Русские поэты XX века о родине, родной природе и о себе. Повернись к мирозданью лицом, Голубые подснежники чествуя, С потерявшим сознанье скворцом По весенним полям путешествуя. Былая Русь! Не в те ли годы Наш день, как будто у груди, Был вскормлен образо

Я по первому снегу бреду...

Сергей Есенин

Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою легкий мороз!
Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез.

Также показаны достижения в музыке, такие как физик Термин, изобретатель одного из первых электронных музыкальных инструментов, терменвин, коробка с двумя антеннами, которая достигла своего апогея в голливудских научно-фантастических и ужасных фильмах в эпоху перед синтезатором. В годы революции изобретательность процветала, продвигалась во всех областях. Даже поездка на Марс уже была на горизонте новой России как достижимая мечта.

После смерти Ленина все изменилось. Большевистский язык вводится в общество в качестве стандарта выражения. Скорбь - преступление, а заговор против народа - стать кандидатом в тюрьму. Рабочие заняли место святых в общественных образах, а классовые враги - дьявола. Выставка демонтирует некоторый миф. Как и невежественный Сталин, всегда сталкивался с интеллектуальным Лениным. Можете ли вы представить, что кровожадный диктатор читает романы или скулит при просмотре фильма? Его вкусы в фильмах объединили патриотические экзальтационные и приключенческие фильмы Эйзенштейна и исторические персонажи, с которыми он идентифицировал, таких как Иван Грозный.

О лесная, дремучая муть!
О веселье оснеженных нив!...
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Сергей Есенин

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Он любил театр - он был одним из произведений Булгакова до 15 раз - и, будучи хорошим грузинским, он любил народные песни и патриотическую музыку. Он был великим директором культуры. Интеллигенты, которые поддерживали Сталина, начали понемногу и не знали пути его исчезновения. Вавилон, как и Борис Пильняк, один из самых читаемых и популярных советских писателей, был одним из первых, кто открыл скрытое лицо революции.

Пильняк увидел в нем кровожадный вихрь и изобразил Сталина как «человека, который никогда не сузился» во главе полупородного волка, наполовину человека. Что все это? Так посетовал Михаил Кольцов, журналист, который был корреспондентом «Правды» в гражданской войне в Испании, человеком Сталина в Испании, персонажем, изображенным Хемингуэем в «Кто звонит колокол», увидев, что один за другим парад своих коллег. 40-минутная прогулка по Красной Кавалерии - это путешествие в эпоху. Возможность открыть для себя талант малоизвестных фигур в Испании, которые открыли двери для новых экспериментов.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Как и симфония сирен фабрик, композиция, написанная Арсени Авраамовым в ознаменование пятой годовщины русской революции в Баку, нынешней столице Азербайджана. Художникам и интеллектуалам удалось создать работы и проекты подавляющей современности и с энтузиазмом, которые сделали их уникальными.

Это был, наряду с Бабель, один из самых популярных русских писателей того времени. Признанная великим русским поэтом, ее жизнь была отмечена трагедией. Она увидела, как ее муж застрелил и депортировал ее сына. Автор Нобелевской премии «Доктор Живаго»обвинялся и подвергался преследованиям «субъективностью».

Вечером синим, вечером лунным...

Сергей Есенин

Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо
Все пролетело. далече.. мимо...

Сердце остыло, и выцвели очи...
Синее счастье! Лунные ночи!

Я помню, любимая, помню...

Сергей Есенин

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос...
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Журналисты и писатели, написал одну из самых известных работ «Двенадцать стульев». Осмеяние буржуазии. Он был жестоко преследуется Сталиным, и его работы перестали издаваться. Автор «Эль маэстро и Маргарита» замолчал в жизни. В нем он написал сочинения, которые хотел написать в своем новом доме в Венеции.

Но в этой истории ничего не кажется случайным. Опять же, тема была записана в этой потерянной записной книжке. Именно тогда он подумал о том, чтобы объединить эти стихи в книге. Незадолго до того, как она нашла записную книжку в забытой коробке. Когда он открыл его, там было отмечено: «Изгнанники».

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней...
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
“Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда”.

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.

Эта книга изгнанников, изгнанных в изгнании, включает более пятидесяти сотен поэтов, в том числе Габриэлу Мистраль, Хосе Антонио Рамос Сукре, Кэри Валлехо, Хорхе Луиса Борхеса, Хосе Лезама Лиму, Хуана Гельмана, Алехандру Пизарник, Блваро Мутиса, Хулио Кортазар и другие.

Последовала трудная работа по расследованию, отбору и просьбе разрешений для поэтов или его наследников, которые продолжались два года. Результат - очень личное и резонансное путешествие для темы, которая нападает на всех. Потому что, как говорит Гаспарини во вступительном эссе, ссылка не относится только к тому, кто покидает свою страну, это термин, который глубоко погружается, потому что глубокий смысл.

Вот оно, глупое счастье...

Сергей Есенин

Вот оно, глупое счастье,
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихо закат.

Здравствуй, златое затишье,
С тенью березы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.

Из белых башен облачного мира Сойдет огонь, и в нежном том огне, Как будто под руками ювелира, Сквозные тени лягут в глубине. И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг, Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук

Существует буквальное изгнание, но в литературе есть внутреннее изгнание, то, что говорит о заключении, о изоляции в себе. Одна из вещей, которая ограничивает ссылку, заключается в том, чтобы думать, что изгнание является буквальным, многие из нюансов теряются и богатство ссылки, добавляет писатель.

Стелется синею рясой
С поля ночной холодок...
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек!

Гляну в поле, гляну в небо...

Сергей Есенин

Гляну в поле, гляну в небо -
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.

Через двенадцать лет в Венеции Марина Гаспарини прекрасно знает, о чем она говорит. Нет никакого сожаления или ностальгии, поясняет он. Необходимо определенное осознание изгнания, разделения, непринадлежности, - объясняет он. Она знает, что ностальгия всегда угрожает, но держит ее в страхе. В этом путешествии без возвращения нет прошлого, только настоящего и будущего: Тот, кто не преодолевает ностальгии, остается в ничейной земле. Ностальгия оказывается препятствием для адаптации и создания другой жизни.

В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, не очарованных людей

Гаспарини любит его изгнание, как и испанский философ Марья Замбрано, который большую часть своей жизни провел за пределами своей земли. «Состояние ссылки, о чем можно указать, не обязательно является осуждением, которое переносится на спину с помощью вес нашей смертности», - пишет он в эссе, которое открывает книгу.

О, я верю - знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

Еду. Тихо. Слышны звоны...

Сергей Есенин

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Словно серые вороны
Раскричались на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Но есть часть, в которой изгнанье болит: на языке. Есть слова, которые одинаковы на испанском и итальянском языках и которые теоретически означают одно и то же, но это не так, существует другой нюанс на одном языке или другом, слова, которые вы бы не сказали, чтобы описать или определить что-то. Эта тонкость и душа, которые имеют слова, которые не всегда сохраняются в переходе с одного языка на другой.

И пенья нет, но ясно слышу я

Писатель говорит, что в своей повседневной жизни она говорит только по-итальянски, потому что у нее нет никого, чтобы общаться на испанском языке. Таким образом, ваш родной язык стал сокровищем, которое заботится о подозрении, опасаясь потерять его. Из этих размышлений об изгнании возникают не менее глубокие темы. На вопрос, что такое родина? автор отвечает: «Страна не обязательно является страной, где вы родились». Она, как и поэт Павел Селан, считает, что «родиной поэта является его собственная поэзия, другая родина в каждом новом стихотворении».

Принагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь. Простору много.
Сыплет снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Восход солнца

Сергей Есенин

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилася ясная
В своем блеске золотом.

Или, как Роберто Боласо, который верил в родину писателя: язык, память, близкие, его библиотека, лояльность, мужество. Эта ситуация столкнулась с ней, она подняла пол. Поэт Эудженио Монтехо прочитал это чувство и сказал фразу, что Марина сокровища: «Дом - это ты». «Страна, однако, является внутренним местом, а не географией», - заключает он.

Ее состояние как иностранца привело ее к продуктивному, интроспективному одиночеству, что видно в книге. Гаспарини знает, что не каждый может вынести изгнание, что мы должны иметь характер, это состояние жизни, бытие внутри и снаружи, так как это писатель.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

Закружилась листва золотая...

Сергей Есенин

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

«Необходимо быть сосланным, чтобы быть изгнанным, не понимая в буквальном смысле слова, изгнав себя, изгнав способ усвоения вещей». Можно с уверенностью сказать, что на протяжении всей истории литературы писатели оказались весьма склонными к целому ряду расстройств, несчастий, проступков и трагедий. Но в этой группе есть подтип, который подталкивает любопытство даже того, кто не прожорливый читатель: женщины-поэты, почти всегда фатальные жертвы сопутствующей интенсивности.

Жизнь кажется слишком маленькой для некоторых поэтов: категория изобилует элементами, которые нашли трагический конец. Некоторые живут впереди своего времени, что приводит их к неудаче перед семьей и обществом, другие просто не могут научиться трюкам жить обычной жизнью. Некоторые из них являются жертвами жестокой судьбы, часто проиллюстрированной любовным заблуждением или личным недовольством, а другие страдают от эмоциональных расстройств. Но есть что-то, что все разделяют: они поднимают глагол «чувствовать» до последней степени интенсивности.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Его работа рассматривается как одна из вех русской литературы двадцатого века, и ее восхищали несколько поэтов того времени: Райнер Мария Рильке и Борис Пастернак - примеры, которые можно привести. С 60-х годов его работа была наконец раскрыта и остается на видном месте. Она повесилась после беспокойной жизни среди хаотической сцены революции и голода на ее родине. Русский композитор Дмитрий Шостакович сочинил шесть стихотворений Марины Цветаевой для фортепиано и контральто, используя стихи на протяжении всей своей карьеры, чтобы подчеркнуть цикличность его творчества.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость -
Все любя, ничего не желать?

Ну, целуй меня, целуй...

Сергей Есенин

Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.
Опрокинутая кружка
Средь веселых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз!
Оглядись спокойным взором,
Посмотри: во мгле сырой
Месяц, словно желтый ворон,
Кружит, вьется над землей.
Ну, целуй же! Так хочу я.
Песню тлен пропел и мне.
Видно, смерть мою почуял
Тот, кто вьется в вышине.
Увядающая сила!
Умирать - так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.
Чтоб все время в синих дремах,
Не стыдясь и не тая,
В нежном шелесте черемух
Раздавалось: "Я твоя".
И чтоб свет над полной кружкой
Легкой пеной не погас -
Пей и пой, моя подружка:
На земле живут лишь раз!

За все хоромы я не отдаю

Один из самых интригующих стихов Марины называется «Попытка ревности». Неизвестная до тех пор, пока она живет и становится иконой после смерти, Плат был замучен ее собственным разумом на протяжении всей ее жизни. У него была юность, отмеченная академическим превосходством и симбиотическими и контролирующими отношениями с его матерью. Доказанная и дисциплинированная, она документировала большую часть своей повседневной жизни в журналах, привычку, которую она культивировала до дня ее смерти. Он проявлял интерес к искусству с самого раннего возраста через картины и рисунки.

Гори, звезда моя, не падай.

Сергей Есенин

Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит.

Ты светишь августом и рожью
И наполняешь тишь полей
Такой рыдалистою дрожью
Неотлетевших журавлей.

И, голову вздымая выше,
Не то за рощей - за холмом
Я снова чью-то песню слышу
Про отчий край и отчий дом.

Эмоциональный дисбаланс, который был характерен для нее, был установлен смертью ее отца, когда ей было всего девять. Последовал бурный брак с поэтом Тедом Хьюзом, с которым у него было двое детей: Фрида и Николас. Он написал роман «Редома де Видро» и несколько стихотворений, в том числе те, которые приведут к одному из центральных произведений конфессиональной поэзии: уже классическому Ариэлю, посмертно выпущенному.

Погруженный в глубокую депрессию, которая сопровождала ее на протяжении всей ее взрослой жизни, и в конечном итоге усугубилась разлукой ее мужа, Плат достиг бы своего расцвета в темный рассвет самой холодной зимы века в Англии. Она оставила два стакана молока в спальной детской комнате, запечатала двери всего дома мокрыми полотенцами, подошла к кухне, открыла газ и положила голову на дно своей печи.

И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.

Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.

Погаснет ласковое пламя,
И сердце превратится в прах.
Друзья поставят серый камень
С веселой надписью в стихах.

Но, погребальной грусти внемля,
Я для себя сложил бы так:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.

Август 1925

Мне грустно на тебя смотреть...

Сергей Есенин

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Чужие губы разнесли
Твоё тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.
Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Край любимый! Сердцу снятся...

Сергей Есенин

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Что это такое?

Сергей Есенин

В этот лес завороженный,
По пушинкам серебра,
Я с винтовкой заряженной
На охоту шел вчера.
По дорожке чистой, гладкой
Я прошел, не наследил...
Кто ж катался здесь украдкой?
Кто здесь падал и ходил?
Подойду, взгляну поближе:
Хрупкий снег изломан весь.
Здесь вот когти, дальше - лыжи...
Кто-то странный бегал здесь.
Кабы твердо знал я тайну
Заколдованным речам,
Я узнал бы хоть случайно,
Кто здесь бродит по ночам.
Из-за елки бы высокой
Подсмотрел я на кругу:
Кто глубокий след далекий
Оставляет на снегу?

Родина - это Наша страна, родной край, знакомые места, где мы родились и выросли. Где бы мы ни были, всегда в сердце должно оставаться место для любви к своей стране.

Детские стихи о Родине, рассказывают о красоте родной природы, о любви и уважении к своей стране!

Родина

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

З. Александрова

Родимая страна

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

А. Прокофьев

Привет Россия!

Привет, Россия — родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле — по сёлам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..

Н. Рубцов

Край ты мой...

Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

А. К. Толстой

Родные края

Широкие,
привольные
Родимые края...
Берёзка белоствольная.
Любимица моя,
Стоит, как свечка белая,
Глядит она вокруг:
Ей рожь кивает спелая,
Ей кланяется луг.

Кругом так славно,
солнечно,
Куда ни поглядишь,
Над озером тихонечко
Колышется камыш.

Плывут протокой узкою
Утята чередой...

Люби природу русскую,
Храни, читатель мой!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!