Селевко г к воспитательные технологии. Технология саморазвития личности школьника

  • Административные и организационные технологии управления поведением.
  • Антипова Л. В., Жеребцов Н. А Биохимия мяса и мясных продуктов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. - 183 с.

    Антипова Л. В., Глотова И. А., Рогов И. А. Методы иссле­дования мяса и мясных продуктов. - М.: Колос, 2001. - 376 с.

    Батурин А. К. Разработка системы оценки и характеристика струк­туры питания и пищевого статуса населения России: Дис... д-ра мед. наук. - М.: Институт питания РАМН, 1998. - 300 с.

    Биохимия растительного сырья / В. Г. Щербаков, В. Г. Лобанов, Т. Н. Прудникова и др. - М.: Колос, 1999. - 376 с.

    Богданов В. Д., Сафронова Т. М. Структурообразователи и рыбные композиции. - М.: ВНИРО, 1993. - 172 с.

    Воскресенский Н. А. Замораживание и сушка рыбы методом су­блимации. - М.: Агропромиздат, 1987. - 200 с.

    Гигиенические требования к качеству и безопасности продо­вольственного сырья и пищевых продуктов. - СП 2.3.6.1079-01.

    Дуборасова Т. Ю. Сенсорный анализ пищевых продуктов. - М.: Маркетинг, 2001. - 184 с.

    Жушман А. Н., Карпов В. Г., Лукин Н. Д. Модифициро­ванные крахмалы как эффективные добавки // Пищевая промышлен­ность. 1996. № 6. С. 8.

    Зубенко А. Ф. Физико-химические основы технологии кондитер­ских изделий. - Воронеж: 1997. - 520 с.

    Мицык В. Е., НевольниченкоА. Ф. Рациональное питание и пищевые продукты. - Киев: Урожай, 1994. - 334 с.

    Нечаев А. П., Кочетков а А. А., Зайцев А. Н. Пищевые добав­ки. - М.: Колос, 2001. - 256 с.

    НикуленковаТ. Т., Лавриненко Ю. И., Я с тин а Г. М. Про­ектирование предприятий общественного питания. - М.: Колос, 2000.-216 с.

    Позняковский В. М. Гигиенические основы питания, безопас­ность и экспертиза продовольственных товаров. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1999. - 448 с.

    Ратушный А. С, Литвинова Е. В., Иванникова Т. В. Из­менения белков и других азотистых веществ при кулинарной обработке продуктов. - М.: Издательский центр Российского химико-техно­логического университета имени Д. И. Менделеева, 2000. - 104 с.

    Ратушный А. С, Ширшов А. Т., Соляков А. А. Пищевые гетероциклические амины как потенциальные мутагены и канцероге­ны. - М.: Изд-во РЭА имени Г. В. Плеханова, 1998. - 48 с.

    Рогов И. А., ЗабаштаА. Г., Казюлин Г. П. Общая техноло­гия мяса и мясопродуктов. - М.: Колос, 2000. - 368 с.



    Рогов И. А., Горбатов А. В., Свинцов В. Я. Дисперсные системы мясных и молочных продуктов. - М.: Агропромиздат, 1990. - 320 с.

    Родин Е. М. Холодильная технология рыбных продуктов. - 2-е изд. - М.: Агропромиздат, 1989. - 272 с.

    Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище сточки зрения хими­ка. - М.: Высшая школа, 1991. - 288 с.

    Скурихин И. М., Волгарев М. Н. Химический состав пищевых продуктов: Справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропром­издат, 1987. - 360 с.

    Справочник руководителя предприятия общественного пита­ния / А- П. Антонова, Г. С. Фонарева, С. Л. Ахиба и др. - М.: Минторг РФ, 2000. - 664 с.

    Технология молока и молочных продуктов / Г. В. Тердохлеб, 3. X. Диланян, Л. В. Чекулаева и др. - М.: Агропромиздат, 1991. - 463 с.

    Технология пищевых производств/ Л. П. Ковальская, И. С. Шуб, Г. М. Мельникова и др.; Под ред. Л. П. Ковальской. - М.: Колос, 1999.-752 с.

    Технология продуктов из гидробионтов / С. А. Артюхова, В. Д. Бог­данов, В. М. Дацун и др.; Под ред. Т. М. Сафроновой и В. И. Шендерю-ка. - М.: Колос, 2001. - 496 с.

    Химия пищи. Книга 1-я. Белки: структура, функции, роль в пита­нии / И. А. Рогов, П. В. Антипова, Н. И. Дунченко, Н. А. Жеребцов. - М.: Колос, 2000. - 384 с.



    Хлебников В. И. Технология товаров (продовольственных). - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. - 427 с.

    Шаробайко В. И. Биохимия продуктов холодильного консерви­рования. - М.: Агропромиздат, 1991. - 255 с.

    Селевко Г.К. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Введение

    I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии

    1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня

    1.2. Структура качеств личности

    1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)

    1.4. Способы умственных действий (СУД)

    1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)

    1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)

    II. Педагогические технологии

    2.1. Понятие педагогической технологии

    2.2. Основные качества современных педагогических технологий

    2.3. Научные основы педагогических технологий

    2.4. Классификация педагогических технологий

    2.5. Описание и анализ педагогической технологии

    III. Современное традиционное обучение (ТО)

    IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

    4.1. Педагогика сотрудничества

    4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

    4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

    V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

    5.1. Игровые технологии

    5.2. Проблемное обучение

    5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)

    5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

    VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

    6.1. Технология С.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

    6.2. Технологии уровневой дифференциации

    6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)

    6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)

    6.6. Технология программированного обучения

    6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

    6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

    VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

    7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)

    7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)

    7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)

    7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)

    VIII. Частнопредметные педагогические технологии

    8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)

    8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)

    8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)

    8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)

    8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

    IX. Альтернативные технологии

    9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)

    9.2. Технология свободного труда (С.Френе)

    9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)

    9.4. Технология мастерских

    X. Природосообразные технологии

    10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

    10.2. Технология саморазвития (М.Монтессори)

    XI. Технологии развивающего обучения

    11.1 Общие основы технологий развивающего обучения

    11.2 Система развивающего обучения Л.В. Занкова

    11.3 Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

    11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)

    11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)

    11.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

    12.2. Модель «Русская школа»

    12.4. Школа-парк (М.А. Балабан)

    12.5. Агрошкола А.А. Католикова

    12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

    XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий

    Селевко Г.К.

    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
    ТЕХНОЛОГИЙ

    Москва
    Народное образование
    2005

    Рецензенты:
    В.Г. Бочарова - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва
    К.Я. Вазина - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород
    А.Г. Каспржак - кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва
    А.М. Кушнир - доктор психологических наук, Москва
    О.Г.Левина - кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный
    колледж», г.Ярославль
    Р.В. Овчарова - академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой
    общей и социальной психологии КГУ, г. Курган
    Е.Н. Степанов - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков

    Селевко Г.К.
    Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование,
    2005.
    Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.
    В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий
    по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу
    педагогические технологии на основе применения современных информационных средств
    Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно
    которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.
    В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и осо бенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики
    технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.
    Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также
    представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

    Селевко Г.К.
    Народное образование

    Оглавление
    Предисловие к первому тому........................................................................................................ 7
    Введение: Технологический подход в образовании..................................................................9
    I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий.................12
    1.1. Основные категории и закономерности педагогики............................................................12
    1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии............................16
    1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)............................................................................................. 20
    1.4. Способы умственных действий (СУД).................................................................................22
    1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)................................................................23
    1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)...........................................25
    1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)...............................................................26
    1.8. Сфера творческих качеств (СТК)..........................................................................................27
    1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)...............................................................28
    1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности.....................................................28
    Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 32

    II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических
    технологий.......................................................................................................................................34
    2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии...........................................35
    2.2. Структура педагогической технологии................................................................................37
    2.3. Терминологические взаимоотношения................................................................................39
    2.4. Основные качества современных педагогических технологий...........................................43
    2.5. Научные основы педагогических технологий..................................................................... 46
    2.6. Классификация педагогических технологий....................................................................... 53
    2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии.............................................. 59
    Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 65

    III. Современное традиционное обучение (ТО)....................................................................... 66
    3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения................................. 68
    3.2. Технология классического и современного урока...............................................................75
    Урок в малочисленной сельской школе........................................................................................... 81

    3.3. Пути совершенствования традиционной технологии..........................................................84
    Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 89

    IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации
    педагогического процесса............................................................................................................ 90
    4.1. Педагогика сотрудничества.................................................................................................. 92
    4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили....................................................... 107
    4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
    .....................................................................................................................................................110
    4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин).........................................................113
    Предтечи, разновидности, последователи..................................................................................... 116
    Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 123

    V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
    учащихся (активные методы обучения) ................................................................................ 124
    5.1. Игровые технологии............................................................................................................127
    Игровые технологии в дошкольном периоде................................................................................ 130
    Игровые технологии в младшем школьном возрасте................................................................... 132
    Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.................................................. 133

    5.2. Проблемное обучение......................................................................................................... 140
    5.3. Технология современного проектного обучения...............................................................145
    5.4. Интерактивные технологии................................................................................................ 153
    Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).................155

    4
    Технология проведения дискуссий................................................................................................ 158
    Технология «Дебаты»...................................................................................................................... 161
    Тренинговые технологии................................................................................................................ 168

    5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)..............181
    5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
    материала (В.Ф. Шаталов)......................................................................................................... 186
    Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 191

    VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации
    учебного процесса........................................................................................................................193
    6.1. Технология программированного обучения...................................................................... 196
    6.2. Технологии уровневой дифференциации...........................................................................203
    Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик).......................205
    Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В.
    Фирсов)............................................................................................................................................. 207
    Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель
    сводных групп», «стратовая» дифференциация)........................................................................... 208

    6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)........213
    Модель «Профильное обучение».................................................................................................. 216

    6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)....224
    Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного
    образования..................................................................................................................................... 229
    Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении........................230

    6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).................................240
    Вертикальный вариант (Красноярский)......................................................................................... 242
    Горизонтальные варианты.............................................................................................................. 244

    6.6. Технологии групповой деятельности................................................................................ 250
    Модель: групповая работа в классе............................................................................................... 252
    Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ).................................................. 256
    Модели коллективного творческого решения проблем................................................................ 258

    6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием
    опорных схем при комментируемом управлении.....................................................................261
    Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 264

    VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и
    реконструирования материала.................................................................................................266
    7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)........................................................................... 269
    7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов).............................................................. 274
    7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев).............................................279
    7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,
    Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)..................................................................................................282
    7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов). 287
    7.6. Технологии интеграции в образовании.............................................................................. 293
    Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева............................................................. 294
    Модель «Технология воспитания экологической культуры» ....................................................... 298
    Модель глобального образования.................................................................................................. 302
    Концепция холистической педагогики.......................................................................................... 304
    Концепция гражданского образования.......................................................................................... 307

    7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах................................................310
    Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» ................................................ 311
    Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем...............................312
    Модель межпредметных связей...................................................................................................... 312

    7.8. Технологии концентрированного обучения.......................................................................314
    Модель суггестивного погружения............................................................................................... 316
    Модель временнóго погружения М.П. Щетинина........................................................................ 317
    Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур.................319

    5
    Особенности идеографических моделей........................................................................................ 322

    7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга..............................................326
    Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 333

    VIII. Частнопредметные педагогические технологии..........................................................335
    8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)............................ 337
    8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
    .....................................................................................................................................................339
    8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)..................342
    8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев).....345
    8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев).................................................. 348
    8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского.......................... 350
    8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе.....................................356
    8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России».................................... 362
    Авторская технология формирования нравственного выбора школьников «Учителя года - 90»
    А.Е. Сутормина................................................................................................................................ 365
    Авторская технология преподавания физики на основе интегративного принципа «Учителя
    года - 91» В.А. Гербутова............................................................................................................... 366
    Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России - 92»
    А.В. Зарубы...................................................................................................................................... 368
    Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93»
    О.Г. Парамонова.............................................................................................................................. 371
    Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
    ........................................................................................................................................................... 373
    Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95»
    З.В. Климентовской......................................................................................................................... 374
    Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка
    «Учителя года России - 96» Е.А. Филипповой.............................................................................. 375
    Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России - 97»
    А.Е. Глозмана................................................................................................................................... 376
    Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина..................378
    Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова. .380
    Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000»
    В.А. Морара..................................................................................................................................... 381
    Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России - 2001»
    А.В. Крылова..........................................................................................................................

    Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с. — ISBN 5-87953-127-9.В первых двух главах дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается классификация образовательных технологий и методологическая основа их анализа.
    В последующих главах обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок (около 50 технологий) дается в классифицированном и обобщенном виде по пяти основным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ. В каждой из них четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания и методики, дается необходимый материал для понимания сущности процесса.
    В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.Введение
    Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
    Личность как содержательное обобщение высшего уровня
    Структура качеств личности
    Знания, умения, навыки (ЗУН)
    Способы умственных действий (СУД)
    Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
    Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
    Педагогические технологии
    Понятие педагогической технологии
    Основные качества современных педагогических технологий
    Научные основы педагогических технологий
    Классификация педагогических технологий
    Описание и анализ педагогической технологии
    Современное традиционное обучение (ТО)
    Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
    Педагогика сотрудничества
    Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
    Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
    Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
    Игровые технологии
    Проблемное обучение
    Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
    Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
    Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
    Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
    Технологии уровневой дифференциации
    Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
    Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
    Технология программированного обучения
    Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
    Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
    Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
    «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
    «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
    Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
    Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
    Частнопредметные педагогические технологии
    Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
    Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
    Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
    Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
    Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
    Альтернативные технологии
    Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
    Технология свободного труда (С.Френе)
    Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
    Технология мастерских
    Природосообразные технологии
    Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
    Технология саморазвития (М.Монтессори)
    Технологии развивающего обучения
    Общие основы технологий развивающего обучения
    Система развивающего обучения Л.В. Занкова
    Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
    Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
    Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
    Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
    Педагогические технологии авторских школ
    Модель «Русская школа»
    Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
    Школа-парк (М.А. Балабан)
    Агрошкола А.А. Католикова
    Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
    Заключение: технологии проектирования и освоения технологий

    Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)

    Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.).

    Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их следующими важнейшими особенностями:

    Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

    * в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

    * в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

    * в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

    * в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

    Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А.А. Ухтомскому

    Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.

    Классификационная характеристика

    По уровню применения: общепедагогическая.

    По философской основе : гуманистическая, антропософская. По основному фактору развития: психогенная.

    По концепции усвоения : ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

    По ориентации на личностные структуры : нравственно-волевое самоуправление личности - СУМ.

    По характеру содержания : обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

    По типу управления познавательной деятельностью : система малых групп + программная.

    По организационным формам : классно-урочная + клубная.

    По подходу к ребенку : педагогика сотрудничества.

    По преобладающему методу : развивающая + саморазвивающая.

    Акценты целей

    * Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men).

    * Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности.

    * Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.

    * Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

    Концептуальные положения

    * Ученик - субъект, а не объект процесса обучения

    * Обучение приоритетно по отношению к развитию

    * Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ

    * Ведущая роль теоретических, методологических знаний

    Дополнительные гипотезы

    * Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации -- являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации учения - значит открыть путь к повышению качества школьного образования.

    * Доминанта самосовершенствования - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

    * На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

    * Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.

    Особенности содержания

    1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента - курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.

    2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня.

    3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

    Вариации дидактической структуры учебных предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление, погружение, опережение, интеграция, дифференциация) определяются дидактическими подходами к их изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания.

    Особую группу ЗУН представляют знания по курсу «Самосовершенствование личности», который служит системообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьного образования.

    Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.

    Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.

    I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);

    V кл. - Познай себя (психология личности);

    VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);

    VII кл - Учись учиться (самообразование);

    VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);

    IX кл. - Самоопределение;

    X кл. - Саморегуляция;

    XI кл. - Самоактуализация.

    СУД. Способы умственных действий являются операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют, применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме представляют собой особого рода знания - методологические, оценочные и мировоззренческие.

    В технологии СРО этим знаниям уделяется большое внимание: они усваиваются и в специальном курсе, и при изучении основ наук.

    В учебном процессе используется весь арсенал методических приемов формирования СУД в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические (классические логические) способы умственных действий применяются наравне с теоретическими (диалектическими логическими).

    Внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с курсом «Самосовершенствование личности».

    СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направленность и активность в данной сфере. Русским физиологом и философом А.А. Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянного нравственного самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:

    Осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития;

    Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности;

    Адекватные стиль и методы внешних воздействий.

    Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности». В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим

    * психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;

    * составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз вития;

    * осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;

    * тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

    Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности.

    Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятельность организуется по обучающе-воспитательной системе И.П. Волкова.

    Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю).

    СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учебном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценностями. Но самое главное -- при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования.

    Особенности методики

    Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.

    Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса.

    Межличностные отношения «учитель-ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.

    Организация учебного процесса по предметам основана на

    * перенесение акцента с преподавания на учение;

    * превращение педагогического руководства в самовоспитание и самообразование личности при приоритете организации учебно-воспитательного процесса;

    * использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);

    * приоритет самостоятельных методов и приемов.

    Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях).

    В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.

    Литература

    1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987.

    2 Берне Р. Развитие Я-концегшии и воспитание - М., 1986.

    3. Газман О.С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996.

    4. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989.

    5. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания - Минск, 1974.

    6. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып 2. - М.,1996.

    7 Маркова А.К.. и др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990.

    8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

    9. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности / / Народное образование. - 1995. - № 8;

    10. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.|

    11. Ухтомский А.Л. Собрание сочинений. Т 1. Учение о доминанте. - Л., 1950.

    12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995.

    13. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.

    В основных государственных документах, которые касаются образовательных учреждений, часто фигурируют педагогические технологии. Классификация, таблица, отличительные признаки представлены ниже.

    Постулаты современного образования

    Идеология, используемая в современной школе, предполагает выделение трех основных моментов формирования гармонически развитой личности:

    • поиск эффективных средств для развития подрастающего поколения;
    • превращение школы в перспективный фактор усовершенствования российского общества;
    • совершенствование российской образовательной системы путем внедрения новых образовательных технологий

    Инновации как средство развития российских школ

    Что собой представляют Классификация (таблица по ФГОС) практически не отличается от классической системы, в ней представлены все те же инновационные методики, применяемые педагогами на разных ступенях обучения школьников. Классно-урочная система занятий предполагает применение учителями определенных программ по предмету, поэтому классификация педагогических технологий обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждой конкретной учебной дисциплины.

    Что такое технологии?

    Само слово «технология» имеет различные трактовки. Например, в общем смысле - это прописанный детально путь проведения определенной деятельности на основе выбранного метода. Относительно технологий заметим, что речь идет о построении деятельности учителя таким образом, что в нее включены действия, выполняемые в строгой последовательности, с обязательным выдвижением прогнозируемого результата.

    Особенности технологий

    Методологическая система должна отвечать на следующие вопросы: «Как учить?», «Чему учить?», «Зачем учить?».

    Образовательная технология предполагает результативное обучение. Существуют определенные критерии, согласно которым формулируется сущность образовательных технологий:

    • строгое и однозначное выявление цели обучения;
    • выбор содержания, структурирование материала;
    • оптимальность организации учебной деятельности;
    • приемы, методы, средства обучения.

    Кроме того, должна быть учтена квалификация педагога, сформирована объективная методика выставления оценок.

    Признаки педагогических технологий

    Что представляет собой классификация педагогических технологий по Селевко? В таблице, предложенной автором, учтены определенные признаки:

    • гарантированность достижения поставленной цели, эффективность процесса обучения;
    • экономичность резерва учебных часов;
    • оптимизация деятельности педагога и достижение запланированных результатов в минимальные временные промежутки;
    • использование разнообразной электронно-вычислительной и аудиовизуальной техники;
    • конструирование и использование различных дидактических пособий и наглядных материалов.

    На что ориентированы педагогические технологии?

    Ниже представлена таблица: «Педагогические технологии». Классификация основана на определенных параметрах:

    • формирование положительной мотивации к образовательному процессу;
    • интенсификация коммуникативной среды;
    • развитие личности, которая способна к исследовательской и учебной деятельности, последующему продолжению обучения, осознанному профессиональному выбору;
    • охрана здоровья школьников.

    Специфика технологий в педагогике

    Классификация по ФГОС образовательных технологий в зарубежной и отечественной педагогике осуществляется разными авторами абсолютно по-разному. В связи с тем, что по новым образовательным стандартам на первый план выходит то есть, сама личность ребенка, в качестве приоритетных выделяют следующие технологии:

    1. Дифференцированное обучение. Что собой представляют подобные педагогические технологии? Классификация, таблица в ДОУ составлена в учетом психологических особенностей детей, основывается на разноуровневом подходе к каждому малышу. При составлении учебного материала, воспитатель ориентируется на мотивацию познавательной активности своих подопечных. Опытный педагог включает в свою профессиональную деятельность элементы дифференциального подхода, предлагаемого Н. П. Гузиком.
    2. Проектная деятельность. Классификация современных педагогических технологий предполагает выделение данной методики в отдельный блок. Именно в процессе проектирования у современных дошкольников и учеников образовательных учреждений формируется умение работать в команде. Учитель выступает в роли наставника, поэтому подрастающее поколение получает возможность саморазвиваться, понимать свою роль в современном обществе. Ребята, освоившие проектную технологию, более успешны в учебе, они быстрее адаптируются у современных реалиях.
    3. Игровые технологии. Классификация современных педагогических технологий предполагает выделение игры как эффективного средства обучения и воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте. В процессе игровой деятельности ребята получают навыки общения, обобщают и систематизируют новые знания.

    Но это далеко не вся таблица: «Педагогические технологии». Классификация постоянно модернизируется с учетом инноваций, внедряемых в образовательную систему. Среди последних веяний - интерактивные технологии. Учитывая требования ФГОС, была модернизирована таблица «Педагогические технологии». Классификация по Г. К. Селевко теперь подразумевает и групповые обучающие методики. Благодаря им происходит формирование в условиях общеобразовательной школы толерантной, коммуникабельной личности, имеющей лидерские качества. Подобные технологии существенно увеличивают эффективность усвоения школьниками программного материала.

    Проблемное обучение

    Данная методика основывается на эвристическом (проблемном) подходе. Учащиеся приобретают навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, в результате чего происходит развитие их творческих и познавательных способностей.

    Применение в современной образовательной системе перспективно-опережающего обучения допускается ФГОС второго поколения. Ребята учатся решать проблему разными способами, применяя конкретные знания в зависимости от специфики сложившейся ситуации. Каждый ребенок при таком подходе получает возможность на самостоятельное определение путей решения задач.

    Технология педагогических мастерских

    Что собой представляет таблица «Педагогические технологии»? Классификация всех методов и приемов, результативность которых доказана на практике, учитывает детского возраста, методологию предмета.

    Исследования в современной школе

    Моделирование, эксперимент, метод проектов невозможны без применения исследовательских технологий. В условиях школьной лаборатории ребята учатся определять количественное содержание в различных плодах и продуктах аскорбиновой кислоты, выявлять индивидуальные особенности пищевых продуктов. При проведении исследований, в качестве наставника к ребятам прикрепляется педагог. Опытный учитель только сопровождает эксперимент, предоставляет своему подопечному необходимую теоретическую информацию, учит практическим навыкам. Среди инноваций отметим технологию решения изобретательских (исследовательских) задач ТРИЗ. Для того чтобы учащийся мог самостоятельно искать способы решения задачи, поставленной ему педагогом, сначала он изучает научные литературные источники. Вместе с учителем молодой исследователь ставит задачи, определяет актуальность, выдвигает гипотезу своих опытов. Важным этапом в любой проектной и экспериментальной деятельности является обработка полученных результатов, сравнение их с первоначальной гипотезой.

    Какова классификация современных педагогических технологий? Таблица, предложенная Селевко, содержит универсальные методики. Они в равной степени подходят для всех образовательных областей. Например, разновидностью ИКТ - технологий являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Ребята получают навыки работы с разнообразными источниками информации, самостоятельно составляют свои образовательные маршруты.

    Педагогика сотрудничества

    С целью реализации гуманно-личностного подхода к ученику, в современных школах создаются все условия для осознанного выбора ребятами направления для своей будущей профессиональной деятельности.

    Коллективные творческие дела были особенно популярны во времена существования традиционной советской системы образования. Ребята целыми классами помогали людям пожилого возраста убирать дрова, носить воду. В настоящее время данная технология возвращается в образовательные учреждения в виде Педагоги вместе со своими воспитанниками стараются бескорыстно помогать тем людям, которые нуждаются в их помощи. МАО (методика активного обучения) представляет собой сумму педагогических приемов и действий, которые направлены на организацию учебной деятельности. С помощью определенных средств создаются условия, которые мотивируют ребят к инициативному, самостоятельному и творческому изучению нового материала в процессе образовательной деятельности.

    Нюансы традиционных методик

    Традиционные технологии основываются на объяснительном и иллюстративном варианте обучения. В случае применения такой технологии педагог в своей работе уделяет особое внимание передаче готового учебного материала. При подготовке к урокам педагог занимается поиском самых эффективных способов изложения новых знаний, наглядности, которая сопровождает его рассказ. Изложение информации, которая определяется границами учебной программы, в основном предполагает монолог педагога. Именно по этой причине часто в учебном процессе появляются многочисленные проблемы:

    • незначительные навыки самостоятельной деятельности школьников;
    • низкая культура общения;
    • отсутствие развернутого полноценного ответа школьников на рассматриваемый вопрос;
    • минимальное внимание аудитории, отсутствие желания работать в команде.

    Причина кроется вовсе не в нежелании детей работать и учиться, а в специфике самой педагогической технологии. Учитель вынужден рассказывать материал, предусмотренный учебным планом, ребенок учит информацию, получает за ответ оценку. В класс педагог приходит с готовым заданием, его задача в подчинении класса определенному режиму, вовлечении ребят в учебную деятельность. Ни о каком индивидуальном развитии личности в таком случае речи не идет. Для того чтобы всеми воспитанниками был усвоен минимальный объем информации, происходит многократное повторение материала, используется промежуточный, итоговый виды контроля.

    Учителя старшего возраста привыкли к такой методике работы, они убеждены в том, что только путем «зубрежки» можно передать подрастающему поколению прочный запас знаний, умений, практических навыков. Результаты статистических исследований свидетельствуют о том, что 73 % педагогического состава убеждены, что важно установить контакт. Дети отмечают необходимость самостоятельной деятельности, в их понимании педагог должен стать помощником и наставником, а не «надзирателем».

    Заключение

    Те требования, которые выдвигает современное общество к педагогу, образовательному процессу, предполагают применение инновационных методик и приемов работы. Федеральные образовательные стандарты второго поколения предполагают выбор таких методик работы, которые бы способствовали гармоническому развитию школьников. Ушли в прошлое те времена, когда учитель был главным действующим лицом на уроке. ФГОС предполагают активное участие в образовательном процессе самого школьника, помощь ему в поиске эффективных путей для повышения интеллектуального уровня, выбора направления для будущей профессиональной деятельности. Все разновидности образовательных педагогических технологий, классификация по ФГОС которых представлена в ОУ, помогает учителю успешно справляться с задачами, поставленными перед ним Министерством образования РФ.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!