Сечевой казак. Запорожская Сечь, её значение и уничтожение

Запорожская Сечь

Запорожская Сечь

Запорожская Сечь - общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, сложившейся в конце ХV в. - первой половине XVI в. за днепровскими порогами в районе острова Хортица.

Возникновение Запорожской Сечи было обусловлено колонизацией Среднего Приднепровья феодалами Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтийского, усилением феодально-крепостнического и национального гнета и пробуждением самосознания украинского народа. За первые десятилетия XVI-го века панству удалось подчинить своей власти значительную территорию Среднего Приднепровья и превратить большую часть украинского населения в феодально зависимых или полузависимых. Однако часть казаков, чтобы избавиться от феодального гнета, отступила на юго-восток, в низовье Днепра.

Первые казаки появились на порогах Днепра, вероятно, в конце XV-го века. В 1492 году запорожские казаки атаковали турецкую военно-морскую галеру под Тягиней и освободили украинцев, взятых в плен и проданных в рабство. Как писал профессор Михаил Грушевский, это было первое в истории официальное упоминание о действиях казаков на море и официальное упоминание о запорожцах вообще.

Уже в 1527-м крымский хан Сапиг-Гирей жаловался литовскому правительству на черкасских и каневских казаков, которые вблизи татарских кочевий ставили "уходы" (занимались промыслами), а рыбу, меха и мед вывозили отсюда на продажу в "волости" (государственную территорию Литвы). Богатые угодья за порогами привлекали литовских и украинских феодалов. Паны с отрядами вооруженной челяди не раз вторгались в казацкие владения. Таким образом, у порогов, как и ранее на Среднем Приднепровье, столкнулись две колонизационные волны: господская - в лице магнатов, преимущественно старост юго-восточного пограничья Великого княжества Литовского, и народная, которую представляли запорожские казаки.

Не меньшей была для запорожцев угроза и с Юга, от крымских татар, которые непрерывно опустошали "уходы" и захватывали в плен казаков. Постоянные нападения врагов заставили казаков строить укрепления для обороны. Сначала они основали отдельные городки или сечи в разных местах, в том числе, наверное, и на о.Большая Хортица. Позже, в связи с усилением наступления панов и крымских татар на Запорожье, казаки для сплочения своих сил объединились в одну Сечь.

Первое письменное упоминание о Сечи оставил польский хронист Марцин Бельский. По его рассказу, казаки за Днепровскими порогами летом занимались промыслами (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько сотен вооруженных огнестрельным оружием и пушками казаков. Рассказ Бельского о запорожцах позволяет сделать вывод, что объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1530-х гг. Остров Томаковку (названный позднее Буцким, а также Днепровским и Городищем), который возвышался над окружающей местностью и был превосходным естественным укреплением, можно считать местом, где была основана Запорожская Сечь как организацию всего казачества за порогами.

Запорожская Сечь была обведена высокими валами, на которых был частокол и срубы, на которые ставились пушки. Между валами была широкая площадь, на краю которой стояли шалаши, дома, где жили запорожцы. Казацкая залога на Запорожской Сечи, которая называлась также кошем, насчитывала несколько тысяч (иногда это число доходило до 10 тыс.) вооруженных казаков. На площади находилась церковь, дома старшины, школа и другие хозяйственные и военные сооружения. Сечевая церковь и духовенство находились под главенством Киево-Межигорской архимандрии. Площадь около церкви была центром общественно-политической жизни Запорожской Сечи, где происходили Сечевые советы и тому подобное.

За валами был Сечевой базар, куда приезжали купцы со своими товарами. Сечевики продавали здесь продукты своего труда - рыболовства и охоты. На Сечи не было ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества. Господствующий слой Запорожской Сечи составляли не феодалы как привилегированное сословие, а владельцы рыбных промыслов, богатые скотоводы и торговцы, а затем по мере развития земледелия и других отраслей хозяйства - владельцы крупных зимовников, водяных мельниц, чумацких валок и тому подобного. Этим богачам противостояла "сирома" (голь) - масса бедняков, лишенных средств производства и собственного жилья. Между этими двумя противоположными классовыми группами стоял слой мелких собственников.

Из среды богатого казачества выходила правящая верхушка - старшина, которая сосредотачивала в своих руках административную власть и судебную, руководила войском и распоряжалась финансами. Она представляла Запорожскую Сечь в сношениях с внешним миром. Всю старшину избирали на военной казацкой раде, причем в выборах имело право принимать участие все казачество. Однако, несмотря на это, казацкая зажиточная верхушка в большинстве случаев добивалась выгодных для себя решений казацкой рады.

Отмечая специфические черты политической организации запорожского казачества, Сечь называют "казацкой республикой". Запорожские казаки составляли общество - общину, делившуюся на курени. Высшим органом власти на Сечи была военная казацкая рада, в которой участвовали все казаки. Рада избирала кошевого атамана, казацкую старшину, совместно решал важнейшие вопросы. На Запорожской Сечи действовал казацкий военный суд, который нещадно наказывал за убийство, кражи у собратьев. Карались также приведение в Сечь женщин, пьянство во время походов, обида женщины, дерзость к начальству и тому подобное. На Запорожье при церквях действовали школы, где дети казаков обучались письму, церковному чтению, пению и музыке.

Запорожское казачество сыграло выдающуюся роль во всех крупнейших выступлениях народных масс Украины против феодально-крепостнического гнета и национального гнета - в восстаниях под руководством Криштофа Косинского (1591-1593 гг), Северина Наливайко (1594-1596 гг), Павлюка и Карпа Скидана (1637 г.), Якова Остряницы и Дмитрия Гуни (1638 г.).

Восстанием в январе 1648 г. запорожские казаки положили начало освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. Именно на Запорожье сплотились силы, которые возглавили общенациональное движение против господства шляхетской Польши в Украине, нанесшее сокрушительные удары польско-шляхетским войскам в Желтоводской битве 1648 г., Корсунской битве 1648 г., Пилявецкой битве 1648 г., Зборовской битве 1649 года и Батожском сражении 1652 г.

Большую славу заработали запорожцы своей борьбой против турецко-татарских захватчиков. Их походы на побережье Крыма, Малой Азии и Фракии происходили совместно с реестровыми казаками и донскими казаками. Не раз казаки угрожали и Стамбулу, неожиданно появляясь на его окраинах и разрушая укрепления (1615, 1621, 1624, 1630 гг.) Главной целью этих походов было не только ослабить военные силы агрессора. Казаки разрушали поместья татарских и турецких феодалов и освобождали невольников. Недаром украинский народ так тепло воспевал казацкие походы в своих исторических песнях и думах.

Поворотным этапом в истории Запорожской Сечи стала Переяславская рада 1654 г. За Сечью были признаны те же права, которыми пользовались и другие казацкие войска в Российском государстве, прежде всего право на самоуправление и на принятие (хотя и не официально) крестьян-беглецов. Впоследствии царское правительство начало посылать запорожскому войску жалование деньгами, хлебом, порохом и тому подобное. Одновременно с этим на Запорожье начали появляться и царские войска, а впоследствии там начали строить и правительственные крепости. Под властью Русского государства укрепились позиции Сечи в борьбе против агрессии татарских, турецких и польских феодалов, а это способствовало, в частности, народной колонизации запорожских владений. Расширялись границы запорожской территории (на севере до левых притоков Днепра - г. Самары и г. Орели), возросло население, развились промыслы и торговля.

Вместе с тем царское правительство использовало свои войска и крепости на Запорожье не только для обороны края, но и для установления контроля над Запорожской Сечью в интересах крепостнического государства. Запорожская Сечь постепенно теряла независимость. Во 2-й пол. 17 в. шляхетская Польша, захватив Правобережную Украину, начала уничтожать казачество и реставрировать крепостничество, а Крым и Турция развернули наступление на Украину. В то тяжелое для украинского народа время запорожское казачество мужественно боролось против польских, крымских и турецких агрессоров. Особое значение приобрели походы запорожцев против Польши и Крыма под руководством прославленного кошевого атамана Ивана Сирко в 60-х-70-х годах 17 в.

Правительство царя Петра I рассматривал Запорожскую Сечь как один из центров освободительной борьбы украинского народа. После перехода на сторону шведов гетмана Ивана Мазепы и части запорожской старшины и казаков под руководством кошевого атамана Костя Гордиенко, царское правительство обвинило все запорожское казачество в измене. По приказу царского правительства 14 (25) мая 1709 г. Запорожская Сечь была разрушена войсками под командованием полковника Яковлева.

После поражения шведской армии и украинских казаков под командованием гетмана Мазепы под Полтавой некоторые запорожцы ушли на юг и в 1710 году основали новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина. Запорожцы отошли еще дальше и учредили Олешковскую Сечь в пределах Османской империи. Согласно Прутскому мирному соглашению (1711) и Адрианопольскому соглашению (1713) Московское государство отказывалось от претензий на Правобережную Украину и Запорожье и признавало юрисдикцию Турции над Запорожской Сечью.

Последний период (1734-1775 гг.) в истории Запорожской Сечи сказался, с одной стороны, заметным экономическим подъемом Запорожья, с другой - постепенным упадком автономии Запорожской Сечи и тех порядков, которые были присущи ей в ранний период. Усиление феодально-крепостнического и национального гнета в центральных районах Украины и относительное спокойствие на российско-крымских границах способствовали народной колонизации Запорожья. В 70-х годах 18 в. населения Запорожья составляло, вероятнее всего, 100 тыс. человек. В связи с этим усложнилось и управление краем. Именно тогда сложилось административно-территориальное деление Запорожья на 8 паланок (округов).

Для надзора за действиями кошевой старшины возле Сечи в 1735-м г. был построен Новосеченский ретраншемент и поставлен ​​гарнизон. Принимались меры для проверки казацких компутов (списков) и внедрение паспортов. На границах Запорожья по приказу царского правительства была построена система укрепленных линий и основаны военные поселения Новая Сербия (1752 г.) и Славяно-Сербия (1753 г.).

После ликвидации гетманства (1764 г.) Запорожская Сечь оставалась единственным украинским краем, где еще сохранялась автономия. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года границы России отодвинулись до устья Южного Буга, и Запорожская Сечь теряла значение форпоста в борьбе против турецко-татарской агрессии. Кроме того, царское правительство, вспоминая участие сечевиков в кровавом восстании на Правобережье в 1768 году, более известном как Колиивщина, опасалось новых беспорядков. Тем более, что Емельян Пугачев в 1774 г. во время бунта собирался идти на воссоединение с запорожцами, чувствуя моральную поддержку с их стороны. После подавления бунта для многих участников этого восстания Запорожье стало надежным убежищем.

В апреле 1775 года Григорий Потемкин выступил на заседании царского правительства с проектом ликвидации Запорожской Сечи. В начале июня 1775 г. царские войска во главе с генералом П.Текелием, возвращавшиеся с турецкого фронта, осадили Запорожскую Сечь 4-5 (15-16) июня 1775 г. Не имея сил защищаться, кошевой атаман Петр Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя. Вместе со старшиной он был арестован и по предложению Потемкина сослан пожизненно в Соловецкий монастырь.

Запорожское войско было объявлено распущенным. Земли Запорожской Сечи царское правительство начало раздавать помещикам, а казаков - покрепощать. Это стало причиной побега 5 000 запорожцев на подвластную Турции территорию в устье Дуная, где они основали Задунайскую Сечь.

Запорожская Сечь - (укр. Запорізька Січ), Войско Запорожское Низовое — военный и административный центр запорожского казачества, который находился за Днепровскими порогами в XVI—XVIII веках.



Этимология названий Сечь и Кош

Название казацкой столицы — Січъ происходит от слова «сікти», «высікать», то есть вырубывать вблизи намеченного места для Січи деревья и кустарники, расчищая место для обустройства Войска. Буква «і» (ять) по-украински произносится как «и», по-русски как «е», поэтому, когда в 1918 буква ять была исключена из алфавита, то Січъ по-русски стала Сечь (ещё ранее, при т. н. исправлении правописания, в конце еръ был заменён на ерь), по-украински Січ (произносится Сич).

Сечь представляла собой военное укрепление, внутри которого стояли церковь, хозяйственные постройки и жилые помещения — курени. Впоследствии это слово трансформировалось в понятие столицы всего запорожского казачества, центром деятельности и управления всеми войсковыми делами, резиденцией всех главных старшин, стоявших во главе низового казачества.

Часто со словом «Сечь» употреблялось слово «Кош» и Войско Запорожское иногда именовалось Запорожским Кошем. Это слово татарского происхождение и означало временное помещение во время передвижения.Запорожцы, употребляя слово Сечь, подразумевали постоянную столицу Войска, а под словом Кош подразумевали стоянку Войска во время походов, то есть временную ставку. Этим объясняется подписи на письмах «Дан на Кошу Сечи Запорожской», то есть на Запорожской Сечи, «Дан с Коша при Буге» — то есть с временного лагеря при Буге.

Число и порядок Запорожских Сечей

По мнению исследователей за всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра, за порогами, и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков.Все запорожские Сечи существовали не одновременно, а сменялись одна за другой по разным причинам.

Условия приёма в Запорожскую Сечь

Приём беспрерывно приходивших в Запорожскую Сечь осуществлялся, по данным Д. И. Яворницкого, после выполнения 4 условий:

1. Быть вольным и не женатым человеком (от данной традиции гильдия «Вольные казаки» отступает, свидетельством тому служат очаровательные казачки в нашем составе)

2. «Добре знання» украинского языка:

3. Исповедовать православную веру (если вступавший был другой веры, он обязан был принять православие);

4. Пройти специальную подготовку:

Вновь принятым казакам давались новые фамилии на Украинский манер манер: Не-Ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-пиво, Не-пий-вода и т. д.

Национальный состав

По своему составу Сечь была многонациональной. Взятое в целом составе, запорожское войско делилось на сечевых и зимовых казаков. Первые составляли цвет казачества и назывались «лыцарством» или «товарыством». Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и вершить все дела войска. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи нее и также входили в состав Войска Запорожского...

Войсковое и территориальное деление

В войсковом отношении запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении — сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Если говорилось «казак Незамайковского куреня», то это значило, что казак жил в Незамайковском курене или был причислен к Незамайковскому куреню, но жил в другом месте.


Войсковые, куренные и паланочные Рады

Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войсковой старшины. Войсковые рады проходили в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября (храмовый праздник на Сечи), Покрову и на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца.


Административные и судебные власти в Войске Запорожском

Всего начальствующего состава на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149 человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шел низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.

Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами: Русским, Польским, Крымским, Турецким и т. д. Имел официальный титул «Его вельможность господин кошевой атаман». Символ власти кошевого атамана — булава. В тоже время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.

Суды, наказания и казни на Сечи

Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу существовало одно наказание — смерть. Суд руководствовался при ведении дел обычаями Сечи, был быстрым и доступным. Перед судом были равны все — начальствующий и простой казаки. Тяжкими уголовными преступлениями считались — убийство казаком казака, побои казаку в нетрезвом состоянии, связь с женщиной и «содомский грех», опорочивание женщины, дерзость в отношении начальства, дезертирство, грабеж населения и пьянство во время походов. Судьями была вся войсковая старшина.

Наказаниями было: приковывание цепями к деревянному столбу на площади, приковывание цепями к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями.

За убийство казака казаком применялась страшная казнь. Убийцу клали живым в гроб вместе с убитым и обоих закапывали в землю. Наиболее популярной казнью у казаков было забивание у позорного столба киями. Это применялось к ворам, прелюбодеям, содомитам и дезертирам.

Вооружение и войска

На вооружении у запорожских казаков были пушки, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю.

Войско разделялось на три рода войск — пехоту, конницу и артиллерию. Численность всего войска была 10000 — 12000 человек, из них пехота составляла около 6000 человек. Элитной частью войска была конница. По своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев.

Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек. Общераспространенным средством во время степных походов у запорожцев был табор, то есть, четырехугольный или круглый ряд возов, который мог устанавливаться в несколько рядов и скреплялся цепями.

Войсковые клейноды

Клейнодами назывались у запорожских казаков войсковые знаки, регалии или атрибуты власти, при которых происходили большие и малые рады и которые употреблялись старшинами, в соответствии с занимаемой должностью. Впервые клейноды Войску Запорожскому были пожалованы в ХVІ веке польским королем Стефаном Баторием. К клейнодам относились булава, знамена, хоругви, бунчуки, печати, перначи и камышины. Всё это отделывалось драгоценными камнями, золотой нитью и представляло значительную ценность.


Сухопутные и морские походы запорожцев

Походы на суше главным образом предпринимались против поляков, татар, турок и русских. Походы по рекам и морям почти всегда предпринимались против татар и турок. В сухопутных походах всегда конница преобладала над пехотой. Сухопутные походы всегда начинались весной, для этого объявлялся сбор казаков на Сечи. Перед самым выходом из Сечи служился молебен и потом стреляли из самой большой пушки. Передвижение войска шло с большой осторожностью по балкам и оврагам. В походе запрещалось разводить костры, громко разговаривать, курить люльки. Впереди войска шли разведчики. Главной задачей сухопутного похода было внезапное нападение на врага. Ходили запорожцы не только на татар и турок, о их походе в 1618 г. на Москву, во главе с запорожским кошевым атаманом Петром Сагайдачным в Бельской летописи сохранились следующие строки:

«…А пришол он, пан Сагадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з жёнами и з детьми посёк неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жён и детей в плен поимал…».

Таким же характером отличались и морские походы. Разница состояла в том, что запорожцы выступали в поход на так называемых чайках — больших лодках. Лодки были двоякого рода — речные и морские. В одну лодку садилось от 50 до 70 казаков, каждый из которых имел саблю, два ружья, боеприпасы и продовольствие. Для морских походов выбиралось осеннее время, особенно пасмурные дни и темные ночи. Чайки выходили прямо из Сечи и спускались к Чёрному морю. Весть о выходе запорожцев в море наводила ужас на жителей приморских областей Турции. Высаживаясь на берег, запорожцы уничтожали людей, забирали всё ценное имущество, оружие, денежные средства и с добычей возвращались на Сечь.


Охрана границ Запорожской Сечи

Живя вблизи татар, которые главным своим занятием считали набеги на христиан, запорожские казаки принимали меры по охране своих границ от внезапного вторжения. Средствами охраны у запорожцев были бекеты, радуты, фигуры и могилы. Бекетами назывались конные разъезды казаков вдоль восточных и южных границ. Радуты — это помещения для сторожевых бекетов. Они ставились вдоль левого берега Днепра на расстояниях 15 — 18 км друг от друга, чтобы можно было видеть с одной радуты другую. Фигуры — это ряд бочек, обвязанных между собой и поставленных друг на друга. На верху устанавливался пук соломы, который зажигался при появлении татар. Затем зажигался пук соломы на следующей фигуре и т. д. Дым от горящих бочек оповещал Сечь о нападении татар.

Доходы Войска Запорожского

Главными источниками доходов на Сечи были: военная добыча во время походов, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, царское хлебное и денежное жалованье. Главным источником была военная добыча. По обычаям лучшую часть добычи, запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой. Как отмечали иностранцы, бывавшие на Сечи по торговым, посольским или другим делам, оставшиеся после делёжки деньги могли быть пропиты казаками до последней копейки. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением. Вторую значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительную часть доходов составляли «дымовые», то есть налог на жилища в пределах Войска. Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля, а затем и от московского царя.

Грамотность и школы

Анализ писем старшин Войска Запорожского свидетельствует о том, что это были люди грамотные, писали не только грамотно, но и стилистически правильно. Грамотные люди высоко ценились на Сечи, потому что «они святое письмо читают и темных людей добру научают».

Кроме этого, в самой Сечи, были свои школы. Запорожские школы разделялись на сечевые, монастырские и церковно — приходские. В сечевых школах обучались мальчики, насильно уведенные казаками на Сечь или привезенные своими родителями. Школа монастырская существовала при Самарском Пустынно — Николаевском монастыре. Школы церковно — приходские существовали при всех приходских храмах на территории Войска Запорожского.

Борьба за Запорожскую Сечь между Петром І и гетьманом Мазепой

Учитывая, что Запорожская Сечь оказывала значительное влияние на казачество всей Украины, за Войско Запорожское между Петром І и гетманом Мазепой развернулась напряжённая дипломатическая борьба.

На Запорожье со стороны Петра І и Мазепы начали поступать письма, в которых оба пытались склонить запорожцев на свою сторону.

Петра запорожцы не поддержали по нескольким причинам, одной из главных была — крепость Каменный Затон), служившая опорной базой российских войск на южных рубежах, как против татар («крымский хан … писал Порте, что татары не могут быть безопасны при существовании крепости Каменного Затона и что теперь самое благоприятное время потребовать от Москвы ее разорения, с угрозою, что в случае отказа хан присоединится к шведам со всею ордою»), так и для «контроля» за запорожцами, которые в любой момент могли перейти на сторону крымского хана или Мазепы (из донесения посла в Константинополе П. А. Толстого: «4 числа получил я ведомость о злых замыслах козаков запорожских: прислали к крымскому хану просить, чтоб их принял под свой протекцион»), (из письма запорожцев Мазепе: «чтоб присланы были к нам на кош уполномоченные от короля шведского и польского и от него, Мазепы, для заключения договоров, за кем им быть, а для разорения Каменного Затона чтоб присланы были войска, и как только эта крепость будет разорена, запорожцы поспешат к шведам на помощь против московских войск»). Ни письмами ни деньгами привлечь на свою сторону запорожцев Петру не удалось. В этоже время гетман Мазепа «объявлял, что царь хочет весь народ малороссийский загнать за Волгу, что московские войска разоряют Украйну пуще шведа». Также кошевой атаман Гордиенко призывал выступить против царя Петра. «Кошевой вор пишет универсалы за Дніпр в Чигирин, прелщая к Мазепиной стороні», — пишет князь Г. Долгорукий Меншикову 16 марта 1709 года. А 3 апреля докладывает царю, что Гордиенко «яд свой злой еще продолжает, на другую сторону за Дніпр непрестанно прелестно пишет, дабы побивали свою старшину, а сами б до него за Дніпр переходили, что уже такая каналія тамо за Дніпром купами збираетца и разбивает пасіки…».

Дипломатическую войну царь Пётр І, по мнению Д. И. Яворницкого, проиграл. 28 марта 1709 года кошевой атаман Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали союзнический договор с королем Карлом ХІІ. В этом договоре Запорожье присоединилось к гетманско — шведскому союзу против царя Петра I. «Предводитель запорожцев со своими людьми был приведен к королю и приветствовал его, принеся клятву верности (Это произошло 27 марта (7 апреля) 1709 года)». Так описывает эти события в своих воспоминаниях очевидец — Даниель Крман

Уничтожение Запорожской Сечи (1709 год)

Уже с января 1709 г. к Петру стали поступать сообщения, что запорожцы что-то замышляют. Подозревая, что казаки могут выступить против него, Пётр отдаёт распоряжения об укреплении гарнизонов крепостей: «…Вчерашнего дня получили мы подлинную ведомость, что запорожцы конные пришли уже давно и кошевого ждут с пехотою вскоре, а сей сбор их только 5 верст от Богородицкого, и опасно, чтоб чего над оным не учинили … не для города, а для артиллерии и аммуниции, которой зело много, а людей мало. Того ради зело потребно, дабы один конный полк послать в Богородицкий, велеть бы оному там побыть, пока из Киева три полка будут в Каменный Затон», при этом указывая Меншикову, что «…токмо едина материя суть, чтоб смотреть и учинить запорожцев добром по самой крайней возможности; буде же оные явно себя покажут противными и добром сладить будет невозможно, то делать с оными, яко с изменниками…». На Раде, состоявшейся в марте, запорожцы приняли сторону Карла XII и начали боевые действия против российских войск, как самостоятельно, так и совместно со шведскими войсками. В стычке в местечке Царичевке запорожцами было захвачено в плен несколько русских солдат, которых они отправили к шведскому королю, стоявшему тогда в местечке Будищах. Но в большинстве случаев сечевики терпели поражения, так они были разбиты в стычке с отрядом полковника Болтина, вместе со шведами они потерпели неудачу у местечка Сокольна от генерала Ренне). После того, как Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали с Карлом XII союзнический договор, царь Пётр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы «истребить всё гнездо бунтовщиков до основания». Подошедший к Сечи полковник Яковлев, чтобы избежать кровопролития, пытался договориться с запорожцами «добрым способом», но зная, что на помощь осажденным из Крыма может подойти кошевой Сорочинский с татарами, начал штурмовать Сечь. Первый штурм запорожцы сумели отбить, при этом Яковлев потерял до трёхсот солдат и офицеров. Запорожцам даже удалось захватить какое-то количество пленных, которых они «срамно и тирански» убили.

11 мая 1709 года, с помощью казацкого полковника Игната Галагана, который знал систему оборонительных укреплений Сечи, крепость была взята, сожжена и полностью разрушена. Докладывая царю об уничтожении Сечи:

Живьем взято старшин и казаков c 300 человік, пушек, також и амуниціи взято в оном городі многое число… А ис помянутых живьем взятих воров знатнійших веліл я удержать, а протчих по достойности казнить и над Січею прежней указ исполнить, також и всі их міста разорить, дабы оное измінническое гніздо весма выкорінить".

После схватки взяты были в плен — кошевой атаман, войсковой судья, 26 куренных атаманов, 2 монаха, 250 человек простых козаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и козаков казнено, причем несколько человек были повешены на плотах и сами плоты были пущены вниз по Днепру на страх другим. Вот как, по данным Д. И. Яворницкого, описывает эти события кошевой атаман Степаненко гетману Скоропадскому:

Учинилось у насъ въ Сичі то, что по Галагановой и московской присягі, товариству нашему голову лупили, шею на плахахъ рубили, вішали и иныя тиранскія смерти задавали, и ділали то, чего и въ поганстві, за древнихъ мучителей не водилось: мертвыхъ изъ гробов многихъ не только изъ товариства, но и чернецовъ откапывали, головы имъ отсікали, шкуры лупили и вішали.

Для того, чтобы ослабить страшное впечатление, произведенное на украинский народ истреблением сечевых козаков, царь издал 26 мая грамоту, в которой говорил, что причиной уничтожения Сечи, была измена самих запорожцев, потому что они сносились с врагами России, шведами. Тут же Пётр приказывал хватать, бросать в тюрьму и казнить запорожцев, небросивших свое оружие.

По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами (т.наз. хортицкий замок, прототип Запорожской Сечи) — была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 году на острове Малая Хортица и просуществовала до 1557 года.

В настоящее время этот остров носит имя Байды. Казаки собственно низовые (другое название Запорожских) впервые упоминаются в письме великого князя Литовского Сигизмунда Августа «козакам тем, которые, из замков и городов украинских съехавши, на Низу проживают» (1568 г.). С середины 1580-х годов низовые (запорожские) казаки именуются сечевыми. Имена первых организаторов Войска Запорожского и строителей первой Сечи в источниках не сохранились, характер их первоначальных боевых средств и район первоначальной деятельности запорожцев остаются неизвестными.

Многие считают, что Запорожская Сечь - это одно-единственное укрепление, находившееся в районе но это совершенно ошибочное мнение. На самом деле под этим названием история объединила целый ряд центров днепровского казачества, которые сменяли друг друга последовательно. И находились они в различных местах низовья Днепра, южнее днепровских порогов (отсюда и название «Запорожская»).

Первая Запорожская Сечь - это Хортицкая крепость (Хортицкая Сечь), основанная в 1552 году князем Дмитрием Вишневецким на острове Малая Хортица. Она была разрушена крымско-турецкими войсками уже в 1557 году, но её идея - хорошо укреплённый военный лагерь - вскоре возродилась в образе следующих сечевых объединений.

В общей сложности история Запорожской сечи насчитывает восемь Сечей, каждая из которых существовала от 5 до 40 лет: Хортицкая, Томаковская, Базавлуцкая, Никитинская, Чертомлыцкая, Каменская, Алёшковская и Подпольненская.

Какие обычаи и порядки там царили? Известно, например, что для приёма в Сечь мужчина должен был быть свободным, неженатым, говорить по-украински, исповедовать православие (или креститься в православную веру). После принятия в казаки он должен был пройти военную подготовку, которая длилась около семи лет.

Единственным органом власти на Сечи являлась Рада, на которой решались все важнейшие вопросы. Рады проходили 1 октября, затем 1 января и на второй или третий день Пасхи. Также, Рада могла быть созвана в любое время по желанию большинства казаков. Решения, принятые на Раде, являлись обязательными для всех и каждого.

Община всех Сечи называлась Кош. Делился он на 38 куреней, которые являлись самостоятельными военными единицами. В каждом курене находилось от нескольких десятков до нескольких сотен казаков. Кроме того, у слова «курень» было и другое значение - так называлось жилое здание, в котором и находился «военный курень».

Несмотря на то, что все решения принимались на Радах, Запорожская Сечь имела главу, которым являлся кошевой атаман. Кроме основных своих полномочий, он имел право подписывать смертные приговоры для виновных казаков. считались следующие: убийство казаком другого казака; любое, даже мелкое, воровство; драка в нетрезвом состоянии; дезертирство; грабёж местного населения.

О запорожских казаках, их стойкости, мужестве, нестандартных ходило множество легенд. И факт остается фактом - они могли успешно противостоять сильным, многочисленным и хорошо вооруженным противникам.

В 1775 году российская императрица Екатерина II подписала манифест, согласно которому Запорожская Сечь не только уничтожалась, но и официально причислялась к Новороссийской губернии, что положило конец самостоятельному запорожскому казачеству. Причинами такого судьбоносного решения послужили несколько событий.

Во-первых, Россия заключила с Крымских ханством договор, по которому она получала выход к Чёрному морю, поэтому необходимость в защите южных границ отпала. А во-вторых, казаки активно участвовали в поэтому Екатерина II опасалась, что восстание перекинется и на Запорожские степи.

5 июня 1775 года началась печально известная ликвидация Запорожской Сечи. Российские войска во главе с генералом-поручиком Петром Текелей подошли к Запорожью ночью. Они подобрали день, когда казаки праздновали и не были готовы к сражению. По итогам ультиматума Текели Запорожская Сечь была сдана без боя. Казна и архив были конфискованы. После этого Запорожская Сечь была полностью разрушена артиллерией.

После ликвидации своей Сечи, казаки пополнили ряды войск российской армии, а бывшие старшины стали дворянами. последний атаман Запорожской Сечи, был сослан в Соловецкий монастырь, где провёл тяжкие 28 лет до самой смерти. Часть казаков ушла на территорию Турции, где они основали Задунайскую Сечь, которая смогла продержаться до 1828 года. Задунайские казаки сражались на стороне Турции, а также участвовали в подавлении восстаний.

May 7th, 2015 , 01:20 pm

Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем (по расположению за порогами Днепра). Именно здесь, на границе леса и дикой степи, на стыке славянского оседлого постоянства и разгульной жизни кочевников, зародилось и окрепло запорожское казачество.


Илья Репин . Запорожцы. 1880—1891. х,м. 203×358см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые казаки появились на порогах Днепра, вероятно, в конце XV-го века. В 1492 году запорожские казаки атаковали турецкую военно-морскую галеру под Тягиней и освободили украинцев, взятых в плен и проданных в рабство. Как писал профессор Михаил Грушевский, это было первое в истории официальное упоминание о действиях казаков на море и официальное упоминание о запорожцах вообще.

Местонахождение Запорожской Сечи в разные периоды её истории

В 1397 году золотоордынский хан Тохтамыш передал ордынские земли (Киевщину, Подолию, Черниговщину и часть Дикого поля) литовскому князю Витовту в обмен на защиту от Тамерлана, остальные земли долгое время считались ничьими, предназначенными лишь для кочевья. В первых упоминаниях слово «казак» означало «работник, батрак» или наоборот, тюркск. «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга».

Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар в 1489 году дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Впоследствии, жалобы хана на козацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-славяне были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия, возможно также, что у своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды запорожские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности.




Франц Рубо . Атака запорожцев в степи

Причины возникновения Запорожской Сечи

Пробуждением самосознания украинского народа в связи с колонизацией Среднего Приднепровья
- постоянная военная опасность со стороны Крымского ханства и кочевых татарских орд
- организаторская роль местных, пограничных землевладельцев и чиновников
- усиление социального и религиозного гнета, закрепощение крестьянства, крестьяне и мещане бежали от феодальных повинностей и государственных налогов
- наличие в украинском обществе отдельных слоев свободных людей, занимавших промежуточное положение между неимущими, шляхтой и крестьянством

Казаки пользовались угодьями, занимались промыслами, участвовали в самоуправлении Для обороны от турецко-татарской агрессии казаки объединялись в военные отряды Они и сами нанес валы ударов татарам и туркам: спускаясь по Днепру на своих больших лодках - \"чайках\", они нападали на татарские гарнизоны, турецкие галеры, крепостьери, фортеці.

За первые десятилетия XVI-го века панству удалось подчинить своей власти значительную территорию Среднего Приднепровья и превратить большую часть украинского населения в феодально зависимых или полузависимых. Однако часть казаков, чтобы избавиться от феодального гнета, отступила на юго-восток, в низовье Днепра.

Уже в 1527-м крымский хан Сапиг-Гирей жаловался литовскому правительству на черкасских и каневских казаков, которые вблизи татарских кочевий ставили "уходы" (занимались промыслами), а рыбу, меха и мед вывозили отсюда на продажу в "волости" (государственную территорию Литвы). Богатые угодья за порогами привлекали литовских и украинских феодалов. Паны с отрядами вооруженной челяди не раз вторгались в казацкие владения. Таким образом, у порогов, как и ранее на Среднем Приднепровье, столкнулись две колонизационные волны: господская - в лице магнатов, преимущественно старост юго-восточного пограничья Великого княжества Литовского, и народная, которую представляли запорожские казаки.

Не меньшей была для запорожцев угроза и с Юга, от крымских татар, которые непрерывно опустошали "уходы" и захватывали в плен казаков. Постоянные нападения врагов заставили казаков строить укрепления для обороны. Сначала они основали отдельные городки или сечи в разных местах, в том числе, наверное, и на о.Большая Хортица. Позже, в связи с усилением наступления панов и крымских татар на Запорожье, казаки для сплочения своих сил объединились в одну Сечь.
Большая хоругвь Запорожской Сечи XVI−XVIII вв. (лицевая и оборотная стороны)

Первое письменное упоминание о Сечи оставил польский хронист Марцин Бельский. По его рассказу, казаки за Днепровскими порогами летом занимались промыслами (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько сотен вооруженных огнестрельным оружием и пушками казаков. Рассказ Бельского о запорожцах позволяет сделать вывод, что объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1530-х гг. Остров Томаковку (названный позднее Буцким, а также Днепровским и Городищем), который возвышался над окружающей местностью и был превосходным естественным укреплением, можно считать местом, где была основана Запорожская Сечь как организацию всего казачества за порогами.

Казачество пополнялось выходцами из разных слоев населения: крестьян, мещан, шляхты.


Проводы на Сечь. Картина Афанасия Сластиона (укр.) начала XX века

Условия приёма в Запорожскую Сечь:

Царское правительство использовало свои войска и крепости на Запорожье не только для обороны края, но и для установления контроля над Запорожской Сечью в интересах крепостнического государства. Запорожская Сечь постепенно теряла независимость. Во 2-й пол. 17 в. шляхетская Польша, захватив Правобережную Украину, начала уничтожать казачество и реставрировать крепостничество, а Крым и Турция развернули наступление на Украину. В то тяжелое для украинского народа время запорожское казачество мужественно боролось против польских, крымских и турецких агрессоров. Особое значение приобрели походы запорожцев против Польши и Крыма под руководством прославленного кошевого атамана Ивана Сирко в 60-х-70-х годах 17 в.

Правительство царя Петра I рассматривал Запорожскую Сечь как один из центров освободительной борьбы украинского народа. После перехода на сторону шведов гетмана Ивана Мазепы и части запорожской старшины и казаков под руководством кошевого атамана Костя Гордиенко, царское правительство обвинило все запорожское казачество в измене. По приказу царского правительства 14 (25) мая 1709 г. Запорожская Сечь была разрушена войсками под командованием полковника Яковлева.

После поражения шведской армии и украинских казаков под командованием гетмана Мазепы под Полтавой некоторые запорожцы ушли на юг и в 1710 году основали новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина. Запорожцы отошли еще дальше и учредили Олешковскую Сечь в пределах Османской империи. Согласно Прутскому мирному соглашению (1711) и Адрианопольскому соглашению (1713) Московское государство отказывалось от претензий на Правобережную Украину и Запорожье и признавало юрисдикцию Турции над Запорожской Сечью.

Последний период (1734-1775 гг.) в истории Запорожской Сечи сказался, с одной стороны, заметным экономическим подъемом Запорожья, с другой - постепенным упадком автономии Запорожской Сечи и тех порядков, которые были присущи ей в ранний период. Усиление феодально-крепостнического и национального гнета в центральных районах Украины и относительное спокойствие на российско-крымских границах способствовали народной колонизации Запорожья. В 70-х годах 18 в. населения Запорожья составляло, вероятнее всего, 100 тыс. человек. В связи с этим усложнилось и управление краем. Именно тогда сложилось административно-территориальное деление Запорожья на 8 паланок (округов).

Для надзора за действиями кошевой старшины возле Сечи в 1735-м г. был построен Новосеченский ретраншемент и поставлен ​​гарнизон. Принимались меры для проверки казацких компутов (списков) и внедрение паспортов. На границах Запорожья по приказу царского правительства была построена система укрепленных линий и основаны военные поселения Новая Сербия (1752 г.) и Славяно-Сербия (1753 г.).

После ликвидации гетманства (1764 г.) Запорожская Сечь оставалась единственным украинским краем, где еще сохранялась автономия. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года границы России отодвинулись до устья Южного Буга, и Запорожская Сечь теряла значение форпоста в борьбе против турецко-татарской агрессии. Кроме того, царское правительство, вспоминая участие сечевиков в кровавом восстании на Правобережье в 1768 году, более известном как Колиивщина, опасалось новых беспорядков. Тем более, что Емельян Пугачев в 1774 г. во время бунта собирался идти на воссоединение с запорожцами, чувствуя моральную поддержку с их стороны. После подавления бунта для многих участников этого восстания Запорожье стало надежным убежищем.

В апреле 1775 года Григорий Потемкин выступил на заседании царского правительства с проектом ликвидации Запорожской Сечи. В начале июня 1775 г. царские войска во главе с генералом П.Текелием, возвращавшиеся с турецкого фронта, осадили Запорожскую Сечь 4-5 (15-16) июня 1775 г. Не имея сил защищаться, кошевой атаман Петр Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя. Вместе со старшиной он был арестован и по предложению Потемкина сослан пожизненно в Соловецкий монастырь.

При правлении императрицы Екатерины Второй казаков пытались превратить в послушный винтик имперской военной машины. «Под раздачу» попали и донские, и яицкие (за поддержку Е.Пугачева; их даже переименовали в «уральских») казаки — но Запорожская Сечь пострадала более всего.

Запорожское войско было объявлено распущенным .

Надо понимать, что государство в государстве вещь не совместимая. Запорожская Сечь как государственное образование и как социальная организация внутри империи априори представляло не только неудобство, но и опасность. Сама Екатерина в Манифесте указывала на основную провинность запорожцев: построение «...посреди Отечества области совершенно независимой под собственным неистовым управлением». В этом и была основная причина её уничтожения в Российской империи. Многие украинские историки именно в этом видят главную — национальную! — причину уничтожения Сечи: мол, это было уничтожение последних атрибутов украинской независимости.

Земли Запорожской Сечи царское правительство начало раздавать помещикам, а казаков - покрепощать. Это стало причиной побега 5 000 запорожцев на подвластную Турции территорию в устье Дуная, где они основали Задунайскую Сечь.

Запорожская Сечь на международной арене .

Запорожская Сечь заняла важное место в межгосударственных отношениях стран Европы и Азии. Это стало результатом относительной самостоятельности Сечи во внешней политике, наличии у него многотысячного боеспособного е ийська, территориального расположения казацкого края на границе между европейским и азиатским миром. Правительствами разных западноевропейских стран, в т.ч. Австрии, Франции, казаки приглашались на военную службу и тем самым втягивались в орбиту европейской политики

Основными направлениями внешней политики Запорожской Сечи были:

Борьба против татаро-турецкой агрессии Казаки вмешивались в конфликты, которые возникали в отношениях между Крымом и Турцией, стремились использовать их для укрепления собственных позиций. Эту функцию казачество на себя с самого начала своего существования. Героические, наиболее резонансные походы против татар и турок связаны с именами гетманов Богдана Ружинского (1575 г), Самийла Кошки (нач XVII в), Михаила Наймановича (1608 г), Петра Конашевича-Сагайдачного (1616 г.). Благодаря активной наступательной тактике казаки подрывали мощь Крымского ханства и Турции, превращались в ведущую силу в борьбе против этих государств.

Отношения с Московским государством, которые характеризуются как сложные и неоднозначные

Украинцев и русских связывала необходимость защиты от Крымского ханства и Турции. Союзнические отношения с Москвой были у гетмана Дмитрия Вишневецкого. Были и другие случаи сотрудничества между казаками и московским правительством, координации их совместных действий против татар и турок. Вместе с тем, отношения Запорожской Сечи с Московским государством оставались напряженными, а часто и открыто враждебными. Находясь в составе Речи Посполитой, казаки выступали на ее стороне в военных конфликтах с Московией.

Успехи Запорожской Сечи на международной арене способствовали ее укреплению, стимулировали ее внутриполитическую деятельность, направленную на защиту украинских интересов

В конце XVI - начале XVII в Сечь стала центром освободительного движения украинского народа

28.08.2013 0 7398


Запорожская Сечь вот уже несколько веков остается символом безудержной удали, лихой вольницы и безрассудной отваги. Но кто они такие - запорожские казаки? Откуда взялись, как жили и куда подевались?

Первые поселения вольных людей в степи, возле порогов Днепра появились еще в XIII-XIV веках. Постепенно обитателей этих мест стали называть «казаками». Слово тюркского происхождения перешло в русский язык от монголо-татар. Обычно им называли разбойников, промышлявших на больших дорогах. А иногда - охранников, которых нанимали для обороны от этих самых разбойников.

Казак казаку рознь

В середине XVI века разрозненные казачьи отряды стали объединяться в единую силу. В 1553 году волынский князь Дмитрий Вишневецкий заложил на острове Малая Хортица деревянно-земляной замок, построив его на собственные средства. Так возникла первая Сечь - Хортицкая. С польским королем у Вишневецкого отношения не заладились. Зато он свел тесную дружбу с московским царством. Будучи далеким родственником Ивана Грозного, Вишневецкий со своими казаками принимал активное участие в походах против крымских татар. Однако вскоре крымчаки, совместно с турками, разорили Хортицу. Вишневецкий получил во владение город Белев (в современной Тульской области) и навсегда покинул Днепр. А казачество вновь рассыпалось на отдельные мелкие поселения. И тут на днепровскую вольницу обратили внимание короли Речи Посполитой.

Знаменитое письмо запорожских казаков турецкому султану Магомету IV, полное оскорблений, было написано в XVII веке, в ответ на требование сложить оружие.


О том, что хорошо бы иметь на юге постоянное войско, способное в случае необходимости дать отпор туркам, поляки мечтали давно. Сигизмун II Август в 1572 году издал указ о создании «реестрового казачества». На службу было принято 300 человек, которые давали присягу верно служить короне, отражать набеги татар, подавлять крестьянские волнения и участвовать в королевских походах. Это казачество было торжественно названо Войско Его Королевской Милости Запорожское. В дальнейшем король Стефан Баторий увеличил количество реестровых казаков в два раза.

Зваться реестровым казаком было не только почетно, но и выгодно. Высокий статус, почет, регулярное жалованье... Вот только к настоящей Запорожской Сечи они имели отношение очень условное.

Реестровые казаки жили не на Днепре, а в городке Трахтемирове Киевского воеводства. Там находились их казна, арсенал, архивы и госпиталь. Настоящих запорожцев они презрительно именовали «голыт-венными казаками» - от слова «голытьба». Польская корона тоже не признавала вольное казачество днепровских порогов, хотя использовала их для военных походов, совместно с реестровыми казаками. Получилось, что одновременно существовали две Запорожские Сечи: официальное реестровое войско и дикая днепровская вольница, получившая название «низового казачества». И те и другие настоящими, разумеется, считали себя, а оппонентов именовали самозванцами.



Московское государство всегда относилось к «низовой» Сечи серьезно: как к доброму союзнику в борьбе с турками и татарами, но опасному противнику во время польских походов. Ведь воевать запорожцы умели и любили. На вооружении у казаков всегда было самое передовое оружие тех народов, с которыми они воевали. Доверяя острой сабле, казаки не забывали про пистолеты, ружья и пушки. А их легкие суда «чайки» наводили ужас на морях и реках.

«Низовое лыцарство»

«Низовая» Запорожская Сечь не была государством. Это было совершенно уникальное для XVI-XVII веков сообщество свободных людей, которые жили так, как хотели, не подчиняясь власти извне. Все решения принимались сообща, на куренных и кошевых радах (собраниях). Все казаки Сечи считались входящими в кош (общину или товарищество), который делился на 38 куреней. Курень - это и воинское подразделение (типа батальона или полка), и длинный деревянный дом (скорее, казарма), в котором жили казаки. Вся территория, на которой раскинулась Сечь, делилась на 8 паланок (округов).

Самым главным человеком на Сечи был кошевой атаман, избираемый на кошевой раде. Ему принадлежала огромная власть - он разрешал споры, выносил смертные приговоры и командовал войском. Его ближайшие помощники занимали должности судьи, есаула и писаря. А уже за ними по старшинству шли куренные атаманы. Всего те или иные должности на Сечи занимали чуть более сотни человек. Все остальные были равны.

Даже атаман не мог оспорить решение кошевой рады, которая собиралась в обязательном порядке раз в год. Право голоса на ней имел любой сечевой казак. Но стать «сечевым» было не так-то просто. Мало было просто прийти на Сечь и заявить о своем желании присоединиться к казачеству. Требовалось соответствовать нескольким условиям.

Во-первых, желающий вступить в Сечь должен был быть вольным и неженатым. Так что беглым крепостным сподручнее было податься на Дон, чем к запорожцам. Хотя для того, чтобы подтвердить свой вольный статус, достаточно было дать слово, чем, конечно, многие пользовались. Во-вторых, принимались только православные или те, кто готов был сменить веру. И наконец, в-третьих, требовалось выучиться «сечевому лыцарству».

Только после семи лет обучения кандидат получал статус «испытанного товарища» и допускался на Сечь. Тогда же ему давалось прозвище-фамилия - вспомните гоголевских Тараса Бульбу или Мосия Шило.

Те, кто пока что испытания не прошел, жили на границах Сечи и именовались «зимовыми казаками». Туда же отправляли тех, кто решил жениться. При этом все они считались в составе «низового войска». Но не участвовали в радах и получали только малую толику от военной добычи.



Законы, установленные на Сечи, были крайне суровы. Тяжким преступлением считалось воровство, которое всегда каралось смертью. За драки, надругательство над женщиной или грабеж православного населения били кнутом, приковывали к столбу. Но самая жуткая кара ждала того, кто пролил кровь своего товарища-казака. Убийцу живьем клали в могилу, сверху ставили гроб с его жертвой и закапывали. Дезертиров казаки презирали особо - их до смерти забивали камнями. Пожалуй, только такими жесткими мерами и можно было держать в узде эту гремучую смесь, собравшуюся на Днепре.

Союз с Россией

Отношения Запорожской Сечи с Россией всегда были непростыми. До середины XVII века казаки не раз ходили на Москву в походы. В Смутное время воевали за Лжедмитрия I, поддерживали польского королевича Владислава, претендовавшего на российский престол.

Однако по мере укрепления Речи По-сполитой православные казаки стали все неуютнее чувствовать себя в союзе с жестко-католическим государством. Это вылилось в восстание Бориса Хмельницкого в 1648 году. Будучи казачьим полковником, он сумел объединить реестровых казаков с «низовым войском» и совместно дать бой польскому королю. Результатом стала Переяславская рада 1654 года, которая объявила о переходе казаков под власть России. Так возникло новое автономное образование - Гетманщина. Там снова бок о бок стали существовать две Сечи: Войско Его Царского Величества Запорожское (реестровые казаки) и «низовое войско».

Союз с Россией оказался недолгим. Во время Северной войны произошло роковое предательство гетмана Мазепы. На Полтавскую битву гетман привел всего несколько сотен казаков. Но уже до этого запорожцы развернули активные боевые действия против русских. Правда, обнаружилось, что «полки нового строя», созданные Петром I, не по зубам казачеству. Сечевики потеряли былую лихость, перестали заимствовать военные новинки у противника. Стали тяжелы на подъем и неповоротливы в бою.



Как результат - в мае 1709 года Запорожская Сечь была полностью разгромлена тремя русскими полками под командованием Петра Яковлева. Крепости были разрушены, курени сожжены, казаки разогнаны или перебиты, а около 400 человек взяли в плен, и многие позже были казнены.

Дальнейшая история запорожского казачества - это бесконечные скитания, в попытках найти новый дом и возродить былую славу. Пришлось просить покровительства у заклятых врагов - турецкого султана и крымского хана. Но там казаки не прижились. Они вернулись в Россию при Анне Иоанновне и основали Новую, или Подпольненскую, Сечь почти на том же месте, где потерпели поражение от Петра. Они охраняли российскую границу, участвовали в Русско-турецких войнах, но былого размаха уже не достигли никогда.

Точку в истории вольного казачества поставила Екатерина Великая, которая 3 августа 1775 года подписала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии».

Виктор БАНЕВ



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!