Самолеты падают в мох. Найденный в болоте военный самолет будут вытаскивать вручную Подъем самолетов из болот вов

Не так давно принимал деятельное участие в работах по извлечению из торфяного болота остатков советского самолета-штурмовика ИЛ-2. К моменту начала работ никто не мог предсказать каков будет результат, остался ли экипаж в самолете, в каком состоянии обломки самолета. По стойкам шасси и обломкам лонжеронов крыла найденным на поверхности, можно было точно сказать с уверенностью, что это ИЛ-2.

В последнее время развелось много организаций и людей, желающих получать PR от подобных акций. Например, РВИО пытается привлекать "известных поисковиков" - людей с сомнительной репутацией, способных сфотографироваться с давным давно найденным и кем-то вытащенным коленчатым валом мотора самолета и громко заявить в прессе и по телевидению - "Я НАШЁЛ САМОЛЕТ!!".

Реально работы делают профессионально, хорошо и без "журналистского шума" совсем другие люди, без "помпы", славы и наград.

ИЛ-2 243 ШАД, август 1942 года, видна переделка, сзади стоит турель с пулемётом ШКАС.

История началась достаточно банально. Один из участников будущего подъема, по рабочим делам был в Тверской области неподалеку от станции Бологое. Во время войны в этом месте находился большой аэродромный узел ВВС Северо-Западного фронта, а впоследствии 6-ой воздушной армии. Во время случайного разговора с местными жителями прозвучала история об упавшем самолете на близлежащем болоте.

Подобных рассказов можно услышать сотни, в любой деревне из районов и областей бывшего СССР, где прошла Великая Отечественная война старожилы могут рассказать об утонувшем танке в местном пруде или речке, с башни которого они в детстве ныряли или самолете, упавшем в огород или поле.

Однако к таким рассказам стоит относится с большой долей скептицизма, вероятность того, что рассказ правдив очень невелика. Поэтому разговор был услышан, но ему не было придано особого значения, только один момент в нем немного насторожил: наземных боевых действий в этом месте не было, а подробностей падения в рассказе было много.

Непонятное место на торфяном болоте. Современная спутниковая съемка.

Спустя некоторое время, долгими зимними вечерами были изучены современные спутниковые снимки, которые есть на известных поисковых ресурсах, окрестностей деревни, где состоялся разговор, особое внимание уделялось торфяникам.

На одном из снимков была замечена точка, которой было не место на болоте, она не была похожа на куцые сосенки или иное дерево, что растут там, не похожа и на какой-то другой природный объект. Возникла мысль при следующем рабочем визите посетить болото и посмотреть, что это за точка на спутниковой карте.

Так выглядит торфяное болото в Северо-Западном регионе России.

Проблемы найти это место в XXI веке нет, приборы спутниковой навигации и компьютерные программы привели точно. Точка на снимке в реальности оказалась небольшим окном воды в поверхности торфяного болота, к которому были протоптаны звериные тропы на водопой. Рядом из болотного мха торчал кусок металла, оказавшейся стойкой шасси от самолета. Таким образом деревенская легенда перестала быть легендой, а оказалась описанием реального события давно минувших дней. Окно воды на болоте - воронка от упавшего самолета.

Стойка шасси ИЛ-2 рядом с воронкой.

Теперь к работе подключилась разведка одного из поисковых отрядов: весной воронка была обследована с помощью магнитометра и многометровых щупов, болото в окрестностях места падения было "прозвонено" металлоискателями.

Итоги разведки показали, что в болоте, частично в чистой воде и частично затянувшейся мхом и болотной растительностью воронке, под слоем торфа на глубине 3-4 метров от современной поверхности лежат остатки самолета. Вокруг были найдены обломки конструкций крыла и стойка шасси, по этим предметам определили тип самолета - ИЛ-2.

Элементы конструкции шасси и крыла ИЛ-2, найденные на болоте.

"Сборная команда" из поисковых отрядов Москвы, Твери, Новгорода и Санкт-Петербурга, приступила к работам на месте падения. В сухом месте, в сосновом лесу примерно в полукилометре от места работ был оборудован базовый лагерь, в нем участники экспедиции ночевали и оставляли транспорт, а для работ на болоте использовался самодельный болотоход.

Болотоход - незаменим при подобных работах, это транспорт, грузовик и "подъемный кран".

Без использования болотохода проведение работ на болоте сильно затруднено: до места работ все снаряжение придется тащить на себе; подвоз досок, леса, помп и лебедок по болоту на другом транспорте невозможен; мощные лебедки болотохода при правильном их использовании позволяют вытаскивать тяжести со дна воронки.

Но в любом случае, техника облегчает работы, но не выполняет ее за людей: помпы постоянно забиваются мхом, травой и торфяной жижей; болотоход надо "якорить" для проведения подъемных работ, пропиливать для него дорогу. В конечном итоге основным средством остается ведро и "живая цепочка" для откидывания болотной жижи как можно дальше.

Процесс работы. Вода скачена, мох убран, далее возможно только черпать торфяную жижу ведрами и выкидывать ее по "живой цепочке". На дне воронки показался бронекорпус штурмовика.

Во время этой работы весь поднятый грунт приходится просеивать и искать мелкие обломки, любой найденный кусочек с номером может оказаться важным и пролить свет на тех, кто летал и погиб в самолете.

Гора поднятых на поверхность обломков постепенно растет. На фото кусок брони ИЛ-2 с номером самолета, части фюзеляжа, рукав подачи снарядов к авиапушке и кислородный баллон.

Сиденье пилота.

На глубине, где нет доступа кислорода, в болоте отлично сохраняются предметы: металл остался в краске и временами кажется, что катастрофа была совсем недавно. Самое главное уже найдено, на одном куске брони найден написанный краской номер самолета. Особенность штурмовика ИЛ-2, что номер самолета неоднократно дублировался краской на многих частях бронекорпуса, мог набиваться на алюминиевых лючках и шильдах конструкций. По номеру самолета и мотора, в документах ЦАМО можно установить судьбу самолета, кто на нем летал, его боевой путь и, если повезет, цель его последнего вылета.

Шапка-ушанка, принадлежала либо пилоту, либо стрелку-радисту, перед вылетом он ее снял и положил рядом, в момент удара ее выбросило из кабины.

После того, как была найдена шапка, стало ясно, что кабина неподалеку и возможно будут найдены тела летчиков.

Разбор кабины штурмовика.

После того, как добрались до кабины, были найдены личные вещи экипажа. Одновременно стало ясно, что тел летчиков ни в кабине штурмовика, ни рядом с ним нет.

Возникла версия, что они успели покинуть самолет до падения и продолжили воевать с врагом уже на другом самолете. Несмотря на этот факт работы было решено продолжить и извлечь из болота остатки самолета.

Планшет летчика, был привязан ремешками справа в кабине.

Летная перчатка и компас, оставленные летчиком.

Разбитый штурвал штурмовика ИЛ-2.

По мере освобождения бронекапсулы из цепких лап болота вырисовалась картина падения: самолет упал под острым углом, тяжелые части (мотор и корпус) пробили моховую подушку болота и ушли на дно, крылья и хвост отломились и остались торчать сверху, впоследствии алюминий от них был сдан на металлолом местными жителями. Вооружение со штурмовика было снято, вероятно, в то же время. Во время удара об "моховую подушку" хвост подбросило в сторону кабины, удар был такой силы, что когда вырывало конструкции хвоста и крыльев броню в районе места, где находился воздушный стрелок раскололо.

Планшет воздушного стрелка. Был привязан к бронекорпусу.

Разбор кабины. Идет извлечение овальной броневой плиты корпуса.

В кабине стрелка лежал предмет, назначение которого сразу понять не удалось, вначале решили, что это предмет униформы, но какой-то необычный, то, что вначале приняли за бриджи или штаны оказалось чехлом на винт самолета. Причина по которой этот предмет взяли с собой в полет остается загадкой, такие предметы обычно оставались у техника на земле. Помимо этого, в кабине нашлись два обычных противогаза, их нахождение вместе с летчиками в самолете тоже не совсем обычно.

Чехол на винт ИЛ-2.

Бронестекла фонаря пилота.

Остатки приборной панели, можно оценить силу удара.

В процессе работ стало ясно, что бронекорпус расколот на крупные фрагменты и поднять его целиком не получится, поэтому его доставали кусками, при подъеме бензобака, который расположен в корпусе между пилотом и стрелком из него вытек бензин и в воронке стало невозможно находится из-за паров бензина и угрозы пожара, пришлось вычерпывать его ведрами и сделать временный перерыв для проветривания.

Во время этой вынужденной паузы были аккуратно разобраны бумаги из планшетов, там оказались полетные карты, данные для радиообмена, рисунки для быстрого опознавания основных населенных пунктов вокруг аэродрома базирования и неотправленное письмо воздушного стрелка. Из письма стало ясно имя одного из членов экипажа, а это позволило прямо на месте установить через ОБД-Мемориал судьбу экипажа.

Подъем двигателя ИЛ-2. На воде пленка из масла и бензина, в воронке находится было опасно.

Вернувшись домой был проанализирован весь материал с подъема самолета и удалось установить, что найден ИЛ-2 №30988 из 243-й штурмовой авиационной 784-го штурмового авиационного полка. На штурмовике летали: воздушный стрелок Тарасов Николай Евгеньевич и летчик Гейтенко Степан Васильевич.

ИЛ-2 изначально был одноместный, но в дивизии подвергся переделке в двухместный, был оснащен пулеметом ШКАС. Летчик имел боевой опыт, летал с июля 1942 года, воздушный стрелок только недавно прибыл на фронт имел всего несколько боевых вылетов. Стрелок – круглый сирота, лётчик – уроженец Харьковской области.

Пилот, Гейтенко Степан Васильевич

Самолет найден, могила летчиков - потеряна, в месте, где они числятся захороненными, сейчас находится санаторий....

В июне 2014 года поисковый отряд "Демянск" предпринял очередную попытку поднять из болота советский бомбардировщик ДБ-3Ф.

Кратко о машине.

ДБ-3Ф - дальний бомбардировщик, разработанный под руководством С.В. Ильюшина. С марта 1942 года называется Ил-4.

Экипаж - 3 человека: пилот, штурман и стрелок. При наличии нижней люковой установки в экипаж добавлялся еще один стрелок.

Бомбовая нагрузка - до 2500 кг. Длина - 15 метров, размах крыльев - 21 метр. Максимальная взлётная масса - 12 тонн.

ДБ-3Ф был основным самолётом советской авиации дальнего действия. Именно эти самолёты бомбили Берлин в августе 1941 года.

Предположительно осенью 1941 года в одно из демянских болот упал самолёт.

Через 60 лет поисковики отряда "Демянск" обнаружили на болоте странное окно в трясине, заполненное водой. После тщательного исследования оказалось, что это воронка, которая образовалась от падения самолёта. Попытались вытащить, не получилось. Не хватило знаний, техники.

С тех пор опыт отряда только рос. Поднимались самолёты, лётчики, выяснялась судьба экипажей.

И вот, спустя более чем 10 лет было решено вернуться к этому, первому и не очень простому, самолёту.

Тогда был найден номер самолёта. К сожалению, выяснить по нему судьбу самолёта и лётчиков не удалось и было решено отправится к самолёту еще раз. Лето выдалось достаточно сухое и можно было рассчитывать достичь некоторых результатов малыми силами.

Итак, июнь 2014 года. Демянский район Новгородской области. Болото...

Просто работа.

После недолгих сборов отряд готов к выезду. Отрядная ГТСка загружена в буквальном смысле выше крыши - запас карман не тянет. Берём с собой и воду.

Благодаря лесорубам в новгородских лесах еще можно встретить приличные дороги...

В помощь отряду прибыли несколько ребят из Центра духовного, патриотического и нравственного воспитания Подольского благочиния РПЦ. Ребята хоть и молодые, но в поисковых делах опыт имеют большой и подготовлены к экстремальным условиям на отлично. За исключением накомарников...

Болото встречает нас прекрасной погодой и нереально глубоким небом.

Воронка от падения самолёта. С мая ничего не изменилось.

Результаты предыдущей работы.

Выгружаемся... Самое главное в такой работе - помпы и вёдра. И побольше.

"Чего стоим? Кого ждём?..."

Хотя и завещал сэр Артур Конан Дойл держаться подальше от торфяных болот, но иногда они бывают очень и очень красивыми.

Обломки бомбардировщика ДБ-3Ф.

Где-то там самолёт и, возможно, лётчики. Хотя, все конечно надеются, что их там нет, что им удалось покинуть машину и что они продолжили сражаться с захватчиками...

Командир поискового отряда "Демянск" Анатолий Степанович Павлов.

Огромная мощная машина размером 15 на 20 метров превращается груду небольших обломков...

Начинаем обустраивать место работы.

Мошкара и слепни не дают расслабиться.

Включили помпы. Водозаборные фильтры надо постоянно очищать и для этого прямо в воронке находится специальный человек.

Владимир - главный специалист отряда по подъёму самолётов и вдохновитель множества подобных экспедиций.

Иногда приходится прочищать и саму помпу.

Одна из находок, подтвердившая версию о типе самолёта. Крышка заливной горловины топливного бака.

Несколько раз приходится ездить за лесом для крепления стенок воронки.

Болото стремится вернуть своё и поэтому надо постоянно крепить стенки воронки.

Имея под ногами "твердую почву" работать гораздо легче и поэтому по периметру делаются настилы из досок.

Советская мембранная помпа. В паре с японским мотором творит чудеса. Качает медленно, но уверенно, меньше страдает от засоров. Незаменима, когда надо убрать из воронки небольшое количество постоянно стекающей туда воды.

Разведка воронки проводится при помощи 6-метрового(!) щупа.

Работать щупом приходится постоянно - с понижением уровня воды постоянно находится что-то новое.

Работаем длинными стальными крюками. Воронка прочёсывается крюком по сантиметру. Если что-то удалось зацепить - тянем. Легкое в одиночку, тяжелое - вдвоём, совсем тяжёлое - лебедкой.

Болото коварно. Вроде бы уже 100 раз прошёл по этому месту, а потом проваливаешься по пояс.

Очередной засор. Боец на переднем плане вытаскивает тину граблями.

Но самый главный инструмент в подобной работе - обычное ведро. Чистая вода занимает лишь небольшую часть объёма воронки. Главное - мох, тина, грязь. Всё это необходимо вычерпать, чтобы добраться до того, что на дне.

Обратите внимание на вёдра - они укреплены стальными полосами, так как в штатном исполнении просто не выдерживают. Ведь наполненное "болотом" ведро может весить далеко за 10 кг.

Вот так с шутками-прибаутками, войдя в ритм, за день можно перекачать несколько тонн болотной жижи.

Но веселее всех, конечно тому, кто черпает в самой воронке...

Делим воронку на 2 части, чтобы упростить работу по откачке.

Когда удаётся зацепить нечто серьёзное на помощь приходит лебёдка болотохода. В данном случае пришлось использовать ещё и два блока.

"Давай, родная!..."

Болотоход начинает стаскивать в воронку и приходится заякорить его за вторую машину.

Вытаскиваем один из цилиндров двигателя. Вещь вроде бы лёгкая, но поднимаясь из глубины, такой крупный обломок тащит на себе ещё тонну тины и мха.

Надо сказать, что данная находка была очень важной. На цилиндре выбивается номер мотора. Имея номер мотора можно установить и судьбу самолёта.

После очередного серьезного зацепа принимается решение заякорить и второй болотоход.

Самолеты падают в мох. February 12th, 2012

Еще в те далекие времена, когда выделенный интернет был непозволительной роскошью для физического лица и связь со всемирной сетью осуществлялась по телефонной линии, натолкнулся я в русскоязычном интернете на любопытный артефакт, известный под именем “Карта Марка Кострова. Карта эта напомнила мне иллюстрации из книги “Остров сокровищ”. Такие же непонятные обозначения, символы и названия, во многом отражающие своеобразный внутренний мир своего составителя. О чем можно подумать, отыскивая такие, например метки – “Предполагаемые клады” или “Там где чудиться”, “Заброшенные библиотеки” или “Клад в колодце”. Прочитав почти все произведения писателя Марка Кострова, я так поразился его замечательному слогу, историям, простым и щемящим что уверовал в существование затерянного и заброшенного мира среди болот на границе Псковщины и Новгородчины.

Тогда еще я не знал, что через 10 лет окажусь в самом центре этой карты, как в волшебном мультфильме. Своими собственными глазами буду искать следы путешествий писателя, слушать истории о героях его рассказов. Так становится ясно, что действительно видел или слышал автор, что он благодаря своему мировоззрению домыслил, где приукрасил, а когда для остроты ощущений круто повернул сценарий чьей-то реальной жизни в своем описании. Но речь не об этом, а о третьей метке на костровской карте. Итак, небольшой рассказ о самолете в болоте.

Филиппыч, что часто гостит в своем доме в умирающей деревне на берегу озера Полисто, производит впечатление крепкого старика. Все-то у него есть, а главное – лодка с хорошим мотором, вездеход для передвижения по болотам, жилистые руки и память о прошлом Полистовья. Вот в одно прекрасное время вспомнилось Филиппычу, как в 1946 году видел он торчащий из болота металлический хвост большого самолета, о чем и сообщил спустя 65 лет Великолужскому (по-моему) военкому. Поиск погибших в войну, подьем останков героев дело благое, а тут нашлись сподвижники и спонсоры и вот уже разведка поискового отряда связалась с заповедником, как мол и что, а как бы нам там местность осмотреть.

Слухи ходили о лежащих в болоте самолетах. На Рдейщине (в восточной части болотного массива) рассказывают о самолете с грузом золота, упавшем в болото осенью 41 года. Мой проводник и инспектор заповедника рассказывал о самолете с грузом оружия, направлявшимся или к немцам в Демянский котел, или в Партизанский край, что существовал в Полистовье до середины 1942 года. Сам я видел непонятные металлические части вдали от минерального берега и были они явно не от саней или телеги. Так что найти нечто среди болот вполне возможно.

А вот чем чревата операция по подъему самолета в центре особо охраняемой болотной территории, какие усилия людей и техники потребуются и что потом останется от охраняемого участка – все это было непонятно и волнительно. “Не можешь помешать, тогда надо возглавить” – сказал директор заповедника и мы отправились в экспедицию к озеру в центре заповедника, за которым и должен лежать Ил-4. По данным поисковиков, самолет потерпел катастрофу на высоте нескольких километров, попав в грозовой фронт. По словам специалистов, в тот вылет авиация дальнего действия потеряла от погоды несколько машин. Именно этот самолет еще в полете разломился и упал, пилот и штурман погибли, один из стрелков воспользовался парашютом и выжил, продолжив затем войну. Но мне найти подтверждение подобной истории в сети не удалось.

Военкомовские отправились со своим поисковым оборудованием в моторной лодке на Полисто. Филиппыч на вездеходе, который носит в обиходе название “каракат” дожен подхватить их тяжелый груз и доставить в болото. А мы на вездеходе “Argo” с запасом топлива пойдем по топям и, преодолев за сутки более 35 километров непроходимого для колесной или тяжелой гусеничной техники болота, должны встретиться в районе поиска.

Район поиска встретил нас проливным дождем, настолько сильным, что когда мимо нашего вездехода на расстоянии в три десятка метров прошла лосиха с двумя лосятами, она не сразу обратила на нас внимание.

Этот район покрыт различными формами болотных сосен, примерно одного возраста, но разной высоты. На грядах и мочажинах открытого пространства сосны возрастом около 50-60 лет невысоко возвышаются надо мхом, всего на 60 сантиметров или метр. Основная часть их ствола и корней может на пару метров быть погружена в мох. Однако, чем ближе к озеру, тем стволы толще и кроны выше, достигая высоты в 4-5 метров. Это уже высокие, большие деревья. Там нельзя проехать на вездеходе, потому что сосны можно поломать, а это совсем не согласуется с заповедным режимом. И ничего не видно уже на расстоянии в десяток шагов.

Наша группа соединилась и начала поиски, осматривая мох в поисках следов большой ямы, следы от которой должны все же проступать во мху. Только после обнаружения таких старых и глубоких мочажин можно начинать работу со специальными металлоискателями, которые могут обнаружить металл на глубине в несколько метров.
Однако, везде волны моховых кочек, нет ни следа падения, люди устают, энтузиазм потихоньку пропадает.
“Филиппыч, ну ты что-нибудь помнишь? Похожа ли местность?” – спрашивают поисковики. “Нет, непохожа – отвечает наш аксакал и следопыт – мы там лошадей в ночном пасли, в костер кусочки обшивки с хвоста кидали, они так смешно горели с искрами, искры прожигали одежду а мать потом драла….” Филиппыч мечтательно улыбается, вспоминая детство. А я понимаю, что в топи верхового болота лошадей пасти нельзя. Что-то не складывается в рассказе, за 65 лет произошли изменения в памяти ли в природе. И самолет нам с ходу точно не найти.

Поисковики предполагают, что действовать надо зимой, когда замерзнет болото. Но зимой невозможно увидеть следы падения. На поиски можно потратить дни, недели и месяцы работы. Так что тайна, скорее всего останется тайной и будет ждать того момента, пока на остатки бомбардировщика случайно наткнется кто-нибудь из ученых, что будут составлять детальную карту растительности заповедника.

Но напоследок несколько свидетельств, что артефакты войны все-же есть в Полистовье.

Немецкий транспортник Ю-52 сфотографировала ботаник Наташа Решетникова, другой исследователь Татьяна Новикова в глубине болот наткнулась на такие вот детали техники, которые я гарантированно не смог опознать. Может вы знаете, что это?
Кстати, около половины названий на карте Марка Кострова имеют неточности, имеют ошибку, доходящую иногда до трех километров. Теперь я рекомендую относиться к рассказам своего любимого писателя больше как к произведению литературы. В нем только малая толика от достоверного полевого дневника.

Во время уникальной поисковой операции под деревней Кобона Ленинградской области из болота подняли фрагменты советского самолета, на котором воевал летчик Александр Хорошков , и который перед падением протаранил немецкий бомбардировщик. Останки героического истребителя ЯК-7Б увидел корреспондент Федерального агентства новостей . Видеоверсию поисковой операции смотрите .

Подвиг летчика

В 1943 году, когда Ленинград уже второй год находился в кольце блокады, ожесточенные бои разворачивались не только на подступах к осажденному городу, но и в воздухе над Дорогой Жизни – единственной ниточкой, питавшей ленинградцев. Во время одного из авиационных налетов фашистов 30 мая, пилот Александр Петрович Хорошков, прикрывавший Волховскую ГЭС и уже возвращавшийся на базу после выполненного задания, заметил в небе немецкий бомбардировщика «Хейнкель-111», который готовился к атаке на порт Кобона – «ворота» Дороги Жизни. В ходе воздушного боя самолет советского летчика был подбит, сам он – тяжело ранен. Несмотря на то, что немецкий «Хейнкель» был в разы мощнее ЯКа, Хорошков решил идти на таран, что означало верную гибель для обоих самолетов. По воспоминаниям однополчан и очевидцев, 24-летний советский лейтенант успел покинуть горящий самолет и катапультироваться, но на базе его так и не дождались: видимо, из-за тяжелого ранения летчик не смог выбраться на сушу из непроходимого болота, куда рухнул его истребитель, совершив свой последний подвиг.


Пошел за клюквой – нашел самолет

Сотрудники Музея Битвы за Ленинград три года искали обломки истребителя в труднодоступном районе Большого болота, опираясь на информацию архивов и местных жителей. Самолет нашли благодаря одному из дачников, который пошел на болота за клюквой и заметил торчащий из земли фрагмент истребителя. Основные же детали самолета обнаружились в болоте, на глубине трех метров, радиус разброса элементов составил более 50 метров.

Вести какие-либо поисковые работы в этой местности летом просто невозможно: все болото плавает и «дышит», а к месту падения невозможно добраться, поэтому поисковики Российского военно-исторического общества специально ждали зимы. Подготовка к экспедиции, в которой принял участие корреспондент ФАН, заняла две недели. Специально для подъема истребителя был приобретен трековый снегоболотоход, потому что на другом транспорте через болота Ленобласти не добраться даже зимой. Над заранее обозначенными местами, где нашлись обломки самолета, был вырезан лед, а доставать металлические фрагменты воздушного судна со дна болота после откачки воды пришлось практически вручную: водолазы в специальных костюмах наощупь искали детали в ледяной воде и поднимали их на поверхность. Тяжелую хвостовую часть достали с помощью мощной техники. В результате со дна было поднято около 80% военной машины, похожей на останки огромного динозавра, найденного в глубинах земли.

Памяти Алексея Маресьева и Олега Пешкова

«Поднять самолет – это не самое сложное, – рассказал корреспонденту ФАН руководитель Военно-исторического центра Олег Титберия . – Но нужно сделать это правильно, провести реставрацию, и чтобы уже в экспозиции музея этот самолет продолжал свою работу, чтобы подрастающее поколение смотрело на него и вспоминало о тех, кто защищал их жизнь много лет назад».

После реставрации из найденных фрагментов корпуса, из деталей других самолетов и ранее поднятого «Хейнкель-111» будет собрана новая музейная экспозиция, посвященная подвигу Александра Хорошкова. Масштабная экспедиция по подъему военного самолета стала возможной благодаря проекту Российского военно-исторического общества, который посвящен 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Маресьева и памяти Героя России Олега Пешкова, погибшего в Сирии.

«Суть нашего проекта в том, что в ходе поисковых экспедиций мы определяем места крушений самолетов в период Великой Отечественной Войны, устанавливаем судьбы летчиков, возвращаем их из небытия и рассказываем о неизвестных подвигах», – сказал руководитель поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский .

Работы на месте гибели советского истребителя на этом не закончатся: поисковикам предстоит еще найти останки самого Александра Хорошкова, судьба которого до сих пор не очень ясна. По обнаруженному в болоте летному креслу с вырванными креплениями непонятно, успел ли пилот катапультироваться на самом деле. Помочь историческому расследованию может бронеспинка, которую пока также не нашли.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!