Шпаргалка: Стресс в современном обществе. Стресс в современном мире — причины и способы победить

Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17


Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

4. Изучить методы борьбы со стрессом.

5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.


1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А. А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу. Одни из них был назначен «главным». При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера – только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности .

Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс-изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни. Для многих людей перемены в образе жизни, работы, местожительства не прошли бесследно – рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно – психическим перенапряжение, служит тому доказательством.

Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента .

Последствия стресса могут проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Высокий уровень стресса является причиной обострения многих сердечно-сосудистых, язвенных, нервно-психических заболеваний.

Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Высокий уровень стресса сопровождается психическим напряжением, которое на стадии истощения характеризуется беспокойством, раздражительностью, депрессией.

Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой работе. Апатия, опоздания, отсутствие на работе без уважительной причины – вот наиболее часто встречающиеся симптомы стресса. Алкоголизм и наркомания также зачастую являются попыткой «уйти» от проблем .

При длительном стрессе происходят изменения не только в самочувствии и работоспособности человека, но и в характере его социального поведения, общения с другими людьми.

А. Китаев - Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса .

Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники – как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.

Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.

Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях .

1.3 Методы борьбы со стрессом

Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, которые прямо и непосредственно оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность их трудовой деятельности. Борьба с чрезмерным стрессом – это прежде всего выявление и устранение стрессоров – факторов, его вызывающих. Они могут быть выявлены на двух основных уровнях: на индивидуальном – определение факторов, вызывающих стресс у конкретного работника и требующих изменений в организации и условиях его труда; на уровне организации – определение факторов, негативно влияющих на значительную группу работников и требующих изменений в деятельности всей организации.

Существуют несколько методов работы, направленных на уменьшение стресса в организации .

Во-первых, это мероприятия, связанные с изменением условий труда и включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы. Их следует проводить уже на стадии отбора, подбирая людей, отвечающих требованиям рабочих заданий, способных без внутреннего напряжения справиться с порученной работой.

Во-вторых, это изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий. Например, сотрудники могут испытывать стресс, в связи с проводимой реорганизацией, разъяснение политики компании, привлечение большого числа работников к этому процессу помогут снять напряжение и вызванный им стресс.

В-третьих, непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия – физкультурные паузы, обеспечение, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и тому подобное.

Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально – психологические особенности людей. Те меры, которые будет позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. Так, например, часто в пособиях по организационному поведению и управлению персоналом говорится о том, что необходимо разнообразить и обогатить содержание труда работников. Многие считают это универсальным средством борьбы со стрессом. Однако подобная рекомендация должна использоваться с учетом индивидуальных особенностей работников. Так, для одних оптимальным является разнообразие труда, а для других – постоянство и привычные формы работы.

Не следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.


Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:

1. Для эффективного достижения результатов важно отношение работников к своей работе. Они должны: четко понимать ее смысл; знать, чего от них ждет учреждение; быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой. Если роль сопряжена с чрезмерным стрессом, то руководство может прореагировать на это следующим образом: уточнить роль человека в общей работе; снизить нагрузку; применить методы снижения стресса, если он имел место (например, организовать встречу работника с теми, кто вызывает проблемы, чтобы выработать решение).

2. Также важна корпоративная культура школы, которая, диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру формируют и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

3. Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе компании. Некоторые программы имеют конкретную ориентацию:

Злоупотребление алкоголем и наркотиками;

Перевод на другое место;

Консультирование в области карьеры и т.п.

Другие носят наиболее общий характер:

Программа эмоционального здоровья;

Центр содействия работникам;

Программа оценки здоровья;

Специальные услуги здоровья.

Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом – клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.

4. Клинические программы. Такие программы основаны на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:

Диагноз. Человек, который, испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.

Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.

Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.

Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.

Заключение

Итак, в первой главе, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром – приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.

Существует три стадии стресса – тревога, сопротивление, истощение. Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Рассмотренные примеры в первой главе показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Также мы рассмотрели основные причины и последствия стресса в школе. Выяснили, что при всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить - они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет. Работа инспектора отдела кадров связана с действием на него многочисленных стрессоров. А лидерская позиция вызывает у человека особое нервно-эмоциональное напряжение.

Что же касается последствий стресса, рассмотренных в первой главе, то можно сказать, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Выделили три вида дезорганизующих особенностей общения. Что же касается рекомендаций по данной теме «Управление стрессами», то нужно отметить следующие пункты.

Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой.

Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.

Также важна корпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру школы формирует и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе школы.

Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах компании.


Список литературы:

1. Волкова И. А. Основы менеджмента: Учебное пособие для студентов специальности «Управление персоналом».- Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005.- 292 с.

2. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2007

3. Гринбер Дж.Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002

4. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

5. Иванов С. В. Основы менеджмента: Учебное пособие.- 1-е изд., .- М. : Дрофа, 2007

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004

7. Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. -2007 . - № 7 – С.98-105

8. Котова И. Б. , Канаркевич О.С. , Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.

9. Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М. 2003. -448с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007.

12. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : 2005. – 288 с. с.111-115.

Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа.-2000.-№ 7.-С.98-105.

Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

Стресс (от англ. stress - напряжение, давление, нагрузка) - состояние нервно-психической напряженности организма, возникающее в трудных, экстремальных ситуациях.

Стойкое напряжение возникает в ответ на действие чрезвычайно сильных или длительно действующих раздражителей окружающей среды и сопровождается комплексом защитных физиологических реакций: изменения в поведении, психике и физиологическом состоянии человека.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон(Walter Cannon) для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»), а знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье стал использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения(«синдром, вызываемый разными повреждающими агентами»).

Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса:«Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов».

Таким образом, слово «стресс» определяет состояние организма, при котором он пытается адаптироваться к сложным условиям жизни. Когда человек подвергается чрезмерному физическому или психическому напряжению, его организм сначала пытается защититься. Но потом приспосабливается, и реакция на повышенное напряжение становится оптимальной. Такое состояние называется положительным стрессом. Он необходим для нормального психического развития человека и адаптации к окружающей среде. Но часто организм не способен справиться с умственными или физическими перегрузками. В таком состоянии любое дополнительное напряжение может нарушить нормальное состояние человека и вызвать болезнь. Поэтому, выделяют положительную (эустресс ) и отрицательную (дистресс ) формы стресса:

Эустресс - имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

«Положительный» стресс (вроде, выигрыша в миллион долларов или внезапно объявившегося престарелого родственника - нефтяного магната :о) ) ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, разумеется, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует.
К сожалению, основная черта эустресса - кратковременность. Эустресс часто называют лечебным стрессом, потому что он способствует генерации «лечебных» положительных эмоций.

Дистресс - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Дистресс представляет собой нервное расстройство, вызванное неблагоприятными событиями в жизни человека. Плохой стресс очень часто становится причиной потери контроля над сложившейся ситуацией. Смерть любимого, финансовые проблемы, высокий уровень ответственности и чрезмерные нагрузки на работе, напряжённые отношения с другими людьми или хронические заболевания - все эти события могут стать причиной дистресса. Дистресс может быть острым или хроническим. Если острый стресс, как правило, недолговечен, то хронический стресс может принимать весьма серьёзные масштабы.
По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.

По характеру воздействия стресс разделяют на

Нервно-психический (эмоциональный),

Тепловой или холодовый,

Световой,

Антропогенный и другие стрессы.

Существует распространённое заблуждение:

В современной массовой культуре под стрессом понимается вовсе не физиологическая реакция организма на внешние факторы.Появилась тенденция отождествлять стресс просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен термин, означающий «напряжение» в переводе с английского) - так называемый «психологический» стресс. Однако, стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая определённые симптомы

Вот основные симптомы:

  • Раздражительность.
  • Рассеянность
  • Бессонница.
  • Апатия.
  • Повышенная возбудимость
  • Перепады настроения.
  • Постоянная усталость
  • Неспособность сконцентрироваться.
  • Ухудшение памяти
  • Импульсивность поведения.
  • Плаксивость.
  • Иногда возможны, так называемые «психосоматические» боли в области головы, спины,желудка
  • Зависимость:резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет, с одновременно появившимся пристрастием к алкогольным напиткам.
  • Ночные кошмары.
  • Гиперактивность.
  • Тревожность.
  • Маниакальное поведение.

Симптомы стресса во многом зависят от устойчивости нервной системы. То, что заставляет одного человека буквально лезть на стену, может совершенно не действовать на другого. И в то же время, устойчивость нервной системы - это не единственный фактор, влияющий на формирование симптомов стресса.

Что происходит с организмом человека?

Пытаясь справиться со стрессом, мозг стимулирует выделение адреналина. Это химическое вещество поступает в почки, начинается процесс, при котором накопленный гликоген превращается в глюкозу, тем самым усиливая кровоток. Кровяное давление повышается, дыхание учащается (чтобы активизировать поступление кислорода в кровь), что нарушает процесс пищеварения. Когда в организме такой химический процесс регулярно повторяется, явление становится хроническим. В таком состоянии малейшее раздражение, даже легкое возбуждение, может вызвать чрезмерную реакцию, которая изнуряет организм. Стресс - это не болезнь, а защитный механизм, но если такая защита превращается в хроническую, то человек становится уязвимым для болезней.

Влияние стресса на человека

В современном мире стресс является привычной частью жизни каждого из нас.

Стресс - это нормальная физиологическая реакции организма человека на воздействие факторов внешней среды.

Стресс, в зависимости от его продолжительности, оказывает либо краткосрочное, либо долгосрочное влияние на организм человека. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Краткосрочное влияние стресса:

  1. Приток крови к жизненно важным органам. Активнее всего происходит кровоснабжение сердца и мозга.
  2. Увеличение частоты сердечных сокращений - обогащение крови кислородом.
  3. Повышенный расход гликогена из мышц и печени для производства большого количества глюкозы.

Влияние стресса на организм человека зависит не только от его продолжительности, но и от качества самого стресса. Положительный краткосрочный стресс - это своеобразная закалка для нашего организма, укрепляющая нервную систему. Эустресс оказывает положительное влияние на организм человека. В то время как отрицательный краткосрочный стресс не несёт ничего хорошего.

Изменения в организме человека, вызванные стрессом, проявляются в виде краткосрочных эффектов. Боль в груди, учащенное сердцебиение, одышка. Гусиная кожа, холодный пот, сухость во рту, бессонница, потеря аппетита, проблемы с концентрацией внимания, расстройства памяти, дискомфорт в животе, вспышки гнева - всё это разнообразная реакция нашего организма на стресс.

Долгосрочное влияние стресса:

В случаях продолжительного или постоянно повторяющегося стресса наш организм находится под постоянным влиянием стресс - гормонов. Это приводит к постоянно высокому уровню кровяного давления и другим функциональным изменениям. Постоянное влияние гормонов может привести к необратимым физиологическим повреждениям мозга и других органов.

Всем знакомы долгосрочные последствия стресса: хроническая головная боль, тревожность, перепады настроения, наркомания, потеря или увеличение массы тела, нарушения памяти, бессонница, снижение полового влечения, обострение хронических заболеваний, высокая вероятность инфаркта или инсульта.

Как продолжительный, так и краткосрочный отрицательный стресс, опасен для здоровья. Это доказывают данные многочисленных исследований. С последствиямитакого средства

Последствия стресса


Негативный продолжительный стресс оказывает влияние на ключевые системы и органы организма:
  • Иммунная система . Частые простудные и инфекционные заболевания, острая подверженность таким заболеваниям, как рак и рассеянный склероз.
  • Нервная система . Неспособность сконцентрироваться, потеря памяти, недостаточная ясность ума.
  • Полость рта . Простудные заболевания.
  • Сердечно-сосудистая система . Учащенное сердцебиение, высокое артериальное давление, риск сердечных приступов.
  • Мышцы. Постоянное мышечное напряжение при стрессе может привести к болям в шее, спине или плечах. Стресс может стать причиной ревматоидного артрита. Напряжение, судороги и нервный тик.
  • Пищеварительная система . Гастрит, язвенная болезнь, запоры, диарея, раздражение кишечника и колит. Если у вас есть хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, стресс, может вызвать их обострение.
  • Репродуктивная система . Задержка менструаций, неспособность испытывать оргазм, импотенция, преждевременная эякуляция, угасание сексуальности.
  • Дыхательная система . Аллергия и астма.
  • Кожа. Раздражение, сыпь. Стресс усугубляет такие кожные проблемы как псориаз и акне.
  • Выпадение волос.

Типы стрессов

Есть несколько видов стресса. Все они заслуживают внимания. В некоторых случаях стресс едва ощутим, в других требуется срочная помощь.

  • Стресс обстоятельств . Этот тип стресса периодически переживает каждый из нас - например, во время напряженной ситуации на работе, сдачи экзаменов. От таких стрессов мы только выигрываем, поскольку они заряжают нас энергией и вдохновляют, что помогает нам развиваться и действовать. В большинстве случаев такой стресс можно контролировать. Если вы ведете размеренный образ жизни, то во время такого стресса за свое здоровье можете не опасаться.
  • Гиперстресс. Эта разновидность стресса чаще встречается у трудоголиков. Гиперстресс - результат длительных эмоциональных или физических перегрузок. Человек, страдающий гиперстрессом, как правило, срывается по пустякам. Даже мелочи вызывают у него бурную эмоциональную реакцию. Вы наверняка страдаете от гиперстресса, если Вы работающая мать, которой приходится постоянно лавировать между работой и семейными обязанностями. Состояние финансовой напряжённости или жизнь в бешеном темпе - всё это может стать причиной гиперстресса.
  • Гипостресс. Гипостресс является полной противоположностью гиперстресса. Этой разновидности стресса часто подвержены работники, занятые на монотонном производстве (фабричные рабочие). Гипостресс может стать причиной плохого настроения и постоянного беспокойства.
  • Хронический стресс . Конфликты, семейные проблемы, непосильные задачи на работе, проблемы с детьми и/или трудные жизненные условия могут привести к хроническому стрессу. Подобные неприятности подвергают риску ваше физическое и психическое здоровье. Если вы страдаете от такого стресса, вам необходимо обратиться к специалисту.

Стресс может поразить Вас в любой момент и в любом возрасте.

Женщины и мужчины реагируют на стресс по-разному. Доказано, что определенные напряженные ситуации женщины переживают меньше, чем мужчины, хотя в целом женщины страдают от стресса гораздо больше.

Чтобы выявить стресс, составьте список физических, психических и эмоциональных симптомов, которые расстраивают вас - как в личной жизни, так и на работе. А затем сравните их с симптомами, указанными выше. Вы поймете, требуется ли вам медицинская помощь, чтобы избавиться от стресса.

Дети и стресс

Дети испытывают стресс, когда они находятся под психологическим давлением или когда стрессу подвержены их родители. Если такая ситуация затягивается или становится повседневной, дети привыкают к повышенному уровню адреналина в крови.

Постепенно они начинают чувствовать себя некомфортно, когда у них появляется возможность успокоиться. Позже, повзрослев, некоторые люди сами создают себе напряженные ситуации, потому что не могут выдержать состояния покоя.

Профилактика стресса

Профилактика стресса - лучшее лекарство от стресса и его последствий. Профилактика стресса чем-то напоминает правила личной гигиены - мы моем руки перед едой, чистим зубы и принимаем душ, поскольку хотим быть здоровыми - ведь в здоровом теле здоровый дух.

И чтобы негативный стресс обходил Вас стороной, важна профилактика стресса, которая включает вобщем-то всем известные рекомендации:

  • Ведите здоровый образ жизни: правильно питайтесь, занимайтесь спортом, потребляйте достаточное количество чистой питьевой воды, высыпайтесь.

НЕ переедайте и НЕ злоупотребляйте

Сон столько, сколько хочется и еще немножко.

  • Старайтесь контролировать сложные ситуации

Научиться сохранять самообладание в сложных ситуациях трудно, но это необходимо. Старайтесь всегда оставаться в хорошем настроении, как бы трудно это ни было.
Возможно, следующие рекомендации помогут Вам в этом:

  • Найдите баланс между работой и отдыхом. Вот несколько уникальных рецептов для поднятия жизненного тонуса:

Горячий шоколад, пушистый плед, удобное кресло и старая любимая книжка.
- Хорошее вино, шоколад, орехи и страстный любовник.
- Хотя бы кратковременный отпуск в теплых краях в приятной компании или в одиночестве, на Ваш вкус.

  • Выделите время только для себя , чтобы побыть в одиночестве и насладиться им:

Можно попробовать медитировать, заняться йогой
- Настоящая русская баня, с парилкой, вениками и прыжками в сугроб.
- Общение с природой: лес, поле, огород
- Или симпатичными животными: кошками, собаками, лошадьми.

  • Определите приоритеты и жизненные цели.

Для этого можно использовать самый обычные ежедневник: когда вы запишите все предстоящие дела в ровный столбик в соответствии с их приоритетностью, мир покажется гораздо проще и дружелюбнее.

  • Любите себя и будьте добры к людям.

А люди, которым Вы нужны, которые Вас любят, ценят, поддержат, поймут и развеселят в любой ситуации.


Эти простые правила помогут существенно ограничить влияние стресса.

Будьте здоровы!

Под словом «стресс» многие подразумевают истощение человеческого организма. Однако его первоначальное толкование звучит иначе. «Стресс» переводится как напряжение, давление. Таким образом, это физическая или психическая нагрузка, которую испытывает человек во время изменения жизненных условий, факторов среды.

Стресс – это физиологическая реакция, направленная на приспособление и выживание.

Совсем иное понятие «дистресс». Это крайняя степень истощения, вызванная длительным напряжением и неспособностью человека с ним справиться.

Факторы стресса

Для полноценного функционирования человек, как и любое живое существо, приспосабливается к среде обитания. На него действуют следующие группы факторов:

  • Физические: колебание температуры, атмосферного давления, ультрафиолетовое излучение.
  • Химические: воздействие токсинов, агрессивных веществ.
  • Биологические: проникновение в организм бактерий, вирусов.
  • Механические, например травмы.
  • Психогенные. Эта группа играет особую роль в жизни современного человека. Именно из-за психогенных факторов он испытывает наибольший стресс. Напряжение на работе, быстрый ритм городов, трудные события в жизни, информационная нагрузка – всё это воздействует на нас если не каждый день, то регулярно и часто.

Биохимия и положительная роль стресса

Стресс играет позитивную роль. Допустим, на нас действует конфликтная ситуация, когда необходимо быстро действовать – нападение дикого животного. Активируется симпатическая нервная система, надпочечные железы выделяют гормоны адреналин и норадреналин, которые повышают артериальное давление, учащают дыхание, мобилизуют запасы глюкозы, приостанавливают процесс пищеварения, чтобы сберечь энергию для защиты.

Если стресс длительный (например, психогенный), в ход идут другие гормоны – глюкокортикоиды. Они влияют на жизнедеятельность человека в долгосрочной перспективе, стимулируя обмен веществ и переключая организм на использование резервов, таких, как гликоген, который расщепляется в глюкозу. Таким образом, стресс, какого бы происхождения он не был, дает нам толчок, чтобы мы полноценно функционировали и выполняли работу.

Этапы стресса

В 1936 году Ганс Селье, известный физиолог, выдвинул теорию, согласно которой было выделено три этапа стресса:

Предрасположенность к развитию патологического стресса

Все без исключения люди испытывают на протяжении своей жизни стресс. Ганс Селье сравнивал его приправой, солью, без которой блюдо становится невкусным. Стресс придает вкус жизни, а те, кто никогда его не испытывают и живут в идеальных, «тепличных» условиях, не чувствуют радости. У них развивается депрессия, дисфория (болезненное настроение), апатия ко всему.

К примеру, в романе-антиутопии О. Хаксли «Дивный новый мир» люди жили в идеальном обществе, где любая агрессия и напряжение были исключены. Однако им периодически назначали дозу «переживаний» в виде препарата, который стимулировал выработку гормонов стресса, дабы уберечь от депрессии.

Люди из-за своих психических и характерологических особенностей переживают стресс по-разному. Один человек действует, использует внешние обстоятельства, чтобы справиться с возникшей проблемой. Другой же впадает в отчаяние, истощает себя постоянными размышлениями и постепенно переходит в фазу декомпенсации.

По Павлову, это связано с типом нашей нервной системы – темпераментом . Сангвиники, флегматики, меланхолики и холерики решают ситуацию по-разному. Например, сравним проблему с камнем на дороге. Флегматик или сангвиник обойдут его, холерик сделает это быстро и молниеносно, с примесью агрессии, направленной на неживой предмет, а меланхолик начнет обвинять себя в неудачливости и обреченности, что в конечном итоге приведет к возвращению назад.

Конечно такое деление грубое и неточное. У нас переплетаются разные темпераменты, и мы развиваемся под воздействием социальной среды. Поэтому существуют тревожные, невротичные, мнительные личности, которые предрасположены к стрессу.

Также большую роль играет воспитание . Стрессоустойчивость человека зависит от его веры в свои силы и способности трезво оценивать ситуацию. Но если ребенку с детства привить комплекс неполноценности или окружать его гиперопекой, не давая самому справляться с трудностями, то он не будет правильно реагировать на стресс во взрослой жизни.

Симптомы стресса и дистресса

Положительный стресс стимулирует нас. Мы чувствует себя хорошо и упорядоченно, так как контролируем ситуацию. Мыслительные процессы ускоряются, а физическая активность возрастает.

Однако дистресс приводит к следующим группам симптомов.


Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17

Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

    Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

    Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

    Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

    Изучить методы борьбы со стрессом.

    Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса 1 .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость 2 .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня 3 .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс . Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям 4 .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности 5 .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Стресс в современном обществе - это норма жизни. Нервная система человека не всегда готова к нагрузкам. Главное последствие стресса - депрессия. Считать ее хандрой означает не видеть проблемы. Депрессия - это серьезный душевный недуг, который требует лечения.

Стресс преследует современного человека

Стресс – адаптация организма к окружающему миру

Стресс в современном мире - привычное явление. Так было всегда. Когда организм испытывает стресс, он пытается адаптироваться к изменившимся условиям. Если бы у человека не было защитных рефлексов, он вообще не смог бы выжить.

Отличие древних людей и современных все-таки есть. Если раньше негативные эмоции можно было сбросить в драке, то сегодня принято решать все цивилизованным путем.

Стрессоустойчивость в современном ритме жизни нужно повышать. В этом помогут методики укрепления нервной системы: дыхательная гимнастика, физические упражнения, массаж и др.

Что происходит с организмом при нервном напряжении? В конфликтной ситуации нервная система подает сигнал, активизируя свои защитные функции:

  • в крови повышается уровень адреналина и других гормонов;
  • учащается сердцебиение;
  • мышцы напрягаются.

Все тело - в боевой готовности, как перед атакой. Обычно разрядки так и не происходит. Это провоцирует упадок сил, ведь организм работал на пределе своих возможностей, а восстановиться не успел.

Стресс может вызвать любое событие. Мы ежедневно сталкиваемся с ситуациями, которые могут вызвать стресс: бессердечность знакомых, неприятный разговор с начальством, необходимость работать без выходных. Реакция на них зависит от восприятия человеком мира. Впечатлительные натуры чаще испытывают стресс, чем люди с рациональным складом ума.

Влияние стресса на организм

Проблема стресса в обществе в основном касается жителей больших городов. Влияние мегаполиса, его ускоренный ритм, делает людей заложниками стресса. Само стрессовое состояние можно разделить на три этапа.

  1. Защита.
  2. Адаптация.
  3. Истощение.

На стадии защиты активизируются все системы организма: он готовится защищаться или бежать. На стадии адаптации работа организма направлена на привыкание к сложившейся ситуации. В этот момент тело работает на износ. Очень часто в состоянии стресса человек не чувствует голода и усталости. Это спровоцировано мощным выбросом гормонов в кровь. В этот момент нервные клетки начинают отмирать. Защитные функции организма снижаются.

Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Ученые доказали, что их регенерация происходит, но медленно. Чтобы сохранить здоровую нервную систему, нужно повышать стрессоустойчивость.

Стресс и его влияние на тело человека

Как выявить стресс

Последствия стресса проявляются не сразу. Долгое время у человека нет никаких симптомов нервного истощения, но уже страдают все системы органов. Симптомы стресса:

  • быстрая утомляемость;
  • переедание или отсутствие аппетита;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • проблемы с вегетативной нервной системой;
  • частые головные боли;
  • раздражительность, появление фобических расстройств;
  • затяжная депрессия.

Депрессия - это не просто подавленное настроение. Характерные симптомы: утрата интереса к жизни, тревожность, панические атаки, нежелание общаться с людьми, нарушения сна. Стресса избежать нельзя, но можно повысить устойчивость организма к воздействию стресса.

Секреты повышения стрессоустойчивости

Дайте организму возможность восстановиться. Неправильное питание и недосып провоцируют появление нервного истощения. Главное - наладить режим питания и сна. Если вы не можете уснуть, нужно помочь нервной системе расслабиться. Для этого примите расслабляющую ванну с морской солью и выпейте травяной отвар.

Давно доказано, что лекарственные растения содержат уникальные компоненты, необходимые для восстановления нервных клеток. При стрессе и для профилактики можно использовать отвары трав:

  • валерианы;
  • пустырника;
  • ромашки с мятой;
  • зверобоя и мелиссы;
  • девясила;
  • боярышника.

Для приготовления отвара возьмите 1 ст. л. растительного сырья на 1 л кипятка. Настаивайте 1 час. Принимайте по 1 ст. л. 3 раза в день или в виде чая. Травяной раствор следует разводить в пропорции 1:3.

Не увлекайтесь концентрированными отварами, чтобы не спровоцировать интоксикацию организма. Будьте особенно осторожны с отваром боярышника и пустырника - соблюдайте дозировку.

Девясил — отличное успокоительное средство

Витаминотерапия

Нервные клетки нуждаются в подпитке витаминами. Авитаминозы часто становятся причиной многих заболеваний. В построении нервных клеток участвуют витамины группы В, А, Е, D, белки. При недостатке этих веществ развиваются такие симптомы:

  • переутомление;
  • раздражительность;
  • панические атаки;
  • бессонница;
  • высыпания на коже;
  • нарушение работы ЖКТ.

Все необходимые витамины содержатся в свежих фруктах, овощах и орехах. Источник белка - белое мясо, крупы (гречневая, овсяная, пшеничная, ячневая), молочные продукты. Восполнить запас энергии помогут бананы и яблоки. Между тремя основными приемами пищи устраивайте перекусы фруктами или овощами.

Молокопродукты — источник белка

Поработайте над собой

В профилактике и лечении стресса важное значение имеет психологическое состояние человека. Депрессия возникает из-за неправильного восприятия ситуации. Не нервничайте по пустякам. Научитесь ценить то, что у вас есть. Для этого попробуйте методики расслабления, психологической стимуляции. Так вы сможете обойтись без лекарств.

Научитесь отключаться от внешнего мира хотя бы ненадолго. Так вы сможете быстро расслабить мышцы и дать нервной системе передышку. В результате вы успокоитесь и сможете найти правильное решение проблемы. Не забывайте об умеренных физических нагрузках. Занятия спортом способствуют высвобождению энергии и выработке эндорфинов.

Общайтесь с приятными людьми. Не заменяйте встречу с подругой в кафе на переписку в соцсетях: разговор по душам поможет понять, что в жизни не все так плохо.

Займитесь любимым делом. Старайтесь получать больше положительных эмоций. Во время эмоционального подъема в организме вырабатываются вещества, необходимые для восстановления нервной системы.

Проблема стресса актуальна для всех

Не только взрослые страдают от стресса. Дети также подвергаются его влиянию. Многие психологические проблемы возникают у людей в зрелом возрасте потому, что в детстве не было возможности справиться со страхами, научиться позитивно общаться.

Если бы каждый человек в детстве научился бороться со страхами, то в будущем не было бы переживаний по поводу сдачи экзаменов или приема на работу. Обучение в школе, общение со сверстниками, нежелание взрослых серьезно воспринимать детские проблемы - все это сильный стресс для ребенка.

Неуверенность в себе часто провоцируют учителя и окружающие люди. Родители должны помочь ребенку осознать, что каждый человек - это личность, которая развивается по-своему.

Если у ребенка что-то не получается, не называйте его глупым. Скажите лучше так: «Старайся, и у тебя обязательно все получится». Нужно научить ребенка правильно выходить из конфликтных ситуаций. Это поможет в дальнейшем избежать проблем в общении.

Частые сильные стрессы могут травмировать психику ребенка и сделать из него социофоба. Поговорите и выясните причину плохого настроения ребенка. Доверительная беседа необходима, потому что ребенок может быть в опасности. В соцсетях существуют группы, которые провоцируют детей совершать самоубийства. Еще одна проблема - травля со стороны других детей. Это несет реальную угрозу жизни и здоровью ребенка.

Причины появления нервного истощения у взрослых и детей:

  • неправильное восприятие ситуации;
  • чрезмерная восприимчивость;
  • физическая утомляемость.

Во многом появление стресса провоцирует ускоренный ритм жизни и детские страхи. Если ребенка научить бороться со стрессом, то можно избежать многих проблем в дальнейшем. Старайтесь спокойно реагировать на проблемы и не зацикливаться на тех, которые не можете решить.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!