Рубцов звезда полей смысл названия. Анализ стихотворения Рубцова «Звезда полей

«Звезда полей» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение «Звезда полей » — одно из самых известных в творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. Для самого автора это произведение, безусловно, было программным, так как один из его поэтических сборников также носит это название.

Центральный образ стихотворения несет в себе социальную окрашенность. Лирическому герою важно, что «звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли». Поэт подчеркивает статический характер образа, символизирующий вечность и незыблемость существующего миропорядка.

Звезда полей привносит в жизнь лирического героя мир и покой. Она гасит тревогу жителей земли, касаясь их городов приветливым лучом. Но только «во мгле заледенелой», вдали от больших городов эта звезда «восходит ярче и полней».

В последней строфе стихотворения лирический герой подчеркивает, что это звезда его полей. Таким образом, образ звезды соотносится с библейской путеводной звездой.

Интересно, что в первоначальном варианте текст стихотворения звучал несколько по-иному. В нем глубже была подчеркнута тема родины. Звезда полей горела «над родственным пределом». В окончательном варианте Н.М. Рубцов заменил фрагмент строки «над родственным пределом» на словосочетание «во мгле заледенелой», что еще раз подчеркнуло кольцевую композицию произведения и одновременно усилило в стихотворении аллитерацию «л», которая придает плавность и мелодичность поэтическому тексту. Также образ «мглы заледенелой» необходим Н.М. Рубцову для создания контрастной пейзажной зарисовки.

Образ «звезды полей», озаряющий землю доброй энергией света подчеркнут анафорическим повтором («Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром») и повтором внутри строки («Горит, горит звезда моих полей...»). Этот ключевой для стихотворения образ подчеркивает необъятные земные просторы, драгоценную красоту природы («золото осеннее», «зимнее серебро»). В первоначальном варианте стихотворения описание просторов было более развернутым и пространным. В итоговом тексте Н.М. Рубцов сделал его емким, но лаконичным.

Звезда — традиционный образ классической поэзии. Издревле звезды покровительствовали поэтам, которые, в свою очередь, посвящали им лучшие стихотворения. Однако Н.М. Рубцову удалось творчески продолжить существующую традицию, создав поэтичный образ звезды полей, содержащий в своем значении нерасторжимую связь земного и небесного начал. Этот образ символизирует содержание художественного мира поэта, его визитную карточку на небосклоне поэтических светил.

! Историческая справка

Николай Михайлович РУБЦОВ (1936-71) – известный русский поэт. Его творчество − проникновенная поэзия природы, сельской жизни (сборники «Душа хранит», 1969, «Сосен шум», 1970, «Стихотворения. 1953-1971», 1977). Одно из таких было написано в 1964 году − «Звезда полей».

Звезда полей

И сон окутал родину мою...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Она восходит ярче и полней,

Знаете ли Вы, как связано это стихотворение с биографи ей поэта?

В середине 1964 года поэт был отчис лен из Литературного института. Осенью 1964 года Н.М.Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. Здесь начался расцвет его творчества, он окончательно решил для себя, что его звезда поэзии горит «для всех тревожных жи телей земли», бросая свой приветливый луч «поднявшимся вдали» городам. «Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.

& Словарная работа

Ребята, что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясе ние», «угасать»?

Заледенелый - заледеневший, покрыв шийся льдом.

Полынья - незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Потрясение - 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.

Угасать - то же, что и гаснуть.

Ответьте на вопросы:

1. Когда написано стихотворение Н. М, Рубцова «Звезда полей»? (Оно написано в 1964г ).

2. К какому жанру лирики относится это сти хотворение? (Элегия ).

3. О чем это стихотворение? (В стихотворе нии «Звезда полей» описывается звезда, сияю щая над зимними просторами родины. Стихотво рение «Звезда полей» - это размышление автора о его привязанности к родному краю .)

4. Какие образы возникают при чтении сти хотворения? (При чтении стихотворения возни кают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли ).

5. Что в приведенных строках символизирует звезда?

Звез да полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей - это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека.

Творческая мастерская

Анализ содержания стихотворения.

  1. Когда горит звезда?

Обратите внимание на эти строки:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая…

Звезда горит всегда: ночью, зимой, осенью… - вечно.

2. Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

3. Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

4. Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта, городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой, которая является символом света, доброты, душевного спокойствия, а это всё связано с понятием «Родина».)

5. Где же звезда «восходит ярче и полней»?

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней…

(Н. М. Рубцов имеет в виду свою Родину.)

6. Какие чувства испытывает лирический герой? Покажите это на примере строчек из стихотворения. (Лирический герой испытывает любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, всеобъемлющую радость, волнение ):

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

Вспомните понятия о рифме, ритме, стихотворном размере, потому что они имеют немаловажное значение при анализе лирического произведении. Перед вами действия, которые необходимо выполнить, чтобы определить стихотворный размер. Восстановите последовательность этих действий.

А) Назовите размер стихотворения.

Б) Расставьте ударения во всех словах.

В) Прочитайте стихотворение.

Г) Разделите слова на слоги.

Д) Составьте схему стиха.

Е) Отметьте в нарисованной схеме стопы.

(Правильный ответ: В, Б, Г, Д, Е, А .)

Определите размер стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей».

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Безударный слог

/ - ударный слог

СХЕМА СТИХА:

__ / __ / __ / __/ __ __

__ / __ __ __ / __ / __ __

Пятистопный ямб с перрихиями (стопа ямба или хорея с пропущенным ударением)

В стихотворении сочетаются мужская и женская рифмы. Рифмовка перекрёстная: АБАБ.

7. Как вы думаете, ребята, с какой целью автор строго соблюдает размер строфы, рифмовки? (Это помогает Н. М. Рубцову передать свои размышления, чувства. )

Творческая мастерская

Анализ средств выразительности.

Найдите в тексте стихотворения примеры средств языковой выразительности, которые помогают автору передать свои эмоции, и заполните таблицу.

Средства языковой выразительности

Примеры

эпитеты

Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом осенним.

метафоры

Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон окутал родину мою.

олицетворения

Звезда.., остановившись, смотрит в полынью; своим лучом приветливым касаясь.

антитеза

Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды противопоставлена мгла заледенелая, полынья.

анафора

Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…

Повтор

«Звезда полей» в стихотворении повторяется 5раз. Этот образ открывает стихотворение и завершает его. Глагол ГОРИТ повторяется также 5раз, создавая ощущение вечного источника тепла и света.

 Сделайте вывод.

С какой целью Н. М. Рубцов использует различные средства художественной выразительности? (Для того, чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас, читателей, Н. М. Рубцов использует ещё различные средства художественной выразительности .)

Поверьте мне: я чист душою.

Н. Рубцов

Словарная работа:

тропы, антитеза, анафора,

лирический герой, аллитерация,

интериоризация, ассонанс.

Оборудование:

1) портрет Н. М. Рубцова;

2) репродукции картин природы в цветовом решении и графике.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

У С. Куняева есть такие воспоминания, датированные 1962 годом: «... в редакцию журнала «Знамя» вошел человек с худым лицом, на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза... Обут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда видно было, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках рулончик стихов.

Здравствуйте! - сказал он со стеснительным достоинством. - Я стихи хочу вам показать;

Давайте ваши стихи! Словно струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет...

Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие мохнатые глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.

Как вас звать?

Николай Михайлович Рубцов».

Сегодня у нас есть возможность познакомиться с творчеством этого замечательного поэта, унаследовавшего лучшие традиции русской классической литературы. Попытаемся, опираясь на воспоминания друзей поэта, критиков и - главное - его стихи, представить себе личность и поэтический мир Рубцова.

II. Сообщения учащихся, получивших индивидуальные задания:

1-й учащийся: «Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области. Отец его был военным политработником, в 1941 году он ушел на фронт и не вернулся, а в 1942 году умерла мать. Детство и юность прошли в детском доме села Никольского на Вологодчине, которое и стало настоящей родиной».

(Чтение стихотворения «Мать умерла...»)

2-й учащийся: «Н. Рубцов закончил семилетку и в 1950 году поступил в лесотехнический техникум г. Тотьмы, а в 16 лет отправился на Белое море, где более двух лет плавал кочегаром на рыболовецком судне. Потом четыре года прослужил матросом на эсминце Северного флота. Здесь он начинает писать стихи и печататься во флотских изданиях».

(Чтение стихотворения «На плацу»)

3-й ученик: «В. Кожинов вспоминает: «Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи. Он частично мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой работе и в то же время всегда оставался скитальцем по самой своей сути».

А в памяти поэта и друга Н. Рубцова Виктора Коротаева он остался таким: «Повышенная ранимость, застенчивость и целомудрие уживались в нем с безоглядной русской удалью, доверчивость и открытость души соседствовали с замкнутостью».

(Чтение стихотворения «Воробей»)

III Слово учителя:

«Творческий век одного из самых выдающихся поэтов своего времени оказался очень коротким. Смерть настигла его 19 января 1971 года в Вологде. Он словно бы торопился жить, зная, что отмерено ему судьбою немного. Поэзия его - «сгусток» чувства, отражение самых сильных и сокровенных его переживаний. А петь свои чистые, грустные и в высшей степени светлые песни ему помогало самое глубокое чувство - любовь к Родине. Выросший сиротою, он знал одну-единственную мать - Россию и ей посвятил свои лучшие песни, лучшие минуты подъема и вдохновения.

У Рубцова много стихотворений, по которым его сразу можно узнать. Одно из таких было написано в 1964 году - «Звезда полей».

IV. Чтение стихотворения и его анализ

Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит

в полынью.

Уж на часах двенадцать

прозвенело,

И сон окутал Родину мою...

Звезда полей! В минуты

потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле

заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей.

1. Чтение стихотворения.

2. Анализ восприятия.

1) Каково ваше первое впечатление?

2) Что обусловило ваше восприятие?

3) Можете ли вы определить тему этого стихотворения?

3. Построфный анализ стихотворения.

Название - сильная позиция в произведении, оно помогает понять основную мысль. Подумаем над сочетанием слов «звезда полей». Что необычного в этом сочетании?

Ответ: Звезда - это элемент небесного. Звезда - небесное светило, небесное тело. Поле - это земное, это простор русской деревни. Одновременное указание на неразрывную связь всего сущего и местонахождение этой связи. Звезда полей - звезда деревенской Руси, звезда его Родины.

Докажите, что этот образ главный в стихотворении

Ответ: Несколько раз встречается в тексте.

Символом чего является звезда в народной поэзии?

Ответ: Это один из главнейших символов судьбы, красоты и счастья. Звезда - это точка, поля-просторы. Звезда - не только часть вселенских просторов, но и их оберег.

Какие чувства испытывает лирический герой в первой строфе?

Ответ: С одной стороны - тревогу, скрытую горечь, с другой - нежную любовь к Родине.

Какой поэтический прием позволяет понять эту двойственность чувств в душе поэта?

Ответ: Антитеза - свет-мгла; «мгла заледенелая» - деревенская глушь, выражение «сон окутал Родину мою» подчеркивает неясность ее судьбы.

Попробуйте последнюю строчку произнести в соответствии с написанием. Какой гласный звук вы слышите? Случайно ли это?

Ответ: «О» повторяется не случайно. «Оканье» - основной признак северновеликорусских говоров. Это своеобразное указание на родную Вологодчину. В этом обволакивающем «о» - магия сна, тишины, сказки.

Какие действия совершает звезда в первой строфе?

Ответ: Звезда смотрит в полынью.

Для чего остановилась звезда?

Ответ: Может быть, чтобы растопить лед в природе и отогреть душу человека.

Какое чувство владеет лирическим героем во второй строфе?

Ответ: Чувство признательности звезде за ее тихий вечный свет, помогающий успокоиться и обрести себя.

Обратите внимание на последние две строчки. Случайно ли одинаковое построение синтаксических конструкций? Каково значение этого приема?

Ответ: Звезда не просто горит, она горит в любое время года, ее свет неистребим.

Что происходит с пространством в третьей строфе?

Ответ: Пространство расширяется, и звезда объединяет лирического героя с планетой. В своих переживаниях он выходит на новый уровень.

Что происходит в четвертой строфе?

Ответ: Лирический герой возвращается к своей звезде, но настроение другое - он счастлив.

Почему «во мгле заледенелой» звезда ярче и полней?

Ответ: Звезда - это свет, тепло. А как нужны именно здесь, в морозной мгле, ее приветливые лучи, побеждающие мрак и холод.

В ходе работы над текстом стихотворения на доске постепенно появляется схема (см. ниже).

Данная опора помогает учащимся подвести итоги урока. Итак, автор возвращается к мысли о судьбе Родины, но с другим настроением: чувство тревоги сменяется чувством уверенности в силе своей «звезды полей».

(Учащиеся записывают в словарики литературоведческих терминов определение интериоризации).

Обращение к репродукциям картин. Делается вывод о том, что недостаток цвета в поэзии Рубцова восполняется стихией света.

Ольга ЛУКЬЯНЧИКОВА, учитель русского языка и литературы СШ с. Волово, учитель года Липецкой области-2004

1. Задание (20 баллов).

Прочитайте стихотворение:

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда мох полей...

Проанализируйте стихотворение, обращая внимание на следующее:

1. Каким настроением проникнуто стихотворение?

2. «звезды полей» .

3. Проследите развитие лирического сюжета.

4. Охарактеризуйте образ лирического героя.

5. Укажите особенности композиции произведения.

6. Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении. Приведите примеры. Раскройте их роль в тексте.

7. Определите тему произведения, его основную мысль.

Ответ.

Стихотворение Николая Рубцова «Звезда полей» по своему проникновенному лиризму занимает одно из первых мест в русской поэзии. Это немного грустное, но вместе с тем и жизнеутверждающее стихотворение, лирический герой которого размышляет о своей привязанности к родной земле, делится счастьем осознания принадлежности к ней.

Особенности композиции и развития лирического сюжета стихотворения.

Стихотворения «Звезда полей» состоит из четырёх строф.

В первой же строке представлен образ «звезды полей» , который пронизывает всё стихотворение, выносится в заглавие и становится центральным образом всего произведения. Повторяясь четыре раза («звезда полей» – 3 р., «она» – 1 р.), он встречается в каждой строфе, начиная и замыкая произведение, образует кольцо. Рассмотрим, что представляет собой этот образ. «Звезда» – символ вечности, высоких стремлений, счастья (ср. «родиться под счастливой звездой» ). « Звезда полей» у Николая Рубцова напоминает Вифлеемскую звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества. Рубцов наполняет этот образ новым содержанием. «Звезда полей» у поэта – это символ родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека.

В первой строфе возникает выразительная картина одиночества: звезда, яркая и недостижимая, в ночном мраке (чувство покинутости автор усиливает эпитетом «заледенелой» ) «остановившись, смотрит в полынью», в которой видит лишь собственное отражение…

Последние две строки первой строфы переносят читателя в реальность: «двенадцать прозвенело» (полночь, магическое время суток, начало нового дня). Заключительная строка этой строфы проецируется на основную и ключевую тему стихотворения и всей рубцовской поэзии – «родину мою».

Вторая строфа начинается с риторического восклицания «Звезда полей!» Это восклицание можно также истолковать и как обращение. Лирический герой делится своими воспоминаниями. Его чувства искренни. «Звезда полей» – малая родина, милая сердцу деревенская тишина – стала для лирического героя путеводной звездой на трудном жизненном пути («В минуты потрясений / Я вспоминал…» ). Поэт лаконично, двумя выразительными штрихами, используя метафорические эпитеты золото осеннее и зимнее серебро, создаёт типичную для средней полосы России пейзажную зарисовку осени и зимы. Синтаксический параллелизм, на котором строится фраза, анафора («она горит» ), придают этим строчкам особую проникновенность, усиливают их значение. Картина расширяется во времени.

В третьей строфе поэтическая картина расширяется и в пространстве. Теперь «звезда полей» горит не только для лирического героя стихотворения, но и «для всех тревожных жителей земли». Обращает на себя внимание эпитет тревожных. Быть тревожным – значит находиться в состоянии беспокойства, ожидания чего-то неизвестного. Такое состояние свойственно людям, которые молоды душой и, дерзая, ищут свой путь в жизни. Для людей «своим лучом приветливым касаясь» горит, не угасая, «звезда полей». Возникает картина единения звезды и всей земли.

Заключительное четверостишие начинается с восторженного утверждения: «Но только здесь, во мгле заледенелой / Она восходит ярче и полней…» . Чтобы усилить сияние «звезды полей» , автор дважды (в первой и последней строфе) прибегает к приёму антитезы: «звезда» (свет, тепло) – «мгла заледенелая» (темнота, лёд). С помощью антитезы автор развивает в стихотворении и мотив света, звёздного сияния. Так, на смену взгляду, обращённому вниз («смотрит в полынью» ), приходит восходящий свет звезды («восходит ярче и полней» ), усиленный пятикратным повтором ключевого в этом стихотворении глагола «горит».

Акцентируя внимание на главной мысли произведения, кольцевая композиция стихотворения обращает нас к первой строфе: на фоне контраста окружающей тьмы звезда всепрощающей, огромной доброты становится главной в судьбе лирического героя: «И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей». Эта заключительная строфа вновь конкретизирует образ «звезды полей », но он уже неизмеримо обогатился (расширился во времени и пространстве). И «звезда полей» теперь горит во все времена года и не только «тихо за холмом» , но и «для всех тревожных жителей земли» . Таким образом, образ-символ «звезда полей» наполнился новым содержанием и представляет теперь неразрывный сплав личного («моих полей» ) и общего («для всех» ).

Критерии анализа и оценивания

Кол-во баллов

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Раскройте символическое значение образа «звезды полей».

Проследите развитие лирического сюжета.

Охарактеризуйте образ лирического героя.

Укажите особенности композиции произведения.

Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении (антитезы, метафоры, эпитеты, повторы). Приведите примеры. Раскройте их роль в тексте.

Определите тему произведения, его основную мысль.

Связность высказывания, логика, последовательность изложения


2. Задание (8 баллов).

Продолжите стихотворные строки (одной строкой).

1. Мороз и солнце; день чудесный!..

2. На севере диком стоит одиноко….

3. Ещё в полях белеет снег….

4. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом…

Ответ.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

За продолженную строку – по одному баллу

3. Задание (8 баллов).

Определите лирические жанры.

Для первого текста (Игорь Северянин «Чехов») свой ответ аргументируйте.

Не знаю, как для англичан и чехов,
Но он отнюдь для русских не смешон,
Сверкающий, как искристый крюшон,
Печальным юмором серьёзный Чехов.

Провинциалки, к цели не доехав,
Прощались с грёзой. Смех их притушён.
И сквозь улыбку мукою прожжён
Удел людей разнообразных цехов.

Как и тогда, как много лет назад,
Благоухает наш вишнёвый сад,
Где чувства стали жертвой мелких чувствец...

Как подтвержденье жизненности тем -
Тем пошлости - доставлен был меж тем
Прах Чехова в вагоне из-под устриц…

Игорь Северянин

…Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия - согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Так кормщик, через понт плывущий,
Ловя под парус ветр ревущий,
Умеет судном управлять.

Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачествы сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямо цену их.
Царей они подвластны воле, -
Но богу правосудну боле,
Живущему в законах их.

Ты здраво о заслугах мыслишь,
И воздаешь достойным честь;
Пророком ты того не числишь,
Кто только рифмы может плесть,
А что сия ума забава -
Калифов добрых честь и слава.
Снисходишь ты на лирный лад:
Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад…

. Фелица.

Соловей мой, соловей, соловушко молодой!

Не летай ты, соловей, во зеленый сад гулять,

Не садись ты, соловей, в зеленом моем саду,

В зеленом моем саду, на ракитовом кусту,

Не пой рано на заре, не трави ты сердце мне!

И так тошно молодцу, сам не знаю почему;

Коли знать, так всё по ней, по сударушке моей.

Ах, кого бы мне нанять, за сударушкой послать?

Коли старого нанять - греха на душу принять:

До нее стар не дойдет, во дорожке пропадет;

Коли малого нанять - мал не знает, что сказать;

Коли ровнюшку нанять - ровня любит сам гулять.

Уж как, знать-то, молодцу подниматься самому,

Подниматься самому по сударушку свою!

Ответ.

1. 1) сонет; 2) ода; 3) лирическая песня.

2. Стихотворение Игоря Северянина «Чехов» – сонет, т. к. это четырнадцатистишие из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов) на 5 сквозных рифм. Схема рифмовки: авва авва сс d ее d . Размер – пятистопный ямб. Поэтическая мысль раскрывается последовательно. Сюжетно-композиционный перелом приходится на переход от катренов к терцетам.

Определение лирических жанров – по 2 балла

Аргументация – 2 балла

4. Задание (8 баллов).

Определите, о каком русском писателе идёт речь. Свой ответ кратко аргументируйте.

1. Его называли «колумбом русского романтизма в поэзии», «балладником» и «певцом Светланы». По выражению критика, он «открыл русской поэзии душу человеческую». Многие поколения поэтов считали его своим учителем. утверждал, что без него «мы не имели бы Пушкина». А сам, говоря о влиянии «певца Светланы» на своё творчество, отмечал:

И ты, глубоко вдохновенный,

Всего прекрасного певец,

Ты, идол девственных сердец,

Не ты ль, пристрастьем увлеченный,

Не ты ль мне руку подавал

И к славе чистой призывал…

В сознании своих современников он был не только великим поэтом, но и истинным патриотом и гражданином, добрым человеком и важным официальным лицом, воспитателем наследника – будущего императора Александра II.

2. Творчество этого писателя знаменует собой величайшую после Пушкина веху в развитии русской литературы . считал, что перед ним «должно благоговеть как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям!». «Идеальным образом гения» назвал его украинский писатель Олесь Гончар.

Родившись в Украине и будучи очень привязанным к «священным местам своей родины», этот писатель завещал своё имя, мысли и труды России. отмечал, что он «остаётся не только самым великим писателем русской литературы, но и характерным олицетворением украинской натуры».

3. В своих книгах этот писатель, по наблюдению, создал прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, – землю, не нанесённую на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина». Свои произведения он населил «племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей» ().

Один из вымышленных героев писателя подарил миру нехитрую, но очень важную истину, состоящую в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

посвятил героине самой известной книги писателя такие строки:

Странная она была девчонка –

Только к морю направляла взгляд,

Принимая каждую лодчонку

За пунцовопарусный фрегат.

Платьишко – заплата на заплате.

Но упрямо сжат был дерзкий рот;

«Капитан приедет на фрегате,

И меня с собою заберет!»…

4. Игорь Северянин так представлял этого писателя:

Седой колосс, усталый, старый лев
С глазами умирающей газели,
Он гордый дух, над ним всю жизнь висели
Утесы бед и смерть, оскалив зев...

В литературе он прожил долгую и сложную жизнь, стал автором знаменитых романов, европейски известным писателем, из орловской деревни переселился в Париж, где и скончался. Его «Очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете» и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык , о котором писатель сказал пророчески: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! – Не будь тебя – как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? – Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

За каждый правильный ответ – по одному баллу

За аргументацию – по одному баллу

Ответ.

3. Александр Грин.

5. Задание (8 баллов).

Назовите литературные источники (с указанием авторов) крылатых выражений . Раскройте содержание их современного использования.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь.

2. Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой.

3. На деревню дедушке.

4. Служить бы рад, прислуживаться тошно.

· Пример: Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать .

Из басни «Волк и Ягненок» И. А. Крылова.

Цитируется иронически, как комментарий к стремлению осудить, наказать кого-либо, вместо того чтобы выяснить истинное положение дел, восстановить справедливость и т. д.

Ответ.

1. А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь .

Из басни «Квартет» .

Фраза применяется к коллективу , который неэффективно работает либо у которого дела совсем не спорятся из-за низкого профессионализма, отсутствия взаимопонимания и единства.

2. Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой .

Из поэмы «Руслан и Людмила» .

Фраза о давних событиях, правдивость которых сейчас и не проверишь, настолько они стары.

3. На деревню дедушке .

Из рассказа «Ванька» .

Фраза употребляется по отношению к крайне неясным с точки зрения адресата письмам и посланиям.

4. Служить бы рад, прислуживаться тошно .

Из комедии «Горе от ума» .

Фраза, которая характеризует людей, не терпящих прислужничества и подхалимства, а занятых исключительно своими служебными обязанностями.

За указание литературного источника и автора – по одному баллу

За раскрытие современного использования – по одному баллу

6. Задание (8 баллов).

Замечательный русский художник Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю искусства как певец «гордой красы» моря. Наибольшую известность получила его картина, воспевающая мужество и стойкость человека. Герои полотна, пережив крушение корабля, продолжают сражаться с грозной стихией и ищут спасения на обломках корабельной мачты. Своенравное море проверяет волю людей, их любовь к жизни. Одна из яростных волн, самая мощная, стремится обрушиться на людей и похоронить их пучине моря. Но страшная ночь уже позади. Восходит солнце. Солнечные лучи окрасили тяжёлые волны всеми цветами радуги. Мажорная гамма звучит гимном мужеству людей и внушает надежду на спасение.

1. Укажите название картины.

2. Черты какого художественного направления воплотились в этой картине?

3. Определите, какие основные особенности этого художественного направления являются общими для произведений живописи и литературы.

4. Назовите известных вам русских поэтов Х І Х века, которые в своём творчестве обращались к образу бушующей стихии (2-3 поэта).

5. Укажите город в Украине, в котором находится галерея.

Ответ.

1. «Девятый вал» – 1 балл.

2. Романтизм – 2 балла.

3. В центре произведений живописи и литературы романтического направления – сильная личность, исключительный характер в исключительных обстоятельствах. Ярко воплотилась в этих произведениях и тема природной стихии. – 2 балла.

4. , – по одному баллу за один ответ, но не более двух баллов .

5. Феодосия – 1 балл.

«Звезда полей»


Стихотворение «Звезда полей» - одно из самых известных в творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. Для самого автора это произведение, безусловно, было программным, так как один из его поэтических сборников также носит это название.

Центральный образ стихотворения несет в себе социальную окрашенность. Лирическому герою важно, что «звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли». Поэт подчеркивает статический характер образа, символизирующий вечность и незыблемость существующего миропорядка.

Звезда полей привносит в жизнь лирического героя мир и покой. Она гасит тревогу жителей земли, касаясь их городов приветливым лучом. Но только «во мгле заледенелой», вдали от больших городов эта звезда «восходит ярче и полней».

В последней строфе стихотворения лирический герой подчеркивает, что это звезда его полей. Таким образом, образ звезды соотносится с библейской путеводной звездой.

Интересно, что в первоначальном варианте текст стихотворения звучал несколько по-иному. В нем глубже была подчеркнута тема родины. Звезда полей горела «над родственным пределом». В окончательном варианте Н.М. Рубцов заменил фрагмент строки «над родственным пределом» на словосочетание «во мгле заледенелой», что еще раз подчеркнуло кольцевую композицию произведения и одновременно усилило в стихотворении аллитерацию «л», которая придает плавность и мелодичность поэтическому тексту. Также образ «мглы заледенелой» необходим Н.М. Рубцову для создания контрастной пейзажной зарисовки.

Образ «звезды полей», озаряющий землю доброй энергией света подчеркнут анафорическим повтором («Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром») и повтором внутри строки («Горит, горит звезда моих полей...»). Этот ключевой для стихотворения образ подчеркивает необъятные земные просторы, драгоценную красоту природы («золото осеннее», «зимнее серебро»). В первоначальном варианте стихотворения описание просторов было более развернутым и пространным. В итоговом тексте Н.М. Рубцов сделал его емким, но лаконичным.

Звезда - традиционный образ классической поэзии. Издревле звезды покровительствовали поэтам, которые, в свою очередь, посвящали им лучшие стихотворения. Однако Н.М. Рубцову удалось творчески продолжить существующую традицию, создав поэтичный образ звезды полей, содержащий в своем значении нерасторжимую связь земного и небесного начал. Этот образ символизирует содержание художественного мира поэта, его визитную карточку на небосклоне поэтических светил.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!