В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.
Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.
Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.
Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.
Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.
Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.
Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .
Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .
Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.
Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.
Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.
Самый большой в мире колокол находится в Московском Кремле. Этот уникальный памятник художественного литья XVIII в. называют Царь- колокол, поскольку он не имеет себе равных в мире ни по размерам, ни по весу. В 1730 г. русская императрица Анна Ивановна приказала отлить колокол весом до 10 тыс. пудов (ок. 160 т) и установить на колокольне Ивана Великого. Мастера, который мог бы это сделать, попытались найти в Париже, но никто не брался отливать колокол такой величины. Взялся за эту непростую работу русский литейщик Иван Моторин. Сооружение формы колокола производили на Ивановской площади в Кремле, рядом с колокольней Ивана Великого, где вырыли яму десятиметровой глубины.
Самый огромный колокол
Металл - бронзу - плавили в четырех печах, установленных вокруг ямы. Но мастеров с самого начала преследовали неудачи: из печей потекла медь, затем сгорела машина, предназначенная для подъема кожуха формы. Первая попытка отливки колокола не удалась. Смерть помешала Ивану Моторину осуществить вторую попытку, но его дело продолжил сын Михаил. Наконец в 1733 г. колокол весом ок. 200 т был готов. Он оставался в яме, над которой построили деревянное покрытие. Резчики по металлу занимались чеканной отделкой рельефов колокола. Но в мае 1737 г. в Москве случился пожар, охвативший кремлевские здания, загорелась и деревянная кровля над колоколом. Сбежавшийся народ бросился заливать водой горячий металл, в результате колокол дал 11 трещин и от него отломился кусок весом 11,5 т. Более 100 лет Царь-колокол оставался в литейной яме. В 1836 г. его подняли и водрузили на постамент, сооруженный по проекту архитектора Августа Монферрана.
Надпись на Царь-колоколе гласит, что отлил его в 1733 г. Иван Моторин, хотя на самом деле он был отлит в 1735 г. Михаилом Моториным. Неточность связана с тем, что колокол отливали по форме, сделанной еще Моториным-старшим.
Несколько раз поднимался вопрос о спайке Царь – колокола. Но, даже припаяв отколотый 11,5 – тонный кусок, нормальное звучание колокола восстановить невозможно. Поэтому колокол сохраняется в том виде, в каком он был извлечен из литейной ямы. Царь – колоколд украшают рельефы и фриз – узор из пальмовых ветвей.
Ровно 9 лет назад, 16 апреля 2004 года, на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый 72-тонный Царь-колокол. Сегодня это самый большой действующий колокол в России. Но не в мире. О древних и современных шедеврах колокольных мастеров – в нашем топ-10.
10. Открывает десятку самых больших колоколов мира колокол Юнлэ в пекинском Храме Пробуждения (Китай). Его вес - 46 тонн, высота - 5,5 метра, диаметр - 3,3 метра. Отлит он был неизвестными мастерами в 1415 году по приказу императора Юнлэ из династии Мин. По данным Китайской академии наук, сила звука этого колокола доходит до 120 децибел, что сопоставимо с уровнем шума, издаваемого двигателями реактивного самолета. В ночной тишине колокол Юнлэ можно слышать на расстоянии 50 километров от храма. Помимо огромных размеров, он также знаменит тем, что на нем выгравировано более 230 тысяч буддийских символов.
9. Следующим в нашем списке идет 64-тонный Соборный колокол диаметром 4 метра, установленный в Нижнем Новгороде на месте слияния Оки и Волги. Он был отлит на санкт-петербургском Балтийском заводе в 2012 году, к 400-летию освобождения Москвы от польско-литовской армии нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского. Колокол украшен рельефными иконами святых: Серафима Саровского, Макария Желтоводского, Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода - князя Георгия Всеволодовича.
8. Далее в «битве гигантов» следует Большой Успенский колокол весом 65 тонн, находящийся на Успенской звоннице Московского Кремля. Он был отлит русскими мастерами Завьяловым и Русиновым из трофейных французских пушек времен войны с Наполеоном в 1817 году на заводе московского купца Михаила Богданова и, чудом пережив советское время, сохранился до наших дней.
7. Седьмое место нашего топ-10 занимает тот самый новый Царь-колокол массой 72 тонны, который 16 апреля 2004 года был установлен в Троице-Сергиевой Лавре. Как и нижегородский Соборный колокол, его отлили на Балтийском заводе, только девятью годами раньше. Для того чтобы поместить колокол внутрь звонницы, пришлось даже частично разобрать стены колокольни, ведь его диаметр у основания – целых 4,42 метра.
6. Чтобы увидеть и услышать следующий в нашем рейтинге колокол, переместимся в храм Чион-ин в Киото (Япония). Колокол был отлит в 1633 году, диаметр его составляет 2,8 метра, высота – 3,3 метра, а вес – 74 тонны. Это один из старейших и самый большой колокол в Японии. Именно его звон (108 ударов) слушают жители Страны восходящего солнца в прямом эфире в новогоднюю ночь. Звонят в него одновременно 17 человек.
5. Пятерку лидеров открывает Мингунский колокол (город Мингун, Мьянма). Он весит 55555 традиционных бирманских мер веса – висов, что в переводе в метрическую систему составляет более 90 тонн. Диаметр колокола у основания – почти 5 метров, высота - около 3,5 метра (с петлей для подвески - почти 7 метров). Он был отлит из меди с добавлением золота, серебра, железа и свинца в 1808-1810 годах по приказу бирманского правителя Бодопайи, который хотел построить самую большую в мире буддистскую пагоду в мире и поместить туда самый большой в мире колокол. Правда, мечтам Бодопайи суждено было сбыться не полностью: колокол сейчас находится в простом деревянном павильоне, стилизованном под небольшой деревенский храм.
4. В монастыре Силайсы в китайском городе Лючжоу находится колокол массой 109 тонн, высотой 9 метров и диаметром основания 6,06 метра. Его отлили в 2010 году на заводе по производству винтов Уханьской корпорации тяжелой промышленности (Китай). Поверхность колокола украшена 92 тысячами иероглифов, складывающимися в тексты буддийских молитв.
3. Тройку самых больших колоколов в мире открывает также находящийся в Китае, в городе Пиндиншань провинции Хэнань, Колокол Счастья весом 116 тонн, высотой 8,12 метра и диаметром 5,12 метра в самом широком месте. Как и его предыдущий «коллега», этот гигант – плод труда наших современников, изготовленный группой компаний «Тианруй» в канун нового 2000-го года.
2. На втором месте расположился знаменитый Царь-колокол , стоящий на постаменте в Московском Кремле в качестве памятника и ни разу в своей истории не звонивший. Его масса - 203 тонны, дата отливки - 1735 год. Интересно, что изготовлен Царь-колокол был мастерами Иваном и Михаилом Моториными из металла его 160-тонного предшественника, также называемого Царь-колоколом и разбившегося при пожаре в 1701 году, а тот – из 130-тонного Царь-колокола, разбившегося в 1654 году. Самый же первый московский Царь-колокол был отлит в 1600 году мастером Андреем Чоховым и тоже разбился при пожаре.
1. Наконец, первое место нашего топ-10 заслуженно занимает Великий колокол Дхаммазеди , с момента своей отливки в 1487 году бывший самый большим звонящим колоколом в мире. Его изготовили неизвестные мастера по указу царя Дхаммазеди для пагоды Шведагон в бывшей столице Мьянмы (Бирмы) Янгоне. Вес его составлял 297 тонн! По свидетельству венецианского купца Гасперо Бальби, посетившего Мьянму в 1583 году, колокол Дхаммазеди был сделан из меди с добавлениями олова, золота и серебра и инкрустирован драгоценными камнями. В 1608 году, во время междоусобных войн в Бирме, португальский наемник Фелиппе де Брито-э-Никоте захватил пагоду Шведагон и похитил колокол, намереваясь перелить его на пушки. Однако при перевозке по воде в месте слияния рек Баго и Янгон плоты, на которых располагался колокол, перевернулись, и он утонул. Великий колокол до сих пор находится в том же месте под слоем ила, но все попытки поднять его на поверхность пока не увенчались успехом. По легенде, когда колокол будет возвращен в пагоду Шведагон, на землю Мьянмы наконец-то вернется мир.
Отождествляют печальные и торжественные моменты в жизни людей. В связи с этим бой колоколов подразделен на две большие категории, имеющие свои особенности.
Собственно звон
По церковным традициям, этот вид звучания производится большим количеством колоколов и разделяется на несколько разновидностей:
- Трезвон – трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Трезвон означает радость от большого христианского праздника.
- Двузвон – колокольный звон во все имеющиеся инструменты, но с двукратным перерывом.
- Перезвон – множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов.
- Перебор – начиная с самого маленького колокола, ударяют поочередно во все с длительным перерывом. После последнего удара бьют во все инструменты одновременно. Такой порядок повторяется несколько раз. Чаще всего используется при проведении погребальных мероприятий.
В великий праздник Крещения проводится особый «водосвятный» перезвон. Он совершается с перехлестом в 7 ударов, переходя от большого набата к малому.
При крупных кафедральных соборах, где колокольня располагает множеством различных колоколов, по праздникам проводится «красный» звон. Для его произведения необходимо не менее 5 звонарей.
Самый значимый православный звон получил свое название от несения благой вести. Он созывает всех православных на начало богослужения. Производится благовест ударами в главный колокол по особому порядку:
- три протяжных, редких;
- равномерные.
Если на колокольне находится несколько «благовестников», звонарь выбирает их по весу. Чем серьезнее событие, тем тяжелее колокол.
Праздничный – производится в праздник Пасхи. Звонарь бьет в самый большой инструмент. Но праздничный благовест иногда разрешается и при других церковных событиях. Например, освящение престола. Для использования этого типа звона необходимо благословение настоятеля храма.
Воскресный – если имеется праздничный благовестник, то воскресным считается второй по весу.
Полиелейный – применяется для проведения специальных служб.
Будничный – благовестник используется для обозначения ежедневных православных служб.
Постный – совершает удары во время Великого поста.
Разновидности благовестников определяют виды колокольных звонов. Их применение в тот или иной день зависит от определения настоятеля.
На Руси когда-то использовался еще один звон – набат. Это единичные тревожные удары, оповещающие о бытовом скорбном событии: нашествии врагов, пожаре, наводнении или любом другом бедствии.
Мощность колокольного звона настолько сильна, что очищает вокруг себя пространство, насыщает его любовью и добром. Звуковые волны с колоколен распространяются в виде креста, этим объясняется мощный положительный эффект на физическое тело и духовное состояние человека. Доказано, что при помощи колокольных вибраций снижаются вирусные заболевания и приходит в норму психоэмоциональное состояние.
Для лечения и очищения души звон колоколов можно прослушивать в записи на качественных носителях и без использования наушников. Минимум один раз в году рекомендуется наслаждаться живым звучанием.
Получить позитивное влияние можно лишь при условии, что звуки не раздражают человека. Сеанс звукотерапии, даже при живом колоколе, не должен превышать 20 минут.
обладают различными способностями и . Но положительное воздействие зависит от силы веры человека в Бога.
Т.Ф. Владышевская,
доктор искусствоведения, г. Москва
Многие монастыри и церкви во градех и селах
зело благолепием
красятся и чудными иконами
и канбаны, еже есть колоколами...
С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью русской жизни. Он звучал и в дни больших торжеств, и в малые праздники. Колоколом созывали народ на вече (для этого в Новгороде существовал вечевой колокол), звали на помощь набатным или всполошным колоколом, призывали народ на защиту Отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колоколами давали знак заблудившемуся путнику – это был так называемый спасительный метельный звон. Колокола устанавливались на маяках, они помогали рыбакам в туманные дни найти правильное направление. Колокольным звоном встречали высоких гостей, звонили о прибытии царя, сообщали о важных событиях.
Начиная с XVI века на Руси колокола выполняют хронометрическую роль, в это время появляются башенные часы на колокольнях с часовыми колоколами, которые отзванивают в определенное время суток. В церкви звон оповещал о начале и конце служб, о свадьбах и похоронах.
Когда и как сложился на Руси обычай звонить в колокола, неизвестно: одни полагают, что в распространении колоколов на Руси посредническую роль играли западные славяне, другие считают, что русское колокольное искусство было заимствовано у балтийских немцев.
Древняя восточнославянская традиция колокольного звона уходит в глубь веков. Арабский писатель середины X века ал-Масуди писал в своем сочинении: «Славяне разделяются на многие народы; некоторые из них суть христиане... Они имеют многие города, а также церкви, где навешивают колокола, в которые ударяют молотком, подобно тому как у нас христиане ударяют деревянной колотушкой по доске». 1
Федор Вальсамон, канонист XII века, указывает на то, что колокольный звон не встречается у греков, и что это чисто латинская традиция: «У латинян существует другой обычай созывать народ в храмы; ибо они употребляют кампан, который назван так от слова «кампо» – «поле». Ибо говорят они: как поле для желающего путешествовать не представляет препятствий, так и высокий звук медноустного звонца разносится всюду». 2 Итак, Ф. Вальсамон объясняет именно этимологию слова кампан (сатрапа) от «campus» – «поле», именно в поле (incampo) делались большие колокола. Наиболее правдоподобное объяснение происхождения этого слова производит его от кампанской меди (Кампания – римская провинция, где отливались лучшие колокола). 3
Колокол – один из самых древних музыкальных инструментов в мире. В разных странах колокола имеют свои особенности. Об этом свидетельствует и этимология слова «колокол», восходящая к древнеиндийскому kalakalas – «шум, крики», в греческом языке «калео» означает «зов», в латинском – «kalare» – «созывать». Очевидно, первым назначением колокола было созывать, оглашать народ.
На обширной территории России в раскопках нередко находят маленькие колокольчики. Их выкапывают из древних могил и курганов. Близ г. Никополя в Чертомлыцкой могиле были найдены 42 бронзовых колокольчика, у нескольких сохранились остатки язычков и цепочек, на которых колокольчики подвешивались к бляхам. Колокольчики имеют разную форму, у некоторых есть прорези в корпусе. Такие колокольчики археологи находят повсеместно, даже в Сибири. Они свидетельствуют, что еще в дохристианские времена колокольчики использовались в быту славян, но о назначении их можно лишь догадываться. Одно из предположений высказал Н. Финдейзен 4 , который считал, что колокольчики из курганов были первоначальными атрибутами богослужебного культа, наподобие волшебных колокольчиков современных шаманов.
Итак, колокола и колокольчики с древнейших времен являются символом очищения, предохранения и заклинания против злых сил, они были обязательным атрибутом всевозможных молитв и религиозных обрядов. Огромные церковные колокола именовались Божьим гласом. Колокол в старину был глашатаем. Это был глас Божий и народа.
На Западе была принята колокольная клятва, то есть присяга, скрепленная колокольным звоном: люди верили, что такая присяга нерушима, и преступившего эту клятву ждет самая ужасная участь. Колокольная клятва применялась чаще и ценилась выше, чем клятва на Библии. В некоторых городах существовало правило, запрещавшее судопроизводство без колокольного звона по всем уголовным делам, связанным с кровопролитием. И в России в определенных случаях давалась такого рода очистительная присяга при колокольном звоне, называемая также васильевской. «Ходить под колоколами», – говорили здесь об этой присяге, к которой приводился ответчик, если не было улик и средств оправдания. Эта присяга проходила в церкви при колокольном звоне публично. «Хоть при колокольном звоне, пойду под присягу», – гласит русская пословица, она отражает древний обычай стоять под колоколами во время клятвы.
Как и на Западе, так и в России колокола очеловечивались: антропоморфны были названия разных частей колокола: язык, губа, уши, плечо, корона, матица, юбка. Колоколам, как людям, давались собственные имена: Сысой, Красный, Баран, Беспутный, Переспор и др.
В древности колокол вместе с народом был повинен и нес ответственность. Так, 15 мая 1591 года по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец набатом оповестил о гибели царевича Димитрия. Угличане расправились самосудом с предполагаемыми убийцами царевича. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и набатный колокол, звонивший по убиенному. Его сбросили с колокольни, вырвали язык, отрубили ухо, принародно на площади наказали двенадцатью ударами плетей и вместе с несколькими угличанами, которые получили такое же наказание, отправили в ссылку в Тобольск.
Во время войн ценнейшей добычей являлся колокол, который после захвата города завоеватели старались обычно увезти с собой. История знает немало случаев, описанных в летописях, когда плененные колокола умолкали в неволе. Это было недобрым знамением для победителя: «Князь Александр из Володимира вечный колокол Святой Богородицы возил в Суздаль, и колокол не начал звонити, яко же был в Володимире; и виде Александр, яко сгрубил Святой Богородицы, и повелел его пакы везти в Володимер, и поставиша его в свое место и пакыбысть глас, якоже и прежде богоугоден». Но если колокол звонил как прежде, то летописец с радостью объявлял об этом: «И звонил как прежде».
Особая расправа с колоколами была в 20-е – 30-е годы XX века. В 1917 году на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле был расстрелян воскресный колокол более чем в 1000 пудов. Сохранились рассказы М. Пришвина о том, как трагически погибали колокола, как их сбрасывали с колокольни Троице-Сергиевой Лавры, Страстного монастыря, как их уже на земле разбивали молотом и уничтожали.
I. Била
На Руси XI–XVII веков употреблялись два вида музыкальных орудий звонящего типа – колокола и била. В уставе Троице-Сергиевой Лавры 1645 года есть указание, что в среду сырной недели «колотят к часам в доску, а не звонят». Било в Лавре использовалось наряду с колоколом даже в середине XVII века.
Било – один из самых древних и очень простых инструментов. Оно употреблялось на Руси задолго до появления христианства. С.П. Казанский 5 полагает, что в языческую пору славяне использовали била восточного образца, которые привешивались к ветвям деревьев. На православном Востоке с древних времен употреблялись била. В Софии Константинопольской не было ни колоколов, ни колокольни: «колокола не держат во святой Софии, но било мало в руце держа, клеплют на заутрени, а на обедни и на вечерни не клеплют; а по иным церквам клеплют и на обедни и на вечерни. Било же держат по Ангелову учению; а в колокола латыне звонят». 6
В христианские времена в монастырях и городах употреблялись била разных образцов. Их делали из разных материалов – металла, дерева и даже камня, – особенно в тех местах, где камень преобладал. Например, сохранились сведения о том, что в годы игуменства преподобного Зосимы в Соловецком монастыре (1435–1478 гг.) каменное клепало служило братии для призыва к службе 7 .
Важным источником, содержащим сведения об употреблении била и колоколов, является Устав (Типикон). В Уставе богослужения по образцу Иерусалимской Лавры Саввы Освященного, которым пользуется Русская Церковь до сего дня, содержатся указания, говорящие о древних монастырских обычаях употребления в быту и за службой разных видов била и колоколов: «В било ударяет шесть крат», «клеплет в малый кампан и ручное клепало по обычаю», «ударяет в великое древо», «ударяет в великое и клеплет довольно» 8 .
Из указаний Типикона видно, что в Лавре Саввы Освященного в Иерусалиме наряду с колоколами (кампанами) употреблялись била двух видов – ручное клепало и собственно било (или просто великое древо).
Первый вид – великое било – имело прямоугольную форму, оно подвешивалось к чему-либо и в него ударяли колотушкой. Било издавало довольно сильный звон, если было сделано из металла (обычно в виде бруса). В этом случае звук его имел долгий металлический гул. Большие новгородские била представляли собой железную или чугунную полосу, прямую или полусогнутую. Если это был очень большой брус, то его привешивали к особому столбу у храма. Для извлечения звука по нему били деревянным или железным молотком. В Новгороде XV–XVI вв. существовали очень длинные и узкие била, которые представляли собой железную кованую полосу в восемь аршин, шириной в два с четвертью вершка и толщиной в четверть вершка. В некоторых новгородских церквях подвесные била использовались и в XVIII веке. В целом на Руси била просуществовали довольно долго, заменяя собой колокола, а иногда и наряду с колоколами.
Второй вид – малое било – было не подвесным, а ручным (рис. 1). В уставе малой вечерни сказано: «Клепает в малое древо». По форме оно представляло собой тип двухвесельной доски с вырезом в центре, за который его держали левой рукой. В правой руке находилось клепало (деревянная колотушка), которым ударяли по билу в разных его частях. При этом получались самые разнообразные звуки, так как середина доски была более толстой, к краям же она утоньшалась.
На миниатюре, изображающей употребление малого ручного била в одном из новгородских монастырей, 9 показаны монахи, выходящие из обители. Один из них держит в руках било и клепало, которым ударяет по доске. Под миниатюрой имеется подпись: «Возвестиша же святому; блаженный же повеле в било ударити».
Била сохранились в монастырях Греции и Болгарии. Автору этой работы приходилось слышать в Бачковском монастыре (Болгария), как монах созывал народ на вечернюю службу клепанием в деревянное ручное било. При этом ритм клепания имитировал ритм словесной фразы «Черква попит» (церковь служит), которая повторялась в очень быстром темпе.
В греческих монастырях и на Синае била использовались строго по Уставу. Так, в Афонских обителях деревянное било звучало в непраздничные дни, а железное употреблялось в тех случаях, когда на вечерне по Уставу полагалось не чтение, а пение псалма «Блажен муж» (тогда ударяли в железное клепало). При этом звоны были различны.
В православном монастыре на Синае к утрени палкою ударяли по длинному куску гранита, висящему на веревках. Звук его хоть и не слишком был силен, но был слышен по всей обители. К вечерне били по куску сухого дерева, которое висело рядом с гранитным брусом. Звуки гранитного и деревянного била различались своим тембром.
II. Колокола
В отличие от плоскостных конструкций била, русские колокола имели форму усеченного конуса наподобие огромного толстого колпака с расширенным раструбом, который имел в навершии уши для подвески. Внутри колокола подвешивался язык – металлический стержень с утолщением в конце, которым били по краю колокола.
Сплав, из которого лили колокола, представляет собой соединение меди с оловом, хотя в древних рукописях даются более дорогие рецепты сплавов: «Медь обычная, или красная, звук от себе издает, но не велегласно, но аще прибавить к ней олова или серебра, или злата, тогда сладостен звон», – написано в «Травнике Любчанина» (XVII в.). Как и любое другое дело, литье колоколов имело свои рецепты, тайны, секреты мастерства 10 .
II. 1. Благословение колокола
Так же, как родившегося человека, вступающего в жизнь, положено было крестить, так и вылитый колокол, прежде чем занять свое место на колокольне, получал благословение. Существовал специальный «Чин благословления кампана, си есть колокола или звона», где сказано, что прежде, чем повесить звон в церкви, ему необходимо «сверху и извнутрь окроплену быти». В чине благословения колокола, который начинается рядом молитв, псалмов, чтений, и окроплением колокола, читается паремия – ветхозаветное чтение из Книги Чисел о серебряных трубах (гл. 10). Трубы выполняли функции колоколов у иудеев, ведь колокола возможны только при оседлом образе жизни. Господь повелел сделать Моисею трубы для созывания народа и чтобы трубить тревогу. Сыны Аароновы, священники должны трубить трубами: «Это будет вам постановлением вечным в роды ваши, и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши; трубите трубами при всесожжениях ваших, и при мирных жертвах ваших; и это будет напоминанием о вас перед Богом вашим. Я, Господь Бог ваш».
Чин благословения колокола начинается обычными вступительными молитвами, за которыми следуют хвалитны псалмы 148–150. В 150-м псалме пророк Давид призывает хвалить Бога на всех музыкальных инструментах, употреблявшихся в его время в Израиле: «Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его в кимвалехдоброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания».
Среди перечисленных инструментов есть все виды музыкальных инструментов – духовые (трубы), струнные (псалтирь, гусли), ударные (тимпаны, кимвалы).
Колокола, как и трубы взывали не только к людям, но и к Богу. Они служили общественным и духовным нуждам народа. Звоном колоколов христиане воздавали Богу славу и честь. Именно этому и посвящен 28-ой псалом, который читается в начале Чина благословения колокола:
«Принесите Господеви славу и честь, Принесите Господеви славу имени его, ПоклонитесяГосподеви во дворе святем Его. Глас Господень на водах. Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости: Глас Господень в великолепии».
Псалмопевец Давид прославляет величие Божие, явленное в грозных силах природы: бурях, молнии и громе. Русские колокололитейщики, стремившиеся звуками многопудовых колоколов взывать к Богу, подражали величию грома, ибо «Бог славы возгреме».
Первая часть чина благословения кампана восходит к библейским псалмам и древнееврейским образам. Вторая связана с новозаветными текстами и включает в себя прошения, мольбы и воззвания в ектениях, стихирах и молитвах. Так, диакон возглашает мирную ектению, где есть специально написанные для этого Чина прошения, в которых молятся о благословении колокола во славу Имени Господня:
«О еже благословити кампан сей, в славу святого Имени Своего, небесным своим благословением, Господу помолимся;
О еже подати ему благодать, яко да вси слышащий звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию Имени Святаго Твоего, Господу помолимся;
О еже гласом звенения его утолитися и утишитися и престати всем ветром зельным, бурям же, громом и молниям, и всем вредным безведриям, и злорастворенным воздухом, Господу помолимся;
О еже отгнати всю силу, коварства же и наветы невидимых врагов, от всех верных своих, глас звука его слышащих, и к деланию заповедей своих возбудити я, Господу помолимся».
В этих четырех прошениях диакона выражено все понимание духовного назначения колокола, благовествующего во славу Имени Божиего и освящающего своим звоном воздушную стихию. Эти прошения диакона все более усиливаются следующей за ними молитвой священника, которая поминает Моисея и трубы им сотворенные: «...Господи Боже наш, хотяй от всех верных Твоих всегда славим и покланяем быти, а Ветсем завете рабу Своему законоположнику Моисею трубы сребряны сотворите, и сыном Аароновым жрецем в ня внегда жрети им тебе, вострубити повелел еси...»
В следующей, тайной, молитве «Владыко Боже Отче Вседержителю», священник обращается к Богу: «Кампан сей освяти и влей в он силу благодати Твоея, да услышавши вернии раби Твои глас звука его, в благочестии и вере укрепятся, и мужественно всем дьявольским наветом сопротивостанут... Да утолятся же и утишатся и престанут нападающие бури ветренные, грады же и вихри, и громы страшные. И молния, и злорастворенные и вредныя воздухи гласом его».
Здесь он вспоминает о разрушении древнего града Иерихона громогласным звуком труб: «Иже трубным гласом седмию жрец идущих пред кивотом свидения, Иерихонским твердым стенам пасти и разрушится сотворил еси: Ты и ныне кампан сей небесным Твоим Благословением исполни, яко да глас звенения его услышавше противныя воздушныя силы далече от града верных твоих отступят». Вслед за молитвой кропят колокол святой водой, и псаломщик читает 69-й псалом «Боже, в помощь мою вонми», взывающий об избавлении от гонителей, поскольку взывать о помощи в трудный час является одной из обязанностей колокола.
В Чине благословения поются особые, написанные на этот случай стихиры: «Земли и порочным стихиям» (глас второй), «Основания всея земли подвизаяй» (глас первый), «Всяческая единою» (глас четвертый). В поэтических текстах стихир перепеваются темы из молитв священника и прошений диакона: «Всяческая единою в начале собою непосредственые создавый Господи, ныне же вся посредственные действуяй гласом звона сего освященнаго, всякое уныние с ленивством от сердец верных твоих отжени...»
Действительно, сейчас врачи пришли к выводу, что колокола могут лечить людей: об этом свидетельствуют недавние открытия психиатра А.В. Гнездилова из Санкт-Петербурга, который лечит ряд психических заболеваний звучанием колокола.
Способность колокола воздействовать на духовный мир человека – отвращать его от дурных поступков, возбуждать к добру, отгонять лень и уныние – находит свое подтверждение в жизни, и даже порой попадает на страницы художественной литературы. Так, в рассказе В. Гаршина «Ночь» герой, запутавшийся в жизненной ситуации человек, решает покончить жизнь самоубийством, выразив таким образом презрение к людям и к своей никчемной жизни, однако долетевший издалека колокольный звон понуждает его оставить эту мысль и как бы возродиться заново.
Текст «Чина благословения кампана» показывает, что в Православной Церкви к колоколу относились как к священному музыкальному орудию, способному силой своего звука противостоять врагам, диавольским наветам, природным стихиям, притягивать благодать Божию, ограждать от вредных для человека сил и «злорастворенных воздухов».
II. 2. Очепные колокола на Руси
Существуют различия в способе звона на Западе и в России. В древности на Руси колокола называли русским словом «язычные», хотя в Типиконе (Уставе) часто используется и латинское слово «кампан»: «ударяют в кампаны и клеплют довольно трезвоны».
В.В. Кавельмахер 12 , исследуя способы колокольного звона и древнерусские колокольни, пришел к выводу, что способ звона при помощи удара языком по корпусу на Руси утвердился окончательно лишь во второй половине XVII века. Западный же способ звонить посредством раскачивания колокола при свободном положении языка является более древним. Он бытует на Западе до сего дня, но и на Руси он широко практиковался довольно долгое время. Качающиеся колокола в Древней Руси называли «очапными», или «очепными», а также «колоколами с очепом». Название это связано со словом «очеп», «оцеп», «очап», определявшим систему приспособлений, состоявшую из длинного или короткого шеста с веревкой на конце, приделанного к валу, скрепленному с колоколом. У тяжелого колокола веревка оканчивалась стременем, на которое звонарь ставил ногу, помогая себе тяжестью своего тела. Звонарь приводил в движение вал с прикрепленным к нему колоколом, который ударялся о язык. Таким образом, колокол, соприкасаясь с языком, издавал звон раскатом, рассыпчатым звуком; так звонили благовест, который считался основным видом церковного звона. Изображение очепного звона есть на миниатюре летописного Лицевого свода XVI века: два звонаря звонят в колокол с земли, нажимая на стремя веревки, привязанной к валу (очепу), скрепленному с колоколом.
Пассивное положение языка по отношению к корпусу колокола определяет и характер звучания западных колоколов, в котором слышатся, скорее, переливы без той мощи, на которую способен язычный большой русский колокол. Ударами языка по корпусу создавались сильные и яркие колокольные звоны, мелодии, гармонии, ритмы, а многочисленные трезвоны маленьких колокольчиков придавали всему звучанию особенный праздничный колорит. В эпоху барокко в XVII–XVIII веках резко увеличилось количество не только больших, но и маленьких колокольчиков. В это время трезвоны становились все более украшенными.
В. Кавельмахер усматривает три основных периода в развитии колоколов и колокольного звона на Руси. Первый, от которого не сохранилось почти никаких существенных памятников колокольного искусства, охватывает время от Крещения Руси до начала XIV века, когда, вероятно, на Руси изначальным и доминирующим способом звона был очепной. Скорей всего именно этот способ и был заимствован из Европы вместе с колоколами, колокольнями и литейным искусством.
Второй период – эпоха Московского государства, то есть от XIV века до середины XVII столетия, когда сосуществуют оба типа звона: очепной и языковый. На этот период также приходится начало развития башенных колоколов. Колокола языковые начинают доминировать не ранее второй половины XVII века, на это же время приходится расцвет барочного колокольного искусства, параллельно которому развивается барочная хоровая музыка, крепнет традиция развитого многоголосного партесного концерта (слово «партесный» предполагает пение по партиям. – Прим. ред.).
Третий период – от середины XVII века до XX столетия – характеризуется господством единого языкового типа звона. Как видно, наиболее разнообразная техника колокольного звона приходится на второй этап. Все три вида звона в соответствии с техникой звукоизвлечения имели особую конструкцию, способы развески и приспособления, а также особый тип колокольных сооружений и звонничных проемов.
До сих пор на Севере сохраняются качающиеся очепные колокола, которые с течением времени стали использовать как колокола языковые. Один такой очепный колокол находится в пролете звонницы Псково-Печерского монастыря. Следы очепных конструкций в виде разного рода гнездищ для качающихся колоколов есть на многих звонницах, в том числе на звоннице Софийского собора в Новгороде, на колокольнях больших северных монастырей: Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Спасо-Каменного. В Москве остатки очепных конструкций сохранились на колокольне Ивана Великого, на Духовской церкви Троице-Сергиева монастыря, построеной псковскими мастерами как церковь «под колоколы» (вместе с колокольней).
Преимущество языкового звона заключалось в том, что раскачивание одного только языка, а не всего колокола, не производило столь разрушительного воздействия на башню, где помещался колокол, что позволило отливать и устанавливать на колокольнях колокола огромных размеров.
II. 3. Иностранцы о колокольном звоне в Москве
Среди посетивших русскую столицу иностранцев многие оставили описания колоколов и звонов. Важным историческим документом эпохи смутного времени явился дневник польского военноначальника Самуила Маскевича. В нем содержится много записей, касающихся жизни Москвы, и, в частности, есть описания колоколов. Эти записи сделаны пером наблюдательного очевидца из вражеского стана: «Прочих церквей считается в Кремле до двадцати; из них церковь Св. Иоанна (колокольня Ивана Великого в Кремле. – Т. В.), находящаяся среди замка, замечательна по высокой каменной колокольне, с которой далеко видно во все стороны столицы. На ней 22 больших колокола; в числе их многие не уступают величиною нашему Краковскому Сигизмунду; висят в три ряда, одни над другими, меньших же колоколов более 30. Непонятно, как башня может держать на себе такую тяжесть. Только то ей помогает, что звонари не раскачивают колоколов, как у нас, а бьют их языками; но чтоб размахнуть иной язык, требуется человек 8 или 10. Недалеко от этой церкви есть колокол, вылитый из одного тщеславия: висит он на деревянной башне в две сажени вышиною, чтоб тем мог быть виднее; язык его раскачивают 24 человека. Незадолго до нашего выхода из Москвы колокол подался немного в Литовскую сторону, в чем Москвитяне видели добрый знак: и в самом деле они нас выжили из столицы» 13 . В другом месте своего дневника, где повествуется о пожаре в Москве, он пишет о необычайной силе звука этих колоколов: «Вся Москва была обнесена деревянной оградой из теса. Башни и ворота, весьма красивые, как видно, стоили трудов и времени. Церквей везде было множество и каменных, и деревянных; в ушах гудело, когда трезвонили на всех колоколах. И все это мы в три дня обратили в пепел: пожар истребил всю красоту Москвы» 14 .
Известными иностранцами, посетившими Москву позже и оставившими свои впечатления о колокольном звоне, были Адам Олеарий, Павел Алеппский и Бернгард Таннер. Адам Олеарий пишет о том, что в Москве на колокольнях висело обычно до 5–6 колоколов весом до двух центнеров. Ими управлял один звонарь 15 . Таковы были типичные московские колокольни с обычным набором колоколов.
Кроме того, Адам Олеарий описал звоны в самый большой в то время Годуновский колокол (Новый благовестник), отлитый в 1600 году при царе Борисе для Успенского собора: «Годуновский колокол весил 3233 пуда, он висел посреди Соборной площади на деревянном срубе под пятишатровой кровлей: две толпы звонарей приводили его в движение, а третья наверху колокольни подводила к краю колокола его язык».
Павел Алеппский, побывавший в Москве в 1654 году, был поражен мощью и удивительной величиной русских колоколов. Один из них весом около 130 тонн был слышен за семь верст, отмечает он 16 .
Бернгард Таннер в описании путешествия польского посольства в Москву отмечает разнообразие колоколов, их различные размеры и способы звонов. В частности, он описывает перезвоны: «Сначала шесть раз ударяют в один наименьший колокол, а потом попеременно с колоколом побольше шесть раз, затем уже в оба попеременно с третьим еще большим столько же раз, и в таком порядке доходят до самого большого; тут уже ударяют во все колокола» 17 . Способ звонить, описанный Таннером, называется перезвоном.
III. Разновидности колокольных звонов
Колокол в Православной Русской Церкви воспринимался как глас Божий, призывающий в храм на молитву. По типу звона (благовест, праздничный трезвон, погребальный перезвон) человек определял тип богослужения и масштаб праздника. К празднику двунадесятому звон был значительно торжественней, чем к простому будничному или даже воскресному богослужению. В самый важный момент Литургии, во время исполнения «Достойно», ударами в колокол оповещали всех, кто не смог явиться на службу, о том, что в церкви совершается преосуществление Даров, чтобы в этот момент каждый мог мысленно присоединиться к молитве.
Система церковных звонов была очень развита, что отражено в Уставе. Здесь определено, когда в какой праздник использовать тот или иной тип звона, в какие колокола звонить: «Пред службами вечерни, утрени, литургии бывает трезвон, и тогда, когда оне совершаются не в указанном порядке с другими службами. Так, перед вечернею на бдении (которою оно и начинается) бывает трезвон сряду после благовеста. Трезвон перед вечернею после часов бывает и тогда, когда вечерня предшествует Литургии, например в Благовещение, в Великий четверток, в Великую субботу и в дни Великой четыредесятницы, когда бывает Литургия Преждеосвященных Даров» 18 .
Разным видам церковной службы соответствуют разные типы колокольных звонов. Различают два основных вида: благовест и звон (и его разновидность трезвон). Благовестом называется такой звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько, но не вместе, а поочередно в каждый колокол. В последнем случае благовест называют «перезвоном» и «перебором» 19 . Благовест имел свои разновидности, но сохранялся общий принцип ударять в каждый момент только в один колокол. О благовесте как типе звона в Типиконе нет никаких упоминаний. Для его обозначения в Уставе употребляются такие слова: бить (в било), клепать, знаменать, ударять. Само понятие «благовест», по-видимому, возникает позднее, оно представляет собой русский перевод греческого слова «евангелос» – «благая весть», т.е. благовест знаменует благую весть о начале богослужения.
Второй тип – звон. В отличие от благовеста, здесь ударяют сразу в два и более колоколов. Среди разновидностей звона выделяется «трезвон», который получил свое наименование от трех ударов при участии нескольких колоколов. Трезвон обычно идет вслед за благовестом на вечернем и утреннем богослужении и Литургии. На больших праздниках часто случается так, что благовест заменяется трезвоном, так как благовест – просто призыв к молитве, а трезвон – выражение ликования, радостного, праздничного настроения. Трезвон в Типиконе упоминается во многих местах: в последовании Пасхальной утрени («Трезвон в двои»), в Великую среду («Трезвон во вся») 20 .
В Пасху в знак особого величия праздника трезвон продолжался весь день, пасхальный звон назывался красным звоном. От Пасхи и до Вознесения каждая воскресная обедня заканчивалась трезвоном. Трезвонили в царские, победные дни, на молебных пениях, в честь местночтимых русских святых, службы которым помещали в певческую книгу, получившую название «Трезвоны» по типу звонов, которыми звонили к этим службам.
Продолжительность любого звона в Церкви определялась Уставом. Так, длительность благовеста равнялась трем статьям, которые составляют одну кафизму (приблизительно 8 псалмов): «ударяет тяжкая в железо, поя три статьи». Благовест ко Всенощной длился время прочтения 118-го псалма «Блаженни непорочнии» – самого большого псалма Псалтыри, который составлял целую кафизму, либо читали 12 раз медленно «Помилуй мя, Боже» – 50-й псалом. В отличие от благовеста, трезвон был кратким и продолжался лишь в течение одного прочтения 50-го псалма: «Параекклисиарх клеплет в кампаны, ударяет тяжким ударением редко, елико реши псалом 50-й весь», – сказано в Уставе.
Звон, сопровождающий крестный ход, обычно развивается: звучит благовест в один колокол, затем уже во время самого хода подключаются другие колокола и звучит трезвон. Особый перезвон бывает в Пасхальную ночь при чтении Евангелия. В Типиконе отмечено, что на каждой статье (отрывке из Пасхального евангельского чтения) ударяют один раз по одному колоколу, на последнем же возгласе ударяют во все кампаны и в великое било (то есть в конце общий удар во все колокола). 21 Чрезвычайно красочным был звон Пасхальной службы по описанию его в Чиновнике Софийского собора Новгорода 22 . При чтении Евангелия по строкам поочередно святителем (епископом) и протодиаконом звонили в кандею, на улице – в вестовой колокол, а на колокольне был перезвон. На каждой новой строке ударяли в разные колокола от малого до великого, а заканчивали все звоном во все колокола.
В разных службах звон различался своим темпом. В праздничные дни он был энергичным, бодрым, создающим веселое настроение. Для великопостных и погребальных служб – медленный, печальный. В подборе колоколов на больших звонницах обязательно был колокол «Великопостный», отличавшийся заунывным тоном. Темп удара в колокола был очень важен. Типикон специально отмечает, что в дни Великого поста звонарь звонит медленнее («параекклисиарх знаменует коснее»). Косный звон начинается с понедельника Великого поста, а уже в субботу первой седмицы он становится живее: «На субботу к повечерию не косный звон» 23 . Перед ранней службой звонят редко, перед поздней – часто.
Погребальный перезвон был самым медленным. Тяжелые редкие звуки создавали траурное настроение, задавали темп ритуальному шествию. Каждый колокол звучал отдельно, сменяя один другого, затем в конце звонили одновременно во все колокола сразу. Так описывается перезвон при отпевании и погребении иереев – священнослужителей. 24 Погребальный перезвон прерывался трезвоном в самые важные моменты обряда: при внесении тела в храм, по прочтении разрешительной молитвы и в момент погружения тела в могилу.
Погребальный перезвон в службах Великой пятницы, связанных с крестной смертью Христа и его погребением, начинается перезвоном перед выносом Плащаницы в Великую пятницу на вечерне и в Великую субботу на утрени во время обхода с Плащаницей вокруг храма, изображающего процессию выноса тела и погребения Христа. После внесения плащаницы в храм начинается трезвон. Такой же порядок звона бывает и в дни особого поклонения Животворящему Кресту Господню: в день Воздвижения (14 сентября), в Крестопоклонную неделю Великого поста и 1 августа при праздновании Происхождения Честнаго Древа Животворящего Креста Господня. Медленный перезвон колоколов при выносе креста заканчивается трезвоном в момент окончания процессии.
IV. Древнерусская литература о колоколах
О колоколах немало говорится в русской литературе, начиная с самых древних источников. Первое упоминание о них в русской летописи под 1066 годом связано с Новгородом и св. Софией, с которой полоцкий князь Всеволод снял колокола: «Колоколы съима у св. Софии и понекадила съима» 25 .
Есть упоминание о колоколах и в киевской былине об Илье Муромце:
«И повели-то Илью да ко виселице И сопровождають Илью да как Муромца Со всеми звонами-то церковными...» 26
В новгородской былине о Василии Буслаеве любопытен эпизод битвы Василия с новгородцами на мосту, когда неожиданно является старец-богатырь Андронище, надевший на себя огромный медный колокол с колокольным языком в руках вместо палицы:
«Как тут старчище Андронище Навалил на плечи на могучие Монастырский медный колокол, Невелик колокол – в девяносто пуд Да идет на речку Волхов, на тот Волхов мост, Колокольным языком сам подпирается, Ин Калинов мост да подгибается...» 27
В «Слове о полку Игореве» говорится о колоколах Полоцка: «Тому (Всеславу) в Полоцке позвони на заутрюню рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Киеве звон слыша». Эта аллегория о звоне полоцких колоколов, слышимых в Киеве, может свидетельствовать о том, что в ту раннюю пору стремились отливать звучные колокола. Особенно славились на Руси новгородские колокола, хотя и поется в народной песне, что «Звонили звоны в Новгороде, звончей того во каменной Москве».
Новгород гордился звонами колоколов своего Софийского собора и древнейшего Юрьевского монастыря XI века. Несомненно, среди прочих выделялся новгородский вечевой колокол – символ свободы и независимости Новгородской республики.
Вечевой колокол созывал новгородцев для решения государственных проблем всенародно, гласно. В летописях он также назывался «вечий», или «вечный», и воспринимался как символ законности и свободы. Неслучайно после завоевания Новгорода Иваном III и лишения новгородцев былой свободы вечевой колокол был вывезен в Москву и повешен вместе с другими колоколами. В летописи говорится: «Отселе вечевому колоколу в нашей отчине в Великом Нове граде не быти... Не быти в Великом Новегороде ни посаднику, ни тысяцкому, ни вечю не быти; и вечный колокол свезоша на Москву».
В «Задонщине» – сочинении о Куликовской битве – описываются вышедшие на сражение с Мамаем новгородские войска. Они в тексте этого литературного произведения Древней Руси неотделимы от своих колоколов – символа независимости и непобедимости: «Звонят колокола вечные в великом Новегороде, стоят мужи новгородцы у святой Софии» 28 .
Есть упоминания о колоколах в «Царственной книге». Известен рассказ, повествующий о смерти царя Василия Ивановича III. В связи с этим был, как сказано, «плачевный звон в большой колокол». В миниатюре рукописи изображен царь на смертном одре, а на первом плане звонари звонят с земли в колокол очепного типа. 29
В первые годы царствования Ивана IV в летописи под 1547 г. описывается эпизод падения колокола. Летописец выделяет его в специальный абзац «О колоколе», что свидетельствует о значимости случившегося события: «Тоя же весны, месяца июня 3, начаша благовестити вечерню и отломишася уши у колокола, и паде с деревянныя колоколницы, и не разбися. И повеле благоверный царь приделати ему уши железныя, и приделаша ему уши после великого пожару и поставиша его деревяной же колоколницы, на том же месте у Ивана Святого под колоколы, и глас звонкий по старому». 30 Этот интересный эпизод колокольной жизни содержится и на миниатюре «Царственной книги» XVI столетия. Здесь отчетливо видно, как колокол под шатровым куполом с очепом и веревкой упал, отделившись от вала. На миниатюре этой рукописи изображены мастера, починяющие колокол: они приделывают к нему железные уши на горниле (передний план), а затем привешивают его под колокольню (задний план). Два звонаря справа и слева дергают за веревки, прикрепленные к очепам, приводя в движение вал с колоколом.
Летописи обычно упоминают о литье колоколов, переливке и починке, пропажах и пожарах, во время которых колокольная медь расплавлялась словно смола. Все это – свидетельства большого внимания к колоколам в Древней Руси. Сохранились и имена многих мастеров-литейщиков, которые мы находим на поверхности колоколов 31 . Новгородские писцовые книги XVI века донесли до нас сведения и о звонарях того времени.
V. Легенды о колоколах
Звук больших колоколов всегда создавал ощущение магической, необыкновенной силы и таинственности. Это впечатление связывалось не столько с самим ударом колокола, сколько с его гулом. В Вологодской летописи XVI века описывается необычное таинственное явление, когда вдруг колокола сами загудели, и многие жители, слышавшие этот гул, поведали о нем: «В субботу в самую заутреню мнози слышали, что колоколы московские на площади звучали о себе тако, коли после звону звучат» 32 . Эта повесть о самопроизвольном гуле колоколов без звона в них невольно вызывает ассоциацию с легендой о Китежских колоколах. Великий Китеж по молитвам святой Февронии стал невидим (по другой версии он погрузился на дно озера Светлый Яр), лишь слышен был гул Китежских колоколов. Этот гул услышали татары, пришедшие грабить город, а также предавший своих соотечественников Гришка Кутерьма, который согласно либретто оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», чувствуя угрызения совести и стараясь их заглушить, просил плененную Февронию надвинуть шапку ему на уши, «чтобы звону мне не слышати» (сам Гришка был привязан к дереву).
О колоколах, связанных с русской историей, народ сложил немало красивых легенд (особенно о тех, что были изгнаны и понесли наказание). Например, с Угличским колоколом, высеченным кнутом и отправленным в Сибирь в город Тобольск, связано предание, что звон этого колокола имел целебные свойства, лечил больных детей. Народ считал, что этот колокол чудотворен: «Почти каждый день можно было слышать глухой звук этого колокола: это крестьянин, взобравшись на колокольню, обмывает язык колокола, несколько раз звоня при этом, а воду уносит в туесках домой, как средство против детских болезней» 33 .
Другая легенда напоминает поэтичную рождественскую сказку и связана с Новгородским вечевым колоколом. Она распространена на Валдае и повествует о том, как здесь появился первый колокольчик, ставший впоследствии знаменитым валдайским. «По приказу Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но до Москвы так и не добрался новгородский пленник. На одном из склонов валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понесли вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. С помощью какой-то неведомой силы множество мелких осколков стали превращаться в маленькие, чудесно рожденные колокольчики, местные жители собрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету» 34 . Вариант этой легенды сообщает, что валдайские кузнецы собрали обломки вечевого колокола и из них отлили свои первые колокольчики. Существуют еще и другие версии, в которых фигурируют конкретные персонажи – кузнец Фома и странник Иоанн: «Вечевой колокол, свалившись с горы, разбился на мелкие части. Фома, собрав горсть осколков, отлил из них непередаваемо звонкоголосый колокольчик. Этот колокольчик выпросил у кузнеца странник Иоанн, надел себе на шею, и, сев верхом на свой посох, облетел с колокольчиком всю Россию, разнося весть о вольнице новгородской и славя валдайских мастеров» 35 .
На Востоке существовали свои легенды, связанные с колоколами. У турок, например, было поверье, что звон колоколов возмущает спокойствие душ, витающих в воздухе. После разорения Константинополя в 1452 году турки в силу религиозной антипатии уничтожили почти все византийские колокола, за исключением некоторых, находящихся в отдаленных монастырях Палестины и Сирии. 36
VI. Колокола как помянники и памятники
В России было принято дарить колокола в церковь. Такие вклады совершали многие члены царской семьи. На колокольне Новодевичьего монастыря есть колокола, подаренные царями и князьями, в том числе царевной Софьей, князем Воротынским, Иваном IV. Но дарили колокола в храм не только высокопоставленные особы, но и богатые купцы и даже зажиточные крестьяне. В разных архивах сохранилось немало сведений о таких актах благотворительности. Колокола отливали в поминовение души умершего, в память родителей, что было особенно распространено на Руси, так как считалось, что каждый удар такого колокола – это глас в память об усопшем. Колокола отливали по обету с обещанием отдать колокол в храм после исполнения желаний.
Немало на Руси было изготовлено колоколов-памятников, отлитых в связи с событиями, которые необходимо было сохранить в народной памяти. Таким колоколом-памятником является «Благовестник» на Соловках. Он был сделан в память войны 1854 года, во время которой два английских судна («Бриск» и «Миранда») обстреливали Соловецкий монастырь. Дрожали монастырские стены, но все же обитель и все ее жители остались невредимы. Из двух монастырских пушек открыли огонь по неприятелю, в результате был подбит один фрегат, это заставило англичан удалиться. В память об этом событии на Ярославском заводе был отлит колокол и воздвигнута для него колокольня (1862–1863 гг.), к сожалению, не сохранившаяся. Колокол «Благовестник» в настоящее время находится в Соловецком государственном историко-архивном и природном музее-заповеднике.