Сербы хорошие а хорваты плохие. Славяне: сербы, хорваты и словенцы

Попробуем приподнять занавес над очень сложной и трепетной темой о взаимоотношениях между несколькими народами, населяющими Балканы и являющимися соседями черногорцев. Прежде всего речь пойдет об албанцах и хорватах, немного меньше о сербах и боснийцах. О сербах меньше прежде всего из-за их более-менее одинаковой с черногорцами общности, хотя у некоторых исследователей даже на этот факт свое собственное обоснованное мнение.

Во времена Броз Тито ходил такой анекдот- Вопрос : Когда наступит коммунизм в Югославии?
Ответ: Когда македонец перестанет печалиться, когда серб назовет хорвата своим братом, когда словенец заплатит в ресторане за своего приятеля, когда черногорец начнет работать, и когда босниец все ЭТО поймет!

сербы-черногорцы и хорваты

Итак-сербы и многие черногорцы не любят хорват,и хорваты соответственно платят им той-же монетой. Начнем с истории и религии.

На долю католиков в Хорватии приходятся 76,5% населения, православных — 11,1%, мусульман — 1,2%, протестантов — 0,4%. В Сербии 62% - православные, 16% - мусульмане, 3% - католики Согласно историческим фактам в 1054 году произошёл распад христианской церкви на Западную Римско-Католическую и Восточную Греко-Кафолическую «великая схизма»., не углубляясь в причины и тонкости этого процесса, надо отметить, что в Восточной Римской

империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни. Хотя еще во времена апостолов на заре распространения христианства, когда Римская империя была единой, по-гречески и по-латыни понимали почти везде, а многие могли говорить на обоих языках. Однако уже к 450 году очень немногие в Западной Европе могли читать по-гречески, а после 600 года редко кто в Византии говорил на латыни, языке римлян, хотя империя продолжала называться Римской или Ромейской.
Если греки хотели читать книги латинских авторов, а латиняне — сочинения греков, они могли сделать это лишь в переводе.

А это означало, что греческий Восток и латинский Запад информацию черпали из разных источников и читали разные книги, в результате все более отдаляясь друг от друга в разные стороны. Окончательное же разделение между Востоком и Западом наступило с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году. 12 апреля крестоносцы Четвертого Крестового похода по пути в Иерусалим совершили, по словам сера Стивена Рансимана, «величайшее преступление в истории», разграбив Константинополь. Поджигая, мародерствуя и насилуя во имя Христа, крестоносцы разрушили город и увезли награбленное в Венецию, Париж, Турин и другие западные города. «От сотворения мира никто не видывал и не завоевывал таких сокровищ»,- воскликнул крестоносец Робер де Клари.

Согласитесь,что этот факт отразился на разной ментальности этих двух народов, хотя они и говорят почти на одном сербско-хорватском языке.

По данным историка д-ра

У каждой этнической группы свой гаплотип, у каждой подгруппы и у каждой семьи также свой гаплотип. Славянские черты лица, руский язык, цвет волос, вероисповедание – это вторичные признаки, они относительно недавние и за сотни и тысячи лет смешивания генов могли быть смазаны. В отличие от вторичных признаков,гаплотип неистребим, он не меняется десятками тысяч лет, за исключением естественных мутаций. Но эти мутации не имеют ничего общего с генами. Мутации в генах не приводят ни к чему хорошему (выкидыши, болезни, ранняя смерть).

Мутации гаплотипа – это отметки, насечки, которые показывают, как далеко потомок ушел от общего предка. Такие естественные мутации происходят раз в несколько тысяч лет. Гаплотип – это метка рода . Надо еще заметить, что у каждого мужчины в Y хромосоме ДНК имеются определенные участки, которые всегда идентичны у отца с сыном, с внуком, и далее вглубь по потомству. Далее мы ознакомимся с этой таблицей. Здесь приводятся результаты генетического исследования балканских и рядом живущих народов (венгров) .Мы видим наличие различных генетических линий у славян.
R1a — это так называемый «арийский» ген, а I2 — «динарский» ген -(ген I2a) загадочен тем, что его связали с иллирийцами. Очевидно, что славяне в генетическом плане имеют смысл только как сочетание трёх линий — двух «арийских» и одного «динарского». И сербы с хорватами на генетическом уровне очень близки и имеют гораздо больше различий с русскими и украинцами,чем между собой.

Перейдем к типичным представителям сербов визуально(кликабельно для увеличения)








черногорцев











Анте Старевич был сторонником единства южных славян, однако считал, что единым наименованием единого народа должно быть слово «хорват», а не «ненародное» слово «серб»

это как раз те места на севере и западе Балкан. Помимо чисто религиозных различий и их предпосылок,описанных выше, имелись и социальные проблемы между этими народами. Хорватские феодалы, помещики, когда-то получившие от своих властителей грамоты на владение землей, считали своими те территории, на которых поселились свободные сербские земледельцы.

Сначала возникшие на этой почве конфликты не носили межнационального характера. Но когда на хорватской политической сцене во второй половине XIX века появился идеолог независимости Хорватии Анте Старевич, который считал сербов не только людьми второго сорта, но и называл их рабами.

Современные сербские ученые считают этот период началом геноцидной идеологии, прогрессирующей вплоть до наших дней. Так в самосознание хорватов были заложены элементы агрессивности по отношению к сербам.

Ну а во времена второй мировой войны и известного исторического факта о присоединении большей части хорват к войскам вермахта и жесточайшим движением хорватских усташей, различия и взаимная вражда еще более усилилась. Не помогло и более 60-ти десятилетнее нахождение сербов и хорват в единой Югославии и события 1991 года, унесшие на территории Хорватии около 30 тыс. человеческих жизней и около 500 тыс. беженцев и переселенцев, тому наглядное подтверждение.

В итоге можно с более -менее большой вероятностью сказать, что не смотря на единую генетику и общий язык (основная разница в написании,так как у хорват -латиница) и даже похожие внешние признаки, у сербов-черногорцев и хорват, на данный момент, мало шансов подружится в рамках единой европы или даже шенгенской зоны в ближайшем будущем.

Хорваты

славянское племя, по своим этнографическим особенностям и географическому положению ближайшим образом родственны сербам (отсюда слитное название сербо-Х.) и словинцам, в отношении же древнейшей культуры - религиозных верований, внутреннего строя и внешнего быта - тесно связанное с остальным славянством (см. Славяне, Югославяне). По древним памятникам и современным топографическим названиям V. Klaić ("Ime Hrvat u historiji slavenskih naroda", Загреб, 1890) нашел X. в Сев. Штирии, Каринтии, всюду в землях сербских, в Вост. Галиции, на Волыни, в чешских Корконошах и Судетах, на берегах Заалы, даже близ Микен (деревня Харвати) и т. д.; но едва ли всех этих X. можно включить в одну этнографическую группу. Сплошной массой X. живут в Сев. Истрии, Далмации, Хорватии, части Славонии. В 1584 г. часть X. была переселена генералом "Хорватско-славонской военной границы" Теуфенбахом в окрестности Микулова (Моравия). В XVI и XVII вв. много X. переселилось от турецкого ига в Нижнюю Австрию и Венгрию, где они заняли преимущественно комитаты Мошонский, Шопронский, Железный и Пожунский и жупании Бараньскую, Бачскую и Тамишскую. В местах сплошного поселения X. имеется немало чисто сербских вкраплин. Условия расселения X. и культурные воздействия различных соседей затрудняют определение чисто хорватского типа. В общем X. - сильный, плечистый, красивый народ, на севере - среднего роста, с слабой светлой растительностью, широким ртом, на юге - высокого роста, с темными волосами, пропорциональными чертами; женщины вообще мало красивы, за исключением Посавья и Приморья. Одежда почти та же, что и на всем славянском юге; отличительной чертой являются лишь богатые вышивки, особенно в Далмации. Обстановка жизни простолюдина незавидная, хотя есть и богатые дома. Тип построек не везде одинаков и является живым показателем эволюции. Есть дома без пола, прямо на земле, без печи, только с огнищем посредине избы, и без окон; есть дома, поднятые на один этаж, при чем низ служит помещением для скота или для хранения хозяйственных припасов и принадлежностей; есть крыши деревянные, соломенные, черепичные. Располагаются избы большей частью поодаль одна от другой. Пища X. - хлеб из кукурузной муки, картофель, бобы, каша, молоко, в Приморье и возле рек - рыба, редко мясо. Пьют X. сливовицу (водка из слив), иногда в большом количестве. К остаткам седой старины следует отнести хорв. задругу (см.), народные песни (см. Сербская народ. песня), суеверия и поверья (см. Сербы, Вила). См. V. Klaić, "Opis zemalja, u koiih obitavaju Hrvati" (Загреб, 1880-83); Fr. Krauss, "Die vereinigten Königreiche Kroatien und Slavonien" (Вена, 1889); его же, "Sitte und Brauch der Südslaven"; Petter, "Das Königreich Dalmatien" (Вена, 1857); H. Bidermann, "O etnografiji Dalmacije"; M. Lucianović, "Litteratura popolare dei croati-serbi" (Триест, 1895); N. Nodilo, "Religija Srba i Hrvata na glavnoj osnovi pjesama, prica i govora narodnog" ("Rad jug. Akad.", LXXVII-CI); Л. Березин, "Хорватия, Славония, Далмация и Военная Граница" (СПб., 3879; удовлетворительна лишь этнографическая часть); систематическое описание коллекций Дашковского этнографического музея, состав. проф. В. Ф. Миллером (вып. IV, M., 1895); А. Липовский, "Хорваты" (СПб. 1900).

История. 1) Хорватские князья и короли (до 1102 г.). Поселение X. в Далмации, Иллирике и Паннонии относится к VII-VIII вв. Ни точных географических границ, ни этнографического различения X. от сербов для этого времени провести нельзя. Основой общественного быта была семья (см. Семья и род у славян). В административном отношении X. делились на жупы, управляемые жупанами. По свидетельству Константина Багрянородного, земля хорватов делилась на 11 жуп и одну бановину, состоявшую из 3 жуп, которыми владел один бан. Из хорватских городов Константин называет Нин, приморский Белград, Скрадин, Книн и еще несколько, положение коих нам неизвестно. Принятие X. христианства состоялось не без влияния со стороны культурного римского населения далматинских городов и при помощи византийского императора Гераклия. Но это крещение не было прочным; в IX в. понадобилось вторичное или дополнительное крещение. Духовным главой X. в обоих случаях был римский папа. Митрополия находилась в Сплете. С усилением в VIII-IX вв. франкской державы X. перешли под власть франков, жестоко с ними обращавшихся и вызвавших восстание Людевита, жупана посавских X. На сторону франков встал князь далматинских X. Борна и тем помешал осуществлению планов Людевита. При последних Каролингах власть франков над X. значительно слабеет. После Людевита у посавских X. упоминаются в источниках наместники Ратимир, Мутимир (около 872-882 г.), Браслав, верный союзник Арнульфа в борьбе его против Святополка моравского. Далматинским X. в то же время приходилось вести борьбу с Венецианской республикой из-за соперничества во внешней торговле. Борне наследовали Владислав (821-835), Моислав (835-850); Терпимир (850-865), при котором X. выставляет 60000 конницы, 10000 пехоты, до 80 сагин (по 40 чк.) и до 100 кондур (по 10-20 чк.); Домагой, помогавший византийскому императору и Людовику II отражать сарацин. При нем предъявляет свои притязания на земли X. Византия. Она утверждает в качестве князя X. преемника Домагоя, Седеслава (Здеслава), оставляя, впрочем, народные права X. ненарушенными. В связи с этими отношениями к Византии стоит усиление славянского элемента в Далмации: города с латинским населением платят X. за пользование землей подать. X. менее беспокоит и Венеция на Адриатическом море. Наконец, под влиянием проповеди свв. Кирилла и Мефодия, а также желаний Византии X. перешли от римского папы под главенство византийского патриарха. У. X. являются свои священники и богослужение на славянском языке. Со смертью (насильственной) Седеслава связи с Византией слабеют. Хорватская держава растет. Упоминаемый в 892 г. последний князь далматинских X., Мутимир, называет себя уже князем Dei gratia; его окружает многочисленная знать. Отношения с сербами и болгарами вполне дружественные. X. превращается в королевство. Способствовали этому пример сильной власти франков (собственно, графа фриульского), поощрение со стороны Византии и папы, наконец, объединение под одной властью далматинских и паннонских X. Первым "королем" X. был Томислав (903-938); затем царствовали Крешимир I († около 945), Мирослав, Держислав, при котором особенно усиливается борьба c Венецией из-за обладания далматинскими городами; Святослав, Крешимир II, рядом с которым упоминается и брат его Гоислав; Стефан I, сын Святослава, мстивший Венеции и за Далмацию и за изгнание своих родственников Орсеоло из республики. Наиболее замечательный из хорватских королей - Петр Крешимир Великий (1053-1073, сумевший благодаря союзу и дружбе с Римом, Византией и Угрией вернуть Далмацию и острова и приобрести Срем. После его смерти настали раздоры в стране, сопровождавшиеся и внешними неудачами. Далмация была снова потеряна для X. Выбранный королем бан Славич был взят в плен норманнским графом Амиком. На его место выбран бан посавских X. Дмитрий Звонимир (или Свинимир, женатый на Елене, сестре тогдашнего воеводы, а впоследствии короля Владислава. В политике Звонимир держался папы Григория VII. После его смерти († 1088) правил X. сын Петра Крешимира Стефан II, более монах, чем правитель. С ним прекратилась хорватская королевская династия. По свидетельству Фомы Сплетского, настали страшные раздоры и внутренние несогласия. Образовались партии Византии, Владислава Венгерского, хорватского бана Петра. Одержал победу Владислав, но с его смертью X. изгнали поставленного им наместника Альма. Преемник Владислава, Коломан, в 1102 г. двинулся в Хорватию с войском. Избегая битвы, он вошел в переговоры с хорватской знатью. 12 жупанов, как представители 12 племен X., заключили с Коломаном в Крижевце договор, по которому Коломан признавался X. королем, но с условием сохранения прежнего внутреннего устройства государства. Вскоре Коломан короновался хорватской короной в приморском Белграде (Zaravecchia). Одновременно с X. протектором Венгрии его признали и далматинские города. Из-за них теперь идет постоянная борьба между Венгрией и Венецией, пока в первой ¼ XV â. они не были на 300 лет захвачены Венецией. 1102 г. можно считать концом самостоятельного существования хорватского государства; далее его роль второстепенная и всегда в связи с Венгрией. В период хорватских королей область, занятая Х., называлась "королевством хорватских", "Хорватией", "королевством Хорватским и Далматинским", иногда именем части вместо целого - Славонией или Далмацией. Пределы государства часто менялись. Наибольшего распространения хорватское государство достигло при Томиславе. Во главе стоял король (Rex Chroatorum, Rex chroatorum atque Dalmatinorum). Его власть от Бога (Dei gratia) и переходит по прямому наследству к сыну или, если такового нет, к лицу, выбранному народом и банами. При возведении на престол происходило помазание, венчание хорватской короной (похожа на древнюю византийскую), жезлом, золотым яблоком, мечом. Столицей хорватского короля служили разные города (Нин, Книн, Шибеник; с конца XI в. роль urbs regia играл Белград). Права короля состояли в издании законов, высшем надзоре за судом и управлением, в предводительстве на войне. Доходы короля (regalis fiscus Chroatiae) состояли в землях, сборах с монастырей, дани, дарах; за его путешествия по стране расплачивалось население (descensus, hospitatio). Короля окружали придворные чины (anlici) из среды знати (principes) - королевский канцлер, заведовавший внешними сношениями; палатин или жупан королевского двора (comes curialis), заместитель короля во внутренних делах; дед X. (djed chroatorum), по своим обязанностям напоминавший франкского майордома; судья королевский и придворный епископ (regalis episcopus). Немало было слуг дворцовых: постельники (camerarii jupani), хлебодар, виночерпий, вратари, конюшие, щитоносцы, псари и т. д. Высшие придворные чины составляли как бы думу короля (senatus), особый собор (curia) или иногда королевскую свиту. Суд королевский был единоличный; руководством служили стародавние обычаи, так как не было писанного закона. Наказания состояли в пене, изгнании из страны, сечении. О народных соборах мы знаем мало, но они существовали для разбора племенных распрей, выбора короля, бана, жупанов. Рано мы находим у X. сословия: знать, высокую (comites regis) и низшую (milites, nobiles), и простой народ (villani). Духовенство также составляло особый класс. В руках знати была вся власть. Простой народ постепенно попадает в крепостное отношение к дворянству. В областях хорватского королевства первую роль играли выборные баны (7 по числу областей; бан X. - potens banus); за ними шли жупаны и их помощники. Большей свободой самоуправления пользовались далматинские города. Здесь тоже были свои классы: духовенство (clerus), патриции (nobiles), граждане (populus), позднейшие поселенцы (становники, habitantes), кметы, даже рабы; угнетения пока не было и рабство законом даже запрещалось. Дела решаются на скупщинах (congregatio, confluxus). Со временем выдвигается власть выборного приора, судей, трибуна, секретарей, особого адвоката (defensor civitatis) и др. Ко времени Хорватского королевства относится упорная борьба между Сплетской митрополией, рассадником латинства, и Нинской епископией, охранявшей славянское богослужение. Победа при помощи короля осталась за Сплетом и обычаями римской церкви; латинский язык стал вытеснять славянский, по выражению папы Иоанна VIII, "варварский" язык. Такой характер имеют постановления церковных соборов в Сплете 926, 927-8, 1059-60, 1064, 1075 гг. Несмотря на запрещение славянского богослужения и преследование непослушных священников, все же кое-где сохранялось глаголическое богослужение, хотя и по римскому обряду. Церковь X. была независима от короля и всецело подчинялась римскому папе. Управление ею принадлежало соборам из епископов, с митрополитом, и аббатов. Судебная власть церкви также была независима от светской: сперва она распространялась на духовных лиц, а после и на светских, по их добровольному согласию. Церковному суду подлежали за преступления против церкви, а также по вопросам о браке и т. п. Судебные инстанции шли в таком порядке: епископ - митрополит - собор - папа или его легаты auctoritate apostolica. Доходы церкви состояли из oblationes (хлеб, мед, сыр, вино), primitiae (первые полевые плоды), decimae (десятина с приплода), но главным образом получались с земель, подаренных церкви. По мере распространения христианства среди X. и увеличения числа церквей и епископий возникают на хорватской почве и монастыри разных орденов, ранее всего бенедиктинские (в Задре, о-ве Лакроме, о-ве Млете, около Сплета). Во главе их стояли выборные аббаты (опаты). Монастыри пользовались покровительством королей и симпатией населения; благодаря щедрым пожертвованиям они быстро росли и богатели, вначале имея немалое колонизационное и просветительное значение; при них устраивались больницы, богадельни, гостиницы.

2) X. под властью королей венгерских (до 1526 г.). В начале зависимость X. от венгерских королей не была тяжела. Коломан (1102-1114) лишь наездами бывал у X. Преемники его были слишком заняты своими делами, чтобы заботиться о X. Последними управляют баны. Далматинские города (главным образом Задр) переходит к Венеции. Еще большее испытание пришлось вынести Хорватии, когда в 1242 г. на нее напали татары. X, выдержали натиск очень мужественно (битва на Гробничком поле у г. Реки). Венгерский король Бела IV, желая изгладить следы страшного нашествия, дает разные льготы хорв. городам (Загреб объявляется свободным королевским городом), вызывает новых поселенцев, принимается за преобразование землевладения и земского ополчения. В X. возвышается в это время род Шубичей. Последние Арпадовичи не могли установить порядка в X., защитить ее от происков Венеции, ибо сами были заняты семейными спорами за престолонаследие, борьбой с непокорным дворянством, интригами иностранных государей. Людовик Великий старался ослабить влияние старых владетельных хорватских фамилий (Свачичи, Шубичи и др.) и частой сменой банов мешал утвердиться их тирании. По договору 1358 г. Далмация снова перешла к Венгрии, но не надолго, так как по смерти Людовика Венеция купила у Владислава право на владение Далмацией. Оставался свободным лишь Дубровник (см.). Король Сигизмунд († 1437) мало заботился о X., наводнил страну немцами, посадил ненавистных народу банов Цилльских. Интерес последующей эпохи сосредоточивается на борьбе христиан с турками. В этой борьбе участвуют и X. Внутри идет борьба вельмож (Франкопаны и др.). Ища хоть где-нибудь защиты и полагаясь на льстивые обещания, X. выбрали в 1527 г. своим королем Габсбурга Фердинанда. - Соединение X. и венгерского королевства под одной короной не сразу отразилось на внутреннем строе X. Хорватское государство сложилось ранее угорского, а затем социально-политический строй Венгрии не представлял ничего оригинального и самобытного, возникши под значительным влиянием строя славянского (особенно В. Моравии) и немецкого (феодализм). Официальное название для земель между Савой и Дравой с XII до XVI в. - Славония или "вся Славония". В нее входили соб. Славония, Хорватия и Далмация. Эти области дробились на много небольших жупаний, или комитатов. Главой государства остается король (Rex Hungariae, Dalmatiae et Croatie; титул увеличивался по мере завоеваний), по-прежнему венчавшийся и хорв. короной; но владел X. наследник престола (rex junior) или младший брат короля (dux totius Sclavoniae). Король назначал бана, а впоследствии - двух банов (в Книне и Загребе). Бан был, в сущности, хозяином страны: он председательствовал на соборах народных, мог давать городам и торговцам разные привилегии, предводительствовал на войне, даже чеканил монету (бановица). Доходы бана были большие (подати, торговые пошлины, подарки); из них он посылал ежегодно крупную сумму королю. За баном шли подбан, заместитель бана на суде, протонотарий, хранивший печать королевства. Управление жуп было также централизовано. Они в XIII в. стали даваться на феодальных основаниях светской и духовной знати; отсюда наследственные графы Модрушские, Крбавские, Брибирские, Цетинские, Горицкие. Центром жупании является крепость (castrum, отсюда население - castrenses) под управлением каштеляна, вокруг нее пригороды (suburbium), из коих с XIII в. развиваются города с городским старшиной и другими чиновниками, составлявшими курию. В далматинских городах хозяйничает с XIV в. Венеция. Граф назначается из венецианцев и действует в интересах Венеции; законодательство - под ее же контролем; наиболее выгодные отрасли торговли (соляная и др.) переходили прямо в руки республики, другие возникали не иначе как с ее разрешения; Венеция заботилась и о том, чтобы далматинские X. были верные католики. Аристократам Венеция покровительствовала. Начальник города назывался в разное время приором, дожем, подестой, князем, ректором. Он пользовался общественным дворцом, получал жалованье, имел специальные регалии (рыбную, лесную, мясную). При нем всегда находился секретарь. Рядом с ним стояла курия из 6-8 человек и более, для решения текущих и судебных дел. Ее проекты и предложения (prepostae) вносились в Большой совет или его отделение - Малый совет. Члены советов и вообще вершители дел городских - благородные. За время подчинения X. Венгрии и Венеции в положении хорватской церкви произошло мало перемен. Значительное развитие получает лишь Загребская епископия благодаря дарованным ей папой и королями привилегиям. Одновременно с епископией развивается и Загребский капитул, состоявший из 32 каноников с председателем во главе. Из каноников выбирались лектор, кантор, архидиаконы, кустос. За хозяйством капитула наблюдали ежегодно избираемый декан, кметский жупан, казначей, ключник; были и особые судьи. Кроме дел церковно-административных, капитул ведал дела брачные и разные нотариальные договоры. Из монастырей за указанный период возникают цистерцианские (Загреб, Самобор), доминиканские (Загреб, Дубровник), миноритов (Задр, Дубровник) и др. Доходи их весьма значительны.

3) X . под властью Габсбургов. Первое время было посвящено борьбе с турками. Особенно прославился Николай Зринский, погибший при защите Сигета (1566). Фердинанд даже не посетил Хорватию. При Максимилиане II произошло крестьянское восстание, вызванное притеснениями господ. Мятеж был жестоко подавлен. При Рудольфе II и Матвее X. было не легче ни от турок, ни от своего дворянства. Их заставляют принимать участие и в 30-летней войне. Они служат в королевской коннице, в стражниках, на патрулях и пр. За все это они от Фердинанда II ничего не получили. Составился заговор Петра Зринского, Хр. Франкопана и др. с целью отделения от Австрии. Заговор был открыт, главари его казнены. X. тайно сочувствовали и венгры, особенно когда обнаружились стремления Габсбургов к абсолютизму и централизации. Обещания всякого вновь вступающего на престол Габсбурга охранять права и свободу X. не исполнялись. Особенно тяготило X. отделение от Хорватии Военной Границы (см.) и ее немецкое управление, а также то обстоятельство, что Славония была теснее соединена с Венгрией, чем с X. Народу жилось по-прежнему плохо: его обижало свое дворянство, обирали немцы; возобновившиеся религиозные споры смущали его совесть; затем неудовольствие возбудила перепись имуществ. В 1754 г. начались снова восстания. Подавив их, австрийское правительство сделало дальнейший шаг к централизации, ввело цензуру из Вены и непосредственные сношения жупаний с двором. X. принимали невольное участие и в Семилетней войне. Раздробленность X. земель оставалась прежняя. Прибавилось лишь новое бедствие для Х. - националистические стремления мадьяр (см. Иллиризм). В XVI и XVII вв., до Карловицкого мира, хорватские земли составляли, по тогдашнему выражению, "reliquiae reliquiarum". Для охраны их от турок была организована Военная Граница (см.). Габсбурги продолжали титуловаться королями X., Далмации и Славонии. Наместником (prorex) в стране был бан с прежними прерогативами и штатом чиновников. Не изменилось и дворянство в своем отношении к народной массе, восстания которой приводили лишь к обострению реакции. С ослаблением турецкого напора и усилением австрийской централизации, бан X. теряет часть прежней власти; военачальник сообразуется с желаниями венского гофкригсрата; соборы становятся все реже. Высшей инстанцией делается ок. 1715 г. "септемвират" (tabula septemviralis), в 1767 г. - "наместнический совет" (consilium locumtenentiale R. С.), а с 1779 г. - "угорский наместнический совет". На венгерский манер были организованы и жупании (7), с великим жупаном и его чиновниками, с судьями и скупщиной. Хорватской церкви в XVI-XVII в. грозила опасность и со стороны турок, и со стороны Реформации. В эпоху турецких нашествий многих епископий не стало, другие еле влачили свое существование; во многих округах почти не было священников и негде было молиться; для совершения таинств католики часто обращались к православным священникам; бывали случаи перехода в ислам. Доктрина протестантизма проникала к X. через Крайну. Защитниками ее явились главным образом Иван Унгнад († 1564), бан Петр Эрдеди, Юрий Зринский; они оказали немалую услугу народному просвещению основанием типографий и изданием книг на славянском языке. Приверженцами нового учения явились большей частью образованные классы; простой народ как в силу консервативности, так и под влиянием иезуитов оставался верен католичеству. Иезуиты и Габсбурги - главные виновники гонения на православных в хорватских землях.

Главные источники для истории X. Константин Багрянородный, Χ в. (Περί έθνών "De administrando imperio"; извлечения в соч. К. Грота: "Известия Константина Багрянородного о сербах и X. и их расселении на Балканском полуострове", СПб., 1879; новый русский перевод с предисловием и примечаниями Г. Ласкина: "Сочинения Константина Багрянородного "о фемах" и "о народах" (М., 1899); анонимный диоклейский священник XII в., "Regnum slavorum" (старый хорватский перевод "Kronika hrvatska", изд. И. Чернчича, 1874); Фома, архидиакон Сплетский, XIII в., "Historia salonitana" или "Historia salonitanorum pontificum atque spalatensium" (изд. Рачкого, 1894); грамоты, документы, переписка, юридические памятники, соборные акты. Все главнейшие источники для истории X. до 1102 г. собраны в капитальном издании Ф. Рачкого, "Documenta historiae chroaticae penodum antiquam illustrantia" (Загреб, 1877); дополнением могут служить материалы, печатаемые в "Starine", "Starohrvatska prosvjeta", "Vjestnik kr. hrvatsko-slavonskog-dalmatinskog zemaljskog arkiva". Для последующего периода истории X. (со времени потери политической независимости) главным источником служат летописи венгерские (изд. Швандтнера, "Scriptores rerum hungaricarum", Theiner, "Vetera monumenta"), итальянские (изд. Муратори, "Rerum italicarum scriptores"), австрийские и др. Над изданием их трудится и Югославянская академия; многое еще, впрочем, остается сделать. Обработка хорватской истории идет монографически (замечательные работы Ф. Рачкого перечислены у Т. Д. Флоринского: "Жизнь и труды д-ра Фр. Рачкого" (К., 1895; ср. статьи в "Rad jugoslavenske Akademije znanosti i umjetnosti"). Общие пособия: "Joannis Lucii de regno Dalmatiae et Croatiae libri sex" (Амстерд., 1666) - до половины XV в.; Kerczelich, "De regnis Dalmatiae, Chroatiae, Sclavoniae notitiae praeliminares" (Загреб, 1770) - до 1606 г.; Danilo Farlati, "Illyricum Sacrum" (Венеция, 1751-1801); Engel, "Staatskunde und Geschichte von Dalmatien, Croatien und Slavonien nebst einigen ungedruckten Denkmälern ungarischer Geschichte" (Галле, 1798) и "Geschichte von Serwien und Bosnien" (1801); Švear, "Ogledalo Illiriuma" (Загреб, 1839-42) - до 1790 г.; J. Tkalčić, "Hrvatska povjesnica" (Загреб, 1861); S. Ljubić, "Pregled hrvatske povijesti" (Река, 1864); более полные и научные сочинения по истории X.: Т. Smićiklasa, "Poviest Hrvatska" (1879-82); еще не оконченное сочинение V. Klaića, "Poviest Hrvata" (Загреб, т. I, 1899; т. II, 1900); его же, "Atlas za hrvatsku povjestnicu" (Загреб, 1888). А. Гильфердинг, "История сербов и болгар" ("Собр. Соч.", 1, СПб., 1868); M. Дринов, "Заселение Балканского полуострова славянами (М., 1873) и "Южные славяне и Византия в Χ в." (М., 1876); В. Макушев, соч. о Дубровнике (см.) и "Ист. пам. южных славян"; И. Смирнов, "Очерк истории хорватского государства до подчинения его угорской короне" (Казань, 1879); "Отношения Венеции к городским общинам Далмации с XII до половины XIV в." (ib., 1880); с 1358 до 1573 г. (ib., 1884); "О землевладении в Хорватии и Далмации Χ-ΧΙ в." ("Ж. М. Н. Пр.", 1884, 5); Первольф, "Славяне и их взаимные отношения" (Варшава, 1886); К. Грот, "Из истории Угрии и славянства в XII в." (ib., 1889); для новой истории - В. Šulek, "Hrvatski ustav ili konstitucia g. 1882"; G. Ellinek и Pliveric, "Das rechtliche Verhältniss Kroatiens zu Ungarn" (Аграт, 1885); Филиппов, "X. и борьба их с Австрией" (СПб., 1890); Липовский, "X." (1900).

А. Липовский.

4) Хорваты во второй половине XVIII в. и в XIX в. При имп. Иосифе II (1765-90) в Хорватии особенно дает себя чувствовать централистическая политика австрийского правительства. Должность хорватского бана остается незамещенной; область управляется комиссаром, назначенным из Вены. В то же время многие должности в местных учреждениях замещаются немцами; немецкий язык вводится в школу и присутственные места. Важный портовый гор. Фиуме (Река) был отделен от Хорватии и отдан Венгрии. Все эти меры вызвали волнения среди X. Преемник Иосифа II имп. Леопольд восстановил некоторые местные привилегии и созвал давно не собиравшийся хорватский сейм. В 1809 г. часть Хорватии до р. Савы вошла в состав образованного Наполеоном I Иллирийского королевства. Под новым режимом X. вместе с другими славянами свободно вздохнули от гнета австрийской бюрократии. После Венского конгресса Хорватия признана землей венгерской короны; в то же время X. почувствовали на себе всю тяжесть наступившей в Австрии реакции. Но кратковременное влияние освободительных идей французской революции не прошло бесследно: суровый Меттерниховский режим вскоре встретил отпор в начавшемся национально-литературном и политическом движении X. Во главе движения, получившего название "иллиризма" (см.), стал известный Людевит Гай. Хорватское движение 1830-40 гг. было направлено главным образом к отстаиванию политических и национальных прав хорватской народности от надвигавшейся мадьяризации. В 1842 г. стремление венгерцев объявить мадьярский язык официальным в Хорватии привело к кровопролитному столкновению во время комитатских выборов. В 1848 г. в Хорватии вспыхнуло восстание. Вожаки славянского движения требовали объединения Крайны, Каринтии, Штирии и Хорватии в одно королевство. Провозглашенный 23 марта 1848 г. хорватским баном, Иеллачич созвал сейм в Загребе. Угрожаемый венгерской революцией, имп. Фердинанд вынужден был сделать уступки X., которые вслед за тем присоединились к австрийским войскам, действовавшим против Венгрии. Когда венгерская революция была подавлена, Хорватия со Славонией были отделены от Венгрии и признаны самостоятельной коронной землей, к которой был присоединен также и гор. Фиуме (Река). С этих пор начинается усиление немецкого элемента, и борьба X. за свою национальность ведется на два фронта: против немцев и мадьяр, причем и те, и другие стараются привлечь X. на свою сторону разными политическими маневрами. Февральская конституция 1861 г. ограничила права местных сеймов и обеспечила влияние немецкого элемента. Первый созванный по издании февральской конституции загребский сейм был распущен вследствие резкой оппозиции против новой конституции и стремления к образованию южно-славянского государства, соединенного личной унией с Австрией. После пятилетнего перерыва новый сейм был созван в 1865 г. На нем, как и на сейме в 1866 г., выяснилось существование в Хорватии трех партий: народной либеральной с Штросмайером и Мажураничем во главе, требовавшей автономии X., но тяготевшей к Вене; крайней народной с Ант. Старчевичем во главе, мечтавшей об образовании единого южно-славянского государства с сохранением лишь личной унии с Австрией (это так назыв. великохорватская партия), и мадьяронской, тяготевшей к Венгрии. Загребский сейм был распущен в 1867 г.; интересы Х. были принесены в жертву системе австро-венгерского дуализма. Под сильным административным давлением новые выборы в конце 1867 г. дали перевес мадьяронской партии. В 1868 г., после подавления на загребском сейме протеста национально-хорватской партии, 29 января был вотирован адрес, признавший систему дуализма и присоединение Хорватии к землям венгерской короны. Посланная в Пешт депутация от сейма выработала 25 июля 1868 г. основные положения мадьяро-хорватского соглашения. 55 % государственных доходов Хорватии вносятся в Пештское казначейство; в пользу Хорватии остаются 45 %, но не менее 2,5 милл. гульденов. В венгерский кабинет назначается министр для Хорватии. Местное управление с баном во главе ответственно пред загребским сеймом; официальным языком признается хорватский. Таким образом после 20-летнего перерыва X. вновь воссоединена была с Венгрией. В 1870 г. гор. Фиуме возвращен Венгрии, а приморский округ остался за Хорватией. В 1873 г. число хорватских депутатов в венгерском сейме увеличено, а минимум хорватской части бюджета доведен до 3,5 милл. гульденов. В 1881 г. область Хорвато-Славонской военной границы присоединена к Хорватии. В 1880-х гг. на сейме продолжают бороться те же три главных политических партии, из которых мадьярская становится правительственной; к ней постепенно переходят многие деятели из умеренно либеральной, принявшей название партии независимых, в том числе Мажуранич, бывший в 1873-80 г. баном, но не оправдавший надежды хорватских патриотов; неизменной остается немногочисленная, но деятельная партия великохорватская, с Антоном и Давидом Старчевичами во главе. В начале 1880-х гг. вновь усилилось великохорватское движение. В 1883 г. прикрепление вывесок на мадьярском языке на зданиях присутственных мест привело к беспорядкам, повлекшим за собой принятие чрезвычайных мер. В загребском сейме великохорваты безуспешно пытались тормозить дела упорной обструкцией. Вожак великохорватов Старчевич был в 1885 г. посажен в тюрьму за оскорбление действием бана. В 1888 г. глава более умеренной оппозиции епископ Штросмайер получил выговор от императ. Франца-Иосифа за посланную им в Киев во время празднования там тысячелетия введения христианства в России телеграмму, в которой Штросмайер указывал на роль России в славянском мире. В 1889 г. был произведен пересмотр мадьяро-хорватского соглашения. Участие Хорватии в венгерском бюджете определено в 56 % (вместо 55) хорватских государственных доходов. К началу 1890-х гг. правительственная партия делает крупные успехи за счет партии независимых; последняя почти растаяла. Ввиду этого и в интересах объединения хорватской оппозиции в 1893 г. произошло сближение между Штросмайером и Антоном Старчевичем.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Никакой этнической принадлежности к СЛАВЯНАМ они НЕ ИМЕЮТ....
Вот ТАКИЕ же личности бегают у нас, на Кауказе...
И фенотип такой же и менталитет СХОЖИЙ.....
Я вот не ПОНИМАЮ, как НОРМАЛЬНЫЙ РУССКИЙ может считать родственными себе такие народы как Болгар и Сербов??!!!
Ну ладно еще Хорваты и Словены - они и правда от СЛАВЯН практически не отличаются - поставь рядом Чеха и Хорвата - сразу и не сказать кто есть кто - чехи часто даже темнее цветом волос....
Но ЭТИ то...
Поставь рядом ТУРКА, болгарина и серба - не различишь.....
Я ЗНАЮ, откуда такая страстная "Любовь" к сербским ГРЯЗНОКРОВКАМ - это от того что они ВЕРУЮТ в тот же вариант распятого еврея, что и мудаки в СРАНОЙ РАШКЕ,.
Именно по этому ПОПЫ привязывали эту ЧУЖУЮ СРАНЬ к русским в России...
Именно по этому РУССКИЕ бегали СОТНЯМИ ТЫСЯЧ умирать за этих козлов, если не МИЛЛИОНАМИ...
Именно по этому истерично визжа Российская Ымперия ПЕРВАЯ наскочила на БРАТСКУЮ Германию в ПМВ......
Правда, Германия то выжила, а вот Российская Ымперия СДОХЛА, но пусть скажет за это спасибо сербским *** "братушкам"...
Кстати называемые почему то "братушками" сраные БОЛГАРЫ В ОБЕ мировые войны спокойно СТРЕЛЯЛИ в русских......
И воевали вовсе не на стороне русских...
"Братушки" ***е....

Разумеется, и среди сербов МОЖНО найти что то приличное... Далеко не все там турки... но БОЛЬШАЯ часть просто БРОСАЕТСЯ в глаза. Я объездил почти ВСЕ Балканы - не был только в республике Македония, а так - Сербия, Хорватия, Черногория, Босния, Словения, греческая Македония, европейская Турция (был и в азиатской Турции) -и я ЗНАЮ, о чем пишу..... В Хорватии я объездил ВСЕ далматинское побережье и чем БЛИЖЕ к северу - тем более приятные лица.... И чем ближе к Черногории, тем все хуже... Дубровник ен считаем, там больше итальянского населения на самом деле.... В Албанию заезжать не стал, но АЛБАНЦЕВ видел во множестве... ХУЖЕ чечен, выводы делайте......
И по НРАВАМ..... Самые Е*НУТЫЕ - это СЕРБЫ... Даже ребята босняки - хоть и муслики - и то НОРМАЛЬНЕЕ.,.. Серобы - ну просто ОТМОРОЖЕННЫЕ...... После Сербов по отморожденнсти идут Черногорцы. Они правда сами не кидаются, в отличие то сербов, но если их не дай бог зацепить...... Я еще раз говорю - Босняки - КУДА миролюбивеее..... Самые приятные Хорваты и Словены. Никакой агрессии, очень симпатичные, честные, аккуратные, вежливые. Не было случая чтобы меня обсчитали, нахамили, напакостили.... В Сербии - на каждом углу..... В Черногории - гораздо меньше.... Но их менталитет...так то они приезжих САМИ не задирают.... Как правило - не обсчитывают.....

А вот кстати "ЛЮБОВЬ" сраных "братушек" к России.... настоящая, а не ту, которую они декларируют перед видеокамерами СМИ......
Если кто БЫВАЛ в Сербии (а я бывал) то ЧАСТО с этим сталкивались...
Что то я не встречал такого у Хорватов, Черногорцев и даже Босняков - хотя те мусульмане....

А НА*УЙ вы нам СЕРБСКИЕ уроды, нужны??!!!
Всю ЖИЗНЬ Русские поддерживали Сраную Сербию, НИЧЕГО, вообще НИЧЕГО не получая от МЕРЗАВЦЕВ взамен...
Всю жизнь русские СВОИМИ жизнями ОСВОБОЖДАЛИ Сербию, то от турок, то от немцев, но ХОТЬ ОДИН СЕРБ защитил Россию?!!
Так что пусть идут "братушки" - НА*УЙ.....
Из всех славян бывшей югославии ХУЖЕ всех я отношусь к СЕРБАМ - ленивые, трусливые, подлые, насквозь ПРАВОСЛАВНЫЕ бл*ди, совершенно ГРЯЗНЫЕ в расовом отношении, в отличие от тех же Хорватов и Словен....
Поставь рядом Серба и Турка - разница только в обрезании.....
Насмотревшись на тех и тех, скажу что ТУРКИ приятнее - у них ЗА*БОВ меньше....Ах, Косово отобрали у этих сербов...
Ну, так это ПРОБЛЕМА сербов, НЕ РУССКИХ...
Меньше ВЫ*ЫВАТЬСЯ нужно было...
Кстати ВМЕСТО решения проблемы Косово, сербы решали проблему Босснии, Хорватии, Дубровника... По*** им было на албанцев в Косово...... Пока те сидели тихо и не отделялись... Ну по типу Чечении... Ах, они сербов тихо резали....Вот только СЕРБАМ на это было ПО*УЙ...Орать сербы начали, когда Косово захотело ОТДЕЛИТЬСЯ.....
Ну а теперь НОРМАЛЬНЫМ РУССКИМ - ПО*УЙ на сербов.....
У нас СВОИХ проблем море....

Думаете это хорватские Усташи?
КАК БЫ НЕ ТАК!
Им ЛЮБЯТ СОВКОВЫЕ твари приписывать ТАКИЕ фото, но НИКОГДА Усташи ТАК не делали...
Это - СЕРБСКИЕ Четники...
Режут, насилуют и СНИМАЮТ на фото...
Кстати судя по лицам, убивают ХОРВАТОВ или словен, лица СЛАВЯНСКИЕ.....
Вот они - СЕРБЫ выродки во всей красе....

Вот кстати и ХОРВАТСКОЕ ВОЗМЕЗДИЕ - Усташ снялся с головой СЕРБА Четника, командира выродков, уничтожавшего хорватские деревни....
Но это - всего лишь просто отрубленная голова...на фото - СЛАВЯНИН, а голова - типичного турка...... Ах простите... СЕРБА,то есть НЕОБРЕЗАННОГО ТУРКА....

Сербы Четники убили хорвата - ОТРЕЗАЛИ голову....
В каждом отряде четников были так называемые «колячи» (от сербского глагола «коляти» — резать), то есть палачи....
Казнь осуществлялась ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО холодным оружием. Позже, в 1944 году, четники так же расправлялись с захваченными в плен советскими солдатами и офицерами.
А потом СЕРБЫ жалуются - их дескать НЕ ЛЮБЯТ....
А вот Чечен...
НАЙДИ 10 отличий между Сербом выродком и чеченом....
Ну что РУССКИЙ *** - все еще считаешь сербов "братушками"?....

Хорваты Усташи - БЕЛЫЕ, ЕВРОПЕЙСКИЕ СЛАВЯНСКО- Нордические лица....

Приняв к рассмотрению хорватское Обвинение против Сербии в геноциде, Международный суд правды в Гааге дал официальной Хорватии еще одну возможность проявить расистскую ненависть в отношении сербов. Считающийся в Хорватии «отцом нации» Анте Старчевич (1823-1896) еще в позапрошлом веке заразил ею многих хорватов, заложив ее в основы Хорватской партии права, которую он основал вместе с Е. Кватерником.

Страшный парадокс: мать «отца нации» была православной сербкой, отец - обращенным в католицизм сербом, а их сын Анте стал идейным вдохновителем геноцида сербов в Хорватии. Он испытывал огромную ненависть и к евреям, хотя его ближайшим соратником был Иосиф Франк - еврей, принявший католичество и ставший хорватским националистом. Под их предводительством толпа хорватов в течение первых трех дней сентября 1902 года в Загребе, Карловце и Славонском Броду громила мастерские и магазины сербов, врывалась в их дома, их избивали, выбрасывали имущество из помещений… Не было ли это неким прологом «Хрустальной ночи» в Германии 9 ноября 1939 года?!

«Отец хорватской нации» писал о сербах: «Сербы - это мусор, выродки, питающиеся фекалиями и пожирающие останки жертв. Сербы по своей натуре лишены разума и уважения, им противна свобода, а они противны любому добру».

Таковы национальные святыни и основы Хорватии усташей, Хорватии Туджмана. Много ли изменилось в Хорватии нынешней? Не стали ли эти идеи разделяться всем Большим Западом? То отношение, которое демонстрирует и Международный суд правды в Гааге, принимая хорватский иск против Сербии по обвинению в геноциде, заставляет склониться к утвердительному ответу на этот вопрос.

ЭТНИЧЕСКИЕ ЧИСТКИ В ХОРВАТИИ: ИЗГАННЫЕ ЛЮДИ И СОЖЖЕННЫЕ КНИГИ

Кто же на самом деле виновен в геноциде? Хорваты или сербы? Отвечая на этот вопрос, обратимся к истории. Вспомним о том, как Хорватский Сабор (Парламент) в 1990 году лишил сербов статуса государствообразующего народа в Хорватии. Через год была проведена перепись населения. Согласно ее данным, в Хорватии осталось жить 581 663 серба (или 12,2% от всего населения). После всех военных ужасов, через десять лет в Хорватии оставалось уже 201 631 серб (всего 4,5% населения Хорватии). Численность сербов, таким образом, сократилась более чем на две трети.

«В течение долгих лет Хорватия настаивала на случае в местечке Овчара у города Вуковар как на крупнейшем военном преступлении сербов над хорватами. При этом оставалось как бы забыто ужасное преступление в Хорватии, совершенное в начале войны, - преступление в селе Янузе, где было убито 500 сербов, которых затем увезли в холодильных установках. Тому есть свидетель под защитой. Однако ни единого процесса по этому преступлению не состоялось», - пишет профессор Светозар Ливада, философ, историк, демограф.

Профессор утверждает, что «в Хорватии проведена самая “чистая” этническая чистка, которая когда-либо где-либо производилась». Переименованы населенные пункты - всего 52. Вместе с топонимами уничтожена идентичность всего живого и неживого, существовавшего там, затем подверглись ревизии кадастровые книги и, наконец, осуществлен «книгоцид». Мой хорватский друг написал книгу об уничтожении книжного фонда. Человек, составивший инструкцию о том, как нужно уничтожать книжный фонд, получил в прошлом году награду от Хорватского государства на день библиотечного работника.

В ходе этой акции было уничтожено 100 тысяч книг - все книги напечатанные кириллицей или даже латиницей, но в Сербии. Уничтожена вся литература по марксизму, антифашистская литература, многие книги, авторами которых являлись евреи, мусульмане, русские.

КОНТРОБВИНЕНИЯ ВЫДВИНУТЫ СЛИШКОМ ПОЗДНО

Это - всего лишь несколько штрихов к портрету страны, считающей себя «жертвой геноцида». Для нас, сербов, памятно и то, что Хорватия впервые выдвинула иск против Сербии в июле 1999 года, когда мы были в страхе и чувствовали неутихающую боль после неистовых натовских бомбежек, длившихся 78 дней. Дети еще вскрикивали от сигналов автомобилей, боясь, что это сирена предупреждает об авианалете. Матери все еще мыкались по Косову и Метохии в поисках пропавших и погибших сыновей, оказавшихся в рядах регулярной Армии СР Югославии. Еще колыхались руины разрушенных мостов над реками Сербии. Развороченные могилы, от бомб, направленных на кладбища, как бы говорили о том, что силы НАТО будут бомбить нас и мертвых. А раненые дети еще испуганно спрашивали: что мы им сделали?..

Отделившись от СФРЮ, Хорватия обвинила официальный Белград в том, что он ответственен за «этническую чистку хорватских граждан, как вид геноцида, так как он непосредственно контролировал действия своих вооруженных сил, спецслужб и различных паравоенных отрядов, совершивших преступления на территории Хорватии, в районе Книна, восточной и западной Славонии и Далмации».

Хорватия потребовала от Международного суда правды провозгласить Сербию виновной в нарушении Конвенции о геноциде, заставить ее «наказать всех преступников» и вернуть в Хорватию предметы культуры, выплатив репарации в размере, которые определит суд.

Между тем, Международный суд правды отказался принять от Сербии в 2004 году иск против стран - участниц НАТО за бомбежки 1999 года. Суд заявил, что этот вопрос находится вне его компетенции. Почему? Не потому ли, что в данном случае иск подавали сербы? Подчеркну, что Сербия - первая и единственная страна в истории этого суда, которую пытаются обвинить в геноциде.

На очень противоречивой политической сцене Сербии, где доминирует садомазохизм правящей элиты, этот иск вызвал новые споры и манипуляции. До сих все, на что была способна власть, - это бесконечные извинения в адрес хорватов и боснийцев. Президент Борис Тадич установил настоящий рекорд, «покаявшись» за «военные преступления» трижды: сразу же в начале своего президентства во время визита в Сараево, затем в Сребренице и Загребе.

Тогда в Сребренице он ничего не сказал. Но мы знаем, что Борис Тадич никогда не преклонял головы перед тенями трех тысяч сербов из Сребреницы, которых головорезы Насера Орича убили самым зверским образом.

Лишь в ответ на демарш Загреба правительство Сербии решило выдвинуть контробвинение против преступлений хорватов над сербами, и не только во время операций 90-х годов «Блесак» и «Олуя», но и за преступления, совершенные в Независимом Государстве Хорватия в годы Второй мировой войны.

ЦИНИЗМ МЕСИЧА НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ

Сербские юристы попытаются доказать связь между событиями Второй мировой войны и событиями 90-х годов, в смысле повторения преступлений усташей.

Однако сразу же после решения сербского правительства выступить с контробвинением президент Хорватии Стипе Месич, как всегда презрительно и цинично, заявил, что «операции хорватских войск были легитимны, что многие сербы покинули Хорватию вместе с подразделениями ЮНА, а хорватская армия не перешла ни одну границу, не опустошала села Сербии, не засылала на ее территорию своих добровольцев, что граждане Сербии не содержались в хорватских концлагерях».

Поразительно, что это говорит именно Месич, который был последним президентом СФРЮ и верховным главнокомандующим Югославской Народной Армии (ЮНА). Это по его приказу ЮНА была направлена в Словению, когда там с особой силой проявились сепаратистские тенденции, имевшие гибельные последствия и для союзного государства и для невиновных солдат ЮНА.

Там начались первые оборонительные бои ЮНА. На военные казармы начали нападать военизированные подразделения. Почти все казармы были окружены и изолированы - без газа, воды, электричества, еды. Солдат убивали внутри казарм.

Туджман еще в 1989 году, находясь в Германии, заявил, что земля в Краине станет красной от крови, когда он будет президентом Хорватии. Так и произошло! Потом, уже как президент Хорватии, в апреле 1994 года он гордо заявил в Загребе: «Войны бы не было, если бы Хорватия ее не захотела!»

НЕМНОГО ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ

У меня лично принятие к рассмотрению иска Хорватии против Сербии вызвало тяжелые воспоминания. В начале ноября 1991 года мы, три женщины из Белграда, повели около 1 300 родителей из Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины и Сербии, рискуя жизнями, чтобы навестить их сыновей, братьев, отцов и мужей, которые как военнослужащие ЮНА уже несколько месяцев были заперты в казармах ЮНА в военном округе Загреба.

Когда нам с трудом разрешили войти в город Беловар, мы должны были от автобуса до школы-тюрьмы, пробираться сквозь беснующуюся толпу, кидавшую в нас камни, грязно ругавшуюся, угрожающую нас повесить на центральной площади Белграда, когда хорваты в него войдут.

Месяцем раньше боевики хорватского Збора народной гвардии (печально знаменитый Зенг - от сокращения ЗНГ) после многодневной блокады казармы, в которой находилась 265-я моторизованная бригада ЮНА и новобранцы, только что прибывшие на службу, напали на казарму. Погибли три солдата, многие были ранены.

Вместо помощи Командование Военного округа Загреб отправила к ним Миссию наблюдателей ЕС - «для посреднической миссии в прекращении вооруженных столкновений». Эта Миссия так никогда и не прибыла в Беловар.

Не имея шансов на удачное окончание обороны, командир Бригады приказал ее прекратить, сложить оружие и сдаться. Военные построились на плацу. Боевики Зенга вошли в казарму, а хорват-председатель так называемого Кризисного штаба Беловара приказал военнопленным раздеться до пояса: 60 старших и младших командиров и около 150-ти солдат. Потом хорваты вывели из строя командира бригады и его помощника и перед строем расстреляли.

Шесть пленных солдат, среди которых было и два хорвата, 3 октября из казармы вывели люди в униформе и масках. В ближайшем лесу все шестеро были расстреляны.

На следующий день жители Беловара пришли в занятую казарму. Они плевались и мочились на тела расстрелянных военнопленных, солдат и офицеров ЮНА.

Затем мы пришли в Беловар, 250 человек, в основном матери, сестры, деды и бабушки. Мы пришли посетить выживших пленных, 18-летних ребят. Снова плевки и ругань…

Недалеко от казармы на горе Беденик у ЮНА имелся арсенал. Майор Милан Тепич, начальник склада и семь его солдат, чтобы оружие не досталось усташам, подорвали склад ценой своей жизни. Среди погибших был и Стоядин Миркович, солдат родом из окрестностей Валево.

Мать Стоядина была среди нас. Пришла увидеть любимого сына. Когда начальник тюрьмы прочитал его имя, он лишь сказал: «Мертв!» Никогда не забуду его резкий голос и ее глухой, не верящий ответ: «Хочу моего сына. Пусть и мертвого!» Я только успела прижать платок к ее устам, чтобы заглушить крик матери.

Через три года ей удалось перенести посмертные останки сына. Мы стали сестрами.

Вспоминая этот эпизод, я хочу спросить: будут ли и Стоядина обвинять в Гааге в совершении геноцида над хорватским народом?

Перевод с сербского Михаила Ямбаева

В который раз убеждаюсь, что самая мифологизированная (при том мифы - примитивные и глупые) часть планеты для русского народа - это не Палестина, не Америка, не Тибет и т.п., а Балканы.

Там вообще всё состоит из противоположных (на 180 градусов) мифов, которые, вдобавок ко всему, родились из нашей же собственной пропаганды. Сами придумали - и сами поверили.

То был миф про "братушек", которые сидят и ждут, что мы придём - чтоб они нас всячески поддержали. Это схоже с тем, что Гиммлер ожидал найти в Тибете Шамбалу, в которой его встретят какие-то там ламы, которые почему-то должны любить каких-то там германских мелких лавочников.

То появился миф про "мы их освобождали, а они - предали нас".

То, наоборот, существует какой-то абсолютно иррациональный миф о вредоностности хорватов, которые все некие "усташи". 99% из тех, кто произносит слово "усташи" понятия не имеют - что это значит, но произносят слово с шипением и ненавистью, находя зачем-то в Хорватии каких-то врагов.

При том один из этих мифов всегда меняется на другой, а ситуации без мифа вообще - почти всегда отсутствует.

Начнём с того, что мы не освобождали никогда никаких "братушек", которые за это должны нам быть верными. Точнее говоря, освобождали, конечно, но никто никогда в России не ставил себе задачу их освободить самих по себе. Мы шли освобождать наш Константинополь - жизненно необходимый нам по экономическим и геостратегическим причинам.

Попутно, разумеется, освобождали и часть "братушек" в виде Болгарии (и Румынии, которые вообще нам никакие не "братушки", у них даже слова такого в лексиконе нет, там не славянский язык). "Попутно" в данном случае означает "по пути", поскольку по пути от России к нашим проливам лежат Румыния и Болгария - и нельзя вернуть наши проливы, не освободив попутно от оккупации и Румынию с Болгарией, оккупированных Турцией так же - как Турция оккупировала наши проливы.

Понятно, что интерес союзничать с нами в момент освобождения был и у болгар с румынами, но это был тактический союз - где стратегически для нас и вовсе было больше пользы.

Но всегда, когда ведутся освободительные войны, - им в обязательном и нужном порядке сопутствует и пропаганда. Нельзя же не самому образованному русскому крестьянину объяснить - зачем ему кровь проливать и руки-ноги терять из-за каких-то там проливов, про которые у него лишь смутное представление.

Хотя проливы эти и правда стратегически необходимы всему народу - и полководец и глава государства, значит глава народа - это понимает. Поэтому для внутреннего пользования ведётся пропаганда об освобождении наших братьев в первую очередь. И для местных "братушек" ведётся пропаганда, что в первую очередь мы не проливами озабочены, а спасением их от османского (или германского, английского и т.д.) владычества.

Вы скажете, что они славяне и православные? Да, это плюс и он сближает, но это безусловно не основной мотив. Копты тоже православные, но широкого народного стремления освободить их от власти египетских арабов никогда не существовало. И освобождать чехов-славян мы никогда особо не стремились, по крайней мере не в той степени, - хотя очень приятно, что у Сталина это получилось.

И Прибалтику мы освобождали не по причине их православно-славянскости, нам нужно было Балтийское море, и всё.

Я не просто не говорю, что в этом нет ничего плохого. Наоборот, я настойчиво утверждаю - что это очень хорошо. Большому и великому народу нужно развиваться и территориально, поэтому русские освобождали народы по этим направлениям, а англичане, французы, испанцы, германские немцы и т.д. - по другим. И все всё делали правильно.

Но просто странно предъявлять к освобождаемым народам претензии по типу "да зачем мы кровь за болгаров проливали - ведь они воевали против нас обе мировые войны". Это не совсем так. Нет никакой логики в этих претензиях и в этом возмущении.

Что касается сербов и Сербии. Да - реально братский нам народ - и по славянскости, и по религии, и по чертам характера. Это очень и очень приятно. Поэтому "при прочих равных" всегда было особое удовольствие помочь им чуть больше, как и всегда делается по отношению к родным людям. Однако, при этом, было ещё и вечное совпадение интересов. Помимо братскости - в этом союзе была и взаимовыгодность. Сербы помогали нам воевать как с Австро-Венгрией, так и Турцией - мешавшим нам воссоединиться с нашими проливами. А мы помогали им отстаивать независимость Сербии, которая была им нужна.

Можно, конечно, сказать, что иногда из-за этого братства мы шли на излишние жертвы. В существующем мифе это часто упоминают. И это не так - ибо вопрос нужно рассматривать не тактически, а стратегически - на десятилетия и века. Кстати, в 19-м веке и в Первую Мировую мы шли на неоправданные жертвы скорее ради французов. Которые не славяне и не православные вообще. Хотя мы так с ними сроднились и побратались, что 90% белой эмиграции уехала во Францию, а не в Сербию.

При всём этом - вот из всех вообще славянских народов - именно Югославия при Тито (безусловно - всё-таки там преобладали именно сербы) - была самой вредной и даже вредительской по отношению к Советской России страной. Хотя те же болгары при этом были абсолютно подотчётны. Да и в 90-е не только "Ельцин предал Югославию", но и Милошевич с большим удовольствием нас постоянно "кидал". Вопреки братству.

Так что всё это просто политика, не более.

Но ровно то же и с хорватами. Они в НАТО, а Сербия не в НАТО? Да, хотя сомнительно, что Сербия не в НАТО лишь потому, что они "православные славяне", а хорваты - "славяне католические". Религия давно уже не имеет былого политического значения, что же касается культурного кода, то он у нас и с сербами, и с хорватами, и с болгарами, и с поляками - в общем и целом одинаковый. А сербы отличаются от хорватов приблизительно (это вообще один по языку и крови народ) как кубанцы от петербуржцев - т.е. ничем, не принципиально вообще.

Так вот, что это за термин по отношению к хорватам - "усташи"? Он настолько же глуп, как называть русских "власовцами". Военные части хорватов, воевавших во Вторую Мировую на стороне Гитлера (как и болгары, повторюсь) - назывались усташами. И что теперь? Они что же - делали это не из-за того, что были по сути завоёваны странами "Антикомминтерновского пакта"? Никаких непредрасположенностей у хорватов по отношению к русским не было и нет. Мы с ними вообще в истории по сути не пересекались.

Я был в Хорватии несколько раз - очень приятная страна, очень приятные люди, очень дружелюбны по отношению к русским (вот, кстати, как и в Польше в целом, но с Польшей у нас полно исторических казусов - поэтому многие поляки Россию и русских не любят, но это всегда меньше 10%, а в целом же - наоборот; а в Хорватии и 1% не наберётся - причин нет).

Как можно не любить Хорватию - за что?! За то, что они с сербами дерутся? Ну так мы как старший брат - должны их разнимать, и всё. Один православный, а другой католик? Ну так 80% русских вообще агностики или атеисты - как и у них, впрочем. И напомню вам про абсолютно православных славян - болгар и черногорцев, которые тоже в НАТО и ЕС.

Бессмысленно ненавидеть тех - к кому нет никаких объективных претензий. Почему? Зачем? Тем-более, что у нас есть интересы в том районе - и иррациональная ненависть мешает эти интересы реализовывать. Бред какой-то.

Бессмысленно так же ныть и пенять болгарам, например, которых "мы освободили, а они нас предали". Мы это делали не ради них, а исключительно ради себя. Потом надо было или давить (додавливать), или не рассчитывать идиотски, что они просто так должны нам помогать.

Очень большой смысл - любить наших братьев-сербов (кстати, для меня лично они братья и в прямом смысле - часть моих двоюродных братьев - по маминой линии происходят от одного серба, лётчика, женившегося в СССР). Так мы их и любим. И даже очень. И они нас - безусловно. Любовь - это всегда хорошо. Но это не повод выдумывать, что, любя сербов - мы должны не любить например хорватов. Они поссорились? Тогда любящий человек их помирит, а не начнёт ненавидеть одних из них. Никакой логики.

Так что шлю братский привет Хорватии и искренне болею за сборную Хорватии на ЧМ-2018. А братьям сербам скажу: мы попытаемся вас помирить, но в любом случае - не нужно пользоваться нашей с вами любовью - чтоб ссорить нас с хорватами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!