Сергей геннадьевич нечаев биография. Революционер Нечаев Сергей Геннадьевич: биография, достижения и интересные факты

«Надо было сделать так, чтобы
как можно больше людей смогли совершить
этот резкий скачок в своём понимании действительности...»

Аурелио Печчеи

В 1968 году по инициативе Аурелио Печчеи был создан Римский Клуб / Club of Rome - международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на изучение глобальных проблем.

Перед созданием клуба «Чтобы подогреть воображение коллег, необходим был хороший предварительный документ. И здесь, как и во многих других начинаниях, вопрос сводился к тому, где найти талантливого человека со свободным временем, который перевёл бы на убедительный язык казавшиеся нам разумными мысли. С этой просьбой обратились к Эриху Янчу. Тогда я ещё не был с ним знаком, но, узнав поближе, понял, что Янч наделён не только редким умом, но и способностью так трезво и безжалостно анатомировать будущее, что это невольно приобретало характер сурового предостережения. Астроном по образованию, он порою как бы с заоблачных высот взирал на своих собратьев по планете. Подготовленный им документ под названием «Попытка создания принципов мирового планирования с позиций общей теории систем» был чётко продуман и убедителен хотя и не всегда лёгок для понимания. Я очень благодарен Эриху Янчу за эту и многие другие возможности приобщиться к его прогрессивным идеям и взглядам, которые послужили пищей и для моих собственных размышлений. Если выразить суть созданного Янчем документа всего в нескольких фразах, она сводится к следующему: «В настоящее время мы начинаем осознавать человеческое общество и окружающую его среду как единую систему, неконтролируемый рост которой служит причиной её нестабильности. Достигнутый ныне абсолютный уровень этого неконтролируемого роста определяет высокую инерционность динамической системы, снижая тем самым её гибкость и способность изменяться и приспосабливаться. Стало совершенно очевидным, что в этой системе нет никаких внутренних кибернетических механизмов и не осуществляется никакого «автоматического» саморегулирования макропроцессов. Этим кибернетическим элементом эволюции нашей планеты является сам человек, способный активно воздействовать на формирование своего собствен- ного будущего. Однако он может на деле выполнить эту задачу только при условии контроля над всей сложной системной динамикой человеческого общества в контексте окружающей его среды обитания... что может возвестить вступление человечества в новую фазу психологической эволюции».

Аурелио Печчеи, Человеческие качества, М., «Прогресс», 1985 г., с. 123-124.

«Вслед за этим я, заручившись финансовой поддержкой Фонда Аньелли, выбрал вместе с Кингом около тридцати европейских ученых - естественников, социологов, экономистов, специалистов в области планирования и написал им, предложив всем приехать 6-7 апреля 1968 года в Рим для обсуждения многих вопросов. Надеясь, что эта встреча станет знаменательным событием, я обратился к президенту основанной в 1603 году и, следовательно, старейшей из ныне существующих академий - Национальной академии деи Линчей - с просьбой предоставить нам своё помещение, которое, как я считал, было бы достойным местом для нашего совещания. Он любезно отдал в наше распоряжение виллу Фарнезина - прелестный дворец в стиле ренессанса, окружённый прекрасным парком с ливанскими кедрами, кипарисами, бергамотовыми деревьями, зарослями лавра и вечнозелёных кустарников и изумительно расписанный внутри такими великими мастерами, как Рафаэль, Себастьяно дель Пьомбо и Содома».

Аурелио Печчеи, Человеческие качества, М., «Прогресс», 1985 г., с. 125.

Согласно Уставу, число членов Римского клуба ограничено 100 участниками из 30 стран мира.

Основным интеллектуальным продуктом деятельности Клуба являются его Доклады, посвящённые глобальным проблемам современности и возможным путям их решения.

«… Клуб лишь задаёт тему и гарантирует финансирование научных исследований, причём не за счёт собственных средств, которых у него для этих целей нет, а за счёт привлечения различных фондов и спонсоров. При этом Клуб не влияет ни на ход работы, ни на её результаты и выводы, а авторы сохраняют полную независимость в осуществлении своих творческих замыслов. Окончательным итогом работы над проектом становятся его обсуждение и утверждение, которое проходит, как правило, на ежегодной конференции Клуба при участии приглашенных учёных, общественных и политических деятелей, представителей прессы. Затем Римский клуб публикует доклад и занимается его тиражированием, распространением и обсуждением в различных странах и аудиториях»..

Малая российская энциклопедия прогностики / Гл. редактор И.В. Бестужев-Лада, М., «Институт экономических стратегий», 2007 г., с. 217.

Всего по заказу Римского клуба группами известных учёных было подготовлено более 30 Докладов…

В начале 70-х первые Доклады Римскому клубу подготовили

Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действиями.

Глобальными могут быть названы следующие проблемы:

· надвигающаяся экологическая катастрофа, связанная с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками;

· демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты;

· экономический кризис, заключающийся во всё возрастающем разрыве между богатыми и бедными странами;

· военная опасность.

Глобальные проблемы привлекли внимание учёных в 60–70-ые гг.XX в., когда был создан Римский клуб - неформальная организация учёных, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов. Доклады Римскому клубу, представлявшие собой разнообразные сценарии мирового развития, положили начало футурологии и глобалистике. Президентом Римского клуба стал крупный итальянский бизнесмен и выдающийся гуманист Аурелио Печчеи, который решил построить прогностические модели на основе использования лучших ЭВМ того времени. В 1968 г. он собрал авторитетных исследователей, назвал это собрание Римским клубом и обратился к спонсорам с просьбой профинансировать исследования. Программу исследования разработал в книге «Мировая динамика» американский экономист Дж.Форрестер, считающийся основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа. Именно его заслугой является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учётом двух важнейших факторов - численности населения и загрязнения среды. Первый доклад Римскому клубу носил название «Пределы роста». Была построена динамичная модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнение. Прогноз стал своего рода шоком: если сохранятся существующие на конец 60-х годов тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения,- то человечество неминуемо придёт к глобальной экологической катастрофе уже в конце XXI в. Тщательный, многократно проверенный расчёт на ЭВМ показал, что если продолжить в будущем наблюдаемые тенденции по всем показателям, то на протяжении уже первой половины XXI в. минеральные ресурсы, начиная с нефти, газа, угля, будут иссякать, загрязнение окружающей среды станет необратимым, начнётся упадок промышленного и сельскохозяйственного производства. Проступали контуры близкого конца света и гибели человечества. Так появилась глобалистика как новое направление, охватывающее глобальные проблемы современности.


Следующая модель М.Месаровича и Э.Пестеля «Человечество у поворотного пункта» была более конкретна. Авторы попытались посмотреть на мир как на систему отличающихся друг от друга, но взаимодействующих регионов. Отвергая неизбежность единой глобальной экологической катастрофы, будущее человечества они увидели в разнообразных и длительных кризисах, таких как энергетический, сырьевой, продовольственный, демографический и, конечно, экологический. Модели становились всё более конкретными. Методологические принципы, техника и методика глобального прогнозирования усложнились. Авторы разделили мир на десять крупных регионов - пять развитых и пять развивающихся - и сделали вывод о том, что в обозримом будущем самых ближайших десятилетий катастрофа вначале произойдёт в развивающихся регионах, а затем уже и в развитых странах. В третьем докладе Римскому клубу «Пересмотр международного порядка»(1976 г.) перечислялись все основные глобальные проблемы (ограниченность продовольствия, деградация окружающей среды, сокращение минеральных ресурсов и энергии, загрязнение океана, рост населения и урбанизация, бедность развивающихся стран, гонка вооружений) и были высказаны рекомендации по стабилизации положения. Четвёртый доклад был выполнен под руководством Эрвина Ласло и назывался «Цели человечества» (1977). Рекомендации заключались в том, что необходимо свести к нулю рост народонаселения и производства. Выход виделся в нулевом промышленном и демографическом росте, что было признано нереальным, поскольку ни одна страна не была подготовлена к таким действиям.

Учёные Римского клуба сформулировали понятие «пределы роста» - уровень жизни развитых стран оказался не достижим для развивающихся вследствие экологических ограничений. Пути выхода виделись в следующих мерах: создание всемирного правительства, решения которого были бы обязательными для выполнения, а, главное, изменение менталитета, отказ от идеологии потребительства, формирование новых ценностей и стандартов.

Прочитайте: Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985.

Какие же факты приводились в докладах Римскому клубу и какие делались выводы? Почему они произвели такое впечатление? Рассмотрим подробнее каждую из глобальных проблем.

Экологическая проблема. Западная цивилизация реализовала тот путь научно-технического развития, по которому устремилось подавляющее большинство современных народов и стран. Но техническая цивилизация, основанная на промышленном производстве, приводит к хищническому использованию и истощению всех природных возможностей планеты. Пока большая доля затрат падает на развитые богатые страны, но, учитывая стремление всех государств к повышению жизненного уровня своего населения, эти затраты будут всё более и более увеличиваться. Их непомерный рост ограничен ресурсами планеты. Так специалисты посчитали, что в США потребление энергии в шесть раз превосходит мировой уровень и в тридцать раз уровень развивающихся стран. Если бы развивающиеся страны сумели добиться роста потребления минеральных ресурсов до уровня Соединённых Штатов, то известные запасы нефти истощились бы через 7 лет, природного газа – через 5 лет, угля - через 18 лет. При современных темпах развития техники производство энергии на Земле через 240 лет превысит количество солнечной энергии, падающей на нашу планету, через 800 лет-всю энергию, выделяемую солнцем, а через 1300 лет – полное излучение всей нашей галактики. Такого, конечно же, не может случиться, поскольку это запрещает природа. Следовательно, существующие темпы экономического роста должны сократиться, человечество должно развиваться по иному, альтернативному пути. За последнее столетие промышленное производство увеличилось более, чем в 50 раз и 4/5 этого роста приходится на период с 1950 г. Идёт широкомасштабная урбанизация: сейчас половина населения планеты проживает в городах.

Более трети лесов, покрывавших Землю, уже уничтожены. «Облысение» планеты - одна из главных причин нарушения экологического равновесия. Деревья дают не только необходимую энергию для приготовления пищи и отопления, но и поглощают двуокись углерода, 200млрд. тонн которого мы ежегодно выбрасываем в атмосферу. Остановить уничтожение лесов отнюдь не просто. Вырубка лесов напрямую связана с энергетическими потребностями растущего населения Земли (более 2 млрд. людей всё ещё используют дрова для отопления и приготовления пищи). Если существующие ныне тенденции сохранятся, то живущие в бедности доведут до истощения мировые запасы древесины, а более состоятельное население модернизированных стран израсходует первичные запасы нефти к середине нынешнего столетия. Настоятельной необходимостью является смещение акцента на возобновляемые или избыточные источники энергии. Ухудшение состояния окружающей среды усугубляет положение бедной части народонаселения мира, происходят массовые миграции. Больше всего страдают от нищеты женщины и дети.

Среди проявлений надвигающейся экологической катастрофы исследователи называют также дефицит пресной воды, риск нарушения озонового слоя, загрязнение Мирового океана, деградацию почвы и опустынивание, закисление природных сред, их химическое загрязнение искусственными неперерабатываемыми веществами. Существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные и транспорт. Парниковый эффект приводит к повышению температуры в атмосфере и к повышению уровня мирового океана, а более двух млрд. людей живут не далее 60 км от побережья. За последние полвека было разрушено 11% плодородной поверхности Земли, что больше, чем общая площадь Индии и Китая. Катастрофически сокращается богатство биосферы: к 2010 году необратимые потери могут достичь 1/3 всех биологических видов.

До сих пор все усилия по охране окружающей среды предпринимаются в рамках общепринятой парадигмы о неправильном ведении хозяйства и возможности технологического решения возникающих проблем. Часто исходят из предположения, будто деформация окружающей среды есть некий постепенный процесс, в то время как могут наблюдаться обвальные процессы разрушения. В последние десятилетия на экологизацию производства были затрачены огромные средства, но глобальные изменения продолжаются и темпы их нарастают. Только американские автомобили (не включая промышленность) сжигают ровно столько кислорода, сколько его образуется на территории США.

Для улучшения состояния среды требуются гигантские суммы. Например, чтобы в США, которые гораздо больше других поставляют в атмосферу углекислого газа, сократить его выбросы на 50%, заместив угольные станции на атомные, потребуется 50 млрд. долларов.

Никакого другого источника кроме биосферы и её ресурсов для поддержания жизни не существует. Сейчас человек взял на себя лишь функции синтеза, занимаясь производством, а функции разложения предоставил природе, надеясь на её ассимилирующие возможности. Но значительная часть производимых веществ не поддаётся разложению, к тому же ассимилирующая ёмкость биосферы исчерпана. На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными катастрофами, но в XX в. появились опасные техногенные катастрофы. Избавившись от угрозы быть съеденным волком, человек может попасть под колёса автомобиля. По подсчётам специалистов в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе взятых.

Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточно основательным для выделения группы проблем- философско-методологических проблем экологического прогнозирования.

Демографическая проблема. С возникновением глобальной демографической проблемы вспомнили имя Мальтуса, который ещё 200 лет назад заявил, что возможности Земли растут в арифметической прогрессии, а численность человечества - в геометрической, поэтому войны необходимы и спасительны.

Число людей на Земле составляло около 800 млн. человек к середине XVIII в. Затем наступил период всё большего ускорения прироста населения. Примерно в 1820 г. численность населения достигла 1млрд, в 1927 это число удвоилось. Третий миллиард был зафиксирован в 1959, четвёртый уже через 15 лет. В 1987 г. население достигло 5 млрд., а XXI в. встретили более 6 млрд. человек.

В 70-ых гг. ХХ в. докладах Римскому клубу демографическая проблема виделась в неконтролируемым росте народонаселения: футурологи просчитывали, сколько людей сможет прокормить планета: 20 или 40 млрд. жителей, вспоминали теорию Мальтуса. В первые же годы нынешнего века демографы обнаружили, что темпы прироста народонаселения снижаются по всей планете и его численность в будущем не превысит 9,5 млрд. После достижения этой цифры произойдет либо стабилизация численности населения в мире, либо даже депопуляция (сейчас пока еще рано делать столь далеко идущие прогнозы). Стабилизация численности населения в мире - одно из важнейших условий перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию.

Существенная особенность современной демографической картины мира состоит в том, что 90% прироста населения приходится на развивающиеся страны, доля которых в общей численности мира превосходит 80%. Основная масса населения мира будет концентрироваться в трёх регионах: на юге и юго-востоке Азии (население Индии и Китая составляет 2/5 населения мира), в Латинской Америке и в Африке. Существует прямая связь между демографическим взрывом и нищетой, она очевидна в глобальных, континентальных и региональных масштабах. Африка, континент, который находится в самом тяжёлом кризисе, имеет наибольшие темпы прироста.

Демографический рост был вызван тем, что в бывших колониальных и зависимых странах в послевоенный период проводились элементарные мероприятия гигиены и здравоохранения, такие как вакцинация населения, борьба с эпидемиями, болезнями и голодом. В результате резко сократилась смертность населения при сохранении высокой рождаемости. Особую опасность представлял разрыв между ускоренным ростом населения и недостаточными темпами роста промышленности. Нищета не уменьшала, а даже усиливала стимулы иметь больше детей, поскольку дети - важная часть семейной рабочей силы. Они выполняли значительную часть домашней работы и порой являлись единственной надеждой родителей, лишённых социального обеспечения, на поддержку в старости.

В действительности опасность номер один для нашей планеты - это нищета, в которой пребывает абсолютное большинство населения. Демографический взрыв в большой мере являлся следствием нищеты. Мнение, что быстрорастущее население развивающихся стран и есть главная причина возрастающих глобальных сырьевых и экологических дефицитов было неверно. В среднем житель промышленно развитых стран потребляет в 15–20 раз больше продовольствия, топливных, минерально-сырьевых и других ресурсов, чем житель развивающихся стран и примерно во столько же раз сильнее истощает природные ресурсы и загрязняет природную среду. Две трети населения земного шара вынуждены довольствоваться жизненным уровнем, составляющим примерно 5–10% от уровня в наиболее развитых странах. Швед, швейцарец, американец потребляют в 40 раз больше ресурсов Земли, чем сомалиец, едят в 75 раз больше мясных продуктов, чем индиец. Один английский журналист высчитал, что английская кошка съедает в два раза больше белков мяса, чем средний африканец и еда этой кошки стоит больше среднего дохода 1 млрд. людей в бедных странах. Более справедливое распределение земных ресурсов могло бы выразиться в том, чтобы обеспеченная часть населения планеты отказалась бы от излишнего потребления.

Самые многонаселенные страны в начале нашего века – это Китай и Индия. Последние десятилетия Китай проводит жёсткую программу ограничения рождаемости: за годы реформы в Китае не родилось 200 млн. детей. Не следует забывать, что подобную программу Китай может осуществить лишь как страна с командно-административной системой управления. Самые высокие темпы роста населения сейчас в Индии, а китайские меры там абсолютно неприменимы. Любопытно, что социологи говорят о существовании лишь одного фактора, который неизбежно приводит к ограничению рождаемости, им является образование женщин. Именно в тех странах, где имеется чрезмерно высокий прирост населения, социальный статус женщин очень низок. Повышение этого социального статуса, в том числе и через образование, потребовало бы изменения цивилизационных основ целого ряда культур.

Хотя, как стало теперь понятно, перенаселение планете не грозит, это не означает, что демографическая проблема исчезла. Скорее она приобрела иные формы. Например, демографы прогнозируют дальнейшее снижение доли белого населения в связи с его депопуляцией из-за резкого сокращения рождаемости в последние десятилетия. Западная цивилизация, идя по пути модернизации, первая столкнулась с тем, что в современном обществе с изменением системы ценностей дети перестают занимать прежнее место.

Римский клуб -- международная общественная организация, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы. Весной 1968г. итальянский экономист, общественный деятель, член руководства фирмы “Фиат” и вице-призедент компании “Оливетти” Аурелио Печчеи разослал приглашение 30-ти видным европейским ученым и представителям делового мира для участия в обсуждении назревших проблем. Т.е участники встречи, которые поддержали идею о создании международной организации объединились в Римский клуб. Организация приняла статус неправительственной, не связанной с политическими партиями, классами, идеологиями. Свою работу Римский клуб строит в форме организации собраний, симпозиумов, семинаров, встреч с известными учеными, политическими лидерами, влиятельными бизнесменами.

Вот основные цели, которые поставили перед собой деятели "Римского Клуба":

  • * дать обществу методику, с помощью которой можно было бы научно анализировать "затруднения человечества", связанные с физической ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления - этими "принципиальными пределами роста";
  • * донести до человечества тревогу представителей Клуба относительно критической ситуации, которая сложилась в мире по ряду аспектов;
  • * "подсказать" обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы "разумно вести дела" и достичь "глобального равновесия".

Клуб был задуман как общество, ориентированное на конкретные действия, а не на дискуссии ради дискуссий. Чтобы служить своим целям, Римский клуб стремился по своему составу представлять как бы срез современного прогрессивного человечества. Его членами являлись видные ученые и мыслители, государственные деятели, представители сферы образования, педагоги и менеджеры из более чем тридцати стран мира.

Наиболее широкую известность приобрели исследовательские проекты Римского клуба, получившие концептуальную завершенность в следующих докладах:

Работа “Пределы роста” вызвала бурную дискуссию на Западе, ибо эксперименты с моделью “Мир-3”, включающие в себя различные варианты изменений и взаимодействий населения земного шара, производства продуктов питания, природных ресурсов, промышленного производства, вскрыли перспективу глобальной катастрофы, если человечество не изменит тенденции своего развития. Предотвращение мировой катастрофы, согласно выводам авторов доклада, возможно лишь в том случае, если немедленно будут приняты меры по созданию условий “экологической и экономической стабильности”, позволяющей достигнуть “состояние глобального равновесия” в мире.

В октябре 1974 года на сессии в Западном Берлине был представлен в опубликованном виде и обсужден второй доклад Римскому клубу. Он известен под названием “Стратегия выживания” или “Человечество у поворотного пункта” и является результатом работы двух групп ученых, проводивших исследование под руководством М. Месаровича и Э. Пестеля в Ганновере. Авторы второго исследовательского проекта пришли к выводу, что при сохранении существующих тенденций мирового развития неизбежна целая серия региональных катастроф, которые произойдут значительно раньше, чем это предполагали ученые группы Д. Медоуза, предсказавшие возможность глобальной катастрофы в первой половине XXI столетия. “Стратегия выживания”, по мнению М. Месаровича и Э. Пестеля, состоит не в достижении “состояния глобального равновесия”, как предполагали авторы “Пределов роста”, а в переходе к “органическому росту” -- дифференцированному развитию различных частей мировой системы, в результате чего достигается сбалансированное развитие всего человечества.

В третьем докладе “Пересмотр международного порядка”, выполненном группой ученых под руководством Я. Тинбергена, анализ состояния человечества осуществлен в плане выявления острых контрастов и противоречий в современном мире: отмечены различия между богатыми и бедными странами, описаны изменения, происходящие в экономике отдельных стран, в торговых и финансовых отношениях между различными государствами, сделан вывод о необходимости осуществления международных реформ с целью обеспечения “достоинства и благополучия каждого”. Авторы призывают к созданию “нового международного порядка”, в рамках которого, возможен “гуманистический социализм”, способствующий сохранению окружающей среды, достижению всеобщего равенства, усвоению и переработке культурных ценностей человечества.

Четвертый доклад. “За пределами века расточительств” отражает результаты исследования запасов природных ресурсов планеты, осуществленного под руководством английского физика Д. Габора. По замыслу руководителей Римского клуба этот доклад должен был восполнить пробел, имевший место на первых двух этапах развития данной организации, не уделившей должного внимания роли науки и техники в решении глобальных проблем, за что, в частности, работа “Пределы роста” была подвергнута справедливой критике многими учеными. Цель четвертого доклада заключалась в изучении научно-технического потенциала мира и возможностей его использования для разрешения энергетических, сырьевых и продовольственных проблем. Авторы доклада пришли к выводу, что пределы экономического роста и развертывания человеческой деятельности, трудности и проблемы, связанные с использованием энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов, обусловлены не столько ограниченным научно-техническим потенциалом, сколько существующими ныне на международном и национальном уровнях социальными институтами.

Пятый доклад “Цели для человечества”, написанный под руководством американского философа, Э. Ласло, посвящен анализу “мирового атласа современных целей”, рассмотренного на двух уровнях -- национальном и транснациональном. В докладе подробно описаны цели различных стран, мультинациональных корпораций, ООН, Международной организации труда, Всемирного совета церквей и Римской католической церкви.

Вывод, к которому пришли авторы доклада, однозначен: необходима переориентация организаций, корпораций, стран, наций и государств на “глобальные цели”, достижение которых предполагает осуществление “революции мировой солидарности”. С завершением этой революции, по мысли авторов должны сложиться предпосылки для установления “общности мировой солидарности”, способствующей удовлетворению потребностей человечества в безопасности, обеспечении продовольствием, разумном использовании энергии и природных ресурсов, продолжении развития, направленного на повышение “качества жизни” каждого человека и благосостояния всех людей на земле.

В качестве вывода можно справедливо заметить, что Римский клуб стал первой независимой организацией, которая смело и открыто стала не только говорить о проблемах современного мира, но и скала пути и методы их решения, обращаясь ко многим государствам. Идеи Римского клуба должны войти в состав теоретической базы для обоснования стратегических целей социально-экономического развития государств мира. Они могут оказаться полезными при разработке программы реформ экономики стран с целью органического включения их в решение социальных проблем, которые в настоящее время приобретают все большую остроту.

война терроризм наркомания водный

С точки зрения общечеловеческого подхода, противоречия общественного

прогресса на современном этапе аккумулируются в глобальных проблемах

человечества. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

1. Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле.

2. Проблемы, вызванные экологическим кризисом.

3. Демографические проблемы (популяционистские и

депопуляционистские).

4. Проблемы человеческой духовности (образования,

здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей

как внутренних ориентиров человека).

5. Проблема преодоления отрицательных последствий НТР,

компьютерной революции, информационного взрыва.

6. Проблема преодоления человеческой разобщенности,

вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и

Эти и другие проблемы – глобальные, так как, во-первых, по сути своей,

они затрагивают интересы всего человечества и его будущее. Они всемирные, их

нерешенность создает угрозу для будущего всего человечества, причем эта угроза

идет в двух направлениях: гибель человечества или регресс в условиях длительной

стагнации.

Во-вторых, это те проблемы, которые требуют для своего решения объединения

усилий всего человечества.

Несмотря на разительные контрасты в области материальной и духовной культуры,

правомерно говорить о становлении единой цивилизации на нашей планете. Но ее

утверждение и развитие невозможно без всеобщего признания таких фундаментальных

гуманистических принципов, как свобода выбора народами своего будущего,

возрастающая многовариантность социального прогресса и верховенство

общечеловеческих интересов над бесконечностью центробежных сил. История,

объективно развиваясь, поставила на повестку дня вопрос о необходимости

перехода от конфронтации в разных сферах бытия к диалогу, от идеологического и

религиозного фанатизма к терпимости и плюрализму мнений и взглядов, от

непримиримого противоборства к согласию в развитии разных социальных систем на

основе взаимной военной, экологической, экономической безопасности для всех

Таким образом, глобальные проблемы современности порождают в конечном счете

именно неравномерность развития мировой цивилизации. Техническое могущество

человечества колоссально превзошло достигнутый им уровень общественной

организации, политическое мышление явно отстало от реальной политической



действительности, а побудительные интересы и цели, нравственные ценности

подавляющей части человечества оказались весьма далекими от социальных,

экономических и демографических императивов эпохи.

Своеобразие ситуации заключается и в том, что глобальные проблемы современности

тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены так, что изолированное их

решение практически невозможно. Поэтому важнейшее место в концепции глобальных

проблем современности занимает вопрос об их объективной "иерархии", то

есть о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности.

Это не формальная научная классификация. Исходя из диалектики всей совокупности

глобальных проблем как комплексной системы реальных противоречий

современной эпохи, важно рассмотреть эту "иерархию" сквозь призму их

причинно-следственных связей, которые, в свою очередь, диктуют определенную

последовательность как в их теоретическом анализе, так и в практическом

В настоящее время приоритетность предотвращения мировой термоядерной войны по

отношению ко всем остальным глобальным проблемам осознана всей мировой

общественностью. Доказательство тому: проведение международных форумов "За



безъядерный мир, за выживание человечества", создание международного фонда

"За выживание и развитие человечества", реализация договора о ликвидации

ракет средней и малой дальности, успехи в урегулировании многих региональных

конфликтов, расширение политического доверия между странами, обладающими

ядерным оружием и т.д.

Вторая глобальная проблема современности и по содержанию, и по значимости

для существования и развития рода человеческого – это экологическая

проблема, которая означается как экологический кризис.

Экологический кризис, по своей сущности, это кризис общества. Он

есть результат противоречий между действием законов общества и

естественными законами природы. Эти противоречия привели к тому, что за весьма

короткий срок были подорваны механизмы саморегуляции биосферы, и самым

уязвимым в ней стал человек. Если низшие биологические организмы за весьма

короткое время приспособились к этим изменениям, а часть из них мутировали в

неизвестном, и в этом случае, небезопасном для человека направлении, то перед

человеком возникла реальная опасность физической и умственной деградации.

Причин и составляющих экологического кризиса много, и они не равны по

значимости: демографический взрыв (биосфера была устойчива, пока население

Земли не превышало двух миллиардов человек); несовершенство техники и

технологии; колоссальное химическое загрязнение окружающей среды; бесплановая

урбанизация и т.п. материальные, объективные причины. Но, пожалуй, самая

главная причина – низкий уровень духовной культуры, выразившийся в том числе

в экологическом невежестве человека и человечества. Об этом необходимо

сегодня помнить и говорить особо.

Экологическая катастрофа на наших глазах из мрачного прогноза "Римского

клуба" превратилась в неотвратимую реальность. Сегодня вопрос стоит не о том,

как ее избежать, а о том, как ее пережить, смягчить и затормозить негативные

последствия техногенеза прежде всего. Техническая цивилизация, разрушающая

природу, возникла не сама по себе, а в рамках культуры с ценностями и

способами их достижения ориентирующих человечество на неограниченное развитие

технических средств эксплуатации природных сил. В духовной культуре было

заложено представление о практической безграничности этих запасов и право

человека бесконтрольно ими распоряжаться. Такое представление пагубно не

только для природы. Это – беда вторичная. Первичная же беда –

антропологическая, то есть уничтожение человека в человеке, "порча"

человеческой сущности, выбор им ошибочных ориентиров и ценностей.

Существенно меняется на планете и демографическая ситуация. Известно,

что наряду с природой народонаселение выступает как материальный фактор,

определяющий возможности развития общества. То есть, будучи основой и субъектом

общественного развития, демографический фактор оказывает воздействие на все

компоненты общественного развития, хотя сам он в то же время подвержен их

влиянию. Нет сомнения в том, что всякому исторически определенному

экономическому укладу, определенной социальной организации свойственны свои

законы роста населения и перенаселения. Но в реальной действительности эти

связи не столь однозначны и прямолинейны.

Рост населения, вызванный "демографическим взрывом", сопряжен с серьезными

экономическими проблемами и последствиями, хотелось бы думать, что только для

самих этих стран, так как здесь идет интенсивный прирост не "рабочих рук", а

вначале "ртов". Но вряд ли это так. Известно, что, если население растет

темпами 1 % в год, то "демографические инвестиции" в экономику должны

составлять 4 %, для того, чтобы не падали темпы экономического роста и не

снижался по всем параметрам жизненный уровень. Следствие – голод, рост нищеты

и материальной, и духовной.

Нельзя сбрасывать со счетов возможные политические последствия

"демографического взрыва" в развивающихся странах для всего мира, что находит

свое выражение уже сегодня, например, в геополитических притязаниях некоторых

Но особо необходимо остановиться на медико-биологических проблемах

современного человечества. Они возникли на пересечении демографического,

экологического, экономического, нравственного кризисов современного общества и

являются их обобщающим результатом. Речь идет не только о телесном здоровье,

которое в цивилизованном обществе всегда стояло на одном из первых мест в

системе человеческих ценностей.

Наконец, в ряду глобальных проблем не менее страшная угроза – кризис

человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, мировые и

региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь

доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы

Уже сегодня можно указать на некоторые определенные надежды, предпосылки

преодоления глобальных кризисных коллизий, которые помогут отвести от

человечества вселенскую угрозу.

1 – развертывание информационной революции. Она может создать объективную

предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу

нависшую над человечеством.

2 – утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной

рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта

форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных

хозяйственных субъектов, нахождению баланса между экономической эффективностью

и социальной справедливостью.

3 – становление принципа ненасилия и демократического согласия во всех

типах социальных и личностных отношений. Необходимо развенчать утвердившееся

издревле в сознании людей мнение, что "насилие – это органичный для людей

способ взаимного общения" (Ницше), что "агрессивность – неустранимый момент

человеческого поведения" (Фрейд). Идеал ненасилия, о котором говорили многие,

от Иисуса Христа до В. Ленина, может перестать быть только манящей далекой

целью, идеалом и превратиться в определяющий регулятив человеческих отношений.

4 – объединительные (экуменические) процессы духовной жизни как в

светском, так и в религиозном варианте. Терпимость (толерантность), отказ от

духовного противостояния, освещенного идеологией. Плюрализм мнений. Это

разумное признание того, что мир многомерен, разнообразен и иным быть не может

и не должен. А жить всем нам надо в этом мире, и устранение нетерпимости,

ксенофобии, покровительствующего мессианства – одно из главных условий жизни

нынешнего и будущего человечества.

5 – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при

сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

Универсализация культуры и сохранение самобытности, оригинальности,

взаимопроникновение культур и заимствование "находок народов друг у друга".

6 – прорыв в области интеллектуального поиска. Переход человеческого

интеллекта от "состояния умственной удовлетворенности к состоянию

озадаченности, удивления", что предполагает взаимопроникновение традиционных,

восходящих к Гераклиту и Гегелю, диалектических способов мышления с концептами

современных формально-логических математизированных систем. Естественный

интеллект, сопряженный с "искусственным", дополнение творческих возможностей

человеческого мозга креативными возможностями компьютерных систем.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!