Русский язык.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
B. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.
Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

Строение какого предложения соответствует схеме: [определенно-личное], и [двусост.]?

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предло­жение Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захо­телось создавать эти умные машины?
A. одновременность действий
Б. последовательность
B. чередование
Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом тоже.
А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) до­бирались долго.
Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то) же село.

A. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря. Б. Конец зимы(,) и на деревьях без умолку кричат

B. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли (,)и вдруг увидел корабль.

Строение какого предложения соответствует схеме: [определенно-личное], и [двусост.]?

СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ (1)Давайте поговорим о том, как важна элементарная грамотность. (2) Каково к ней наше общее отношение? (3)Конечно же, далеко не все могут

быть идеальными знатоками пунктуации и орфографии. (4)В этом смысле грамотность – понятие вполне относительное. (5) Русский язык можно учить всю жизнь, да так до конца и не выучить. (6)Это стихия, и она, как любая другая стихия, необъятна.(7)Но разве подобное обстоятельство освобождает нас от обязанности знать падежные окончания? (8)Или правописание частиц «не» и «ни»? (9) Существуют вполне определенные грамматические правила, соблюдать которые обязан каждый, считающий себя грамотным и культурным. (10) Водитель, не знающий правил движения, лишается водительских прав. (11)Любое ведомство всегда найдет повод избавиться от услуг юриста, не знающего законодательства. (12)А вот докладчика, не умеющего склонять сложные числительные, зачастую не только слушают, но и аплодируют ему. (13)Хорошо, если аудитория не очень большая. (14) А если она многомиллионная, как это бывает в кино, на радио и телевидении?(15)Низкая речевая культура вкупе с техническими средствами массовой информации безжалостно обнажает общую грамотность выступающего. (16)И если на письме можно еще исправить ошибку, на худой конец переписать все заново, то записанное на магнитную пленку или запечатленное на звуковой дорожке кинопленки уже вовек не исправить...(17)Да, склонение требует определенной грамотности, а точнее... шести классов средней школы. (18)Чтобы подтвердить свою принадлежность к образованным людям, совсем не обязательно пускать в ход электронно-вычислительную машину. (19)Достаточно просто просклонять любое пятизначное число. (20)Да что пятизначное, хотя бы трёхзначное! (21) Ведь как часто слово... ну хотя бы двести – произносят в именительном падеже, тогда как надо...(22)Впрочем, пусть читатель сам мысленно просклоняет это простейшее числительное, ему сразу станет ясно, почему некоторые докладчики избегают пользоваться именами числительными в предложном, дательном и даже в родительном падеже. (23)Где писать частицу «не» слитно, а где раздельно, тоже, извините, мы обязаны хорошо знать, если не можем чувствовать этого инстинктивно. (24) Иначе претендовать на звание людей грамотных просто смешно. (25) Больше того, мы должны знать, где пишется и говорится «не», а где «ни», где ставится запятая, а где никакой запятой не требуется. (26) От этой, так сказать, обязанности никуда нам не деться. (27)Это такая же необходимость, как, например, необходимость каждое утро умываться и чистить зубы, ждать зелёного света, если едешь в автомобиле и прочее.(28)Способов узаконить малограмотность на сегодняшний день накопилось достаточно. (29)Нередко под предлогом необходимости упорядочить школьные программы по языку эти программы вообще свертываются. (30)Работники просвещения, иногда весьма высоких рангов, прикрываясь трудностями изучения, иной раз и нарочно преувеличивая эти трудности, оправдывают и даже узаконивают снижение требований к учителям, к учащимся и абитуриентам. (31) Но как же так? (32)Ведь если б язык не был трудным, то зачем его было бы и учить? (33)Никому не приходит в голову устранить из математического курса инженерного вуза сопромат либо интегральное исчисление на том основании, что это трудно и отнимает много времени.(34)С языком же нередко поступают именно так.(В. Белов)

Вопрос: A. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря. Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки. B. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух. Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль. 1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой. 2. Укажите сложносочиненные предложения. 3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второ­степенным членом.

A. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря. Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки. B. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух. Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль. 1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой. 2. Укажите сложносочиненные предложения. 3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второ­степенным членом.

Ответы:

1-Б, Г (перед И (сложное), после " мысли " - конец деепричастного оборота) . 2-А,Б. 3. В (в лесу).

Похожие вопросы

  • ручка стоит 40тг,тетрадь на 30 тг дешевле,линейка стоит столько же сколько тетрадь.сколько стоят ручка,тетрадь и линейка вместе?
  • актуален ли рассказ сегодня старый гении
  • О чем свидетельствует наличие обмена веществ у всех живых организмов?
  • упрастите выражение: 1-(a^3-b^3)/((a^2-b^2)*(a+b))
  • докажите что четырех угольник АВСД с вершинами в точках;1) А(-3;-1) В(1;-1) С(1;-3) Д(-3:-3) являются прямоугольником
  • Объясните как решить задачу:РЕшите задачу подбором.ИЗ 39 коробок чать содержити по 14 кг конфет,ы другая 15 кг.Сколько тех и других конфет если масса в коробках обоих типов одинакова


1.Простые предложения в сложносочинённом отделяются друг от друга запятой. Например: 1) \Оба приятеля очень крепко поцеловались], и [Манилов увёл своего гостя в комнату] (Н. Гоголь). 2) [Голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал], да [ветер бился и ревел, играя на реке]... (Н. Некрасов). 3) [Анисья тотчас к ней явилась ], и [дверь тихонько отворилась], и [Таня входит в дом пустой] (А. Пушкин).
2.Если простые предложения всоставе сложносочинённого значительно распространены или имеют внутри запя­тые, то вместо запятой между ними может ставиться точка с запятой. Например: [Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два при­бора стол накрыть]; но [стало страшно вдруг Татьяне] (А Пушкин).
3.Между простыми предложениями в сложносочинённом может ставиться тире, чтобы показать быструю смену событий или резкое их противопоставление. Например:
1) Минута - и стихи свободно потекут (А, Пушкин). Вот затрещали барабаны - и отступили басурманы (М. Лермонтов). 3) Он... хотел выговорить слово - и язык не повиновался (И. Гончаров).
4. Запятая перед одиночными союзами и, да (= и), или, либо не ставится, если простые предложения в составе сложного:
а) имеют общий второстепенный член, например: 1) За заводами кончился город и начинались поля (А. Чехов) (общее обстоятельство «за заводами»). 2) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похоже на букву ижицу (Н. Гоголь) (общее дополнение «у Ивана Ивановича»). 3) Лишь изредка встречался сгоревший дом или приходилось полем объезжать взорванный мост (Б. Полевой) (общее обстоятельство «изредка»);
б) имеют общее придаточное предложение, например: 1) (Когда Гаврила Иванович начинал говорить), [густые брови у него поднимались] и [лоб покрывался тонкими морщинками] (Д. Мамин-Сибиряк). 2) [Солнце пряталось за холодные вершины] и [беловатый туман начал
расходиться в долинах], (когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков) (М. Лермонтов);

в) имеют общее вводное слово, словосочетание или предложение, например: 1) Очевидно, всё может быть пособником человеческой мысли иничем нельзя пренебрегать (К. Паустовский) (общее вводное слово «очевидно). 2) К несчастью, всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться (А. Пушкин) (общее вводное слово «к несчастью»). 3) По сообщениям синоптиков, завтра похолодает и выпадет снег (общее вводное словосочетание «по сообщениям синоптиков);
г) оба назывные, например: 1) Дев полуночных отвага и безумных звёзд разбег (О. Мандельштам). 2) Хриплый стон и скрежет ярый (А. Пушкин);
д) оба восклицательные, вопросительные или побудительные, например: 1) Это кто такие и что им надобно? (А. Пушкин) 3) Плохо ли вам было у Плюшкина илипросто по своей охоте гуляете по лесам да дерёте прохожих? (Н. Гоголь) 4) Пускай легко рыдает ветер резвый и над моей могилою еврейской младая жизнь настойчиво кричит (И. Бродский). 5) Подпустить врага и огонь дать по команде! (Д. Фурманов).

1. Читаем предложение.
2. Подчеркиваем грамматические основы (помним, что часто встречаются предложения, одна часть которых является односоставным предложением).
3. Определяем, простым или сложным является предложение.
4. Выбираем правильный ответ.


Мы чтить тебя привыкли с детских лет()
И дорог нам твой образ благородный.


2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
По ночам земля быстро высыхала () и к рассвету степь покрывалась налетом недолговечного инея.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
В ворота был виден просторный двор () и барский дом с высокой крышей.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

I ВАРИАНТ


А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.
Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.
Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.
А.Б.В.Г.

А.Б.В.Г.
3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.
А.Б.В.Г.
[неопределенно-личное], и [безличное]?
А.Б.В.Г.
То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?
А. одновременность явлений
Б. последовательность
В. чередование
Г. противопоставление
6. Найдите предложения с союзом однако (знаки препинания не проставлены).
А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.
Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Тест по теме "Сложносочиненные предложения"

II ВАРИАНТ
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.
Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
А.Б.В.Г.
2. Укажите сложносочиненные предложения.
А.Б.В.Г.
3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.
А.Б.В.Г.
4. Строение какого предложения соответствует схеме:
[определенно-личное], и [двусост.]?
А.Б.В.Г.
5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение
Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?
А. одновременность действий
Б. последовательность
В. чередование
Г. противопоставление
6. Найдите предложения с союзом тоже .
А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго. Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то(же) село.

Добрый день, ребята!

У каждой всё особое, своё,

Отвечают:

и.

Отвечают:

и

Петухи давно пропели, и играют на рожке.

Формулируют тему урока:

    повторить

    усвоить

    научиться

    научиться различать видысложносочинённых предложений.

    2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

    3. Изучение нового учебного материала.

    4. Закрепление учебного материала

    1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1 ошибку;

    «3»- допустил 2 ошибки.

    2. Схематический диктант

    Осень, но погода ещё тёплая.

    3. Тест.

    I вариант

?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

однако

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

А., Б.,В.,Г.

?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1-2 ошибки;

«3»- допустил 3 ошибки.

Ответы на тест:

I вариант - 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

II вариант - 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

    Славу свою добываю в бою.

    Пчела мала и та работает.

    5. Задание на дом

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении" »

Конспект урока

Тема урока «Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»

Цель урока:

создать условия для достижения образовательных результатов:

    личностных (осознание эстетической ценности русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);

    метапредметных (овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию информации, способность определять цели предстоящей учебной деятельности)

    предметных (различать смысловые отношения в сложносочиненном предложении)

Задачи урока:

    формировать понятие о сложносочинённом предложении,

    повторить сочинительные союзы;

    способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение,

    формировать навык построения схемы сложносочинённого предложения;

Тип урока – урок усвоения знаний.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении», учебник «Русский язык. 9 класс./ М.М.Разумовская. – М.: Дрофа, 2009», тетрадь, раздаточный материал.

    Организационный момент

Добрый день, ребята!

Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

Посмотрите на предложение, написанное на доске.

Петухи давно пропели и играют на рожке.

Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:

получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

Какое перед нами предложение?

Отвечают:

Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.

Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

Отвечают:

Не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного.

Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

Петухи давно пропели , и играют на рожке.

А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?

- Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Формулируют тему урока:

Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.

    Определим цели урока по опорным словам:

повторить

усвоить

научиться

    Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

    Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

    научиться различать виды сложносочинённых предложений.

Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

Какое предложение можно назвать ССП?

Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного?

Назовите сочинительные союзы.

3. Изучение нового учебного материала.

Дополните таблицу, начатую на прошлом уроке, изучив материал учебника на с.42-43. Ответьте на вопрос: «Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП»

Сверим ваши записи с записями на доске. Сделаем самооценку.

4. Закрепление учебного материала

1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

    Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

    Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

    В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

4)То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

Сделайте самооценку, поставьте оценку в тетрадь.

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1 ошибку;

«3»- допустил 2 ошибки.

2. Схематический диктант

Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

    Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

    Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

    Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

    Осень, но погода ещё тёплая.

    То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

3. Тест.

I вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

[неопределённо-личное], и [безличное]?

    Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

2. Укажите сложносочинённые предложения.

3. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определённо-личное], и [двусоставное]?

А., Б.,В.,Г.

4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

А. одновременность явлений.

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

5. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.

Сделайте взаимопроверку теста, поставьте оценки

«5»- выполнил без ошибок;

«4»- допустил 1-2 ошибки;

«3»- допустил 3 ошибки.

Ответы на тест:

I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

Подведем итоги нашей работы на уроке. Вспомним цели, которые мы ставили перед собой.

Какие из пословиц, как вы думаете, могут отразить результат нашей работы?

Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

    Славу свою добываю в бою.

    Бог-то бог, а не будь сам плох.

    Святой Боже пахать не поможет.

    Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

    У врача лечись, у умного учись.

    Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

    Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

    Добрый разум наживёшь не сразу.

    На свой ум надейся, а за чужой держись.

    Пчела мала и та работает.

5. Задание на дом

Повторить материал на с. 39-40 (понятие ССП);

выучить материал на с. 42-43 (разряды сочинительных союзов, виды ССП);

выполнить упражнение 64 (списать, подчеркивая основы предложений и расставляя знаки препинания, определить смысловые отношения между частями ССП);

выполнить упражнение 67 (задания по тексту упр.64-разобрать 3 предложения по схеме)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!