето, если что, закончим. Даже был момент, когда они отказались идти, я пошел снимать один, снимал сам себя. И вот осенью-зимой сидел, монтировал потихоньку, показывал им. Смотрю, они ближе к следующему лету начали спрашивать: «Ну, чего там надо доснять-то еще? Давай уже снимать».

– Далеко ходили на съемки?

– До карьера – три километра. Мы, конечно, не каждый день ходили. Потому что и работать надо.

(Павлов с детьми играют кукольные спектакли по всей Челябинской области, это – основной заработок семьи.)

– А жена не говорила, что вы какой-то ерундой занимаетесь?

– Никогда. Все, что касается творчества и детей, – она только за.

– Леш, у тебя любимые моменты есть в кино?

– Ну, мне нравится, когда, это, я на папу должен был ругаться.

– А сложнее всего что было?

– Ну, вот когда я должен был сказать про Розу: «Она – моя». Я долго не мог сказать, потому что мне было очень смешно. Я, когда мы озвучивали, все хохотал и хохотал. А папа говорил, что нужно серьезно… А потом он начал монтировать – и ему понравилось, как я смеюсь.

– Озвучивать вообще непросто было, – говорит папа. – У нас же нет акустической камеры, озвучивали мы просто в комнате. И вот идет какой-то нормальный дубль – вдруг индюк в окно заглянул и загоготал! И все насмарку, весь эпизод приходится переписывать.

А с этим эпизодом, с Розой, Лешку пробило на смех. Начинает «Она…» – и хохот, снова «Она» – и хохот. Я уже злиться начал… Потом думаю: ладно, надо остановиться, еще раз переозвучим. А потом, когда я стал монтировать, смотрю – а смех-то замечательный. И я его включил в фильм. В предыдущем эпизоде розы смеялись над Принцем, а тут он над ними смеется.

А вообще у нас много позитивных моментов было во время съемок. Самое замечательное – это полное понимание, с полуслова, с полужеста. С Алешкой это было в основном так, мне не приходилось его заставлять что-то делать, он делал это органично, легко, без нажима. Да и с Тимофеем, и с Вероникой…

– Один профессиональный оператор, который посмотрел фильм, был очень удивлен, когда узнал, что оператор фильма – ребенок. Он сказал, что Тимофей строит кадр так, как иногда профессиональные операторы не додумываются.

– Да, я ему задачу режиссерски ставил, а кадр он уже сам строил. Причем он все снимал с рук, и дрожания почти не было. Весь фильм снял он, кроме тех моментов, когда он в кадре – тут я брал камеру. Тимофею очень нравилось играть Лиса, и он много придумывал разных идей. Например, очень интересную манеру разговора или жесты всякие – пытался показать, что он не совсем человек, а немножко зверь. А маленького Летчика ему не нравилось играть, он никак этой идеи не мог понять. Говорил: «А вдруг зрители этого не поймут?» Я говорю: «А ты сделай так, чтоб поняли». Он вообще во время съемок загорелся стать оператором. Но сейчас как-то отошел от этого…

Сам Тимофей по этому поводу молчит как партизан.

– Проблема что с Тимофеем, что с Алешей сейчас начинается – подростковый возраст, вхождение в нигилистическое пространство, – вздыхает папа. – А вообще они, мне кажется, не совсем понимают, что они сделали. Может, потом поймут. Но пока им вся эта возня вокруг фильма до фени. Может быть, это и хорошо.

Павлоградский Голливуд

Вообще занимается Павлов кроме кино много чем. Во-первых, он – профессиональный режиссер, окончил в свое время Челябинский институт культуры, дипломированный культпросветработник. Вот он и разъезжает по всей области, почти каждый день давая кукольные спектакли в детсадах. Во-вторых, Павловы живут в деревне и у них большое хозяйство. В-третьих, Олег всю жизнь пишет, за повесть «Дом в Оболонске» Южноуральскую литературную премию получил. В-четвертых, с недавнего времени он возглавляет Челябинское отделение Союза писателей России. В-пятых, уже десять лет он руководит Челябинским литературным молодежным клубом. Клуб, кстати, называется «Светунец» – «нарождающийся месяц». В «Светунец» приходят нарождающиеся поэты, читают свои стихи. В общем, жизнь творческая кипит вовсю.

– Сейчас большинство настоящих интеллигентов и настоящая творческая жизнь не в Москве, а в провинции, – говорит Павлов. Глядя на то, как в Челябинском союзе писателей все время происходят какие-то события, в кино- и литературном клубах собирается молодежь, а таксист, друг Павлова, сочиняет за рулем стихи о «корабле духа своего», – в этом не сомневаешься.

В-шестых… можно продолжать еще.

А началось все на самом деле пятьдесят лет назад.

Жили в уральском селе Писанское три брата.

– Начал все старший брат, – вспоминает Павлов. – Он в 1958 году выпустил свой первый журнал. Начитался Пушкина, классиков и стал в «классическом стиле» писать стихи – исписал целую тетрадку. Потом решил: чего просто стихи писать, дай-ка я их проиллюстрирую – сделал рисунки. Потом решил добавить туда комиксы. В общем, начал регулярно делать рукописный журнал. Читали его только мы, два его брата. Маме он тоже показывал, но ей шибко некогда было – она в школе работала и директором, и учителем и вообще растила нас одна…

Потом по его стопам пошел средний брат. Он решил попроще сделать – не журнал, а газету. Ну а следом и я…

Почти каждый месяц они делали по три журнала. Подписывались друг на друга. Тетрадка обычная, 12 или 18 листов, а внутри – рассказы, комиксы, загадки, репортажи, все с рисунками. Рисовали и писали тушью и карандашами.

– У нас у всех были выдуманы свои страны. У меня, например, КНР – Котятская народная республика. Был выдуманный язык, у каждого свой. Вот это, кстати, написано на котятском языке, – Павлов листает тетради – у него сохранилось всего несколько «номеров», остальное съело время, переезды и взрослая жизнь. – У Володи была страна зверей, ОСЗ. А Саша отвечал за остров Павлоград. Остров-город, где находились все наши «редакции, киностудии, издательства…». Ну, типа Голливуда. Вот, даже на журнале написано место издания: город Павлоград. Не мог же я написать, что он был издан в селе Писанское…

Так три деревенских мальчика регулярно «выпускали» журналы друг для друга. Раз в месяц порождали какое-то количество стихов, рассказов и рисунков. Плюс делали рисованные газеты, книги и даже фильмы. И этим они жили десять лет!

– Журналы мы свои никому не показывали. Это был другой мир, вещь в себе… У нас, конечно, в Писанском были приятели… Но вообще мы всегда были немножко белыми воронами. Мама приезжая была… По маминой линии мы из Ижевска. Дед был из простых, но выучился на инженера. В 1937 году его расстреляли, бабушку посадили, а мама осталась с двумя младшими сестрами. Она была совершеннолетняя, и ей сказали: подпиши отказ от родителей, мы тебе сестер оставим. Ей нужно было выбирать: либо отказ от родителей, либо сестры – по детдомам. Она выбрала первое, вырастила двух девочек. После войны вышла замуж за папу, он был фронтовик. Талантище мужик был! Самоучка – пел, плясал, клоунады показывал, режиссировал, рисовал, выучился сам играть на балалайке, домбре, гитаре, баяне, гармошке и скрипке. Но, как многие фронтовики, стал пить, и мама ушла от него, уехала с нами в это Писанское… Бабушка, которая вернулась из лагерей, помогала ей нас растить…

Когда младшему, Олегу, было десять, а старшему брату пятнадцать, слава все-таки нашла братьев Павловых. Дело было так.

– Мама выписывала много журналов – и «Пионер», и «Костер», и чего только у нас не было… И я в «Пионере» увидел, что какие-то рассказики детские печатают, думаю – а пошлю-ка я им тоже что-нибудь. И послал – рассказ про свою собачку с рисунком старшего брата…

И рассказ напечатали! И прислали Павловым журнал. И стали приходить со всей страны в Писанское письма от читателей «Пионера»…

– После всего этого я, вдохновленный, сел и на пяти страницах накатал все про нас: что мы делаем, какие журналы выпускаем, какие фильмы рисуем, у кого какая киностудия, у кого какие выдуманы страны… И отправил все это в «Пионер».

И Олег получил ответ: ему написал литературный секретарь Корнея Чуковского Владимир Глоцер.

– Сначала братья мне подзатыльников надавали, что я нас «засветил», но потом мы поняли, что это какой-то прорыв. Началась переписка с Глоцером.

Они посылали ему свои стихи, а он занимался удивительным делом – умно и тонко работал с юными авторами. Очень уважительно, но твердо писал: это – хорошо, а вот это – безвкусица. Что-нибудь советовал почитать, мог прислать какую-то книгу.

А потом, через год переписки, Глоцер сам приехал в Писанское. В дневнике у Корнея Чуковского есть запись: «Приезжал Володя Глоцер. Был на Урале у братьев Павловых. Говорит, лица ангелов. А вокруг пьянь».

Глоцер жил у них три дня, читал «журналы», потом была большая публикация в «Пионере», на их стихи был сделан диафильм «Про слониху», а на гонорар братьям Павловым организовали поездку в Москву – водили их по разным культурным местам, и, кроме всего прочего, они съездили в гости к Корнею Чуковскому.

Глядя сегодня на эти тетради из села Писанское, на этот «Котенок» № 35, год издания 1965, в очередной раз убеждаешься, что форма жизни под названием «творчество» возможна везде и всегда.

Земное притяжение

Маленький принц у Экзюпери летал на голубях, а в фильме Павлова путешествует проще: подпрыгивает с каждой планеты – и летит дальше. И только с Земли он подпрыгнуть не мог – очень уж она притягивает…

– У меня в фильме, когда Маленький принц падает на Землю, он потом не может никак подняться, ему плохо, тяжело… Я что-то подобное сам испытал… Когда мы снимали эти эпизоды, я вспоминал, как в семнадцать лет лежал несколько месяцев в гипсе. Когда мне разрешили встать на ноги, оказалось, что это так тяжело и больно – стоять на подошвах…

Гипс – после операции из-за резко и сильно искривившегося в подростковом возрасте позвоночника.

– Вот от этих журналов, наверное, которые мы делали – я сидел над ними часами, у меня позвоночник начал очень сильно искривляться, а заметили это уже поздно. Меня положили в больницу в Москве и сделали сложную операцию – вставили внутрь какие-то железные пластины.

Олега отпустили на полгода в гипсе домой. Ему было семнадцать лет, гипс ему надоел, он его срезал – плевать! Вернулся в Москву без гипса.

– Где гипс?! – возмутились врачи.

– Потерял, – ответил Павлов.

Еще через полгода нужно было приехать на вторую операцию.

Олег вернулся через двадцать лет…

– Стали мешать мне эти пластины. Я ведь с ними актером работал, кульбиты всякие делал. Рентген сделали – оказывается, пластины с одной стороны оторвались и болтались. В любой момент могли пропороть «хозяину» внутренние органы… А он – кульбиты…

Кстати, то, что он может быть актером, Олег узнал случайно. Вообще ни о каком актерстве речи быть не могло, потому что в подростковом возрасте он начал очень сильно заикаться.

– А лет в восемнадцать у меня появилась восьмимиллиметровая кинокамера, я написал сценарий и заболел идеей снять по нему фильм. Там, конечно, и любовь, и драки, и становление личности, герой гибнет, все понимают, какой он был хороший, все рыдают… В общем, для того, чтобы снять этот фильм, мне нужны были люди. И я пошел в театральную студию в Златоусте, где мы тогда жили, исключительно для того, чтобы найти там актеров для своего будущего фильма.

Он не играл и не репетировал – просто сидел в зале и смотрел. Играть-то из-за своего заикания даже не пробовал.

– И вот я сидел, сидел, смотрел, смотрел, и так получилось, что на генеральную репетицию один исполнитель не пришел. Режиссер бегает, волосы на себе рвет, и тут я решился и говорю: «А можно я пройду эту сцену?» Он удивился: «Ты что, знаешь текст?» Я говорю: «Знаю. Я же сидел, смотрел». – «И что, можешь прям сейчас?» – «Могу». И пошел. И я вдруг понял, что на сцене я не заикаюсь! И до сих пор я на сцене никогда не заикаюсь. Понимаете, на сцене я – не я. Или наоборот. Я – это на сцене.

А тот фильм так и остался не снятым…

– Ну, этот романтический бред должен был остаться в том времени, – говорит сейчас Павлов.

Куклы как средство существования

– Слонопотам, отдай мой мед! – кричит Винни-Пух.

– Зайчики, сядьте! Мишки, не ползайте, сядьте! – кричат воспитатели на детей. Потому что всем не видно, вот они и рвутся к сцене, то есть к волшебному лесу…

Павловы ведут жизнь бродячих артистов. То есть живут они, конечно, дома, но почти каждый день играют кукольные спектакли в детских садах Челябинска и области. Весь театр помещается в багажнике «Жигулей» знакомого водителя.

Иногда в действе участвует только отец семейства и его приятель-актер, а иногда – дети Павловы. Дети, когда играют, получают зарплату.

– Они просто так деньги не фукают, – говорит Олег. – То на сапожки себе скопят, то еще на что-нибудь нужное…

Сейчас в ходу два спектакля: «Приключения Винни-Пуха» и «Иванушка-великанушка» по пьесе Шварца.

Администратор всего этого процесса – жена Павлова, Лена. Она каждый день звонит по детсадам всей Челябинской области и договаривается, договаривается… Договариваться с каждым годом все сложнее.

Ширма – скелет из железок, который за несколько минут превращается в сказочный лес. Во время спектакля Павлов лихо запрыгивает на конструкцию из столов, меняясь с напарником. Это нужно проделать раз двадцать. Куклы-марионетки на веревочках, управлять ими – искусство. Еще их нужно оживлять, говоря высоким голосом – за Пятачка, томным – за Сову, печальным – за Иа, ну и за Винни-Пуха, конечно. Еще нужно постоянно включать-выключать музыку.

Павлов весь мокрый после получасового спектакля. Десять минут перерыв – и еще один спектакль, для младших групп.

– Я боялась, что вы пульт уроните на эту сторону сцены.

– Не, пульт еще ни разу не сваливался – у меня на декорациях есть для него кармашек… А вот магнитофон падал. Самое страшное – уронить куклу. Стоит уронить – все запутывается моментально.

Раньше Пятачка играла Оля, старшая. Оля недавно вышла замуж. Теперь Пятачка играет Вероника – Роза Маленького принца.

– Не трудно управляться с куклами?

– Долго училась?

– Два дня. Оля заболела, играть было некому.

– И сколько тебе тогда лет было?

– Лет десять…

– А зрители – дети ведь сложные бывают…

– Ничего, я же знаю, что нужно делать.

– А если они расшумятся, потому что им не видно, или еще чего-нибудь?

– Ну, тогда нужно выйти, поговорить с ними.

– Ситуации бывают всякие, – вставляет папа. – Столы, на которых приходится стоять во время спектакля, могут такие попасться… Однажды – это, правда, давно было – обломилась ножка у стола, как раз подо мной. Стол рухнул, а мой приятель, с которым мы играли, так меня подхватил – одной рукой держит куклу, другой – меня, а я, держа куклу, продолжаю играть. А в это время еще один актер соскочил и судорожно ищет, что бы подставить под этот стол. Нашел, подставил – зрители, кстати, так, по-моему, и не заметили ничего.

– Вероник, не боишься таких ситуаций?

– У меня вообще смелая сеструха, – вставляет Леша.

Фазаны и павлины

Роза Маленького принца хочет иметь свой бизнес – сеть магазинов. Сейчас она, кроме всего прочего, работает почтальоном от редакции местной газеты в Еманжелинске. С семи утра два раза в неделю мотается по городу. Плюс школа – десятый класс, правда, всего два раза в неделю, что-то вроде вечерней школы, потому что вообще-то в поселке нет десятого и одиннадцатого классов.

Леша – в четвертом.

– Леш, а тебе в школе с кем сложнее общаться, с мальчиками или с девочками? Там, уроки списать…

– Я не списываю… А девочки у нас дуры какие-то все…

– А драться приходится в школе?

– Когда как…

– В поселке учиться хуже, чем в Челябинске?

– Не, лучше.

– Здесь люди проще, – говорит мама.

На улице лает собака. Мама Елена рассказывает, что собаки им достались вместе с домом.

– Мы когда сюда переехали, нас хозяева не предупредили, что они собак оставили. Собаки бегали по всему поселку и не пускали нас в собственный дом, привыкли, что дом – их.

– А теперь вас слушаются?

– Ну, не трогают – и на том спасибо.

– Мы специально переехали сюда, – говорит Олег. – Нам нравится жить в своем доме. У тебя есть огород, ты можешь что-то ткнуть в землю. У жены мечта – со временем развести фазанов и павлинов. В квартире разведешь павлинов? Нет.

– Вы не возражали, – спрашиваю Лену, – что ваш муж, вместо того чтобы деньги зарабатывать или хозяйством заниматься, кино какое-то снимает?

– Нет. Интересно, когда дети чем-то заняты. Не в деньгах счастье. Тем более на зарабатывание денег это время не потратилось бы все равно… А когда идет творческий процесс, когда они дружно что-то делают – это прекрасно.

– А вы сами в творческом процессе как-то участвуете?

– И вам не хочется?

– Мне хватает дома и хозяйства…

– А быт – без воды, например, – не тяжело?

– Да нет, я привыкла.

– А если бы вам предложили переехать в Москву, например… Вы хотели бы?

– Нет. Где родился, там и сгодился… Я тут родилась, в Челябинской области. Если бы мы хотели жить в квартире, мы бы жили в квартире… Дом – это, конечно, лучше. Потому что дети должны что-то делать, а не сидеть в четырех стенах и выходить гулять раз в день.

– А здесь они что делают?

– Дети делают все. Все, что хотят. Ходят за водой, в огороде помогают летом, пасут скотину.

– Скотины много?

– Утки, козы, гуси, индюки.

– А вообще вы детей кем видите в будущем?

– По профессиям мне все равно, кем они захотят быть… Мне хочется, чтобы они понимали, что деньги надо уметь зарабатывать, чтоб они умели и не боялись работать. Чтоб им было это интересно. Леша очень талантливый, мне кажется, из него получился бы хороший актер… Но он не хочет! Он мечтает быть хозяином большого хозяйства и чтобы у него было много коров… Не знаю, это, наверное, детское. С Тимофеем пока сложно. Он сам не знает, чего хочет в жизни.

– К вам после «Маленького принца» журналисты начали ездить, кино вот про вас снимают документальное – вы как к этому относитесь?

– Отрицательно… Дети должны жить обычной жизнью. Не надо их звездить. Хотя пока они вроде не зазвездили… Они к этому философски относятся.

Дети, кстати, пока ни разу не были ни в Москве, ни в Питере, ни даже в Екатеринбурге.

– Ну, после сюжета по телевизору про фильм продавщицы стали нас узнавать в магазинах, – говорит Павлов. – А так у нас тут обычная, нормальная деревенская жизнь…

В фильме Павлова Летчик в пустыне превращается в мальчика. И благодаря этому у него все получается: и найти воду, и починить самолет, и выжить. Правда, прощается Маленький принц уже со взрослым Летчиком. Но ведь он его уже спас…

– Конечно, эта книга не для детей, – говорит Павлов. – Обращение Экзюпери к детям, извинение за то, что он посвятил книгу взрослому – это игра. И я снимал свой фильм для взрослых. Я уверен, что не все захотят его смотреть, не всем он понравится. Кто-то, может быть, будет разочарован отсутствием эффектов…

– Получается, мечта детства сбылась, фильм вы сняли – и как же теперь?

– Да, когда я заканчивал монтаж, с женой даже поделился, что мне что-то страшно – чем я заниматься-то буду? Она говорит: да придумаешь что-нибудь… А вообще у меня есть, конечно, еще всякие замыслы. Например, поехать в Константиново с Алешкой и попробовать снять фильм о маленьком Есенине…

Кто-то, услышав, что человек из деревни снял со своими детьми полнометражное кино, снисходительно улыбается: «Ну-ну, хоум-видео». А это не «хоум-видео», это арт-хаус… Хотя какая разница, как это называть, если два часа невозможно оторваться от экрана? В «Маленьком принце» Павлова нет выверенной реальности. И камеру держит ребенок. Но от кино возникает ощущение мирового пространства, сделанного из подручного материала. Ведь чтобы забрать на свою планету нарисованного барашка, нужно просто собрать песок в мешочек…

Может, этот фильм и не нужно снимать в Голливуде?

Еще 11 историй вы можете прочитать в книге издательства «Никея» «12 семейных историй. Счастье быть вместе» .

Фото Анны Гальпериной

7 мая в Ростовской области среди белого дня похитили трехлетнего Тимура. Злоумышленники действовали дерзко – чрезвычайное происшествие случилось в самом центре Морозовска, кода малыш гулял вместе с бабушкой, сестрой и кузиной. Пожилой женщине брызнули в лицо из газового баллончика, после чего схватили ребенка и скрылись вместе с ним на машине. Очевидцы рассказали, что преступников было двое – мужчина и женщина.

Благодаря показаниям очевидцев удалось установить, что злоумышленники скрылись на автомобиле с волгоградскими номерами. Сотрудники правоохранительных органов моментально ввели план «Перехват». Следователи выдвинули предположение, что похитители уехали по трассе, ведущей из Морозовска в Волгоград. Далее были опрошены водители, проезжавшие в тот день по этому маршруту.

Затем ростовские полицейские связались с коллегами из Волгоградской области. Следствию удалось выяснить, что злоумышленники проживали в хуторе Ярский. За домом подозреваемых установили слежку.

Когда сотрудники правоохранительных органов установили личности лиц, похитивших ребенка, их удивлению не было предела. На дерзкое преступление решилась семейная пара – 48-летний Андрей и его жена, 47-летняя Наталья. Супруги Павловы являлись опекунами четверых приемных малышей. Кроме того, у жителей Волгоградской области были собственные дети, по разным данным – один или двое.

Полицейские проникли в дом к злоумышленникам под видом социальных работников – чтобы проверить условия содержания малышей, среди которых оказался и пропавший ребенок. Однако Тимур сразу же «выдал» Наталью и Андрея. Он начал кричать: «Моего папу зовут Саша».

«Он до сих пор вздрагивает время от времени и зовет маму», – рассказал журналистам отец мальчика Александр.

Как выяснилось, на отчаянный шаг Андрея и Наталью толкнул трагический случай, который произошел в их семье более полугода назад. Тогда погиб один из приемных детей Павловых, четырехлетний Егор. Пара скрывала эту новость от соседей и чиновников, вероятно, опасаясь потерять пособие, которое им выделяли на содержание мальчика, а также лишиться прав опеки над другими малышами.

Соседи пары говорят, что те были необщительными. Когда мальчик пропал, братья и сестры говорили, что его решили вернуть обратно в детдом. Старшие члены семьи, наоборот, уверяли, что ребенку нездоровится.

«С полгода назад, даже больше – с осени, куда-то он пропал. И остальные стали меньше появляться на людях. Все старались прошмыгнуть мимо... Когда спрашивали у них мимоходом, куда он, мол, делся, Павловы мялись: младшие говорили, что вернули обратно в детдом, старшие – что заболел, потом – что увезли на лечение. Не понятно, в общем», – делились хуторяне с журналистами.

Ситуация достигла критической точки, когда нужно было отправиться в местную поликлинику на вакцинацию. Опасаясь везти троих детей вместо четверых, супруги, по предварительным данным, решили выкрасть чужого ребенка и выдать его за своего. Наталья и Андрей специально искали мальчика, который бы походил на их приемного сына. Маленький Егор, утверждали они, исчез.

Спустя некоторое время в истории появились новые, леденящие душу подробности. В поле неподалеку от дома Павловых нашли останки Егора. В ходе беседы с журналистами и сотрудниками правоохранительных органов Павлова поделилась своей версией трагических событий. По словам женщины, Егор обжегся, когда она оставила кастрюлю с кипятком на кухне. Наталья не стала вызывать скорую, опасаясь, что ее могут лишить опеки над ребенком.

«Услышала крик ребенка и сразу зашла. Я увидела, как кастрюля валялась уже на полу. Он еще стоял на ногах. У него были багровые ноги, он кричал. Я тут же достала коробку с лекарствами, обработала ноги, успокаивала его… Он сел, смотрел телевизор, я постоянно заходила его проведать. Ножки начали опухать. Я побоялась вызывать скорую помощь. Я подумала, что ожог смогу вылечить, так как у меня у самой он как-то был. Побоялась, потому что думала, что старших детей заберут органы опеки. Я побоялась, что их заберут из-за моей халатности», - добавила женщина.

В отношении Натальи и Андрея возбуждены два уголовных дела по статьям «Похищение несовершеннолетнего группой лиц» и «Убийство». Кроме того, несение ответственности по статье «Халатность» грозит сотрудникам органов опеки, которые долгое время не проверяли семью Павловых.

В подготовке статьи использовались материалы «Комсомольской правды» и РЕН ТВ .

В книге собраны интересные истории, факты и открытия из жизни величайшего ученого, нашего земляка – И.П. Павлова. Книга предназначена для учащихся младших классов, а также для организации внеклассной работы по предмету.

Предисловие

Павлов слава и гордость вовсе

не одной только науки, но целой эпохи.

Н.Лузин

Дорогие ребята! Вы держите в руках книгу о вашем земляке – Иване Петровиче Павлове. Ни один из русских ученых XIX-XX вв., даже Д.И. Менделеев, не получил такой известности за рубежом, как академик Иван Петрович Павлов (1849-1936).Его называли «романтической, почти легендарной личностью», «гражданином мира».

«Это звезда, которая освещает мир, проливая свет на еще не изведанные пути», - говорил о нем Герберт Уэллс. Он был членом 130 академий, университетов и международных обществ. Его считают признанным вождём мировой физиологической науки, любимым учителем врачей, подлинным героем творческого труда.

Минуло столетие с тех пор, как не стало И.П.Павлова, но интерес к его личности не ослабевает у сменяющих друг друга поколений. Вот и мы, гимназисты, захотели поведать вам, ребята, о прекраснейшем человеке И. П. Павлове, доказать значимость личности Павлова как Человека, Гражданина, Патриота, который сделал Отечество сильным и уважаемым на мировой сцене. Мы любим нашу гимназию и нашу родину. Мы гордимся ее великими людьми, среди которых имя И.П.Павлова занимает одно из первых мест. Имя Павлова стало всемирно известным более ста лет тому назад, после того как в 1897г. увидела свет его классическая монография «Лекции о работе главных пищеварительных желез», переведенная на европейские языки и удостоенная Нобелевской премии (1904г.)

Жизнь и творчество Ивана Петровича Павлова, великого физиолога земли русской, целая эпоха в истории отечественной науки и культуры.

С тех пор интерес к трудам и личности Павлова не ослабевает. Более того, интерес к его личности особенно сильно возрос в последние годы, когда стали доступны закрытые до сих пор архивные материалы.

Биография Павлова – очень актуальная тема именно сегодня и сейчас, когда наше отечество переживает крутые повороты судьбы. Сегодня нам необходимо еще раз проанализировать жизнь ученого и гражданина. Будучи неутомим экспериментатором, И.П.Павлов был великим гражданином, глубоко преданным своему отечеству, страстно любившим Россию. И.П.Павлов ничего так не любил на свете, как свою родину и постоянно говорил о своем долге перед ней.

Павлов прожил большую жизнь – 87 лет, более 60 из них были отданы науке. Он принадлежал к тому поколению, юность и студенчество которого совпали с шестидесятыми годами XIXв., с эпохой либеральных реформ и возрождения России, с «расцветом» русского естествознания. Поколение шестидесятых годов было, по выражению К.А.Тимирязева, «счастливейшим из когда-либо нарождавшихся на Руси».

Биография

Семья и детство Павлова

Отец его, Петр Дмитриевич Павлов, выходец из крестьянской семьи, был в ту пору молодым священником одного из захудалых приходов.

Мать Ивана Петровича, Варвара Ивановна, происходила также из духовной семьи.

Иван Петрович вспоминал о своих родителях с чувством нежной любви и глубокой благодарности. Примечательны слова, которыми завершается его автобиография: "А подо всем - всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование".

Иван был первенцем в семье Павловых. Рос здоровым и задорным. Он охотно играл с младшими братьями и сестрами, с малых лет помогал отцу в огороде и саду, при постройке дома (выучился немного столярному и токарному делу), а матери - в домашних делах.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!