Самый большой корабль в 17 веке. Линкоры типа «Айова»

10 самых больших парусных судов.По версии https://ru.wikipedia.org

Парусное судно - судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра.

1 Барк «Франция II»
- французский пятимачтовый барк. До сих пор считается самым большим парусником в истории судостроении. Заложен на верфях «Chantiers et Ateliers de la Gironde» в Бордо в 1911 году. Полная длина составляет 146,20 м, водоизмещение 10710 т. Для примера флагманский корабль Колумба «Санта Мария» имел в длину не более 25 м.


2 Барк «R.C.Rickmers»
пятимачтовый стальной барк, построенный в 1906 году компанией AG Rickmers, Bremerhaven в Германии. Его длина 146 метров, водоизмещение 10500 т. Корабль был оборудован паровой машиной мощностью 1160 л/с.

3 Шхуна «Томас У.Лоусон»
В 1902 году со стапелей фирмы “Фор Ривер К°” в городе Куинси сошел на воду стальной гигант “Томас У.Лоусон” - единственное в истории семимачтовое судно. Идея его создания принадлежит судовладельцу Дэону Кроули, одержимому желанием иметь самый большой парусник в мире. Длина судна составляет 144 м, водоизмещение 10860 т.

4 Барк «Royal Clipper»
— один из самых больших парусников в мире. И, говорят, самый красивый. Он был построен в марте 1999 года и стал третьим в небольшом флоте Star Clippers, Ink (туда также входят корабли Star Clipper и Star Flyer). Royal Clipper построен по образу и подобию легендарного пятимачтового Preussen, с одной только разницей: Preussen был ориентирован на перевозку грузов, а на Royal Clipper все — только для комфорта пассажиров.

5 Барк «Пруссия»,
судно спущенное на воду на верфи Й.Текленборга в Геестмюнде, оно стало крупнейшим парусником в мире. Полное водоизмещение «Пройссена» составляло 11150 т, дедвейт - 8000 т плюс 550 т водяного балласта. Корпус отличался усиленной конструкцией, бимсы и шпангоуты были сделаны из стальных балок и-образного сечения. Брашпиль, рулевая машина и грузовые лебедки имели паровой привод. Весь рангоут изготавливался из стали; высота мачт от киля достигала 68 м; нижние реи имели длину 32,2 м, диаметр 640 мм и массу 6,5 т. Общая площадь всех 47 парусов - 5560 м2, масса одного паруса - до 650 кг. На проводку стоячего и бегучего такелажа ушло 700 м цепей и 45 км пенькового каната и металлического троса. И еще несколько впечатляющих цифр: на судне имелось 1260 блоков, 248 винтовых талрепов, 560 м кабеля, 27 такелажных лебедок, восемь шпилей и шесть якорей, самый тяжелый из которых весил 4 т.

6 Барк «Потоси»
— огромный пятимачтовый барк «Потоси» - в то время (1894 год), самое большое парусное судно в мире. Это был ответ на вызов, брошенный Францией: немецкий винджаммер существенно превосходил по размерам пятимачтовик «Франс» и стал первым в истории парусным судном, чей тоннаж превысил 4000 брутто-регистровых тонн.

7 Барк “Кобенхавн”
Последний пятимачтовый барк- “Кобенхавн” - был построен шотландской верфью “Рэмэдж энд Фергюсон” по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны. По размерам среди пятимачтовиков он занимал среднее положение, зато по праву мог именоваться одним из самых красивых винджаммеров в мире благодаря изящным линиям корпуса и пропорциональности рангоута с несколько увеличенной площадью верхних парусов. Конечно, в конструкции барка не обошлось без технических новинок. Как и “франс-2”, “Кобенхавн” оснастили дизелем (правда, одним, а не двумя). У двухлопастного гребного винта регулируемого шага лопасти могли устанавливаться в положение вдоль потока, что снижало сопротивление при движении под парусами. Такелажные лебедки стали электрическими. Ну и главная особенность: винджаммер был не только грузовым, но и учебным судном.

8 Барк «Франция I»
Длина 133 м, ширина 14,9 м, водоизмещение 7800 тонн.

9 Шхуна «Вайоминг»
построена в США в 1909 году шестимачтовая гафельная шхуна «Вайоминг» (Wyoming) - самое большое деревянное судно из когда-либо существовавших. Это уникальное судно по валовой вместимости на 380 per. т превосходило не менее знаменитый четырехмачтовый барк «Грейт Рипаблик» (Great Republic). Как и другие крупные шхуны, оно совершало рейсы вдоль восточного побережья США. Существенной положительной особенностью парусного вооружения шхуны «Вайоминг» следует считать одинаковую высоту мачт и взаимозаменяемость парусов на всех мачтах, кроме бизани, на которой бизаньгик был длиннее.

10 Барк «Cедов»
- четырёхмачтовый барк, названный в 1945 г. в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. Самый крупный парусник в мире традиционной постройки. При спуске на воду на верфи «Германия» в Киле в марте 1921 года получил имя «Магдалена Виннен II» - по имени дочери основателя и владельца судовой компании, а также заказчика судна Фридриха Адольфа Виннена - Магдалины Виннен. В 1936 был перекуплен команией «Северо-немецкий Ллойд» и был переименован новым хозяинов в «Коммодор Йонсен» (нем. «Kommodore Johnsen») - по имени легендарного капитан-коммодора компании «Хаппаг-Ллойд» Николаса Йонсена - и был переоборудован в учебный парусник. В свое время корабль был четвёртым по величине парусником в мире. Построен для судоходной компании «Ф. А. Виннен» - суда компании носили имена членов семьи. Первоначально эксплуатировался на южно-американской и австралийской линиях. Во время Второй мировой войны судно находилось в составе вспомогательного флота и использовалось для доставки снабжения войскам под буксиром. В соответствии с решением Потсдамской конференции о репарациях Германии странам-победителям, судно передано Советскому Союзу в декабре 1945 году и переименовано в «Седов».

Лине́йный кора́бль (англ. ship-of-the-line , фр. navire de ligne ) - класс парусных трёхмачтовых деревянных военных кораблей. Парусные линейные корабли характеризовались следующими особенностями: полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением, включающим от 30-50 до 135 орудий в бортовых портах (в 2-4 деках), численность экипажа составляла от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860-х годов для морских боёв с использованием линейной тактики. Парусные линейные корабли линкорами не назывались.

Общие сведения

В 1907 году линейными кораблями (сокращённо - линкорами) был назван новый класс броненосных кораблей водоизмещением от 20 тыс. до 64 тыс. тонн.

История создания

"Во времена, уже давно минувшие … в открытом море он линейный корабль не опасался ничего. Не было ни тени чувства беззащитности от возможных атак миноносцев, подводных лодок или авиации, ни трепетных мыслей о вражеских минах или авиаторпедах, не было по сути дела ничего, за исключением разве жестокого шторма, сноса на подветренный берег или сосредоточенной атаки нескольких равноценных противников, что могло бы поколебать гордую уверенность парусного линейного корабля в собственной несокрушимости, принятую им на себя с полным на то правом." - Оскар Паркс. Линкоры Британской Империи.

Технологические новшества

К появлению линейных кораблей как основной силы военно-морских флотов привело множество связанных между собой технических достижений.

Считающаяся сегодня классической технология строительства деревянных кораблей - сначала каркас, затем обшивка - окончательно оформилась в Византии на рубеже I и II тысячелетий н.э., и благодаря своим преимуществам со временем вытеснила бытовавшие до этого способы: использовавшийся в Средиземноморье римский, с обшивкой вгладь из досок, торцы которых соединялись шипами, и бытовавший от Руси до Страны Басков в Испании клинкерный, с обшивкой внакрой и вставляющимися в готовый корпус поперечными рёбрами-усилителями. На юге Европы этот переход окончательно состоялся до середины XIV века, в Англии - около 1500 года, а в Северной Европе торговые суда с клинкерной обшивкой (хольки) строили ещё в XVI веке, возможно и позже. На большинстве европейских языков этот способ обозначался производными от слова carvel; отсюда - каравелла, то есть, изначально, корабль, построенный начиная с каркаса и с обшивкой вгладь.

Новая технология давала кораблестроителями целый ряд преимуществ. Наличие у корабля каркаса позволяло заранее точно определить его размеры и характер обводов, что при прежней технологии становилось в полной мере очевидным лишь в процессе постройки; корабли теперь строят по заранее утверждённому плану. Кроме того, новая технология позволила существенно увеличить размеры кораблей - как вследствие большей прочности корпуса, так и ввиду снижения требований к ширине досок, идущих на обшивку, что позволило использовать для строительства кораблей менее качественный лес. Также снизились требования к квалификации задействованной в строительстве рабочей силы, что позволило строить корабли быстрее и в намного больших количествах, чем раньше.

В XIV-XV веках на кораблях начинает применяться пороховая артиллерия, однако первоначально её в силу инерции мышления располагали на предназначенных для лучников надстройках - форкастеле и ахтеркастеле, что ограничивало допустимую массу орудий соображениями сохранения остойчивости. Позднее артиллерию стали устанавливать вдоль борта в середине корабля, что во многом сняло ограничения на массу орудий, однако наведение их на цель было весьма затруднено, так как огонь вели через сделанные по размеру ствола орудия круглые прорези в бортах, которые в походном положении затыкали изнутри. Настоящие орудийные порты с крышками появились лишь к концу XV века, что открыло дорогу к созданию тяжеловооружённых артиллерийских кораблей. На протяжении XVI века происходит полное изменение характера морских сражений: бывшие до этого в течение тысячелетий основными боевыми кораблями гребные галеры уступают место вооружённым артиллерией парусникам, а абордажный бой - артиллерийскому.

Массовое изготовление тяжёлых артиллерийских орудий в течение долгого времени было весьма затруднено, поэтому вплоть до XIX века самыми крупными из устанавливаемых на корабли оставались 32…42-фунтовые (по массе соответствующего сплошного чугунного ядра), с диаметром канала ствола не более 170 мм. Но и работа с ними при заряжании и наведении была весьма осложнена из-за отсутствия сервоприводов, что требовало огромного расчёта для их обслуживания: весили такие орудия по несколько тонн каждое. Поэтому в течение столетий корабли старались вооружить как можно большим количеством сравнительно небольших орудий, которые располагались вдоль борта. Вместе с тем, по соображениям прочности длина военного корабля с деревянным корпусом ограничена примерно 70-80 метрами, что ограничивало и длину бортовой батареи: более двух-трёх десятков орудий можно было разместить только в несколько рядов. Так возникли военные корабли с несколькими закрытыми орудийными палубами (деками), несущими от нескольких десятков до сотни и более орудий различного калибра.

В XVI веке в Англии стали использоваться литые чугунные пушки, бывшие большим технологическим новшеством благодаря меньшей стоимости относительно бронзовых и меньшей трудоёмкости изготовления по сравнению с железными, и при этом обладавшие более высоким характеристикам. Превосходство в артиллерии проявилось во время боев английского флота с Непобедимой Армадой (1588 год) и стало с тех пор определять силу флота, сделав историей абордажные схватки - после этого абордаж применяется исключительно в целях захвата уже выведенного из строя огнём орудий вражеского судна.

В середине XVII века появляются методы математического расчета корабельных корпусов. Введённый в практику около 1660-х годов английским корабелом А. Дином метод определения водоизмещения и уровня ватерлинии корабля на основе его полной массы и формы обводов позволил заранее рассчитать то, на какой высоте от поверхности моря будут располагаться порты нижней батареи, и соответствующим образом располагать палубы и орудия ещё на стапеле - ранее для этого требовалось спустить корпус корабля на воду. Это позволило ещё на этапе проектирования определять огневую мощь будущего корабля, а также избежать происшествий, подобных случившемуся со шведским «Вазой» из-за слишком низко расположенных портов. Кроме того, на кораблях с мощной артиллерией часть орудийных портов обязательно приходилась на шпангоуты; силовыми были только настоящие шпангоуты, не перерезанные портами, а остальные - дополнительными, поэтому была важна точная увязка их взаимного расположения.

История появления

Непосредственными предшественниками линейных кораблей были тяжеловооруженные галеоны, каракки и так называемые «большие корабли» (Great Ships) . Первым специально построенным артиллерийским кораблем иногда считается английская каракка Мэри Роуз (1510), хотя португальцы приписывают честь их изобретения своему королю Жуану II (1455-1495), повелевшему вооружить тяжёлыми орудиями несколько каравелл.

Первые линейные корабли появились во флотах европейских стран в начале XVII века, а первым трёхпалубным линейным кораблём считается HMS Prince Royal (1610) . Они были легче и короче существовавших в то время «кораблей-башен» - галеонов, что позволяло быстро выстроиться в линию бортом к противнику, когда нос последующего корабля смотрел на корму предыдущего. Также линейные корабли отличаются от галеонов прямыми парусами на бизань-мачте (у галеонов было от трёх до пяти мачт, из которых обычно одна или две были «сухими», с косым парусным вооружением), отсутствием длинного горизонтального гальюна на носу и прямоугольной башни на корме, и максимальным использованием надводной площади бортов под пушки. Линейный корабль маневреннее и сильнее галеона в артиллерийском бою, в то время, как галеон лучше приспособлен для боя абордажного. В отличие от линейных кораблей, галеоны применялись также для перевозки войск и торговых грузов.

Появившиеся в результате этого многопалубные парусные линейные корабли более чем 250 лет являлись основным средством ведения войны на море и позволили таким странам как Голландия, Великобритания и Испания создать огромные торговые империи.

К середине XVII века возникло чёткое разделение линейных кораблей по классам: старые двудечные (то есть в которых две закрытые палубы одна над другой были заставлены пушками, стреляющими через порты - прорези в бортах) корабли с 50 орудиями были недостаточно сильны для линейного боя и использовались в основном для эскорта конвоев. Двухпалубные линейные корабли, несущие от 64 до 90 пушек, составляли основную часть военного флота, в то время как трёх- или даже четырёхпалубные корабли (98-144 орудия) выполняли роль флагманов. Флот из 10-25 таких кораблей позволял контролировать морские торговые линии и в случае войны перекрывать их для противника.

Линейные корабли следует отличать от фрегатов. Фрегаты имели либо только одну закрытую батарею, либо одну закрытую и одну открытую на верхней палубе. Парусное оснащение у линейных кораблей и у фрегатов было одинаковым (три мачты, на каждой присутствовали прямые паруса). Линейные корабли превосходили фрегаты числом пушек (в несколько раз) и высотой бортов, но уступали в скорости и не могли действовать на мелководье.

Тактика линейных кораблей

С увеличением силы военного корабля и с усовершенствованием его мореходных и боевых качеств проявился и равносильный успех в искусстве пользования ими... По мере того, как морские эволюции делаются более искусными, их важность растет день ото дня. Этим эволюциям нужна была база, пункт, от которого они могли бы отправляться и к которому могли бы возвращаться. Флот военных кораблей должен быть всегда готов встретить неприятеля логично поэтому, чтобы такой базой для морских эволюции был боевой строй. Далее, с упразднением галер, почти вся артиллерия переместилась на борта корабля, почему и возникла необходимость держать корабль всегда в таком положении, чтобы неприятель был у него на траверзе. С другой стороны, необходимо, чтобы ни один корабль своего флота не мог помешать стрельбе по неприятельским судам. Только один строй позволяет удовлетворить вполне этим требованиям, это - строй кильватера. Последний, поэтому, избран, как единственный боевой строй, а следовательно и как базис для всей тактики флота. В то же время осознали, что для того, чтобы боевой строй, эта длинная тонкая линия орудий, не мог быть поврежден или разорван в слабейшем его пункте, необходимо вводить в него только суда если не равной силы, то, по крайней мере, с одинаково сильными бортами. Логически вытекает отсюда, что одновременно с тем, как кильватерная колонна делается окончательно боевым строем, устанавливается различие между линейными кораблями, которые одни только предназначены для него, и более мелкими судами для других целей.

Мэхэн, Альфред Тайер

Сам термин «линейный корабль» возник вследствие того, что в бою многопалубные корабли стали выстраивать в линию друг за другом - так, чтобы во время своего залпа быть повёрнутыми противнику бортом, ведь наибольший урон цели наносил залп из всех бортовых орудий. Такая тактика называлась линейной. Построение в линию во время морского боя впервые стало применяться флотами Англии и Испании в начале XVII века и считалось основным вплоть до середины XIX. Линейная тактика также неплохо защищала ведущую бой эскадру от атак брандерами.

Стоит отметить, что в ряде случаев флоты, состоящие из линейных кораблей, могли варьировать тактику, часто отступая от канонов классической перестрелки двух идущих параллельными курсами кильватерных колонн. Так, при Кампердауне англичане, не успев выстроиться в правильную кильватерную колонну, атаковали голландскую линию баталии строем, близким к строю фронта с последующей беспорядочной свалкой, а при Трафальгаре атаковали французскую линию двумя идущими наперерез колоннами, грамотно использовав преимущества продольного огня, наносящего не разделённым поперечными переборками деревянным кораблям страшный урон (при Трафальгаре адмирал Нельсон применил тактику, разработанную адмиралом Ушаковым). Хотя это и были из ряда вон выходящие случаи, всё же, даже в рамках общей парадигмы линейной тактики у командующего эскадрой нередко оставалось достаточное пространство для смелого манёвра, а у капитанов - для проявления собственной инициативы.

Особенности конструкции и боевые качества

Дерево для постройки линейных кораблей (обычно дуб, реже тик или красное дерево) отбиралось самым тщательным образом, вымачивалось и высушивалось в течение ряда лет, после чего тщательно укладывалось несколькими слоями. Обшивка борта была двойной - внутри и снаружи от шпангоутов; толщина одной наружной обшивки на некоторых линейных кораблях достигала 60 см у гондека (у испанского Santisima Trinidad ), а общая внутренней и наружной - до 37 дюймов, то есть около 95 см. Англичане строили корабли со сравнительно тонкой обшивкой, но часто расположенными шпангоутами, в районе которых общая толщина борта у гондека достигала 70-90 см сплошного дерева; между шпангоутами суммарная толщина борта, образованная только двумя слоями обшивки, была меньше и достигала 2 футов (60 см). Французские линейные корабли для большей скорости строились с более редкими шпангоутами, но более толстой обшивкой - в сумме до 70 см между шпангоутами.

Для защиты подводной части от гнили и обрастания на неё накладывали наружную обшивку из тонких планок мягкого дерева, которую регулярно меняли в процессе тимберовки в доке. Впоследствии, на рубеже XVIII и XIX веков, в тех же целях стала использоваться обшивка медью.

  • List of men-of-war 1650-1700. Part II. French ships 1648-1700.
  • Histoire de la Marine Francaise. French naval history.
  • Les Vaisseaux du roi Soleil. Contain for instance list of ships 1661 to 1715 (1-3 rates). Author: J.C Lemineur: 1996 ISBN 2906381225

Примечания

Для ранних кораблей «Это название боевого корабля представляет собой сложносокращенное слово, возникшее в 20-е годы XX в. на базе словосочетания линейный корабль.» Этимологический словарь Крылова http://www.slovopedia.com/25/203/1650517.html

  • Список галеонов Испанского флота
  • 10

    Был крупнейшим парусным кораблем своего времени. Он имел четыре полные палубы (верхняя была вровень с бортами, как впоследствии на некоторых пароходах). По проекту он должен был иметь огромную грузовместимость, сохраняя при этом, ради снижения издержек, обычную численность экипажа.

    К несчастью, перед первым рейсом в Британию в результате пожара судно выгорело до ватерлинии и затонуло. После подъема и восстановления оно лишилось верхней палубы, площадь парусов и объем грузовых помещений были сокращены. Экипаж (130 человек) был сокращен наполовину. «Great Republic» сменил несколько владельцев, пока во время шторма в марте 1872 г. не потерпел крушение и не затонул.

    9

    Последний пятимачтовый барк, построенный в 1921 году шотландской верфью «Рэмэдж энд Фергюсон» по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны в Копенгагене. 14 декабря 1928 года, имея на борту 16 человек штатной команды и 45 кадетов, он вышел из Буэнос-Айреса и взял курс на зюйд-ост. Судну предстояло в балласте дойти до Австралии, где принять груз - пшеницу - и доставить его в Европу.

    21 декабря состоялся последний сеанс связи с парусником, с 22 декабря судно на связь не выходило и с тех пор считается пропавшим без вести. Что явилось причиной его гибели - внезапно налетевший шквал или столкновение с айсбергом, - осталось неизвестным.

    8

    Огромный пятимачтовый барк. Cтал первым в истории парусным судном, чей тоннаж превысил 4000 брутто-регистровых тонн.

    7

    Один из крупнейших барков своего времени. Франция готовилась к проведению в Париже Всемирной выставки, посвященной вступлению мира в грядущий XX век.

    Уже была построена колоссальная стальная башня - символ торжества технического прогресса; впоследствии ее назовут по имени строителя Эйфелевой. Другим таким символом, демонстрирующим широкие возможности металла, и должен был стать новый французский стальной парусник. О новом паруснике и гигантской башне говорили одинаково много.

    6

    Пятимачтовое четырёхзвёздочное круизное парусное судно, построенное по образу и подобию «Пруссии» (1902-1910). Было разработано Зигмунтом Хоренем, польским специалистом по корабельным устройствам, принято в эксплуатацию в 2000 году и, являясь самым длинным парусным судном в мире, вмещает 227 пассажиров. Корабль может развивать скорость до 20 узлов.

    5

    Шестимачтовая 125-метровая двухпалубная шхуна, построенная в основном из канадской сосны, - верх совершенства деревянного судостроения.

    Это крупнейшее в мире и единственное в нашей десятке гигантов цельнодеревянное судно представляет определенный интерес, как для судостроителей, так и для моряков.

    4

    Единственное семимачтовое судно в мире. Было спущено на воду со стапелей «Фор Ривер» г. Куинси в 1902 году. Известный судовладелец Дэон Кроули имел огромное желание создать самый большой парусник во всем мире, вследствие чего был вдохновителем и автором идеи постройки данного гиганта.

    Практически все время парусник эксплуатировался на одной линии и перевез не одну тысячу тонн угля и других сыпучих грузов между США и Канадой. Однако в 1907 году он был зафрахтован одной нефтяной компанией для перевозки нефтепродуктов через Атлантический океан. Судно с полными трюмами бочек с нефтепродуктами отправилось в свой первый и трагически последний трансатлантический вояж.

    3

    Торговое судно, пятимачтовый барк. Как и все суда, которые строились компанией AG Rickmers, корпус традиционно был покрашен в зелёный цвет. Ниже ватерлинии - красный.

    Учитывая, что судно было оборудовано паровой машиной, в списках самых больших парусных судов Германии оно не значилось, несмотря на то, что с 1914 года оно занимало одно из ведущих мест по размерам и водоизмещению. Некоторые моряки в шутку называли его парусный пароход. Максимальная грузоподъемность составляла 7 900 тонн. Для увеличения грузоподъемности даже был уменьшен угольный бункер.

    2

    Французский пятимачтовый барк. Считается одним из самых больших парусников в истории судостроения. Заложен на верфях «Chantiers et Ateliers de la Gironde» в Бордо в 1911 году.

    Во время Второй мировой войны, в 1944 году судно, которое до этого времени находилось на мели, попало под прицел американского бомбардировщика и было уничтожено в ходе учебной бомбардировки.

    1

    Пятимачтовый парусный корабль с цельностальным корпусом. Это был самый большой в мире корабль с прямыми парусами и единственный пятимачтовый парусник этого класса мирового торгового флота.

    В 1910 г. «Пруссия» во время рейса с грузом для Чили столкнулась с другим кораблем и в конечном итоге затонула.

    18 мая 1881 года завершил свой рейс последний парусный корабль в Атлантическом океане. Мы решили вспомнить о 9 легендарных парусниках, вошедших в историю великих путешествий и открытий.

    1. «Санта-Мария» – легенда легенд, корабль, на котором Христофором Колумбом и его командой была открыта Америка. Это небольшое судно длиной не более 25 метров с четырьмя мачтами и прямым парусным вооружением. «Санта-Мария» насчитывала пять парусов, которые при благоприятных условиях могли придавать ей довольно высокую скорость. Нужно отметить, что «Санта-Мария» была не самым быстроходным судном, но при этом она отличалась высокой устойчивостью, которая могла пригодиться во время шторма. Последнее плаванье этого полумифического парусника состоялось на Рождество 1492 года – оно разбилось у берегов Гаити. Но обломки «Марии» не были оставлены гнить на дне океана, а были использованы при строительстве поселения, существующего до сих пор. К величайшему сожалению, не осталось ни одного изображения «Санта-Марии» и все фотографии и рисунки были сделаны либо по дневниковым описаниям, либо по реконструкциям.

    2. Корабль «Виктория» стал первым в истории кораблем, на котором люди сумели обогнуть земной шар. Капитаном этого легендарного судна был не менее легендарный Фернан Магеллан – человек, который сумел поддержать дух своих матросов на протяжении многих месяцев изнурительного невыносимого путешествия. Достоверных изображений «Виктории» также не сохранилось, но исследователи полагают, что данный корабль имел три мачты, два ряда прямых парусов и один косой парус. Корабль, не смотря на то, что предназначался в первую очередь для исследовательских и мирных целей, был вооружен несколькими десятками пушек для увеличения безопасности. Не могут ученые определиться и с характеристиками корабля: масса его колеблется в пределах от 80 до 200 тонн.

    3. «Золотая лань» , это английский галеон под предводительством капитана Дрейка, который первым вернулся из кругосветного путешествия после плаванья Магеллана. Золотая лань провела в океане 2 года и 10 месяцев. Этот корабль уникален тем, что единственным сумел проплыть Магелланов пролив (после самого Магеллана). Существует несколько точных копий Золотой лани, которые находятся на вечных стоянках в музеях кораблестроения.

    4. «Индевор» Джеймса Кука – корабль, на котором этот известный мореплаватель совершил свое первое кругосветное путешествие, преследовавшее научные астрономические цели – изучение прохождение Венеры по диску Солнца, а также для более досконального изучения южного полушария.

    5. «Дайфкен» – корабль, на котором была открыта Австралия европейцем Виллемом Янсом. Это было небольшое судно около 25-30 метров в длину, довольно быстроходное (развивало скорость до 13 километров в час) и легкое, рассчитанное на небольшой экипаж. Реплика легендарного корабля находится в музее Австралии и его запросто может посетить любой желающий.

    6. «Надежда» и «Нева» - два небольших корабля, сумевших прославить отечественных мореплавателей и вписать их имена в список величайших путешественников мира. Нужно отметить, что оба судна были приобретены в Англии, специально для того, чтобы совершить кругосветное путешествие. На этот шаг мореплаватели пошли по той причине, что в России на то время не существовало собственного кораблестроения необходимого уровня, и российские суда не могли выдержать такого длительного плавания. Капитанами кораблей были назначены Крузенштерн, который являлся инициатором путешествия, и его близкий друг Лисянский.

    7. «Галера» – самый известный пиратский парусник одного из самых жестоких и удачливых морских разбойников – капитана Кида. Этот корабль имел водоизмещение около 300 тонн, был оборудован полусотней весел и 34-мя палубными пушками, что делало его весьма грозным оружием в умелых руках опытного капитана Кида.

    8. «Летучий Голландец» – корабль-призрак, который уже несколько веков вселяет страх в мореплавателей всего мира. Это вечный морской скиталец, вокруг которого крутятся десятки легенд. Все легенды хотя и разнятся сюжетом, но схожи в том, что корабль и экипаж были прокляты за грехи своего капитана. Не известен ни год постройки, ни тип самого корабля.

    9. «Васа» – корабль-музей, единственный из нашей подборки парусник, который сохранился до сегодняшнего дня. Он был построен и принят на вооружение в 1628 году в Швеции, после чего, проплыв около получаса, благополучно затонул. Корабль был поднят со дна спустя столетия, став музейным экспонатом. В свое время «Васа» был одним из самых крупных парусных кораблей, его длина достигала 65 метров и ширина 12 метров, для строительства «Вассы» был уничтожен целый дубовый лес (примерно, тысяча деревьев).

    Морская история XVIII века ознаменовалась появлением ещё одного, помимо флота Англии, Голландии, Швеции, Франции, сильного представителя, а именно Российского флота.

    И если флот Англии отвоёвывал свои интересы по побережью от Ла-Манша до Гибралтара, и далее до Средиземного моря, в Северных морях господствовали Датский Королевский флот и Шведский флот, начавшие Северную войну, к концу которой Российская Империя стала гегемоном в волнах Балтики и будущим противником английского флота.

    Самые сильные корабли в начале 18 века

    К началу XVIII века каждый флот располагал флагманами, наводившими страх на противника.

    «Король Карл» — Швеция

    Konung Karl — 1694 года постройки — представлял один из пяти линейных кораблей 1-го ранга, имевшихся на начало Северной войны. Его параметры:

    • Водоизмещение 2650-2730 шведских тонн.
    • Команда в 850 моряков.
    • Укрепленных орудий: 100, с дооснащением до 108.
    • Калибры орудий: 10×36, 22×24, 30×18, 28×8, 18×4 в фунтах.
    • Огневая мощь: 1724 фунта из 108 орудий, при величине шведского фунта в 425,1 грамм.

    «Fredericus Quartus» Дания-Норвегия



    Датско-Норвежская флотилия располагала новым линейным кораблем, спущенным на воду в 1699 году, обладавшим:

    • Водоизмещением 3400-3500 тонн.
    • Калибром орудий: 28×36, 32×18, 30×12, 20×6 фунтов, при величине датского фунта 496 грамм.
    • Залповой орудийной мощью: 2064 фунта.
    • В количестве 110 орудий.
    • Комплектом команды в 950 моряков.

    «HMS Royal Sovereign» Британская империя

    Ройял Суверен — стопушечный линкор первого ранга на парусной тяге, вышедший в 1701 году из верфи Вулвича. Обладал:

    • Водоизмещением 1883 тонны.
    • Длиной 53 метра (174 фута по гондеку).
    • Шириной 15 м (или 50 фут. по мидельшпангоуту).
    • Глубиной интрюма 20 фут. (около 6 м).
    • Орудийная артиллерия распределялись: 28 на гондеке 42- и 32-фунтовых пушек, 28 на средней батарее мидельдека 24 фунт. пушек, 28 на следующей нижней палубе опердека 12 фунт. пушек, 12 на шканцах и 4 на баке 6 фунт. пушки.

    Принимал участие до последующей перестройки в Войне за испанское наследство.

    Самый мощный военный корабль в конце 18 века

    Британское корабельное производство придерживалось серийности изготовления прототипа HMS Victory, вплоть до выхода из верфи в 1787 году последнего стопушечного образца Queen Charlotte, когда начало строительство более крупных экземпляров флагманских кораблей 1-го ранга соответствия, оснащённых большим числом тяжелого вооружения.

    Таким стал потомок французского линкора в британском исполнении «hms royal sovereign», после 6 лет строительства в верфи Чатема сошедший на воду в 1795 г. Несмотря на обладание высокопарусной оснасткой, его ходовые качества, маневрирование и предельная скоростность хода не могли служить таким кораблям залогом преимущества. Но несомненным главным достоинством и основным, и решающим залогом победы служило мощнейшее вооружение:

    Численность 110-ти орудий распределялась:

    • 32 фунт. пушек в количестве 30 на гондеке,
    • 24 фунт. пушек в кол. 30 на мидельдеке,
    • 18 фунт. пушек в кол. 32 на палубе опердека,
    • 12 фунт. пушек в кол. 14 на шканцах, и на баке – 4.

    HMS Ville de Paris стал самым крупным линейным трёхмачтовым кораблём того времени. Обладал внушительными параметрами:

    • Водоизмещением 2390 тонн.
    • 190 англ.фут. по гондеку в длину.
    • 53 англ.фута по мидельшпангоуту в ширину.
    • 22 англ.фута глубина интрюма.

    История отдаёт предпочтение английским кораблям перед испанскими, несмотря на их более внушительное оснащение и вооружение, поскольку ни один из британцев не был уничтожен в бою в течение всего 18 века. Немаловажным при этом оказались умелая тактика ведения морского боя и талант адмиралов Королевского флота.

    Новые виды кораблей 18 века

    На начало XVIII века типичный британский корабль 1 ранга был трехдечным, 90-100 пушечным, с водоизмещением от 1900, а позже свыше 2000 и более тонн, с требованием выше 500 единиц в составе команды.

    К концу века в классификации First Rate линейный трёхдечный корабль имел до 130 пушек вооружения. В полном оснащении корабли перевалили за 2500 тонн с размещенными в нижней палубе тяжелыми 40 фунтовыми пушками. Однако низкая осадка судов и неспокойные волны не всегда давали возможность использовать мощь батарей на нижней палубе.

    Изобретенная голландцами линейная тактика ведения морского боя, при выстраивании кораблей в линию и ведении шквального огня тяжёлой артиллерии, на столетие определила тактику боя с использованием класса линейных кораблей высшего ранга и фрегатов.

    Принятый в Адмиралтействе класс ранжирования по размерам, требованиям к количеству команды, численности пушек на орудийных палубах, мощи вооружения соответствовала:

    • Трехпалубным кораблям 1го и 2го ранга, числом от 100 пушек;
    • Двухпалубным кораблям 3го и 4го рангов, числом менее 100 штук с наиболее практичными 32 фунт. и 24 фунт. орудиями.

    На трехпалубном британском линкоре «Queen Charlotte» водоизмещением 2280 тонн в 1793 г. размещались батареи пушек в количестве:

    • 30х 32-фунт. на гондеке,
    • 30х 24-фунт. на мидельдеке,
    • 30х 12-фунт. на опердеке,
    • 4х 12-фунт. и 20 карронад на баке, шканцах, юте.

    корабль «Сантисима Тринидад»

    Флот Испании выглядел внушительно: сверхмощный 136-пушеч. четырехдечный гигант «Santisima Trinidad» и десять 112-пушеч. кораблей. Превосходить их по водоизмещению могли корабли Франции с большим размером и весом. «Commerce de Marseille» весил около 2750 тонн, был мощно вооружен 36-фунт. (номинал в 40 англ. фунтов) пушками.

    Новые технологии в военно-морском деле

    Велик вклад британских кораблестроителей в конструкцию линкоров. Строительство на королевских верфях велось долго и тщательно, отборному корабельному лесу требовалась многолетняя выдержка. На службе эти дорогущие экземпляры корабельного искусства состояли несколько десятилетий.

    Строгая приверженность основным принципам кораблестроения делала процесс усовершенствований медленным до самого конца XVIII века. В действительности совершенствовались конструкции не только британских линкоров, нужно отметить достижения испанцев.

    Корабль «HMS Victory» на стапеле

    Для улучшения управляемости больших судов с высокими палубами приобрели распространение голландские конфигурации рулевого колеса. В Британии при постройке новых кораблей с 1703 года стали использовать штурвал, который пришел на смену колдерштоку. В Испании этот процесс растянулся на продолжительное время.

    К периоду Французской революции и правления Наполеона I, Британия имела крупнейшую в мире военную силу на море: полторы сотни линейных кораблей и несколько сот судов низших рангов.

    Само определение «линейный корабль» утвердилось от изобретенной голландцами тактической схемы линейного боя, рассчитанной на прочность конструкции и пробивную силу : корабли, выстроившись в линию и полагаясь на прочность корпусов, выдерживали огонь артиллерии врага. При этом ответным огнём тяжелого вооружения разрушали вражеский флот.

    В течение столетия размеры кораблей, участвовавших в линейном бою, менялись в сторону увеличения, оснащения дополнительных палуб для размещения огневых батарей, росла численность экипажа с ростом количества пушек. Опытным путем было проверено преимущество большего числа пушек перед увеличением калибра и тяжести вооружения.

    В этом столетии тактическое понимание морского боя сместилось от авантюры смелых маневров в бою для достижения победы к удержанию стройности боевой линии и стратегической сохранности флотилии для быстрого восстановления боеспособности эскадры к новым атакам.

    Эволюция кораблестроения

    Понять эволюцию корабельных конструкций 18 века можно на примере испанского гиганта «Сантисима Тринидад». Линкор построили в Гаване в 1769 г. на крупнейшей верфи того времени в период совершенствования трехмачтовых округлых судов.

    Успешность постройки всех навио зависела от древесины твердых пород с Кубинского и колониального побережья, которые была возможность использовать. Если британцы и французы из европейского дуба делали корпуса, из сосны строили реи и мачты, испанские корабелы применяли материалы отменного красного дерева, обладающего большей устойчивостью к грибковой сухой гнили в условиях высокой влажности, быстро превращающей деревянные конструкции из дуба в древесный трухлявый материал. Такое разрушение характерно для всех деревянных кораблей, потому обладание запасами леса твердых пород для строительства и ремонта судов было важным преимуществом.

    Киль судна являлся продольной связующей остова, обеспечивая продольную прочность, скрепляя впереди форштевень, сзади ахтерштевень. Поверх крепились шпангоуты – ребра, обоюдно прикрепляемые внутри и снаружи. Далее следовали части соединений: брусья, вельсы, палубные поперечины, элементы бортовых наборов бимсов, карлингсов, ветвей шпангоутов.

    Применение нагелей и кованых болтов должно было обеспечивать надежный крепеж тысячи деталей судов и скелета. Переход на металлические болты и нагели и от деревянных гаек к металлическим, обеспечение упрочнения свитых тросов и канатов для крепежа мачт и парусов определяли динамическое равновесие и устойчивость тяжёлых судов.

    «Сантиссима Тринидад» стал единственным из военных кораблей 1го ранга с четырьмя палубами, рассчитанным на размещение до 144 орудий. Остальные были трехмачтовыми и трехпалубными. Навио 2го ранга были трехпалубными, с расчётом на 80÷98 орудий. Корабли 3го ранга были двухпалубными на 74÷80 орудий.

    Высота постройки навио 1го ранга от киля до верхней палубы сравни 5 этажному зданию.

    В период Семилетней войны 1756–1763г.г. крупнейшие лин.корабли оснащались количеством в 50÷60 пушек. Однако ближе к окончанию века корабли с 64-мя пушками относились к рангу малых из участников линейного боя, а одного-двух стопушечников уже не было достаточно. Требовался костяк эскадры с сотней пушек на борту. Стандартным оснащением линкора в эпоху революций и войн Наполеона становится 74 орудия. Тогда же линейным стали ранжировать корабль с конструкцией минимум из 2х орудийных палуб, проходящих по длине от носовой части до кормы.

    В отношении испанских навио средоточение мощной боевой артиллерии на палубах не уменьшало возможность данного вида судов выдерживать длительное время напор ближнего боя. Как пример, флагман испанцев «Сантиссима Тринидад». В сражении 1797г. у мыса Сент- Винсенте, при блокаде Гибралтара (1779 — 1782г.г.), при Трафальгаре противостояние мощнейшей залповой канонаде британских линкоров не позволило затопить громаду испанского судна.

    Однако по-прежнему в век парусного хода мобильность флотилий определялась законами ветра, хотя прогресс в развитии парусной оснастки и надежность такелажа позволяли управлять очень тяжеловесными судами.

    Самый сильный флот 18 века

    Определившие расстановку военно-морских сил столетия, войны англичан за испанское престолонаследие относятся к 1704 году, где основной целью являлось утвердить британское господство вдоль побережья Франции - Испании, взять под контроль ключ Средиземноморья Гибралтар и обозначить превосходство Королевской флотилии на Средиземном море до африканских берегов.

    К концу столетия Британия приобрела статус мощнейшей военно-морской державы. Если на суше наполеоновской армии не мог противостоять никто, то британская армада из 146 только линейных кораблей надёжно контролировала европейское побережье, образуя неприступный щит для островной империи, и угрожая любому противнику на море.

    Англия стала безусловной морской державой, занимая первое место. Флот стал силой, обеспечивавшей победу при появлении эскадры под британским флагом. Давление флота и риск молниеносной высадки морского десанта при огневой поддержки линейной артиллерии позволяли решать военные задачи за счет неоспоримого могущества на море.

    Касаясь различий испанских, французских и кораблей британского флота, очевидна разница в проектировании корабельного пространства. Испанские навио и французские лин.корабли не были приспособлены к крейсированию на протяжении длительного периода времени, ввиду отсутствия требуемого под хранение провианта места, и исключали долгое нахождение в открытом море. Предполагалось для этих целей использовать корабли сопровождения.

    Британские военные корабли имели возможность к длительным экспедициям и нахождению в открытых морях достаточно долго. Что давало предпосылки для затяжной осады и блокады портов силами нескольких кораблей. Что было продемонстрировано при осаде Тулона (1793), когда лишь артиллерийский талант Бонапарта и отвага превзошли тактику англичан.

    Морские сражения и войны 18 века

    Англо-французское противостояние в начале века

    Показателен пример морского сражения в Гибралтаре в августе 1704 г.

    Флот французов состоял из 51 линкора от 50 до 96 пушек, включая 16 трехдечных, с общим числом выше 3600 единиц артиллерии. Располагал численностью в двадцать французских и испанских галер, приспособленных для тарана. Галеры с 4-6 тяжелыми орудиями на баке и экипажем свыше 500 человек каждая в составе трех эскадр представляли внушительную силу.

    Союзники – голландцы и англичане – также имели 51 линейный корабль с 3600 орудий, но только 8 трехдечных. В целом обеспечивалось условное равенство сил противников: девять 80-пушечных английских кораблей равнялись по силе трехдечным французским кораблям с 84-88 орудиями, остальные силы составляли примерный паритет.

    Английские корабли выстроились авангардом, центром с главнокомандующим Руком, арьергардом из голландских кораблей. А двадцати вражеским тяжелым галерам противостояли 2 малых линкора.

    Сражение начиналось с боя авангардов и стремлением выхода на маневр с наветра. После 10 часов канонады центров в жестоком огне корабль против корабля, несмотря на пожары и значительные разрушения не было потопленных и взятых в плен кораблей. Из-за быстрого расхода арсенала боезарядов англичане понесли более заметный урон.

    Тактика морского боя англичан – расстреливать корпуса кораблей и живую силу – приносила большие потери врагу. Тактика французов на повреждение мачт и такелажа лишала маневренности врага и давала возможность абордажного захвата.

    Таким образом при равенстве сил перевес в бою достигался тактическим расчётом.

    Англо-Испанские морские баталии в конце столетия

    В сражении у мыса Сент-Винсенте в 1797 г. британцы вынудили испанские корабли отступить. Испанцы сохранили флот от полного разгрома, включая отход «Santissima Trinidad» к Кадису, где флотилия насчитывала 26 лин.кораблей.

    Граф Сент-Винсент на борту 110 пушечника «Ville-de-Paris», получив подкрепление, повел из Лиссабона эскадру из 21 линкора к Кадису. Летом при присоединении внутренней эскадры Горацио Нельсона была организована морская блокада испанского порта, растянувшаяся на несколько лет.

    Сражении в 1797 г. мыс Сент-Винсенте

    Целью было вынудить испанцев выйти из гавани и навязать открытый бой, но те не предпринимали попыток прорвать блокаду, успешно отражая атаки британских кораблей и нанося им чувствительный урон с батарей форта. Однако англичанам удалось вынудить испанцев к бою, организовав нападение на залив.

    После первой бомбардировки мортирами с подплывших кораблей, когда подошедшие испанцы ввязались в рукопашный бой и командующий Нельсон был близок к гибели, последовала вторая. С трех бомбардирских кораблей под прикрытием 74 пушек линкора и 2х фрегатов англичанам удалось нанести ущерб порту и флоту, вынудив отвести флот врага вне досягаемости английских орудий. В дальнейшем неблагоприятный ветер не давал британцам возможности к новым атакам и остудил их энтузиазм.

    Нельсон решил поживиться добычей галионов из Нового Света, отправившись от Гибралтара к Канарским островам, где в сражении при Санта-Крус-де-Тенерифе он едва снова не лишился жизни, потерпел поражение и лишился руки.

    До этого в столкновениях, включая генеральные сражения, абордажные стычки, десантные операции близ своих берегов, испанцы терпели поражения. Исключениями стали неудачи британцев в колониях Сан-Хуан, Пуэрто-Рико и Тенерифе, Карибы.

    Предприняв обманные маневры, англичане высадили десант, один из которых был выбит с мола, другой пробился в город, где был окружен. А вторая колонна английских кораблей была отброшена за пределы гавани. Нельсон был вынужден капитулировать и с позволения губернатора столицы покинуть Тенерифе.

    Провал на Тенерифе служит символом триумфа острова и поныне.

    Роль вооружения корабля

    Разница в вооружении определяла реальную огневую силу. Тяжелые орудия обладали малой дальнобойностью. Да и залпы крупнокалиберных расшатывали крепость корабля. Качество изготовления пушки определяло её точность, дальность, долговечность. Поэтому при равном количестве орудий огневая сила могла оказаться различной для разной тактики. В классификации корабля часто учитывали только палубные орудия с портами на место установки, и не считали дополнительные пушки на полубаке и квартердеке.

    Поэтому колебание в исчислении числа пушек не было отражением силы линкора, а формальная общая масса бортового залпа линейного корабля не отражала поражающей силы и степени опасности.

    Флот Англии 18 века

    Значимость военного присутствия на море была велика, и повсеместно замечается влияние флота на исход событий на берегу, за счет быстрого перемещения по воде и высадки десанта при огневой поддержке. На море никто не рисковал становиться на пути британской флотилии: беспрепятственно властвуя на морских просторах, цели достигались без боя.

    В Семилетней войне линейные корабли оснащали артиллерией из 50–60 пушек. К окончанию века корабли с 64 пушками отошли в ранг малых, силу эскадры определяло наличие более двух стопушечных линкоров. В период правления Наполеона класс линейных кораблей ранжировался 74-пушечными кораблями и конструкцией из 2х палуб орудийных батарей на протяжении от носа к корме.

    Британские корабли серии класса Colossus играли существенную роль в период войн с бонапартистами. Тогда крупнейший в мире военный флот насчитывал 146 линейных и несколько сотен кораблей рангом ниже. Об открытых противодействиях не было слышно вовсе.

    Флот Франции 18 века

    Французские флотилии после битв у Гибралтара и Малаги избегали крупных морских сражений, участвуя только в крейсерских стычках. В последующие десятилетия не фиксировалось крупных морских сражений. Значимость французского военного флота ослабевала; эпизодически отмечалось участие отдельных эскадр в крейсерских операциях. Попытка в период Наполеона одержать верх над британской флотилией у мыса Трафальгар окончилась провалом для французов и гибелью Нельсона для англичан, которым в последующие за этим периодом годы везде был гарантирован успех.

    В последнее десятилетие 18 века флот Франции располагал пятью линейными кораблями в 110 пушек и тремя в 118 пушек.

    Французские корабли с 74-пушками признавались наилучшими в этом классе, их обводы использовались в проектах в начале следующего века.

    Флот России 18 века

    Эволюция Русского флота преодолела длинную дистанцию с течением 18 века: от судов Архангельских поморов до императорской флотилии на , Азовском и . Важными вехами для флота Империи стали:

    • Северная война 1700 - 1721 гг.
    • Русско-турецкая война 1768 - 1774 гг.
    • Русско-турецкая война 1787 - 1791 гг.
    • Русско-шведская война 1788 - 1790 гг.

    В составе русского Балтийского флота в 1710 г. состояло 3 линейных 50 пушечных корабля 18, 8, 4-фунтового калибра орудий. В 1720 г. уже стало 25 боеспособных лин.кораблей.

    Первая в истории России полновесная, значимая морская победа русского флота была одержана в Гангутском сражении над шведами в 1714 г. у финского мыса Гангут в Балтийском море. А под занавес Северной войны в 1720 г. около Аландских островов в Балтийском море в последнем сражении у острова Гренгам маневренные российские суда на мелководье нанесли ощутимый урон врагу. В итоге был положен конец безраздельному шведскому господству в северных морях у берегов Российской Империи.

    В конце века в разгар турецкой войны Швеция при поддержке Великобритании, Голландии, Пруссии попыталась воспользоваться кажущимся преимуществом, начав боевые действия в Финском заливе. В итоге стало очевидным, что даже при благоприятных обстоятельствах борьба с Россией является безнадежным делом.

    Флот Швеции 18 века

    На начало Северной войны у Шведского Королевского флота состояло на вооружении в 1700г. 38 линкоров, 10 фрегатов, включая 5 кораблей 1го ранга. У противоборствующего Датского Королевского флота 29 лин.кораблей и 4 фрегата.

    Победы русской армии на суше в противостоянии армии шведов оказались решающими исход Северной войны. Врага вытеснили с побережья, иссякли его тыловые ресурсы. Поэтому состояние флота становилось плачевным. Чувствительное поражение в 1710 от снова окрепшего Датского флота в Кёге-бухте ещё больше сократило размер притязаний Швеции в северных морях. После Гангутского сражения, обеспокоенная возросшим могуществом российской императорской армии и флотилии, Англия, создав военный альянс со Швецией, искала союзников на юге в Чёрном море.

    До 1721 года Швеция смогла выстроить только 1 линейный корабль и 10 фрегатов для своего флота. Число лин.кораблей, как боевых единиц флота, сокращалось с 48 в 1709 г. до 22 в 1720 г.

    В Гогландском сражении в 1788г., сильной некогда, шведской эскадре из 16 линкоров и 7 фрегатов в Финском заливе противостояли 17 лин.кораблей русского Балтийского флота.

    Однако история столетия представляла разные варианты союзов и противоборств. Так в период Семилетней войны (1756-1763) - мирового конфликта интересов крупных держав -Англия стала союзником Пруссии - главного противника России,- а Пруссия не имела своего флота, Швеция выступала на стороне России, а основной задачей флота России становилось не допустить присутствия английских кораблей на Балтике.

    В будущем переворачивание альянсов неоднократно характеризовало процессы в мировом противостоянии на морских просторах.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!