Русская природа — Славянская культура. Растения арктической пустыни России

Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, - природу его страны.

В.О. Ключевский

Стойкость и мужество Предприимчивость Мир как становящееся Мистическое в душе русского пахаря Общинник Великодушие и воля Чувство прекрасного

Другим институтом воспитания крестьянина была природа его родной земли - земли Русской. Формы его хозяйственной деятельности, особенности его общинного бытия, его философия и его религия, его семейная жизнь во многом были определены тем, в каких природных условиях трудился и жил русский пахарь. В.О. Ключевский, П.Н. Савицкий и другие крупные русские историки и философы указывали на прямую зависимость типологических черт русского человека от природных условий его бытия.

Природа Руси-России столь многообразна, что трудно свести ее к каким-либо обобщениям. Тем не менее, это следует сделать, так как в истории (своей и мировой) русский пахарь предстает лицом определенным. И лицо его светло, глубоко и мужественно.

Лес (бескрайний), река, поле (степи), моря, просторы, просторы, суровый климат: долгие зимы, ветра, короткое лето, бедные трудные почвы; люди разных языков и вер - вот колыбель природного бытия человека русского. Во всяком случае, эту мысль черпаем в трудах В.О. Ключевского, П.Н. Савицкого, Л.Н. Гумилева и других русских историков и философов. Эти природные условия воспитывали в веках человека, с которым ни один народ не мог сравниться по стойкости и мужеству в преодолении препятствий.

«Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс», - пишет В.О. Ключевский . Показательно, что среди русских людей жатва называется страдой. «Страда, - читаем в словаре В. Даля, - тяжелая, ломовая работа, натужные труды и всякого рода лишения; летние работы земледельца; шесть недель жнитва и косьбы, уборка хлеба и покос» . Обычное из обычных дел хлебопашца в России - летние работы - уже есть тяжкий труд, подвиг.

Народом-земледельцем, народом-всадником называет русских П.Н. Савицкий, подчеркивая, что и тем, и другим становился в силу странствия своего по просторам Евразии русский человек .

Природа Руси-России подвигала русского человека (и хлебопашца в том числе) быть дерзким и предприимчивым. Извечное движение по просторам Евразии в условиях суровых и незнакомых обязывало крестьянина искать новых решений в хозяйствовании, обустройстве своего быта, общении друг с другом, с иноплеменниками, властью и пр. Не способный к таким действиям, не способный видеть и учитывать особенности нового для себя климата, рельефа местности, этнокультурного окружения и пр. (человек) не освоил бы землю Русскую. Русский крестьянин к веку XIX по-хозяйски расположился и на Русском Севере, и за Уралом, и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и на Северном Кавказе. Природа воспитала его. Она не давала ему (духовно) уснуть, не разрешала расслабиться. И на ставшем привычном для него месте ему приходилось искать быстрых и верных решений в хозяйственной и другой сферах.

Приведем в качестве примера о воздействии русской природы на душу русского человека выдержку из труда В.О. Ключевского: «В древней Руси расселение шло по рекам, и жилые места особенно сгущались по берегам бойких судоходных рек, оставляя в междуречьях пустые лесные или болотистые пространства <...> Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, обращаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и опытом, знать обхождение...» .

Природа Руси-России как некое постоянно открывающееся взгляду предприимчивого и дерзкого русского земледельца, как то, что несет в себе черты иного для него, воспитывало в нем отношение к себе и миру как неизменно становящемуся и изменяющемуся. Центральная Россия, Среднее Поволжье, Малороссия, Западная Русь, Урал, Север, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и пр. - все это другие жизни, другие формы бытия. И хозяйствовать, и быт обустраивать, и веру свою соблюдать, и пр. в этих местах особым образом приходится осуществлять. Это глубоко чувствовал русский пахарь. И потому в одной губернии был ходил он только за сохой или за плугом, а в другой был и охотником, и рыболовом; в одной губернии община его была сугубо православной, а в другой - православнораскольническая; в одной местности покосы (луга) были в общем для всей общины пользовании, а в другом могли они принадлежать нескольким семьям; в одном краю общинник слышал только русскую речь, а в другом - татарскую, мордовскую, иную и пр. пр. пр. Все и вся становится и ищет свою срединную не противную ни людям, ни Богу форму - этому учила природа Руси-России русского пахаря.

Природа Руси-России - ив этом другая ее реже фиксируемая черта - величественна и мистична. Просторы Руси-России, просторы равнинные, лесные; равнинные величавые реки ее; безлюдные дали ее расстояний, горизонты и горизонты дорог - все это располагает вступившего в ее (природы) пространство человека к глубокому и мирному созерцанию всего и вся, погружению в себя как соучастника происходящей великой мистерии в мире (мироздании). Не случайными, полагаем, становятся на Руси-России искания Богообщения преподобного Феодосия Печерского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Нила Сорского и других русских праведников. Деяния этих праведников определили общую направленность религиозного бытия и мышления русских хлебопашцев.

Полагаем, событие (сосуществование) русского пахаря с русской природой и стало началом движения человечества в космос. Вселенскость (космизм) исканий русской души (нашедшие свое выражение и сфере практической) связана с продвижением русского пахаря по просторам Евразии.

Природа Руси-России в целом воспитывала пахаря-общинника. Одному (своей семьей и родственниками) крестьянину на просторах русских невозможно было поднять землю, собрать урожай, возвести необходимые строения, защитить свои семьи от ворогов и пр. «Без мирского строя, без общинных законов, как известно, - пишет

С.В. Максимов, - нигде и никогда русские люди и не останавливались на жительство, потому что воевать с могучей и суровой природой и с докучливым инородцем одиночной семье было не под силу» . Природа подвигала человека объединиться с соплеменниками и общим соборным усилием закрепиться в русской степи, русском лесе, Русском Севере, Русском Заволжье, Русском Зауралье, Русской Сибири и пр.

Природа Руси-России в ее тесной связи с характером становления и развития Русско-Российского государства (колонизация территорий; В.О. Ключевский) формировала тип человека великодушного, с душою широкою и вольною. Просторы, суровый климат, малая заселенность людьми, заселенность людьми разных языков, вер, общинная жизнь - все это поддерживало в пахаре черты открытости, великодушия, симпатии к иному, всегдашней готовности сорваться с насиженного места и уйти в поисках лучшей доли, в поисках земли нетронутой.

Крепостное право - историческая болезнь Руси-России - всем своим отвратным воздействием на человека (пахаря) не могло вытеснить из его души того, что воспитывала в нем природа.

Крепостной крестьянин даже и в самом центре России жил среди русского бескрайнего поля, русского могучего леса, русской (страх нагоняющей на робкую душу) зимы, русского пресветлого короткого лета, русских вольных рек и светловодных озер... и вся эта могучая и вольная стихия будоражила его душу, напоминала ему, что и он сын своих великих отцов, и что и ему не поставлены пределы его бытия, и что и его ждет великое - иное будущее.

Природа Руси-России воспитывала в русском пахаре и чувство прекрасного. Разлита красота Божья в природе русской. Шел путями- дорогами в веках народ-земледелец и восторгался красотами открывающегося ему мира русской природы. И виделись ему дали Среднерусского поля, и открывались перед ним горы Уральские, и входил он в объятия матушки Сибири, и подступал он к дальневосточным сопкам... и красота Божья неизбывно оставалась в его сердце.

Жил крестьянин-общинник не только в общине, не только в семье, не только с самим собою. Жил всегда он среди леса и поля, жил чаще всего на реке или рядом с речушкой. И у дома у него росла или береза, или ель, или лиственница... Вокруг него жила своей жизнью природа русская (среднерусская, уральская, сибирская, северопоморская и пр.). Весной пробуждалась она, пробуждалась ярким и жарким солнышком, вешними водами, гомоном птиц, зеленой травкою и прочим, прочим, дорогим и близким всякому человеку земли. С самого своего рождения и до самой смерти крестьянин дышал запахами поля, леса, реки, жил образами родных полян, пойм, дерев.

Как мог русский пахарь выразил свое отношение к родной для него природе. Устное творчество его, творчество поэтов, выразителей чувств и мыслей крестьянина, изобилует песнопениями в честь матушки-природы.

Приведем стихотворение И.З. Сурикова «В степи». В этом произведении, как нам видится, явлены характерные (не все, разумеется) черты восприятия человеком земли (крестьянином; а им и был персонаж стихотворения - ямщик) природы Руси-России:

Кони мчат-несут,

Степь все вдаль бежит,

Вьюга снежная На степи гудит.

Снег да снег кругом;

Сердце грусть берет;

Про моздокскую

Степь ямщик поет ...

Как простор степной Широко-велик;

Как в степи глухой Умирал ямщик;

Как в последний свой Передсмертный час Он товарищу отдавал приказ:

«Вижу, смерть меня Здесь, в степи, сразит ,-

Не попомни, друг,

Злых моих обид.

Злых моих обид,

Да и глупостей, Неразумных слов, Прежней грубости.

Схорони меня Здесь, в степи глухой; Вороных коней Отведи домой.

Отведи домой,

Сдай их батюшке; Отнеси поклон старой матушке.

Молодой жене Ты скажи, друг мой,

Чтоб меня она Не ждала домой...

Кстати, ей еще Не забудь сказать: Тяжело вдовой Мне ее кидать!

Передай словцо Ей прощальное И отдай кольцо обручальное.

Пусть о мне она Не печалится;

С тем, кто по сердцу, Обвенчается!»

Замолчал ямщик, Слеза катится...

Л в степи глухой Вьюга плачется.

В степи стон стоит, Та же песня в ней Ямщика звучит:

«Как простор степной Широко-велик;

Как в степи глухой Умирал ямщик».

1865

Дали, русские дали, стремительное движение, снега, вьюга, степь глухая и - человек. Природа и жизнь человеческая. Природа участвует в происходящем с человеком. Природа сопереживает человеку - бесстрашному и светло-глубокому русскому человеку. Она видит в нем своего собрата - с широкой и вольною душою... Полагаем, выраженное о природе Руси-России в стихотворении И.З. Сурикова в главном характерно для мироощущения русского хлебопашца.

Литература:

  • 1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1955.
  • 2. Ключевский В.О. Сочинения: В 8 т. ТЛ.: Курс русской истории.- М.: Полит, лит., 1956.
  • 3. Максимов С.В. Куль хлеба. - Л.: Лениздат, 1987.
  • 4. Русская поэзия. - М.: Худож. лит., 1974.
  • 5. Русский мир. Геополитические заметки по русской истории. - М.: Эксмо; СПб.: Терра Фантастика, 2003.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Российская территория простирается на треть материка и для нее характерен, в основном, континентальный климат: все четыре времени года с ярко выраженными летом и зимой. Благодаря различным климатическим условиям и наличию нескольких природных тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степи, полупустыни и пустыни - русская природа невероятно разнообразна.

Для каждого из нас символичны бесконечные просторы и бескрайние луга с пестреющим разнотравьем, березовые рощи с вечерним пением соловья, таежные медведи-рыболовы, душистые ромашковые и васильковые поля с порхающими над ними разноцветными бабочками. Невероятно красивая воспевается воодушевленными ею поэтами и навечно застывает в полотнищах русских и зарубежных художников.

Растения арктической пустыни России

Северную зону, расположенную вдоль берегов Северного Ледовитого океана, занимает арктическая пустыня. Здесь холодно круглый год, а земля покрыта ледником и каменистыми обломками, поэтому растения здесь не слишком многообразны. Обледенелые пустынные поверхности покрыты лишь скудным мхом и лишайником.

И только короткое лето на время раскрашивает сухие склоны небольшими пучками мелких снежной, лисохвоста альпийского, лютика арктического, желтого полярного мака. Многолетние травы имеют морозостойкие корневища, способные выжить в суровых условиях.

Природа российской тундры

Живая природа тундры, простирающейся вдоль Северного Ледовитого океана, представлена мхами и лишайниками, осокой, карликовыми березками и ивами, вороникой и другими растениями. Здесь встречаются: кукушкин лен, ягель, горец живородящий, вереск, багульник и пр. Тундра хороша летом, когда за короткий период растения успевают дружно отцвести и дать семя. А осенью превращается в сизые поляны голубики и оранжевые - знаменитой морошки, с кое-где торчащими между ними шляпками разных грибов.

Природа таежного края

Широкая, бескрайняя полоса тайги расстилается с запада на восток страны, представляя собой удивительное царство вечнозеленых деревьев. Живая природа этого края приспособлена к теплому короткому лету и холодной снежной зиме. Кедр, сосна, ель, лиственница, пихта - эти хвойные деревья стойко переносят сильные морозы.

Густые и сумрачные таежные леса практически не пропускают солнечного света, поэтому здесь не встретить ни травы, ни кустарников. Только пушистый мох сплошным ковром покрывает землю под пологом деревьев, да встречаются дикорастущие ягоды - брусника и черника.

Тайга богата водоемами. На юго-востоке Сибири находится самое глубокое прекрасное озеро Байкал, которое считается одним из семи чудес России. Берега северных рек и озер окружены хороводом лиственных деревьев: рябины, березы, осины, ольхи. Таежные медведи и другие животные любят поживиться сочными ягодами малины и смородины. Редкие открытые лужайки пестрят желтым весенником, оранжевой купальницей азиатской и сиреневым рододендроном, яркими ягодами можжевельника и рябины.

Природа лесов

Растения России, образующие представлены многочисленными травами, кустарниками и деревьями. Верхние «этажи» - это стройные березы, осины, высокие липы, сосны, ели. Относительно мягкие климатические условия позволяют им полноценно развиваться. Дальше к югу русские леса характеризуются большим количеством широколиственных пород деревьев, таких как дуб, клен, липа, вяз.

В теплое время года прогулка в лесной чаще будет незабываемой: радует изобилие сладкой дикой малины, земляники, костяники и калины; можно насобирать лукошко ароматных белых грибов и сыроежек. Густые заросли образуют кусты лещины, бузины, бересклета и крушины. А лесные полянки весной и летом украшены яркими синими колокольчиками, золотистой калужницей болотной, медовым клевером луговым, нежными ландышами, овсяницей, лютиками.

Истинным символом России по праву считается белоствольная береза, которая в некоторых смешанных лесах образует целые рощи. Это очень красивое и необычное дерево своей оригинальной расцветкой обязано наружному слою коры, содержащему особое белое вещество бетулин. Березовая береста служит дереву идеальной защитой от зимних морозов, излишней влаги, а также от вредных микроорганизмов. Весенняя березка способна сквозь толщу коры источать полезный витаминный напиток - березовый сок, который люди научились собирать.

Русские леса - это еще и болота, озера, ручьи, на которых гнездятся местные и перелетные птицы. Настоящей королевой болотистых мест можно назвать белую кувшинку. Вечером ее роскошные цветки закрываются, а длинный стебель-цветоножка скручивается, утягивая их за собой под воду, так что насладиться зрелищем усыпанного кувшинками озера можно только днем.

Растения степи

Русская природа когда-то бескрайних степных областей представляла собой лишь седые, колышущиеся под натиском ветра, волны ковыля. Теперь эти плодородные черноземы в большинстве своем распаханы и засеяны пшеницей, рожью и овощами.

Кажое время года в степи по-своему красиво, но краше всех - весна. Природа в это время оживает веселым разнотравьем, синеющими фиалками, ярко-желтыми и розовыми тюльпанами, а чуть позже - душистым шалфеем. Широкие просторы российских степей пересекают многочисленные речушки, по берегам которых тянутся дубравы и небольшие рощицы из ивы, вяза, ольхи.

Природа пустыни и полупустыни

Самые известные растения России, произрастающие в пустынных районах Прикаспийской низменности и некоторых районах Волгоградской области - это полынь, мятлик луковичный, солянка, хвойник двухколосковый. Естественно, что природа в этих местах не слишком разнообразна, поскольку климат достаточно суровый: засоленные, серо-бурые неплодородные почвы. Для пустынных растений характерны небольшие размеры и мощная корневая система, способная добывать дефицитную влагу из глубоких слоев земли.

Горы

Русская природа невероятно богата в горных областях страны, которые тянутся вдоль южных и восточных границ. Самыми высокими горами являются Кавказские. Остальные хребты и нагорья расположены в Крыму, на Урале, северо-востоке Сибири и Дальнем Востоке. Горный климат заметно меняется в сторону холода в зависимости от высоты. Поэтому нижние склоны покрыты лесостепью с густыми лиственными и смешанными лесами, а чуть выше - только хвойными, включая сосны, ели, пихты, лиственницы.

Высоко в горах растут, в основном, низкорослые травянистые растения, образующие роскошные плавно перетекающие в тундру. Вечные снега искрящимися от солнца шапками покрывают высокие вершины. На подступах к ним растут эдельвейс, барбарис, мак альпийский, горечавка весенняя, бадан и др.

Природные богатства Дальнего Востока

Сказочные прекрасен Дальний Восток, особенно когда приходит весна. Природа дышит свежестью и взрывается яркими красками душистых цветов: на Курилах зацветают огромными цветками ароматные дикие магнолии, а в Уссурийском крае поляны покрывает чудодейственный женьшень.

Растительный мир Дальнего Востока удивляет неповторимостью и контрастом: можно путешествовать по северной хвойной тайге среди вечной мерзлоты и вдруг оказаться окруженным субтропическими лианами и зарослями маньчжурского ореха, а затем - в богатом смешанном лесу, среди шумных дубов, берез и раскидистого орешника.

Русская природа щедро наградила этот край различными видами цветущих трав, среди которых: лимонник, актинидия коломикта, вейгела, пион молочноцветковый, лилейник, заманиха, амурский виноград и др. Многочисленные водоемы - отличное место гнездовья птиц.

На Камчатке растет уникальная каменная береза, а в популярнейшем туристическом месте, Долине гейзеров, словно по невидимым часам сверяются горячие струи подземных вод, с шумом выбрасываясь вверх бурлящими фонтанами.

Можно долго описывать красоту и величие природных ресурсов различных регионов страны, но ясно одно: каждый уголок прекрасен по-своему, он является достоянием нашего государства и может представлять ценность для мирового туризма.

Люблю я не объятые Русские просторы…
Люблю красу своей природы…
Цветы люблю степные я весною…
Особенно смотреть на них с душою
Как дружно к небу голубому все стремятся,
Чтоб никто не смог в земле остаться.
Стремятся,
чтоб залить степную степь своею красотою
и радовать вокруг всё на земле живое.
Чтоб не было ни у кого: - ни грусти
ни печали.
И жизнь свою в России
все с радостью и дружно продолжали!

Русь наша, чем хороша,
Что у природы есть душа!
Как в неё ты окунёшься...
Знать духом силы наберёшься.
Жаль, что по жизни у нас людской...
Почти везде конфликт порой.
Всё, что-то делим меж собой...
Конфликт бывает небольшой,
А бывает, иногда воюем,
Друг дружку в жизни мы мордуем!
Хотя жизнь человека так коротка...
Человек не живёт на земле века.
Отсилу один лишь век
И ушел на тот свет человек.
С собой ничего не забрал,
Что за жизнь на земле наживал.
Так может не стоит друг дружку...

Русь… родная наша Мать!
Кругом лишь божья благодать
Взгляд куда не кинешь свой,
А из подсолнуха голос родной.
Подожди ты милый мой…
На ночку останься здесь самной.
Нешто Я… - не приглянулась?
Аль не правильно нагнулась?
Ведь старалась, как могла…
В подсолнухе этом прилегла.
Любовь свою те подарить…
Всю ночь, о любви лишь говорить.
Ну как такой красе откажешь…
На ночку с ней ты здесь приляжешь.
Да! Бурно ночку проведёшь…
Не один подсолнух, - здесь сомнёшь.

Красавицы берёзы, золотом покрылись…
В золотой наряд, - дружно нарядились.
Красотой блистают,… радуют наш взгляд…
Да! Своей красою в лес они манят!
Русская природа как она сильна…
Своему народу, на Родине важна.
Русскому народу… есть чем любоваться…
Красотою леса днями наслаждаться.
Коль заехал в лес ты… значит отдохнёшь…
Красотой природы… ты сполна вздохнешь.
Наберёшься силы у неё сполна…
Да! К своей красотке и с нею до утра!

Природа – редкость, красота, феноменальна, чудо света,
В ней гармонично всё всегда, она всегда даёт ответы.
И на вопрос ты свой любой найди в природе настоящей,
Ответ и будет он с тобой в душе огнём животворящим.
Природа-мать так глубока, она ведь жизни упоенье,
Универсальна и всегда нам дарит мать своё ученье.
Она нас кормит, бережёт, в энтузиазме процветает,
Природа-мать ведь не умрёт, она нам жизни лишь желает.
Красиво, господи, вокруг, цветы и их благоуханье,
Щебечут за окном...

Природа осенью оделась...
Всё тихо...только цепи гор,
Собой покрылись позолотой,
Любовью воздух напоён...
Как ты грустишь порой осенней,
И твои чувства,и твой ум,
Они едины во Вселенной,
Или наводят память дум....
И той поры ты волен,волен,
Осенне чувство передать...
Небесный сумрак так неволен,
Прекрасной осенью пленять....

Природа средне-русская моя
Природа средне-русская на ты
Не с буйством чувств, с палящим зноем страсти,
В ней сдержанность и тонкие контрасты,
Оттенки настоящей красоты.

Достоинство лесов, полей разбег,
В них скромность и размах одновременно -
Таким, а не другим себе на смену
Задуман кем-то сверху человек.

Мой пантеизм Создателю сродни.
Я растворён в природе, в кисло-сладких
Её плодах, в цветах, в её осадках,
В которых пребываю не один.

Природа средне-русская... Я с ней...

Я отмечал уже, как сильно воздействует русская равнина на характер русского человека. Мы часто забываем в последнее время о географическом факторе в человеческой истории. Но он существует, и никто никогда его не отрицал. Сейчас я хочу сказать о другом - о том, как в свою очередь воздействует человек на природу. Это не какое-нибудь открытие с моей стороны, просто я хочу поразмышлять и на эту тему. Начиная с XVIII и ранее, с XVII века утвердилось противопоставление человеческой культуры природе. Века эти создали миф о «естественном человеке», близком природе и потому не только не испорченном, но и необразованном. Открыто или скрытно естественным состоянием человека считалось невежество. И это не только глубоко ошибочно, это убеждение повлекло за собой представление о том, что всякое проявление культуры и цивилизации неорганично, способно испортить человека, а потому надо возвращаться к природе и стыдиться своей цивилизованности. Это противопоставление человеческой культуры как якобы «противоестественного» явления «естественной» природе особенно утвердилось после Ж.-Ж. Руссо и сказалось в России в особых формах развившегося здесь в XIX веке своеобразного руссоизма: в народничестве, толстовских взглядах на «естественного человека» - крестьянина, противопоставляемого «образованному сословию», просто интеллигенции. Хождения в народ в буквальном и переносном смысле привели в некоторой части нашего общества в XIX и XX веках ко многим заблуждениям в отношении интеллигенции. Появилось и выражение «гнилая интеллигенция», презрение к интеллигенции якобы слабой и нерешительной. Создалось и неправильное представление об «интеллигенте» Гамлете как о человеке, постоянно колеблющемся и нерешительном. А Гамлет вовсе не слаб: он преисполнен чувства ответственности, он колеблется не по слабости, а потому что мыслит, потому что нравственно отвечает за свои поступки. [i] Врут про Гамлета, что он нерешителен. Он решителен, груб и умен, Но когда"клинок занесен, Гамлет медлит быть разрушителен И глядит в перископ времен. Не помедлив, стреляют злодеи В сердце Лермонтова или Пушкина... (Из стихотворения Д. Самойлова «Оправдание Гамлета») Образованность и интеллектуальное развитие - это как раз суть, естественные состояния человека, а невежество, неинтеллигентность - состояния ненормальные для человека. Невежество или полузнайство - это почти болезнь. И доказать это легко могут физиологи. В самом деле, человеческий мозг устроен с огромным запасом. Даже народы с наиболее отсталым образованием имеют мозг «на три Оксфордских университета». А всякий орган, который работает не в полную силу, оказывается в ненормальном положении, ослабевает, атрофируется, «заболевает». При этом заболевание мозга перекидывается прежде всего в нравственную область. Противопоставление природы культуре вообще не годится еще по одной причине. У природы ведь есть своя культура. Хаос вовсе не естественное состояние природы. Напротив, хаос (если только он вообще существует) - противоестественное состояние природы. В чем же выражается культура природы? Будем говорить о живой природе. Прежде всего она живет обществом, сообществом. Существуют растительные ассоциации: деревья живут не вперемешку, а известные породы совмещаются с другими, но далеко не всеми. Сосны, например, имеют соседями определенные лишайники, мхи, грибы, кусты и т. д. Это помнит каждый грибник. Известные правила поведения свойственны не только животным (об этом знают все собаководы, кошатники, даже живущие вне природы, в городе), но и растениям. Деревья тянутся к солнцу по-разному - иногда шапками, чтобы не мешать друг другу, а иногда раскидисто, чтобы прикрывать и беречь другую породу деревьев, начинающую подрастать под их покровом. Под покровом ольхи растет сосна. Сосна вырастает, и тогда отмирает сделавшая свое дело ольха. Я наблюдал этот многолетний процесс под Ленинградом в Токсове, где во время первой мировой войны, были вырублены все сосны и сосновые леса сменились зарослями ольхи, которая затем прилелеяла под своими ветвями молоденькие сосенки. Теперь там снова сосны. Природа по-своему «социальна». «Социальность» ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот, в свою очередь, социален и интеллектуален сам. Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы. Он пахал землю и тем задавал ей определенные габариты. Он клал меру своей пашне, проходя по ней с плугом. Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед. Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином по-своему. Хождения крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавали «полосыньки» ржи, но ровняли границы леса, формировали его опушки, создавали плавные переходы от леса к полю, от поля к реке или озеру. Русский пейзаж в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой - человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность и приволье. Природа Восточно-Европейской равнины кроткая, без высоких гор, но и не бессильно плоская, с сетью рек, готовых быть «путями сообщения», и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами. И с какой тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! Здесь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий, линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. Пахарь укладывал борозду к борозде как причесывал, как укладывал волосок к волоску. Так лежит в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди - жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги - как стадо, вышедшее к водопою. Поэтому отношения природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры - плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы сравнительно с ее многомиллионнолетним существованием - сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Казалось бы, оно должно было оставлять обе части равными, проходить где-то посередине. Но нет, равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше природы, а чем ближе к степи, тем больше человека. Тот, кто бывал в Кижах, видел, вероятно, как вдоль всего острова тянется, точно хребет гигантского животного, каменная гряда. Около этого хребта бежит дорога. Этот хребет образовывался столетиями. Крестьяне освобождали свои поля от камней - валунов и булыжников - и сваливали их здесь, у дороги. Образовался ухоженный рельеф большого острова. Весь дух этого рельефа пронизан ощущением многовековья. И недаром жила здесь на острове из поколения в поколение семья сказителей былин" Рябининых. Пейзаж России на всем ее богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человечным. В деревне и в городе продолжается тот же ритм параллельных линий, который начинается с пашни. Борозда к борозде, бревно к бревну, улица к улице. Крупные ритмические деления сочетаются с мелкими, дробными. Одно плавно переходит к другому. Город не противостоит природе. Он идет к природе через пригород. «Пригород» - это слово, как нарочно созданное, чтобы соединить представление о городе и природе. Пригород - при городе, но он и при природе. Пригород - это деревня с деревьями, с деревянными полудеревенскими домами. Он прильнул огородами и садами к стенам города, к валу и рву, но прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, немного огородов, немного воды в свои пруды и колодцы. И все это в приливах и отливах скрытых и явных ритмов - грядок, улиц, домов, бревнышек, плах мостовых и мостиков.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!