Роль картин природы в поэме мцыри. Описание природы в поэме «Мцыри

Картины природы играют в поэме исключительно важ­ную роль.

Во-первых, это экзотическая природа Кавказа, прекрасная, богатая звуками и красками. Такое изображение природы свой­ственно романтической литературе.

Во-вторых, герой сливается с природой, является ей частью, ощущает себя единым целым с окружающим миром. Только тогда, когда герой ощущает это слияние, он счастлив. Мир при­роды абсолютно гармоничен, в отличие от мира людей.

В-третьих, за стенами монастыря нарисован мир свободной, дикой природы, что противопоставляется холоду могильных плит внутри стен монастыря.

В-четвертых, рассказ о природе помогает Мцыри выразить то, что он чувствует: природа, её состояние похожа на состоя­ние души героя.

Пейзажи очень выразительны. Лермонтов пользуется различ­ными литературными приемами. Это сравнения («дерев…шу­мящих свежею толпой, как братья в пляске круговой», «я видел горные хребты, причудливые как мечты»). Сравнений в поэме много, они помогают полнее описывать предметы, состояния природы. Много также эпитетов («седой, незыблемый Кавказ», «золотой песок», «сонные цветы»). Эпитеты помогают понять ощущения героя и отношение автора к описываемому. Очень богат текст метафорами («растений радужный наряд хранил следы небесных слез»). Подобное выражения усиливают образ­ность текста и воздействие на читателя.

Есть в тексте и олицетворения («и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота»). Так создается ощущение того, что природа — живое существо, вступающее в контакт с героем. Многочисленные инверсии («и вот в тени ночной врага почуял он») помогают герою (и автору) выделить главное, существен­ное в повествовании.

Эти приемы встречаются чаще других. Необычайное богат­ство речи при описании; природы помогает создать тот пейзаж, который помогает автору передать состояние героев, его ощу­щения.


Поэма «Мцыри» - романтическое литературное произведение. Отличительной чертой этого направления является огромное внимание к пейзажу. Поэма Лермонтова не стала исключением, пейзаж занимает в ней очень значимое место. Таким образом, поэт выражает свое мнение по поводу соотношения мира людей и мира природы. Изображение человека и природы носит в поэме традиционно-романтический характер: экзотическая, яркая, свободная и неукротимая природа соответствует натуре главного героя, а чуждый ему мир людей отнимает у героя свободу и обрекает на физическую смерть.

В поэме прослеживается влияние модной в те времена философии о «человеке естественном», который сталкивается с губительной силой цивилизации. Однако в лермонтовской поэме возвращение человека к «естественному» состоянию оказывается невозможным. Мцыри – представитель иного, людского мира, и по законам природы жить уже не может. То есть, взгляд Лермонтова на соотношение мира природы и человека более глубокий и противоречивый, чем традиционный. Природа и человек – два совершенно особых мира, которые существуют в гармонии и в противоборстве одновременно. Тема человека и природы – одна из центральных тем в поэме «Мцыри».

Спокойствием наполнены первые строки поэмы.

Даже бурные горные реки текут, обнявшись, словно две сестры. В скором времени в монастырь привозят шестилетнего мальчика, который очень слаб, но дик и пуглив, как серна. Это сравнение сразу дает автору понять, что такой ребенок не приживется в монастырской обители. Серна – это символ свободной, вольной жизни. Однако постепенно Мцыри смог привыкнуть к «плену» и смириться с заточением. Вот только мысли о родине не дают ему покоя, тоска одолевает сердце юноши. Привычка так и не смогла укротить его свободолюбивый нрав. Мцыри решается на побег. Он исчезает из монастыря осенней ночью, ведь именно ночь у романтиков символизирует жизнь одинокого человека, которая наполнена страданиями и лишена поддержки друзей. Кроме того, ночь – это символ вражды и опасности, «темный лес» встал на пути Мцыри к родному дому. Юноша смело шагнул в неизведанный мир, не зная, что ждет его там.

С детства герой мечтал о битвах и тревогах, наконец-то, он смог вырваться на свободу, подальше от душных келий и молитв. В монастырь Мцыри попал не по своей воле, поэтому его всегда манил иной, свободный мир. Утром юноша смог увидеть то, к чему стремился. Пышная природа восхитила его своими красками. Он даже воспринимает ее одухотворенно, видя в природе то единение, гармонию и братство, которые ему не довелось познать в людском обществе.

Своего героя Лермонтов наделяет особой способностью тонко видеть, чувствовать, любить и понимать природу, находя в этом радость бытия. Мцыри наслаждается природой, отдыхая после мрачных стен монастыря.

Этим утром он встретил молодую девушку. Поскольку Мцыри способен был видеть и понимать красоту природы, то и оценить красоту вообще и в частности человеческую, тоже мог. Прекрасная юная грузинка взволновала сердце Мцыри. Он даже хотел войти за ней в маленькую саклю, где она жила, но не посмел. Юноша отправился в дальнейший свой путь, ведь в его душе была одна цель – вернуться на родную землю. Компасом ему служили горы, но вдруг он потерял их из виду и начал сбиваться с пути. Отчаяние овладело героем. Наступила ночь, лес стал сгущаться, он уже не восхищал Мцыри своей красотой и пением птиц, а наводил ужас и страх на заблудившегося путника. Гармония природы и человека разрушилась. Мцыри оказался уже теперь во враждебной для него стихии. Кульминацией произведения становится эпизод смертельной схватки человека и барса.

Мцыри и сам был зол и силен так же почти, как и зверь. На протяжении столетий его предки развивали бойцовские навыки, и в минуту опасности Мцыри почувствовал в себе эти способности. В схватке со зверем наиболее глубоко раскрывается героический характер юноши. Он одержал победу и, невзирая на раны, продолжил путь.

Но каков был его ужас, когда утром он обнаружил, что вновь вернулся к стенам монастыря! Мир природы на смог помочь человеку, испорченному «цивилизацией». Отсюда следует вывод, что возвращение к дикой природе для человека невозможно, этот путь обретения полной свободы для него закрыт. Не суждено было сбыться мечте Мцыри. Всего три дня он был на свободе и поплатился за это жизнью. Раны от схватки с барсом оказались смертельными. Но Мцыри не жалеет о своем поступке, ведь эти три дня он жил настоящей, вольной жизнью. Годы «тюрьмы» ослабили его природные навыки, и Мцыри не смог выдержать испытаний. Ведь природа – это не только мир прекрасного, но и грозная сила, которую постигнуть непросто. Перед смертью Мцыри просит перенести его в сад, ведь оттуда виден родной Кавказ.

Три дня провел на воле Мцыри, он честно пытался постичь природу, не уповая на помощь Бога, а лишь рассчитывая на свои силы. Много нового он испытал за это короткое время: восторг перед красотой природы, страсть любви и ярость битвы.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы – свобода личности – характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества – свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине.

Основную часть произведения предваряет небольшая вступительная часть, в которой кратко передана история жизни Мцыри: мальчиком, будучи «сыном гор», он попал в плен к русским, которые и определили его в монастырь. С этого момента Мцыри никогда не выходил за его стены. Но вот, в юном возрасте, он убегает из монастыря и проводит три дня на свободе.

Вся поэма представляет собой лирическую исповедь (излюбленный прием романтиков) героя, все же вновь возвратившегося в монастырь. Основная мысль этой исповеди заключается в следующем: «На родину следа не проложить уж никогда». Поэтому Мцыри просит похоронить его в том месте монастырского сада, откуда виден Кавказ.

Намечается в поэме и любовная линия. Когда Мцыри спускается к горному потоку, чтобы утолить жажду, он видит молодую прекрасную грузинку. Ее «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились…». Девушка очень скоро исчезает, а Мцыри засыпает и видит ее во сне. Прекрасная грузинка ассоциируется у него с образом родины.

Проснувшись, герой продолжает свой путь, ему приходится вступить в бой с барсом. В этой неравной схватке, за счет силы своего духа, побеждает человек. Описание битвы - также чисто романтический эпизод в поэме:

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалостный, как стон,

Раздался вдруг…

Сражаясь с барсом, Мцыри сам становится подобен дикому зверю, в нем открываются неведомые силы: «Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков». Тело Мцыри изодрано когтями барса, поэтому он понимает, что до родного дома ему уже не добраться и ему суждено погибнуть «во цвете лет, Едва взглянув на божий свет» и «унесть в могилу за собой тоску по родине святой».

Но это только внешняя причина неудачи Мцыри. Внутренняя же – намного глубже. Проживя всю свою жизнь в монастыре, не зная жизни и воли, герой оказывается неспособен существовать на воле: он сам бессознательно возвращается к стенам монастыря, где вскоре и погибает.

Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это – еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.

Романтизм поэмы выражается и в изображении единства человека и природы. Все действие произведения разворачивается на фоне кавказской природы, пышной и роскошной, которая сама по себе – олицетворение свободы для Мцыри. Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой: «О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил», «рукою молнии ловил».

Цветущий сад, который Мцыри увидел в первое утро своей свободы, дал почувствовать герою необъятность окружающего мира, его гармонию и красоту. Буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями Мцыри. Лермонтов показывает, что природа дала юноше то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. Только на воле Мцыри почувствовал единение со всем миром, только здесь он ощутил себя по-настоящему гордым и свободным.

Хотя на свободе Мцыри пробыл недолго, эти три дня стали самым сильным воспоминанием в его жизни. Перед смертью юноша видит зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и покрытые снегом горы его далекой родины. И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает у Мцыри и картина того, как мальчиком он играл близ горного потока:

В ущелье там бежал поток,

Он шумен был, но неглубок;

К нему, на золотой песок

Играть я в полдень уходил.

Интересно, что о речке здесь говорится как о живом человеке, о друге, с которым хочется общаться и играть. Только природа, в отличие от людей, никогда не обидит, не сделает больно и не станет ограничивать твою свободу.

В 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический пейзаж. Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в душу героя и понять его. А с другой стороны - он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.

Действие поэмы разворачивается неподалеку от Кавказского горного хребта, причем Лермонтов даже точно указывает место событий: монастырь Мцыри находится близ слияния двух рек, Арагвы и Куры. Интересно, что поэт описывал реально существующий монастырь, который уцелел до наших дней и сейчас является местом паломничества - в особенности для почитателей творчества Лермонтова. Приезжающие туда туристы могут насладиться потрясающими горными пейзажами: монастырь стоит на небольшом возвышении и сразу за ним виднеется уходящая в небо цепь кавказских гор.
Чем-то диким и первозданным веет от этих мест, и легко поверить, что здесь могла вырасти такая гордая и непокорная натура, как Мцыри. Пейзажи Кавказа глубоко затронули душу самого Лермонтова, и именно благодаря им замысел поэмы окончательно выкристаллизовался. Известно, что первоначально поэт не знал, куда поместить своего героя. Он написал две небольших поэмы-наброска, «Исповедь» и «Боярин Орша», но лишь посетив Кавказ, смог приступить к созданию окончательной версии. Этот пейзаж идеально отвечал всем замыслам автора и полностью соответствовал понятию романтического пейзажа: необычного и контрастного. Кроме того, для читателя-современника Лермонтова само понятие Кавказ служило синонимом свободы и свободомыслия, поскольку туда ссылали всех неугодных режиму (так оказался там и сам автор). Кавказ был своего рода паролем, после прочтения которого читатель настраивался на нужный лад - и не оставался обманутым.

Пейзаж в поэме представлен с двух точек зрения: так, как его видит автор, и так, как его видит Мцыри. Эти два взгляда порою сливаются воедино, и из уст персонажа звучат глубоко поэтичные, вдохновенные описания виденной им природы. В такие минуты кажется, что сам Лермонтов говорит за своего героя, что это своей болью и своей страстью к свободе делится он с читателем…

Как сердце билося живей

При виде солнца и полей…

Первый пейзаж, который предстает перед читателем - это унылый и печальный монастырский пейзаж. Описывая его, в противовес последующим изображениям живой природы, скупо и сухо, Лермонтов сразу же намечает романтический конфликт между двумя мирами: миром свободы и несвободы. Отметим, что нигде в поэме подробно не упоминается о том, насколько плохо жилось Мцыри в монастыре.
Но об этом можно с легкостью догадаться по его восторженному рассказу об увиденном в краткие три дня побега. Солнечный свет, легкое дуновение ветерка, цветущие растения и поющие птицы - вот все то очарование жизни, которого Мцыри, запертый в каменных стенах, был лишен. Так через пейзаж в поэму вводится проблема свободы и несвободы, проблема отобранной у Мцыри жизни. «Я молод, молод!» - с болью восклицает Мцыри, очарованный красотой открывшегося перед ним огромного мира. В этом восклицании звучит страстное желание глубже узнать жизнь, насладиться всеми ее проявлениями, - и все эти желания пробуждает в Мцыри пейзаж. А благодаря открывшимся перед ним видам гор главный герой вспоминает свою семью. Расплывчатые воспоминания, отобранные у него монастырем, формируются в четкую картину. Так к Мцыри приходит осознание того, что для него в жизни наиболее важно, так в его душе зарождается мечта добраться на родину.

На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он видоизменяется вместе с ним. В самом начале странствований Мцыри все изображено в мажорной ноте, краски природы яркие и живые: «голубое небо», «белый караван», «прозрачная зелень» и «озолотившийся восток». Пространство ощущается огромным и свободным: «пышные поля», «разросшиеся деревья». Но затем Мцыри осознает, что его мечта неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, сбивающий героя с пути, палящая жара, «терновник, спутанный плющом». Пространство сужается, выталкивая Мцыри назад, в его келью-тюрьму. Тут видно, что роль пейзажа в поэме «Мцыри» не сводится к одному фону, на котором разворачивается повествование. Напротив, местами пейзаж как бы сам формирует дальнейшие события, подводя героя к вполне закономерному финалу.

Во второй части поэмы Лермонтов использует прием олицетворения природы. Его поэтическое мастерство особенно ярко проявляется в кульминационном эпизоде с барсом: ночной лес застывает, наблюдая за страшной битвой, и сам напоминает читателю живое и недоброе существо:

Непроницаемой стеной

Окружена, передо мной

Была поляна. Вдруг во ней

Мелькнула тень, и двух огней

Промчались искры…

Сам барс также воспринимается как разумное существо со своей недоброй волей - он, как и лесная чаща, преграждает Мцыри путь на родину. В этом эпизоде проявляется новаторство Лермонтова, ведь он применяет романтический пейзаж, обычно используемый исключительно для выражения чувств главного героя, в совершенно других целях. Пейзаж обретает человеческие черты и становится антагонистом Мцыри. Даже природа восстает против героя, и мы видим, какова роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри» - она состоит в создании мотива абсолютного одиночества. Трагедия Мцыри в том, что ни один из двух миров, ни монастырский, ни природный, не оказался ему родным по-настоящему, он изгнан отовсюду. Да, природа дала ему ощущение свободы, но она же его и погубила, и оттого:

Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег

В тюрьме воспитанный цветок…

Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова – факты для сочинения по теме |

Природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Природа в «Мцыри» очень символична: через пейзажные образы передается не только настроение героя, но и авторское понимание взаимоотношений человека и природы.

В поэме большое место занимают упоминания о ветре и птицах. Это иносказательное изображение (аллегория) свободы. Главному герою, послушнику монастыря («мцыри» с грузинского переводится как «послушник», то есть это не имя героя), кажется, что он разделяет мысли природы. Он был бы рад обняться с бурею, готов дружить с грозой, не боится ловить рукой молнию:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Это - родной ему мир природы, его естественная среда, она ему роднее, чем мир людей. Герою кажется внятным шум горного потока, разговор скал и камней. Он считает, что природа полна гармонии, что все голоса природы хвалят Бога, но человеку нет места в этом мире, он не присоединяет свой голос к восхвалению творца:

В отношении самого Мцыри природа ведет себя двояко: сначала он чувствует родство с ней, сам думает о Боге, глядя на прекрасную природу, но незаметно для героя природа из друга превращается во врага. С наступлением сумерек герой сбивается с пути:

Бежал я долго - где, куда?

Не знаю! ни одна звезда Не озаряла трудный путь.

Но Мцыри гордый, и, даже потерявшись, чувствует, что чужд миру людей. Символичным воплощением сил природы, ставших вдруг враждебными, становится барс. Описание сражения Мцыри с диким зверем - своеобразная аллегория борьбы натуры Мцыри и его судьбы. Детство, проведенное в монастыре, не заслонило свойства крови героя, который создан был для сражений (по происхождению Мцыри - горец). После победы над барсом герой чувствует к нему уважение:

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Однозначно ответить на вопрос, отчего же умирает Мцыри, нельзя. Герой собирает остатки сил и продолжает путь, но через некоторое время он понимает, что пришел туда, откуда ушел. Силы начинают покидать его, и даже звук колокола будто причиняет физическую боль. Сознание того, что он ходит по кругу, лишает Мцыри сил, он сравнивает себя с цветком, который рос в тюрьме и первые лучи солнца его убили:

Со всех сторон Дышала сладость бытия.

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок.

Герой поэмы умирает слишком рано, не достигнув цели. В дисгармонический композиции подчеркивается трагическое начало, а в сюжете в равной степени переплетается героическое и трагическое. Мцыри - alter ego (альтернативная личность, другое «я») автора, поэтому Лермонтов пишет образ героя с большой любовью. Автор восхищается силой Мцыри, его вольнолюбием, мужеством, готовностью к борьбе, цельностью, могуществом его натуры. В конце поэмы Мцыри находит мир в своей душе и даже называет старого монаха «отцом» (в начале произведения он пренебрежительно зовет монаха «стариком»). Герой обретает спокойствие после того, как ему пообещали похоронить его в тихом саду, откуда виден Кавказ:

Там положить вели меня.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Для Лермонтова судьба - злая сила, которая стремится управлять человеком и которой человек подчиняется, но против своей воли. Орудием судьбы в поэме выступает даже природа, для общения с которой у героя нет никаких навыков. Напоследок она дает о себе знать «песней рыбки», которая грезится изможденному юноше в бреду и соблазняет его вечным покоем, говоря:

Дитя мое,

Останься здесь со мной:

В воде привольное житье

И холод и покой.

Вся поэма написана четырехстопным ямбом, кроме «песни рыбки», выполненной чередованием трех- и четырехстопных ямбов с перекрестной рифмовкой. Белинский писал, что лермонтовский стих «… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». И действительно, Лермонтов будто «рубит» стих мужскими окончаниями, нагнетает двойные и тройные рифмы, создавая впечатление удара в конце каждого стиха.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!