Шпаргалка: Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях. Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи на занятиях и в свободном речевом общении детей средней группы Работа по формированию звуковой культуры речи

Воспитателю-методисту нужно следить, чтобы педагоги не сужали объем работы, руководствовались дополнительными методическими пособиями, где достаточно конкретно, с учетом возрастных особенностей раскрываются содержание и методика формирования звуковой культуры речи детей.

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся занятия. Чаще всего это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Такие занятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объем работы по звукопроизношению. В подготовительной к школе группе это позволяет делать достаточное количество речевых занятий в неделю.

Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в подготовительной к школе группе - дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з - ж, с - сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

Таким образом, существующая в детских садах система занятий для первой и второй младших, а также средней группы позволяет воспитателям оказывать детям планомерную квалифицированную помощь в овладении всеми звуками родного языка (этот процесс должен заканчиваться к пяти годам).

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др.

В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (1-2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю).

Широко практикуется и работа с подгруппками детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся занятия. Чаще всего это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Такие занятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объем работы по звукопроизношению. В подготовительной к школе группе это позволяет делать достаточное количество речевых занятий в неделю.
Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в подготовительной к школе группе - дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з - ж, с - сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).
Таким образом, существующая в детских садах система занятий для первой и второй младших, а также средней группы позволяет воспитателям оказывать детям планомерную квалифицированную помощь в овладении всеми звуками родного языка (этот процесс должен заканчиваться к пяти годам).
Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др.
В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (1-2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю).
Широко практикуется и работа с подгруппками детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.
Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи? Это дидактические игры («Чей домик?», «Оркестр»), подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»). Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).
Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.
Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз...»). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).
В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз - песенка комара; туп-туп-туп - топает козленок).
Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет(«Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.
Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво - кому же хочется попасть в смешное положение?»).
Примыкает к этому и другой прием - индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи - он умеет быть ласковым, заботливым»).
В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).
В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.
Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д.), так как это нервирует ребенка. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием - образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываетшх звуков или звукосочетаний (игровая ситуация) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).
Как уже упоминалось выше, в процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы - показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование - «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Консультация

«Формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста , ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение, главной задачей которого является следующее: вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи , тенденцию к ее саморазвитию.

Понятие «звуковая культура речи » широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи , связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элементы культуры речевого общения . Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи .

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован , функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи , которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи .

У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков , особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове . У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки . Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам , в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение , так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи .

Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи .

Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков . Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех) .

Таким образом, существующая в детских садах система занятий для первой и второй младших, а также средней группы позволяет воспитателям оказывать детям планомерную квалифицированную помощь в овладении всеми звуками родного языка (этот процесс должен заканчиваться к пяти годам) .

Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи ? Это дидактические игры, подвижные или хороводные игры с текстом. Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям. В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек.

Во второй младшей группе особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи . Оно включает формирование артикуляции звуков родного языка , правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Работа по формированию звукопроизношения осуществляется в такой последовательности: сначала у детей отрабатывают правильное произношение гласных звуков . На итоговом занятии организуются упражнения на закрепление этих звуков и их дифференциацию .

Формирование правильного произношения, развитие органов артикуляционного аппарата предусматривают работу над изолированными звуками и звукоподражательными словами . Педагог четко произносит звук и звукосочетание и предлагает воспитанникам повторить образец.

Важным этапом в формировании звукопроизношения является выработка умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. Ведущим методом обучения является игровой метод.

Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: детям предлагают произносить шутки - чистоговорки с определенными звуками .

Привлекая внимание воспитанников к речи окружающих , педагог приучает малышей слушать и правильно слышать речь не только взрослых, но и детей.

В конце учебного года, закрепляя правильное произношение свистящих звуков , педагог предлагает воспитанникам уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в заданных словах . На том же речевом материале детей упражняют в произнесении звуков и слов с различной громкостью, в различном темпе.

В процессе работы по воспитанию звуковой культуры речи воспитатель широко использует наглядный материал.

В средней группе значительно снижается количество неправильно произносимых звуков , реже встречаются нарушения в слоговой структуре слова.

Не все дети умеют регулировать дыхание, голос, темп речи , правильно ставить ударение в словах. У некоторых недостаточно развит фонематический слух, интонационная выразительность речи . У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение к рифме.

Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов «слово» , «звук » и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и различные по звучанию, выделять в них определенные звуки .

Постепенно речь детей становится более связной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять небольшое повествование, в котором он может использовать свой словарь, строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и другие части речи .

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех речевых занятий.

У воспитанников средней группы значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими. Продолжается работа по формированию представлений о значениях терминов «слово» , «звук » . Осуществляется она разными средствами.

При ознакомлении детей со звуковой стороной слова целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки .

Четкое произнесение воспитателем слов является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением .

Целесообразно использовать упражнения на подбор слов, сходных по звучанию, на проговаривание недостающих в слове звуков и т . п.

В старшей группе у ребенка речь достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка . В общении со сверстниками и взрослыми ребенок может регулировать силу голоса, темп речи , способен интонационно правильно передавать свои чувства, но при пересказе художественных произведений речь детей недостаточно выразительна.

У некоторых детей наблюдаются недостатки звукопроизношения (чаще всего – свистящих и шипящих звуков , л, р) .

Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе осуществляется при помощи упражнений, которые проводят не реже двух раз в месяц, в течение 5-7 мин. Некоторые задачи воспитания произносительной стороны речи решают на занятиях по развитию речи , по ознакомлению детей с художественной литературой.

Поскольку к пяти годам еще не все дети овладевают правильным произношением звуков , особенно тех, которые относятся к группе шипящих, а также л и р, работе над этими звуками уделяется большое внимание.

Работа по совершенствованию речевого слуха проводится при заучивании детьми стихов, потешек, считалок. Воспитатель знакомит дошкольников с интонационными средствами выразительности, учит правильно пользоваться ими.

В старшей группе продолжается работа, начатая на предыдущих возрастных этапах.

Продолжается работа, направленная на развитие речевого дыхания.

В подготовительной группе у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо.

Однако у некоторых детей еще имеются те или иные несовершенства звуковой стороны речи . Эти несовершенства чаще всего выражаются в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков (главным образом свистящих и шипящих, в нечётком различении на слух и в произношении звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

Воспитание звуковой культуры речи в подготовительной группе направлено прежде всего на совершенствование произносительной стороны речи .

Выработка четкого произношения слов и фраз (т. е. хорошей дикции) является одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи детей данного возраста. Работа над дикцией проводится на протяжении всего учебного года.

Развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость голоса, темп речи , правильно пользоваться интонационными средствами выразительности) осуществляется на специальных занятиях по звуковой культуре речи , а также на других речевых занятиях.

Для развития голосового аппарата воспитатель предлагает детям произносить скороговорки с различной громкостью, в различном темпе. Учит, изменяя тон голоса, передавать личное отношение (радость, безразличие, огорчение и т. п.) к тем или иным явлениям окружающего мира.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи не ограничена только специальными упражнениями или занятиями. Она проводится в тесной связи с развитием других сторон речи . Некоторые ее разделы непосредственно включаются в содержание работы по обучению родному языку. Например, в процессе пересказывания или составления рассказов по картине воспитатель наряду с решением основной задачи обращает внимание детей на громкость речи , на ее темп, на правильное использование различных средств интонационной выразительности.

В первый класс дети должны поступить с правильным произношением всех звуков родного языка , с умением ясно и отчетливо произносить отдельные слова и фразы. Недостатки звукопроизношения могут отразиться в дальнейшем на усвоении грамоты, родного языка.

Используемая литература:

1. Занятия по развитиюречи в детском саду : Кн. для детского сада/ Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др. ; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. – 271с.2. А. М. Бородич Методика развитияречи детей : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.«Дошкол . педагогика и психология.» - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.-255 с.

1. Особенности занятий по развитию речи. 3

2. Занятие с книгами и картинками. 5

3. Задания на воспитания звуковой культуры речи дошкольников. 7

4. Практическая часть. 9

На занятиях по развитию речи особое место занимают беседы или рассказ воспитателя без показа. Это особый вид речевого занятия, в основном он построен на слушании, а это для ребенка не простая задача. Умение слушать надо развивать своевременно. Владея им, малыш легче осваивает новую форму общения со взрослым, новую форму познания. Учитывая сложность подобного занятия, важно особенно тщательно выбирать тему для рассказывания. Рассказы должны быть понятны и интересны детям, речь педагога эмоциональной и выразительной, чтобы привлекать внимание малышей. С детьми можно беседовать о том, что они видели на прогулке, об игрушках, прошедшем или предстоящем празднике и др. Доступны для понимания малышей рассказы и о том, что они непосредственно не наблюдали, но могут понять на основании своего прошлого опыта. Например, как нашли котенка: он громко мяукал, потому что замерз и хотел есть, как его напоили молоком, сделали постель, он согрелся и уснул.

Сложность рассказа по содержанию, построению зависит от уровня развития детей. Если рассказ предназначен для детей 2 - 2,5 лет, то надо подготовить его так, чтобы малышам было понятно содержание и они могли ответить на вопросы кто? что? где? куда? распространенными предложениями. Полезно использовать такие формы, как беседа, рассказ воспитателя, не только на занятии, но и во время самостоятельной деятельности детей. Это оказывает положительное влияние на формирование инициативной речи ребенка.

Показ инсценировок. Показ инсценировок - важное средство развития игры ребенка.

Показ инсценировок, планируемый на занятии, необходимо чередовать с дидактическими играми. Сюжет инсценировок прост: взаимосвязанные последовательные действия, определенные взаимоотношения героев. Цель такого показа - оказать определенное влияние на развитие активной речи малышей и сюжетной игры.

Занятия по развитию речи в младшей разновозрастной группе могут быть совместными однотемными. Общая тема занятия, однако, обязательно предполагает разный характер заданий: всем детям; детям определенного возраста (2,5 - 3 лет, 3,5 - 4,5 лет); индивидуальные.

Однотемные занятия необходимо сочетать с занятиями по возрастным подгруппам, а также с личными формами работы с детьми во внеучебное время.

Как часто следует проводить занятия? Исследования показали, что для разновозрастных групп с любой допустимой наполняемостью и с любым разумным комплектованием целесообразно одно занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим, художественной литературе в неделю.

Занятие проводится в утренние часы. Можно выделить следующие три типа занятий:

I. Однотемные занятия со всей группой. Занятия проводятся раз в неделю. Их продолжительность - не более 15 мин.

II. Занятия с возрастными подгруппами. На таких занятиях формируют речевые умения, важные именно для того или иного конкретного возраста. Средняя продолжительность занятия - 8 - 12 мин. Такие занятия проводятся 2 - 4 раза в месяц в удобное для воспитателя время и по его усмотрению.

III. Работа с детьми вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного материала: подвижные игры с текстами, хороводные игры, пастельно-печатные и дидактические игры, игры-драматизации и др. Игры проводятся с небольшим количеством детей (2 - 6) разного возраста в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, перед прогулкой, на прогулке, после полдника и т. п.). Кроме того, детям читают небольшие по объему программные художественные произведения, новые и уже знакомые им.

Научить маленького ребенка ориентироваться в ближайшем окружении - важнейшая педагогическая задача. На третьем и четвертом году жизни младшего дошкольника учат различать и называть окружающие его предметы, объяснять их назначение; совершенствуют его умение сравнивать и группировать предметы по форме, цвету, величине. Новыми для четвертого года являются задачи обучения классификации предметов по материалу, назначению: освоения значений обобщающих слов (посуда, одежда, овощи, игрушки) и употребления этих слов в речи.

В младших группах проводят специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. И в первой и во второй младших группах детей упражняют в правильном произношении всех гласных и согласных звуков, кроме шипящих и сонорных. Усложнение осуществляется за счет целенаправленного подбора речевого материала. С детьми 2,5 - 3 лет проводят упражнения на произношение более простых слов и фраз, содержащих нужный звук.

В разновозрастных группах сложнее всего реализовывать программу по ознакомлению детей с художественными произведениями, так как для каждой возрастной категории рекомендуется свой список литературы. Со многими русскими народными песенками целесообразно знакомить малышей как с хороводными играми или подвижными играми с текстами.

В системе планирования занятий наиболее уязвимое звено - работа с самыми маленькими детьми. Малыши 2 - 2,5 лет в силу возрастных особенностей не могут участвовать в совместных фронтальных занятиях. Вместе с тем у воспитателя нет времени провести все рекомендуемые для этого возраста занятия по развитию речи. Однако, как показали исследования, дети этого возраста не только не отстают в речевом развитии, но и опережают сверстников из одновозрастных групп. Причин несколько. В разновозрастных группах детей моложе 2,5 лет, как правило, бывает немного (от двух до пяти человек), и их опекает весь коллектив дошкольного учреждения. Малыши подражают речи и поведению старших по возрасту детей, наблюдая за их деятельностью и участвуя в совместных играх. С самыми маленькими воспитатель проводит подгрупповые и индивидуальные занятия. Им читают русские народные сказки и песенки, хорошо знакомые детям постарше: «Курочка-ряба», «Репка», «Наша Маша маленька» и др. Малыши - полноправные участники простейших подвижных игр с текстами («Курочка и цыплята» - по одноименному стихотворению В. Берестова), хороводных игр («Заинька, походи...» - по одноименной русской народной песенке), игр-драматизаций. Игры стимулируют инициативные высказывания детей, что очень важно для развития речи.

На таких занятиях используют книги и серии картинок, изображения на которых объединены общим сюжетом.

Основная цель занятий: формировать у детей осмысленное восприятие содержания речи взрослого, учить употреблять грамматические формы распространенного (более 3 слов) (к 2,5 годам) и сложного предложения типа придаточного (к 3 годам); отвечать на вопросы и задавать их: кто? что? где? куда? (к 2,5 годам) и зачем? почему? (к 3 годам); обогащать словарь: продолжать развивать умение слушать рассказ взрослого, иллюстрируемый, картинками.

Как можно провести подобное занятие? Если оно организуется впервые по данной книге или картинке, воспитатель вначале предоставляет детям возможность рассмотреть иллюстрации и самостоятельно высказаться по воспринятому содержанию картинок. Малыши рассказывают о своих впечатлениях, педагог поддерживает их, если картинка понята правильно, или поправляет тех, кто ошибся.

После того как все картинки будут рассмотрены, воспитатель предлагает детям рассказать о том, что на них нарисовано. При этом дает образец, определенный сюжетный рассказ, сопровождая сказанное соответствующими иллюстрациями, уже известными детям. Рассматривание иллюстраций, предваряющее рассказ педагога, нужно использовать для того, чтобы во время рассказывания дети не отвлекались, это мешает восприятию содержания рассказа.

На первом занятии воспитатель может рассказать сюжет 1 - 2 раза. На этом занятие заканчивается.

Следующее занятие по этой же книге или серии картинок можно начать со слов: «Вы, дети, уже видели эти картинки, я вам рассказывала, о чем они; хотите еще послушать?» После рассказа педагог задает вопросы, выясняя, насколько малыши усвоили содержание. Если ответы детей свидетельствуют, что основное содержание понятно, интерес к материалу не потерян, но они еще не умеют пользоваться нужной грамматической формой речи, не овладели определенной категорией слов, воспитатель повторяет занятие с рассказом и вопросами. Если же книга или картинки у детей не вызывают Дольше интереса, на следующем занятии целесообразно заменить их и использовать новый материал и такой же план.

Поскольку речевые задачи в работе с детьми третьего года жизни решаются не на 1 - 2 занятиях, воспитатель четко ведет учет успехов детей, своевременно меняет материал, чтобы у них поддерживался интерес к книге или картинкам с новым сюжетным содержанием. Для занятий используются детские книги: «Три медведя» Л.Н. Толстого; народные сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Игрушки» А. Барто. Некоторые картинки (типа «мебель», «посуда», «овощи», «фрукты», «игрушки», «одежда») целесообразно давать детям для рассматривания в самостоятельной деятельности или на индивидуальном занятии. Хорошо, если в группе этот материал подобран в тематических альбомах.

Во время самостоятельной деятельности детей названные картинки воспитатель использует с целью обобщения словаря, расширения представлений об окружающем, формирования звуковой культуры речи и уточнения восприятия этих предметов. Например, подойдя к малышу, который рассматривает альбом, педагог проявляет интерес к картинкам с изображением овощей, может посоветовать рассмотреть их внимательно, подчеркнуть, что огурец зеленый, длинный, а помидор красного цвета, круглый и т. п.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Методика воспитания звуковой культуры речи у дошкольников

Введение

Литература

Теоретическое обоснование темы

Введение

воспитание речь культура дошкольник

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Составные компоненты звуковой культуры речи - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Воспитание звуковой культуры речи направлено на развитие фонетико-фонематического компонента речевой системы; полноценное его развитие; обеспечивает благоприятное протекание уровня моторного программирования речевой деятельности. Дошкольный возраст сензентивен для воспитания звуковой культуры. Рассмотрим основные составляющие методики воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, происходит активное созревание речевых центров в коре головного мозга, отвечающих за речь (центр Брока: артикуляция, моторика; центр Вернике: фонематический слух). Во-вторых, происходит анатомо-физиологическое созревание артикуляционного аппарата.

Звуковая культура речи - это основа благоприятных социальных контактов и общения, она позволяет воспитать полноценную личность ребенка. А полноценное формирование фонетики и фонематики составляет основу лексикограмматического компонента речи, овладение фонетикой, фонематикой - условия успешной подготовки к школе.

Звуковая сторона усваивается ребёнком постепенно. Процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А.Н.Гвоздева, В.И.Бельтюкова, Д.Б..Эльконина, М.Е.Хватцева, Е.И.Радиной. Освоение артикуляции звуков речи - очень сложная задача, и хотя ребенок начинает «упражняться» в произнесении звуков уже с полутора-двухмесячного возраста, для овладения речепроизносительными навыками ему требуется три-четыре года. Многие авторы отмечают неравномерный, скачкообразный характер речевого развития у детей. Оно может замедляться, останавливаться, а в ряде случаев иногда наблюдается регрессия (А.Н.Гвоздев; Д.Б.Эльконин и др.), что связано не только с состоянием здоровья и особенностями наследственной программы, но также с потоком информации, поступающим по различным информационным каналам. Существует определенная последовательность в развитии как предречевых вокализаций, так и в усвоении грамматических категорий.

В.А. Богородский выделял 4 периода:

1. Подготовительный период, или период рефлекторных криков и гуления, начинающийся со дня рождения и заканчивающийся на втором году жизни;

2. Период упрощенного произношения слышимых слов, продолжающийся около четырёх месяцев;

3. Период большего приближения к произношению окружающих, продолжающийся около шести месяцев;

4. Период, когда ребёнок, уже достаточно овладевший звуками языка, переходит к обычной речи.

Н.Х. Швачкин выделил два периода в развитии речи детей - дофонемную (просодическую) речь и речь второго периода - фонемную.

А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й - подготовительный - до одного года;

2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до трёх лет;

3-й - дошкольный - до 7 лет;

4-й - школьный.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

· формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

· воспитание орфоэпически правильной речи - умения говорить согласно нормам литературного произношения.

Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входят не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык и белорусский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения.

· формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;

Ребёнок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании.

· выработка дикции - отчётливого внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а так же фразы в целом;

· воспитание культуры речевого общения как части этикета.(1, стр. 212)

Образовательной программой «Пралеска» выделяются следующие задачи по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

Группа «Малыши»:

· формировать у детей основы артикуляции, речевого дыхания, фонематического слуха, широко используя артикуляционные упражнения, фонематические игры;

· стимулировать и поддерживать игры детей со звуками в звукоподражательных словах, упражняя их в правильном произношении гласных и согласных звуков (му-му, га-гага, би-би и т. п.);

· содействовать в овладении малышами к концу раннего возраста правильным произношением гласных (а, о, у, и, ы) и простых согласных звуков (м, б, п, н, т, д, к, г, ф, в).

Группа «Почемучки»:

· содействовать дальнейшему совершенствованию произношения и дифференциации всех гласных звуков, простых в артикуляционном отношении согласных, готовить к усвоению правильного произношения шипящих, свистящих и сонорных звуков;

· развивать речевой слух, дыхание, формировать интонационное чутьё, темп речи, дикцию, силу голоса и выразительность речи;

· содействовать элементарному осознанию особенностей своего произношения, развитию первоначальных умений оценивать свою речь;

· на элементарном уровне знакомить со звуковым составом слова;

· формировать понимание того, что слова и звуки в слове произносятся в определенной последовательности;

· содействовать развитию фонематического слуха, умения подбирать слова с заданным звуком.

Группа «Фантазеры»:

· продолжать формирование четкой дикции, умения регулировать силу голоса, темп речи, речевой слух;

· практиковать в различении на слух и в произношении близких в акустическом и артикуляционном отношении звуков -- свистящих, шипящих, сонорных (с--з, с--ш, ш--ж, л--р и т. Д.), твердых и мягких (р--р", л--л", с--с" и т. Д.), звонких и глухих (д--т, б--л и т. Д.) согласных;

· развивать и совершенствовать интонационную выразительность речи детей;

· поддерживать и развивать интерес детей к звучащему слову (поощрять детское словотворчество, игры со звуками и рифмами, вопросы о звучании и значении слов, толковаИИ их смысла);

· знакомить детей с речевой действительностью: формировать у них представления о слоговом строении слова, словесном составе предложения, умение подбирать слова с заданным звуком, близкие по звучанию слова;

· подготавливать к обучению грамоте в разных формах

Отдельно в программе определены задачи для формирования звуковой культуры белорусского языка, особенностью работы является то, что у детей необходимо сформировать умение произносить отдельные специфические по произношению звуки белорусского языка и не переносить это произношение в русскую речь.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности. При этом важно обеспечить постепенное усложнение материала, его повторение. Последовательность закрепления и дифференциации звуков дается с учетом трудности их произнесения и последовательности их появления в процессе речевого развития (А.И.Максаков, Г.А.Тумакова).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание звуковой культы играет огромное значение в развитии речи ребенка и имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, а так же в ситуации двуязычия в нашей республике.

2. Формы формирования звуковой культуры речи. Этапы обучения дошкольников правильному звукопроизношению

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

1. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2. Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:

1 этап - от 1 года 6 месяцев до 3 лет. В этот период происходит уточнение и закрепление простых в артикуляционных отношениях звуков(гласных, губно-губных, губно-зубных и др. согласных).

2 этап - от 3 до 5 лет. На этом этапе проводиться последовательная отработка основных звуков родного языка. Это подготовка органов артикуляции, а затем уточнение произношения изолированного звука

3 этап - от 5 до 7 лет - этап формирования у детей дифференциации на слух и произношения близких в акустическом и артикуляционном отношении звуков.

Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитании всех сторон звуковой культуры речи вне занятий. С детьми организовываются два вида занятий, содержащих задачу по воспитанию звуковой культуры. Некоторые разделы звуковой культуры речи надо вводить в содержание занятий, решающих иные задачи речевого развития (например, обращать внимание на выразительность и громкость голоса при чтении потешек).

В зависимости от поставленных задач занятия по звуковой культуре речи могут состоять из двух или трех частей. Наблюдения показали, что наиболее рациональной является такая структура: первая часть занятия - задания по уточнению и закреплению правильного произношения звуков; вторая и третья - игры и упражнения по развитию слухового восприятия, словопроизношения, голосового аппарата. Некоторые занятия почти целиком могут состоять из повторения пройденного материала. Занятие по звуковой культуре речи состоит из нескольких частей, обычно связанных между собой общим содержанием. Каждая из частей посвящается закреплению правильного произношения определенной группы звуков, различению их на слух. Как правило, это звуки, родственные по месту образования: губно-губные ([м], [п], [б]), переднеязычные ([т], [д], [н]), губно-зубные ([ф], [в]) и др. Так как закрепление правильного произношения зависит от места образования звуков, то нередко они оказываются и акустически близкими ([п] и [б], [т] и [д], [ф] и [в] и пр.).

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий. Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

1) подготовка артикуляционного аппарата;

2) уточнение произношения изолированного звука;

3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи

Первый этап - подготовительные артикуляционные движения - может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также и в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи. Все три этапа могут осуществляться или на одном занятии, или на двух с перерывом в 1-5 дней.

М.М.Алексеева подчеркивает, что обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

1 этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводятся в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения. Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на статические и динамические. Статические упражнения нацелены на развитие у детей умения удерживать заданный артикуляционный способ («Заборчик», «Баранка», «Горка», «Грибок», «Чашка»). Динамические упражнения направлены на развитие объёма артикуляционных движений («Сладкое варенье», «Гармошка», «Цоканье», «Пистолет и автомат»). Правила проведения артикуляционной гимнастики и некоторые упражнения будут даны в приложении. Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение («Кто как кричит?», «Чей домик?»), артикуляционная гимнастика. Для развития речевого дыхания проводят дыхательные упражнения. Они направлены на выработку диафрагмального дыхания, глубокого бесшумного носового вдоха и длительного ротового выдоха (без надувания щёк).

2 этап - становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением (Правдина О.В.). Постановка звука начинается с легких и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Основной принцип постановки звуков - звуки ставятся группами в зависимости от сходства по месту артикуляции. Постановка звука идет на основе подражания (используем зеркало). Обязательно словесное объяснение способа артикуляции звука.

3 этап - закрепление и автоматизация звуков. . С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно (О.В.Правдина). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце.

4 этап - этап дифференциации смешиваемых звуков. В его основе лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вся работа по воспитанию звуковой культуры речи должна осуществляться поэтапно через разнообразные формы работы на занятиях и в повседневной жизни.

3. Педагогическое руководство процессом воспитания звуковой культуры речи дошкольников, средства и методические приемы

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребёнок должен:

· быть психически и соматически здоровым;

· иметь нормальные умственные способности;

· иметь нормальный слух и зрение;

· обладать достаточной психической активностью.

Педагог должен научить детей осознанно пользоваться интонацией, для этого он использует специальные упражнения и игры на проговаривание скороговорок, чистоговорок, рифмовок.

Для развития речевого слуха детей используют как неречевые, так и речевые звуки.

Формирование правильного произношения звуков является важнейшей составной частью воспитания звуковой культуры речи. Чтобы научить детей четко произносить звуки в словах и фразах, необходимо, прежде всего, уточнить и закрепить их произношение в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях. Начинать нужно с освоения простых звуков (гласных [а], [у], [и], [о], [ы], согласных [н], [п], [б], [т] и т.д.), хотя большинство детей третьего года жизни уже умеют произносить их чисто. Эта работа очень важна, так как наряду с развитием артикуляции происходит подготовка к усвоению более сложных звуков. При обучении детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков отрабатывается дикция (например, произнесение звука [а] при широко открытом рте). Кроме того, формируя правильное произношение звуков на знакомом и простом для детей материале, воспитатель имеет возможность акцентировать их внимание и на звуковом оформлении речи.

Для уточнения и закрепления различных звуков в качестве речевого материала на данном возрастном этапе лучше всего использовать звукоподражания. Знакомя детей со звуком или звукосочетанием, необходимо там, где это возможно, связывать их с каким-нибудь образом (звук [у] - с гудком паровоза или гулом самолета, звук [и] - с криком лошадки и т.д.). В других случаях широко используются различные звукоподражания: тик-так - тикают часы, тук-тук-тук - стучит молоточек, га-га-га - кричит гусь. Уточнению и закреплению звуков способствуют также инсценировки, в которых воспитатель предлагает детям, например, позвать гусенка, показать, как кричит жеребенок (произнести га-га-га или иго-го с целью закрепления звука [г]).

При закреплении звуков в словах надо обращать внимание и на четкость, внятность произнесения всего слова в целом. Отрабатывая произношение слов, не всегда следует добиваться того, чтобы дети в данный момент точно по образцу воспроизводили их, особенно те слова, в которых есть звуки "позднего онтогенеза" (шипящие, согласные [л] и [р]).

Дальнейшее закрепление звуков осуществляется во фразовой речи. Уточняя и закрепляя правильное произношение звуков, воспитатель обращает особое внимание на тех детей, которые с трудом или неправильно их усваивают. Своевременное выявление таких дефектов, оказание помощи детям уже на раннем возрастном этапе имеют большое профилактическое значение. Предупредить недостаток звукопроизношения бывает легче, чем устранить его в более старшем возрасте, так как ребенок быстро привыкает говорить неверно.

Формирование правильного звукопроизношения осуществляется, прежде всего, за счет хорошо развитого слухового внимания и слухового восприятия, поэтому очень важно научить детей внимательно прислушиваться к речи окружающих, используя упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом, различение на слух близких и далеких по звучанию звуков и звукосочетаний.

Для развития голосового аппарата в качестве подготовительных упражнений дети выполняют задания, в которых требуется произносить одни и те же звуки или звукосочетания с различной громкостью. Воспитатель дает образец, а дети подражают, например, голосу какого-нибудь животного. Такие задания необходимы для воспитания интонационной выразительности речи.

Развивая голосовой аппарат малышей, воспитатель должен учитывать их индивидуальные особенности. Если, например, ребенок имеет тихий, слабый голос, следует поощрять даже самое незначительное повышение его громкости, постепенно доводя его до нормы.

Для формирования звуковой культуры белорусского языка необходимо ориентироваться на принцип организации работы по обучению детей белорусскому языку, обучение должно проходить в определенной системе, чтобы не было смешивания двух языков.

Основные приемы работы педагога - дидактические игры и упражнения на развитие моторики органов артикуляционного аппарата, речевого слуха, речевого дыхания детей, на постановку интонации.

Воспитание звуковой культы играет огромное значение в развитии речи ребенка и имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, а так же в ситуации двуязычия в нашей республике. Вся работа по воспитанию звуковой культуры речи должна осуществляться поэтапно через разнообразные формы работы на занятиях и в повседневной жизни.

Важна роль разных элементов звуковой стороны речи при построении любого высказывания. Каждый из элементов по-разному влияет на звуковое оформление изложения текста: от темпа речи, ее громкости во многом зависит понимание его содержания, от дикции также зависит смысловое восприятие произносимого высказывания. В конечном итоге от осознания звуковой стороны речи во многом зависит сила и глубина воздействия высказывания на слушателя.

Конечно, такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая окружает ребёнка. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребёнка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, чтобы пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно. И эта работа должна проводиться систематически.

Для того чтобы ребенок смог в элементарных формах осознавать звучащую речь, фиксировать знания о звуковой стороне ее в своём сознании, а также использовать в собственной речи, необходимо создавать специальные педагогические условия.

Практико-ориентированные задания

1. Конспекты занятий по звуковой культуре речи

Конспект специального занятия по звуковой культуре речи в группе «Почемучки» (4-5 г.ж.)

Тема: «Звук Ц»

Программное содержание: учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированно, в словах, слогах, чистоговорках). Совершенствовать интонационную выразительности речи. Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, подвижность языка. Воспитывать усидчивость, внимание.

Ход занятия:

1. Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»

«Проснулся язычок, в вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

2. «Гулял язычок в лесу, заблудился и заплакал. Как? (Уа) вспомнил как нужно звать на помощь и закричал. Как? (Ау). Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в лесу песенку, и стал слушать: Ц-ц-ц-ц-ц. Кто же это поет? - думает язычок. И вдруг увидел белочку. Белочка сидит на ветке и цокает: ц-ц-ц. Какую песенку поет белочка?» Дети повторяют по очереди.

«Идет язычок по лесу и поет песенку белочки, встретил петушка (пальчиковая гимнастика). Петушок спрашивает: «Вы не видели курочку и цыплят?» (ответы детей). Ребята, как можно позвать цыплят? (цып-цып-цып). Дети зовут цыплят и сыплют зернышки (пальчиковая гимнастика). Прибежали цыплята, клюют зернышки. Тут цыплят заметила кошка Царапка. Как зовут кошку? И говорит: «Сейчас я цыплят цап-царап». Что сказала кошка? (ответы детей). Скажите ей: «Ц-ц-ц-Царапка, не пугай цыплят!» (дети повторяют). Царапка испугалась и убежала.»

3. «Тут пришла курица и снесла яйцо». Выставляются картинки.

Проговаривание чистоговорок:

«Цо-цо-цо - снесла курица яйцо» или «Цо-цо-цо-у курицы яйцо».

4. Итог занятия, поощрение детей (картинка-раскраска: курица с яйцом).

Конспект занятия по развитию речи в группе «Почемучки» (3-4 г.ж.)

Тема: «В гостях у игрушек»

Программное содержание: пополнять и активизировать словарь детей, используя художественную литературу; употреблять существительные с обобщающим значением; закреплять правильное речевое дыхание, произношение звука -с- в словах, чистоговорках, стихотворениях. Совершенствовать отчетливое произношение слов, развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи. Воспитывать желание говорить правильно, красиво.

Активизация словаря: игрушки: самолет, мишенька, заинька.

Материал и оборудование: Демонстрационный: ширма, игрушки (мяч, мишка, зайка, бычок, самолет), цветок «Речецветик». Раздаточный: бумажные разноцветные самолетики.

Организация и методика проведения:

(Воспитатель с детьми заходит в группу и подходят к цветку «Речецветик»):

Ребята, посмотрите на Речецветик. Вчера мы с вами получили первый лепесток. Сегодня нам предстоит очень ответственно потрудиться, правильно выполнять все задания, чтобы Фея Королевства Правильной речи прислала нам еще один лепесток. За заданиями сегодня мы пойдем к героям книги А. Барто «Игрушки». (Показываю книгу).

Эту книгу написала Агния Барто, о чём эта книга?

О мяче, грузовике и т.д.

Скажите, как можно назвать их одним словом?

Игрушки.

Правильно.

Подводит детей к столу, на котором находятся игрушки: мяч, самолет, мишка, зайка, бычок.

Посмотрите, ребята, вот эти игрушки будут вам давать задания. А теперь проходите и садитесь на стульчики.

Отгадайте, какая игрушка задаст вам первое задание.

Его пинают, а он не плачет

Его бросают назад, он скачет.

1-2 ребенка читают стихотворение «Мяч» А. Барто.

Молодцы, а теперь послушайте следующую загадку:

Он косолапый и сосет он лапу.

Правильно. А Мишка предлагает вам поиграть с ним в игру "Скажи ласково". Мы с мишкой будем говорить первое слово, а вы нам ответите ласково и прохлопаете это слово.

Воспитатель: слон Дети: слоник Воспитатель: мяч Дети: мячик Воспитатель: кукла Дети: куколка Воспитатель: мишка Дети: мишенька

Воспитатель: флаг Дети: флажок Воспитатель: машина Дети: машинка Воспитатель: бык Дети: бычок

Молодцы! Ребята, Мишка тоже хочет послушать стихотворение про себя.

(1-2 ребенка читают стихотворение «Мишка» А. Барто)

Хорошо, ребята, Мишка сказал мне, что вы очень красиво читали стихотворение.

(Слышатся звуки «му-му»)

Ребята, вы слышите? Кто это может так здороваться?

Правильно. Следующее задание даст вам Бычок. Он предлагает нам показать как мы хорошо играем в «Самолет».

(Предлагает детям встать в круг лицом. Вместе читаем стихотворение «Самолет» А. Барто и выполняем движения).

Самолет построим сами -стоим на одной ноге, руки в стороны

Понесемся над лесами -бежим по кругу с поднятыми в сторону руками

Понесемся под полями -меняем направление,.

А потом вернемся к маме. - Приседаем.

Молодцы! Давайте сядем на свои стульчики и узнаем, что еще нам нужно сделать.

Ребята, Бычок тоже хочет послушать стихотворение про себя и хочет, чтобы вы его прочитали по очереди. Порадуем Бычка?

Хорошо, ребята, думаю, что Бычок доволен. А теперь слушайте, какая будет следующая игрушка: «Зимой белый, летом серый».

Правильно! Зайчик мне тоже что-то шепчет. Он не умеет правильно говорить -с- и просит научить его. Давайте покажем ему, как нужно соединять зубки, чтобы звук получился и расскажем чистоговорку (дети делают улыбочку с открытым ртом, зубы соединены, выдувают воздух произносят -с-с-с-с-с).

Са-са-са-вот летит оса ритмично хлопают

Су-су-су- вижу я осу смотрят через «очки» вправо-влево

Сы-сы-сы-боюсь я осы стучат кулаком об кулак

Молодцы. Еще Зайка спрашивает, знаете ли вы про него стихотворение?

Да, знаем.

Прочитаем? -Да

(1-2 ребенка читают стихотворение «Зайка» А. Барто)

Ребята, а какая игрушка нам еще не давала задание?

Самолет!

Правильно.

(Поднимаю самолет и нахожу под ним коробку)

Смотрите, а под самолетом коробка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней?

Ребята, это записка от самолета. Давайте почитаем: "Здравствуйте, ребята! Научите меня и моих друзей правильному дыханию. Мои друзья - это бумажные самолётики. А Сашу и Игоря мы просим прочитать про нас стихотворение". Вот такое письмо, ребята. Сначала мы научим их правильному выдоху

(Раздает самолетики детям и вместе читаем: «Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем». Затем дети дуют на свои самолетики так, чтобы крылья зашевелились)

Вот смотри, Самолет, так нужно дуть. А теперь слушай стихотворение про тебя.

(Дети по очереди читают стих "Самолет" А. Барто)

Молодцы, ребята, я думаю, что игрушкам понравилось как мы сегодня потрудились на занятии, старались говорить красиво и правильно, потому что они принесли нам второй лепесток цветка "Речецветик". Давайте мы его прикрепим к цветку

Скажите, что для вас сегодня было самым интересным? А трудным?

2. Игры и фонетические упражнения для индивидуальной работы

Примеры артикуляционных упражнений.

1.Упражнение «Улыбка» (проводится практически для постановки всех звуков)

Цель: укрепление губ

Ход упражнения: губы удерживаем в улыбке, зубы не видны

«Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам

Улыбаются, смеются,

А глаза у них как блюдца»

2. упражнение «Лопаточка»

Цель: выработать умение делать язычок широким, удерживать в спокойном, расслабленном состоянии

Рот открыт, губы в улыбке, зубки обнажены. Широкий кончик языка лежит на нижней губе. Следим за тем, чтобы язычок был расслаблен.

«Язык лопаткой положи

И под счёт его держи

Язык нужно расслаблять»

3. Упражнение «Хоботок»

Цель: укрепление круговой мышцы рта, формирование умения удерживать губы трубочкой

Вытягиваем губы трубочкой как при звуке «у»

«Подражая я слону

Губы хоботком тяну

И на трубочку похожа

Погудеть в неё мы можем»

4. Упражнение «Пирожок»

Цель: закреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка

Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут, боковые края слегка подняты. В последней линии образуется желобок. Удерживаем на счет 1-10; следить за тем, чтобы губы не помогали язычку и оставались неподвижными

«Я хотел устроить бал

И гостей к себе позвал

Взял муку и взял творог

Испёк рассыпчатый пирог»

Сказка «Зоопарк»

Жил - был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправились в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок увидел. Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был...бегемот.

Рот пошире открываем, в бегемотиков играем;

Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.

А потом закроем рот - отдыхает бегемот.

Посмотрел Язычок на бегемотика и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-ква-ква. Это были... Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вот сейчас тяните губки -

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там вроде никого нет, только длинный шланг лежит посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это... змея. Давай изобразим её.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Я - веселая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко -

Стук копыт услышишь звонкий.

Покатался Язычок и вдруг подумал, а не пора ли ему домой? Посмотрел на часики, надо узнать который час. Покажи, как работают часики.

Тик - так, тик - так,

Язычок катался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

К сожалению, пора домой. Купил Язычок несколько шариков в подарок маме и стал их надувать. Некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. Надуть одну щеку - сдуть. Затем другую.

Я надул воздушный шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик, не беда!

Новый шар надую я!

«До свиданья, зоопарк!» - сказал Язычок и весёлый пошёл домой.

Дидактические игры

1.«Красный - белый»

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух

Оборудование: по 2 кружка на каждого ребёнка (красный и белый)

Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове есть звук, дети поднимают красный кружок, если нет - белый.

2. «Звенит - жужжит»

Цель: дифференциация звуков «з» и «ж»

Описание игры: Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову в названии, которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребёнку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук «з», он говорит «звенит», если «ж» - «жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

3. «Тише, тише: Маша пишет!»

Цель: автоматизация звука «ш» в предложении

Описание игры: дети, взявшись за руки, ходят вокруг девочки (Маши) или мальчика (Миши) и тихо говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место), а тот, кого Маша догнала должен сказать слово со звуком «ш». Потом выбирают новую Машу.

Примечание: педагогу следует следить за тем, чтобы дети говорили неторопливо, чётко, вполголоса.

4. «Будильник»

Цель: автоматизация звука «р»

Описание игры: Все дети ложатся спать. Один ребёнок - будильник. Педагог говорит, в котором часу нужно разбудить детей, начинает медленно считать. Когда он произносит названное для подъема время, будильник начинает трещать «р-р-р». Все дети встают.

5. «Чей ты, ручей?»

Цель: автоматизация йотированных звуков в тексте

Описание игры: Выбирается ведущий. Он подходит то к одному, то к другому ребёнку и задаёт вопросы, а дети ему отвечают

Ведущий: Чей ты, чей, лесной ручей?

Ручей: Ничей!

Ведущий: Но откуда ж ты, ручей?

Ручей: Из ключей

Ведущий: Ну, а чьи же те ключи?

Ручей: Ничьи!

Ведущий: Чья берёзка у ручья?

Ручей: Ничья!

Ведущий: А ты, девочка - лапушка, чья?

Девочка: Я мамина, папина и бабушкина.

К сожалению, мы не можем привести примеры всех игр, так как их очень много. Это и знаменитая «Мышеловка» (автоматизация звука «ш» в тексте), и «Пузырь», также любимая многими детьми «Карусель». Многие игры используются как подвижные.

Дидактические упражнения «Назови предмет»; «Угадай по голосу»

Цель: учить детей четко артикулировать звук у (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), произносить его долго и плавно на одном выдохе; побуждать детей произносить (по подражанию) звуки с разной громкостью; развивать слуховое внимание.

Ход занятия.

Педагог говорит, что умеет вытягивать губы и складывать их дудочкой (показывает). Предлагает детям воспроизвести артикуляцию. Упражнение повторяется 2 -- 3 раза. Оно подготавливает артикуляционный аппарат к произношению звука у.

«Однажды, -- говорит педагог, -- Язычок услышал, как пел паровоз. Он пел так: у-у-у. Как пел паровоз?

У-у-у -- песня паровоза. Язычку она очень понравилась. И решил он выучить песню паровоза. Сначала Язычок запел негромко. Как он запел? Потом громче…

Чтобы и у вас получилась песня паровоза, надо вытянуть губы, сделать их как трубочки и протяжно произносить: у-у-у». (Хоровые повторения и 5 -- 6 индивидуальных.)

«Я слышу чей-то голос: кря-кря-кря,-- говорит воспитатель. -- Кто это? (Утенок.) Если этого утенка ласково позвать: уу-тя-уу-тя, он непременно откликнется на зов». Воспитатель предлагает семи-восьми детям по очереди позвать утенка. Тот подходит и «клюет» с ладони ребенка «крошки».

Воспитатель снова обращается к детям: «Дети» послушайте, как воет в лесу голодный волк: у-у-у! Страшно!» Предлагает поиграть в зайцев и волков. Дети 3 -- 4 лет (волки) протяжно, с разной сило» голоса произносят звук у, а малыши 2,5 -- 3 лет (зайцы) прячутся. Затем воспитатель говорит, что волки далеко, их не слышно и не видно, поэтому зайцы могут выйти на полянку, порезвиться. Зайцы радостно скачут. Далее снова раздается протяжный и негромкий вой волков. Постепенно он усиливается. Зайцы возвращаются на стулья, затихают. «У-у-у, -- на этот раз воспитатель произносит звук у протяжно, но совсем тихо, -- волки далеко, и зайцам можно пока не бояться...» Игра повторяется 3 -- 4 раза.

Воспитатель показывает коробку, объясняет, что в ней лежат картинки и предметы. Каждый ребенок выходит к его столу и выбирает что хочет. Дети 2,5 -- 3 лет только называют предмет, а 3 -- 4-летние, выбрав картинку (предмет), показывают ее товарищам по группе и спрашивают: «Кто (что) это, девочки и мальчики?» В коробке должно быть 9 -- 10 картинок и предметов. Звук у в названии предмета должен быть ударным: капуста, гусь, курица, кубик, пуговица, Снегурушка и т. п.

«У дедушки и бабушки была внучка Снегурушка, -- напоминает воспитатель начало сказки. -- Кто был? Однажды Снегурушка пошла в лес и заблудилась. Сидит, горько плачет да припевает:

Ay, ay, Снегурушка,

Ау, ау, голубушка,

(Произносится негромко, с печальной интонацией и выделением звука у.)

Как припевала Снегурушка? (Дети повторяют припевку 2 раза.)

А что если нам покричать Снегурушке? Вдруг она нас услышит? (Дети произносят ау 2 -- 3 раза: вначале тихо, потом громче.)

Не отвечает Снегурушка? Наверное, ее уже отыскали и домой привели».

Воспитатель предлагает поиграть. Вызванный им ребенок встает спиной к детям, а кто-нибудь из сидящих произносит припевку Снегурушки. Водящий определяет, чей голос услышал. Если угадывает, его место занимает тот, кто говорил припевку. Если ошибается, ему дается вторая попытка. В случае неудачи назначается новый ведущий.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип./ М.М. Алексеева, Б.И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». / А.М. Бородич - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

3. Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок// Дошкольное воспитание. 2003, - №8

4. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2-е изд./ А.И. Максаков - М.: Мозаика - Синтез, 2005, -64 с.

5. Пралеска: программа дошкольного образования/ сост. Е.А. Панько и др.? Минск: НИО; Аверсев, 2007

6. Работаем по программе «Пралеска»: методические рекомендации/ сост. Е.А. Панько и др.? Минск: НИО; Аверсев, 2007

7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. -- 2-е изд., испр. -- М.: Просвещение, 1979.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 «Дошк.воспитание». - М.:Просвещение, 1989, - 239 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности современных методик проведения занятий по развитию речи с детьми в детском саду, в том числе с книгами и картинками. Задания на воспитания звуковой культуры речи дошкольников. Дидактические упражнения "Назови предмет" и "Угадай по голосу".

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

    Методика обследования звуковой стороны речи у детей. Этапы обучения правильному звукопроизношению. Содержание, структура и методика занятий по формированию слово- и звукопроизношения в разных возрастных группах. Основные типы нарушения произношения.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2011

    Основные задачи, содержание и методика работы по воспитанию звуковой культуры речи в возрастных группах. Развёрнутый план занятия для детей младших групп по формированию правильного звукопроизношения звуков "с" и "ш". Звуковая культура речи (звук з).

    контрольная работа , добавлен 15.01.2012

    Психофизиологические основы восприятия звуков, основные понятия звуковой культуры речи. Этапы становления фонематического слуха. Особенности фонетических нарушений речи детей дошкольного возраста. Специфика работы по воспитанию звуковой культуры речи.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2010

    Понятие звуковой культуры речи и её значение для развития личности ребёнка. Задачи и содержание работы по звуковой культуре речи в старшей группе. Опытно-экспериментальная работа. Анализ результатов диагностики. Рекомендации по результатам диагностики.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2017

    Подходы к изучению проблемы, особенности развития звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Возможность дидактической игры в развитии речи и воспитании детей дошкольного возраста. Методические рекомендации к проведению дидактических игр.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2011

    Формирования звуковой стороны речи. Возрастные особенности развития культуры речи. Полноценное формирование фонетики и фонематики. Лексикограмматический компонент речи. Воспитание звуковой культуры речи. Формирование правильного произношения звуков.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2011

    Особенности формирования звуковой культуры речи младших школьников через изучение литературы по теме и апробацию артикуляционных упражнений. Создание сборника игр и артикуляционных упражнений по формированию звуковой культуры речи младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2012

    Психолого-педагогические основы обучения звуковой культуре речи дошкольников. Методы и приёмы работы по формированию фонематического слуха, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, темпа речи, орфоэпической правильности, выразительности речи.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2016

    Проблема воспитания звуковой культуры речи. Основы формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Роль фонематического восприятия в развитии речи. Использование в обучении дошкольников сюжетно-ролевых, подвижных и народных игр.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!