Сестры толстой краткое содержание. «Хождение по мукам

Текущая страница: 1 (всего у книги 69 страниц) [доступный отрывок для чтения: 39 страниц]

Алексей Толстой
Хождение по мукам
Трилогия

«Хождение по мукам»
Вступительная статья В. Щербины

А. Н. Толстой – выдающийся советский писатель, один из крупнейших современных художников слова. В его лучших произведениях реалистическая правдивость, широта охвата явлений жизни, крупные масштабы исторического мышления сочетаются с ярким словесным мастерством, способностью воплощать материал в монументальных художественных формах. Трилогия «Хождение по мукам», а также ряд других произведений писателя получили заслуженное признание, стали любимыми книгами миллионов читателей, вошли в классику, в золотой фонд советской литературы.

Яркое и широкое воспроизведение жизни нашей страны на рубеже двух эпох, резкие изменения под влиянием революции духовного мира людей составляют основное содержание эпопеи.

А. Н. Толстой писал трилогию «Хождение по мукам» более двадцати лет. Когда он в 1919 году в эмиграции приступил к работе над первой книгой трилогии – романом «Сестры», он не думал, что произведение развернется в монументальную эпопею. Бурное течение жизни привело его к убеждению в необходимости продолжить работу. Нельзя было поставить точку и оставить своих героев на бездорожье.

В 1927–1928 годах выходит в свет вторая книга трилогии – роман «Восемнадцатый год». 22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, была дописана последняя страница романа «Хмурое утро».

А. Н. Толстой прожил со своими героями более двадцати лет, прошел с ними большой, сложный путь. За это время произошли перемены не только в судьбах героев, но и в судьбе автора, многое перечувствовавшего и передумавшего.

Уже в процессе работы над романом «Сестры» писатель, стремящийся к истинности воссоздания истории, несмотря на свои временные заблуждения, осознал обреченность и лживость бытия правящих классов старой России. Стремление разобраться в причинах, вызвавших очистительный взрыв социалистической революции, помогло писателю сделать верный выбор, пойти вместе с Родиной.

По словам Толстого, работа над трилогией «Хождение по мукам» была для него процессом познания жизни, «вживания» в сложную, полную противоречий историческую эпоху, образным осмыслением драматического опыта своей жизни и жизни своего поколения, обобщением исторических уроков грозных лет революции и гражданской войны, поисками верного гражданского и творческого пути.

Характерные поучительные особенности формирования творчества А. Н. Толстого и других выдающихся советских писателей старшего поколения подчеркнул К. А. Федин. «Советское искусство, – говорил К. А. Федин, – рождено не в кабинете начетчика и не в келье отшельника. Старшие и тогда не старые русские писатели в грозные годы гражданской войны очутились перед выбором: на какую сторону баррикады стать? И они делали свой выбор. И если ошибались в выборе и находили в себе силы исправить заблуждение, исправляли его. Замечательный советский, писатель Алексей Толстой оставил нам сурово-восторженное свидетельство в рассказах о таких мучительных заблуждениях. И он же в начале двадцатых годов исторгнул гимн обретенному новому своему читателю: „Новый читатель это – тот, кто почувствовал себя хозяином Земли и Города. Тот, кто за последнее десятилетие прожил десять жизней. Это тот, у кого воля и смелость – жить…“ Толстой утверждал, что писатель в тайнике сердца слышал зов этого нового читателя, гласивший так: „Ты хочешь перекинуть ко мне волшебную дугу искусства, – пиши: честно, ясно, просто, величаво. Искусство – это моя радость.

…Всякий опыт складывается из плюсов и минусов. Опыт Судеб старших писателей, опыт трагедий, как уроки жизни, усваивался советскими писателями наряду с тем величайшим историческим уроком, который черпали они в клокотавшей гуще своего революционного народа“.» 1
«Правда», 1963, 22 июня.

Реалистическое изображение жизни русского общества в предреволюционный период в первом, романе трилогии «Сестры» представляет поразительную по убедительности картину продажности, растленности, лживости, фальши всего бытия социальной верхушки. Все это способствовало нарастанию и предельному обострению общественных противоречий, неминуемо ведущих к революционному взрыву. Для общего настроения романа «Сестры» характерны мотивы обреченности буржуазно-интеллигентской среды, исторической закономерности гибели старого строя, предчувствия неизбежности «страшной мести», «жестокой расплаты», «мирового пожара», «конца мира». Мотив неизбежности распада царской империи в первой редакции романа носил во многом неопределенный характер. Предчувствие «конца мира», как известно, в предреволюционной русской литературе носило весьма различный, чрезвычайно дифференцированный характер. Если писатели революционного лагеря видели в обреченности буржуазно-интеллигентского уклада следствие реальных общественных процессов, непримиримости и обострения классовых противоречий, то декадентские литературные течения провозглашали «конец мира» с реакционных мистических позиций, затушевывавших подлинные конфликты бытия. А. Н. Толстой был далек от мистических концепций, утверждавших обреченность мира, неизбежность его конца. Писатель, вначале еще смутно понимая цели социалистической революции, тем не менее образно показал ее причины, кроющиеся в реальных социальных условиях, в ненависти народных масс к разложившимся привилегированным кругам общества. В последних романах трилогии мотив предопределенности конца старого мира получает последовательно реалистическое звучание; причины, вызвавшие революционный взрыв, крушение царской империи, здесь выяснены более глубоко и точно, в соответствии с исторической истиной.

Первая часть трилогии привлекает читателей пластичностью картин, словесным искусством. Художественные достоинства этого чудесного русского романа огромны. Как живые, стоят перед нами его главные герои – Катя, Даша, Телегин, Рощин. Однако сила этого произведения не только в его художественном, реалистическом мастерстве. Роман «Сестры» отличается глубоким реализмом в изображении распада старого дворянско-буржуазного общества и кризиса путей интеллигенции. Правдиво, в широких типических обобщениях показано здесь лицо верхушки царской России, чуждость народу декадентской разложившейся интеллигенции. Здесь образы и картины в полной мере реалистически убедительны. Роман создает ощущение грандиозности и решительности исторических преобразований, заставляет с волнением переживать мучительные судьбы его героев. Судьба героев особо интересна и поучительна благодаря тому, что роман проникнут пафосом решения основного исторического вопроса – вопроса о смысле революционного преобразования и дальнейшей судьбе нашей страны, с огромной силой и искренностью поставленного художником. Именно в этом один из источников значительности романа «Сестры». Во время создания этого произведения автор не имел ясного представления о дальнейшем пути России, еще не решил трудную задачу – верно увидеть эпоху и найти в ней самого себя. Мучительные размышления и искания пронизывают роман, создают его основной тон.

На фоне огромных общественных событий, в предчувствии грядущих перемен А. Н. Толстой рисует своих героев одинокими и беспомощными. Смятение царит в их сознании, еще бессильны они решить поставленные жизнью вопросы. Включение в борьбу раздвигает границы их мировоззрения, поднимает их до осознания общих связей личности и общества, до понимания движения времени как истории, то есть приводит к целостному познанию закономерностей эпохи. А. Н. Толстой много раз подчеркивал, что «Сестры» – роман не исторический. Писатель создавал его как произведение о судьбе своего поколения. В последних книгах трилогии вырисовывается уже конкретный образ живой истории. Жизненный опыт героев трилогии становится безмерно богаче, обобщает не только наблюдения одной социальной прослойки, а умножается опытом истории, борьбы народа, опытом революционной эпохи.

Постижение сущности Великой Октябрьской социалистической революции, героика строительства социализма произвели решительный перелом в литературной жизни А. Толстого. Революционное мировоззрение, идеи советского патриотизма несоизмеримо возвысили его творчество, одухотворили новым пафосом и целями. Совершенно в ином свете предстают перед писателем казавшиеся известными ему ранее исторические события, глубже вникает он в смысл борьбы народа за новую жизнь. Теперь он по-другому смотрит на мир, ставит перед собой другие творческие задачи, прежде всего – воплощение величия революционного народа.

Смелее, шире, значительнее становятся творческие замыслы А. Н. Толстого. Он предъявляет к себе все более строгие требования, стремится создать обширную эпопею, посвященную русскому обществу в годы революции и гражданской войны. Писатель отлично понимал сложность и ответственность этой задачи. «Революцию одним „нутром“ не понять и не охватить, – писал он. – Время начать изучать революцию, – художнику стать историком и мыслителем. Задача огромная, что и говорить, на ней много народа сорвется, быть может, – но другой задачи у нас и быть не может, когда перед глазами, перед лицом – громада Революции, застилающая небо». 2
А. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 13, стр. 296.

Создавая последующие книги трилогии – романы «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро», А. Н. Толстой уже ставил перед собой новую цель – «оформить, привести в порядок, оживотворить огромное, еще дымящееся прошлое», 3
Там же, стр. 563.

художественно запечатлеть грандиозные события социалистической революции и гражданской войны.

В романах «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро» писатель обращается к широкому воплощению жизни всего народа в переломный момент его развития, определяющий будущую историю всей страны. Другой, несоизмеримо более широкий смысл, в единстве с последующими частями трилогии, приобрел и роман «Сестры», ставший органической частью монументального эпического произведения.

Романы «Восемнадцатый год», «Хмурое утро» показывают, что именно социалистическое искусство обновило реализм, воскресило способность воссоздания всеобъемлющей картины общества в его разнообразных противоречиях, интересах, событиях и характерах. Для первых двух романов трилогии характерно восприятие социалистической революции как могучей разбушевавшейся стихии. Безусловно, оно явилось следствием неясности представлений определенных кругов старой интеллигенции о движущих силах и смысле свершившегося переворота. Тем не менее «стихийнические» представления о революции в годы зарождения советской литературы были далеко не однородными, выражали различные, нередко противоречивые тенденции. У одних писателей стихийничество выражало непонимание подлинного характера революции, неприятие ее классового характера, склонность «растворить» его во всеобщих внесоциальных определениях. У других писателей, в частности и у А. Н. Толстого, представление о революции как могучей разбушевавшейся стихии изменялось в своем содержании. В романе «Восемнадцатый год» оно уже является формой утверждения величия, исторической закономерности, неизбежности и неодолимости революции, ее народного характера. В романе «Хмурое утро» автор стремится показать организованные, направляющие и активные силы революционной эпохи.

Широкое введение темы народного движения как главной силы истории определило не только своеобразие идейной концепции, но и всей композиционно-сюжетной структуры трилогии. Содержание «Хождения по мукам» воплощено в емких и свободных формах современной реалистической литературы. Сложная многоплановая структура этого произведения вызвана широтой изображаемых исторических событий, остротой классовых конфликтов, богатством характеров.

Обращение А. Н. Толстого и других советских писателей к емкой монументальной форме романа-эпопеи определялось самой жизнью, грандиозностью событий, требованием широкого и правдивого воплощения коренного исторического перелома в жизни народных масс, ставших главной, определяющей общественной силой.

Прежде всего выделяются в трилогии две важнейшие, тесно связанные между собой темы. Первая и главная – повествование о событиях гражданской войны; вторая, тесно связанная с духовной биографией писателя, – история русской интеллигенции, ее путь к революции. «Дело в том, – рассказывал писатель, – что ощущение родины на рубеже первой мировой войны и даже в первую мировую войну в среде интеллигенции было ослаблено. И только за эти 25 лет новой жизни, и в особенности в преддверии ко второй мировой войне, стало вырисовываться перед каждым человеком глубокое ощущение связи, неразрывной связи со своей родной землей. Мы пришли к ощущению родины через глубокие страдания, через борьбу. Никогда на протяжении, может быть, целого века не было такого глубокого и острого ощущения родины, как сейчас. Всего этого я не мог бы понять в 1927 году, когда писал „Восемнадцатый год“.

„Хождение по мукам“ – это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам – ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны». 4
А. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 14, стр. 378.

Последнюю книгу трилогии – роман «Хмурое утро» – художник создавал накануне Великой Отечественной войны. Это произведение проникнуто стремлением осмыслить исторический опыт жизни народа, глубочайшие преобразования, совершенные в нашей стране; во весь голос сказать о неисчерпаемости творческих сил, непобедимости социалистической Родины.

Писался роман в предчувствии больших мировых событий. «Я думаю, – высказывал А. Н. Толстой свои мысли в то время, – что этим летом Европа будет ареной неизъяснимых ужасов, а если втянется Америка, то затрещит весь мир. Ясно одно, старый мир кончен, он переходит огромную кровавую реку со всеми последствиями такого мифического перехода… Я много работаю над третьей частью „Хождений по мукам“, идет хорошо, но туго: первое – увеличенные требования, которые я предъявляю к этому роману, второе – трудность темы, третье – смена грандиозных событий, вторгающихся в жизнь…» 5
А. Н. Толстой, Письмо к Н. В. Крандиевской, 1940, архив ИМЛИ.

Дыхание этих грандиозных событий пронизывает роман, делает его глубоко созвучным священной борьбе советского народа против немецкого фашизма.

В романе «Хмурое утро» снова перед нами проходят картины боев, крупных побед Красной Армии, развала белогвардейщины. Гражданская война еще не закончена, но контуры побед уже ясны. «Жить победителем или умереть со славой» – эти слова поставлены эпиграфом к третьей части трилогии.

До создания трилогии «Хождение по мукам» и после появления ее в печати было написано немало крупных литературных произведений о революции и гражданской войне. И все же трилогия А. Н. Толстого принадлежит к числу лучших. Впервые тема гражданской войны была представлена с такой эпической широтой, с такой остротой постановки «русского вопроса», проблемы интеллигенции и народа. Трилогия так убеждала и волновала людей потому, что тема и идея выражены в ней не отвлеченно, а в живых образах, в живых человеческих судьбах.

Писатель нарисовал многокрасочную панораму родной страны, охваченной огнем гражданской войны. Он воспроизвел главнейшие исторические факты, боевые эпизоды. Действие стремительно переносится на громадные расстояния. Быстрая смена фактов, событий, людей, иногда создающая впечатление разорванности композиции, продиктована самим характером эпохи. При создании двух последних книг трилогии А. Н. Толстой широко пользовался архивными материалами и документами. Это придает трилогии большую познавательную ценность. Но писатель не хотел создавать историческую хронику. Все время он старался подчинить обильный и многообразный документальный материал строго продуманному творческому плану, отразить историю в ее наиболее характерных процессах, в живых образах.

Жанр трилогии нередко характеризуют как роман-исповедь. Бесспорно, подобное определение является узким, не учитывает огромного эпического содержания произведения. Вместе с тем читатель все время чувствует субъективность автора. Эта исповедь связана с автобиографической линией произведения, прежде всего с темой потерянной и возвращенной Родины. В полемике Телегина и Рощина мы чувствуем столкновение различных точек зрения. Отсюда следует сделать вывод о неоправданности попыток представить кого-то из названных героев воплощением исканий писателя. Взгляды А. Н. Толстого не персонифицированы в воззрениях какого-либо одного из героев трилогии. Они представлены в целостной концепции произведения, в борьбе различных мировоззрений, в уроках жизни героев.

Правдивость воссоздания истории в трилогии А. Н. Толстого слита с творящей силой искусства, с яркостью изображения индивидуальной жизни.

С поисков личного счастья начинают свой путь основные персонажи трилогии. В первой книге трилогии Телегин, Даша, Рощин и Катя во многом напоминают старых положительных героев Толстого. Они так же честны и отзывчивы, в такой же степени уповают на всемогущую силу любви. История здесь лишь фон, на котором развертываются личные судьбы и переживания героев романа, аполитичных, еще наивно надеющихся, что буря революционного движения пройдет стороной, мимо них. Приобщение их к борющемуся революционному народу уничтожает противоречия между личным и общественным, гармонично сливающимся в понятии и чувстве Родины.

Расширение духовного диапазона героев трилогии, социалистическое преобразование их внутренней сущности отчетливее всего видно в безмерном обогащении восприятия самого дорогого для них понятия «Родина». В свете социалистической революции понятие «Родина» у Телегина и Рощина предстает неизмеримо более ярким и глубоким, приобретает новый смысл. Для них становится ясной ограниченность их прежних представлений о Родине: слово это пополняется новым, высоким гуманистическим содержанием, включает в себя безмерные просторы страны, одухотворяется идеалом революционного служения народным массам. Наиболее рельефно этот процесс обогащения сознания человека в огне революции и гражданской войны выражен во внутренней биографии Рощина, человека чистого, искреннего, но много заблуждавшегося. Ранее для него, офицера, выходца из небогатой дворянской семьи, понятие о Родине, любви к ней ограничивалось узким кругом привычных традиционных представлений. «Ты ответь, для чего тебе родина, – спрашивает сам себя Рощин в напряженнейшее время своих исканий, предельно обостренных непримиримостью классовых боев революционной эпохи. – Июньский день в детстве, пчелы гудят на льне, и ты чувствуешь, как счастье медовым потоком вливается в тебя. Разве я не любил это?»

Движение истории, развитие революции и гражданской войны, горький жизненный опыт раскрыли Рощину узость его привычного представления о Родине, навсегда слили его с жизнью народа. Суровые уроки борьбы привели Рощина к выводу: «Оказалось, родина это не то, родина – это другие… Это они. Они – трудовой народ, начавший с оружием в руках творить свое будущее».

Поразительно правдиво, с убедительнейшей достоверностью в трилогии воспроизведен драматизм столкновения иллюзий героев с суровой действительностью грозных лет революции и гражданской войны, преображение в жестоких социальных конфликтах всего строя их чувств. Непосредственно втянутые в водоворот классовой борьбы, чувства дружбы, любви, гуманности, стремление к добру преобразуются, пополняются новым содержанием. Органическое вхождение истории в души не только преображает сознание, но и вносит новые черты в общечеловеческие чувства и стремления.

Развитие сознания героев трилогии – Телегина, Рощина, Кати и Даши – проходит в мучительных размышлениях, во внутренних противоречиях и конфликтах. Преодоление отживших представлений под влиянием действительности у них зачастую проходит в острой внутренней борьбе, в столкновениях противоречивых точек зрения. Первоисточником таких переживаний героев А. Н. Толстого всегда служат реальные факты, неумолимо разбивающие их прежние хрупкие камерные представления и мечты.

Революция затронула все стороны человеческого существования. Наивные мечты Кати и Даши о счастье сбываются не скоро. На протяжении многих лет личная жизнь их складывается неудачно. Не скоро они находят место в обществе. Порой представлялось, что все рушится, и тогда наступали минуты отчаяния, но опять воля к жизни брала верх и заставляла Катю и Дашу – слабых и беззащитных – пробивать себе дорогу. Часто кажутся они жалкими листьями, оторванными от дерева – Родины, дома, семьи, – уносимыми вихрем страшных и непонятных им событий. Однако искренность и стремление к правде побеждают все, и они отыскивают выход из самых безнадежных на первый взгляд положений.

Как показала жизнь, иллюзорной оказывается мечта героев об изолированном от общества маленьком личном счастье, счастье вопреки всем войнам, революциям, вопреки всем потрясениям человечества. Маленькое замкнутое благополучие не могло сохраниться в грандиозной революционной ломке общественных отношений, противостоять историческим бурям. Личное счастье Телегина и Даши, Рощина и Кати оказывается под ударом. Они принуждены на длительное время расстаться. Лишь найдя свою дорогу в жизни, находят они и свою любовь.

Чувства героев трилогии обогащаются, становятся глубже и сильнее. Раньше любовь заставляла их изолироваться от людей, бояться бурь и волнений казавшейся им такой беспощадной и неприветливой жизни. Теперь их чувства окрылены уверенностью в будущем.

Личное в представлении героев трилогии уже не противостоит общественному, а, напротив, личное – любовь – еще более расцветает, озаренное патриотическим чувством граждан свободной страны.

Сила таланта А. Н. Толстого во всей полноте сказалась и в широких эпических картинах, и в воспроизведении тончайших интимных переживаний. История любви Телегина и Даши проникнута подлинной поэтичностью. Писатель заставляет нас живо ощущать тонкость и сложность самых сокровенных человеческих чувств. По глубине передачи духовной жизни героев роман Толстого принадлежит к числу лучших произведений советской литературы. А. Н. Толстой, раскрывая несостоятельность попыток своих героев-интеллигентов в суровую революционную эпоху укрыться от бурь истории, замкнуться в пределах своего скромного личного счастья, показывает органическую взаимосвязь человека со временем. Драматическое развитие биографий основных героев трилогии наглядно, с тонким проникновением в глубины человеческой души раскрывает сложный процесс приобщения человека к истории, раскрепощения тем самым его духовных возможностей. Жизненный опыт Телегина, Рощина, Даши и Кати зримо свидетельствует о том, что именно включение истории в душу человека обогащает духовное содержание личности, дает возможность наиболее полно выявлять индивидуальные свойства.

Трилогию «Хождение по мукам» можно воспринять как своеобразный творческий синтез на основе нового опыта революционной эпохи всех прежних исканий автора, как итог его художественной биографии. Совершенно новое решение находят проблемы, всю жизнь волновавшие писателя. А. Н. Толстой и прежде никогда не разделял декадентских воззрений, утверждавших обреченность человека, его неспособность к духовному развитию и совершенствованию. Тема духовного обновления, очищения, возвышения человека – одна из основных в его дореволюционном творчестве. Если писатели-декаденты концентрировали внимание на падении, темных сторонах, болезненных патологических инстинктах личности, то Толстому присуще стремление к воплощению внутреннего возрождения, нравственного очищения героев. Тем не менее изображение духовного обновления человека в дореволюционных произведениях писателя носило характер отвлеченного, замкнутого, внутреннего самоусовершенствования. Постоянная для А. Н. Толстого тема совершающегося духовного прогресса личности получает в трилогии новое, исторически обоснованное освещение. Приобщение писателя к идеям социализма, художественное воплощение опыта революции и гражданской войны дали прочную, жизненную почву для всестороннего обновления, преображения и совершенствования героев. Их жизнь проникнута подлинно великими, возвышенными, в то же время реальными идеалами, одухотворяется великими целями.

В связи с темой всестороннего «обновления» и прогресса личности во многих произведениях А. Н. Толстого широкое развитие нашла классическая тема поисков героями правды, достойных устоев и целей жизни. Мотив «правдоискательства», получивший широкое воплощение в русской классической литературе прошлого века, нашел свое развитие в творчестве А. Н. Толстого. Однако в романе «Сестры» он еще носит умозрительно-отвлеченный характер, еще остается в стороне от реальных, исторически обоснованных общественных идеалов, не совпадает с подлинной высшей социалистической правдой эпохи, движущей миллионы людей на борьбу.

Мотив поисков правды, достойных основ и целей бытия получает в трилогии новое решение, органически сливается с борьбой всего народа за новую жизнь. Настойчивые искания героями произведения подлинной справедливости увенчиваются успехом, получают незыблемую жизненную основу, сливаясь с реальным ходом развития общества, с идеями революции и утверждения социализма.

Художник в живых образах нарисовал небывалое по размаху столкновение сил старой и новой России.

Глубоко почувствовал и передал А. Н. Толстой героический пафос эпохи, остроту общественных конфликтов этого переломного времени, невиданный взлет человеческого героизма, переплавку человеческих характеров в огне революции. Отличительная черта этого периода состоит в том, что он ломает сложнейшие порядки и отношения, перестраивает убеждения и характеры многих людей, заставляет их по-новому смотреть на действительность, искать новое место в жизни и борьбе. В этом свете переход интеллигентов – героев романа А. Н. Толстого – на сторону революции представляется обоснованным и закономерным.

Одна из основных тем трилогии «Хождение по мукам» – человек и народ, взаимоотношения личности и общества. В характере ее художественного освещения наиболее отчетливо раскрывается новаторство советской литературы.

Современная буржуазная литература и эстетика всячески стараются обострить конфликт личности и общества, возвести его в вечный закон человеческого бытия. По этим воззрениям, лишь в изоляции от общества человек получает внутреннюю свободу, возможность полного выявления своей индивидуальности. Человек и история представляются извечно враждебными, всегда противостоящими друг другу.

А. Н. Толстой, художественно утверждая революционную действительность, дает новое, принципиально иное освещение проблеме взаимоотношения человека и общества.

История человека, выбирающего свою жизненную дорогу в суровые годы революции, получила чрезвычайно широкое воплощение в литературе. Общая идейно-художественная концепция выдающихся произведений советской литературы состоит в пафосе достижения единства личности и общества, в приходе человека к своему народу. Такова, например, жизненная дорога основных героев «Хождения по мукам», «Тихого Дона» и «Поднятой целины» М. Шолохова, «Севастополя» А. Малышкина, «Городов и годов», «Первых радостей» и «Необыкновенного лета» К. Федина, «Страны Муравии» А. Твардовского и многих других.

Пути героев советской литературы к единству с народом различны. Если многие из них вышли из толщи трудящихся масс, неотделимы от них или сразу заняли свое передовое место в жизни, то другие приходят к народу дорогой длительных, иногда очень сложных исканий. Для них путь к гармонии интересов личности и общества совсем не легок и прост. Для ее достижения нужны борьба, мужество, умение выбрать верный ориентир. У некоторых это исторически и биографически достигается в итоге драматической внутренней борьбы или ряда жизненных уроков и испытаний.

Судьбы интеллигенции в революционную эпоху занимают большое место в трилогии «Хождение по мукам». Но это не единственная, всеопределяющая проблема, как утверждается в ряде критических работ.

В центре всего произведения находится всеобъемлющая и всепроникающая тема обогащения, расширения духовного горизонта людей в бурях революции, в борьбе за ее завоевания. Слияние героев трилогии – интеллигентов – с жизнью народа дает прочную основу для их духовного возвышения. Более емким и широким становится внутренний мир также и героев – представителей народной массы. Общая основа идейного роста, преобразования и возвышения сознания всех героев произведения А. Н. Толстого – их органическое приобщение к истории, включение в решение основных проблем эпохи, в сознательное созидание новой жизни.

Выдвижение в заключительной части трилогии – романе «Хмурое утро» – героев-коммунистов, революционных рабочих и крестьян, характеров цельных, целеустремленных, творящих в борьбе новую историю своей страны, внесло в творчество А. Н. Толстого новые черты: в трилогию широким потоком врывается, как безбрежный океан, все заполняет деятельность народных масс.

В дореволюционных произведениях А. Н. Толстого образы активных деятелей революции не находили воплощения. Как известно из биографии писателя, людей такого типа он ранее по-настоящему не знал. В романе «Сестры» выведены образы большевиков. Но писатель в это время был далек от верного представления об облике людей, творивших революцию. Поэтому образы людей из революционного лагеря в первой книге трилогии оказались однолинейными, менее убедительными, нежели другие персонажи: большевики здесь были показаны однобоко, только как сила разрушения старого, олицетворение ненависти к буржуазному миру. Героика всенародного созидания последующих лет раскрыла перед писателем новые грани облика советского человека.

Движение истории, новое мировоззрение внесли в творчество А. Н. Толстого обогащенное воссоздание характера передовых людей эпохи – революционеров. Более глубокое и верное воспроизведение образов героев-творцов революционной истории – было обусловлено тем, что советская действительность, во второй половине двадцатых годов развернувшая созидание новой жизни, многограннее раскрыла для писателя сущность героических характеров, рожденных революцией. Условная, схематическая фигура Василия Рублева отошла на задний план, когда в трилогии появились образы Ивана Горы, Чугая, Агриппины Чебрец, Шарыгина, Латугина, Анисьи Назаровой. Большевики уже предстают воплощением наиболее последовательного, действенного социалистического гуманизма, воплощением созидательного пафоса, богатства эмоций.

А. Н. Толстого особенно интересовало – создание типических образов людей, свершивших социалистическую революцию, отстоявших ее завоевания, строящих новую жизнь. Прежде всего о них хотел рассказать миру художник: «А те новые типы, кому еще в литературе нет имени, кто пылал на кострах революции, кто еще рукою призрака стучится в бессонное окно к художнику, – все они ждут воплощения. Я хочу знать этого нового человека» 6
А. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 13, стр. 285.

Том первый. Сестры.
Девятнадцатилетняя девушка Даша гостит у своей сестры Екатерины Дмитриевны Смоковниковой и ее мужа Николая Ивановича. В доме из царит, на первый взгляд, атмосфера искусства, искрометного юмора, дружбы и взаимопонимания. Каждый вечер в семье Смоковниковых собираются гости, которых неизменно встречает горничная Луша про прозванию Великий Могол (за широкоскулое, сильно напудренное лицо).
Между сестрами – нежная любовь и взаимное восхищение. Но нежданно нагрянула беда. Екатерина Дмитриевна изменила мужу с поэтом Алексеем Алексеевичем Бессоновым и в порыве злости говорит об этом мужу. Даша, которой сообщает Николай Иванович, не может в это поверить. Но пришедшая Екатерина Дмитриевна успокаивает и ее, и мужа, говоря, что солгала в порыве злости.
Даша знакомится с Иваном Ильичом Телегиным, на квартире у которого располагается “центральная станция по борьбе с бытом”, служащими которой становятся сам Телегин, инженер Балтийского завода, и бунтующая молодежь: студент юридического факультета Александр Иванович Жиров, хроникер и журналист Антошка

Арнольдов, художник Валет и девица Елизавета Киевна Расторгуева, не нашедшая еще занятие по вкусу. В квартире издается футуристический журнал “Блюда богов”, устраиваются вечера под названием “Великолепные кощунства”, на один из которых и попадает Даша. Так начинается ее дружба с Иваном Ильичом.
Однажды в разговоре с сестрой Даша признается, что влюблена в Бессонова. Катя бросается на колени и просит простить ее, убеждает, что поэт очень дурной человек. Даша недоумевает, но постепенно догадывается, в чем дело. Не в силах больше терпеть, она едет к Бессонову и признается ему в любви, а тот сообщает, что у него уже “было” с ее сестрой. Даша в истерике приезжает домой и требует от сестры, чтобы та сказала всю правду мужу. Катя идет к Николаю Ивановичу и в двух фразах сообщает ему о факте измены. Брак рушится. Екатерина Дмитриевна уезжает в Париж, Николай Иванович – в Крым.
В Евпатории Ивана Ильича Телегина увольняют с работы после стачки за сочувствие рабочим. На пароходе, на котором Даша едет в Самару, к своему отцу Дмитрию Степановичу Булавину, она встречается с Иваном Ильичом. Но он так и не решается признаться ей в любви, боясь ее оскорбить.
В Самаре Даша после нескольких писем сестры получает от отца совет ехать в Крым и уговорить Николая Ивановича ехать в Париж к жене. Даша едет в Евпаторию и там встречает Бессонова. Происходит некрасивое объяснение, и Даша получает предложение стать его любовницей, которое с отвращением отвергает.
Даша начинает понимать, что она влюблена в Телегина и неожиданно встречает его на дороге. Началась война и Иван Ильич приехал проститься, так как его призывают в действующую армию. Даша и Телегин признаются друг другу в любви.
Телегин на фронте. Он понимает, что это уже не та война, которую воспевали поэты прошлого. Это война не доблести и чести, а пера и железа. Происходит знаковый разговор с сослуживцем Зубцовым, который жалуется Ивану Ильичу, насколько тяжело убить человека и на чью совесть ляжет этот грех. Телегин уверяет, что отвечать будет тот, кто допустил войну.
Иван Ильич попадает в плен, а Даша узнает о нем из газеты как о пропавшем без вести. Она работает в лазарете медсестрой, живет вместе с Николаем Ивановичем. К ним приезжает Катя.
Ивану Ильичу со второй попытке удается сбежать из плена. Он приезжает к Даше. Затем его распределяют на Балтийский завод, где он работал раньше. В стране зреют неполадки. В одну из своих одиноких прогулок Иван Ильич доходит до моста и наблюдает, как три офицера и один штатский привозят какой-то большой сверток на автомобиле и сбрасывают в Неву. Сверток этот был телом Распутина, умиравшего очень долго: сначала выпил кофе с цианистым калием, затем получил три пули – одну в затылок, две в грудь, – но окончательно умер только под водой.
В Петербурге беспорядки, царь отрекся от престола. Телегин на паровозе едет в Москву к Даше.
К Екатерине Дмитриевне приезжает попрощаться Вадим Петрович Рощин.
Даша и Иван Ильич уезжают в Петербург и там женятся.
Во время беспорядков убит Николай Иванович. Тоска настолько захлестывает Катю, что она решает покончить с собой, приняв морфий. Но, уже зажав в руке пузырек, выглядывает в столовую и видит Вадима Петровича Рощина, вернувшегося с фронта.
Том второй. Восемнадцатый год.
Даша беременна, но однажды ночью попадает в руки двум грабителям, которые срывают с нее пальто. Солдат из попавшегося навстречу патруля отводит ее домой, где она рожает сына, умершего через три дня. Даша медленно угасает. Иван Ильич всеми силами пытается привести ее в чувство, но у него ничего не получается. От Кати нет вестей. 1918-й год начался чувством страха и неопределенности.
Екатерина Дмитриевна и Вадим Петрович едут на юг, спасаясь от “красной заразы”, но в вагоне Рощин встречает Алексея Красильникова, солдата из его полка. Алексей советует ему ехать в Москву – там спокойнее ему, буржую.
Рощин привозит Катю в гости к капитану Тетькину, также его бывшему сослуживцу. Но в споре Рощин и Тетькин расходятся во взглядах и Рощин уезжает. Он записывается по фальшивым документам в Красную армию с тем, чтобы присоединиться потом к Добровольческой армии генерала Корнилова, что и выполняет во время одного из боев.
Гражданская война в разгаре. Добровольческая армия с отчаянием камикадзе движется к Екатеринодару. Началась оккупация. Немцы отбирают у местных жителей продукты и отправляют их в Германию.
Рощин во власти воспоминаний. Он понимает, что той России, которую он бесконечно любил, уже никогда не будет. В армии Рощина считают большевиком и красным шпионом, и только близость его к генералу Маркову удерживают офицеров от немедленной расправы.
Яркой иллюстрацией хаоса, творившегося по всей многомиллионной стране может служить эпизод с предложением Дмитрию Сергеевичу Булавину портфеля министра здравоохранения, на что он ответил: “Министра? А какой республики?”
На поезд, на котором ехала Катя, напали махновцы. Пленных отвели в село, где наутро она увидела Махно.
К Даше является Никанор Юрьевич Куличек, когда-то влюбленный в нее помощник Николая Ивановича, а ныне белогвардейский офицер, член тайной организации “Союз защиты родины и свободы”. Даша вступает в нее, едет в Москву. По долгу службы она общается с анархистами во главе с бывшим актером Мамонтом, который гибнет впоследствии под трамваем у нее на глазах, ходит на выступления Ленина, мечется, не зная, что делать.
Вадим Петрович Рощин не погиб. В него стрелял его сослуживец Валерьян Оноли, но только ранил его. Рощин едет в Ростов, приходит к Тетькину, ища Катю, но она уже уехала. Рощин едет в Екатеринодар, проводит дни в бесплодных поисках, а ночи – в слезах вины и раскаяния.
Иван Ильич Телегин получает важное задание и пробирается на юг. Выполнив поручение, результатом которого стал расстрел командующего армией Сорокин, он пытается узнать что-нибудь о Даше, проникнув к ее отцу Дмитрию Степановичу. На полу в его квартире он находит Дашино письмо, из которого узнает обо всех ее злоключениях. Там он попадает в ловушку, но его спасает оказавшаяся рядом Даша. Едва успев объясниться, супруги снова теряют друг друга.
Красная армия стремительно наступает, один за другим гибнут белогвардейские полки, офицеры, капитаны и генералы. В рядах большевиков сражается живой и невредимый Иван Ильич, но мысли его заняты только одним: “Где же Даша?”
Пути главных героев постоянно пересекаются, они совершенно неожиданно встречаются, но – по разные стороны баррикад. И не всегда побеждают личные чувства. Так заканчивается один из самых кровавых в истории России тысяча девятьсот восемнадцатый год.
Том третий. Хмурое утро.
Во время одного из боев Иван Ильич ранен и попадает в медсанбат, где работает Даша. Он выздоравливает и не верит своему счастью: его жена здесь.
А Даша попала к большевикам фантастическим путем. Убегая от отца, она едет в поезде, который попадает под обстрел. Кое-как она и ее попутчик Кузьма Кузьмич, поп-расстрига и “просто веселый человек”, бредут по степи и неожиданно оказываются в эпицентре боя. Они попадают в красный полк, которым командует сослуживец Телегина Петр Алексеевич Мельшин.
Рощин неожиданно нападает на след Кати – через адрес, нацарапанный ее рукой в записной книжке одного немца. Вадим Петрович едет в Гуляй-Поле и попадает в руки батьки Махно, который, распознав в нем военного спеца, приближает его к себе. Катя, оказывается, уехала с Алексеем Красильниковым и женой его брата Семена Матреной к нему в село. И никто не знает, куда именно.
Рощин по заданию Махно едет в Екатеринослав, в вагоне встречает матроса Чугая, большевика, ведшего переговоры с Махно. Чугай предотвращает ссору Рощина с Левкой, верным псом батьки Махно. Так Рощин попадает в ряды большевиков и становится из деникинского офицера красноармейцем.
Даша увлекается театральной постановкой, которую решили учредить в полку. Это были “Разбойники” Шиллера. В пьесе принимали участие Кузьма Кузьмич, полковая повариха Анисья и красноармейцы. Сама Даша взяла на себя обязанности режиссера. Иван Ильич добыл реквизит. “Разбойники” прошли на “ура”.
Полк Ивана Ильича получает задание занять реку Маныч. Но он и его товарищ Иван Гора понимают, что это – верная смерть и ни малейшего шанса на успех. Но неожиданно для всех Красная Армия выигрывает бой. В нем погиб Иван Гора. Агриппину, его жену, Иван Ильич еле уводит от могилы мужа.
Даша и Анисья заболевают сыпным тифом и Кузьма Кузьмич, по приказанию Ивана Ильича, увозит их в город, в безопасное место. Намереваясь сделать из подкладки Дашиного пальто еще одну юбку, Кузьма Кузьмич распарывает его и находит бриллианты, зашитые туда Дашей после убийства монархиста Мамонта Дальского. Она приказывает выбросить драгоценности, на что Кузьма Кузьмич не отваживается, испрашивая совета у Ивана Ильича. А Телегин в который раз восхищается своей женой.
После боя Телегина назначают командиром отдельной бригады. Иван Ильич выезжает из села, где квартировал полк, но на выезде его останавливают трое: Задуйвитер, Латугин и Гагин, – упрекая его в том, что он, приняв командование артиллерийской бригадой, забыл о них, отличных артиллеристах, бросив их в пехоте “век ногами пылить”. Иван Ильич укоряет себя за беспечность, частую забывчивость, недопустимую из-за крайнего доверия людей.
Рощин в отряде Чугая гонит одну из банд атамана Зеленого, которой командует все тот же Алексей Красильников. В селе Владимирском, родине Красильникова, где после его побега отдельно от Матрены жила Катя, разгорается последний бой. Рощин лично убивает Красильникова. Но Кати нет. Она, предупрежденная Матреной о скором визите Красильникова, бежала. Рощин входит в ее домишко, выделенный сельсоветом, рассматривает атрибуты ее учительской деятельности, разговаривает с ее любимым учеником, шалуном Иваном Гавриковым.
Иван Ильич прибывает на станцию, где расквартирована артбригада, над которой он должен принять командование. К нему для представления является начальник штаба – Рощин Вадим Петрович – и торопится объяснить, что он не вражеский разведчик, как в первую секунду подумал Телегин, а настоящий красный офицер.
Прошло два месяца. Положение на фронте становилось все хуже и хуже для Красной Армии.
Даша и Анисья работали в ревкоме, получая скудный паек, усиленный, правда, “добычами” Кузьмы Кузьмича.
Иван Ильич и его бригада попала в западню: их тылы были смяты конницей Маматова. От отчаяния среди промозглой холодной степи, мутной от дождя, Иван Ильич едва не покончил с собой. И только патроны, предусмотрительно вынутые комиссаром Чесноковым, спасли его жизнь. А Рощин сначала не поверил Телегину, обвинил его в “омерзительной комедии”, в “покупке жизни у ревтрибунала”, в том, что он сам вынул патроны. Дело спасает Чесноков, рассказавший правду.
Остатки бригады Телегина соединяются с конницей Буденного. Семен Михайлович Буденный уже много недель пытается нагнать корпус Мамонтова, но тот не желает открытого боя.
Катя вернулась в Москву, в тот самый Староконюшенный переулок на Арбате, в особнячок с мезонином. Теперь работа кажется ей желанной. Ее квартира занята полуфилософом Масловым, но одна комната свободна. С помощью Маслова она получает работу учительницы в ликбезе и возможность проводить выездные лекции. В Москве голод.
Красная Армия окончательно победила. Деникин эмигрировал во Францию – “писать свои мемуары”. Катя неожиданно встречается с мужем – на квартире одной из своих учениц по ликбезу.
Иван Ильич, Даша, Рощин, Катя, Латугин и Анисья слушают доклад инженера Кржижановского о будущем России. Война окончена. Впереди – светлое будущее.

(Пока оценок нет)

Книга первая. Сёстры

Начало 1914 г. Петербург, «замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна <…> жил словно в ожидании рокового и страшного дня». Молодая чистая девушка Дарья Дмитриевна Булавина приезжает в Петербург на юридические курсы из Самары и останавливается у старшей сестры Екатерины Дмитриевны, которая замужем за известным адвокатом Николаем Ивановичем Смоковниковым. Дома у Смоковниковых — салон, его посещают разные прогрессивные личности, толкующие о демократической революции, и модные люди искусства, среди них — поэт Алексей Алексеевич Бессонов. «Все давным-давно умерло — и люди и искусство, — глухо вещает Бессонов. — А Россия — падаль… А те, кто пишет стихи, все будут в аду». Чистую и прямодушную Дарью Дмитриевну так и тянет к порочному поэту, но она не подозревает, что её любимая сестра Катя уже изменила мужу с Бессоновым. Обманутый Смоковников догадывается, говорит об этом Даше, обвиняет жену, но Катя убеждает обоих, что все неправда. Наконец Даша узнает, что это все-таки правда, и со всем жаром и непосредственностью молодости уговаривает сестру повиниться перед мужем.

В результате супруги разъезжаются: Екатерина Дмитриевна — во Францию, Николай Иванович — в Крым. А на Васильевском острове живет добрый и честный инженер с Балтийского завода Иван Ильич Телегин и сдает часть квартиры странным молодым людям, которые устраивают на дому «футуристические» вечера. На один из таких вечеров под названием «Великолепные кощунства» попадает Дарья Дмитриевна; ей совершенно не нравятся «кощунства», но сразу зато ей понравился Иван Ильич.

Летом Даша, направляясь в Самару к отцу, доктору Дмитрию Степановичу Булавину, неожиданно встречает на волжском пароходе Ивана Ильича, к тому времени уже уволенного после рабочих волнений на заводе; их взаимная симпатия крепнет. По совету отца Даша едет в Крым уговаривать Смоковникова помириться с женой; в Крыму бродит Бессонов; там же неожиданно появляется Телегин, но только для того, чтобы, объяснившись Даше в любви, проститься с ней перед отъездом на фронт — началась первая мировая война. «В несколько месяцев война завершила работу целого века». На фронте нелепо гибнет мобилизованный Бессонов.

Дарья Дмитриевна и вернувшаяся из Франции Екатерина Дмитриевна работают в Москве в лазарете. Смоковников, воссоединившийся с женой, приводит в дом худощавого капитана с обритым черепом, Вадима Петровича Рощина, откомандированного в Москву для приема снаряжения. Вадим Петрович влюблен в Екатерину Дмитриевну, пытается объясниться, но пока без взаимности. Сестры читают в газете, что прапорщик И. И. Телегин пропал без вести; Даша в отчаянии, она еще не знает, что Иван Ильич бежал из концентрационного лагеря, был пойман, переведен в крепость, в одиночку, потом еще в один лагерь; когда ему угрожает расстрел, Телегин с товарищами снова решается на побег, на этот раз удачный.

Иван Ильич благополучно добирается до Москвы, но встречи с Дашей длятся недолго, он получает предписание ехать в Петроград на Балтийский завод. В Питере он становится свидетелем того, как заговорщики сбрасывают в воду тело убитого ими Григория Распутина. На его глазах начинается февральская революция. Телегин едет в Москву за Дашей, потом молодые супруги снова переезжают в Петроград.

Комиссар Временного правительства Николай Иванович Смоковников с энтузиазмом выезжает на фронт, где его убивают возмущенные солдаты, не желающие умирать в окопах; его потрясенную вдову утешает верный Вадим Рощин. Русской армии больше нет. Фронта нет. Народ хочет делить землю, а не воевать с немцами. «Великая Россия теперь — навоз под пашню, — говорит кадровый офицер Рощин. — Все надо заново: войско, государство, душу надо другую втиснуть в нас…» Иван Ильич возражает: «Уезд от нас останется, — и оттуда пойдет русская земля…» Летним вечером 1917 г. Катя и Вадим гуляют по Каменноостровскому проспекту в Петрограде. «Екатерина Дмитриевна, — проговорил Рощин, беря в руки её худенькую руку… — пройдут годы, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только — кроткое, нежное, любимое сердце ваше…» Они как раз проходят мимо бывшего особняка знаменитой балерины, где размешается штаб большевиков, готовящихся к захвату власти.

Книга вторая. Восемнадцатый год

«Страшен был Петербург в конце семнадцатого года. Страшно, непонятно, непостигаемо». В холодном и голодном городе Даша (после ночного нападения грабителей) родила раньше срока, мальчик умер на третий день. Семейная жизнь разлаживается, беспартийный Иван Ильич уходит в Красную Армию. А Вадим Петрович Рощин — в Москве, во время октябрьских боев с большевиками контужен, едет с Екатериной Дмитриевной сначала на Волгу к доктору Булавину пережидать революцию (уж к весне-то большевики должны пасть), а потом в Ростов, где формируется белая Добровольческая армия. Они не успевают — добровольцы вынуждены уйти из города в свой легендарный «ледовый поход». Неожиданно Екатерина Дмитриевна и Вадим Петрович ссорятся на идейной почве, она остается в городе, он следует на юг вслед за добровольцами. Белый Рощин вынужден вступить в красногвардейскую часть, добраться вместе с нею в район боев с Добровольческой армией и при первом же случае перебегает к -

своим. Он храбро воюет, но не доволен собой, страдает из-за разрыва с Катей. Екатерина Дмитриевна, получив (заведомо ложное) известие о смерти Вадима, отправляется из Ростова в Екатеринослав, но не доезжает — на поезд нападают махновцы. У Махно ей пришлось бы худо, но бывший вестовой Рощина Алексей Красильников узнает её и берется опекать. Рощин же, получив отпуск, мчится за Катей в Ростов, но никто не знает, где она. На ростовском вокзале он видит Ивана Ильича в белогвардейской форме и, зная, что Телегин красный (значит, разведчик), все-таки не выдает его. «Спасибо, Вадим», — тихо шепчет Телегин и исчезает. А Дарья Дмитриевна живет одна в красном Петрограде, к ней является старый знакомый — деникинский офицер Куличек — и привозит письмо от сестры с ложным известием о смерти Вадима. Куличек, посланный в Питер для разведки и вербовки, втягивает Дашу в подпольную работу, она переезжает в Москву и участвует в «Союзе зашиты родины и свободы» Бориса Савинкова, а для прикрытия проводит время в компании анархистов из отряда Мамонта Дальского; по заданию савинковцев она ходит на рабочие митинги, следит за выступлениями Ленина (на которого готовится покушение), но речи вождя мировой революции производят на нее сильное впечатление. Даша порывает и с анархистами, и с заговорщиками, едет к отцу в Самару. В Самару же нелегально добирается все в той же белогвардейской форме Телегин, он рискует обратиться к доктору Булавину за какой-нибудь весточкой от Даши. Дмитрий Степанович догадывается, что перед ним «красная гадина», отвлекает его внимание старым Дашиным письмом и по телефону вызывает контрразведку. Ивана Ильича пытаются арестовать, он спа-

сается бегством и неожиданно натыкается на Дашу (которая, ничего не подозревая, была все время тут, в доме); супруги успевают объясниться, и Телегин исчезает. Некоторое время спустя, когда Иван Ильич, командуя полком, одним из первых врывается в Самару, квартира доктора Булавина уже пуста, стекла выбиты… Где же Даша?..

Книга третья. Хмурое утро

Ночной костер в степи. Дарья Дмитриевна и её случайный попутчик пекут картошку; они ехали в поезде, который атаковали белые казаки. Путники идут по степи в сторону Царицына и попадают в расположение красных, которые подозревают их в шпионаже (тем более что Дашин отец, доктор Булавин, — бывший министр белого самарского правительства), но неожиданно выясняется, что командир полка Мельшин хорошо знает Дашиного мужа Телегина и по германской войне, и по Красной Армии. Сам же Иван Ильич в это время везет по Волге пушки и боеприпасы в обороняющийся от белых Царицын. При обороне города Телегин серьезно ранен, он лежит в лазарете и никого не узнает, а когда приходит в себя, оказывается, что сидящая у постели медсестра — это его любимая Даша. А в это время честный Рощин, уже совершенно разочарованный в белом движении, серьезно думает о дезертирстве и вдруг в Екатеринославе случайно узнает о том, что поезд, в котором ехала Катя, был захвачен махновцами. Бросив чемодан в гостинице, сорвав погоны и нашивки, он добирается до Гуляйполя, где находится штаб Махно, и попадает в руки начальника махновской контрразведки Левки Задова, Рощина пытают, но сам Махно, которому предстоят переговоры с большевиками, забирает его в свой штаб, чтобы красные подумали, будто он одновременно заигрывает с белыми. Рощину удается побывать на хуторе, где жили Алексей Красильников и Катя, но они уже уехали неизвестно куда. Махно заключает временный союз с большевиками для совместного взятия Екатеринослава, контролируемого петлюровцами.

Храбрый Рощин участвует в штурме города, но петлюровцы берут верх, раненого Рощина увозят красные, и он оказывается в харьковском госпитале. (В это время Екатерина Дмитриевна, освободившись от Алексея Красильникова, принуждавшего её к женитьбе, учительствует в сельской школе.) Выписавшись из госпиталя, Вадим Петрович получает назначение в Киев, в штаб курсантской бригады к знакомому по боям в Екатеринославе комиссару Чугаю. Он участвует в разгроме банды Зеленого, убивает Алексея Красильникова и всюду ищет Катю, но безуспешно. Однажды Иван Ильич, уже комбриг, знакомится со своим новым начальником штаба, узнает в нем старого знакомца Рощина и, думая, что Вадим Петрович — белый разведчик, хочет его арестовать, но все разъясняется.

А Екатерина Дмитриевна возвращается в голодную Москву в старую арбатскую (теперь уже коммунальную) квартиру, где она когда-то хоронила мужа и объяснилась с Вадимом. Она по-прежнему учительствует. На одном из собраний в выступающем перед народом фронтовике она узнает Рощина, которого считала мертвым, и падает в обморок. К сестре приезжают Даша и Телегин. И вот они все вместе — в холодном, набитом народом зале Большого театра, где Кржижановский делает доклад об электрификации России. С высоты пятого яруса Рощин указывает Кате на присутствующих здесь Ленина и Сталина («…тот, кто разгромил Деникина…»). Иван Ильич шепчет Даше: «Дельный доклад… Ужасно хочется, Дашенька, работать…» Вадим Петрович шепчет Кате: «Ты понимаешь — какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки… Мир будет нами перестраиваться для добра… Все в этом зале готовы отдать за это жизнь… Это не вымысел — они тебе покажут шрамы и синеватые пятна от пуль… И это — на моей родине, и это — Россия…»

С 27 ноября телеканал НТВ начнёт премьерный показ сериала "Хождение по мукам". Сериал состоит из двенадцати серий, которые будут показывать нам в 21:40 по две серии в день. Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. В статье можно ознакомиться с сюжетом сериала, актёрским составом и кратким описанием серий сериала "Хождение по мукам" (2017). Сериал «Хождение по мукам» снят по одноименной эпопее писателя Алексея Толстого.

Сериал рассказывает о судьбах русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. В центре сюжета - история жизни двух сестёр Булавиных, Дарьи и Катерины, и их возлюбленных: офицера Вадима Рощина и инженера Балтийского завода Ивана Телегина. Вихри мировой войны, двух революций и Гражданской войны разносят четырёх главных героев по разным уголкам страны. Их пути расходятся и не раз пересекаются вновь. Санкт-Петербург, 1914 год. Город живёт «словно в ожидании рокового и страшного дня», общество жаждет перемен. В центре истории - сёстры Булавины: Катя и Даша. Обе девушки влюблены в поэта-декадента Алексея Бессонова, который меняет их мировоззрение и привычный образ жизни. Первая мировая вносит в беззаботное существование Булавиных-Смоковниковых новые смыслы и переживания. Когда война подходит к концу, кажется, счастье близко… Однако революция и гражданская война полностью меняют жизнь сестёр, их семей и всей страны. Пути героев не раз пересекаются и расходятся вновь. «Хождение по мукам» становится для них не метафорой, а реальной жизнью.

Сериал "Хождение по мукам" актёры и роли

Леонид Бичевин - Иван Телегин
Павел Трубинер - Вадим Рощин
Алексей Колган - Николай Смоковников
Антон Шагин - Алексей Бессонов
Андрей Мерзликин - Аркадий Жадов
Сергей Колтаков - Доктор Булавин
Александр Яценко - Алексей Красильников
Евгений Ткачук - Сергей Сапожков
Владимир Юматов - Подполковние Тётькин
Дмитрий Дюжев - Мамонт Дальский
Евгений Стычкин - Нестор Махно
Светлана Ходченкова - Лиза Расторгуева
Игнат Акрачков - Валерьян Оноли
Александр Галибин - Борис Савинков
Юлия Снигирь - Екатерина Смоковникова (Булавина)

Сериал "Хождение по мукам" содержание серий

1-я и 2-я серии
По мотивам одноименного романа Алексея Толстого. 1914 год. Петербург и его обитатели жаждут перемен, как и главные героини истории - сестры Катя и Даша. Даша приезжает в Петербург учиться на юридических курсах и останавливается у старшей сестры, которая замужем за известным адвокатом Николаем Смоковниковым. На приеме, который Катя устраивает дома, Даша знакомится с модным поэтом-декадентом, любовником Кати Алексеем Бессоновым, а на одной из богемных вечеринок - с хозяином квартиры, инженером Иваном Телегиным. Феминистка Лиза, которая снимает комнату у Телегина, признается ему в любви, но не находит взаимности. Даша приходит домой к Бессонову и говорит ему о своих чувствах. Катя признается в измене мужу и предлагает на время разъехаться. По предложению мужа она едет на юг Франции. Отец отправляет Дашу в Ревель уговорить Николая вернуть Катю в семью. Там же Даша встречает Телегина - от ее отца он узнал адрес и приехал проститься - война.
Даша возвращается в Петербург и идет работать в госпиталь. Из газет она узнает, что Телегин пропал без вести.

3-я и 4-я серии
Даша встречает Лизу Расторгуеву, та просит помочь ей определиться в санитарный поезд. Телегин попадает в лагерь для военнопленных.
Катя приезжает Петербург, они с Николаем простили друг друга.
Лиза Расторгуева в санитарном поезде встречает Жадова. Бессонов направляется на фронт с Красным Крестом. Сестры знакомятся с Вадимом Рощиным, только что вернувшимся с фронта. Николай назначен комиссаром Западного фронта. Из газет сестры узнают, что обоз Красного креста с Бессоновым попал под обстрел, никто не выжил. Катя признается Даше, что влюблена в Рощина. Жадов зовет Расторгуеву замуж.
Телегин придумывает план побега и добирается до линии фронта. Получив ранение, он оказывается в том госпитале, где служит Расторгуева. Она снова признается ему в любви, и снова Телегин говорит, что любит другую. Выписавшись из госпиталя, он отправляется в Петербург к Даше.

5-я и 6-я серии


7-я и 8-я серии
1917 год. Весна. Царь отрекся от престола. Революция.
Южный город. Жадов идет на разбой, чтобы добыть денег на пропитание себе и Лизе.
Даша и Телегин венчаются. Катя получает известие о смерти Николая - его тело привозит в Петербург Рощин. Даша и Телегин зовут Катю жить с ними.
В Галиции на хуторе, Ганна находит обмороженного Бессонова, и выхаживает его. Катя выставляет квартиру на продажу и перебирается в дом Телегина.
Рощин объявляет о своем уходе из армии. Он делает предложение Кате, и она соглашается выйти за него. В октябре 1917-го они венчаются.
Катя предлагает всем ехать к отцу в Самару, но Даша отказывается - ей скоро рожать. У Даши начинаются преждевременные роды, которые проходят с осложнениями. Ребенок умирает. Катя уговаривает сестру ехать к отцу, но Даша не готова, ей нужно время прийти в себя. Виня в смерти ребенка Телегина, она объявляет мужу, что уходит от него. Телегин снова идет на фронт. Рощин и Катя едут к отцу в Самару.

9-я и 10-я серии
Красильников спасает Катю из плена Махно и отвозит на хутор к сестре. Махно пускает за ней погоню, но Красильников убивает преследователей. Рощин узнает, что Оноли в Ростове. Телегин отправляется за подкреплением, добирается до штаба Воронова. Даша в квартире Телегина. Куличек приносит ей чемодан с оружием и просит спрятать его. Рощин получает отпуск и отправляется в Ростов. Телегин вместе с Вороновым и Сапожковым отбивают станицу. Солдаты Воронова грабят население. Телегин убивает Воронова. Даша на встрече с Савинковым получает новое задание и уезжает в Москву.
Рощин и Телегин едут в одном вагоне, решают помочь друг другу, обмениваясь мандатами. Даша попадает к анархистам, встречается с их лидером - артистом Мамонтом Дальским. Катя в доме у Красильникова, он пытается склонить ее к сожительству. Рощин добирается до владений Махно. Даша встречается со связным Савинкова и получает задание убить Ленина. Жадов, Расторгуева и Дальский занимаются грабежами в Москве. Они убивают ювелира Оловянникова, но очищая сейф, обнаруживают подтверждение связи ювелира с Савинковым. Рощин под именем Телегина попадает к Махно и узнает, что Катя сбежала. Даша приходит на митинг, где выступает Ленин, но выстрелить не может. Связной приводит ее к Савинкову.

Чем закончится сериал "Хождение по мукам": содержание последних серий

11-я и 12-я серии
Савинкову Дашу нужна живой, чтобы вернуть саквояж с драгоценностями, украденный Дальским. Узнав, что станицу взяли красные, Красильников решает бежать к зеленым. Красильников с Матреной уезжают, Катя остается в доме. Даша получает саквояж с драгоценностями от Дальского, но в этот момент Жадов убивает Дальского, содержимое саквояжа оказывается у связного Савинкова. Даша в номере наполняет саквояж своими вещами. Расторгуева, угрожая пистолетом, забирает саквояж, думая, что там драгоценности. Даша получает деньги за работу и едет в Самару в надежде застать там Катю. Она узнает, что отец выгнал Катю с мужем из дома. Телегин приезжает в Самару. Булавин лжет, что Даши нет в городе, звонит Говядину и сдает Телегина...
Красильников добирается до станицы, расстреливает Якова с семьей. Анисья тайно вывозит Катю под сеном, спасая от Красильникова. Рощин сталкивается с Красильниковым, они вступают в схватку. Сапожков с Телегиным попадают в расположение комполка Семагина. Здесь они встречаются с Рощиным, который выдает себя за Телегина. Происходит очная ставка, их арестовывают. Начинается налет. Красные бегут, бомбы попадают в церковь, где держат Телегина и Рощина. Они выбираются через пробоину в стене.

Сериал "Хождение по мукам" содержание серий, сюжет, актёры

5 (100%) проголосовало 1

Зрители телеканала НТВ 27 ноября станут свидетелями масштабной экранизации романа «Хождение по мукам». Картина состоит из 12 серий, в день нам покажут по две серии. Из этой статьи вы сможете узнать много интересного об этом сериале: содержание серий, сюжет, где снимали и чем закончится.

Описание серий сериала «Хождение по мукам»

Сюжет сериала «Хождение по мукам» на НТВ

Действия в этой картине разворачиваются в 1914 году в Санкт-Петербурге. Благодаря хорошей работе съемочной группы, во время просмотра мы тоже перенесемся в это время. Главными героями картины являются сестры Катя и Даша Булавины. Так получилось, что обе девушки влюбились в одного человека, поэта-декадента Алексея Бессонова. Но, кого же выберет Алексей? Жизнь сестер весела и беззаботна, но Первая мировая война все меняет. Российским войскам удается одержать победу над врагами. Сестры счастливы и начинают строить планы на будущее. Но, внезапно в стране происходит революция и гражданская война вновь уничтожает мечты, и надежды главных героинь и всей страны.

Дарья приезжает в Санкт-Петербург, что бы поступить на юридические курсы. Девушка решает остановиться в доме у сестры, которая замужем за адвокатом. В дом часто приходят интересные гости, среди которых Даша встречает Алексея. Девушка влюбляется в него с первого взгляда. Но, получается так, что обстоятельства сильнее чувств. Чуть позже девушка встречает Ивана Телегина, и из-за этой встречи жизнь девушки круто меняется.

Екатерина —является старшей дочерью в семье Булавиных. Как уже было написано выше, она замужем за адвокатом. Но, к сожалению не чувствует себя счастливой в этом браке. Она решается на отчаянный шаг из-за скуки, заводит роман с Алексеем. Муж конечно, же понимает что жена изменяет ему, но прощает ее.

Бессонов — является поэтом. Он очень любит эпатировать публику. Именно этим качеством и привлекает женщин. Хотя внешностью не смахивает на сильного рыцаря.

Лиза — она является сокурсницей Даши. Она не боится и не стесняется своего радикального взгляда на многие вещи. Девушка снимает квартиру у Телегина. И как оказывается, она влюблена в Ивана, но эта любовь не взаимна. Иван любит Дашу.

Рощин — очень статный и красивый мужчина — белогвардеец. Он влюбляется в Екатерину, но девушка не отвечает ему взаимностью.

Содержание серий сериала «Хождение по мукам» на НТВ

1-я и 2-я серии
По мотивам одноименного романа Алексея Толстого. 1914 год. Петербург и его обитатели жаждут перемен, как и главные героини истории - сестры Катя и Даша. Даша приезжает в Петербург учиться на юридических курсах и останавливается у старшей сестры, которая замужем за известным адвокатом Николаем Смоковниковым. На приеме, который Катя устраивает дома, Даша знакомится с модным поэтом-декадентом, любовником Кати Алексеем Бессоновым, а на одной из богемных вечеринок - с хозяином квартиры, инженером Иваном Телегиным. Феминистка Лиза, которая снимает комнату у Телегина, признается ему в любви, но не находит взаимности. Даша приходит домой к Бессонову и говорит ему о своих чувствах. Катя признается в измене мужу и предлагает на время разъехаться. По предложению мужа она едет на юг Франции. Отец отправляет Дашу в Ревель уговорить Николая вернуть Катю в семью. Там же Даша встречает Телегина - от ее отца он узнал адрес и приехал проститься - война.
Даша возвращается в Петербург и идет работать в госпиталь. Из газет она узнает, что Телегин пропал без вести.

3-я и 4-я серии
Даша встречает Лизу Расторгуеву, та просит помочь ей определиться в санитарный поезд. Телегин попадает в лагерь для военнопленных.
Катя приезжает Петербург, они с Николаем простили друг друга.
Лиза Расторгуева в санитарном поезде встречает Жадова. Бессонов направляется на фронт с Красным Крестом. Сестры знакомятся с Вадимом Рощиным, только что вернувшимся с фронта. Николай назначен комиссаром Западного фронта. Из газет сестры узнают, что обоз Красного креста с Бессоновым попал под обстрел, никто не выжил. Катя признается Даше, что влюблена в Рощина. Жадов зовет Расторгуеву замуж.
Телегин придумывает план побега и добирается до линии фронта. Получив ранение, он оказывается в том госпитале, где служит Расторгуева. Она снова признается ему в любви, и снова Телегин говорит, что любит другую. Выписавшись из госпиталя, он отправляется в Петербург к Даше.

5-я и 6-я серии


7-я и 8-я серии
1917 год. Весна. Царь отрекся от престола. Революция.
Южный город. Жадов идет на разбой, чтобы добыть денег на пропитание себе и Лизе.
Даша и Телегин венчаются. Катя получает известие о смерти Николая - его тело привозит в Петербург Рощин. Даша и Телегин зовут Катю жить с ними.
В Галиции на хуторе, Ганна находит обмороженного Бессонова, и выхаживает его. Катя выставляет квартиру на продажу и перебирается в дом Телегина.
Рощин объявляет о своем уходе из армии. Он делает предложение Кате, и она соглашается выйти за него. В октябре 1917-го они венчаются.
Катя предлагает всем ехать к отцу в Самару, но Даша отказывается - ей скоро рожать. У Даши начинаются преждевременные роды, которые проходят с осложнениями. Ребенок умирает. Катя уговаривает сестру ехать к отцу, но Даша не готова, ей нужно время прийти в себя. Виня в смерти ребенка Телегина, она объявляет мужу, что уходит от него. Телегин снова идет на фронт. Рощин и Катя едут к отцу в Самару.

Продолжение следует

Где снимали сериал «Хождение по мукам» на НТВ?

Сериал снят по известному роману Алексея Толстого. Посмотрев хоть пару сцен из картины, у зрителя возникнет вопрос о местах съемок. Картина снята в нескольких городах: Санкт-Петербург, Пятигорск и его окрестности, Архангельск, Москва и Рига. Так же зрители в картине смогут увидеть пароход «Гоголь».

Что бы точно восстановить историческую картину, режиссер Константин Худяков решил полностью отказаться от декорации. Он хотел что бы все что происходит в картине, было настоящим. Поэтому в поисках интересных мест и красивых пейзажей объехал многие города.

Чем закончится сериал «Хождение по мукам» на НТВ?

Екатерина возвращается в свою квартиру. В этой квартире так много произошло: похоронила мужа, объяснилась с Вадимом и т.д. Позже она устраивается на работу учительницей, благодаря Маслову. В Москве голод, нехватает работы где хорошо бы платили. Красная армия победила войну. Деникин уехал во Францию, там он продолжает писать свои романы. Внезапно Катя встречает своего мужа в квартире своей ученицы.

Интересные факты о сериале:

  • Как мы уже писали выше, что в этой картине сможем увидеть паровоз. Как оказалась, специально для съемок последней серии с музея РЖД был доставлен паровоз, который был создан в начале 20 века.
  • Съемки сериала были начаты в 2016 году, а завершены в осенью 2017 года.
  • Дом-музей Некрасова в картине был домом Смоковниковых.
  • Что бы в поле боя был дым, съемочная группа решила сжечь автомобильные покрышки. Было использовано 1000 покрышек.
  • Окопы которые были на поле боя они настоящие
  • В одной из сцен одна из героинь попадает в степную бурю. У съемочной группы долго не стоял вопрос как создать бурю. Они решили создать бурю с помощью шелухи, которая осталась после сбора подсолнечника. Буря получилась очень естественной.

Картина «Хождение по мукам» получилась очень красивой и живой. В нем не говорится о том кто плохой, а кто хороший. Картина о людях, которым получилось пройти войну и выжить сохраняя в себе любовь и веру. Стоит ли смотреть? Конечно, же стоит! Это шедевр! Думаю, особенно будет интересно любителям произведений писателя Алексея Толстого. Этот сериал зрители ждали очень долго и картина должна воспроизвести впечатление.

...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!