Шелли Перси Биши — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Перси Шелли — аристократ, вольнодумец и гениальный английский поэт

Percy Bysshe Shelley

Английский поэт-романтик

Родился 4 августа 1792г. в Филд-Плейс (графство Суссекс), был старшим из семерых детей состоятельного землевладельца Т.Шелли, впоследствии возведенного в баронеты.

1802-1804 - учится в школе Сайон-Хаус близ Лондона.

1804-1810 - учится в школе Итон.

1810 - поступает в Юниверсити-колледж Оксфордского университета. Он много читает, интересуется логикой, этикой, метафизикой и критикой христианства и знакомится дружбу с Т.Дж.Хоггом (1792-1862), который разделяет многие его увлечения, хотя и уступает в остроте ума. Анонимно публикует роман «Застроцци», написанный в манере готического романа и сборники стихов «Посмертные отрывки Маргарет Николсон» (Posthumous Fragments of Margaret Nicholson) и «Оригинальная поэзия Виктора и Казиры» (Original Poetry by Victor and Cazire, совместно с сестрой Элизабет).

1811 - Шелли и Хогг анонимно выпускают брошюру под названием «Необходимость атеизма» (The Necessity of Atheism), в которой утверждают, что бытие Божие нельзя обосновать рационально. 25 марта 1811 их исключают за упорное нежелание ни признать своё авторство, ни отказаться от него.

В этом же году Шелли анонимно публикует роман «Сент-Ирвин» (St. Irvin), также как и «Застроцции» написанный в манере готического романа.

Вскоре Шелли бежит из дома вместе с 16-летней Гарриет Уэстбрук (вскоре он женится на ней в Эдинбурге). Он колесит по Шотландии, Ирландии и Уэльсу, нигде не задерживаясь подолгу, по-прежнему много читает и с мыслью о близящемся освобождении человечества одну за другой публикует брошюры. Как и ранние произведения, проза Шелли этого периода имеет политический и антирелигиозный характер.

1812 - Шелли знакомится с автором «Исследования о политической справедливости» У.Годвином и философом Дж.Ф.Ньютоном, разрабатывавшим далекие от канонических теории религии и морали; каждый из них оказал огромное влияние на мировоззрение Шелли и в известной степени на всю его дальнейшую жизнь. В Ирландии Шелли принимает участие в движении за независимость, публикует публицистические работы «Обращение к ирландскому народу» (An Address to the Irish People), призывающую ирландцев организоваться и вести борьбу политическими методами, и «Декларацию прав» (Declaration of Rights), многие положения которой были вдохновлены американской «Декларацией независимости».

1813 - первое значительное произведение Шелли - изданная анонимно философская поэма «Королева Маб» (Queen Mab), написанная в традиционной для английской поэзии форме «видений» (Ленгленд, Э.Спенсер, Дж.Мильтон). «Королева Маб» - это оптимистический трактат в стихах, излагающий с достаточной полнотой взгляды Шелли на причины социальных бед и пути их устранения.

1814 - Шелли знакомится с Мэри Уолстонкрафт Годвин, дочерью его почитаемого наставника в философии, что приводит к окончательному разрыву с Гарриет, отношения с которой уже давно напряженные, несмотря на рождение в 1813г. дочери Ианты. Шелли и Мэри уезжают во Францию, оттуда в Швейцарию. В результате преждевременных родов Гарриет в декабре у Шелли появляется сын Чарлз. Через три месяца и у Мэри рождается ребёнок (он умер в младенчестве).

1815 - написана поэма «Аластор, или Дух одиночества» (Alastor; or The Spirit of Solitude, опубл. 1816г.), написанная белым стихом. Она полна отголосков поэзии У.Вордсворта и развивает характерный для романтизма мотив тщетного стремления юного мыслителя к воссоединению с призрачной идеальной девой.

1816 - когда Шелли и Мэри гостят у Байрона в Швейцарии, Шелли пишет абстрактно-философский «Гимн Интеллектуальной Красоте» и пантеистический «Монблан». В этом же году у Мэри рождается сын Уильям, а Гарриет кончает жизнь самоубийством, после чего буквально в эти же дни, 30 декабря, Шелли и Мэри женятся.

1817 - поэма «Лаон и Цитна» (Laon and Cythna), впоследствии переименованная в «Восстание Ислама» (The Revolt of Islam, 1818), написана спенсеровой строфой и повествует о влюбленной паре, которая бросает вызов общественным установлениям и политической тирании. В это время Шелли болеет, борется с нуждой и пребывает в подавленном состоянии. Суд отказывает отдать ему детей Гарриет на воспитание. Он принимает под свой кров и опеку сестру Мэри Клер Клермонт, родившую от Байрона внебрачную дочь, и с появлением на свет в октябре дочери Клары в пятый раз становится отцом.

1818 - Шелли помогает Мэри писать «Франкенштейна». Сам он пишет повествовательную поэму «Розалинда и Елена» (опубл. 1819г.). Вскоре семья уезжает в Италию, где продолжает вести кочевой образ жизни. В Венеции умирает дочь Клара; в Неаполе Шелли удочеряет младенца Елену - она прожила пять месяцев; в Риме умирает сын Уильям; во Флоренции Мэри рожает четвертого ребенка, Перси.

1819 - лирическая драма «Освобожденный Прометей» (Prometheus Unbound, опубл. 1820), в которой Шелли в основном опирается на сюжет древнегреческого трагика Эсхила, но радикально переделывает его, изменив побудительные мотивы, движущие героями. Под пером Шелли античная трагедия преобразуется в типичную романтическую драму преступления и наказания, раскаяния и духовного воскресения, в нравственное исследование самой возможности искупления.

В этом же году написана пятиактная, в манере Шекспира, драма в белых стихах «Ченчи» (The Cenci), на сюжет из истории Рима эпохи Возрождения, наглядно раскрывающая концепцию трагедии у Шелли: попытка сберечь душу при непрестанном давлении со стороны разложившегося общества неизбежно калечит людей нравственно - за исключением «немногих душ святых». Здесь, как и в «Освобождённом Прометее», поднимается тема оправданности насилия в борьбе со злом. Также написана политическая аллегория-поучение «Маскарад Анархии» (The Masque of Anarchy).

1819 - написаны «Оды к Западному ветру» (опубл. 1820), где Западный Ветер, характерный для Шелли символ вечной Изменчивости - как природы, так и общества, олицетворяет будущее изменение мира. Написана сатирическая поэма «Питер Белл Третий» (Peter Bell the Third, опубл. посмертно) - гневное обличение английского поэта-романтика У.Вордсворта за его измену свободомыслию

1820 - написаны стихотворение «К жаворонку», в котором Шелли воспевает природную непосредственность, противопоставляя её книжной мудрости и философские стихотворения на мифологическую тему, в которых ярко проявляется пантеизм Шелли «Гимн Аполлону» (опубл. 1824) и «Гимн Пану» (опубл. 1824). Также созданы «Царь Эдип, или Тиран-толстоног» (Oedipus Tyrannus, or Swellfoot the Tyrant, 1820) - «аристофановская» комедия на тему скандального разрыва короля Георга IV с королевой Каролиной и мифологическая поэма «Атласская колдунья» (The Witch of Atlas).

1820-1822 - семья Шелли живёт в Пизе.

1821 - написаны элегия на смерть Джона Китса «Адонаис» (Adonais), лирическая драма «Эллада» (Hellas), прославляющая восстание греков против турецкого владычества.

1822 - Шелли работает над поэмой «Триумф жизни» (The Triumph of Life, незаверш.), где пытается изложить своего рода духовную историю западной цивилизации. Форма «видения», некоторые мотивы и образы поэмы заимствованы у Данте, и система стихосложения свидетельствует о том, что Шелли овладел мастерством терцины. Кроме того, Шелли вступает в литературную дискуссию, поводом для которой служит выступление романиста и поэта Т.Л.Пикока, занимавшего в отношении Шелли своеобразную позицию друга-оппонента. Результатом этой дискуссии становится трактат Шелли «Защита поэзии» (A Defence of Poetry, опубл. 1840), название которого повторяет сочинение поэта эпохи Возрождения Филипа Сидни. В нём Шелли выражает характерный для романтической эпохи взгляд на поэзию как целостное учение о мире, объединяющее любые иные формы знания. Здесь сформулировано эстетическое кредо Шелли: цель поэзии - в созидании красоты, а красота поэзии служит нравственному совершенствованию людей. Поэзия несовместима с себялюбием и алчностью, поэтому особую роль она играет в «тёмные времена», когда она становится «источником прекрасного, великодушного и истинного».

Шелли создал четыре выдающихся произведения - два стихотворения и две поэмы. Стихи, написанные летом 1816, когда Шелли и Мэри гостили у Байрона в Швейцарии, - абстрактно-философский Гимн Интеллектуальной Красоте и пантеистический Монблан. Поэма Аластор, или Дух одиночества (Alastor; or The Spirit of Solitude), написанная в 1815 звучным белым стихом, полна отголосков поэзии У.Вордсворта и развивает характерный для романтизма мотив тщетного стремления юного мыслителя к воссоединению с призрачной идеальной девой.


Родился 4 августа 1792 в Филд-Плейс (графство Суссекс), был старшим из семерых детей состоятельного землевладельца Т.Шелли, впоследствии возведенного в баронеты. После сравнительно безоблачного раннего детства мальчик учился в школах Сайон-Хаус близ Лондона (1802-1804) и Итон (1804-1810), в октябре 1810 поступил в Юниверсити-колледж Оксфордского университета. Университетская вольница отчасти вознаградила его за безрадостные школьные годы. Он жадно читал, живо интересовался логикой, этикой, метафизикой и критикой христианства и свел дружбу с Т.Дж.Хоггом (1792-1862), который разделял многие его увлечения, хотя и уступал в остроте ума. В начале 1811 они анонимно выпустили брошюру под названием Необходимость атеизма (The Necessity of Atheism), в которой утверждали, что бытие Божие нельзя обосновать рационально. Юношей исключили 25 марта 1811 за упорное нежелание ни признать свое авторство, ни отказаться от него.

Покинув отчий кров, Шелли избавился от родительской опеки. Между отцом и не оправдавшим надежд сыном возникла размолвка. Шелли ее усугубил, тайно бежав в конце августа с однокашницей сестер Гарриет Уэстбрук (вскоре он женится на ней в Эдинбурге). Он колесил по Шотландии, Англии, Ирландии и Уэльсу, нигде не задерживаясь подолгу, по-прежнему много читал и с мыслью о близящемся освобождении человечества одну за другой публиковал брошюры. Как и ранние произведения, проза Шелли этого периода была очень слабой, к тому же имела политический и антирелигиозный характер. В 1812 Шелли познакомился с автором Исследования о политической справедливости У.Годвином и философом Дж.Ф.Ньютоном, разрабатывавшим далекие от канонических теории религии и морали; каждый из них оказал огромное влияние на мировоззрение Шелли и в известной степени на всю его дальнейшую жизнь. Первым значительным произведением Шелли стала изданная в 1813 анонимно поэма Королева Маб (Queen Mab), оптимистический детерминистский трактат в стихах, излагающий с достаточной полнотой его взгляды на причины социальных бед и пути их устранения.

Гарриет родила ему дочь Ианту, но семейная жизнь не налаживалась. Встреча поэта в июле 1814 с Мэри Уолстонкрафт Годвин, дочерью его почитаемого наставника в философии, привела семью к окончательному развалу. В конце июля влюбленные уехали во Францию, оттуда в Швейцарию. В результате преждевременных родов Гарриет в декабре у Шелли появился сын Чарлз. Через три месяца и Мэри родила их первого ребенка (он умер в младенчестве). В начале 1816 у нее родился сын Уильям, а завершился год самоубийством Гарриет, после чего буквально в эти же дни, 30 декабря, Шелли и Мэри поженились.

В эти годы Шелли создал четыре выдающихся произведения - два стихотворения и две поэмы. Стихи, написанные летом 1816, когда Шелли и Мэри гостили у Байрона в Швейцарии, - абстрактно-философский Гимн Интеллектуальной Красоте и пантеистический Монблан. Поэма Аластор, или Дух одиночества (Alastor; or The Spirit of Solitude), написанная в 1815 звучным белым стихом, полна отголосков поэзии У.Вордсворта и развивает характерный для романтизма мотив тщетного стремления юного мыслителя к воссоединению с призрачной идеальной девой. Лаон и Цитна (Laon and Cythna, 1817), впоследствии переименованная в Восстание Ислама (The Revolt of Islam), - написанная спенсеровой строфой большая поэма о влюбленной паре, которая бросает вызов общественным установлениям и политической тирании.

Последний год жизни в Англии Шелли болел, боролся с нуждой и пребывал в подавленном состоянии. В марте суд отказался отдать ему детей Гарриет на воспитание. Он помогал Мэри писать Франкенштейна (1818), принял под свой кров и опеку ее сестру Клер Клермонт, родившую от Байрона внебрачную дочь, и с появлением на свет в октябре дочери Клары в пятый раз стал отцом.

Долгожданный отъезд в Италию весной 1818 не изменил их кочевого образа жизни. Едва ли между Миланом и Неаполем найдется большой город или морской курорт, где бы семейство Шелли не останавливалось на протяжении последних четырех беспокойных лет его жизни. В Венеции умерла Клара; в Неаполе Шелли удочерил младенца Елену - она прожила пять месяцев; в Риме умер Уильям; во Флоренции Мэри родила четвертого ребенка, Перси; наконец в Пизе семья прожила в относительном покое б льшую часть 1820-1 822.

Поражает продуктивность Шелли в два последних года его жизни. Кроме восьми десятков прекрасных лирических стихотворений и изрядного количества переводов, он создал с дюжину весьма крупных и сложных поэтических произведений и снискавший заслуженную славу трактат Защита поэзии (A Defence of Poetry, 1821). Освобожденный Прометей (Prometheus Unbound, 1818-1819), камерная лирическая драма с великолепными песнями-хорами, в основном опирается на сюжет Эсхила, который Шелли радикально переделал, изменив побудительные мотивы, движущие героями. Под пером Шелли античная трагедия преобразилась в типичную романтическую драму преступления и наказания, раскаяния и духовного воскресения, в нравственное исследование самой возможности искупления. Ченчи (The Cenci, 1819), пятиактная, в манере Шекспира, драма в белых стихах на сюжет из истории Рима эпохи Возрождения, наглядно раскрывает концепцию трагедии у Шелли: попытка сберечь душу при непрестанном давлении со стороны разложившегося общества неизбежно калечит людей нравственно - за исключением «немногих душ святых». Из двух стихотворных сатир Питер Белл Третий - гневное обличение Вордсворта за измену свободомыслию, Царь Эдип, или Тиран-толстоног (Oedipus Tyrannus, or Swellfoot the Tyrant, 1820) - «аристофановская» комедия на тему скандального разрыва короля Георга IV с королевой Каролиной. Шелли написал также политическую аллегорию-поучение Маскарад Анархии (The Masque of Anarchy, 1819), мифологическую поэму Атласская колдунья (The Witch of Atlas, 1820), элегию на смерть Джона Китса Адонаис (Adonais, 1821), лирическую драму Эллада (Hellas, 1821), прославляющую восстание греков против турецкого владычества, и оставшийся незавершенным Триумф жизни (The Triumph of Life, 1822), где попытался изложить своего рода духовную историю западной цивилизации. Форма «видения», некоторые мотивы и образы поэмы заимствованы у Данте, и система стихосложения свидетельствует о том, что Шелли овладел мастерством терцины.

Своеобразные религиозные принципы Шелли совпадали с христианскими по меньшей мере в одном: средоточием духовной вселенной была для него божественная любовь. Он стремился найти ее художественное воплощение, сначала в облике Девы под покрывалом из Аластора, затем в Интеллектуальной Красоте и - высшее для него в тот период ее олицетворение - в образе Азии, невесты прикованного титана (Освобожденный Прометей). Божественная любовь видится как объединяющее начало трех самых замечательных образцов его лирики 1819-1820 - Оды к Западному ветру, Облака, К жаворонку. Волшебница из Атласской колдуньи и Эмилия Эпипсихидиона (Epipsychidion, 1821) предстают символическими образами божественной силы. Наконец, в Триумфе жизни Шелли, пытаясь объяснить истоки божественного в истории человечества, возвращается к исходному - Интеллектуальной Красоте.

8 июля 1822 Шелли, его друг лейтенант Э.Э.Уильямс и матрос Ч.Вивиан отплыли из Ливорно на новой парусной шлюпке Шелли «Дон Жуан» на прогулку вдоль побережья. Во второй половине дня налетел шторм, примерно в десяти милях от Виареджо фелюга из Ливорно, по-видимому, столкнулась со шлюпкой и потопила ее. Находившиеся в шлюпке утонули, их сильно покалеченные тела через некоторое время прибило к берегу. Лорд Байрон, Ли Хант и Э.Дж.Трелони 13 августа торжественно сожгли на костре тела Шелли и Уильямса. В начале 1823 прах Шелли захоронили на протестантском кладбище в Риме, рядом с могилой погребенного незадолго до того Д.Китса.

(29 лет)

Своей пламенной верой в полновластный и всеразрешающий разум, своим полным пренебрежением к унаследованным от прошлого человеческим воззрениям, верованиям и привычкам Шелли принадлежит ещё к последователям идей века Просвещения . «Политическая справедливость» Годвина , проникнутая целиком революционным анархизмом девяностых годов XVIII в. , стала очень рано его евангелием; но идеи Годвина претворились у Шелли в красивые поэтические видения, смело задуманные и своеобразные. Эти образы, воздушные и туманные, убаюкивают сознание своей дивной художественностью. Как поэт, Шелли принадлежит уже целиком к началу XIX столетия, к тому блестящему возрождению поэзии, которое мы называем романтизмом . Поэтическое дарование Шелли, таким образом, не вполне соответствует его миросозерцанию. Двойственность Шелли, как рационалиста и романтика , мыслителя и художника , проповедника и поэта , составляет самую характерную черту его гения.

«Шелли научил нас, - пишет профессор Доуден - признавать благодетельность высшего закона , тяготеющего над избранными душами, живущими ради идеи, ради надежды, и готовых претерпеть за них и попреки, и посрамление, и даже принять смерть мученичества». Но этот высший закон, как его представил себе Шелли, - вовсе не добровольное подвижничество или жалкий аскетизм; Шелли и в стихах, и в прозе отдаёт должное музыке, живописи, скульптуре и поэзии и обогащает наше сознание их могуществом. Его только никогда не удовлетворяет эпикурейское наслаждение красотой или удовольствием. Его поэзия вливает в нас Божественную тревогу, которую не могут рассеять ни музыка, ни живопись, ни скульптура, ни песня; через их посредство мы поднимаемся к какой-то высшей красоте, к какому-то вожделенному добру, которых мы, может быть, никогда не достигнем, но к которым мы постоянно и неминуемо должны стремиться" («Transcripts & Studies», стр. 100). Женственно-красивый и нежный облик Шелли, с его открытым и вдумчивым взором, заканчивает обаятельность его, как поэта и как человека.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Перси Биши Шелли - «Лето и зима»

    ✪ Перси Биши Шелли отрывок из драмы "Прометей освобожденный"

Субтитры

Биография

Созерцательная, склонная к мечтательности и к сильным душевным возбуждениям натура Шелли сказалась очень рано, когда ещё ребёнком, в поместье своего деда, он рассказывал маленьким сестрам страшные сказки и забавлялся химическими и электрическими опытами, производившими впечатление алхимии .

Те же интересы преобладают и позже в Итонской школе , куда отец поэта, сэр Тимоти Шелли, деревенский сквайр , отдал своего сына, в надежде ввести его в круг избранной молодежи. В первые годы мы и здесь видим Шелли за чтением страшных романов г-жи Редклиф и Люиса и за химическими опытами. Здесь впервые жизнь показалась Шелли и своей неприглядной стороной.

Суровое воспитание тогдашнего английского юношества жестоко отразилось на чувствительной душе поэта. Он долго помнил издевательства, кулачную расправу, приставанья своих товарищей и наставников. В «Лаоне и Цитне» он вспоминает о них, как о своих «тиранах и врагах». В последние годы пребывания в Итоне занятия Шелли становятся более серьёзными. В нём просыпается потребность творчества.

Четыре года, которые Шелли прожил в Италии, были самыми продуктивными и полными годами его жизни. В первые два года уже возникли его «Освобожденный Прометей» и трагедия «Ченчи», заставляющие думать, что останься Шелли в живых, Англия обладала бы сильным, глубоким и вдумчивым драматургом. В это время расширяются артистические запросы Шелли, характерные для него, как для английского романтика, родоначальника того особого эстетизма, который тянется через Рёскина до Россетти и В. Морриса. Давнишний восторг перед поэзией древней Эллады, перед Гомером , гимны которого переводил Шелли, перед Софоклом , с которым он никогда не расставался, и, наконец, перед Феокритом , чье влияние слышится в одной из наиболее проникновенных поэм Шелли, «Адонис», написанной за год до его смерти в память рано умершего Китса, весь этот чисто артистический восторг перед Грецией ещё обновляется вестями о греческом восстании и знакомством с одним из его видных деятелей, Маврокордато . Шелли искренно говорит ему: «мы все греки» и задумывает свою «Элладу» (1821).

Под небом Италии - Италии начала века, где вспыхнуло национально-освободительное движение, - Шелли увлекается Данте , с его «Божественной Комедией» и с более близкой лирическому гению самого Шелли, «Vita Nuova». С Италией, «раем изгнанников», как назвал её Шелли, связаны, кроме «Ченчи», «Строки, написанные среди Евганейских холмов» и «Юлиан и Маддало». Через посредство итальянского Возрождения Шелли понял и поэтов «старой веселой Англии» времён королевы Бетси , к изысканной прелести которых так внимательно прислушивались поэты-лэкисты и ещё больше Китс. Подобно лэкистам, поэта приковывает к себе и красота природы. Время пребывания в Италии может быть названо самым счастливым периодом в жизни Шелли. Первый год, проведённый частью в Ливорно, частью в Неаполе, был омрачен посещением Байрона в Венеции. Шелли был удручен не только распутством Байрона, но и его странным отношением к маленькой дочери Аллегре и к её матери. Несколько позже супругам Шелли пришлось оплакивать потерю своего сына Уильяма, похороненного на том же кладбище в Риме, где покоится теперь и прах Шелли. Но уже второй и третий год итальянской жизни, прошедшие частью в Пизе, частью в Ливорно, были полны надежд и разнообразия впечатлений. Кроме Байрона, которого, несмотря на разочарование в нём, как в человеке, Шелли продолжал от времени до времени посещать, к образовавшемуся около него кружку присоединились теперь Медвин и Трелоне, поддерживавшие бодрость духа Шелли. Медвин, двоюродный брат Шелли, был и товарищем его по пансиону, где он воспитывался до поступления в Итон. От него мы знаем о Шелли-мальчике (см. Th. Medwin, «The life of P. B. S.», Лондон, 1847). Блестящие и остроумные рассказы Трелоне касаются именно последних годов жизни Шелли; он же сообщил всего более подробностей и о несчастной поездке под парусами, во время которой погиб Шелли (см. E. Trelawny, «Recollections of the last days of S. & of Byron», 2 изд., Лондон, 1859; см. также «Records of S., Byron & the author», Л., 1878).

Творчество Шелли медленно пробивало путь к читателю (издание «Ченчи» и «Освобожденного Прометея», вышедшее в Лондоне в 1821 году , получили известность лишь после смерти поэта). Написанный в год смерти блестящий очерк «В защиту поэзии », о котором Шарп, один из биографов поэта, справедливо пишет, что «каждый, кто интересуется поэзией, должен не только прочесть, но изучить его», вовсе не нашёл издателя.

В конце мая 1822 года Шелли с женой и супругами Уильямс жили на берегу моря около Специи, в вилле Casa Nova. Шелли, не умевший плавать и не имевший понятия о морском спорте, страстно любил море и вместе с Байроном приобрёл шхуну, названную «Ариэль». Когда прибыла шхуна, у Шелли было несколько видений: то маленькая Аллегра выходила из моря, то какая-то фигура позвала его за собой в гостиную и там, сняв покрывало, оказалась его двойником, исчезнувшим со словами: «Siete soddisfatto»(с итал.  -  «Вы довольны»). Кто-то видел также Шелли в лесу, когда он в это время был дома. 1 июля Шелли и Уильямс отправились в Ливорно и оттуда в Пизу, где происходило совещание между Байроном и Ли Гентом по поводу затеянной первым газеты. На возвратном пути Шелли вновь шёл на шхуне «Ариэль» с Уильямсом и лишь одним мальчиком в качестве матроса, а Трелоне следовал на яхте Байрона, «Боливар». Скоро из-за густого тумана «Ариэль» не был более виден, а после быстро налетевшего непродолжительного, но сильного шквала от «Ариэля» не оставалось уже и следа. Через несколько дней море выкинуло два трупа, оказавшихся Шелли и Уильямсом. Труп Шелли был сожжен на месте, и урна с его прахом отослана в Рим, где она покоится на протестантском кладбище рядом с останками поэта Китса и маленького сына Шелли. В карманах Шелли были найдены томики Софокла и Китса.

Цитаты

«Каждый способный мыслить должен сознавать, что нет доказательства существования бога».

Память

  • В честь Шелли назван кратер на Меркурии .
  • В культовом сериале «Твин Пикс» Уиндом Эрл неоднократно цитирует стихотворение Перси Шелли «Ода западному ветру». Это же стихотворение, исполненное под музыку, стало одной из песен проекта Amurekimuri украинской певицы Елены Войнаровской .
  • В фильме «Трещины» цитировался стих Биши Шелли «Озимандиас».
  • В 5-й серии сериала «Преступления прошлого» также несколько раз упомянуто стихотворение «Озимандиас».
  • Стихотворения Шелли Перси Биши были ключом к раскрытию серии преступлений в игре L.A. Noire .
  • Также фрагмент стихотворения «Озимандиас» («И письмена взывают с пьедестала: „Я Озимандия. Я царь царей. Моей державе в мире места мало. Всё рушится.“») является эпиграфом к технологии «конструирование» в игре Civilization 4.

ПЕРСИ БИШ ШЕЛЛИ (1792-1822)

Бурная скандальная жизнь Перси Биш Шелли и его ужасная трагическая смерть сделали поэта своеобразным символом разбушевавшегося порока и заслуженного возмездия. Виновен ли Шелли в такой жесткой оценке? Трудно сказать. Но редкий порок не приписан ему нашими современниками, особенно любителями интеллектуального фантазирования.

Родился будущий поэт 4 августа 1792 года в Филд-Плейс (графство Суссекс). Он был старшим из семерых детей состоятельного землевладельца Т. Шелли, впоследствии возведенного в баронеты.

После сравнительно безоблачного раннего детства Перси Биш учился в привилегированных школах в Сайон-Хаусе близ Лондона и в Итоне. В октябре 1810 года юноша поступил в Юниверсити-колледж Оксфордского университета. Здесь Шелли живо интересовался логикой, этикой, метафизикой и критикой христианства и свел дружбу с Т. Дж. Хоггом (1792-1862), который разделял многие его увлечения, хотя и уступал в остроте ума. Друзья стали закоренелыми атеистами и в начале 1811 года анонимно выпустили брошюру под названием «Необходимость атеизма», в которой утверждали, что бытие Божие нельзя обосновать рационально. Откровенное глумление над Богом вызвало возмущение у руководства университета. Авторов брошюры вычислили быстро, но они отказались признаться в содеянном. Тогда 25 марта 1811 года обоих заслуженно исключили из университета.

Отец Шелли был возмущен недостойным поведением сына. Но окончательный разрыв с родителями произошел летом того же года после бегства молодого человека с одноклассницей его сестер Гарриет Уэстбрук. В Эдинбурге Перси и Гарриет обвенчались.

Шла затяжная война против Наполеона. Как обычно в тяжелые для Великобритании времена, борцы за независимость Ирландии устраивали раскольническую возню. Неприкаянный бездельник Шелли поспешил поучаствовать в смуте и прихватил с собой юную супругу. Он колесил по Шотландии, Англии, Ирландии и Уэльсу, нигде не задерживался подолгу, много читал и с мыслью о близящемся освобождении человечества одну за другой публиковал «свободолюбивые» брошюры.

Как и прочие ранние произведения, проза Шелли того периода была весьма слабой, к тому же носила политический и антирелигиозный характер. Бунтарские настроения присущи и его первым литературным произведениям – анонимно изданным готическим романам «Застроцци» (опубликован в 1810 году) и «Сент-Эрвин» (опубликован в 1811 году), сборнику стихов «Подлинные стихотворения Виктора и Казиры» (1810, совместно с сестрой Элизабет), ранним политическим стихотворениям.

Шелли познакомился с автором «Исследования о политической справедливости» Уолстонкрафтом Годвином и с философом Дж. Ф. Ньютоном, разрабатывавшим далекие от канонических теории религии и морали. Каждый из них оказал огромное влияние на мировоззрение Шелли и в известной степени – на всю его дальнейшую жизнь.

1813 год ознаменовался для Перси анонимным изданием его первого значительного произведения – поэмы «Королева Маб» и рождением дочери Ианты. К тому времени семейная жизнь Шелли основательно расстроилась, а после того как в июле 1814 года поэт познакомился с дочерью Годвина Мэри, окончательно развалилась. Мэри шел семнадцатый год, Перси – двадцать второй. Молодые люди полюбили друг друга.

Шелли предложил Гарриет развестись, но та категорически отказалась. Тогда 28 июля 1814 года влюбленные сбежали и уехали на континент. С того времени Перси и Мэри считали это число своим общим днем рождения и до конца совместной жизни праздновали только его. Более того, с 28 июля 1814 года влюбленные стали вести общий дневник!

В декабре 1814 года покинутая мужем безутешная Гарриет преждевременно родила от Шелли сына Чарлза. Через три месяца Мэри тоже родила первенца, но мальчик умер в младенчестве.

И вот наступил 1816 год, который мистически настроенные фантазеры называют роковым годом Перси Биш Шелли – годом, когда великий поэт продал душу дьяволу. В начале года у Мэри родился еще один сын – Уильям. Летом любовников пригласил к себе Байрон, и они гостили у сумрачного гения в Швейцарии. Здесь никогда не поднимавшийся ранее до подобных поэтических высот Шелли создал сразу четыре шедевра англоязычной литературы – стихотворения «Гимн Интеллектуальной Красоте» и «Монблан», а также поэмы «Аластор, или Дух одиночества» (начата в 1815 году) и «Лаон и Цитна», впоследствии переименованная в «Восстание Ислама».

Видимо, именно в Швейцарии и произошел спор между Мэри Шелли и Байроном о том, кто создаст лучшее произведение о привидениях. Как известно, верх одержала Мэри, написавшая с помощью Перси Шелли «Франкенштейна». Это произведение положило начало жанру романов ужаса.

В конце года покончила жизнь самоубийством Гарриет. Едва новость достигла любовников, как они поспешили вступить в законный брак. Случилось это 30 декабря.

Мэри втянула в свой распутный мир сестру Клэр Клермон, которая в 1818 году родила от Байрона внебрачную дочь. Шелли пришлось взять на содержание и мать, и младенца, поскольку Годвин отказался от развратных дочерей. В октябре Мэри родила дочь Клару, и Перси в пятый раз стал отцом.

Далее оставаться в Англии семейству Шелли не было смысла. Поэт много болел, ему надо было зарабатывать средства на содержание семьи. Единственное, что его еще здесь удерживало, были дети от Гарриет, но в марте 1819 года суд отдал их на воспитание родителям несчастной женщины, а те запретили Шелли приближаться к их дому.

Долгожданный отъезд в Италию не изменил кочевого образа жизни заблудшего семейства. Едва ли между Миланом и Неаполем найдется большой город или морской курорт, где бы Шелли не останавливались на протяжении последних четырех беспокойных лет их жизни.

В Венеции умерла Клара. В Неаполе Шелли удочерил младенца Елену – она прожила пять месяцев и тоже умерла. В Риме умер сын Уильям. Во Флоренции Мэри родила четвертого сына – Перси. Задержались Шелли в Пизе, где в относительном покое они прожили бoльшую часть 1820-1822 годов.

Примерно к этому периоду относится история, характеризующая отношения в этой странной семье. Друг поэта богоборец Хогг влюбился в Мэри. Женщина поставила об этом в известность Перси. И тогда Шелли предложил ей начать под его руководством любовную переписку с молодым человеком, поскольку вздумал поэкспериментировать с любовью втроем.

Но Мэри эта идея не нравилась, она буквально вымучивала из себя каждое послание. В конце концов Шелли был вынужден отказаться от своей затеи ради сохранения семьи. Роман закончился, едва успев начаться.

В Европе Перси Биш Шелли создал более восьмидесяти прекрасных лирических стихотворений, сделал множество переводов, написал ряд крупных и сложных поэтических произведений, а также известный трактат «Защита поэзии». Наиболее известные шедевры поэта: стихотворная повесть «Розалинда и Елена», камерная лирическая драма «Освобожденный Прометей», поэма «Юлиан и Маддало», романтическая трагедия «Ченчи», поэма «Маскарад Анархии», драматические сатиры «Питер Белл Третий» и «Царь Эдип, или Тиран-толстоног», мифологическая поэма «Атласская колдунья», лирическая драма «Эллада», элегия в память Джона Китса «Адонаис», незавершенная поэма «Торжество жизни», в которой поэт попытался изложить своего рода духовную историю западной цивилизации.

8 июля 1822 года Перси Биш Шелли, его друг лейтенант Э. Э. Уильямс и матрос Ч. Вивиан отплыли из Ливорно на недавно купленной поэтом парусной шлюпке «Дон Жуан». Они намеревались прогуляться вдоль побережья. Во второй половине дня начался шторм. Примерно в десяти милях от Виареджо, в заливе Специя шлюпка столкнулась с фелюгой из Ливорно. Все пассажиры «Дон Жуана» утонули. Через некоторое время их сильно покалеченные тела прибило к берегу.

Лорд Байрон, Ли Хант и Э. Дж. Трелони 13 августа 1822 года торжественно сожгли тела Шелли и Уильямса на костре. В начале 1823 года прах Шелли захоронили на протестантском кладбище в Риме, рядом с могилой погребенного незадолго до того Джона Китса.

После гибели мужа Мэри смогла написать только «Воспоминания». Все последующие годы вдова посвятила творчеству мужа и очищению его светлого имени от клеветы.

Мэри Шелли умерла 1 февраля 1851 года в возрасте пятидесяти трех лет. Несколько последних лет она была неподвижна, ее разбил паралич.

Лучше переводы произведений Перси Биш Шелли на русский язык были сделаны К. Д. Бальмонтом.

Из книги Павел I автора Песков Алексей Михайлович

1792 «Образ жизни императрицы в последние годы был одинаков: в зимнее время имела она пребывание в большом Зимнем дворце, в среднем этаже, над правым малым подъездом <…>. В сих покоях государыня жила иногда до весны <…>. В первых числах мая выезжала всегда инкогнито в

Из книги Вальтер Скотт. Его жизнь и литературная деятельность автора Паевская А

Глава I. 1771-1792 Предки В. Скотта. – Семья его. – Раннее детство. – Жизнь в Санди-Ноэ. – Возвращение в родительский дом. – Школа. – Университет. – Будущий романист получает звание адвоката.Семья Вальтера Скотта принадлежала к большому и воинственному шотландскому клану.

Из книги Полутораглазый стрелец автора Лившиц Бенедикт Константинович

Глава II. 1792-1814 Первая любовь Вальтера Скотта. – Поездки в горную Шотландию. – Стихотворные опыты. – Женитьба. – Первые контакты с Балантайном. – Друзья и помощники Вальтера Скотта. – Дальнейшие литературные труды. – Семейная жизнь поэта.Вальтеру Скотту минул 21 год,

Из книги Гёте. Жизнь и творчество. Т. 2. Итог жизни автора Конради Карл Отто

180. ГИМН РАВЕНСТВУ (19 июля 1792 г.) Тебе, о Равенство, благая Опора вольности и прав, Поем мы этот гимн, слагая Его средь празднеств и забав. Сей день, для родины священный, Принес благодеяний рой, В сей день твой голос драгоценный Сплотил французов меж собой. Ты свергло с

Из книги Джоаккино Россини. Принц музыки автора Вейнсток Герберт

В походе 1792 года В 1792 и 1793 годах Гёте снова пришлось покинуть Веймар на длительный срок. Герцог хотел, чтобы поэт сопровождал его в австро-прусском походе против революционной Франции, а также при осаде Майнца. Уезжать из Веймара на срок от начала августа до конца октября

Из книги Лорд Байрон. Заложник страсти автора Марчанд Лесли

Из книги Записки палача, или Политические и исторические тайны Франции, книга 2 автора Сансон Анри

Из книги Неприступный Роберт де Ниро автора Дуган Энди

Из книги Литературный гид: 1968 автора Магид Сергей

Глава XI Суд 17 августа 1792 года Как перекаты грома во время бури стали сменяться одни другими грозные события революции. Уже близко было то время, когда история эшафота станет историей Франции и когда треугольное лезвие гильотины станет главным деятелем при развязке

Из книги Легендарные фаворитки. «Ночные королевы» Европы автора Нечаев Сергей Юрьевич

3. Салли и Шелли Увлечение Роберта Де Ниро «крутыми» итальянскими костюмами было лишь временным поветрием. Начав свои занятия у Стеллы Адлер, а затем у Ли Страсберга, он целиком посвятил себя актерскому ремеслу. По внешнему облику он стал больше походить на

Из книги Любовные письма великих людей. Мужчины автора Коллектив авторов

«Джон Китс и Перси Биши Шелли…» Джон Китс и Перси Биши Шелли отдыхают рядом на протестантском кладбище в Риме и я лежу с ними и между ними, с ними в символическом смысле слова между ними - в

Из книги Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов автора Зубов Николай Николаевич

Роман Анны Болейн с лордом Перси Но не один Генрих VIII с первого взгляда влюбился в прибывшую из Франции Анну. Пал, пораженный ее чарами, и молодой лорд Генри Перси, сын графа Нортумберлендского, еще в 1516 году предназначенный отцом к браку с дочерью графа Шрусбери. И надо

Из книги Бестужев-Марлинский автора Голубов Сергей Николаевич

Лоренс Стерн – леди Перси (отправлено из Маунт-Кофе-Хаус, вторник, 3 часа) Странный механистический эффект производит на любовника писание любовного послания в двух шагах от женщины, которая завладела его сердцем и душой. По этой причине (но в основном все же потому, что

Из книги Вселенная Алана Тьюринга автора Ходжес Эндрю

11. Кругосветное плавание М. Лазарева на фрегате «Крейсер» (1822–1825) и плавание Андрея Лазарева на шлюпе «Ладога» к русской Америке (1822–1823) 36-пушечный фрегат «Крейсер» под командой капитана 2-го ранга Михаила Петровича Лазарева и 20-пушечный шлюп «Ладога», которым

Из книги автора

ЯНВАРЬ 1822 - ДЕКАБРЬ 1822 Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой! Гёте. Петербург встретил нового адъютанта так приветливо, как будто для пополнения армии столичных адъютантов только и не хватало именно его, Бестужева. На Васильевском острове,

Из книги автора

Предисловие: «В нем было что-то от Шелли, но и от Франкенштейна тоже…» Известный швейцарский психиатр Карл Юнг, ученик Фрейда, писал: «Современный человек защищается от собственного расщепленного состояния системой отделений. Определенные области внешней жизни

«Все вы грубо заблуждались относительно Шелли, который был вне всяких сравнений самым лучшим и самым неэгоистичным из людей. Я не знал никого, кто не был бы животным по сравнению с ним...» Так сказал погрязший в мании величия Байрон, причём сказал уже после гибели друга. Для обывателя же, каковыми является абсолютное большинство людей, бурная скандальная жизнь Перси Биш Шелли и его ужасная трагическая смерть сделали поэта своеобразным символом разбушевавшегося порока, претерпевшего заслуженное возмездие. Виновен ли Шелли в такой жёсткой оценке? Трудно сказать. Но редкий порок не приписан ему нашими современниками, особенно любителями интеллектуального фантазирования. Одновременно все исследователи как один говорят о нежной ранимой душе лирика, о его доброте и отзывчивости.

Родился будущий поэт 4 августа 1792 года в Филд-Плейс (графство Суссекс). Он был старшим из семерых детей состоятельного землевладельца Тимоти Шелли (1753-1844), впоследствии возведённого в баронеты, и Элизабет Шелли (1763-1846), урождённой Пилфорд.

После сравнительно безоблачного раннего детства Перси учился в привилегированных школах в Сайон-Хаусе близ Лондона и в Итоне. В октябре 1810 года юноша поступил в Юниверсити-колледж Оксфордского университета. Там Шелли живо интересовался логикой, этикой, метафизикой и критикой христианства и свёл дружбу с Томасом Джефферсоном Хоггом (1792-1862), который разделял многие его увлечения, хотя и уступал в остроте ума. Друзья стали закоренелыми атеистами и в начале 1811 года анонимно выпустили брошюру под названием «Необходимость атеизма», в которой утверждали, что бытие Божие нельзя обосновать рационально. Откровенное глумление над Богом вызвало возмущение у руководства университета. Авторов брошюры вычислили быстро, но они отказались признаться в содеянном. Тогда 25 марта 1811 года обоих заслуженно исключили из университета.

Отец Шелли был возмущён недостойным поведением сына и для начала лишил его содержания. Но окончательный разрыв с родителями произошёл летом того же года после бегства молодого человека с одноклассницей его младших сестер Элен и Мэри - шестнадцатилетней Гарриет Уэстбрук (1795-1816). Девушка была дочерью зажиточного трактирщика; ряд биографов поэта предполагают, что побегу этому способствовали её родители, рассчитывавшие таким образом породниться с аристократами. Главное, на что всегда обращают особое внимание: Перси подругу никогда не любил - он ей симпатизировал. В Эдинбурге молодые люди обвенчались. Девушка была красивая, умная, образованная, но слишком молоденькая, а со временем она стала раздражать мужа.

Шла затяжная война против Наполеона. Как обычно в тяжёлые для Великобритании времена, борцы за независимость Ирландии устраивали раскольническую возню. Неприкаянный бездельник Шелли поспешил поучаствовать в смуте и прихватил с собою юную Гарриет. Они колесили по Шотландии, Англии, Ирландии и Уэльсу, нигде не задерживаясь подолгу. Шелли много читал и с мыслью о близящемся освобождении человечества одну за другой публиковал «свободолюбивые» брошюры.

Как и прочие ранние произведения, проза Шелли того периода были весьма слабой, к тому же носила политический и антирелигиозный характер. Бунтарские настроения присущи и его первым литературным произведениям - анонимно изданным готическим романом «Застроцци» (опубликован в 1810 году) и «Сент-Эрвин» (опубликован в 1811 году), поэтическому сборнику «Подлинные стихотворения Виктора и Казиры» (1810 год, совместно со старшей сестрой Элизабет ), ранним политическим стихотворениям.

Шелли познакомился с автором «Исследования о политической справедливости» Уильямом Годвином (1756-1836) и с философом Джоном Франком Ньютоном (1770-1827), разрабатывавшим далёкие от канонических теории религии и морали. Каждый из них оказал огромное влияние на мировоззрение молодого человека и в известной степени - на всю его дальнейшую жизнь.

1813 год ознаменовался для поэта анонимным изданием его первого значительного произведения - поэмы «Королева Маб» и рождением дочери Ианты (1813-1876).
К тому времени семейная жизнь Шелли основательно расстроилась, а после того, как в июле 1814 года Перси познакомился с родной дочерью Годвина - Мэри Уолстонкрафт Годвин (1797-1851), окончательно развалилась. Мэри шёл семнадцатый год, Перси - двадцать второй. Молодые люди влюбились друг в друга. К тому же Шелли уже был убеждённым сторонником и популяризатором свободной любви.

Супруг предложил своей законной жене Гарриет жить втроём и быть друзьями, вместе воспитывать общих детей от него. Мэри сразу согласилась на такой брак, но Гарриет категорически отказалась. Тогда 28 июля 1814 года влюбленные Перси и Мэри, сопровождаемые сводной сестрой последней Клэр Клермонт (1798-1879), девицы безбашенной, как нынче говорят, сбежали на континент. Отныне эту дату влюблённые до конца дней считали своим общим днём рождения и ежегодно праздновали только её. Более того, с 28 июля 1814 года они стали вести общий дневник! Клэр же стала роковой женщиной этого злосчастного семейства.

Через несколько недель беглецы вернулись в Лондон, но теперь уже Уильям Годвин даже на порог не пустил распутных дочерей. Мэри и Клэр оказались на улице. Если бы не помощь и забота Перси, девицам пришлось бы худо. Но Шелли был рядом. Правда, теперь он предложил Мэри добровольно отдаться его другу Томасу Хоггу и всем вместе жить одной семьёй, но для Мэри это было слишком - она отказалась. Шелли пришлось смириться, инцидент был исчерпан.

В декабре 1814 года покинутая мужем безутешная Гарриет преждевременно родила от Шелли сына Чарльза Биш (1814-1826). Через три месяца Мэри тоже родила - недоношенную девочку Сару, которая умерла, прожив всего две недели.
В январе 1815 года скончался дед поэта и Тимати Шелли стал баронетом. Зато всё своё солидное состояние старик завещал любимому внуку Перси. Молодой человек, полагая, что не способен управлять таким богатством, оставил за собой ежегодную ренту в 1 тыс. фунтов стерлингов, оплатил все свои долги, после чего основной капитал добровольно отдал отцу. 200 фунтов из тысячи отныне получала Гарриет, для Британии того времени это было весьма достойное содержание.

Наступил 1816 год, который мистически настроенные фантазёры называют роковым годом Перси Биш Шелли - годом, «когда великий поэт продал душу дьяволу». В начале года у Мэри родился сын Уильям. Тогда же мечтавшая о карьере актрисы Клэр ухитрилась ненадолго стать любовницей Байрона. Она самовольно заявилась к поэту в дом. Амбициозный милорд не стал церемониться с её девственностью, при этом Байрон изначально относился к девице как к простолюдинке, удовлетворявшей его физиологические потребности. Клэр же влюбилась.

Летом всё семейство Шелли уехало в Швейцарию, подальше от лондонского общества, где молодые люди давно стали париями по причине «развратного» образа жизни. Поселились они в Сешероне, предместье Женевы. Вскоре в гостиницу, где они остановились, волей случая въехал навечно покинувший Англию Байрон. В первый же день ничего не подозревавший поэт оказался в объятиях Клэр Клермонт. Заявилась она не одна - привела знакомиться трепетавшего перед своим кумиром Перси Шелли. Оказалось, что гений уже читал «Королеву Маб» и приветствовал в Шелли собрата по перу.

Через несколько дней Байрон и семейство Шелли сбежали от назойливых почитателей гения в сельскую глухомань. Настало время идиллической жизни, которую портила только назойливая любовь Клэр к Байрону. В августе стало ясно, что она беременна. Жениться Байрон не собирался, но чтобы не позорить девицу внебрачным ребёнком, они с Шелли договорились, что Клэр родит тайно, а через год отдаст младенца на воспитание возлюбленному. В конце августа Байрон уехал в Италию.

Швейцарское отшельничество сотворило из Перси великого поэта, почти равного Байрону. В месяцы общения с гением Шелли создал сразу несколько шедевров англоязычной литературы: первым его безусловно великим творением признано стихотворение «Гимн Интеллектуальной Красоте», далее последовали стихотворение «Монблан», а также поэма «Алистор, или Дух одиночества» (начата в 1815 году).
Видимо, именно тогда в Швейцарии и произошло знаменитое соревнование между Мэри Шелли и Байроном. Дождливым днём вся компания сидела дома. Со скуки мужчины обсуждали вопросы гальванизации - сокращения мёртвых мышц под воздействием электрического тока, затем перешли на немецкие рассказы о привидениях, а под конец Байрон предложил каждому участнику беседы на спор сочинить рассказ о сверхъестественном. Той же ночью Мэри приснился доктор Франкенштейн и его ужасное творение. Шелли же уговорил жену писать в жанре романа, а не ограничиваться новеллой. Так родился «Франкенштейн, или Новый Прометей», благодаря которому Мэри Шелли стала основоположницей жанра романа ужаса, а для многих читателей - более знаменитой, чем её гениальный муж.

Ранней осенью семейство вернулось в Лондон. А в конце 1816 года покончила жизнь самоубийством Гарриет Шелли. Потрясённая изменой мужа и униженная роднёй, женщина нашла себе любовника, который бросил её беременной. Обратно домой Гарриет не приняли, и другого выхода, кроме как утопиться, бедняжка не нашла.

Все попытки Перси Шелли забрать собственных детей кончились неудачей - Уэстбруки отказались даже показать их отцу. Чтобы иметь возможность беспрепятственно судиться за детей, Перси и Мэри срочно обвенчались. Случилось это 30 декабря 1816 года.

12 января 1817 года Клэр Клермонт родила девочку Аллегру (1817-1822). Для всего мира родителями ребёнка объявили таинственных лондонских друзей.
В марте состоялся суд. Приговор ошеломил Шелли. Там в частности говорилось: «Поведение Шелли было в высшей степени безнравственным, и, не стыдясь его, он ещё проповедует ужасы атеистического учения. По смыслу закона приказываю отнять детей вышеназванного Шелли и одну пятую его доходов, чтобы обеспечить детям религиозное воспитание...» Под тяжестью случившегося Шелли создал одно из самых прославленных своих произведений - поэму «Лаон и Цитна», впоследствии переименованную в «Восстание Ислама». Поэма была опубликована в следующем году. Необходимо отметить, что при жизни все свои произведения Шелли издавал за свой счёт, и книги его мало кто покупал. Его творчество вообще интересовало только узкий круг любителей философской литературы. Затраты же на издательское дело были у поэта значительные.

В сентябре 1817 года Мэри родила дочь Клару Эвелину. Шелли в пятый раз стал отцом. Но примерно в это же время врачи обнаружили у него начальную стадию туберкулёза. Помимо этого в обществе усиливались слухи о безбожии и безнравственности семьи Шелли, возникла угроза, что суд заберёт у них Уильяма и малышку Клару. Перси, Мэри и Клэр приняли решение навсегда перебраться в Италию.
Италия, куда семья Шелли уехала в 1818 году, не изменила их кочевого образа жизни. Едва ли найдётся между Миланом и Неаполем большой город или морской курорт, где бы Шелли не останавливались на протяжение последующих четырёх лет. Когда они жили в Милане, приехал слуга-посыльный от Байрона и забрал Аллегру, причём Клэр предупредили, что она не должна искать встречи с дочерью или с Байроном.

Через месяц девочка надоела поэту, и папаша отдал дочь на попечение чужим людям. С этого времени жизнь семьи Шелли в значительной мере вертелась вокруг Аллегры - Клэр при поддержке сестры и Шелли безуспешно пыталась бороться за возвращение ей дочери. Байрон категорически отказался потакать «бабским капризам».

Первой не выдержала безостановочных переездов годовалая Клара - она умерла в Венеции. Утешение Шелли нашёл в творчестве. Вскоре после смерти дочери он создал три поэмы - «Розалинда и Елена», «Строки, написанные у Евганейских холмов» и «Юлиан и Маддало». Тогда же был начат «Освобождённый Прометей».

7 июня 1819 года в Риме умер от воспаления лёгких сын Шелли - Уильям. Похоронив мальчка, убитые горем родители уехали в Ливорно. Мэри уже была беременна в очередной раз. 12 ноября во Флоренции родился мальчик Перси Флоренс (1819-1888), ставший единственной любовью и надеждой матери и единственным отпрыском Мэри и Перси, прожившим относительно долгую и благополучную жизнь.
Этот тяжкий год поэт Шелли назвал самым плодотворным в его жизни. Были созданы «Освобождённый Прометей», романтическая трагедия «Ченчи», поэма «Маскарад Анархии», драматический «Питер Белл III», стихотворная повесть «Розалинда и Елена», поэма «Юлиан и Маддало» и др.

В начале 1820 года семейство перебралось жить в Пизу. Сюда пришло известие о том, что Байрон влюбился в Терезу Гвиччиоли и переехал в Равенну, а маленькую Аллегру отдал в монастырский пансион. Клэр Клермонт и Шелли потребовали вернуть им ребёнка, но Байрон отказал им в очередной раз. Шелли смалодушничал и не настаивал.

Тогда же поэт неожиданно воспылал платонической любовью к юной графине Эмилии Вивиани, жившей под строгим надзором в монастыре. После смерти сына между Перси и Мэри словно пробежала чёрная кошка - внешне они по-прежнему были добры друг к друга, но духовная близость пропала. Во славу новой возлюбленной поэт создал поэму «Эпипсихидион». Вскоре Эмилия ради избавления от монастыря вышла замуж за противного ей человека, чем глубоко разочаровала поэта. Любовь прошла.

Но к Мэри супруг не вернулся. Вскоре его новым идеалом стала юная жена друга - молодого драгунского лейтенанта Эдуарда Уильямса (1793-1822) - Джейн Уильямс (1798-1884). В январе 1822 года Уильямсы переехали жить к Шелли, стали их неотлучными гостями.

Когда в апреле пришло известие о смерти от тифа маленькой Аллегры, чтобы хоть как-то развеять безутешную мать, Шелли сняли на лето уединённую виллу «Каса Магни» близ деревушки Сан Теренцо под Ливорно.

Великой радостью стало прибытие туда 12 мая двухмачтовой яхты «Дон Жуан», постройку которой Шелли заказал зимой в Генуе. Вместе с яхтой прибыл её единственный матрос - восемнадцатилетний Чарльз Вивьен. Отныне «Дон Жуан» стал главной забавой компании. К сожалению, опытных моряков среди любительского экипажа не было, и когда Шелли указывали на изначальную неустойчивость судёнышка, он не принимал эти указания всерьёз.

А потом начался кошмар. В середине июня у Мэри случился выкидыш, и женщина чуть не умерла от кровотечения - спас её Перси, своевременно обложив льдом. Но когда жена пошла на поправку, поэт вновь всё внимание стал отдавать обожаемой Джейн, а с Мэри общался постольку поскольку. В те дни Шелли посвятил Джейн Уильямс несколько коротких стихотворений. Впрочем, нервы у него самого были тогда столь расшатаны, что начались видения: то являлась мёртвая Аллегра, то приходил скелет Гарриет.

1 июля 1822 года Шелли и Эдвард Уильямс на «Дон Жуане» отправились в Ливорно, а оттуда в Пизу - к Байрону. Там они обсуждали с общим приятелем Джеймсом Генри Ли Хантом (1784-1859) перспективы издания нового журнала. В час дня 8 июля Шелли, Уильямс и Чарльз Вивиан вышли на яхте в открытое море, рассчитывая до темноты быть уже дома. На следующий день в «Каса Магни» получили от Ханта письмо, адресованное Шелли: «Как добрались, ведь когда вы отчаливали, на горизонте собирался шторм?» Началась паника, поиски…

Прошло больше недели, когда искалеченные морем тела утопленников выбросило на побережье близ Виареджо (на полпути между Ливорно и Вилла Магни).
Что случилось с лодкой, покрыто неразрешимой тайной. По одной версии, неустойчивую яхту опрокинул внезапно налетевший шквал, путники же оказались скверными пловцами (Шелли вообще не умел плавать). По другой версии, примерно в десяти милях от Виареджо, в заливе Специя на яхту наскочила шедшая из Ливорно фелюгой, капитан которой испугался неприятностей и предпочёл скрыться.

По итальянским правилам карантина во избежание возможной эпидемии утопленников следовало похоронить в песке, предварительно залив трупы негашёной известью. Из уважения к Байрону власти разрешили кремировать останки Шелли и Уильямса. Вивьена похоронили по закону - в песке.

Действо состоялось на пляже Виареджо. Ритуальным сожжением на костре занимались Байрон, его друг и капитан яхты Эдуард Джон Трелони (1792-1881) и Хант. Власти выделили им в помощь отряд солдат с пиками. 15 августа 1822 года сожгли Уильямса. 16 августа состоялась кремация Шелли.

«Трудно вообразить ландшафт более величественный, чем тот, который судьба избрала в качестве декораций для этого последнего акта жизненной драмы. Пустынный берег, спокойное сине-фиолетовое море, желтый песок, белая стена Апеннин вдали, и над всем этим - ослепительное солнце в безоблачном небе...

Покрывшееся известковой корою тело было вырыто из песка и возложено на костер, полито маслом и вином, посыпано ладаном. Вспыхнуло и поднялось высокое, очень яркое, светозарное пламя. Жар был так силен, что струи воздуха над огнем дрожали и колыхались» (Вера Бесистова).

Сердце Шелли не сгорело, лишь слегка обуглилось. Его сохранили и отвезли в Англию. Бережно собранный пепел поэта похоронили на протестантском кладбище в Риме, рядом с могилой его сына Уильяма. Там же немногим раньше был погребён поэт Джон Китс.

После гибели мужа Мэри оказалась полностью во власти свёкра - баронета Тимоти Шелли, который согласно британским законам в любое время мог отлучить мать от внука. Ради сына женщина претерпела множество издевательств, ей даже запрещалось издавать рукописи Шелли или упоминать где-либо его имя. Поскольку баронет положил внуку скудное содержание, а невестке вообще не дал ничего, Мэри пришлось много работать, причём анонимно.

Ситуация слегка разрядилась после смерти в 1826 году старшего сына Перси Шелли - двенадцатилетнего Чарльза Шелли. С этого времени Перси-младший стал единственным наследником титула и всего состояния старика Шелли. Но на самом деле положение Мэри нормализовалось только после смерти баронета в 1844 году. Впрочем, было уже поздно - у женщины стала развиваться опухоль мозга. С 1839 года Мэри мучили сильнейшие головные боли и периодические приступы частичного паралича.
Мэри Шелли умерла 1 февраля 1851 года.

Клэр Клермонт пережила всех своих родичей. Она моталась по свету, служила гувернанткой или была просто приживалкой. С 1825 по 1828 год работала гувернанткой у дочки русского генерала от инфантерии Паисия Сергеевича Кайсарова (1783-1844). Затем жила в Англии, в Германии, во Франции. Дни свои закончила во Флоренции, где умерла 19 марта 1879 году. Замуж она никогда не вышла, хотя сватались к ней многие.

Лучшие переводы произведений Перси Биш Шелли на русский язык были сделаны К.Д. Бальмонтом.

Маскарад Анархии

И вот гляжу, в лучах зари,
Лицом совсем как Кэстельри,
Убийство, с ликом роковым,
И семь ищеек вслед за ним.

Все были жирны; и вполне
Понятно это было мне:
Он под плащом широким нёс
Сердца людей в росе из слёз,
И сыт был ими каждый пёс.

За ним Обман; одет был он
Весь в горностай, как лорд Эльдон,
Он плакал; силой волшебства,
Те слёзы, наземь пав едва,
Вдруг превращались в жернова.

И дети малые кругом,
Себе игрушку видя в том,
Ловили слёзы те, в борьбе,
И выбивали мозг себе.

И Лицемерье, всё в тенях,
Но с светлой Библией в руках,
На крокодиле, как Сидмут,
Ползло, глядя и там и тут.

Другие Порчи, целый ряд,
Сошлись на страшный маскарад,
Наряжены, вплоть до очей,
В шпионов, в пэров и в судей.

Последней Смута, в этом сне,
На белом ехала коне,
И конь был кровью обагрен,
А Призрак - точно Смерть был он.

Чело жестокое в венке,
И скипетр был в его руке,
И знак на лбу лелеял он:
«Я Бог, я Властелин, Закон».

Он ехал с пышной быстротой,
Над всей Английскою землёй,
И он толпой был слепо чтим,
И лужей кровь была за ним.

Был свитой Призрак окружён,
Был шум и звон со всех сторон,
У каждого - кровавый меч,
Чтобы врагам пути пресечь.

И вот по Англии, кичась,
Толпа свирепая неслась,
Вином отчаянья полна,
Для тёмных дел опьянена.

От моря к морю, как беда,
Через поля, чрез города,
Они неслись в крови, в пыли,
Покуда в Лондон не пришли.

Всех обитателей, в домах,
Панический застигнул страх,
Когда под крик, неукротим,
Тот Призрак Смуты прибыл к ним.

Ему навстречу, как река,
Явились дикие войска,
И пели все, и слушал он:
«Ты Бог, Король, и ты Закон.

Мы твой приветствуем приход,
Тебя давно недостает.
Мечи остыли, денег нет,
Дай крови, золота и бед».

Ханжи, законники, толпой,
Склоняясь перед тенью той,
Молитву тихую, как вздох,
Шептали: «Ты Закон и Бог».

И все вскричали, как один:
«Ты Бог, Король и Властелин,
Тебе от нас земной поклон,
Дух Смуты ныне освящён».

И вот Анархии скелет
Всем, скаля зубы, шлёт привет,
Народ, чтоб так учтив был он,
Учителям дал миллион.

Он знал, что все ему - венцы
И королевские дворцы,
Ему - почёт от всех рабов
И шитый золотом покров.

И вот приспешников, вперёд,
Банк захватить скорей он шлёт,
В парламент хочет он вступить,
Он знает, как ему там быть.

Безумная явилась тут,
Надеждою её зовут.
Но, как Отчаянье, она
Вскричала, вся дрожа, бледна:

«Отец мой, Время, стар и сед,
Ждёт лучших дней, а их всё нет,
Глядите, он, как идиот,
Руками шарит, счастья ждёт.

Он за детьми рождал детей,
Всех схоронил в теченье дней,
Осталась только я одна,
О, горе, скорбь мне суждена!»

И до коня она дошла,
Пред ним на улице легла,
Ждёт, чтоб в неё вдавили след
Обман, Убийство и Скелет.

Меж ней и ими вдруг возник
Какой-то свет, какой-то лик,
Сперва он был и слаб, и мал,
Как бы туман долин меж скал.

Но в буре зреют облака,
Меж скал густеет их река,
И светят молнии из туч,
И гром идёт к низинам с круч.

Так вырос образ тот, в огне,
Горя в чешуйчатой броне,
На алых крыльях он взвился,
Предстал как света полоса.

На шлеме, издали светла,
Планета блеск зари зажгла,
И перья искрились на нём,
Горя пурпуровым огнём.

Над головами тех людей,
Как ветер, всё скорей, скорей,
Он шёл, все слышали его,
Но не видали ничего.

Как Май, идя, цветы родит,
Как звёзды Ночь с волос струит,
Куда б ни шёл он, с высоты,
Во всех умах рождал мечты.

Толпа взглянула, - перед ней
Надежда, в красоте своей,
Вперёд, вперёд, спокойно шла,
Хоть вся земля в крови была.

И Смута, вскормленная в зле,
Лежала мёртвой на земле,
Конь Смерти словно ветер был,
Летел, копытами дробил
Убийц, чей строй так люден был.

Лучистый свет блеснул из туч,
Он нежен был, хоть был могуч,
И Гимн возник во всех умах,
Была и радость в нём, и страх.

Как будто бы Земля, родив
Сынов Английских, - ощутив
Негодованье, видя кровь
И к детям чувствуя любовь, -

Из каждой красной капли вдруг
Соделала могучий звук,
И сердце всё вложила в крик,
И гимн властительный возник:

«О, Люди Англии, Сыны
Непогасимой Старины,
Питомцы матери, чей дух,
На время только, в вас потух, -


Вас столько ж, как стеблей травы,
Развейте чары тёмных снов,
Стряхните гнёт своих оков,
Вас много - скуден счёт врагов!

В чём Вольность, знаете ль? Увы,
В чём Рабство, испытали вы,
И ваше имя - звон оков,
В нём отзвук имени рабов.

Да, рабство, подневольный труд,
В работе вечной дни идут,
И платят вам тираны так,
Чтоб прозябать вам кое-как.

Вы всё для них, вы - дом и печь,
Станок, лопата, плуг и меч,
С согласия иль без него,
Вы им пригодны для всего.

И жалок вид детей нагих,
И бледны матери у них,
Покуда речь моя течёт,
К ним смерть идёт, и смерть не ждёт.

И было бы желанно вам
Есть то, что сильный жирным псам
Бросает щедрою рукой,
Но пищи нет у вас такой.

Дух Золота лелеет взгляд,
И от труда берёт сто крат,
И в тираниях старых дней
Работать не было трудней.

И за чудовищный ваш труд
Бумажных денег вам дают,
Вы им даруете кредит,
Хоть в них обман бесстыдный скрыт.

И воли вам, в мельканье лет,
Над волей собственною нет,
Но что другие захотят,
В то вашу волю превратят.

Когда ж вы издадите вздох,
Что сон ваш скуден, хлеб ваш плох,
Когда тиран к вам войско шлёт,
И вас, и ваших жён он бьёт,
И кровь из ваших ран течёт.

И месть горит, и хочет вновь
За пытку - пытку, кровь - за кровь:
Не поступайте так, когда
Настанет ваша череда.

Да, птицы носятся везде,
Но отдохнут в своём гнезде,
И есть берлога у зверей
В суровый холод зимних дней.

Для лошадей и для быков
В их стойлах корм всегда готов,
Собак дворовых впустят в дом,
Когда бушуют вихрь и гром.

Есть хлеб, и корм есть у ослов,
И для свиней приют готов,
О, Англичанин, только ты
Бездомен в мраке нищеты.

Вот это Рабство - посмотри,
Терпеть не станут дикари,
И зверь доселе не терпел
То, в чём обычный твой удел.

В чём ты, Свобода? О, когда б
Сказал, в живой могиле, раб
Ответ, - тиран бежал бы прочь,
Как от лучей победных - ночь.

О, Вольность, мир огнём одень,
Пусть говорят, что ты лишь тень,
Что из пещеры Славы ты -
Лишь суеверие мечты.

Нет, для работника ты хлеб,
Чтоб он, насытившись, окреп,
Чтобы, окончив труд дневной,
Он счастлив был с своей семьёй.

Ты всем, кто знает скорбь и мрак,
Одежда, пища и очаг;
В краях, где свет твой не погас,
Не мог бы голод мучить нас,
Как видим в Англии сейчас.

Ты для богатого, когда
Он топчет слабых, - как узда:
Отдвинет ногу он свою,
Как наступивши на змею.

Ты Справедливость: никогда
Не купишь твоего суда;
Продажен в Англии закон,
Тобой же всякий ограждён.

Ты Мудрость: в Вольном не горят
Огни, твердящие про ад,
Он не подумает, что он
Навеки будет осуждён.

Ты Мир: сокровища и кровь
Не тратишь, чтоб сбирать их вновь,
Как тратили тираны их,
Чтоб пламень в Галлии затих.

Но, если пролилась из ран
Кровь слишком многих Англичан,
Свобода, ты затемнена,
Но заблистать опять должна.

Ты свет Любви: к тебе припал
Богатый, ноги целовал,
Своё богатство отдал им,
Кто был тиранами гоним, -

Оружье выковал себе,
Чтоб в благородной встать борьбе
На притесненье и обман,
Кому весь мир был в жертву дан.

Познанья, Мысли и Мечты -
То светочи средь темноты,
Зажжённые для тех тобой,
Кто в жизни истомлён борьбой.

В терпенье, в Нежности, во всём,
Что расцветает нам цветком,
Ты скрыта: не слова - дела
Нам говорят, что ты светла.

Пусть соберутся те толпой,
Что вольны смелою душой,
Пусть соберёт их дух один
На свежей зелени долин.

Пусть голубые небеса,
Земля, и светлая роса,
И всё, что вечно, не мертво,
Увидят это торжество.

Из самых дальних уголков,
От всех Английских берегов,
Из городов и деревень,
Где люди, чахлые, как тень,
Живут и стонут каждый день,

Из тюрем, где, как тощий труп,
С дрожаньем жалким бледных губ,
Толпа детей и стариков
Ест горький хлеб под звон оков,

Из всех тех мест, где жизнь идёт
И каждый миг усилий ждёт,
Встают заботы, бьётся страх,
И сеют плевелы в сердцах,

И наконец, из всех дворцов,
Где, точно дальний гул ветров,
Звучат, то слабо, то слышней,
Глухие отзвуки скорбей,

Из тех блистательных темниц,
Где жесток вид холодных лиц
И где немногим слышен стон
Тех, кто нуждой обременён, -

Вы все, чьим горестям нет слов
И кто сочувствовать готов
Стране, где кровь невинных льют
И где страданье продают, -

В Собранье смелом и живом
Сверитесь, с пышным торжеством,
Пусть скажут ваши голоса,
Что вольным каждый родился.

Как заострённые мечи,
Слова пусть будут горячи
И полны смелой широты,
Как в бой подъятые щиты.

И пусть тогда, со всех сторон,
Тираны к вам, под шум и звон,
Придут воинственной толпой,
Как море громкое в прибой.

Пусть артиллерия гремит
И пылью воздух продымит,
Чтоб всё пространство потряслось
Под стук копыт и звук колёс.

Пускай, блестя, пройдут полки,
И неподвижные штыки
Сольются, сеть одну соткав,
Английской крови возжелав.

Пусть сабли всадников светло
Под звук команды: «Наголо!» -
Горят, чтоб погасить свой свет
В пучине гибели и бед.

Спокойный сохраните вид,
Как лес, что сомкнут и молчит,
С такими взорами, где свет,
Которому преграды нет.

Пусть Паника, чей бег быстрей
Проворных боевых коней,
Сквозь ваши плотные ряды
Пройдёт, как только тень беды.

Пускай закон родной страны -
Ему мы все подчинены -
В раздоре том, рука с рукой,
Стоит единственным судьёй.

Закон Английский старых дней
Блистает мудростью своей,
Умней он наших новых дней;
В нём вспыхнет, - как тогда возник,
Свобода, твой могучий крик.

Священный вестник он, - и тот,
Кто на герольда посягнёт,
Пусть примет кровь, так суждено,
Но будет не на вас пятно.

И раз насильники дерзнут,
Пусть между вас с мечом пройдут.
Пусть рубят, колют и дробят,
Пускай поступят как хотят.

Не отводя упорных глаз,
На них глядите в этот час,
Не удивляясь, не сробев,
Пока не кончится их гнев.

Тогда они придут домой
С позором, жалкою толпой,
И кровь, что пролили они,
На их щеках зажжёт огни.

И женщины всех мест родных
Укажут пальцами на них,
И стыдно будет им встречать
Друзей и близким отвечать.

И те, что были на войне
И бились в Смерти и в огне,
Гнушаясь обществом таким,
Уйдут к свободным и благим.

И для народа та резня
Зажжёт огонь иного дня,
В нём будет знак для вольных дан,
Далёко прогремит вулкан.

Промчатся звучные слова,
И будет сила их жива,
Сквозь каждый разум их печать
Блеснёт опять - опять - опять.

Восстаньте ото сна, как львы,
Вас столько ж, как стеблей травы;
Развейте чары тёмных снов,
Стряхните гнёт своих оков,
Вас много - скуден счёт врагов!»

Не поднимайте тот покров, который…

Не поднимайте тот покров, который
Зовут живые жизнью: пусть на нём
Лишь вымысел мерцает беглым сном,
Всё то, чему хотели б верить взоры,

Два духа, Страх и Чаянье, как воры,
Таятся там, во мраке роковом,
И тени ткут в провале снов глухом,
Над бездной создают свои узоры.

Был некто, кем покров приподнят был:
Любить хотел он, - но в широком мире
Он никого, увы, не полюбил.

Свет в тени, зрячий меж слепых на пире,
Ждал правды он, спасения от зол
И, как Пророк в пустыне, не нашёл.

Спешите к мертвым вы! Что там найдете…
(сонет)

Спешите к мертвым вы! Что там найдете,
О, мысли и намеренья мои?
Ткань мира ждёт на каждом повороте.
Ты, Сердце, быстро бьёшься в забытьи, -

Ждёшь радости, но предано заботе.
Ты, жадный ум, о смерти, бытии
Всё хочешь знать. Куда же вы идёте,
Зачем шаги торопите свои?

Путь жизни с быстротою покидая,
От боли и от счастия равно
Вы прячетесь во гроб, где смерть седая.

Здесь зелень трав, там пусто и темно.
О, мысли, сердце, ум! Чего ж вы ждёте,
Что в глубине могильной вы найдёте?

Я боюсь, что эти стихи не понравятся вам, но…

(сонет Байрону)

Когда бы меньше почитал я вас,
От Зависти погибло б Наслажденье;
Отчаянье тогда б и Изумленье
Над тем умом смеялись бы сейчас,

Который, - как червяк, что в вешний час
Участвует в безмерности цветенья, -
Глядя на завершённые творенья,
Отрадою исполнен каждый раз.

И вот, ни власть, что дышит властью Бога,
Ни мощное паренье меж высот,
Куда другие тащатся убого, -

Ни слава, о, ничто не извлечёт
Ни вздоха у того, кто возвещает:
Червяк, молясь, до Бога досягает.

Гимн Интеллектуальной Красоте
(Гимн Духовной красоте)

Таинственная тень незримой высшей Силы,
Хотя незримая, витает между нас
Крылом изменчивым, как счастья сладкий час,
Как проблеск месяца над травами могилы,
Как быстрый летний ветерок,
С цветка летящий на цветок,
Как звуки сумерек, что горестны и милы, -
В душе у всех людей блеснёт
И что-то каждому шепнёт
Непостоянное виденье,
Как звёздный свет из облаков,
Как вспоминаемое пенье
От нас ушедших голосов,
Как что-то скрытое, как тайна беглых снов.

О, Гений Красоты, играющей окраской
Ты освящаешь всё, на что уронишь свет.
Куда же ты ушёл? Тебя меж нами нет!
Ты в помыслах людей живёшь минутной сказкой.
Ты нас к туманности унёс
И позабыл в долине слёз,
Чтоб люди плакали, обманутые лаской.
Зачем? - Но чей узнает взор,
Зачем вон там, средь дальних гор,
Не светит радуга бессменно,
Зачем над нами вечный гнёт,
Зачем все пусто, все мгновенно,
И дух людской к чему идёт,
И любит, и дрожит, и падает, и ждёт?
Поэты, мудрецы в небесности прозрачной
Искали голоса, но в небе - тишина.
И потому слова Эдем и Сатана
Есть только летопись попытки неудачной.
Нельзя их властью заклинать,
Нельзя из наших душ изгнать
Сомненья, случая, измен, печали мрачной.
Одно сиянье Красоты,
Как снег нагорной высоты,
Как ветер ночи, сладко спящей,
Что будит чуткую струну
И грезит музыкой звенящей,
Из жизни делает весну,
Даёт гармонию мучительному сну.

Любовь, семья надежд и самоуваженье,
Как тучи, сходятся неверною толпой.
Мечту бессмертия вкусил бы род людской,
Когда б не краткий миг он видел отраженье
Непостижимой Красоты, -
Когда б священные черты
В его душе нашли живое воплощенье.
Ты, вестник чувства и лучей
В сверканье любящих очей,
Ты, пища помыслов от века,
Свети, огонь свой не тая,
Не уходи от человека,
Не уходи, как тень твоя,
А то для нас как смерть - вся сказка бытия.
Когда, ещё дитя, искал я привидений
По чутким комнатам, взирая в темноту,
В лесу, при свете звёзд, преследуя мечту -
Беседовать с толпой отшедших поколений,
Я звал, я был заворожён,
Но ряд отравленных имён
Ребёнку не принёс волшебных откровений.
И как-то раннею весной
Скитался я в глуши лесной,
О судьбах жизни размышляя,
Бесшумный ветер чуть дышал,
Как вдруг, всё в мире оживляя,
Твой призрак на меня упал, -
Я вскрикнул и, дрожа, в восторге руки сжал.

И клялся я тогда, что посвящу все силы
Тебе, одной тебе: и клятву я сдержал.
Вот, я теперь к теням прошедшего воззвал,
И каждый час встаёт из дремлющей могилы;
Когда в полночной тишине
Они склонялися ко мне,
Мой труд мне легок был, мне ласки были милы.
Так пусть же скажет их семья,
Что, если радовался я,
Всегда я тешился надеждой,
Что ты лохмотья нищеты
Заменишь светлою одеждой,
Что, высший Гений Красоты,
Ты дашь нам, дашь нам всё, что можешь
дать лишь ты.

Когда полдневный час проходит, день - яснее,
Торжественней лазурь, - и есть покой в мечтах
Прозрачной осени, - в желтеющих листах
Живёт гармония, что летних трав пышнее, -
Как будто не было её,
Когда призвание своё
Ещё не понял мир, в восторгах цепенея.
Мой полдень канул; власть твоя
Зажгла в нём правду бытия.
О, дай мне вечер тихий, ясный,
О, дай в тебе себя забыть,
Хочу всегда, о, Дух прекрасный,
Предназначенью верным быть, -
Бояться лишь себя и всех людей любить!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!