Скачать классный час узнай себя. Классный час.doc - Классный час "Познай себя"

Пояснительная записка

Классный руководитель: Матросова Ирина Васильевна

Название внеклассного мероприятия: «Познай себя»

Форма проведения: классный час

Актуальность : Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации, познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля

Актуальностью данного мероприятия является то, что у части учащихся, в средней школе, можно ожидать, возникнут большие психологические трудности, вызванные спецификой перехода, изменением режима учебного процесса (кабинетная система, учителя-предметники), разнообразием учебных предметов и физиологическими изменениями.

Одним из элементов воспитательной программы является классный час «Познай себя».

В результате проведения классного часа будет получен воспитательный эффект - сознательное и активное присвоение нового социального опыта, включающего в себя: культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность.

Организация и проведение классного часа осуществлялась на основе коллективной творческой деятельности.

    Цели:

Обучающие

    научить основам самопознания, самоанализа и самоконтроля;

Развивающие

    развивать способность наблюдения за собственным поведением и поведением своих сверстников;

    формировать умение анализировать поступки и речь конкретной личности, делать выводы о мотивах и целях;

    способствовать развитию логической последовательности действий учащихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий;

    совершенствовать коммуникационную компетенцию учащихся, обогащать словарный запас школьников;

    совершенствовать навык точного выражения своих мыслей и связной монологической речи учащихся.

Воспитательные –

    способствовать формированию положительной самооценки;

    сформировать представление о самоценности личности и равенстве людей;

    способствовать созданию верных нравственных ориентиров школьников;

    воспитать желание этического и эстетического развития;

    способствовать развитию духа коллективизма и товарищества.

    Методические приемы: групповая работа, индивидуальные задания, тестирование.

    Оборудование : лист А4, ручка, карандаш, набор цветных карандашей или фломастеров, разноцветные листья

Предполагаемым результатом данного классного часа является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. А также знакомство детей с некоторыми приёмами самопознания, формирование представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развитие умение правильно оценивать себя и других; продолжение формирование коллектива.

Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Ход классного часа.

В начале классного часа учащиеся заходят в кабинет и выбирают на парте один из разноцветных листьев. Одноклассники, выбравшие одного вида листочки занимают парты с соответствующим цветом листка, так формируются группы для работы.

Классный руководитель: Добрый день. Сегодня мне бы хотелось пригласить вас к разговору, который волнует всех: «Каков путь к себе?» Ещё древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле – это человек . Мыслители говорили, что человек – это самое простое и самое сложное . Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то мы получим разные ответы, и все вы по-своему будете правы, потому, что каждый из вас индивидуален и неповторим. Итак, давайте вместе попробуем сделать несколько шагов на пути к себе. Сегодня мы будем учиться самопознанию. Будем проводить самонаблюдение, самоанализ и самооценку. Познакомимся с понятием Я.

А. Экзюпери говорил: «… Не всегда первое впечатление бывает верным. Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, получше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях ». Вы согласны с этим? (обсуждение)

Кл.р : Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? (Ответы).

Дорога к самому себе – это дорога в целую жизнь.

А сейчас я предлагаю вам высказаться по предложенным вопросам:

1. Думаю, что я достаточно способен, чтобы…

2. Для меня очень важно …

3. Что лучше иметь сто рублей или сто друзей?

4. Надеюсь на…..

5. В будущем я хочу…

6. Хорошая жизнь – это…

7. Когда другие делают что-то лучше чем я….

8. Моя основная цель в жизни…

Классный руководитель : Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.}

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

1. Свои физические возможности, состояние здоровья.

2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).

3. Свой характер, темперамент, волю.

4. Свои вкусы, привычки.

5. Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель : Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

1. Узнать призвание, выбрать профессию.

2. Избежать ошибок и разочарований.

3. Правильно вести себя с окружающими.

4. Не браться за невыполнимые дела.

5. Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель : Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Включается тихая музыка. Дети, разделившиеся на группы, обсуждают ответ.

(Возможные ответы:

    Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

    Отличается от других людей.

    Это необычный, странный человек, чудак.

    Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.)

Классный руководитель : Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет.

Тест «Мой портрет»

На листке бумаги справа в столбик напишите десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишите все ценные черты своего характера, слева – черты, от которых вы хотели бы избавиться.

Время выполнения 5 минут, вы можете продолжать список на протяжении всего классного часа.

Включается тихая музыка. Дети работают 3-5 минут. Затем представитель от группы рассказывает о своих результатах.

У вас получились уникальные портреты.

Мини – лекция «Что такое самооценка?

Классный руководитель : Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Самооценка – это мнение человека о самом себе, сформировавшаяся в результате сравнения себя с другими людьми.

Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

Тест «Каков уровень вашей самооценки».

Давайте посмотрим на уровень вашей самооценки. Сравним результаты с «Моим портретом».

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Редко – 1 балл

Никогда – 0 баллов

    Я часто волнуюсь понапрасну.

    Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

    Я боюсь выглядеть глупцом.

    Я беспокоюсь за свое будущее.

    Внешний вид других куда лучше, чем мой.

    Как жаль, что многие не понимают меня.

    Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.

    Люди ждут от меня очень многого.

    Чувствую себя скованным.

    Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

    Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

    Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

    Я не чувствую себя в безопасности.

    Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма превышает 30 баллов , то вы себя недооцениваете.

Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!

Ничего страшного, если результаты теста показали низкий уровень самооценки. Ее можно повысить, если следовать правилам, которые напечатаны на листках (распечатки у каждого ученика).

Ребята по очереди читают «15 шагов на пути к повышению своей самооценке»

11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.

12) Будьте открытыми для общения с людьми.

13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.

14) Помните! Вы не сами по себе!

15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.

Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"

Классный руководитель : А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Нужно собрать по 4 признакам людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 1-2 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель : Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

Подведение итогов.

Подведём итоги нашего классного часа:

    Была ли интересна тема познания себя?

    Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

    Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

    Что нового вы узнали о себе?

    Думаете ли вы продолжить наблюдение за собой?

    Понравился ли вам классный час?

Какая мордашка соответствует результатам классного часа? (на экране две мордашки: одна улыбается, одна - печальная)

Вывод: узнали о том, что пока у некоторых не такая самооценка, как вам хочется. Нужно оценивать себя правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. Необходимо изучать себя, чтобы верно оценивать свои силы.Вы можете меняться так, как вы хотите, вы автор самого себя!

В результате работы ожидается , что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу, овладеют простыми методами самовоспитания, самоконтроля; появится готовность к самоопределению в социуме

Приложения:

15 шагов на пути к повышению своей самооценке:

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.

2) Проанализируйте свои жизненные планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.

3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.

4) Чувство вины и стыда не помогает добиться успеха.

5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.

6) Смотрите на себя и других реальными глазами.

7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.

8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.

9) Помните, иногда поражение – это удача.

10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей. Скромность

Трусливость

Высокомерие

Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного достоинства

Пассивность

Уравновешенность

Самоуверенность Внушаемость

Тема: ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Игра «Закончи предложение».

Перед тобой - начало предложений. Давай попробуем за-кончить их, но так, чтобы получилось законченное по смыслу высказывание.

Сначала потренируемся.

Начало предложения - Каждое утро...

Его можно закончить так: «я делаю зарядку», или «солнце поднимается над горизонтом», или «я боюсь опоздать в школу».

Придумай свой вариант предложения: «___________________

______________________________________________________________».

А вот и другие предложения, из которых получится твой рассказ о себе, твоих близких, людях и вещах, которые тебя ок-ружают. Старайся не повторяться, когда придумываешь ответ.

1. Я думаю, что людей больше...

2. Ребенок в семье...

3.Мы любим маму, а...

4.Когда я играю с ребятами, то...

5.Мой брат (сестра)...

6.Я достаточно ловкий, чтобы...

7.Отцы иногда...

8.Ребята, с которыми я дружу...

9.Чтобы наш папа...

10.Мои близкие думают обо мне, что я...

11.Рхли бы мой брат (сестра)...

12.Мои друзья меня часто...

13. Я хочу, чтобы у меня не было...

14.Больной ребенок...

15. Я думаю, что мама чаще всего...

16. Если бы не было школы...

17. Я весь трясусь, когда...

18.Когда я думаю о школе...

19.Если бы все ребята знали, как я боюсь...

20.Был бы очень счастлив, если бы я...

21. Я самый слабый...

22. Когда я буду взрослым...

23.Мой учитель (учителя)...

24.Всегда мечтаю...

2. Игра в волшебника.

Часть1. Давай поиграем в волшебника!

Нравятся тебе сказки? Мне - очень. Особенно, когда в эту сказку попадаешь на правах автора. Итак, представь, что у тебя появляются фантастические возможности и ты отправляешься в галактическое путешествие. Ты оказался на другой планете, где все не так, как на Земле.

Нарисуй эту планету и ее обитателей - зверей, растения, жителей.

Придумай ей название.

Ответь на следующие вопросы:

1) Кем бы ты хотел стать на этой планете? Почему?

2) А кем бы ты не хотел быть на этой планете? Почему?

Часть 2. Теперь представь себе, что ты - очень сильный волшебник (фея). С помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло. И ты возвраща-ешься на Землю.

Что бы ты сделал:

Для мамы;

Для папы;

Для школы;

Для одноклассников;

Для учителя;

Для себя?

Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

Часть 3. Сейчас - самое захватывающее превращение. Давай превратимся в какое-нибудь животное или птицу.

Отметь тех животных, в которых ты бы хотел превратить-ся, знаком «+», а тех, которые тебе не нравятся, знаком «-»:

11. Собака

3. Козленочек

12. Синица

13. Черепаха

15. Червяк

7. Обезьяна

17. Крокодил

Часть 4 . А теперь нарисуй такое животное, которое могло бы жить только на твоей волшебной планете. На Земле оно точ-но не существует.

Назови его.

Последнее, что можешь ты сделать как великий чародей, -это загадать три самых главных своих желания и постараться, что-бы они исполнились уже не в сказочной игре, а по-настоящему.

3. Моя будущая профессия.

Так хочется, чтобы ты в жизни выбрал профессию, которая позволит тебе творить чудеса.

Как ты думаешь, чему тебе для этого необходимо научиться? Уметь поддерживать свое здоровье*_____________________

Логически мыслить*_____________________

Излагать свое мнение*_____________________

Иметь чувство юмора*_____________________

Уметь легко и просто общаться с людьми*_____________________

Быть внимательным и наблю-дательным*_____________________

Иметь хорошую память*_____________________

Хорошо владеть родным и иностранным языками*_____________________

Добавь то, что ты считаешь нужным:_____________________

Звездочкой (*) отмечены твои сегодняшние умения и навыки. Отметь, пожалуйста, в каждой строчке красным цветом, на сколь-ко бы ты хотел продвинуться во всех перечисленных умениях в этом году; на будущий год - зеленым цветом, к окончанию школы - синим.

Как ты думаешь, от кого и от чего зависит выполнение этой твоей программы?

1)Перечисли людей, события и действия, которые могут этому помочь.

2) А кто и что может помешать выполнению твоих планов?

4. Житейские ситуации.

Современный мир - это мир коммуникаций, мир людей, управляющих машинами, людей, общающихся между собой. И от того, насколько хорошо они понимают друг друга, очень

часто зависит вся наша жизнь. Предлагаю потренироваться в са-мом обычном понимании житейских ситуаций.

Подбери правильное слово к каждому эпизоду школьной жизни.

Иванов нос к носу столкнулся в коридо-ре с завучем школы, та аж присела от страха и неожиданности.

Иванов знал, что се-годня его вызовут к доске, и выучил пара-граф наизусть. Но учитель задавал во-просы по

предыдуще-му параграфу, кото-рый Иванов не знал.

Двоечник Иванов ска-зал учителю, будто отличник Петров, сосед по парте, у него списывает.

В школу приехала комиссия, и директор школы попросил Сидорова и Петрова «поболеть» в этот день дома.

5. Загадки времени.

Время - величайшая загадка для людей. Оно может быть очень разным.

Вспомни, когда, по-твоему, оно тянется бесконечно долго -когда ты ждешь чего-то или кого-то, когда тебе нечем заняться, когда тебе просто скучно. А бывает, что оно несется с невероят-ной скоростью, и кажется, что просто невозможно все успеть, всюду попасть, никуда не опоздать.

Давай попытаемся выяснить, как ты расходуешь свое время. Перед тобой - таблица твоего времени. Заполнять ее надо очень аккуратно, не пропуская ничего важного, что произошло с тобой в течение дня. И делать это в течение целой недели. Глав-ный твой помощник в этом - часы. Хорошо, если они все время будут с тобой

Когда таблица будет заполнена, выясни, на что у тебя ухо-дит больше всего времени, на что ты тратишь его слишком мало.

Уверена, ты найдешь огромный резерв, который можно потратить на то, что ты больше всего любишь делать.

6. Исследуем самооценку.

Каждый человек оценивает свои способности, возможно-сти, характер.

К каждому качеству из таблицы по 10-балльной шкале по-ставь оценку, насколько качество выражено у тебя в настоящий момент, и как бы ты хотел, чтобы это качество было у тебя раз-вито в будущем.

7. Логическая гимнастика.

Итак, следующая игра - для любителей загадок. Игра на-зывается «Простые аналогии». Тебе нужно найти сходство ме-жду разными понятиями.

ЛошадьКорова

ЖеребенокПастбище. Рога. Молоко. Теленок. Бык

Посмотри, здесь написано два слова: сверху «лошадь», снизу - «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок -детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово - «корова», а снизу - 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову «корова», как «жеребе-нок» к «лошади», то есть чтобы оно обозначало детеныша коро-вы. Это будет «теленок». Значит, нужно сначала установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа и подчеркнуть правильное слово. Итак, удачи!

Цель: сформировать у учащихся представления о своем характере, о пользе и вреде гороскопов, о роли цветовой гаммы в нашей жизни.

Предварительная подготовка: газеты и журналы с гороскопами; объявлениями о предсказаниях; разноцветные кусочки тканей; яркие графические иллюстрации.

Почему мы верим гороскопам?

Почему столь многие из нас с нетерпением ждут предсказаний астролога в свежем номере газеты, почему мы готовы верить этим предсказаниям и действовать в соответствии с ними? Ведь беспристрастные проверки не раз показывали несостоятельность и астрологических предсказаний, и астрологических анализов личности.

Наиболее вероятный ответ на этот вопрос состоит в следующем: люди верят в астрологические анализы и предсказания, потому что они, как это ни парадоксально, верны. Но (и это очень важное “но”!) верны они потому, что эти высказывания настолько общи, уклончивы и туманны, что пригодны для всех и ни для кого.

Здесь работает известное психологам явление, названное эффектом Барнума в честь известного в прошлом веке американского антрепренера и владельца цирка Финеаса Барнума, который говорил, что “ежеминутно на Земле рождается один простофиля”, и гордился тем, что в программе его цирка и ярмарочных балаганов каждый может найти что-то для себя. Эффект Барнума можно сформулировать так: человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов. Видимо, это связано с глубоким интересом, который каждый из нас испытывает к собственной личности и, конечно, к своей судьбе. Эффект Барнума исследуется психологами уже около сорока лет. За это время они смогли определить, в каких условиях человек верит предложенным ему высказываниям, какие люди склонны верить, а какие нет и какие высказывания вызывают доверие.

Так, в конце 50-х годов классическое исследование провел американский психолог Росс Стагнер. Он дал заполнить 68 кадровикам различных фирм психологическую анкету, которая позволяет составить детальное психологическое описание личности, а после этого составил одну общую фальшивую характеристику, использовав 13 фраз из разных гороскопов. Затем Стагнер попросил испытуемых прочитать эти характеристики, сказав им, что они разработаны на основании данных научного психологического теста. Каждый участник опыта должен, был отметить после каждой фразы, насколько, по его мнению, она верна и насколько истинно отражает его характер. Градации оценок были предложены такие: поразительно верно, довольно верно, “серединка на половинку”, скорее ошибочно и совершенно неверно. Более трети испытуемых сочли, что их психологические портреты набросаны поразительно верно, 40 % -- довольно верно, и почти никто не счел свою характеристику совершенно ошибочной. А ведь это были заведующие отделами кадров, то есть люди, казалось бы, опытные в оценке личных качеств!

Этот эксперимент раскрыл еще одну любопытную сторону эффекта Барнума. Вот какие две фразы участники опыта сочли наиболее верными: “Вы предпочитаете некоторое разнообразие в жизни, определенную степень перемен, и начинаете скучать, если вас ущемляют различными ограничениями и строгими правилами” и “Хотя у вас есть некоторые личные недостатки, вы, как правило, умеете с ними справляться”. Первое из них сочли “поразительно верным” и “довольно верным” 91 % участников, а второе - 89 %. Напротив, наименее верными были признаны такие два утверждения: “В вашей жизни не обходится без некоторых проблем” и “Ваши надежды иногда бывают довольно нереалистичны”. В общем, эффект Барнума срабатывает на положительных утверждениях, и это неудивительно: всем нам не особенно приятно узнать о себе что-то отрицательное.

Подобные исследования не раз повторялись в различных вариантах. Так, в конце 60-х годов один французский психолог поместил в газетах рекламу, предлагая свои услуги в качестве астролога. Он получил сотни заказов и выслал всем клиентам один и тот же “гороскоп”, составленные в общих, неопределенных выражениях. И что же? Более двухсот заказчиков написали ему письма с благодарностью за удивительно точный, мастерски составленный гороскоп.

Австралийский профессор психологии Роберт Треветен регулярно заставляет студентов-первокурсников записывать свои сны или описывать то, что они видят в разноцветных чернильных кляксах (известный тест Роршаха). Затем, якобы обработав принесенный ему материал, профессор под большим секретом выдает каждому студенту тот же самый “анализ личности” из 13 фраз, который использовал Стагнер, и просит высказать мнение о его правильности. Только после того, как при всей аудитории каждый студент заявит, что вполне удовлетворен правильностью анализа, Треветен позволяет им заглянуть в бумаги друг друга. Он считает, что это отличная практическая работа для введения в курс психологии.

Какие дополнительные факторы, кроме осторожного выбора уклончивых, но в целом положительных фраз, влияют на веру в результат гадания? Конечно, наивные и легковерные люди попадаются легче. Эффекту Барнума одинаково подвержены и мужчины, и женщины. Престиж и известность астролога влияют мало, но, в общем, никогда не вредно подчеркнуть, что он, скажем, пользуется тайными знаниями ассировавилонских жрецов, расшифрованными лично им по глиняным табличкам.

Важный фактор, - какие вопросы задает астролог для анализа. Например, больше веры тем, кто требует указать точное время и место рождения. Так, американский психолог Росс Снайдер дал своим испытуемым один и тот же гороскоп. Им оказались более удовлетворены те, у кого “для составления гороскопа* он спрашивал не только год и месяц, но и день, и час рождения.

Еще один важный фактор в действии эффекта Барнума состоит в том, что мы любим комплименты, но относимся с сомнением к критическим высказываниям в наш адрес. Это не значит, что гороскоп, чтобы в него поверили, должен состоять из одних восхвалений. Допустимы и указания на некоторые простительные недостатки характера. В одном эксперименте Снайдер и его сотрудники установили, что результаты астрологического анализа личности казались особенно приемлемыми в том случае, если в них было в пять раз больше положительных замечаний о характере, чем отрицательных. И напротив, люди отказывались узнавать себя в описаниях, содержащих вдвое больше отрицательных черт, чем положительных.

Еще один фактор, работающий в пользу эффекта Барнума, таков: к астрологам чаще обращаются люди несчастные, озабоченные, запуганные жизнью, впавшие в депрессию, опасающиеся будущего... Кстати, не объясняет ли этот набор симптомов внезапную веру в астрологию, охватившую наше общество в последние годы? Таким людям особенно нужна положительная и основанная на “древней науке” информация об их характере и будущем. Для них это еще и своеобразная форма психотерапии, ослабляющая волнения, страхи, неуверенность в будущем. В отличие от других форм терапии, которые требуют усилий от пациента, чтобы признать и понять свои внутренние проблемы, а затем изменить свое отношение к жизни и поведение, здесь требуется только дать астрологу сведения о времени и месте рождения.

С ходом времени предсказания кажутся все более и более оправдывающимися. На эту особенность памяти обратил внимание еще Фрейд: человеку свойственно помнить положительные высказывания о себе и своем будущем и забывать отрицательные. Важно и то, что услуги астролога, как правило, довольно дорого стоят. Заплатив за личную консультацию или за журнал, целиком посвященный гороскопам, вы подсознательно не пожелаете признать, что выбросили деньги зря. И еще один эффект, известный психологам. Гороскопы влияют на людей, для которых они составлены. Так, прочитав, что вашему знаку Зодиака свойственна особенная честность, вы будете стараться не ударить в грязь лицом и поддержать репутацию своего созвездия.

О вас, ребята, могут рассказать не только гороскопы, но некоторые ваши личные вещи.

Свет мой, шкафчик, расскажи…

Хироманты берутся определить характер человека по руке, графологи - по почерку, а вот психологи из Тьюлейнского университета (США) утверждают, что можно определить характер человека, заглянув в шкаф, где он хранит свои вещи. После многолетних исследований и наблюдений они пришли к следующим выводам:

  • люди, в чьих шкафах царит идеальный порядок (то есть повседневная и выходная одежда отделены друг от друга, вычищены и выглажены), крайне рациональны, часто являются образцом для подражания, не тратят времени впустую и весьма предусмотрительны;
  • те, чьи шкафы полны бумаг, старых писем, школьных тетрадок и всякого рода памятных безделушек - крайне замкнуты, никогда не делятся своими приятными воспоминаниями, очень чувствительны и легко ранимы;
  • если шкаф полон старых вещей, то это говорит о том, что их хозяин неисправимый мечтатель. Перебирая старые вещи, такие люди обожают строить планы... редко их осуществляя.

Ваши наручные часы могут сказать о вас многое

Считают американские психологи Фрэнк Каприо и Джек Лиеди

Дорогие часы. Если вы носите золотые или другие роскошные часы - значит, вы любите и умеете работать, ваша работа вам по нраву. Вы человек организованный и, похоже, добьетесь немалых успехов на выбранном поприще.

Модные часы. Если на ваших часах стоит имя или фирменный знак знаменитого модельера, дизайнера, стало быть, вы элегантны, аккуратны и любите, чтобы все было на своих местах.

Диковинные часы. Некоторые часы имеют два циферблата, другие приспособления, показывают фазы Луны и т. п. Люди, носящие такие часы, как правило, настроены игриво, легко смеются, любят розыгрыши - не спешат расставаться с милыми чертами характера, присущими детям.

Часы как украшения. Если вы предпочитаете часы, вмонтированные в браслеты, кулоны, брелки, кольца,- можно смело сказать, что вы любите окружающих вас людей, новые встречи и... поболтать.

Высокотехнологичные часы. Часы, оснащенные микрокалькуляторами, необычными будильниками, электронными “записными книжками”, присущи людям с деятельным умом, быстро устающим от однообразной работы, предпочитающим любопытные задачи, любящим поковыряться с техническими новинками.

Часы с римской нумерацией. Вы любите классическую музыку, хорошие рестораны, довольно консервативны, но аккуратны в одежде. Вас отличает пунктуальность и некоторый педантизм.

Часы с отметками вместо цифр. Вы отлично знаете, что хотите от жизни, у вас острый деловой ум. Не так уж легко оказать влияние на ваши убеждения.

Обычные цифровые часы. Вы человек, ищущий и артистичный, всегда придумываете какое-нибудь новое решение старой проблемы. Вы верите, что от быстрых действий больше пользы. Что касается одежды, вы отдаете предпочтение добротности и крепкости.

Без часов. Вы легки на подъем и совсем не ленивы. Вас можно отнести к тем людям, которые запросто поднимаются среди ночи - заняться каким-нибудь интересным делом. Вы способны найти самое лучшее решение проблемы, хотя не самое быстрое.

Цвет - зеркало души

Установлено, что и мужчины и женщины отдают предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше, чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются - в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т. д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает какой-то цвет, может меняться с течением времени, но ведь и наш характер, наше эмоциональное состояние тоже изменяется.

Итак, попытайтесь вспомнить, понять, почувствовать, какой цвет вы предпочитаете всем остальным (или какой цвет предпочитает близкий вам человек),- и сделать соответствующие выводы. Такую же по важности информацию несет в себе нелюбимый цвет, Итак...

Психологи утверждают, что так называемые “холодные” цвета (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти. А “теплые” цвета передают сигналы о силе, властности, активности и радостном настроении.

Красный - цвет страстей. Человек, который любит этот цвет, смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный. Чаще всего альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает, комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стремление к стабильности в отношениях.

Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. Но в геральдике этот цвет означает лицемерие и притворство.

Желтый цвет - символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, смелость, любопытство, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым трудно завязать знакомство.

Розовый - это цвет жизни, он говорит о потребности любить и быть добрее. Те, кому он нравится, люди впечатлительные и эмоциональные, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей прагматичных и рациональных такой цвет вызывает раздражение.

Коричневый цвет и все его оттенки предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги, кто ценит традиции, семью. Когда же такой цвет неприятен, это говорит о самолюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность.

Зеленый цвет - цвет надежды и открытого пути - в психологическом портрете несет немного иные функции. Люди, предпочитающие этот цвет, настойчивы, последовательны, иногда упрямы в достижении цели. Они очень разборчивы в знакомствах и не очень хорошо ладят с сослуживцами из-за собственной несговорчивости, негибкости, критичности, прямолинейности.

Синий цвет - цвет неба, его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если нравится синий цвет, это говорит о скромности и меланхолии, ровном, спокойном настроении, стремлении к сотрудничеству и взаимопониманию. Эти люди - хорошие и исполнительные подчиненные. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление всемогущего и всесильного. Но на самом деле он - образец неуверенности и замкнутости.

Белый цвет - это синтез всех цветов, поэтому он является “идеальным” цветом, “цветом мечты”. В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно передает и сияние света, и холод льда. Но, к сожалению, в психологическом отношении это малоинформативный цвет, поскольку, как установили исследования, его предпочитают люди с совершенно противоположными чертами характера. Единственное, о чем он может свидетельствовать - да и то косвенно,- об аккуратности и чистоплотности человека, предпочитающего этот цвет в своей одежде и в своем доме.

Черный цвет противостоит белому. Этот цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное (не будем брать в расчет траурную символику, которая только подчеркивает значение этого цвета), нередко воспринимает жизнь в мрачных тонах, неуверен в себе, несчастлив, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на более яркий, броский - показатель того, что пессимистические настроения часто развеиваются.

Серый цвет - любимый цвет рассудительных и недоверчивых, ранимых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Этот нейтральный цвет выбирают люди с повышенным эмоциональным контролем, те, кто предпочел бы оставаться в тени и не вступить в большое количество контактов.

Конечно, нельзя сказать, что сегодня мы полностью разобрались в своем характере. Но думаю, что некоторые до этого неопределенные черты своей личности стали для вас более понятны. А если вы еще и задумались над какими-то вещами, о которых мы сегодня говорили, если ваши раздумья действительно помогут вам разобраться в себе, в других, в ваших отношениях с этими другими – значит, нам повезло отыскать путь к цели, которую себе ставили.

Цели и задачи

— способствовать осознанию себя как личности со всеми присущими ей положительными и отрицательными чертами,

— закрепить представление о тех чертах, которые мешают жить в гармонии с собой.

Ход классного часа

Игровая ситуация: «Кто в зеркале»

Учитель.

Я в руки зеркало взяла,

Взглянула в отраженье

И вдруг совсем не поняла —

Какое наважденье, —

Кто в зеркале и почему?

Себя узнать я не могу.

А вы можете себя узнать? Возьмите маленький лист бумаги и напишите одним словом, кто вы.

Дети выполняют задание.

Учитель . Давайте прочитаем несколько определений.

Посмотрите, какие вы разные. В человеке иногда сочетаются порой совершенно противоположные качества: доброта и злость, лень и трудолюбие, храбрость и трусость. Самое главное, чтобы человек научился видеть свой поступок, анализировать его и, если надо, исправлять свои ошибки.

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Три товарища»

Учитель. Послушайте рассказ и подумайте, как бы вы поступили в данном случае?

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял...

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда еще далеко!

— А где ты его потерял? — спросил Леша.

— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул его товарищу.

— Бери, ешь!

Вопросы для обсуждения:

— Кто из мальчиков проявил участие по отношению к Вите?

— Чем позиция Володи отличается от позиции других мальчиков?

— В чем мы можем упрекнуть Колю, Лешу и Мишу?

Учитель . А вы не бываете равнодушными к людям? Иногда нас не просят о помощи, но мы должны видеть, что человеку плохо, и по мере своих сил постараться ему чем-то помочь.

Иногда люди ничегонеделанием делают очень плохо, как в рассказе В. Осеевой «Плохо».

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Плохо»

Собака яростно лаяла, припадая на задние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно?

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

Вопросы для обсуждения:

— Как вы можете охарактеризовать поведение мальчиков?

— Действительно ли мальчики не сделали ничего плохого?

— Почему же женщина их осудила?

— А может быть, вы узнаете себя в этом рассказе?

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «На катке»

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой понесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

— Я нечаянно... — сказал он, отряхивая с ее шубки снег. — Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

— Коленку...

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.

— Иди к нам! — позвали они.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело скользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и тихонечко плакала.

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, есть ли сходство в поведении Вити и мальчиков, описанных в предыдущем рассказе?

— Почему Витя не помог девочке?

— Что оказалось для него важнее заботы о ней?

Тренинг «Психологический портрет»

Дети делят лист на две части и пишут в каждой ответы на вопросы: «За что меня можно любить? За что меня можно ругать?»

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, человек может измениться?

— А что для этого нужно сделать?

Учитель. Если человек добрый, внимательный, честный, то у него всегда много друзей. А самое страшное... Что такое «самое страшное», мы узнаем из рассказа Е. Пермяка.

Чтение и обсуждение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное»

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Товарищей он бил. Девочек обижал. Собаке Пушку на хвост наступал. Кота за усы дергал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже бабушке грубил. Никого не боялся Вова. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его одного. Он к девочкам побежал. Но и девочки от него от-, вернулись. Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом поиграть, а кот на шкаф забрался. Решил Вова из-под шкафа ежика выманить, но ежик давно в другой дом перешел жить. Подошел Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Наступило самое страшное из самого страшного, что только бывает на свете: Вова остался один.

Вопросы для обсуждения:

— Так что же такое — «самое страшное»?

— Почему Вова стал одиноким?

— Почему человеку плохо одному?

Учитель . Действительно, человеку нужен друг, товарищ. Послушайте, как А Барто рассказывает об этом в своем стихотворении «Я люблю ходить вдвоем».

Я люблю ходить вдвоем

В поле, в лес, на водоем,

Я люблю пускаться в путь

Не один, а с кем-нибудь.

Я люблю кричать: «Гляди!

Посмотри! Постой-ка!

Видишь, речка впереди!

Лодок, лодок сколько!..»

И с обрыва, с высоты,

Я зову: «Ау! Где ты?

Погляди с обрыва,

Как вокруг красиво!»

Я один брожу по лесу

Психологический классный час

Тема: «Познай себя и окружающих»

Цели:

акцентировать внимание подростков на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития ;

научить осознавать и анализировать свои поступки в общении с окружающими;

дать возможность составить свой личностный психологический портрет, чтобы выявить определенные качественные характеристики.

Задача классного часа:

познакомить учащихся с приемами самопознания;

научить определять свои личные особенности;

развивать умение правильно оценивать себя и других;

способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше

Вводное слово психолога:

Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека - природа ничего не создала. И одно из увлекательных занятий - узнавать что-то новое о самом себе. Т ема нашего разговора «Познай себя и окружающих» . Эта тема стара как мир и неисчерпаема как вечность. Чего не знает человек? Человек не знает разве только предела своей силы. Люди ищут себя везде, только не в себе самих. Сегодня мы попытаемся, приоткрыть завесу тайны в познании себя.

Психолог Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»

Беседа «Нужно ли знать себя?»

Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.

Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как вы понимаете слова «самонаблюдение» (наблюдение за самим собою, своим состоянием, мыслями, чувствами), «самоанализ» (оценка своих собственных поступков и переживаний), «самоиспытание» (испытание себя, своих сил, способностей), «самооценка» (оценка самого себя, своих достоинств и недостатков)?

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку.

Психолог Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте с вами немного по рассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?

Мы подошли к определению термина «самопознание».
Самопознание - это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему. Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Тест «Это я»

Многие воспринимают тесты как развлечение, или при ответах на вопросы пытаются оценить не себя, а насколько точно угадал тест то, что человек уже о себе знал. Однако тесты нельзя воспринимать слишком прямолинейно, не преломляя через призму своих особенностей и личных ситуаций.

Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест? Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни. Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Упражнение «Имя-прилагательное»

Выполните следующее упражнение, быстро напишите семь прилагательных начинающихся на первую букву вашего имени. Вычеркните из списка те, которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать, с точки зрения вашего мнения о себе.

Вопросы учащимся:

Как вы думаете, человеку интересно познать себя?

А как еще можно познавать себя?

Можно ли познавать себя, полагаясь только на собственный разум, опыт?

Ответы учащихся

Психолог Да, только одного разума и собственного мнения и опыта не будет достаточно. Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих? Это правильно?

Окружающие не всегда могут правильно нас оценить. Человек может познавать себя, только сравнивая себя с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания как единственно верный тоже не подходит.

Вопросы студентам:

Нужно лучше узнать себя, свою самооценку?

Как вы думаете, что лучше: переоценить себя или недооценить?

Ответы учащихся

Психолог А сейчас вашему вниманию мини - лекция «Что такое самооценка?

Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

Тест «Самооценка»

Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.

Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

Вопросы учащимся

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоиспытание»?

А как долго может длиться познание самого себя?

Ответы учащихся

А сейчас мы проведем с вами самоиспытание, которое покажет, знаете ли вы себя? К примеру, какая у вас память? (пригласить к доске студента уверенного, что у него плохая память). У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам: Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (студент у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Для начала предлагаю вам ответить на вопрос: «Какого человека можно назвать уникальным?»

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

Это человек, который отличается от других людей.

Это необычный, странный человек, чудак.

Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов

Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра «Кто я? Какой я?»

Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете. (зачитывается несколько работ)

Заключение

Наш психологический час подошел к концу, я всем очень благодарна, за активное участие. Да. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Подведем итоги нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!