Шинель гоголь читать краткое. Шинель – анализ произведения

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.

Темы

  • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
  • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
  • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
  • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

Проблематика

Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

  • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
  • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
  • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
  • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

В чем смысл повести?

Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

Чему учит?

«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

Критика

В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В центре истории находится некий Акакий Акакиевич Башмачкин, скромный чиновник солидных лет, отличающийся крайней старательностью и преданностью своей работе, заключающейся в постоянном переписывании различных бумаг. Молодые коллеги то и дело над ним подшучивают, всячески докучают мужчине, мешая ему выполнять его обязанности, однако Акакий Акакиевич чаще всего безмолвно терпит все издевательства, он лишь изредка просит товарищей не обижать его.

По возвращении домой Башмачкин, наскоро поужинав, вновь приступает к бумагам, взятым им на дом, он даже специально ищет для себя дополнительной работы, если к концу дня на службе для него никаких поручений не остается. У Акакия Акакиевича нет ни близких людей, ни друзей, его не интересуют никакие развлечения и удовольствия, закончив наконец поздним вечером переписывание, он отправляется на покой, с радостью думая о том, что завтра снова займется излюбленным делом.

Но однажды в упорядоченном существовании чиновника случается весьма досадное недоразумение. Мужчина с тревогой замечает, что его старая шинель, верно служившая Акакию Акакиевичу на протяжении ряда лет, уже совсем износилась и не спасает от петербургских холодов, не говоря уже о том, что коллеги давно уже потешаются над ее внешним видом, называя капотом. Башмачкин отправляется к портному Петровичу и просит починить предмет его верхней одежды, однако мастер, к ужасу мужчины, объявляет о том, что шинель уже не подлежит никакому ремонту и необходимо сшить новую. Цена работы, названная портным, потрясает Акакия Акакиевича, и он снова уговаривает Петровича взять изделие в починку. Но тот настаивает на своем, и Башмачкин начинает размышлять о том, где взять средства на новую шинель, ведь его доходы крайне невысоки и все траты расписаны до копейки.

Чиновник принимает решение уменьшить все свои и без того скудные «издержки», он отказывается от чаепития в вечернее время, перестает зажигать свечи, дома носит только халат, чтобы поберечь белье. Отныне вся его жизнь подчинена мечте о новой шинели, ради которой он во всем себе отказывает. Наступает момент, когда Акакий Акакиевич и Петрович действительно отправляются в лавку за необходимым материалом.

Шинель получается превосходно, и Башмачкин однажды приходит в ней на службу, поскольку уже начинаются достаточно сильные морозы. Товарищи сразу же замечают его обновку, всячески ее хвалят и требуют, чтобы Акакий Акакиевич по этому поводу устроил праздничный вечер. Домой он в этот день идет в отличном, незнакомом ему ранее настроении, но именно в этот момент его останавливают некие усатые грабители и без всяких церемоний снимают с чиновника шинель.

Башмачкин обращается за помощью в полицию, однако никто не принимает его слов о похищении шинели всерьез. В его конторе, куда он снова является в старом «капоте», жалеют несчастного человека и даже намереваются собрать деньги для того чтобы он купил новую шинель, но затем рекомендуют обратиться к одному важному лицу, которое обязательно поможет отыскать украденную вещь.

Однако это значительное лицо беседует с Акакием Акакиевичем крайне жестко и высокомерно, и робкий чиновник впадает в полнейшее отчаяние. Он с трудом добирается до дома, у него открывается горячка, и вскоре Башмачкин умирает, о чем коллеги узнают лишь по прошествии нескольких дней.

Вскоре начинают ходить страшные слухи о том, что некий призрак в ночные часы срывает со всех прохожих шинели, и кто-то узнает в этом мертвеце покойного Акакия Акакиевича, причем все усилия полиции по преследованию этого привидения оказываются безуспешными. Важный человек, ставший косвенным виновником смерти Башмачкина, узнает о том, что случилось с этим чиновником и даже испытывает к нему некоторое сострадание. Однажды вечером он, направляясь в гости к своей приятельнице, чувствует, как кто-то резко хватает его за воротник.

Значительное лицо в ужасе видит рядом с собой умершего Акакия Акакиевича, который с торжествующим смехом снимает с него шинель. Высокопоставленный господин, чрезвычайно испугавшись, возвращается домой, и с этого дня держится с подчиненными менее сурово и грубо. В то же время более никому не встречается и призрак чиновника, лишившегося шинели.

Николай Васильевич Гоголь является одной из самых значительных фигур в русской литературе. Именно его по праву называют родоначальником критического реализма, автором, который наглядно описал образ «маленького человека» и сделал его центральным в русской литературе того времени. В дальнейшем очень многие писатели использовали этот образ в своих произведениях. Не случайно Ф. М. Достоевский в одной из своих бесед проронил фразу: «Все мы вышли из гоголевской шинели».

История создания

Литературный критик Анненков отмечал, что Н. В. Гоголь часто прислушивался к анекдотам и различным историям, которые рассказывали в его окружении. Иногда бывало, что эти анекдоты и комичные истории вдохновляли писателя на создание новых произведений. Так случилось и с «Шинелью». По словам Анненкова, однажды Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике, который очень любил охоту. Этот чиновник жил в лишениях, экономил на всем только ради того, чтобы купить себе ружье для любимого хобби. И вот, долгожданный момент настал - ружье приобретено. Однако, первая же охота оказалась не удачной: ружье зацепилось за кусты и утонуло. Чиновник был так шокирован происшествием, что слег с лихорадкой. Гоголя этот анекдот совсем не рассмешил, а, наоборот, навел на серьезные размышления. По словам многих, именно тогда в его голове зародилась идея написания повести «Шинель».

При жизни Гоголя повесть не вызвала значительных критических дискуссий и дебатов. Это связано с тем, что в то время писатели достаточно часто предлагали своим читателям комические произведения о жизни бедных чиновников. Однако, значимость произведения Гоголя для русской литературы оценили по прошествии лет. Именно Гоголь развил тему «маленького человека», протестующего против законов, действующих в системе, подтолкнул других писателей к дальнейшему раскрытию этой темы.

Описание произведения

Главный герой гоголевского произведения - младший государственный служащий Башмачкин Акакий Акакиевич, которому постоянно не везло. Даже в выборе имени родителям чиновника попадались не удачные, в итоге ребенок был назван в честь отца.

Жизнь главного героя - скромна и ничем не примечательна. Он живет в маленькой съемной квартирке. Занимает мелкую должность с нищенской зарплатой. К зрелому возрасту чиновник так и не обзавелся ни женой, ни детьми, ни друзьями.

Башмачкин носит старый линялый мундир и дырявую шинель. Однажды, лютый мороз заставляет Акакия Акакиевича отнести старую шинель к портному на починку. Однако, портной отказывается чинить старую шинель и говорит о необходимости покупки новой.

Цена шинели - 80 рублей. Это огромные деньги для мелкого служащего. Чтобы собрать необходимую сумму, он отказывает себе даже в маленьких человеческих радостях, которых итак в его жизни не много. Через некоторое время чиновнику удается скопить нужную сумму, и портной наконец-то шьет шинель. Приобретение дорогого предмета одежды - грандиозное событие в жалкой и скучной жизни чиновника.

Однажды вечером Акакия Акакиевича догнали на улице не известные люди и отобрали шинель. Расстроенный чиновник отправляется с жалобой к «значительному лицу» в надежде найти и наказать виновных в его беде. Однако, «генерал» не поддерживает младшего служащего, а, наоборот, делает выговор. Башмачкин, отвергнутый и униженный, оказался не в состоянии справиться со своим горем и умер.

В конце произведения автор добавляет немного мистики. После похорон титулярного советника в городе начали замечать призрак, который отнимал шинели у прохожих. Немного позже этот самый призрак отобрал шинель у того самого «генерала», отругавшего Акакия Акакиевича. Это послужило уроком для важного чиновника.

Главные герои

Центральная фигура повести, жалкий государственный служащий, который всю жизнь занимается рутинной и не интересной работой. В его работе отсутствуют возможности для творчества и самореализации. Однообразие и монотонность буквально поглощают титулярного советника. Все, чем он занимается - переписывание никому не нужных бумаг. У героя нет близких. Свободные вечера он проводит дома, иногда переписывая бумаги «для себя». Внешность Акакия Акакиевича создает еще более сильный эффект, героя становится по-настоящему жалко. Есть что-то ничтожное в его образе. Впечатление усиливает рассказ Гоголя о постоянных неприятностях, постигающих героя (то неудачное имя, то крещение). Гоголь как нельзя лучше создал образ «маленького» чиновника, который живет в страшных лишениях и каждый день борется с системой за свое право на существование.

Чиновники (собирательный образ чиновничества)

Гоголь, рассказывая о сослуживцах Акакия Акакиевича, делает акцент на таких качествах, как бессердечность, черствость. Коллеги несчастного чиновника всячески издеваются и подшучивают над ним, не испытывая ни грамма сочувствия. Весь драматизм отношений Башмачкина с коллегами заключен в сказанной им фразе: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

«Значительное лицо» или «генерал»

Гоголь не называет ни имени, ни фамилии этого человека. Да это и не важно. Важен чин, положение на социальной лестнице. После пропажи шинели, Башмачкин впервые в жизни решается отстоять свои права и отправляется с жалобой к «генералу». Тут то «маленький» чиновник и сталкивается с жесткой, бездушной бюрократической машиной, образ которой заключен в персонаже «значительного лица».

Анализ произведения

В лице своего главного героя Гоголь словно объединяет всех бедных и униженных жизнью людей. Жизнь Башмачкина - вечная борьба за выживание, нищета и однообразие. Общество с его законами не дает чиновнику права на нормальное человеческое существование, унижает его достоинство. При этом сам Акакий Акакиевич соглашается с таким положением и безропотно терпит тяготы и трудности.

Пропажа шинели - переломное событие в произведении. Оно заставляет «маленького чиновника» в первый раз заявить обществу о своих правах. Акакий Акакиевич направляется с жалобой к «значительному лицу», которое в повести Гоголя олицетворяет всю бездушность и обезличенность бюрократии. Натолкнувшись на стену агрессии и непонимания со стороны «значительного лица», бедный чиновник не выдерживает и умирает.

Гоголь поднимает проблему чрезвычайной значимости чина, которая имело место в обществе того времени. Автор показывает, что такая привязанность к чину губительна для людей с самым разным социальным статусом. Престижная должность «значительного лица» сделала его равнодушным и жестоким. А младший чин Башмачкина привел к обезличиванию человека, его унижению.

В конце повести Гоголь не случайно вводит фантастическую концовку, в которой призрак несчастного чиновника снимает с генерала шинель. Это некоторое предостережение важным лицам о том, что их бесчеловечные поступки могут иметь последствия. Фантастика в конце произведения объясняется тем, что в российской действительности того времени практически невозможно представить ситуацию возмездия. Так как «маленький человек» в то время не имел прав, не мог требовать к себе внимания и уважения со стороны общества.

Краткий пересказ

«Шинель» Гоголь Н.В. (Очень кратко)

Акакий Акакиевич Башмачкин долгое время служил чиновником в одном из петербургских департаментов. Переписывание документов, которым он занимался всю жизнь, стало для него не работой, а искусством и смыслом жизни. У него были даже буквы-фавориты. Его потребности были настолько малы, что он спокойно жил на мизерное жалованье - четыреста рублей в год, пока в зимние холода не заметил, что его единственная шинель износилась до дыр.
Акакий Акакиевич начал отказывать себе во всем, чтобы скопить денег на починку шинели. Но знакомый портной сказал, что не сможет починить такое рванье. И бедному Башмачкину пришлось заплатить за пошив новой шинели аж 80 рублей. Когда Акакий Акакиевич собрал необходимые деньги, знакомый портной сшил ему замечательную обновку, в которой Акакий Акакиевич тут же отправился в департамент. Все сослуживцы его поздравляли, устроили даже вечер по этому поводу в доме одного из чиновников, и «весь этот день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник». Герой не привык к вечеринкам, и когда гости забыли, по какому поводу собрались, тихонько отправился домой.
На улице с ним произошло несчастье: на него в темном переулке напали грабители и отняли шинель. В отчаянии Акакий Акакиевич пытался обращаться в полицию, ходил по бюрократическим кабинетам с просьбой найти пропажу, но все было тщетно. Наконец, выйдя от генерала, к которому ему посоветовали обратиться и который накричал на него, он простыл на холодном ветру и умер.
На этом, однако, история не закончилась. По Петербургу пошли слухи о мертвеце, который ищет свою шинель, отнимая у людей шубы и пальто. Призрак подкараулил и генерала, которого мучила совесть за то, что он так грубо обошолся с бедным чиновником. Мертвец забрал генеральскую шубу и перестал появляться.

Современным школьникам не всегда понятен язык и слог знаменитых писателей прошлого, поэтому некоторые произведения сложно дочитать до конца. Но ознакомиться с классикой необходимо, к тому же подобные рассказы входят в школьную программу. Что же делать? Узнать сюжет знаменитого произведения Николая Васильевича Гоголя поможет краткий пересказ «Шинели».

Знакомство с главным героем

Им является Акакий Акакиевич Башмачкин. Почему у героя такое имя и отчество, мы вам сейчас расскажем.

Младенец родился в ночь на 23 марта. Тогда малышей называли исключительно по именам святых: Дула, Варахасия, Трифилия, Соссия, Моккия - одним из этих имен должна была наградить мать своего сына. Но ей ни одно не понравилось, поэтому женщина решила назвать мальчика по отцу, то есть тоже Акакием. Фамилия у них была Башмачкины.

Мальчик рос и превратился во взрослого человека, которого теперь все назвали Акакием Акакиевичем. Он поступил на службу в департамент, где трудился потом много лет, но за эти годы не смог заслужить уважение не только сослуживцев, но даже обслуживающего персонала: швейцары даже не здоровались с ним, как будто не видели.

Сотрудники открыто подтрунивали над Акакием, ему приходилось терпеть их издевки. Они могли кинуть ему на голову изорванные бумажки и сказать, что это снег. На такое отношение к себе он лишь робко просил, чтобы люди не делали этого.

Краткий пересказ «Шинели» продолжается описанием внешнего вида и характера неприметного героя. Он был невысокого роста, лысоватый.

Работа

Акакий Акакиевич много лет служил статским советником. В его обязанности входило переписывание бумаг. Ему очень нравилась такая работа. Писарь старательно выводил каждую букву, было видно, что некоторые являются его любимицами.

Пожалуй, единственным, кто хорошо относился к статскому советнику, был его начальник. Он пытался давать Акакию более сложные задания с целью повысить того в должности. Но Башмачкин, пытаясь выполнить, потел над ними и просил вернуть ему прежнюю работу.

Она была несложной, но и платили за это соответствующе - немного. Поэтому чиновник довольно плохо одевался. Про это вам поведает краткий пересказ «Шинели».

Мечта

Костюм писаря был небогатым, а шинель и вовсе представляла собой печальное зрелище. Акакий Акакиевич уже не раз относил ее в починку к одноглазому портному Петровичу. В последний раз тот сказал, что ставить заплатки на шинель уже невозможно, так как она скоро рассыплется. Портной резюмировал, что необходимо купить новую, и стоит она 150 рублей. По тем временам это были большие деньги, поэтому Башмачкин очень расстроился. Ведь в Санкт-Петербурге, где он жил, стояли суровые зимы, и без теплой верхней одежды писарь бы просто замерз. Таких денег у чиновника не водилось, но ему была необходима шинель. Краткий пересказ повести расскажет, как Башмачкин вышел из положения.

Он подумал, что если Петрович сошьет одеяние, то оно обойдется в 80 рублей. Однако у чиновника было только 40. И то он их откладывал с большим трудом, экономя на всем. Но писарю повезло: начальник прибавил ему жалование. Теперь вместо сорока он получал целых 60 рублей. Чтобы хватило на обновку, статский советник должен был еще сократить свои расходы, поэтому теперь жил впроголодь. Однако уже через 2-3 месяца нужная сумма была накоплена.

Радость Башмачкина

Краткий пересказ «Шинели» дошел до того позитивного момента, когда настал час исполнения мечты статского советника. Вместе с Петровичем они пошли покупать сукно и все необходимое для создания обновки. За свою работу портной, как и обещал, взял 12 рублей. Зато в результате получилась теплая модная вещь. Своей работой Петрович был очень доволен. Он обогнал Акакия окружными путями, чтобы, идя ему навстречу, еще раз полюбоваться тем, какой справной получилась вещь.

Большое впечатление произвела и на сослуживцев модная добротная шинель. Краткий пересказ повести продолжается тем, что, когда Башмачкин пришел на работу, все стали рассматривать обновку и поздравлять его. Затем кто-то сказал, что это событие необходимо отметить. Чиновник не знал, как быть. Но ему на выручку пришел коллега, который объявил, что по этому поводу всех приглашает к себе. К тому же у того был день рождения, который нужно было отметить.

Если бы только знал Акакий Акакиевич, чем это закончится для него, вряд ли бы пошел. Краткий пересказ рассказа «Шинель» поведает читателю о последующих событиях.

Крушение мечты

Наш герой прибыл по указанному адресу. Здесь было весело. Сначала все разговаривали, обсуждали обновку Башмачкина, затем пошли за стол. Люди выпивали, шутили. Чиновнику было хорошо в компании. Но часы уже пробили полночь, поэтому он решил пойти домой.

Вино сыграло свою роль: Акакию было хорошо и весело, он даже хотел приударить за встречной женщиной, но та быстро ушла. Однако вскоре рядом с ним оказались две подозрительные личности. Один из этих прохожих толкнул статского советника и снял с него шинель.

Башмачкин пытался догнать грабителей, найти защиты у будочника, но все было тщетно. Тот посоветовал бедолаге завтра сходить к надзирателю и все рассказать ему. Несчастный так и сделал. Но ни надзиратель, ни вышестоящие чиновники не помогли ему. Мало того, «значительное лицо», у которого писарь пытался искать защиты, накричал на него и выгнал.

Кончина

От такой несправедливости Башмачкин побрел домой в своей старой ветхой одежонке, глотая морозный воздух. Поэтому он простудился, тяжело заболел и вскоре скончался. Этим почти заканчивается краткий пересказ. «Шинель» Гоголь написал в 1842 году, но и сейчас этот рассказ актуален.

С тех пор дух Акакия Акакиевича иногда являлся прохожим и требовал у них шинель. А с того «значительного лица» призрак стащил этот предмет верхней одежды и с тех пор перестал являться людям, успокоившись. Этим заканчивается повесть и ее краткий пересказ.

«Шинель» по главам

Рассказ на главы, но можно условно разбить его на 5 частей и раскрыть очень кратко основное содержание каждой.

Так, из первой мы узнаем о рождении и наречении Акакия, о его скромной одежде и работе. Во второй рассказывается, как Башмачкин пришел к Петровичу, чтобы он починил шинель. Третья глава поведает о том, что портной посоветовал Акакию Акакиевичу обзавестись новым пальто. Четвертая глава рассказывает, как веселый вечер закончился грустно для нашего героя, и он пытался искать защиты у высоких чинов, но ему никто не помог. В пятой части повести мы узнаем о кончине писаря и о том, что его призрак часто являлся гуляющим по Петербургу и требовал верхнюю одежду.

На этом заканчивается краткий пересказ. «Шинель» Гоголь задумал как «канцелярский анекдот» о бедном чиновнике, и у него это получилось. Только вот очень жаль главного героя - маленького, неприметного, который никому не делал плохого, а сам терпел обиды, и его недолгое счастье превратилось в настоящую трагедию.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!