Самые необычные архитектурные сооружения планеты. Зеркальный дом, Флинт, США


Статуя Свободы, Пизанская башня, Эйфелева башня и Великий Сфинкс Египта известны, наверное, всем. Тем не менее, со всеми этими знаменитыми, и, казалось бы, известными вдоль и поперек произведениями искусства связаны малоизвестные интересные факты, которые выпали из внимания современной поп-культуры.

1. Секретная квартира в Эйфелевой башне


Мало кто знает, что в Эйфелевой башне есть секретная квартира, скрытая на верхнем уровне башни. Эта квартира принадлежала Гюставу Эйфелю - инженеру, который проектировал башню. В 1890 году, через год после открытия Эйфелевой башни, французский писатель Анри Жирар заявил, что Гюставу Эйфелю завидовал весь Париж, причем не из-за того, что Гюстав был создателем башни, а из-за того, что у него была квартира на ее верху.

В гости к Эйфелю приезжали многие знаменитости, в том числе Томас Эдисон. Эйфелю даже предлагали большие деньги только за то, чтобы переночевать в его квартире. Сейчас это помещение открыто для посещения публики.

2. Вдохновение для картины «Крик»


Произведение Эдварда Мунка «Крик» является одной из самых знаковых картин 20-го века. Что интересно, ее неоднократно пытались украсть. По словам самого Мунка, на создание «Крика» его вдохновил день, когда он шел со своими друзьями и увидел, что «небо стало красным, как кровь», при этом он невероятно устал и услышал «огромный бесконечный крик природы».

В течение многих лет считалось, что это было воображение Мунка, пока недавно не было обнаружено, что небо в этот день, вероятно, на самом деле было красным в результате извержения вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году. Влияние вулкана ощущалось даже в Нью-Йорке, где небо тоже стало красным.

3. Создатель Пизанской башни


Знаменитая падающая башня в итальянском городе Пиза хранит многие тайны. В основном, все знают о наклоне башни из-за неустойчивой и мягкой почвы под ее основанием. При этом никто не знает, кто построил эту колокольную башню для собора города Пиза. Основной причиной этого стало то, что башня строилась целых 200 лет. Историки привыкли думать, что строение было разработано Бонанно Пизано, но более вероятным архитектором может быть Диотисальви, который проектировал баптистерий города и колокольню Сан-Никола.

4. Цепь у подножия статуи Свободы

В 2011 году бывшего губернатора штата Аляска Сару Пэйлин спросили, что символизирует Статуя Свободы. Она ответила: «Это символ для американцев, чтобы они помнили об ошибках других стран и никогда не повторяли их». К сожалению, Сара Пэйлин была совершенно неправа, поскольку статуя символизирует совершенно противоположное.

Эдуард де Лабулэ, известный французский политик и противник рабства и смертной казни, повлиявший на создание Статуи Свободы, был убежденным сторонником президента Линкольна, который боролся за отмену рабства. Статуя не предупреждала Соединенные Штаты об ошибках, а была подарена в честь свободы, демократии и отмены рабства. Именно поэтому у ног Статуи Свободы лежит сломанная цепь, которая обычно не видна для туристов.

5. Пропавшая без вести борода Сфинкса


Изначально Сфинкса строили без бороды, которую добавили намного позже. Скорее всего, бороду Сфинкcу приделали, чтобы показать взаимосвязь с Хоремахетом - одним из египетских богов. Также ученые предполагают, что бороду могли добавить, чтобы ассоциировать Сфинкса с египетскими фараонами, которые часто носили искусственные бороды в качестве символа власти и их связи с богом Осирисом. Один тридцатая бороды в настоящее время находится в Британском музее.

6. Скрытая музыка Да Винчи


В 2007 году Джованни Мария Пала, итальянский компьютерный техник и музыкант, заявил, что он расшифровал скрытые ноты в знаменитой картине да Винчи «Тайная вечеря». По словам Пала, если нарисовать пять строк линейного стана поверху известной картины, то руки Иисуса Христа, руки его апостолов и буханки хлеба на столе будут изображать музыкальные ноты, которые будут иметь смысл, если читать их справа налево. Да Винчи был известен как фанат музыки, который включал музыкальные загадки в свои произведения, причем их нужно было читать справа налево. Алессандро Веццози, директор специализированного музея Да Винчи в Тоскане заявил, что предположение Пала может являться вполне вероятным.

7. Цвет моста Золотые Ворота


Мост Золотые Ворота – один из наиболее фотографируемых объектов в мире. Интересно, что ВМС США протестовали против постройки моста, потому что боялись, что если мост будет взорван, то он станет ловушкой для кораблей в гавани Сан-Франциско. Когда согласие было получено, то ВМС не понравится цвет, в который он должен был быть окрашен. Армия хотела покрасить мост в черно-желтый цвет, чтобы его было видно в тумане. В итоге, архитектор моста Ирвинг Морроу убедил военных покрасить мост в цвет, похожий на базовый слой грунтовки - темно-оранжевый.


Портрет «Мадам Х», на котором изображена Вирджиния Авеньо Готро, - известная картина молодого американского иммигранта и знаменитости по имени Джон Сингер Сарджент. Однако, после первого показа картины на выставке «Салон» портрет подвергся резкой критике и был осмеян за свою «непристойность». Главной причиной критики стала съехавшая на правое плечо модели бретелька. Скандал, который последовал за этим, был настолько сильным, что Сарджент был вынужден переехать в Великобританию. Семья Готро умоляла Сарджента убрать картину с галереи и не порочить их дочь. В итоге Сарджент перерисовал бретельку в то, что видно на портрете сегодня.

9. Капсула времени в горе Рашмор


Это общеизвестный факт, что скульптурная композиция горы Рашмор является незавершенной, мало кто знает о том, что в ней заложена капсула времени. В время строительства горы Рашмор, ее главный архитектор Борглум хотел создать большой зал, в котором будут собраны все важные документы в американской истории. К сожалению, из-за нехватки денег, он не закончил свою работу, а вскоре и умер в 1941 году. В 1998 году Конституция, 16 эмалированных плиток с текстом из Декларации независимости и Билля о правах, наряду с мемуарами Борглума и биографиями президентов, лица которых были высечены на горе, были помещены в титановое хранилище и запечатаны внутри недостроенного зала.

10. Микеланджело и его «Страшный суд»


Незадолго до своей смерти, папа Климент VII заказал Микеланджело создать картину Страшного суда на стенах Сикстинской капеллы. Изображения должны были представлять последний день мира, когда Иисус Христос вернется в мир. Однако, возник ряд разногласий, когда Микеланджело нарисовал несколько обнаженных персонажей, показав их половые органы, в том числе Иисуса Христоса и его мать Марию. Это не нашло одобрения у кардинала, который начал убеждать всех, что рисунок нужно полностью удалить или подвергнуть жесткой цензуре.

Церемониймейстер Папы Бьяджо да Чезена также выступил за цензуру или полное удаление рисунка, который по его словам, лучше подходит для показа в общественной бане или питейной, а не в церкви. Это разозлило Микеланджело, который затем нарисовал лицо Чезена богу подземного мира Миносу. Он также добавил ему уши осла, намекая на глупость Чезена.

В продолжение темы со всего мира. Одни восторгаются этими памятниками, другие пребывают в недоумении. Но никто не остается равнодушным.

Вряд ли кто-нибудь станет всерьез спорить с тем фактом, что строительство является одной из наиболее важных профессиональных сфер в жизни всего общества. Трудно даже представить себе мир без всех тех достижений в области архитектуры, которыми с таким удовольствием пользуются все современные люди. Естественно, что история строительного опыта человечества насчитывает не одну тысячу лет. За все это время накопилось множество интересных фактов о строительстве, а о наиболее любопытных из них вы сейчас и узнаете.

Мосты инков



Инки считали мосты настолько священными сооружениями, что любой, кто наносил им вред, приговаривался к смерти. Пожалуй, самыми необычными и впечатляющими мостами инков были веревочные chacas, протянутые через огромные ущелья, каньоны и реки.


Канаты, из которых сооружались эти мосты, сплетались из волокнистых трав, а сами веревки иногда достигали толщины в человеческую руку и длины 53-х с лишним метров. Поддержанием состояния моста и его ремонтов у инков занимались специальные работники, которые полностью освобождались от иных занятий. Процесс ремонта такого подвесного моста был очень опасен и часто становился фатальным для обслуживающего персонала. На сегодняшний день в мире сохранился лишь один мост, построенный инками.

Ему больше 500 лет, его называют Q"eswachaka и он перекинут через реку Апуримак в провинции Канас (Перу). Местные жители и по сей день, сохраняя традиции, поддерживают его в надлежащем состоянии и регулярно пользуются для перехода, хотя совсем неподалеку существует его современный, бетонный собрат.

Еще один мост в Перу



Каменный мост (по-испански это звучит как Puente de Piedra) в столице Перу Лиме был построен в 1608 году по проекту архитектора Хуан-дель-Коррала. В народе этот мост называют не иначе, как Яичный по причине того, что в процессе его постройке каменную кладку скрепляли не обычным раствором, а яйцами морских птиц. По преданию перуанцев на это ушло более 10000 яиц. Мост этот стоит и поныне целый и невредимый.
Каменный мост Puente de Piedra в Лиме построенный на птичьих яйцах

Эмпайр Стейт Билдинг



В строительстве всемирно известной 103-х этажной башни Нью-Йорка использовался труд 3400 сотрудников, на постройку ушло больше 10 миллионов кирпичей, 730 тонн алюминия и нержавеющей стали, 473 км электрических проводов и 5663 м3 известняка. В самом здании работает 3 194 547 электроламп, проложено более 80 км труб отопления и 70 км водопроводных труб, 1060 километров телефонных кабелей и установлено холодильного оборудования общим весом 7450 тонн. Велики и отходы башни: около 100 тонн мусора из здания вывозится ежемесячно.

Эмпайр Стейт Билдинг служит главным громоотводом для всех домов и строений в окрестностях, поэтому не менее 100 раз в год его поражает молния. Возведение этого небоскреба обошлось в $ 41 млн., что в 30-х годах прошлого столетия являлось огромнейшей суммой. Здание весит 365 000 тонн, а его объем составляет 1048000 м3. В течение сорока одного года это здание являлось самым высоким строением в мире.

Дома из навоза

Многие дома в сельских районах Непала изготовлены из смеси коровьего навоза, различных отходов, песка и глины.


Фото лепешек из коровьего навоза, которые сушат, а затем используют в качестве строительного материала.

А не так давно и индонезийская компания EcoFaeBrick стала выпускать кирпич, в состав которого входит навоз крупного рогатого скота, который в Индонезии присутствует в изобилии. Производитель утверждает, что этот экологически чистый материал на 20% легче и на 20% прочнее глиняного аналога. К тому же в производстве обходится дешевле.

Вот только для меня осталось загадкой, не источает ли подобный строительный материал специфический аромат в момент нагрева на солнечных лучах. В остальном, очевидно, жить в доме…из коровьих какашек – настоящий процесс сближения с природой. Именно поэтому я предпочитаю более технологичные материалы при ремонте либо строительстве, например, в современное время не заменима о ней можно на сайте armatura-optom.ru.

Статуя Будды

В 1588 году один из известнейших неформальных лидеров Японии, воин, самурай и политик Тойотоми Хидейоши (Toyotomi Hideyoshi), столкнувшись с мятежами в подконтрольной ему провинции Японии, решил запретить людям простого сословия владеть оружием.


Рисованный портрет Тойотоми Хидейоши, которого за отталкивающую внешность прозвали Обезьяной.

«Людям во всех провинциях строго запрещается иметь в своем распоряжении любые мечи, в том числе короткие, луки, копья, огнестрельное оружие или любое другое вооружение. Владение оружием затрудняет сбор налогов и, как правило, разжигает восстания» - решил он. И повелел своим войскам собрать у всех крестьян их вооружение с целью переплавки (этот отбор оружия у населения впоследствии назовут охотой на мечи). Из полученного металла были сделаны скобы и гвозди, которые затем на протяжении 3-х лет более 50000 японских ремесленников использовали в построении огромной деревянной статуи Будды в храме H?k?-ji (Киото). Если верить летописям, то эта 24-метровая статуя, называемая Kyoto Daibutsu, была настолько большой, что заслоняла собою солнце и горы. Однако, 14 августа 1596 года мощное землетрясение разрушило и сам храм и огромную статую Будды. После землетрясения, в 1602 году ее пытались восстановить, отлив уничтоженные части статуи в бронзе, но опять судьба рассудила по-своему. В процессе литья нерадивые рабочие вызвали пожар, и сожгли великолепную статую окончательно.

Сейчас самой большой рукотворной фигурой Будды в мире является 120-метровая статуя Ushiku Daibutsu, построенная в 1995 году в префектуре Ибараки, в 50 км от Токио.

Пирамида Хеопса

Каждая сторона основания самой большой пирамиды в мире, известной как пирамида Хуфу или пирамида Хеопса, равна 230,4 метра. Таким образом, в площадь основания этого строения вместилось бы 10 футбольных полей.

Считается, что процесс возведения пирамиды длился 20 лет, а ее первоначальные размеры были еще больше. Ее масса сейчас оценивается примерно в 5,9 млн. тонн, объем - в 2 500 000 м3. И если принимать за основу, что строительство пирамиды длилось 20 лет, возможно рассчитать, что в день рабочими укладывалось порядка 800 тонн камня. Кроме того, так как пирамида Хеопса состоит примерно из 2,3 млн. каменных блоков, на протяжении 20 лет строителями перемещалось в среднем 12 блоков каждый час.

Практически все каменные глыбы, из которых состоит это удивительное строение, прилегают друг к другу с невероятно высокой точностью. Современные ученые, исследовав этот вопрос, подтвердили, что просветы между ними не превышают 0,5 миллиметров.

Пятиугольник Пентагона


Для тех, кто не знает, здание штаб-квартиры Министерства обороны США представляет собой пятиугольник. И история строительства этого необычного сооружения по-своему очень интересна. Решение о том, что военное ведомство Америки нуждается в новом здании, возникло в июле 1941 года. Изначально правительственные чиновники согласились, что данная штаб-квартира должна быть построена на берегу реки Потомак, в Арлингтоне, штат Вирджиния. И требований к его постройке было множество. Во-первых, планировалось, что его высота не будет превышать 4 этажа, что предопределило его «расползание» вширь, а не в высоту. Во-вторых, и это было одним из главных условий, в его конструкции должно было присутствовать минимальное количество стали. Пентагон и был построен как железобетонная конструкция, в постройке которой использовалось 680 000 тонн песка, извлеченного из реки Потомак.

Третьим условием называлась способность пола здания выдерживать вес 732 кг на м2. Данная требование возникало из предположения, что Пентагон в случае надобности может быть использован как складское помещение.

Строительство Пентагона длилось примерно 16 месяцев, и обошлось американскому бюджету в кругленькую сумму - $ 83 млн. Его размеры тоже впечатляют: при том, что высота у здания довольно небольшая - 23 м, каждая из пяти сторон здания равна 281 метру в длину. Для того, чтобы обойти здание Пентагона, человеку потребуется идти около 20 минут обычным шагом.
Площадь здания составляет около 600000 м2, из которых более половины занимают офисные помещения. Пентагон имеет пять сторон, пять этажей над землей, два уровня подземных этажей и 28,2 км коридоров.

Великая китайская стена



Об этом сооружении китайской цивилизации написано немало, поэтому мы ограничимся лишь одним забавным фактом, который многие считают правдой, а кто-то – вымыслом.

Бытует мнение, что Великая китайская стена является единственным строением человека, видным не только из космоса, но и с самой Луны. По поводу Луны однозначно можно сказать, что это миф, и ученые это не раз доказывали. А вот о том, что китайскую стену видно на низкой околоземной орбите пока ведутся споры. Причем споры эти не раз решались даже в судебных залах. По крайней мере, астронавты утверждают, что невооруженным глазом усмотреть китайскую стену из космоса никому из них не удавалось. Однако, даже Европейское космическое агентство однажды пыталось официально доказать, что это возможно, выставив на своем сайте якобы фото стены. Впрочем, довольно скоро представители этой организации опровергли собственную информацию, заявив, что на фото фигурировала река. Так что, вероятнее всего, все же из космоса не видно ни одно существующее строение на земле. Даже Великая китайская стена, как бы кому-нибудь этого не хотелось.

Башня Джона Хэнкока


Башня Джона Хэнкока - это 60-этажный, 240 - метровый небоскреб в Бостоне. Построенный в 1976 году, он держал лидирующую позицию как самое высокое здание в Англии на протяжении 30 лет. Для своего времени башня Хэнкока являлась невероятным архитектурным шедевром, воплотившим в себя все самые новейшие технологии и модернистские идеи архитектуры.

Однако, не смотря на всю свою шедевральность, данный небоскреб считается, пожалуй, и самым провальным высотным строением 20-ого века. И причин тому есть немало. Во-первых, завершение его строительства, которое планировалось на 1971 год, пришлось отложить на целых 5 лет по причине того, что процесс возведения здания повредил практически все рядом стоящие строения. В том числе и знаменитую церковь Trinity Church.

За все просчеты строительства и ремонтные работы пришлось заплатить владельцам проекта. И в общей сложности стоимость башни, которая первоначально равнялась $ 75 млн., возросла до $ 175 млн. Но самой главной проблемой небоскреба стали его большие окна (1,2 м? 3.4 м), застекленные антибликовым стеклом. Башне не исполнилось и месяца от рождения, когда в один непрекрасный день десятки стекол стали сами обрушиваться на мостовую. Стекла, которые не выпадали, тоже вели себя странно - они издавали необычные звуки, «пели», лопались и шли трещинами. Выглядело это настолько загадочно, устрашающе и мистично, что люди в панике разбегались с улиц и наотрез отказывались работать в зловещем небоскребе. Архитекторы рвали на себе волосы, давали многочисленные пояснения, извинялись и нанимали работников, отслеживающих появление новых трещин на стеклах. Но, однако, никак не могли понять, в чем причина такого поведения окон.

В октябре 1973 года владельцы башни объявили, что вынуждены заменить все 10 344 оконных стекла, что обошлось им почти в $ 7 млн. Забавно, но около 5000 замененных, но целых стекол впоследствии были использованы в других местах, и все они неизменно были…обыкновенными. Замена такого количества стекол длилась несколько месяцев. В это время многие оконные проемы были забиты фанерными досками, и вскоре здание среди простого люда приобрело постыдное прозвище Фанерного дворца. Люди шутили, что башня Хэнкока стала самым высоким зданием из фанеры.

Но, и окна оказались не единственной проблемой построенной башни. Те немногочисленные жители Бостона, кто отваживался в ней работать, постоянно жаловались на «морскую болезнь» и укачивание, ибо на ветру небоскреб ощутимо шатало.
Здание укрепляли, обследовали и зачастую разводили руками, не в силах понять, какие злые чары на него наложены. В конечном итоге, в него «влили» еще несколько миллионов. И только после длительного и дорогостоящего исследования в аэродинамической трубе поняли, в чем причины. Оказалось, структура здания под воздействием ветра и в связи с термическим напряжением между внутренними и наружными стеклянными панелями как бы скручивается и теряет свою устойчивость. Именно законы физики, а никак не потусторонние силы были за это в ответе.

Эйфелева башня

Знаете ли вы, что изначально никто не верил в крепость металлической конструкции башни, считая, что металл никак не может быть таким же стойким, как и камень.

Но, башня оказалось очень «живучей», даже не смотря на то, что под действием ветра она действительно ощутимо шатается. В разработке и строительстве башни участвовало 72 инженера и математика, имя каждого из которых выгравировано на их «детище». Еще одним интересным фактом о всемирно известной башне является то, что каждые 7 лет большая бригада маляров полностью ее перекрашивает в коричневый цвет. И на данный процесс уходит ни много ни мало целых 50 тонн краски, а сам цвет этой краски даже стал называться «Эйфелева башня коричневая».

Любопытно, но именно благодаря башне была «вычислена» известнейшая шпионка Мата Хари. Повесив в 1917 году на башню радиоприемник, солдаты французской контрразведки смогли отследить ее шифровку, после чего Хари и была поймана.
Во время немецкой оккупации, фашисты закрыли башню для общественности.


Фото 1940 года

Нацистские солдаты пытались повесить на шпиль конструкции свастику, но она там не продержалась и суток, сорванная ветром. В 1944 году, когда к столице Франции подходили союзные войска, Гитлер приказывал Дитриху фон Клотзингу, военному губернатору Парижа, взорвать Эйфелеву башню, но тот под угрозой смерти наотрез отказался это делать. В 1960 году Шарль де Голль тоже хотел демонтировать башню, правда, временно, перенеся ее в Монреаль на выставку «Экспо – 67». Однако, этот план был наотрез отвергнут правительством и общественностью.

Начинается Великая Китайская стена в северном городе Шаньхай-гуань (расположен он на берегу Бохайского залива Жёлтого моря) и является самой восточной точкой Длинной стены (именно так это сооружение называют китайцы).

Учитывая, что для китайцев Великая Китайская стена символизирует земляного дракона, его головой является башня Лаолунтоу (Голова дракона), от которой и ведёт своё начало это грандиозное сооружение. Причём интересно, что Лаолунтоу не только является началом Великой китайской стены, но и единственным местом в КНР, где её омывает море, а сама она непосредственно уходит на 23 метра в залив.


От Лаолунтоу Великая Китайская стена зигзагами тянется через полстраны в Центр Китая и заканчивается возле города Цзяюйгуань - именно здесь сохранилась она лучше всего. Несмотря на то что фортпост здесь был возведен ещё в XIV веке, его всё время реставрировали и укрепляли, благодаря чему со временем он стал лучшей заставой Поднебесной империи.

По одной из легенд, мастера так точно высчитали количество нужного для возведения стен материала, что, когда строительство было завершено, остался только один кирпич, который как символ почтения к древним строителям впоследствии положили на арку внешней стены выходящих на запад ворот.

Возвели заставу возле горы Цзяюёшань и состоит она из полукруглой внешней глинобитной стены перед основными воротами, рва, земляной утрамбованной насыпи и внутренней стены. Что касается ворот, то они расположены с восточной и западной стороны форпоста. Здесь находится башня Юньтай - она интересна тем, что на её внутренних стенах можно увидеть выбитые барельефы небесных царей и буддистские тексты.

В китайском национальном парке Shiniuzhai, что находится в провинции Хуань, открыли самый длинный стеклянный мост в мире. Сооружение длиной 300 метров расположено на высоте 180 метров и соединяет вершины горы Каменный Будда. Мост здесь существовал и раньше, но тогда он был деревянным. В 2014 году во время ремонта инженеры заменили часть деревянных пролетов стеклянными, идея настолько понравилась посетителям парка, что в этом году построили полностью стеклянный мост и назвали его «Мост героев». Прочное стекло толщиной 24 мм стоит на стальных тросах и металлических конструкциях, способных выдержать практически любую нагрузку. Конструкторы говорят, что на мосту можно даже прыгать. Стеклянный мост уже успел стать одной из главных достопримечательностей парка, однако, самым длинным он будет оставаться недолго, так как еще более длинный мост уже строится в другом национальном парке в этой же провинции.

В проливе Эресунн на 16 километровом водном участке, разделяющем Данию и Швецию, находится совершенно уникальный мост, который постепенно переходит в тоннель. Единственный в своем роде Эресуннский мост-тоннель позволяет преодолевать данное расстояние гораздо быстрее, чем на курсировавших ранее паромах, а благодаря своей особой конструкции он решает сразу несколько проблем, которые возникли бы после возведения обычного моста.

Мост представляет собой гигантское сооружение, на котором в два уровня расположились четырехполосная автомагистраль и железная дорога.

Такая необычная конструкция была выбрана для того, чтобы не создавать препятствий для самолетов, идущих на посадку в расположенный недалеко аэропорт Копенгагена, и обеспечить свободный проход для судов.

Магдебургский мост в Германии - это уникальное сооружение, служащее не для автомобилей и поездов, а для барж, судов и пешеходов. Это самый большой водный мост в Европе. Он имеет большое практическое значение для внутреннего судоходства Германии. Мост обеспечил беспрепятственную связь внутреннего берлинского порта с промышленными объектами на Рейне. Магдебургский мост проходит над Эльбой и соединяет между собой две важнейшие водные артерии страны - Среднегерманский канал и канал Эльба-Хафель и, тем самым, избавляет суда от необходимости совершать длительный и местами опасный переход по реке.

Строительство моста было запланировано еще в начале XX-го столетия. К 1938 году был воплощен в жизнь первый этап проекта. Однако затем началась Вторая мировая война, и последовал длительный перерыв в работах. Они возобновились только в 1997 году и продолжались шесть лет. В октябре 2003 года состоялось открытие моста с запуском по нему первых барж.

Длина Магдебургского моста - 918 метров, из которых 228 проходит над водой, а 690 над сушей. Теперь капитаны барж могут перевозить до 1350 метрических тонн грузов по глубоководному руслу (свыше 4 м.) шириной в 34 метра.

На реализацию грандиозной инженерной задумки были потрачены колоссальные средства - свыше полумиллиарда евро. Но мост того стоит! Все желающие могут пройтись по нему и вблизи рассмотреть это удивительное сооружение. Мост открыт для туристов, на нем есть пешеходные и велосипедные дорожки, стоянка для автомобилей и даже небольшой музей, в котором можно ознакомиться с историей строительства.

В 2012 году в голландском городе Эйндховене был открыт первый в мире и единственный в своём роде вращающийся круглый мост для пешеходов и велосипедистов. Мост держится на единственной 70-и метровой опоре, которая стоит в середине моста и от опоры к мосту отходит 24 каната. Мост вращается благодаря двигателю, установленного на мосте. Этот уникальный мост был назван Ховенринг (Hovenring), он стал настоящей достопримечательностью Голландии.

При въезде в город мост бросается в глаза путешественникам, особенно в вечернее время, все 24 каната освещаются и получается красивейшее светопредставление. При строительстве моста возникли некоторые проблемы — он был построен в 2011 году и на протяжении года очень сильно вибрировал, и из соображений безопасности был закрыт, после устранения недостатков — снова открыт в 2012 году.

24.05.2017 Комментарии к записи 10 интересных фактов об архитектуре отключены 3,737 Просмотров

Интересные факты об архитектурных сооружениях со всего мира, которые вы не знали.

1. Древние инки считали мосты священным сооружением. Тот, кто наносил мосту повреждение, приговаривался к смерти. Очень большое впечатление производят веревочные мосты, перекинутые через огромные расстояния над глубокими ущельями. Они были сделаны из трав, сплетенных вместе. Толщина такого «кабеля» была примерно с руку человека. Их длина достигала пятидесяти метров и отличались значительной прочностью. В настоящее время сохранился один такой мост.

2. Мост, построенный в Лиме, Перу примерно в 1610 году известен тем, что при его строительстве для скрепления камней использовали яйца птиц. Существуют сведения, что на постройку моста ушло около 10 тысяч яиц. Это сооружение стоит до сих пор.

3. Колонна Траяна , возведенная в 113 году н.э. в честь победы римского императора Траяна против племен Даков . Ствол колонны 23 раза огибает непрерывная каменная лента длиной 218 метров.
На ней изображено более 2500 человек, сотни лодок, лошадей, множество различного транспорта и различное вооружение. Высота колонны составляет 38 метров. Внутри она полая, имеется винтовая лестница. выполненая из позолоченной бронзы

4. При строительстве Эмпайр-Стейт-Билдинг использовано более 10 миллионов кирпичей.

5. Японские фермеры после сбора урожая риса и обмолота, остатки смешивали с и изготавливали из них кирпичи для постройки домов. Такие дома известны в Японии как «дома из рисовой кожи».

6. Многие дома в сельских районах Непала изготавливаются из коровьего навоза, смешанного с грязью, песком и глиной.

7. Эскориал , знаменитый дворец в пригороде Мадрида, построенн в форме решетки. Это сделано потому, что Святой Лаврентий, в честь которого построен этот дворец, принял мученическую смерть: был поджарен на решетке.

8. Основание пирамида Хеопса в Египте может покрыть десять футбольных полей. По словам греческого историка Геродота 400 тысяч человек строили эту пирамиду двадцать лет.

9. В середине XVI века неформальный правитель Японии Тойотоми Хидейоши запретил людям простого сословия иметь оружие. Все мечи были собраны и переплавлены. Более 50 тысяч ремесленников из этого металла создавали статую Будды. На это ушло шесть лет. Через десять лет после постройки, она была уничтожена землетрясением. В данное время самой большой скульптурой Будды является 120-метровая статуя в 50 км. от Токио.
10. Башня Джона Хенкока в Бостоне.

Проклятая башня. Никому не дает покоя тот факт, что через месяц после постройки, начали лопаться и осыпаться огромные антибликовые стекла, которыми были застеклены окна. А те, которые не выпадали тоже вели себя странно: издавали какие-то звуки, лопались, трещали. В конце концов компании пришлось заменить все окна. Впоследствии, проведенные исследования в аэродинамической трубе показали, что виноваты просчеты проектировщиков. Под воздействием ветра, башня как-бы «закручивалась», и окна, конечно же, не выдерживали нагрузки. Хозяевам пришлось вкладывать еще много денег, чтобы довести этот проект до ума.

Построение нового общества не могло не отразиться на культуре страны в целом и на архитектуре в частности. Советская архитектура прошла несколько этапов развития, она знала взлеты и падения, но в любом случае она стала определенным событием в мировом зодчестве. В СССР было несколько зодчих высочайшего уровня и сегодня на просторах можно увидеть несколько шедевров мирового масштаба. Расскажем о том, как складывались стили советской архитектуры, и как она развивалась.

После Октябрьского переворота 1917 года новое правительство страны активно взялось за изменение всех сфер жизни. Некоторое время всем было не до архитектуры, но очень скоро стало понятно, что она тоже должна выполнять идеологическую функцию, как и все остальное искусство. В 20-х годах перед зодчими не ставились впрямую задачи по формированию нового пространства, но творцы сами остро чувствовали, что пришло время новых форм и начали вести поиски выражения идей перемен. Но позже советская архитектура была призвана на службу идеям социализма. Все искусство в СССР должно было доказывать единственно правильный путь развития - социалистический. Это и обусловило основные особенности советского зодчества, которое всегда должно было быть в первую очередь идейным, а в последнюю - красивым. Если на первых порах творцам еще удавалось сочетать пользу, идею и красоту, то постепенно эстетика уступила место утилитарности, и это привело к упадку в потенциале великой архитектуры.

Исторический очерк

Развитие советской архитектуры прошло несколько этапов. Зарождение этого феномена связывают с периодом 20 - началом 30-х годов, когда идут активные поиски новых форм, переосмысливаются классические приемы зодчества. В это время складывается два основных авангардных направления советской архитектуры: конструктивизм и рационализм. В конце 30-х годов становится понятно, что авангарду не по пути с идеологической советской культурой. Начинает формироваться новая архитектура, цель которой прославлять величие и достижения социалистической идеи. Реализации идей этого периода помешала Вторая мировая война, после которой начинается новый период в архитектуре. Он связан не только с восстановлением разрушенных городов, но и созданием нового пространства, которое бы поддерживало в человеке ощущение гордости за свою страну. Именно на этой идеологической основе формируется с его тягой к масштабности. Начало 60-х годов обострило проблему жилой архитектуры. Люди жили в нечеловеческих условиях, и это уже нельзя было списать на послевоенное восстановление. Необходимо решать проблему постройки массового жилья. Эта задача решалась за счет максимального удешевления проектов. Это обернулось трагедией для советской архитектуры. которая выбрала не самый лучший путь развития и пошла вслед за французами в их функциональном типовом строительстве.

Все творческие попытки архитекторов признавались избыточными и вредными. Что заставило творцов заниматься «бумажной архитектурой», т. е. создавать проекты без надежды на воплощение. В 80-х годах советские зодчие остро ощущают надвигающийся кризис. В это время господствует типовой, безликий проект. Архитектура превращается из искусства в простое чертежное мастерство. Из этого кризиса она очень медленно стала выходить только к концу 90-х годов, но это уже постсоветский период.

По окончании Гражданской войны встал вопрос о восстановлении Москвы. К этому времени в архитектуре страны сложилось два новых направления: конструктивизм и рационализм. Они были созданы которые сформировались в рамках российской и европейской традиции, но видели необходимость создания нового зодчества, которое бы отвечало новым реалиям. В то время творцы были очарованы идеей создания нового общества и формирования нового, гармоничного человека.

Конструктивисты во главе с братьями Весниными, Константином Мельниковым, Моисеем Гинзбургом считали, что композиция здания должна отвечать функции. Они отказывались от исторической преемственности, главную роль отдавали простым конструкциям с минимумом декора. Благодаря ним архитектура советского авангарда обогатилась такими сооружениями, как круглый дом К. Мельникова в Москве, зданием газеты «Известия», Дворцом культуры ЗИЛа и многими другими. Направление было очень благосклонно воспринято архитекторами и его ответвления появились в Ленинграде, Харькове, Горьком, Свердловске. Во многих городах бывшего СССР и сегодня можно полюбоваться на конструктивистские сооружения.

Второе авангардное направление, рационализм, возглавляемый Н. Ладовским и В. Кринским, получил меньшую реализацию, чем конструктивизм. Они главным в своей работе видели учет психологии восприятия здания человеком. В начале 30-х годов авангард был признан идеологически чуждым советскому искусству и быстро прекратил свое существование. Позже рационализм был «реабилитирован» и его идеи активно использовались в архитектуре в 60-х годах.

Архитектура 30-40-х годов

В середине 30-х годов советская архитектура вступает в новый период. У новой власти назревает необходимость массовой реконструкции жилых и построения сооружений нового типа, например, площадки для проведения сельскохозяйственной выставки. На первый план выходят традиционные приемы и методы. Во главе традиционалистов встает прекрасный архитектор старой школы, неоклассицист И. Жолтовский. Ретроспективист по своим взглядам он возвращает в отечественную практику любовь к колоннам, пилястрам, аркам и т.д. В этот период еще сильно влияние конструктивизма, но уклон к классике становится все явственнее. До начала Второй мировой войны в стране, особенно в Москве наблюдается строительный бум. Появляются комплекс ВДНХ, Государственная библиотека им. Ленина, строятся несколько станций московского метрополитена. В Харькове возводится ансамбль площади Дзержинского. В Ереване появляется Дом правительства. На карте СССР появляются новые города, планы которых воплощают идеи новой архитектуры. Таковы Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск, Хабаровск. До войны в стране было построено около 170 млн кв. м жилья. Постепенно складывается новый, имперский стиль СССР.

Сталинский ампир

После Второй мировой войны история советской архитектуры вступает в новый этап. Понадобилось много ресурсов, чтобы восстановить разрушенные поселения. В середине 40-х годов в СССР складывается второй после конструктивизма «большой стиль» в архитектуре - сталинский ампир. Он соединил в себе несколько направлений: классицизм, барокко, ар-деко, ампир. Ему были свойственны размах, помпезность, величественность. Здания в этом стиле были призваны демонстрировать победу и масштабность советских достижений. Символом этого стиля стали знамениты московские «высотки»: МГУ, гостиница «Украина», МИД и другие. Сталинский ампир стал доминирующим стилем на 150 лет, он изменил облик страны. Сталинская архитектура появилась практически во всех городах страны.

Массовая жилая архитектура

В послевоенный период остро встала проблема жилья. Но в 50-х годах ее решать руководство не могло, так как было необходимо восстанавливать производственную инфраструктуру. А вот в 60-х годах откладывать решение этой задачи уже было невозможно. Как раз к этому времени пришел конец сталинской эпохе и Н. Хрущев призвал максимально удешевить жилое строительство. Также он инициировал борьбу с «художественными излишествами», за образец было рекомендовано взять кварталы французского функционализма. Так появились знаменитые Черемушки, как образец новой жилой среды. В квартале должны были быть все объекты социальной инфраструктуры, а здания должны обеспечивать минимальную площадь на каждого проживающего.

Архитектура 60-80-х годов

С конца 60-х годов начинается массовое поточное строительство типового жилья. Во всех городах и поселках СССР появляются дома из укрупненных бетонных деталей. Строительство идет быстро, люди получают квартиры. Но применять слово «архитектура» к этой застройке трудно, так как здания были абсолютно безликими и одинаковыми. Так архитектура советского района по типовому проекту в любом городе была как две капли воды похожа на другие населенные пункты. Именно над этим и смеялся кинорежиссер Э. Рязанов в ленте «Ирония судьбы». Массовое строительство и борьба с архитектурными излишествами привела к тому, что к 80-м годам феномен советской архитектуры превратился в ничто. Безусловно, были отдельные творцы и здания достойные внимания, но в целом зодчество находилось в глубоком кризисе. Интересно, что живое архитектурное творчество в то время перемещается из столиц в провинции и союзные республики.

"Бумажная" архитектура

В 80-х годах, когда официальная архитектура советского периода погружается в кризис, появляется этот необычный феномен. Молодые зодчие в то время не могли рассчитывать не только на реализацию своих идей, но даже на их признание. Поэтому они создавали проекты в бумаге, нередко отправляли их на разные зарубежные конкурсы и выигрывали призы. В этой области складывается целое поколение хороших архитекторов. Основоположниками движения являются А. Бродский, И. Уткин, М. Белов, Ю. Аввакумов, Архитекторы выработали собственный стиль подачи идеи. Так как они были уверены, что проекты не будут реализованы, они сосредоточивались на визуальной подаче концепции. В основном эти архитекторы вдохновлялись идеями античности, хотя и создавали часто футуристические проекты.

Лучшие архитекторы СССР

Советская архитектура в первой половине своей истории развивалась благодаря творчеству зодчих, учившихся и формировавшихся еще в имперские времена. После того, как это поколение ушло, наступает небольшой период затишья. Но вскоре вырастает новая плеяда архитекторов, которые несут новые идеи и новые задачи. К числу лучших зодчих СССР специалисты относят К. Мельникова, В. Татлина, А. Щусева. Эти конструктивисты составляют настоящую гордость нашей страны в мировой архитектуре. Также к числу лучших в отечественном зодчестве относятся Н. Ладовский, И. Рерберг, братья Веснины, А. Красовский. Большой вклад в формирование образа многих советских городов внесли И.В. Жолтовский, В.Н. Семенов, Н. Докучаев, Б. Иофан, В. Кринский. В советское время сформировались архитекторы, которым довелось преображать постсоветское пространство после перестройки. Среди них стоит упомянуть И. Уткина, А. Бродского, Ю. Григоряна.

Архитектура полна интересными объектами и фактами. Так, круглый дом К. Мельникова является одним из лучших в мире памятников конструктивизма. Выдающийся мировой архитектор Ле Корбюзье трижды приезжал в Москву, чтобы вдохновиться новыми идеями. В 30-х годах был создан самый масштабный проект советской архитектуры - Дворец Советов, высота которого должна была составить около 400 м, 100 этажей. Для его реализации был взорван Храм Христа Спасителя, но реализован замысел не был.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!