Штурм сапун горы 7. Штурм сапун-горы

1 мая 1944 года. 1045-й день войны

В тот же день была занята высота Сахарная Головка, прикрывавшая вход в Инкерманскую долину. Войска 2-й гвардейской армии , овладев после четырёхчасового боя полустанком Мекензиевы Горы, продвигались к Северной бухте.

18 мая Советское правительство направило Ноту правительству Болгарии по поводу продолжающегося сотрудничества Болгарии с Германией.

Совинформбюро . В течение 31 мая в районе севернее ЯССЫ наши войска успешно отбили все атаки крупных сил пехоты и танков противника и нанесли ему большие потери в живой силе и технике.

Перечень карт

Список литературы

Напишите отзыв о статье "Хроника Великой Отечественной войны/Май 1944 года"

Отрывок, характеризующий Хроника Великой Отечественной войны/Май 1944 года

Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20 ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого нибудь ознаменования этого времени.
На третий день праздника после обеда все домашние разошлись по своим комнатам. Было самое скучное время дня. Николай, ездивший утром к соседям, заснул в диванной. Старый граф отдыхал в своем кабинете. В гостиной за круглым столом сидела Соня, срисовывая узор. Графиня раскладывала карты. Настасья Ивановна шут с печальным лицом сидел у окна с двумя старушками. Наташа вошла в комнату, подошла к Соне, посмотрела, что она делает, потом подошла к матери и молча остановилась.
– Что ты ходишь, как бесприютная? – сказала ей мать. – Что тебе надо?
– Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо, – сказала Наташа, блестя глазами и не улыбаясь. – Графиня подняла голову и пристально посмотрела на дочь.
– Не смотрите на меня. Мама, не смотрите, я сейчас заплачу.
– Садись, посиди со мной, – сказала графиня.
– Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?… – Голос ее оборвался, слезы брызнули из глаз, и она, чтобы скрыть их, быстро повернулась и вышла из комнаты. Она вышла в диванную, постояла, подумала и пошла в девичью. Там старая горничная ворчала на молодую девушку, запыхавшуюся, с холода прибежавшую с дворни.
– Будет играть то, – говорила старуха. – На всё время есть.
– Пусти ее, Кондратьевна, – сказала Наташа. – Иди, Мавруша, иди.
И отпустив Маврушу, Наташа через залу пошла в переднюю. Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. «Что бы мне с ними сделать?» подумала Наташа. – Да, Никита, сходи пожалуста… куда бы мне его послать? – Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса.
– Немного овса прикажете? – весело и охотно сказал Миша.
– Иди, иди скорее, – подтвердил старик.
– Федор, а ты мелу мне достань.
Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время.
Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть. Он не поверил ей и пошел спросить, правда ли?
– Уж эта барышня! – сказал Фока, притворно хмурясь на Наташу.
Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору.
– Настасья Ивановна, что от меня родится? – спросила она шута, который в своей куцавейке шел навстречу ей.
– От тебя блохи, стрекозы, кузнецы, – отвечал шут.
– Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз.
Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания.
Соня прошла в буфет с рюмкой через залу. Наташа взглянула на нее, на щель в буфетной двери и ей показалось, что она вспоминает то, что из буфетной двери в щель падал свет и что Соня прошла с рюмкой. «Да и это было точь в точь также», подумала Наташа. – Соня, что это? – крикнула Наташа, перебирая пальцами на толстой струне.
– Ах, ты тут! – вздрогнув, сказала Соня, подошла и прислушалась. – Не знаю. Буря? – сказала она робко, боясь ошибиться.
«Ну вот точно так же она вздрогнула, точно так же подошла и робко улыбнулась тогда, когда это уж было», подумала Наташа, «и точно так же… я подумала, что в ней чего то недостает».
– Нет, это хор из Водоноса, слышишь! – И Наташа допела мотив хора, чтобы дать его понять Соне.
– Ты куда ходила? – спросила Наташа.
– Воду в рюмке переменить. Я сейчас дорисую узор.
– Ты всегда занята, а я вот не умею, – сказала Наташа. – А Николай где?
– Спит, кажется.
– Соня, ты поди разбуди его, – сказала Наташа. – Скажи, что я его зову петь. – Она посидела, подумала о том, что это значит, что всё это было, и, не разрешив этого вопроса и нисколько не сожалея о том, опять в воображении своем перенеслась к тому времени, когда она была с ним вместе, и он влюбленными глазами смотрел на нее.
«Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что теперь есть во мне. А может быть, он нынче приедет, сейчас приедет. Может быть приехал и сидит там в гостиной. Может быть, он вчера еще приехал и я забыла». Она встала, положила гитару и пошла в гостиную. Все домашние, учителя, гувернантки и гости сидели уж за чайным столом. Люди стояли вокруг стола, – а князя Андрея не было, и была всё прежняя жизнь.
– А, вот она, – сказал Илья Андреич, увидав вошедшую Наташу. – Ну, садись ко мне. – Но Наташа остановилась подле матери, оглядываясь кругом, как будто она искала чего то.
– Мама! – проговорила она. – Дайте мне его, дайте, мама, скорее, скорее, – и опять она с трудом удержала рыдания.
Она присела к столу и послушала разговоры старших и Николая, который тоже пришел к столу. «Боже мой, Боже мой, те же лица, те же разговоры, так же папа держит чашку и дует точно так же!» думала Наташа, с ужасом чувствуя отвращение, подымавшееся в ней против всех домашних за то, что они были всё те же.
После чая Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры.

– Бывает с тобой, – сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, – бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет – ничего; что всё, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно?
– Еще как! – сказал он. – У меня бывало, что всё хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что всё это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало…
– Ах, я это знаю. Знаю, знаю, – подхватила Наташа. – Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех всех жалко. И, главное, я не виновата была, – сказала Наташа, – ты помнишь?
– Помню, – сказал Николай. – Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка болванчик и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь?
– А помнишь ты, – сказала Наташа с задумчивой улыбкой, как давно, давно, мы еще совсем маленькие были, дяденька нас позвал в кабинет, еще в старом доме, а темно было – мы это пришли и вдруг там стоит…
– Арап, – докончил Николай с радостной улыбкой, – как же не помнить? Я и теперь не знаю, что это был арап, или мы во сне видели, или нам рассказывали.
– Он серый был, помнишь, и белые зубы – стоит и смотрит на нас…
– Вы помните, Соня? – спросил Николай…
– Да, да я тоже помню что то, – робко отвечала Соня…
– Я ведь спрашивала про этого арапа у папа и у мама, – сказала Наташа. – Они говорят, что никакого арапа не было. А ведь вот ты помнишь!
– Как же, как теперь помню его зубы.
– Как это странно, точно во сне было. Я это люблю.
– А помнишь, как мы катали яйца в зале и вдруг две старухи, и стали по ковру вертеться. Это было, или нет? Помнишь, как хорошо было?
– Да. А помнишь, как папенька в синей шубе на крыльце выстрелил из ружья. – Они перебирали улыбаясь с наслаждением воспоминания, не грустного старческого, а поэтического юношеского воспоминания, те впечатления из самого дальнего прошедшего, где сновидение сливается с действительностью, и тихо смеялись, радуясь чему то.
Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.
Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.
Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют.
– А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было.
Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка.
– Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
– Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
– Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
– Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
– Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.
– Да, но трудно нам представить вечность, – сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они.
– Отчего же трудно представить вечность? – сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было…
– Наташа! теперь твой черед. Спой мне что нибудь, – послышался голос графини. – Что вы уселись, точно заговорщики.
– Мама! мне так не хочется, – сказала Наташа, но вместе с тем встала.
Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери.
Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем.
Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.
Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке.
– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
– Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
– Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.

Западное побережье Крыма умиляет гостей огромным количеством причудливых бухт, крупных заливов и лиманов. Комфортные песчаные пляжи и лечебные грязи ждут их в северной части полуострова, десятки мемориалов военно-морской славы – в южной Тавриде. Говоря о последних, стоит указать, что почти все они расположены в Севастополе. В их число входит величественный образец живописи в жанре баталистики – диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Она запечатлела главный подвиг многострадального города в период ВОВ.

Где находится культурно-исторический комплекс?

МК «Сапун-гора», неотъемлемой частью которого является диорама, возведен на одноименной возвышенности – это восточная окраина города-героя . У подножия холма проходит улица 2-й обороны, переходящая в «Ялтинскую» трассу.

Диорама на карте Крыма

История появления музея

В Севастополе диорама «Штурм Сапун-горы» задумана Объединением им. Грекова – значительной в СССР студией художников-баталистов. За основу гигантского полотна трое из них взяли одноименный холст П. Мальцева – одного из «грековцев».

Заслуженный художник Советского Союза изобразил ключевой момент в обороне самого стратегического участка высоты «240». Живописцы Присекин и Марченко во время работы над глобальным полотном помогли ему увеличить обзор происходящего. Работа над шедевром «стартовала» в 1957 г.

Словно в паззле, готовые фрагменты соединились два года спустя – в нынешнем помещении диорамы. Оно находится в здании мемориального комплекса «Штурм Сапун-горы», а точнее – в его западной стороне. Сооружение специально сделали полукруглым. Уже в 1999 г. сотрудники комплекса зарегистрировали 24-миллионного посетителя.

«Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» — вечная память погибшим героям

По отзывам туристов, пребывание в мемориальном комплексе «Штурм Сапун-горы» оставляет после себя массу поразительных впечатлений, а цены на входные билеты – исключительно радостные воспоминания для каждого посетителя. Здесь люди погружаются в военного порта.

Помимо собственно полотна, на территории музейной экспонируется уникальное фото
– ценный кадр, сделанный непосредственным участником севастопольских событий 7 мая 1944 года. Снимок выставлен на обозрение в главном зале, давно превратившись в «визитку» диорамы.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» — это не только живопись, но и экспонирование предметов, связанных с обороной стратегической точки города, глубоко эшелонированной и тщательно продуманной. Разговор идет об осколках боезарядов и бомб, найденных здесь советских и вражеских автоматов, а также других образцов огнестрельного оружия.

Мастерски смоделированы тутошние участки дотов и траншей. Последним на своеобразной «выставке», «вписанной» в общую композицию, показаны бронебойный снаряд калибра 305 миллиметров – это находка с места дислокации тридцатой береговой батареи. Обнаружить раритет можно в центре диорамы.

Здесь представлены также учебные снаряды, прилетевшие с линкора «Севастополь». Их вес составляет 450-470 кг. Описанный предметный план усиливает у зрителей ощущение пространства и «присутствия». Его ширина (расстояние от полотна до края смотровой площадки) составляет целых 8 м, а площадь – 83 кв. м. Воспроизведен во всевозможных подробностях реальный рельеф местности тех лет.

Что касается непосредственно полотна, то оно имеет размер 5,5 на 25,5 м. Сюжет обозначенного произведения искусства – схватка на пятачке, где сержанту Сергею Елагину удалось пленить гитлеровского солдата,
а старшине Николаю Супрягину – принудить другого немца сдать оружие.

Изображена также передняя линия атаки – со знаменосцами и фигурами лейтенанта М. Головни и В. Комиссарова. Командиры эти, размахивая оружием, призывают к наступлению бойцов 63-го стрелкового и 11-го гвардейского корпусов, входящих в одну из частей 4-го Украинского фронта. Эмоциональных людей обычно поражает сцена с узбеком Дадашем Бабажановым, дающим «клятву мести» умирающему матросу Семену Машкевичу.

На картине также увековечен подвиг связисток и медсестер. К примеру, видны тяжкие усилия молодого санинструктора Жени Дерюгиной (студентка техникума, вынесшая с поля боя 80 советских солдат и моряков, была убита пулей фашистского снайпера). На небе точно изображен дым.

Как добраться до музея?

Доехать до своеобразного мемориала можно общественным транспортом, проходящим через остановку « » — маршрутка №107 или автобус №1. Для тех, у кого свое авто: данная остановка обнаруживается прямо на «ялтинском» шоссе – 6-й километр.

Добраться до диорамы «Штурм Сапун-горы» от автовокзала Севастополя на машине или можно так.

Сапун-гора имеет протяжённость около 8 км и высоту 250 м над уровнем моря и является естественной преградой на подступах к городу. 70 лет назад здесь шли ожесточённые бои, а сейчас — создан мемориальный комплекс, в состав которого входят: филиал Музея героической обороны и освобождения — Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», обелиск Славы, выставка боевой техники, храм-часовня во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца

Сапун-гора — трагические события

В 1941-42 гг. по Сапун-горе проходил один из рубежей обороны Севастополя. На этой высоте находился последний командный пункт 7 бригады морской пехоты. Во время освобождения Севастополя в мае 1944 г. в районе Сапун-горы развернулись решающие бои за город.

В память о воинах, сражавшихся за Севастополь, уже 1 мая 1945 г. на Сапун-горе был открыт небольшой военно-полевой музей. За год до этого события, в 1944 г., на Сапун-горе были сооружены памятники воинам Приморской и 51-й Армий.

51 Армия принимала участие в освобождении Крыма и Севастополя от гитлеровцев и штурмовала Сапун-гору 7 мая 1944 г. Памятник был построен руками воинов этой армии в память о своих павших товарищах. Командующий армией генерал Крейзер получил звание Героя Советского Союза в первый месяц войны, задержав наступление противника под Оршей. Это первый пехотный командир, получивший звание ГСС.

О нем была написана песня «Дивизия Крейзера». С 1943 года Крейзер командовал 51 Армией, которая освобождала Донбасс, Никополь, Мелитополь, Крым, Севастополь, затем – Латвию. Именем Крейзера названа улица в Севастополе.

Воины 51 Армии первыми вышли на гребень Сапун-горы вечером 7 мая 1944 г. Рядовой И.К. Яцуненко во время штурма, получив штурмовой красный флаг, одним из первых водрузил его и затем отражал попытки противника захватить или уничтожить флаг.

За этот подвиг Яцуненко был удостоен звания Героя Советского Союза. В дальнейших боях за Севастополь Яцуненко был тяжело ранен, после выздоровления проходил службу в запасных полках. Орден Ленина и медаль «Золотая звезда» получил в 1954 г. Яцуненко умер в 1983 г., похоронен в Севастополе, запечатлен на полотне Диорамы.

Но подвиги в годы войны совершали не только воины на передовой, но и люди в тылу. Ведь без хлеба, угля, металла не было бы победы. Черноморский флот сыграл большую роль в боях за Севастополь, но он был лишь помощником тем, кто воевал на сухопутных рубежах.

На Сапун-горе перед нами открывается живописная панорама местности. Хорошо просматривается Балаклавская долина, в которой расположились виноградники агрофирмы «Золотая балка». Две дороги пересекают Балаклавскую долину.

30 октября 1941 г. началась вторая героическая оборона Севастополя. Фашисты подошли к Севастополю со стороны суши, двигаясь от Евпатории, Симферополя, Ялты. Они надеялись сходу овладеть главной базой Черноморского флота, рассчитывая на то, что Севастополь как военно-морская база не имел никаких сильных укреплений со стороны суши.

Однако они просчитались: Военный Совет Черноморского флота в июле 1941 г. вынес постановление о строительстве сухопутных оборонительных рубежей. Было возведено два оборонительных рубежа; третий (передовой) достроить не успели и создали отдельные опорные пункты на танкоопасных направлениях.

Сапун-гора являлась передним краем тылового рубежа. Главный оборонительный рубеж начинался у , далее шел по Балаклавским высотам, пересекал Ялтинское шоссе, проходил по горе Гасфорта, по склонам Федюхиных высот, далее уходил на Инкерманские высоты,

Мекензиевы горы и в район Любимовки, к самому морю. Сразу же за главным рубежом были возведены опорные пункты на передовом рубеже обороны. Балаклавскую долину, прикрывал Чоргунский опорный пункт.

9 ноября 1941 г. весь Севастопольский фронт был разделен на 4 сектора обороны. Перед нами два сектора обороны – южная половина фронта. Границей между секторами служило Ялтинское шоссе. Вправо от него до берега моря располагался 1-й сектор обороны, командовал им полковник П.Г. Новиков. Влево от шоссе до Инкерманских высот располагался 2-й сектор обороны, комендантом которого был полковник И.А. Ласкин.

Именно сюда, в стык 1-го и 2-го секторов, противник наносил главный удар в ноябрьском наступлении 1941 г., надеясь расчленить нашу оборону, выйти в тыл, окружить и уничтожить по отдельности войска этих секторов, открыть себе кратчайший путь к Севастополю. Бои на этой местности носили ожесточенный характер.

Они начались 11 ноября 1941 года и продолжались до 24 ноября. На передовые рубежи пришли моряки с кораблей, военных училищ, учебных отрядов. С предприятий города с оружием в руках пришли рабочие и служащие. Все, кто мог носить оружие, встали на защиту Севастополя. Женщины, подростки, старики заменили на производстве мужчин, ушедших на фронт. Они работали в госпиталях, сдавали свою кровь раненым.

Город превратился в вооружённый лагерь. Писатель Леонид Соболев писал о севастопольцах: «И когда моряки гибнут в бою, они гибнут так, что врагу становится страшно: моряк захватывает с собой в смерть столько врагов, сколько он видит перед собой». В ноябре 1941 г. у Балаклавы мужественно сражались пограничники майора Герасима Рубцова, кавалеристы полковника Кудюрова. Левее Ялтинского шоссе оборону держали морские пехотинцы полковника Горпищенко, майора Тарана, бойцы полковника Ласкина.

Отличились также лётчики-черноморцы. Благодаря массовому героизму защитников Севастополя, враг был остановлен у главного оборонительного рубежа в ноябре 1941 г.

Первый вражеский штурм был отбит. В декабрьском наступлении 1941 г. (17-31 декабря) и в июньском (7 июня – 3 июля) 1942 г. противник наносил здесь вспомогательный удар, который был не слабее главного, наносимого с севера.

Особенно тяжелые бои шли за Сапун-гору 25 июня 1942 г., а 29 июня советские войска оставили ее и отошли к Севастополю. К этому времени фашисты полностью блокировали город.

Защитники Севастополя перестали получать подкрепление, их становилось все меньше и меньше. Но они продолжали сражаться, выполняя приказ родины «уничтожить как можно больше живой силы и техники врага». 3 июля 1942 г. Совинформбюро сообщило об оставлении Севастополя.

Упорная оборона Севастополя, длившаяся более 8 месяцев, развеяла в прах легенду о способности фашистской армии брать любые крепости в самые кратчайшие сроки. Политическое и военное значение обороны Севастополя огромно. Сковывая одну из лучших армий Гитлера, защитники Севастополя расстроили планы немецкого командования на юге, во многом содействовали срыву наступления на Кавказ.

Илья Эренбург в статье «Севастополь» в 1942 г. писал: «В истории останется поединок небольшого гарнизона с 15-ю вражескими дивизиями. Два слова отныне сплетены в сознании человечества: Севастополь и отвага».

На оборонительных рубежах Севастополя было уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько гитлеровская армия потеряла на всех театрах военных действий до нападения на СССР. Однако гитлеровцы и после того, как заняли Севастополь, не чувствовали себя хозяевами. Им продолжали противостоять подпольщики и партизаны.

Фашисты пробыли на этой земле 22 месяца, почти 2 года, превратив Севастополь в неприступную крепость. Вокруг города по суше они создали несколько укрепленных рубежей. Самым мощным из них был главный рубеж, в который входила и Сапун-гора. На крутых склонах этой горы до сих пор видны остатки вражеских укреплений.

Враг использовал укрепления, построенные защитниками Севастополя в 1941 г., еще более усилил их в инженерном отношении, до предела насытив огневыми средствами. В эти склоны было врыто около 100 ДОТов и ДЗОТов. Реставрированный ДОТ мы видим слева. Здесь наверху, гитлеровские солдаты установили также и САУ. Все подступы к Сапун-горе представляли сплошные минные поля.

Справа за Сапун-горой опорным пунктом фашистов была высота Горная. Слева – Сахарная головка. На севере – Мекензиевы горы. Они были такими же неприступными, как и Сапун-гора. Можно сказать, что врага здесь защищал сам камень: его не берет бронебойная пуля и даже не всякий артиллерийский снаряд. Мощные укрепления были созданы фашистами на севере Крымского полуострова: в районе Перекопа, Сиваша, а также на Керченском полуострове.

8 апреля 1944 г. войска 4-го Украинского фронта генерала армии Ф.И. Толбухина и 11 апреля Отдельная Приморская армия генерала Еременко нанесли сокрушительные удары по укреплениям фашистов и, прорвав их, двинулись вглубь полуострова.

Через 10 дней – 18 апреля – была освобождена Балаклава. Советские войска вплотную подошли к Севастополю. Началась подготовка операции по освобождению главной базы ЧФ. Руководили разработкой плана по освобождению Севастополя представители Ставки Верховного командования маршалы СССР К.Е. Ворошилов и А.М. Василевский. Согласно плану, главный удар было решено наносить в направлении Сапун-гора – высота Горная.

Сапун-гора является как бы воротами в Севастополь с южной стороны. Отсюда до центра города, до севастопольских бухт – всего 6 км. В бухтах находились плавсредства фашистов, на берегу были их аэродромы, которые они могли использовать для эвакуации.

Под Сапун-горой единственная удобная танкопроходимая дорога, ведущая на мыс Херсонес, откуда фашисты планировали начать эвакуацию. Чтобы ослабить оборону противника на Сапун-горе был задуман обманный маневр. 5-го мая 2-я Гвардейская армия генерала Захарова начала наступление на Мекензивы горы. Подумав, что главный удар будет нанесен здесь, фашисты перебросили часть войск на северное направление.

Взятие Сапун-горы и освобождение Севастополя

Штурм Сапун-горы начался 7 мая 1944 г. в 10 час. 30 минут. После полуторачасовой артиллерийской и авиационной подготовки советские войска пошли на штурм Сапун-горы и в этот же день, вечером, в 19 часов 30 минут Сапун-гора была в руках советских бойцов. Всего лишь 9 часов понадобилось нашим воинам для того, чтобы овладеть Сапун-горой.

В то время как войска 4-го Украинского фронта громили гитлеровские войска на суше, торпедные катера и подводные лодки ЧФ наносили удары с моря. Они подкарауливали противника на морских путях его отступления в Черном море.

Стремительное наступление на Севастополь велось на суше, в воздухе и на море. От четкого, слаженного и мощного удара советских войск вражеские укрепления рухнули в короткий срок. 7 мая Сапун гора была полностью взята советской армией.

Вечером 9 мая 1944 г., ровно за год до Победы, Севастополь был освобожден. Салют из 324 орудий в Москве возвестил всему миру об одержанной победе и о возвращении города русской славы Родине. 12 мая на мысе Херсонес были уничтожены остатки 17-й немецко-фашистской армии. 24 тыс. гитлеровцев было взято в плен, среди них два генерала, более 40 тыс. – потоплено в Черном море.

Крымский полуостров был освобожден полностью. Освобождение Крыма и Севастополя имело большое значение, оно внесло стратегические изменения в обстановку, сложившуюся на советско-германском фронте в западной части Черноморского бассейна. Советские корабли и авиация получили возможность действовать на коммуникациях врага вдоль западного побережья Черного моря. Был подорван престиж Германии перед лицом ее союзников – Румынии и Турции. А также понесла большие потери одна из боеспособных армий Гитлера.

Победный салют 9 мая 1944 г. венчал не только подвиг советского солдата, он гремел и в честь тех, кто ковал оружие. На выставке советской техники представлена полевая артиллерия, которую называли «богом войны». Она была главной боевой и ударной силой сухопутных войск и наносила врагу огромные потери. Вы видите образцы разнокалиберных пушек и гаубиц.

Пройдясь по Сапун-горе нельзя не заметить обелиск Славы (высота 28 м). Это памятник воинам Приморской армии. Открыт осенью 1944 года. В 1960-х годах обелиск облицевали гранитом и мрамором.

На гранитных плитах высечены наименования воинских частей и соединений, освобождавших Севастополь в мае 1944 г. За этими цифрами — тысячи героев, их именами звучит история. О них эти стихи неизвестного поэта, высеченные на памятнике:

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрёт!

К 30-летию освобождения города, в 1974 г., здесь были установлены дополнительные доски. Справа на красных гранитных полированных досках перечислено 118 частей и соединений, удостоенных почетного наименования «Севастопольские». Слева, на гранитных досках – изображение орденов Красного Знамени и Красной Звезды и Суворова.Этими орденами награждена 51 часть за освобождение Севастополя.

Перед памятником справа и слева на красных гранитных досках – имена 240 освободителей, удостоенных высокого звания ГСС. Более 100 национальностей советских воинов принимали участие в освобождении Севастополя.

В битве за Севастополь рядом с русскими шли грузины, армяне, украинцы, туркмены, белорусы и азербайджанцы. Многие из них закончили свой боевой путь далеко за пределами Родины, выполнив свой долг и освободив не только свою страну, но и народы Азии и Европы от фашистского порабощения.

В память о тех, кто ценой своей жизни завоевал мир, горит у обелиска Вечный огонь. Он был зажжен 9 мая 1970 г. (к 25-летию Победы) от огня Славы, горевшего на Малаховом кургане.

Почетное право зажечь Вечный огонь на Сапун-горе было предоставлено участнице обороны Севастополя, прославленной женщине-снайперу, ГСС Людмиле Павлюченко и участнику освобождения Севастополя, ГСС подполковнику Федору Матвееву.

Каждую пятую минуту у Вечного огня звучит песня «Сапун-гора» композитора Бориса Боголепова.


Как символ мира и жизни на многострадальной земле Сапун-горы растёт парк. В 1995 г., к 50-летию Победы, в парке была построена часовня во имя Св. Великомученика Георгия Победоносца (гл. архитектор проекта часовни – Григорьянц Г.С.). 19 января 1995 г. был освящен и заложен первый камень. На церемонии при закладке первого камня присутствовали командование, солдаты и матросы тогда еще обоих флотов (Черноморского и ВМСУ), офицеры, светские власти, предприниматели.

Храм – часовня построен за 77 дней (с 20 января по 7 апреля 1995 г). Купол покрыли золотой смальтой, изготовленной в Италии в мастерской Арсони. Его венчает ангел с крестом высотой 3 м. Торжественное открытие часовни состоялось 9 мая 1995 г., в День Победы.

За 6 мая наши войска подбили и уничтожили 14 немецких танков. В воздушныхбоях и огнём зенитной артиллерии сбит 41 самолёт противника.

Удары нашей авиации по войскам и технике противника в районе Севастополя

Днём 6 и в ночь на 7 мая крупные соединения нашей авиации наносилибомбово-штурмовые удары по войскам и технике противника в районе Севастополя.Бомбардировке были подвергнуты скопления немецко-румынских войск, огневыесредства, оборонительные сооружения, склады, аэродром и суда противника,находившиеся в порту Севастополь. В результате налётов нашей авиации противникпонёс тяжёлые потери. Подавлен огонь многих артиллерийских батарей, взорвано 4склада боеприпасов и повреждено несколько судов. В воздушных боях и на аэродромеуничтожено 22 немецких самолёта.

Юго-восточнее города Станислав действия противника ограничивалисьразведывательными операциями. На одном участке немцы пытались приблизиться красположению советских войск. Миномётным и ружейно-пулемётным огнём гитлеровцыбыли рассеяны. На другом участке два взвода немцев, близко подошедших к нашемупереднему краю, окружены и ликвидированы.

К западу от города Яссы противник силами пехоты и танков неоднократноатаковал наши позиции. Немцы пытались овладеть высотой, имеющей важное значение.Бойцы Н-ского соединения успешно отбили все атаки противника и нанесли емубольшое поражение. На подступах к высоте осталось 11 подбитых немецких танков и6 самоходных орудий.

Южнее города Тирасполь рано утром батальон немцев предпринял атаку ивклинился в передний край нашей обороны. Во второй половине дня нашиподразделения контрударом отбросили противника и восстановили положение. На полебоя осталось до 200 вражеских трупов. Захвачены трофеи и пленные.

Украинский партизанский отряд, действующий в Волынской области, пустил подоткос немецкий воинский эшелон. В результате крушения погибло много гитлеровцев.Движение поездов на этом участке железной дороги было прервано на двое суток.Немецкое командование направило против партизан карательный отряд эсэсовцев.Советские патриоты, умело маневрируя, отбили несколько атак противника иуничтожили 70 гитлеровцев. Не добившись успеха, немцы отступили. Через три дняпартизаны взорвали еще один эшелон противника, следовавший к линии фронта.

На 1-м Украинском фронте на сторону Красной Армии перешло несколько группвенгерских солдат и офицеров. Добровольно сдался в плен в полном составе 3 взвод6 роты 24 полка 24 венгерской пехотной дивизии. Одновременно сложили оружие исдались в плен 18 венгров из других подразделений того же полка.

Перебежчик Бела Н. рассказал: «Лейтенант Текзо собрал 40 солдат и предложилнам организованно сдаться в плен. Когда мы уже подходили к русским позициям,немцы открыли по нас огонь из пулемётов. Мы залегли. Выждав, пока стрельбанемного утихла, мы благополучно дошли до русских окопов и сдались в плен».

Сдавшийся в плен ефрейтор 12 батальона 2 венгерской горнострелковой бригадыИштван X. заявил: «Германия оккупировала Венгрию и растоптала ее независимость.Гитлер превратил Венгрию в немецкую колонию. Теперь он хочет горами труповвенгерских солдат преградить советским войскам путь в Германию. Венгерскоеправительство предало нашу страну. Вместо того, чтобы прогнать немецкихоккупантов из Венгрии, правительство приказывает нам воевать против русских. Яне хотел служить правительству изменников и предателей и при первой жевозможности сдался в плен».

Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в селеКитай-город, Винницкой области: «Два с лишним года изнывали мы под немецкимигом. За время своего хозяйничанья немцы угнали на каторгу свыше 200 жителейнашего села. Многие колхозники всячески уклонялись от поездки в Германию,прятались и скрывались. Восемнадцатого января 1944 года фашистские бандитыпоймали Сергея Тодоровского, Харитона Судома и Даниила Тодоровского и сожгли ихживьем только за то, что они отказались поехать в Германию. Несколько днейспустя немецкие изверги расстреляли колхозниц Ксению Орёл, Анастасию Перевертеньи многих других за то, что их родственники скрывались от угона в немецкоерабство».

Акт подписали: Петр Перевертень, Иван Симчук, Григорий Лазарчук, ФёдорТимошенко, Петр Юрченко.

Вернуться в дату 7 мая

Комментарии:

Форма ответа
Заголовок:
Форматирование:

Сапун-гора - естественная горная преграда на подступах к городу. Она стала ареной ожесточенных боев в период героической обороны Севастополя 1941-1942 гг., а также во время его освобождения 1944 г. На вершине Сапун-горы находится мемориальный комплекс в память воинов, освобождавших Севастополь во время Великой Отечественной войны.

Героические события тех дней воскрешает диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." Художники воспроизвели момент наивысшего напряжения боя. Диорама находится в полукруглом здании музея, на втором этаже.

На площадке образцы советской боевой техники времен войны: танки, пушки, самоходные орудия, мины. На склоне горы - памятник воинам 77-й дивизии, погибшим здесь при штурме укреплений врага. В парке - обелиск Славы, сооруженный в 1944 г. На стелах высечены наименования соединений армии и флота, участвовавших в освобождении города.

Освобождение Крыма началось 8 апреля 1944 года. Советские войска прорвали линию фронта в северной его части и на Керченском полуострове. Несмотря на отчаянное сопротивление врага, кольцо окружения неумолимо сжималось. 16 апреля наши войска вышли к основному оборонительному рубежу противника в районе Севастополя.

На подступах к городу враг создал мощную, глубоко эшелонированную оборону, в которой ключевую позицию занимала Сапун-гора. На ее крутых восточных склонах с отвесными скалами гитлеровцы оборудовали от 3 до 4 линий траншей, построили доты и дзоты, железобетонные укрытия и блиндажи, установили проволочные заграждения, а долину у подножия горы превратили в минное поле. Гитлеровское командование требовало удержать Севастополь любой ценой.

1.


Перед нашими войсками стояла ответственная задача: изучить оборону противника, измотать и обескровить врага, а затем решительным штурмом освободить город. Важная роль при этом отводилась артиллерии и авиации, которым предстояло не допустить переброски немецких войск по морским коммуникациям.

7 мая 1944 года в 10 часов 30 минут советские войска перешли в наступление на участке Сапун-гора — Карань. По всему фронту завязались кровопролитные бои. Особенно ожесточенными они были в районе Сапун-горы, где часами длился бой за каждую траншею. Тысячи бойцов и командиров проявили в этот день невиданный героизм. И хотя враг яростно сопротивлялся, на отдельных участках по несколько раз переходил в контратаку, ничто уже не могло остановить мощного натиска советских войск. В 19 часов 30 минут первыми вышли на гребень Сапун-горы воины 77-й и 32-й гвардейской стрелковых дивизий.

К исходу дня 9 мая был полностью освобожден Севастополь. 12 мая в районе мыса Херсонес капитулировали остатки немецко-фашистской группировки. Крымская операция закончилась блестящей победой советских войск.

«Сапун - гора, Сапун - гора, как много связано с тобою…»

Статья Константина Колонтаева
2.


Одним из самых замечательных событий в истории Севастополя является освобождение его советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 года.

Гитлеровское командование придавало огромное значение удержанию Крыма как важной стратегической позиции в бассейне Черного моря. Немецкие генералы считали: «тот, кто господствует в Крыму, господствует на Черном море». Этим объяснялось их стремление как можно дольше удерживать Крым и Севастополь.

Главным событием, связанным с освобождением Севастополя, стал штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г. Она была взята дивизиями 51-й армии под командованием Героя Советского Союза Я.Г. Крейзера и Приморской армии - командующий генерал-лейтенант К.С. Мельник. Это и обеспечило освобождение Севастополя и разгром немецко-фашистской группировки в Крыму.

Слово «сапун», или «сабун», имеет, как и множество названий в Крыму, тюркское происхождение. В переводе с татарского оно означает - «мыло». Другими словами - «мыльная гора». Это связано с тем, что в течение XIX века на ее склонах добывали особый вид мылящейся глины - кил.

Во времена Крымской войны 1854-55 г.г., при первой обороне Севастополя, недалеко от того места, где сейчас находится Диорама, был установлен наблюдательный пункт командования англо-французских войск, а в прилегающих к Сапун-горе долинах произошли Инкерманское, Чернореченское и Балаклавское сражения.
3.

4.


В начале Второй мировой войны, в 1941-1942 гг., по гребню Сапун-горы проходил второй рубеж обороны 7 и 8-ой бригад морской пехоты Черноморского флота.

Перед началом наступления Сапун-гора представляла невероятно трудный для штурма объект. Она возвышается над прилегающей местностью на 180-215 метров и имеет протяжённость около 8 км от высоты Карагач до Инкермана.

Ее восточный, крутой и каменистый склон переходит в отвесные скалы высотой до 10 метров и более. Это предоставляло противнику возможность создавать многоярусную систему опорных пунктов, чередуя ДОТы и железобетонные сооружения с артиллерийскими и крупнокалиберными пулеметными установками.

Через каждые 25-30 метров в цепи траншей оборудовались тщательно замаскированные площадки с пулеметными установками. Все подступы к инженерным сооружениям были заминированы и прикрывались большой плотности огнем всех видов оружия.

Оценивая значение Сапун-горы, бывший начальник штаба 4-го Украинского фронта, Маршал Советского Союза С. С. Бирюзов отмечал: «Штурм Сапун-горы является одной из блестящих страниц в летописи Великой Отечественной Войны. Наши войска овладели этой высотой в течение одного дня. Со взятием Сапун-горы путь на Севастополь был открыт».

Наши наступающие войска вынуждены были размещаться на равнинной, открытой местности, которая просматривалась с наземных пунктов наблюдения противника на глубину 10-15 км. В период подготовки войск к боевым действиям в условиях горной местности во всех полках первого эшелона были созданы штурмовые группы. В их состав включались артиллерийские корректировщики. Их задачей было выявлять замаскированные огневые средства противника, корректировать огонь, и, захватив его ДОТы, вызывать огонь на себя при отражении контратак противника.
5.

6.


В 9.00 7 мая на всем 12-километровом участке прорыва от горы Сахарная Головка до южного склона высоты Балаклавы артиллерия 51-й и Приморской Армий открыла массированный огонь.

Артиллерийско-авиационная подготовка атаки длилась более полутора часов. Артиллеристы-разведчики одними из первых врывались во вражеские укрепления, совместно с атакующими пехотинцами личным оружием уничтожали вражеские гарнизоны в укреплениях и тут же корректировали огонь своих батарей по вновь выявленным целям.

Для поддержки действий штурмовых групп артиллерия широко применяла стрельбу с открытых и полуоткрытых огневых позиций, часто уничтожая противника огнем прямой наводкой.

Так, например, при отражении одной из многочисленных контратак противника, при бое за овладение очередным ярусом укреплений командир одного из артдивизионов гвардии майор Вениамин Петрович Грибанов, находясь с командиром роты 85-го гв. сп в захваченном у немцев блиндаже, вызвал огонь на себя. В результате противник потерял до двух взводов пехоты и вынужден был отступить на исходные позиции.

9 мая 1944 года войска 4-го Украинского фронта полностью освободили Севастополь, а 12 мая 1944 года взятием мыса Херсонес Крым был полностью очищен от фашистских захватчиков.

Ратный подвиг освободителей Севастополя навсегда запечатлен на полотне знаменитой диорамы «Штурм Сапун-горы» и в материалах музея Славы, который сооружен на Сапун-горе.
7.


Создание мемориального комплекса на Сапун-горе началось в октябре-ноябре 1944 г., когда инженерно-саперные части Приморской армии возвели монументы воинам, павшим в боях за Севастополь при штурме Сапун-горы. Памятник бойцам Приморской армии был сооружен по проекту лейтенанта А.Д. Киселева.

Рядом с ним уже 1 мая 1945 года открыли небольшой военно-полевой музей, экспозиция которого отражала события боев 7-12 мая 1944 г. В нём экспонировались реликвии войны: документы, фронтовые фотографии воинов-освободителей, их личные вещи, оружие, трофеи, захваченные у врага.

В 1944 году на Сапун-горе были сооружены памятники воинам 51-й и Приморской армий. Музей Приморской армии просуществовал до конца 1958 г. На его месте началось строительство здания Диорамы.

Диорама представляет собой живописное полотно незамкнутого, полукруглого обзора и предметный план перед ним. Основателями принципа диорамной живописи стали в начале XIX в. французские художники Дагер и Бутон. В советской живописи принцип диорамы стал осваиваться в 30-е годы XX в. в Московской студии военных художников, возглавляемой М.Б. Грековым, который в 30-е годы написал несколько диорам на темы гражданской войны.
8.


Идея создания севастопольской Диорамы возникла в середине 50-х годов в период между окончанием празднования десятилетия освобождения Севастополя и подготовкой к 15-летию этого события. Договор на создание Диорамы был подписан в ноябре 1957 г. Он включал в себя строительство здания Диорамы, написание полотна и создание предметного плана. Открыть Диораму планировалось 9 мая 1959 г. к 15-летию освобождения Севастополя. Однако выдержать этот срок не удалось, и Диораму открыли 4 ноября 1959 г.

Строительство здания Диорамы началось в январе 1959 г. по проекту севастопольского архитектора В. Петропавловского. Здание возведено на месте, где находился Военно-полевой музей Приморской армии. Эскизы и основные работы на полотне и предметном плане производились в Москве в Студии военных художников им. М.Б. Грекова с февраля 1958 по август 1959 г.

Автор полотна «Штурм Сапун-горы» - известный советский художник-баталист, заслуженный деятель искусств РСФСР Петр Тарасович Мальцев. Его помощниками были известные художники-баталисты Н.С. Присекин и Г.И. Марченко.

Военным консультантом работ был Герой Советского Союза капитан 1 ранга Терновский. Для максимальной достоверности использовали фронтовые фотографии участников штурма, а Илья Поликахин, удостоенный звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при штурме Сапун-горы, позировал П.Т. Мальцеву при написании полотна.

На диораме изображен кульминационный момент штурма Сапун горы войсками 51-й и Приморской армий, отображен массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя.
9.


Между полотном и смотровой площадкой установлен предметный план, составляющий с живописным полотном как бы одно целое. Это создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий.

В диораме «Штурм Сапун-горы» впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурного плана - это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. За создание диорамы П.Т. Мальцева удостоили золотой медали Академии художеств СССР.

В мае 1958 г. уменьшенную в 10 раз копию живописного полотна изучали и обсуждали специалисты всех видов и родов войск, участники штурма, а также искусствоведы Москвы, Киева, Севастополя, Симферополя.

С 4 августа 1959 г. в построенном на Сапун-горе к тому времени здании Диорамы начался монтаж полотна и предметного плана перед ним. Работа была завершена 1 ноября 1959 г. Общие размеры полотна: длина - 25,5 м, ширина - 5,5 м, общая площадь - 137,5 кв. м. Площадь предметного плана - 83 кв. м.

4 ноября 1959 г. на смотровую площадку Диорамы пришла первая группа посетителей, состоявшая из ветеранов Великой Отечественной войны, участников штурма Сапун-горы. За прошедшие 40 лет с живописным полотном Диорамы ознакомилось 24 млн. человек.
10.

В нижнем зале Диорамы экспозиция состоит из следующих основных частей: «Оборона Севастополя 1941-1942 гг.», «Освобождение Крыма и Севастополя в апреле-мае 1944 г.». В верхнем зале находится живописное полотно «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» и предметный план перед ним. Перед входом в верхний зал - небольшая выставка, посвященная истории создания Диорамы.

Рядом с Диорамой, в парке - обелиск Славы, сооруженный в 1944 г. На стелах высечены наименования соединений армии и флота, участвовавших в освобождении города.

К 1970 году обелиск Славы, сооружённый в ноябре 1944 года, реконструировали. На каждой из 4 сторон памятника установили по две плиты из розового гранита, на которых высечен перечень из 230 соединений и отдельных частей 4-го Украинского фронта и ряда других общегосударственных структур, принимавших участие в освобождении Севастополя. Высота обелиска 28 метров, авторы проекта реконструкции - архитекторы В.М. Артюхов, В.К. Цаккер.

В 25-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 1970 г., у обелиска Славы зажгли Вечный огонь, доставленный с Малахова кургана. Через каждые пять минут звучит мелодия «Сапун-гора» композитора Б.В. Боголепова.

Вместе с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнем, мемориальными стенами, обрамляющими с трех сторон площадку вокруг памятника, Диорама образует единый архитектурный ансамбль.

На Сапун-горе расположена открытая экспозиция образцов боевой техники СССР и Германии периода Второй Мировой войны. Мемориальный комплекс является филиалом Музея героической обороны и освобождения Севастополя.
11.

12.


У подножия Сапун-горы сооружены памятники воинам 32-й гвардейской и 77-й стрелковой дивизиям, которые 7 мая 1944 года первыми вышли на её вершину.

К 50-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне на Сапун-горе вознёсся храм-часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца.
13.

14.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!