Русский язык (5 класс). Как называется перенос наименования по смежности? §3

§1. Значение слова

Слово имеет значение. Между звуковой оболочкой слова и значением есть устойчивая связь. Поэтому, если слово произнести или написать с ошибкой, это сразу будет заметно. Точно так же люди обратят внимание, если слово употребить в неправильном, несвойственном ему значении.

Значение слов можно узнать из словарей. В толковых словарях даны их описания. То, как слово произносится, фиксируют орфоэпические словари, а как пишется - орфографические, происхождение слов объясняют этимологические словари.

1. Однозначные - многозначные слова

Слова различны: одни выражают только единственное лексическое значение, другие - несколько лексических значений.

Если слово выражает одно лексическое значение, оно называется однозначным: ласково, междуречье, какаду, огромный, овод и другие.
Если слово выражает несколько лексических значений, оно называется многозначным: корень, голова, золотой, оправдать, колено, литься и другие.

У слова корень выделяют значения:

  1. Подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворёнными в ней минеральными веществами.
  2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Основание, место соединения органа с телом: корень языка.
  3. Перен. Начало, источник, основа чего-либо: корень зла.
  4. Грамм. Основная часть слова (без приставок и суффиксов), которая не поддаётся дальнейшему разложению на составные части.
  5. Мат. Число, дающее данное число при возведении его в определённую степень. Извлечь квадратный корень.
См. Словарь русского языка в 4 т. АН СССР. М.: Русский язык. 1986. Т. 2. С. 103

На этом примере видно, что первое значение - главное (основное, исходное, первичное), остальные - производные от него, т.е. произведены от него. Значит, главное значение лежит в основе производных наименований.
Значения многозначного слова связаны между собой.
В нашем примере значение 3 - переносное, 4 и 5 - термины.

На заметку:

Не удивляйтесь, многозначных слов существенно больше, чем однозначных.

2. Прямое - переносное значение слова

Значение слова может быть прямым и переносным.

Различают два основных типа переноса наименования: метафора и метонимия.

Метафора - перенос наименования по сходству. Сходство - это связь объектов в сознании людей. Примеры метафор: дождь стучит , часы спешат , туча дел, золотая осень.

Метонимия - перенос наименования по смежности. Смежность - это реальная связь объектов. Примеры метонимий: класс писал диктант, читать Пушкина , выпить целый кувшин . Частный случай метонимии - синекдоха , при которой наблюдается смежность части и целого. Примеры: номер в отеле, лучшая ракетка мира, он у нас голова.

3. Отношения между словами на основе их значения

Все вместе слова образуют словарь языка или лексику языка. Для лексики характерны системные отношения: синонимия, антонимия, омонимия, паронимия.

Дело в том, что слова находятся в различных смысловых отношениях между собой. Значения слов могут быть сходными, близкими, тождественными, а могут быть прямо противоположными. Есть слова, которые пишут и произносят одинаково, но при этом это разные слова, а не одно и то же, потому что значения их совершенно различны. А есть слова с похожим значением, но разным употреблением, сочетаемостью, компонентами значения и формой. Если человек не понимает природы взаимоотношений между словами, он допускает ошибки в словоупотреблении, то есть использует слова неправильно.

Синонимия - сходство, частичное или полное совпадение значений разных слов.
Синонимы - это разные слова одной части речи, имеющие сходное значение. Примеры: врач - доктор, бегемот - гиппопотам, помидоры - томаты.
У одного слова может быть несколько синонимов. Они составляют синонимический ряд, к примеру: хороший, прекрасный, чудесный, замечательный, великолепный (день).
У синонимов могут не совпадать оттенки смысла, стиль, сочетаемость с другими словами, сфера употребления.
У многих устаревших слов есть синонимы в современном языке: шея - выя, палец - перст, глаз - око.
Слово может быть синонимом фразеологизма: бездельничать, лодырничать - бить баклуши , умереть - отдать богу душу .

Антонимия - противоположность соотносимых значений.
Антонимы - это слова одной части речи, имеющие противоположное значение. Именно противоположное, а не разное. Слов с разными значениями великое множество, но антонимами они не являются. Помните, как Незнайка, взявшись сочинять стихи, придумал «рифму»: Палка - селёдка . Вам было смешно, потому что эти слова не рифма. И не антонимы. Это просто разные слова. А примеры антонимов такие: горячий - холодный, дорогой - дешёвый, уйти - прийти.
Антонимические отношения наиболее характерны для качественных прилагательных и наречий: горячий - холодный, быстро - медленно, вверх - вниз. Широко встречается антонимия и у глаголов: открыть - закрыть, смеяться - плакать, засыпать - просыпаться , а также у предлогов: перед - за, под - над, к - от: перед домом - за домом, под домом - над домом, к дому - от дома.
Выражению антонимических отношений в русском языке помогает развитая система приставок. С их помощью создаются однокоренные антонимы, например: красивый - некрасивый, войти-выйти, приехать - уехать.
Существительным с конкретным значением, именам собственным, числительным, большинству местоимений антонимичные отношения несвойственны.

Омонимия - совпадение в звуковом оформлении, написании и грамматическом оформлении слов, значения которых различны.
Омонимы - слова или формы слов, сходные по звучанию и написанию, но с различным значением. Отсутствие связи в значении внешне сходных слов - это определительный признак омонимов, отличающий их от многозначных слов. В словарях омонимы включаются в разные словарные статьи. Примеры: лук (растение) - лук (оружие), коса (причёска) - коса (орудие для кошения травы), балка (часть строительной конструкции) - балка (овраг).
Кроме лексической омонимии в русском языке широко представлена грамматическая омонимия: мой (притяжательное прилагательное) - мой (повелительное наклонение глагола), печь (имя существительное) - печь (неопределённая форма глагола), вот (указательное местоимение) - вот (частица). Разные слова, совпадающие в одной или нескольких грамматических формах, называются омоформами (грамматическими омонимами).
Слова с разными значениями и одинаковым произношением называются омофоны (фонетические омонимы): пруд [прут] - прут [прут], луг [лук] - лук [лук].
Слова, по-разному произносящиеся и имеющие разные значения, но сходные по написанию, называются омографами (графическими омонимами): му´ ка - мука´ , во´ ды - воды´ .

Паронимия - это отношения различия по значению при внешнем сходстве.
Паронимы , соответственно, это слова с разным значением, но имеющие внешнее сходство.
Паронимия в русском языке вызвана богатой системой словообразования: паронимами часто бывают однокоренные слова, имеющие различия в значении, сочетаемости и употреблении. Примеры: водный - водяной, геройский - героический, действующий - действенный, надевать - одевать . Смешение, неразличение паронимов - типичная речевая ошибка.

§2. Фразеология

В русском, как и во многих языках мира, есть интересное явление.

Подумайте, что означают выражения: лезть в бутылку, битый час, как с гуся вода, быть не в своей тарелке, куда глаза глядят, зарубить на носу. Важно, что смысл изречения не складывается из значений входящих в них слов. Такие выражения носят устойчивый характер. Они используются как готовые штампы, как слово: одно сочетание - одно понятие. Такие устойчивые лексические сочетания называются фразеологизмами, а дисциплина их изучающая, фразеологией.

С разных точек зрения фразеологизм близок к слову.

У фразеологизмов, как и у слов, есть прямое соответствие значения звуковой оболочке. Поскольку это устойчивое сочетание, то обычно слова в них не меняют местами и не пропускают. От этого фразеологизм можно разрушить. Поскольку сочетание слов выступает как один сигнал, то тако сигнал должен узнаваться всеми людьми, говорящими на данном языке. Поэтому фразеологизмы нужно произносить и писать правильно, не коверкая их устойчивую форму.

Примеры речевых ошибок: хоть кол на голове чеши вместо: хоть кол на голове теши (от глагола тесать), яйца выведенного не стоит вместо: яйца выеденного не стоит , кум королём вместо: кум королю . Ошибки искажают смысл фразеологизма и мешают ему выполнять свою экспрессивную роль, затрудняют коммуникацию.

В предложении фразеологизм обычно бывает одним членом предложения, как и слово. Заруби себе на носу! (сказуемое), Битый час тебя жду (обстоятельство).
Фразеологизмы трудны для понимания людей иной речевой культуры, например, русские фразеологизмы - большая проблема для иностранцев. Особенно трудно бывает понять фразеологизмы, у которых высокая степень связанности элементов.

§3. Происхождение слов

Основу лексического состава языка составляют исконно русские слова.
К ним относятся слова, пришедшие из праязыков: индо-европейского, праславянского, древнерусского, а также слова, появившиеся в русском языке после XIV века (после распада Киевской Руси).
Индо-европейский язык - это язык индо-европейских племен в VI-V тысячелетиях до н.э. Он лёг в основу современных европейских языков. Слова, обозначающие степени родства, очень древние. И они сходны во многих современных европейских языках, т.к. пришли из общего индо-европейского языка. Мать, сын, дочь, брат, сестра и др.
Праславянский язык - язык племен-предков славянских народов. До сих пор славянские языки во многом похожи, имеют много общих черт и большой пласт общей лексики: сердце, город, трава, пояс и др.
Древнерусский язык - язык периода Киевской Руси. Многие слова есть во всех восточнославянских языках: русском, украинском и белорусском. Белка, собака, река, поле, ложка, вместе и др.
Русский язык после периода Киевской Руси. Привычные всем слова бабушка и ребёнок - это собственно русские слова, появившиеся в русском языке не очень давно.

В результате контактов разных народов во всех языках есть заимствования из других языков.
При заимствовании слово начинает осваиваться языком. Оно записывается, приобретает произношение и грамматические особенности того языка, которое его заимствует.

Примеры заимствований:

  • Из древнегреческого языка: грамматика, алфавит, икона, фамилия, философия, аналогия, библиотека.
  • Из латинского языка: студент, экзамен, религия, аппарат, архитектура, атмосфера, окулист.
  • Из старославянского языка: град, злато, глас, чуждый, здравствуй, храбрость.
  • Из голландского: верфь, гавань, рейд, трюм, трап, каюта, боцман, матрос.
  • Из французского: балет, актёр, паркет, карусель, абажур, костюм, пальто, бульон, павильон, аппетит.
  • Из немецкого: бутерброд, шлагбаум, штат, штурм, вахта, флюгер.
  • Из итальянского: макароны, вермишель, пицца, тенор, бас, сопрано, концерт, соната, опера.
  • Из английского: клуб, митинг, футбол, волейбол, теннис, айсберг, компьютер, файл, курсор, драйвер.
  • Из тюркских языков: диван, базар, халва, башмак, караван, сарай, курага, изюм.

Происхождение слов изучает этимология.

§4. Употребительность слов

Слова в языке используются по-разному: одни - активно, другие нет. Поэтому лингвисты различают пласты активной и неактивной лексики.

Почему одни слова употребляются активно, а другие нет? Причины различны. Например:

Слово только недавно появилось и ещё не успело войти в основной словарь активной лексики.
Или наоборот: слово устарело, его перестали употреблять активно.
Или слово понятно только людям, живущим в одной местности и непонятно другим.
Или слово понятно только людям одной профессии.
Или слово активно употребляют, но не все люди, а только очень молодые.
Или слово вообще придумали, чтобы его не поняли "чужие", не "свои", потому что это слово из секретного языка, созданного группой людей на основе русского.

Поэтому лексику еще делят на о бщеупотребительную и необщеупотребительную лексику.

Основной состав лексики - общеупотребительные слова, которые активно используются в современном языке. Но язык развивается, изменяется, как и сама жизнь. Одни явления, реалии, предметы уходят из жизни, а другие появляются. На это реагирует язык. Одни слова устаревают и постепенно уходят из активного употребления, другие, новые, появляются в языке.

Неологизмы - это новые слова. Многие из них появляются в языке через заимствование. Например, вместе с компьютерами появилось слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer . Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже по правилам русского словообразования от него были образованы другие новые слова:

компьютер→компьютерный ,
→компьютерщик,
→компьютеризация

Бывает и по-другому. Пиратский сегодня это не только «относящийся к пиратам», но и «нелицензионный». Не покупайте пиратские диски и знайте, что их изготовление незаконно. Уже имеющееся в языке слово расширяет сферу употребления, поскольку приобретает новые, актуальные для общества значения.

Одни слова приходят в язык, другие уходят из него, а точнее: выходят из активного употребления. Такова устаревшая лексика, к которой относятся историзмы и архаизмы.

Историзмы - это слова, обозначающие понятия, явления, предметы, реалии, неактуальные для современных людей. Мы понимаем их значение, но активно такие слова не используем. Пищаль - «вид оружия», конка - «вид городского транспорта», кика - «женский головной убор».

Архаизмы - устаревшие названия, которые вытеснены из активного употребления другими словами: десница - правая рука, ланиты - щёки, перст - палец, око - глаз. Архаичным может быть и какое-либо из значений многозначного слова: жена в значении «женщина», муж в значении «мужчина», глагол в значении «слово».

Проблема употребительности слов не сводится только к временны´ м изменениям словарного состава языка. Важен и другой параметр. Большинство слов - общеупотребительные слова, но в языковой состав входят и слова с ограниченным употреблением.

Слова ограниченного употребления

Диалектизмы - слова, не входящие в общелитературный язык, а употребляемые в отдельных диалектах - областных разновидностях языка. Диалектные особенности проявляются в произношении, грамматике и, конечно, в лексике. Некоторые диалектные слова совсем непонятны людям, живущим в другой местности. Некоторые слова мы понимаем, потому что встречались с этими словами в сказках, песнях, литературе. Туес - «сосуд из бересты, пригодный для переноски жидкостей и ягод», ку´ рень - «дом», бирю´ к - «одинокий, нелюдимый, угрюмый человек».

Профессионализмы - это слова, активно употребляемые людьми определённых профессий. В словарях обычно делаются пометы: мор. - морское, строит. - строительное и т.п. Иногда профессионализмы - это слова с необычным ударением или формой множественного числа. Примеры: компа´ с - мор., крема´ - мн.ч. от слова крем, баранка - руль , глянец - издат.: глянцевые журналы, паркет - журнал.: протокольный репортаж. Это не узкопрофессиональные слова.

Термины - это узкоспециальные слова, известные и понятные специалистам и тем людям, которые изучают науки в школе или университете. Хорошие примеры - языковедческие термины, которые вы должны знать: корень, суффикс, приставка, окончание, основа слова, подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство .

Жаргонизмы - это слова, принятые в каком-либо определённом кругу людей, например среди школьников, студентов, актёров, спортсменов. Сегодня один из жаргонов связан с миром компьютеров и их использованием. Примеры таких жаргонизмов: железо, игрушки, клава. Примеры из студенческого жаргона: хвост, шпора, из актерского: ввод, ввести (при введении нового актера на какую-то роль в спектакле).

Языковедческое понятие жаргон соотносится с общеупотребительным словом сленг . Но это не одно и то же. Сленг распространяется на более широкие слои людей. Например, молодёжный сленг, который, включая школьный и студенческий жаргоны, не ограничивается ими. Считается, что сленг - это использование языка для неформального общения. Поэтому для сленга характерна повышенная эмоциональность: Забей! (не обращай внимания, не думай!), Не парься! (не заботься, не беспокойся!), Меня прёт от этого музона (эта музыка сильно на меня воздействует).

Арго - специально составленный тайный язык, например, используемый в преступной среде. Перо - нож, ствол - пистолет, щипач - карманник. Эти слова знакомы нам по книгам и фильмам. Но большинство слов арго непонятно обычным людям.

§5. Стилистические пласты лексики

В языке противопоставлены нейтральные и стилистически помеченные слова .
В словарях стилистически окрашенная лексика имеет пометки. Наиболее распространённые из них: книжн., высок., офиц.-дел., науч., разг., сниж., прост.

  • Высокая лексика - лексика, частотная в поэзии и ораторском искусстве: кончина - смерть, титанический - большой. Культурная традиция ценила и оберегала высокую лексику. Она зафиксирована во множестве текстов художественной литературы VIII и XIX веков.
  • Книжная лексика - лексика, свойственная письменной речи, но не связанная с разграничением сфер общения: воззрение - взгляд, чрезвычайно - очень.
  • Официально-деловая - лексика официально-деловой переписки, документации: удостоверить, вследствие, благодаря, в отличие от.
  • Научная лексика - терминология: котангенс, кровообращение, корреляция.

В ежедневном бытовом общении люди употребляют много слов, относящихся к сниженной лексике. Обычно такие слова не используются в письменной литературной речи. Сниженная лексика делится на разговорную и просторечную.

  • Разговорная лексика - это слова, которые не выходят за рамки общелитературного языка. Их используют в непринуждённом, неофицальном общении люди, владеющие нормами литературного языка. Примеры: электричка - электропоезд, казёнщина - казённый стиль. Многие разговорные слова более экспрессивны, оценочны, чем нейтральные: болтовня - пустой разговор, паршивый - плохой, неудачный.
  • Просторечие - это периферия языка, существующая за счет того, что люди с детства не усвоили грамматических норм и лексики литературного языка. Примеры: косоротиться - быть недовольным чем-либо, косматиться - быть непричесанным, корячиться - 1) работать напряжённо, с трудом, 2) двигаться не свободно, а с затруднением. К просторечию относят и грубую ненормативную лексику, выходящую за пределы норм литературного языка.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Каких слов больше в языке: однозначных или многозначных?

    • Однозначных
    • Многозначных
  2. Как называется перенос наименования по смежности?

    • Метафора
    • Метонимия
  3. Являются ли отношения синонимии, антонимии, омонимии и паронимии системными отношениями для лексики?

  4. Слова балка (часть строительной конструкции) и балка (овраг) являются омонимами или паронимами?

    • Омонимы
    • Паронимы
  5. Слова грамматика, алфавит, библиотека относятся к исконно-русским или заимствованным?

    • К исконно-русским
    • К заимствованным
  6. К каким пластам лексики относятся неологизмы, историзмы, архаизмы?

    • Общеупотребительные слова
    • Необщеупотребительные слова
  7. Всем ли понятны диалектные слова?

    • Не всем
  8. Сленг и жаргон. Какое из этих понятий шире?

    • Сленг
    • Жаргон
  9. Какие слова имеют пометки в словарях: книжн., высок., офиц.-дел., науч., разг., сниж., прост.?

    • Стилистически нейтральные
    • Стилистически помеченные
  10. Какую пометку должно иметь в словаре слово воззрение ?

    • разг.
    • прост.
    • книжн.
    • науч.
    • офиц.-дел.

Правильные ответы:

  1. Многозначных
  2. Метонимия
  3. Омонимы
  4. К заимствованным
  5. Необщеупотребительные слова
  6. Не всем
  7. Сленг
  8. Стилистически помеченные
  9. книжн.

Вконтакте

Русский язык велик и безграничен. Он красив и многогранен. Что такое лексика в русском языке? Что такое слово и какие у него признаки?

Лексика - это абсолютно все слова определённого языка. Лексикология - предмет, изучающий который в любом языке достаточно подвижен, поскольку реагирует на все изменения в жизни социума.

Главным предметом изучения является само слово. Его признаки - это наличие звуковой формы, лексического и грамматического значения. Лексическое значение имеют только самостоятельные части речи, за исключением местоимений, а также имен собственных.

Разновидность лексики и ее особенности

Существуют такие разделы лексики, как семасиология, ономасиология, этимология, фразеология, ономастика, а также лексикография. Особенности лексики достаточно многообразны.

Она имеет исторический характер, состоит из подсистем, характеризуется иерархическими, парадигматическими и синтагматическими отношениями, а также имеет большое количество единиц, тесную связь с контекстом и открытую систему.

Социальная структура русского языка

Что такое лексика в русском языке, вопрос достаточно неоднозначный. Дело в том, что для каждой прослойки общества существует свой язык. Различают пять видов национальной жаргон, диалекты, а также профессиональный и литературный словарный запас.

Что такое кодифицированный язык?

Литературный язык - наивысшая форма языка и основа культуры речи. Для него характерны нормативность, стилистическая дифференцированность, полифункциональность и наивысший социальный престиж. Он является полным противопоставлением некодифицированным подсистемам, которые включают в себя диалекты, просторечия, сленг, а также жаргонизмы.

Что такое нормативность языка?

Нормативность - это наличие орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических и стилистических норм. Например, на востоке Украины многие говорят брАла и пОняла. Такое ударение является нарушением В русском литературном языке нормы закреплены в словарях и справочниках. Кодифицированный язык используется во всех сферах деятельности и существует в разных функциональных стилях.

Словарный запас русского языка с точки зрения происхождения

Лексический запас русского языка - результат длительного исторического развития. На данный момент в языке присутствует множество древних, по происхождению, слов, таких как: хлеб, вода, дуб и множество других. разделяется на две группы - исконно русскую и заимствованную. - это чаще всего неологизмы. Причин для заимствования достаточно много. Самые популярные из них - попытка укоротить исконно русское слово, исторический контакт народов и отсутствие в лексике названия для нового явления или предмета.

Некодифицированная лексика

Ненормативная лексика - это словарный запас, в котором отсутствуют литературные нормы.

К такой лексике относятся просторечия, грубые экспрессивные слова, в числе которых мат и обсценная лексика, вульгаризмы, диалектизмы, арго, жаргон, а также сленг.

Просторечие - это лексика, не имеющая системного характера. Ее обычно используют лица, которые полностью не владеют нормами литературного языка. К просторечиям относят грубо-экспрессивные слова. Например, дрыхнуть ‘спать’; брехать ‘лгать’ и другие. Такая лексическая группа характерезуется выражением отношения к обозначаемому.

Мат, а также обсценная лексика - один из самых важных признаков просторечия. С помощью матов, носитель просторечия, подчеркивает свое раздражение или готовность к активным действиям. Обсценная лексика характеризуется бранными выражениями, которые используются для выражения реакции на неожиданную ситуацию.

Диалекты, арго и жаргон

Диалектизмы - это также ненормативная лексика, которая используется на определенной территории. Их разделяют на 6 типов - фонетический, лексический, семантический, этнографический, фразеологический и грамматический. Арго используют для самоутверждения в криминальной зоне. К арготизмам относятся такие слова - перо ‘нож’, пришить ‘ убить’ и другие. К ненормативной лексике относят также жаргон. Это разновидность национально языка, которую используют люди с каким-то общим социальным признаком. К жаргоном также относят профессионализмы. Такие слова используют люди какой-либо определенной профессии.

Вопрос о том, что такое лексика в русском языке, достаточно сложный. Известно, что именно русский язык является одним из самых тяжёлых для изучения. Для того, чтобы научиться красиво говорить, нужно старательно изучать, а также запоминать все нормы литературного языка. Следует максимально исключить со своего лексикона просторечия, диалектизмы, а также бранные слова. Используя литературный язык, ваша речь будет необычайно красиво звучать и привлекать окружающих.


Урок русского языка в 5 классе

Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение.

Цель:

1) ознакомить учащихся с разделом науки о русском языке – лексикой;

3) дать понятие о толковом словаре и научить им пользоваться;

4) способствовать привитию учащимся любви к русскому языку.

Ход урока

Здравствуйте, садитесь.

Слайд 1 Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся на большом воздушном шаре по разделу науки о русском языке- который называется лексика, слайд 2 , а также мы узнаем о лексическом значении слова. Нас ждет встреча с толковым словарем, мы научимся им пользоваться. И все это поможет нам ещё сильнее полюбить русский язык и познать его тайны. - А для чего мы должны знать русский язык?

Ответы учащихся.

Правильно, ребята. Русский язык нам нужен для того, чтобы общаться. А понимать друг друга при общении нам помогают слова.

Давайте прочтём стихотворение. слайд 3

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...
Слайд 4 Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из самых интересных разделов науки о языке, в котором живут слова, этот раздел называется Лексика. Лексику можно назвать княжеством, которое удивительно богато. Его богатства дороже бриллиантов , дороже жемчуга и злата. В его кладовы х хранятся слова- все слова русского языка- от самых-самых древних до недавно родившихся.

Слайд 5 Давайте откроем тетради запишем число, классная работа.

Запись в тетрадях даты, темы и эпиграфа урока.

II. Сообщение учителя о лексике.

Итак, мы приступаем к изучению раздела русского языка «Лексика», который изучает мир слов.

Слайд 6 Слово настолько многогранно, что оказывается по-своему интересным для разных разделов языка.

Какой раздел языка вы изучали на прошлых уроках? (Фонетика.)

Что изучает фонетика? (звуки речи)

Как вы думаете, что является важным в слове для фонетики? (Это соединение звуков, объединённых ударением).

А кто из вас может определить, как рассматривает слово словообразование? (Интересуется тем, как образуются слова, из каких морфем они состоят.)

Для морфологии (это раздел науки о языке, в котором слово изучается, как часть речи, со всеми грамматическими признаками, для синтаксиса(изучает словосочетания и предложения и правила их построения.) - прежде всего член предложения, а в лексике слово называет и обозначает предметы и явления окружающего мира.

Ребята, мы можем сделать вывод, что каждая наука языка изучает слово и изучает его по-своему.

Чтобы наша речь была красивой , точной, понятной для других, мы должны правильно употреблять слова, знать их точное значение.

Вот об этом мы и поговорим сейчас.

Слайд 7 Что такое лексика? (Это словарный состав языка). Обратите внимание из какого языка пришло к нам это слово. ( лексис по-гречески означает слово ). Есть и однокоренное прилагательное лексический, где происходит чередование звуков к//ч. давайте запишем новые слова, и разберём их по составу.

Словарная работа

Что же такое лексическое значение слова?

(Главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово).

Слайд 8

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

(А.Шибаев)

Все предметы, которые нас окружают имеют свое название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смогли бы общаться друг с другом.

Чтобы научиться свободно говорить и писать, надо усвоить много разных слов.

А где мы встречаем сразу одновременно множество слов и их значений?

(в словарях)

Слайд 9 Я хочу вам зачитать высказывание Анатоля Франса о словаре: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги , нужно лишь извлечь их из неё"

Ребята, вы обратили внимание на выставку толковых словарей. это только лишь малая их часть.

Словари- это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей.

Слайд 10 Что такое словарная статья (главка словаря, посвящённая отдельному слову, вынесенному в её заглавие).

Словарная статья состоит 1) заголовочное слово 2) грамматические пометы 3) толкование лексического значения 4) пример употребления слова в речи.
Вы уже работали со словарем. Давайте вспомним этапы работы.

Прочитаем Памятку работы со словарём.

Слайд 11 Памятка работы со словарём.


  1. Прочитай слово.

  2. Определи, на какую букву оно начинается.

  3. Найди в оглавлении на какой странице эта буква.

  4. ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.
Чтобы найти легко и быстро слово в словаре, мы должны очень хорошо знать алфавит. Вы все хорошо знаете алфавит? Молодцы.

Послушайте, что же нам рассказывают словари о слове "словарь"?

Слово "словарь" имеет два значения, заимствовано нами из французского языка в XIX веке, а во французский язык слово пришло из греческого языка. Слайд 12 Когда-то в русском языке вместо слова "словарь" говорили: словник, речник, слово толковник, лексикон, вокабулярий.

В конце нашего учебника на стр. 288 тоже находится толковый словарик. В него включено, конечно, совсем немного слов, но это слова значение которых стоит запомнить.

Слайд 13 А сейчас давайте выполним задание:

Кто быстрее найдет слова и их толкование в словаре? Запишет в тетрадь и вставит пропущенные буквы. Брошю ра; по роша; ша рада.

Вы обратили внимание на то, что в словарях, кроме лексического значения слова, даётся дополнительная информация – это правильное произношение и правильное написание слов.

Слайд 14 Словарь - это золотой клад русского языка.

Определите, пожалуйста, лексическое значение слова “золотой”сами без словаря (сделанный из золота). Слайд 15 А теперь посмотрите какое толкование есть в словаре и мы видим, что мы правильно определили лексическое значение данного слова. Но, оказывается, слово “золотой” имеет несколько значений.

Первое значение то, которое мы с вами определили, и оно является главным. Кроме того, второе значение – цвета золота.

Третье – переносное. Счастливый (золотая пора). Учёные считают, что в истории человечества был период , который называли золотой век. Подробнее об этом периоде вы узнаете на уроках истории.

Четвёртое значение – тоже переносное. (Дорогой, любимый).
Слова, которые имеют более одного значения, называются многозначными. Подробнее с такими словами вы познакомитесь на следующих уроках.

Слайд 16 А сейчас, прошу всех встать,

И мне ручкой помахать,

А теперь прошу другой,

Да притопните ногой. и ещё, ещё другой.

Пальчики мы разомнём,

Глазки вправо заведём,

А ещё и влево, и садимся смело.

И урок мы продолжаем,

Что сегодня изучаем? (лексику словарный состав языка) а ещё мы встречали сегодня слово лексикон, давайте найдём его лексическое значение в толковом словаре нашего учебника. (запас слов и выражений человека).

Слайд 17 Я предлагаю вам, составить со словом лексикон предложение и определите его род, падеж, число. (у хорошего ученика богатый лексикон) м.р. и.п. ед.ч

Мы сейчас определили грамматические значения слова.

Слайд 18 Давайте прочитаем правило на стр.127 (кроме лексического, слово имеет и грамматическое значения. У сущ. Род, падеж, число, у глаголов время, лицо, число.)

Ребята, наша задача – расширять свой словарный запас, лексикон. Узнавать, как можно больше новых слов. Послушайте стихотворение о том, как мальчик придумал новое слово.

Скажите, удалось ли герою стихотворения “придумать” новое слово? Давайте исследуем его , используя те знания, которые вы уже получилим.

Фонетический Разбор у доски (письменно): в слове плим один слог, ударение падает на и.(глас. Ударный)

п - [ п ] – глухой

л - [ л? ] – звонкий

и - [ и ] – ударный м - [ м ] – звонкий 4буквы и 4 звука

Какой частью речи является:

Плим – существительное (что?) плим.

Вот прыгает и скачет плим, плим, плим.
синтаксический разбор (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).

Подчеркнуть члены предложения.
И все-таки это не слово! Почему? (Нет лексического значения). Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова. Без него нет слова и не может быть!
Слайд 20 Итак, кто скажет, а что еще обозначено в русском языке словом лексика? (Весь словарный состав). А каков же весь словарный состав? Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд видимых на небе только около 3 тысяч, слов же гораздо больше.

Слайд 21 В современном русском языке их более 150 тысяч + иностранные слова – 30 тысяч, термины – 10 тысяч, диалекты – 200 тысяч, имена – 25 тысяч, устаревшие – 30 тысяч. Мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.
слайд 22 Как же фиксируются слова и где? (В словарях). Ещё раз посмотрите, сколько их представлено на нашей выставке. Самый известный словарь составил Владимир Иванович Даль. Это толковый словарь живого великорусского языка

в 4 томах, он насчитывает более 200 тысяч слов и толкований.
слайд 23 А самый большой 17-томный “Словарь современного русского литературного языка" насчитывает 120 тысяч слов. Давайте сравним со словарным запасом человека. Словарь Пушкинских произведений – 21 тысяча, взрослого человека, имеющего высшее образование,– 10-12 тысяч, а ваш - ? словарь (лексикон)младшего школьника (10-11лет), вашего возраста насчитывает 3600 слов. Какой вывод напрашивается? (Пополнять свой словарный запас, т.е. узнавать новые слова). Одним из способов расширения лексикона, является чтение художественных произведений.

Слайд 24 Когда, изведав трудности учения ,
Мы начинаем складывать слова.
И понимать, что есть у них значенья
“Вода, огонь, старик, олень, трава”.
По-детски мы удивлены и рады
Тому, что буквы созданы не зря.

Буквы создают слова, а каждое слово имеет своё лексическое значение.

Слайд 25 Выводы по уроку:


  1. Что такое лексическое значение слова? (главный смысл слова)

  2. Где мы можем найти лексическое значение слова? (словарях)

  3. Что значит указать грамматические значения слова? (с-род, число, падеж; г- время, лицо,число)

  4. Что такое лексика? (Это словарный состав языка)
Я думаю, что сегодня на уроке вы сделали для себя некоторые открытия.

Но, очень много разных открытий вам предстоит ещё сделать, путешествуя по увлекательным разделам Русского языка.

За отличную работу на уроке вы получаете пятёрки. Выставление оценок.

Слайд 26 А ещё я хочу подарить вам воздушные шары, которые вы должны надуть и написать на них, каким был сегодняшний урок. Кто же быстрее выполнит и поднимет шар.

Я вижу, что урок вам понравился.

Вы справились со всеми заданиями.

Пора заканчивать наше сегодняшнее путешествие, но мы никогда не перестанем обращаться к значениям слов.

Слайд 27 Слова слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно - давно привычно нам,

Другое – незнакомо….,

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море – море слов-

Купаться ежечасно!
Слайд 28 Не утонуть в этом море слов, вам помогут верные надёжные помощники – словари русского языка.

Берегите русский язык, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами. Наш язык- это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.

А я вам предлагаю самим дома придумать сказочную историю.

Слайд 29 Домашнее задание: Придумать сказочную историю про страну лексику.
Слайд 30 Спасибо за работу! Желаю вам успехов! Мне было очень приятно проводить урок в вашем классе. Всем большое спасибо!


Что такое лексика и что изучает лексикология?

Давай задумаемся: из чего состоит наш язык? Конечно, из слов . Мы говорим, выражаем свои мысли словами. Слова в языке называют предметы (дом, дерево, корабль,книга, небо), действия (строить, расти, плыть, читать, светиться), признаки (новый, могучий, деревянный, ночной), количество (три, сорок один, тысяча, семнадцать).

Прочитай внимательно предложение.

Этот старый деревянный дом построили сто лет назад.

В предложении есть слова, обозначающие предметы: «дом», «лет» (множественное число от слова «год»). Признаки обозначаются словами «этот», «старый», «деревянный» . Слово,обозначающее действие, – «построили» . Значение количества имеет слово «сто».

Ученые называют все слова языка словарным составом или лексикой.

«Лексика» по происхождению греческое слово. В греческом языке λέξη (по-русски это читается как «лекси») обозначает «слово».

Словарный состав языка, его лексика изучается в специальном разделе науки о языке, который называется лексикологией. Лексикология изучает значение и происхождение слов, их связи и взаимоотношения в языке.

Изучая лексику, мы сможем ответить на многие интереснее вопросы. Например, сумеем объяснить, из какого языка пришло в русский то или иное слово – вот так же, как объяснили греческие корни самого слова «лексика». А еще научимся точно определять значение слов по специальным словарям – толковым . И поймем, что слова в языке существуют не сами по себе, а в связях с другими словами. Что это за связи?

Например, есть слова, которые произносятся одинаково, а вот обозначают совсем разное. Знакомо тебе слово «рейд»? Этим словом обозначают стоянку кораблей на якоре, которая находится на некотором расстоянии от берега. А еще рейдом называют быстрое, неожиданное продвижение войск в тыл противника. Почему получилось, что такие разные понятия называются одним словом? Неужели в языке слов не хватило?

Конечно, слов в языке всегда хватает. А ответ на вопрос нужно искать вот где: откуда пришли эти слова в русский язык, из каких языков? Слово «рейд» в «морском» значении заимствовано из голландского языка (ведь голландцы – одни из самых лучших мореходов в Европе, именно там, в Голландии, создатель русского флота Петр Первый учился морскому делу, туда же посылал учиться умных и дельных молодых людей). А вот его «сухопутное» значение – из английского, где оно обозначает «набег». Эти два совершенно разных слова случайно совпали в русском языке.

Вот так, изучая происхождение слов, лексикология объясняет удивительные совпадения. Но это лишь один пример. Другие – в следующих разделах курса.

Перейти на... Новостной форум Письменное и устное общение Задание № 1. Письменное и устное общение Задание № 2. Письменное и устное общение Задание № 3. Письменное и устное общение Задание № 4. Письменное и устное общение Учимся читать и слушать Задание № 1. Учимся читать и слушать Задание № 2. Учимся читать и слушать Стили речи Задание № 1. Стили речи Задание № 2. Стили речи Звуки и буквы Транскрипция Задание № 1. Звуки и буквы. Транскрипция Задание № 2. Звуки и буквы. Транскрипция Задание № 3. Звуки и буквы. Транскрипция Контрольные вопросы и задания по теме «Звуки и буквы. Транскрипция» Гласные и согласные звуки Задание № 1. Гласные и согласные Задание № 2. Гласные и согласные Задание № 3. Гласные и согласные Задание № 4. Гласные и согласные Задание № 5. Гласные и согласные Задание № 6. Гласные и согласные Задание № 7. Гласные и согласные Задание № 8. Гласные и согласные Задание № 9. Гласные и согласные Графика. Алфавит Задание № 1. Алфавит Задание № 2. Алфавит Задание № 3. Алфавит Задание № 4. Алфавит Двойная роль букв Задание № 1. Двойная роль гласных Задание № 2. Двойная роль гласных Задание № 3. Двойная роль гласных Обозначение мягкости согласных на письме Задание № 1. Обозначение мягкости согласных на письме Задание № 2. Обозначение мягкости согласных на письме Задание № 3. Обозначение мягкости согласных на письме Фонетический разбор Задание. Фонетический разбор Контрольные вопросы и задания по теме «Гласные и согласные. Алфавит» Задание №1. Лексикология Задание № 2. Лексикология Задание № 3. Лексикология Задание № 4. Обозначение мягкости согласных на письме Контрольные вопросы по теме «Лексикология» Что такое лексическое значение слова? Где можно уточнить лексическое значение слова? Задание № 1. Лексическое значение слова Задание №2. Лексическое значение слова Задание № 3. Лексическое значение слова Задание № 4. Лексическое значение слова Задание № 5. Лексическое значение слова Контрольные вопросы по теме «Лексическое значение слова» Однозначные и многозначные слова Задание №1. Однозначные и многозначные слова Задание № 2. Однозначные и многозначные слова Задание № 3. Однозначные и многозначные слова Задание № 4. Однозначные и многозначные слова Контрольные вопросы и задания по теме «Однозначные и многозначные слова» Прямое и переносное значение слова Задание № 1. Прямое и переносное значения слова Задание № 2. Прямое и переносное значения слова Задание № 3. Прямое и переносное значения слова Задание № 4. Прямое и переносное значения слова Контрольные вопросы и задания по теме «Прямое и переносное значение слов» Омонимы Задание № 1. Омонимы Задание № 2. Омонимы Задание № 3. Омонимы Контрольные вопросы и задания по теме «Омонимы» Синонимы Задание № 1. Синонимы Задание № 2. Синонимы Задание № 3. Синонимы Задание № 4. Синонимы Задание № 5. Синонмы Контрольные вопросы по теме «Синонимы» Морфемы. Изменение и образование слов Морфемный разбор слова Окончание Имя существительное Задание №1 Имя существительное Морфология. Самостоятельные и служебные части речи Задание № 1.Морфология. Самостоятельные и служебные части речи Задание № 2. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи Задание № 3. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные Задание №1. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные Задание №2. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные Задание №3. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные Контрольные вопросы по теме «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Существительное» Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №1. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №2. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №3. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №4. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №5. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №6. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №7. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №8. Правописание падежных окончаний имен существительных Задание №9. Правописание падежных окончаний имен существительных Род, число, склонение, падеж существительных Задание №1. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №2. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №3. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №4. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №5. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №6. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №7. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №8. Род, число, склонение, падеж существительных Задание №9. Род, число, склонение, падеж существительных Задание№10. Род, число, склонение, падеж существительных Морфологический разбор существительного Задание №1. Морфологический разбор существительного Контрольные вопросы по теме «Существительное» Имя прилагательное как часть речи Задание №1. Прилагательное как часть речи Задание №2. Прилагательное как часть речи Задание №3. Прилагательное как часть речи Задание №4. Прилагательное как часть речи Задание №5. Прилагательное как часть речи Задание №6. Прилагательное как часть речи Задание №7. Прилагательное как часть речи Полные и краткие прилагательные Задание №1. Полные и краткие формы прилагательных Задание №2. Полные и краткие формы прилагательных Задание №3. Полные и краткие формы прилагательных Задание №4. Полные и краткие формы прилагательных Задание №5. Полные и краткие формы прилагательных Задание №6. Полные и краткие формы прилагательных Задание №7. Полные и краткие формы прилагательных Правописание падежных окончаний прилагательных Задание №1. Правописание окончаний прилагательных Задание №2. Правописание окончаний прилагательных Задание №3. Правописание окончаний прилагательных Морфологический разбор имени прилагательного Задание №1. Морфологический разбор прилагательных Контрольные вопросы по теме «Прилагательное» Глагол как часть речи Задание №1. Глагол как часть речи Задание №2. Глагол как часть речи Задание №3. Глагол как часть речи Неопределенная форма глагола. Задание №1. Неопределенная форма глагола Задание №2. Неопределенная форма глагола Задание №3. Неопределенная форма глагола Задание №4. Неопределенная форма глагола Задание №5. Неопределенная форма глагола Задание №6. Неопределенная форма глагола Задание №7. Неопределенная форма глагола Спряжение глаголов Задание №1. Спряжение глагола Задание №2. Спряжение глагола Задание №3. Спряжение глагола Задание №4. Спряжение глагола Задание №5. Спряжение глагола Вид глагола Задание №1. Вид глагола Задание №2. Вид глагола Задание №3. Вид глагола Задание №4. Вид глагола Время глагола Задание №1. Время глагола Задание №2. Время глагола Задание №3. Время глагола Задание №4. Время глагола Задание №5. Время глагола Задание №6. Время глагола Контрольные вопросы по теме «Глагол» Буквы е / и в корнях с чередованием Задание №1. Буквы е / и в корнях с чередованием Задание №2. Буквы е / и в корнях с чередованием Задание №3. Буквы е / и в корнях с чередованием Морфологический разбор глагола Задание №1. Морфологический разбор глагола Не с глаголами Задание №1. Не с глаголами Задание №2. Не с глаголами Задание №3. Не с глаголами Задание №4. Не с глаголами Задание №5. Не с глаголами Контрольные вопросы по теме «Глагол» Словосочетание Что изучает синтаксис? Синтаксический разбор словосочетания Задание №1. Синтаксический разбор словосочетания Задание №2. Синтаксический разбор словосочетания Задание №3. Синтаксический разбор словосочетания Задание №4. Синтаксический разбор словосочетания Задание №5. Синтаксический разбор словосочетания Задание №6. Синтаксический разбор словосочетания Контрольные вопросы и задания по теме «Синтаксис. Словосочетание» Предложение Главные члены предложения Второстепенные члены предложения Синтаксический разбор простого предложения Однородные члены предложения Задание №1. Однородные члены предложения Задание №2. Однородные члены предложения Задание №3. Однородные члены предложения Задание №4. Однородные члены предложения Задание №5. Однородные члены предложения Задание №6. Однородные члены предложения Задание №7. Однородные члены предложения Задание №8. Однородные члены предложения Предложения с обращениями Задание №1. Обращения Задание №2. Обращения Задание №3. Обращения Задание №4. Обращения Задание №5. Обращения Задание №6. Обращения Простое осложненное предложение Задание №1. Простое осложненное предложение Задание №2. Простое осложненное предложение Синтаксический разбор простого осложненного предложения Задание №1. Синтаксический разбор Контрольные вопросы и задания по теме «Простое предложение с осложнением» Тест Сложное предложение Синтаксический разбор сложного предложения Задание №1. Сложное предложение Задание №2. Сложное предложение Задание №3. Сложное предложение Задание №4. Сложное предложение Задание №5. Сложное предложение Задание №6. Сложное предложение Контрольные вопросы по теме «Сложное предложение» Прямая речь Задание №1. Прямая речь Задание №2. Прямая речь Задание №3. Прямая речь Задание №4. Прямая речь Задание №5. Прямая речь Диалог Задание №1. Диалог Задание №2. Диалог Задание №3. Диалог Контрольные вопросы по теме «Прямая речь и диалог»

Все наши высказывания мы строим из слов-кирпичиков. Несмотря на то что все пользуются одинаковыми словами, каждый из нас имеет свой особенный лексический запас – совокупность тех слов, которыми мы пользуемся в речи. Не секрет, что чем больше слов хранится в Вашей языковой сокровищнице, тем более яркой и образно насыщенной может быть наша речь. Слова, без которых невозможно наше общение, и изучает лексика .

(от др.-греч. «относящийся к слову», «слово», «оборот речи» ) – это совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка; ее цель – называть, формировать и передавать знания об объектах реальной действительности.

Русская лексика – это один из наиболее богатых и загадочных разделов русского языка. Задумайтесь, как много вокруг нас слов. Посмотрите, как много значений может появиться со временем у изначально однозначного слова. Представьте, насколько объемно то, что выражают слова языка.

Лексика русского языка, подобно морфологии и др., это система – стройная и строгая: в ней есть свои классификации и разделы, но при этом лексика – единственный раздел, который наименее статичен, который постоянно находится в развитии. Это зависит от многих причин – развитие общества, появление новых реалий, переосмысление «старых» названий. Вспомним, слово гимназия или гувернёр : они ушли из языка, но в 21 веке вернулись с новым значением.

Лексика русского языка полна загадок. Иногда «название» предмета может не совсем соответствовать его сущности: мы говорим птица сидит на ветке (но она на ней стоит!) или пить таблетку (но ведь мы ее едим!) и др. Вспомните, как много слов имеют по несколько названий: например, у северных народов существует более двух десятков названий снега. При этом есть реалии, которые так и не получили своего названия (лакуны ) , например, как назовем часть лица между носом и губой или часть ноги за коленом? Пока у этих понятий нет названий, мы можем их лишь описать в нескольких словах.

Русская лексика делится на несколько классов: например, по сфере употребления – на общеупотребительную и лексику ограниченного употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы и проч.).

Помните, что лексика – это очень важный раздел, отвечающий не только за общение в целом, но и за его качество. Не нужно повторять, что изучать лексику своего языка должен каждый человек.

Если у Вас появились вопросы, Вы можете провести бесплатное пробное 25-минутное занятие с онлайн репетитором. Для этого Вам необходимо зарегистрироваться на сайте, и Вы сможете заниматься с репетитором уже сейчас. После у Вас будет возможность выбрать подходящий Вам тарифный план и продолжать заниматься с Вашим учителем.

Успехов в нелегком изучении русского языка!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!