Русское словесное ударение - Словарь - Зарва М.В. Русское словесное ударение

РУССКОЕ СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ

В русском языке, где словесное ударение ярко выражено, оно выполняет словоопознавательную функцию. Так, звуковые оболочки слов «мукА» и «мУка», «пАлки» и «полкИ», «стАла» и «столА» и мн. др. при одном и том же звуковом (фонемном) составе характеризуются разным местом словесного ударения и соответственно разными ритмическими контурами.

Словесное ударение в русском языке является свободным, или разноместным, т. е. оно может находиться на любом слоге слова. Этой особенностью русское словесное ударение отличается от ударения в языках с так называемым связанным (фиксированным) ударением, которое падает на определенный по порядку слог, например, от чешского, в котором ударение находится на первом слоге, или от польского со словесным ударением, фиксированным на предпоследнем слоге.

Нефиксированность русского словесного ударения и позволяет ему играть смыслоразличительную роль. С другой стороны, свободное ударение дает широкий простор для вариантов ударения в одних и тех же словах: «творОг» - «твОрог», «инАче» - «Иначе», «созвонИмся» - «созвОнимся», «началсЯ» - «нАчался» - «начАлся», «облегчИть» - «облЕгчить», «вы прАвы» - «вы правЫ» , «нЕ дало» - «не далО» - «не дАло», «нА руку» - «на рУку» и т. д. По данным К. С. Горбачевича 1970-х годов, «[в] современном русском языке имеется более 5000 общеупотребительных слов, имеющих колебания в ударении», причем вероятность колебаний тем выше, чем более частотно то или иное слово. Обилие вариантов ударения, причем в речи носителей литературного языка, является серьезной проблемой для специалистов по культуре речи и поводом посудачить для любителей осудить ближнего за неправильно поставленное ударение.

В словах, состоящих из 3-5 слогов, ударение тяготеет к середине слова, а в многочисленных двусложных словах распределяется практически поровну между первым и вторым слогами. Будучи свободным, русское ударение может находиться как на корнях слов, так и на приставках, суффиксах и окончаниях.

В значительной части частотной лексики ударение является подвижным, т. е. может менять место при словоизменении (например, в ед. ч. «женА», «женЫ» и т. д., но во мн. ч. «жЁны», «жЁнам» и т. д.) и словообразовании (например, «столА», «столУ» и т. д., «столЫ», «столОв» и т. д. с постоянным ударением на окончании, но «стОлик», «стОлика» и т. д.).

Многие другие слова имеют постоянное ударение на основе - «бАба», «бАбы» и т. д.; «крУжка», «крУжки» и т. д.

Схему распределения ударений в конкретном слове называют его акцентной кривой. Акцентные кривые, свойственные грамматическим классам в отвлечении от конкретных слов, рассматриваются как акцентные парадигмы.

В русском языке имеются разные типы акцентных парадигм:
- с постоянным ударением на основе (ср. «вИжу», «вИдишь» и т. д.),
- с постоянным ударением на окончании (ср. «сижУ», «сидИшь» и т. д.),
- с подвижным ударением (которое падает то на основу, то на окончание: ср. «хожУ», но «хОдишь» и т. д.).

Подвижность ударения используется в русском языке в качестве дополнительного (наряду с главным - окончанием) средства выражения грамматических значений, как в приведенном противопоставлении форм единственного и множественного числа слова «жена».

Еще один пример - противопоставление при помощи ударения формы 1-го лица единственного числа всем остальным формам в парадигме спряжения некоторых глаголов: «дарЮ» - но «дАришь», «дАрит», «дАрим», «дАрите», «дАрят».

Этой модели на протяжении XIX-XX вв. подчинились многие глаголы 2-го спряжения: «варЮ» - «вАришь», «солЮ» - «сОлишь», «тащУ» - «тАщишь» и мн. др. вместо старых «варЮ» - «варИшь, «солЮ» - «солИшь», «тащУ» - «тащИшь».

В русском языке есть такие морфемы, на которые не может падать ударение (например, суффикс существительных мужского рода -тель всегда безударный - «водИтель», «хранИтель», «читАтель» и др.), но есть и такие, которые всегда находятся под ударением (например, приставка вы- в глаголах совершенного вида - «вЫнести», «вЫнесу», но «нестИ», «несУ»).

Ударение может быть тесно связано с окончанием. Так, окончание И. п. мн. ч. -а/-я существительных мужского рода, в отличие от окончания -ы/-и, всегда находится под ударением (ср. «лесА», «мастерА», «тополЯ», «учителЯ», но «столЫ» и «стОны», «дикарИ» и «тОкари»), что отражается и в конкурирующих вариантах, причем независимо от их соответствия литературной норме: «профессорА» - «профЕссоры», «договОры» - «договорА», «кАбели» - «кабелЯ», «тОрты» - «тортЫ» - «тортА» и многие другие.

Такая связь была давно замечена учеными, и ее в качестве одного из аргументов использовал еще М. В. Ломоносов в полемическом стихотворении «Искусные певцы всегда в напевах тщатся» (1753 г.):

«В музыке что распев, то над словами сила <ударение>;
Природа нас блюсти закон сей научила.
Без силы “бЕреги“, но с силой “берегА“,
И “снЕги“ без нея мы говорим “снегА“;
Довольно кажут нам толь ясные доводы,
Что ищет наш язык везде от “и“ свободы».

Также замечено, что новые формы И. п. мн. ч. на -а/-я не появляются у существительных, которые в единственном числе имеют ударение на последнем слоге неодносложной основы. Так, не образуются, а если образуются, то не приживаются в языке формы на -а/-я у таких существительных, как «дирижЁр», «пирОг», «кобЕль» и т. п. Поэтому есть «кабелЯ» при «кАбель», но нет «кобелЯ» при «кобЕль». Формы «шоферА» и «договорА» появились при формах «шОфер» и «дОговор», а не при «шофЁр» и «договОр».

Как видно, морфология очень сильно вторгается в сферу русского словесного ударения, что вытекает из его подвижности. Словесное ударение в русском языке тесно связано со смыслом, с планом содержания морфем, с морфологическими категориями.

1.1 Русское словесное ударение

Особенности русского ударения.

Ударение - один из важнейших элементов устной речи. В русском языке его значение особенно велико, так как оно служит средством различения слов (ле́карство - лека́рство, ме́тчик - метчи́к, консерва́торский - корсервато́рский, рефле́кторный - рефлекто́рный) и грамматических форм (струны́ - стру́ны, стекла́ - стёкла, воды́ - во́ды).

В устной речи существует большое количество колебаний, возникающих под влиянием местных говоров, просторечия, наконец, под влиянием родного языка говорящего, если он нерусский. А между тем область ударения, пожалуй, в большей степени, чем другие области устной речи, привлекает к себе внимание слушателей. Выработка навыков правильной постановки словесного ударения обязательна для каждого человека, овладевающего культурой речи.

Что же такое словесное ударение? Каждое слово, как правило, состоит из одного или нескольких слогов. Если в слове два или больше слогов, то они произносятся неодинаково. Один из слогов выделяется. Это выделение и называется словесным ударением.

Ударяемый слог может выделяться благодаря большей длительности гласного. Это так называемое количественное ударение. Оно было свойственно древним языкам - греческому и латинскому. (Русский язык и Культура речи. А.И. Дунев и др. под ред. Черняк В.Д., стр.115)

Существует также динамическое, или силовое, ударение, при котором ударяемый слог выделяется большей произносительной силой. Этот достаточно распространенный тип ударения свойствен русскому, английскому, французскому, польскому, венгерскому и другим языкам. Силовое ударение в русском языке выполняет несколько важных функций:

1) Выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию;

2) Играет роль важного смыслоразличительного средства;

3) Участвует в ритмической организации не только поэтической, но и прозаической речи.

В русском языке ударение разноместное, то есть свободное. Это значит, что оно не закреплено за каким-то определенным слогом или за какой-то определенной частью слова, например, за основой или окончанием. Оно может падать на любой слог слова: во́лос, воло́сик, волоса́тый, волосяно́й. В некоторых словах ударение значительно удалено от конца слова. Ударным может быть четвертый слог от конца (ра́доваться), пятый (иссле́дование), шестой (вре́зывающийся), седьмой (выкара́бкивающимися) и даже десятый (вы́кристаллизировавшемуся). Ударными могут оказаться разные морфологические части слова: бро́сить - корень, броса́ть - суффикс, вы́бросить - приставка; лист - корень, листо́к - суффикс, листа́, листу́, листо́м - окончание.

Именно разноместность ударения в русском языке является причиной того, что в речевой практике могут параллельно существовать два и более акцентных варианта. Они различаются между собой или в лексическом, или в грамматическом, или в стилистическом отношении.

Когда мы говорим о различии лексическом, то имеем в виду семантику слов, то есть появление самостоятельных значений с изменением места ударения в слове. Достаточно сравнить такие слова, как хара́ктерный (упрямый) и характе́рный (с резко выраженными особенностями, чертами), безо́бразный (не заключающий в себе художественных образов) и безобра́зный (крайне некрасивый), чтобы понять, что разница в ударении делает их разными словами с самостоятельным значением. Поэтому говорящему необходимо точно знать место ударения в слове.

Разноместность ударения является также важным средством различения грамматических форм. Иногда это формы одного и того же слова, например, струны́ - родительный падеж единственного числа слова струна́ и стру́ны - именительный падеж множественного числа этого слова; то же самое при сопоставлении форм сестры́ - сёстры. Глаголы насыпа́ть и насы́пать, разреза́ть и разре́зать, рассыпа́ть и рассы́пать различаются по видовой принадлежности: первые - глаголы несовершенного вида, вторые - глаголы совершенного вида. В других случаях это формы двух слов, например, па́ли - прошедшее время глагола пасть и пали́ - повелительное наклонение глагола пали́ть, мо́ю - 1-е лицо единственного числа настоящего времени глагола мыть и мою́ - притяжательное местоимение моя́ в винительном падеже.

Бывает и так, что сосуществующие акцентные варианты не различаются ни в лексическом, ни в грамматическом отношении. Тогда один из вариантов признают соответствующим норме, а другой отвергают как диалектный, просторечный, профессиональный, архаичный и т.д. (глагольные формы с ударением на первом слоге: да́ришь, ве́ртишь - современные, с ударением на втором: дари́шь, верти́шь – устарелые).

Иную стилистическую окраску имеют такие слова, как мо́лодец, де́вица, бога́тырь, се́ребро, шелко́вый. Их фольклорное происхождение служит причиной присущего им особого народно-поэтического колорита. Соответствующие им стилистически нейтральные слова литературного языка - молоде́ц, деви́ца, богаты́рь, серебро́, шёлковый.

Лишь привычное ударение в слове облегчит слушателям понимание его смысла. А стоит изменить место ударения, как понимание будет затруднено. Более того, произнесение слова с непривычным для слушателя ударением, равно как и варианты ударения в одном и том же слове, непременно привлекут его внимание и, следовательно, помешают восприятию дальнейшей информации. Вот почему знание акцентных вариантов, принятых в качестве нормативных, необходимо каждому человеку.

Сложность в усвоении законов русского ударения связана не только с тем, что оно разноместное, но и с тем, что оно подвижное. Это значит, что при образовании разных грамматических форм слова ударение часто перемещается с одного слога на другой. В некоторых случаях это не наблюдается (Русский язык и Культура речи. А.И. Дунев и др. под ред. Черняк В.Д., стр.121) Например, слово кни́га во всех падежных формах единственного и множественного числа сохраняет ударение на основе: кни́ги, кни́ге, кни́гу, кни́гой, кни́гам, кни́гами, о кни́гах. Однако при склонении слова нога́ ударение падает и на окончание: нога́, ноги́, ноге́, но́гу, ного́й, о ноге́; но́ги, нога́м, нога́ми, о нога́х.

Грамматически однородные слова не имеют общих законов движения ударения, а это часто вызывает затруднения: у многих односложных имен существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа ударение ставится на окончании: бинт - бинта́; блин - блина́; винт - винта́; жгут - жгута́; зонт - зонта́; ковш - ковша́; крюк - крюка́; шест – шеста́. У других существительных ударение остается на основе: воз - во́за; долг - до́лга; мир - ми́ра; род - ро́да; стог - сто́га; фронт - фро́нта; штаб - шта́ба.

Следует обратить внимание на то, что у некоторых существительных, имеющих в родительном падеже единственного числа ударение на основе, при сочетании с числительными 2, 3, 4 ударение переходит на окончание: ряд, ря́да, но 2, 3, 4 ряда́; шаг, ша́га, но 2, 3, 4 шага́; шар, ша́ра, но 2, 3, 4 шара́.

Нет единообразия в системе ударения также при изменении двусложных и трехсложных существительных мужского рода. Часто в косвенных падежах происходит перенос ударения с основы на окончание: бага́ж - багажа́; валу́н - валуна́; весельча́к - весельчака́; каранда́ш - карандаша́; минда́ль - миндаля́; секрета́рь - секретаря́; солове́й - соловья́; тира́ж - тиража́.

Однако во многих словах такой перенос не наблюдается: вопро́с - вопро́са; оско́лок - оско́лка; перехо́д - перехо́да; при́город - при́города; прице́л - прице́ла; проли́в - проли́ва; разде́л - разде́ла. Нередко вызывает затруднение постановка ударения в винительном падеже единственного числа имен существительных женского рода. У некоторых существительных, имеющих ударение на окончании, ударение сохраняется там и в этой форме: весна́ - весну́; изба́ - избу́; нора́ - нору́; овца́ - овцу́; полынья́ - полынью́; сосна́ - сосну́; статья́ - статью́. У другой группы существительных такого типа в винительном падеже ударение переносится на основу: вода́ - во́ду; голова́ - го́лову; гора́ - го́ру; зима́ - зи́му; нога́ - но́гу; стена́ - сте́ну; цена́ - це́ну.

Некоторые односложные имена существительные мужского и женского рода, когда они в сочетании с предлогами В и НА приобретают обстоятельственное значение, произносятся с ударением на последнем слоге:

бор - о бо́ре, но: в бору́;

печь - о пе́чи, но: в печи́, на печи́;

ряд - о ря́де, но: в ряду́;

снег - о сне́ге, но: в снегу́, на снегу́;

степь - о сте́пи, но: в степи́;

тень - о те́ни, но: в тени́;

цепь - о це́пи, но: в цепи́, на цепи́.

В родительном падеже множественного числа существительные женского рода произносятся то с ударением на основе: га́ваней, ме́стностей, о́траслей, по́честей, при́былей, про́писей; то с ударением на окончании: должносте́й, крепосте́й, новосте́й, повесте́й, скатерте́й, скоросте́й, четверте́й.

Многие краткие прилагательные без суффиксов в основе или с суффиксами -Н-, -Л-, -К-, -ОК- обычно имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме единственного числа женского рода, где ударение переходит на окончание:

ве́сел, весела́, ве́село, ве́селы;

вре́ден, вредна́, вре́дно, вре́дны;

го́лоден, голодна́, го́лодно, го́лодны;

го́рек, горька́, го́рько, го́рьки;

кре́пок, крепка́, кре́пко, кре́пки.

В некоторых случаях варианты ударения в кратких формах множественного числа связаны с различием в значении. Так, например, вели́ки - множественное число от прилагательного вели́кий в значении "выдающийся, имеющий большую ценность": они вели́ки своими делами. Форма велики́ употребляется в значении "больше, чем нужно": ботинки велики́, комнаты велики́.

Возникают трудности при постановке ударения в формах прошедшего времени многих глаголов. Одни из них имеют ударение на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переносится на окончание:

гнал, гнала́, гна́ло, гна́ли;

за́дал, задала́, за́дало, за́дали;

на́чал, начала́, на́чало, на́чали;

о́тнял, отняла́, о́тняло, о́тняли;

при́дал, придала́, при́дало, при́дали.

В других - ударение последовательно переходит на окончание:

бра́лся, брала́сь, брало́сь, брали́сь;

вёл, вела́, вело́, вели́;

запря́г, запрягла́, запрягло́, запрягли́;

нёс, несла́, несло́, несли́;

плёл, плела́, плело́, плели́.

В третьих - ударение полностью сохраняется на основе:

води́л, води́ла, води́ло, води́ли;

говори́л, говори́ла, говори́ло, говори́ли;

носи́л, носи́ла, носи́ло, носи́ли;

писа́л, писа́ла, писа́ло, писа́ли;

чита́л, чита́ла, чита́ло, чита́ли.

Аналогичное явление наблюдается и при образовании кратких форм страдательных причастий прошедшего времени:

взят, взята́, взя́то, взя́ты;

на́чат, начата́, на́чато, на́чаты;

при́нят, принята́, при́нято, при́няты.

В этих случаях ударение сохраняется на основе во всех формах, кроме формы женского рода. Однако многочисленны примеры перенесения ударения на окончание во всех кратких формах (кроме формы мужского рода, где окончание - нулевое):

введён, введена́, введено́, введены́;

обводнён, обводнена́, обводнено́, обводнены́;

сооружён, сооружена́, сооружено́, сооружены́.

В иных причастиях ударение сохраняется на основе во всех кратких формах:

гаранти́рован, гаранти́рована, гаранти́ровано, гаранти́рованы;

обору́дован, обору́дована, обору́довано, обору́дованы;

прочи́тан, прочи́тана, прочи́тано, прочи́таны.

Безударные слова требуют отдельного разговора. Как правило, служебные слова и частицы не имеют на себе ударения. Одни из них, чаще всего односложные предлоги и союзы, бывают предударными словами, так называемыми проклитиками. Они примыкают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на воде́, при доро́ге, от ле́са, по пути́. Другие, чаще всего односложные частицы, являются энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющему на себе ударение: пришел кто́-то, скажи́-ка, я́ ведь обещал, ты́ же открыл дверь, приду́т ли они. В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками.

Иногда предлог принимает ударение на себя, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя ударение предлоги НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.

НА - на́ воду, на́ гору, на́ руку, на́ ухо, на́ зиму, на́ год, на́ дом, на́ пол.

Такой перенос ударения происходит не всегда. Мы говорим: «выйти на мо́л» (но не на́ мол), «взобраться на хо́лм» (но не на́ холм)

Перенос ударения на предлог возможен, как правило, тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого оборота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случае, когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существительное выступает в роли дополнения, ударение на предлог не переходит. Например:

поверить на́ слово, но: обратить внимание на сло́во "преобразование";

спустить корабль на́ воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на во́ду;

этот человек нечист на́ руку, но: на ру́ку была наложена повязка;

Часто переносится ударение на предлог НА при сочетании его с числительными: на́ два, на́ три, на́ пять, на́ десять, на́ сто, на́ двое, на́ трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения ударения не происходит: уехать на два́-три́ дня, на пя́ть-ше́сть месяцев, на дво́е-тро́е суток. Произнесение на́ два-три, на́ три-пять следует признать неверным. Предлог остается безударным и в том случае, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на два́ или три́ дня, на пя́ть или ше́сть месяцев, на дво́е или тро́е суток.

Ударение не переносится на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравним: уехать на́ два месяца - уехать на два́ месяца и десять дней; командировка на́ год - командировка на го́д и три месяца; встреча назначена на́ три часа - встреча назначена на три́ часа тридцать минут.

Таким образом, ударение - один из важнейших элементов устной речи, обладающее рядом особенностей: динамикой, разноместностью и подвижностью. В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму.


Язык как учебный предмет. Следовательно, при определении тематических групп (идеографических тем) для организации работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в V-IX классах необходимо исходить из «социального заказа» общества о воспитании подрастающего поколения, обладающего «всесторонне развитыми способностями». (М арке К., Энгельс Ф. Соч.-М., 1955.-Т. 4.-С. 336.) В...



Что затрудняет построение научно обоснованной методики формирования монологической формы речи. 1.3 Психолого-педагогические условия формирования образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень) в процессе обучения монологическому высказыванию Детям с речевым недоразвитием свойственны ослабление и нарушение коммуникативных отношений речи к неречевым структурам на...

Русское словесное ударение .Словарь нарицательных имён.
Автор М. В. Зарва.
Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.
© Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2001–2002.

История словаря

Удивительна история этого Словаря. Он вышел из печати в 1951 году и включал всего лишь около 5 тысяч слов. Долгожданное «дитя», обрадовавшее своим появлением всех радиоработников нашей тогда необъятной Родины, назвали просто – «В помощь диктору». Жизнь книге дала картотека дикторской группы Центрального радиовещания. Еще до Великой Отечественной войны на карточках стали записывать слова, которые могли вызвать затруднения у дикторов. Руководил этой работой член-корреспондент Академии наук СССР Д. Н. Ушаков (автор знаменитого словаря.). В 1942 году все «богатство» перешло в руки другого видного языковеда – профессора МГУ К. И. Былинского, впоследствии консультантом дикторской группы стал известный ученый С. И. Ожегов.

В 1954 г. словарь заметно пополнился. Теперь им активно пользовались не только профессионалы, ежедневно садившиеся к микрофону, но и многие другие, кто бережно относился к слову.

Редактировал книгу профессор К. И. Былинский, позже взял над ней шефство профессор Д. И. Розенталь. 1960-й, 1967-й, 1984-й... Словарь пополнялся и менялся по велению времени. Изменилось и его название: «Словарь ударений для работников радио и телевидения». С 1960 года это сочетание слов известно миллионам людей, но обладателями Словаря, несмотря на его многократное переиздание (в конце второго тысячелетия он вышел, если счет вести от самого рождения, в десятый раз), были немногие.

Новый словарь вобрал в себя самое нужное (самое трудное для понимания и произнесения) из толковых словарей, начиная со словаря В. И. Даля, сокровищницы русского языка, до современных терминологических словарей. Значительно увеличился его словник (состав лексики). Теперь в нем уже не 5, а 50 тысяч лексических единиц – и исконных русских, и заимствованных из многих других языков. Однако жаргонные, сленговые слова здесь искать бесполезно. Многие слова рекомендуется произносить не так, как принято в той или иной профессиональной среде (например, не компа/с, как принято у моряков, а ко/мпас и т. д.). Словарь по-прежнему не выходит за рамки литературной нормы. В нем появилось много новых терминов из биологии и археологии, анатомии и астрономии, а также экономических, политических, исторических, химических, технических и т.п.

Многие слова в настоящем издании снабжены отраслевыми пометами, ко многим даны пояснения. Теперь не придется ломать голову, если попадутся «диковинные» слова или омонимы, паронимы.

Особая ценность Словаря заключается в том, что в нем отражены трудные случаи постановки ударения, касается ли это существительных или наречий, глагольных форм или кратких форм страдательных причастий и прилагательных.

Отрадно, что в новом тысячелетии значительно вырос интерес к русскому языку не только у жителей других стран, но и у нас, россиян. Мы стали относиться к нему внимательнее. При Правительстве Российской Федерации создан Совет по русскому языку. Специальной комиссией этого Совета новая версия Словаря была рекомендована к размещению в портале «Русский язык» международной компьютерной сети Интернет. Уникальность Словаря подтверждена Обществом любителей российской словесности, которое было основанного при Московском университете в 1811 году (возрождено в 1992 году), на заседаниях которого в свое время выступали Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев.

«Живой как жизнь», наш язык постоянно преображается. Изменения происходят не только в лексическом составе, но и в произношении. Если вчера что-то считалось орфоэпической нормой, то сегодня уже устарело. Эта динамика отражена в Словаре – для этого потребовались особое внимание и дополнительные исследования. Конечно, основные принципы, лежавшие в основе прежних изданий, были сохранены. И главный из них, как и прежде, заключается в том, чтобы среди вариантов ударения того или иного слова выбрать только один, наиболее распространенный в сегодняшней языковой практике, что должно способствовать устранению разнобоя и установлению однообразия в произношении. Это облегчит труд журналистов, ведущих радио- и телепрограмм, политиков, юристов, менеджеров и вообще всех, чья деятельность так или иначе связана с русским языком, и от кого в значительной степени зависит правильное его использование.

Название : Русское словесное ударение.

Новый нормативный Словарь ударений содержит около 50 тысяч слов современного русского литературного языка, вызывающих трудности при определении места ударения. Дается признанный правильным вариант ударения в слове и его формах. Многие словарные единицы снабжены примерами их употребления, пояснениями. Включено большое количество новых терминов из экономики, политики, техники, медицины, а также слова из области религии и церкви, любительского и профессионального спорта, бизнеса и банковского дела, программирования и обработки информации.
Словарь рассчитан на широкий круг пользователей, заботящихся о грамотности своей речи. Существенно поможет иностранным гражданам в усовершенствовании знания русского языка.

Словарь необыкновенно интересен не только содержанием, но и своей историей, начавшейся в середине прошлого века. В настоящее время книга известна миллионам людей. Однако прежде далеко не все имели возможность стать обладателями и пользователями словаря, несмотря на его многократное переиздание (в конце второго тысячелетия он вышел, если счет вести от самого его рождения, в десятый раз).
И вот наконец появилась новая книга. Издательство и автор проделали большую работу, готовя эту версию Словаря. Он вобрал в себя все самое лучшее и самое нужное (то есть самое трудное для произнесения) из наиболее известных книг - от словаря В.И. Даля, сокровищницы русского языка, до современных терминологических словарей. Значительно увеличился его словник (состав лексики). Появились иллюстрации к большому количеству лексических единиц. Отражены трудные случаи постановки ударения, что составляет его особую ценность. Назначение Словаря - помочь, если возникла проблема при определении места ударения в слове.
Отрадно, что на стыке столетий и тысячелетий значительно возрос интерес к русскому языку не только у жителей других стран, но и у нас, россиян. Мы стали относиться к нему более чутко, внимательно. Не случайно при Правительстве Российской Федерации создан Совет по русскому языку. Специальной комиссией этого Совета новая версия Словаря была рекомендована к размещению в портале «Русский язык» международной компьютерной сети Интернет. Уникальность Словаря подтверждена в Обществе любителей российской словесности.
Мы надеемся, что Словарь станет настольной книгой тысяч и тысяч людей - тех, кто любит русский язык, старается сохранить его правильность и выразительность.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русское словесное ударение - Словарь - Зарва М.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Русское словесное ударение характеризуется тремя свойствами: фиксированностью, разноместностью (локальностью) и подвижностью .

Фиксированность означает, что ударение в каждой словоформе должно находиться в строго определённом месте и его нельзя произвольно переносить из одного места в другое. Например, в слове город ударение стоит на первом слоге и его нельзя перенести на второй слог. В слове порода ударение стоит на втором слоге и его нельзя переносить на первый или на третий слоги. В слове сковорода ударение стоит на последнем, 4-м слоге и его нельзя переносить на 1-й, 2-й или 3-й слоги. Всякое нарушение фиксированности ударения осуждается как нормативными словарями, так и негативным отношением людей к такой практике. Известны частушки, высмеивающие возможность нарушений фиксированного ударения:

− Я сижу на берегу́,

Не могу поднять ногу́.

− Не ногу́, а но́гу.

− Всё равно не мо́гу.

В некоторых случаях смена фиксированности ударения свидетельствует о наличии особого жаргона, например, шахтёры говорят дóбыча , а не добыча , юристы говорят осýжден, возбýждено , вместо осуждён, возбуждено , моряки говорят компáс, ветрá, вместо кóмпас и ветры . В других случаях нарушение фиксированности ударения является свидетельством норм дальних эпох или влияния других, родственных языков. Такие примеры как музыка , вместо мýзыка, буржуáзия , вместо буржуазия, суффикс, вместо сýффикс − это следы произносительных норм, восходящих к XIX веку. В современном русском языке есть некоторое количество слов, в которых общепринятой нормой допускается возможность двоякого ударения, например: дабы и дабы, творог и творог, колледж и колледж. Однако для каждого говорящего употребление двух возможных норм в своей речи недопустимо. Если человек в своей речи начал употреблять слово творог , то к концу речи он не имеет права переходить на вариант творог , т.е. вариативность ударения в некоторых словах допускается для общества в целом, но не для отдельного человека. Следует заметить, что есть словари менее строгие в этом отношении, допускающие возможность различной постановки ударения в некоторых словах. Обычно это академические или учебные словари. Но есть акцентологические словари (т.е. словари, нормализующие постановку ударения), рассчитанные на работников радио и телевидения. В них допускается только одна акцентологическая норма.

Разноместность (локальность) русского словесного ударения означает, что ударные слоги в разных словах могут находиться на разных местах. Известны языки, где ударение ставится на определённом слоге, например, в тюркских языках и во французском языке ударение стоит в конце слова, в польском языке словесное ударение ставится на втором слоге с конца. Для носителей таких языков русское ударение оказывается весьма сложным, так как разноместность не предполагает наличия каких-либо определённых правил постановки ударения на определённых слогах в зависимости от каких-либо других факторов.

Подвижность русского ударения охватывает не все слова русского языка, но довольно значительный разряд высокочастотной лексики. Подвижность ударения оценивается не по отношению к слогам, а по отношению к морфемам, или, точнее, по отношению к основе и окончанию слов. Эта особенность подвижности ударения впервые была отмечена И.А. Бодуэном де Куртенэ. Большой вклад в изучение подвижности русского ударения внесли А.В.Миртов, А.А.Зализняк, В.А. Редькин. Подвижность ударения может быть словоизменительной, формообразующей и словообразующей. Наиболее исследована словоизменительная акцентология. Языковеды пришли к выводу, что в области словоизменения может происходить переход ударения с основы на окончание и наоборот. Подвижность ударения различна для разных частей речи в русском языке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!