- 2. Лексическое и грамматическое значение в слове. Отличительные признаки грамматического значения. Слово и словоформа. Типы словоформ (аналитические, синтетические).
- 3. Синтетический, аналитический и синтаксический способы выражения грамматических значений, средства выражения грамматических значений.
- 8. Имя существительное как часть речи. Признаки морфологического класса существительных. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Существительные собственные и нарицательные; вещественные.
- 9. Имя существительное как часть речи. Признаки морфологического класса существительных. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Существительные конкретные, абстрактные и собирательные.
- 10. Существительные одушевленные и неодушевленные. Проблема установления одушевленности-неодушевленности, ее выражение.
- 11. Категория рода имен существительных и ее предметно-смысловое содержание. Мужской род. Женский род. Средний род.
- 12. Категория рода имен существительных и ее предметно-смысловое содержание. Принципы распределения по родам существительных одушевленных и неодушевленных. Существительные общего рода.
- 13. Категория рода имен существительных и ее предметно-смысловое содержание. Род несклоняемых существительных и аббревиатур.
- 14. Число как морфологическая категория имени существительного, ее характер. Средства выражения числового противопоставления. Типы существительных по реализации числового противопоставления.
- 15. Существительные singularia tantum и pluralia tantum. Причины дефектности числовой парадигмы. Основные и переносные значения форм числа у существительных разных лексико-грамматических разрядов.
- Использование формы множественного числа существительных, не изменяющихся по числам
- Использование формы множественного числа существительных, изменяющихся по числам
- 16. Грамматическая категория падежа у существительных. Способы и средства выражения падежных значений.
- 17. Значение падежных форм, их многозначность.
- 18. Русская грамматика-80 о склонении существительных. Типы склонения имён существительных.
- 19. Общая характеристика прилагательных. Классификация ип в Русской грамматике 1980. Качественные прилагательные. Условность семантических и грамматических границ между разрядами прилагательных.
- 20. Общая характеристика прилагательных. Классификация ип в Русской грамматике 1980. Относительные прилагательные.
- 21. Общая характеристика прилагательных. Классификация ип в Русской грамматике 1980. Местоименные прилагательные.
- 22. Степени сравнения прилагательных. Образование, употребление, стилистическая характеристика простых и аналитических форм степеней сравнения разных частей речи.
- 23. Краткие прилагательные. Особенности образования, значение, употребление, стилистические особенности кратких форм. Ограничения на образование компаратива и кратких форм.
- 24. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Сочетаемость числительных с существительными.
- 25. Имя числительное: особенности значения, синтаксические признаки, система морфологических категорий, особенности морфемного состава и словообразования.
- 26. Простые, сложные и составные числительные. Типы склонения числительных.
- 27. Местоимения как особая часть речи. Разряды местоимений по значению и по соотношению с другими частями речи. Общая характеристика местоимений в Русской грамматике-80.
- 29. Местоимения-существительные: возвратное, вопросительные, неопределенные, относительные, отрицательные.
- 30. Глагол как часть речи. Вопрос о границе глагольного слова. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы. Морфологические и синтаксические признаки глаголов.
- 31. Семантическая классификация глаголов.
- 32. Лексико-грамматические разряды глаголов. Глаголы переходные и непереходные, возвратные и невозвратные.
- 33. Лексико-грамматические разряды глаголов. Личные и безличные (общая характеристика).
- 34. Категория лица глагола. Личные и неличные формы. Связь категории лица с другими глагольными категориями. Переносное употребление личных форм.
- 35. Видо-временная система русского глагола. Общая характеристика. Переносное употребление видо-временных форм.
- Употребление форм настоящего времени
- 1) Наст. Историческое
- 2) Наст. При обозначении будущих действий
- Употребление форм прошедшего времени
- Употребление форм будущего времени
- I. Знаменательные (по значению)
- II. Местоименные (местоименные слова)
- I. Знаменательные (по значению)
- 1) Мотивированные:
- 2) Немотивированные:
- II. Местоименные (местоименные слова)
- 49. Вопрос о статусе категории состояния как части речи. Решение вопроса о категории состояния в Академической грамматике 1980.
- 50. Лексико-грамматические разряды слов категории состояния. Формообразование слов категории состояния. Образование слов категории состояния.
- Производные слова категории состояния образуются морфолого-синтаксическим способом и соотносятся:
- 51. Омонимия слов категории состояния, наречий и кратких прилагательных среднего рода, омонимия слов категории состояния и существительных.
- 52. Предлоги. Значение, структура, образование, функции предлогов.
- 53. Союзы. Структура, функционально-семантические разновидности союзов. Союзы сочинительные и подчинительные, одноместные и неодноместные. Классификация союзов по строению. Аналоги союзов.
- 54. Частицы. Границы данного разряда слов. Семантика частиц. Роль частиц в выражении модального смысла предложения. Формально-семантические разряды частиц.
- 55. Модальные слова, их место в системе частей речи. Соотношение модальных слов и знаменательных частей речи. Модальные слова и вводные слова. Лексико-грамматические разряды модальных слов.
- 56. Междометия, их отличия от знаменательных и служебных слов. Классификации междометий. Междометия первообразные и непервообразные, эмоциональные и побудительные. Междометия и звукоподражания.
- 57. Морфема как единица языка. Морфема и фонема, м. И слово.
- Классификация морфем
- 59. Морфонологические изменения в структуре слова (чередование фонем, усечение, наложение морфем, интерфиксация, мена ударения).
- 60. Исторические изменения в составе слова (опрощение, переразложение). Причины исторических изменений.
- 61. Понятие основы. Типология основ: членимые / нечленимые, производные / непроизводные.
- 62. Словообразовательные и словоизменительные аффиксы.
- 63. Цель и методика выполнения морфемного разбора / проведения морфемного анализа.
- 64. Словообразовательное значение. Понятие словообразовательной мотивации. Признаки мотивированных слов. Словообразовательный формант.
- 65. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо. Структура словообразовательного гнезда.
- 66. Понятие словообразовательного типа. Словообразовательные типы разных частей речи.
- 67. Аффиксальные способы словообразования
- 68. Сложение как способ словообразования. Чистое сложение. Основосложение. Аббревиация. Типы аббревиатур.
Аффиксы – служебные морфемы, которые выполняют словообразовательную или грамматическую функцию. Могут отсутствовать в составе слова, но это отсутствие всегда значимо.
По функции аффиксы делятся на словообразовательные (выражают деривационное значение и участвуют в образовании новых ЛЕ) иформообразующие (выражают ГЗ и участвуют в образовании грамматических форм).
Словообразовательные аффиксы:
Приставка (префикс) – словообразовательный аффикс, расположенный в слове перед корнем или другим префиксом (например, в словепереподготовка две приставки). Префиксы более автономны, чем суффиксы, могут иметь побочное ударение (ультрасовременный, противоугонный ).
В отличие от суффиксов не оказывают влияние на форму сочетающихся с ними морфем (при образовании новых слов может происходить чередование в корне: горох – горошек ).
Один и тот же префикс может участвовать в образовании слов разных частей речи (пригород – прибрежный – прибегать ).
Еще одно отличие от суффиксов –присоединение префикса не меняет части речи, а также не бывает нулевых префиксов.
Суффиксы – аффиксы, занимающие позицию после корня (жи знь , солом енн ый, темн е ть )
Постфиксы – аффиксы, способные занимать позицию после окончания. В современном русском языке они немногочисленны:-ся, -сь .
Постфикс может участвовать в образовании другого залога (мыть-мыться ). Постфиксами также являются элементы-то, -либо, -нибудь , которые участвуют в образовании неопределенных слов (+ по Тихонову-таки, -ка )
Конфиксы (циркумфиксы) – словообразовательная информация, состоящая из двух, реже трех, элементов, присоединяющихся к производящей основе и выражающая их единое словообразовательное значение. Например,антинакипин . Виды конфиксов:
а) Комбинация префикса и суффикса (подснежник ,разбежаться )
б) Суффикса и постфикса (раскошелиться )
Интерфиксы – аффиксы, не имеющие номинативной семантики, выполняют соединительную функцию.
Термин введен Еленой Андреевной Земской, племянницей Булгакова.
Интерфиксы облегчают условия сочетаемости значимых морфем в процессе словоизменения и словообразования. Не все признают статус морфемы. Имеет только ПВ.
Словообразовательные интерфиксы – соединительные гласные в сложных словах (чёрно -белый, сабле видный, трёх мачтовый, пяти угольный); элементы, которые находятся между основой и суффиксом (един о жды, дв а жды, тр и жды ), между суффиксом и корнем (купе й ный, кофе й ный, ныря ль щик, бак ин ский, вуз ов ский ). Интерфиксы включаются в состав основы (братья, сыновья –jвключается, матери –ер включается, небеса – ес включается, времена – ен включается, читаю –jвключается).
Унификсы – единичные/уникальные аффиксы, участвующие в образовании нового слова (жен их , почт ампт )
Словоизменительные аффиксы:
Флексия (окончание) – занимает особое место среди аффиксов. Флексия находится в конце слова, но встречаются исключения (внутренняя флексия). Деепричастия, наречия, служебные части речи, притяжательное местоимения, модальные слова, слова категории состояния не имеют флексии.
При помощи окончания выражается отношение данного слова к другим словам, устанавливаются синтаксические связи слова в составе ССЧ и предложения. Иными словами, у окончаний, в основном, грамматическая функция. Однако иногда в отдельных типах производных слов окончания объединяют формообразующую и словообразующую функции (флексийный способ словообразования): раба, кума, супруга (при помощи окончания -а от мужского рода). Еще этот способ называют нулевой суффиксацией.
Суффиксы - аффиксы, занимающие позицию после корня (жизнь-знь, соломенный-енн, темнеть-е)
Постфиксы - аффиксы, способные занимать позицию после окончания. В сря они немногочислены: -ся, -сь. Может участвовать в образовании другого залога (мыть-мыться). Постфиксы также элементы -то, -либо, -нибудь, которые участвуют в образовании неопределенных слов. + по Тихонову: -таки, -ка.
а́ффикс
(от лат. affixus - прикреплённый) - служебная морфема, минимальный строительный элемент языка, присоединяемый к корню слова в процессах морфологической деривации и служащий преобразованию корня в грамматических или словообразовательных целях; важнейшее средство выражения грамматических и словообразовательных значений; часть слова, противопоставленная корню и сосредоточивающая его грамматические и/или словообразовательные значения.
Согласно теории Ф. Ф. Фортунатова (см. Московская фортунатовская школа), аффикс выделяется в результате морфологического членения слова на его составляющие и выделения корня (или корней) и противопоставляется материальной сущности слова как его формальная принадлежность.
В отличие от корневых морфем аффиксы отдельного языка могут быть перечислены списком и принадлежат к закрытому классу морфем; система аффиксов, образующих одну парадигму (например, определённый тип спряжения или склонения), составляет обязательную часть описания грамматики (морфологии) отдельного языка и демонстрирует возможные модификации корня одной и той же части речи и/или одной и той же грамматической категории.
Аффиксы выделяются как самостоятельные единицы языка по совокупности формальных и содержательных характеристик:
а)их фонологическому облику (аффиксы строятся обычно как относительно короткие фонологические последовательности из ограниченного числа гласных или согласных фонем с преимущественно вокалическим или же консонантным составом; ср., например, широкое использование гласных фонем в организации флексий русского языка или, напротив, использование дентальных и фрикативных согласных в суффиксах английского языка);
б)изменяемости/неизменяемости состава аффиксов (алломорфировании) в актах деривации (откуда противопоставление агглютинации и фузии) и характеру их морфонологических преобразований;
в)фиксированному порядку расположения аффиксов относительно корня и невозможности их перестановки (ср. строгие правила позиционного следования аффиксов в агглютинативных языках);
г)однозначности/многозначности, синкретизму и их конкретной функциональной нагрузке (ср. типичную однозначность аффиксов при агглютинации в противоположность многозначности их для языков флективного типа);
д)практически неограниченной сочетаемости аффиксов определённого класса с кругом «своих» корней или основ; хотя продуктивность отдельных аффиксов фактически может варьироваться, для них типична сочетаемость с широким кругом единиц, т. е. серийность, и число аффиксов уникального действия (ср. рус. «люб-овь», «свекр-овь», англ. child-ren ‘дет‑и’) обычно резко ограничено.
Процессы присоединения аффиксов, именуемые аффиксацией, составляют важную часть морфологии и словообразования большинства языков мира, различающихся в типологическом плане преимущественно использованием одной из таких разновидностей аффиксации, как суффиксация или префиксация, и использованием этих последних в деривационной или же флективной морфологии.
По положению относительно корня аффиксы делятся на:
префиксы, или приставки, помещаемые перед корнем (ср. рус. за-, при-, пере-, у-, вы-ходить и т. д.; префикс, присоединяемый к глагольной основе, обозначается термином «преверб»);
постфиксы, иногда называемые также прилепами (например, любой аффикс, стоящий в слове или словоформе после корня);
инфиксы, помещаемые в середину корня (ср. англ. sta‑n‑d ‘стоять’ при stood ‘стоял’ или тагальское ‑um‑ в s‑um‑ulat ‘писать’ при sulat ‘письмо’);
интерфиксы (термин предложен М. А. Сухотиным и М. В. Пановым), служащие связи корней и помещаемые между двумя корнями (ср. рус. «овц-е-бык», «дом-о-строй», нем. Arbeit-s-plan ‘рабочий план’) или между корнем и суффиксом (ср. рус. «шоссе - шоссе-й-ный», «там - там-ош-ний»), иногда именуемые также прокладками;
трансфиксы, «разрывающие» корень из согласных определёнными гласными по схеме соответствующей парадигмы (ср. изменение трёхсогласного арабского корня; см. Семитские языки);
конфиксы, или циркумфиксы, - комбинации из префикса и постфикса, функционирующие совместно (ср. нем. формы страдательного причастия типа ge-nomm-en ‘взятый’ или рус. «за-речь‑е», «под-окон-ник»); использование конфиксов именуется парасинтезом, т. е. одновременным участием в синтезе слова двух разных аффиксальных средств;
амбификсы - аффиксы, способные занимать разные положения относительно корня (ср. англ. амбификс out в роли префикса в случаях типа outcome ‘исход’, но в роли постфикса в come-out ‘исход’).
Постфиксы, в свою очередь, делятся на:
а)основообразующие элементы (ср. рус. «небо - неб-ес-а») или темы (тематические гласные, ср. рус. «дел-а-ть», «дел-и-ть»), помещаемые непосредственно за корнем, но обычно предшествующие суффиксу пли флексии (ср. гот. dags ‘день’ - dag-a-ns - мн. ч. вин. п. или рус. «неб-ес-н-ый»);
б)суффиксы, помещаемые за корнем, но не обязательно в непосредственной близости к нему (ср. рус. -нв «неб-ес-н-ый» или исл. -ðпосле корня и основообразующего элемента в kall-a-ð-ur ‘зовущий’);
в)флексии - окончания, маркирующие обычно не только конец слова и служащие потому его пограничным сигналом, но и характеризующие саму форму как готовую к использованию в составе синтаксической конструкции и потому «самодостаточную» для автономного употребления между двумя пробелами и организации отдельного высказывания. В каждом языке существуют свои ограничения на порядок следования служебных аффиксов разного типа, но, как правило, если аффикс выступает в роли флексии, то он занимает конечную, замыкающую позицию в слове (ср. рус. «сильн-ый, сильн-ого»; ср., однако, рус. «крутящ-ий-ся, крутящ-ему-ся» и т. п. или образование форм возвратного залога в скандинавских языках, где показатель ‑st прибавляется после глагольной флексии).
Указанное противопоставление постфиксов основано не только на учёте их синтагматического расположения относительно друг друга, но и их функциональной нагрузки: основообразующие элементы указывают на принадлежность имен или глаголов к определённому типу склонения или спряжения (ср., например, противопоставление тематических и атематических глагольных основ в древних индоевропейских языках), суффиксами же чаще считаются неконечные морфемы, участвующие в словообразовании или формообразовании. Такое разграничение, правда, не является обязательным, и тогда суффиксами именуются все постфиксы, кроме флексий; флексиями именуются конечные служебные элементы, вычленяющиеся в слове по отделении основы и чаще связанные со словоизменением, т. е. носящие не деривационный, а реляционный характер и принимающие участие в создании синтаксических форм; нередко для признания грамматического элемента флексией-окончанием постулируется обязательность его вхождения в систему образования форм одной парадигмы, а не только отдельной грамматической оппозиции.
Функциональная классификация аффиксов предполагает их деление на словообразовательные, служащие образованию производных слов, и формообразующие, служащие образованию форм одного слова, причём нередко эти последние делят, в свою очередь, на флективные (служащие словоизменению, образованию форм одного склонения или спряжения) и собственно формообразующие (формообразовательные), часто занимающие позицию между корнем и флексией. Иногда рубеж между словообразовательными и формообразующими аффиксами усматривается в обязательности последних для реализации слова в составе синтаксической конструкции. В то время как системы флексий и других формообразующих аффиксов обязательны для построения форм одного слова и выражения им определённых грамматических значений (они участвуют в организации парадигматических рядов одного типа и потому указывают на принадлежность слова к определённой части речи, следовательно, обязательны для каждого представителя своей части речи), словообразовательные аффиксы формируют более частные группировки слов, подчинённые отдельным частям речи, создавая внутри этих последних особые лексико-семантические классы слов. Флексию, как правило, нельзя устранить из состава слова без разрушения его цельнооформленности и без нарушения грамматической правильности включающего это слово синтаксического целого.
Прибавление аффиксов грамматического характера не сказывается на лексическом (вещественном) значении основы: внутри одной парадигмы сохраняется лексическое тождество корня (основы), варьируются грамматические значения форм; тип соединения основы с аффиксом - аддитивный (суммативный), т. е. значение формы слова складывается из значения её основы и её аффикса (форматива). Прибавление аффикса словообразовательного характера ведёт к взаимодействию значений аффикса и основы, причём семантическое видоизменение последней может выражаться либо в создании лексемы с новым значением, либо в переходе основы в новый класс слов (ср. «профессор - профессура» и «профессор - профессорствовать»), либо в одновременном сочетании того и другого («солить - солка, соление»). Разграничение формообразующих и словообразующих аффиксов базируется на целом комплексе функционально-семантических, структурных и дистрибутивных критериев. Распределение аффиксов по указанным разрядам и способы их наименования носят в грамматиках отдельных языков традиционный, условный характер (ср. термины «префикс» и «приставка», «суффикс» и «показатель», «окончание» и «флексия», а также употребление терминов «сложный суффикс» и «форматив» для обозначения последовательности из нескольких аффиксов и т. п.).
Аффиксы могут быть материально выраженными, т. е. представленными определённой фонемой или последовательностью фонем, и нулевыми, т. е. представленными значащим отсутствием элемента. Нулевые аффиксы представляют собой удобную условность структурного описания языков, известную уже древнеиндийским грамматистам; целесообразность введения этого понятия объясняется стремлением к однотипному представлению форм одной парадигмы, поэтому нулевой аффикс выделяют лишь там, где в параллельных формах той же парадигмы или других её формах наблюдается материально выраженная флексия (ср. выделение нулевой флексии в русских словах типа «рог», «сом» со значением им. п. ед. ч. мужского рода по сравнению с им. п. ед. ч. женского рода «стен‑а» или им. п. ед. ч. среднего рода «окн‑о», а также по сравнению с формами косвенных падежей ед. и мн. ч. «рог‑а», «рог‑ам» и т. д.).
Как правило, аффиксами именуются служебные морфемы связанного типа, т. е. не имеющие коррелятов в виде свободно употребляемых слов; тем не менее критерий связанности не может рассматриваться как абсолютный показатель принадлежности морфемы к классу аффиксов. В отдельных языках мира довольно широко представлены частицы, выполняющие те же служебные функции и использующиеся в тех же целях, что и подлинные аффиксы; они строят такие же протяжённые серии слов и нередко выступают как носители тех же значений, что и аффиксы, хотя в отличие от последних имеют параллельно им употребляющиеся самостоятельные слова с теми же значениями, ср. рус. «до-» в «добежать до школы», «из-» в «извлечь из земли» и т. д. Единицы такого рода получили в словообразовании название полуаффиксов (в советском языкознании этот класс словообразовательных элементов был впервые описан и выделен М. Д. Степановой, в зарубежном языкознании сходная категория единиц - Дж. Марчандом), в морфологии - название относительно связанных морфем (Е. С. Кубрякова). В отличие от аффиксов, выступающих в качестве связанных морфем, полуаффиксы выступают как относительно связанные морфемы, ибо они имеют корреляты в виде предлогов, наречий или других служебных частиц, демонстрируют ряд дистрибутивных особенностей (вплоть до возможности свободного дистактного расположения морфемы относительно корня, ср. нем. aufstehen ‘вставать’ и его форму stehe auf ‘встань!’) и связаны лишь относительно «своей» (определённой) структурной модели. Во многих языках описание словообразования и формообразования без описания аффиксов, которые имеют в качестве отдельных алломорфов как связанные, так и свободные единицы, не является полным (ср., например, класс аффиксов, представленных относительно связанными морфемами в скандинавских языках, где постпозитивный артикль инклюзивен, связан, включён в форму слова, а препозитивный - свободен, типа швед. ett hus ‘дом’, но huset и т. п.). Принадлежность аффиксов к классу либо связанных, либо относительно связанных морфем отражает генезис аффиксов и их происхождение из самостоятельных слов. Другим источником аффиксов оказываются явления, связанные с морфологическим переразложением слов и подвижностью морфологических границ внутри слова, с вычленением повторяющихся отрезков в заимствованных словах, иногда с ложным этимологизированием состава слова и т. д.
Аффиксы демонстрируют широчайший диапазон значений - от чисто классификационных и не имеющих прямого отношения к передаче какого-либо реального содержания (такие аффиксы нередко именуют асемантическими, что представляется неверным, ибо они функционально нагружены и, следовательно, системно значимы) до отражающих свойства и признаки, находящие соответствие в предметной действительности (ср. аффиксы со значением рода или числа), причём тоже с разной степенью абстрактности или вещественности. Классификация аффиксов в этом отношении может строиться либо как чисто функциональная (ср. идущую от Э. Сепира классификацию аффиксов на деривационные, реляционные и деривационно-реляционные), либо может включать также учёт реального содержания аффиксов и их отношение к выражению того или иного типа значения. Противопоставляются следующие классы:
а)структурные аффиксы, выполняющие функцию транспозиции форм из одного класса в другой, например из одной части речи в другую, или служащие прокладками при соединении частей слова и т. д.;
б)экспрессивные, или эмоционально окрашенные (ср. уменьшительные, уничижительные, или аффиксы с пейоративной оценкой);
в)категоризующие аффиксы, или маркеры, относящие построенную с их участием форму к определённой категории слов, например к части речи или её подклассам, и опознающие ту или иную грамматическую или деривационную категорию;
г)вещественно-таксономические аффиксы, выполняющие семантическую функцию отнесения формы к определённому лексико-семантическому разряду. В ряде современных зарубежных концепций аффикс рассматривается как «вершина» структуры слова, определяющая его главные синтаксические и категориальные характеристики.
Реформатский А. А., Введение в языковедение, 4 изд., М., 1967; Степанова М. Д., Методы синхронного анализа лексики, М., 1968; Виноградов В. В., Русский язык. (Грамматическое учение о слове), 2 изд., М., 1972; Общее языкознание. Внутренняя структура языка, М., 1972; Кубрякова Е. С., Основы морфологического анализа, М., 1974; Русская грамматика, т. 1, М., 1980; Nida E., Morphology. The descriptive analysis of words, 2 ed., Ann Arbor, 1956; Plank F., Morphologische (Ir-)Regularitäten. Aspekte der Wortstrukturtheorie, Tübingen, 1981; Selkirk E. O., The syntax of words, Camb. (Mass.), 1982 (лит.).
Е. С. Кубрякова, Ю. Г. Панкрац.
С точки зрения места морфемы в составе слова по отношению к корню все аффиксы делятся на п р е ф и ксы - расположенные перед корнем - и постфиксы - расположенные после корня. Термин «постфикс» иногда употребляют в узком смысле - для называния аффикса -ся/-сь, который всегда располагается после флексии: умывается, сержусь.
Среди аффиксальных морфем по их функции в языке и характеру значения различают два больших класса: морфемы словообразовательные (деривационные) и словоизменительные. В этом разделе мы рассматриваем аффиксы словообразовательные; об аффиксах словоизменительных и их отличии от аффиксов словообразовательных см. в гл. 7, а также в разделе «Морфология».
Словообразовательные морфемы в русском языке могут располагаться: 1) перед корнем; тогда их называют префиксы (или приставки) и 2) после корня; тогда их называют суффиксы. Например: 1) прилетать, рас-красавица, сверх-человек, ультра-радикал, архи-плут, пре-милый, противо-туберкулезный, сверхзвуковой, анти-военный; 2) артист-к(а), газет-чик, журнал-ист, коров-ник, цемент-н(ый). Суффиксы, как правило, располагаются перед флексиями. В русском языке существует лишь один суффикс -ся, который располагается после флексий: всмотрим-ся, зачитаем-ся, набегаешь-ся.
Термин «префикс» имеет два значения - широкое и узкое: а) аффиксальная морфема, расположенная перед корнем, слева от корня (противополагается постфиксам); б) один из видов деривационных морфем (приставка), противополагаемый другому виду деривационных морфем (суффиксам).
Некоторые ученые (В. М. Марков, П. П. Шуба и др.) выделяют в русском языке еще один вид деривационных морфем - конфикс ы, которые состоят из двух частей (префиксальной и постфиксальной) и действуют в словообразовательном акте комплексно, как нечто единое. Например: кричать - раскричаться (нет глаголов «раскричать» или «кричаться»), говорить-сговориться, звонить -созвониться и др. В этнх словах два элемента раси -ся, с-/сои -ся выступают как единое словообразовательное средство; ср. также: сотрапезник, сопалатник, антикомарин, суглинок, пасынок.
Выделение конфиксов как особых морфем при изучении структуры русского слова нецелесообразно. Наличие прерывистых морфем не характерно для структуры русского языка. Кроме того, постфиксальные части конфиксов совпадают, как правило, по значению с соответствующими приставками и суффиксами, т. е. со-, входящее в конфикс со-...-ник (например, сотрапезник, сопалатник), тождественно по значенню приставке со(ср. со-автор)\ -ник, входящий в этот же конфикс, тождествен по значению суффиксу -ник (ср.: школь-ник, словар-ник). Изучая, как функционируют аффиксы при создании подобных слов, следует отметить, что в таких случаях суффикс и приставка участвуют как две морфемы в едином акте словообразования, присоединяясь к производящей основе одновременно, а не последовательно, т е используются как единое словообразовательное средство. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным (см. об этом в гл. 4). Название этого способа словообразования конфиксацней, а соответствующих морфем конфиксами не углубляет нашего понимания этого явления, а лишь заменяет одни термины другими.
Еще по теме Виды аффиксов:
- 5.16. Функциональная классификация словообразовательных аффиксов (аффиксы, выполняющие лексическую грамматическую и стилистическую функции)
- 5.17. Регулярные и нерегулярные аффиксы. Продуктивные и непродуктивные аффиксы
- 1.1. Понятие об аффиксах и “унификсах”. Вопрос о статусе и значимости уникальных аффиксов
- №17. Cтилистика словообразовательных аффиксов. Аффиксы субъективной оценки. Функционально-стилевая закреплённость словообразовательных средств. Окказиональное словообразование.
Аффикс (от лат. affixus - прикреплённый) -морфема (см.), несущая в слове дополнительное, служебное значение - словообразовательное или грамматическое - и противопоставленная корню (см.). Виды А. различаются по их месту в слове. Для рус. языка характерны след. А.: окончание, приставка, суффикс, постфикс, интерфикс. Окончание (см.), или флексия, как правило, конечная морфема словоформы; взаимозамена флексий в формах одного слова приводит к изменению грамматических значений рода, числа, падежа, лица. После флексии могут находиться только А., называемые постфиксами (см.), напр. глагольный постфикс -ся. А., находящиеся в составе простой основы (см.) перед корнем, называются приставками (см.), или префиксами, а стоящие между корнем и флексией - суффиксами (см.). Напр., в слове устарелый -стар- корень, у- - префикс, -е- и -л- суффиксы, -ый -окончание. А., служащие для соединения двух простых основ в составе сложной основы, называются соединительными, или интерфиксами (см. Соединительная морфема). Напр., в слове лесостепь - интерфикс -о-.
Кроме указанных видов А., характерных для совр. рус. языка, в различных языках мира встречаются и другие виды А., как, напр., инфикс -А., вставляемый внутрь корня (ср. лат. inci -«победил» и vinco - «побеждаю», где -п- инфикс наст, времени; тот же инфикс - в праслав. языке: *sed - корень прош. времени глагола *sedti - «сесть» и "send - корень наст, времени, откуда в совр. рус. языке сесть, сел, но сяду); конфикс, или циркумфикс - А., «опоясывающий» корень, т. е. состоящий из двух частей, находящихся перед корнем и после него, и несущий единое нерасчленённое значение (нем. ge-...-t в gemacht - «сделанный» - причастии от глагола machcn - «делать»).
По выражаемому значению А. делятся на словоизменительные и словообразовательные. Словоизменительные А. присущи отдельным словоформам, а не словам в целом и выражают грамматические значения при словоизменении. Словообразовательные А. присущи словам в целом (во всех их формах) и выражают словообразовательные значения (см. Словообразование). В рус. языке флексии в отдельных словоформах несут словоизменительные значения, однако система флексий, характеризующая слово в целом, может быть и словообразовательным средством, суффиксы - преим. словообразовательные, постфиксы могут быть как словообразовательным, так и словоизменительным средством, префиксы и интерфиксы - только словообразовательные. В совокупности с корнями словообразовательные А. выражают лексическое значение слов.
В отличие от корней, А. бывают не только материально выраженными (т. е. представляющими собой фонему или сочетание фонем), но и нулевыми (материально не выраженными). Последние (обозначаемые знаком 0) усматриваются в словоформах и словах, содержащих то или иное значение (грамматическое или словообразовательное), обычно передаваемое материально выраженными аффиксами, и входящих в парадигму форм, содержащих такие аффиксы. Таковы, напр., нулевое окончание в формах род. п. мн. ч. типа стен-0 (ср. дом-ов, степей, а также стен-а, стены и т.п.); нулевой словообразовательный суффикс в словах типа безбород-0-ый, без-ног-0-ий (ср. без-дом-н-ый, без-денеж-н-ый и т. п.); нулевые суффикс и флексия в исходных словоформах отглагольных существительных типа бег, выход.