Руаль амундсен. Открытие Южного полюса

Национальный герой Норвегии, полярный путешественник, покоритель Северо‑Западного прохода, первооткрыватель Южного полюса Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился 16 июля 1872 года в городе Борге в семье капитана, владельца судоверфи Вервен Йенса Амундсена.

С детства Руаль Амундсен мечтал стать полярным исследователем , зачитывался книгами об экспедиции британского полярника Джона Франклина, который в 1845 году не вернулся из экспедиции по поиску Северо‑Западного прохода между Атлантическим и Тихим океанами.

В 1890‑1892 годах Амундсен по настоянию матери учился на медицинском факультете в университете города Кристиания (ныне ‑ Осло).

В 1893 году, после смерти матери, он оставил учебу и поступил младшим матросом на судно "Магдалена", совершавшее плавания по Северному Ледовитому океану. В 1895 году Амундсен сдал экзамен на штурмана, в 1900 году получил лицензию капитана судна.

В 1897‑1899 годах Амундсен в качестве первого помощника капитана корабля "Бельжика" совершил свою первую экспедицию в Антарктику. Возглавлял экспедицию бельгийский морской офицер лейтенант Адриен де Жерлаш.

Целью мероприятия было изучение берега Антарктики, но экспедиция чуть не закончилась трагедией, когда корабль по неопытности руководителя сковал лед около острова Петра I. Прошло 13 месяцев, прежде чем судно освободилось из ледяного плена, и вышло в открытое море. По инициативе Амундсена, который во время дрейфа фактически принял командование на себя, чтобы выжить, команда занялась ловлей пингвинов и тюленей, изготовляя из кожи животных теплую одежду и употребляя их мясо в пищу.

17 июня 1903 года Амундсен отправился на судне "Йоа" в Арктику с шестью членами экипажа. Целью экспедиции было отыскать Северо‑Западный проход с востока на запад от Гренландии к Аляске, а также определить текущие координаты северного магнитного полюса (они со временем меняются).

Амундсен пересек Атлантический океан, обогнул западную часть Гренландии, вошел в море Баффина, далее - в пролив Ланкастера. Через лабиринт островов канадского побережья судно медленно двигалось к цели сквозь плавучие льдины, сильные ветры, туман и мелководье. К концу лета экспедиция нашла естественную гавань на острове Короля Вильяма вблизи Северного полюса, что позволило произвести точные научные наблюдения. В гавани, названной "Йоа", Амундсен с командой пробыл два года, построив наблюдательные пункты, оборудованные точными измерительными приборами. Результаты изучений дали большую работу многим ученым на 20 лет вперед. В это время Амундсен изучил быт эскимосов и научился управлять собачьими упряжками.

В августе 1905 года научная работа закончилась, и судно "Йоа" продолжило свой путь между Атлантическим и Тихим океанами. Через три месяца следования экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из Сан‑Франциско, - Северо‑Западный проход был впервые пройден.

Вскоре после открытия морского пути судно вмерзло в лед и осталось на третью зимовку.

Чтобы сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с американским компаньоном в октябре 1905 года отправился на собачьих упряжках в 500‑мильное путешествие через 3‑километровые горы в Игл‑Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. 5 декабря мир узнал об открытии Северо‑Западного морского пути между Атлантическим и Тихим океанами.

Следующей целью Амундсена было первым достичь Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это совершил Роберт Пири, он решил первым достичь Южного полюса.

9 августа 1910 года Руаль Амундсен отправился в Антарктику на "Фраме" - знаменитом корабле норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена. Во время подготовки экспедиции стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовится к своей второй попытке открыть Южный полюс. Амундсен решил попасть на полюс первым, тщательно скрывая свой замысел и от норвежского правительства, так как он опасался, что из‑за экономической и политической зависимости Норвегии от Великобритании его экспедиция к Южному полюсу будет запрещена. Об экспедиции Амундсена к Южному полюсу, мир узнал, когда "Фрам" достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Телеграмма об этом настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.

Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками.

14 декабря 1911 года Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса . Скотт дошел до полюса только 18 января 1912 года.

15 июля 1918 года Амундсен отправился к Северному полюсу из Аляски на судне "Мод" Северо‑Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда он решил исследовать Арктику с воздуха.

11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь‑промышленник Линкольн Элсуорт, итальянский конструктор, капитан дирижабля Умберто Нобиле и штурман Ялмар Риисер‑Ларсон с командой из 12 человек стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле "Норье" ("Норвегия").

12 мая дирижабль достиг Северного полюса, а 14 мая - Аляски, где снизился и был разобран. Перелет протяженностью 5,3 тысячи километров продолжался 71 час. Во время перелета на Северный полюс были сброшены норвежский, американский и итальянский флаги. Маршрут "Норвегии" был проложен над неизвестными ранее территориями - последние белые пятна на карте мира были заполнены.

18 июня 1928 года Амундсен вместе с пятью членами экипажа французского гидросамолета "Латам" вылетел из норвежского города Тромсе на поиски итальянского конструктора Нобиле, потерпевшего катастрофу в Арктике на дирижабле "Италия". Через три часа "Латам" потерпел крушение в Баренцевом море, Руаль Амундсен погиб вместе с экипажем самолета.

Умберто Нобиле и его спутников обнаружили всего через пять дней после гибели Амундсена.

Руаль Амундсен никогда не был женат.

В честь Руаля Амундсена названы море, гора и американская научная станция Амундсен‑Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.

2011 год в Норвегии Руалю Амундсену и Фритьофу Нансену.

14 декабря 2011 года, к 100‑летию покорения Антарктики Руалем Амундсеном, на Южном полюсе премьер‑министром Норвегии Йенсом Столтенбергом норвежскому путешественнику.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

  • В - учился на медицинском факультете в университете г. .
  • С по плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.
  • Впервые прошёл ( -) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от к .
  • На судне «Фрам» отправился в ; высадился в Китовой бухте и на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию .
  • Летом экспедиция вышла из на судне «Мод» и в достигла .
  • В возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: - - .
  • В во время попытки разыскать итальянскую экспедицию У. Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший на гидросамолёте «Латам», погиб в .

Юность и первые экспедиции

Амундсен родился в 1872 году в местечке Борге, недалеко от города Сарпсборг, на юго-востоке в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему исполнилось 14 лет, отец умер и семья переехала в столицу Норвегии Христианию (с 1924 года - ). Старшие братья связали свою судьбу с морем, а младший, Руаль, по просьбе матери поступил учиться на медицинский факультет университета. Но всегда мечтал о путешествиях, и его любимым чтением были книги английского мореплавателя Джона Франклина про исследования . В возрасте 21 года, после смерти матери, Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни» .

Амундсен целиком посвящает себя изучению морского дела. Он нанимается на грузовые и рыболовецкие суда, которые бороздят . Подобно , Руаль уделяет много времени тренировкам и развитию своего тела.

Северо-западный морской путь

Вернувшись из Антарктики, молодой норвежский капитан задумал покорить Северо-Западный проход, то есть проплыть кратчайшим путём из в вокруг арктических побережий . Моряки и географы четыре столетия безрезультатно бились над этой проблемой.

Он купил изрядно подержанную 47-тонную парусно-моторную «Йоа» («Gjøa»), тщательно её отремонтировал, испытал в нескольких пробных плаваниях и г. Амундсен с шестью спутниками отправился из Норвегии на борту «Йоа» в свою первую арктическую экспедицию. Шхуна пересекла Северную Атлантику, вошла в Баффинов залив, затем преодолела проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября была поставлена на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Амундсен завязал дружбу с , которые до этого ни разу не видели белых людей, купил у них куртки на оленьем меху и медвежьи рукавицы, научился строить иглу, заготавливать (пищу из высушенного и истолчённого тюленьего мяса), а также обращаться с ездовыми лайками-хаски.

Зимовка прошла благополучно, но бухта, в которой стояла шхуна, летом г. не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку, в это время весь мир считал его пропавшим без вести. Только г. корабль смог вырваться из ледяного плена, и норвежцы отправились дальше на запад. Через три месяца напряжения и томительного ожидания экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из - Северо-Западный путь был пройден. Но вскоре после этого судно вмёрзло в лёд, где оставалось всю зиму.

Стремясь сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с капитаном американского коробля, в октябре отправляется в 500- путешествие в Игл-Сити на , где находилось ближайшее соединение с внешним миром. Этот нелёгкий путь он проделал на собачьих упряжках, и, перевалив через горы почти 3-километровой высоты, добрался до города, откуда возвестил миру о своём подвиге. Позднее Амундсен вспоминал:

«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33» .

Привезённые им научные материалы много лет обрабатывали , и , а научные общества разных стран приняли его в свои почётные члены.

Покорение Южного полюса

Амундсену 40 лет, он читает доклады в и по всей , его путевые заметки стали бестселлером. Но в его голове зреет новый дерзкий полярный проект - покорение . План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в . Необходимое для этого судно уже было построено. Амундсен завязал отношения с и попросил его предоставить для мероприятия «Фрам» («Fram», «вперёд»), на котором Нансен с командой провели 3 года - , дрейфуя со льдом к Северному полюсу.

Но планы Амундсена были разрушены, когда приходит известие о том, что два американца - Фредерик Кук в апреле и Роберт Пири в апреле - покорили Северный полюс. Амундсен меняет цель своей экспедиции. Приготовления продолжаются, но место назначения меняется на . В то время всем было известно, что англичанин также готовился к своей второй попытке достигнуть Южного полюса. Амундсен, ведомый своими амбициями быть первым, решил попасть туда раньше его. Однако цель предстоящей экспедиции норвежский полярник тщательно скрывал. Об этом не было известно даже норвежскому правительству, так как Амундсен опасался, что ему будет запрещено отправиться к Южному полюсу. Такие условия были продиктованы тем, что была сильно зависима от экономически, а главное - политически.

«Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!»

Останки Скотта и его спутников были найдены только следующим летом. Они погибли всего в 20 километрах от ближайшего лагеря с продовольствием.

Эта трагедия взволновала весь мир и сильно омрачила успех Амундсена, в феврале он распространил заявление, где были следующие слова:

«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня».

Северо-восточный морской путь

По возвращении из Антарктики Амундсен приступил к организации давно задуманной экспедиции в Северный Ледовитый океан, однако начавшаяся помешала ему. Всё-таки к лету г. экспедиция была снаряжена и в июле покинула берега Норвегии на новом, специально построенном судне «Мод» («Maud»). Амундсен предполагал пройти вдоль берегов Сибири , который на западе принято называть Северо-Восточным проходом, а затем вморозить корабль в лёд и превратить его в дрейфующую научную станцию. Экспедиция была загруженным инструментами для исследований, изучения земного магнетизма и являлась на тот момент наиболее оснащённой из всех, которые когда-либо отправлялись в полярные исследования.

Ледовые условия летом 1918 г. были очень тяжёлыми, судно продвигалось медленно, то и дело застревая во льдах. За , который обогнули , льды окончательно остановили судно, и пришлось готовиться к зимовке. Только через год, г., «Мод» смогла продолжить путь на восток, но это плавание длилось всего 11 дней. Вторая зимовка у острова Айон заняла десять месяцев. Летом г. Амундсен привёл судно в посёлок на Аляске.

Трансарктические полёты

Будучи полярным исследователем, Амундсен проявлял должный интерес к . Когда в г. был установлен мировой рекорд продолжительности полёта (машина конструкции Юнкерса) в 27 часов, у Амундсена появилась идея авиа-перелёта через Арктику. При финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных , способных взлетать с воды и со льда.

Последние годы и гибель

Вернувшись в свой дом в Бунне- , под Осло, великий путешественник зажил угрюмым отшельником, все больше и больше замыкаясь в себе. Он никогда не был женат и не имел длительной связи ни с одной женщиной. Сначала хозяйство вела его старая няня, а после её смерти он стал заботиться о себе сам. Это не требовало больших усилий: он жил по-спартански, словно до сих пор находился на борту «Йоа», «Фрама» или «Мод».

Амундсен становился странным. Он продал все ордена, почётные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. в году писал одному из своих друзей

«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Главным врагом Амундсена стал Умберто Нобиле, которого он называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».

Сочинения

В наши дни даже ребенок имеет общее представление о полярном мире: белоснежные равнины, удивительное явление природы северное сияние, гигантские айсберги и удивительные морские животные - белые медведи или пингвины.

Как много опасностей таят эти необыкновенные уголки Земли. Несмотря на все преграды путешественников и мореплавателей тянет к Северному и Южному полюсам, стремясь заполнить «белые пятна» на карте мира и доказать всем и себе, что человек способен на риск. Одним из первых кто сумел провести удачные полярные мореплавания, были норвежец Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен . Одному удалось стать первым человеком, побывавшем на Северном полюсе, другой же раньше всех добрался до Южной точки.

На юге Норвегии в городке Борг 16 июля 1872 года в семье судостроителя Амундсена , родился младший сын Руаль. Руаль мечтал связать свою жизнь с морем. В портовый город, где жил мальчик, приходили и он, чтобы понаблюдать за ними, ходил на пристань в любую погоду. Там он заслушивался от историй бывалых моряков о приключениях и подвигах на море. Руаль надеялся, что в один прекрасный день он тоже отправится открывать неизведанные земли. Норвежец Руаль Амундсен с детства мечтал об Арктике и готовился к будущим походам, усиленно тренируясь и увлеченно читая всю доступную ему литературу об освоении Севера. На Амундсена огромное впечатление производили рассказы о тех трудностях, что приходилось преодолевать команде Джона Франклина, английского исследователя и печально известного полярника.

Молодой человек занялся лыжными тренировками. В этом виде спорта он достиг прекрасных успехов. Кроме того, приучая себя к холоду, Амундсен спал с открытым окном даже в самые суровые холода.

Руаль в возрасте 18 лет повинуясь желанию матери, поступил на медицинский факультет университета. Юноша не старался себя проявлять в области медицинских исследований, поэтому со временем он оставил университет и призвался в армию. Благодаря усердным тренировкам Амундсен с легкостью преодолел и этот отрезок в своей жизни. Мечты о грядущих походах окрыляли его во всем.

Амундсен студент

В 1894 году Амундсен начал подготовку к предстоящим мореплаваниям . К тому времени он прочитал массу книг доступных ему об Арктике. Чтобы получить опыт в качестве моряка он отправился в плавание, начав в должности матроса. Изучая навигацию, он постепенно дослужился до штурмана, а затем сдал экзамен на звание капитана судна. Со временем Амундсен научился управлять судном во время шторма и стал опытным помощником капитана и отличным мореплавателем.

карты, изображающие Северный Ледовитый океан, во времена Амундсена представляли собой совсем не то, что сейчас

В 1897 году двадцатипятилетний Руаль Амундсен отправился в Антарктику на исследовательском судне «Бельгика » в должности первого штурмана. Путешествие оказалось сложным и не удачным. Судно на тринадцать месяцев застряло между льдами. Почти все руководство экспедиции слегло от цинги, и командование перешло к молодому штурману. Амундсен благодаря своим знаниям в медицине спас большую часть экипажа. Мореплавателям удалось вырваться из ледяной западни в 1899 году и судно «Бельгика » вернулось в Европу.

Благодаря полученному опыту Амундсен успешно сдал экзамены и приступил в 1900 году к организации собственной экспедиции в роли капитана. Взяв ссуду под собственный дом, он приобрел яхту «Йоа » водоизмещением 47 тонн и длиной 21 метр. Для найма команды и закупки продовольствия ему пришлось просить помощи друзей и искать спонсоров.

В ночь на 16 июля 1903 года яхта «Йоа » с командой из семи человек покинула порт Тромсё и взяло курс на Аляску через Баффинов залив, двигаясь между островами северного побережья Канады. Непростое мореплавание все же удалось завершить в 1905 году. Это означало, что он совершил поход к Северо-Западному проходу, тем самым 34-летний Амундсен совершил подвиг, не удавшийся его «советнику» Джону Франклину.

полярный исследователь Джон Франклин


По возвращению домой Амундсен мгновенно стал знаменитым и он совершил поездку по США, выступая с лекциями во многих городах. Полученные деньги позволили ему оплатить долги. Но эта независимость была не долгой. Планируя новую экспедицию, Амундсен вскоре наделал новых долгов. Найти деньги для экспедиции оказалось непросто. не раз стремились добраться до Северного полюса, но безуспешно. Наиболее известной была попытка Нансена. Он построил «Фрам », которое специально было приспособлено для плаваний в условиях арктического климата, однако до цели ему добраться не удалось. Руаль Амундсен решил заручиться поддержкой своего знаменитого предшественника. Он встретился с Нансеном и тот одобрил его план. Более того, великий мореплаватель подарил Амундсену шхуну «Фрам », тем самым назначая его своим преемником. Это также помогли решить финансовые проблемы - инвесторы поверили в замысел.

мореплаватель Амундсен

полярный мореплаватель Амундсен

шхуна «Фрам»

прибытие на Южный полюс

отправка в неизвестный путь

парусное судно «Мод»


Амундсен отправился в поход в начале августа 1910 года. Среди членов экспедиции царило подавленное настроение. Они не говорили об этом в слух, но успех исследователя Пири, который 6 апреля 1909 года достиг Северного полюса, неприятно сказывался на настроении команды. Наблюдая за таким положением дел, Амундсен в тайне принял решение. Выйдя в море, шхуна «Фрам » последовала по неожиданному пути. Предполагалось, что судно двинется к Арктике, но оно продолжало идти через Атлантический океан. Команда мореплавателей встревожилась, но Амундсен , капитан и главный руководитель экспедиции знал, куда направляется его шхуна. 12 октября, когда шхуна «Фрам » приблизилась к острову Мадейра у берегов Северной Африки, тайна раскрылась. Амундсен созвал команду и сообщил о смене курса. Он решил, раз уж не удалось стать первооткрывателем Северного полюса, то он покорит Южный. Информация о смене курса привела команду в восторг и вдохнула азарта.

В феврале 1911 года, когда в Южном полушарии закончилось лето, шхуна «Фрам » достигла берегов Антарктиды. В первую очередь мореплаватели организовали базу и обустроили несколько складов. С наступлением зимы основная часть экспедиции осталась пережидать ее в лагере. Остальная группа людей, состоящая из четырех человек 19 октября 1911 года, на собачьих упряжках покинула базу, устремляясь в глубь континента. Команда преодолевала до 40 км в день и 14 декабря 1911 года достигла своей цели - Южного полюса. После трехдневных наблюдений, проведенных в этой точки планеты, группа исследователей во главе с Амундсеном вернулась в лагерь. Норвежская общественность ликовала. Все поздравляли Амундсена с подвигом. Правительство поощрило мореплавателя и первооткрывателя щедрой наградой.

Но ученого не удовлетворяли собранные материалы, поэтому 7 июня 1916 года на судне «Мод», построенное за собственные деньги Амундсен отправился во второе плавание. Это судно имело множество новых приборов на то время, которые позволяли лучше маневрировать во льдах. Руаль Амундсен вложил в него почти все свои средства, предприняв еще один полярный подвиг. Его целью был снова Северный полюс. Побывать на самой северной точке Земли оставалось самой заметной мечтой мореплавателя. Амундсен решил сначала открыть Северо-Восточный проход вдоль северного побережья России. 16 июля 1918 года Руаль Амундсен отправился на судне «Мод» вдоль северного побережья России к Берингову проливу. С большим трудом он в 1920 году добрался Аляски. Полярник сломал руку и был вынужден сменить курс на Сиэтл для оказания медицинской помощи и требующего ремонта судну. Так закончилась вторая экспедиция Амундсена .

Амундсен провел блестящие экспедиции, побывал в Арктике и Антарктиде. Стал самым знаменитым полярным исследователем, однако именно столь любимая исследователем Арктика в конечном итоге и погубила его.

Некий итальянский воздухоплаватель Умберто Нобиле в 1928 году решил покорить Северный Полюс, добравшись туда на дирижабле. Однако после взлета Нобиле потерпел аварию. Сразу несколько спасательных групп бросились ему на помощь, в одной из них был и Амундсен . Ранее они были знакомы - вместе участвовали в совместной экспедиции на дирижабле «Норвегия» в 1926 году. Однако позже отношения между ними внезапно переросли во враждебные. Тем не менее, решение участвовать в спасении экспедиции итальянца Амундсен принял без промедления.

Экипаж крупного гидросамолета «Latam-47 » состоял из норвежцев и французов. В его составе Амундсен вылетел в неизвестном направлении. Надо сказать, он тщательно скрывал свои намерения. Об избранном маршруте никого не информировал, что впоследствии чрезвычайно осложнило поиски. Не оставил Амундсен и записей, с журналистами был краток и сдержан. Великий путешественник, будто заранее готовился к трагедии - продал свое имущество, расплатился с кредиторами. Очевидцы утверждают, что дальновидный Амундсен не взял даже аварийного пайка, лишь несколько бутербродов. Норвегия долго отказывалась поверить в гибель своего национального героя. Смерть Амундсена официально признали только через полгода после исчезновения гидросамолета. Страна почтила память знаменитого полярника несколькими минутным молчанием. А генерал Нобиле - соперник Амундсена, узнав о гибели норвежца, нашел в себе мужество вслух произнести: «Он победил меня ».

В честь норвежского мореплавателя и исследователя Руаля Амундсена названа гора в Восточной Антарктиде, залив Северного Ледовитого океана около берегов Канады, котловина в Северном Ледовитом океане, расположенная между хребтами Ломоносова и Гаккеля и море Тихого океана у берегов Антарктиды. В Норвегии создан исторический музей, посвященный великим полярникам.

памятник на острове Шпицберген. Отсюда Амундсен отправился в экспедицию

музей в Осло, Норвегия

полярная станция Амундсен-Скотт на Южном полюсе


Начало XX века - время отважных путешественников и первооткрывателей. Наиболее славных успехов добились норвежцы. Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен предпринимают ряд выдающихся плаваний и походов.

Амундсен относится к тому разряду людей, которые своими делами будоражат воображение разных поколений. За короткий исторический отрезок времени он достиг целей, к которым многие исследователи стремились десятилетиями и даже столетиями. При жизни Амундсена не было человека, который бы не знал его имени, знают и помнят его и теперь и гордятся им как одним из лучших представителей рода человеческого.

Фритьоф Нансен скажет о своём коллеге: «В нём жила какая-то взрывчатая сила. Амундсен не был учёным, да и не хотел им быть. Его влекли подвиги».

Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года на хуторе Томта, близ местечка Борге в провинции Эстфолл. Семья его принадлежала к старинному и известному роду мореплавателей. Отец его был судостроителем.

Жизнь сложилась так, что только в двадцать два года Амундсен впервые ступил на борт судна. В двадцать два он был юнгой, в двадцать четыре - штурманом, в двадцать шесть впервые зимовал в высоких широтах.

Руаль Амундсен был участником бельгийской антарктической экспедиции. Вынужденная, неподготовленная зимовка продолжалась 13 месяцев. Почти все болели цингой. Двое сошли с ума, один умер. Причиной всех бед экспедиции было отсутствие опыта. Амундсен на всю жизнь запомнил этот урок.

Он перечитал всю полярную литературу, стремясь изучить достоинства и недостатки различных рационов, видов одежды, снаряжения. «Любой человек не так уж много умеет, - говорил Амундсен, - и каждое новое умение может ему пригодиться».

Вернувшись в 1899 году в Европу, он сдал экзамен на капитана, затем заручился поддержкой Нансена, купил небольшую яхту «Йоа» и приступил к подготовке собственной экспедиции.

В 1903–1906 годах Руаль первым обогнул на яхте Северную Америку. Более четырёхсот лет - от Кабота до Амундсена - понадобилось для того, чтобы одно малое судно наконец проследовало Северо-Западным морским путём из Атлантического в Тихий океан.

После трудного плавания яхта «Йоа» пришла в город Ном. «Не нахожу слов, чтобы описать тот приём, какой был нам оказан в Номе, - писал Амундсен в книге „Моя жизнь". - Та сердечность, с которой нас встретили, бесконечное ликование, объектом которого была „Йоа" и мы, навсегда останутся для меня одним из самых светлых воспоминаний».

Вечером Амундсен с лейтенантом Хансеном сели на катер хозяев и отправились на берег. «Катер ударился о берег, и даже сейчас я не понимаю, каким образом я попал на берег, - продолжал Амундсен. - Навстречу нам загремели приветствия из тысячи глоток, и вдруг среди ночи раздались звуки, от которых я задрожал всем телом, и слёзы выступили у меня на глазах: „Да, мы любим эти скалы", - пела толпа норвежский гимн».

В октябре «Йоа» прибыла в Сан-Франциско. Амундсен подарил свой славный корабль городу, и с тех пор «Йоа» стоит там в парке Золотых Ворот.

После возвращения на родину Амундсен два года ездил по Европе и Америке, делая доклады о своём путешествии через северо-западный проход. Руаль собрал крупную сумму денег и расплатился с кредиторами. Оставшиеся деньги он решил использовать для нового путешествия.

Следующей своей задачей Амундсен считал покорение Северного полюса. Нансен одолжил ему своё судно, но пока шла подготовка к экспедиции, Кук и Пири объявили, что Северный полюс уже покорён…

«Чтобы поддержать мой престиж полярного исследователя, - вспоминал Руаль Амундсен, - мне необходимо было как можно скорее достигнуть какого-либо другого сенсационного успеха. Я решился на рискованный шаг… Наш путь из Норвегии в Берингов пролив шёл мимо мыса Горн, но прежде мы должны были зайти на остров Мадейру. Здесь я сообщил моим товарищам, что так как Северный полюс открыт, то я решил идти на Южный. Все с восторгом согласились…»

В весенний день 19 октября 1911 года полюсная партия в составе пяти человек на четырёх санях, запряжённых 52 собаками, отправилась в путь.

Выбор места зимовки, предварительная заброска складов, использование лыж, лёгкое и надёжное снаряжение - всё это сыграло свою роль в конечном успехе норвежцев. Сам Амундсен называл свои полярные путешествия «работой». Но годы спустя одна из статей, посвящённых его памяти, будет озаглавлена совершенно неожиданно: «Искусство полярных исследований».

Фритьоф Нансен отдавал должное соотечественнику: «Когда приходит настоящий человек, все трудности исчезают, так как каждая в отдельности предусмотрена и умственно пережита заранее. И пусть никто не является с разговорами о счастье, о благоприятных стечениях обстоятельств. Счастье Амундсена - это счастье сильного, счастье мудрой предусмотрительности».

7 марта 1912 года из города Хобарта на острове Тасмания Амундсен известил мир о своей победе.

Норвегия встретила его как национального героя. Навстречу пароходу, на котором ехал Амундсен, вышли тысячи парусных и паровых судов и лодок. Берега фиорда, мост через канал, стены старой крепости, набережная были покрыты тысячными толпами. Гремели сотни оркестров.

Прямо с корабля Амундсена провели в ратушу, где в его честь был устроен торжественный обед. Собрались учёные со всей Норвегии, писатели, члены правительства. Все восторженно говорили о замечательной победе и прославляли великого путешественника.

Всюду его встречали и провожали толпы народа. Каждый встречный с уважением снимал перед ним шляпу. Фотографии Амундсена, его портреты были в каждом доме. Газеты трубили ему славу. И не только маленькая Норвегия, а вся Европа, весь мир узнал о человеке, открывшем Южный полюс, разгадавшем вековую тайну. Сотни лет многие верили в то, что на полюсе стоит гора высотой до неба, а другие полагали, что там не гора, а пропасть до самого центра Земли. Амундсен первый мог с уверенностью заявить, что нет там ни горы, ни пропасти.

«Повсюду в Европе, не только на моей родине, но и в других странах, нас встречали с большими почестями, - вспоминал Амундсен. - Также и во время предпринятой вскоре поездки по Соединённым Штатам я был предметом самого лестного внимания. Национальное географическое общество почтило меня своей большой золотой медалью, которою я был награждён в Вашингтоне в присутствии целого ряда выдающихся людей».

Путешествуя с докладами по Америке и Европе, Амундсен собирал средства для нового похода. Как писал путешественник, его идея ввести в полярные исследования воздухоплавательную технику «означала не меньший переворот». Амундсен получил телеграмму от одного американского дельца. Этот человек предложил Руалю свои услуги в приобретении совершенного самолёта, деньги же для покупки его он предлагал заработать продажей сувенирных открыток и марок, которые Руаль возьмёт с собой в полёт через Северный полюс.

Амундсен, человек по натуре доверчивый, к тому же не слишком искушённый в финансовых делах, выдал этому дельцу доверенность на все коммерческие сделки, которых потребует подготовка полёта. В результате от имени Амундсена были подписаны многочисленные денежные обязательства. В конце концов вся история с почтой оказалась сплошной авантюрой. Амундсен оказался в долгах. Брат Леон, который вёл его денежные дела, боясь личного разорения, также предпринял финансовые санкции против Руаля.

Началась форменная травля знаменитого путешественника. Амундсен сетует в своих воспоминаниях, что многие норвежцы, недавно поклонявшиеся и льстившие ему, теперь распространяли о нём самые нелепые слухи. Жадная до скандальных сенсаций пресса обрушилась на него. Среди измышлений газетчиков было обвинение в том, что две чукотские девочки, привезённые им в Норвегию, являются его незаконными детьми.

Не все отвернулись от Амундсена. И в Норвегии, и в других странах были люди, которые поддерживали его в те тяжёлые годы. Да и сам он не пал духом. Он ездил по разным странам с чтением лекций, публиковал доклады, статьи в газетах, чтобы заработать деньги не только на покрытие долгов, но и на дальнейшие полярные исследования. И по-прежнему обдумывал план трансарктического перелёта через Северный полюс.

В 1925 году Амундсен решил совершить пробный полёт на самолёте к Северному полюсу от Шпицбергена. Финансировать экспедицию вызвался сын американского миллионера Линкольн Элсуорт. На двух гидропланах путешественники взяли курс на Северный полюс. Но мотор одного из самолётов стал давать перебои. Пришлось идти на вынужденную посадку. Один гидроплан был разбит, второй нуждался в ремонте. Двадцать четыре дня участники экспедиции провели среди льдов, прежде чем им удалось устранить неисправность. Возвращались они, как выразился Амундсен, «имея ближайшим соседом - смерть». К счастью, путешествие завершилось благополучно.

Встреча в Норвегии была торжественной. В Ослофьорде, в порту Хортен, гидроплан Амундсена был спущен на воду, участники воздушной экспедиции сели в него, взлетели и совершили посадку в гавани Осло. Их встретили тысячные толпы ликующих людей. Это было 5 июля 1925 года. Казалось, все невзгоды Амундсена остались в прошлом. Он снова стал национальным героем.

Тем временем Элсуорт после длительных переговоров купил дирижабль, получивший название «Норге» («Норвегия»). Руководителями экспедиции были Амундсен и Элсуорт. Создатель дирижабля итальянец Умберто Нобиле был приглашён на должность капитана. Команда была сформирована из итальянцев и норвежцев.

Перелёт через Арктический бассейн от Шпицбергена до Аляски через Северный полюс занял 72 часа. Оставив группу участников для разборки и упаковки дирижабля, руководители экспедиции на катере перебрались в Ном, а оттуда пароходом - в Сиэтл. Возвращение путешественников было триумфальным. Они пересекли Соединённые Штаты с запада на восток на трансконтинентальном экспрессе. На станциях их встречали с цветами толпы людей. В Нью-Йорке торжественную встречу возглавил Ричард Бёрд, только что вернувшийся со Шпицбергена на родину.

12 июля 1926 года Амундсен и его друзья прибыли пароходом в Норвегию, в Берген. Здесь их встретили салютом из крепостных орудий. Как победители, проехали они по улицам Бергена под дождём цветов, под восторженные овации горожан. От Бергена до Осло по всему побережью пароход, на котором они плыли, встречали флотилии разукрашенных судов. Прибыв в Осло, они проехали по запружённым людьми улицам в королевский дворец, где им был устроен торжественный приём.

Казалось, Амундсен должен был быть доволен: он осуществил все свои планы, слава его в Норвегии затмила славу Фритьофа Нансена, которому Амундсен всегда поклонялся, и сам Нансен публично признал его великим полярным исследователем. Но прошли торжества, отгремели овации и салюты, засохли цветы; наступили будни. Триумфальный полёт, как всегда, принёс Амундсену не только славу, но и крупные долги. И снова нужно было зарабатывать деньги лекциями, книгами, статьями.

В 1927 году, заканчивая автобиографическую книгу «Моя жизнь», Амундсен написал: «…я хочу сознаться читателю, что отныне считаю свою карьеру исследователя законченной. Мне было дано выполнить то, к чему я себя предназначал. Этой славы достаточно на одного человека…»

Но не суждено было Амундсену закончить жизнь в таких идиллических условиях. 24 мая 1928 года Нобиле на дирижабле «Италия» достиг Северного полюса и два часа находился над ним. На обратном пути он потерпел крушение. Готовность Амундсена принять участие в спасательных операциях была встречена всеми с энтузиазмом и глубокой признательностью.

Руаль Амундсен вылетел на спасение экипажа «Италии» 18 июня. Вскоре радиосвязь с его гидросамолётом оборвалась. Так, стремясь спасти полярников, погиб Амундсен, величайший по размаху исследований полярный путешественник. Бегоунек писал по этому поводу: «Гибель Амундсена явилась славным завершением его жизни, с которой связаны замечательные успехи в истории полярных открытий».

Многие почему-то думают, что Амундсен дожил до преклонных лет. Константин Симонов, написав в 1939 году стихотворение, посвящённое памяти Амундсена, так и назвал его - «Старик». Это и понятно: трудно представить, как за свою в общем-то короткую жизнь этот человек сумел совершить столько подвигов, каждый из которых мог бы обессмертить его имя.

2.3 Покорение Южного полюса

2.4 Северо-восточный морской путь

2.5 Трансарктические полёты

2.6 Последние годы и гибель

  1. Объекты, названные в честь путешественника.
  2. Список использованной литературы.

Норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага). Погиб в 1928 году во время поисков экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США - Золотую медаль Конгресса.

    Краткая хронология

В 1890-1892 учился на медицинском факультете в университете г. Христиания.

С 1894 по 1899 плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с 1903 совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.

Впервые прошёл (1903-1906) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске.

На судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря 1911 на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта.

Летом 1918 экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 достигла Берингова пролива.

В 1926 возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска.

В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

    Жизнь

2.1 Юность и первые экспедиции

Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему было 14 лет умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 года - Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни »

В 1897-1899 гг. в роли штурмана принял участие в бельгийской антарктической экспедиции на судне «Бельгика» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша.

2.2 Северо-западный морской путь


Рисунок 1. Карта арктических экспедиций Амундсена

В 1903 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л.с.

Личный состав экспедиции включал:

  • Руаль Амундсен - начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф.
  • Годфрид Хансен, датчанин по национальности - штурман, астроном, геолог и фотограф экспедиции. Старший лейтенант ВМФ Дании, участвовал в экспедициях в Исландию и на Фарерские острова.
  • Антон Лунд - шкипер и гарпунщик.
  • Педер Ристведт - старший машинист и метеоролог.
  • Хельмер Хансен - второй штурман.
  • Густав Юл Вик - второй машинист, ассистент при магнитных наблюдениях. Скончался от невыясненного заболевания 30 марта 1906 г.
  • Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер. Участник экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.

Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку

13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает Северо-Западный путь, но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске.

Позднее он вспоминал:

«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».

2.3 Покорение Южного полюса

Рисунок 2. Карта антарктической экспедиции Амундсена

2.4 Покорение Южного полюса

На 1910 год Амундсен планировал трансполярный дрейф через Арктику, который должен был начаться у берегов Чукотки. Амундсен рассчитывал первым достигнуть Северного полюса, для чего ещё в 1907 году добился поддержки у Фритьофа Нансена. Парламентским актом судно «Фрам» (норв. Fram, «Вперёд») было предоставлено для экспедиции. Бюджет был весьма скромен, составляя около 250 тыс. крон (для сравнения: у Нансена в 1893 г. было 450 тыс. крон). Планы Амундсена были неожиданно разрушены заявлением Кука о покорении Северного полюса в апреле 1908 года. Вскоре о покорении полюса заявил и Роберт Пири. На спонсорскую поддержку больше не приходилось рассчитывать, и тогда Руаль решается покорить Южный полюс, за достижение которого тоже начинала разворачиваться гонка.

К 1909 году «Фрам»(рисунок 3) был капитально перестроен, но уже предназначался для новой экспедиции. Все приготовления держались в тайне: о планах Амундсена, кроме него самого, знали его брат-адвокат Леон Амундсен и командир «Фрама» - лейтенант Торвальд Нильсен. Приходилось идти на нестандартные решения: значительная часть провианта для экспедиции была поставлена норвежской армией (предстояло испытать новый арктический рацион), лыжные костюмы для членов экспедиции были сшиты из списанных армейских одеял, армия предоставила палатки и проч. Единственный спонсор нашёлся в Аргентине: за счёт средств магната норвежского происхождения - дона Педро Кристоферсена, был закуплен керосин и множество припасов. Его щедрость позволила сделать Буэнос-Айрес главной базой «Фрама». Позднее в его честь была названа гора в составе Трансантарктического хребта.

Перед отплытием, Амундсен отправил письма Нансену и королю Норвегии, где объяснял свои мотивы. По легенде, Нансен, получив письмо, вскричал: «Глупец! Я предоставил бы ему все мои расчёты» (Нансен в 1905 году собирался совершить экспедицию в Антарктиду, но болезнь жены вынудила его отказаться от планов).

Личный состав экспедиции был разделён на два отряда: судовой и береговой. Список приводится по состоянию на январь 1912 год.

Рисунок 3. «Фрам» под парусами

Береговой отряд:

  • Руаль Амундсен - начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу.
  • Олаф Бьоланд - участник похода к Полюсу.
  • Оскар Вистинг - участник похода к Полюсу.
  • Йорген Стубберуд - участник похода к Земле короля Эдуарда VII.
  • Кристиан Преструд - начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII.
  • Фредерик Яльмар Йохансен - участник экспедиции Нансена в 1893-1896 гг., из-за конфликта с Амундсеном не вошёл в полюсный отряд.
  • Хельмер Хансен - участник похода к Полюсу.
  • Сверре Хассель - участник похода к Полюсу.
  • Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер.

Команда «Фрама» (судовой отряд):

  • Торвальд Нильсен - командир «Фрама»
  • Стеллер - матрос, немец по национальности.
  • Людвиг Хансен - матрос.
  • Адольф Ульсен - матрос.
  • Карениус Ульсен - кок, юнга (самый молодой участник экспедиции, в 1910 г. ему было 18 лет).
  • Мартин Рихард Рённе - парусный мастер.
  • Кристенсен - штурман.
  • Хальворсен.
  • Кнут Сундбек - швед по национальности, судовой механик (инженер, создавший дизельный двигатель для «Фрама»), сотрудник фирмы Рудольфа Дизеля.
  • Фредерик Яльмар Ертсен - первый помощник командира, лейтенант ВМФ Норвегии. Исполнял также обязанности судового врача.

Двадцатым членом экспедиции был биолог Александр Степанович Кучин, но в начале 1912 года он вернулся в Россию из Буэнос-Айреса. Некоторое время мотористом «Фрама» был Якоб Нёдтведт, но его заменили на Сюндбека.

Летом 1910 года «Фрам» производил океанографические изыскания в Северной Атлантике, при этом выяснилось, что судовой механик Якоб Нёдтведт не справляется со своими обязанностями. Он был списан на берег, а взамен его взяли конструктора судового дизеля Кнута Сюндбека. Амундсен писал, что этот швед обладал большим мужеством, если решился идти в такой дальний путь с норвежцами.

13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. В это же время английская экспедиция Роберта Скотта разбила лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 километров от Амундсена.

Перед походом на Южный полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке, разместили по ходу маршрута склады. Норвежцы построили в 4 км от побережья базу «Фрамхейм», состоящую из деревянного дома площадью 32 кв.м. и многочисленных вспомогательных построек и складов, построенных из снега и льда, и углублённых в антарктический ледник. Первая попытка похода к полюсу была предпринята ещё в августе 1911 года, но крайне низкие температуры препятствовали этому (при −56 Ц. лыжи и полозья нарт не скользили, а собаки не могли спать).

План Амундсена был детально проработан ещё в Норвегии, в частности, был составлен график движения, который современными исследователями сравнивается с музыкальной партитурой. На «Фрам» полюсная команда вернулась в день, предписанный графиком за 2 года до этого.

19 октября 1911 года пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии. Состав экспедиции: Оскар Вистинг (Oscar Wisting), Хелмер Хансен (Helmer Hanssen), Сверре Хассель (Sverre Hassel), Олаф Бьоланд (Olav Bjaaland), Руаль Амундсен. Весь поход на дистанцию 3000 км при экстремальных условиях (подъём и спуск на плато высотой 3000 м при постоянной температуре свыше −40° и сильных ветрах) занял 99 дней.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!