Сколько киргизов в мире. История белых киргизов

Кыргызы - корни которых уходят в глубокую древность, теряясь в тьме тысячелетий, таят в себе не мало тайн и загадок. Конец III в. до н. э. это лишь первое упоминание кыргызов, которое, отнюдь вовсе не означает, что они произошли именно тогда.

Кто знает, какой путь исторического развития прошли древние кыргызы до их первого появления в письменных источниках.
Неизвестно ни время, ни место их происхождения, и кто были они вообще?

Однако, со всей очевидностью можно полагать, что древние кыргызы, являлись древнейшим западно-тюркским племенем, исконной территорией происхождения которого могла быть Великая степь, Восточный Казахстан.

Вместе с тем, нельзя исключать и районы Горного Алтая.

Древние кыргызы принадлежали к наиболее чистым тюркским племенам (антропологический тип, материальная и духовная культура, образ жизни, территория обитания, язык), что и сохранили до сих пор.

Уже к периоду Раннего Средневековья существовало две ветви древних кыргызов, обитавшие на различных территориях. «Западная» обитала в районах Восточного Притяньшанья, а другая - «Восточная», поселилась в междуречье Абакана и Енисея, в Минусинской котловине и, поработив местное «динлинское» население, создало здесь «Кыргызский» бийлик (владение).

Во II пол. VI века или в нач. VII века н. э. «Западные» кыргызы переместились на Алтай, к западу от своих «Восточных» соплеменников и, соединившись с ними образовали древне-кыргызское государство, упоминающееся в китайских источниках того времени, как «Хагяс» («Кыргыз»),

Первое появление племен древних кыргызов в Средней Азии следует отнести к VIII в. н. э., когда часть «Западных» кыргызов-кочевников, вместе с родственными им племенами карлуков проникли в Среднюю Азию и обосновались в долине Таласа и в районах Западного Тянь-Шаня. Здесь ими были оставлены известные таласские древне-тюркские рунические надписи, расположенные в долине Таласа. Во II пол. VIII-I пол. IX вв. здесь существовал бийлик (владение), возглавляемый и управляемый династией Кара-Чоров, выходцев из «Таласских» кыргызов. «Таласский» или «Тюркский» бийлик, после известных событий перерос в «Тюркский» каганат (государство Караханидов).

Сер. IX - нач. X вв. было временем безраздельного господства на просторах Центральной Азии Великого каганата «Кыргыз». Этот период в истории именуется «Кыргызским ве- ликодержавием». В Монголии, и в других районах Центральной Азии, в то время владыками были древние кыргызы государства «Хагяс» («Кыргыз»), сокрушившие в 840 году государство древних уйгуров, которое до этого господствовало в Центральной Азии. Именно тогда другая часть «Западных» кыргызов-кочевников проникла в районы Центрального Тянь-Шаня и обосновалась там, войдя в состав Караханидских тюрков.

«Таласские» и «Тянь-шаньские» кыргызы играли важную роль в образовании Караханидского каганата. Династия Караханидов происходила из потомков Кара-Чоров, выходцев из «Талас¬ских» кыргызов.

Во II пол. X века границы государства «Хагяс» («Кыргыз») сузились, тяготея к Иртышу, Алтаю и Южной Сибири. «Западных» кыргызов-кочевников в этом государстве оставалось мало, а «Восточные» кыргызы, ведшие полуоседлый и оседлый образ жизни тяготели к родным берегам Енисея, в благодатную Минусинскую котловину и не были пригодны для обитания в степях Центральной Азии, и тем более заниматься кочевым скотоводством.

Противостояние двух общин, малочисленной «Западной» - кочевой и более многочисленной «Восточной» - оседло-земледельческой создавало противоречия и нарушения единства в древне-кыргызском государстве, приводило к возрастанию прений между населением, а в конечном счете к утрате единства и ослаблению всего государства.


Тем временем, уже в I пол. X века хозяевами Монголии и других районов Центральной Азии стали кочевники кара-китаи. На западе усилились многочисленные кимако-кыпчакские племена, которые постоянно совершали набеги на малочисленных «Прииртышских» кыргызов-кочевников, впрочем и на «Восточных» кыргызов тоже. В результате, кыргызы были вытеснены к востоку и к югу от Прииртышья и Алтая. «Восточные» кыргызы были оттеснены в районы Среднего Енисея, а «Прииртышские» кыргызы-кочевники на север Джунгарии, где и были покорены кимако-кыпчаками. Они составляли область Кыркар(а) хан, и с тех пор, за ними закрепилось еще название - Кыркаринские кыпчаки.

В нач. XII века «Прииртышские» кыргызы, под давлением кймако-кыпчаков и кара-китаев передвинулись на юго-запад, к Тянь-Шаню и обосновались в бассейне р. Или.

Примерно в 1127 году произошло воссоединение Караханидских кыргызов (Кара-кыргыз) с «Прииртышскими» кыргызами в одну этническую общность, которая представляла собой объединение племен правого - «Онг» и левого - «Сол» крыла.

Примерно в 1128 году в пределы Восточно-Караханидского каганата вторглись кара-китаи, которые были разбиты киргизами, во главе которых стоял великий каган Ахмед, глава Восточных Караханидов. После чего кара-китаи убрались восвояси. Однако там, им удалось собрать большую силу. Местопребывание они утвердили в Бейжине (Бейтин-Бешбалык).

Примерно между 1128-1130 или 1130-1133 годами киргизы, во главе с верховным каганом Восточных Караханидов совершили далекий поход на Бейжин (Бейтин-Бешбалык), против кара-китаев, и нанесли им поражение. Это событие легло в основу «Великого похода» в эпосе «Манас».

Разбитые части кара-китаев бежали в долину р. Эмиль. Здесь к ним присоединились их собратья и другие племена, переселившиеся сюда еще до этого, а также местные многочисленные тюрки.

Затем следует усиление кара-китаев, их захват Баласагуна (в Чуйской долине), Кашгара и Хотана, за которыми последовали походы против кыргызов, которые и явились причиной вынужденного их ухода из Средней Азии, на северо-восток, к Иртышу и Алтаю.
Тама, вновь столкновения, но уже с самым сильным народом Западной Монголии того времени - найманами. В результате «Среднеазиатские» кыргызы уходят еще дальше, на северо-запад Алтая.

В Монгольский период «Среднеазиатские» и «Восточные» кыргызы жили рядом, и вместе составляли страну или область «Кыргыз», которая охватывала территорию от Обь-Иртышского междуречья, на западе, до районов Среднего Енисея на востоке.

Во время военных столкновений с монголами, часть правого крыла «Среднеазиатских» кыргызов ушла на юго-запад, в Притяньшанье и была в составе государства Могулистан. Впоследствии, когда «Среднеазиатские» кыргызы вновь возвратились в Среднюю Азию, они вошли в состав правого крыла кыргызского народа ввиде родоплеменного подразделения «монолдор».

Во II пол. XV века, в результате военных столкновений с калмаками «Среднеазиатские» кыргызы вновь возвратились в Среднюю Азию.

Все это, в непростой и неоднозначной форме отражено в эпосе «Манас», который является своеобразным зеркалом истории кыргызов.

КИРГИЗЫ - тюркский народ. Являются основным населением Киргизии, где их численность составляет 3,8 миллиона человек. Проживают также в других государствах Средней Азии и сопредельных с ними странах. Киргизское население имеется в Узбекистане (около 250 тысяч), Китае (160 тысяч), России (100 тысяч), Таджикистане, Казахстане, Турции, Украине.

Общее количество киргизов в мире может составлять до 4,5 миллионов. При этом цифра носит приблизительный характер, так как не всегда хватает точных данных, по некоторым странам имеются лишь приблизительные оценки. Киргизский язык входит в алтайскую языковую семью, тюркская группа. Для письма пользуются русским алфавитом. По религиозным взглядам большинство киргизов являются мусульманами суннитской ветви.

Предки киргизов происходят из двух регионов. Во-первых, это жители Центральной Азии и Южной Сибири. Во-вторых, среднеазиаты. Формирование киргизского этноса заняло примерно пятьсот лет. Оно началось на границе 1 и 2 тысячелетия нашей эры, закончилось в 15-16 веке. Немалую роль в этом процессе сыграли енисейские киргизы. Они переселились в тянь-шаньский регион в 9-10 веках.

Считается, что историческая прародина киргизов - северо-запад Монголии. В 9 веке енисейские киргизы покорили многие племена региона, распространив свою власть вплоть до Маньчжурии и Туркестана. Они занимались преследованиями уйгурского народа, что и привело киргизов в Тянь-Шань.

Позже ситуация изменилась. Многие захваченные земли были потеряны в результате столкновений с киданями. Были образованы два киргизских княжества, но они не просуществовали долго. Близился период монгольских завоеваний. Под напором Чингисхана эти государства утратили независимость в 1209 году. Много позднее, в 16 веке, русские впервые достигли Енисея и встретились с киргизами, которые к тому времени стали немногочисленной группой.

Тем временем в Притяньшанье возникла киргизская народность в ее современном виде. Под ее началом были объединены многие племена тюрков, монголов, казахов. Окончательно формирование народа завершилось в 18 веке. В следующем столетии упрочились отношения между киргизами и русскими. Первые начали принимать российское подданство, пока к 1870-м годам Киргизия не вошла в состав Российской империи. После Октябрьской революции была создана Киргизская ССР. Распад СССР в 1991 году привел к возникновению независимого государства - Республики Кыргызстан.

Традиционным занятием киргизов было скотоводство. Часть народа проводила в кочевьях почти всю жизнь, другие - лишь отдельные периоды годичного цикла, а в остальное время жили оседло. Изначально главными животными были лошади и верблюды. После присоединения к Российской империи произошел рост овцеводства, стало больше и крупного рогатого скота.

В силу климатических особенностей (жаркий и засушливый климат) земледелие играло у киргизов меньшую роль. Также киргизы издревле славились как хорошие охотники. Ремесленники народа изготавливали ковры, войлок, ткани, циновки, обрабатывали дерево и кожу, занимались производством ювелирных изделий, кузнечным делом. В районе Памира была распространена добыча золота и горного хрусталя. Продавали уголь.

В СССР наметился переход киргизов к оседлому образу жизни. Была осуществлена механизация сельского хозяйства, оседлости также способствовал промышленный рост. Сформировался класс интеллигенции. В настоящее время киргизы сочетают высокий уровень развития с преданностью традиционной культуре. Популярны спортивные состязания - скачки и борьба верхом, называемая энищ. Сохранился фольклор - песни, музыка, героическое эпическое произведение «Манас», импровизационная поэзия акынов.

Наверняка представители любого этноса на земле задаются вопросами: Кто мы? Откуда? Куда идем? «Азаттык» сделал подборку из интересных предположений и научных гипотез о происхождении кыргызов, их общих корнях с другими народами и известными историческими личностями.

С кыргызов начиналась жизнь на земле

Соратник известного своими эксцентричными высказываниями Арстана Алая Мирлан Асакеев на пресс-конференции в декабре 2011 года заявил, что с кыргызов начиналась жизнь на земле. По его словам, Y-хромосому первого на земле человека - Адама - носят кыргызы, они-то и сохранили первозданный ген человечества на земле.

В начале пресс-конференции Мирлан Асакеев заявил, что он имеет доказательства своих высказываний, но в конце сообщил о том, что Арстан Алай получил информацию через послание («аян»). Поэтому пока его слова трудно назвать даже гипотезой.

Кыргызы - первородные арийцы, прародители всех людей на Земле

В Интернете мы наткнулись на еще одну, научно не подтвержденную, гипотезу о том, что кыргызы - первородные арийцы, прародители всех людей на Земле. Опубликовавшие на своих страницах информацию сайты ссылаются на некоего историка Муртазалиева.

Муртазалиев заявил, что «Иисус, которого на самом деле звали Есен, был арийцем, именно поэтому евреи его и убили, жертвенное тело омыли в водах гималайского озера Манас». «После чего он воскрес. Поскольку описывающий всё это эпос «Манас» есть только у киргизов, то, значит, киргизы – и есть те самые первородные арийцы. Прародители всех людей на Земле», - cказал Муртазалиев.

Кыргызы – «потерянное» колено евреев?

Американский исследователь Ричард Хьюитт в 2006 году опубликовал статью (www.centrasia.ru), в которой выдвинул гипотезу о том, что эпос «Манас» и Библия имеют общие корни. Он сравнил кыргызского героя Манаса, сына Жакыпа, с библейским Манассием - сыном Иакова.

Хьюитт пишет, что «Манас, сын Жакыпа, почти не отличается от еврейского Манассии, сына Иакова». «Сейчас, спустя 2 700 лет после исчезновения из истории племени Манассии, мы находим то же самое имя, которое принадлежит центральному герою кыргызского эпоса. Этот отец кыргызов найден именно там, где и предполагали его найти антропологи по Библии. Все соответствует библейским записям. Значение этого открытия нельзя недооценивать. Это, несомненно, единственный и самый значительный антропологический ключ, помогающий кыргызам определить свое происхождение», - написал Хьюитт.

Ричард Хьюитт отмечает, что кыргызы не взяли это имя из Библии или религиозных бесед. «И маловероятно, что кыргызы получили это имя от несторианцев, миссионеров или еврейских купцов. Только члены самого племени Манассия могли сохранить это имя через 2700 лет после того, как были захвачены», - предполагает исследователь.

Аттила - предок кыргызов

Иллюстрация из книги "От Атиллы до Президента" Ф.Сибагатуллина

Профессор, декан гуманитарного факультета КРСУ Амангельды Бекбалаев 27 сентября 2011 года представил свою книгу «Аттила - предок кыргызов», в которой исследует и приводит доказательства о том, что кыргызы и гунны - это один народ .

Амангельды Бекбалаев рассказал, что предки современных немцев - это готы, которые в свою очередь делились на вестготов и остготов. В сказаниях остготов фигурирует имя Аттилы, известного предводителя гуннов.

Ученый привел культурологические аспекты для доказательства своей теории. Как он отметил, сведения о том, что гунны, то есть древние кыргызы, прошлись по Европе, имеются и в кыргызской Санжыре нескольких авторов. Бекбалаев рассказал об археологических находках, доказывающих связь двух народов, о принципе единственного наследника, применяемого как у кыргызов, так и у гуннов и, наконец, о ДНК-исследовании. По его словам, ученые провели тестирование генов 600 кыргызов, и у них было выявлено от 20 до 40 европейских генов.

Чингисхан кыргызских кровей?

В газете «Общественный рейтинг» опубликована статья историка Табылды Акерова о том, что родословная Чингисхана действительно имеет прямую связь со степными кыргызскими племенами древней Тувы, потомками которых являются тувинские рода куулар, монгуш и кыргызские племена саруу и мунгуш.

В его статье говорится, что родословный список рода баржугинов возглавляли 9 праотцов Буданчир-Бука (Томо): Дутумин, Кайду, Байсангур, Тумен, Кабулхан, Бартан, Эсугей и Темучин (Чингисхан). Возможно, 9 колен праотцов косвенно указывают на принадлежность рода Чингисхана к потомкам Огуз-хана, одними из которых были кыргызы, кыпчаки, тогуз-гузы, усы и пр. Это также может указывать на значение имени героя Чынгыз (Чын Огуз, истинный, крепкий) хан, первую часть которого легко сопоставить со средневековыми именами Темучин (Темирчын, Чынтемир - каленое железо, булат), Буку Чин (Чин Буку) и т. д.

«По преданию, все трое сыновей Алангова имели европеоидные черты лица, голубые глаза, рыжие волосы, что отразилось на названии рода баржугин, что значит «бледно-желтый человек с голубыми глазами». И это повторилось в 9-м колене потомков. В результате, все дети Эсугей-хана родились с резко выраженными европеоидными антропологическими признаками. Отметим, что значение «барджигин» соответствует значению слова «алангова», которое восходит к тюркскому ала куба или ала куу (белый, бледно-желтый, бледнолицый или белая лебедь).

Следовательно, Алангова могла иметь непосредственное отношение к предкам тувинского рода куулар, которые, очевидно, в древности представляли один из осколков енисейских кыргызов в монгольских степях. Родословная детей Алангова отражала слияние двух этнических групп в один этнос, каковыми являлись ранние монголы, великаны и герои степей мангу, которые представляли смесь енисейских кыргызов с монголоязычным населением Степи. Согласно родословной, от 9 вышеназванных праотцов Чингисхана разошлись племена кият (кыян - селевой поток или ветер - желден), джалчут, манкыт, барлас, конурат, катаган, дулат и другие, которые составляли основной костяк вновь образованного монгольского этноса. И все эти племена играли важную роль в процессе формирования кыргызского народа на тяншаньском этапе его развития», - говорит историк.

Ни для кого не секрет, что киргизы и казахи – народы родственные, у них схожие обычаи, языки и традиционная одежда. Даже приготовление блюд национальной кухни и свадебные обряды во многом совпадают. В различных документах Российской империи казахи часто назывались киргизами.
И все же, это два разных народа. Они отличаются друг от друга не только тем, что одни живут на бескрайних просторах Центральной Азии, другие – в горах Тянь-Шаня, Северного Памира и по берегам легендарного озера Иссык-Куль. В чем же на самом деле заключается различие между казахами и киргизами?

Древний народ

Согласно историческим данным, киргизы – народ очень древний. Эти тюркоязычные кочевники-скотоводы испокон веков обитали в верховьях Енисея и на территории Южной Сибири, затем они перебрались в восточный Тянь-Шань. Еще в III веке до н.э. китайский летописец Сым Цянь упомянул в своем произведении «Ши цзи» о государстве киргизов.

История этого народа знает много побед и поражений, владения кочевников-скотоводов то разрастались до огромных размеров, то уменьшались под давлением не менее воинственных соседей. Так, в IX веке Кыргызский каганат захватил уйгурское государство, распространив свое влияние на Монголию и Тыву. Но во времена походов Чингисхана киргизы, как и многие другие народы, были поглощены завоевателями. После распада Золотой и Белой Орды, основанных монголами, большинство киргизов мигрировали на Тянь-Шань и север Памира, где живут и сейчас.

Длительная история народа отразилась в устном творчестве. Киргизы создали самый объемный поэтический эпос в мире, повествующий о жизни богатыря Манаса, который объединил свой народ, согласно легенде. Эпос передавали из уст в уста. Одна из версий «Манаса», записанная в исполнении известного народного сказителя Джусупа Мамая, была опубликована в 18-ти томах, выходивших в г. Урумчи с 1984 по 1995 годы.

Молодой народ

Казахи – очень молодой народ, а по сравнению с киргизами – просто новорожденный. Первые исторические упоминания казахов датируются серединой XV века. Керей и Жанибек – два султана из династии Чингизидов – были недовольны властью хана Абул-Хайра, который возглавлял Узбекский улус (это государство возникло после распада Золотой Орды). Недовольные султаны увели свои племена в степи, расположенные на юго-востоке современного Казахстана.

Поскольку тюркское слово «казак» использовалось многими людьми для обозначения свободного, вольного человека, отказавшегося жить, подчиняясь властям, то племена Жанибека и Кирея стали называть себя именно так. Ведь они самовольно покинули Узбекский улус ради свободной жизни.

Официальные структуры Российской империи, в XVIII веке продвинувшей свои границы далеко на восток и активно заселявшей Урал и Южную Сибирь, столкнулись с проблемой. Нужно было как-то различать казаков, живущих на Дону и Кубани, от тюркоязычных кочевников-скотоводов, называвших себя тем же словом. Поэтому появился этноним «киргиз-кайсак». О народе киргизов русские хорошо знали, а «кайсак» – это исковерканное слово «казак».

Впоследствии дополнение «кайсак» исчезло из составного этнонима, и казахов в Российской империи стали именовать просто киргизами, не утруждаясь излишними разбирательствами. Самоназвание народа «казак» было утверждено уже при советской власти, а в 1936 году руководство СССР решило ввести этноним «казах» – опять, чтобы избежать путаницы с казаками. Так и повелось.

Матриархат

Изначально у тюркоязычных кочевников-скотоводов был матриархат. Отдельные историки отмечают, что женское правление племенами Центральной и Средней Азии закончилось примерно в V веке н.э. Хотя процесс утверждения патриархата шел неравномерно, и имеются свидетельства путешественников об отдельных женщинах-правительницах, которые даже участвовали в военных походах наравне с мужчинами, вплоть до XIII века.

Будучи древним народом, киргизы сохранили многие традиции матриархата, что заметно даже сейчас. У этих людей настоящий культ женщины-матери, а слово хозяйки домашнего очага для ее детей – это закон. И даже влияние ислама, который киргизы приняли вместе с другими народами Средней Азии, мало отразилось на отношениях между людьми в семье.

Жителям Российской империи было известно о матриархате, бытовавшем у киргизов. Не случайно ода «Фелица» известного поэта Гавриила Державина (1743-1816 гг.), посвященная Екатерине II, начинается так: «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды! Которой мудрость несравненна…» Далее из текста ясно, что именно эта «царевна» мудро и добродетельно управляет всем государством, к чему автор призывает и российскую императрицу.

В эпосе «Манас» также есть упоминания традиций, свойственных матриархату. Так, после гибели главного героя его сын Семетей воспитывается в семье своего дяди Исмаила (старшего брата матери, которую звали Каныкей). То есть, ответственность за ребенка возлагается на его родственников по материнской линии, ведь и сам малыш считается продолжателем этой династии.

У казахов, которые как народ сформировались гораздо позже, когда патриархат уже прочно засел в головах людей, в том числе и под влиянием религии, женщины играют не меньшую роль в семье, но делают вид, что все решают мужчины. Все-таки традиции кочевой жизни, когда главное слово было за матерью, хранительницей очага, все еще крепки в народном сознании.

Головные уборы

Национальная одежда двух народов во многом похожа, но есть и некоторые отличия. Например, киргизский мужчина носит ак колпак – головной убор конусообразной формы с полями, который шьется из четырех клиньев белого войлока, расширяющихся книзу. Ак колпак традиционно украшается этнической вышивкой.

А национальный головной убор казаха – айыр калпак представляет собой шляпу с полями, загнутыми кверху. Она изготавливается из тонкого войлока, а снаружи отделывается бархатом или атласом, расшитым золотыми нитями у богатых людей.

Киргизские женщины носили элечек – сложный и объемный головной убор, стоящий из нижнего платка, шапочки, тюрбана и верхнего платка. На изготовление тюрбана состоятельных женщин уходило до 30 метров белой ткани, такой элечек украшали подвесками из драгоценных металлов.

Казахский традиционный женский головной убор называется кимешек. Он проще и состоит всего из двух частей: белого платка и тюрбана, который наматывается сверху. И ткани на изготовление кимешека тратилось гораздо меньше.

Как отмечают этнографы, различия в головных уборах двух народов обусловлены тем, что киргизы жили в горах. Ак колпак прекрасно спасал мужчин от летнего зноя и злых зимних ветров, а ткань элечека использовалась для перевязки раненных, ведь во время кочевок по горным ущельям травмы случались довольно часто.

Язык и произношение

Отличить представителей двух народов проще всего по произношению. Хотя киргизский и казахский языки похожи друг на друга больше, чем русский и белорусский, ученые все же относят их к разным подгруппам.

Изначально киргизский язык, на котором говорили жители верховий Енисея и Южной Сибири в III веке до н.э., относился к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков. Но постепенно под влиянием соседних племен он изменился и теперь относится к киргизско-кыпчакской подгруппе, в которую также входят южноалтайский и ферганско-кыпчакский языки.

Казахский ученые-лингвисты распределили в кыпчакско-ногайскую подгруппу вместе с ногайским, карагашским и каракалпакским языками.

То есть, этнически казахам ближе ногайцы, а киргизам – алтайцы.

По утверждениям лингвистов, произношение казахов ближе к русскому, а киргизы говорят значительно жестче и тверже. Кроме того, большинство фраз они произносят на выдохе. Если в слове есть слоги «чэ» или «чы», то киргиз так и скажет, тогда как в устах казаха это будут «че» и «чи» (заметно мягче).

А сдвоенные гласные киргизы произносят на одном выдохе, как в случае названия горного хребта Ала-Тоо. В отличие от них казах сделает чуть более длинную паузу между двумя звуками «о», чтобы отделить их друг от друга.

Если крымская Сугдея у славян произносилась как Сурожь, то, вероятно, и само название народа сугдийцев/согдийцев у славян произносилось как сурожане или сурожцы; древние троянцы возможно называли согдийцев сергестцами. Учитывая склонность у звуков С и К меняться местами, одним из вероятных названий сергестов могло быть кергесты, что очень близко к современному этнониму киргизы. Есть ли что-то общее между согдийцами и киргизами? Возможно, никакой связи между киргизами и согдийцами нет, но, тем не менее, я позволю себе изложить ряд бесспорных фактов, между которыми может существовать связь.

Основываясь на данных китайских историков, вот что писал о енисейских киргизах того времени В. В. Бартольд в своей монографии Киргизы: «Черты наружности перечисляются не при описании Бо-ма, но при описании киргиз: «рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза». Такие же черты наружности, так мало соответствующие современному киргизскому типу («красные волосы и белая кожа») приписываются киргизам в рассказе персидского автора 11 века Гардизи, заимствованном, по-видимому, у писавшего в 7 веке (умер 757 г.) Ибн-Мукаффы: по этим признакам Ибн-Мукаффа считал киргиз родственниками славян. Китайцы говорят еще, что по языку киргизы отличались от Бо-ма; приводится несколько киргизских слов (например, слово ай - месяц), из которых видно, что киргизы уже в то время говорили на одном из наречий турецкого языка. К туркам по языку причисляют киргиз и мусульманские авторы.
Из всего этого, по-видимому, можно заключить, что киргизы были отуреченными енисейскими остяками и вели войны со своими родичами, сохранившими свой прежний язык. У енисейских остяков сохранились предания о нападении на них «сверху», т. е. с юга, могущественного народа килики; но, конечно, эти предания могут относится и к более поздним событиям.
Народ Бо-ма не достигает политического объединения; каждая община имела своего начальника, независимо от других, тогда как во главе киргиз стоял единоличный владетель, носящий в китайской истории титул «ажо». Ни в турецких, ни в других, кроме китайских, источниках этого титула нет; проф. Н. Н. Кузьмин думает узнать его в русском документе 1701 года, где упоминается «езерский (езеры - один из киргизских родов) судья Ожо» (ниже Ожо и Оджа). В документе 1700 года встречается имя Ботиажо, причем вторую часть этого имени можно толковать как титул».

В 758 году енисейские киргизы были завоеваны уйгурами, но уже в 840 году киргизы отвоевали свободу. Китайские летописи упоминали, что язык киргизов этого времени был сходный с языком уйгуров (тюрко-язычный народ). В арабских летописях восьмого века нашей эры для киргизов Енисея появляется современное название киргизы. В девятом веке киргизы завоевали Монголию, имели дружеские отношения с таджиками, арабами и Китаем, а правитель киргиз принадлежал к династии, родственной китайской правящей династии. В это время у енисейских киргизов был свой алфавит и письмо, они добывали металлы и мускус на экспорт, причем в те годы киргизский мускус считался одним из лучших, приравнивался к тибетскому по качеству, после которого шел согдийский мускус из района реки Зарафшан. Арабские купцы привозили к киргизам караваны шелка.

В эту эпоху китайские летописи называют киргизов хагасами и харгисами, а государство их считалось вторым по величине в этом регионе и простиралось от Енисея до Байкала на восток, до реки Обь на запад и до Тибета на юге. Путь к енисейским киргизам для китайцев лежал через горы Тань-мань, «черные горы», - так в китайских летописях назывались Саянские горы. Река Енисей в то время носила название Кем/Кэм; только позже тунгусы переименовали ее в Енисей, Ионеси, означающее «большая вода» (В. В, Бартольд, Киргизы, стр.14). К юго-западу от киргиз, между Саянами и Алтаем жил народ Азы; на востоке соседями киргиз был народ Ду-бо/Туба, который отождествляют с современными самоедами; на юго-востоке соседями киргиз были Курыкан/Кури/Фури (считавшиеся киргизским народом, говорящем на отличном от киргизского языке, - предположительно, предки якутов) и Баргуты/Баргу/Буруты; соседние народы часто называли киргизов бурутами.

Учитывая, что западными соседями Енисейских киргиз был народ кимаки, проживавшие в те годы на реке Иртыш, можно предположить, что либо кимаки и киргизы были родственными народами, либо до появления киргиз на реке Кем/Енисей, там жили кимаки, от которых и сама река вероятно называлась Кем (еще до сих пор ханты называют эту реку Каменная Обь - возможно есть какая-то связь между словами Кемь и камни), но после прихода киргиз кимаки мигрировали на запад. Вполне возможно, что современные фино-угорцы коми являются родственниками енисейских кимаков, а современная река Кама названа коми, жившими в прошлом на Каме, в память о реке, которая сегодня называется Енисеем. Если это не так, то тогда очень трудно объяснить следующий факт: современный народ коми называют зырянами, а встарь называли сырьянами, серьянами, сурьянами. Манси называют коми saran, а ханты - saranjax (М. Фасмер). Возможно, что коми и киргизы мигрировали от Енисея за Урал совместно, так как коми называют коми-зырянами. Любопытно, что хантийская форма SARANJAX почти совпадает со славянской СУРОНЖ (Геродот (3.9, 3.17) писал также про племя Сарангов, которое проживало где-то в Азии возле реки Акес). Интересно и то, что современный самоедский народ, проживающий на реке Кон, притоке Енисея выше Красноярска, называется камасинцы, как предполагают, этот этноним связан с гидронимом Кон; а народ самоядь был также и соседом камской коми.

Аналоги этнонимов/топонимов для кимаков/коми были в Средиземноморье, Индии и Средней Азии: народ камуны в Реции, озеро Ком возле Альп, город Ком в Кельтике, Коммисена в Парфии-Армении, Кима в Ионии и Эолии, иранский коневодческий народ камбоджа, упоминаемый в Махабхарате, и локализируемый согласно одним - на севере Пакистана, согласно другим - н юге Киргизстана в горах Памира (Г. М. Бондар-Левин, Индия в древности, стр. 217); народ Коми упоминал Птолемей (6.11) на юге бактрии, а также народ Комеди (Комоеды?) на юге страны Саков. Любопытно, что в древних легендах индийцев упоминались Киннары, - добрые полубоги с конскими головами; в мифологии древней Греции упоминаются Кентавры, полулюди полукони. В греческой мифологии древний народ кентавры зачастую упоминаются вместе с другим древним народом - лапифами, о которых Страбон писал, что они принадлежат к пеласгийским народам (Страбон, 10.5.20), и с которым у кентавров была битва, в которой победили лапифы. Геракл и пелопиды вели войны с кентаврами и лапифами, в которых почти все кентавры и лапифы были уничтожены (Аполлодор, 2.5.4, 2.7.7), но часть уцелевших кентавров взял под свою защиту Посейдон. Бросается в глаза не только сходство названий - Киннары, Кентавры, но также и созвучие с общеславянским словом конь, означающим лошадь, а также покровительство водного бога Посейдона, священным животным которого был конь. Одна из старых форм произношения слова конь это комонь, что могло быть исходной формой для образования этнонимов коми, кимак, камбоджи, что возможно буквально значило коневоды (имя персидского правителя, которое греки произносили как Камбиз, у персов звучало как Kambujiya). Любопытно, что существует необъяснимый разброс слов обозначающих лошадь в индоевропейских языках: конь в славянских (лошадь считается заимствованным из тюркских языков; на монгольском, бурятском, калмыцком, казахском и киргизском конин/хонин это овцы, козы), horse на современном английском, hros на старонорвежском, старошведском, и староверхненемецком, eoh на староанглийском, ;;;;; на греческом, asvas на санскрите, гхора на языке хинди, equus на латинском, asva на литовском, asuwa на хеттском, а также sisu на аккадском и сус на иврите, murnisqu и sisu на аккадском, yuk/yakwe на тохарском, aspa на авестийском, ech на староирландском, epo на гальском, eku на венетском.

В десятом веке киргизов покорил монгольский народ кытаи, который в течении длительного времени господствовал в том регионе, включая север современного Китая; именно от названия этого народа мы и называем Китай Китаем (В. В, Бартольд, Киргизы, стр.24), хотя, строго говоря, это неправильно, так как народ, называемый нами китайцами называет себя чинами/синами, откуда и этноним China в английском языке (по имени правителей династии Чин, правившей во втором веке до нашей эры). В двенадцатом веке киргизов покорил Чингисхан; упоминалось, что в его эпоху киргизами правил Урус-Инал, а В. Бартольд пишет, что рассказ о покорении киргизов Джучи-ханом, сыном Чингис-хана, сохранился и у киргизов Тянь-Шаня. В этот период появляется легенда о происхождении киргиз, в которой этимология этнонима киргиз возводится к двум основам: кырк-кыз, означающее сорок-дев. Арабский автор Рашид-ад-дин писал о том, что помимо сельского хозяйства и металлургии, в эти годы у киргиз развивается шелковая индустрия: в стране киргиз поселились китайские ремесленники, организовавшие местное производство шелковых тканей, - случай для этого региона уникальный.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!