Сценарий литературно музыкальной композиции дети узники концлагерей. Классный час "11 апреля день памяти узников фашистских концлагерей"

Сценарий внеклассного мероприятия "Чтобы помнили", посвященный узникам концлагерей

Цели :

    рассказать учащимся о зверствах фашистской Германии;

    воспитывать чувства сострадания к погибшим;

    показать детям к каким последствиям могут привести войны на нашей планете.

Ход мероприятия

1-й ведущий . Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Видеоролик №1

2-й ведущий (слайд 1) 11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. 11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти - подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.

1-й ведущий. (Слайд 2) Первоначально все концентрационные лагеря создавались как трудовые, но в каждом из них было уничтожено множество людей. Огромное количество мирных жителей уничтожили так называемые «лагеря смерти». В них гитлеровцы убивали тысячи людей. В лагерях были специальные приспособления для массовых убийств.

2-й ведущий (Слайд 3)

Эксплуатация труда заключенных на строительных участках.

Переплавка золотых зубов.

Женские волосы шли на набивку матрацев, плетение канатов для подводных лодок.

1-й ведущий. (Слайд 4) Лагеря смерти

2-й ведущий. (слайд 5)

Начиная с 1933 года в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти". Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер,"неполноценных" народов

1-й ведущий. Первый фашистский концентрационный лагерь - Дахау. (слайд6)

Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно (Слайд 7).

Бараки - незамысловатые, 3-ярусные кровати. За неидеально застеленную кровать (за небольшую складку) можно было попасть в одиночку, ну или как минимум быть избитым

2-й ведущий (Слайд 8). Вход в "душевую" Brausebad - известный обман, специально придуманный "гуманными" фашистами, во избежание страха и паники перед смертью. Их приглашали помыться в специальную камеру, а что было дальше, вы и сами знаете (Слайд 9).

Это - модель газовой камеры, или "душевой "(Слайд 10).

Она была построена к концу войны, опять же всвязи с нехваткой мест. Сверху, как и обещано в название "brausebad", душевые головки - из которых никогда не вытекала вода... Очень трудно описать словами те чувства, когда заходишь в это помещение (Слайд 11).

Людей в газовые камеры вели голыми, их одежда предназначалась тем, кто мог еще работать

Показательные казни – обычное дело в концлагере

1-й ведущий. "Тюремный страж" М.Джалиль


Он ходит, сторожа мою тюрьму.
Две буквы "Эс" блестят на рукавах.
Мне в сердце словно забивает гвоздь
Его тяжёлый равномерный шаг
Под этим взглядом стихло всё вокруг -
Зрачки не упускают ничего.
Земля как будто охает под ним,
И солнце отвернулось от него.
Он вечно тут, пугающий урод,
Подручный смерти, варварства наймит,
Охранник рабства ходит у ворот,
Решётки и засовы сторожит.
Предсмертный вздох людской - его еда,
Захочет пить - он кровь и слёзы пьёт,
Сердца несчастных узников клюёт,-
Стервятник только этим и живёт.
Когда бы знала, сколько человек
Погибло в грязных лапах палача,
Земля не подняла б его вовек,
Лишило солнце своего луча (Слайд 12)

2-й ведущий Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд", его называли лагерем смерти (Слайд 16,17).

1-й ведущий. (Слайд 18) Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения» (имеются ввиду нежелательные для немцев народы). В этом высказывании и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях. Во время оккупации Латвии в фашистском концлагере Саласпилс у детей насильственно брали кровь. Ребёнку, ослабевшему и не способному её давать, чтобы не прерывался зловещий, но остродефицитный конвейер крови, - под видом каши предлагали ложку отравы…

2-й ведущий

И прозрачны, трепетны и тонки,
Как весной картофеля ростки,
Забелели детские ручонки,
Детские возникли хохолки.

Закричали рты, - и в каждом слове,
В шелесте срывающихся фраз
Слышалось: «Верните кровь нам. Крови,
Той, что доктор выкачал из нас!..»

Доктор, и заботливый, и ловкий,
За троих работать успевал:
Шприц вонзая, гладил по головке,
Слабым - кашу ложечкой давал.

Шли в барак отведавшие кашки,
И потом на глиняном полу
Янисы, Володьки и Наташки
Умирали, скорчившись в углу.

И опять, огромны и бездонны,
В лагерь приходя порожняком,
Отъезжали, булькая, бидоны
С кровью детской, будто с молоком.

Спецкорабль отчаливал от пирса,
Самолёт гружёный вылетал…
Детские могилы Саласпилса,
Сколько вас? Никто не сосчитал.

Встану молча - будто к изголовью,
Чувствуя с жестокой простотой:
Кровь детей не смоешь даже кровью,
Даже карой, страшной и святой!

(Слайд19)
1-й ведущий. Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Это День скорби по тем 12 миллионам человек, которые были там уничтожены. Это памятная дата отмечается по решению ООН 11 апреля, потому что именно в этот день узники фашистского концлагеря Бухенвальд, узнав о приближении союзных войск, подняли в лагере вооруженное восстание. Они захватили лагерь, перебив охрану, и тем самым спасли себя от уничтожения, которое готовили им гитлеровские власти. 19 апреля 1945 года на траурном митинге в честь погибших во время восстания бывшие заключенные концлагеря Бухенвальд поклялись продолжать беспощадную борьбу с фашизмом. В апреле 1945 года войсками союзников, кроме лагерей Бухенвальд и Дора, были освобождены узники лагеря Заксенхаузен (22 апреля), Дахау (29 апреля) и Равенсбрюк (30 апреля). С той поры 11 апреля во всем мире отмечают как Международный День освобождения узников фашистских лагерей.. Светлый праздник сегодня и такой "кроваво-красный" в далеком 1945 году.

Видеоролик 2 «Бухенвальдский набат»

2-й ведущий Люди!

Смерть замученных

Нельзя простить фашизму!

Помните погибших на войне!

Берегите мир во имя жизни!

Подняв вверх кулак,

Скажите "НЕТ" войне!!!

1-й ведущий. Помните о матерях, которые никогда не дождутся своих детей с войны! Вставайте на пути подростков, рисующих фашистскую свастику и кричащих: «Хайль Гитлер!» Это не должно повториться никогда.

Для детей старшего дошкольного возраста
9. для старшеклассников
10.

«Дети войны»

У нас и детства не было отдельно
А были вместе детство и война.

Ведущий:
Слово учителю. Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много - их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны. Сегодня мы познакомимся с вашими сверстниками, только сверстниками из прошлого.

Показ видеоролика или слайдовых фотографий о войне в сопровождении слов:
Дети войны. В этот солнечный воскресный день 22 июня 1944 года люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!» У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери-от голодай бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем - концлагерь. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем — концлагерь. Детям своим расскажите. Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Ведущий.
Мы дети войны.
Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.
От взрывов и плача земля содрогалась.
Не знали мы детских забав.
И летопись лет страшных в память вписалась.
Боль, отклик у Эха нашла.

Ведущий.
А мы не стали памяти перечить.
Вспомним дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была зима и жёсткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе - детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.

Показ видеоролика или фотографии детей войны. Закадровый голос мальчика, читающего стихотворение о детях войны на фоне военных фотографий:

Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских - седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?

Ведущий:
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запом­нить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Кузьмичёва Валентина Сергеевна: Мама работала и оставляла меня в яслях круглосуточно. Помню голодовку, как ела лебеду и калачики.

Рябова Адельфина Петровна. Самолёты бомбили наш городок каждый день. Прятались мы в окопе возле дома, который отец с соседом вырыли для нашей безопасности.

Бабенко Пётр Ерофеевич. Помню, как нас, мирных жителей, сначала собрали на колхозном дворе, а потом гнали босых и ободранных по пыльной дороге десятки километров, как держали закрытыми в ко­нюшнях и сараях

Валеева Лидия Фёдоровна. Длинные очереди за хлебом, бомбёжки, взрывы. Я боялась спать дома.

Борисова Валентина Алексеевна. В деревне тоже люди жили тяжело: голодали, ели мякину, крапиву, конину. Там, в деревне, впервые увидела новых беженцев, опухших от голода.

Трушакова Маргарита Аркадьевна. В этот день немцы сначала вывезли евреев с вещами, а затем ещё 72 человека. Всех вывезенных расстреляли на девятом километре. Очень тяжёлое время: собирали очистки от картофеля, жарили и ели.

Мельникова Мария Ивановна. Вышки, овчарки, заставляли работать. Помню вкус брюквы с землёй и 200 гр. хлеба с отрубями.

Ведущий.
Словно призраки, бледны,
Мы крепились - не кричали,
Дети страшной той войны,
Дети гнева и печали. В. Шамшурин

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

Ведущий.
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» - девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Станки «малолетки», как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.

Ведущий.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они по­лучали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

— Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

— А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

— Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

— Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

— Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

Ведущий:
Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Ведущий.
Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями. Если госпиталь находился в районе боевых действий, то его специализацией было лечение легкораненых бойцов. В этих военно-полевых госпиталях медперсонал подвергался почти такому же риску, как и бойцы на передовой. Меди­цинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие пись­ма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

Ведущий.
Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами - героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Ведущий.
Их гнали фашисты по пыльным дорогам.
И в рабство везли их, как скот.
Кому-то из плена бежать удавалось.
И даже по несколько раз.
Как зрелые воины, дети сражались.
Кто шёл в партизаны из нас.
И горели лица их отвагой.
И глаза светились их огнём.
Прибавлялись годы на бумаге.
Детям были пули ни по чём.
Трудные задачи выполняя,
Шли они в разведку, рвались в бой,
Бой вели, наград не ожидая.
Был любой мальчишечка герой!

Показ видеоролика или фотографий детей - воинов, детей в партизанских отрядах, детей в госпиталях, детей на трудовом фронте.

Ведущий.
«…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах-испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички». Из воспоминаний ветерана войны, участвовавшего в освобождении узников Освенцима. Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.

Показ видеоролика. Фрагмент художественного фильма «Щит и меч»: Дети в концлагере. Можно заменить фотографиями детей в концлагерях.

Ведущий.
Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

Ведущий.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блока­да, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными втом поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи - медалями «За оборону Ленинграда».

Показ видеоролика. Открытие памятника в 2010 году девочке - блокаднице на Пискарёвском кладбище. -Можно использовать для показа фото данного памятника.

Ведущий.
Эту девочку звали Таня Савичева. Она была ленинградской школьницей, нашей ровесницей. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Боль­шой земли - он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным - 125 граммов. То есть ребёнок получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок чёрного хлеба весом 125 граммов) - это была суточная норма.

Можно показать видеоролик о Тане Савичевой или её фотографию. Прочитать странички дневника девочки.

Ведущий.
Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. Вот странички из дневника, который вела Таня Савичева.

(Слайды из дневника)

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год». Женя - это сестра Тани. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год».
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год». Лёка - это брат Тани.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года».
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
После смерти родных Таня попала в детский дом,откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

Показ видеоролика. Песня Ильи Резника «Дети войны». Поёт автор в сопровождении детского хора на фоне слайдовых фотографий. Слова песни:

Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.
Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.
Дети войны. Ленинградский трубит метроном.
Дети войны. Неумолчный гремит метроном.
Дети войны набивались в теплушки открытые.
Дети войны хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.
Вихрем огненным, чёрным вороном
Налетела нежданно беда.
Разбросала нас во все стороны.
В детстве нас разлучила война.

Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.

Скажите, люди, кому всё это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери? У любого отца?

На фоне печальной музыкальной мелодии ведущие по очереди выходят на сцену и произносят слова:

Я хочу, чтоб на нашей планете
-Никогда не печалились дети.
-Чтоб не плакал никто, не болел,
— Только б хор наш звенел.
-Чтоб навек все сердцами сроднились.
— Доброте, чтобы
-Чтоб забыла планета Земля,
-Что такое вражда и война.

Учитель.
На Земле самый лучший народ-дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. !9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

Показ видеоролика «Память народная». Слайдовый показ фотографий взрослых и детей Беслана. Объявляется минута молчания.

Учитель.
Скоро наступит великий праздник всего нашего народа - годовщина Великой Победы. Дорогие, ребята, я думаю, что в этот день вы поста­раетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня - Дня Победы!

Показ видеоролика «Ко дню Победы». Ветераны в праздничные дни. Можно использовать фото ветеранов войны. Звучат стихи детей.

Ведущий.
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда! (Н. Найдёнова)

Ведущий.
Мир
Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину. (В. Берестов)

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку





































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

(Слайд 1). Звучит первый куплет “Бухенвальдского набата”, в исполнении Муслима Магомаева (желательно видеоклип данной песни). Выходят чтецы, в руках у них горящие свечи. (Слайд 2). На фоне колокольного набата читают стихотворение Р. Рождественского.

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, - помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

2 чтец .

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, - помните!

Отступают вглубь сцены. (Слайд 3). Видеоролик “Шокирующие кадры из концлагерей”. На фоне музыки звучат стихи.

Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей -
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!

Треблинка, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал в преисподней, в аду.

Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий -
Что ни день пожирала людей.

В этом мире - безумном, ничтожном -
На кострах распинают и жгут,
И сдирают безжалостно кожу
На перчатки - отлично, "зергут"!

И душа леденела от страха,
Этот ужас вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве можно такое забыть?!

Всё же узники - сильные духом!
И в застенках остались людьми.
Пусть погибшим земля будет пухом,
Тем, кто выжил - поклон до земли!

За отцов, матерей наших, дедов
Крик души против всякого зла!
За нелёгкую нашу Победу
Боль стихами во мне проросла!

Презентация о Корчаке. (слайд 4). Выходит юноша, в длинном потрепанном пальто, с бородкой, похож на старичка, идет шаркающей походкой, кашляет в рукав. В руках потертая тетрадочка, пишет что-то в ней.(слайд 5)

Януш Корчак

Последний год, последний месяц или час. Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что бы я сказал детям на прощание. Хотелось бы только сказать: сами избирайте свой путь.

Смотрит пристально в зал, молчит несколько секунд.

(Слайд 6). Завтра я ухожу вместе с детьми на поезд смерти, он повезет меня вместе с ними в Треблинку. Я знаю, нас сожгут в газовой камере лишь только потому, что мы евреи. Мне предлагали спастись, но я не могу бросить детей. "Если бы можно было остановить

солнце, то это надо было бы сделать именно сейчас".

В это время выбегают дети (слайд 7). Корчак берет одного мальчика на руки, другую девочку берет за руку. Выходит комендант.. (Слайд 8)

Комендант. Что это?!

Чтецы (хором). Корчак с детьми…

Комендант. Не вы ли написали "Банкротство маленького Джека".

Корчак. Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона?

Комендант. Нет, просто я читал вашу книжку в детстве, хорошая книжка, вы можете остаться, доктор...

Корчак. А дети?

Комендант. Невозможно, дети поедут.

Корчак. Вы ошибаетесь…вы ошибаетесь, дети прежде всего!

И спокойно уходит вместе с детьми. (Слайд 9).

1 чтец. Из рассказов очевидцев об отправлении детского дома Корчака в Треблинку (слайд 10) мы знаем, что дети шли организованно, спокойно, колонной по четыре человека, и несли зелёное знамя своего Дома - со щитом Давида. Они пели - это было шествие, доселе невиданное...

2 чтец. (слайд 11) Они шли колонной, и зеленое знамя с вышитым на нем “Щитом Давида” развевалось над ними. Долгие годы он учил детей жить, сейчас он вел их в последний путь. И в Корчаке, сгорбившемся, постаревшем, ведущем за руки маленьких детей, и во всех остальных (Слайд 12) было столько достоинства, что полицейские гетто вытянулись по стойке смирно, отдавая Корчаку честь, и немцы, пораженные этим шествием, чувствовали в нем невольное к себе презрение.

3 чтец. (Слайд 13). Он шел во главе колонны поющих детей, держа на руках ослабевшего мальчика, а за руку - девочку, шел, вероятно, с улыбкой - ведь дети народ наблюдательный и сразу бы поняли все. О своей смерти он, конечно же, не думал... (Слайд 14). Но еще час, еще пятнадцать минут, еще минуту он мог поддерживать в них надежду, отгонять от них страх смерти... Что еще мог сделать старый доктор?

4 чтец. (Слайд 15, на фоне мультфильма) Только рассказать им сказку “Король Матиуш Первый”. Сказку, в которой говорится о маленьком, но смелом короле, пытающемся сделать жизнь счастливой, но из-за обмана взрослых все время попадавшего в неприятные истории.

Эпизод из мультфильма “Расскажите сказку, доктор…” (когда Матиуш подписывает пустые листы, а потом министры его грабят и начинают войну). Затем слайды о деятельности Корчака (по стихотворению).

1 чтец. “Великому педагогу посвящается”

Федор Константинов (Слайд 16)

Корчак – символ своей эпохи.
Польский писатель, педагог. (Слайд 17)
В Треблинке детский страх и охи
Оставить и уйти не смог. (Слайд 18)

Таких людей земля не знала,
Каким он был, военный врач.(Слайд 19)
С душой, в которой разрывало
Все на куски, услышав плачь.

“Дом Сирот” основал с любовью, (Слайд 20)
Вводил товарищеский суд.
Книги писал потом и кровью, (Слайд 21)
В Варшаве вел детский приют.

А книга: “Как любить ребенка”, (Слайд 22)
Настольной быть должна у вас,
Эта та самая пеленка,
С которой легче жить подчас.

И в Беларуси, и в Польше,
Раз в год воздушный в небе змей (Слайд 23)
В честь тех детей, которых больше,(Слайд 24)
Не встретил Януш у дверей! (Слайд 25)

Звучит последний куплет “Бухенвальдского набата”. (слайд 26). Все действующие персонажи выходят на сцену и стоят смирно, опустив головы. Зал встает вместе с чтецами. На слайдах данные об Освенциме, Бухенвальде…

2 чтец. Помните! (слайд 27).Через века, через года, (слайд 28) - помните!
О тех, (слайд 29) кто уже не придет никогда, - (слайд 30) помните!
Не плачьте! (слайд 31) В горле сдержите стоны, (слайд 32) горькие стоны.
Памяти (слайд 33) павших будьте достойны! (слайд 34) Вечно достойны!
Хлебом и песней, (слайд 35)мечтой и стихами, жизнью (слайд 36) просторной,
Каждой (слайд 37) секундой, каждым дыханьем (слайд 38) будьте достойны!

(Слайд 39). Минута молчания.

Все участники. Помните!

Дети-узники концлагерей


Неля.

Из надписей на лагерных могилах:
Толя Амозов 1937 - 1942,
Нелли Васильевна Апрохина,
8.3. 1938 - 28.8. 1942.
Тебя я встретил невзначай
И улыбнулся грустно.
Березы тонкая свеча
Вверху горела тускло,
И, словно искры от огня,
Листва, кружась, летела.
Два шага было до тебя -
Ты в платье легком белом.
Среди ветвей, как маков цвет,
Пылала вся в закате…
Но призрак скрылся. Цифры лет
Над холмиком распяты.
Как скудно вымерен твой срок!
Ведь я не знаю, Неля:
Успела ль ты хотя б разок
Качнуться на качелях? <…>
Цветы неловко теребя,
Стою я над могилой.
Ах Неля, не вернуть тебя
Уж никакою силой.
В. И. Михайлов.

Группа детей, освобожденных из концлагеря Освенцим

Группа детей, освобожденных из концлагеря Освенцим (Аушвиц). На фото: Томаш Шварц (Tomasz Szwarz), Алиция Грюэнбаум (Alicja Gruenbaum), Соломон Розалин (Solomon Rozalin), Гита Штраусс (Gita Sztrauss), Вера Сэдлер (Wiera Sadler), Марта Весс (Marta Wiess), Боро Экзтейн (Boro Eksztein), Джозеф Розенвасер (Josef Rozenwaser), Рафаэль Шлезингер (Rafael Szlezinger), Габриэль Нежман (Gabriel Nejman), Гудиэль Аппельбаум (Gugiel Appelbaum), Марк Берковиц (Mark Berkowitz, близнец), Песа Балтер (Pesa Balter), Рут Мускис (Rut Muszkies), Мириам Фридман (Miriam Friedman) и близнецы: Мириам Мозес (Miriam Mozes) и Ева Мозес (Eva Mozes, справа, обе в вязанных шапках. Родились 31 января 1934-го года в деревушке в Трансильвании). Всего в лагере было освобождено около 7500 человек, включая детей. Около 50 тысяч заключенных немцы успели вывезли из Освенцима в другие лагеря до приближения частей Красной армии. Снимок сделан с кинопленки фильма об освобождении Освенцима, снятый операторами 1-го Украинского фронта. Источник: http://www.902.gr .

История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной второй мировой, мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной, кровавой метой пометив 30 - 40-е годы нашего столетия.
Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Потому, наверное, что это не только память отдельных людей или одного поколения. Это Память Народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее, в его национальное самосознание.
Все народы нашей страны, бывшего Советского Союза, ощутили, что такое война. А более 5 миллионов детей стали узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе. Они несли свой крест - ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры - детства. Непосильный труд и болезни, холод и голод были спутниками детей. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. Выживал лишь один из десяти. Они узнали не только ужас рабского труда, но и унижение, оскорбление человеческого достоинства.
«В Германию нас отправляли из Курска 14 мая 1942 года, - вспоминает Юлия Шмарина. - Мне только что исполнилось шестнадцать, год назад я закончила 7 классов средней школы». Именно с весны 1942 начался принудительный угон молодежи в Германию. На дом приходила повестка с требованием явиться на вокзал в указанный день и час. Иногда немецкие офицеры отбирали паспорта; чтобы их получить, надо было опять-таки идти на вокзал. Многие отказывались являться, прятались. В таком случае уводили под конвоем, с собаками.
Впрочем, забирали не только подростков. Вместе с матерями в лагерях содержались дети нескольких лет от роду. Из воспоминаний Полины Никитиной: «Нас у мамы было трое: Татьяне 7 лет, Валентине 4 годика и мне - два. Всех жителей Жарниково и окрестных деревень стали перевозить в Петрозаводск. Затем толпой повели по городу до улицы Промышленной, где был приготовлен лагерь №3…»
В Германию ехали в товарных поездах-телятниках, в вагоны загоняли столько людей, что даже сидя нельзя было вытянуть ноги, а от духоты люди теряли сознание. Многие умирали, не доехав до пункта назначения. Вот что вспоминает Валентина Сомова: «В вагоне на полу лежало немного соломы, в углу стояла параша, было маленькое зарешеченное окно. На вокзале стоял плач матерей, мы из вагонов звали своих мам».
Те несколько суток до германской границы узники ехали в ужасающих условиях. Кормили их одни раз в день: давали по кусочку хлеба и питье. Одна из узниц назвала этот напиток эрзац-кофе. Иногда кормили брюквенным супом с червями.
Товарные составы с узниками часто попадали под бомбежку. В вагонах были раненые, которым не оказывали никакой помощи, и убитые. Из воспоминаний Оксаны Гребеньковой: «… стоял страшный стон и плач. Всем хотелось есть и вдохнуть хотя бы глоток свежего воздуха». Находились смельчаки, пытавшиеся сбежать, но так как вагоны были под охраной, их тут же возвращали: на станции полицаи с собаками обходили вагоны. И потом, куда бежать?.. Кругом - оккупированная немцами территория.
На границе с Германией всех стригли наголо, фотографировали, предварительно присвоив номера, и брали отпечатки пальцев. После везли вглубь страны; на станциях людей группами выводили из вагонов и продавали. Это фактически была продажа рабов на невольничьем рынке. Покупатели ощупывали узников с ног до головы, выбирая тех, что покрепче. Вот что рассказывает Валентина Сомова: «С меня даже платок сняли, смотрели на вшивость. Так покупатель выбирал себе рабыню, платил 10-15 марок и увозил в свое поместье».
Тех немногих, которых отобрали, увозили работать на немцев. Подростки смотрели за детьми, работали в поле на лошадях, ухаживали за скотом… Рабочий день начинался часов в шесть утра и заканчивался около полуночи. Вот цитата из сохранившегося письма пятнадцатилетней Кати Сусаниной: «Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон».
Такое обращение выдерживали немногие.


Освобожденные дети, заключенные концлагеря Освенцим (Аушвиц) показывают лагерные номера, вытатуированные на руках. Источник информации о фото: http://1 . www.gettyimages.com

Горели фашистские печи,
Хлестали фашистские плети,
Кричали и плакали дети,
Сквозь слезы зовя матерей…
Т. В. Балакина.

После распределения или покупки дети попадали в лагеря. Лагеря, как правило, находились в нескольких километрах от заводов, куда узников гоняли на работу. В лагере опять фотографировали и присваивали номер, заменявший имя. Называли узников по номерам, и во всех документах стояли номера. Так заставляли отказываться от имен; оставалось лишь пустое «396», «61827», «36456»… Нумеровали всех, даже грудных младенцев. Из воспоминаний узницы Освенцима Адамовой Надежды Антоновны: «В предбаннике каждый должен был пройти болезненную процедуру выкалывания номера на руке. Когда повели в баню и тушь начала размываться, я закричала: «Ой, мама, смоются циферки и мне снова сделают больно!» Не смылись. Так и остались до сих пор».
Людей одевали в полосатые робы (на все времена года), вместо обуви давали выдолбленные деревянные колодки. Как вспоминает Сергей Ильич Васёшенков, эти деревянные башмаки слишком гремели по мостовой, когда утром шли на работу. Из-за этого узников из окон ругали немецкие женщины.
На одежду нашивался знак «OST», означающий, что узник - человек с востока, достойный только унижения и презрения.
После приезда в лагерь детей разлучали с матерьми; тех, кто противился, били плетьми. Малолетние дети были для фашистов чем-то вроде нежелательного довеска к рабочей силе (работать наравне со взрослыми заставляли с 13-15 лет). Одна из узниц вспоминает, что видеться с матерьми дети могли только во время учебной тревоги: гасили свет, и малыши бежали на голоса мам. Тех, кто не успевал вернуться, сажали в карцер.
Узники жили в холодных бараках, куда иногда помещалось до 2000 человек. Отдельные бараки были для «бандитов», т. е., партизан. Люди лежали на двух- или трехъярусных деревянных нарах, зачастую вдвоем на одних. Тут были все болезни, свирепствующие в условиях системы жестокой эксплуатации, голода и истязаний. Понятно, что без наличия лекарств и врачебного обслуживания тысячи узников медленно и мучительно умирали. Вши, клопы кишели между досками нар, от укусов чесалось все тело. Фашисты очень боялись болезней и вшей и поэтому требовали чистоты тела. Многие узники с ужасом вспоминали о так называемых «банях», где их «прожаривали» нередко до потери сознания. Вот что рассказывала Тамара Попова: «А мне приходилось туда в день ходить по два раза, когда совершались эти «помывки». Один раз за себя, а второй, когда чуть отлежишься - за сестру. Она была куда слабее меня и не выдержала бы. Мама не раз в похвалу говорила мне: «Ты, Тамара, у нас железная».
Кормили узников один или два раза в день, и то пищей это назвать нельзя. Вечером был суп из брюквы, утром кипяток и 150 граммов хлеба для детей и 250 - для взрослых. Это - в лучшем случае; в некоторых лагерях выделяли только по 50 грамм хлеба на человека. Хлеб имел в своем составе какие-то добавки и готовился плохо. Многие вспоминают, что в хлеб добавляли костную муку и даже древесные опилки.
Герасимова Стасья Афанасьевна вспоминает: «… мы по молодости своей сочинили частушку:
Баланда да баланда,
Даже нет капусты,
Только брюква и вода,
А в животе пусто».
Изголодавшиеся дети принимали сладковатый запах, доносившийся из крематориев, за запах пекущегося хлеба.
Чтобы не умереть с голоду, детям приходилось пробираться под колючей проволокой и идти в город попрошайничать. Таким образом старшие дети спасали от голодной смерти своих младших братьев и сестер:
Смерть недалеко - у ворот,
И прямо в душу смотрит дуло,
Но снова в темноту ползет
Мальчишка, семилетний Юра.
Берет он молча, что дают,
Вдыхая теплоту порога.
Он знал, что если подают,
То подают не ради Бога.
Он в лагерь, как на эшафот,
Опять вернется по задворкам.
Кусочек сала принесет
Голодным маленьким сестренкам.
Голодяевская Людмила Михайловна.

Мы знали, что умрем мы не в постели,
И потому - судьбе наперекор -
Мы так неудержимо жить хотели,
Как, может, не хотели до сих пор.

Юрий Белаш.

«Очнулась только в 1945 году, когда лагерь освободили войска Первого Белорусского и Первого Украинского фронтов. Чем-то близким и родным, давно забытым повеяла на меня, когда заросший дядька поднял мое худенькое тело, прижал к гимнастерке и плакал, что-то говоря на родном белорусском языке…», - вспоминает Адамова Надежда Антоновна.
Однако по прибытии на родину теперь уже бывшие узники вынуждены были проходить разнообразные проверки допросы в КГБ на предмет сотрудничества с фашистами. «То презрение, которое мы испытали, приехав на Родину, не менее тяжело и обидно, чем все издевательства врага…», - рассказывала Нина Бочарова. Бывших заключенных не принимали на работу, возникала реальная опасность умереть с голоду в мирное время. Оксана Гребенькова вспоминает, что устроилась работать в раскройный цех только благодаря человеку, случайно увидевшему ее плачущей возле доски объявлений.
Итак, вспоминать о событиях Великой Отечественной войны тяжело, даже спустя почти 60 лет. Выросло не одно поколение людей, а на месте бывших лагерных бараков встали добротные современные дома, уже одним своим видом попирающие память о прошлом. Так может нам всем лучше не думать о тех мрачных страницах под грудой сегодняшних забот и неурядиц? Наверно, многие так и сделали. И никто за это их не станет осуждать. И все же память целого поколения, уже с избытком запечатленную многочисленными газетами и журналами, «не задушишь, не убьешь». Она требует все нового и нового осмысления.

***
Удар за ударом в висках отдается,
Кровь в венах пульсирует в такт;
Прожить еще день лишь тому удается,
Кто смог доползти в свой барак.
Вы вынесли голод и выжили в холоде,
Сквозь грязь, униженья прошли.
Так дай же Вам Бог!..
И, позвольте, мне голову
В поклоне склонить до земли.
С. Мальцев,
В Шалобаева



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!