Серебряный век период русской поэзии. Понятия серебряного века

Серебряный век русской поэзии не совсем заслуженно носит такое название. Ведь открытия и новшества, возникшие в то время, могут по праву называться золотыми. Именно в ту пору в России появляется кинематограф, искусство достигает высшей точки своего рассвета, наступает эпоха модернизма – абсолютно новое культурное явление, которое многими было не понято, но несло в себе прекрасные идеи. В литературе, живописи и музыке появлялись творцы, имена которых мы знаем и сегодня, и с интересом изучаем подробности их жизни. Несмотря на то, что это время было перечеркнуто войной и страшными революционными событиями, это не мешает нам говорить о тех прекрасных вещах, которые тогда появились.

Переоценить достижения серебряного века невозможно. Никогда ещё в истории культуры не возникало столь насыщенного и трагического периода одновременно. Жизнь многих писателей и художников была надломлена революцией, и большинство из них, к сожалению, не смогли выдержать её зверств, как в моральном, так и в физическом смысле.

Все началось в XX веке, что по датировке совпало с возникновением модернизма. Именно тогда возникла атмосфера невероятного творческого подъема. В то время в России у людей появляется возможность получить образование, которое стало доступно не только богатым слоям населения. Множество знаменитых ученых делают открытия в области медицины, ботаники, открываются неизведанные тайны космоса, совершаются кругосветные путешествия. Но все же, эпоха серебряного века наиболее показательно проявила себя в литературе. Это был период, когда возникли различные направления, писатели объединялись в группы для того, чтобы создавать искусство и обсуждать созревшие плоды.

Естественно, выделить определенную точку отсчета серебряного века практически невозможно. В начале XX века авторы, которые ещё пытались поддерживать дух реализма (Чехов, Толстой), сохраняли свои стойкие позиции и оставались на пике популярности. Но плеяда молодых писателей, которые пытались свергнуть каноны и создать новое искусство, приближалась с ужасающей стремительностью. Традиционную культуру должны были сместить, классические авторы в конечном итоге сошли с пьедестала и дали дорогу новому течению. Наверное, можно сказать, что все началось в 1987 году, когда один из главных теоретиков символизма – Соловьев впускает книгу «Оправдание добра». Именно в ней и содержатся все те основные философские идеи, которые взяли за основу писатели Серебряного века. Но все было не так просто. Молодые писатели не просто так появились в культурной среде, это была реакция на назревавшие в стране перемены. В тот момент изменялись идеи, моральные ценности, человеческие ориентиры. И такое тотальное изменение всех жизненных аспектов буквально вынудило творческую интеллигенцию говорить об этом.

Этапы Серебряного века можно разделить на:

  • -90-е гг. XIX в. – начало первой русской революции 1905 – 1907 гг. – происходит поворот от реакции 80-х гг. к общественному подъему, сопровождавшемуся новыми явлениями в культуре;
  • -1905 – 1907 гг., когда важнейшим фактором культурного процесса стала революция;
  • -1907 – 1917 гг. – время острой идейно-художественной борьбы и пересмотра традиционных ценностей;
  • -1917 – конец 20-х гг. ХХ в., когда дореволюционная культура, отчасти, сохраняла традиции «серебряного века. Русская эмиграция заявляет о себе.

Течения

Серебряный век очень резко выделяется на фоне всех остальных культурных явлений наличием множества течений. Все они очень разнились между собой, но по своей сути были родственны, так как происходили один из другого. Наиболее ярко выделялись символизм, акмеизм и футуризм. Чтобы понять, что несло в себе каждое из направлений, стоит углубиться в историю их возникновения.

Символизм

1980 год – середина 19 века. Каким было мировоззрение человека в то время? Он был уверен в себе благодаря знаниям. Теории Дарвина, позитивизм Огюста Конта, так называемый, европоцентризм, создавали твердую почву под ногами. Но в то же время началась эпоха великих открытий. Из-за этого европейский человек уже не мог почувствовать себя таким уверенным, каким был раньше. Новые изобретения и изменения привели к тому, что он стал чувствовать себя потерянным среди изобилия. И в этот момент приходит эпоха отрицания. Декаданство завладело умами культурной части населения. Тогда во Франции становятся популярными Малларме, Верлен и Рембо – первые поэты, которые осмелились найти иной способ отображения мира. Русские поэты уже очень скоро узнают об этих важнейших фигурах и начнут брать с них пример.

С этого момента и начинается символизм. Какую основную мысль несет в себе это направление? Поэты символисты утверждали, что с помощью символа можно исследовать окружающий мир. Конечно, на протяжении всей мировой истории все писатели и художники использовали символику. Но модернисты иначе смотрели на это явление. Символ для них – это указание на то, что находится за гранью человеческого понимания. Символисты считали, что рассудок и рационализм никогда не смогут помочь в постижении прекрасного мира искусства. Они стали концентрировать своё внимание на мистической составляющей собственных произведений.

Признаки:

  • Основная тема их творчества – религия.
  • Главными героями их произведений теперь становятся мученики или пророки.
  • Символизм отказывается от конкретного изображения действительности и содержания. Это скорее представление предметного мира с помощью символов.
  • Поэты-символисты держали дистанцию и не вмешивались в общественную и политическую жизнь общества.
  • Их главным девизом была фраза: «Мы привлекаем избранных», то есть они сознательно отталкивали читателей, чтобы не быть массовым явлением культуры.

К главным символистам относятся такие писатели, как:

  • Брюсов,
  • Бальмонт,
  • Мережковский,
  • Гиппиус.

Эстетика символизма – это эстетика намека. Автор не изображает мир вещей, не выражает своего мнения, он лишь пишет о своих ассоциациях, которые связаны у него с тем или иным предметом. Именно поэтому символисты так ценили музыку. Ш. Бодлер рассматривал символизм, как единственно возможный способ отображения реальности.

Акмеизм

Акмеизм – самое загадочное явление Серебряного века. Берет свое начало в 1911 году. Но некоторые исследователи и филологи порой заявляют, что никакого акмеизма не было вовсе и он является своеобразным продолжением символизма. Но различия в этих направлениях все же есть. Акмеизм стал новым, более свежим течением и появился в тот момент, когда символизм начал изживать себя и в его среде назревал раскол. Молодые поэты, которые изначально хотели причислить себя к символистам, были разочарованы этим событием и решили создать новую группировку. В 1911 году Гумилев организовал «Цех поэтов», когда почувствовал, что имеет достаточно опыта и сил для того, чтобы обучать других. К нему присоединяется Городецкий. Вдвоем они хотят приобщить к себе как можно более «разношерстных» поэтов. В итоге так и произошло: «Цех» посещали Хлебников, Клюев и Бурлюк, из-под крыла Гумилева вышли такие писатели, как Мандельштам и Ахматова. Молодым поэтам нужна была профессиональная среда, и они получали её, когда присоединялись к сообществу «Цеха».

Акмеизм – красивое слово, которое переводится как «вершина» или «острие». Какие же основные различия между символизмом и акмеизмом ?

  • Прежде всего, оно состоит в том, что произведения поэтов-акмеистов были проще и не несли в себе такого глубокого сакрального смысла, как у символистов. Тема религии была не настолько навязчива, тема мистики тоже отошла на второй план. Точнее, акмеисты писали о земном, но предлагали не забывать, что ирреальная сторона тоже существует.
  • Если символизм нес в себе идею непостижимой тайны, то акмеизм – это скорее загадка, над которой стоит подумать, и обязательно найдешь ответ.

Но акмеисты сильно поторопились, и течение просуществовало не так долго, как того хотели его участники. Уже в первые годы был написан манифест акмеизма, который, при всей своей насыщенности, не особо соответствовал действительности. Творчество поэтов «Цеха» не всегда несло в себе все идеи манифеста, и критики были очень недовольны этим фактом. А в 1914 году началась война, и акмеизм скоро забылся, так и не успев расцвести.

Футуризм

Футуризм не являлся цельной эстетической школой и включал в себя различные направления: кубофутуризм, эгофутуризм, мезонин поэзии и т.д. Его название происходит от английского слова «future», что в переводе означает «будущее». Давид Давидович Бурлюк – один из главных представителей, «отец футуризма», как он сам любил себя называть, ненавидел заимствования из языка и называл футуристов «будетлянами».

Признаки и особенности:

  • Футуристы, в отличие от других направлений, ориентировались на разные типы культуры. У поэта сформировалась новая роль, он одновременно становился разрушителем и творцом.
  • Футуризм, как явление авангардное, стремился эпатировать публику. Марсель Дюшан, который принес на выставку писсуар и назвал это собственным творением, изобразив на нем свою подпись, был первым, у кого получилось сделать такой скандальный выпад в сторону творческой интеллигенции.
  • Некоторые филологи утверждают, что акмеизм и футуризм – это не отдельные течения, а лишь реакция на то, что делали в своё время представители символизма. Ведь в стихотворениях многих символистов, к примеру, у Блока или Бальмонта, можно найти строки, которые звучат весьма авангардно.
  • Если символисты считали главным искусством музыку, то футуристы, прежде всего, ориентировались на живопись. Не зря многие из поэтов изначально были художниками, к примеру, Д. Бурлюк и его брат, Маяковский и Хлебников. Ведь искусство футуризма – это искусство изображения, слова изображались на плакатах или агитационных листах, чтобы публика могла видеть и запомнить основной посыл поэтов.
  • Футуристы предлагали окончательно забыть традиционное искусство. «Сбросить Пушкина с корабля современности» — их основной девиз. Маринетти также призывал «ежедневно плевать на алтарь искусства».
  • Футуристы уделяли большее внимание не символике, а конкретно слову. Они пытались его видоизменить, иногда не самым понятным и эстетичным способом, чтобы задеть читателя. Их интересовала историческая основа слова, его фонетика. Это было нужно для того, чтобы слова буквально «выпирали» из текста.

На происхождение футуризма очень повлияла деятельность итальянских футуристов, в особенности, манифест Филиппо Томазо Маринетти, который был написан в 1910 году.

В 1910 году собирается группа из братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова и поэтессы Елены Гуро, которая, к сожалению, прожила очень короткую жизнь, но подавала большие надежды, как творец. Они назначают дом Давида Бурлюка местом для творчества и создают сборник «Садок судей». Напечатали его на самой дешевой бумаге (обоях) и пришли на знаменитые «среды» к В. Иванову. Весь вечер сидели довольно тихо, но ушли раньше, предварительно рассовав по карманам чужих пальто, те самые сборники. Именно с этого необычного происшествия, по сути, и начался русский футуризм.

В 1912 году создается «Пощечина общественному вкусу», которая шокировала читателей. Этот сборник наполовину состоял из стихов В. Хлебникова, чье творчество очень ценилось футуристами.

Футуристы призывали к созданию новых форм в искусстве. Основными мотивами их творчества были:

  • возвеличивание собственного «я»,
  • фанатичное поклонение войне и разрушениям,
  • презрение к буржуазии и слабой человеческой изнеженности.

Для них было важно привлечь к себе как можно больше внимания, и для этого футуристы были готовы на все. Они одевались в странную одежду, рисовали на лицах символы, развешивали плакаты и ходили так по городу, скандируя собственные произведения. Люди реагировали по-разному, кто-то восхищенно смотрел вслед, удивляясь смелости пришельцев, а кто-то мог наброситься с кулаками.

Имажинизм

Некоторые черты этого направления очень схожи с футуризмом. Термин впервые появился в среде английских поэтов Т. Элиота, У. Люьиса, Т. Хьюма, Э. Паунда и Р. Олдингтона. Они решили, что поэзия нуждается в большей образности («image» в переводе с английского значит «образ»). Они стремились создать новый поэтический язык, в котором нет места клишированным фразам. Русские поэты впервые узнали об имажинизме от Зинаиды Венгеровой, на тот момент, одной из самых знаменитых литературных критиков. В 1915 году вышла в свет её статья «Английские футуристы», и тогда молодые поэты задумались о том, что могли бы позаимствовать название у англичан, но при этом создать собственное течение. Тогда бывший футурист Владимир Шершневич в 1916 году пишет «Зеленую книгу», в которой впервые употребляет термин «имажинизм» и заявляет, что образ должен стоять выше содержания произведения.

Затем в 1919 году в журнале «Сирена» публикуют «Декларацию» ордена имажинистов. В ней были указаны основные правила и философские концепции этого движения.

Имажинизм, подобно сюрреалистическому движению во Франции, был самым организованным течением из всех существующих. Его участники часто проводили литературные вечера и встречи, публиковали большое количество сборников. Выпускали собственный журнал, который носил название «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Но, несмотря на такую сплоченность, поэты-имажинисты имели абсолютно разные взгляды на творчество. К примеру, поэзия Анатолия Мариенгофа или Владимира Шерневича отличалась упадническими настроениями, личными переживаниями, пессимизмом. И в то же время, в их кругу был Сергей Есенин, для которого тема родины становится ключевой в творчестве. Отчасти, это был образ крестьянского мальчишки-простачка, который он сам себя придумал, чтобы стать популярнее. После революции Есенин и вовсе откажется от него, но здесь важен сам факт того, насколько разнородными были поэты этого течения, и как они подходили к созданию своих произведений.

Именно это различие в итоге привело к расколу имажинизма на две разные группы, а позже движение распалось вовсе. В их кругу на тот момент чаще стали возникать разного рода полемики и споры. Поэты противоречили друг другу, высказывая свои мысли, и не могли найти компромисс, который бы сгладил конфликт.

Эгофутуризм

Разновидность футуристического течения. Его название несет в себе основную идею («Эгофутуризм» переводится как «Я – будущее»). Его история началась с 1911 года, но этому направлению не удалось долго просуществовать. Игорь Северянин стал тем поэтом, который решил самостоятельно придумать собственное течение и воплотить свою идею с помощью творчества. В Петербурге он открывает кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм. В его сборнике «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома» название течения прозвучало впервые.

Сам Северянин не составлял никаких манифестов и не писал творческую программу для собственного течения, он писал о нём так:

В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову [футуризм] приставку «эго» и в скобках «вселенский»… Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа – единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со «стереотипами» и «заставками». 7. Разнообразие метров.

В 1912 году в том же Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к которой присоединились молодые и совсем неопытные Г. Иванов, Грааль-Арельский (С. Петров) и К. Олимпов. Лидером все ещё оставался Северянин. Собственно, из всех названных выше поэтов, он стал единственным, чье творчество до сих пор не забыто и активно изучается филологами.

Когда к течению эгофутуризма присоединился совсем ещё молодой Иван Игнатьев, создается «Интуитивная ассоциация эгофутуристов», куда вошли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Так они характеризовали движение эгофутуризма в своём манифесте: «Непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма».

Многие произведения эгофутуристов служили не для чтения, а для исключительно зрительного восприятия текста, о чём предупреждали сами авторы в заметках к стихотворениям.

Представители

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966 гг.)

Поэтесса, переводчица и литературовед, её раннее творчество принято относить к течению акмеизма. Была одной из учениц Гумилева, за которого позже вышла замуж. В 1966 году была номинирована на Нобелевскую премию. Главной трагедией её жизни, конечно, стала революция. Репрессии забрали у неё самых дорогих людей: первого мужа Николая Гумилёва, который был расстрелян в 1921 году, уже после их развода, сына Льва Гумилёва, который провел в заключении более 10 лет, и, наконец, третьего мужа Николая Пунина, трижды арестованного, и погибшего в лагере 1953 году. Всю боль этих страшных потерь Ахматова вложила в поэму «Реквием», которая стала самым значительным произведением в её творчестве.

Основные мотивы её стихотворений связаны с любовью, которая проявляется во всем. Любовь к родине, к семье. Удивительно, что, несмотря на соблазн присоединиться к эмиграции, Ахматова решает остаться в поруганной стране. Чтобы спасти её. И многие современники вспоминают, что свет в окнах её дома в Петрограде вселял в их души надежду на лучшее.

Николай Степанович Гумилев (1886-1921 гг.)

Создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик. Гумилев всегда отличался своим бесстрашием. Ему было не стыдно показать, что он чего-то не умеет, и это всегда приводило его к победе, даже в самых безнадежных ситуациях. Очень часто его фигура смотрелась довольно комично, но это положительно сказалось на его творчестве. Читатель всегда мог поставить себя на его место и чувствовать некую схожесть. Поэтическое искусство для Гумилева – это, прежде всего, ремесло. Он воспевал в своем творчестве художников и поэтов, которые много трудились, чтобы развить свой навык, ибо не верил в торжество прирожденного гения. В его стихотворениях часто прослеживается автобиографичность.

Но есть период абсолютно новой поэтики, когда Гумилев находит свою особую манеру. Стихотворение «Заблудившийся трамвай» — эмблема, напоминающая творчество Ш. Бодлера. Все земное в пространстве стихотворения становится метафизическим. В этот период Гумилев побеждает самого себя. Во время революции, находясь в Лондоне, он все же решает вернуться в Россию и, к сожалению, это решение становится роковым для его жизни.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941 гг.)

Цветаева очень не любила использование феминитивов в её адрес, поэтому, скажем о ней так: поэт Серебряного века, прозаик, переводчик. Она была тем автором, которого нельзя отнести к конкретному течению Серебряного века. Она родилась в благополучной семье, и детство было самым счастливым периодом в её жизни. Но прощание с беззаботной юностью становится настоящей трагедией. И отголоски этих переживаний мы можем заметить во всех зрелых стихотворениях Цветаевой. Её сборник 1910 года «Книга в красном переплете», как раз описывает все те прекрасные, вдохновляющие впечатления маленькой девочки. Она с любовью пишет о детских книгах, музыке, походах на каток.

В жизни Цветаеву можно было назвать максималисткой. Она всегда и во всем шла до конца. В любви вручала всю себя человеку, к которому испытывала чувства. А потом так же сильно ненавидела. Когда Марина Ивановна поняла, что детское время навсегда ушло – она разочаровывается. С помощью главного знака своих стихотворений – тире, она будто противопоставляла два мира. В её поздней поэзии присутствует предельное отчаяние, Бога для неё уже не существует, а слова о мире имеют слишком жестокий оттенок.

Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967 гг.)

Русский поэт, прозаик, драматург, критик, публицист, художник. Стал заниматься творчеством после сближения с А.А. Блоком. В своих первых опытах ориентировался на него и Андрея Белого. Но, с другой стороны, молодой поэт сблизился с обычным крестьянским народом во время своей поездки в Псковскую губернию. Там он слышит множество песен, прибауток, былин и впитывает в себя народный фольклор, который позже в полной мере отразится в его творчестве. Его с восторгом принимают в «башне» Вячеслава Иванова, и Городецкий на какое-то время становится главным гостем на знаменитых «средах».

Но позже поэт стал уделять слишком много внимания религии, и это вызвало негативную реакцию у символистов. В 1911 году Городецкий разрывает с ними отношения и, заручившись поддержкой Гумилева, становится одним из организаторов «Цеха поэтов». В своих стихотворениях Городецкий призывал к развитию умения созерцательности, но эту идею пытался показать без излишней философии. На протяжении всей жизни он не переставал работать и совершенствовать свой поэтический язык.

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930 гг.)

Один из самых значительных поэтов XX века, который проявил себя в сфере кино, драматургии, сценарного мастерства. А также был художником и редактором журналов. Являлся представителем футуризма. Маяковский был довольно сложной фигурой. Его произведения насильственно заставляли читать, и поэтому у интеллигенции сложилась стойкая неприязнь ко всему, что делал поэт.

Он родился в сельской местности, в Грузии, и этот факт коренным образом повлиял на его дальнейшую судьбу. Он прилагал больше усилий к тому, чтобы его заметили, и это отражалось в его творчестве и в том, как он умел преподносить его. После тюремного заключения Маяковский отходит от политической жизни и отдает всего себя искусству. Поступает в художественную академию, где знакомится с Д. Бурлюком, и эта судьбоносная встреча навсегда определила род его занятий. Маяковский был поэтом-оратором, который пытался донести до публики новые истины. Его творчество понимали далеко не все, но он не прекращал признаваться в любви читателю и обращать к нему свои идеи.

Осип Эмильевич Мандельштам (1908-1916 гг.)

Русский поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик, литературовед. Относился к течению акмеизма. Мандельштам довольно рано становится зрелым писателем. Но все же исследователям более интересен поздний период его творчества. Удивительно, что его долго не воспринимали, как поэта, его произведения казались многим пустыми подражаниями. Но, вступив в «Цех поэтов», он, наконец, обретает единомышленников.

Часто Мандельштам опирается на отсылки к другим произведениям классической поэзии. При чем, делает это довольно тонко, чтобы только начитанный и умный человек мог понять истинный смысл. Его стихотворения кажутся читателям немного тусклыми, так как он не любил излишнюю экзальтацию. Размышления о Боге и вечном – частый мотив его произведений, который тесно переплетается с мотивом одиночества. О процессе творчества автор говорил: «Поэтическое слово есть пучок, и смысл из него торчит в разные стороны». Именно эти смыслы мы можем рассмотреть в каждой строке его стихотворений.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925 гг.)

Русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества - имажинизма. Поэт, который умел обставить своё творчество и окружить собственную фигуру завесой тайны. Именно поэтому о его личности до сих пор спорят литературоведы. Но один факт, о котором говорили все современники поэта, абсолютно ясен – он был необыкновенным человеком и творцом. Его раннее творчество поражает поэтической зрелостью. Но за этим кроется некий обман, когда Есенин собирал последний сборник своих стихотворений, он понял, что нужно включить в него произведения, которые он написал, будучи опытным поэтом. Получается, сам подставлял в свою биографию нужные стихи.

Появление Есенина в поэтическом кругу стало настоящим праздником, его будто ждали. Поэтому он создал себе образ простого парня, который может рассказать о жизни в деревне. Он специально интересовался фольклором, чтобы писать народные стихотворения. Но к 1917 году он устает от этого образа и скандально отказывается от него. Войдя в круг имажинистов, начинает играть роль московского хулигана, и мотивы его творчества резко меняются.

Велимир Хлебников (1885-1922 гг.)

Русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара». Самый интересный поэт своей эпохи. Являлся главной фигурой кубофутуризма.

Несмотря на внешний образ спокойного и тихого человека, был очень амбициозен. Пытался преобразить мир с помощью своей поэзии. Хлебников очень хотел, чтобы люди перестали видеть границы. «Вне пространства и вне времени» — вот главный девиз его жизни. Он пытался создать язык, который смог бы объединить всех нас. Каждое его произведение было попыткой создания такого языка. Также в его творчестве можно проследить некую математичность, видимо, на это повлиял тот факт, что он учился на математическом факультете в Казанском университете. Несмотря на внешнюю сложность его стихотворений, каждое можно читать между строк и понимать, что именно хотел сказать поэт. Сложности в его произведениях всегда присутствуют намеренно, чтобы читатель каждый раз разгадывал своеобразную загадку, читая его.

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897-1962 гг.)

Русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик и драматург, мемуарист. Писал стихи с самого детства, так как был начитанным ребенком и увлекался русской классикой. После появления символистов на литературной арене он влюбляется в творчество А.А. Блока. В своих ранних произведениях Мариенгоф пытался подражать ему.

Но его настоящая и полноценная литературная карьера началась с момента знакомства с Есениным. Они были очень дружны, их биографии буквально переплелись друг с другом, вместе снимали квартиру, вместе творили, и делили все горести. После знакомства с Шершневичем и Ивневым они решают создать группу имажинистов в 1919 году. Это был период небывалой творческой активности в жизни Мариенгофа. Публикации романов «Циники» и «Бритый человек» сопровождались громкими скандалами, которые доставляли писателю много неудобств. Его личность подверглась травле в СССР, произведения долгое время были запрещены и читались только за рубежом. Роман «Циники» вызвал большой интерес у Бродского, тот писал, что эта книга – лучшее произведение русской литературы.

Игорь Северянин (1887-1941 гг.)

Настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарёв. Русский поэт, представитель течения эгофутуризм. Обаятельный и яркий, его популярности завидовал даже сам В.В. Маяковский.

Знаменитым его сделал Лев Николаевич Толстой, а, точнее, его отзыв на стихотворение, которое начинается со слов «Вонзите штопор в упругость пробки…». В то утро в Ясной поляне проходили будничные чтения вслух, и когда прозвучало стихотворение Северянина, то присутствующие заметно оживились и начали хвалить молодого поэта. Толстой был поражен этой реакцией и сказал слова, которые позже растиражировали во всех газетах: «Вокруг виселицы, убийства, похороны, а у них штопор в пробке». После этого личность и творчество Северянина были у всех на слуху. Но ему было тяжело найти союзников в литературной среде, он метался между разными группами и течениями и в результате решил создать своё собственное – эгофутуризм. Тогда он провозглашает величие собственного «я» в творчестве и говорит о себе, как о поэте, который изменил ход литературной русской истории.

София Яковлевна Парнок (1885-1933 гг.)

Русская переводчица и поэтесса. Многие называли её русской Сапфо, ведь она была первой, кто стал свободно говорить об однополой любви в советском пространстве. В каждой строке её стихотворений чувствуется большая и трепетная любовь к женщинам. Она не стеснялась говорить о своих наклонностях, которые проявились довольно рано. В 1914 году на вечере у Аделаиды Герцык поэтесса знакомится с Мариной Цветаевой, и в тот миг обе женщины поняли, что влюблены друг в друга. С тех пор все дальнейшее творчество Парнок было наполнено любовью к Цветаевой. Каждая встреча или совместная поездка рождали у обеих прилив вдохновения, они писали друг другу стихи, в которых рассказывали о своих чувствах.

К сожалению, их посещали мысли о том, что рано или поздно им придется расстаться. Их отношения закончились последними горькими посланиями в стихах после одной крупной ссоры. Несмотря на отношения с другими женщинами, София Парнок считала, что именно Цветаева была той, кто оставил глубокий след в её жизни и творчестве.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вероятно, вы неоднократно слышали о таком понятии, как «Серебряный век». Им называют период начала 20-го века, однако говорить о том, что данное название касается непосредственно всей истории начала этого столетия, будет неверно. И ниже мы разберемся, почему начала 20 века называют Серебряным веком.

Что называют «Серебряным веком»

Люди, любящие литературу и поэзию, наверняка знают, что было такое время, как «Золотой век». К этой эпохе отнесли время деятельности таких талантливых людей, как, например, А.С. Пушкин. Но время шло, художники и поэты уходили из жизни, а Золотой век катился к своему закату.

К счастью, талантливые люди всегда были и появлялись на территории России. И 20-ый век не стал тому исключением. Начало столетия ознаменовалось множеством новых и свежих имен, которые отличались своими умениями, навыками, светлыми умами.

Почему начало 20 века назвали «Серебряным веком»

По причине появления такого большого количества талантливых людей, стало очевидно, что начался новый век для развития литературы, искусства. Разумеется, «Золотая эпоха» уже была завершена, и отнести современную историю к ней уже было бы некорректно. Поэтому этот период расцвета духовной культуры получил иное, но весьма похожее название. Так начало 20 века и стало называться Серебряным веком.

Хронологические рамки «Серебряного века»

Разумеется, необходимо отметить, что именно называют Серебряным веком, чтобы понимать, какова хронология данного этапа в истории расцвета отечественной духовной культуры.

Начало истории этого века было положено в 90-ых годах девятнадцатого века. И последующие 25-30 лет, которые тянулись до двадцатых годов 20-го века, стали историей, которую поклонники прекрасного, любители литературы и искусства, сегодня знают, как «Серебряный век».

«Серебряный век» в фамилиях

И чтобы понимать, каких людей истории подарил Серебряный век, необходимо отметить некоторые фамилии, которые сегодня знакомы, пожалуй, каждому из нас, даже если он не является большим поклонником литературы и культуры.

Эта эпоха подарила нам таких людей, как:

  • Анна Ахматова;
  • Борис Пастернак;
  • Игорь Северянин;
  • Александр Блок;
  • Марина Цветаева.

И самое прекрасное то, что продолжать этот список можно достаточно долго. Однако его продолжение вы можете узнать и сами. Как и ознакомиться с творчеством всех этих людей. Главное, что теперь вы знаете, почему Серебряный век так называется.

Конец XIX – начало XX вв. – период, вошедший в историю под названием Серебряного века русской культуры. Ярче всего это проявилось в русской поэзии, литературе и искусстве. Этот стремительный взлет во всех областях культуры Н. А. Бердяев назвал “русским культурным ренессансом”.

Состояние общества в последние годы Российской империи

В конце XIX – начале XX вв. развитие России происходило крайне неравномерно. Огромные успехи в развитии науки, техники, промышленности переплетались с отсталостью и неграмотностью подавляющего большинства населения.

XX век провел резкую грань между “старой” и “новой” культурой. Еще больше усложнила ситуацию Первая мировая война.

Культура Серебряного века

В начале XX века ведущим направлением в литературе остается критический реализм. В то же время поиски новых форм приводят к возникновению абсолютно новых течений.

Рис. 1. Черный квадрат. К. Малевич. 1915.

Творческая элита видела в Первой мировой войне предзнаменование близкого конца света. Популярными становятся темы мировых катаклизмов, печали, тоски, бесполезности жизни.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Многие поэты и писатели, действительно, очень правдоподобно предсказывали будущую Гражданскую войну и победу большевиков.

Кратко о Серебряном веке русской культуры рассказывает следующая таблица:

Таблица “Серебряный век русской культуры”

Область культуры

Направление

Ведущие представители

Особенности творчества

Литература

Критический реализм

Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.

Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков.

Символизм

Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый

Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”.

Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам

Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова

Революционное направление

А. М. Горький

Острая критика существующего государственного и общественного строя.

Футуризм

В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский

Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании.

Имажинизм

С. Есенин

Красота образов.

Живопись

В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан

Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись. Основное внимание уделяется мельчайшим деталям.

Модернизм

Группа “Мир искусства”: М. Н. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др.

Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения.

Абстракционизм

В. Кандинский, К. Малевич.

Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации.

Смешение различных стилей

С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин.

Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм.

Рис. 2. Богатырский скок. В. М. Васнецов. 1914.

В эпоху Серебряного века больших успехов достигает русский театр и балет:

  • В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
  • “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.

Рис. 3. А. П. Павлова. 1912 год.

Серебряный век в мировой истории

Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Россия доказала всему миру, что по-прежнему претендует на роль великой культурной державы.

Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку.

Что мы узнали?

Золотой век русской культуры в конце XIX века сменился Серебряным. Эта эпоха, длившаяся до октября 1917 г., ознаменовалась появлением огромного количества гениальных деятелей культуры и искусства. Культурные завоевания Серебряного века пользуются огромным уважением во всем мире.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 344.

Серебряный век - это не хронологический период. По крайней мере не только период. И это не сумма литературных течений. Скорее понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления.

Атмосфера Серебряного века

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии и поэзии. Философ Николай Бердяев (о нём читайте ) называл это время русским культурным ренессансом. По словам бердяевского современника Сергея Маковского, именно Бердяеву принадлежит и другое, более известное определение этого периода - «Серебряный век». По другим данным, словосочетание «Серебряный век» было впервые употреблено в 1929 году поэтом Николаем Оцупом. Понятие это не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее тут же ассоциации с другим коротким периодом истории русской культуры - с «золотым веком», пушкинской эпохой русской поэзии (первая треть XIX века).

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, - писал о Серебряном веке Николай Бердяев в своей «философской автобиографии» «Самопознание». - Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу...»

Серебряный век как период и образ мышления

Искусство и философия Серебряного века отличались элитарностью, интеллектуализмом. Поэтому нельзя отождествлять всю поэзию конца XIX - начала XX века с Серебряным веком. Это более узкое понятие. Иногда, правда, предпринимая попытку определить сущность идейного содержания Серебряного века через формальные признаки (литературные течения и группировки, социально-политические подтексты и контексты), исследователи ошибочно смешивают их. На самом деле в хронологических границах этого периода сосуществовали самые различные по происхождению и эстетической направленности явления: модернистские течения, поэзия классической реалистической традиции, крестьянская, пролетарская, сатирическая поэзия... Но Серебряный век - это не хронологический период. По крайней мере не только период. И это не сумма литературных течений. Скорее понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления, который, будучи характерным для художников, которые при жизни враждовали между собой, в конечном счёте слил их в сознании потомков в некую неразделимую плеяду, формировавшую ту специфическую атмосферу Серебряного века, о которой писал Бердяев.

Поэты Серебряного века

Имена поэтов, составивших духовное ядро Серебряного века, всем известны: Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Николай Гумилёв, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Георгий Иванов и многие другие.

В наиболее концентрированном виде атмосфера Серебряного века получила своё выражение в первые полтора десятилетия двадцатого века. Это был расцвет литературы русского модерна во всём многообразии его художественных, философских, религиозных поисков и открытий. Первая мировая война, Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская социалистическая революции отчасти провоцировали, отчасти формировали этот культурный контекст, а отчасти были спровоцированы и сформированы им. Представители Серебряного века (и русского модерна в общем) стремились к преодолению позитивизма, отказу от наследия «шестидесятников», отрицали материализм, равно как и идеалистическую философию.

Поэты Серебряного века стремились преодолеть также и попытки второй половины XIX века объяснять поведение человека социальными условиями, средой и продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле. Поэты Серебряного века и в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы. Например, один из ярчайших творцов Серебряного века, Осип Мандельштам писал, что идея прогресса - «самый отвратительный вид школьного невежества». А Александр Блок в 1910 году утверждал: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя». Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле - для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Это погружение привело к культу жизнетворчества (неразделимости личности творца и его искусства). И почти всегда в связи с этим поэты Серебряного века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо кончили.

В) А. Блок

г) Вл.Соловьев

2.В конце 19-начале 20 века в литературе сформировалось три основных модернистских течения «новой литературы». По характерным признакам определите эти направления в литературе:

1. Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, архаичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающие попытку создания искусства, устремленного в будущее.

2.Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

3. Модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.

а) символизм

б) акмеизм

в) футуризм

3. Какие важные исторические события происходили в России на рубеже XIX - XX веков:

а) три революции

б) восстание декабристов

в) отмена крепостного права

г) крымская война

4. Какой из поэтов не принадлежит Серебряному веку?

а) К.Бальмонт

б) Н.Гумилев

г) В.Брюсов

5. Поэтов какого литературного направления вдохновляла философия Вл.Соловьева:

а) футуристов

б) акмеистов

в) символистов

6.Что называется ритмикой стихотворения:

а) Способ организации художественной речи, когда прозаический текст членится на ритмические отрезки, создающие эффект внутренней мелодики.

б) Мерное повторение сходных элементов стихотворной речи: слогов, слов, строк, интонационной мелодики и пауз.

в) Звуковое совпадение последних слогов, находящихся в конце стихотворения.

7. К какому поэтическому направлению принадлежит творчество Н.С.Гумилева:

а) футуризм

б) акмеизм

в) имажинизм

г) символизм

8. Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму:

а). А.Ахматова

б). К.Д.Бальмонт

в). О.Мандельштам

г). Г.Иванов

9. К какому направлению относится раннее творчество А. Блока:

а). Футуризм

б). Акмеизм

в). Символизм

10. Символ – троп, поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в символе всегда наличествует скрытое сравнение (найдите лишнее):

а) аллегоричность

б) недосказанность

в) неисчерпаемость

г) расчет на восприимчивость читателя

11. К какому литературному направлению принадлежали поэты: Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Хлебников:

а) акмеизм

б) символизм

в) футуризм

г) имажинизм

12. Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»:

а) И.Северянин

б) В.Хлебников

в) З.Гиппиус

13. К какому литературному направлению принадлежит творчество В.Маяковского:

а) имажинизм

б) футуризм

в) символизм

г) акмеизм

14. К какой группе относились поэты А.Белый, В.Иванов?

а) «Старшие символисты»

б) «Младосимволисты»

15. Назовите трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге:

Б) анапест

В) дактиль

Г) амфибрахий



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!