Сарай-мульк ханым. Мечеть Биби Ханым (Биби-Ханум)

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сарай-мульк ханым (Катта ханым, Каньо, Биби ханым) - Главная жена среднеазиатского завоевателя Тимура .

Родословная

Сарай-мульк ханым была дочерью чингизида - Казан-хана , последнего легитимного правителя Чагатайского улуса от чингизидской династии . Также у неё была сестра, которая стала женой эмиры Мусы из племени тайчуют. От этого брака у них родилась дочь - Туман-ага, которая впоследствии тоже станет женой Тимура .

Ранние годы и первый брак

Сарай-мульк ханым родилась в 1341 году . О ранних этапах её жизни практически ничего не известно. В 1346 году её отца - Казан-хана , убивают во время битвы. Победу в борьбе за власть в улусе одерживает эмир Казаган . Тем не менее, улус распадается на два государства - Моголистан и Мавераннахр . В последнем и начинает править Казаган женив Сарай-мульк ханым на своем внуке - Эмире Хусейне . О детях от этого брака ничего не известно. После смерти деда Хусейна - эмира Казагана (в 1358 году), на трон Мавераннахра садится его сын - Абдулла, однако его правление оказывается недолгим. Его в конце-концов убивают. После этого страна погружается в анархию . Для Могол-хана Туглук-Тимура образовалась благодатная почва и он захватил Мавераннахр . Хусейн со ставкой в Балхе восстает против Туглук-Тимура , и терпит от него поражение в сражении. В это время на политической арене уже появился Тимур . Они с эмиром Хусейном тогда были в дружеских отношениях. Кроме того сестра Хусейна - Ульджай-туркан ага была любимой женой Тимура . После захвата Кеша , Тамерлан переходит на сторону Могол-хана , но после назначения Ильяс-Ходжи правителем Мавераннахра , отношения новой власти и Тимура портятся. Поэтому Тамерлан примыкает к своему старому другу и товарищу Хусейну , который, после поражения, скрывался от мести Туглук-Тимура . После трех лет скитаний обоим эмирам удается взять Самарканд , тем самым установив свою власть на территории Мавераннахра . Однако правление оказалось недолгим. После поражения в «грязевой битве» от Ильяс-Ходжи , они теряют город. Но благодаря усилиям Сербедаров его удалось отбить. Новая власть также не надолго устанавливается в городе, вплоть до 1366 года. Эмиры казнив предводителей Сербедаров , снова правят в Самарканде . Однако теперь из хороших друзей оба превратились в заклятых врагов. Последние надежды на примирение были утеряны со смертью сестры Хусейна и любимой жены Тимура - Ульджай-туркан ага . Итогом этой борьбы было поражение Хусейна в 1370 году и его смерть. Гарем проигравшего был распределён между сподвижниками Тимура . Сарай-мульк ханым вместе с двумя другими вдовами вышли за него замуж. Тимур благодаря браку с Сарай-мульк ханым получил титул Гурган.

Второй брак

Напишите отзыв о статье "Сарай-мульк ханым"

Литература

  • Руи Гонсалес де Клавихо «История Великого Тамерлана» (Historia del Gran Tamorlan. Seville, 1582)
  • «Уложение Тимура» Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, Ташкент. Перевод с персидского Хамидуллы Караматова, под научной редакцией Б. Ахмедова, автор предисловия, примечаний и комментариев Б. Ахмедов, 1999.
  • Хильда Хукхэм «Властитель семи созвездий» 1995, Ташкент, издательство «Адолат».
  • Му‘изз ал-ансаб (Прославляющее генеалогии). Введение, перевод с персидского языка, примечания, подготовка факсимиле к изданию Ш. Х. Вахидова. // История Казахстана в персидских источниках. Т. 3. Алматы: Дайк-Пресс, 2006, с.147
  • Ибн Арабшах История эмира Тимура = Аджайиб ал-макдур фи тарих-и Таймур. - 2-е изд. - Ташкент: Институт истории народов Средней Азии имени Махпират, 2007.
  • The Legendary Biographies of Tamerlane. By Ron Sela
  • Manz, Rise and Rule , 78; Mu q izz, fol. 116a
  • Tamerlane: sword of Islam, conqueror of the world By Justin Marozzi
  • Women in the Medieval Islamic World, edited by Gavin R. G. Hambly
  • Women in Iran from the Rise of Islam to 1800, edited by Guity Nashat, Lois Beck
  • The state under Timur: a study in empire building, Syed Jamaluddin - 1995-191 pages, Page 41
  • Domesticity and Power in the Early Mughal World, By Ruby Lal
  • Four Studies on the History of Central Asia, Volume 1, By Vasilij Vladimirovič Bartold, V. Minorsky, T. Minorsky
  • The Cambridge History of Iran, Volume 6, edited by Peter Jackson, Lawrence Lockhart
  • The Mughal Empire, By John F. Richards
  • Muqarnas: An Annual on Islamic Art and Architecture, Volume 3, edited by Oleg Grabar
  • Power, Politics and Religion in Timurid Iran, by Beatrice Forbes Manz
  • Muqarnas: An Annual on Islamic Art and Architecture, edited by Gülru Necipoğlu
  • Islamic culture, Volume 56, Marmaduke William Pickthall, Muhammad Asad, Islamic Culture Board - 1982 - Publisher: Islamic Culture Board, 1982,Original from: the University of Virginia, Digitized: 24 Apr 2009
  • Administration law and justice in medieval I, Raj Kumar - 2000-282 pages - Publisher:Anmol Publications Pvt. Ltd., 2000,Original from the University of Michigan, Digitized:17 Oct 2008, ISBN 8126103906, 9788126103904, Length:282 pages
  • The state under Timur: a study in empire building, by Syed Jamaluddin
  • Imperial Identity in Mughal Empire: Memory and Dynastic Politics in Early Modern Central Asia, by Lisa Balabanlilar
  • Imaging Sound: An Ethnomusicological Study of Music, Art, and Culture in Mughal India, by Bonnie C. Wade
  • March of Central Asia, By Ram Rahul
  • A History of the Moghuls of Central Asia: The Tarikh-I-Rashidi, By Mirza Muhammad Haidar Dughlt, N. Elias, E. Denison Ross

Отрывок, характеризующий Сарай-мульк ханым

Особенно преследователи боялись пещеру Сакани – она заканчивалась шестью отдельными ходами, зигзагами вёдшими прямиком вниз. Настоящую глубину этих ходов не знал никто. Ходили легенды, что один из тех ходов вёл прямиком в подземный город Богов, в который не смел спускаться ни один человек.
Подождав немного, Папа взбесился. Катары никак не хотели исчезнуть!.. Эта маленькая группка измученных и непонятных ему людей никак не сдавалась!.. Несмотря на потери, несмотря на лишения, несмотря ни на что – они всё ещё ЖИЛИ. И Папа их боялся... Он их не понимал. Что двигало этими странными, гордыми, неприступными людьми?!. Почему они не сдавались, видя, что у них не осталось никаких шансов на спасение?.. Папа хотел, чтобы они исчезли. Чтобы на земле не осталось ни одного проклятого Катара!.. Не в силах придумать ничего получше, он приказал послать в пещеры полчища собак...
Рыцари ожили. Вот теперь всё казалось простым и лёгким – им не надо было придумывать планы по поимке «неверных». Они шли в пещеры «вооружившись» десятками обученных охотничьих псов, которые должны были их привести в самое сердце убежища катарских беглецов. Всё было просто. Оставалось лишь чуточку подождать. По сравнению с осадой Монтсегюра, это была мелочь...
Пещеры принимали Катар, раскрыв для них свои тёмные, влажные объятия... Жизнь беглецов становилась сложной и одинокой. Скорее уж, это было похоже на выживание... Хотя желающих оказать беглецам помощь всё ещё оставалось очень и очень много. В маленьких городках Окситании, таких, как княжество де Фуа (de Foix), Кастеллум де Вердунум (Castellum de Verdunum) и других, под прикрытием местных сеньоров всё ещё жили Катары. Только теперь они уже не собирались открыто, стараясь быть более осторожными, ибо ищейки Папы никак не соглашались успокаиваться, желая во что бы то ни стало истребить эту скрывавшуюся по всей стране окситанскую «ересь»...
«Будьте старательны в истреблении ереси любыми путями! Бог вдохновит вас!» – звучал призыв Папы крестоносцам. И посланцы церкви действительно старались...
– Скажи, Север, из тех, кто ушёл в пещеры, дожил ли кто либо до того дня, когда можно было, не боясь, выйти на поверхность? Сумел ли кто-то сохранить свою жизнь?
– К сожалению – нет, Изидора. Монтсегюрские Катары не дожили... Хотя, как я тебе только что сказал, были другие Катары, которые существовали в Окситании ещё довольно долго. Лишь через столетие был уничтожен там последний Катар. Но и у них жизнь была уже совершенно другой, намного более скрытной и опасной. Перепуганные инквизицией люди предавали их, желая сохранить этим свои жизни. Поэтому кто-то из оставшихся Катар перебирался в пещеры. Кто-то устраивался в лесах. Но это уже было позже, и они были намного более подготовлены к такой жизни. Те же, родные и друзья которых погибли в Монтсегюре, не захотели жить долго со своей болью... Глубоко горюя по усопшим, уставшие от ненависти и гонений, они, наконец, решились воссоединиться с ними в той другой, намного более доброй и чистой жизни. Их было около пятисот человек, включая нескольких стариков и детей. И ещё с ними было четверо Совершенных, пришедших на помощь из соседнего городка.
В ночь их добровольно «ухода» из несправедливого и злого материального мира все Катары вышли наружу, чтобы в последний раз вдохнуть чудесный весенний воздух, чтобы ещё раз взглянуть на знакомое сияние так любимых ими далёких звёзд... куда очень скоро будет улетать их уставшая, измученная катарская душа.
Ночь была ласковой, тихой и тёплой. Земля благоухала запахами акаций, распустившихся вишен и чабреца... Люди вдыхали опьяняющий аромат, испытывая самое настоящее детское наслаждение!.. Почти три долгих месяца они не видели чистого ночного неба, не дышали настоящим воздухом. Ведь, несмотря ни на что, что бы на ней ни случилось, это была их земля!.. Их родная и любимая Окситания. Только теперь она была заполнена полчищами Дьявола, от которых не было спасения.
Не сговариваясь, катары повернули к Монтсегюру. Они хотели в последний раз взглянуть на свой ДОМ. На священный для каждого из них Храм Солнца. Странная, длинная процессия худых, измождённых людей неожиданно легко поднималась к высочайшему из катарских замков. Будто сама природа помогала им!.. А возможно, это были души тех, с кем они очень скоро собирались встречаться?
У подножья Монтсегюра расположилась маленькая часть армии крестоносцев. Видимо, святые отцы всё ещё боялись, что сумасшедшие Катары могут вернуться. И сторожили... Печальная колонна тихими призраками проходила рядом со спящей охраной – никто даже не шевельнулся...
– Они использовали «непрогляд», верно ведь? – удивлённо спросила я. – А разве это умели делать все Катары?..
– Нет, Изидора. Ты забыла, что с ними были Совершенные, – ответил Север и спокойно продолжил дальше.
Дойдя до вершины, люди остановились. В свете луны руины Монтсегюра выглядели зловеще и непривычно. Будто каждый камень, пропитанный кровью и болью погибших Катар, призывал к мести вновь пришедших... И хотя вокруг стояла мёртвая тишина, людям казалось, что они всё ещё слышат предсмертные крики своих родных и друзей, сгоравших в пламени ужасающего «очистительного» папского костра. Монтсегюр возвышался над ними грозный и... никому ненужный, будто раненый зверь, брошенный умирать в одиночку...
Стены замка всё ещё помнили Светодара и Магдалину, детский смех Белояра и златовласой Весты... Замок помнил чудесные годы Катар, заполненные радостью и любовью. Помнил добрых и светлых людей, приходивших сюда под его защиту. Теперь этого больше не было. Стены стояли голыми и чужими, будто улетела вместе с душами сожжённых Катар и большая, добрая душа Монтсегюра...

Катары смотрели на знакомые звёзды – отсюда они казались такими большими и близкими!.. И знали – очень скоро эти звёзды станут их новым Домом. А звёзды глядели сверху на своих потерянных детей и ласково улыбались, готовясь принять их одинокие души.
Наутро все Катары собрались в огромной, низкой пещере, которая находилась прямо над их любимой – «кафедральной»... Там когда-то давно учила ЗНАНИЮ Золотая Мария... Там собирались новые Совершенные... Там рождался, рос и крепчал Светлый и Добрый Мир Катар.
И теперь, когда они вернулись сюда лишь как «осколки» этого чудесного мира, им хотелось быть ближе к прошлому, которое вернуть было уже невозможно... Каждому из присутствовавших Совершенные тихо дарили Очищение (consolementum), ласково возлагая свои волшебные руки на их уставшие, поникшие головы. Пока все «уходящие» не были, наконец-то, готовы.
В полном молчании люди поочерёдно ложились прямо на каменный пол, скрещивая на груди худые руки, и совершенно спокойно закрывали глаза, будто всего лишь собирались ко сну... Матери прижимали к себе детей, не желая с ними расставаться. Ещё через мгновение вся огромная зала превратилась в тихую усыпальницу уснувших навеки пяти сотен хороших людей... Катар. Верных и Светлых последователей Радомира и Магдалины.
Их души дружно улетели туда, где ждали их гордые, смелые «братья». Где мир был ласковым и добрым. Где не надо было больше бояться, что по чьей-то злой, кровожадной воле тебе перережут горло или попросту швырнут в «очистительный» папский костёр.
Сердце сжала острая боль... Слёзы горячими ручьями текли по щекам, но я их даже не замечала. Светлые, красивые и чистые люди ушли из жизни... по собственному желанию. Ушли, чтобы не сдаваться убийцам. Чтобы уйти так, как они сами этого хотели. Чтобы не влачить убогую, скитальческую жизнь в своей же гордой и родной земле – Окситании.
– Зачем они это сделали, Север? Почему не боролись?..
– Боролись – с чем, Изидора? Их бой был полностью проигран. Они просто выбрали, КАК они хотели уйти.
– Но ведь они ушли самоубийством!.. А разве это не карается кармой? Разве это не заставило их и там, в том другом мире, так же страдать?
– Нет, Изидора... Они ведь просто «ушли», выводя из физического тела свои души. А это ведь самый натуральный процесс. Они не применяли насилия. Они просто «ушли».
С глубокой грустью я смотрела на эту страшную усыпальницу, в холодной, совершенной тишине которой время от времени звенели падающие капли. Это природа начинала потихоньку создавать свой вечный саван – дань умершим... Так, через годы, капля за каплей, каждое тело постепенно превратится в каменную гробницу, не позволяя никому глумиться над усопшими...
– Нашла ли когда-либо эту усыпальницу церковь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора. Слуги Дьявола, с помощью собак, нашли эту пещеру. Но даже они не посмели трогать то, что так гостеприимно приняла в свои объятия природа. Они не посмели зажигать там свой «очистительный», «священный» огонь, так как, видимо, чувствовали, что эту работу уже давно сделал за них кто-то другой... С той поры зовётся это место – Пещера Мёртвых. Туда и намного позже, в разные годы приходили умирать Катары и Рыцари Храма, там прятались гонимые церковью их последователи. Даже сейчас ты ещё можешь увидеть старые надписи, оставленные там руками приютившихся когда-то людей... Самые разные имена дружно переплетаются там с загадочными знаками Совершенных... Там славный Домом Фуа, гонимые гордые Тренкавели... Там грусть и безнадёжность, соприкасаются с отчаянной надеждой...

И ещё... Природа веками создаёт там свою каменную «память» печальным событиям и людям, глубоко затронувшим её большое любящее сердце... У самого входа в Пещеру Мёртвых стоит статуя мудрого филина, столетиями охраняющего покой усопших...

– Скажи, Север, Катары ведь верили в Христа, не так ли? – грустно спросила я.
Север искренне удивился.
– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?

18 февраля 1405 года умер Тимур (Тамерлан) - великий полководец, воин, правитель, основатель империи тимуридов, а также — страх и ужас всех народов конца четырнадцатого начала пятнадцатого веков. Этот человек сочетал в себе невероятную беспощадность и тонкое понимание искусства и науки.

Тамерлан родился в семье потомственных монгольских воинов. Несмотря на то, что он происходил из совсем непримечательной и не знатной семьи, да еще и имел физический недостаток (хромал на левую ногу), Тимур сверг хана и захватил власть над Джагатайским улусом. После этого он открыто заявил о том, что является прямым потомком Чингисхана. Следующие тридцать пять лет он захватывал все новые и новые земли, наводя ужас на врагов и восхищая подданных.

1. "Железный хромец"

Великий эмир Тимур, основатель империи Тимуридов вошел в историю под именем - "Тимур-э Ленг" или Тамерлан, что переводится, как железный хромец. Существует легенда, когда родился Тамерлан, в его зажатом кулаке была запекшаяся кровь. Отец мальчика, былой воин Тарагай ("Жаворонок"), сразу понял, что сына ждет путь великого воина, и назвал новорожденного Тимуром (тюркский вариант монгольского Темюр - "Железный").

Это было не просто распространенное мужское имя, оно несло в себе глубокий сакральный смысл, так как корнями уходило в религиозные традиции тюркских народов, у которых железо всегда было священной материей. Согласно некоторым азиатским преданиям, в центре мира стоит железная гора, а "вечное царство" в монгольской мифологии зовется "подобным железу". Кроме того, важно учитывать, что Тимур появился на свет в племени барласов, где еще сохранялись языческие верования, а данное при рождении имя определяло дальнейший жизненный путь.

Прозвище Ленг (хромой) пристало к Тимуру уже после персидского похода и носило оскорбительный характер, указывая на увечье воина - неправильно сросшиеся кости правой ноги, которое он получил в одном из сражений. С тех пор непобедимого эмира гордо величают уничижительным именем Тамерлан.


2. Образованный тиран

Тимур, несмотря на свою репутацию "кровавого варвара", был очень образованным правителем. По воспоминаниям современников, он в совершенстве владел разговорным тюркским, персидским и монгольским языками. Согласно другим источникам, грамоты он не знал, но любил искусства и изящную словесность, привлекал убеждениями и силой доставлял к себе ученых, художников, ремесленников и инженеров, считая их лучшей добычей.

Именно при Тимуре Самарканд стал "Сияющей звездой Востока" — одним из главных культурных центров в Азии. Удивительно, но Тамерлан любил свою столицу, несмотря на то, что он был из степняков-нормадов, которые предпочитали не ограничивать себя городскими стенами. Биографы великого эмира говорят, что активное строительство, которое он вел в Самарканде, было для него способом забыть все, что он разрушил и разорил. Его стараниями в Самарканде появилась огромная библиотека, дворец Коксарай и многие другие достопримечательности города, дошедшие до наших дней. Словно подтверждая незыблемую власть своего основателя, надпись на двери дворца Тамерлана гласила: "Если Вы сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки".


3. Духовный учитель Тамерлана

Жажда знаний у Тамерлана появилась не на пустом месте, еще в детстве его окружали мудрые наставники, среди которых был потомок пророка Мухаммеда суфийский мудрец Мир Саид Барак. Именно он вручил Тамерлану символы власти - барабан и знамя, предсказав ему великое будущее. "Гуру" практически всегда был рядом с великим эмиром, сопровождал его даже в военных походах. Он же благословил Тимура на решающую битву с Тохтамышем. Существует легенда, что уже во время баталии, когда последний начал одерживать верх над Тимуром, Саид Барак высыпал песок перед войском хана и тот потерпел поражение. Он же предостерег своего ученика от битвы с Дмитрием Донским, и, как известно, Тимур развернул свои войска и через Елец отправился в Крым, не став дальше углубляться на территорию Руси.

Тамерлан глубоко уважал своего учителя. Он завещал ему свое почетное место в фамильном мавзолее Гур-Эмир Саиду Барака, а себя повелел похоронить у него в ногах, дабы тот заступился за него, великого грешника, на Страшном суде.


4. Знамя Тимура

Знамя, символ власти Тамерлана, имело огромное религиозное значение. В тюркской традиции верили, что это дух войска, потерять его, значит потерять возможность сопротивляться врагу. Знамя служило и призывом к войне - если эмир выставлял его у своей кибитки - быть войне, тотчас весь его род спешил вооружиться, в союзные аулы летели гонцы.

На знамени Тамерлана были изображены три кольца, расположенные в форме равностороннего треугольника. Их значение до сих пор не ясно. Некоторые историки считают, что это могло символизировать землю, воду и небо. Возможно, круги обозначают три части света (по тем представлением - все части света), которыми владеет Тамерлан, то есть знамя значило, что Тамерлану принадлежит весь мир. Об этом в XVI веке свидетельствует испанский дипломат и путешественник Клавихо. Существует легенда, что в битве при Анкаре с османским султаном Баязидом, последний воскликнул: "Какая наглость думать, что тебе принадлежит весь мир!", на что получил ответ: "Ещё большая наглость думать, что тебе принадлежит луна".

Были и более мифологические трактовки этого символа. Николай Рерих видел в нем знак "триединости", который является достаточно универсальным во многих культурах - тюркской, кельтской, индийской и многих других, вдохновивший знаменитого философа на создание "Знамени мира".


5. Любимая жена

У Тамерлана было 18 жен — в лучших традициях мусульманского мира. Одной из любимых была Сарай-мульк ханым, которая некогда принадлежала ближайшему соратнику Тимура, а потом его злейшему врагу - эмиру Хусейну. Женщина стала добычей Тамерлана после смерти первого мужа, но полюбилась завоевателю и вскоре стала его главной женой. Она отнюдь не была тихой супругой - при дворе ее роль была значительна, она могла своей милостью спасти человека или же убить его. Какое-то время только она могла встречать мужа с походов, что считалось большой привилегией. При этом детей великому завоевателю она так и не родила.

Во многом именно влияние Сарай-мульк ханым обеспечило "золотой век" культуры в эпоху Тамерлана. Она была настоящей покровительницей наук и искусств. Именно Мульк-ханым воспитает из внука Тамерлана Тимура Улугбека мудрого правителя. При ней в Самарканде будет вестись активное строительство. Её именем названа кафедральная мечеть Биби-ханым, что означает — "Госпожа Бабушка" — одно из имен Сарай-мульк ханым.


6. Милосердный палач

Если остановиться на вышеперечисленном, то перед нами бы предстал великий правитель, которому все улыбается: он мудр, талантлив, а его деяния всегда благо: им создано мирное, стабильное и процветающее и богатое государство. Но это незавершенный портрет Тамерлана. Источники донесли до нас множество упоминаний о его кровавых деяниях, которые, в свое время, вдохновили Верещагина на создание его знаменитой картины "Апофеоз войны". Однажды Тимур решил поставить памятник своим победам, велев возвести десятиметровую пирамиду из отрубленных голов. Он стал палачом цветущих городов Востока - Исфагана, Дели, Дамаска, Багдада, Астрахани. Жестокость, с которой Тимур подавил восстание в Персии, прогремела на весь мир: он разрушил несколько городов, перебил жителей, а головы их приказал замуровать в башни. При взятии египетского города Халеб Тимур обещал не пролить ни капли мусульманской крови. И обещание "сдержал" — все христиане были перерезаны, а мусульмане погребены заживо. Однако приближенные Тамерлана говорили, что эмир всегда сам страдал от своей жестокости, оправдывая ее тем, что это "ошибки, преступления и прегрешения... безжалостные и необходимые сестры моих побед". Завоеватель не любил рассказы о войне и, когда осознавал содеянную им жестокость, повторял: "Я этого не хотел!"


7. Поход на Русь

В 1395 году Тамерлан, шедший походом на Тохтамыша, прошёл Рязанскую область и взял город Елец, после Тамерлан двинулся в сторону Москвы, но неожиданно развернулся и ушёл 26 августа обратно. Согласно церковному преданию, именно в то время москвичи встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесенную в Москву для защиты её от завоевателя. В день встречи образа Тамерлану во сне, согласно летописи, явилась Богородица и велела ему немедленно уйти из пределов Руси. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери был основан Сретенский монастырь. До Москвы Тамерлан не дошёл, его армия прошла по Дону и взяла полон.


8. Облик Тамерлана

До сих пор досконально неизвестно, к какому народу принадлежал Тамерлан. По самой распространенной версии, он относился к тюркскому племени барласов. Но те немногие сохранившиеся описания его внешности не соответствуют его образу монгола. Так, историк Ибн Арабшах, плененный эмиром, сообщает, что Тимур был рослым, имел крупную голову, высокий лоб, был очень силен и храбр, крепко сложен, с широкими плечами. А цвет кожи...белый. Антропологическая реконструкция останков завоевателя, которую проводил знаменитый советский антрополог Герасимов, говорит: "Обнаруженный скелет принадлежал сильному человеку, слишком высокому для азиата (около 170 см). Складка века, самая характерная черта тюркского лица, выражена относительно слабо. Нос прямой, небольшой, слегка приплюснут; губы толстоваты, презрительны. Волосы седо-рыжего цвета, с преобладанием темно-каштановых или рыжих. Тип лица не монголоидный". Результаты этого парадоксального исследования были опубликованы в статье Герасимова "Портрет Тамерлана". Насколько соответствует этот портрет действительности, судить не рискнем, ясно одно — не все тайны "железного хромца" еще раскрыты.

дин из величайших в истории завоевателей Темюр Ленг, известный в Европе как Тимур Тамерлан, родился в апреле 1336 г. в Мавераннахре, в селении Ходжа-Ильгар, неподалеку от города Кеш, в семье знатного человека Тарагая Бахадура. Сохранилось предание, что он, подобно Чингизхану, появился на свет со сжатыми и полными крови кулачками. Его отец Тарагай происходил из племени барласов, считавшегося монгольским, но на самом деле давно отуреченным. Барласы владели долиной Кашка-Дарьи, то есть под их властью находились города Кеш и Несеф. Однако эмиром Кеша был не Тарагай, а другой представитель рода, Хаджа. Что касается отца и деда Тимура, то они оставались частными людьми. О жизни Тарагая известно только, что он был благочестивым мусульманином, другом ученых и дервишей. Он умер в 1360 г., когда его сын делал только первые шаги к вершинам власти. О происхождении матери Тимура Текина-хатун источники ничего не сообщают.

Точно так же официальная история вплоть до 1360 г. ничего не говорит о событиях жизни самого Тимура. Позже автор официальной турецкой стихотворной хроники утверждал, будто многие события, особенно относящиеся к началу его деятельности, не были внесены в хронику по желанию самого Тимура, так как они показались бы читателю невероятными. Однако из рассказов Клавихо и Ибн Арабшаха можно заключить, что молчание официальных источников объясняется другими причинами: подобно Чингизхану, Тимур начал свою деятельность в качестве атамана шайки храбрецов, грабившей соседние земли. Согласно Шериф ад-дину Йезди, с 10-летнего возраста Тимур занимался почти исключительно только войной и охотой. Он с юности любил лошадей, был хорошим наездником, прекрасно стрелял из лука. Его задатки лидера также проявились очень рано. Постепенно вокруг него собрался отряд молодых нукеров, с которыми Тимур проводил все свое время. "Достигши 20-летнего возраста, - вспоминал позже сам Тамерлан, - я полюбил верховую езду и часто, разделив своих сверстников на два отряда, устраивал примерные сражения между ними".

В 1356 г. Тимур поступил на службу к правителю Мавераннахра эмиру Казагану, который женил его на своей внучке Ульджай Туркан-ага, сестре будущего его сподвижника Хусайна. "Эмир Казаган, - вспоминал Тимур, - не только милостиво принял меня, но даже отдал мне в жены свою внучку. Я был очень доволен такой честью. Я получил от эмира Казагана много имущества и скота." В 1358 г. его назначили правителем города Шибирган. В том же году Казаган был убит, после чего Мавераннахр на многие годы погрузился в пучину смут и междоусобий. Страна распалась на несколько уделов. Воспользовавшись этим, в 1361 г. сюда вторгся могулистанский хан Туглук-Темюр из династии Чагатаидов. Тимур сообщает в своих воспоминаниях, что при приближении могулов мавераннахрские эмиры, и в их числе Хаджа Барлас, в страхе бежали в Хорасан. "Я сам был в нерешительности, - говорит он, - последовать ли общему примеру и искать спасения в Хорасане или же добровольно присоединиться к войску Туглук-Темюр-хана. Единственным средством разрешить мучившее меня сомнение было посоветоваться об этом деле с моим духовным наставником, и я поспешил послать письмо к шейху Заин ад-дину Абу Бакру, спрашивая, как поступить мне в данном случае. Шейх отвечал: "Четвертый халиф Али привел такое изречение Платона: если небо - лук и судьба - стрелы, то стрелок - Всевышний Бог. Куда бежишь? Прибегни к самому себе и присоединись к Туглук-Темюр-хану, так как он божья тень". Я понял ответ шейха в том смысле, что Богу угодно, чтобы я действовал заодно с Туглук-Темюр-ханом, и потому поспешил присоединиться к нему у Ходжента на берегу реки Сырдарьи? Хан был очень доволен, что я присоединился к нему, и по воле Божьей облек меня полным доверием". Действительно, Туглук-Темюр отдал в управление Тимуру Кашка-Дарьинский вилайет. Вскоре он вернулся в Могулистан, оставив правителем Самарканда своего сына Илйас-Ходжу. Тимур был назначен командующим его войсками.

Но уже в 1362 г. Тимур должен был уйти со службы у Чагатаидов. Сам он объяснял это тем, что его оклеветали перед Туглук-Темюром, который отдал тайный приказ о его казни. Узнав об этом, Тимур сделал вид, что едет на охоту, и бежал. Началась самая беспокойная пора его жизни. Вместе со своей женой Ульджай, ее братом Хусайном и несколькими воинами, согласившимися последовать за ними, они скитались по землям Хорезма и владениям туркменских племен. Опасности подстерегали их на каждом шагу. Однажды беглецы были задержаны мелким туркменским князьком Али-бегом и оказались в темнице. "Я отправился в Хорасан, - вспоминал позже Тимур, - но меня захватил в плен хан Али-бег. Два месяца мне пришлось томиться в тюрьме, изобиловавшей насекомыми. Однако мне удалось наконец выбрать удобное время и бежать? Обещанием щедрой награды за содействие к побегу мне удалось склонить на свою сторону нескольких тюремщиков, которые снабдили меня мечом? Вооруженный?, я прошел мимо карауливших меня?, и никто из них, из страха, не осмелился преградить мне дорогу?"

Постепенно дела Тимура и Хусайна стали поправляться. Господство могулов было тяжело, и недовольные их властью стали во множестве присоединяться к беглым эмирам. Вскоре численность их отряда достигла 3 тыс. человек. С этими воинами Тимур и Хусайн отправились в Хорасан, а потом в Систан и здесь некоторое время состояли на службе у местных маликов. В одном из сражений Тимур был ранен в правую руку и правую ногу, после чего стал сухоруким и хромым. С этого времени он получил прозвище "Темюр Ленга" - "Тимура-хромца". В 1364 г., когда их силы достигли значительных размеров, Тимур и Хусайн вновь вступили в борьбу с Илйас-Ходжой. Войско, посланное против них, было разбито на берегу Амударьи. Победители переправились через реку и вторглись в Мавераннахр. Население дружно поддержало их, и в битве близ деревни Шитан под Самаркандом Тимур и Хусайн разбили Илйас-Ходжу. После этого они овладели всей страной. В Самарканде собрался курултай. Ханом Мавераннахра был избран Чингизид Кабул-шах, не имевший, впрочем, никакой реальной власти. Хусайн вновь сделался эмиром Балха и стал править землями на левом берегу Амударьи, а Тимур получил города и земли на правом.

Однако борьба с могулами была еще далека от своего завершения. В мае 1365 г. под Ташкентом произошла новая битва с войсками Илйас-Ходжи (известная в истории как "Битва Грязи"). В момент сражения начался сильный ливень. Образовалась липкая скользкая грязь. Лошади теряли устойчивость и падали. Могулы, закутанные в длинные плащи, сумели сохранить свои луки от пагубного действия влаги и победили. Тимур и Хусайн бежали с остатками своих войск в Карши. Все достигнутое в прошлом году оказалось потерянным. Но когда Илйас-Ходжа попытался овладеть Самаркандом, он натолкнулся на отважное сопротивление восставших горожан, во главе которых встали местные сарбадары. Все атаки могулов были отбиты. Вскоре в их лагере начался сильный падеж лошадей. Удачно начавшийся поход закончился бесславным отступлением. В 1366 г. Тимур и Хусайн подступили к Самарканду, обманом заманили вождей сарбадаров в свой лагерь и казнили. Их власть над страной была восстановлена.

Как только миновала угроза внешней войны, обострились отношения между самими эмирами-победителями, каждый из которых мечтал об единоличной власти. Сам Тимур считал, что конец их дружбе положила ранняя кончина Ульджай. "Со смертью моей жены прекратилось и наше родство с эмиром Хусайном, - вспоминал он, - между нами не осталось ничего, кроме вражды и ненависти". В 1367 г. Хусайн напал на Карши. Тимур отступил за Амударью в туркменские степи. Одно время в подчинении у него оставалось лишь две сотни людей. С этими силами он сумел внезапным ударом захватить крепость Нахшеб, гарнизон которой составлял 1200 человек. Затем смелыми набегами он рассеял преследовавшие его отряды Хусайна. Под знамена Тимура стали собираться воины, и вскоре он опять командовал внушительными силами. В 1369 г. эмиры помирились, совершили совместный поход в Афганистан и захватили Кабул. Тогда же Тимур предпринял самостоятельное завоевание Бадахшана. В то время, когда он находился на востоке страны, в феврале 1370 г. состоялся курултай в Хандуване. Ханом на нем был объявлен Чингизид Абу-л-Султан, а правителем Мавераннахра - Хусайн. Эта новая попытка захватить власть послужила поводом к окончательному разрыву. В марте Тимур неожиданно подступил к Балху. Хусайн был застигнут врасплох и сдался в плен. Вопреки обещаниям сохранить ему жизнь, он был немедленно умерщвлен. В апреле состоялся курултай в Балхе. Ханом на нем избрали Чингизида Суюргатмаша, а правителем Мавераннахра - Тимура. Началась эпоха его единоличного правления.

Следуя уже установившейся традиции, согласно которой ханами могли быть только прямые потомки Чингизхана, Тимур не принимал ханского титула. До самой смерти он именовался эмиром и гурханом (право на этот титул дала ему женитьба на вдове Хусайна Сарай-Мульк-ханум, происходившей из рода Чагатаидов). Формально правителями государства были декоративные Чингизиды: сначала Суюргатмыш, а потом (с 1388 г.) - Султан-Махмуд-хан. С последним Тимур находился в прекрасных отношениях. Хан был талантливым военачальником и не раз исполнял ответственные поручения во время военных походов. После его смерти в 1402 г. Тимур новых ханов не назначал, а чеканил монету от имени умершего Султан-Махмуда.

Помимо этой уступки обычаю, власть Тимура больше ничем не ограничивалась. Его внешность и характер как нельзя более соответствовали взятой им на себя роли самовластного владыки многих народов. Тимур был высок ростом, отличался мощной силой и был очень храбр. По натуре суровый и жестокий, он не любил шуток и не выносил лжи. В своих привычках он всегда оставался очень прост и всем удовольствиям предпочитал охоту и игру в шахматы (пишут, что за шахматной доской, точно так же, как на поле боя, он был непобедим и по праву считался лучшим шахматистом своего времени). Вместе с тем Тимур являлся большим знатоком и ценителем поэзии. Он хорошо знал тюркский и таджикский языки, однако, по некоторым свидетельствам, не умел ни читать, ни писать. Несмотря на это, он был весьма образован, так как имел при себе специальных чтецов, которые в часы досуга постоянно читали ему книги. Тимур любил историю и имел приличные познания в этом предмете. Он с уважением относился к ученым людям, ценил астрономию, медицину, математику, но более всего увлекался архитектурой. В годы его правления в Мавераннахре развернулось грандиозное строительство: были проведены хорошие дороги, построены мосты (в том числе через такие крупные реки, как Заравшан, Амударья и Сырдарья), прокладывались каналы, отстраивались новые села, мечети, караван-сараи, бани и медресе. Уже летом 1370 г. вокруг Самарканда, избранного Тимуром своей столицей, были построены новые укрепления, в центре города был возведен трехэтажный дворец Кук-Сарай. В последующие годы Самарканд был практически полностью перестроен. Здесь выросло несколько новых кварталов, появились благоустроенные базары и прекрасные здания, среди которых выделялись мечеть Биби-ханым и усыпальница Тимуридов Гур-Эмир. В окрестностях столицы разбивались прекрасные парки, открытые для всех жителей города.

"Хороший царь, - говорил Тимур, - никогда не имеет достаточно времени, чтобы царствовать. Мы вынуждены работать в пользу подданных, которых всемогущий поручил нам как священный залог. Это всегда будет моим главным занятием, ибо я не хочу, чтобы в день страшного суда бедные тянули меня за края одежды, прося мщения против меня". Это заявление не было пустыми словами. Справедливость по отношению к подданным всегда рассматривалась Тимуром, как главная обязанность правителя. "Первым?качеством, - говорит он в другом месте своих воспоминаний, - я считаю беспристрастие. Я ко всем относился одинаково строго и справедливо, не делая никакого различия и не выказывая предпочтения богатому перед бедным". Для родного Тимуру Мавераннахра годы его правления были периодом процветания и благоденствия. Потоки крови, пролитые Тамерланом во время его многочисленных войн, страшные жестокости по отношению к порабощенным народам, безжалостные грабежи и башни из черепов обращались для жителей Мавераннахра, и особенно Самарканда, потоком материальных благ. Сюда свозились сокровища и сгонялись мастера со всего Востока. Цены на товары, рабов и продукты питания были в то время необычайно низкими.

Завоевательные походы в соседние области были начаты уже в первые годы правления Тимура. Прежде всего он усмирил мятежный Шибирган. Потом разразилась война с Хорезмом. Татары взяли его древнюю столицу Кят, а Ургенч, где укрылся хорезмшах Хусайн Суфи, был осажден. В начале января 1372 г. хорезмшах умер, после чего Ургенч открыл перед Тимуром ворота. В 1373 г. Тимур совершил второй поход в Хорезм против отпавшего хорезмшаха Йусуфа Суфи. В 1375 г. был предпринят поход в Могулистан, во время которого Тимур разгромил правившего там дуглатского эмира Камар ад-дина. В эти годы Тимур находился в очень хороших отношениях с ханом Токтамышем, который в 1374 г. бежал в Самарканд, спасаясь от преследований хана Белой Орды Уруса. Урус потребовал его выдачи и, получив отказ, начал против Тимура войну. В 1377 г. Тимур разбил войска Уруса в районе Джайран-Камыша и передал под управление Токтамышу захваченный им Сауран. В следующем году Токтамыш получил от Тимура войско, внезапно напал на сына Уруса Темюр-Малика и разбил его неподалеку от Сыгнака. Хан попал в плен и вскоре был казнен. Сделавшись ханом Белой Орды, Токтамыш в 1380 г. подчинил себе также Золотую Орду и приобрел огромное могущество.

Тем временем Тимур расширял свои владения на западе. В 1381 г. он захватил Герат и Сарахс. В том же году ему добровольно подчинились Себзевар и большая часть Хорасана. Сопротивление в этом районе он встретил только со стороны правителя Гургана эмира Вали. Принадлежавший ему город Исфараин был взят штурмом, после чего Тимуру подчинилась прикаспийская область Мазандаран. В 1383 г. с необычайной жестокостью было подавлено восстание жителей Себзевара. 2 тыс. пленных сарбадаров были живьем замурованы в стену. В том же году пал Кандагар и был покорен Систан. Столицу последнего Зарендж татары разрушили, а жителей перебили без различия лет и пола. В 1384 г. Тимур совершил новый поход в прикаспийские области. Эмир Вали отчаянно защищался, отстаивая каждую крепость, но в конце концов должен был оставить свою столицу Астрабад. Он бежал в горы Мазандарана, и дальнейшая судьба его неизвестна. Преследуя отступавшего Вали, Тимур в начале 1385 г. захватил Рей. После зимовки в этом городе он овладел Султанией, принадлежавшей иракским Джалаиридам, а потом вернулся в Самарканд.

К этому времени отношения Тимура с Токтамышем значительно охладели. В 1386 г. золотоордынский хан совершил набег на Тебриз, который Тимур считал уже своей добычей. После этого между бывшими союзниками произошел полный разрыв. Собрав большую армию, Тимур вновь двинулся на запад, взял Тебриз, покорил Азербайджан, а затем вторгся в Армению и Грузию. С осени 1386 г. по весну 1387 г. его войска огнем и мечом опустошали эти страны. Тбилиси, Мцхета, Гори были страшно разорены. После взятия Вана солдаты Тимура угнали в рабство всех женщин и детей, а мужчин умертвили. Армянский историк Фома Мецопский, описывая бедствия, пережитые его народом, восклицает: "Кто может рассказать о количестве пленных и невинно убитых? Только Бог, сотворивший все. И вся страна наполнилась пленными армянами. Умерщвлены были священники и миряне, христиане и неверные? Разрушилась вся наша страна, начиная от Арчеша и до Иберии, до реки Куры, вся эта страна, подвергнутая всяким терзаниям, резне и пленениям, была залита кровью невинных".

Летом 1387 г. военные действия переместились в Западный Иран, принадлежавший тогда Музаффаридам. Исфахан сдался завоевателям без боя. Но затем горожане, выведенные из себя своеволием сборщиков дани, подняли восстание. Тимур велел подвергнуть этот крупнейший и богатейший город примерному наказанию. Его официальный историк Гийас ад-дин так описал расправу над мирными жителями: "Из тучи сабель столько шло дождя крови, что потоки ее запрудили улицы. Поверхность воды блистала от крови отраженным красным цветом, как заря в небе? В городе из трупов громоздились целые горы, а за городом слагали из голов убитых целые башни, которые превосходили высотой большие здания". За несколько дней было перебито 70 тыс. человек. В следующие месяцы Тимур овладел Ширазом и всем Фарсом. Правившие здесь Музаффариды сделались его вассалами.

От завоевания Ирана Тамерлана отвлекли события на восточных рубежах его империи - Токтамыш напал на Мавераннахр, разбил сына Тимура Умар-Шайха, осадил Бухару и сжег дворец Чагатая в Кашка-Дарье. Из Хорасана на выручку брату подоспел Миран-шах, который нанес поражение золотоордынцам. Узнав об этом, Тимур в 1388 г. поспешно вернулся в Самарканд. На несколько лет Токтамыш сделался его главным противником. Изгнав врага, Тимур пошел на Хорезм, правитель которого поддержал Токтамыша, взял Ургенч и казнил хорезмшаха. Всех жителей хорезмийской столицы Тимур велел переселить в Самарканд, а сам город разрушить, сравнять с землей и посеять на его месте ячмень. (Это приказание, кажется, не было до конца исполнено; по крайней мере, некоторые здания дотимуровской эпохи сохранились. Спустя три года Ургенч вновь был отстроен.) В 1389 г. Тимур совершил грандиозные поход в Могулистан против правившего там сына Туглук-Темюра, Хызр-Ходжи. Разбитые войска последнего он преследовал до берегов Иртыша. Следующий год прошел в подготовке к войне с Токтамышем. Она началась в феврале 1391 г. В мае армия Тимура переправилась через Яик (Урал). Встреча двух армий произошла в июне в пределах бывшего Булгарского царства на реке Кундурче, севернее Самарской Луки. Вначале Токтамышу удалось сильным натиском прорвать левый фланг Тимура и занять позицию в тылу его армии. Но в это время подкупленный Тимуром знаменосец опустил в ханской ставке знамя Токтамыша. Последний решил, что главные силы перешли на сторону врага, и обратился в бегство. Опустошив приволжские владения своего противника, Тимур в октябре вернулся в Самарканд.

1392 год стал началом нового грандиозного похода в Иран, правители которого успели оправиться от прежних поражений. Покорив вновь Мазандаран, Тимур двинулся через горы прямо на Шустер, главный город Хузистана, а потом на Фарс, правителем которого был тогда отважный и могущественный эмир Мансур. Крепости, прикрывавшие горные проходы, были взяты штурмом. Решительная битва произошла на равнине перед Ширазом. Мансур и его войско храбро начали бой, но вскоре начали уступать более сильному и искусному противнику. Однако даже после того, как фланги его армии были разбиты, Мансур продолжал храбро сражаться. Пробившись к самой палатке Тимура, он трижды пытался нанести ему удар. Наконец татары стащили его с лошади и умертвили. Все захваченные в плен Музаффариды были казнены, а их земли присоединены к владениям Тимура. Из Ирана его армия в 1394 г. двинулась на завоевание Ирака. Текрит и Басра были взяты штурмом, столица Джалаиридов Багдад сдалась без сопротивления. Разгромив непокорных туркмен Кара-Коюнлу, Тимур направился в Армению и Грузию.

На Кавказе он вновь столкнулся с Токтамышем, который напал на союзного Тимуру правителя Ширвана. Несколько месяцев прошли в постоянных стычках с золотоордынцами. В 1395 г. через Дербентский проход Тимур вышел в долину Терека и нанес на его берегах сокрушительное поражение золотоордынским войскам. Окончательно разбитый Токтамыш бежал. Тимур шел вслед за ним вплоть до Булгара, захватил этот древний город и разрушил его до основания. Разосланные им отряды повоевали и разорили все владения Токтамыша от Дона до Днепра. Сам Тимур опустошил Крым, вышел к берегам Азовского моря, а затем поднялся по Дону до границ Рязанского княжества и взял русский город Елец, а его князь попал в плен. Но дальше на север Тимур наступать не стал - вернулся в пределы Золотой Орды и предал ее земли новому разгрому. Многие города, в том числе Астрахань и оба Сарая, были сожжены. В 1396 г., когда из-за опустошений начался сильный голод, Тимур увел свое войско в Иран. При этом были угнаны в плен все, кого только удалось захватить. Поход Тамерлана подорвал силы Золотой Орды. Обескровленная и обезлюдевшая, она уже никогда не смогла вернуться к прежнему могуществу.

Зиму 1396 г. Тимур провел в Грузии и совершил ряд походов в пределах этой страны. В июле он вернулся в Самарканд. Весь следующий год прошел в подготовке к индийской кампании. Часть войск, возглавляемая внуком Тимура Пир-Мухаммадом, была выслана вперед для осады Мультана. Сам Тимур выступил осенью 1398 г. Перевалив через Гиндукуш, его армия 11 октября форсировала Инд. Вскоре после шестимесячной осады сдался Мультан. Вслед за тем победители подступили к Дели. Слухи о могуществе делийского султана Махмуд-шаха встревожили татарских эмиров. Говорили, что огромное количество пленных, согнанных для проведения осадных работ (их насчитывалось более 100 тыс.), опасно, так как они могут восстать во время сражения. Тимур велел всех их перебить.

В начале января 1399 г. Махмуд-шах выступил из Дели, чтобы дать сражение на подступах к городу. Он имел 10 тыс. конницы, 40 тыс. пехоты и множество слонов, защищенных от стрел и пик толстыми покровами. Клыки их были вооружены большими ножами, смазанными ядом. На спинах слоны имели башни, в которых размещались воины с арбалетами. Рядом со слонами шли метатели горшков с огненной смесью и ракет с железными наконечниками. Все это было ново для татар, но все же более всего они опасались слонов. Готовясь к схватке с этими огромными животными, Тимур приказал наделать множество железных рогулек и рассыпать их перед строем, чтобы поранить им ноги. Кроме того, татары собрали большое количество обозных верблюдов и буйволов. На головы и бока им привязали колючие ветки и пучки зажженной соломы, а потом погнали на вражеский строй. Эти хитрости ослабили натиск индийцев. Сражение началось на флангах. После упорного боя Махмуд-шах пробился до резерва Тимура. Но тут татары, поражая слонов в хоботы, сумели обратить их в бегство и тем внесли расстройство в ряды неприятеля. Тамерлан двинул вперед центр армии, врезался в строй слонов, которые в большинстве своем были перебиты, и заставил индийцев в беспорядке отступить. В следующую ночь султан бежал из Дели. 4 января город сдался и был разграблен. Гийас ад-дин сообщает, что в эти дни была захвачена огромная добыча, так что даже у самых последних солдат было до 20 пленников, а у многих их насчитывалось более сотни. Как обычно, десятки тысяч мирных жителей были перебиты. По свидетельству Гийас ад-дина, "сделанные из голов индусов башни достигли пределов высоты, а тела их стали пищею диких зверей и птиц". 18 января татары покинули разоренный Дели, переправились через Джуну и направились к Гангу, предавая все на своем пути огню и мечу. В марте Тимур вышел в долину этой реки и разграбил ее. После этого победители повернули на север и в мае вернулись в Самарканд.

В это время уже назревала новая большая война с османской Турцией. В сентябре Тимур двинулся на запад, добрался до Азербайджана и остановился здесь на зимовку. В августе 1400 г. он вторгся в Малую Азию и взял Сивас. Об ужасах, которые пришлось пережить жителям покоренного города, Фома Мецопский писал следующее: "Тотчас же последовал злобный приказ войску: бедных забрать в плен, а имущих предать мучениям и отнять у них спрятанные ими сокровища, женщин привязывать к хвостам лошадей, которых пускать вскачь, собрать бессчетное количество мальчиков и девочек на равнине, потом разложить их подобно снопам для молотьбы и пускать по ним без всякой жалости конницу. Надо было видеть здесь ужасное (несчастье), постигшее невинных юношей, верующих и неверующих. Тимур... приказал вырыть в земле яму, связать 4000 душ по рукам и заживо похоронить, а потом залить их землей и золой?"

В октябре татары повернули на юг, в Сирию. Под Халебом Тимур разбил сирийских эмиров, а потом захватил Халеб, Хаму, Баалбек и другие города. В 1401 г. разграбление страны продолжалось. Вся Сирия от Дамаска до Малой Азии была страшно разорена. В марте Тимур разбил египетского султана Фараджа. После этого он взял и сжег Дамаск. Летом того же года татары подступили к Багдаду. Непокорный город сорок дней противостоял осаждавшим, но наконец был взят. Тимур велел каждому из своих воинов доставить по две головы местных жителей для возведения столь любимых им башен из черепов. Поскольку собрать установленное число голов оказалось затруднительным, солдатам пришлось убивать пленников, приведенных из Сирии, а также женщин и детей. Всего в эти дни было истреблено до 90 тыс. человек. Из их голов было построено 120 высоких башен. Изгнанный зловонием, которое издавали многочисленные трупы, Тимур оставил Багдад, поднялся вверх по течению Тигра и поклонился могиле имама Абу Ханифы. Зиму он провел в Карабахе.

В начале 1402 г., когда стало ясно, что мир с Османами невозможен, Тимур двинулся в Малую Азию. В июле близ Анкары произошла его встреча султаном . Бой начался атакой татар на левое крыло турецких войск. Стоявшие здесь сербы мужественно встретили врага и отразили его с большим уроном. Зато удар по правому флангу Байазида, где находились полки из недавно покоренных султаном бейликов Сарухан, Ментеше и Гермийан, увенчался полным успехом. Турки были сбиты здесь со своих позиций и начали беспорядочное отступление. В то же время Тимур усилил натиск на левый фланг. Сербские полки были окружены, но сумели пробиться сквозь ряды неприятеля и соединиться с султаном, который вместе с янычарами располагался в центре линии своего войска. Когда его фланги были разбиты, укрепился на одной из высот и отважно сражался до самой ночи. С наступлением темноты он попытался бежать, но лошадь под ним пала, и он был взят в плен вместе со всей своей свитой. Татары несколько месяцев грабили Малую Азию. В декабре была захвачена Смирна. Весной 1403 г. Тимур двинулся в Грузию, которую предал новому опустошению. Перезимовав на Кавказе, армия завоевателей через прикаспийские области направилась в Среднюю Азию и в июле 1404 г. вернулась в Самарканд.

Несмотря на то что он пробыл в походах несколько лет, Тимур совсем не думал об отдыхе и сразу начал готовиться к новому грандиозному походу - на этот раз в Китай. Передовые части выступили в поход уже в ноябре. Сам Тимур двинулся во главе главных сил в начале 1405 г. Однако на этот раз его планам не суждено было осуществиться. Добравшись до Отрара, он неожиданно занемог (сообщают, что болезнь была вызвана неумеренным потреблением вина во время одного из пиров). Вскоре началась горячка. Хотя Мауляна Фазл-Аллах Тебризи, один из искусных врачей, повсюду сопровождавший Тимура, употребил все силы для лечения и давал эмиру наилучшие лекарства, боль со дня на день усиливалась. Наконец Тимур понял, что умирает. Он простился с женами, продиктовал завещание и объявил своим наследником внука Пир-Мухаммада Джахангира. Ясность ума и твердость не изменили ему до последней минуты. 18 февраля Тамерлан скончался. Его тело, тщательно набальзамированное, одетое в саван, было положено в гроб из черного дерева и перевезено в Самарканд.

К. Рыжов. Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. VII-XV вв.


Тамерлан и его потомки вошли в историю Евразии как воинственная династия, подчинившая себе много восточных земель. Считалось, что сам Тамерлан при этом продолжает династию великого Чингиз-хана - как его гурган, то есть зять. Начиная с жены Тамерлана из рода чингизидов, женщины династии Тимуридов немало отметились в политике Азии.

Сарай-мульк ханым

С тех пор, как род Чингиз-хана по мужской линии пресёкся, для разделивших его империю эмиров верным способом узаконить свою власть было взять в жёны девушку из рода великого завоевателя. Сарай-мульк ханым (буквально «Госпожа родом из дворца» - вероятно, это не имя, а прозвище) была дочерью последнего наследника Чингиз-хана по мужской линии, Казан-хана. Она стала главной женой Тамерлана, положив начало традиции тимуридов одной из жён брать чингизидку. Чтобы напомнить о своём происхождении и о том, как оно укрепляет положение мужа, чингизидки в семье Тимуридов носили головной убор монгольских ханш - боктаг, сложное и неудобное сооружение из коры и шёлка.



Сарай-мульк ханым была бесплодной, вдовой его врага и к тому же, по меркам средневековья, уже немолодой и вполне могла обнаружить себя отодвинутой в дальний шатёр, но, на её счастье, Тамерлан полюбил её всей душей. Сарай-мульк ханым пользовалась его безграничным доверием и влияла на многие его решения. Чтобы отличить свою главную жену, Тамерлан разрешал ей одной изо всех своих восемнадцати женщин встречать его из походов.

Поведение Сарай-мульк ханым отличалось от распространённых представлениях о восточных женщинах и о том, что только кроткие голубки «укрощают» воинственных мужчин. Она вела себя свободно, показывалась на пирах и пила там, спаивала гостей ради смеха, принимала послов в своих шатрах. Она могла казнить и миловать, и каждый стремился понравиться ей, зная, что от этого зависит и отношение Тамерлана.



Тамерлан не имел привычки с холодами возвращаться во дворец. Он зимовал в своих шатрах там, где его настигали морозы. И на зимнюю стоянку он неизменно звал Сарай-Мульк - вместе с какой-нибудь из молодых жён и внуками.

Подбор воспитателей наследникам всегда был ответственным и хлопотным делом. Главной воспитательницей сыновей и внуков Тамерлана была Сарай-мульк ханым, и в голову никому не пришло бы спросить, почему именно она. Она заботилась о нуждах детей, беседовала с ними и подбирала или одобряла им учителей. Когда количество воспитанных Сарай-мульк ханым внуков и внучек стало уже впечатляющим, у неё появилось прозвище, под которым её знают до сих пор - Биби-ханым, «Госпожа Бабушка».

Сарай-мульк, как и многие выдающиеся царицы Востока, покровительствовала наукам и искусствам и значительно повлияла на то, что Тамерлан, словно компенсируя всё, что разрушил в походах, строил новые здания и привлекал ко двору лучшие умы и таланты своей эпохи. Она умерла в шестьдесят лет, и горю Тамерлана не было границ.

Гаухаршад-бегим

В конце четырнадцатого века Тамерлан подобрал своему младшему, шестнадцатилетнему сыну Шахруху невесту - знатную узбекскую девушку по имени Гаухаршад двумя годами младше. По легенде, своё имя, которое буквально значит «Весёлый изумруд», она получила за необычайно яркие зелёные глаза. Но выбрал её Тамерлан, скорее всего, не за внешность. Во-первых, этот брак давал ему союз с сильной и уважаемой семьёй Гаухаршад. Во-вторых, она была хорошо образована и умна. В-третьих, её сильный, твёрдый характер мог уравновесить несвойственную тимуридам мягкость Шахруха.



Надо понимать, что «мягкость» в понимани средневековой Азии не означала неумение, например, убивать. Шахрух был умелым воином и проявлял доблесть в бою. Но когда речь заходила о государственных делах, о принятии собственных важных решений, он переполнялся сомнениями. Прекрасно разбирающаяся в вопросах управления, хорошо представляющая себе политический расклад в среде дворянства, умеющая принимать решения Гаухаршад стала ему отличной парой.

Долгое время, оставаясь приличий ради в тени, именно Гаухаршад управляла Хорасаном - частью империи Тамерлана, доставшейся Шахруху. Но в сфере её интересов была не только власть. Она, подобно жене Тамерлана, всячески поощряла служителей науки и искусства, застраивала столицу Хорасана прекрасными новыми зданиями. Двое из сыновей Гаухаршад-бегим, Улугбек и Байсонкур, вошли в историю как просвещённые правители, а также как учёный и художник.



После смерти Шахруха именно Гаухаршад выбрала среди внуков его преемника и привела его к власти. Ещё десять лет она была активным политическим игроком Средней Азии, пока её не казнили по приказу одного из Тимуридов, султана Абу Сада. Ей было семьдесят восемь лет, но она всё ещё оставалась слишком опасной, чтобы оставлять её в живых.

Жёны Тимуридов

С другими женщинами Тамерлана и его потомков связаны множество легенд, но в политических играх Тимуридов они, в основном, играли роль гарантов того или иного союза. Например, первая жена Тамерлана, нежно любимая им Ульджай-туркан, сохраняла дружбу Тамерлана с её братом - которая после ранней смерти Ульджай-туркан сразу охладела, а потом перешла во вражду.

Большой скандал вызвала женитьба одного из внуков Тамерлана, Халиль-султана, на персидской рабыне по прозвищу Шад-мульк. Он взял жену без дозволения деда - да никогда бы и не получил такого дозволения. Союз с рабыней оскорблял всю семью и мог заставить отвернуться от Халиль-султана отцов других, более подходящих невест. Тамерлан даже отдал приказ о казни Шад-мульк, но в дело вмешалась Сарай-мульк ханым, и бедную женщину оставили в покое. Удивительно, но именно Шад-мульк после смерти любимой жены Тамерлана народная молва обвинила в её отравлении. Вероятно, все подозрения держались на низком и иноземном происхождении женщины.



Тамерлан ещё дважды брал в жёны девушек монгольской крови. Во-первых, Туман-ага, племянницу Сарай-мульк - вероятно, надеясь зачать с ней мальчика с кровью Чингиз-хана в венах. Во-вторых, десятилетнюю монголку по прозвищу Тукал-ханум («Госпожа молодая жена»), с которой он в супружеские права не вступал - не в том был состоянии здоровья, и взял исключительно из политических соображений. Фактически, о Тукал-ханум заботилась Сарай-мульк ханым, словно она была одной из многочисленных детей Тимуридов. Сарай-мульк брала с собой Тукал к Тамерлану, когда его надо было отвлечь от болей разговорами. Тукал забавляла своего старого мужа.



Некоторые невестки Тамерлана также были чингизидками по женской линии, и их после смерти мужа передавали одному из братьев мужа в жёны. Чингизидка в семье была не просто женщиной, а живым символом, её муж автоматически мог претендовать на звание «гургана» - зятя по отношению к роду Чингиз-хана. Так оказались по очереди жёными двух братьев Маликат-ага и Ак-Суфи Севин-бек.

Ак-Султан Ханика, жена легендарного Улугбека и чингизидка, после того, как родила мужу сына, фактчески была отослана им в Хорасан, ко двору Гаухаршад-бегим. Жена Шахруха, вслед за Сарай-мульк ханым, заботилась о воспитании внуков, и именно необходимость в воспитании стала предлогом. На самом деле, Улугбек просто больше любил другую свою жену, двоюродную племянницу, имя которой не оставили нам историки.



Ак-Султан затаила злобу, кроме того, она небезосновательно боялась, что Улугбек предпочтёт оставить свои земли другому сыну, от любимой жены, и она воспитывала сына Абд-ал Латифа в убеждении, что отец недостоин своей власти и что у Абд-ал Латифа желают отобрать то, что ему принадлежит. В результате после смерти Шахруха её сын ввязался в войну за дедов Хорасан, вовлёк в неё отца, а потом захватил отцовский престол в Самарканде и подослал к низложенному отцу убийц. Все амбиции Абд-ал Латифа, однако, обернулись пшиком. Он не смог стать правителем Хорасана, и на престоле в Самарканде удержался недолго - через год его убили. Увы, но политической мудрости Сарай-мульк ханым или Гаухаршад-бегим старшей жене Улугбека очень не хватало, а сам Улугбек не смог передать сыну ни ума, ни миролюбия, которые его отличали.

Конечно, вообще один из самых драматичных сюжетов среднеазиатской истории.

Одна из наиболее грандиозных мечетей всего мусульманского мира, самая большая мечеть в Средней Азии , огромный комплекс, внушающий благоговение и при этом таинственный страх грандиозной высотой стен и в то же время заставляющий трепетать от своего великолепия, - все это об архитектурном памятнике Биби Ханым.

Название «Биби-Ханым » («Биби-Ханум ») - потрясающей соборной мечети, предстающей взору с холма Афросиаб , - переводится буквально как «старшая принцесса» (или «старшая жена»). Биби Ханым иначе называли еще пятничной мечетью Самарканда - сюда приходили тысячи мужчин-мусульман для совершения таинства намаза.

Существует великое множество легенд о том, как появилась эта удивительная мечеть, богато украшенная изразцами, росписями и резным мрамором. Но историки все же придерживаются мнения, что Биби Ханым была построена по приказу Амира Тимура сразу после его возвращения из Индии, где он одержал победу, и названа в честь любимой жены Тамерлана .

Строительство началось 4 мая 1399 года на месте, которое лично выбрал сам повелитель. К работе приступили самые талантливые мастера и ремесленники того времени. Двести каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана, Хорасана и других стран работали на строительстве мечети, а в горах, не покладая рук, трудились над обработкой камня и поставкой его в Самарканд еще 500 человек. Чтобы ускорить ход работ, из Индии доставили 99 слонов . Неудивительно, что мечеть была построена за рекордно короткий для того времени срок - пять лет. В сентябре 1404 года двор мечети вмещал в себя 10 тысяч человек. Необыкновенное зрелище являли собой голубые купола мечети Биби Ханым , которые сравнивали с красотой небес, а арку портала - с Млечным Путем. Тем не менее, Амиру Тимуру сооружение не понравилось. В порыве гнева он приказал арестовать Ходжу Махмуда Давида и Мухаммеда Дисельда - вельмож, руководивших строительством.

Множество построек, из которых мечеть состояла изначально, были объединены в единую композицию крытой галереей с 480 мраморными колоннами и занимали площадь более 18 000 квадратных метров. С восточной стороны прямоугольного внутреннего двора располагался пештак - главный входной портал высотой 33,15 метра и шириной 46 метров. Напротив портала в центре комплекса стояла главная мечеть, вход в которую был украшен двухстворчатыми воротами, вылитыми из семи сплавов, резными мраморными плитами и искусно выполненной облицовкой. По углам мечети выстроили четыре высоких многоярусных минарета . В центре двора вырыли глубокий колодец и перекрыли его каменной плиткой с отверстием для стока воды (ташнау).

Мечеть Биби Ханым задумывалась как сооружение, которое должно было намного превзойти все аналогичные постройки. Однако средневековые мастера не владели необходимыми для строительства столь масштабных зданий технологиями и материалами, к тому же они не учли риск сейсмичности. Глубокие фундаменты из рваного камня и кирпичные стены не спасли Биби Ханым - еще при жизни Тимура здание стало разрушаться, и на головы молящихся сыпались камни из потрескавшегося купола.

Сейчас из всего комплекса можно увидеть только пять уцелевших построек: портал , большую мечеть в глубине двора, две малые мечети и минарет . Кроме того, центр двора до сих пор украшает огромный мраморный пюпитр для священного Корана , изготовленный при Улугбеке.
Но благодаря кропотливой работе историков, археологов и искусствоведов мы имеем возможность представить первоначальный облик Биби Ханым.

Тончайшие геометрические, растительные и эпиграфические орнаменты , а также майолика в сочетании с неполивными кирпичиками и резной наборной мозаикой украшают здание мечети. На внутренней части купола были позолоченные изделия из папье-маше, а на стенах - орнаментальная роспись по штукатурке. Малые мечети имеют более скромный декор - сделано это было намеренно, чтобы более выгодно подчеркнуть значимость основного здания.

В 1968 году начались работы по реставрации комплекса Биби Ханым , но почти полностью восстановленное сооружение жители и гости Самарканда смогли увидеть только к началу туристического сезона 2003 года.

Вновь была отстроена разрушенная примерно наполовину своей высоты арка главного портала. Нижнее мраморное обрамление осталось оригинальным, и старая облицовка видна сразу - она темнее. Так же, как и на главной мечети, первоначальный орнамент которой темнее, чем современная реконструкция, составляющая 90%. Частично сохранившийся северо-западный минарет был полностью облицован, а три других минарета восстановили, построив заново и облицевав. При этом высота вновь возведенных минаретов меньше той, что была у построенных мастерами в XV веке. Также полностью были восстановлены купол главной мечети и купола боковых мечетей. Сегодня восстановительные работы в Биби Ханым продолжаются.

В Гузарском переулке, через дорогу от мечети, находится оригинальный памятник - восьмигранный столбообразный мавзолей Биби Ханым со склепом . У этого здания нет главного фасада, и судя по изразцовому и расписному декору, мавзолей был пристроен к мечети Биби Ханым . Обрамление мавзолея свидетельствует, что его возвели в одно время с мечетью. В просторном склепе на полу размещены мраморные саркофаги. Когда в 1941 году саркофаги были вскрыты, в них обнаружили останки двух богато одетых женщин среднего возраста. Возможно, что одна из них и была Сарай Муль Ханым , она же - Биби Ханым.

Отдельно хочется отметить базар, находящийся возле мечети Биби Ханым. Спустя 600 лет он не утратил своего колорита и все так же продолжает жить своей неповторимой жизнью восточного базара .

Легенды о Биби Ханым.
Помимо общепринятой версии о строительства мечети по приказу Тамерлана , существует еще множество легенд, которые по сей день воспринимаются как красивые восточные сказки . Одна из легенд гласит, что медресе Биби Ханым строилось в честь матери жены Амира Тимура и было одним из первых, сооруженных в Самарканде при этом великом правителе. Эта легенда берет свое начало из дневника испанского путешественника Руи Клавихо , написавшего, что Тимур приказал построить великолепное сооружение во славу матери Сарай Мульк Ханым , которую Клавихо называл Каньо. Эта версия имеет право на существование, ведь слово «биби » имеет еще и значение «мать ».

Есть еще одна красивая легенда о том, как был построен этот великолепный комплекс. В ней говорится, что красавица Биби Ханым, любимая жена великого Тимура, решила удивить мужа, построив к его возвращению из очередного военного похода, прекрасную мечеть, по сравнению с которой меркли бы красота и величие всех других мечетей. Она пригласила самых лучших мастеров со всего света, которые тут же приступили к работе. Были сооружены минареты, вокруг обширного двора выросли белые мраморные колонны, а голубой купол неописуемой красоты затмевал собой небесный свод. Лишь арка оставалась недостроенной, когда эмир уже приближался к Самарканду. Но юный архитектор не торопился достраивать здание, ведь это означало неизбежную разлуку с Биби Ханым, которую он горячо любил со всей пламенностью молодого сердца. Биби Ханым была в гневе, требуя закончить строительство в назначенный срок. Тогда молодой человек согласился достроить мечеть, но при одном условии: если царица разрешит поцеловать себя.

Биби Ханым вначале потеряла дар речи от дерзости влюбленного, но будучи мудрой женщиной, она прибегла к хитрости и стала предлагать ему любую придворную красавицу на выбор. Она убеждала его, что все женщины одинаковы, подобно раскрашенным яйцам, а для наглядности приказала почистить при нем целое блюдо с раскрашенными яйцами. Но влюбленный стоял на своем, говоря, что бокал с белым вином сможет обжечь все внутри жарким огнем, а бокал с водой не сделает ничего, пусть даже они и налиты в одинаковые сосуды и цвет у них одинаковый. Любовь - это и есть бокал с вином. Расстроенной царице пришлось сдаться. В момент поцелуя она заслонила щеку рукой, но жар любящего сердца был настолько силен, что прожег все преграды, и на розовой щечке царицы осталось небольшое пятнышко.

Несколько дней спустя Тимур со своим войском вступил в город, и перед взором его предстали купола и минареты, поражающие своим величием. Но удивление и восторг от подарка прошли в ту же минуту, когда Тимур увидел на лице любимой жены след от поцелуя. Под его яростным напором царица призналась во всем. “Железный хромой” приказал найти мастера. Но юноша успел за это время сделать себе крылья и улететь в Мешхед.

Однако, как бы ни красива была эта легенда, она останется лишь легендой, ведь многое в ней не совпадает с реальными историческими фактами: во-первых, у Тимура не было жены по имени Биби Ханым - его главную жену звали Сарай Мульк Ханым. К тому же в то время, когда возводилась мечеть, ей было далеко за 60.

А еще местные жители рассказывают старое поверье : если женщина долго не может забеременеть, то нужно обязательно прийти в Биби Ханым, прикоснуться к камням мечети и к тому месту, где лежал большой Коран, и помолиться. Неважно, на каком языке будет звучать молитва, главное - просить в ней познать счастье держать в руках собственное дитя. И желание обязательно сбудется, ибо за долгие века место это намолено и считается святым.

Фотографии:

В каком туре можно посмотреть мечеть Биби Ханум:
  • - Тур в Узбекистан: основные достопримечательности Самарканда, Бухары и Хивы за 5 и 8 дней
  • - Гастрономический тур в Узбекистан
  • - Экскурсионный тур на майские праздники в Узбекистан
  • - Тур в Узбекистан на майские праздники
  • - Экскурсионный и джип тур в Узбекистан


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!