Самолеты дальней авиации россии. Восемь фактов о российской дальней авиации Авиация дальнего действия ссср

Дабы не «околеть», как тот Лама из Якутии, в своем никчемном ожидании, когда наконец-то клюнет соответствующий отпрыск на заброшенную «наживку», поделюсь полезной информацией на заявленную тему сего журнала. И так:

Для справки, считаю необходимым хотя бы кратко осветить вопрос, что же представляла собой авиация дальнего действия в годы Великой Отечественной? Не мудрствуя лукаво, приведу выдержку из книги « Годы в огненном небе. (Авиация дальнего действия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)» авторов Бочкарева П. П. и Парыгина Н. И.

Это здесь - http://militera.lib.ru/h/bochkarev_parygin/index.html.

«В ходе Великой Отечественной воины дальняя авиация являлась наиболее маневренным и мощным дальнобойным средством Ставки Верховного Главнокомандования. Она привлекалась для выполнения самостоятельных стратегических и оперативных задач с проведением воздушных операций по разрушению военно-промышленных и административно-политических центров, а также по нарушению коммуникаций и срыву маневра резервов противника. В тесном взаимодействии с авиацией фронтов и самостоятельно АДД проводила ряд воздушных операций в борьбе за стратегическое господство в воздухе, которые осуществлялись под руководством Ставки ВГК и характеризовались большим размахом и решительностью целей».

А вот основные результирующие статистические данные по АДД в годы войны, так же позаимствованные у этих авторов: «Авиация, дальнего действия за годы войны произвела 219788 боевых самолетовылетов, сбросив на врага 2000000 бомб, общим весом более 200000 тонн». Причем для уничтожения войск и техники за годы войнывыполнено 40,5% от всех сделанных самолетовылетов.Для срыва железнодорожных перевозок приходится 30, 6% самолетовылетов . Удары по аэродромам составили 9,33% самолетовылетов . На десантирование войск и грузов пришлось 11,72% самолетовылетов . На у дары по объектам глубокого тыла было осуществлено 3,15% самолетовылетов . П о морским объектам выполнено было 2,86 % самолетовылетов . На воздушную разведку потребовалось 1,55% самолетовылетов . На перехват самолетов было задействовано 0,3% самолетовылетов .

«Из 202128 тонн бомб сброшено по административно-политическим и военно-промышленным объектам в глубоком тылу противника 6628 тонн, железнодорожным узлам и станциям — 74819 тон; аэродромам — 22685 тонн; военно-морским портам — 5914 тонн и войскам на поле боя — 92082 тонн.

В интересах сухопутных войск и проводимых ими важнейших оборонительных и наступательных операций авиация дальнего действия выполнила свыше 80000 самолетовылетов , из них в битве под Сталинградом — 13874, в боях на Курской дуге — 7600, в Белгородско - Харьковской наступательной операции — 1898, в боях под Ленинградом — 23270, при освобождении Крыма — 1865, в Белорусской наступательной операции — 13 451, в Ясско-Кишеневской наступательной операций — 2602, в боях за освобождение Прибалтики — 7213, в Висло - Одерской, Восточно-Прусской наступательных операциях — 8538 и в Берлинской наступательной операции — 3441 самолетовылет. Во всех этих операциях авиацией дальнего действия сброшено 87982 тонн бомб.

Для оказания непосредственной помощи партизанам Белоруссии, Украины, Крыма, Латвии, Литвы, Ленинградской и других областей России, а также Югославии, Чехословакии, Польши авиация дальнего действия выполнила свыше 8 тыс. самолетовылетов. На оккупированную немцами территорию перевезено по воздуху 12 тыс. человек, большое количество грузов, эвакуировано на Большую землю свыше 4700 раненых. Всего в годы войны АДД совершила 25747 самолетовылетовв интересах сухопутных войск по перевозке более 17 тысяч тонн грузов, 83 тысячи военнослужащих и 23 тысяч раненых» (Бочкарев П. П. и Парыгин Н. И.)

Белгородский историк-ученый Сергиенко Анатолий Михайлович, исследуя историю авиации дальнего действия, установил совершенно точное число Героев Советского Союзав АДД.Их 273, шестеро удостоились высшей награды дважды.

А вот конкретные данные по 36-авиадивизии, в полках которой служил мой отец. Эти данные приводятся из книги «Крылатая гвардия» Николая Левченко, описывающего историю 57 Смоленской Краснознамённой морской ракетоносной авиационной дивизии, которая продолжила славный боевой путь 36-ой авиадивизии ДД в послевоенное время и дислоцировалась в Быхове до развала Союза. Но как теперь выясняется, он так же их позаимствовал, но из официальной истории «Рождение дивизии» (36-ой ад ДД), обнаруженную в архиве Сергиенко. Документ уникальный, созданный штабными писарьчуками сразу после войны.

«Всего за годы Великой Отечественной войны в боях за Родину пало 119 летчиков, 131 штурман, 142 радиста, 153 воздушных стрелка дивизии. (Надо заметить, что по численности потерисоставляютлетный состав более трех авиаполков ДД.)

Боевая работа характеризуется следующими данными: совершено самолетовылетов днем — 1424, ночью — 13467, сброшено 182724 авиабомбы. В результате бомбовых ударов вызвано пожаров 6439, взрывов различной силы — 3292, уничтожено 248 танков, 254 эшелона, 41 паравоз, 1367 вагонов, 731 автомашина, 47 самолетов в воздухе и 480 на земле, 250 складов и 46 цистерн с горючесмазочными материалами, 320 зенитных орудий, 44 железнодорожных моста и переправы, 88 прожекторов, 20 нефтехранилищ и 12 нефтевышек, 3 электростанции, 210 промышленных и станционных сооружений, 31 ангар, потоплено 3 боевых корабля и транспорта противника, уничтожено большое количество живой силы и боевой техники немецко-фашистских войск».

Как видите характер выполняемых задач, диапазон действий и их масштаб Авиации дальнего действия впечатляющ. Но каждый самолетовылет - это конкретные усилия технарей их готовящих. Это труд работяг из батальонов аэродромного обслуживания, доставляющих к самолетам и горючее и бомбы, содержащих летные поля в должном состоянии, а так же слесарей полевых ремонтных мастерских, латающих рванные самолетные раны и реанимирующих моторные сердца боевых машин. А об этих рабочих войны вообще мало, что найдешь в мемуарной литературе. Это люди, оставшиеся в тени боевой славы полков авиации дальнего действия, но без которых ни один самолетАДД не поднимался в небо.

, Ту-160

Командование Дальней авиации - объединение Военно-воздушных сил России в подчинении главнокомандующего ВКС России . Является стратегической авиацией - компонентом стратегических ядерных сил России .

Ту-160, 2011 год.

Ту-22М3, 2011 год.

История

Датой создания Дальней авиации считается 10 (23) декабря 1914 год , когда император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец ». Начальником эскадры стал Михаил Шидловский (бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец »).

К апрелю 1917 года в эскадру входило четыре боевых отряда, около 20 бомбардировщиков. В сентябре 1917 года германские войска подошли к Виннице , где в тот период дислоцировалась эскадра воздушных кораблей, поэтому самолеты сожгли, чтобы они не достались врагу.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1918 года предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец » в составе трех боевых единиц. Так началось возрождение Дальней авиации в РСФСР.

В 1933 году впервые в мире были сформированы тяжёлые бомбардировочные авиационные корпуса, которые получили на вооружение бомбардировщик ТБ-3 . В январе 1936 года была сформирована первая авиационная армия резерва ВГК (армия особого назначения - АОН). В этом же году в войска стали поступать двухмоторные дальние бомбардировщики ДБ-3 (после модернизации - ДБ-ЗФ (Ил-4)). В 1936-1938 годах были созданы три воздушные армии особого назначения, которые были подчинены непосредственно Наркому обороны СССР.

В 1940 году была создана Дальнебомбардировочная авиация Главного Командования Красной Армии (ДБА ГК), а управления армий особого назначения расформированы. К середине 1941 года ДБА ГК включала пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк: с общей сложности примерно 1500 самолетов (13,5% от общего самолетного парка ВВС Красной Армии) и почти 1000 боеготовых экипажей. Постановлением ГКО от 5 марта 1942 года Дальнебомбардировочная авиация была преобразована в Авиацию дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке Верховного Главнокомандования. Командующим АДД был назначен генерал Александр Голованов .

В 1960 году в связи с созданием РВСН два управления воздушных армий Дальней авиации из трёх были переданы в состав РВСН.

В 1961 году была изменена организация Дальней авиации, основу которой составили три отдельных тяжёлых бомбардировочных корпуса:

  • 2-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиационный корпус (Винница);
  • 6-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиационный Краснознамённый корпус (Смоленск);
  • 8-й тяжёлый бомбардировочный авиационный корпус (Благовещенск).

Для управления полками и дивизиями бывшей 43-й воздушной армии сформировали 2-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиакорпус Дальней авиации с дислокацией в Виннице.

В 1961 году во 2-й отбак входили:

  • 13-я гв. тбад (Полтава) в составе 184-го (Прилуки), 185-го и 225-го тбап на самолётах Ту-16 (оба на аэродроме Полтава);
  • 15-я гв. тбад (Житомир) в составе 250-го тбап (Стрый), 251-го тбап (Белая Церковь) на самолётах Ту-16 и 341-го тбап (Озёрное) на самолетах Ту-22 ;
  • 106-я тбад (Узин) в составе 182-го тбап (Моздок), 409-го и 1006-го тбап (оба на аэродроме Узин) на самолётах Ту-95К и Ту-95М ;
  • 199-й гв. одрап (Нежин) на самолётах Ту-16.

Для управления полками и дивизиями бывшей 50-й воздушной армии в 1960 г. сформировали 6-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиакорпус Дальней авиации с дислокацией в Смоленске.

В 1961 году в него входили:

В 1980 году на базе этих корпусов были сформированы три воздушных армии Верховного Главнокомандования:

  • (Смоленск);
  • 30-я воздушная армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Иркутск);
  • 24-я воздушная армия Верховного Главнокомандования оперативного назначения (Винница).

Командование Дальней авиации переформировано в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования стратегического назначения с базированием штаба в Москве.

  • 30-я воздушная армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Иркутск);
  • 37-я воздушная армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Москва);
  • 46-я воздушная Краснознамённая армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Смоленск);
  • 43-й центр боевого применения и переучивания лётного состава Дальней авиации (Рязань).

1 апреля 1998 года командование Дальней авиации было преобразовано в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования (стратегического назначения) . В

Участие в операциях

Ту-160 в сопровождении Су-30 выполняет боевую задачу в Сирии

Командующие

  • Голованов Александр Евгеньевич , главный маршал авиации (1946-1948)
  • Руденко Сергей Игнатьевич , генерал-полковник авиации (1950-1953)
  • Новиков Александр Александрович , главный маршал авиации (1953-1955)
  • Судец Владимир Александрович , маршал авиации (1955-1962)
  • Решетников Василий Васильевич (1969-1980)
  • Горбунов Иван Владимирович , генерал-полковник авиации (1980-1985)
  • Дейнекин Пётр Степанович , генерал-лейтенант (1985-1990)
  • Кобылаш Сергей Иванович Состав
    • Штаб, в/ч 44402 (г. Москва)
    • 63-й Митавский отдельный узел связи автоматизированных средств управления, в/ч 83069 (Смоленская обл., г. Смоленск, аэр. Смоленск-Северный).
    • 22-я гвардейская тяжёлая бомбардировочная авиационная Донбасская Краснознамённая дивизия (Саратовская обл., г. Энгельс):
      • 121-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Севастопольский Краснознаменный авиационный полк в/ч 85927 (бывш. в/ч 06987) (Саратовская обл., г. Энгельс)
        техника: 7 ед. Ту-160М (02 «Василий Решетников», 04 «Иван Ярыгин», 10 «Николай Кузнецов», 11 «Василий Сенько», 17 «Валерий Чкалов» 18 «Андрей Туполев», 9 «Валентин Близнюк»), 9 ед. Ту-160 (03 «Павел Таран», 05 «Александр Голованов», 06 «Илья Муромец», 07 «Александр Молодчий», 08 «Виталий Копылов», 12 «Александр Новиков», 14 «Игорь Сикорский», 15 «Владимир Судец», 16 «Алексей Плохов»)
      • 184-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Полтавско-Берлинский Краснознаменный авиационный полк (Саратовская обл., г. Энгельс)
        техника: 18 ед. Ту-95МС (10 «Саратов», 11 «Воркута», 12 «Москва», 14 «Воронеж», 15,«Калуга» 16 «Великий Новогород», 17, 18, 19 «Красноярск», 20 «Дубна», 21 «Самара», 22 «Козельск», 23, 24, 25, 27 «Изборск», 28 «Севастополь», 29 «Смоленск»)
      • 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк (ТБАП), в/ч 33310 (Калужская обл., п. Шайковка, аэр. Шайковка). техника: 23 ед. Ту-22М3
        (01, 06, 12, 15, 16, 17, 21, 22, 24 «Михаил Шидловский», 25 «Юрий Денеко», 26, 28, 35, 36, 38, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 49 «Александр Березняк»)
        • авиационная комендатура 52-го гвардейского ТБАП, в/ч 33310-А (Новгородская обл.г. Сольцы, аэр. Сольцы)
      • 40-й смешанный авиационный полк (САП), в/ч 36097 (Мурманская обл, г. Оленегорск-8, п. Высокий, аэр. Оленья)
        техника: 4 ед. Ан-12 (10, 11, 19, 26), 3 ед. Ми-26 (80, 81, 82), 6 ед. Ми-8MT (07, 17, 70, 77, ...)
        • авиационная комендатура 40-го САП, в/ч 36097-А (Республика Коми, г. Воркута, аэр. Советский).
    • 326-я тяжёлая бомбардировочная авиационная Тарнопольская ордена Кутузова дивизия (Амурская область, п. Серышево-2, с. Украинка):
      • 79-й тяжелый бомбардировочный ордена Красной Звезды авиационный полк (ТБАП), в/ч 62266 (Амурская обл., п. Серышево-2, с. Украинка, аэр. Украинка)
        техника: 14 ед. Ту-95МС (01 «Иркутск», 02 «Моздок», 03, 04, 06, 07, 10, 20, 21, 22, 26, 28, 41, 43)
      • 182-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный авиационный полк (ГТБАП), в/ч 75715 (Амурская обл., п. Серышево-2, с. Украинка, аэр. Украинка). техника: 16 ед. Ту-95МС (45, 47, 49 ,50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 «Благовещенск», 60, 61, 62)
        • авиационная комендатура 182-го ГТБАП, в/ч 75715-А (Чукотский АО, г. Анадырь, аэр. Угольный).
      • 200-й гвардейский тяжелый бомбардировочный Брестский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк, в/ч 35020 (бывш. в/ч 62266-Б) (Иркутская обл., Усольский р-н, п. Средний, аэр. Белая). Техника: 15 ед. Ту-22М3 (01, 02, 21, 22, 25, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 37, 46, 58, 67)
        • авиационная комендатура 200-го ГТБАП, в/ч 35020-А (Республика Саха - Якутия, Булунский улус, п. Тикси, аэр. Тикси): 1 ед. Ми-8AMTSh-VA (17)
        • авиационная комендатура (о-в Котельный, Новосибирские о-ва, аэр. Темп).
      • 444-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк (Иркутская обл., Усольский р-н, п. Средний, аэр. Белая). Полк переведен из Воздвиженки.
        Техника перенесена из Советская Гавань. техника: 14 ед. Ту-22М3 (03, 24, 37, 42, 43, 47, 48, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58)
      • 181-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (Иркутская обл., Усольский р-н, п. Средний, аэр. Белая)
        техника: 2 ед. Ан-12, 3 ед. Ан-30 (30, 31, 33), 2 ед. Ан-26 (58, 59)
    • 43-й гвардейский Орловский центр боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации, в/ч 41521 (г. Рязань, аэр. Дягилево):
      • 49-й инструкторский тяжелый бомбардировочный Краснознаменный авиационный полк в/ч 52654 (г. Рязань, аэр. Дягилево)
        техника: 6 ед. Ту-95МС(20 «Рязань», 22 «Челябинск», 23 ...) , 6 ед. Ту-22М3 (33, 34, 35, ...), 1 ед. Ил-78 (34), 1 ед. Ту-134AK, 2 ед. Ми-8МТ
      • 27-й смешанный авиационный полк, в/ч 77977 (г. Тамбов, аэр. Тамбов): 2 ед. Ан-12, 8 ед. Ан-26, 10 ед. Ту-134УБЛ (УБШ).
    • 203-й отдельный гвардейский авиационный Орловский полк самолётов-заправщиков (г. Рязань, аэр. Дягилево)
      техника: 12 ед. Ил-78М (30, 31, 32, 35, 36, 50, 51, 52, 80, 82, 83, 1 ед. Без борта), 6 ед. Ил-78 (33, 79, 81 , 86, 2 ед. Без борта)
    • Музей Дальней авиации , в/ч 41521 (г. Рязань, аэр. Дягилево).
    Центрполиграф

- АДД ВС СССР .

Первыми в мире практическим созданием тяжёлых пассажирских самолётов , с 4 двигателями на крыльях, начали в Российской империи . На пассажирском самолёте инженера и пилота И. И. Сикорского Илья Муромец было установлено несколько мировых рекордов, так в 1913 году был поднят груз весом 1 100 килограмм, а 1914 году 16 пассажиров и собака, эти события были занесены в книгу рекордов Гиннесса . Данный самолёт серийно строился на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе (Руссо-Балт), всего было построено 80 таких машин .

В сложившейся тяжёлой обстановке, начального периода войны, происходили нарушение централизованного управления ДБА ГК, большие потери самолётов и экипажей, постоянные переформирования формирований. Силы ДБА ГК РККА дробились на мелкие группы, в итоге 74 % всех самолёто-вылетов «дальников» , за 1941 год, было произведено с целью непосредственной поддержки войск на поле боя, что не являлось главным предназначением ДБА ГК.

В августе 1941 года ВГК пришлось упразднить корпусное звено управления и у ДБА ГК, так как потери сил дошли до 65 %, от первоначального состава на июнь того же года, а в составе ДАФ оставалось всего семь авиадивизий. Положение дел в ДБА ГК, к началу 1942 года, оставляло желать лучшего, поэтому для сохранения сил ДБА ГК, централизации управления ими, обеспечения массированного их применения в Ставке Верховного Главнокомандования приняли решение и создали Авиацию дальнего действия (АДД), как отдельный род сил ВВС, Постановлением ГКО Союза ССР , от 5 марта 1942 года с целью выполнения задач стратегического значения :

Кроме того, АДД (в том числе и входящий в её состав Гражданский воздушный флот, ГВФ) широко использовалась для обеспечения партизанского движения как на оккупированной территории СССР , так и в Югославии , Чехословакии и Польше , и выполнения специальных заданий, как то доставка в любую точку глубокого тыла противника (даже под Берлин) разведчиков , разведывательных и разведывательно-диверсионных групп, оказание помощи движению Сопротивления в оккупированной Европе и многих других.

Формирования АДД выделялись из ВВС РККА в непосредственно подчинение Ставке Верховного Главнокомандующего (СВГК). В Авивцию дальнего действия передавались восемь дальнебомбардировочных авиационных дивизий , несколько аэродромов с твёрдым покрытием, создавалась независимая от ВВС Красной Армии система управления, комплектования, материально-технического обеспечения и ремонта.

Всё время своего существования Авиация дальнего действия была резервом Верховного главнокомандования (ВГК). Командующий АДД получал распоряжения только от Верховного главнокомандующего И. В. Сталина . Авиация дальнего действия на тот период времени насчитывала более 1300 бомбардировщиков ТБ-3 , ТБ-7 и Ил-4 .

Было создано управление и пять дальних бомбардировочных корпусов , имевших на вооружении в разное время почти до 3000 воздушных кораблей, из которых боевых - около 1800 . Основу боевого самолётного парка авиации дальнего действия составляли дальние дипломата , во время первого налёта на Будапешт сильно пострадал большой железнодорожный вокзал венгерской столицы и по заявлению венгерской печати правительство реквизирует всё стекло в городе для ремонта окон. В настоящее время все три государства лихорадочно организуют противовоздушную оборону в основных городах и на работающих на гитлеровцев заводах, предусмотрительно созданных в этих странах как бы вдали от бомбардировщиков объединённых стран»…

В сентябре 1944 года Авиация дальнего действия была передана в состав ВВС РККА и преобразована в 18-ю воздушную армию . Назначение 18 ВА при этом осталось прежним.

Согласно военной статистике, Авиацией дальнего действия было совершено самолёто-вылетов:

37 ВАВГК военная доктрина ВС СССР. Три армии были переформированы в ракетные армии , а одна армия была расформирована в середине 1953 года.

Представлены только авиационные формирования, остальные формирования (связи, аэродромные, охраны и так далее) указаны как другие.

К началу 1943 года в боевом составе АДД ВГК было 11 авиационных дивизий. В соответствии с постановлением ГКО СССР, в мае стали формироваться восемь дальнебомбардировочных авиационных корпусов. Боевой состав авиации дальнего действия возрос до 700 самолётов и благодаря оборонной промышленности продолжал увеличиваться, хотя и медленными темпами, а задача была довести его до 1200 самолётов.

В декабре АДД ВГК имела в своём составе 17 авиационных дивизий и 34 авиационных полка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!