Село каратузское. История села каратузское

Сайт Каратузское, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Каратузское

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Каратузское. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Каратузское. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Каратузское представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Каратузское вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Каратузское. Быстрая доставка.

Каратузское – районный центр одноименного района, его столица. В переводе с тюркского Каратуз означает «черная соль». Исторически сложившаяся дата образования Каратуза 1727 год.

Село расположено у подножья горы Арарат, ранее она называлась горой Коренной, окружено горами - горбами Саян.

Основатели села – казаки, несшие караульную службу по охране пограничных рубежей. Ранее на месте Каратуза находился форпост Шадат. Крепость была построена на яру, там, где сейчас расположены улицы Ярова, Карла Маркса, Кравченко. И только в конце восемнадцатого столетия утвердилось название Каратуз.

С открытием золотодобывающих приисков Каратуз в середине 19 века становится центром Амыльской золотодобывающей системы, считавшейся одной из самых крупных в Енисейской губернии. Центральное место в селе, как и полагается, занимала церковь, административные здания в центре села, грязные производства – мыловарение, кирпичные заводы и прочие – вынесены на окраины. До наших дней в селе сохранились здания, принадлежавшие крупным золотопромышленникам: бывшая церковно-приходская школа, в которой ныне располагается районный краеведческий музей, дом купца Скобеева, использующийся под поселенческую библиотеку, высшее начальное училище, дом врача, депутата 1 Государственной Думы Н.Ф.Николаевского и другие памятники истории и культуры.

С 1924 года село является административным центром Каратузского района, самой южной территории объединенного Красноярского края.

Село застраивалось по генеральному плану, с соблюдением всех правил градостроительства: строго прямые улицы, образующие прямоугольники кварталов. Сегодня в райцентре 123 улицы, общей протяженностью около ста километров.

История Каратузского – это история всей страны. Первый ревком и сельский Совет депутатов. Коллективизация и создание Каратузской МТС. Первая электростанция, появившаяся в 1932 году и снабжавшая электричеством государственные учреждения и сельский клуб. В конце 30-х годов в результате укрепления сельскохозяйственных артелей в селе остаются три колхоза: «Большевик», «За Красную армию» и имени Димитрова. Позднее они образовали один колхоз, оставивший себе название имени Димитрова и ставший самым крупным сельскохозяйственным предприятием района, его председателю А.Д.Филиппову в 1956 году присвоено звание Героя Социалистического Труда за большие заслуги в развитии колхозного производства.

Данные архивов свидетельствуют о том, что Каратузский сельсовет образован в 1937 году. В разное время в его состав входили разные села. История сельсовета хранит многочисленные сведения и биографии людей, внесших свою лепту в историю развития малой Родины.

Муниципальное образование Каратузский сельсовет сегодня – это два населенных пункта – село Каратузское и деревня Средний Кужебар, общей численностью 3 464 двора и 8 323 жителя.

На территории сельсовета работает уникальное государственное предприятие ГПКК «Каратузское дорожно-ремонтное управление», которое не только строит и ремонтирует дороги, но и активно развивает отрасль растениеводства и животноводства. Развивается ГПКК «Каратузское автотранспортное предприятие», производственная деятельность которого - пассажирские и грузовые перевозки. Кроме того, предприятие обслуживает школьные маршруты. Жилищно-коммунальные услуги на территории сельсовета предоставляет ООО «Каратузский Тепло Водо Канал». Эти предприятия являются градообразующими для сельсовета.

Активно развиваются предприятия малого бизнеса – крестьянско-фермерские хозяйства, занимающиеся животноводством, индивидуальные предприниматели, сфера деятельности которых не только торговля, но и переработка мяса, хлебопечение, деревообработка, общественное питание и различные бытовые услуги. За последние три года их численность значительно возросла.

В населенных пунктах сельсовета осуществляют свою деятельность муниципальные и краевые учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты населения.

Каратузская земля вырастила и воспитала талантливых артистов и ученых, отсюда ведет свою родословную Владислав Пьявко - народный артист СССР, солист Большого театра СССР, оперный певец мирового уровня, академик, профессор.

С.С.Аплеснин – доктор физико-математических наук, заведующийкафедрой физики Сибирского государственного аэрокосмического университета.

Я.Я.Мейнгот – кандидат медицинских наук, профессор, академик Международной академии открытий и изобретений, член-корреспондент Международной академии интегративной антропологии.

Заинтересовался историей села Каратузское совсем недавно, в ноябре 1989 года, после того, как в государственном архиве Красноярского края случайно наткнулся на необычное название сохраняемого дела, а именно: «Прошение жителей села Каратуз о переименовании его в город или посад».

В Красноярске я уже проживаю добрых четыре десятка лет. За это время в крае возникло много новых городов, а о том, чтобы шла речь сделать городом Каратузское – не слышал. А тут, в архиве, целое дело об этом. И даже не одно, а два. Это меня заинтересовало, и я стал искать в истории все, что написано о Каратузском за последние 200 лет. И кое-что нашел.

В справочнике «Краткое описание приходов Енисейской епархии за 1916 год» узнал, что в селе в 1852 году открыт Петро-Павловский приход, что Каратузское раньше называлось Шадатским форпостом, а потом стало называться так, как оно именуется и по сей день. Что же означает само слово «Каратуз»? В справочнике дано такое пояснение: это слово татарское, что значит «Черная соль». В газете «Красноярский рабочий» за 10 сентября 1964 года опубликован очерк «За горой Арарат». Автор его учитель В. Трояновский пишет: – «Кара» – черная, «туз» – соль. Это старинная казачья станица.

Прочитал совсем немного разных документов, а как много узнал из них о селе Каратузском. Но в связи с этим возникло и много вопросов, которые требуют ответа: когда и почему изменилось название села, когда оно было станицей, наконец, когда вообще возникло поселение? Разговор об этом пойдет ниже, хотя я уже сейчас сомневаюсь, могу ли на все вопросы ответить.

А сейчас давайте вернемся к найденному архивному делу, хранящемуся уже почти сто лет, попытаемся понять мотивы живших тогда людей, их стремление изменить привычный ход жизни. И рассуждать будем не абстрактно, а конкретно, опираясь на существующие архивные документы.

Если кто-то из читателей прийдет сейчас в архив и захочет убедиться, что такое дело существует, то по одному только названию он его не найдет. В архиве хранятся сотни тысяч документов и часто бывает так, что найти какой-то документ значительно сложнее, чем иголку в стоге сена. Но сейчас я назову «координаты» дела и оно может быть вам принесено из безразмерного хранилища в течение нескольких минут. Итак, называю: фонд 595, опись 29, дело 334 – «Прошение жителей села Каратуз о переименовании его в город или посад ».

Давайте осторожно будем листать дело и внимательно всматриваться в рукописные страницы. Для того, чтобы понять неразборчивый почерк, разобрать слова, написанные чернилами, которые местами выцвели, потребуется терпение. Но исследователю этого не занимать. Сплошь и рядом попадаются такие рукописные страницы, которые без увеличительного стекла понять невозможно. К счастью, 100 лет назад уже существовали печатные машинки с очень хорошим шрифтом. Это нам поможет быстрее и правильнее понять мотивы прошения. Кстати, к делу, которому почти век, похоже не прикасалась рука исследователя.

В сентябре 1902 года из канцелярии Иркутского военного генерал-губернатора в адрес господина Енисейского губернатора поступило следующее официальное предписание:

– Препровождаем при этом прошение разных лиц, проживающих в с. Каратузе Сагайской волости Минусинского уезда Тимофея Михайлова Дорофеева, Моисея Кириллова Москвина, Леонида Дмитриева Бухальцева и др. в числе 12, ходатайствующих о преобразовании означенного села в посад или город. Канцелярия просит необходимые по содержанию прошения сведения, а также заключение по ходатайству просителей. Правитель канцелярии (подпись неразборчива).

Почему прошение направлено в Иркутск, а не Енисейскому губернатору? Жители Каратуза, да и все жители губернии, знали, что Главным начальником края является Иркутский генерал-губернатор и только он мог решить вопрос. При этом, конечно же, мнение Енисейского губернатора имело решающее значение. Прошению был дан ход. В деле хранятся многие справки, большая переписка и сообщение старшего чиновника по составлению отводных записей в Енисейской губернии В.Ю. Григорьева, отпечатанное на машинке в полтора десятка страниц. Он симпатизирует жителям села и старается его историю показать через увеличительное стекло. Слов нет, история села привлекательна уже тем, что в системе реки Амыл в 40-х годах прошлого столетия были открыты месторождения золота и через Каратузское проходили пути на многочисленные прииски. В своей жизни село немало видело рыцарей удачи, жило и развивалось за их счет, организуя увеселительные развлечения.

Прошло полвека. Золотые недра оказались разграблены, эйфория закончилась. И к 1902 году сложилась такая ситуация, когда возникли вопросы: что дальше делать, как жить?

В.Ю. Григорьев составил небольшую табличку о количестве населения в селе и их состав:

Всего около двух тысяч человек. Большинство из них, как видим, разночинцы, как раз те люди, которые, в общем, здравствовали за счет золота, за счет тех, кто имел золото.

Одни успешно проматывали свалившееся на них богатство, другие обслуживали их по самому высокому спросу. Когда имели так называемую валюту, жили – не тужили. А затем оказалось, что доходы и тех и других стали таять. У некоторых к этому времени имелись широкие усадьбы. Что с ними теперь делать, как содержать, где брать средства на жизнь?

И стали разночинцы подумывать о занятии сельском. Земли вокруг были плодородными и давали неплохой доход. Но вот беда, все они уже давным-давно имели своего хозяина из старожилов, то есть казаков и крестьян из казаков. Земли у них было много и складывалось такое положение, что некоторые из землевладельцев не могли ее всю обрабатывать, не хватало сил. Делиться землей с разночинцами казаки не соглашались, а вот в аренду сдавали охотно и от этого имели доход. Плата за аренду устанавливалась арендодателями. Платили за пашни и покосы, за выгоны для скота, за усадьбы и дома, даже несли трудовую повинность у арендодателей. Словом, оказались у старожилов по уши в кабале.

Сколько бы разночинцы ни высказывали своего возмущения, их не слышали. Старожилы железно исповедовали принцип: «Мой дом – моя крепость». И решили разночинцы разрушить эту «крепость». Они пошли в атаку. Противная сторона заняла активную оборону.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ У ГОРЫ АРАРАТ

Учитель В. Трояновский в очерке «У горы Арарат», опубликованном 10 сентября 1964 года в газете «Красноярский рабочий», писал:

– Каратуз окружили несколько небольших красивых гор. Одну из них, просторную, плоскую, раскрашенную широкими мазками желтых хлебов и светло-зеленых кустарников и рощь, почему-то назвали Арарат .

Первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов в свое время посетил форпост Шадатский. В своей книге он описывает окружающие его горы почти совпадающими красками, которые написаны автором очерка «У горы Арарат». Вроде они описывают одни и те же места. Но все названия гор и речек, окружающие форпост, не совпадают с сегодняшними наименованиями. Что это, случайное совпадение или что-то другое? Может быть, в дальнейшем мне удастся внести ясность.

А пока, что же происходит у горы Арарат? В свое время казаки щедро наделялись землей – по 30 десятин на каждую мужскую душу. Тогда казаков было мало, а земли много. Наделили их землей, официально за каждой семьей закрепили участки и заверили бумаги гербовой печатью. Через десятки лет к обосновавшимся «на вечное» жительство казакам добавились крестьяне из казаков. Им уже досталось меньше – по 15 десятин на душу. Тоже много. И снова закрепили за новоселами участки, а на бумагах, утверждающих право на землю, тоже поставили печати. Так они и жили. Из них составилось сельское общество. Из своей среды они выбрали старосту. Периодически собирались на сходы и решали все вопросы, касающиеся сельской жизни – так сказать, могли казнить и миловать. В самом деле, если надо кого-то выпороть розгами, то за этим дело не стояло. Собирался сход жителей общества и там принималось решение. Решение могло быть обжаловано в высшей инстанции, но что толку, если человека уже выпороли. Это была реальная власть, которую не обойти пешком, не объехать на коне.

Таким образом, в результате проведенных отводов земли у казаков оказалось в личном пользовании 12,5 тысяч десятин, которые находились не дальше 10-15 верст во все стороны от села Каратузского. К тому времени, когда возник вопрос о наделении землей разночинцев, ее просто не было в наличии. За пределами наделов местных жителей находились земли жителей других населенных пунктов.

Что же делать? В своем сообщении высшему начальству известный нам чиновник по составлению отводных записей В.Ю. Григорьев полагает, что часть земли и выгонов можно изъять у членов сельского общества и передать ее неприписному населению. Кроме того, пишет он, немало земли имеется в заамыльской даче.

Вот тут на поверхность выступает правительственный закон. Землю нельзя изъять, если не будет на то согласия общества. Да и вообще, чтобы наделить землей тех, кто хочет поселиться в данной местности, необходимо вступить в члены сельского общества и только тогда может идти речь о наделе землей. И вот когда об этом зашла речь, решили собрать сход всех проживающих в селе, которые являются членами общества и которые, стало быть, имеют право голоса. 15 декабря 1902 года такой сход состоялся. Приговор находится в архивном деле. Из него стало известно, что на сход из 190 домохозяев явилось 83. Они приняли «приговор»:

– Разночинцев в общество не принимать, землю для них не выделять, предложение о переименовании села в город или посад – отклонить.

И подписались. Единогласно. Кто не мог расписаться по причине неграмотности, записывали его фамилию. Ходатаям от разночинцев пришел ответ из губернии:

– Прошение оставить без последствий.

В феврале 1903 года разночинцы написали прошение в Министерство земледелия и государственных имуществ о наделе землей. Пришел ответ, что тем, кто не приписан в общество, «надела не положено» . Круг замкнулся.

Но на этом дело не кончается. Прошения о переименовании села в город или посад продолжают писать другие доверенные лица, полагая, что изменением статуса населенного пункта изменятся и их права, разночинцев уравняют правами с правами крестьян старожилов.

И так проходят годы. Противостояние около горы Арарат продолжается. 29 июля 1908 года представил свой доклад по поводу переименования села в город или посад заведующий Минусинской поземельно-устроительной партии Г. Козьмин (ф. 595, оп. 39, д. 1524). Это как раз второе дело, которое хранится в архиве совершенно в другом месте от первого. Автор доклада также не жалеет красок, чтобы убедить начальство в том, что прошение, в общем-то, можно удовлетворить. Каратузское может иметь большое будущее:

– Местность степная, ровная, сухая, местами заболоченная к Амылу, но последнее не так страшно. Земли можно осушить и обратить под постройку усадеб.

Саянские горы , – утверждает он, – изобилуют медными рудами, имеются месторождения железа и других полезных ископаемых. В настоящее время сбывается хлеба от 400 до 500 тысяч пудов. Часть его идет сплавом в Красноярск и Енисейск, часть на прииски. Скота сбывается до 1000 голов, овец от 2-х до 3-х тысяч, мяса скотского и баранины до 20 тысяч пудов, свинины до 30 тысяч пудов, 5000 разных кож, выделывается и сбывается до 1000 овчинных шуб, 10-15 тысяч пудов пеньки, до 3 тысяч пудов семенного масла, холста для заводов до 2000 аршин, пушнины, в основном белки и соболя на 40-50 тысяч рублей, рыбы разной до 5 тысяч пудов, катанок до 5 тысяч пар. Увеличивается сбыт яйца и сейчас его продается до 100 тысяч штук.

В середине июля , – сообщает он, – инженер Радевич с успехом прошел на бензиновом моторе из Енисея по Тубе и Амылу до Каратуза, благополучно справился с перекатами и протокам. Таким образом плавание на судне с осадкой до 3,5 футов доказало полную возможность пароходного сообщения. Каратуз может сделаться складочным пунктом для многих волостей Минусинского уезда.

Город представит спрос на дровяной и строительный материал, что позволит расчистить лесные участки для земледелия. Не исключена возможность в недалеком будущем образования Каратузского уезда…

Неуемная фантазия Г. Козьмина и настойчивый прессинг на земледельцев позволили «вырвать» у них согласие на перевод села в город. От перестройки деревенского быта на жителей села выплеснется столько благ, что их хватит всем. Положили все документы в большой пакет и отправили в губернию. А сами стали подсчитывать барыши.

Три года считали. Наконец, крестьянский начальник 4 участка Минусинского уезда прибыл в Каратуз, встретился с доверенными сельского общества казаком Алексеем Скобелевым и крестьянином Виктором Заевым, прочитал им полученную из губернии бумагу, подписанную губернатором 11 мая 1911 года и заставил их расписаться. А в той бумаге написано:

– Названное село ни по количеству, ни по составу населения, ни по торгово-промышленному значению и экономическому развитию, и, наконец, ни по общему укладу жизни его населения не усматривает никаких оснований для поддержания приведенного ходатайства.

Так закончилось противостояние у горы Арарат, продолжавшееся девять лет. И современные читатели только теперь узнали об этом. А гора была свидетельницей страстного желания людей сделать свою жизнь лучше.

ГОД 1915

В Государственном архиве Красноярского края имеется редкое издание типа справочника «Краткое описание приходов Енисейской епархии», выпущенное в 1916 году. В нем даны не только названия приходов, но и многие сопутствующие сведения, дающие широкое представление о тех населенных пунктах, которые входят в приход. Указывается, что Каратузский Петро-Павловский приход открыт в 1852 году.

Каратуз раньше назывался Шадатским форпостом, поскольку являлся сторожевым пунктом. Нынешнее же название «Каратуз» – слово татарское, означает «Черная соль». Почему дано такое название – неизвестно. Стоит он на ровной возвышенности, у подножия небольшой горы, при мелководной речке Каратузке, которая впадает в реку Амыл на расстоянии в одну версту от села. Вода жителями берется из Амыла, так как Каратузская вода негодна для питья. Село окружено лугами, кустарниками, мелким березняком, имеет красивый вид и здоровый климат.

От епархиального города (Красноярска) Каратуз отстоит в 595 верстах, от уездного города (Минусинска), в котором имеется пароходная пристань по реке Енисею, в 85 верстах, от волостного правления (Сагайска) в семи верстах.

Церковь каменная, в которой в настоящее время имеется три престола: 1 главный во имя св. Апостолов Петра и Павла; 2 во имя Пресв. Богородицы в честь Ея иконы «Знамения». Оба эти престола построены на средства прихожан. Третий престол во имя св. Пророчицы (9 декабря) Томским купцом Никитою Нестеровым Вяткиным в 1886 году. Церковная библиотека есть, вполне достаточная и содержательная. Благочинческой библиотеки в данном районе нет.

При церкви положены штатные: священник, диакон и псаломщик. Священник получает 300 рублей казенного жалования, диакон – 150 рублей, псаломщик – 100 рублей в год. В среднем братских доходов в год получается до 1300 рублей. Ружный хлеб хотя и выдается, но не всегда аккуратно. Церковного капитала имеется 2730 рублей. Земли при церкви усадебной вместе с церковным погостом – 3 десятины, сенокосной – 52 дес. и пахотной – 245 десятин. Но последняя земля лишь запроектирована и поэтому ею в настоящее время не пользуются.

Дома для священника и диакона построены на усадебной земле, для житья удобны, а для псаломщика дома нет, но он получает от прихожан квартирные деньги.

В селе Каратуз имеются: почтово-телеграфное отделение, участковая лечебница с полным медицинским персоналом, народная читальня со сценой для спектаклей, высшее начальное 4-х классное училище, преобразованное с 1-го января 1915 года из 4-х классного городского. Учащих при училище положено 5 человек, а учащихся обоего пола в текущем году около 100 человек. Здесь имеется еще одноклассное сельское училище Министерства Народного Просвещения с тремя, не считая Законоучителя, учащими и около 150 учащимися. Открыта 1 сентября 1900 года и церковно-приходская школа в три отделения, число учеников в которой около 50 человек.

Имеется в селе 20 торговых заведений, из которых около 10 имеют годовой оборот на десятки тысяч рублей. Кредитное товарищество, в котором до 1000 членов. Общество потребителей, имеющих свою торговлю, маслодельный завод Каратузской артели, пряничные и сушечные пекарни, колбасные заведения, кожевенные заводы, по субботним дням бывает базар, 14-го, 15-го и 16-го ноября месяца – ярмарка.

В приходе, кроме села есть еще деревни: Усть-Копь, Черемушка и Черепановка. Усть-Копь от Каратуза отстоит в 10 верстах и расположена на правом берегу Амыла, при устье речки Копи, у подножия горы, носящей местное название «Веселой». Пути сообщения осенью и весной неудобны, так как деревня окружена с трех сторон болотами и бывает разлив реки Амыл. В Копи есть деревянная часовня, построенная в 1886 году, и одноклассное училище Министерства Народного Просвещения, открытое в 1909 году. Учащихся в нем около 60. Деревня Черемушка отстоит от с. Каратуза в 12 верстах, в ней в 1914 году открыта одноклассная школа Министерства Народного Просвещения, в которой теперь до 50 учащихся. Всего в приходе 692 двора, количество населения 4452 человека мужского и женского пола.

Население состоит из коренных сибиряков, казаков, в небольшом количестве временно проживающих дворян, мещан, духовных. В приходе имеются католики – 8 человек мужского и женского пола, 5 человек лютеран, 104 старообрядца австрийского согласия и 74 беспоповца. Пропаганды не заметно. Жители занимаются земледелием, торговлей, разного рода ремеслами и пр. Деревня Черепановка отстоит от села Каратуз в 10 верстах.

Церковный корреспондент так все подробно описал о жизни Каратузского причтового населения, что мне почти нечего добавить к вполне достоверным приведенным фактам, их истина не вызывает каких-либо сомнений. Необходимо обратить внимание лишь на то, что в материале нет слова «станица», а Каратуз постоянно называется селом. Преимущественно же в советский период авторы специально подчеркивают, что село когда-то было станицей. Наверно, это имеет под собой почву и мне придется провести в этом плане специальное исследование. Так что в следующих материалах этот вопрос получит соответствующее рассмотрение.

ФОРПОСТ ШАДАТСКИЙ

«После Абаканского и Саянского острогов в 1727 году

казаки основали Шадатскую крепость, будущее село Каратуз»

Красноярский рабочий, 04.09.1980 г.

Как давно это было? Более чем два с половиной века назад, как утверждает газета.

Для чего основывались крепости в южной части Хакасско-Минусинского региона? На этот вопрос и многие другие дает ответ книга красноярского ученого Г.Ф. Быкони: «Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в.», выпущенная в 1981 году в г. Новосибирске издательством «Наука».

Книга основана на большом количестве архивных документов, обобщает все то, что было написано и опубликовано по этому вопросу.

Прежде всего, крепости строились для охраны южных границ от набегов китайских вооруженных отрядов на земли, принадлежащие Российскому государству, на которых проживали кочующие инородцы. Они не только грабили последних, собирая ясак, но и натравливали сопротивляться проникновению русских на плодородные южные земли.

Еще в 1697 году центральное правительство издало именной указ о строительстве острога на реке Абакан. Но указание не было исполнено. И только после именных указов от 6 июля, 22 декабря 1706 и 27 февраля 1707 годов в Томске и Красноярске, Енисейске и Кузнецке подготовка к строительству развернулась. Согласно указам, воеводы должны были выделить для строительства Абаканского острога 1000 человек служилых людей с «огненными, полновыми и железными припасами к городовому строению» . Указано направить из Томска 400 служилых людей к месту постройки острога, из Красноярска – 300, из Енисейска – 200 и из Кузнецка – 100.

Поставить острог на р. Абакан в «пристойных местах, где бы от внезапного неприятельского приходу было безопасно и к селению крестьян осмотря пригодные и хлеборобные места вблизости к людям и ко всяким местам…»

Началось движение к месту строительства острога. Из Томска и Кузнецка служилые шли «сухим путем» через степи с обозом из 15 телег. Из Красноярска поплыли вверх по Енисею на 8 парусных дощаниках, енисейцы – на 9. Если не хватало общих сплавсредств, плыли на своих лодках и «каюках». Красноярские служилые люди прибыли на 80 судах, енисейцы – на 50. К тому же из Красноярска отправился конный отряд в 70 человек по правой стороне Енисея.

Встретились все отряды на Енисее, в назначенном месте. Переход занял 11 дней. К реке Абакан «для обыска» места под «острожевое строение» был послан отряд из 80 человек. Когда они вернулись, доложили, что ничего не нашли удобного.

Стали спускаться вниз по Енисею и осматривать берега. Около одного места остановились, осмотрелись. Посоветовались и решили закладывать крепость. К строительству приступило 964 служилых, среди которых находилось немало таких, которые владели мастерством по сооружению такого рода построек. Укрепления поставили за 5 дней. Что из себя представлял Абаканский острог, построенный, как известно, на Енисее? Летописец рассказывает: длина его 50 сажен, ширина – 33, высота – 2. По углам 4 башни. Ворота створчатые. В остроге часовня, государев двор, – две избы, между ними сени, изба судная с сенями, 3 амбара. Все крыто тесом. Под амбаром погреб. 20 войсковых казачьих изб. Около острогу – ров – ширина 1 сажень, глубина – тож. Круг острога двойные надолбы. На каждой башне установили пушки.

Когда острог был построен, оставили в нем гарнизон в 375 человек. Разрешили поселиться в остроге «всем охочим казачьим детям и отставным служивым с семьями…» Итак запомним: Абаканский острог построен в 1707 году. Начало было сделано.

В остроге началась жизнь. Перед гарнизоном была поставлена цель: установить мир с проживающими вокруг острога татарами, так назывались тогда местные жители разных родов. После многочисленных встреч с ними «за круглым столом» и разговоров были достигнуты соглашения, что они будут платить ясак по 6 соболей с человека, дали двух аманатов (заложников) с условием, что будут менять их ежемесячно.

Но не все было гладко. На первых порах вроде договорились жить в дружбе и согласии, а на деле начались раздоры. Все упиралось в ясак. Платили его, примерно половина тех, кто был на учете. Чтобы не платить ясак, инородцы бросали одни кочевые места и уходили в другие, подальше от острога, в места глухие, стараясь уйти из-под контроля. Случались и стычки казаков с инородцами на этой почве.

В 1716 году красноярский комендант Зубов получил распоряжение о строительстве еще двух острогов – «у Саянского камени и за Саянским каменем». Красноярский дворянин Илья Нашивошников с 300 казаками в 1718 году поставил Саянский острог. Он был в 3 раза меньше Абаканского. В остроге оставлены 100 казаков-годовальщиков. Итак, запомним еще одну историческую дату: в 1718 году построен Саянский острог. Для второго острога этой серии сил не хватило. И о нем забыли.

Проходит два десятка лет. Казак спит, служба идет. Никто на них не нападает, ни от кого они не отбиваются. Но, тем не менее, заселение благоприятного края почти находится на мертвой точке. В 1741-1744 годах Сенат издал указы о строительстве в южной Сибири новых крепостей. По плану 1746 года их должно быть построено 9.

Как выполнялась программа, сказать трудно. В архивных документах называется только одна «крепость» на реке Таштып. Почему слово «крепость» взято в кавычки? Дело в том, что новые крепости по примеру и типу Абаканской и Саянской с башнями, пушками, стенами и рвами уже не ставились. А просто на специально выбранной площадке, имеющей хороший обзор вокруг, устанавливался сторожевой пост в виде одиночного небольшого строения для отдыха, особенно в зимнее время. Вот таким сторожевым постом и был пост на реке Таштып. Так он и назывался – Таштыпский.

В 1759 году на «Соборной карте полуденной части Сибирской губернии», составленной в 1759 году поручиком Я. Уксусниковым, отмечены только два отъезжих караула: Монокский и Таштыпский. И дальше в архивном документе говорится, что «такие же зимовья-караулы в виде одиночных изб были поставлены к востоку от Енисея – Шадат, Кебеж и Нарыссы ».

Ну, вот и дошла очередь до Шадатской «крепости». Когда она появилась? Где-то, видимо, между 1746 и 1759 годом. Точнее сказать нельзя. Архивы об этом моменте молчат. После этого, наверно, надо внести поправки в те сведения, которые напечатаны в газете «Красноярский рабочий» и приведенные в начале главы. Уж если откровенно сказать, то год образования «крепости» исторически, как видим, не подтверждается, да и крепостью караульный пункт назвать тоже не имеет смысла. Видимо, не только в устной, но и в печатной пропаганде предпочтение надо отдать не эмоциям, а точному освещению фактов. Название зимовья-караула Шадатский получило от названия реки Шадат, где он был первоначально установлен. Причем, такие зимовья-караулы не все выжили. О некоторых вскоре те и забыли, едва назвав, как, например, Нарыссы. А Шадатский караул прожил долго и остался в истории как форпост. Потом они все стали называться форпостами.

В XVIII веке к Сибири ощущается повышенное внимание. Одна за другой организуются научные экспедиции. И каждая из них проявляет высокий интерес к южным районам. В 1722 году Минусинский край посетил Даниил Готлиб Мессершмидт, вызванный в 1716 году из Дании Петром I для поездки в Сибирь. В 1739 году совершил путешествие по Минусинскому краю Гмелин. Через 30 лет после него в 1771 и 1772 годах почти по тому же маршруту совершила поездку экспедиция Петра Симона Палласа, естествоиспытателя, географа, члена Петербургской Академии наук. О своих впечатлениях Паллас написал научный труд «Путешествие по разным провинциям Российского государства».

Позже, уже в XIX в., в книге «Енисейская губерния» автор ее, первый губернатор А.П. Степанов, напишет, что Паллас в местах, ныне существующих, «путешествовал, как в пустыне дикой », хотя количество населенных пунктов со времени посещения Минусинского края Гмелиным увеличилось с 5 до 24. «Паллас пробирался с конвоем от деревушки к деревушке, от зимовья к зимовью между смешанными племенами кочующих татар, между бедными хижинами ссыльных, бродил, можно сказать, по компасу, перекидывая через реки помосты на челноках для переправы, собирая для повозок, тянулся на них до первого селения или находился в необходимости требовать подстав »…

Паллас в октябре 1771 года был в Абаканской крепости. По его словам, она представляла «бедное, разрушенное местечко с деревянною церковью, с небольшим числом жилых домов ». В другой крепости Саянске он был 12 сентября 1772 года. «Гарнизон – записал он, - состоял из 7 казаков с капралом во главе. Каменистая почва вокруг не дает саянцам возможности заниматься земледелием. Поэтому казаки живут в соседних селениях и только время от времени присылают в острог двоих для охраны пороха и пушек».

К сожалению, Паллас не был на форпостах и, следовательно, не сообщил о своих впечатлениях о караулах.

Итак, напомним, что в архивных документах относящихся к 1759 году, имелось пять отъезжих форпостов – Монокский, Таштыпский, Шадатский, Кебежский и Нарысский. Отъезжими они назывались потому, что казаки там не жили постоянно, а только определенное время несли службу. Потом они возвращались обычно в крепости, где проживали с семьями, а на посты-караулы выезжала другая группа казаков. Вместе с ними выезжали и сборщики ясака.

Некоторые форпосты находились за сотни верст от крепостей. И такие поездки создавали определенные трудности и для самих казаков, и для их семей. Такие поездки оказывались затруднительными особенно летом, когда шли полевые работы. Тогда казаки обратились к своему начальству с просьбой переселиться с семьями поближе к форпостам, а где имеются удобные места для занятия земледелием, то поселиться непосредственно на постах. Их просьба была рассмотрена, признана разумной и им разрешено жить там, где удобно. Таким образом, уже в 1768 году возникли две деревни – Таштып и Арбаты. Последний форпост был устроен на реке Абакан и часто назывался Абаканским.

В связи с этим в архивных документах происходила путаница. То абаканскую крепость назовут форпостом, то форпост Абаканский назовут крепостью. А они находились друг от друга на большом расстоянии. Крепость, как известно, на Енисее, а форпост – на реке Абакан. Но в последующие годы за форпостом укрепилось название Арбаты. Это название и населенный пункт сохранились до сих пор.

Что касается Абаканской крепости, то она в дальнейшем получила название село Краснотуранск. В связи с созданием водохранилища Красноярской ГЭС бывшее село Краснотуранск, где возникла крепость, покоится сейчас «на дне морском». А село Краснотуранское перенесено в другое место и успешно развивается.

Вернемся, однако, в век XVIII.

Одни казаки, как уже сказано, около своих форпостов отстроили одноименные селения. А как поступили казаки, несущие службу на форпосту Шадатском? Об этом архивы молчат. И по этому поводу можно только гадать. Может быть, они обустроились на том самом месте, где сейчас стоит Каратуз? Вполне возможно. Пожалуй, это был у них самый лучший вариант. Но об этом нигде ни слова не сказано. По крайней мере, ничего не найдено. Может, то место, где казаки поселили свои семьи, тоже называлось Шадатским? Потом мы узнаем, что на самом посту жилье для семей не строилось, а имелась только казарма. Но не будем забегать вперед. Может, что-то конкретное и проявится.

Казаки форпоста Шадатского несли, как положено, службу. Связаны они были с дозорщиком, который находился в Саянской крепости. Но когда, скажем, что-то случалось в Красноярском округе, оттуда подавалась команда в Абаканскую крепость, а из Абаканской крепости вести передавались в Саянскую крепость. Затем эти вести становились известными и Шадатским казакам. Кстати, последние получали все довольствие в магазине Саянской крепости, а тот человек, который отпускал провиант и прочее, отчитывался перед Абаканской крепостью. Такая была зависимость.

В Красноярском округе совершено убийство семьи купца Великосельского. Сам он был изрублен в горнице топором, а жена и дочь в избе на лавках зарезаны. По этому случаю учинен поиск и привлекли к нему казаков, в том числе форпоста Шадатского. В другой раз красноярский городничий потребовал от Абаканского дозорщика, старшего начальника крепости снарядить для расстановки пикетов в округе, для прекращения учинения разбоя беглыми в количестве 5 старшин и 41 казака, в том числе выделить 7 казаков и старшего с форпоста Шадатского.

В архивных документах в дальнейшем называются только две крепости и три постоянно действующих форпоста. Монокский и Нарысский в дальнейших документах не упоминаются.

27 февраля 1775 года Красноярский комендант издает указ Иконникову (дозорщику Абаканской крепости), что «для постройки при абаканской границе казарм посылаются инструменты: 15 топоров, 5 долот, 3 теслы, 5 пайников, 5 скобелей, 3 чертуши, 3 слепуши и 3 напарьи средних ». Архивный пример для того, чтобы мы, современные жители, знали, каким инструментом пользовались два столетия назад при строительных работах, и для того, чтобы подтвердить, что казаки принимали участие в строительстве. Все эти инструменты ох как будут кстати для казаков форпоста Шадатского…

17 сентября 1785 года красноярский комендант подполковник Брикгаузен пишет абаканскому дозорщику Иконникову: «доносите, что оная Шадатская крепость погорела… и… просите, чтоб построение крепости было позволено учредить на отведенном бывшем за описанием границы геодезии сержантом Пестеревым по способности отстоящем в 15-ти верстах и на способном месте и чему-де и приготовили на том месте лес… Я ваше представление конфермую ».

Так, вследствие чрезвычайного происшествия, то есть пожара, стало известно, что Шадатская «крепость» переносится на новое место. Об этом событии сообщает Минусинский исследователь В.А. Ватин в своей книге, выпущенной в местной типографии в 1913 году, «Минусинский край в XVIII веке» (Этюд по истории Сибири). И дальше он же приводит данные о количестве казаков, находящихся на службе на 6 февраля 1791 года: в Абаканском карауле – 25, Таштыпском – 19, Саянском остроге – 34, Кебежском карауле – 24, Шадатском – 20. Итого, в конце XVIII века в крепостях и на форпостах несли караул 122 казака. Раньше их было значительно больше. За время существования караулов они ни разу не применяли оружие. И таким образом, подобная служба все более теряла значение и становилась чисто формальной. Но говорят же – все течет, все изменяется. Казак спит, а служба идет.

Век XVIII заканчивается. Пока ни в каких архивных документах слово «Каратуз» не называется.

В фондах Красноярской краевой научной библиотеки имени В.И. Ленина имеется редкая книга «Сибирь в XIX столетии», изданная в Санкт-Петербурге в 1889 году. В этой книге один из материалов озаглавлен «Красноярские казаки». Автор написал ее на основе архивов Каратузской станицы за 1806-1817 годы, хранящихся в Минусинском архиве.

Ну, вот и появилось наконец-то сочетание слов, которого так недоставало – «Каратузская станица». Но об этом будет речь впереди, а пока продолжим знакомство с казаками. Служба их состояла в исполнении разных нарядов по требованиям губернатора, который находился в Томске, городничего, который находился в Красноярске, и местной администрации. Они продолжали нести караулы на форпостах, охраняя их от «воровских людей», выезжали к границе и наблюдали за пограничными знаками, казаки посылались в Томск, на заводы, в Красноярск, в Ачинск. Они сопровождали барки с хлебом по Енисею, сопровождали колодников в места отбывания наказания.

Существовали дальние и близкие форпосты. В дальних имелись только казармы для жилья. Форпост Шадатский, видимо, относился к дальним караулам, так как он находился в 30 верстах от ближайшего селения вниз по Амылу. Какое это было селение, не называется. Автор же оговаривается: «Точность оного утвердить не по чем ».

Казаки должны иметь свое снаряжение и вооружение – карабины или винтовки, сабли, шпаги или пики. Постоянно должен быть у каждого неприкосновенный запас – по фунту пороха и полтора фунта свинца.

Казаки получают денежное жалование. Но часто они не получают его по году и более. Поэтому не особо обращается внимание на то, что служилые люди больше времени занимаются домашними делами – земледелием, охотой, рыбной ловлей, и даже их заставляют собирать лекарственные растения и они ведут сбор дикого хмеля.

Сколько же лет служили казаки? Служить они должны были «доколе хватало сил» и могли оставлять службу только по увечью, болезням и совершенной дряхлости. Тогда всякого довольствия они лишались.

А теперь мне хочется привести некоторые выдержки из книги А.П. Степанова, первого губернатора, автора книги «Енисейская губерния». В 30-х годах XIX века он путешествовал по Минусинскому уезду, побывал и на форпостах и интересно об этом написал. Может быть цитат будет многовато, но эта книга пока не намечается к переизданию и в Красноярске она находится лишь в нескольких экземплярах. Так что прочитать ее современному читателю невероятно трудно, а, скажем, в селе Каратуз и невозможно.

Итак, цитаты из книги:

«…В форпост Шадатский дорога торная, идет через Минусинск, через село Тесинское и деревню Шошу. Но прямо из Кебежа езда степною дорогою через пространную равнину, посреди которой пролегают гряды холмов, а далее перелески березовые. В правой стороне видно окончание хребта Саянского. Впереди высокая гора Камыш-шаг и, не доезжая до нее, на высокой возвышенности форпост Шадатский, на р. Казьга-Шубе без всякого укрепления» .

Не напоминает ли вам, читатель, нарисованная картина ту, которую нарисовал учитель В. Трояновский в очерке «За горой Арарат», описывая Каратуз? Не походит ли гора Камыш-шаг на гору Арарат, а речка Казьга-Шубе – на речку Каратузку?

«Казацкие форпосты расположены в черте на пространстве 250 верст по границе монгольской, надзор состоит в том, чтобы несколько раз в год съезжаться с китайцами на пограничных знаках, отстоящих от форпостов на 150 и 300 верст.

…Пограничных знаков три – Сабин-Дабага, Хоин-Табан и Бом-Кемчуг. На первый ходят казаки станицы Абаканской, на второй – Саянской, а на третий – из обеих.

…К Хоин-Табану ходят в исходе августа и в сентябре. Путь лежит через реку Шадат, впадающую в Амыл… Путь продолжается 5 дней.

В марте месяце собираются в селении Означенное 7 человек Саянского форпоста, 7 – Кебежского и Шадатского и 7 - Арбатского и Таштыпского. Отряд сей, состоящий из 21 человека, конных казаков, под начальством головы какой-нибудь станицы, отправляется на общий пограничный знак Бом-Кемчуг. Казаки ведут с собой вьючных лошадей с провиантом, фуражем и товарами для мены с Монголами.

…Отряд идет льдом по Енисею… В 10 дней приходит к месту. Пограничные знаки состоят наши из большого креста, их – высокого столба, обложенного снизу булыжником.

Встречаются. Дарга (их начальник) и Голова (наш) начинают сходиться друг к другу с протянутыми руками. Пожимая руки друг друга, Дарга спрашивает: «Здоров ли ты? Каков был путь? Здоров ли ваш государь? Благоденствует ли народ?». Голова отвечает: «Государь наш, милостию Божией, здравствует, а потому и народ благоденствует. Я здоров, а ты здоров ли…». Дарга дарит пару баранов, Голова – фунт рублевого кнастера. Церемония продолжается попойкой…

…Станицы располагаются в прекрасных местах, природа наделила их в изобилии: полями плодородными, лугами цветущими, рыбою, дичью, зверем, рогатым скотом и конями. За то жители не остаются неблагодарными. Они занимаются рачительно как хлебопашеством, так и скотоводством, живут чрезвычайно опрятно, покойно, прославляя Бога и Царя »

Вот так патетически описал губернатор и жизнь казаков и их работу по охране границы. Такие поездки к пограничным знакам впоследствии стали реже, ввиду того, что перестали на границе появляться монголы.

Что бы это значило – губернатор не назвал поселения Каратуз? Вроде его как бы нет. Хотя по всем данным он находился именно в Каратузе под названием Шадатский форпост. Как-то такой вывод необходимо подтвердить, но пока прямого аргумента нет. Требуются поиски.

СКАЗАНИЕ О КАЗАКАХ

В 1806 году крестьяне Курагинской волости деревни Каратузской жаловались Минусинскому комиссару, что казаки не пускают их ловить рыбу на реке Амыл, вверх от Каратузской деревни. Комиссар написал дозорщику, чтобы казаки не препятствовали крестьянам ловить рыбу на реке Амыл вплоть до самого караула.

Этот пример взят из книги В.К. Андриевича «Сибирь в XIX столетии», изданной в Санкт-Петербурге в 1889 году. И он приведен не для того, чтобы показать, как тогда быстро и справедливо рассматривались жалобы и что чиновники еще не были бюрократами. В истории и тогда немало встречалось случае волокиты и бесправия. Жалоба-письмо информирует нас, современных жителей, о многом, чего не удалось отыскать в других архивных документах.

Впервые мы узнали из жалобы факт существования Каратуза под именем деревни. Значит, деревня уже в 1806 году здравствовала и что в ней, кроме казаков, проживали и крестьяне. Повторяю, до этого таких сведений мне отыскать не удавалось. И деревня к тому же находится ниже караула. Значит, выше по реке Амыл существует и караул, безусловно, тот, который издавна зовется форпостом Шадатским. Деревня и форпост находятся в автономном состоянии. Как тогда совместить понятия, что Каратуз основан на месте форпоста, и когда все-таки основан Каратуз?

Необходимо, наверное, принять посыл, что поселение казаков возникло не на самом карауле, а на удобном во всех отношениях месте, где много свободной земли, пригодной для земледелия, и несколько ниже по реке Амыл и чуть в стороне от нее. То есть на том самом месте, что и сейчас. И стали его именовать «Поселение форпоста Шадатского». Так и шло из года в год. Потом первое слово «поселение» отпало и осталось сочетание «форпост Шадатский». Получилось два форпоста Шадатских. Один – караул, другой – населенный пункт. И так, видимо, часто случалось, что со временем стали путать, о каком форпосте идет речь – то ли о карауле, что стоит на реке Амыл, то ли о деревне, что стоит на речке Каратуз. И вот слово «Каратуз» прилипло к деревне. Таковы мои размышления по поводу названия населенного пункта. Ничего другого не обнаружил в архивных документах, хотя и перерыл их огромное количество.

Когда же образовано поселение? По этому вопросу тоже нет в архивах ничего конкретного. Но для рассуждения факты имеются. Давайте вспомним о прошении казаков к своему начальству, чтобы им разрешили переселить семьи поближе к форпостам. Такое разрешение было дано. И уже в 1768 году возникли деревни Таштып и Арбаты, названные так по названию форпостов. О форпосте Шадатском ничего не сообщается. Как же поступили казаки этого караула?

Думается, что и казаки форпоста Шадатского использовали такую возможность для приближения семей к форпосту. Только вот во времени образования поселения можно ошибиться. Они могли решить эту проблему в этом же 1768 году, а могли и в следующем. В данном случае можно, наверно, твердо утверждать, что образование поселения произошло в конце 80-х годов XVIII века. Других данных у меня пока нет. Но зато точно, что поселение возникло не на первом форпосту Шадатском, который, как установлено, сгорел, не на другом, который восстановлен на 15 верст ниже по реке Амыл.

Но как показывают архивы, и к 1806 году еще не все устоялось. Губернатор А.П. Степанов в 30-х годах побывал в населенном пункте, населенным казацкими семьями и в своей книге назвал его форпостом Шадатским. Дело, наверное, в том, что настоящий караул потерял свое значение и казаки, живя в Каратузе, выполняли те же задачи без отрыва, так сказать, от семьи. Такую мысль подтверждает найденное в архиве письмо командира казачьего отряда на золотых приисках хорунжего Василия Сурикова отдельному заседателю Ачинско-Минусинского горного округа Фомичу по поводу выплаты ему прогонных денег. Письмо датировано 1844 годом. Хорунжий разъезжал по приискам туда-сюда на свои деньги, а дорога неблизкая, …«от Минусинска до форпоста Каратуз 95 верст»

Но уже в переписных листах о населенных пунктах и количестве в них населения, относящихся к 1859 году, Каратуз называется деревней и никогда больше не упоминается как форпост. Кстати, в переписных листах этого года и других, более поздних, форпост Шадатский также не упоминается. Видимо, он отслужил свое время и оставлен за ненадобностью, оставив о себе память в истории.

Когда Каратуз стал именоваться станицей? В своей книге «Енисейская губерния» губернатор А.П. Степанов пишет: «Казаки Таштыпа и Арбатов составляют одну станицу. Форпосты Саянский, Шадатский и Кебежский составляют другую казацкую станицу». Так считалось до 1768 года.

Затем, когда образовались новые казачьи поселения, они назывались деревнями. А слово «станица» возникло, видимо, в связи с желанием казаков как-то выделиться. Вот они и стали насаждать на все населенные пункты, где проживали, такое название. К тому же в 1809 году все сибирские казаки были подчинены начальнику 24 дивизии генерал-майору Глазенапу. И, естественно, их авторитет в жизни края значительно вырос.

Просматривая «списки населенных мест Российской империи, составленных и издаваемых ЦСК МВД», по сведениям 1859 года, в них значилась «Каратузская ст. казач., число дворов 135, число жителей мужского пола 295, женского - 317 ». Имеются сведения о Енисейском казачьем конном полку в «Памятной книжке» за 1863 год. В ней говорится, что часть казаков шестой сотни расквартирована в селе Каратуз, и в скобках написано (станица) – 240 дворов, 1072 человек обоего пола.

И еще приведу один документ, хранящийся в Государственном архиве Красноярского края (ф.807, оп.1, д.26) от 28 мая 1884 года. К этому времени казачий полк расформирован и казаки расселились по всей губернии. В документе говорится, что «казаки входят в состав крестьянских сельских обществ и волостей ». Далее указывается, что в Минусинском округе девять казачьих селений. Среди них и село Каратуз.

Вот и закончилась «казацкая вольность». В последние годы мне приходилось встречаться с потомками сибирских казаков. За истекшее столетие они многое подрастеряли их своих нравов и обычаев. Но о прошлом вспоминают и с гордостью, и с грустинкой.

Газета «Знамя труда», орган Каратузского районного комитета КПСС

и районного совета народных депутатов Красноярского края, - № 62-76, 1990.

«Знамя труда», общественно-политическая газета Каратузского района

Красноярского края. Газета в газете «Амыльские перекаты», - № 97-99, - 2007.

Страна Россия
Субъект федерации Красноярский край
Национальный состав многонациональный
Население 8836 человек
Код ОКАТО
Прежние названия Каратуз
Координаты Координаты: 53°36′00″ с. ш. 92°52′00″ в. д. / 53.6° с. ш. 92.866667° в. д. (G) (O) (Я)53°36′00″ с. ш. 92°52′00″ в. д. / 53.6° с. ш. 92.866667° в. д. (G) (O) (Я)
Телефонный код +7 (+7)39137
Автомобильный код 24, 84, 88, 124
Глава Саар Владимир Рудольфович
Конфессиональный состав православие, лютеранство
Часовой пояс UTC+8

Каратузское (Каратуз) - село, административный центр района. Каратузский район, Красноярский край, бывшая казачья Каратузская станица. Расположено на юге края, на берегах речки Каратуз, впадающей в реку Амыл, образующий при слиянии с Казыром реку Туба, впадающую в Енисей. В 100 км к юго-востоку от железнодорожной станции Минусинск (на линии Абакан - Тайшет). Многонациональное по составу население села составляет 8836 человек.

История села

Построение Абаканского (1707 г.) и Саянского (1717 г.) острогов на Енисее закрепило господство русских в Саянском крае. Буринским 1727 г. и Кяхтинским 1728 г. договорами была установлена граница с Китаем. В 20-30-е годы XVIII века по ней раз в год проезжали 20 ясачных и небольшой отряд красноярских казаков-годовальщиков.
В связи со слухами о нападении Джунгарии гарнизон Саянска в 1745 г. увеличили до 60 человек при 6 пушках. В 50-е годы Саянский острог отстроен заново, основаны Таштыпский и Монокский караулы на одноименных притоках р. Абакан. Они отмечены на военной карте 1759 г. Число казаков в Саянске сократилось в 1751 г. до 30, в 1757 г. до 20 человек.
В 60-е годы XVIII века вновь открыт Ирбинский завод и разрешены вольные переселения казенных крестьян. Число караулов в Присаянье увеличилось до шести. Один из них был основан около 1767 г. на притоке Тубы Амыле при впадении в него р. Шадат.
С 1768 г. казаки стали селиться близ караулов. Казачьи деревни Таштып и Байкалово отмечены экспедицией Петра Симона Палласа (1741-1811), которая 12 сентября 1772 г. побывала в Саянске. Здесь казаки жили в деревне Усть-Ойской. Они несли службу в остроге и на форпостах Ой-Кебежском, Нарысогойском и Шадатском.
В 1773 г. «Шедатский караул» посетил сержант геодезии Егор Яковлевич Пестерев. В 1775 г. «для построения казарм и прочего» было выделено 15 топоров и другие инструменты. Пестерев отвел землю для домов и полей абаканским казакам, которые одни из всех пограничных занимались земледелием. Появилась казачья деревня Арбатская. В то же время на левом берегу р. Тубы была основана д. Шошина. Казаки с этой фамилией несли службу на Шадатском форпосте. В списке 1785 г. значится 5 казачьих деревень (ни Шадатской ни Каратузской среди них нет).
15 сентября 1785 г. в связи с тем, что «Шедацкая крепость погорела», было разрешено построение крепости в 15 верстах от старой, на отведенном Пестеревым месте.
«…Абаканские Казаки напредь сего при караулах ни какого хлебопашества не имели, ибо они не были поселены при караулах домами; в бытность же мою на границе по представлению моему велено их поселить при караулах; а как при всех караулах довольно имеется способнейших к хлебопашеству земель, то они ныне не только к пропитанию своих семейств, но и продавать довольно хлеба имеют. Шедатского караула Казаки поселены при речке Каратусе, впадающей в реку Имыл; Кебешские Казаки поселены на реке Ое; Саянские при Саянском остроге на реке Енисее; Абаканские выше речки Арбат, впадающей в реку Абакан; Таштыпские при речке Таштып… (Примечания о прикосновенных около Китайской границы жителях, как Российскийх ясашных татар, так и Китайских Мунгалах и Соютах, деланные Егором Пестеревым, с 1772 по 1781 год, в бытность его под названием пограничного комиссара при сочинении карты и при отыскании пришедших в неизвестность трактованных пограничных знаках, и самой пограничной между Российской Империей и Китайским государством черты, лежащей от Иркутской губернии чрез Крсноярский уезд, до бывшего Зенгорского владения / Новыя ежемесячныя сочинения. Ред. Н.Я.Озерецковский и А.П.Протасов. – Ч. 82 (апр.). - СПб., 1793).
В исповедной росписи Тобольской епархии, Красноярского заказа, села Курагинского, Архангельской церкви за 1788 г. впервые появляется роспись «служивых и отставных казаков и их домашних в деревне Каратуской». 61 ревизская душа, включая жен и детей, проживали в 10 дворах. Первожителями деревни были казачьи семьи: Кудриных, Скобеевых, Юшковых, Шаховых, Шахматовых, Белослудовых, Стрижневых, Лазицких, Ковригиных.
Таким образом, основание Каратуза казаками Шадатского караула произошло между 1785 и 1788 годами, годом основания можно считать 1787 год.
Регистрационная метрическая книга Курагинской церкви в январе 1789 года впервые зафиксировала Василия Иванова Юшкова и в ноябре 1789 года Алексея Петрова Шошина, как бракосочетающихся жителей «деревни Каратуской». Деревня жила.
На карте Колыванского наместничества 1792 г. у р. Амыл ниже Шадата обозначен «Шедатский погр. караул», еще ниже по течению между левыми притоками – поселение «Шедатских казаков».
Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края объясняет происхождение слова «Каратуз» от названия реки, на которой стоит село и дает ему следующее значение: «Хара Тс (Черная наледь)». В Красноярском крае рек с таким названием четыре.

Население - 7456 чел. (2010).

История села

Построение Абаканского (1707 г.) и Саянского (1717 г.) острогов на Енисее закрепило господство русских в Саянском крае. Буринским 1727 г. и Кяхтинским 1728 г. договорами была установлена граница с Китаем. В 20-30-е годы XVIII века по ней раз в год проезжали 20 ясачных и небольшой отряд красноярских казаков-годовальщиков.

В связи со слухами о нападении Джунгарии гарнизон Саянска в 1745 г. увеличили до 60 человек при 6 пушках. В 50-е годы Саянский острог отстроен заново, основаны Таштыпский и Монокский караулы на одноимённых притоках р. Абакан. Они отмечены на военной карте 1759 г. Число казаков в Саянске сократилось в 1751 г. до 30, в 1757 г. до 20 человек.

В 60-е годы XVIII века вновь открыт Ирбинский завод и разрешены вольные переселения казенных крестьян. Число караулов в Присаянье увеличилось до шести. Один из них был основан около 1767 г. на притоке Тубы Амыле при впадении в него р. Шадат.

С 1768 г. казаки стали селиться близ караулов. Казачьи деревни Таштып и Байкалово отмечены экспедицией Петра Симона Палласа (1741-1811), которая 12 сентября 1772 г. побывала в Саянске. Здесь казаки жили в деревне Усть-Ойской. Они несли службу в остроге и на форпостах Ой-Кебежском, Нарысогойском и Шадатском.

В 1773 г. «Шедатский караул» посетил сержант геодезии Егор Яковлевич Пестерев. В 1775 г. «для построения казарм и прочего » было выделено 15 топоров и другие инструменты. Пестерев отвел землю для домов и полей абаканским казакам, которые одни из всех пограничных занимались земледелием. Появилась казачья деревня Арбатская. В то же время на левом берегу р. Тубы была основана д. Шошина. Казаки с этой фамилией несли службу на Шадатском форпосте. В списке 1785 г. значится 5 казачьих деревень (ни Шадатской ни Каратузской среди них нет).

15 сентября 1785 г. в связи с тем, что «Шедацкая крепость погорела», было разрешено построение крепости в 15 верстах от старой, на отведенном Пестеревым месте.

"…Абаканские Казаки напредь сего при караулах ни какого хлебопашества не имели, ибо они не были поселены при караулах домами; в бытность же мою на границе по представлению моему велено их поселить при караулах; а как при всех караулах довольно имеется способнейших к хлебопашеству земель, то они ныне не только к пропитанию своих семейств, но и продавать довольно хлеба имеют. Шедатского караула Казаки поселены при речке Каратусе, впадающей в реку Имыл; Кебешские Казаки поселены на реке Ое; Саянские при Саянском остроге на реке Енисее; Абаканские выше речки Арбат, впадающей в реку Абакан; Таштыпские при речке Таштып… (Примечания о прикосновенных около Китайской границы жителях, как Российских ясашных татар, так и Китайских Мунгалах и Соютах, деланные Егором Пестеревым, с 1772 по 1781 год, в бытность его под названием пограничного комиссара при сочинении карты и при отыскании пришедших в неизвестность трактованных пограничных знаках, и самой пограничной между Российской Империей и Китайским государством черты, лежащей от Иркутской губернии чрез Красноярский уезд, до бывшего Зенгорского владения / Новыя ежемесячныя сочинения. Ред. Н. Я. Озерецковский и А. П. Протасов. - Ч. 82 (апр.). - СПб., 1793).

В исповедной росписи Тобольской епархии, Красноярского заказа, села Курагинского, Архангельской церкви за 1788 г. впервые появляется роспись «служивых и отставных казаков и их домашних в деревне Каратуской». 61 ревизская душа, включая жен и детей, проживали в 10 дворах. Первожителями деревни были казачьи семьи: Кудриных, Скобеевых, Юшковых, Шаховых, Шахматовых, Белослудовых, Стрижневых, Лазицких, Ковригиных.

Таким образом, основание Каратуза казаками Шадатского караула произошло между 1785 и 1788 годами, годом основания можно считать 1787 год.

Регистрационная метрическая книга Курагинской церкви в январе 1789 года впервые зафиксировала Василия Иванова Юшкова и в ноябре 1789 года Алексея Петрова Шошина, как бракосочетающихся жителей «деревни Каратуской». Деревня жила.

На карте Колыванского наместничества 1792 г. у р. Амыл ниже Шадата обозначен «Шедатский погр. караул», ещё ниже по течению между левыми притоками - поселение «Шедатских казаков». Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края объясняет происхождение слова «Каратуз» от названия реки, на которой стоит село и дает ему следующее значение: «Хара Тус (Черная соль)». В Красноярском крае рек с таким названием четыре:

  1. р. Каратуз правый приток р. Дербина (Балахтинский р-н);
  2. р. Каратуз, правый приток р. Хабык (Идринский р-н);
  3. р. Каратуз левый приток р. Амыл (Каратузский р-н);
  4. р. Каратузска правый приток р. Джеб (Курагинский р-н).

Первый гражданский губернатор Енисейской губернии Александр Петрович Степанов (1781-1837) писал:

«Казацкие форпосты расположены в черте на пространстве 250 верст по границе монгольской… В форпост Шадатский дорога торная, идет через Минусинск, через село Тесинское и деревню Шошу. Но прямо из Кебежа езда степною дорогою через пространную равнину, посреди которой пролегают гряды холмов, а далее перелески березовые. В правой стороне видно окончание хребта Саянского. Впереди высокая гора Камыш-таг и, не доезжая до неё, на высокой возвышенности форпост Шадатский, на р. Казьга-Тубе без всякого укрепления .

Станицы располагаются в прекрасных местах, природа наделила их в изобилии: полями плодородными, лугами цветущими, рыбою, дичью, зверем, рогатым скотом и конями. За то жители не остаются неблагодарными. Они занимаются рачительно как хлебопашеством, так и скотоводством, живут чрезвычайно опрятно, покойно, прославляя Бога и Царя ».

Финский этнограф и лингвист Матиас Алексантери Кастрен (1813-1852), путешествовавший в 1845-1849 годах по Сибири, побывал и в Каратузе 5 (17) июля 1847 года:

«…все население по Тубе состоит из туземцев, ссыльных и обруселых племен; вследствие плодородия почвы оно довольно здесь велико, тогда как берега больших притоков её Амыла, Кизира и Зизима почти совсем ещё не возделаны. Самое верхнее поселение во всей этой речной области - Шадатский казачий форпост, находящийся при большой, впадающей в Амыл, реке Каратус. Несколько верст выше его прекращается проезжая дорога, и лишь узкая тропинка ведет путешественника вверх по Амылу в Саянские горы ».

География

Село расположено в юго-восточной части Минусинской котловины, у отрогов Восточного Саяна, в бассейне реки Амыл , образующей при слиянии с рекой Казыр реку Туба , впадающую в Енисей . Окружающий рельеф преимущественно увалисто-равнинный, расчленённый долинами. Высота от 300 до 700 м. Так, например, близлежащие горы Шумилиха и Арарат, у подножия которых и расположено село, имеют соответственно высоту 370 и 480 метров. Отдельные низкогорные массивы сложены сланцами, песчаниками, конгломератами, мергелями, известняками, а также туфами, порфиритами и сиенитами палеозойского возраста, которые на более пониженных участках перекрыты суглинками, лёссами и супесями. Климат резко континентальный, иногда засушливый. Средняя температура января от -16° до -20,5 °C, июня от +18,2 до +19,6 °C. Зимой бывают морозы до -52 °C, а летом температура иногда поднимается до +45 °C. Продолжительность вегетационного периода около 150-160 суток.

Население

Экономика

Основная отрасль специализации - сельское хозяйство.

Крупные предприятия села:

  • Открытое акционерное общество «Каратузхлебопродукт» - производство хлебобулочных изделий
  • Государственное предприятие «Каратузское дорожное ремонтно-строительное управление» - Ремонт и содержание дорог, растениеводство
  • Государственное предприятие «Каратузское автотранспортное предприятие» - Междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки
  • Общество с ограниченной ответственностью «Каратузский ТеплоВодоКанал» - Жилищно-коммунальные услуги
  • Общество с ограниченной ответственностью «Каратузский райсоюз» - Реализация товаров народного потребления
  • Общество с ограниченной ответственностью «Каратузский хлебоприёмный пункт» - обработка и хранение зерна
  • Общество с ограниченной ответственностью «Каратузское ремонтно-транспортное предприятие» - ремонт сельскохозяйственной техники и агрегатов

Инфраструктура

Автодорогой Кочергино - Каратузское село связано с трассой Минусинск - Кускун , откуда имеется выход на Абакан , Курагино и Красноярск . От Каратузского также отходит несколько дорог к ряду населённых пунктов Каратузского района: Верхний Кужебар, Ширыштык (с выходом на трассу Р257 к посёлку Танзыбей) и другим. Вокруг Каратузского построена объездная дорога.

Культура

В селе имеется единственный храм - Петра и Павла (1852 год постройки), краеведческий музей (располагается в здании бывшей церковно-приходской школы), детская и взрослая библиотеки.

В настоящее время от старинной застройки Каратуза практически ничего не осталось, последние исторические дома (здание Высшего начального училища, дом мещанина Крылова, здание в больничном комплексе "дом купчихи Колобовой" и др.) в настоящее время либо сносятся, либо перестраиваются и покрываются сайдингом с согласия местной власти, преображая село и придавая ему современный облик.

Напишите отзыв о статье "Каратузское"

Примечания

Отрывок, характеризующий Каратузское

Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
– И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
– Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
– Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.
Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней.
«Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мот только один бог. Но как же бог предписал этот закон? Почему сын?.. И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой то тихий, шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: „И пити пити питии“ потом „и ти тии“ опять „и пити пити питии“ опять „и ти ти“. Вместе с этим, под звук этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательна держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки. „Тянется! тянется! растягивается и все тянется“, – говорил себе князь Андрей. Вместе с прислушаньем к шепоту и с ощущением этого тянущегося и воздвигающегося здания из иголок князь Андрей видел урывками и красный, окруженный кругом свет свечки и слышал шуршанъе тараканов и шуршанье мухи, бившейся на подушку и на лицо его. И всякий раз, как муха прикасалась к егв лицу, она производила жгучее ощущение; но вместе с тем его удивляло то, что, ударяясь в самую область воздвигавшегося на лице его здания, муха не разрушала его. Но, кроме этого, было еще одно важное. Это было белое у двери, это была статуя сфинкса, которая тоже давила его.
«Но, может быть, это моя рубашка на столе, – думал князь Андрей, – а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити пити пити и ти ти – и пити пити пити… – Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, – тяжело просил кого то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой.
«Да, любовь, – думал он опять с совершенной ясностью), но не та любовь, которая любит за что нибудь, для чего нибудь или почему нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. И от этого то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он… Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз поняд всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать…»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!