Самым богатым человеком тысячелетия признан африканский император. слайд-шоу

· Дарфурский султанат · Сеннар · Борну · Сокото · Масина · Такедда XIX - вв.
(Колонии) Британская колония Нигерия · Судан (колония) · Французская Западная Африка · Французская Экваториальная Африка вв.
(Независимые государства) Сенегал · Мавритания · Буркина-Фасо · Мали · Нигерия · Нигер · Камерун · Чад · Судан · Эритрея Мали - государственное образование в северо-западной Африке, к югу от пустыни Сахара , существовавшее в XIII -XV веках . По сложившейся традиции называется империей . Достигло наибольшего расцвета при правителе мансе Мусе , когда в подвластных территориях проживало 10 % населения Земли .

История

Первоначально Мали было небольшим царством в верховьях Нигера , по соседству с Каниага - крупным государством народа сосо . Именно поражение сосо от царя Сундиаты Кейта в битве при Кирине , произошедшей в начале XIII века , положило начало Мали как империи. Считается, что основатель Мали правил с по 1255 годы , но порой указываются и другие даты. Одним из ценнейших завоеваний этого правителя были золотоносные районы Бамбука , положившие крепкую основу под финансовое благосостояние государства.

Девятый правитель империи Мали Абубакар II отрёкся от престола для исследования океанских просторов Атлантики. Его преемник Манса Муса рассказывал, что в 1310 году Абубакар финансировал строительство 200 судов , направив экспедицию на исследование «западного предела» Атлантического океана. Миссия оказалась безрезультатной, и султан сам встал во главе следующей экспедиции в 1311 году, отправившись в открытый океан с тысячами судов с людьми и большим числом припасов. После невозвращения прежнего правителя его визирь Манса Муса сам стал императором.

Наибольшего влияния империя достигла при мансе Мусе ( -). Он широко известен как по народным преданиям, так и по историческим источникам за пределами Мали, так как произвёл большое впечатление на Ближний Восток и Европу, совершив в 1324 году хадж с огромной свитой, одаривая по пути мусульманских правителей. Правителя, ехавшего верхом на коне, сопровождали, по разным данным от 60 тыс. (хроника «Тарих ас-Судан») до 80 тыс. (по хронике «Тарих ал-Фатташ») человек. Шествие Мусы через Каир , караваны верблюдов и вереницы рабов, расточительность царя и окружающая его роскошь прославили монарха. Эксперты издания Сelebrity Net Worth, приведя состояние богатейших людей всех времен к условиям 2012 года, оценили состояние Мусы в 400 млрд долларов США. В опубликованном 13 октября 2012 года рейтинге 25 самых состоятельных людей мира он занял 1 место, опередив европейскую династию Ротшильдов и американского предпринимателя Рокфеллера .

География и экономика

Главный исторический источник, из которого мы можем судить о географии и экономике средневекового государства Мали - записанные воспоминания арабского путешественника , который посетил Мали в 1352 году , во время правления мансы Сулеймана .

Империя располагалась на территории современных государств Мали , Гвинея , Сенегал , Нигер , Мавритания . Главной транспортной артерией страны была река Нигер , главные плодородные районы располагались в её внутренней дельте.

Богатство Мали базировалось на торговле со странами Северной Африки по транссахарским караванным путям , в том числе на добыче и экспорте золота и соли . Также через пустыню купцы везли из Мали слоновую кость , шкуры носорогов и других африканских животных.

  • (1235-1255) Мари Диата I (Сундиата Кейта - букв. «Царь - лев» , Сундиата Конате (?), Сонголон Диата), сын Фа Магана, разгромил в 1235 году войско государства Сосо, присоединил территории в верховьях рек Нигер и Сенегал , основал новую столицу - город Ниани
  • (1255-1270) Ули I Кейта (Уали Кейта, Уле), сын Мари Диаты I
  • (1270-1274) Уати Кейта , сын Мари Диаты I
  • (1274) Халифа Кейта , сын Мари Диаты I
  • (1274-1285) Абубакар I (Манде Бори), сын дочери Мари Диаты I
  • (1285-1300) Сакура (Сабкара), не из династии Кейта, вольноотпущенник
  • (1300-1305) Ку Кейта (Гао), сын Ули или Мари Диаты I
  • (1305-1310) Мухаммад I (Ниани Мамаду), сын Ку
  • (1310-1312) Абубакар II , сын Ули или Мари Диаты I
  • (1312-1337) Муса I (Канку Муса), правнук Фа Магана, первым принял титул «манса»
  • (1337-1341) Маган I , сын Мусы I
  • (1341-1360) Сулайман , сын Мусы I
  • (1360) Камба Кейта (Каса), сын Сулаймана
  • (1360-1374) Мари Диата II , сын Магана I
  • (1374-1387) Муса II , сын Мари Диаты II
  • (1387-1388) Маган II , сын Мари Диаты II
  • (1388-1390) Сантики (Сантиги, Сантаки), муж вдовы Мари Диаты II, узурпатор
  • (1390) Маган III (Махмуд I), внук или правнук Ку
  • (1404 - ок. 1440) Муса III
  • (1460-1480/1481) Ули II (Буле)
  • (1480/1481-1496) Махмуд II (Мамаду I)
  • (1496-1559) Махмуд III (Мамаду II)
  • (1559 - ок. 1590) неизвестный манса или вакантно
  • (ок. 1590 - ок. 1610) Махмуд IV (Мамаду III)

Империя рушится после смерти Махмуда IV

См. также

Напишите отзыв о статье "Империя Мали"

Примечания

Литература

  • Конрад Дэвид. Империи Африки. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. - 128 с.

Отрывок, характеризующий Империя Мали

Пьер вспомнил Рамбаля и назвал его полк, и фамилию, и улицу, на которой был дом.
– Vous n"etes pas ce que vous dites, [Вы не то, что вы говорите.] – опять сказал Даву.
Пьер дрожащим, прерывающимся голосом стал приводить доказательства справедливости своего показания.
Но в это время вошел адъютант и что то доложил Даву.
Даву вдруг просиял при известии, сообщенном адъютантом, и стал застегиваться. Он, видимо, совсем забыл о Пьере.
Когда адъютант напомнил ему о пленном, он, нахмурившись, кивнул в сторону Пьера и сказал, чтобы его вели. Но куда должны были его вести – Пьер не знал: назад в балаган или на приготовленное место казни, которое, проходя по Девичьему полю, ему показывали товарищи.
Он обернул голову и видел, что адъютант переспрашивал что то.
– Oui, sans doute! [Да, разумеется!] – сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.
Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти. Кто же это, наконец, казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто.
Это был порядок, склад обстоятельств.
Порядок какой то убивал его – Пьера, лишал его жизни, всего, уничтожал его.

От дома князя Щербатова пленных повели прямо вниз по Девичьему полю, левее Девичьего монастыря и подвели к огороду, на котором стоял столб. За столбом была вырыта большая яма с свежевыкопанной землей, и около ямы и столба полукругом стояла большая толпа народа. Толпа состояла из малого числа русских и большого числа наполеоновских войск вне строя: немцев, итальянцев и французов в разнородных мундирах. Справа и слева столба стояли фронты французских войск в синих мундирах с красными эполетами, в штиблетах и киверах.
Преступников расставили по известному порядку, который был в списке (Пьер стоял шестым), и подвели к столбу. Несколько барабанов вдруг ударили с двух сторон, и Пьер почувствовал, что с этим звуком как будто оторвалась часть его души. Он потерял способность думать и соображать. Он только мог видеть и слышать. И только одно желание было у него – желание, чтобы поскорее сделалось что то страшное, что должно было быть сделано. Пьер оглядывался на своих товарищей и рассматривал их.
Два человека с края были бритые острожные. Один высокий, худой; другой черный, мохнатый, мускулистый, с приплюснутым носом. Третий был дворовый, лет сорока пяти, с седеющими волосами и полным, хорошо откормленным телом. Четвертый был мужик, очень красивый, с окладистой русой бородой и черными глазами. Пятый был фабричный, желтый, худой малый, лет восемнадцати, в халате.
Пьер слышал, что французы совещались, как стрелять – по одному или по два? «По два», – холодно спокойно отвечал старший офицер. Сделалось передвижение в рядах солдат, и заметно было, что все торопились, – и торопились не так, как торопятся, чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело.
Чиновник француз в шарфе подошел к правой стороне шеренги преступников в прочел по русски и по французски приговор.
Потом две пары французов подошли к преступникам и взяли, по указанию офицера, двух острожных, стоявших с края. Острожные, подойдя к столбу, остановились и, пока принесли мешки, молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника. Один все крестился, другой чесал спину и делал губами движение, подобное улыбке. Солдаты, торопясь руками, стали завязывать им глаза, надевать мешки и привязывать к столбу.
Двенадцать человек стрелков с ружьями мерным, твердым шагом вышли из за рядов и остановились в восьми шагах от столба. Пьер отвернулся, чтобы не видать того, что будет. Вдруг послышался треск и грохот, показавшиеся Пьеру громче самых страшных ударов грома, и он оглянулся. Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что то делали у ямы. Повели других двух. Так же, такими же глазами и эти двое смотрели на всех, тщетно, одними глазами, молча, прося защиты и, видимо, не понимая и не веря тому, что будет. Они не могли верить, потому что они одни знали, что такое была для них их жизнь, и потому не понимали и не верили, чтобы можно было отнять ее.
Пьер хотел не смотреть и опять отвернулся; но опять как будто ужасный взрыв поразил его слух, и вместе с этими звуками он увидал дым, чью то кровь и бледные испуганные лица французов, опять что то делавших у столба, дрожащими руками толкая друг друга. Пьер, тяжело дыша, оглядывался вокруг себя, как будто спрашивая: что это такое? Тот же вопрос был и во всех взглядах, которые встречались со взглядом Пьера.
На всех лицах русских, на лицах французских солдат, офицеров, всех без исключения, он читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце. «Да кто жо это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?» – на секунду блеснуло в душе Пьера.
– Tirailleurs du 86 me, en avant! [Стрелки 86 го, вперед!] – прокричал кто то. Повели пятого, стоявшего рядом с Пьером, – одного. Пьер не понял того, что он спасен, что он и все остальные были приведены сюда только для присутствия при казни. Он со все возраставшим ужасом, не ощущая ни радости, ни успокоения, смотрел на то, что делалось. Пятый был фабричный в халате. Только что до него дотронулись, как он в ужасе отпрыгнул и схватился за Пьера (Пьер вздрогнул и оторвался от него). Фабричный не мог идти. Его тащили под мышки, и он что то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк. Он как будто вдруг что то понял. То ли он понял, что напрасно кричать, или то, что невозможно, чтобы его убили люди, но он стал у столба, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь, оглядываясь вокруг себя блестящими глазами.
Пьер уже не мог взять на себя отвернуться и закрыть глаза. Любопытство и волнение его и всей толпы при этом пятом убийстве дошло до высшей степени. Так же как и другие, этот пятый казался спокоен: он запахивал халат и почесывал одной босой ногой о другую.
Когда ему стали завязывать глаза, он поправил сам узел на затылке, который резал ему; потом, когда прислонили его к окровавленному столбу, он завалился назад, и, так как ему в этом положении было неловко, он поправился и, ровно поставив ноги, покойно прислонился. Пьер не сводил с него глаз, не упуская ни малейшего движения.
Должно быть, послышалась команда, должно быть, после команды раздались выстрелы восьми ружей. Но Пьер, сколько он ни старался вспомнить потом, не слыхал ни малейшего звука от выстрелов. Он видел только, как почему то вдруг опустился на веревках фабричный, как показалась кровь в двух местах и как самые веревки, от тяжести повисшего тела, распустились и фабричный, неестественно опустив голову и подвернув ногу, сел. Пьер подбежал к столбу. Никто не удерживал его. Вокруг фабричного что то делали испуганные, бледные люди. У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть, когда он отвязывал веревки. Тело спустилось. Солдаты неловко и торопливо потащили его за столб и стали сталкивать в яму.

Первые письменные свидетельства о регионе, где находится территория современного Мали, приведена в арабских работах 4 в. н.э. С этого времени и до 19 в. здесь были созданы, а затем исчезли несколько африканских империй. Одной из древнейших среди них была империя Гана, которой на протяжении большей части ее истории управлял мандеязычный народ сонинке. Гана, вероятно, возникла еще в 3-4 вв. в зоне контактов кочевников Севера и оседлых земледельцев Юга.
В 8 в. о Гане появилось много свидетельств, в мусульманском мире она была известна как "страна золота". Этот драгоценный металл добывался южнее, на территории собственно Ганы, и доставлялся через пустыню на верблюдах берберами-кочевниками в Северную Африку, где обменивался на соль и другие местные товары. До 10 в. ганское золото служило одним из главных источников благосостояния мусульманской Испании и Северной Африки. В 11 в. наступил упадок Ганы. В 1076 столица государства, предположительно город Кумби-Сале, расположенный в 340 км к северу от современного Бамако, был захвачен отрядами берберов под предводительством Абу-Бакра, представлявшего интересы династии Альморавидов. После этого нашествия многие жители Ганы приняли ислам, но сама империя распалась. Столица Ганы была разграблена армией правителя Мали Сундьяты в середине 13 в.
Империя Мали образовалась приблизительно в середине 11 в. В 13 в., в период наивысшего расцвета, она занимала территорию от Гао до Текрура (в совр. Сенегале) и являлась одним из основных мировых поставщиков золота. Самым известным из правителей Мали был манса Муса, правивший в 1307-1332. В Средиземноморье долго помнили великолепие и богатство мансы, которого во время хаджа в Мекку в 1324 сопровождали 500 рабов, а караван верблюдов вез пятьдесят тысяч унций золота. Чтобы закрепить за такими городами, как Томбукту и Гао репутацию центров просвещения и культуры, он привез с собой в Мали мусульманских ученых и архитекторов. Манса Муса после себя оставил могущественную империю, которая охватывала южную часть Сахары и северную часть бассейна р.Нигер. Арабский путешественник Ибн Батута, который посетил Мали через несколько лет после смерти мансы Мусы, писал, что тамошний законопорядок мог бы стать предметом зависти в средневековой Европе. Закат империи Мали относится к концу 14-15 вв. Причиной ее упадка была не столько внутренняя нестабильность, сколько набеги соседей - моси на юге, волоф и текрур на западе и туарегов на севере. Постепенно доминирующая роль в регионе стала переходить к империи Сонгай со столицей в Гао.
Это государство, вероятно, образовалось в 9 в., когда берберы, впоследствии принявшие ислам, покорили сонгайских земледельцев, живших в долине Нигера. На протяжении 1325-1334 Сонгайское государство являлось самой восточной провинцией империи Мали. В период правления сонни Али в 1335 Сонгай превратился в независимое государство, но территориальная экспансия сонгайцев началась более чем сто лет спустя, в период правления сонни Али II (1464-1492). В 1468 у туарегов был отвоеван Томбукту, а к 1478 сонгайцы, вероятно, захватили всю внутреннюю дельту р.Нигер.
Правление сонни Али II ознаменовалось сооружением канала вблизи Томбукту и началом строительства еще одного канала, который должен был через оз. Фагибин связать р.Нигер с торговым центром Валата, расположенным на расстоянии приблизительно 265 км в пустыне Сахара. От второго проекта пришлось отказаться из-за постоянных набегов моси на южные окраины пустыни. После смерти сонни Али II трон узурпировал один из его главных советников, который основал новую династию правителей, носивших титул аския, и провозгласил себя аския Мухаммедом I (годы правления 1493-1528).
В период правления аския Мухаммеда I империя Сонгай распространила свою власть в восточном направлении вплоть до городов-государств хауса (современная северная Нигерия), которые были вынуждены выплачивать сонгайцам дань, а на западе - до границ Текрура. Продвигаясь в северном направлении, армия Сонгай вторглась на плато Аир (центральные районы современной Республики Нигер) и отбила у туарегов ряд торговых центров. Менее успешно сонгайцы действовали в южном направлении, где они разрушили столицу государства моси, но не смогли подчинить само государство. В последние годы правления аскии Мухаммеда I империя погрузилась в междоусобную борьбу за власть между претендентами на престол. Эти междоусобицы ослабили империю, чем воспользовался султан Марокко аль-Мансур. В 1591 в битве при Гао сонгайская армия была окончательно разгромлена силами Джудар-паши, испанского военачальника на службе марокканского султана. После этого империя Сонгай была номинально включена в состав марокканского пашалыка Томбукту.
Однако Марокко никогда реально не обладал властью над разваливавшейся империей Сонгай. Многие марокканские солдаты взяли в жены местных женщин, и впоследствии их сыновья составили особую военную касту, известную как арма, которая избирала правителя - пашу. Марокканские паши и их солдаты грабили местное сельское население. Но к 1780 их власть оказалась настолько слабой, что пашалык Томбукту распался на несколько мелких государств. Относительной стабильностью отличались лишь созданные бамбара государства Сегу и Каарта.
На политической арене этого региона в 19 в. появились новые объединительные движения под знаменем ислама. Их возглавили аль-Хадж Омар и Самори Туре. Б льшая часть торговцев-диула (мандеязычных мусульман) и марабутов (мусульманских ученых-богословов) примкнула к армиям аль-Хадж Омара и Самори Туре. Созданные последними государства стали оплотом упорного сопротивления французским войскам, которые с середины 19 в. наступали из Сенегала. В 1890-х годах французы разгромили войска Ахмаду (сына и наследника аль-Хадж Омара) и Самори Туре и установили свой контроль почти над всей территорией современного Мали. В 1904 она вошла в состав Французской Западной Африки.
Затем французы приступили к созданию единой централизованной системы управления для всех колоний Французского Судана, как этот регион назывался на протяжении почти всего колониального периода. Французы, насколько это было возможно, разделили все существующие территориальные единицы на более мелкие. Колонизаторы заменили многих вождей оседлых земледельческих южных районов, в меньшей степени этот процесс затронул вождей кочевых племен. Распад традиционных форм социальной организации и развитие транспортной сети благоприятствовали распространению ислама среди диула и марабутов Сенегала и Мавритании. После 1920 в городах были созданы профсоюзы и студенческие союзы, которые стали оплотом национально-освободительного движения.
На протяжении 1950-х годов упрочился Суданский союз, воинственная антиколониальная партия, имевшая поддержку в городах. Во главе ее стоял Модибо Кейта, потомок правителей империи Мали. После выборов 1957 в территориальную ассамблею Суданский союз сформировал правительство, которое действовало в рамках предоставленной ей автономии.
В 1956 французским правительством был принят закон, который заложил основу для формирования территориальных органов исполнительной власти во Французской Западной Африке, и с 1957 началось расформирование федеральной системы управления. Будучи секцией межтерриториального Демократического объединения Африки (ДОА), Суданский союз выступал против местной автономии, которая приводила к раздробленности Западной Африки. Однако политика Франции по созданию многочисленных мелких государств получила поддержку секции ДОА в относительно зажиточном Кот-д"Ивуаре, средние слои которого усматривали для себя выгоду в подобном сепаратизме и союзе с Францией.
Хотя Суданский союз и не сумел отстоять единство Французской Западной Африки, тем не менее в 1958 Мали не последовал примеру Гвинеи, которая выступила за полное отделение от Франции. Руководство Суданского союза призвало население страны поддержать на референдуме голлистскую конституцию Франции. 28 сентября 1958 Французский Судан стал автономной Суданской Республикой в составе Французского Сообщества. Вслед за этим руководство страны стало предпринимать усилия по объединению нескольких бывших колоний Французской Западной Африки в новую политическую федерацию. Однако этот проект не получил достаточной поддержки среди правительств соседних стран, и в состав образованной в апреле 1959 Федерации Мали вошли только Суданская Республика и Сенегал. В июне 1960 была провозглашена независимость Федерации Мали в рамках преобразованного Французского Сообщества. В августе того же года Сенегал вышел из состава федерации из-за расхождений по вопросу о распределении постов и властных полномочий в новом политическом объединении. По сути дела, за этим шагом стоял конфликт между концепциями постепенного и ускоренного экономического развития, а также между профранцузским политическим курсом и панафриканской ориентацией. После распада федерации Суданская Республика сохранила за собой название Мали, вышла из состава Французского Сообщества и приступила к реализации курса на ускоренное экономическое развитие и панафриканизм.

Период независимости. Президент Модибо Кейта поручил правящей политической партии, Суданскому союзу, проводить политику консолидации государственной власти в целях модернизации страны. В идеологическом отношении его партия руководствовалась сочетанием марксистских идей, гордостью историческими традициями страны и сознанием своей священной миссии, предначертанной исламом. В организационном отношении Суданский союз был и массовой партией, и объединением основных региональных лидеров. Он вобрал в себя всю организованную оппозицию и установил контроль над большинством добровольных объединений, включая профсоюзы, женские и молодежные организации и клубы ветеранов. Тем самым правящая партия фактически ликвидировала все легальные каналы для выражения оппозиционных настроений. Существовали две параллельные структуры власти, партийная и правительственная.
Поскольку страна не располагала необходимыми резервами конвертируемой валюты, малийский франк нельзя было использовать для международных платежей. К финансовым трудностям добавлялись проблемы, связанные с нерентабельностью государственных предприятий, на которые делал ставку Модибо Кейта, расширяя государственный сектор производства. Чтобы Мали мог вернуться в зону французского франка, в середине 1967 президент был вынужден пойти на предоставление Франции прав широкого контроля над экономикой страны. Эта политика встретила противодействие в рядах Суданского союза, и Кейте пришлось применить жесткие меры против диссидентов. В ноябре 1968 он был смещен в результате государственного переворота, осуществленного офицерами Военного комитета национального освобождения (ВКНО).
В сентябре 1969 один из руководителей ВКНО лейтенант Муса Траоре стал президентом и премьер-министром Мали. Новый военный режим внес изменения в экономическую политику страны, которая при Кейте ориентировалась на развитие государственного сектора. Только в 1976 Траоре разрешил создать Демократический союз малийского народа (ДСМН), который начал функционировать лишь три года спустя. Пребывание Траоре у власти было отмечено четырьмя попытками государственного переворота, многочисленными перетасовками кабинета министров и нарастающим размахом волнений среди студентов и безработных выпускников учебных заведений. Из-за сильных засух в 1970-1974, 1978 и начале 1980-х годов (в 1985 уровень воды в р.Нигер достиг самой низкой отметки за последние сто лет), низких цен на хлопок, а также из ряда вон плохого управления экономикой Мали вошел в число беднейших государств мира. Многие страны Запада оказали Мали помощь. В то же время постепенно сворачивались связи Мали с Китаем и СССР. В 1984 Мали был принят в члены Западноафриканского валютного союза, ориентированного на Францию. В 1988 были проведены альтернативные выборы в Национальное собрание по партийным спискам ДСМН.
В январе 1991 члены государственных профсоюзов выступили с требованиями о повышении заработной платы на 50%. Вслед за этой акцией последовали студенческие волнения в Бамако, где прошла двадцатитысячная демонстрация, участники которой призвали положить конец однопартийной системе. В марте 1991 по стране прокатилась новая волна антиправительственных выступлений, в ходе которых были убиты десятки людей, и во многих районах начались грабежи. В этой ситуации группа офицеров во главе с начальником штаба армии Мали подполковником Амаду Туре отстранила президента Траоре от власти. ДСМН была распущена, было сформировано правительство из военных и гражданских лиц во главе с гражданским премьер-министром. Швейцарские власти обнародовали факты о том, что за годы правления Траоре малийские руководители перевели на свои личные счета 1 млрд. долл.
Место бывшего правительства быстро занял комитет, сформированный для осуществления контроля за разработкой новой конституции и проведения демократических выборов. В начале 1992 состоялся референдум по новой конституции. В 1992 президентом Мали был избран бывший лидер партии Альянс за демократию в Мали (АДЕМА) Альфа Умар Конаре. В 1997 он был переизбран на новый срок.

«...И что мне из них не понравилось»: ислам в Мали

Даже несколько сот лет спустя после пребывания Ибн Баттуты в Западном Судане население того района, где некогда располагалась столица великой державы Кейта - Ниани, оставалось при своих прежних верованиях и в ислам обратилось не ранее рубежа XVIII и XIX вв. По выражению уже упоминавшегося французского ученого Шарля Монтея, посвятившего всю жизнь изучению истории и культуры народов, живущих на территории, которую некогда занимало средневековое Мали, это произошло потому, что «мусульманская организация в Мали не превышала своим размером двора мансы».

Упоминавшееся в рассказе ал-Бекри обращение в ислам правителя Мали обычно принято, как уже говорилось, относить к первой половине XI в. Но последующая устная традиция мандингов не содержит никаких следов исламизации правителей Мандинга: их имена - немусульманские, зато тесно связаны с таким доисламским по происхождению общественным институтом, как охотничьи союзы, издавна существовавшие у мандингов. В большинстве вариантов исторического предания не связывается с исламом и Сундьята; вообще характерно, что мусульманское имя, параллельное традиционному мандингскому, в историческом труде Ибн Халдуна появляется лишь у третьего преемника Сундьяты, через 20-25 лет после смерти последнего.

Правда, в записи известного африканского историка Нианя (она, кстати, уже в 1963 г. опубликована была в русском переводе) присутствует специальный раздел, так и названный «Сундьята, великий мусульманский государь». Но более чем очевидно, что здесь перед нами случай последующего редактирования предания в соответствии с «требованиями момента». Ведь к середине нашего века малинке, создатели и хранители эпоса о Сундьяте, в значительной своей части стали мусульманами.

И все же, как сообщает нам Ибн Халдун, хадж, паломничество в Мекку, совершил уже непосредственный преемник основателя великой Малийской державы, его сын манса Уле. В дальнейшем хаджи правителей Мали стали делом если и не заурядным (знаменитый хадж Мусы I, о котором столько говорилось, уж никак нельзя обозначить этим словом), то, во всяком случае, достаточно обычным, в котором сочетались религиозные и политические мотивы.

Но и столетие спустя после хаджа Уле даже при дворе мансы Сулеймана сохранялись многочисленные следы старых доисламских верований и обычаев. В этом нет ничего удивительного. Манса был фигурой одновременно и политической, и религиозной: ведь он выступал перед управляемыми прежде всего в качестве хранителя святынь предков. Если же традиционное доисламское по своим верованиям общество в какой-то своей части становилось мусульманским, то именно авторитет мансы-мусульманина был главным гарантом мирного сосуществования и сотрудничества мусульман и немусульман в рамках общины. А общиной этой могла быть и деревенская дугу, и вся великая держава Кейта. И так происходило не только в Мали: двумя веками позднее, в Сонгайской державе XVI в., которую исламизация затронула намного сильнее Мали, мы снова встретимся с этим обстоятельством, только государь там будет носить титул аския, а не манса.

Что же касается двора мансы Сулеймана, то только задолго до ислама, в условиях, когда еще сильны были пережитки родового строя, могла появиться фигура жены-соправительницы, совершенно немыслимая в «обычном» мусульманском государстве. Предание упорно сохраняет древние охотничьи прозвания царей, восходящие в конечном счете тоже к верованиям родового общества. Танцы, которые Ибн Баттута видел и которые он посчитал смешными. - это танцы масок мужских, или тайных, союзов. А такие союзы (их задачей была подготовка молодежи к исполнению обязанностей взрослых членов общества) тоже сложились внутри родового общества за много веков до того, как появился в Судане ислам. Европейские авторы начала XVI в. рассказывают о сохранении древних трудовых обрядов - и обряды эти тоже восходили еще к той эпохе, когда глава большой семьи или земледельческой общины участвовал в коллективном труде.

Все это сохранялось при дворе мансы, где и сам правитель, и его ближайшее окружение уже считались мусульманами. А вдали от столицы и от больших торговых городов крестьяне продолжали верить в тех же самых духов, которым поклонялись их предки за много столетий до появления в Западном Судане первых мусульман, и в самих этих предков. И главными представителями новой религии - ислама - были для этих крестьян не законоведы и богословы, а все те же купцы-вангара, приходившие обменивать соль на зерно или шкуры животных, добытых на охоте, на слоновую кость, а в местностях, прилегающих к золотым россыпям, - на золото, да при случае прихватить и рабов.

Конечно, и эти торговые экспедиции не проходили бесследно - отдельные люди могли принимать новую религию и объявлять себя мусульманами. Но, во-первых, делалось это очень медленно и ни о каком массовом обращении жителей Мали и подчиненных им областей в ислам ко времени Ибн Баттуты не было и речи. А во-вторых, даже если какой-нибудь земледелец-малинке или сонинке и объявлял себя мусульманином, то его ислам непременно оказывался "разбавлен" огромным количеством верований и обрядов, обычаев и суеверий, уходивших своими корнями в очень и очень отдаленные доисламские времена.

И дело здесь было совсем не в том, что вновь обращен ные плохо представляли себе основы мусульманского вероучения. Все было гораздо проще - и в то же время причины лежали гораздо глубже. Весьма просто было произнести мусульманский символ веры: «Нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед - посланник его». Но ведь и после того как эти слова, достаточные для того, чтобы иметь формальное право считаться мусульманином, бывали произнесены, человек по-прежнему оставался членом своей общины-дугу. Уйти из нее он просто не мог: вести хозяйство в одиночку ему было бы не под силу. А раз оставалась община, значит, сохранялись и все связанные с нею и освященные многовековой традицией обычаи и порядки, особенно в землепользовании. Человек мог считать себя мусульманином, но для его соседей - и, что самое главное, для него самого! - земля, как и раньше, оставалась собственностью духа - покровителя местности. И перед этим духом представлял общину, а значит, и каждого из ее членов, все тот же дугу-тиго; следовательно, и землей продолжал распоряжаться он. И, стало быть, все обряды, нужные, чтобы духа умилостивить, новоявленный мусульманин обязан выполнять наравне с немусульманами - а ведь обряды-то эти по своему содержанию никакого отношения к исламу не имели. Подавляющее большинство новообращенных выходили из этого затруднения просто: считая себя мусульманами, люди продолжали исправно выполнять все свои общинные обязанности, связанные с прежними верованиями и порядками. И так как традиционный порядок ведения хозяйства не нарушался, соседи не протестовали против появления в своей среде таких новообращенных мусульман; принятие новой веры в конечном счете оказывалось их частным делом.

С такой устойчивостью общины не мог не считаться и складывавшийся у мандингов господствующий класс. В самой системе управления мандингским кланом, в том числе и кланом Кейта, оставалось очень много традиционного. Так что дани в пользу манден-мансы и его наместников во многом сохраняли и характер, и форму старых общинных подношений, а потому обычно отдельные дугу выплачивали их беспрекословно. До поры до времени такое положение устраивало верхушку малийского общества. Она не видела нужды насильственно вводить новую религию среди своих подданных, хотя сама по большей части уже была исламизована. Транссахарская торговля, так или иначе пронизывавшая всю жизнь политических образований западносуданского средневековья, сыграла здесь очень важную роль. Она давала в руки правящего клана Кейта и связанных с ним > аристократических кланов громадные по тем временам количества золота. Ведь в главных золотоносных районах Судана, откуда металл поступал в Мали, средняя годовая добыча составляла, по очень осторожным подсчетам французского историка и археолога Реймона Мони, от четырех с половиной до пяти тонн. Это золото позволяло знати получать все необходимые ей товары с севера (главным образом предметы роскоши), не прибегая к усиленному нажиму на общин-ников-мандингов и даже на данников. Царские сборщики дани довольствовались сравнительно немногим.

А раз так, у тех же общинников не возникало необходимости добиваться того, чтобы их хозяйство становилось бы более производительным. И поэтому экономика оставалась почти на одном и том же уровне, по существу, не зная расширенного воспроизводства. Да и внутренний обмен развивался очень слабо: ведь внутри каждой дугу все самое нужное производили свои же ремесленники. Единственными предметами торговли, которые очень нужны были общине, служили соль и медь. Но в основном хозяйство на почти всей огромной территории от Гао до Атлантики оставалось натуральным, и никаких внутренних экономических связей между разными частями государства не существовало (за исключением тех, которые установились на локальном уровне еще в незапамятные времена, как было это, например, во внутренней дельте Нигера). И здесь мы снова сталкиваемся с тем же кажущимся парадоксом, который уже видели в Древней Гане: богатство Мали золотом принесло державе Кейта больше вреда, чем пользы, так как и в данном случае это золото сделалось одной из главных причин хозяйственного застоя, стимулом этого застоя, если можно так выразиться.

И все же принятие ислама большинством правящей мандингской верхушки было свидетельством того, что в обществе происходят важные перемены. И коснулись они не одной только этой верхушки.

Мы немало места уделили купцам-вангара (или дьюла) как распространителям мусульманства. Они и в самом деле играли эту роль, начиная практически с VIII в. Но в XIII в. на территории Западного Судана появилась особая социальная группа африканцев-мусульман, посвятивших себя культивированию и распространению мусульманской учености в качестве главного своего занятия и почти совсем не связанных с торговой деятельностью. Люди эти получили название дьяханке по названию самого крупного из их поселений -

Дьяки, или Дьяхи (дьяханке означает буквально «люди Дьяхи»). Предание называет нам две Дьяхи: одну - в области Масина, междуречье Нигера и Бани, другую в Бамбуке, на правом берегу реки Бафинг. По традиции, главным центром дьяханке считается именно последняя, Дьяха-на-Бафинге, построенная руководителем и фактическим основателем общности дьяханке мусульманским богословом-малинке ал-Хадж Салимом Суваре в 1273 г. (правда, некоторые исследователи датируют это событие только XV в.).

Специфика поведения дьяханке как особой общности - а их поселения распространились очень широко на земле современных Мали, Сенегала, Гамбии - заключалась не только в отказе от участия в торговле (хотя, конечно, исключения бывали, но они и оставались именно исключениями). Дьяханке, так сказать, принципиально не вступали в контакт со «светской» властью, даже если эта власть и считалась мусульманской, отказывались от участия в мирских делах. Их поселки существовали за счет труда в земледелии слуг и рабов, а также очень многочисленных в этих поселках учеников-талибов, приходивших к шейхам-дьяханке для приобщения к мусульманской учености. И такую позицию дьяханке занимали столетиями; лишь в XIX в., с началом европейских колониальных захватов, в их общине стали замечаться отступления от принципа невмешательства в политику.

В немалой степени благодаря такому поведению дьяханке обычно пользовались не просто и не только благосклонностью местных правителей: их поселения обладали, как правило, полным административным и налоговым иммунитетом. Вот как описывает их положение хроника «История искателя»: «во времена правления государей Мали Дьяба - город факихов, а находилась она в центре земли Мали: в нее не вступал султан Мали, и никто не имел в ней права на решение, кроме ее кадия. Тот же, кто входил в Дьябу, был в безопасности от притеснения со стороны государя и тирании его. И кто убивал сына государя, с того государь не требовал „платы за кровь"... На нее походил также город, называвшийся Гундиоро, а Гундиоро... - город в земле Каньяги, город кадия той области и ее ученых. В него не входил ни единый человек из войска, и не жил в нем ни один притеснитель. Государь Каньяги только посещал его кадия и его ученых в месяце рамадане каждого года, по давнему их обычаю, со своей милостыней и своими подарками и раздавал им последние».

Речь здесь идет о Дьяхе-в-Масине («в центре земли Мали»); а Гундиоро был одним из главных центров расселения дьяханке, и располагался он в междуречье Сенегала и Фалеме, в нескольких десятках километров от современного малийского города Каес. Описание положения в Гундиоро дает. читателю типичную картину взаимоотношений дьяханке с властью и в то же время как бы подчеркивает стабильность, традиционный характер таких их взаимоотношений.

Но от появления и даже широкого распространения дьяханке все же еще очень далеко было до торжества ислама в повседневной практике отношений между рядовыми мандингами и теми, кто ими управлял. Конечно же, мансе и его приближенным было бы гораздо выгоднее взимать дани с подданных по нормам, предусматривавшимся мусульманским правом: эти нормы были выше, намного выше, чем традиционные. Но поскольку у складывавшегося уже в то время правящего класса (а эта была уже не родовая верхушка и даже не правивший в Гане «протокласс») не было достаточно сил, чтобы резко усилить эксплуатацию крестьянства, не опасаясь его сопротивления, и о широком распространении новой религии, которая могла бы послужить идеологическим оправданием такого усиления, речи еще не было, вся малийская знать - и старая, родовая, и новая, вышедшая из рабов, - стремилась на первых порах использовать эту новую религию во вполне определенных внешнеполитических целях.

Это очень хорошо продемонстрировал манса Муса I, стараясь везде, где только можно, подчеркнуть свое правоверие. Речь шла об укреплении международного престижа Мали - о том, чтобы показать соседям, что они имеют перед собой не каких-то там дикарей, но могущественную мусульманскую державу, которая ни в чем им не уступает, а по богатству намного превосходит.

Поэтому и появились пышные царские титулы, относящиеся к правлению Мусы I. Ал-Омари рассказывает, что малийский государь именовал себя «Опорой повелителя верующих», - правда, сам этот повелитель верующих, аббасид-ский халиф, номинальный глава всех мусульман-суннитов, был к этому моменту всего лишь марионеткой, которую содержали на иждивении мамлюкские султаны Египта ради придания своей светской власти большего авторитета.

Эти титулы включали и упоминание золотоносных растений, которые будто бы существовали в Мали.

Принятие ислама обеспечивало малийской верхушке преимущества и в торговле с североафриканцами: дела велись между двумя равными партнерами. Малийские государи пошли даже на то, чтобы вести разбор конфликтных дел между малийскими подданными и североафриканскими купцами не по обычному праву мандингов, а по мусульманским правовым нормам. И среди иностранцев-мусульман кадии занимали первое место по численности после купцов.

Впрочем, как это не так уж редко бывает, законоведы, призванные блюсти чистоту нравов и следить за честным характером торговых сделок, порой сами оказывались отъявленными мошенниками. Мы встречались уже с шейхом ад-Дуккали, прожившим в Мали 35 лет и поведавшим ал-Ома-ри множество подробных сведений о Мали, его жителях, их занятиях и обычаях. Но едва ли он рассказал историку о неприятном происшествии, в котором ему, шейху ад-Дуккали, пришлось сыграть отнюдь не самую почтенную и благовидную роль. И только через четверть века после этого, в 50-е годы XIV в., Ибн Баттута простодушно изложил эту историю в своих записках.

Как рассказывает Ибн Баттута, один из малийских наместников в восточной части государства (дело происходило на обратном пути в Марокко) поведал ему, что ад-Дуккали получил в подарок от мансы Мусы I четыре тысячи мискалей золота. Когда же караван мансы прибыл в Мему, шейх пожаловался государю, что золото у него украли. Разгневанный Муса приказал наместнику Мемы под страхом смертной казни найти и доставить к нему вора.

Расследование долго не давало никакого результата. Ибн Баттута поясняет: «Эмир искал укравшего, но никого не нашел, ибо в той стране нет ни единого вора...». Наконец, допросив слуг шейха-кадия, наместник дознался, что их хозяин попросту зарыл свое золото, рассчитывая, несомненно, получить от Мусы возмещение мнимой потери: щедрость мансы по отношению к мусульманским законоведам была хорошо известна, а ради четырех тысяч миска-лей золота можно было и рискнуть.

Когда золото было извлечено из тайника и доставлено мансе, тот в гневе изгнал кадия из пределов Мали - как говорит Ибн Баттута, «в страну неверующих, которые едят людей». В изгнании ад-Дуккали провел четыре года, после чего Муса его простил. При этом Ибн Баттута совершенно серьезно добавляет: «Черные же не съели кадия только из-за белого цвета его кожи, ибо они говорят, что поедать белого вредно, так как он не дозрел».

Из книги Евреи в КГБ автора Абрамов Вадим

О «зверствах на Украине чекистов-евреев», имевших наглость не хотеть быть убитыми, или что не понравилось бывшему депутату Государственной Думы На Украине, где ЧК были организованы после установления советской власти в конце 1918-начале 1919 г., число евреев - сотрудников

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Мали Тимбукту и Дженне, славившиеся в исламском мире размахом торговли и ученостью, превратились из поселений в города к началу XII века. Пора их расцвета совпадает с периодом господства народа мандинго и его империи Мали. В 1310-1311 годах самый знаменитый государь древнего

Из книги История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты автора Трескин Алексей Валерьевич

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

77. ГРАМОТА ЦАРЯ АЛЕКСАНДРА ОБ ОТМЕНЕ ПОДАТИ «МАЛИ» (1440 г.) Начала грамоты недостает. Перепечатывается с сокращениями из «Актов, собранных Кавказскою археографическою комиссией», т. I, 1866.…хроникона 101 я воссел на престол, и Грузия от беззаконного Тимура…и мы

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Паломничество в Мекку Мансы Мусы, короля Мали 1324 год В 1324 г. (724 г. хиджры) король, или император Мали, страны в Черной Африке, в верховьях Нигера, пересек Сахару и прибыл в Каир, совершая паломничество в Мекку. На языке Мали - «малинке» - mansa означает «король», Муса

автора Юха Ваккури

Мали Промежуточная стадия: гегемония coco Следующим за Ганой в Западном Судане государством-гегемоном стало Мали. Но прежде чем рассказывать о нем, следует вернуться к гибели Ганы, и дело здесь не просто в хронологии, в том, что одно государство следовало за другим.

Из книги Цивилизации долины Нигера автора Юха Ваккури

Ранняя история Мали Мали, или Мандинг, было поначалу скромной областью в верхнем течении Нигера. В тех краях жили различные кланы малинке, в частности местность Кангаба занимали Камара, на севере, в пограничной полосе с бамбарским объединением Бередугу, жили Траоре и

Из книги Цивилизации долины Нигера автора Юха Ваккури

Мали при Сундиате После битвы при Кирине Сундиата, как рассказывают, напал на столицу Coco, которая состояла из 188 укрепленных поселений. После многих месяцев осады город сдался, и государство Coco перестало существовать. Часть его населения ушла с пути Сундиаты далеко на

Из книги Цивилизации долины Нигера автора Юха Ваккури

Богатство Мали При мансе Мусе, во времена наивысшего расцвета Мали, государство простиралось с востока на запад от лежащей в пустыне Тадмекки до побережья Атлантики, а на юге-до пояса влажных тропических лесов, то есть включало в себя территорию современных Сенегала,

Из книги Цивилизации долины Нигера автора Юха Ваккури

Ибн Баттута посещает Мали Самую точную и, несомненно, достоверную картину Мали времен мансы Сулеймана дал Ибн Баттута, известный путешественник и космополит своего времени. Достоверность его отчетов подкрепляется тем, что он был опытным путешественником: до Западного

Из книги Цивилизации долины Нигера автора Юха Ваккури

Мали утрачивает гегемонию После мансы Сулеймана в Мали начинается период упадка. Историки, правда, представляют иногда это падение слишком быстрым, однако несмотря на слабых правителей, Мали еще долго сохраняло свое господствующее положение в Западном Судане.Историю

Из книги Чорні запорожці. Спомини командира 1-го кінного полку Чорних запорожців Армії УНР. автора Дяченко Петро Гаврилович

Из книги История Индонезии Часть 1 автора Бандиленко Геннадий Георгиевич

САРЕКАТ ДАГАНГ ИСЛАМ И РАННИЙ САРЕКАТ ИСЛАМ (1911-1915). МУХАММАДЬЯ В отличие от БУ Сарекат даганг ислам (СДИ - Союз мусульманских торговцев) с момента возникновения на Яве (1911 г.) превратил в орудие объединения и сплочения религию ислама. Появление этой ассоциации «туземных

автора Куббель Лев Евгеньевич

Великое Мали

Из книги Страна золота - века, культуры, государства автора Куббель Лев Евгеньевич

«Муса Мали - государь негров Гвинеи» Этот правитель вступил на престол в 1312 г. Он был внучатым племянником Сундьяты, внуком его брата Манде Бори. Манса Муса, или Канку Муса, как его называли по имени матери, получил наибольшую известность из всех государей клана Кейта,

Из книги Страна золота - века, культуры, государства автора Куббель Лев Евгеньевич

Забудьте о Рокфеллерах, Ротшильдах и Гейтсах. По сравнению с Манса Мусой I они — настоящие бедняки.

Манса Муса I являлся правителем средневекового государства Мали, в начале 14 века н.э. располагавшегося на территории современных Гвинеи, Мали, Мавритании, Сенегала и Нигера. Выгодное местоположение государства позволяло ему зарабатывать огромные деньги на транзите и перепродаже европейским и арабским странам сахара, специй, золота и слоновьей кости. Пока в Средневековой Европе царили междоусобицы, а эпидемии опустошали целые города и деревни, находящаяся в тени истории страна накапливала баснословные богатства.



Империя Мали в начале 14 века на современной карте Африки | Google Maps

Муса I взошел на престол Мали в 1312 году (по другим данным - в 1307 году) и получил титул Манса, который переводится как «верховный правитель». Золото, рекой льющееся в государственную казну, не могло не повлиять на характер Манса Мусы, который с детства привык к роскошной жизни. Историки и дипломаты, посещавшие Мали в те времена, восхищались богатством столицы - великолепного города Тимбукту, где по приказу Мусы было возведено несколько величественных мечетей и дворец правителя, крыши которых были покрыты чистым золотом.

Но наиболее ярко хронисты описали паломничество Манса Мусы I в Мекку. Будучи мусульманином, Муса решил во что бы то ни стало посетить священный город, расположенный на расстоянии 6500 километров от его дворца. Поход начался в 1324 году с подобающей Мусе роскошью: правитель Мали взял в качестве свиты 80 000 человек, которые несли шелковые одеяния для правителя и его наложниц, изысканные яства и, конечно же, золото… Много золота. Окруженный тысячами подданных, Манса Муса восседал на великолепном жеребце и изумлял зевак своим беспримерным богатством. Чужеземные города, через которые проезжал Муса, щедро осыпались золотом и драгоценными камнями. Популярна версия, что своими пожертвованиями простым людям, встречающимся на его пути, Манса Муса I ввергал в хаос экономики многих пролегавших на его пути стран - они просто не выдерживали неожиданный приток огромного количества золота, что создавало дисбаланс в покупательной способности населения.

Паломничество в Мекку, продолжавшееся почти 2 года, сделало Манса Мусу I знаменитым на весь мир. Множество мыслителей, ученых и купцов потянулись в удивительную далекую страну Мали.

Интересно, что Манса Муса I, несмотря на всю любовь к роскоши и единоличную власть, которые, казалось бы, должны были сделать из него типичного восточного деспота-диктатора, был дальновидным и мудрым политиком. Мали достигло при нем пика своего культурного и экономического развития, а налаженная Мусой экономика позволила просуществовать стране еще не один десяток лет после его смерти в 1337 году.

Трудно подсчитать, каким количеством богатств владел правитель Мали. Однако эксперты издания Celebrity Net Worth, изучавшие данный вопрос, утверждают, что если рассчитывать состояния богатейших людей за всю историю в ценах 2012 года, то Манса Муса является безусловным лидером. Считается, что по нынешним меркам его состояние составляло бы 400 миллиардов долларов США, что ставит его на первое место в списке самых богатых людей за всю историю.

В 1324 г. (724 г. хиджры) король, или император Мали, страны в Черной Африке, в верховьях Нигера, пересек Сахару и прибыл в Каир, совершая паломничество в Мекку. На языке Мали - «малинке» - mansa означает «король», Муса (трансформированное Моисей) - мусульманское имя.

Он не первый правитель Мали, совершающий паломничество в Мекку; по крайней мере два, может быть три его предшественника побывали там.

Но паломничество Мансы Мусы произвело сенсацию. Его сопровождала многочисленная свита. Арабские хронисты, которые, вероятно, несколько преувеличивают, говорят о 12 000 или даже 14 000 рабынь, одетых в бархат и йеменские шелка, которые несли багаж. Представьте себе трудности, с которыми столкнулся этот кортеж при переходе через пустыню. Но главное - он привез с собой то, что составляло богатство и славу его страны: 100 вьюков (80 по другому источнику) золотого песка, причем каждый вьюк был весом в три центнера.

Прибыв в Каир, он сделал султану подарок ценой в | 50 000 динаров… Чтобы не оставаться в долгу, последний отдарил его дворцом, лошадьми и верблюдами, а также предоставил эскорт для продолжения путешествия. Говорили, что он раздал так много золота, что цена на него в Каире упала…

Манса Муса, выполнив свой религиозный долг, заблудился в пустыне Хиджаг, где на него напали бедуины. Но все же ему удалось вернуться в Каир. Он так растратил свои сокровища, что, чтобы совершить обратный путь, ему пришлось взять взаймы у купцов 50 000 динаров и продать подаренный дворец.

Когда в 1339 г. еврей с Мальорки А. Дульсер создал одну из первых карт, называемых «портуланами», он на ней поместил Мали и короля Мансу Мусу с отметкой о его золотом богатстве. Собрат предыдущего Абрахам Крескес в 1375 г. перекопировал карту на свой атлас. По их примеру на многочисленных картах конца средневековья помещают имя короля Мали, здесь его называют Гонго Муса (испорченное Канку Муса; Канку было именем его матери, так как в Мали того времени человека обычно называли по имени матери).

Арабы были изгнаны с Мальорки, острова в Балеарском архипелаге, в 1287 г., но еврейские общины там оставались и поддерживали связи с подобными общинами в Северной Африке. Они имели точные сведения о торговых потоках и путях, пересекавших Сахару, благодаря своему посредничеству в торговле.

Первые сведения об Африке южнее Сахары

Арабский мир, и в частности Северная Африка, поддерживал торговые и дипломатические сношения со странами, расположенными на южной окраине Сахары, где начинался Bled es-Soudan (страна чернокожих). Этот регион образно называли и зовут Сахелем (по-арабски «берег»: для караванов, пересекавших Сахару, он был тем же, чем берег для моряков, которые пересекли море).

Что бы ни говорили, древние греки и римляне не знали Черную Африку (за исключением восточной части, вдоль долины Нила). Их географические познания не шли далее северных окраин Сахары. Использование верблюдов для передвижения и для войн получило распространение лишь в Поздней Римской империи, слишком занятой обороной от варварских нашествий, чтобы думать о военных экспедициях на юг. Рассказы путешественников ограничиваются описанием оазисов Сахары. На востоке некий центурион Нерона достиг болот Бахр аль-Газаля.

Что касается морских путешествий, то фантастические рассказы о «периплах» (морских переходах) к атлантическому берегу, подобно тому, что приписывается карфагенянину Ганнону, следует считать выдумкой. Используемые до XV в. морские суда не позволяли двигаться «против ветра». Берега же Западной Сахары весь год обдувают северо-восточные пассаты, ветры исключительной силы. Так что если бы корабли достигли этих мест, то они бы никогда не вернулись назад. Следовательно, как древние, так и арабы в их морских плаваниях не удалялись южнее берегов Марокко и Канарских островов (известных древним и вновь открытых в средние века).

Зато с VII в. арабы, только что завоевавшие Северную Африку, на верблюдах пересекают Сахару, добираясь на востоке до оазиса Кауар, а на западе - до Ганы, «страны золота».

Развивается транссахарская торговля: с севера везли товары арабского мира (ткани, затем рукописи) и соль из Сахары, а с юга - главным образом золотой песок.

Первым посредником в этой торговле станет Гана, или Уагаду, столица которой Кумби Сале найдена и стала объектом археологических раскопок. Король Ганы (этим словом арабы называли и страну, и ее столицу, а также, по-видимому, оно было титулом правителя) контролировал торговлю золотом и взимал с него налог. Золото добывали крестьяне, которые в сухой сезон рыли ямы и галереи и из добытой породы вымывали золотой песок. Королю принадлежали найденные самородки, так как они считались проклятыми, но магико-религиозное могущество короля позволяло ему присваивать их без последствий.

С XIII в. место Ганы заняло Мали, с XV в. - королевство Гао.

Ислам в Черной Африке

Ислам занесли арабские и магребинские торговцы: В Кумби Сале существовал королевский квартал, а поодаль от него - мусульманский, с мечетями; в нем проживали иностранные купцы. Гана была исламизирована в конце XI в.

Религиозное движение Альморавидов, зародившись у берегов современной Мавритании, вышло за пределы района Нижнего Сенегала. Его сторонники отправились на завоевание Запада Сахары, потом Марокко и наконец Испании. Принятие Ганой ислама вызвано, несомненно, этим движением.

Мали, основатель которого Сундиата Кейта жил в начале XIII в., был довольно быстро исламизирован, по крайней мере двор, о чем свидетельствуют паломничества королей. Королевство Гао также довольно рано было исламизировано: находят королевские намогильные камни с арабскими надписями, датированными XII и XIII вв. Мрамор для этих памятников привозили из Алмерии (Испания).

Масса населения оставалась языческой, а правители-мусульмане не прикладывали никаких усилий, чтобы исламизировать своих подданных, так как магико-религиозная сила, на которой покоилась королевская власть, зависела от языческих верований…

Каравелла против каравана

Португальцам, усовершенствовавшим навигационную технику, удалось исследовать западные берега Африки в XV в. Их морские открытия изменили направление торговых потоков.

Отныне золотой песок направляется к портам Атлантики, поэтому транссахарская караванная торговля приходит в упадок.

В конце XVI в. султан Марокко, для того чтобы установить контроль над источниками золота, которое все средневековье шло на чеканку монет в арабском мире, отправил свое войско через Сахару. Благодаря наличию огнестрельного оружия оно разгромило империю Гао и усадило в Томбукту, большом торговом городе Сахеля, пашу, подчиненного султану Марокко. Но это уже другая история…

Примечания:

В книге С. Крамера, откуда заимствован этот абзац, далее со слов древнего историка рассказывается о благодеяниях Урукагины: «Он отозвал смотрителей над лодочниками. Он отозвал смотрителей над крупным и мелким скотом. Он отозвал смотрителей над рыбными угодьями. Он отозвал сборщиков серебра, которые взимали плату за стрижку белых овец… И по всей стране, от края до края, не осталось ни одного сборщика налогов» (С. Крамер. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 58–59).

Приведенные выше рассказы о паломничестве в Мекку правителя Мали взяты автором из книг арабских историков и из средневековых суданских хроник (См.: Суданские хроники. М. 1984. С. 40, 153). Эти источники изучил французский историк Ж. Девис, который рассчитал, что караван из Мали вез около 12 тонн золота (С. С. Новиков, Д. П. Урсу. История Мали в новое и новейшее время. М. 1994. С. 19).

А. С. Марфунин в своей замечательной книге «История золота» много пишет о золотом богатстве стран Западного Судана (Ганы, Мали, Гао). Так, первые флорентийские золотые монеты чеканились с 1252 г. из золота Ганы (это определили по химическому анализу). Из этого же благородного металла производились монеты Венеции и Франции.

Когда марокканское войско в 1580 г. разгромило империю Гао, то оно захватило добычу в 135 кинталов (425 кг) золота. На Томбукту была наложена ежегодная дань в 60 кинталов (189 кг) золота (А. С. Марфунин. История золота. М. 1986. С. 37, 107–108, 118).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!