Сергей есенин пороша читать. Есенин сергей - пороша

Текст стихотворения Есенина «Пороша» дети учат на уроках литературы уже в третьем классе. И недаром: произведение такое воздушное, свежее, радостное, что легко находит отклик в детских душах. Очаровательные образы колдуна-невидимки, старенькой сосны в косынке из снега, укутанной в пушистую снежную шаль земли кажутся иллюстрацией к волшебной сказке. Олицетворения (лес дремлет, сосна подвязалась косынкой) еще больше усиливают атмосферу волшебства. Преобладающие в стихотворении короткие предложения (в том числе из одного слова) создают иллюзию простоты и придают произведению изящество и лаконичность.

Стихотворение, написанное в 1914 году, следует отнести к пейзажной лирике. Причем это, безусловно, один из лучших образцов пейзажной лирики поэта. В произведении отразились детские воспоминания Сергея Александровича о родной деревне Константиново в Рязанской губернии. Но горечь и тоска не слышатся в этих чистых и нежных строчках. Убегающая «лентой вдаль» дорога манит вперед и вселяет надежду на радость в будущем. В более поздней лирике ничего подобного мы уже не найдем.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старышка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Сергей Есенин стихи

Антология русской поэзии

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»

Литературный анализ текста

Стихотворение С.А. Есенина «Пороша»


Выполнила: Пастухова Н.О.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Словно серые вороны

Раскричались на лугу.


Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.


Принагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.


Скачет конь. Простору много.

Сыплет снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.


Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества - тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. В ходе анализа стихотворения, мы попробуем разобраться не только с внешним планом изображения, но и с внутренним смыслом произведения.

1. Звуковой уровень текста


1 Метр и ритм


Проанализируем соотношение метра и ритма в первой строфе стихотворения.

(1) Еду. Тихо. Слышны звоны

(2) Под копытом на снегу.

(3) Словно серые вороны

(4) Раскричались на лугу.

Составим схему чередования ударных и безударных слогов в строфе:

(1)- U - U - U - U

(2)- U - U - U -

(3)- U - U U U - U

(4)- U U U - U -

Определим метр и размер. Подсчитаем количество безударных слогов между ударными. Число колеблется: в первых двух строках - один слог, в третьей и четвертой - то три слога, то один. Значит, перед нами двусложный метр. Для наглядности сразу же разберем схему на двусложные стопы:

(1)- U | - U | - U | - U |

(2)- U | - U | - U | -

(3)- U | - U | U U | - U |

(4)- U | U U | - U | -

Нетрудно увидеть, что сильные места падают на нечетные слоги, следовательно, это хорей. Подсчитав количество сильных мест в строке, можно с точностью сказать, что это четырехстопный хорей. Но лишь строки (1) и (2) реализуют «идеальную схему: на всех сильных местах находятся ударные слоги. В строке (2) последний безударный слог кажется лишним, хотя вся остальная схема точно соответствует метру, такой же «лишний» конечный слог есть в строке (4). В строке (3) третья стопа не имеет ударений, в строке (4) не имеет ударений вторая стопа. Третья и вторая стопа, не имеющая ударений - это пиррихии.


2 Семантический анализ метра и ритма


Как мы уже выяснили выше, данное стихотворение написано четырехстопным хореем, но в «идеальной схеме» присутствуют стопы, не имеющие ударений. Исходя из этого, мы можем задаться вопросом, случайно ли, что автор делает акцент именно на этих словах? Чтобы это выяснить, давайте найдем эти слова:

(3) Словно серые вороны - U - UUU - U

(4) Раскричались на лугу. - UUU - U -

(1) Заколдован невидимкой - UUU - UUU

(3) Словно белою косынкой - U - UUU - U

(4) Повязалася сосна - UUUUU - U

(1) Принагнулась, как старушка - UUU - U - U

(2) Оперлася на клюку - UUU - U -

(3) Бесконечная дорога - UUU - UU

(4) Убегает лентой вдаль - UUU - U -

Обозначив пиррихии, мы можем условно разделить их на две группы: 1) имена прилагательные и 2) глаголы. Рассмотрим каждую группу отдельно.

Первая группа имен прилагательных: серые (вороны), белою (косынкой), бесконечная. Первые два прилагательных относятся к цветовому признаку, она противопоставлены друг другу - серый и белый. Но главная их особенность в том, что они являются метафорам: снег под копытами лошадей звучит как крик серых ворон, который резко, четко, ярко запечатлевается в памяти лирического героя; белая косынка сосны, напротив, рождает в памяти воспоминания о белой пуховой косынке, на который похож выпавший снег на ветках сосны. Третье прилагательное бесконечная (дорога) гиперболизировано в представлении лирического героя: перед ним - простор, свобода, неизведанное и впереди бесконечная дорога будущего, которое так же прекрасно как то, что его окружает в зимнем лесу. Автор выделяет эти прилагательные для того, чтобы ярко, живо, ассоциативно показать нам изображаемую природную зарисовку.

Вторая группа глаголов: раскричались, заколдован, повязалася, принагнулась, опрелася, убегает. Все эти глаголы обозначают действие неживых предметов. Большинство из них относится к такому тропу, как олицетворение. Но тот, кто наблюдает описываемые в стихотворении предметы, наделяет их живыми человеческими признаками, и, соответственно, действиями. Они оживают перед нами, и цель автора - показать предметы в их развитии, движении, росте, чтобы картина живо представилась читателю.

Таким образом, мы можем сказать о том, что использование автором пиррихия не случайно. Акцент именно на имена прилагательные и глаголы позволяет представить себе описываемый пейзаж не только в красках, но и в движении.


3 Фонетический уровень текста


В данном стихотворении четко прослеживается ассонанс - звук [о] в следующих словах: звоны, словно, вороны, заколдован, долбит, простору, много, дорога. Все, что видит лирический герой, описывается плавно, последовательно благодаря этому звуку. Так же часто повторяется звук [а] в словах: тихо, копытом, на, словно, вороны, раскричались, заколдован, невидимкой, сказку, сна, белою, косынкой повязалася сосна, принагнулась, как старушка, оперлася на, а под самою макушкой, скачет, простору много, шаль, бесконечная, убегает лентой вдаль. Все эти слова, наоборот, ускоряют процесс затянутого описания. Картины, предстающие перед лирическим героем, сменяют друг за другом, и именно этот звук помогает усилить движение изображаемого.

В стихотворении так же присутствует аллитерация - звуки [л, м, н] в следующих словах: слышны, звон, копытом на снегу, словно вороны раскричались на лугу, заколдован, невидимкой, дремлет лес, сна, белою косынкой повязалася, принагнулась, оперлася на клюку, самою макушкой, долбит дятел, конь, много, сыплет снег, стелет шаль, бесконечная, лентой вдаль. Благодаря этому создается прекраснейшая выразительная мелодия звучащего стиха. Так же часто встречаются звуки [з, р, д] в словах: еду, звоны, серые вороны раскричались, заколдован невидимкой, дремлет, повязалася, долбит дятел, дорога, вдаль. Эти слова в большей степени передают звуковую составляющую описываемой картины - здесь и хруст снега под копытами лошади, и звуки обитателей леса. Лирический герой своим присутствием нарушает тишину заколдованного леса и сам становится участником описываемых событий.

Проанализировав фонетический уровень текста, мы можем сказать о том, что, благодаря фонетической наполненности определенных строчек стихотворения, картина, описываемая лирическим героем, предстает живее, необычнее, начинаешь слышать звуки леса, врываясь в дремлющую сказку.



Данное стихотворение состоит из 4 строф. Каждая из строф представляется перекрестной рифмой (абаб):


Еду. Тихо. Слышны звоны (а)

Под копытом на снегу. (б)

Словно серые вороны (а)

Раскричались на лугу. (б)


Стихотворение написано мужской (снегу, лугу, сна, сосна, клюку, суку, шаль, вдаль) рифмой и женской (звоны, вороны, невидимкой, косынкой, старушка, макушкой, много, дорога) рифмой. По звуковому составу рифма в стихотворении точная:


Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Словно серые вороны

Раскричались на лугу.


В третьей строфе присутствует приблизительная рифма:


Принагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.


Таким образом, анализируя рифму, мы можем сказать, что язык автора настолько богат, что ему не составило трудов подобрать нужную рифму и с точностью передать изображение описываемого пейзажа.

2. Лексический уровень текста


1 Словарь лирического стихотворения


Доминирующие части речи.

В стихотворении преобладают следующие части речи:

Имя существительное (22 слова): звоны, копытом, снегу, вороны, лугу, невидимкой, лес, сказку, сна, косынкой, сосна, старушка, клюку, макушкой, дятел, суку, конь, простору, снег, шаль, дорога, лентой.

Имя прилагательное (3 слова): серые, белою, бесконечная.

Глагол (13 слов): еду, слышны, раскричались, заколдован, дремлет, повязалася, принагнулась, оперлася, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает.

Наречие (4 слова): тихо, словно, много, вдаль.

Местоимение (1 слово): мною.

Рассмотрев доминирующие части речи, можно сделать вывод о том, что лирический герой конкретно не говорит о себе и о своих чувствах. Он с помощью большого количества имен существительных говорит о предметах, которые встречает на своем пути, но, описывая их, не прибегает к использованию имен прилагательных, а употребляет глаголы, которые помогают воссоздать в сознании читателя образ природы.

Тематические (семантические) поля.

В словаре стихотворения выделяются следующие тематические поля:

Существительные: звоны, (на) снегу, лес, сказка сна, сосна - старушка, дятел на суку, конь, простор, снег, шаль, дорога.

Для словаря выбраны не все имена существительные, а лишь те, которые более полно отражают картину. Благодаря перечисленным словам можно воспроизвести увиденное в определенной последовательности.

Глаголы: еду, слышны, раскричались, заколдован, дремлет, повязалася, принагнулась, оперлася, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает.

Глаголы, представленные в словаре, идут последовательно, описывая не только действия лирического героя, но и действия неодушевленных предметов (сосны, снега), которые благодаря точным глаголам оживают в сознании читателя.

Прилагательные: серые, белою, бесконечная.

Поэт в своем стихотворении использует небольшое количество имен прилагательных, но при прочтении произведения это незаметно, картина при помощи изобразительно-выразительных средств предстает ярко и полно. Поэтому говорить о небольшом количестве прилагательных, как о недостатке, не имеет оснований.

Наречия: тихо, словно - 2, много, вдаль.

Особое внимание хотелось бы обратить на наречия, которые не только говорят о состоянии природы (тихо), но и помогают использовать такой троп, как сравнение (словно), и, наконец, последние два наречия отображают завершенность и в то же время неопределенность пути.

Тематические (семантические) поля стихотворения помогают проследить внутреннее состояние лирического героя, психологическую точку зрения субъекта, внешнее воздействие предметов на наблюдателя.

3. Семантика грамматических категорий


Обратимся к глагольной грамматической модели стихотворения. Как мы уже говорили выше, в произведении присутствуют 13 глаголов. Глаголы, стоящие в настоящем времени: еду, слышны, заколдован, дремлет, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает. Именно эти глаголы изображают то, что происходит с лирическим героем и вокруг него в спящем лесу. Мы видим, что это не воспоминания, не мечты наблюдателя о предстоящей картине в будущем, а реальное описание ситуации.

Остальные 4 глагола употреблены в прошедшем времени. Глагол раскричались метафоричен, он является сравнением хруста снега под копытами лошади. Глаголы, относящиеся к сосне - повязалася, принагнулась, оперлася, стоят именно в этом времени, так как наблюдатель зимнего леса не видел, как произошли эти изменения с деревом.

4. Композиционно - речевое единство текста


Стихотворение «Пороша» состоит из 4 строф, объединенных определенной тематикой - образа природы. Но каждая строфа имеет свою микро тему, попробуем разобраться с каждой из них:

строфа: в первой строфе перед нами предстает лирический герой, он не называет себя (об этом можно судить по отсутствию личных местоимений), но описывает свои действия - он едет верхом. Тут же предстает образ природа со своей необычайной тишиной, в которой даже слышен хруст снега;

строфа: лирический герой становится наблюдателем заколдованного леса, который, как ему кажется, дремлет; тут же мы видим сосну, покрытую снегом. Лирический герой настолько наблюдателен и романтичен, что сравнивает снег с косынкой на ветках сосны.

строфа: перед нами все тот же образ старушки, подразумевающий одинокое дерево, которому фантазией наблюдателя присвоена клюка. Тишину леса нарушает лишь стук дятла, но он не резок - он один из составляющих этой красоты.

строфа: эта строфа передает уже не красоту дремлющего леса, а внутреннее состояние героя - перед ним простор, а значит свобода, неизведанная, бесконечная дорога, и, судя по настроению, можно сказать, что будущее впереди такое же светлое и загадочное, как зимний лес.

5. Изобразительно-выразительные средства

стихотворение есенин пороша текст

В данном стихотворении употреблены следующие тропы:

Олицетворение: вороны раскричались, дремлет лес, повязалася сосна, принагнулась сосна, оперлася на клюку, дорога убегает.

Сравнение: звоны…словно серые вороны, словно белою косынкой повязалася сосна, сосна… как старушка.

Метафора: заколдован невидимкой, под сказку сна, на клюку, стелет шаль, дорога убегает лентой.

Поэт использует в данном стихотворении эти приемы для того, чтобы читатель смог воспроизвести в своем воображении наглядный облик описываемой природы, тем самым повлиять на чувственно-эмоциональное восприятие.

Стихотворение С.А. Есенина «Пороша» относится к теме природы и родины. Оно наполнено любовью ко всему, что окружает поэта: бесконечные дороги, раскинувшиеся просторы, необычные деревьями, лесные жители. Все это у Есенина оживает. Он наделяет предметы необыкновенными свойствами и признаками, подбирает такое описание, которое в представлении обывателя загадочно, но в то же время реалистично. Именно эта особенность повествования Сергея Есенина дает понять, насколько это ему все дорого и небезразлично.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.

Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.

Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.

В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.

Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.

Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.

Когда речь заходит о пейзажной лирике, то на ум первым приходит её «король», мастер, воспевавший красоту русской природы – Сергей Есенин. Он продолжает «гнуть свою линию» и в стихотворении «Пороша», которое насквозь пропитан дыханием зимы, трескучими морозами и скрипящим под ногами ребятишек снегом.

Стихотворение начинается с описания окружающей лирического героя обстановки, делает Есенин это при помощи парцелляции: «Еду. Тихо», чтобы подчеркнуть обыденность русской глубинки в зимнее время. Чистотой и свежестью наполнена каждая строчка, что подчёркнуто эпитетами «белою косынкой», «бесконечная дорога». Инверсии «дремлет лес», «долбит дятел» придают сказочного настроения вполне обычному студёному дню. Сравнение дороги с лентой привычно для русского уха, и многие поэты включали его в свои произведения. Это символ русской души, широты просторов нашей Родины. Сосна предстаёт в виде сгорбленной старушки, и сразу чувствуется что-то родное и тёплое, своё. Кажется, что можно протянуть руку и дотронуться до раскинувшихся над дорогой заснеженных сосновых лап или неосторожным движением спугнуть ворон, настолько всё осязаемо.

Наверное, каждому, в том числе и лирическому герою дорого каждое мгновение такой казалось бы непримечательной зарисовки банального зимнего дня. Каждое слово наполнено любовью, а простота слога очень уместна, чтобы за витиеватыми фразами не потерять глубину этого чувства. Это же подчёркивает и размер стиха – четырёхстопный хорей. Возникает музыкальность и динамичность строк. Движение, символ пути передаётся через олицетворение «дремлет лес», «дорога убегает».

Аллитерация и ассонанс создают особую атмосферу зимнего леса, слышится цокот копыт и звон бубенчиков в сочетании звуков «з», «к», «с».

Стихотворение было написано в 1914 году за 3 года до страшных роковых событий в России. Это безмятежность, ощущение пути резко контрастируют с бушующими страстями в обществе. Спокойствие природы в лесу, на бумаге, а в городах протесты и назревающие бунты.

Природа и человек неразрывны, это и хочет передать Сергей Есенин. Красота зимнего леса притягивает, и какая умиротворённая картина возникает в воображении!

Анализ стихотворения Пороша Есенина

В русской поэзии большое количество стихотворений посвящено зиме. Это суровое время года не всегда вызывает ощущение зябкости, желание вернуться в жаркие летние дни. Сергей Есенин видит особую прелесть в заснеженных родных просторах, лесных массивах, скованных морозным воздухом.

В стихотворении "Пороша" само название вызывает ряд ассоциаций, связанных с безветренной погодой, хрустом снега, ровно покрывающим землю.

Поездка автора на лошади нетороплива. Он с восторгом смотрит по сторонам. Красота пейзажа вызывает и душевное равновесие, и чувство безграничной радости. Автор подчеркивает состояние безмолвия в природе: "Еду. Тихо...". Однако речь идет об отсутствии голосов людей, шума населенных пунктов, не слышны звуки деятельности человека. Лишь периодически тишину нарушает присутствие природных звуков, связанных с движениями животных. Это не омрачает настроение лирического героя, так как человек и природа для него являются элементами одной ступени, дополняющими друг друга. "Серые вороны расшумелись", "скачет конь", "долбит дятел" - эти действия создают динамику, придают очарование, вызывают прилив сил у человека в повозке.

Особую значимость изображаемым явлениям природы добавляют олицетворения. Они помогают создать яркие образные картины мелькающего перед глазами зимнего пейзажа ("дремлет лес", "дорога убегает", "повязалася сосна","валит снег и стелит шаль").

Одно из центральных мест в стихотворении занимает образ сосны. Воплотить в жизнь эту частичку природы помогают сравнения и использование разговорной лексики: сосна повязалася, "понагнулась, как старушка", "оперлася на клюку". От большого количества снега ветви прогнулись, деревья потеряли свои формы. Их темные очертания на белом полотне усиливают впечатления автора от морозного дня. Так, неприметное издали дерево оживает, становится похожим на добрую пожилую женщину, благодаря воображению и волшебным умениям зимы. Автор называет ее невидимкой, подразумевая под этим словом сказочное существо, способное сделать обычный лес волшебным.

В стихотворении встречается один из устойчивых мотивов русской лирики - дорога. Она "убегает лентой вдаль", обрамленная белоснежной шалью. Дорога открывает лирическому герою новые возможности для создания оптимистичных картин.

Только истинный ценитель красоты родных просторов среди огромного пространства может отыскать загадку в обычном явлении природы, которая позволит взглянуть на мир другими глазами.

Вариант №3

егодня мы будем разбирать одно из самых коротких произведений С. А. Есенина, стихотворение "Пороша".

В данном произведении, написанном для пробуждения в русском человеке любви к Руси, читатели любого возраста могут почувствовать ту лёгкую атмосферу и сказочность, которыми пропитано каждое слово.

В первом четверостишии затягивает своей плавностью, легкостью слова, с начала второго четверостишия уже околдовывает. И внезапно возвращает в реальность фраза: "... долбит дятел на суку. ...". После этой строчки читатель вновь полностью находится в реальности, едя по снежной степи, с убегающей вдаль дорогой.

Есенин писал этот стих в основном для детей, хотя правильнее будет сказать для того, чтобы каждый мог почувствовать себя ребёнком. Поэтому в тексте присутствует сравнение сосны с Бабой-Ягой, опирающейся на клюку. Также много раз используются такие средства художественной выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения. Автор хочет, чтобы читатель проникся атмосферой, почувствовал всю любовь к родине, её бескрайность.

Сам Сергей Александрович, приехавший из села в город в 17 лет, остро ощущал тоску по дому, горячо любимому. Как следствие, он стал выражать эти чувства через такие стихи, как "Пороша". Впрочем, ощущал он и лёгкое недоумение окружающих, их пока неясное неприятие его стиля и поведения, его характера. Всё это, несомненно нашло отклик и в творчестве, в частности, в стихах.

После прочтения данного произведения, своеобразного крика души, в сознании ещё долго может стоять картинка бескрайнего русского зимнего поля, буран, дорога и неясные очертания сказочных существ, охраняющих Великую Русь. Будет ощущаться то чувство морозной свободы, величавого спокойствия, зимнего ветра и тишины, которыми так богата наша родина.

5, 6 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Пороша

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

    Это стихотворение было написано в 1835 году. Тютчев тогда работал камергером и жил за границей. Надо заметить, что практически все стихи поэта небольшие по размеру, изящны и имеют глубокий философский смысл. На поэта,

  • Анализ стихотворения Фета Грезы

    Смерть страшит. После неё – неизвестность, и сколько бы различные люди с различной репутацией не писали про загробную жизнь, всё равно страшен этот переход. Но не для Фета. Стихотворение «Грёзы» - о смерти, но не страшной,

  • Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король

    Анна (Андреевна) Ахматова – талантливый литературовед и поэтесса, романтическая представительница российского Серебряного века поэзии конца XIX - начала XX веков, переводчица.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!