Шизоидный тип личности у известных людей. Наиболее опасные психологические типы мужчин

Шизоидное расстройство личности или психопатия шизоидная – поведенческие особенности человека, которые проявляются в избегании отношений, которые могут быть насыщенны эмоциями и переживаниями. Причём как негативного, так и позитивного характера. Тёплые чувства или переживания подменяются фантазиями, излишне «продумываются», переосмысливаются и теоретизируются. Подобного рода подмены и избегания происходят из-за того, что реальные отношения и эмоциональные связи с окружающими людьми приносят утомление, дискомфорт.

Говоря о шизоидном типе личности, стоит сказать, что наиболее заметными признаками могут являться именно эта незаинтересованность в каких-либо контактах с окружающими и явное пренебрежение социальными нормами. Такие люди могут не отвечать на приветствия, одеваться «странновато» даже для нынешнего весьма толерантного времени, не соблюдать субординацию, от чего иметь постоянные проблемы в социализации, как на этапе обучения, так и в процессе попыток устроиться на работу. Им зачастую присуще отношение к обществу как к «стаду», которое подстраивает их под свои законы, а следовательно – пренебрежительное отношение к большинству людей, выше которых они себя ощущают.

Считается, что вообще существуют восемь типов характера: нарциссический, параноидальный, обсессивно-компульсивный, психопатический, истерический, депрессивно-маниакальный, мазохистический и шизоидный.

Шизоидный тип характера обуславливается некоторым несоответствием между ощущением себя и окружающим миром, чувством отстранённости.

Многие знаменитые гении были шизоидами: Альберт Энштейн, Ван Гог, Кант, Гегель, Архимед, Ньютон, Бах… Из ныне живущих людей, к таким относят интеллектуала Анатолия Вассермана и математика Григория Перельмана, отказавшегося в 1996 году от Премии Европейского математического общества, в 2006 – Филдсовской премии и в 2010 году – премии тысячелетия математического института Клэя.

Кроме того, шизоидный тип характера приписывают даже вымышленным героям: Дон-Кихоту и Ёжику в тумане.

Людям с шизоидным типом характера свойственно:

Как и почему формируется такой тип

На этот счёт есть большое количество теорий. С физиологической точки зрения, нервные окончания шизоидов более чувствительные. Ещё в очень маленьком возрасте, такие детки могут проявлять раздражение или угнетение от сильной освещённости комнаты или постоянного гомона. Ведь не секрет, что многие крохи, наоборот, любят постоянное присутствие взрослых, это их успокаивает и даёт ощущение защищённости. У шизоидов – наоборот, «лишние люди и движения» утомляют.

Другие теории объясняют развитие в связи со спецификой воспитания: жёсткий, нервный, взрывной, критикующий отец и «залюбливающая», нарушающая личные границы мать. Кроме того, из значимых факторов для формирования такого типа называются:

Детство такого малыша проходит в одиночестве и часто в затравленном состоянии. Ему лучше одному, наедине с книгами, фантазиями и умозаключениями. Но, несмотря на свою начитанность и спокойствие, учителя тоже недолюбливают такого ребёнка: в самодеятельности не участвует, красиво объяснить или написать ничего не может, а «слишком большие» познания в узких сферах могут вообще вызывать чувство конкуренции и желание «наказать выскочку, подрывающего авторитет педагога».

Диагностирование

Диагноз шизоидной психопатии может быть поставлен специалистом при наличии четырёх и более симптомов:

Однако, шизоидная личность не всегда одинакова в поведении, если за ней понаблюдать. Проявления могут быть как по типу аутичности со всеми дополнительными признаками (включая крайнюю степень проблемы с социализацией), так и по типу стеничной шизоидности с высокой успешностью в узконаправленных сферах деятельности, в которых необходимы крайние формы прагматизма, холодности и безэмоциональности в принятии решений.

Один из примеров описывает советника по кадровой политике крупного предприятия, который «прославился» абсолютно «безличностным» подходом к оценке значимости того или иного сотрудника для общей успешной деятельности предприятия, не зависимо от стажа работника, его предварительного вклада, нынешних семейных обстоятельств, состояния здоровья и прочих дополнительных нюансов, на которые всегда «оглядываются» эмоционально отзывчивые люди. В итоге, он увольнял работников, которые всю жизнь посвятили этому производству и в данный момент испытывали какие-либо жизненные трудности. А известность случай получил из-за нескольких суицидов, которые совершили уволенные люди и которые совершенно не вызвали у описанного советника никакой эмоциональной реакции.

Однако шизоидное расстройство личности никогда не ставится при наличии шизофрении, синдроме Аспергера и бредовых расстройствах.

Согласно Теодору Миллону, существуют четыре подтипа подобного расстройства:

  • истощаемый, вялый тип, который характеризуется хроническим истощением, усталостью, вялостью, медлительностью, апатией;
  • тревожный, дистанцированный тип, которому присущи обособленность и отгороженность от реалий жизни, замкнутость, скитальчество, невозможность долго задержаться на одной работе и трудоустроится вообще;
  • деперсонализированный тип, основной спецификой которого является ощущение разобщённости своего тела и сознания, поглощённость фантазированием;
  • безэмоциональный тип, угрюмый и самый эмоционально невозмутимый.

Согласно классификации, шизоидное расстройство относится к кластеру необычных и эксцентричных расстройств. Проявления, которые были описаны ранее, должны наблюдаться с периода ранней зрелости, то есть с восемнадцати лет и старше.

Следует так же заострить внимание на том, что некоторые признаки должны быть соотнесены с возрастными критериями, физиологическими особенностями и моментами воспитания. Например, потребность в сексуальных контактах может угасать с возрастом или быть подавлена определённым воспитанием, а отсутствие друзей быть обусловлено негативным жизненным опытом или физической особенностью, которая становятся психологической преградой. Однако, в этих случаях человек не теряет эмоциональную оценку данного факта: он жалуется, переживает, злится, иронизирует, оправдывается. Одним словом – проявляет эмоции.

В психоанализе подобная проблематика трактуется с точки зрения наличия у шизоидного типа личности пограничного уровня развития личностной организации. Шизоидный тип имеет склонность к «защитному фантазированию». Ещё одним его защитным механизмом является интеллектуализация, которая позволяет ему понижать эмоциональную значимость событий, при этом не избегая самих событий.

Более того, необходимой его поддержкой является сублимация, которая опирается на его фантазии. С помощью неё снимается внутреннее напряжение, и энергия перераспределяется в другое русло, которое более приемлемо для такого человека: рисунок, скульптуру, решение неимоверных задач.

Основной смысл данного подхода заключается в том, что первичный конфликт, формирующий шизоидность — это проблема сближения и отдаления. Такой человек постоянно сохраняет дистанцию с другими людьми, от чего хочет сближения. Тем не менее, сближение у него расценивается как нарушение личностных границ и поглощение, что заставляет шизоида ревностно сохранять эту самую дистанцию, для сохранения личного пространства в его понятии. Этим и объясняется эксцентричность и непохожесть многих таких личностей: следование общепринятым нормам так же расценивается как «поглощение». Поэтому шизоид явно пренебрегает законами общества и социальными нормами.

Однако, не всегда такой тип личности выступает самостоятельно. Чаще всего, мы сталкиваемся с шизоидно-истероидным типом личности, при котором шизоидное расстройство личности присоединяет симптомы истероида: добавляются внушаемость, неадекватная демонстрация своей сексуальной и внешней привлекательности, позёрство и «показуха».

Причём следует отметить, что так как демонстрирует эту самую «привлекательность» такой человек часто вписывается в общественное мнение: «без слёз не глянешь». Слишком яркие сочетания цветов, откровенное подчёркивание своих форм. Одним словом, красная юбка, зелёные колготки, непонятный, старомодный, но откровенные топ и при этом немытые волосы – вполне нормальная картина такой девушки. Замечания же по поводу несуразности её вида вызывают удивление и могут считаться завистью.

Многие родственники, близкие которых страдают от шизоидного расстройства личности, интересуются: опасно ли это? Как видно из ранее изложенного, такие люди характеризуются замкнутостью и направленностью на свой внутренний мир. Они не проявляют агрессию, даже, наоборот, стараются всячески уменьшить количество контактов. Так что для окружающих они абсолютно безопасны.

Кроме того, их эмоциональная отчуждённость от страданий других абсолютно не равнозначно непониманию происходящего, потому как интеллект при этом не страдает. Как следствие, шизоидный психопат, в случае совершения правонарушений являются полностью подсудными, потому как не являются душевнобольными. А вот для самого человека такое расстройство может оборачиваться в неприятности, как в виде проблем трудоустройства, так и в виде насмешек и издевательств, которые начинаются ещё со школьной скамьи и обусловлены некоторой отрешённостью, экстравагантностью и невозможностью влиться в компанию.

А вот в случае всё-таки подтверждённого диагноза у лиц с шизоидным расстройством личности, армия, скорее всего, исключается.

Лечение

В случае рассматрения классического шизоидного расстройства личности лечение крайне затруднительно не потому, что эти случаи не поддаются терапии, а потому, что пациенты сами не считают своё состояние проблемой. Они не могут понять, зачем их заставляют «подстраиваться под стадо». Поэтому приходят на приём либо под давлением родственников, либо с другими жалобами, например, с проблемой зависимости. Проблема социализации отлично решается с помощью ролевых игр. Шизоидам в буквальном смысле приходится: что чувствуют и на что обижаются люди.

Частой проблемой является подбор необходимого психолога, способного крайне разумно идти на контакт, не нарушая границ шизоида и, при этом, не увлекаясь его философствованием и рассуждением не по сути проблемы.

Что касается медикаментозного лечения, то в последнее время целесообразность его применения ставится под сомнение.

А вот кому точно необходим психолог, так это родственникам такого человека, потому что это у них замкнутость и отчуждённость ребёнка вызывает панику, они переживают за его будущее и страдают от его холодности. Всё это накапливается в большой ком невысказанности, который впоследствии может вылиться в личные проблемы со здоровьем: заболевания ЖКТ, сердца, диабет и прочее. Работа с родственниками направлена на снятие тревоги, напряжения, «подзарядка любовью и теплом» в виде поддерживающих сеансов. И самое главное – открытие возможности принимать такого ребёнка таким, как он есть.

Пятый из восьми психотипов – шизоидный или оригинальный.

Внутренние условия

В основе шизоидного психотипа лежит принцип аутичности, слово «шизоидность» происходит от слова «расщепление». Шизоидность - это не эмоция, это мышление. Шизоиды не могут отделить главное от второстепенного. Им мешает слабость процесса торможения в центральной нервной системе. Благодаря этому в сознании шизоида все выделенные им компоненты, анализируемые предметы могут существовать одновременно и равнозначно. Отсюда возникает расщепление.

Внешний вид

Внешний вид у людей шизоидного типа особый, метафорично его можно назвать футлярным стилем оформления внешности, личности. Шизоиды очень любят барьер, пытаясь отгородиться от внешнего мира. Это очки, бороды, капюшоны, большие шапки, поднятые воротники, женщины могут носить различного рода шляпки. Именно они любят всякие толстовки, объемную одежду. Обожают рюкзаки, большие сумки, которые носят за плечами. Это и есть понятие «футлярный стиль оформления внешности». Позы и походка, как правило, рассогласованы. Из-за расщепления шизоиды часто могут быть неухоженными. Потому что ухаживать за собой людям, у которых развита кинестетическая модальность, не очень важно. Неухоженность связана с тем, что шизоид может начать делать одно дело, переключиться на другое и совсем забыть о том, что он собирался «ухаживать за собой». Часто они могут быть неаккуратными, нечистоплотными, например долгое время носить одну и ту же одежду.

Основная их цель заключается в том, чтобы отгородиться от внешнего мира.

Мимика и пантомимика

На лице у человека шизоидного типа два основных стереотипа: либо это застывшая, неподвижная маска эмоций, которые проявляются крайне неинтенсивно, этакое лицо инопланетянина, либо происходит рассогласование мимики - эмоции отдельно, мимика отдельно. У шизоида, с которым наладилась коммуникация, на лице появляется эмоция интереса.

Жестикуляция, движения конечностями у шизоидов достаточно резкие, существуют отдельно от тела. Из-за этой аутичности у шизоидов возникает слабый самоконтроль тела. Когда шизоид не понимает, что нужно сделать, он застывает в одной неизменной позе.

Общение и поведение

Люди шизоидного типа, несомненно, обладают большими умственными способностями, оригинальностью суждений, проявляют широту интересов в сочетании с замкнутостью и скрытностью. У них своеобразное суждение и во многом непредсказуемые поступки, аналитичность мышления явно преобладает над эмоцией и внешней активностью. Шизоид проявляет огромную избирательность контактов. Общается только с теми, кто его понимает. Очень плохо усваивает обычный житейский опыт. Отличается сдержанной, неэмоциональной манерой поведения, пытается контролировать себя.

Шизоид совсем не гибок в отношениях, поскольку плохо чувствует эмоциональное состояние других людей. Для него самый любимый формат - это уединение. Плохо прогнозирует события, малочувствителен к критике. И очень важный момент - необычным образом реагирует на прием алкоголя. Что выкинет шизоид в состоянии алкогольного опьянения - не очень понятно.

Шизоид искренен, настойчив, скептичен, проявляет неконформность. Если говорить о состоянии стресса, которое может быть вызвано совершенно неожиданным для окружающих фактором, задевающим внутренние оригинальные ценности шизоида, то он при этом проявляет растерянность. В социуме адаптация затруднена, окружающие считают его чужаком, изгоем, некоторые опасаются и даже избегают. Очень способный шизоид вызывает восхищение в коллективе, однако он все равно находится на каком-то отдельном уровне. Общается только с тем, кто его принимает таким, какой он есть. По большому счету, его судьба - оставаться одиноким.

Криминальное поведение

Шизоиды - достаточно оригинальные преступники. Как правило, все их преступления связаны с IT-сферой, компьютерами, пластиковыми карточками, с экономической сферой. Еще одной их особенностью являются оригинальные и необычные события на месте преступлений или непосредственно оригинальность самого преступления, совершенного особым, неспецифичным, нелогичным образом.

Как они лгут

Ложь шизоида такая же парадоксальная, как и его поведение. Шизоид все время скатывается на вторичный признак, то есть он не отделяет послания от контекста, в котором оно было сделано. Для шизоида бизнес-переговоры и погода за окном могут быть абсолютно равнозначными. Во время опроса и беседы управлять этим человеком можно только путем встраивания в состояние тревожности. Если вы сделали это - не напугали, а встревожили его тем, что в будущем могут быть какие-то серьезные последствия, которые могут быть созданы им самим, - только в этом случае шизоид соберется, и с ним будет возможно адекватно взаимодействовать, так же как с другими психотипами.

Подведем итоги,

  • Стратегия шизоидного психотипа – творчество.
  • Его девиз: «Создание нового».
  • Цель – создание нового.
  • А делает это он посредством нестандартного мышления.

Шизоидная личность — один из редко встречающихся психологических подтипов, в основе которого лежит стремление с одной стороны к полной независимости от окружающих, но так-же, с другой стороны — к полному контролю над окружением и ситуацией в целом. Это те самые люди, которые говорят: я к вам не лезу, и вы, будьте добры — не лезте ко мне. Но если уж вы залезли, будьте добры жить по правилам, которые установил я. Ведь это вы пришли ко мне!

Общая характеристика психотипа (по Шишкову)

Идейное, символическое содержание внутреннего мира. Переживаний, чувств много (они захлестывают), однако большинство из них не выходит, не выпускается наружу в качестве эмоций. Переживания трансформируются в причудливые идейно-символические структуры и только тогда афишируются. Всеобъемлющее, всеохватывающее желание (захватывающее ум) реализации своих идей-желаний (сверхценных идей). Эти идеи часто расходятся с реальными потребностями организма, тела. Идеализация желаемого. Жесткость территориальных, личностных границ их отстаивание. Самоудаление от социума граничащее с неприятием его (отвращением) и высокомерием. Позиция «я король», «я хозяин своей жизни», «я бог-распорядитель», «я свободен», «никто мне не указ».

Человек шизоидного типа всегда вырван из контекста социальных отношений. Данная личность испытывает большие трудности в выражении любых своих эмоций, либо делает это в очень ограниченном диапазоне. Особенно явно это проявляется при общении с другими людьми. У некоторых людей с этим расстройством психики также наблюдаются когнитивные нарушения (их мышление разорвано, то есть скачит от одной темы к другой), искажения восприятия, а также ярко выраженная оригинальность поведения в повседневной жизни (так называемый шизоидно-истероидный тип личности).

Человек с шизоидным расстройством не желает близости с другими людьми. Он стремится избегать любых тесных отношений, обычно не способен испытывать любовь. Шизоидная личность предпочитает проводить время наедине со своими мыслями, а не общаться с окружающими или находиться в группе людей. В обычных условиях человек с шизоидным типом личности воспринимается как типичный «одиночка».

Помимо этого, шизоидная личность испытывает особые трудности выражения своего гнева, даже в ответ на прямые провокации. Это формирует у окружающих ошибочное мнение, что такие люди холодны и бесчувственны. Часто их жизнь кажется посторонним бесцельным существованием. Обычно шизоидная личность преследует специфические жизненные цели, непонятные другим людям. Такие люди часто пассивно реагируют на неблагоприятные ситуации, им сложно давать адекватную оценку и определять значимость важнейших событий в их жизни.

Недостаточные социальные навыки и отсутствие стремления к сексуальным переживаниям приводят к тому, что люди с этим расстройством имеют очень мало друзей и редко вступают в брак. Им очень тяжело работать по найму или заниматься интенсивной работой, особенно если их трудовая деятельность предполагает постоянное межличностное взаимодействие. Зато шизоидная личность великолепно проявляет себя в условиях социальной изоляции и там, где требуется недюжинный интеллект. Примеры многих известных учёных, таких как Альберт Эйнштейн или Исаак Ньютон, наглядно убеждают нас в этом.

Шизоидный психотип формируется на основе эксцентричной модели внутреннего опыта и поведения, идущей вразрез с культурными нормами человечества.Как правило, признаки эксцентричного поведения наблюдаются у таких людей в двух или более из следующих областей: познание, управление людьми, межличностное взаимодействие, управление своими эмоциями. Их картина мира является недостаточно гибкой, а шизоидные черты характера проявляются в широком диапазоне личных и социальных ситуаций.

Шизоидная личность стабильна в своих проявлениях на протяжении всей жизни, а первые признаки шизоидного личностного расстройства обычно проявляются ещё в подростковом возрасте или юности. Шизоидный тип характера больше распространён среди мужчин, чем у женщин. Его распространённость в общей популяции крайне мала и составляет от 3,1 до 4,9 процентов.

Причины возникновения шизоидного расстройства

Исследователи до сих пор достоверно не знают, что вызывает шизоидное личностное расстройство. Разные теории называют различные причины развития шизоидной личности.

Личность человека представляет собой сочетание мыслей, эмоций и поведения, что делает каждого человека уникальным. Эти особенности проявляются в нашем отношении к внешнему миру, а также в том, какими мы видим себя. Любая личность формируется в детстве вследствие взаимодействия наследственности и факторов окружающей среды.

При нормальном личностном развитии дети со временем учатся точно интерпретировать социальные требования и реагировать на них соответствующим образом. Что идёт не так у детей шизоидного типа, точно не известно, но вполне возможно, что какие-то факторы вызывают определённые проблемы личностного формирования. Особенности функционирования мозга и генетика также играют важную роль.

Большинство специалистов придерживается биопсихосоциальной модели причинно-следственной связи. По их мнению, причинами, благодаря которым у человека формируется шизоидная личность, является сочетание таких факторов: биологических, генетических, социальных (например, взаимодействие ребёнка с семьей и другими детьми) и психологических (характер и темперамент, навыки противостояния стрессовым ситуациям). Это говорит о том, что ни один фактор нельзя считать ведущим – формирование того или иного личностного типа является очень сложным процессом, на который влияют все вышеперечисленные факторы. Однако исследования показали, что существует повышенный риск передачи этого заболевания от родителей к детям.

Кто же находится в группе риска? Шизоидный личностный тип часто наблюдается у членов одной семьи. Вы можете быть в опасности, если у вас были или есть родственники с шизофренией, шизотипическим расстройством, а также любым другим личностным расстройством.

Детские переживания также играют значительную роль в развитии этого заболевания. Такие факторы включают в себя:

  • эмоциональное и физическое насилие;
  • пренебрежение;
  • психологические травмы или постоянный стресс;
  • эмоциональную холодность родителей.

Симптомы

Шизоидное расстройство личности характеризуется дистанцированием в социальных отношениях и ограниченным диапазоном выражения эмоций в межличностных контактах. Такие черты личности проявляются, начиная уже с ранней молодости, и присутствуют в различных вариациях. Обычно шизоидный личностный тип включает в себя четыре (или более) следующих признака:

Поскольку это личностное расстройство опирается на устойчивые модели поведения, наиболее часто оно диагностируется в зрелом возрасте. Его довольно сложно диагностировать в детстве или в подростковом возрасте, потому что ребёнок или подросток постоянно развиваются. Если всё же это происходит, вышеперечисленные симптомы должны наблюдаться у ребёнка на протяжении как минимум одного года.

Тем не менее, такие ранние симптомы шизоидного расстройства личности, как повышенный интерес к индивидуальной деятельности или высокий уровень социальной тревожности, в подростковом возрасте уже хорошо заметны. Ребёнок может быть школьным изгоем, или отставать по своему социальному развитию от своих сверстников, из-за чего он часто становится предметом издевательств или насмешек.

Как при большинстве других личностных расстройств, проявления шизоидного типа личности с возрастом становятся более интенсивными, поэтому наиболее ярко симптомы этого расстройства психики проявляются в возрасте 40-50 лет.

Гармоничные черты шизоидной личности

  1. Устойчивые предпочтения (я это выбрал есть, делать, пр.).
  2. Уважение чужих границ.
  3. Интеллигентность (уважение к себе и собеседнику).
  4. Аристократичность (избранный круг, высокие правила).
  5. Хорошие хозяева большого дома, хозяйства, управленцы.
  6. Честолюбивы (быть лучшим, выделяться), тщеславны.
  7. Клановость (мой клан, моя семья, мой дом).
  8. Умны, начитанны, любознательны.
  9. Богатый внутренний мир идей, фантазий.
  10. Развитость мышления (дотошность, анализ-синтез, индукция-дедукция).
  11. Уважение сложного (сложных задач, структур, идей, пр.).

Дисгармоничные черты шизоидной личности

  1. Защита собственной территории, границ даже тогда, когда это не требуется («не надо на меня давить – я сам знаю что и как делать», «это мой дом – освободите территорию» и пр.)
  2. «Все будет по-моему» (в моем доме, территории, семье) – при жажде личной свободы, отказ в ней своим близким.
  3. Отгораживание себя от социума («мне, по правде, никто не нужен), замкнутость в своем мире идей-желаний.
  4. Другая, часто непонятная другим логика при нежелании быть более понятным другим.
  5. Высокомерие по отношению к другим людям («я самый умный»), снобизм.
  6. Не любят, отказываются помогать людям просто так, от души (только от идеи, выгоды).
  7. Сверхидеализация своих идей-желаний – сложности реализации («это не мой принц, а какой-то пухлый дурак»).
  8. «Цинизм, нигилизм, сарказм, оргазм» - ценности шизоида.

Страх/Дискомфорт у шизоидной личности вызывает

  1. Отсутствие свободы(действий, мышления, идей).
  2. Навязывание чужих идей, советов (я сам знаю, что и как), принуждение (как формы несвободы).
  3. Нарушение личной территории (дома, семьи, личности, сверхценной идеи-желания).
  4. Нереализация главной сверхценной идеи-желания.
  5. Глупости, потеря ума, сумасшествие.
  6. Потеря своего я, своей целостности, своих границ.
  7. Необходимость в социуме (не любят работы связанные с общением).
  8. Чужое влияние на свою судьбу (ненавидят быть пешками).

Профессии, наиболее подходящие шизоидной личности

  1. Аналитики.
  2. Разведчики, контрразведчики.
  3. Ведение своего личного бизнеса.
  4. Философы.
  5. Писатели-фантасты.
  6. Программисты.
  7. Физики, математики.
  8. Банковские работники, экономисты, главбухи, сфера налогообложения (реализация сложных задач).
  9. Ученые-теоретики (новое виденье, сложные идеи, непонятные).
  10. Режиссеры, художники, изобретатели (неординарные).

Лечение

В общем-то лечить тут нечего. Это подтип личности, а не психопатия. Примите себя такими, какие вы есть. В конце-концов что было бы, если бы Энштейн и Ньютон вместо науки занялись бы самолечением? Правильно. Ничего хорошего бы не получилось. Да, шизоидная личность очень сильно подвержена депрессиям, но тут надо учиться выходить из депрессии. Вот и все. Чтобы окончательно понять, что вы не нуждаетесь в лечении — посмотрите видео:

  • Категория:
  • Теги:

Впервые термин «шизоидный тип личности» ввел немецкий психиатр Э. Кречмер. Он определил, что шизоидному характеру свойственен аутизм. По его словам, аутизм — это не просто замкнутость, это жизнь в самом себе. Кречмер описал «аффектную ущербность», присущую двум основным видам шизоидной личности: гиперэстетичной и анестетической. Позже значение термина расширилось, и к нему стали относить людей эксцентричных, избегающих социальных связей и взаимоотношений.

Характеристика

Основные признаки и симптомы патологии:

  • замкнутость;
  • отстраненность;
  • нежелание устанавливать контакт.

Внутренний мир таких людей закрыт для всех, они не нуждаются ни в чьем поощрении, они неловки и неуклюжи. Мимика ограничена, голос монотонный, звучащий на одной ноте. Таким людям чужда интуиция, и они не способны сочувствовать чужим переживаниям, не умеют разделить радость или печаль другого человека. Бесчувственность объясняет холодность и безразличие в поведении шизоидных людей. Их также мало интересует сексуальная сторона жизни. Несмотря на то что шизофреническое расстройство личности относится к психическим заболеваниям, у больных не бывает психозов.

Шизоидные личности выбирают вид деятельности, которая не требует коллективности, поскольку являются одиночками. Зато в условиях социальной изоляции они способны в полной мере проявить свой интеллект. Особенно их одаренность проявляется в точных науках. Являясь независимыми личностями, они способны самостоятельно, в одиночку изучать и продвигать любой проект. В профессиональной деятельности добиваются больших успехов. Бетховен, Эйнштейн, Бах, Ньютон, Менделеев, Фрейд, Пастернак — все эти люди относились к шизоидному типу личности.

Зацикленный на собственных переживаниях человек безучастен к чужим чувствам. Такие люди эгоистичны и считают себя уникальными. Шизоидный тип личности хорошо проявляет себя в обучении, склонен к абстрактному мышлению, но совершенно беспомощен в быту и житейских вопросах. Мышление больных своеобразно, оно подчинено своим схемам, идеям и правилам. Человек с шизоидным типом личности живет в своем внутреннем мире, в мире воображений и фантазий. Холодный и недоступный с людьми, он может быть сильно привязан к животным. Такие люди редко решаются создать семью, потому что тесные межличностные отношения потребуют отдачи и раскрытия — того, что так пугает шизоидов. Их больше привлекает позиция наблюдателя, нежели участника происходящих событий. Люди с данным отклонением освобождены от службы в армии. Шизоидный тип личности развивает у человека шизоидную психопатию.

Шизоидная психопатия

Шизоидная психопатия — расстройство, которое характеризуется замкнутостью, необщительностью и эмоциональной холодностью. Отсутствует единство внешнего и внутреннего мира. Внешне больные неуклюжи и угловаты. В их движениях отсутствует плавность и естественность. Могут вести себя манерно и вычурно.

Больных можно поделить на 2 типа:

  1. Сверх меры чувствительные, ранимые, самолюбивые — сенситивная шизоидная личность. Больные этого типа сознательно выбирают спокойную, изолированную жизнь в своем мире. Неконфликтны, потому любая грубость сильно ранит их. Подолгу не могут освободиться от плохих воспоминаний, быстро теряют душевное равновесие. Постоянны в своих интересах, отдают предпочтения интеллектуальным увлечениям.
  2. Волевые, решительные шизоидные типы, не считающиеся с чужим мнением, относятся к экспансивной шизоидной психопатии. Больные такого характера отличаются жестокостью и высокомерием. Бессердечно ведут себя по отношению к людям. Отличаются прагматичностью и расчетливостью. При возникновении психотравмирующей ситуации ведут себя нервно и раздражительно, могут проявить параноидальные наклонности.

Согласно другой классификации, следует различать подтипы:

  1. Вялый шизоид. Медлительный, безынициативный и апатичный тип. Минимально активен, скован в движениях, угловатый и неуклюжий. Ввиду нулевой жизненной энергии быстро утомляется от любого вида деятельности. Для него характерна отгороженность от общественности, что создает проблемы с трудоустройством и местом проживания.
  2. Дистанцированный шизоид. В этом случае больной целенаправленно стремится к замкнутому образу жизни. Поселяется в отдаленные и малонаселенные места. Исключает любые контакты и отношения из своей жизни. При этом совершенно не приспособлен к самостоятельной жизни и лишен хозяйственных навыков.
  3. Деперсонализированный шизоид. Сложный тип, страдающий дисгармонией психики и тела. Не способный на логические умозаключения и осознание изучаемого материала. Обладая достаточным интеллектом, не в состоянии разобраться в самом себе. Людьми воспринимается как неадекватная и умственно отсталая личность.
  4. Безэмоциональный шизоид. Равнодушный и безразличный к социальным нормам тип. Проявляет минимальный интерес к окружающей жизни, совершенно не заботится о своей внешности. Выделяется сухостью, угрюмостью и подчеркнутой сдержанностью. Данный тип безучастен к конфликтам, критике, не проявляет никаких эмоций и чувств.

До сих пор не установлены точные причины возникновения данного заболевания. Большинство специалистов считают такую модель поведения биопсихосоциальной. Существует фактор наследственности: если среди родных человека были люди с любыми расстройствами личности, то он в группе риска. Также подвержены такому развитию личности дети, чьи родители были слишком строги и жестоки, либо ребенок, который оказался нежеланным и был обделен родительской любовью. Может быть и наоборот: человек с шизоидным типом личности мог быть воспитан матерью, которая чрезмерно опекала ребенка и «душила» своей любовью.

Шизоидные черты ярко проявляются в раннем детстве. Они очевидны и бросаются в глаза. Шизоидный тип психопатии проявляется как синдром раннего детского аутизма. Ребенок выделяется своим поведением, предпочитает играть один, избегая шумных компаний сверстников. У таких детей прослеживается отставание развития моторики и разговорной речи. Не проявляют теплых чувств к родным и близким людям.

Шизоидное расстройство личности может начать развиваться у детей, которым рано пришлось повзрослеть. Атмосфера в семье имеет большое влияние на развитие заболевания у ребенка. Заболеванию больше подвержены мужчины, нежели женщины.

Диагностика и лечение

Международный классификатор болезней (МКБ-10) определяет диагноз шизоидная психопатия, в случае если состояние больного соответствует определениям личностных психопатий:

  1. Состояние отражается на всех сферах жизнедеятельности человека.
  2. Состояние постоянное, во временных границах.
  3. Состояние препятствует адаптации личности в социальной жизни.

Диагноз устанавливает специалист, опираясь на анамнез и симптоматику. Существует ряд медицинских тестов для более точной диагностики. Если 4 из перечисленных качеств или поведенческих характеристик отмечаются у пациента, то можно выносить диагноз шизоидное расстройство личности. Признаки могут быть такие:

  1. Интересующий вид деятельности очень ограничен.
  2. Эмоциональная холодность.
  3. Неспособность выражать ни радость, ни гнев к окружающим.
  4. Отсутствие полового влечения.
  5. Безразличие к критике и похвале.
  6. Отсутствие семьи, друзей и нежелание их иметь.
  7. Уход в мир своих фантазий.
  8. Игнорирование и нарушение социальных норм.
  9. Ярко выраженное желание к уединению.
  10. Неспособность испытывать радость и удовольствие.

Лекарственных препаратов для лечения этой болезни не существует, шизоидная психопатия неизлечима.

Причудливость характера и особенности личности сохраняются до конца жизни. Трудность лечения состоит в том, что пациенты не хотят идти на контакт, постоянно проваливаются в свои фантазии. Лечение состоит в долгосрочной терапии со специалистом. Когнитивная поведенческая терапия обучает «правильным» отношениям и социальным навыкам. Больному предлагается поразмышлять над списком эмоций, описать свои приятные ассоциации. Групповая терапия будет иметь эффект, если создается комфортная и безопасная обстановка для контактирования.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!