Самые тяжелые скороговорки в мире. Особенности работы со сложными скороговорками

Используя самые сложные скороговорки, можно сделать свою речь более чёткой, красивой и правильной. Хорошая артикуляция нужна каждому человеку. Однако существует ряд профессий, где без этого просто невозможно. Актёры, певцы, журналисты, ведущие, дикторы, адвокаты, публичные люди должны говорить понятно и чётко. Чтобы этого добиться, нужно постоянно тренироваться. И в этом помогают длинные и сложные скороговорки для дикции. Заучивание и быстрое произношение определённых фраз работает для речевого аппарата точно также, как и зарядка для нашего тела.

Особенности работы со сложными скороговорками

Сперва стоит разобраться с тем, как скороговорки помогают в развитии артикуляционного аппарата. В первую очередь такие трудные фразочки ориентированы на усовершенствованное произношение согласных. Если работать со скороговорками регулярно, то есть каждый день как минимум по 5 минут, проговорить затем сложный и длинный текст вам не составит особого труда.

Есть несколько правил, которые следует соблюдать во время тренировок при произношении самых сложных скороговорок для дикции.

Основное правило – регулярные занятия. Чтобы о них не забывать, можно пойти на небольшую хитрость. Рекомендуется написать либо распечатать на большом листе примерно пять фраз: на каждый лист – одну фразу. Подобные «шпаргалки» рекомендуется развесить на самых видных местах: на холодильнике, на телевизоре, на зеркалах, на компьютере и т. д. Тогда забывать о занятиях вы не будете.

Второе правило – системность. Проговаривать скороговорки нужно каждый день, пусть это и очень трудно. Рекомендуется делать не менее трёх подходов, каждый из которых будет длиться 10 минут.

Третье правило – постоянное обновление. Чтобы заниматься развитием артикуляции не было скучно, примерно через каждые 7–10 дней следует менять группу выборных скороговорок. Однако здесь дело заключается не только в скуке. Систематическое обновление позволяет избежать привыкания артикуляционного аппарата к выбранным текстам.

Как подойти к занятиям правильно?

Если вы решили заниматься развитием дикции, не пытайтесь мгновенно сделать все правильно. Не думайте, что сразу удастся произнести самую сложную и длинную скороговорку в мире для взрослых. Подойдите к процессу грамотно. Постарайтесь каждое слово ритмично и медленно проговорить, тут же вникая в сам смысл предложения. Темп лучше наращивать постепенно. Учитесь произносить текст на едином дыхании.

Чтобы занятие по развитию артикуляционного аппарата прошло с пользой, приучитесь перед ним слегка разминаться. Как это сделать? Очень просто! Сперва по три раза произнести эти звуки: «к» и «г». Слегка при откройте рот. В таком положении попытайтесь произнести следующие гласные: а, о, э. Каждый звук называется не менее трёх раз. По завершении гимнастики произведите «полоскание» рта воздухом. Это позволит вам расслабить мышцы. После этого можно поупражняться на коротких скороговорках.

Небольшие хитрости

Есть ещё одна хитрость грамотного подхода к работе над дикцией. Сделайте неизменными атрибутами своих занятий диктофон и зеркало. Чтобы понять, насколько верна ваша артикуляция, читайте очень сложные скороговорки перед зеркалом. Каждое занятие записывайте на диктофон. Такой подход позволит вам проследить уровень прогресса и выявить слабые места.

Самые сложные скороговорки для дикции

Начинайте работать над дикцией, используя трудные скороговорки. Берите сначала 5, потом 10, затем 15 и более идиом. Но скороговорки должны быть одновременно короткими и односложными. Ниже представлено несколько хороших примеров.

Можно использовать достаточно быстрые и тяжелые скороговорки, в которых повторяются слова – они хороши для дикции взрослых. Есть много редких и весьма необычных скороговорок на русском языке, которым нет аналогов в мире. Детям и подросткам будет интереснее использовать для развития дикции смешные скороговорки либо малоизвестные. Ниже есть несколько фраз в таком формате.

Короткие и средние по длине трудноговорки можно комбинировать между собой, но учитывайте: текст должен получить определённый смысл, иначе его трудно будет запомнить. Нередко в ходе таких экспериментов получаются весьма нестандартные и крутые скороговорки, которые никто в мире больше не знает.

Начинайте с самых простых скороговорок и постепенно переходите к самым длинным фразам для развития дикции. Тут вы можете использовать как популярные идиомы, так и неизвестные. Наращивайте обороты сложности поэтапно. Используйте сначала топ своих любимых скороговорок – пусть их будет 25 или чуть меньше. Со временем включайте в свой арсенал всё новые и более трудные версии. Ниже предложены такие решения.

Правильная и четкая речь позволяет добиться успехов в карьере. Четкая артикуляция необходима всем людям, но особенно важна она для дикторов, актеров и публичных людей. Скороговорки для развития дикции делают речь понятной, артикуляцию правильной. Как правильно выбрать скороговорки?

Скороговорка – наивный и примитивный текст, в котором сочетаются запутанные и трудные сочетания слогов и слов. Часто их путают с пословицами. Но пословицы и поговорки несут в себе житейскую мудрость и опыт. Скороговорки же не столь глубоки по смыслу – предназначены они для тренировки дикции и устранения дефектов речи. Смешное содержание позволяет быстро запомнить скороговорки – ежедневные занятия будут веселыми.

Скороговорки бывают короткими и простыми – их используют для занятий с детьми. Дикторам и публичным людям нужно осваивать длинные и сложные трудноговорки. Детские и взрослые скороговорки часто отличаются только смыслом, поскольку проблемы с речью не зависят от возраста. Самые длинные и сложные скороговорки предназначены для проработки сразу 3–5 сложных звуков.

Перед началом занятий нужно объективно оценить проблемные звуки в речи. Каждая скороговорка предназначена для улучшения конкретного сочетания звуков. Поэтому проанализировав речь, можно направить усилия на проблемные звукосочетания.

При помощи скороговорок улучшают дикцию, артикуляцию, темп речи. Люди, которые от природы говорят быстро, должны произносить трудноговорки медленно, четко выделяя каждый звук.

Самая длинная и многосложная скороговорка – Лигурия. Это логический рассказ, который составлен из популярных трудноговорок. Ее используют для постановки дикции дикторам.

В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляция учит правильно ставить язык и губы, направлять поток воздуха. Гимнастика готовит артикуляционный аппарат к проговариванию сложных скороговорок.

Заниматься нужно ежедневно по 3–5 минут. Упражнения выполнять сидя, спина прямая, мышцы расслаблены. Гимнастику проводить перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Каждое упражнение выполнять до легкого напряжения лицевых мышц.

Основные упражнения:

  • Широко улыбнуться, обнажить верхние и нижние зубы, удерживать положение 10 секунд.
  • Вытягивать губы вперед, дуть на невидимую пушинку.
  • Чередовать первое и второе упражнение в быстром и медленном темпе. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • Раскрывать и закрывать рот в широкой улыбке.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Открыть рот, высунуть язык, вытягивать кончик – язык становится узким.
  • Чередовать широкий и узкий язык в медленном и быстром темпе.
  • Поднимать кончик языка за верхние передние зубы.
  • Фиксировать язык за нижними передними зубами.
  • Перемещать язык вверх-вниз, на 2 секунды фиксировать за верхними и нижними зубами.
  • Опустить кончик языка, отодвинуть его вглубь рта. Поочередно приближать язык к правым и левым передним резцам.

Такая гимнастика – самая лучшая практика для освоения основных правильных положений губ и языка.

Упражнения для артикуляции

Скороговорки направлены на совершенствование произношения согласных звуков. Но научиться говорить скороговорки правильно нельзя без знания основ артикуляции гласных звуков. Эти правила научат произносить звуки четко, что облегчит проговаривание сложных звуковых сочетаний в трудноговорках.

Правила артикуляции гласных звуков:

  • Звук «а». Раскрыть рот в виде широкого кольца, между зубами поместить 2 сложенных друг на друга пальца. Нижние зубы прикрыть губой, верхние – открыты. Вдох – задержка дыхания – на выдохе очень тихо произнести звук.
  • Звук «у». Вытянуть губы вперед хоботком. На выдохе произносить звук максимально долго.
  • Звук «о». Губы сложены в кольцо, немного вытянуты вперед и растянуты. Между зубами поместить большой палец. Воздух должен проходить в щель между зубами, не упираться в нёбо и зубы.
  • Звук «ы». Поместить между зубами мизинец, губы растянуты, нижняя челюсть немного выдвинута вперед. Воздух проходит четко между зубами.
  • Звук «и». Между зубами поместить кончик мизинца. На выдохе произносить звук. Воздух должен проходить четко между зубами, в противном случае будет слышно посвистывание.

Как заниматься

Чтобы результаты занятий были заметными, нужно соблюдать следующие правила:

  • проговаривать скороговорки регулярно – ежедневно 2–5 раз по 10 минут;
  • напоминания – распечатать на листе по 3– 5 скороговорок, развесить на видных местах;
  • перемены – скороговорки следует менять каждые 10 дней, чтобы не происходило привыкания артикуляционного аппарата.

Не следует сразу пытаться произнести скороговорку быстро. Нужно каждое слово медленно и ритмично проговорить, понять смысл трудноговорки. Темп наращивать постепенно, старясь произносить фразу на одном дыхании. Особое внимание уделять четкому произношению окончаний – согласные звуки активизировать, а не утяжелять.

Перед началом занятий делать легкую разминку. Трижды произнести звук «г», «к». Затем с полуоткрытым ртом произнеси гласные «а», «о», «э» – каждый звук по 3 раза. Прополоскать рот воздухом, чтобы расслабить мышцы.

Помощниками для улучшения дикции станет зеркало и диктофон. Перед зеркалом следует беззвучно произносить скороговорку, следя за артикуляцией. Потом проговорить трудноговорку шепотом, при этом все звуки должны быть понятны и слышны.

На диктофон нужно записывать каждое занятие. Это позволит услышать, как улучшается дикция, на какие моменты обратить внимание.

В дальнейшем произносить скороговорки нужно в движении – танцевать, приседать. Это поможет разнообразить занятия, научит удерживать темп и дыхание.

Как правильно читать скороговорки, чтобы стать диктором

Чтобы научиться говорить быстро, сначала нужно научиться говорить четко медленно. При ознакомлении со скороговоркой нужно самые сложные слова повторить несколько раз – нужно добиться их легкого и свободного звучания.

Неверно произносить трудноговорку бессмысленно по слогам – это утяжеляет речь, делает ее неестественной. Каждую фразу нужно произносить в 2–3 темпах. Дикторам с медленной речью проговаривать скороговорки нужно медленно, быстро и очень быстро. При быстром темпе речи проговаривать фразы нужно медленно и быстро.

На начальном этапе гласные звуки произносить тихо, согласные – четко и звонко. Постепенно громкость звучания нужно увеличивать, читать скороговорку в полную силу. Голову при этом наклонять из стороны в сторону, язык придвигать к губам – это упражнение дает эффект тихих гласных звуков. Можно произносить скороговорку через зажатый пальцами нос – это улучшает дикцию.

Начинают занятия с односложных, коротких скороговорок, постепенно переходя к длинным и сложным трудноговоркам.

От топота, от топота, от топота,

От топота копыт, от топота копыт, от топота копыт,

Пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю,

Пыль по полю летит, пыль по полю летит, пыль по полю летит.

От топота копыт пыль по полю летит,

Пыль по полю летит от топота копыт.

Первую часть длиной скороговорки произносить полунапевно, постепенно повышая тональность голоса до наивысшей точки. Вторая часть произносится на понижении – от высокой тональности к самой низкой. В конце в средней тональности еще раз произнести 2 последние строчки скороговорки.

Скороговорки можно комбинировать, составлять из них сложные и длинные смысловые комбинации. Скороговорка описывает какое-то действие или событие. Задача начинающего диктора донести суть скороговорки.

Сложные скороговорки

  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  • Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  • Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  • Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  • Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
  • Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  • Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  • Я - вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

Чем отличаются чистоговорки от скороговорок

Чистоговорки используют в детской логопедии для улучшения произношения звуки и их автоматизации. Основаны они на повторении согласных звуков в различных комбинациях с гласными звуками. Проговаривать их нужно по-разному – громко, тихо, быстро, медленно. Делать упражнения можно под музыку, что позволит привить ребенку чувство ритма.

Свистящие звуки нужно прорабатывать с детьми 3 трех лет. Шипящие и звук «л» – в 4–5 лет. Звук «р» – 5–6 лет. Чистоговорки полезны и взрослым, в качестве разминки перед скороговорками.

Звук «с»

Са-са-са, са-са-са – у Сони длинная коса.

Со-со-со, со-со-со – Соня катит колесо.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – взяли в руки пылесос.

Ас-ас-ас, ас-ас-ас – пили вечером вкусный квас.

Звук «з»

За-за-за, за-за-за – идет рогатая коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – привяжи скорей козу.

Уз-уз, уз-уз-уз – с папой резали арбуз.

Аз-аз, аз-аз-аз – в море виден водолаз.

Звук «ц»

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – смотри, бегает овца.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо – птица села на крыльцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы – скоро прилетят скворцы.

Ец-ец-ец,ец-ец-ец – купили сладкий леденец.

Звук «ш»

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – каша с маслом хороша.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – на каток сейчас спешу.

Аш-ащ-ащ, аш-аш-аш – дети спрятались в шалаш.

Уш-уш-уш – принимали утром душ.

Звук «ж»

Жа-жа-жа – жаба встретила ужа.

Жи-жи-жи – до чего смешны моржи.

Жу-жу-жу – я секрет не расскажу.

Аж-аж-аж – потеряли наш багаж.

Ож-ож-ож – на родителей похож.

Звук «ч»

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – тачка, дачка, каланча.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи – на базаре кирпичи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – плачу, нянчу, хохочу.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач – чай, кулич, калач.

Звук «р»

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – на прогулку нам пора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро – я принес домой перо.

Ар-ар-ар, ар-ар-ар – слышу как гудит комар.

Ир-ир-ир, ир-ир-ир – папа выпил весь кефир.

Научиться говорить четко и правильно – сложная задача. Для достижения результатов нужно выучить 200 скороговорок для развития дикции – простых и сложных, длинных и коротких. Заниматься следует несколько раз в день, практикуя четкое произношение различных звуков.

В нашей стране свыше тридцати процентов школьников первых классов имеют патологии речи – у кого-то совсем маленький словарный запас, кто-то неправильно произносит звуки, а у некоторых первоклашек бывает нарушена артикуляция. Справиться с дефектами речи помогают различные чистоговорки и скороговорки. Самые трудные скороговорки, если научиться их произносить быстро и правильно, помогают исправлять речевые нарушения и позволяют ребенку говорить правильно. Давайте узнаем, какие скороговорки отлично помогают в развитии детской речи.

Большая польза от скороговорок

Скороговорками являются «творения» народа, смешные стихотворения или словосочетания, которые отлично помогают в совершенствовании артикуляции и исправлении сложнейших дефектов в дикции детей. Самые сложные в мире скороговорки включают в себя слова (определенное их количество), которые имеют много одинаковых звуков. Именно данный факт и делает произношение скороговорок довольно трудным.

На данный момент лингвисты пока лишь бьются в догадках, как же работает речевая зона мозга. Почему некоторые дети отлично разговаривают, а у некоторых возникают проблемы с дикцией? Пока специалисты работают в этом направлении, детишкам отлично помогают скороговорки. Предлагаем вашему вниманию несколько таких скороговорок, которые выговаривать довольно сложно. Но они отлично помогут вашему ребенку говорить правильно.


Начнем с первой, самой простой из всех сложных скороговорок. Попробуйте произнести ее несколько раз, а потом предложите повторить это ребенку. Согласитесь, что просто прочитать скороговорку в медленном темпе – это не так уж и сложно. Но если начинать быстро проговаривать слова, то язык начинает «путаться» и говорить, не то, что следует. Однако с каждым разом произношение будет все лучше.

Затем попробуйте произнести вот эту скороговорку.


А эта скороговорка уже несколько труднее.


Попробовав все эти сложные предложения для постановки дикции, вы сможете перейти к самой сложной и длинной скороговорке. Поначалу может показаться, что такое не то что выучить, прочитать просто невозможно, однако это лишь дело времени и тренировки.

Лигурия: выучить и рассказать

Существует самая длинная скороговорка в мире, которая позволяет тренировать дикцию и исправлять дефекты речи у детей, которые относятся к среднему и старшему школьному возрасту. Называется такая скороговорка «Лигурия». Назвали ее так, за то, что в ней идет речь о живописном месте в Италии (Лигурии). При частом повторе такой сложной скороговорки навсегда можно избавиться от проблем с дикцией.


Словосочетания, которые в ней представлены, очень трудны для произношения. Поэтому она станет прекрасной артикуляционной гимнастикой и позволит в дальнейшем легко и быстро воспроизводить сложную речь. После того, как вы сможете без запинки воспроизводить «Лигурию», то эта скороговорка станет для вас или вашего ребенка простой шалостью.

Мы не будем здесь приводить полный текст «Лигурии», поскольку скороговорка действительно очень длинная. Вы можете самостоятельно найти ее на просторах сети Интернет. Отметим только, что она будет интересной и для детей, и для взрослых. Конечно, выучить и произнести такую скороговорку – это настоящая победа!


Эта самая большая скороговорка даже используется для тренировки речи дикторами, артистами, педагогами и бизнесменами. Очень восхищает, как «Лигурию» читает диктор Елена Соломина. Наверняка, ей пришлось потрудиться, чтобы запомнить и правильно воспроизводить эту скороговорку. Но ведь на то она и диктор – она должна донести до зрителя всю информацию правильно! Но после многочисленных тренировок и у вас будет получаться не хуже. А дети станут произносить все звуки в словах и отлично разовьют свой речевой аппарат.

От скороговорок простых переходим к скороговоркам сложным. Скороговорки сложные почему-то навеивают воспоминания о мастер-классе по актёрскому мастерству либо о конкурс для вполне зрелых людей в санатории. Кстати, на последнем из упомянутых мероприятий, как правило, остаётся хотя бы одна из скороговорок, которую в состоянии произнести разве что массовик-затейник. Ни один из отдыхающих с ней не справляется. А ведь дело вот в чём: мы во взрослом возрасте часто не задумываемся над тем, как со стороны звучит наша речь. Считая себя человеком состоявшимся, каждый из нас может позволить себе тараторить, проглатывая концы фраз, либо говорить крайне сбивчиво, постоянно теряя мысль или того хуже – перескакивая то и дело с темы на тему. А на замечания собеседников реагируем при этом болезненно, мол, не театральный вуз окончили! На самом деле, хорошо поставленная речь важна и для профессора в институте, и для педагога в школе или детском садике.

Какими они бывают?

Некоторые из сложных скороговорок составлены на основе простых, путём усложнения. Некоторые могут быть и короткими, и сложными одновременно. Мы отказываемся от старых, давно зазубренных скороговорок в угоду новым, усложнённым. Например:

Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.
А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет.
Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы,
то карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.

Такая сложная последовательность слов, направленная проработку сразу пяти звуков – гласных «о » и «а », и согласных «к », «л », «р ». И мы просто из принципа примется , а может быть и учить прикольную скороговорку. Ведь так хочется прихвастнуть перед друзьями подобным знанием и умением.

Есть и самостоятельные сложные скороговорки, вроде:

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски; надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Конечно, в них встречаются такие слова, которых не то, что в обиходной речи – в словаре Даля не отыщешь. Но оттого они и получаются такими сложными. Причём в этом варианте идёт проработка практически шести букв сразу!

На самом деле определить самую сложную скороговорку сложно, а может быть даже совсем не возможно. Для одного человека сложной может оказаться скороговорка, которая для другого совсем легкая. Все зависит от индивидуальных особенностей человека. Однако точно известно, что для хорошей дикции полезно иногда произносить скороговорки, тренироваться в их произношении. Одно очевидное правило: прежде чем приступать к скороговоркам сложным, начинайте с .

Занимайтесь скороговорками, начиная с простых — затем переходите к сложным их вариантам

Читаем и проговариваем

Дело было вечером, делать было нечего. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу, а развеселившиеся миссис и мистер Уксусы развеселили неразвеселившегося суслика. Но миссис и мистер Уксусы не знали, что расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося вавилонца Вавилу. Но когда они встретились, то рассказали это друг другу. Но вдруг пришел прокоп кипятить свой укроп. А портной Потто и портниха Потто стали играть в лото. Дело было вечером, делать было нечего.

Шла Саша по шоссе. Навстречу ей шел шофер по шоссе, тащил шину для машины. Шофер испачкался, стал черным, как чертенок. Саша шофера увидала, обомлела, слова сказать не может, только: тит! тэт! тат! тот! тут! тыт! А потом, когда узнала его, все ему рассказала. Рассказала, что на дворе трава, на траве дрова, что бомбардир бомбардировал Бранденбург, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Саша болтала, болтала, да так и не выболтала, а шофер сел, онемел и заснул.

Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь. Нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал. Речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой: тридцать три корабля лавировали, лавировали, да невылавировали; у нас на дворе-подворье погода размокропогодилось; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать, надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.

От топота копыт пыль по полю летит. То послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а ума ни крошки. Доскакать доскакал, да все не так рассказал: рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали, что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да и вздремнул. Вздремнуть не вздремнул, всхрапнул, да и присвистнул.

Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола - колокола, что у осы не усы, не усищи, а усики.

Береги честь смолоду, а то была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру - на Фрола Лавру наврет, ведь язык без костей и без того красный. У злой Натальи все люди канальи, а еще говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей; товарищу товарищ».

Я ему по секрету, а он по всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника, не до деготниковой жены, не до деготниковых детей. Так вот скажет друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу - язык ото лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду: один раз соврешь - в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, а плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор.

Дело было в Вавилоне. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавщегося вавилонца Вавилу Вавилонского - вавилонянина.

Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмомешковыколачиватёли.

Раз щеголь Щегол ящик щебня нашел, а в щели шуршали щучата, щербатая щука тащила чехол, чтоб сшить из него им брючата. Щегол шустро щеку ей вдруг прищемил щипцами и шмякнул шумовкой, не мешкая, этот мешок потащил, но вдруг зашуршала шнуровка. И вышла, щебеча и щурясь, шпана - щенки, но в шершавой щетине и быстро шугнули Щегла-шалуна, чтоб больше не шастал в лощине. От шока щегол наш утратил свой шарм, чесалась под перьями шкурка. Теперь сторожит он ворота казарм, в матросской шикуя тужурке.

Морим над Дрю Бэрримор, над бурым миром над пиаром хорохоров

Над хоромами херов, над храмами не морим, мы не морим над хромыми

Под париками накурок уроки мора, с такими руками на камеру каламбурим

Вот умора Мураками, амура Над дураками гламура море морёёём Морыыы Морим

Мирно над Мэрилин Монро, над маляром и мэром, над пивом Миллер над ириской

Мэллер морим, над морокой над индийским Марокко, и над Камаро Моры

На дворе — трава, на траве — дрова,
Раз дрова, два дрова, три дрова,
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора,
Не вместит двор дров,
Надо дрова выдворить со двора обратно!

Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

Дыбра — это что-то среднее между выдрой и коброй
Водится в дебрях тундры
Бодро тыбрит ядра кедра в вёдрах
И дробит добро в недрах.

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!»

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь,
да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

В целлофане целовались цепелины с пацанами,
Циберфиллер цыкнул числам целочисленнный процесс,
А цианистые цыпки зацепились за цунами,
Цапля с центом танцевали целомудренный эксцесс.

На крыльце – гонец,
Во дворце – отец.
Отец – на крыльцо,
Гонец – во дворец.
На крыльце – отец,
Во дворце – гонец.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

Георгий Георгиевич говорит
Григорию Григорьевичу
О Григории Георгиевиче,
А Григорий Григорьевич говорит
Георгию Георгиевичу
О Георгии Григорьевиче.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.

У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла кораллов нет, у Клары кларнета нет.

Забыл Панкрат Кондратов домкрат,
А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
И ждёт на тракте трактор домкрат.

Захар сахар запасал.
Закрома им заполнял.
Захаровы закрома засахарены сполна.

Лигурия

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии …

Эта скороговорка заслуживает отдельной .

Жили-были три китайца

Жили-были три китайца…

Эта скороговорка также заслуживает отдельной .

Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли. Надо эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.

Метилпропенилендигидроксициннаменилакриловая кислота

Метоксихлордиэтиламинометилбуитиламиноакридин

Политетрафторэтиленацетоксипропилбутан

Энтерогематогепатогематопульмоэнтер

Тетрагидропиранилциклопентилтетрагидропиридопиридиновые

Никотинамидадениндинуклеотидфосфат

Скороговорки сложные: про «Никотинамидадениндинуклеотидфосфат», который является коферментом

Трудноговорки для проверки степени опьянения

И напоследок:

Сиреневенький пиджачок из под выподверта

Высококвалифицированный бесперспективняк из-под Санкт-Петербурга

Дезоксирибонуклеиновая кислота

Перетелепортироваться на Шарикоподшипниковскую

Ложечка желобовыгибистая

Параллелограмм

Регулировщик

Скороговорки сложные и даже простые не только могут веселить при неправильном их произношении, но и быть весьма полезными. Узнайте, зачем нужны скороговорки, какие из них самые труднопроизносимые, а также как правильно тренировать речь таким способом.

Зачем нужны скороговорки

Скороговорки сложные и простые существовали еще очень и очень давно. Но изначальное их предназначение так и не установлено. Одни филологи считают, что такие сложные фразы были лишь способом развлечься и повеселиться в те времена, когда не было ни телевизоров, ни чего-то подобного. А иные уверены в том, что первые скороговорки, сложные, а порой и вовсе непроизносимые появились на Руси. Русские женщины с их помощью учили говорить своих детей.

Что касается нынешнего времени, то скороговорки используются логопедами при обучении детей и подростков произношению каких-либо букв. Кроме того, они помогают улучшать дикцию и делать речь более четкой и понятной. Так что «чистоговорки» (так их тоже иногда называют) периодически проговаривают актеры, певцы, дикторы и другие люди, чьи профессии каким-то образом связаны с выступлениями или разговорами.

Скороговорки сложные и труднопроизносимые

Итак, какие скороговорки сложные и настолько труднопроизносимые, что уже ни один язык заплелся и завязался в узел? Это, конечно не , но тем не менее.

1. В бору бобер и брат бобра работают (ударение и акцент делаются на этом слове) без топора.

2. Брит Клим брат (небольшая пауза), брит брат Игнат (снова короткая пауза), брат Пётр бородат.

3. На нее из-за ели (имеется в виду дерево) глазели глаза газели.

4. Еду я по выбоине (ударение на букву «ы»), из выбоины не выеду (ударение на 1-й слог) я.

5. Тимур Тамару терроризировал, терроризировал, да дотерроризировался.

6. Верзила Вавило в Вавилоне весело расшевеливал и ворочал вилы.

7. Купи кипу пик (эта фраза кажется очень короткой и невероятно простой, но если попробовать произнести ее 10 раз подряд, то мнение может кардинально измениться).

8. Ветвистый вьется виноград (акцент на букву «в»). Ах, абрикоса свежий аромат! Большие бабочки болтают (главная буква тут «б»). Грустит гвоздика голубая (акцент на «г»).

Такие скороговорки и сложные, и интересные. Они непременно порадуют и ребенка, и подростка и заставят постараться и немного поломать язык.

Как правильно говорить скороговорки

Скороговорки сложные н е будут эффективными и не помогут развить речь, если выговаривать их неправильно. Существует целая технология произношения таких фраз. Она включает несколько этапов.

1. Не стоит пытаться сразу выговорить трудную фразу быстро и четко. Не получится. Кроме того, ребенок может растерять весь свой пыл и настроиться на неудачу. Так что 1-й шаг - это медленное проговаривание скороговорки. Делать это нужно до тех пор, пока не будет освоен каждый звук.

2. 2-й шаг - проработка артикуляции губ. Нужно проговаривать фразу про себя (не произнося ее), активно двигая губами. Если все делать правильно, то текст можно будет прочесть по губам. В этой фазе вам очень пригодится зеркало.

3. Теперь можно произнести текст шепотом . Именно шепотом, но не прошипеть и не просвистеть фразу.

4. Теперь следует проговорить фразу вслух . Медленно, четко и понятно. Говорить нужно до тех пор, пока фраза не отпечатается в памяти и не будет произноситься идеально.

5. Еще скороговорку можно говорить с разными интонациями. Можно даже пропеть фразу. Это помогает освоить самые сложные звуки и закрепить их.

6. Ну а теперь можно нарабатывать скорость . Но увеличивать ее стоит постепенно, произнося слова с каждым разом все быстрее и быстрее.

Самые сложные скороговорки

Пусть скороговорки сложные запоминаются, произносятся легко и совершенствуют речь. На заметку: выговаривание трудных скороговорок - это прекрасный способ совершенствовать речь не только на русском, но и на любом иностранном языке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!