Россия. Экзотические виды смертной казни на руси

Казни на Руси

Казни на Руси


В силу обычаев на Руси смертная казнь применялась и в случаях, не предусмотренных законами. Так, киевский князь Ростислав, прогневавшись на Григория Чудотворца, повелел связать ему руки, повесить на шею тяжелый камень и бросить в воду.

В период татаро-монгольского ига ханы выдавали русскому православному духовенству ярлыки, согласно которым священнослужители пользовались правом наказания смертью. Ярлык, выданный татарским ханом Менчу Темиром, давал право киевскому митрополиту Кириллу казнить за хулу православной церкви, как и за всякое нарушение предоставленных духовенству привилегий. В 1230 году были сожжены за колдовство четыре волхва.

Но среди представителей верховной власти были и противники смертной казни. Хорошо известна заповедь Владимира Мономаха, вошедшая в пословицу: «Не убивайте, не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-либо смерти». И тем не менее к смертной казни прибегали многие правители Руси в XIII и XIV веках. Так, Дмитрий Донской в 1379 году повелел казнить боярина Вельяминова за измену, а в 1383 году был казнен суржский гость Некомат. Еще в 1069 году во времена «Русской Правды», не предусматривавшей смертной казни вообще, князь Гизослав, овладев Киевом, послал сына своего в Киев, который предал смертной казни 70 человек, участвовавших в изгнании Изяслава из Киева. Вывод: смертная казнь применялась на Руси издавна, как в случаях, предусмотренных законом, так и тогда, когда закон о ней умалчивал.
О способах

На Руси Уложение 1649 года предусматривало пять видов исполнения смертной казни.

Однако правосудие прибегало и к другим способам наказания.

Способ казни зависел от вида преступления.

Смертная казнь через повешение считалась унизительной и применялась к военным, перебежавшим к неприятелю. Утопление применялось в тех случаях, когда экзекуция производилась в широких масштабах, сожжение заживо применялось к осужденным за религиозные преступления.

Истоки этого наказания следует искать в византийском праве.

На Руси, особенно при Иване Грозном, применялось кипячение в масле, вине или воде. Иван Грозный казнил этим способом государственных изменников.

Этот царь вообще отличался необычайной жестокостью, граничащей с патологией: достаточно сказать, что он собственноручно избил родного сына Ивана, после чего тот умер.

Грозный был неистощим на выдумки, как казнить подданных. Одних (например, новгородского архиепископа Леонида) по его приказу зашивали в медвежью шкуру и бросали на растерзание собакам, с других живьем сдирали кожу и так далее. Залитие горла расплавленным свинцом применялось исключительно к фальшивомонетчикам. В 1672 году этот вид смертной казни был заменен отсечением обоих ног и левой руки преступника.

Четвертование применялось за оскорбление государя, за покушение на его жизнь, иногда за измену, а также за самозванство.

Колесование получило широкое распространение с введением воинского устава Петра I. По описанию русского ученого XIX века профессора А. Ф. Кистяковского, способ колесования состоял в следующем: «К эшафоту привязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двух бревен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращен к небу, каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждою сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооруженный железным четырехугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать».

Закапывание, «окопание», заживо в землю назначалось, как правило, женам за убийство мужа.

Посажение на кол применялось, как и четвертование, преимущественно к бунтовщикам и «воровским изменникам». В 1614 году на кол был посажен сообщник Марины Мнишек Заруцкий.

Введение смертной казни за отдельные преступления обосновывалось государственными интересами. Так, Петр I, начав строительство флота и нуждавшийся в материале для кораблей, издал указ, запрещавший в определенных местностях рубку леса. За порубку дубового леса виновные карались смертной казнью.

В эпоху Петра I также широко применялась казнь по жребию. Петр I ввел в список официальных казней аркебузирование, или расстрел. Расстрел не считался позорным наказанием и не покрывал бесчестием имя расстрелянного. Повешение во времена Петра представляло собой позорный вид смерти. Вешали при подавлении бунтов, восстаний и крестьянских волнений.

К существовавшим ранее способам казни прибавилось подвешение на крюк за ребро: казненный должен был висеть боком, со свешенными вниз руками, головой и ногами. Во времена Елизаветы отмена смертной казни была лишь формальной. Она применялась в замаскированном виде - засечение кнутом, палками, батогами, розгами.

Бой на высоте 444,3

Утром 5 сентября отряд боевиков под предводительством Умара Эдилсултанова, амира Карпинского джамаата (район г.Грозный), перешёл границу с Дагестаном. Эдилсултанов, амир Карпинский подчинялся лично бригадному генералу Абдул-Малику Межидову, командиру Шариатской Гвардии Ичкерии. Одна группа боевиков, численностью в 20 человек, переправилась через пограничную реку Аксай южнее высоты 444,3 и зайдя в село Тухчар с тыла, смогла сходу взять поселковый отдел милиции. Тем временем вторая группа, возглавляемая лично Эдилсултановым — тоже человек в двадцать-двадцать пять, — напала на милицейский КПП у окраины Тухчара. Чеченцы коротким ударом заняли КПП, на котором находилось 18 дагестанских милиционеров, и прикрываясь могильными плитами мусульманского кладбища, стали подбираться к позициям мотострелков. Одновременно с этим, первая группа боевиков так-же начала обстрел высоты 444,3 из стрелкового оружия и гранатомётов с тыла, со стороны села Тухчар.

Вспоминает выживший участник боя, рядовой Андрей Падяков:

«На холме, который находился напротив нас, на Чеченской стороне, показались сначала четверо, потом еще около 20 боевиков. Тогда наш старший лейтенант Ташкин приказал снайперу открыть огонь на поражение… Я четко видел, как после выстрела снайпера упал один боевик… Потом по нам открыли массированный огонь из автоматов и подствольных гранатометов… Потом дагестанские ополченцы сдали свои позиции, и боевики обошли село и взяли нас в кольцо. Мы заметили, как за селом позади нас перебежало около 30 боевиков».

Со стороны села капонир БМП не имел никакой защиты и лейтенант приказал водителю-механику вывести машину на гребень высоты и маневрировать, ведя огонь по боевикам. Несмотря на это, через полчаса боя, в 7:30, БМП была подбита выстрелом из гранатомёта. Наводчик-оператор погиб на месте, а механик-водитель был тяжело контужен.Рассказывает боевик Тамерлан Хасаев, участвовавший в бою за высоту 444,3:

«Они первые начали — БМП открыл огонь, и Умар приказал гранатометчикам занять позиции. А когда я сказал, что такого уговора не было, он приставил ко мне трех боевиков. С тех пор я сам был у них как заложник.»

На третьем часу боя у российских солдат стали заканчиваться боеприпасы. На запросы о помощи ст. лейтенанту Ташкину было приказано держаться своими силами. Дело в том, что в это-же время боевиками был атакован районный центр с. Новолакское, где были блокированы сотрудники Новолакского РОВД и отряд Липецкого ОМОНа (см. «Захват боевиками Новолакского» ) и все силы были брошены на их освобождение. После этого командир взвода Ташкин принял решение отходить с высоты 444,3. Российские бойцы, унося с собой оружие, раненых и погибшего, смогли пробиться к дагестанским милиционерам, занявшим круговую оборону на втором блокпосту, на окраине Тухчара. Увидев бегущих к ним солдат, милиционеры прикрыли их огнем с блокпоста. После непродолжительной перестрелки наступило затишье. К этому времени в село уже вошло до 200 боевиков, начавших грабежи и погромы. Боевики прислали к обороняющимся старейшин села Тухчар с предложением сдаться, но получили отказ. Было решено прорываться из окружения через село. Лейтенант МВД Ахмед Давдиев, командир отряда дагестанских милиционеров, производя разведку, попал в засаду боевиков. В ходе боя Давдиев уничтожил двух боевиков, но сам был убит пулемётной очередью. После этого солдаты и милиционеры рассредоточились по селу и стали пытаться врассыпную выйти из окружения, однако все улицы села были плотно блокированы боевиками.

Казнь военнослужащих боевиками

По приказу амира Карпинского участники банды начали обыскивать село и близлежащую территорию. Попав под плотный огонь боевиков, старший лейтенант Ташкин и еще четыре бойца заскочили в ближайшую постройку. За несколько секунд до этого здесь погиб сержант милиции Абдулкасим Магомедов. Строение было окружено боевиками, которые отправили к бойцам парламентёра с предложением сдаться. Сдавшимся чеченцы обещали сохранить жизнь, в противном же случае угрожали всех сжечь. «Решай, командир! Зачем зря умирать? Нам ваши жизни не нужны — накормим, обменяем потом на своих! Сдавайтесь!» После предупредительного выстрела из гранатомёта солдаты во главе со ст. лейтенантом Ташкиным вынуждены были выйти из строения и сдаться.

Контуженный и сильно обгоревший механик БМП Алексей Полагаев вышел к дому Г. Джапаровой. Рассказывает жительница Тухчара Гурум Джапарова:

«Он пришел — только стрельба стихла. Да как пришел? Вышла во двор — смотрю, стоит, шатается, держится за калитку. Весь в крови и обгорелый был сильно — волос нет, ушей нет, кожа полопалась на лице. Грудь, плечо, рука — все посечено осколками. Я его скорей в дом. Боевики, говорю, кругом. Тебе бы к своим надо. Да разве ты дойдешь такой? Старшего своего Рамазана, ему 9 лет, послала за доктором… Одежда его вся в крови, обожженная. Мы с бабушкой Атикат срезали ее, скорей в мешок и выбросили в овраг. Обмыли кое-как. Врач наш сельский Хасан пришел, осколки повынимал, раны смазал. Укол еще сделал — димедрол, что ли? Тот засыпать стал от укола. Я его с детьми положила в комнате.»

Алексея Полагаева боевикам выдали местные жители-чеченцы. Гурум Джапарова безрезультатно пыталась его отстоять. Полагаева увели в окружении десятка ваххабитов в сторону окраины села. Из показаний подсудимого Тамерлана Хасаева:

«Умар (Эдилсултанов) приказал проверить все строения. Мы рассредоточились и по два человека стали обходить дома. Я был обычный солдат и выполнял приказы, тем более новый среди них человек, мне не все доверяли. А как я понял, операция была заранее подготовлена и четко организована. Я по рации узнал о том, что в сарае нашли солдат. Нам по рации передали приказ собраться у милицейского поста за селом Тухчар. Когда все собрались, там уже были эти 6 солдат».

По приказу Умара Карпинского пленных отвели на поляну рядом с блокпостом. Пленников сначала продержали в разрушенном КПП. Потом полевой командир приказал «казнить русаков» . В бою за высоту 444,3 отряд Эдилсултанова (амира Карпинского) потеряла четверых боевиков, у каждого из убитых в отряде нашлись родственники или друзья, на которых теперь «висел долг крови». «Вы взяли нашу кровь — мы возьмем вашу!» — сказал Умар пленным. Дальнейшую расправу скрупулезно зафиксировал на камеру оператор боевиков. К бетонному парапету пленных выводили поодиночке. Четверо «кровников» поочередно перерезали горло российскому офицеру и трем солдатам. Еще один вырвался, пытался бежать — «сплоховал» боевик Тамерлан Хасаев. Полоснув жертву клинком, Хасаев выпрямился над раненым солдатом — от вида крови ему стало не по себе, и передал нож другому боевику. Истекающий кровью солдат вырвался и побежал. Один из боевиков стал стрелять вдогонку из пистолета, но пули прошли мимо. И лишь когда беглец, споткнувшись, упал в яму, его хладнокровно добили из автомата. Шестого Умар Эдилсултанов зарезал лично.

Вместе со старшим лейтенантом Ташкиным Василием Васильевичем (29.08.1974 — 05.09.1999) были убиты:

  • Анисимов Константин Викторович (14.01.1980 — 05.09.1999)
  • Липатов Алексей Анатольевич (14.06.1980 — 05.09.1999)
  • Кауфман Владимир Егорович (07.06.1980 — 05.09.1999)
  • Эрднеев Борис Озинович (06.07.1980 — 05.09.1999)
  • Полагаев Алексей Сергеевич (05.01.1980 — 05.09.1999)

На следующее утро, 6 сентября, глава администрации села Магомед-Султан Гасанов получил у боевиков разрешение забрать тела. На школьном грузовике трупы старшего лейтенанта Василия Ташкина и рядовых Владимира Кауфмана, Алексея Липатова, Бориса Эрднеева, Алексея Полагаева и Константина Анисимова были доставлены на Герзельский блокпост.

Остальным солдатам в/ч 3642 удалось отсидеться в своих укрытиях в селе до ухода бандитов.

Видеозапись убийства

Через несколько дней видеозапись с убийством солдат 22-й бригады была показана по грозненскому телевидению. Позднее, в 2000 году видеозапись убийства российских военнослужащих, сделанная одним из участников банды, была найдена сотрудниками оперативных служб Дагестана. По материалам видеокассеты было возбуждено уголовное дело против 9 человек.

Суд над участниками убийства

Умар Эдилсултанов (амир Карпинский)

Первым, кого настигла кара за Тухчарское преступление стал предводитель убийц Умар Эдилсултанов (амир Карпинский). Он являлся исполнителем убийства рядового Алексея Полагаева и руководителем убийства всех остальных военнослужащих. Эдилсултанов был уничтожен спустя 5 месяцев, в феврале 2000 г.

Тамерлан Хасаев

Первым из головорезов в руки правоохранительных органов попал Тамерлан Хасаев. Является исполнителем покушения на убийство рядового Алексея Липатова. После чего Липатов пытался бежать, но его догнали и расстреляли. В басаевском отряде Т. Хасаев оказался в начале сентября 1999-го — один из друзей соблазнил его возможностью заполучить в походе на Дагестан трофейное оружие, которое потом можно было бы выгодно продать. Так Хасаев оказался в банде амира Карпинского.

Был осужден на восемь с половиной лет за похищение человека в декабре 2001 года, отбывал срок в колонии строгого режима на территории Кировской области, когда следствию благодаря видеопленке, изъятой в ходе спецоперации, удалось установить, что именно он — один из тех, кто участвовал в кровавой резне на окраине Тухчара. Отпираться Хасаев не стал. Тем более что в деле уже имелись показания жителей Тухчара, уверенно опознавших Хасаева. Хасаев выделялся среди облаченных в камуфляж боевиков белой футболкой.

25 октября 2002 года судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Республики Дагестан 32-летний житель села Дачу-Борзой Грозненского района Чечни Т. Хасаев был признан виновным в совершении данного преступления. Вину признал частично: «Признаю участие в НВФ, оружие и вторжение. А солдата я не резал… Я только подошел к нему с ножом. До этого зарезали двоих. Когда я увидел эту картину, то отказался резать, отдал нож другому. »

За участие в вооруженном мятеже боевик Хасаев получил 15 лет, за хищение оружия — 10 лет, за участие в НВФ и незаконное ношение оружия — по пять. За посягательство на жизнь военнослужащего Хасаев, по мнению суда, заслужил смертную казнь, однако в связи с мораторием на ее применение была избрана альтернативная мера наказания — пожизненное заключение. Тамерлан Хасаев приговорен к пожизненному заключению .. Вскоре после этого он скончался в колонии .

Арби Дандаев

Арби Дандаев, 1974 года рождения, является исполнителем убийства старшего лейтенанта Василия Ташкина. 3 апреля 2008 года был задержан сотрудниками милиции в городе Грозном. Согласно материалам следствия, боевик Дандаев явился с повинной, признался в совершенных преступлениях и подтвердил свои показания, когда его вывезли на место казни. В Верховном суде Дагестана, однако, он свою вину не признал, заявив, что явка состоялась под принуждением, и отказался от дачи показаний. Тем не менее суд признал его прежние показания допустимыми и достоверными, поскольку они были даны с участием адвоката и никаких жалоб на следствие от него не поступало. В суде была исследована видеозапись казни, и, хотя узнать подсудимого Дандаева в бородатом палаче было сложно, суд принял во внимание, что на записи было отчетливо слышно, как произносится имя Арби. Были допрошены также жители села Тухчар. Один из них узнал подсудимого Дандаева. Дандаеву были предъявлено обвинение по ст. 279 «Вооруженный мятеж» и ст. 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов».

В марте 2009 года Верховный суд Дагестана приговорил подсудимого Дандаева к пожизненному сроку , несмотря на то, что государственный обвинитель просил для подсудимого 22 года лишения свободы. Кроме того, суд удовлетворил гражданские иски родителей четверых погибших военнослужащих по возмещению морального вреда, суммы по которым составили от 200 тысяч до 2 млн рублей. Позднее Дандаев пытался обжаловать приговор. Верховный суд РФ оставил приговор без изменения.

Ислан Мукаев

Является соучастником убийства рядового Владимира Кауфмана, удерживал его за руки. Ислан Мукаев был задержан в начале июня 2005 года в ходе совместной операции сотрудников МВД Чечни и Ингушетии. Операция проводилась в ингушском районном центре Слепцовская, где проживал Мукаев. Вину свою полностью признал, в содеянном на суде раскаивался, вследствие чего суд не стал назначать для него пожизненного заключения, как этого требовал гособвинитель.

19 сентября 2005 года Верховный суд Дагестана приговорил Мукаева к 25 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Мансур Ражаев

Является исполнителем убийства рядового Бориса Эрднеева. Вину не признал, заявил что просто подошёл к нему с ножом. На видео видно, что Ражаев подходит с ножом к Эрднееву, самого убийства Эрднеева не показано, далее показаны кадры после убийства. 31 января 2012 года Верховный суд Дагестана признал виновным и приговорил Мансура Ражаева к пожизненному лишению свободы .

Ризван Вагапов

Вагапов был задержан 19 марта 2007 года в селе Борзой Шатойского района Чечни. В 2013 году его дело было направлено на рассмотрение в Верховный Суд Дагестана. 12 ноября 2013 его приговорили к 18 годам колонии .

Казнили на Руси издавна, изощренно и мучительно. Историки по сей день не пришли к единому мнению о причинах появления смертной казни. Одни склоняются к версии продолжения обычая кровной мести, другие отдают предпочтение византийскому влиянию. Каким же образом на Руси расправлялись с теми, кто преступил закон?

1 Утопление

Это вид казни был весьма распространен в Киевской Руси. Обычно он применялся в тех случаях, когда требовалось расправиться с большим количеством преступников. Но были и единичные случаи. Так, например, киевский князь Ростислав разгневался как-то на Григория Чудотворца. Велел связать непокорному руки, накинуть на шею веревочную петлю, на другом конце которой закрепили увесистый камень, и бросить в воду. При помощи утопления казнили в Древней Руси и вероотступников, то есть христиан. Их зашивали в мешок и бросали в воду. Обычно такие казни происходили после сражений, в ходе которых появлялось много пленных. Казнь через утопление в отличие от казни через сожжение считалась для христиан самой позорной. Интересно, что спустя века большевики в ходе Гражданской войны использовали утопление в качестве расправы над семьями «буржуев», при этом приговоренным связывали руки и бросали в воду.

2 Сожжение

С XIII века этот вид казни обычно применялся по отношению к тем, кто преступил церковные законы - за хулу на Бога, за небогоугодные проповеди, за колдовство. Особенно ее любил Иван Грозный, который, к слову сказать, был весьма изобретателен в способах экзекуции. Так, например, он придумал зашивать провинившихся в медвежьи шкуры и отдавать их на растерзание собакам или сдирать кожу с живого человека. В эпоху Петра казнь через сожжение применялась по отношению к фальшивомонетчикам. Их, кстати, наказывали и еще одним способом - заливали в рот расплавленные свинец или олово.

3 Закапывание

Закапывание живьем в землю обычно применялось к мужеубийцам. Чаще всего женщину закапывали по горло, реже - только по грудь. Такая сцена превосходно описана Толстым в его романе «Петр Первый». Обычно местом для казни становилось людное место - центральная площадь или городской рынок. Рядом с еще живой казненной преступницей выставляли часового, который пресекал любые попытки проявить сострадание, дать женщине воды или немного хлеба. Не возбранялось, однако, высказывать свое презрение или ненависть к преступнице - плевать на голову или даже пинать ее. А еще желающие могли подать милостыню на гроб и церковные свечи. Обычно мучительная смерть приходила на 3-4 сутки, но в истории зафиксирован случай, когда некая Ефросинья, закопанная 21 августа, умерла только 22 сентября.

4 Четвертование

При четвертовании приговоренным отрубали ноги, затем руки и только потом голову. Так был казнен, например, Степан Разин. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей. По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство. Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской, например парижской, толпы, которая воспринимала казнь как зрелище и разбирала виселицу на сувениры, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным. Так, во время казни Разина на площади стояла гробовая тишина, нарушаемая только редкими женскими всхлипываниями. По завершении процедуры люди обычно расходились молча.

5 Кипячение

Кипячение в масле, воде или вине было особенно популярно на Руси во времена царствования Ивана Грозного. Приговоренного сажали в котел, наполненный жидкостью. Руки продевали в специальные вмонтированные в котел кольца. Затем котел ставили на огонь и начинали медленно подогревать. В результате человек варился заживо. Такую казнь применяли на Руси к государственным изменникам. Однако этот вид выглядит гуманно по сравнению с экзекуцией под названием «Хождение по кругу» - одним из самых лютых способов, применявшихся на Руси. Приговоренному вспарывали живот в районе кишечника, но так, чтобы он не скончался слишком быстро от потери крови. Затем изымали кишку, прибивали один ее конец к дереву и заставляли казненного ходить вокруг дерева по кругу.

6 Колесование

Широкое распространение колесование получило в эпоху Петра. Приговоренного привязывали к закрепленному на эшафоте бревенчатому Андреевскому кресту. На лучах креста делали выемки. Преступника растягивали на кресте лицом вверх таким образом, что каждая его конечность лежала на лучах, а места сгибов конечностей - на выемках. Палач железным ломом четырехугольной формы наносил один удар за другим, постепенно переламывая кости на сгибах рук и ног. Работа плача завершалась двумя-тремя точными ударами в живот, при помощи которых переламывался хребет. Тело разломанного преступника соединяли так, что пятки сходились с затылком, укладывали на горизонтальное колесо и в таком положении оставляли умирать. Последний раз такая казнь была применена на Руси к участникам Пугачевского бунта.

7 Посажение на кол

Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Так был казнен в 1614 году Заруцкий, сообщник Марины Мнишек. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Сажание на кол до XVIII века было очень распространенным видом казни среди запорожских казаков. Меньшие колы использовали для наказания насильников - им вбивали кол в сердце, а также в отношении матерей-детоубийц.

На Руси не гнушались изощренных казней. Более того, к исполнению смертных приговоров подходили серьезно, основательно. Чтобы последние минуты или часы жизни преступника показались ему самыми ужасными, казни выбирались наиболее изощренные и мучительные. Откуда на нашей земле взялся обычай жестоко расправляться с теми, кто преступил закон – неизвестно. Одни историки считают, что это логическое продолжение кровавых обрядов язычества. Другие же высказываются за влияние византийцев. Но, так или иначе, на Руси существовало несколько особо любых правителями видов казни.

Этой казни так же удостаивались бунтовщики или государственные изменники. На кол был посажен, например, Иван Заруцкий, один из главных сообщников смуты времен Марины Мнишек. Для этого его специально привезли из Астрахани в Москву.

На кол сажали бунтовщиков и изменников Родине

Казнь происходила следующим образом. Сначала палач слегка насаживал тело преступника на кол, а потом ставил «деревяшку» вертикально. Под тяжестью собственного веса, жертва постепенно опускалась все ниже и ниже. Но происходило это медленно, поэтому у обреченного была пара-тройка часов мучений, прежде чем кол выходил через грудь или шею.

Особо «отличившийся» сажали на кол с перекладиной, чтобы острие не достало до сердца. И тогда мучения преступника значительно растягивались.

А это «развлечение» вошло в обиход российских палачей во время правления Петра Первого. Приговоренного к смертной казни преступника привязывали к бревенчатому Андреевскому кресту, который был прикреплен к эшафоту. А в его лучах были сделаны специальные выемки.

Несчастного растягивали так, чтобы все его конечности заняли «нужное» место на лучах. Соответственно, места сгибов рук и ног, также должны были попасть куда нужно – в выемки. «Подгоном» как раз и занимался палач. Орудуя железной палкой, особой, четырехугольно формы, он наносил удары, раздробляя кости.

Участники Пугачевского бунта подверглись колесованию

Когда «пазл складывался», преступника несколько раз сильно били в живот, чтобы сломать позвоночник. После этого пятки несчастного соединяли с его же затылком и укладывали на колесо. Обычно, к этому времени жертва еще была жива. И ее оставляли умирать в таком положении.

В последний раз колесование принялось для самых ярых приверженцев Пугачевского бунта.

Этот вид казни любил Иван Грозный. Преступника могли кипятить в воде, масле или даже в вине. Несчастного сажали в котел, уже наполненной какой-либо жидкостью. Руки смертника фиксировались в специальных кольцах, находящихся внутри емкости. Делалось это для того, чтобы жертва не смогла сбежать.

Кипятить преступников в воде или масле любил Иван Грозный

Когда все было готово, котел ставили на огонь. Нагревался он довольно медленно, поэтому преступник варился заживо долго и очень мучительно. Обычно, такую казнь «прописывали» государственному изменнику.

Этот вид казни, чаще всего, применяли к женщинам, которые убили своих мужей. Обычно, их закапывали по горло (реже по грудь) в каком-нибудь наиболее оживленном месте. Например, на главной площади города или же местном рынке.

Сцену казни по средству закапывания прекрасно описал Алексей Толстой в своем эпохальном, хоть и незаконченном романе «Петр Первый».

Закапывали обычно мужеубийц

Пока мужеубийца была еще жива, к ней приставляли специального охранника – часового. Он строго следил за тем, чтобы никто не проявлял к преступнице сострадания и не пытался ей помочь, дав еды или воды. А вот если прохожие хотели поиздеваться над смертницей – пожалуйста. Такое не возбранялось. Хочешь плюнуть в нее – плюй, хочешь пнуть – пни. Охранник лишь поддержит инициативу. Также любой желающий мог подкинуть несколько монет на гроб и свечи.

Обычно, через 3-4 дня преступница умирала от побоев или же у нее не выдерживало сердце.

Самый известный человек, которому «посчастливилось» на себе испытать все ужасы четвертования – это знаменитый казак и бунтарь Степан Разин. Сначала ему отрубили ноги, потом руки и лишь после всего этого – голову.

Вообще-то, точно также должны были казнить и Емельяна Пугачева. Но ему первым делом отсекли голову, а только потом конечности.

К четвертованию прибегали только в исключительных случаях. За поднятое восстание, самозванство, измену Родине, личное оскорбление государя или же покушение его жизнь.

Степан Разин – самый известный четвертованный

Правда, подобные «мероприятия» на Руси практически не пользовались зрительским, так сказать успехом. Народ наоборот, сочувствовал и сопереживал приговоренным к смертной казни. В отличие, например, от той же «цивилизованной» европейской толпы, для которой лишение жизни преступника было всего лишь увеселительным «мероприятием». Поэтому на Руси, в момент исполнения приговора на площади царила тишина, нарушаемая лишь всхлипываниями. А когда палач завершал свое дело, люди расходились молча по домам. В Европе же наоборот, толпа свистела и кричала, требуя «хлеба и зрелищ».

Фото с сайта www.newsru.com

Британская газета The Sunday Times опубликовала выдержки из личного дневника высокопоставленного офицера российского спецназа, который участвовал во второй чеченской войне. Обозреватель Марк Франкетти, который самостоятельно перевел текст с русского языка на английский, в своем комментарии пишет, что ничего подобного никогда не публиковалось.

«Текст не претендует на роль исторического обзора войны. Это история автора. Свидетельство, которое писалось в течение 10 лет, холодящая кровь хроника казней, пыток, мести и отчаяния в течение 20 командировок в Чечню», — так характеризует он эту публикацию в статье «Война в Чечне: дневник убийцы», на которую ссылается InoPressa.

В выдержках из дневника содержатся описания боевых действий, обхождения с пленными и гибели товарищей в бою, нелицеприятные высказывания о командовании. «Чтобы уберечь автора от кары, его личность, имена людей и географические названия опущены», — отмечает Франкетти.

«Проклятой» и «кровавой» называет Чечню автор записок. Условия, в которых приходилось жить и воевать, сводили с ума даже таких крепких и «натасканных» мужчин, как спецназовцы. Он описывает случаи, когда у них сдавали нервы и они начинали бросаться друг на друга, устраивая потасовки, или измывались над трупами боевиков, отрезая им уши и носы.

В начале приведенных записей, видимо, относящихся к одной из первых командировок, автор пишет, что жалел чеченских женщин, чьи мужья, сыновья и братья примкнули к боевикам. Так, в одном из селений, куда вошла российская часть и где остались раненые боевики, две женщины обратились к нему с мольбой отпустить одного из них. Тот внял их просьбе.

«Я мог бы казнить его на месте в тот момент. Но мне стало жаль женщин», — пишет спецназовец. «Женщины не знали, как меня благодарить, совали мне в руки деньги. Я взял деньги, но это осело на душе тяжелым грузом. Я почувствовал себя виноватым перед нашими погибшими ребятами».

С остальными ранеными чеченцами, согласно дневнику, поступили совсем иначе. «Их выволокли наружу, раздели догола и запихали в грузовик. Некоторые шли сами, других били и толкали. Один чеченец, потерявший обе ступни, выкарабкался сам, шагая на культях. Через несколько шагов он потерял сознание и осел на землю. Солдаты избили его, раздели догола и бросили в грузовик. Мне не было жаль пленных. Просто зрелище было неприятное», — пишет солдат.

По его признанию, местное население смотрело на русских с ненавистью, а раненые боевики — с такими ненавистью и презрением, что рука сама невольно тянулась к оружию. Он рассказывает, что ушедшие чеченцы оставили в том селении раненого русского пленника. Ему переломали руки и ноги, чтобы он не смог сбежать.

В другом случае автор описывает ожесточенное сражение, в ходе которого спецназовцы выбили боевиков из дома, где они засели. После боя солдаты обшарили здание и в подвале обнаружили несколько наемников, сражавшихся на стороне чеченцев. «Все они оказались русскими и воевали за деньги, — пишет он. — Они принялись кричать, умоляя нас не убивать их, потому что у них семьи и дети. Ну и что с того? Мы сами тоже не оказались в этой дыре прямиком из сиротского приюта. Мы казнили всех».

«Истина в том, что храбрость людей, воюющих в Чечне, не ценится», — рассуждает спецназовец в дневнике. В пример он приводит случай, о котором ему рассказали солдаты другого отряда, с которым они вместе коротали одну из ночей. На глазах одного из их ребят убили его брата-близнеца, но тот не только не был деморализован, но и отчаянно продолжил сражаться.

«Вот как люди пропадают без вести»

Довольно часто в записях встречаются описания того, как военные уничтожали следы своей деятельности, связанной с применением пыток или казнями пленных чеченцев. В одном месте автор пишет, что одного из мертвых боевиков завернули в полиэтилен, засунули в колодец, наполненный жидкой грязью, обложили тротилом и подорвали. «Вот как люди пропадают без вести», — добавляет он.

Так же поступили с группой чеченских смертниц, захваченных по наводке в их убежище. Одной из них было за 40, другой едва исполнилось 15. «Они были под кайфом и все время нам улыбались. На базе всех трех допросили. Поначалу старшая, вербовщица шахидок, отказывалась говорить. Но это изменилось после побоев и воздействия электрошоком», — пишет автор.

В итоге смертниц казнили, а тела взорвали, чтобы скрыть улики. «Значит, в итоге они получили то, о чем мечтали», — рассуждает солдат.

«В высших эшелонах армии полно муд**ов»

Много пассажей дневника содержит резкую критику командования, а также политиков, которые посылают на смерть других, а сами остаются в полной безопасности и безнаказанности.

«Однажды меня поразили слова генерала-идиота: его спросили, почему семьям моряков, погибших на атомной подлодке «Курск», выплатили крупную компенсацию, а солдаты, убитые в Чечне, до сих пор дожидаются своей. «Потому что потери на «Курске» были непредвиденными, а в Чечне они прогнозируются», — сказал он. Значит, мы пушечное мясо. В высших эшелонах армии полно таких муд**ов, как он», — говорится в тексте.

В другом случае он рассказывает, как его отряд попал в засаду, потому что их обманул собственный командир. «Чеченец, обещавший ему несколько АК-47, уговорил его помочь ему совершить кровную месть. В доме, который он нас послал зачищать, не было мятежников», — пишет спецназовец.

«Когда мы вернулись на базу, погибшие ребята лежали в мешках на взлетно-посадочной полосе. Я раскрыл один из мешков, взял друга за руку и сказал: «Прости». Наш командир даже не взял на себя труда попрощаться с ребятами. Он был в стельку пьян. В тот момент я его ненавидел. Ему всегда было плевать на ребят, он их просто использовал, чтобы делать карьеру. Позднее он даже пытался обвинить в неудачной зачистке меня. Му**к. Рано или поздно он заплатит за свои грехи», — проклинает его автор.

«Жаль, что нельзя вернуться назад и что-то исправить»

В записках также рассказывается о том, как война повлияла на личную жизнь солдата — в Чечне он постоянно скучал по дому, жене и детям, а возвращаясь, постоянно ссорился с женой, часто напивался с сослуживцами и нередко не ночевал дома. Отправляясь в одну из длительных командировок, откуда он мог уже не вернуться живым, он даже не попрощался с женой, которая накануне наградила его пощечиной.

«Я часто думаю о будущем. Сколько еще страданий нас ожидает? Долго ли еще мы сможем продержаться? Ради чего?» — пишет спецназовец. «У меня много хороших воспоминаний, но только о ребятах, которые действительно рисковали своей жизнью ради части. Жаль, что нельзя вернуться назад и что-то исправить. Все, что я могу, — это попытаться избежать тех же ошибок и всеми силами постараться жить нормальной жизнью».

«Я отдал спецназу 14 лет жизни, потерял много, многих близких друзей; ради чего? В глубине души мне остается боль и ощущение, что со мной поступили нечестно», — продолжает он. А финальная фраза публикации такова: «Я жалею только об одном — что может быть, если бы в бою я повел себя иначе, некоторые ребята до сих пор были бы живы».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!